Примеры гипотезы. Основные свойства гипотезы. Объяснение «не научным» языком

Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточне­ны;

б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся мето­дик.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те след­ствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, ко­торые необходимо выполнить для достижения поставленной в ра­боте цели, решения проблемы или для проверки сформулирован­ной гипотезы исследования.

Примеры.

"Гипотеза. Эффективность решения психодиагностических задач в значительной степени определяется выбором стратегии диагно­стического мышления психологов.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. На основе теоретического изучения психолого-педагогичес­кой литературы выявить основные характеристики диагностического поиска и сформулировать принципы моделирования психо­диагностических задач.

2. Построить психодиагностические задачи, моделирующие трудности обучения.

3. Разработать лабораторную методику исследования процесса решения диагностических задач, воспроизводящую логику поста­новки психологического диагноза в реальных условиях.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей решения диагностических задач практическими психологами и учи­телями".

Основные гипотезы.

Гипотеза состоит в том, что существуют связи между выска­зываниями личности, представленностью качеств в почерке и представленностью в физиогномике.

Предполагается, что за отдельными чертами лица стоят качества, которые "читаются" окружающими.

За начертаниями букв, за их особенностями также стоят при­знаки отдельных свойств и качеств личности, по которым можно судить о человеке.

Частные гипотезы.

Имеются зоны, где наиболее точно можно определить харак­теристику личности по почерку.

Имеются зоны, где наиболее точно можно определить харак­теристику личности по физиогномике.

Имеются зоны, которые могут быть эффективно определены по вербальным характеристикам.

Для проверки гипотез решались следующие основные задачи:

Определить по литературным источникам направления, по которым решалась проблема невербальных характеристик.

Провести эксперименты по выявлению индивидуальных осо­бенностей личности, проявляющихся в почерке и физиогномике.

Выявить проанализированные характеристики лиц по вер­бальным показателям.

Выявить объективные характеристики лиц, с которыми свя­заны полученные данные по вербальным и невербальным характе­ристикам.

5. Установить наиболее устойчивые связи между вербальными и невербальными характеристиками".

Методика исследования.

Помимо методики в исследовании следует различать цель и ре­зультат. Как отмечалось, цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат - это то, что мы реально получили, образ настоящего. Методика же отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях. Для того, чтобы харак­теристика методики была полной и вместе с тем не избыточной, желательно при ее описании придерживаться определенной схемы.

Научная новизна.

Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, ко­гда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих науч­ных работ новизна результатов может иметь субъективный харак­тер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может пред­ставлять собой моделирование известных в науке решений. Когда же речь идет о кандидатской диссертации, требование получения нового знания для общества является обязательным.

Что может составить новизну диссертационного, дипломного или курсового исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания?

Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его бла­годаря этому в научно установленный факт.

Например, феномен Розы Кулешовой и эксперимент А.Н.Леонтьева по формированию неспецифической цветовой чувствительности. Феномен Розы Ку­лешовой заключается в том, что, по свидетельству очевидцев, она могла пальцами рук читать печатный текст. А.Н.Леонтьев решил проверить эти свидетельства экспериментальным путем.

Методика эксперимента заключалась в следующем. Испытуемый сидел за столом, на котором во фронтальной плоскости находилась панель. В панели был вырез, в который был смонтирован манжет типа фоторукава. Испытуемый должен был продвинуть руку в ман­жет, который не пропускал света, и положить руку на стол. На столе под ладонью испытуемого находился вырез круглой формы, через который на руку в случайном порядке подавались лучи света - зе­леный или красный. После зеленого света ничего не происходило, а после красного испытуемый получал удар электрическим током. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выработать у испытуемо­го условный рефлекс на удар электрическим током.

Как протекал эксперимент? Тридцать проб - испытуемый не убирает руку. Сорок проб - не убирает. Пятьдесят, шестьдесят, во­семьдесят, сто пятьдесят, триста, пятьсот проб - испытуемый по-прежнему не убирает руку. Условный рефлекс не вырабатывается. Прекратили эксперимент.

После этого набирают новую группу испытуемых и проводят вторую серию эксперимента. Но в отличие от первой серии испы­туемых посвящают в условия проведения эксперимента и говорят, что на ладонь руки в случайном порядке будут подаваться зеленый и красный лучи света и что после зеленого ничего не будет, а по­сле красного они получат удар электрическим током. Тем самым, в отличие от первой серии, испытуемые оказываются в ситуации ак­тивного поиска раздражителей.

Как протекает эксперимент в этом случае? Примерно на вось­мидесятой пробе испытуемые после красного луча начинают аккуратно убирать руку, избегая тем самым удара электрическим то­ком. Что это означает?

Это означает, что в ситуации активного поиска испытуемые кожей руки научились различать неспецифический раздражитель - свет. Из этого следует, что феномен Розы Кулешовой - это не искусно поставленный трюк, не субъек­тивные искажения и фантазии очевидцев, а реальность. Теперь это научно установленный факт, с которым должен считаться каждый исследователь.

Изучение уже известного в науке явления на новом экспери­ментальном материале. В данном случае новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых, на которой проводится исследование особенностей, например, этни­ческих, социокультурных, профессиональных, возрастных. Вы­полняя исследование на особой выборке, мы получаем новые дан­ные как в том случае, когда полученные результаты отличаются от ранее известных при проведении исследования по данной методи­ке, так и тогда, когда отличий в полученных данных по сравнению с уже известными не обнаружено. Новизна в последнем случае бу­дет заключаться в том, что известная ранее закономерность рас­пространяется и на новую выборку испытуемых.

Переход от качественного описания известных в науке фак­тов к их точно определяемой количественной характеристике.

Изучение известного в науке психического явления более со­вершенными методами. Например, переход при измерении вре­мени реакции от одной десятой к одной сотой доле секунды бла­гоприятен для получения новых результатов.

Сопоставление, сравнительный анализ протекания психиче­ских процессов. Например, непроизвольного, произвольного вни­мания, памяти у нормальных и психически больных людей, воле­вых процессов у наркоманов и алкоголиков.

Измененные условия протекания психического процесса.

На­пример, мышление в условиях невесомости и обычных условиях.

Примеры.

"Научная новизна настоящего исследования заключается:

1. В экспериментальном изучении содержания процесса реше­ния психодиагностических задач. Ранее подобные исследования касались лишь решения диагностических задач в медицинской и технической диагностике.

2. В исследовании процесса постановки диагноза на основе компьютерного моделирования психодиагностических задач.

3. В определении основных стратегий диагностического поис­ка, которыми пользуются психологи в процессе решения диагно­стических задач: полная схема, с пропуском одного из этапов и свер­нутая схема.

4. В установлении особенностей решения психодиагностиче­ских задач психологами и учителями.

5. В выявлении влияния опыта диагностической работы на эф­фективность постановки психологического диагноза".

"Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Установлено соответствие между классами эмоциональных явлений и сферой потребностей личности.

2. Выделены критерии построения методики диагностики со­стояния эмоциональной сферы для детей первого и второго перио­дов детства.

3. Определены особенности эмоциональной сферы детей с раз­личным уровнем креативности".

Практическая значимость

Целесообразно выделить два основных направления характери­стики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе - с используемой методикой.

Практическая значимость результатов исследования может за­ключаться в возможности:

Решения на их основе той или иной практической задачи;

· проведения дальнейших научных исследовании;

· использования полученных данных в процессе подготовки
тех или иных специалистов.

Примеры.

Практическая значимость изучения динамики умственной ода­ренности в младшем и среднем школьном возрасте заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практи­ческой работе психологами и учителями для развития интеллекта и творческого потенциала личности детей.

Полученные в исследовании данные об особенностях алкоголь­ной или наркотической зависимости могут найти применение в соответствующем спецкурсе.

Как отмечалось, другое направление практической значимости исследования связано с используемой в нем методикой. Если в ис­следовании разработана новая методика, то практическая значи­мость может быть обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практических задач, для прове­дения дальнейших исследований и для подготовки специалистов.

Примеры.

Лабораторная методика для определения склонности к немоти­вированному риску может использоваться для решения практиче­ской задачи отбора специалистов, профессиональная деятельность которых связана с экстремальными условиями, например, пожар­ных. Эта же методика может использоваться для проведения даль­нейших исследований по проблеме волевого поведения. И, нако­нец, данная методика может найти применение в практикуме по психологии при подготовке психологов.

Практическую значимость проведенного исследования, скла­дывающуюся из значимости его результатов и используемых ме­тодик, следует отличать от практической значимости темы иссле­дования, которая указывается до проведения исследования и рас­крывается при характеристике актуальности.

Оформление аппарата научного исследования требует значи­тельного времени и опыта. Для его приобретения целесообразно взять несколько авторефератов кандидатских диссертаций ипо­знакомиться с первыми двумя-тремя страницами, на которых обычно оформляются все элементы аппарата научного исследования.

Заключение

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Специфика научного знания обусловлена многозвенной структурой, элементами которой выступают изучаемые явления, чувственные образы, мысли, собственные, общие и понятийные имена, единичные и универсальные высказывания. Если действовать в довольно грубой дихотомической манере (деля целое на две части), то приходим к сопоставлению единичного и общего. Сферу единичного часто называют фактуальным сфера общего при этом называется теоретическим. Как сфера единичного (факт), так и сфера общего (теория) не представляют собой монолиты, они многомерны и содержат различные компоненты. Так, факт включает событийный, перцептивный (чувственный) и лингвистический компоненты. Теория содержит бытийный, когнитивный (мыслительный) и лингвистический компоненты. При этом теория - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них правилам. Поэтому под теорией в широком смысле слова имеется в виду система достоверных представлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются.

Список использованной литературы:

1. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креа­тивных детей: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1999, с. 4.

2. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. - М., 1985г.

3. Костромина С.Н. Исследование процесса решения диагностиче­ских задач практическим психологом: Автореф. дис. ...канд. пси-хол. наук. - М, 1997, с. 2.

4. Кузнецов И. Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. - Мн., 2000г.

5. Основы научных исследований / Под ред. В.И Крутов., И.М.Грушко, В.В.Попов. - М.: Высш. шк., 1989г.

6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999г.

7. Сабитов В.А. Основы научных исследований. Учебное пособие. - М., 2002г.

8. Сокова Т.О. Особенности настойчивости личности при алко­гольной и наркотической зависимости: Автореф. Дис. ...канд. пси­хол. наук. - М., 1999, с. 2-3.

9. Стрельский В.И. Основы научно-исследовательской работы студентов. - Киев, 1981 г.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Понятие гипотезы (греч. ὑπόθεσις - "основа, предположение") представляет собой научное предположение, истинность которого еще не подтверждена. Гипотеза может выступать как метод развития научного знания (выдвижение и экспериментальная проверка предположений), а также как элемент структуры научной теории. Создание гипотетической системы в процессе осуществления тех или иных мыслительных операций позволяет человеку делать доступным для обсуждения и видимого преобразования предполагаемое устройство определенных объектов. Процесс прогнозирования по отношению к данным объектам приобретает более конкретный и обоснованный характер.

История развития метода гипотез

Возникновение гипотетического метода приходится на ранний этап развития античного математического знания. В Древней Греции математики использовали мысленного эксперимента для математических доказательств. Данный метод заключался в выдвижении гипотезы с последующим выводом из нее следствий с помощью аналитической дедукции. Цель метода заключалась в проверке изначальных научных догадок и предположений. Свой собственный аналитико-синтетический метод разрабатывает Платон. На первом этапе выдвинутая гипотеза подвергается предварительному анализу, на втором необходимо провести логическую цепь выводов в обратном порядке. Если это представляется возможным, исходное предположение считается подтвержденным.

В то время как в античном наукознании гипотетический метод применяется больше в скрытой форме, в рамках других методов, в конце 17-го в. гипотеза начинает использоваться уже как самостоятельный метод научного исследования. Наибольшее же развитие и укрепление своего статуса в рамках научного познания метод гипотез получил в работах Ф. Энгельса.

Гипотетическое мышление в детском возрасте

Процедура формулирования гипотез является одним из важнейших этапов развития мышления в детском возрасте. Об этом, например, пишет швейцарский психолог Ж. Пиаже в своей работе «Речь и мышление ребенка» (1923 г.).

Примеры гипотез для детей можно встретить уже на начальных этапах обучения в Так, детям может быть предложено ответить на вопрос о том, откуда птицы знают дорогу на юг. В свою очередь, дети начинают выдвигать предположения. Примеры гипотез: «они следуют за теми птицами в стае, которые уже летали на юг раньше»; «ориентируются по растениям и деревьям»; «чувствуют теплый воздух» и т. д. Изначально мышление 6-8-летнего ребенка отличается эгоцентричностью, в своих выводах же ребенок ориентируется прежде всего на простое интуитивное обоснование. В свою очередь, развитие гипотетического мышления позволяет снять данное противоречие, способствуя поиску ребенком доказательств при обосновании тех или иных своих ответов. В дальнейшем же, при переходе в среднюю школу, процесс порождения гипотез существенно усложняется и приобретает новую специфику - более абстрактный характер, опора на формулы и др.

Активно задания на развитие гипотетического мышления используются в рамках развивающего обучения детей, построенного по системе Д.Б. Эльконина -

Тем не менее, независимо от формулировки, гипотеза является предположением о связях двух и более переменных в определенном контексте и представляет собой обязательный компонент научной теории.

