Обманы восприятия здоровых людей психиатрия. Культура мышления. Г. По характеристикам восприятия

Иллюзия - обман зрения.

Виды обмана зрения:

обман зрения на основе восприятия цвета;
обман зрения на основе контраста;
искривляющие иллюзии;
оптический обман восприятия глубины;
оптический обман восприятия размера;
контурный обман зрения;
обман зрения «перевертыши»;
комната Эймса;
движущиеся оптические иллюзии.
стерео-иллюзии, или, как их еще называют: «3d картинки», стереокартинки.

ИЛЛЮЗИЯ РАЗМЕРА ШАРА
Неправда ли, размер этих двух шаров разный? Верхний шар больше нижнего?

На самом деле это обман зрения: эти два шара, абсолютно равны. Можешь воспользоваться линейкой для проверки. За счет создания эффекта удаляющегося коридора художнику удалось обмануть наше зрение: верхний шар нам кажется больше, т.к. наше сознание воспринимает его, как более дальний объект.

ИЛЛЮЗИЯ А.ЭЙНШТЕЙНА И М.МОНРО
Если ты смотришь на картинку с близкого расстояния, то видишь гениального физика А.Эйнштейна.


Теперь попробуй отойти на несколько метров, и … чудо, на картинке М.Монро. Здесь вроде все обошлось без обмана зрения. Но как?! Никто же не подрисовывал усы, глаза, волосы. Просто из далека зрение не воспринимает какие-то мелочи, а на крупные детали делает больший акцент.


Оптический эффект, создающий у зрителя ложное представление о месте нахождения сидения, обусловлен оригинальной конструкцией стула, придуманного французской студией Ibride.


Периферическое зрение превращает красивые лица в монстров.


В какую сторону крутится колесо?


Смотрите, не моргая, в середину изображения 20 секунд, а потом переведите взгляд на чье-нибудь лицо или просто стену.

ИЛЛЮЗИЯ СТОРОНЫ СТЕНЫ С ОКНОМ
С какой стороны здания расположено окно? С левой, а может быть с правой?


Снова наше зрение обманули. Как это стало возможно? Очень просто: вернхяя часть окна изображена, как окно, находящееся с правой стороны здания (мы смотрим, как бы снизу), а нижняя часть – с левой (мы смотрим сверху). А середину зрение воспринимает, как считает нужным сознание. Вот и весь обман.

Иллюзия брусков


Взгляните на эти бруски. В зависимости от того, в какой конец вы смотрите, два куска дерева будут или находиться рядом, или же один из них будет лежать на другом.
Куб и две одинаковые чашки



Оптическая иллюзия, созданная Крисом Уэстоллом. На столе стоит чашка, рядом с которой стоит куб с маленькой чашечкой. Однако при более детальном рассмотрении мы можем увидеть, что на самом деле куб нарисованный, и чашки абсолютно одинакового размера. Подобный эффект замечается только под определенным углом.

Иллюзия «Стена кафе»


Внимательно всмотритесь в изображение. На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле. Отсюда и пошло ее название.

Иллюзия Пизанской башни


Выше вы видите две картинки Пизанской башни. На первый взгляд кажется, что башня справа наклоняется больше, чем башня слева, однако на самом деле обе эти картинки одинаковые. Причина кроется в том, что визуальная система рассматривает два изображения как часть единой сцены. Поэтому нам кажется, что обе фотографии не симметричны.

ИЛЛЮЗИЯ ВОЛНИСТЫХ ЛИНИЙ
Даже не возникает сомнений, что изображенные линии волнистые.


Вспомни, как называется раздел – обман зрения. Ты прав это прямые, параллельные линии. И это искривляющая иллюзия.

Корабль или арка?


Эта иллюзия - настоящее произведение искусства. Картину нарисовал Роб Гонсалвес - канадский художник, представитель жанра магического реализма. В зависимости от того, куда вы посмотрите, вы можете видеть или арку длинного моста или парус корабля.

