Веселые скороговорки для детей 6 7 лет. Лучшие скороговорки для развития речи и дикции. Скороговорки – веселая забава? Не только

Скороговорки. Овощи. Огород

Прокоп полол укроп, полол да пропалывал.

Полпогреба репы, полкочана гороху.

Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб

К полудню Поля полполя прополола.

Темка в потемках петрушку пропалывал.

Возле грядки две лопатки, возле кадки два ведра.

Свекла у Феклы мокла, мокла, пока не поблекла.

Накроши в окрошку картошки и горошку.

С хрустом, с хрустом едим капусту.

Посадила баба горох, собрала чертополох.

Сколько стоит сладкая сахарная свекла?

На улице в щели забора лезет горох без разбора.

Пошел кочан на стрижку, остригся в кочерыжку.

Сколько стоит кабачак? - Кабачок? Пятачок.

Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи.

Воду налили и грядку полили.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Повтори-ка, кто быстрей: репка, редька, лук-порей.

Скороговорки. Дикие животные

Пони прятались в попоне, до копыт продрогли пони.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

Жираф - в Африке граф.

Лев поел, ложится лев - лани ходят, осмелев.

Был львенком, стал львом!

У нерпы нервы, нервы у нерпы.

Ёжик вырос в десять раз, получился дикобраз.

В клетку к горилле забрался громила.

Мигом горилла громилу скрутила.

Ну и хохот! Ну и хохот! Слон куда-то дел свой хобот.

Слон сломал случайно стенку.

Забавной обезьянке бросили бананы,

Бросили бананы забавной обезьянке.

Зоо-зоо-зоосад! В зоосад везут ребят!

В зоосад везут ребят, чтобы посмотреть зверят.

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

Летом в клетке зоопарка медвежонку очень жарко.

Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.

Волчата ворчат, медвежата визжат,

Ежата лежат, бельчата молчат

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Дали туфельку слону, взял он туфельку одну

И сказал, нужна пошире, и не две, а все четыре.

Скороговорки. Фрукты. Ягоды

Боря на базаре был, та арбуз большой купил.

Грейпфрут – горьковато-кислый фрукт.

Если на нас упадет ананас – сок ананасный прольется на нас. А на нас упал ананас. А на вас?

Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку – Дине. Дина, Диму угощай; Дина Диме дыни дай.

Гена Галю угощай, Гена Гале грушу дай.

Синий-синий сад сливовый под моим окном стоит.

У нашего Гришеньки под окном вишенки.

Ели, ели, дыни, ели…Съев, сказали: «Недозрели!»

На горе Арарат растет крупный виноград.

Скороговорки. Рыбы.

Словили семь сельдей Сёма, Слава и Евсей.

Лещь - плещется. Хвощь – хлещется.

Щука и лещи не для щей, а для ухи.

Над рекою тучи гуще.

Дождик хлещет еще пуще.

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

Плавниками трепеща, и зубаста да тоща.

Пищу на обед ища, ходит щука вкруг леща.

Тщетно тщится щука утащить леща.

Камбала без умолку болтала.

О белых бакланах и больших баклажанах.

Не бывает улова у ленивого рыболова.

Купили каракатице кружевное платьице.

Ходит каракатица, хвастается платьицем.

Краб забрался на трап, и заснул крепко краб.

А кальмар не дремал, краба в лапы поймал.

Скороговорки. Цветы

Хоть подсолнух и не птица - прямо к солнышку стремится.

Посеял мак Ермак: расцвел мак. Ермак собрал мак.

Не забудьте незабудки, посмотрев на них минутку

Петя был мал и мяту мял. Увидала мать, не велела мять.

Фикус и флокс – не фрукты, а цветы.

Вьюнок и хмель вьются, вьются, перевиваются.

Горят, как огни, на газонах гортензии и георгины.

Был в саду переполох - там расцвел чертополох.

После росы росли розы.

Завязалась розы завязь. Роза красной оказалась.

Из-за жары жасмин завядший.

Нежные розы боятся мороза.

В цветнике цветут цветы.

Ландыши наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал.

Лара ландыши брала, рада ландышам была.

Шла Марыся по лесочку, через горки, через кочки.

Шла Марыся по цветочки, потеряла лапоточки.

А любили лилипуты лилии?

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

У Аграфены и Арины растут георгины.

Скороговорки. Игрушки

Маленький мальчик менял марки на мячик.

Мне купили самосвал, я давно о нем мечтал

Игра в лапту требует таланта.

Крендель для матрешки, клоуну – лепешки, пряники для мишки, заиньке - коврижки

Еду на лошадке в красной шапке,

По ровненькой дорожке на одной ножке.

Вымыли ли вы куклу Милу?

Мы Милу намылили и вымыли.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

У крошки-матрешки пропали сережки,

Сережки Серёжка нашел на дорожке.

Не надо больше ссориться!

А то и мяч не ловится,

И книжка не читается,

И дождик начинается.

У Андрюшки - игрушка, игрушка – погремушка.

Мы играли в хохотушки,

Мы визжали, как свинушки,

Мы скакали, как лягушки,

Мы играли в хохотушки.

Запел волчок, загудел волчок,

Но упал на бочок – и молчок.

Он пел, шутил и не тужил.

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Скороговорки. Человек. Семья. Имя

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли.

Плотный папа прочно встал, пирамидку основал. На плечах стоят без паники сыновья, потом племянники.