Гипотеза в системе научного знания

Научная теория не может формулироваться при помощи непосредственного индуктивного обобщения научного опыта. В качестве промежуточного звена выступает гипотеза, объясняющая совокупность тех или иных фактов или явлений. Это наиболее сложный этап в системе научного знания. Ведущую роль здесь играют интуиция и логика. Рассуждения сами по себе еще не являются доказательствами в науке - это только выводы. Об их истинности можно судить только в случае истинности тех посылок, на которые они опираются. Задача исследователя в данном случае заключается в выборе из множества эмпирических фактов и эмпирических обобщений наиболее важных, а также в попытке научного обоснования данных фактов.

Помимо соответствия гипотезы эмпирическим данным, необходимо также, чтобы она отвечала таким принципам научного знания, как разумность, экономичность и простота мышления. Возникновение гипотез обусловлено неопределенностью ситуации, объяснение которой является актуальным вопросом для научного знания. Также может иметь место наличие противоречивых суждений на эмпирическом уровне. В целях разрешения данного противоречия необходимо выдвижение определенных гипотез.

Специфика построения гипотез

В связи с тем что гипотеза в своей основе опирается на некое предположение (предсказание), следует иметь в виду, что это еще не достоверное, а вероятное знание, истинность которого еще необходимо доказать. При этом она должна охватывать все факты, относящиеся к данной научной области. Как отмечает Р. Карнап, если исследователь предполагает, что слон является отличным пловцом, то речь вовсе не идет об одном конкретном слоне, которого он мог наблюдать в одном из зоопарков. В данном случае имеет место английский артикль the (в аристотелевском смысле - множественное значение), то есть речь идет о целом классе слонов.

Гипотеза систематизирует уже имеющиеся факты, а также предсказывает появление новых. Так, если рассматривать примеры гипотез в науке, можно выделить квантовую гипотезу М. Планка, выдвинутую им в начале ХХ века. Данная гипотеза, в свою очередь, привела к открытию таких областей, как квантовая механика, квантовая электродинамика и др.

Основные свойства гипотезы

В конечном итоге любая гипотеза должна получить либо подтверждение, либо опровержение. Таким образом, мы имеем дело с такими свойствами научной теории, как верифицируемость и фальсифицируемость.

Процесс верификации направлен на установление истинности того или иного знания посредством их эмпирической проверки, после чего подтверждается гипотеза исследования. Примером может служить атомистическая теория Демокрита. Также следует различать предположения, которые можно подвергнуть эмпирической проверке, и те, которые, в принципе, непроверяемы. Так, утверждение: «Оля любит Васю» - изначально не поддается верификации, в то время как утверждение: «Оля говорит, что любит Васю» - может быть верифицируемо.

Верифицируемость также может иметь косвенный характер, когда заключение делается на основе логических выводов из прямо верифицированных фактов.

Процесс фальсификации, в свою очередь, направлен на установление ложности гипотезы в процессе эмпирической проверки. При этом важно отметить, что результаты проверки гипотезы сами по себе не могут ее опровергнуть - необходима альтернативная гипотеза для дальнейшего развития исследуемой области знания. Если таковой гипотезы нет, отказ от первой гипотезы невозможен.

Гипотеза в эксперименте

Предположения, выдвигаемые исследователем для экспериментального подтверждения, носят название экспериментальных гипотез. При этом они необязательно основываются на теории. В. Н. Дружинин выделяет три типа гипотез с точки зрения их происхождения:

1. Теоретически обоснованные - основывающиеся на теории (модели реальности) и являющиеся прогнозами, следствиями данных теорий.

2. Научные экспериментальные - также подтверждают (либо опровергают) те или иные модели реальности, однако за основу берутся не уже сформулированные теории, а интуитивные предположения исследователя («А почему бы не так?..»).

3. Эмпирические гипотезы, сформулированные относительно конкретного данного случая. Примеры гипотез: «Щелкни корову по носу, она махнет хвостом» (Козьма Прутков). После подтверждения гипотезы в процессе эксперимента она приобретает статус факта.

Общим для всех экспериментальных гипотез является такое свойство, как операционализируемость, то есть формулирование гипотез в терминах конкретных экспериментальных процедур. В данном контексте также можно выделить три типа гипотез:

  • гипотезы о наличии того или иного явления (тип А);
  • гипотезы о наличии связи между явлениями (тип Б);
  • гипотезы о наличии причинной связи между явлениями (тип В).

Примеры гипотез типа А:

  • Существует ли феномен «сдвига к риску» (термин социальной психологии) в процессе группового принятия решения?
  • Есть ли жизнь на Марсе?
  • Возможна ли передача мыслей на расстоянии?

Также сюда можно отнести периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, на основе которой ученый предсказал существование еще не открытых на тот момент элементов. Таким образом, к данному типу относятся все гипотезы о фактах и явлениях.

Примеры гипотез типа Б:

Соответственно, данный тип гипотез характеризуют те или иные связи между явлениями.

Примеры гипотез типа В:

  • Центробежная сила уравновешивает тяжесть и сводит ее к нулю (К.Э. Циолковский).
  • ребенка способствует развитию его интеллектуальных способностей.

Данный тип гипотез имеет в своей основе независимую и зависимую переменные, отношения между ними, а также уровни дополнительных переменных.

Гипотеза, диспозиция, санкция

Примеры данных понятий рассматриваются в рамках юридического знания в качестве элементов правовой нормы. Следует также отметить, что сам вопрос структуры норм права в юриспруденции является объектом дискуссии как для отечественной, так и для зарубежной научной мысли.

Гипотеза в юриспруденции представляет собой часть нормы, определяющей условия действия данной нормы, на факты, при которых она начинает функционировать.

Гипотеза в рамках права может выражать такие аспекты, как место / время происшествия определенного события; принадлежность субъекта к определенному государству; сроки вступления правовой нормы в действие; состояние здоровья субъекта, влияющее на возможность реализации того или иного права, и др. Пример гипотезы нормы права: «Ребенок неизвестных родителей, обнаруженный на территории РФ, становится гражданином РФ». Соответственно, указывается место происшествия и принадлежность субъекта конкретному государству. В данном случае имеет место простая гипотеза. В праве примеры подобных гипотез являются достаточно распространенными. Простая гипотеза имеет в своей основе одно обстоятельство (факт), при котором она вступает в действие. Также гипотеза может быть сложной, если речь идет о двух и более обстоятельствах. Кроме того, существует альтернативный вид гипотез, предполагающий действия различного характера, приравненные законодательством друг к другу по тем или иным причинам.

Диспозиция направлена на закрепление прав и обязанностей участников правовых отношений, указание их возможного и должного поведения. Как и гипотеза, диспозиция может иметь простую, сложную либо альтернативную форму. В простой диспозиции речь ведется об одном юридическом последствии; в сложной - о двух и более, наступающих одновременно либо в совокупности; в альтернативной диспозиции - о разных по характеру последствиях («либо-либо»).