ИЛЛЮЗИЯ - ГРАФФИТИ «ЛЕСТИЦА»
Сейчас можно расслабиться, и не думать, что будет очередной обман зрения. Давай восхитимся фантазией художника.


Такое граффити сделал чудо-художник в метро на удивление всем прохожим.

ЭФФЕКТ БЕЗОЛЬДИ
Посмотри на картинку и скажи, в какой части красные линии более яркие и контрастные. В правой не так ли?


На самом деле красные линии на картинке ничем не отличаются друг от друга. Они абсолютно идентичны, опять обман зрения. Это эффект Безольди, когда мы воспринимает по разному тональность цвета в зависимости от его соседства с другими цветами.

ИЛЛЮЗИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА
Меняется ли цвет горизонтальной серой линии в прямоугольника?


Горизонтальная линия на картинке не меняется на всем протяжении и остается одинаково серой. Не вериться, правда? Это обман зрения. Чтобы убедиться в этом закрой листом бумаги окружающий ее прямоугольник.

ИЛЛЮЗИЯ УМЕНЬШАЮЩЕГОСЯ СОЛНЦА
Эту великолепную фотографию солнца сделало американское космическое агентство NASA. На ней видно два пятна на Солнце, направленные прямо на Землю.


Куда более интересно другое. Если ты пройдешься взглядом вокруг края Солнца, то увидишь, как оно сжимается. Вот это действительно ВЕЛИКОЛЕПНО – без обмана, хорошая иллюзия!

ИЛЛЮЗИЯ ЗОЛЬНЕРА
Видишь ли ты, что линии-елочки на картинке параллельны?


Я тоже не вижу. Но они параллельны – проверь линейкой. Мое зрение тоже оказалось обманутым. Это знаменитая классическая иллюзия Зольнера, существующая с 19 века. Из-за «иголочек» на линиях нам кажется, что они не параллельны.

ИЛЛЮЗИЯ-ИИСУС ХРИСТОС
Смотри на картинку 30 секунд (может понадобиться и больше), затем переведи взгляд на светлую ровную поверхность, например, на стену.


Перед глазами ты увидел образ Иисуса Христа, образ похож на известную Туринскую плащаницу. Почему же возникает этот эффект? В глазу у человека есть клетки, которые называют колбочки и палочки. Колбочки отвечают за передачу цветного изображения в мозг человека при хорошем освящении, а палочки помогают видеть человеку в темноте и отвечают за передачу черно-белого изображения низкой четкости. Когда ты смотришь на черно-белое изображение Иисуса, палочки «устают» из-за длительной и интенсивной работы. Когда ты отводишь взгляд с изображения, эти «усталые» клетки не справляются и не могут передать новую информацию в мозг. Поэтому образ остается перед глазами, и исчезает, когда палочки »придут в себя».

ИЛЛЮЗИЯ. ТРИ КВАДРАТА
Сядь поближе и посмотри на картинку. Видишь ли ты, что стороны всех трех квадратов кривые?


Я тоже вижу кривые линии, несмотря на то, что стороны всех трех квадратов идеально ровные. Когда же отходишь от монитора на некоторое расстояния, то все встает на свои места - квадрат выглядит идеальным. Это связано с тем, что задний фон заставляет наш мозг воспринимать линии кривыми. Это оптическая иллюзия. Когда же фон сливается и мы его четко не видим, квадрат кажется ровным.

ИЛЛЮЗИЯ. ЧЕРНЫЕ ФИГУРЫ
Что ты видишь на картинке?


Это классическая иллюзия. Бросив беглый взгляд, мы видим какие-то непонятные фигуры. Но посмотрев чуть дольше начинаем различать слово LIFT. Наше сознание привыкло видеть черные буквы на белом фоне, и продолжает также воспринимать и это слово. Это очень неожиданно для нашего мозга читать белые буквы на черном фоне. Кроме этого большинство людей первый взгляд бросают в центр картинки, а это еще усложняет мозгу задачу, ведь он привык читать слово слева направо.