Няня Нина, Нина – няня.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

На скамейку мама села. Справа – Сева, Слава – слева.

Зина Зое позвонила, Зою в гости пригласила.

Принесла пирог нам мама. Не пирог, а чудо прямо.

Вяжет Мише бабушка тепленькие варежки.

На тумбочке у мамочки фото дачек в рамочке.

Мама шьет сорочку дочке

Строчит строчки на сорочке.

Зоя разбила хрустальную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

У брата настроение кричально – погремучее,

А у меня, а у меня – по комнатам – прыгучее.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку!

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки хлоп, Санька – вбок, Сонька – скок, Сеньку с ног.

Скороговорки. Одежда. Обувь

У Татки тапки, тапки у Татки.

Любит наряжаться Любка, у нее в оборках юбка.

У Фани-фуфайка, у Феди-туфли, У Фаины-кофта.

Фаина и Фекла во фланелевых кофтах.

Надо ночью на носки много ниток напрясти.

У Кондрата куртка коротковата.

Катька – кокетка купила кепку в клетку.

Тебе - пуховик, мне – пуховик.

Всем по пуховику, всем по выпуховику.

Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

Шила юбку – сшила шубку,

Шила шапку – сшила тапку!

Сшили яркие штанишки,

Сшили пестрые рубашки.

Шил Жак желтый пиджак.

Маме-пижаму, жене-жакет,

Сыночку-тужурочку, дочке-жилет.

Шаль-жаль, жаль-шаль.

Хороши штанишки у нашего малышки!

Что за кармашки, ремешки да пряжки!

Зайка, заинька косой, что ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу - я ботинки принесу.

Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб.

Купил бегемот бегемотикам новые ботики,

скачут бегемоты по болоту в новых ботиках, надрывая животики.

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на проталинке.

Сшила Шура шикарную шубу.

Шапка и шубка – вот и весь Мишутка.

Голубь гладил галстук длинный,

Галстук белый – голубиный.

Голубь выгладил все складки.

Получился галстук гладкий.

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы исколоты ежами.

У Ивана рубашка, у рубашки – кармашки.

Майке купили майку с каймой.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Скороговорки. Еда. Продукты питания

Сыпь в суп всех круп.

Петр Петру пек пироги.

Петр Петру пироги пек.

Боря Ире дал - ириску.

Ира Боре – барбариску.

Мы посуду сами мыли.

Наши руки были в мыле.

Витя Вову угощал.

Витя Вове вафли дал.

Толст тот, кто ест торт.

Клюквенно - малиновый кисель кипел,

на плиту из кастрюли переливался.

Хвала халве, вкусна халва, халве – хвала!

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

Раз у нашего Степана, караулил кот сметану.

И когда настал обед, кот сидит-сметаны нет!

Саша любит сушки,

Сонечка – ватрушки.

У Петрушки в супчике лаврушка,

У Лаврушки в супчике петрушка.

В миске – сосиски, в тарелки – сардельки.

Слава съел салат капустный,

Был салат капустный вкусный.

Ох! Вкусна, сладка капуста!

Съели все и в миске пусто!

Нюхал хохол уху, да нахваливал:

Ух, хороша уха!

Ели, ели дыни, ели..

Съев, сказали: «Недозрели!»

Жадный жук жевал картошку,

Пережадничал немножко:

Съел большущий корнеплод…

У жука болит живот!!!

Скороговорки. Дом

Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.

Дом в деревне делал Даня.

Подрасту и жить в нем стану.

Дятел выдолбил дупло.

Дятлу в том дупле тепло.

Дятел, дятел мой приятель

Дуб долбит как долотом.

Помоги мне, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

Не прибирает Домна дом,

У Домны дома все вверх дном.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

В шалаше шесть шалунов.

Чукча в чуме чистит чуни.

Чистота у чукчи в чуме.

Скороговорки. Посуда.

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

Любит Флора кофейник из фарфора.

Мы посуду сами мыли,

Наши руки были в мыле.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ложкой понарошку, я хлебал немножко,

Кашу, борщ и кислый щи, мама сладкое неси.

Чайные блюдца легко бьются.

Чем чаще чищу, чем чашка чище.

Это-ложка, это чашка, в чашке гречневая кашка. Ложка в чашке побывала – кащки гречневой не стало!

Я с посудой осторожна – ведь разбить посуду можно. Я носить, и ставить буду аккуратно всю посуду.

Скороговорки. Мебель

Сидит Ваня на диване.

Софья на софе, а Феофан на пуфе.

Сова советует сове: «Спи соседка на софе,

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится»

Стол – книжка, кровать – раскладушка.

Стоит раскладушка, на раскладушке - подушка,

на подушке – Андрюшка.

Жук увидел одуванчик и присел, как на диванчик.

Столы белодубовые, гладкотесовыструганные.

Наша Иринка спит на перинке.

Скороговорки. Птицы

Клест по весне веселится по весне.

Сидел воробей на сосне.

Заснул – и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне -

До сих пор бы сидел на сосне.

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Сыр сорока раздобыла,

Сорок дырок в сыре было.

Сыр сорока поклевала.

Сыра с дырками не стало.

Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек не ссорясь строчат.

Сорок сорочек прострочены всрок –

Сразу поссорились сорок сорок.

Сказала со смехом соседке синица:

«Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки.