Санкция, в свою очередь, является частью нормы, указывающей на принудительные меры для обеспечения прав и обязанностей. Во многих случаях санкции направлены на конкретные виды юридической ответственности. С точки зрения определенности, выделяют два вида санкций: абсолютно-определенные и относительно-определенные. В первом случае речь идет о юридических последствиях, не предусматривающих никаких альтернатив (признание недействительности, передача прав собственности, штраф и т. д.). Во втором случае может рассматриваться несколько вариантов решения (например, в Уголовном кодексе Российской Федерации это может быть штраф либо лишение свободы; рамки действия срока наказания - например, от 5 до 10 лет, и т. д.). Также санкции могут быть штрафными и правовосстановительными.

Анализ структуры правовой нормы

Соответственно, структуру «гипотеза - диспозиция - санкция» (примеры правовой нормы) можно представить в следующем виде: ГИПОТЕЗА («если..») → ДИСПОЗИЦИЯ («то..») → САНКЦИЯ («иначе..»). Однако в реальности одновременно все три элемента в норме права встречаются достаточно редко. Чаще мы имеем дело с двучленной структурой, которая может быть двух видов:

1. Регулятивные нормы права: гипотеза-диспозиция. В свою очередь, могут подразделяться на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

2. Охранительные нормы права: гипотеза-санкция. Также могут быть трех видов: абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные (см. классификацию санкций).

При этом гипотеза необязательно должна находиться в начале правовой нормы. Соответствие определенной структуре отличает норму права от индивидуаль-ного предписания (рассчитанного на однократное действие), а также от общих принципов права (не выделяющие гипотезы и санкции, регулирующие отно-шения без особой определенности).

Рассмотрим примеры гипотезы, диспозиции, санкции в статьях. Регулятивные нормы права: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (Конституция РФ, ч. 3, ст. 38). Первая часть нормы, касающаяся трудоспособных детей, достигших 18 лет - это гипотеза. Она, как и положено гипотезе, указывает на условия действия нормы - на порядок ее вступления в силу. Указание на необходимость заботы о нетрудоспособных родителях - это диспозиция, закрепляющая определенную обязанность. Таким образом, элементами правовой нормы в данном случае являются гипотеза и диспозиция - пример обязывающей нормы.

«Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме...» (Гражданский кодекс РФ, ч.4, ст.748). Это примеры гипотезы и диспозиции запрещающей нормы.

Охранительные нормы права: «За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14-ти лет, отвечают его родители...» (Гражданский кодекс РФ, ч.1, ст.1073). Это структура: гипотеза-санкция, пример абсолютно-определенной правовой нормы. Данный вид представляет собой единственно точное условие (вред, который причинил несовершеннолетний) в сочетании с единственно точной санкцией (ответственность родителей). Гипотезы в охранительных правовых нормах указывают на нарушения.

Пример альтернативной правовой нормы: «Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору… наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов...» (Уголовный кодекс РФ, ст. 159 п. 2); «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения... наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей» (Уголовный кодекс РФ, ст. 159 п. 3). Соответственно, факты мошенничества, о которых идет речь, являют собой примеры научных гипотез, а те или иные альтернативы ответственности за данные преступления - примеры санкций.

Гипотеза в рамках психологического исследования

Если речь идет о психологическом научном исследовании, опирающемся на методы то гипотеза в данном случае должна соответствовать прежде всего таким требованиям, как четкость и лаконичность. Как отмечает Е.В. Сидоренко, благодаря данным гипотезам исследователь в ходе расчетов, собственно, и получает ясную картину относительно того, что он установил.

Принято выделять нулевую и альтернативную статистические гипотезы. В первом случае речь идет об отсутствии различий в исследуемых признаках, согласно формуле Х 1 -Х 2 =0. В свою очередь, Х 1 , Х 2 - значения признаков, по которым проводится сопоставление. Соответственно, если цель нашего исследования - доказать различий между значениями признаков, то мы хотим опровергнуть нулевую гипотезу.

В случае же с альтернативной гипотезой утверждается статистическая значимость различий. Таким образом, альтернативная гипотеза - это то утверждение, которое мы стремимся доказать. Также ее называют экспериментальной гипотезой. Следует отметить, что в некоторых случаях исследователь, напротив, может стремиться доказать нулевую гипотезу, если это соответствует целям его эксперимента.

Можно привести следующие примеры гипотез в психологии:

Нулевая гипотеза (Н 0): Тенденция возрастания (убывания) признака при переходе от одной выборки к другой является случайной.

Альтернативная гипотеза (Н 1): Тенденция возрастания (убывания) признака при переходе от одной выборки к другой не является случайной.

Предположим, что в группе детей с высоким уровнем тревожности была проведена серия тренингов по снижению данной тревожности. Были сделаны замеры данного показателя до и после проведения тренингов соответственно. Необходимо установить, является ли различие между данными замерами статистически значимым показателем. Нулевая гипотеза (Н 0) будет иметь следующий вид: тенденция снижения уровня тревожности в группе после проведения тренингов случайна. В свою очередь, альтернативная гипотеза (Н 1) будет звучать как: тенденция снижения уровня тревожности в группе после проведения тренингов не является случайной.

После применения того или иного математического критерия (например, G-критерий знаков) исследователь может сделать вывод о статистической значимости / незначимости полученного «сдвига» в отношении исследуемого признака (уровня тревожности). Если показатель является статистически значимым, принимается альтернативная гипотеза, а нулевая, соответственно, отбрасывается. В обратном случае, наоборот, принимается нулевая гипотеза.

Также в психологии может иметь место выявление связи (корреляции) между двумя и несколькими переменными, что также отражает гипотеза исследования. Пример:

Н 0: корреляция между показателем концентрации внимания школьника и показателем успешности выполнения им контрольного задания не отличается от 0.

Н 1: корреляция между показателем концентрации внимания школьника и показателем успешности выполнения им контрольного задания статистически значимо отличается от 0.

Кроме того, примеры научных гипотез в психологическом исследовании, требующие статистического подтверждения, могут относиться к распределению признака (эмпирический и теоретический уровень), степени согласованности изменений (при сопоставлении двух признаков либо их иерархий) и др.

Гипотеза в социологии

Например, если речь идет о неуспеваемости студентов в вузе, необходимо проанализировать ее причины. Какие гипотезы в данном случае может выдвинуть социолог? А.И. Кравченко приводит следующие примеры гипотез в социологическом исследовании:

  • Низкое качество преподавания ряда предметов.
  • Отвлечение студентов вуза от учебного процесса на дополнительный заработок.
  • Низкий уровень требовательности администрации вуза к успеваемости и дисциплине студентов.
  • Издержки конкурсного приема в вуз.