ИЛЛЮЗИЯ. ИЛЛЮЗИЯ ОУЧИ
Посмотри в центр картинки и ты увидишь «пляшущий» шар.


Это культовая оптическая иллюзия, изобретенная в 1973 г. японским художником Оучи и названа в честь него. На этой картинке возникает несколько иллюзий. Во-первых, создается впечатление, что шар немного перемещается из стороны в сторону. Наш мозг не может понять, что это плоское изображение и воспринимает его, как объемное. Другой обман иллюзии Оучи –впечатление, что мы смотрим сквозь круглую замочную скважину на стену. Наконец, размер всех прямоугольников на картинке одинаков, и они располагаются строго в рядах без кажущегося смещения.

- иллюзии – искаженное восприятие реально существующего внешней среде объекта. Критическая оценка отсутствует. Иллюзии бывают:

Парэйдалические – иллюзия с воображением (смотри на облака – видим животных)

Физиологические – из-за химии в организме.

Аффективные – на фоне аффекта и страха. Например, многие, особенно дети ночью воспринимают предметы в комнат, как страшных монстров.

Вербальные – искаженное восприятие речи

Галлюцинация – обманы восприятия, когда человек воспринимает объекты вне непосредственной связи с раздражителями внешней среды.

Есть галлюцинации в норме, не свидетельствуют о патологии:

Гипногогические - при засыпании

Гипнопомпические – при пробуждении

Внушенные – после сеанса гипноза

Так же бывают:

Элементарные – воспринимается звук или отдельный образ, но он не дифференцирован. Например, показался какой-то звук или пятно. Могут быть и у здоровых.

Простые – только какой-то один анализатор участвует. Чей-то конкретный голос, например.

Сложны – участвуют два анализатора и больше (Не просто с барабашкой говорю, а еще вижу и щупаю)

Певдо-галлюцинации:

Кондинский и Клерамбо – оба психиатры, Кондинский болел шизофрений и оба они самоубились. Псевдо-галлюцинации - отмечаются при шизофрении, а просто галлюцинации при органических поражениях мозга. Но это не строгое правило.

Псевдо-галлюцинации – носят характер субъективного восприятия, воспринимаются, как нечто аномальное. Если бы они были правдой, то мы бы их почувствовать не смогли (Мне кто-то что-то сигнализирует за тысячу километров). Носят характер навязанности – как будто кто-то в голову вложил чужие мысли. Кто-то движет моим языком и изрекает какие-то мысли. «Я смотрю на мир через умственные очки».

Истинные галлюцинации носят характер объективной деятельности. Проецируются во внешнее пространство. Если бы эти галлюцинации существовали в реальности, то мы бы могли воспринимать их с помощью наших органов чувств. (Если бы и правда сидел чертик, то мы бы его увидели)

Гиперстезия – обострение восприятия. Бывает у невротических больных. На фоне эмоциональных состояний бывает.

Гипостезия – ослабление восприятия. У невротических больных. Чулочно-перчаточная анестезия – руки и ноги задеваем иголкой – они не чувствуют, только перешли барьер – сразу чувствуют. Истерическая слепота и глухота.

Деперсонализация – измененное восприятие собственной личности. Могут быть и у здорового человека, например в подростковом возрасте. «Знаю, что я красивая, но я такой себя не чувствовала». Чувствую себя очень большим.



Дереализация – неадекватная восприятия мира. Я вижу все вокруг слишком большим.

Де-жа-вю – синдром уже виденного.

Жа-ме-вю – синдром не виденного.

Из Зейгарник:

Из теоретических положений А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. П. Зинченко, Ю. Б. Гиппенрейтер следует, что развитие восприятия детерминируется задачами, возникающими перед человеком в его жизнедеятельности. Для исследований в общей психологии характерен подход к восприятию как деятельности, включающей в себя основную специфику человеческой психики - активность и пристрастность.