Под деревом тетерев тетерева встретил:

«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята - здоровые ребята.

Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Летел на болото носатый удод.

Глядел на удода усатый Федот.

Покуда не сел на болото удод.

Стоял и глядел на удода Федот.

Утят учила утка-мать

Улиток на лугу искать.

Улитки на лугу, без шуток,

Учились прятаться от уток.

Филин расфрантился, во фрак принарядился.

Филину охота красивым быть на фото.

Скороговорки. Насекомые

Оса боса и без пояса.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Ужа ужалила ужица.

Ужу с ужами не ужиться.

Уж от ужаса стал уже -

Ужа ужица съест на ужин.

Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.

У пчелы, у пчелки почему нет челки?

Отвечаю почему: - Челка пчелке ни к чему.

Гусеницам грусть: сгрыз грызун груздь.

Жук с жучихой не тужили,

Крепка с буквой Ж дружили.

Буква Ж к ним приходила,

Их жучат жужжать учила.

Слишком много ножек у сороконожек.

Муха – горюха села на ухо.

Скороговорки. Деревья. Кустарники

У сосенки-сосёнки выросли опенки.

По дороге топал тополь,

Топал тополь в Севастополь,

Ну, а рядом топал Сева,

Тополь справа, Сева слева.

Где же Сева с тополем?

Уж под Севастополем!

Груша Грушеньку растила.

Груша груши ей дарила.

Буква Г поможет Груше

Груши собирать и кушать.

Еле -еле ель Егор затащил себе во двор.

Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.

«Жалко Ёлку: - думал Ёжик,

Не побегать ей без ножек».

Удивлялась ёлка: «Ёж, без корней ты как живешь?»

Скороговорки. Космос

Космонавтом стать хочу,

С мамой в космос полечу!

Астронавты - на орбите, акробаты на Арбате.

Зажглась зеленая звезда…

Запустят звездолет туда.

Лунной ночью лунный кот

Песни лунные поет.

Все короче наша тень,

Это значит – скоро день.

Тень растет, уходит прочь,

Это значит – скоро ночь.

У каждой планеты есть что-то свое,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –

Его окружает большой кольцо.

Прилунился лунолет, в лунолете – луноход.

Скороговорки. Зима

Заморозила зима и заборы и дома.

Запоздалая зима за ночь избы замела.

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

На зимнем небе в морозы

Загораются яркие звезды.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Мороз мост мостил,

Мостил – не вымостил.

Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

Зимой поле белое, промерзло-заледенело.

- Мороз за нос кусает до слез.

Береги нос в большой мороз.

Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.

Снежинки ловит Тая, они слетают, тая.

Скороговорки Осень

Осень озеро нарочно застеклила этой ночью.

Будет окуню с семьей в нем не холодно зимой.

Листья падают с осин, мчится в небе острый клин.

В осеннем лесу лисы цвета осенних листьев.

На деревья листьев мало.

На земле - невпроворот.

Из лоскутьев одеяло на прощанье осень шьет.

Девушка – осень с рыжим зонтом

Бродит меж сосен, плачет о том,

Что не случилось, что не сбылось,

Сердцем забылось, с летом срослось.

Осень наступила, высохли цветы

И глядят уныло голые кусты.

Желудь в лужице лежит,

Желтый лист над ним дрожит.

Скороговорки. Зима

Пришел Прокоп – разрыл сугроб,

По снегу ступает, дорогу копает.

Везет на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Метели летели, летели метели.

Галя, Галя, два Олега горку делали из снега.

Дуб в сугробе греет ногу, снега много на дороге.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.

У маленькой Сани санки едут сами.

То стелется, то колется метелица-разбойница.

Купили Егорке салазки для горки.

Всю зиму, Егорка, катайся на горке.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

Прорубь рубили – рыбу ловили.

Скороговорки. Транспорт

Пых - пах, пых - пах мы летим на всех парах!

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву ветрами.

Саночки – самокаточки, садись, да катись!

Про и Пахом смастерили паром.

О коряги корабль все борта покарябал!

В грязи у Олега завязла телега,

Сидеть тут Олегу до самого снегу.

Самокат сломался, я не растерялся.

Велосипед меня понес, понес куда-то под откос.

Старый, ржавый самокат, отвезем на старый склад.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Скороговорки. Водные ресурсы

Ручеёк, куда спешишь?

К речке, к речке, мой малыш!

Ручеёк, когда ты спишь?

Никогда не сплю, малыш!

У пруда в траве во мраке,

Шуршат раки в шумной драке.

Ехал Грека через реку.

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Заяц Егорка свалился в озёрко,

Бегите к озёрку – спасайте Егорку!

Брел по речку Боря в брод,

Уронил свой бутерброд.

Мелкие ручейки, несите струйки.

Впрочем, этот водоем мы втроем переплывем.

Скороговорки. Профессии

Аты-баты, акробаты выбегали из ворот.

Аты-баты, бородаты, аты-баты, без бород.

Аты-баты, в полминуты забирались на батуты.

Акробату акробат продвигал покатый мат.

На батутах, аты-баты, кувыркались акробаты.

Дружно прыгали на маты и садились на шпагат!

Матросы в матросках, матроски в полосках.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Пекарь пек пироги в печи.

Два дровосека, два дроворуба,

На дворе дрова топорами рубят.

Трое трубачей трубили в трубы.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Съел, наконец, кузнец варенец.