Важно, чтобы примеры научных гипотез отвечали требованиям ясности и конкретности, касаясь только непосредственно предмета исследования. Грамотность формулирования гипотез, как правило, определяет грамотность выбора методов исследования. Данное требование одинаково для построения гипотез во всех формах научной социологической работы - будь то гипотеза в рамках семинарского занятия либо гипотеза дипломной работы. Пример с низкой успеваемостью в вузе, в случае выбора гипотезы о негативном воздействии подработки студентов, можно рассматривать в рамках метода простого опроса респондентов. Если же выбрана гипотеза о низком качестве преподавания, необходимо использовать экспертный опрос. В свою очередь, если речь идет об издержках конкурсного отбора, можно применить метод корреляционного анализа - при сопоставлении показателей успеваемости студентов данного вуза с разными условиями поступления.

Гипотеза - это высказывание о каком-то действительно существующем явлении, которое можно проверить экспериментально. Это предположение, что одно исследуемое явление оказывает то или иное влияние на другое, так что происходят определенные изменения. Говоря проще, это утверждение, что если изменить какую-то переменную величину, то, как следствие, изменится и другая переменная. Гипотезу широко используют как в естественных, так и социальных научных областях. Она является инструментом, помогающим исследовать явления окружающего мира с целью более глубокого их познания. Независимо от того, начинаете ли вы заниматься научной деятельностью или выполняете школьное задание, если вы разберетесь, что же такое гипотеза, вы сможете сами их выдвигать. Материал, предоставленный в этой статье, поможет вам попробовать свои силы в написании гипотезы.

Шаги

Часть 1

Как подготовиться к написанию гипотезы

    Подберите необходимую литературу. Найдите как можно больше информации по интересующей вас теме. Ваша задача - как можно глубже исследовать выбранную тему, чтобы действительно разобраться в этом вопросе.

    • Исследуйте прежде всего академические и научные работы. Используйте только достоверные и объективные данные, которые помогают всесторонне рассмотреть выбранный вами вопрос.
    • Вы можете использовать учебники, исследовать научную литературу в библиотеке или в Интернете. Если вы учитесь в школе, воспользуйтесь помощью учителей, библиотекарей или одноклассников.
  1. Изучите собранные материалы. Собрав необходимую информацию, потратьте достаточно времени, чтобы изучить ее. Попробуйте обращать внимание и выписывать те вопросы, на которые пока еще нет ответа. Именно эти вопросы могут вдохновить вас на более углубленное исследование.

    • Допустим, исследуя вопрос о том, как кофеин влияет на организм человека, вы обнаружили, что никто прежде не изучал, одинаково ли он воздействует на мужчин и женщин. В этом случае, вы можете сами выдвинуть гипотезу. Если же вы исследуете тему органического земледелия, то можете, к примеру, обратить внимание на то, что никто ранее не проводил исследований на тему "Как органические удобрения влияют на темпы роста растений в сравнении с химическими удобрениями".
    • Читая литературу, обращайте внимание на высказывания типа "неизвестно" или вопросы, которые явно недостаточно раскрыты.
    • Занявшись углубленным изучением подобных вопросов, вы можете выяснить что-то действительно важное и упущенное другими.
  2. Поднимите определенные вопросы. Изучив литературу по теме, поднимите один или несколько вопросов без ответов, которые вам было бы интересно исследовать глубже. Это будет предметом вашего исследования.

    • Вернувшись к приведенным выше примерам, можно задуматься: "Оказывает ли кофеин одинаковое воздействие как на мужчин, так и на женщин?" или "Разное ли влияние оказывают на рост растений органические и химические удобрения?". Теперь ваша задача - найти ответы на поднятые вопросы.
  3. Ищите наводящую информацию, которая поможет вам ответить на эти вопросы. Выбрав вопрос для исследования, выясните, возможно, по этой теме уже были разработаны теории или получены какие-то экспериментальные данные. Основываясь на этой информации, вы тоже можете найти ответ на поднятый вопрос. Это поможет составить основание для вашей гипотезы.

    • Развивая тему примеров, приведенных выше: если вы обнаружите, что другие типы стимуляторов оказывают на женщин большее влияние, чем на мужчин - это может быть вам подсказкой, что это же справедливо и в отношении кофеина. Аналогично, если вы обнаружите, что при использовании органических удобрений вырастают небольшие растения, то нетрудно догадаться, что эти удобрения явно не способствуют росту.

    Часть 2

    Как выдвинуть гипотезу
    1. Определите, что у вас является переменными величинами. Гипотеза должна установить возможную связь между двумя переменными: независимой и зависимой.

      Выдвиньте общую гипотезу. Достаточно поразмыслив над предметом своего исследования и переменными, запишите свои первые соображения о возможной связи переменных. Это должно быть простое декларативное утверждение.

      • На этом этапе еще нет необходимости формулировать мысли точно или подробно.
      • В приведенных примерах одна из гипотез может утверждать, что кофеин оказывает разное влияние в зависимости от пола человека. То есть общая гипотеза будет звучать так: "Кофеин оказывает разное влияние на мужчин и на женщин". Другой гипотезой могло бы быть общее предположение о взаимосвязи роста растений и типа удобрений. Общая гипотеза: "Темп роста растений зависит от типа используемого удобрения".
    2. Выберите направленность. Гипотезы бывают направленными и ненаправленными. В ненаправленной гипотезе просто говорится в общих чертах о влиянии одной переменной на другую. В направленной же гипотезе дается больше информации о характере (или "направлении") взаимосвязей, в частности о том, как именно одна переменная оказывает влияние на другую.

Доказательство и опровержение гипотезы

Гипотеза - этовсеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зави­симостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связую­щим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логи­ческий переход от прежнего неполного и неточного знания к ново­му, более полному и более точному.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Отмеченные особенности дают возможность более четко опреде­лить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий этап познания - провер­ка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объектуисследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

(1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:



«Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойства­ми обладает данный предмет?»

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называютэкзистен­циальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка за­падного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

(2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выяс­няют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»

Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеори­те; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предполо­жения о причинах вымирания животных в

2. По объекту исследования различают гипотезы:общие и част­ные.

(1)Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примера­ми общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоно­совым гипотеза об атомистическом строении вещества; современ­ные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академи­ка В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об орга­ническом и неорганическом происхождении нефти и другие.

Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

(2)Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений.

Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаружен­ных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимо­связи между конкретными историческими событиями или действия­ми отдельных лиц.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотеза­ми, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В одних случаях гипотеза возникает как результат сравнения двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, но чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не наблюдались ранее, но предполагается их связь с уже исследованной и ставшей частью достоверного знания реальностью. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой теориям. При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов и была бы по возможности простой по форме и содержанию.

В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов.

1-й этап. Выделение группы фактов, которые обнаружены исследователем и не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2-й этап. Формулировка предположений, которые объясняют данные факты.

3-й этап. Выведение из данной гипотезы как можно большего числа вытекающих из нее следствий.

4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с наблюдениями, близкими данным фактов, результатами экспериментов, с научными законами.

5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Гипотеза живет до тех пор, пока предположения не станут достоверными знаниями.