С. Л. Рубинштейн указывает, что человеческое восприятие является всегда обобщенным и зависит от направленности личности. Следовательно, восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью. За последние годы ряд зарубежных авторов также пытаются показать, что продукт процесса восприятия зависит от эмоциональных и личностных особенностей человека.

Поэтому следовало ожидать, что восприятие может оказаться нарушенным в разных характеристиках деятельности - в нарушении обобщения, личностной обусловленности. Эти нарушения проявляются в затрудненности узнавания, в искажениях воспринимаемого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности. Остановимся на некоторых из них.

Агнозии

Агнозиями называется затрудненность узнавания предметов, звуков. Проблеме агнозии, особенно зрительной, посвящено множество работ. Начиная с А. Петцля, зрительные агнозии разделялись на: а) агнозии предметов, так называемая лиссауэровская "душевная объективная агнозия", когда больные не узнавали предметов и их изображений. К этой группе примыкает и "симультанная агнозия" Вольперта (больные узнавали отдельные предметы, их изображения, но не узнавали изображения ситуации); б) агнозии на цвета и шрифты; в) пространственные агнозии.



Мы остановимся лишь на тех случаях агнозии, которые выступали при психических заболеваниях. У ряда больных (с органическими поражениями мозга различного генеза) явления агнозии проявлялись в том, что больные выделяли то один, то другой признак воспринимаемого объекта, но не осуществляли синтеза; так, изображение гвоздя один больной описывает как что-то кругленькое, говоря: "наверху шапочка, внизу палочка, что это такое - не знаю"; другой больной описывает ключ, как "кольцо и стержень". При этом больные описывали точно конфигурации предмета, могли даже точно скопировать его, но это не облегчало их узнавание. Аналогичные факты, говорящие о невозможности осуществления синтеза, были описаны Е. П. Кок при исследовании больных с поражениями теменно-затылочных систем, а также Е. Д. Хомской и Э. Г. Соркиной.

Прежде всего возник вопрос, что у больных нарушено восприятие структуры, как это имело место у больного Ш. (описанного К. Гольдштейном), который, как известно, не воспринимал формы предметов: он не мог отличить "с глаза" треугольника от круга и узнавал фигуры только после того, как он "обводил их моторно", например движениями головы.

У других больных агнозия носила иной характер. Не узнавая предметов, они узнавали их форму, конфигурацию даже тогда, когда последние предъявлялось тахистоскопически, они могли их описать. Так, например, при тахистоскопическом предъявлении садовой лейки больная говорит: "бочкообразное тело, что-то круглое, посередине отходит вроде палочки с одной стороны", другой больной при тахистоскопическом предъявлении расчески говорит: "какая-то горизонтальная линия, от нее книзу отходят маленькие, тоненькие палочки". Иногда больные могли нарисовать предмет, не узнавая его.

Приводим в качестве иллюстрации данные патопсихологического исследования и историю болезни больной В., которая была описана мной совместно с Г. В. Биренбаум в 1935 г. .

Больная В., 43 года, библиограф. Диагноз: эпидемический энцефалит (доктор Э. Г. Кагановская).

Заболела в 1932 г. Появилась резкая сонливость, которая продолжалась около недели и сменилась бессоницей. Отмечалось слюнотечение, левосторонний парез ноги и боль в области наружной части левого плеча, повышение температуры. Имели место иллюзии и галлюцинации. На стенке вокруг вентилятора "бегали мыши", на полу прыгали фигуры, кружились "танцующие рожи".С этими явлениями больная поступила в Боткинскую больницу. Через несколько дней появились кратковременные расстройства сознания, больная не могла найти своей палаты, постели. В 1933 г. была переведена в психиатрическую клинику ВИЭМ. Ко времени нашего исследования психический статус больной изменился. Больная в ясном сознании, правильно ориентирована в окружающем. Несколько амимична. Тихий, мало модулирующий голос. Много лежит, жалуясь на утомляемость и головные боли. С трудом и не сразу дает анамнестические сведения, при этом останавливается на подробностях, не имеющих отношения к существу вопросов. Мало читает, "не хватает, - отмечает больная, - живого воображения". Внешне добродушна, эмоциональна. Это состояние, однако, быстро сменяется раздражительностью, злобностью, доходящими до аффективной взрывчатости. Вместе с эмоциональной лабильностью отмечается, в общем, бедная и довольно однотипная аффективная жизнь с очень узким кругом привязанностей, безразличное отношение к людям, к работе, к общественной жизни, к литературе, раньше очень любимой. На этом фоне общего эмоционального однообразия имеется заинтересованность в выздоровлении.