Федя фокус показал – Федя фокусником стал.

Астроном, адвокат и один альпинист,

Архитектор, аптекарь и даже артист.

Сели однажды на карусели,

Не удержались и вниз пролетели:

Аптекарь, артист, акробат, астроном.

Кто из них вам еще не был знаком?

Как-то раз матрос Макар

Шваброй мокрою махал.

Он все охал, да махал, да в ведро с водой макал.

Почтальона пончиками потчевали.

Он не плотник, не маляр,

Мебель делает столяр.

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Учит вежливости нас, почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель, это няня, воспитатель.

Скороговорки. Дружба

Женя с Жанной подружились.

Дружба с Жанной не сложилась,

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

Как начну конфеты есть,

У меня друзей не счесть.

А закончились конфеты и друзей в помине нету.

За конфету каждый друг, так и рвет её из рук.

Ну, зачем мне дружба эта?

Я и сам люблю конфеты.

Дружба дружбой, а служба службой.

Друг – это тот, кто тебя понимает.

Друг – это тот, кто с тобою страдает.

Друг не покинет тебя никогда,

Друг остается с тобой навсегда.

Скороговорки. Весна

Валин валенок, провалился в проталинок.

Поникли метели под аккомпанемент капели.

Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка!

Сок с березы стек, стек с березы сок.

Прослезилась сосулька от солнышка.

Я люблю сны, где звон весны.

Летит скворец, зиме – конец!

Две синицы прилетели на сосну.

Две сестрицы засвистели про весну.

Скворцы и синицы – веселые птицы.

Грач сгоряча осерчал на грача.

Галдят галчата на грачат,

Глядят грачата на галчат.

Кричу ручьям: «Ручьи, вы чьи?»

И с гор, журча, звучат ручьи.

Испугался грома Рома, заревел он громче грома.

Скороговорки. Новый год

Что такое Новый год? Это все наоборот:

Елки в комнате растут, белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком на колючей елке.

Праздник этот каждый знает.

Новый год – наш старый друг!

Мы костюмы надеваем, становясь в снежинок круг!

Нашей радости не скрыть! Знает весь народ!

Разве можно не любить праздник Новый год?

Он морозною зимой нас весельем греет.

Дед Мороз спешит домой! Открывайте двери!

Новый год из леса мчится! Чтобы нас согреть – Улыбнемся мы лучисто, станем песни петь.

Волшебство бывает в сказках,

В фильмах, мультиках и снах,

А еще когда 12 наступает на часах!

Скороговорки. Домашние животные

Была у Аленки болонка, была у болонки Аленка.

Аленка гуляла с болонкой,

Болонка гуляла с Аленкой.

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела, по-гусинному шипела.

Старый пес среди двора караулил куль добра.

Воры куль добра не брали,

Воры сторожа украли.

Идет с козой козел косой.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот, может миска подползет.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Свинья тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла.

Вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Наш Полкан попал в капкан.

Отлежал бочок бычок.

Не лежи, вставай, бычок!

Пудель пуделя потчевал пудингом.

У барана рога кручены – перекручены,

Вверчены – переверчены.

У хрюшки хвост – крючком,

У хорька – торчком.

Белые бараны били в барабаны,

Без разбора били, лбы себе разбили.

У 33 полосатых поросят, 33 хвостика висят.

Курица волнуется – не пугайте курицу.

Литература:

  1. Лопухина И.С. Звуки, буквы и слова. - СПб.: Дельта, 1998
  2. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. СПб.: КАРО, Дельта+, 2004
  3. Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал. – «ГНОМ-Пресс», 1999
  4. Саморокова О.П. Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ: называем и различаем.- М.: Издательство ГНОМ, 2012
  5. Саморокова О.П. Свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц: называем и различаем. – М.: Издательство ГНОМ, 2013
  6. Коноваленко В.В. Автоматизация свистящих звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц у детей. – М.: Издательство ГНОМ, 2013
  7. Коноваленко В.В. Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей. – М.: Издательство ГНОМ, 2013
  8. Коноваленко В.В. Автоматизация сонорных звуков Р, РЬ у детей. М.: Издательство ГНОМ, 2013

» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 — 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)

[ш]
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Хороша швея Наташа! (Е. Благинина)

12 77 964 0

По статистическим данным, каждый 4 ребенок в мире страдает от проблемы речевого развития. Не попасть в печальную статистику помогут детские скороговорки.

Эти сложновыговариваемые фразы учат правильно произносить слова, развивают дикцию и речь, слух, мышление, исправляют дефекты речи.

Постоянно используйте их и добьетесь следующих результатов:

  • Ребенок научится правильно выстраивать предложение;
  • Будет говорить спокойно, без криков;
  • Улучшит дикцию;
  • Будет разговаривать размеренной речью;
  • Научится быстро и красиво читать.

В нашей статье вы найдете самый разные примеры скороговорок для детей 3-8 лет, скороговорки на английском с переводом, для развития речи и др.

  1. Первое, что вы должны сделать, прочитать скороговорку как стишок, правильно и с интонацией, чтобы вызвать у малыша интерес.
  2. Затем медленно прочитать, внятно проговаривая каждый звук и слово, чтобы ребенок смог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Скороговорку можно пропевать.
  3. Если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость до тех пор, пока не получится выговаривать быстро и внятно.