Чтение

С какой целью? Что? Как?
Удовольствие, воздействие на чувства, эмоции и другое. Расширение кругозора. Художественная литература. Общее, глобальное понимание, запоминание информации, информация предназначена для развития критического отношения к миру.
Информирование с целью какого-либо воздействия, установки. Инструкции, рецепты, приказы, программы. Детальное понимание, информация предназначена для дальнейшего использования.
Образование, расширение языковых познаний профессионального кругозора. Тексты по специальности, газеты, журналы. Детальное понимание, глубокая интерпретация с помощью словаря, запоминание информации.

Виды чтения

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Основные виды фиксирования информации: ключевые слова, план, тезисы, конспект

Чтение - важнейший путь познания окружающего мира. Чем больше человек читает, тем шире его кругозор, богаче его духовный мир. Правильное чтение предполагает умение извлекать из напечатанного текста максимум того, что в нём содержится. Чтобы как можно лучше воспринять содержание книги, учебника, статьи и т. п., необходимо научиться читать сосредоточенно, внимательно, вдумчиво. Очень важно приучать себя пользоваться словарями, чтобы правильно понимать прочитанное. Вместе с тем чтение предполагает и работу памяти. Поэтому, прочитав книгу, журнал, следует подумать над тем, каковы основные мысли прочитанного текста, в чём автор хочет убедить читателей, чем обогатило вас чтение и т. п. Важно также выработать в себе потребность читать систематически, каждый день. Это позволит полнее, глубже воспринимать содержание прочитанного. Прочитанное лучше усваивается и запоминается, если процесс чтения сопровождается определёнными записями. Существует несколько видов записи прочитанного: ключевые слова, план, тезисы, конспект.

- План лежит в основе всякой сознательной деятельности человека. Когда вы готовитесь к урокам, то тоже составляете план ответа. Работа над планом у вас чаще происходит мысленно, примерно так: сначала я скажу об этом, затем о том и т. д.

Для чего нужен план? Чтобы предусмотреть качественное выполнение работы, если это хозяйственная сфера деятельности; чтобы речь была логичной, если это выступление. У вас есть уже опыт в составлении планов к сочинению. Всегда ли он был удачным?

В чём основные недостатки плана? План должен быть таким, чтобы по нему было ясно не только то, о чём написано сочинение, но и то, какова его основная мысль. Каждый пункт плана должен нести определённую информацию, содержать в себе какую-то оценку, позицию.

Тезис в записи - это положение, вбирающее в себя суть значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор; то, в чём он стремится убедить читателя; вывод, к которому он его подводит. Тезис - это доказываемое или опровергаемое положение. Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей? Тезисы, как никакая другая формы записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих всё произведение. Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нём, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его положения.

Ключевые слова - это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию, воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.

Слово конспект происходит от латинского - conspektum - и означает обзор. Рассмотрим несколько определений.

1) Конспект - это краткое изложени е чего-то (С. И. Ожегов. Словарь русского языка);

2) конспект - краткий, но связный и последовательный вариант текста;

3) конспект - это систематизированная логическая запись, которая даёт возможность продуманно, самостоятельно осмыслить важнейшие положения и доказательства научного текста;

4) конспект - это самостоятельный вторичный текст, результат смыслового свёртывания информации. Он включает только отдельные элементы первоисточника, представляющие значимость для пишущего. Конспект имеет структурные, функциональные и языковые особенности. Главная цель конспекта - запись смысла, а не текста.

Прочитайте текст и озаглавьте его. Сформулируйте основную мысль текста. Сопоставьте приведённые ниже план, тезисы, конспект этого текста. Скажите, чем они отличаются?

На земном шаре существует множество языков. Количество языков на земле определяется по-разному. Основные затруднения в точных подсчётах обусловлены слабой изученностью некоторых языковых семей и отсутствием надёжных критериев при определении статуса языка или диалекта. В особенности это относится к странам Азии, Африки и латинской Америки.

Среди языков мира выделяется ряд языков, имеющих международное значение. Это обусловлено авторитетом народов и данных языков в современном мире, большой численностью говорящих на этих языках, фактическим использованием их в международном общении. Внешнее выражение статус мировых языков нашёл в официальном признании их со стороны Организации Объединённых Наций.

Официальными мировыми языками ООН признаёт английский, французский, испанский, русский, китайский и арабский (с 1973 года). любой официальный документ в ООН распространяется на этих шести языках.

(По Н. Кондрашову)

1) Сколько языков на земле?

2) Что необходимо для выдвижения языка в разряд мировых?

3) Какие языки признаны международными и почему?

1) На земле примерно 3 000 языков, но точных сведений нет.

2) Некоторые языки выдвигаются в разряд мировых, если приобретают функцию международного общения.

3) ООН пользуется шестью языками: английским, французским, испанским, русским, китайским и арабским.

Методы поиска информации

Адресный поиск

Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.
Для осуществления нужны следующие условия:

1. Наличие у документа точного адреса

2. Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилищесистемы.

Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб-страниц и элементы библиографическойзаписи, и адреса хранения документов в хранилище.

Семантический поиск

Процесс поиска документов по их содержанию.
Условия:

· Составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

Принципиальная разница между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресномпоиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске - с точкизрения содержания.
При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов.
В этом принципиальное отличие каталогов и картотек.
Библиотека - собрание библиографических записей без указания адресов.

Документальный поиск

Процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данныхвторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Два вида документального поиска:

1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в видебиблиографических записей.

Фактографический поиск

Процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так ивторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащихфакты.

2. Фактологический (описание фактов), предпологающий создание новых фактографических описаний впроцессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

Запрос и объект запроса

Говоря о системах ИП, употребляют термины запрос и объект запроса .

Запрос - это формализованный способ выражения информационных потребностей пользователемсистемы. Для выражения информационной потребности используется язык поисковых запросов, синтаксисварьируется от системы к системе. Кроме специального языка запросов, современные поисковые системыпозволяют вводить запрос на естественном языке.

Объект запроса - это информационная сущность, которая хранится в базе автоматизированной системыпоиска. Несмотря на то, что наиболее распространенным объектом запроса является текстовый документ, несуществует никаких принципиальных ограничений. В частности, возможен поиск изображений, музыки идругой мультимедиа информации. Процесс занесения объектов поиска в ИПС называется индексацией. Далеко не всегда ИПС хранит точную копию объекта, нередко вместо неё хранится суррогат.

Вопросы для подготовки к экзамену (к зачету)

по дисциплине ОУД.11»Основы проектной деятельности»

1 . Проект как один из видов самостоятельной деятельности обучающегося. Цели и задачи курса.

Социальный, смешанный).

Этапы проектирования.

Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации.

Типы проектов

Публичные пробы.

Понятие «Гипотеза». Процесс построения гипотезы. Формулировка гипотезы.