Экспериментально-психологическое исследование не выявляет каких-либо грубых изменений мыслительной деятельности больной. Больная правильно усваивала инструкцию, передавала хорошо содержание, подтекст прочитанной книги, понимала условный смысл пословиц, метафор. Обнаружилась лишь некоторая пассивность и отсутствие заинтересованности в экспериментальной ситуации.

Вместе с тем патопсихологическое исследование выявило грубые нарушения узнавания предметов. Больная часто не узнавала (40%) предъявленных ей изображений. Так, нарисованный гриб она называет "стог сена", спички - "кристаллами". Сюжет картины больная не улавливает сразу, а лишь после длительных фиксаций на отдельных деталях. Процесс восприятия носит характер отгадывания: "Чтобы это могло быть - расческа? На чем она сидит - на кресле, стуле? Чтобы это могло быть - плита, корыто?" При показе известной картины "Смертница" больная говорит: "Что это за женщина, о чем она задумалась? На чем она сидит? На кровати? Что это за тени?"

Даже при правильном названии у больной всегда отмечалось сомнение и неуверенность, она ищет опорные пункты в рисунке для того, чтобы подтвердить ими правильность своего вывода. Так, больная узнавала изображение книги, но сразу наступили обычные для больной сомнения: "разве книга, это какой-то квадрат. Нет, у квадрата нет выступов и тут что-то написано. Да, это книга". При таком выраженном нарушении узнавания рисунков больная прекрасно узнавала геометрические формы, дополняла незаконченные рисунки согласно структурным законам. Больше того, не узнавая предмет на рисунке, она прекрасно описывала его форму. Например, не узнав рисунка барабана и шкафа, она описывала их форму чрезвычайно точно и даже хорошо срисовывала их.

В Процессе исследования выявилось, что реальные предметы больная всегда хорошо узнавала и затруднялась при узнавании моделей из папье-маше (например, больная не узнавала самолета, с трудом узнавала собаку, мебель).

Таким образом, создавалась как бы некоторая ступенчатость ее расстройств. Больная хорошо узнавала предметы, хуже узнавала модели, еще хуже - рисунки предметов. Особенно плохо она узнавала те изображения, которые были схематически нарисованы, в виде контуров. Поэтому возникло предположение, что причина затрудненности узнавания, очевидно, вызывается той обобщенностью, формализацией, которая присуща рисунку. Для проверки была проведена следующая серия экспериментов: больной предъявлялись изображения одних и тех же предметов в разном выполнении: а) в виде пунктирного контура; б) в виде черного силуэта, в) в виде точного фотографического изображения, иногда на фоне конкретных деталей, например рядом с пресс-папье была нарисована ручка и чернильница. Данные экспериментального исследования подтвердили наше предположение. Больная совершенно не узнавала пунктирные, несколько лучше, но все же очень плохо узнавала силуэтные изображения и лучше - конкретные.