Чего не стоит делать:

  • Не требуйте, чтобы ребенок проговаривал все сразу и быстро;
  • Будьте терпеливы и не кричите;

Занятие не должно длится больше 10 минут.

Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет

Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.

Для подготовки нужно провести с малышом несколько занятий плавного и продолжительного выдоха. Можете воспользоватся мыльными пузырями. Поиграйте в игру “Надуй самый большой пузырь”.

* * *
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

* * *
Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.

* * *
Да-да-да - в огороде лебеда,
Ду-ду-ду - растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша - принесли домой ерша,
Ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи - прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу - я на солнышке лежу.

* * *
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа - ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

* * *
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

* * *
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.

* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

* * *
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

Для дошкольников 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

* * *
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

* * *
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

* * *
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

  • Баран буян залез в бурьян.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • На возу лоза, у воза коза.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Поля пошла полоть петрушку в поле.
  • У ежа и елки иголки колки.
  • Влас у нас, Афанас у вас.
  • Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

* * *
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

* * *
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

* * *
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят.

Для деток 7-8 лет

Для школьного возраста можно выбрать посложнее. Можно совмещать короткие скороговорки с стихами.

* * *
Бу-бу-бу - ворон на дубу.
Бе-бе-бе - песня о тебе.
Ба-ба-ба - балалайка завела.
Би-би-би - были голуби.

* * *
Огурцы-молодцы - зеленобелогубы.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

* * *
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

* * *
Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

* * *
У речушки, у реченки
Собрались одни девчонки.
Вдоль реченки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.

* * *
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

* * *
Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве.

* * *
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.

* * *
Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.

* * *
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.

* * *
Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьет Пашка шапкой
Трошкину шавку.

* * *
Козел-мукомол,
Кому муку молол,
А кому не молол.
От того, кому молол,
Получал ватрушки.
От того, кому не молол,
Получал по макушке.

Скороговорки для развития речи и дикции

Красивая речь и ясная дикция для ребенка – важный фактор. Именно эти скороговорки научат вашего ребенка красиво говорить. Проговаривайте их сначала беззвучно, но артикулируя, потом шепотом, дальше – вслух. Вначале медленно, а дальше в быстром темпе.

Но не забывайте про точность произношения отдельных слов и звуков, чтобы ребенок понимал о чем речь.

Для развития речи

  • Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные;
  • Окул бабу обул, да и Окула баба обула;
  • Водовоз вез воду из-под водопровода;
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны;
  • На горе Арарат корова рогами горох собирала;
  • Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня;
  • У осы не усы, не усищи, а усики;
  • Стоит, стоит у ворот бык тупо-губо-широкорот.
  • Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
  • Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок;
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Для дикции

  • Свиристель свиристит свирелью;
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла;
  • И прыгают скороговорки, как караси на сковородке;
  • У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали;
  • Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  • Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали;
  • Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели;
  • У ежа ежата, у ужа ужата;
  • Все скороговорки не перевыскороговоришь;
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб;
  • Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет;
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.

Логопедические скороговорки

У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.

* * *
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

* * *
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

* * *
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

* * *
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!

* * *
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

* * *
На праздник придем нарядными,
Опрятными и аккуратными.

* * *
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

* * *
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

* * *
Осип орет, Архип не отстает -
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

* * *
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Смешные скороговорки для детей

Детей очень забавляют смешные сочетания звуков. Строчки таких стишков запоминаются намного легче.

Короткие

  • Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту;
  • У Пашки в кармашке букашки и бумажки;
  • Грянул гром – гроза в разгаре;
  • Слишком много ножек у сороконожек;
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
  • Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей;
  • Красный краб кричит «Ура!»
    Резать торт пришла пора;
  • Триста тридцать три коробки,
    А в коробке по три пробки.

Длинные скороговорки

* * *
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

* * *
Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!”

* * *
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

* * *
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).

* * *
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.

* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Толковый словарь Ушакова называет скороговорками фразы, в которых сочетание звуков в словах подобрано таким образом, что их сложно произнести в быстром темпе. Они отличаются ритмичностью, часто бывают рифмованными.

Повторение таких сложных текстов на любом языке способствует тренировке четкой дикции. Особенно большое значение имеют скороговорки для детей 7–8 лет, которые уже свободно владеют речью, но иногда имеют проблемы с четким и быстрым выговариванием отдельных звуков русского языка.

Освоение в совершенстве любого, в том числе и русского, разговорного языка, даже если он является родным, - это достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий нескольких лет.

У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры - скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией.

Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.

Важно! Родители могут использовать тренировочные фразы самостоятельно в домашних условиях. Также, чтобы лучше заинтересовать маленького человека, можно применять скороговорки с картинками.

Взрослые также с удовольствием участвуют в подобных играх, более того, для них существуют даже официальные соревнования по скороговоркам на скорость и четкость.

К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров - их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:

  • народные, то есть известные издавна и не имеющие автора - подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке;
  • авторские - сочиненные профессиональными литераторами.

Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.

Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер - это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.

Русские и иностранные примеры

Великий русский лингвист В.И. Даль для своего «Толкового словаря живого великорусского языка» собирал не только пословицы и поговорки, но и скороговорочные фразы. Его заслуга состоит в том, что он первым из отечественных языковедов собрал, обработал, систематизировал и издал народные скороговорки на русском языке.