Путь построения и подтверждения гипотез проходит через несколько этапов. Разные авторы выделяют от 2 до 5 этапов, мы выделим 5. Эти этапы преподаватель может проиллюст­рировать, например, ходом построения какой-то одной из гипо­тез о Тунгусском метеорите или примерами построения гипо­тез из школьного или вузовского курсов физики, химии, биоло­гии, истории и др.

1-й этап: выделение группы фактов, которые не укладывают­ся в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2-й этап: формулировка гипотезы (или гипотез), т.е. предполо­жений, которые объясняют данные факты.

3-й этап: выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.

4-й этап: сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.

5-й этап : превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из

гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее изве­стными законами науки 1 .

Способы подтверждения гипотез бывают такие:

1) обнаружение предполагаемого объекта, явления или свой­ства (это самый действенный способ);

2) выведение следствий и их верификация (это основной спо­соб). В процессе верификации большая роль принадлежит раз­личным экспериментам. Первый и второй способы - это прямые способы подтверждения гипотез;

3) косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения. При этом способе необходимо, во-первых, перечислить все воз­можные гипотезы и, во-вторых, надо опровергнуть все ложные гипотезы.

Опровержение гипотез осуществляется путем опроверже­ния (фальсификации) следствий, вытекающих из данной гипоте­зы. Это может осуществляться тогда, когда, во-первых, не обнаруживаются всеили многие из необходимых следствий или, во-вторых, обнаруживаются факты, противоречащие выведен­ным следствиям.

Структура опровержения гипотезы такова:

Если имела место причина (гипотеза)Н , то должны быть следствия:

С 1 и С 2 , и С 3 ,.... иС n ..

Следствия С 1 , или С 2 или С 3 ,... или С n отсутствуют .

Причина Н не имела места.

Чем большее число следствий отсутствует, тем выше сте­пень опровержения высказанной гипотезы.

Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе

Велика роль гипотезы в познании. Законы и теории науки в свое время (до их подтверждения) прошли стадию гипотезы. Поэтому учитель, излагая естественно-научные теории, должен

________________________

1 Подробнее см.:ХилькевичА. П. Гносеологическая природа гипотез. Минск, 1974; КопнинП.В. Гипотеза и познание действительности. Киев, 1962.

показать и стадии, предшествовавшие доказательству теории, т. е. период становления гипотез. Надо показать учащимся, ка­кой огромный труд вкладывали великие ученые как в процесс сбора научных фактов, так и в их систематизацию при построе­нии и подтверждении научных гипотез.

На уроках физики учитель будет рассказывать о К. Э. Циол­ковском - основоположнике теории космических полетов. В 1903 г. он опубликовал свою замечательную работу “Исследование мировых пространств реактивными приборами”, кото­рая, по словам академика С. П. Королева, определила его жиз­ненный и научный путь. К. Э. Циолковский сформулировал гипотезу: “Центробежная сила уравновешивает тяжесть и сво­дит ее к нулю - таков путь к космическим полетам”. “Вычис­ления могли указать мне и те скорости, которые необходимы для освобождения от земной тяжести и достижения планет”, -пишет Циолковский. Итак, в качестве фактов здесь выступают вычисления. Циолковский отмечал: “Почти вся энергия Солн­ца пропадает в настоящее время бесполезно для человечест­ва, ибо Земля получает в два (точнее, в 2,23) миллиарда раз меньше, чем испускает Солнце. Что странного в идее воспользоваться этой энергией! Что странного в мысли овладеть и ок­ружающим земной шар беспредельным пространством...” 1 Так писал К. Э. Циолковский в начале XX в. Сколько новых науч­ных гипотез сформулировано здесь! Как велика и гениальна сила его научного предвидения! На уроках физики учитель приведет научные сведения об успехах нашей страны в освоении космо­са, а также о гелиоэлектростанциях, которые, по предположе­нию (т. е. по гипотезе) ученых, смогут конкурировать с тепло­выми и атомными электростанциями.

На уроках физики учитель познакомит учащихся с теорией ес­тественной радиоактивности. Беккерель, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри награждены в 1903 г. за открытие радиоактивности (естественных радиоактивных элементов полония и ра­дия) Нобелевской премией. После четырех лет упорного труда, переработав вручную на старом складе более тонны урановой

_______________________

1 Цит. по: Жизнь науки. С. 431.

руды, Марии Кюри удалось выделить чистый хлорид радия - та­ков результат огромного накопления и обобщения фактов, экспе­риментов, превращения гипотезы в теорию путем получения пред­полагавшегося химического элемента. Позднее, в 1911 г., Мария Кюри за получение металлического радия (совместно с Дебьеном) получила Нобелевскую премию похимии. Она - единствен­ная в мире женщина - дважды лауреат Нобелевской премии. Мария Кюри пишет: “Правда, некоторые главные положения уже установлены, но большая часть выводов носит гадательный ха­рактер (Курсив мой. -А. Г.)... Исследования разных ученых, изу­чающих эти [радиоактивные] вещества, постоянно сходятся и рас­ходятся” 1 . Эти высказывания М. Кюри свидетельствуют о гипо­тезах (“гадательный характер”) и о появлении конкурирующих гипотез, когда мнения ученых зачастую расходились.

В настоящее время ряд физиков пытаются создать теорию, а пока выдвигают различные гипотезы относительно “Великого объединения” электромагнетизма, сильных и слабых ядерных взаимодействий, а также тяготения. Высказываются гипотезы о возможности создания единой теории, которая описывала бы все физические явления как в космических масштабах, так и на микро- и макро-уровне. Но это дело будущего, и оно покажет, можно ли это сделать или нет. Познание безгранично, и мы ве­рим в силу человеческого разума!

Много гипотез имеется и в химии. Классический пример -Периодическая система химических элементов Д. И. Менде­леева, на основании которой он высказал гипотезы о сущест­вовании еще не открытых тогда элементов. В частности, он предсказал значения атомных весов урана, тория, бериллия, индия и ряда другиххимических элементов. Эти его предви­дения подтвердились. Д. И. Менделееву принадлежит и ряд других гипотез: “о химической энергии... гипотеза о пределе химических соединений, гипотеза о строении кремнеземных соединений и т. п.” 2 . Менделеев написал более 400 работ. О его всемирной славе свидетельствует то, что он был членом более 100 научных обществ и академий.

____________________________

1 Кюри М. Исследования радиоактивных веществ. // Жизнь науки. С. 511.

2 Менделеев Д. И. Основы химии. //Жизнь науки. С. 252.