Таким образом, эксперимент выявил обозначенную выше своеобразную ступенчатость Как указывает А. Р. Лурия, "процесс зрительного анализа превращался в серию речевых попыток расшифровать значение воспринимаемых признаков и синтезировать их в зрительный образ". Больная не могла "с глаза" воспринять рисунок, процесс восприятия приобрел характер развернутого дезавтоматизированного действия. Об этом свидетельствует следующий факт: узнав фотографическое изображение, больная не смогла перенести это узнавание на силуэтное изображение. После того как больная узнала в раскрашенном изображении ножницы, экспериментатор спрашивает: "А я Вам показывала раньше этот предмет?" Больная раздумывает и говорит с удивлением: "Нет, я его вижу впервые; ах, Вы думаете те палочки, которые Вы мне показывали? Нет, это не ножницы (больная при этом рисует их по памяти). Что же это может быть? Я не знаю". Даже тогда, когда ей удается сделать перенос, у нее остается неуверенность. Узнав раскрашенную шляпу, она говорит на контурную: "А это что, тоже шляпа?" На утвердительный ответ экспериментатора она спрашивает: "При чем тут эта линия?" (указывает на тень). Когда ей в последующем эксперименте опять предъявляют этот рисунок, она замечает: "Вы тогда сказали, что это шляпа".

Приведенные данные показали, что восприятие нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности; поэтому нам казалось правомерным говорить о нарушении обобщающей функции восприятия. Об этом говорят и способы, с помощью которых можно было компенсировать этот дефект. Так, если экспериментатор просил указать определенный предмет: "укажите, где шляпа или где ножницы", то больные узнавали правильно. Таким образом, включение предъявляемого объекта в определенный круг значения помогало узнаванию. Название же приблизительного круга предметов, к которому относится данный объект ("покажите мебель, овощи"), помогало меньше. Поэтому следовало ожидать, что подобные агностические расстройства должны особенно четко выявиться и у дементных больных.

Псевдоагнозии при деменции

Исследование зрительного восприятия у больных, у которых клинические и экспериментально-психологические данные выявили деменцию по органическому типу, обнаружило отмеченные выше особенности: больные не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков. К этому добавлялась еще одна особенность: их восприятие было диффузным, недифференцированным. Нарушения восприятия выявляются у этой группы особенно четко при экспозиции ситуационных картинок. Помимо того, что дементные больные не улавливают сюжета, они при этом проявляют и ряд других, характерных феноменов. Не понимая смысла сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи. Отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются. Предмет узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой больной фиксирует свое внимание. Так, гриб больной называет помидором, если выступила как часть головка гриба, или же видит в грибе огурец, если фиксирует внимание на его ножке. Поэтому при предъявлении рисунка больному часто безразлично: показывают ему его часть или целое.

У некоторых больных агнозия распространялась и на структуру, на форму изображения. Г. В. Биренбаум описала в 1948 г. больного К., у которого на фоне органической деменции выступили расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы. Она (назвала подобное нарушение "псевдоагнозией". При показе треугольника он говорит: "Клином как-то, а назвать не могу, я вижу клин в трех местах, клин- трехклинник". При экспозиции четырехугольника больной говорит: "Мне трудно сказать (обводит пальцем) - прямая, прямая, прямая и прямая". При экспозиции незаконченного круга видит прежде всего изъян: "здесь провал какой-то", в то же время воспринимает симметрию формы. Например, при показе креста, не умея назвать фигуры, больной заявляет: "Хоть куда хочешь заглядывай, она лежит правильно". Нередко больной воспринимает форму предмета, но тут же быстро наступает распад его структуры.

Подобный феномен можно трактовать как нарушение "оптического внимания". Например, при осмотре картинки, на которой нарисован крестьянин, стоящий с задумчивым видом у телеги, у которой отскочило колесо, больной говорит: "Вот колесо, а это мужчина стоит", показывая на лошадь. "А это птица какая-то". Экспериментатор : "Это ведь лошадь". Больной : "На лошадь плохо смахивает". Здесь отчетливо выступает нарушение не только смысловых, но и структурных компонентов. Узнав телегу и колесо, он не только не делает соответствующего вывода, что стоит телега с лошадью, но остро торчащие уши лошади создают у больного впечатление, что это птица. При попытке понять сюжет картинки больные из-за неправильного узнавания деталей и структурного распада часто неверно описывают ее содержание. Это расстройство напоминает феномен, описанный А. Пиком как "сенильная агнозия", или как расстройство "симультанного восприятия". Оно выражается в том, что испытуемый, описывая отдельные предметы, не умеет уловить общего смысла картинки.