Однако по сравнению с пословицами и поговорками количество истинно народных скороговорок в русском языке не так велико. Некоторые из них совмещают в себе обе фольклорные формы. Так, например, фраза: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», является одновременно скороговорочной фразой и пословицей, намекающей на то, что человек, пытаясь сделать дело правильно, перестарался, запутался, и все у него вышло неудачно и невпопад.

К числу русских народных образцов, не имеющих конкретно авторства, безусловно, можно отнести знаменитого греку, ехавшего через реку, а также следующие фразы:

  1. Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.
  3. Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.
  4. Во лесу вяжу лозу, на возу лозу везу.
  5. Евсей, эй, муку просей, испеки в печи калачи, да мечи на стол горячи.
  6. Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  7. Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
  8. Косарь Касьян косой косит косо – не скосит косарь Касьян покоса.
  9. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа тупа.
  10. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Как и другие формы народного фольклора, многие иностранные фразы поддаются переводу с сохранением не только общего смысла, но и своей скороговорочной функции, направленной на отработку отдельных звуков:

  1. Пуд перца Питер Пайпер съел (англ.).
  2. В жандармерии, когда один жандарм засмеется, то смеются все жандармы жандармерии (франц.)
  3. Щетки с белой щетиной чистят лучше, чем щетки с черной щетиной (немецк.).
  4. Понемножку Пакито пакует крошечные стаканы в пакеты (исп.).

При обучении ребенка иностранному языку очень полезно использовать этот тип упражнений на языке оригинала. Они помогают без зубрежки, в игровой форме освоить артикуляцию и произношение новых звуков.

Детям очень нравятся книжки, представляющие собой скороговорки с картинками, иллюстрирующими их содержание. С их помощью освоение материала идет гораздо быстрее.

Авторские скороговорки

Поэты, пишущие для детей, часто сочиняют скороговорки-стихи, запомнить которые ребенку гораздо проще из-за их рифмованного вида. Они также подчиняются правилам жанра - ритмичному повторению сложных согласных звуков, краткости, юмористичности, и подходят не только для проговаривания, но и для чтения. Вот пример такого веселого скороговорочного стихотворения детского поэта Владимира Приходько, где акцент делается на шипящие звуки русского языка:

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки,

А в деревушке Ложки

У них устали ножки -

Обратно в Пешки мышки

Приехали на кошке.

Известное стихотворение поэта Даниила Хармса про Ивана Топорышкина также можно отнести к данному жанру. Такие стихи обычно представляют собой книжную форму - скороговорки с картинками. Благодаря красочным и веселым иллюстрациям они гораздо лучше откладываются в памяти, и читать подобные книги интересно не только детям, но и взрослым.

Интересно! Иногда широко известные образцы этого творчества на русском языке, считающиеся народными, на самом деле оказываются авторскими. Так, лингвист В. Лунин в своей книге «Загадки. Скороговорки», вышедшей в свет в 1999 году, доказывает, что автором текста про кукушку, купившую кукушонку капюшон, является И. Демьянов.

Методика разучивания

Начинать заучивание нужно с осмысления содержания, чтобы до ребенка полностью доходил смысл сказанного. Взрослый может разложить короткую скороговорку на небольшой рассказ, придумав сюжет вместе с малышом.

Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.

Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.

Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.

Заучив одну фразу - для начала пусть они будут короткие - можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.

Полезное видео

Подведем итоги

Длительность уроков не должна превышать 15–20 минут, чтобы из них не уходил игровой элемент, а дети не переутомлялись. По окончании каждого занятия нужно непременно похвалить малыша, пусть он поймет, что не всегда удается достичь желаемого с первого раза, но если хорошо постараться и приложить усилия, все обязательно получится.

Вконтакте

Современный мир предлагает малышам огромное количество интерактивных игрушек, высокотехнологичных развлечений, эффективных обучающих методик. Вместе с тем статистические показатели безжалостны: каждый четвертый ребенок в мире страдает задержкой речевого развития. Как помочь малышу не попасть в печальную статистику расскажет статья.

#1. Большую часть нашего времени (около 16 часов в сутки) мы общаемся. Очевидно, что именно от коммуникативных навыков зависит успех человека буквально в любой сфере деятельности, поскольку речевые характеристики являются важной частью его образа. Недостатки речи могут оказать негативное влияние на будущее ребенка. К таким недостаткам относят:

  • монотонную или слишком экспрессивную интонацию
  • несоблюдение пауз
  • плохую дикцию
  • слишком быстрый или медленный темп речи
  • тихий или слишком громкий голос

Большинство недостатков вполне исправимы. И помогут в этом не нашумевшие методики заокеанских светил, а простые и несправедливо забытые скороговорки

#2. Игра - самый естественный вид деятельности ребенка. Именно поэтому игровые формы - оптимальный путь привлечения ребенка к обучению. Увлекаясь игрой со словесным материалом, в том числе скороговорками, дети сами того не замечая, сформируют ряд очень важных навыков, которые со временем

  • лягут в основу четкой размеренной речи
  • помогут быстро освоить чтение

#3. Каждый ребенок индивидуален. Общее и речевое развитие детей одного возраста может иметь некоторые различия. В таблице внизу приводится ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка

Важно: если в 6 лет ребенок имеет речевые проблемы, например, не произносит некоторые звуки, родителям необходимо обратиться к логопеду

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Скороговорки - это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов

Скороговорки

  • эффективно тренируют артикуляцию звуков
  • способствую приобретению навыков правильной речи
  • исправляют дефекты речи
  • избавляют от косноязычия
  • развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно

Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:

  1. Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.
  • Не ждите, что малыш повторит все и сразу
  • Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
  • Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
  • Количество занятий: не ограничено
  1. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом - четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
  2. Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!


Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics

Правильная артикуляция звука [ш] должна выглядеть следующим образом

Правильная артикуляция звука [ш] Для самых маленьких хорошим началом станут не скороговорки, а чистоговорки




  • Ша-ша-ша - мама моет малыша
  • Ша-ша-ша - мама кормит малыша
  • Ша-ша-ша - мама любит малыша
  • Ша-ша-ша - мы качаем малыша
  • Шу-шу-шу - я письмо пишу
  • Шу-шу-шу - шарф повяжем малышу
  • Шу-шу-шу - шапку свяжем малышу
  • Шо-шо-шо - на прогулке хорошо
  • Шо-шо-шо - в нашем доме хорошо
  • Шо-шо-шо - летом в парке хорошо
  • Аш-аш-аш - у (имя ребенка) карандаш
  • Аш-аш-аш - мы доделали шалаш
  • Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши

А для старших говорунов подойдут и веселые скороговорки-стишки



Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»

Маша кашу не доела,
Маше каша надоела!
- Маша, кашу доедай!
Маме не надоедай!

Кошка в штанишках?
- В штанишках не кошках.
- Мошка в штанишках?
- В штанишках не мошка.
- Мышка в штанишках?
- В штанишках не мышка.
- Мишка в штанишках?
- В штанишках Мишка!

Яша кушал кашу,
Антошка - картошку,
Гошка - окрошку,
Лешка - лепешку,
Валюшка - ватрушку,
Иришка - пышку,
Танюшка - плюшку,
А Мишель ел вермишель!

У Мишутки в лукошке
Мыши, лягушки, кошки,
Шарики, шайбы, катушки,
Клавиши, шторы, подушки,
Кувшины, горшки, матрешки,
Швабры, шкафы, поварешки,
Машины, шурупы, ракушки…
Игрушки, игрушки, игрушки

Шапка - на Колюше,
Шляпа - на Андрюше,
Ушанка - на Грише,
Галоши - на Мише,
Башмаки - на Витюше,
Капюшон - на Валюше,
Шинель - на Игоряше,
Рубашка - на Любаше,
Шлем - на Кирюше,
Шарф - на Катюше,
Кашне - на Алеше,
Штаны - на Платоше,
Шуба - на Илюше,
Шорты - на Ванюше.

А теперь можно освоить и самые настоящие скороговорки



  • Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки
  • Леша и Глаша едят пшеничную кашу
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки
  • Шли шестнадцать мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша
  • Яшма в замше замшела
  • Шапкой Миша шишку сшиб
  • В шалаше шесть шалунов

Прежде всего, ознакомьтесь с правильной артикуляцией звука [щ]

Правильная артикуляция звука [щ] Чистоговорки настроят на работу маленьких непосед

  • Аща-аща-аща - впереди густая чаща
  • Ащ-ащ-ащ - мы купили плащ
  • Ащу-ащу-ащу - не ходите дальше в чащу
  • Ещ-ещ-ещ - в сетях бьется лещ
  • Ещ-ещ-ещ - на собаке клещ
  • Оща-оща-оща - шумит дубовая роща
  • Ощ-ощ-ощ - в огороде хвощ
  • Ощу-ощу-ощу - берегите рощу
  • Ущ-ущ-ущ - за забором плющ
  • Ща-ща-ща - мы несем домой леща
  • Ща-ща-ща - пояс от плаща
  • Ще-ще-ще - (имя ребенка) в плаще
  • Щё-щё-щё - повторим ещё
  • Щи-щи-щи - (имя ребенка) любит щи
  • Щу-щу-щу - (имя ребенка) я ищу

После чистоговорок можно приступать к занимательным стишкам



Стихи-скороговорки на букву «Щ» для детей

Хлещет, хлещет дождь,
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождем

Щеголь щетку уважает,
Щеткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Нечем будет щеголять!

Плавниками трепеща,
И зубаста и тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука круг леща.
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща.
Вот так штука!

Банщик, литейщик, купальщик,
Гонщик, дробильщик, ныряльщик,
Мойщик, лудильщик, трамвайщик,
Щеголь, денщик, барабанщик,
Пильщик, ямщик, фехтовальщик
Тащили дощатый ящик.
В ящике - щебенка, щетки,
Клещи, счеты и трещотки

И, наконец, пришло время скороговорок



Скороговорки на букву «Щ» для детей
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу
  • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ
  • Волки рыщут, пищу ищут
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки
  • Тщетно тщится щука ущемить леща

Звук [л], наравне со звуком [р], - самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков - 5 лет

Правильная артикуляция [л] выглядит следующим образом

Правильная артикуляция звука [л] Разминка - важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками. Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работе

Чистоговорки на букву «Л» для детей

  • Ул-ул-ул - наш малыш уснул
  • Ол-ол-ол - (имя ребенка) сел/села за стол
  • Ло-ло-ло - нам вместе весело
  • Ыл-ыл-ыл - я машину мыл
  • Ла-ла-ла - отвесная скала
  • Лу-лу-лу - обойдем скалу
  • Ле-ле-ле - гнезда на скале
  • Лю-лю-лю - (имя ребенка) я люблю

Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки



Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал, и зевал…
И случайно осел
Проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул -
И спокойно уснул

Лисицы лают, глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна лучиться, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит веселая пчела,
Легла на лес ночная мгла

Топали до тополя.
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали

Куклу Милу Люда мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Люда
Обменяла на осла



Стихи-

Мила маме, как могла,
Хоть мала, но помогла.
Долго дела не искала:
Полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла…
Отдохнуть она хотела -
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложила

Зря ласка лаской названа:
Совсем не ласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!