На уроках биологии учитель приведет высказывание Ф. Эн­гельса о том, что в науках, изучающих живые организмы, “гу­стой лес гипотез”. Ч. Дарвин в своих исследованиях происхо­ждения видов опирался на гипотезы, выдвигаемые на основе обобщения значительного числа фактов, полученных им во время 5-летнего путешествия на корабле “Бигль”. Карл Линней прошел пешком почти 7000 км по северу Скандинавии, изу­чая этот край и собирая фактический материал для построе­ния гипотез и своей искусственной классификации растений. Он посетил многие страны Европы, просмотрел гербарии мно­гих ученых-ботаников, его ученики побывали в Канаде, Егип­те, Китае, Испании, Лапландии и оттуда присылали ему соб­ранные растения. Друзья Линнея из различных стран присылали ему семена и высушенные растения. Линней пишет: “Соваж дал всю свою коллекцию - редчайший и неслыханный случай, благодаря которому я приобрел необычайно богатое собрание растений”". Таков огромный материал, который послужил Лин­нею для его систематизации.

И. М. Сеченов занимался многими проблемами физиологии и психологии. В работе “Рефлексы головного мозга” (1863 г.) он впервые попытался решать проблемы психологии с позиций фи­зиологии. Его книга сразу подверглась судебному преследованию. Сеченов сформулировал общую гипотезу, которую блестяще до­казал: “Все внешние проявления мозговой деятельности дейст­вительно могут быть сведены на мышечное движение”. Так как мышечные движения по происхождению делятся на невольные и произвольные, то Сеченов анализирует их отдельно. При этом он выдвигает новые общие гипотезы, но уже по степени обобщения менее общие, чем ранее выдвинутая гипотеза.

На уроках биологии учитель раскроет работы И. П. Павлова по физиологии пищеварения, кровообращения и особенно выс­шей нервной деятельности. И. П. Павлов пишет о подлинной ис­тории их 20-летней коллективной работы так: “Он (Читатель. -А. Г.) увидит; как мало-помалу расширялся и исправлялся наш фактический материал, как постепенно складывались наши

__________________________

1 Линней К. Виды растений. Предисловие. // Жизнь науки. С. 275.

представления о разных сторонах предмета и как, наконец, перед нами все более и более слагалась общая картина высшей нерв­ной деятельности” 1 .

Интересны работы Л. Пастера, сначала занимавшегося хи­мией. Он, после того как местные виноделы обратили внимание на проблемы болезни вина, в результате 20-летних исследова­ний открыл биохимическую теорию брожения; разработал про­цесс, названный впоследствии пастеризацией; пять лет занимался проблемой болезни шелковичных червей, имевшей огромное практическое значение, так как в результате этой болезни в бед­ственном положении оказались более 3,5 тысяч владельцев не­движимого имущества шелководческих департаментов Фран­ции. Л. Пастер почти пять лет жизни посвятил трудным экспе­риментальным исследованиям, потерял на этом свое здоровье, но том не менее считал, что он счастлив, ибо принес пользу своей стране. И о долге ученого Л. Пастер сказал так: “...Дело чести ученого перед лицом несчастья пожертвовать всем ради попытки помочь or него избавиться. Поэтому, может быть, я дал молодым ученым благотворный пример длительных усилий в разрешении трудной и неблагодарной задачи” 2 .

На занятиях по биологии, кроме этих классических гипотез, превратившихся в подтвержденное научное знание, учитель дол­жен рассказать и о современных биологических гипотезах, ко­торые в ряде случаев выдвинуты на стыке ряда наук. Мы их лишь перечислим, не имея возможности раскрыть их содержа­ние и статус. Совместные работы физиологов и генетиков, спе­циалистов по радиационной биологии и технологии, виноградар­ству и селекции способствуют созданию сорта винограда с за­ранее намеченными свойствами. Жизненно важными являются гипотезы о возможности получения значительных урожаев на солончаках, которых в мире 10 млн. кв. км, в то время как об­щая площадь культивируемых сегодня в мире земель, состав­ляет 15,5 млн. кв. км, т. е. значительный процент от всех земель

____________________________

1 Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы. Предисловие // Жизнь науки. С. 390.

2 Пастер Л. Исследование болезни шелковичных червей. // Жизнь науки. С. 370.

в мире занимают засоленные почвы. Одной из них является ги­потеза о культивации на этих землях галофитов - растений, ус­тойчивых к соли. Селекционеры выводят сорта растений (галофиты), которые могут приносить урожай на ныне бросовых зем­лях при поливе их соленой водой. С развитием генной инженерии количество гипотез на этот счет будет увеличиваться, и можно предвидеть значительные успехи в целенаправленном измене­нии многих видов живых организмов.

Мы привели гипотезы из различных областей естествозна­ния. В общественных науках также возникает большое число разнообразных гипотез. В такой философской науке, как эстети­ка, можно встретиться с различными гипотезами, как общими, так и единичными. Приведем несколько единичных гипотез, вы­двигавшихся по поводу картины Рафаэля (1483-1520) “Портрет женщины под покрывалом (Донна Велата)”, написанной в 1515-1516 гг. Неизвестно, кто послужил моделью этого знаменитого портрета. Еще в XVI в. родилась легенда, согласно которой “Женщина под покрывалом” - возлюбленная художника, прекра­сная булочница Форнарина. Назывались и другие имена: Лукре­ция Делла Ровере, внучка папы Юлия II; племянница кардинала Бибиены - Мария, ее прочили Рафаэлю в жены. В “Донне Велате” видели аллегорию земной любви, парную к любви небесной. Судя по великолепному одеянию Рафаэлю позировала знатная особа. Покрывало (il veto), спускавшееся с головы на грудь, -знак замужнего положения дамы, а правая рука, прижатая к гру­ди, - жест, выражающий супружескую верность. Неоднократно отмечалось сходство “Донны Велаты” с “Сикстинской мадон­ной”, “Мадонной Делла Седиа”, “Фригийской Сивиллой” 1 .

В настоящее время все шире вводится преподавание философ­ской науки логики в средних учебных заведениях: средних шко­лах, гимназиях, лицеях, педучилищах, педколледжах и других го­сударственных и негосударственных учебных заведениях. В этой связи автор настоящей книги выдвигал две педагогические ги­потезы:

________________________________

1 См.: Аннотация к картине Рафаэля “Портрет женщины под покрывалом (Донна Велата)” // Л.: Эрмитаж. Выставка западноевропейского искусства, 1989.

1) многие элементы логики надо вводить в обучение с 1 класса (см. об этом подробнее в главе IX данного учебника);

2) преподавание систематического курса логики желатель­но начинать с 4-5 класса.

Нельзя преувеличить значение гипотез для юриспруденции и юридической практики. Здесь они называются версиями. Любое расследование преступления требует выдвижения всех возмож­ных версий, объясняющих преступление, и их проверки.

В педагогической науке, в особенности в методике преподава­ния математики, физики, химии, биологии, истории и методике на­чального обучения, также выдвигаются свои гипотезы о путях более эффективного процесса обучения и воспитания и проводят­ся эксперименты в школах для подтверждения этих гипотез.

На основании приведенных примеров, иллюстрирующих гипо­тезы, используемые в школе на уроках физики, химии, биологии, в практике обучения и воспитания, можно с уверенностью ска­зать, что гипотеза является формой развития любого знания.

Loading...Loading...