При раскрашенных сюжетных рисунках дементные больные легко поддаются диффузному впечатлению яркой раскраски отдельных частей картинки и также могут описывать их по вышеуказанному типу. Восприятие, освобожденное от организующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся центром внимания и ведут к неправильному узнаванию.

В силу выпадения и расстройства смысловых компонентов у дементных больных резко страдали ортоскопические восприятия. Достаточно было показать этим больным предмет или рисунок в перевернутом виде, как они его уже не узнают. Примеры: предъявляется рисунок кошки (из детской серии лото) в перевернутом виде. Больной говорит: "Памятник какой-то". Экспозиция того же рисунка в прямом положении: "Вот так памятник! Кошка- котик". Рисунок - "ботинок", из той же серии лото, дан в перевернутом виде. Больной: "Урна какая-то". В прямой экспозиции больной сразу узнает ботинок. При незначительном удалении предметов у дементных больных не сохранялась константность их величины.

Таким образом, нарушение восприятия при деменции подтверждает ведущую роль фактора осмысленности и обобщенности в любом акте перцептивной деятельности.

Расстройства ощущений.

Под ощущениями принято понимать такую функцию психической деятельности человека, которая позволяет оценить отдельные свойства предметов и явление окружающего его мира и собственного организма. Физиологической основой ощущение являются анализаторы органов чувств, позволяющие распознать такие стороны как твердое или мягкое, теплое или холодное, громкое или тихое, прозрачное или мутное, красное или синие, большое или маленькое и пр.

Экстероцептивные рецепторы (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, вкусовые) дают человеку сведения об окружающем мире,

интероцептиные – о состоянии внутренних органов и систем, проприоцептиные – о положении тела в пространстве и совершаемых движений.

Для определения нарушений ощущения используются термины: анестезия, гипестезии, гиперестезия, сенестопатия и парестезия.

Анестезия – отсутствие каках-либо ощущений.

Гипестезия – ослабление ощущений, при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые, яркий свет как тусклый, сильный звук как слабый, резкий запах как слабоощутимый и т.д.

Гиперестезия – усиление ощущений, при которой наблюдаются противоположные описанным при гипестезии явления. При гиперестезии, например, больные защищаются от «яркого» света темными очками, жалуются на неприятные болезненные ощущения от мягкого нижнего белья,

раздражаются от любого прикосновения и пр.

Парестезии – появление неприятных ощущений с поверхностных частей тела при отсутствии реальных раздражителей. Это могут быть жалобы на жжение, покалывание, переживание прохождения электрического тока через отдельные участки кожи, чувство отморожения кончиков пальцев и др. Локализация парестезий непостоянна, изменчива, разной интенсивности и продолжительности.

Сенестопатии - неприятно переживаемые ощущения разной интенсивности и длительности со стороны внутренних органов при отсутствии установленной соматической патологии. Они, как и парестезии, трудно вербализуемы больными, и при их описании последние чаще всего используют сравнения. Например: как будто шевелится кишечник, воздух продувает мозг, печень увеличилась в размерах и давит на мочевой пузырь и др.

Чаще всего патология ощущений встречается при астенических расстройствах различной этиологии, но могут наблюдаться и при психотических вариантах заболеваний. Длительно существующие парестезии или сенестопатии могут быть основанием для формирования ипохондрического бреда, бреда воздействия.

Расстройства восприятия.

Восприятие, в отличие от ощущений, дает полное представление о предмете или явлении. Его физиологической основой являются органы чувств. Конечный продуктом восприятия - образное, чувственное представление о конкретном объекте.

Расстройства восприятия представлены несколькими нарушениями: агнозиями, иллюзиями, галлюцинациями и психосенсорными расстройствами.