И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание - скороговорки на звук [л]



Скороговорки на букву «Л» для детей
  • Клава клала лук на полку
  • Вкусная халва - мастеру хвала
  • Около кола колокола
  • Лайка - на лавке. У лайки лапки. На лапках - лапти
  • Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
  • Летели лебеди с лебедятами
  • Сел сокол на гол ствол


Скороговорки на букву «Л» для детей

Скороговорки на букву «р» для детей

Ох уж этот несговорчивый звук [Р]! Сколько расстройств из-за него у мнительных родителей! Но, уделяя должное внимание сложному звуку и следуя советам логопеда, всему можно научиться: даже рычать, как тигренок

Чистоговорки со звуком [Р] для разминки



Чистоговорки со звуком [Р]
  • Ре-ре-ре - все деревья в серебре
  • Ре-ре-ре - хитрый лис сидит в норе
  • Ря-ря-ря - взошла алая зоря
  • Рю-рю-рю - я обед тебе сварю
  • Арь-арь-арь - скушай, деточка, сухарь
  • Ра-ра-ра - (имя ребенка) спать пора
  • Ро-ро-ро - на полу стоит ведро
  • Ры-ры-ры - кружат-кружат комары
  • Ор-ор-ор - подмели мы двор


Чистоговорки со звуком [Р] Освоив предложенные чистоговорки, вы можете придумывать новые двустишья вместе с ребенком

А если придумывать не очень хочется - выучите с ребенком логопедические стишки

Приготовила Раиса
Для Бориса суп из риса
Подарил Борис Раисе
Тридцать три и три ириса

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста

На корме, кроме Ромки,
Егор и Артемка.
На корме, кроме Марка,
Рита и Тамарка

Кар! - кричит ворона - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана:
У тебя ведь нет кармана!
- Как?! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
- Что ж вы раньше не сказали?
Караул! Карман украли!

У костра под горкой
Верочка с Егоркой.
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный:
«Марширует офицер,
Рапортует инженер,
Разгорается костер», -
Рады Вера и Егор

Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк

А после веселых стихов можно и скороговорками заняться

  • Артем трет на терке морковь
  • Брадобрей бритвой бреет бороды
  • Все бобры добры к своим бобрятам
  • Григорий - брат Георгия
  • Кобры - в террариуме, а карпы - в аквариуме
  • Рыбы в пруду - пруд пруди
  • Тридцать три трубача трубят тревогу
  • Трое трубачей трубили в трубы


Скороговорки со звуком [Р]

Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются

  • [Ш], [Ж],[Щ ]
  • [Л], [Р]

Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками

Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных [л], [р], свистящих, шипящих и звука [ф]

  • Веня и Иван не виноваты
  • Увидим Вадима и удивим
  • В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
  • Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
  • Внимание: в водоеме водяной
  • Видите: на диване у Вовы два удава
  • Конфеты - фее, конфетти - Тимофею
  • У Фимы - финики. У Фани - фантики
  • У Федота - фагот
  • Не бубни, бей в бубон
  • Бегу к быку и от быка бегу
  • На копытах - подковы
  • Пете не допить напиток
  • Пони в попоне
  • Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
  • В водоеме воды видимо-невидимо
  • Дома - домовой, в воде - водяной
  • Один да один - два
  • Опятки не на пятке
  • У Антона - антенна
  • У Тани - тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну
  • У Капы - компот
  • У кока - какао
  • Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень
  • Бабе Яге маги не помогают магией
  • Вьюги не на юге
  • Игнат помогает готовить Инге и Агнии
  • Подходит выходной. В выходной отдохнем
  • На охоте - Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
  • У хана - хна
  • У совы есть совесть
  • Всем бы вместе сесть и поесть
  • Осенью у Сени сени в сене
  • Зимой беззаботная Зоя зябнет
  • Не забудьте незабудки
  • Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»

Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам


Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить



Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят



  • Коси коса пока роса. Роса долой, коса домой
  • Три дроворуба на трех дворах дрова рубят
  • Сыворотка из-под простокваши
  • У бобра шапка добра
  • Пойду в лес по рябую корову
  • Морская волна сильна и вольна
  • В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи


Сложные скороговорки для детей

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Стаффордширский терьер ретив,
А черношёрстный ризеншнауцер резв.

В Переславль послали посылку, для последующей пересылки

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали

Поломала я язык, по-переламывала, пока молола языком перемалывала

Квартира картографа в картах, а портретиста в портретах

Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве

Смешные и не всегда логичные скороговорки - замечательный способ не только исправить речевые проблемы, но и весело провести время с ребенком. Цените эти минуты игры и доверия. Небольшие игровые задания внизу помогут вам разнообразить занятия










Видео: Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Loading...Loading...