Агнозии – неузнавание предмета, неспособность больного объяснить значение и название воспринимаемого предмета Зрительные, слуховые и другие агнозии подобно рассматриваются и изучаются в курсе нервных болезней. В психиатрии отдельный интерес представляют анозогнозии (неузнавание своей болезни) встречающиеся при многих психических и соматических заболеваниях (истерических расстройствах, алкоголизме, опухолях, туберкулезе и др.) и носящие разный патогенетический характер.

Иллюзии

Иллюзии – такое нарушение восприятия, при котором реально существующий предмет воспринимается как совершенно иной (например, блестящий предмет на дороге похожий на монету при ближайшем рассмотрении оказывается кусочком стекла, висящий в темном углу халат – за фигуру притаившегося человека).

Различают иллюзии физические, физиологические и психические.

Физические иллюзии обусловлены особенностями среды, в которых находится воспринимаемый объект. Например, горный массив воспринимается окрашенным в разные цвета в лучах заходящего солнца, как мы это видим на картинных Р.Рериха. Предмет, находящийся в прозрачном сосуде наполовину заполненный жидкостью, кажется изломанным в месте границы жидкости и воздуха.

Физиологические иллюзии возникают в связи с условиями функционирования рецепторов. Холодная вода после пребывания на морозе воспринимается теплой, легкий груз после длительного физического напряжения – тяжелым.

Психические иллюзии, чаще их называют аффективными в связи с эмоциональным состоянием страха, тревоги, ожидания. Тревожно-мнительный человек идущий в позднее время слышит за собой шаги преследователя Находящийся в состоянии алкогольной абстиненции в пятнах на стене видит различные лица или фигуры.

Парейдолические иллюзии относятся к психическим, представляют из себя разновидность зрительных с меняющимся содержанием ошибочных образов. Они нередко возникают в инициальном периоде психотических состояний, в частности алкогольного делирия. Больные в рисунках обоев, ковров видят меняющиеся лица, движущиеся фигуры людей, даже картины боя.

Остальные иллюзии зачастую не являются симптомом психического заболевания, нередко встречаются у психически здоровых лиц в указанных выше условиях.

Другая существующая классификация иллюзий основывается на их разграничении по анализаторам: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Чаще всего встречаются две первые разновидности, а две последние вызывают большие трудности в разграничении с галлюцинациями обоняния и вкуса.

Галлюцинации .

Галлюцинациями называется такое нарушение восприятия, при котором воспринимается несуществующий в данное время и в данном месте предмет или явление при полном отсутствии критического отношения к ним.. Галлюцинирующие пациенты воспринимают их как действительно существующее, а не воображаемое нечто. Поэтому всякие разумные доводы собеседника о том, что переживаемые ими ощущения есть только проявления болезни отрицаются и могут вызвать только раздражение пациента.

Все галлюцинаторные переживания рубрифицируются по ряду признаков: сложности, содержанию, времени возникновения, заинтересованности того или иного анализатора, и некоторым другим.

По сложности галлюцинации делятся на элементарные, простые и сложные. К первым относятся фотопсии (лишенные конкретной формы в виде пятен, контуров, бликов зрительные образы), акоазмы (оклики, неясные шумы) и другие простейшие феномены. В формировании простых галлюцинаций участвует только какой либо один анализатор. При появлении сложных галлюцинаций участвует несколько анализаторовТак, больной может не только видеть мнимого человека, но и слышать его голос, чувствовать его прикосновение, ощущать запах его одеколона и пр.

Чаще всего в клинической практике встречаются зрительные или слуховые галлюцинации.

Зрительные галлюцинации могут быть представлены единичными или множественными образами, ранее встречаемыми или мифическими существами, движущимися и неподвижными фигурами, безопасными или нападающими на пациента, с натуральной или неестественной окраской.

Если зрительный образ воспринимается не в обычном поле зрения, а где-то сбоку или сзади, то такие галлюцинации называются экстракампинными. Переживание видения своих двойников названо аутоскопическими галлюцинациями.

Слуховые галлюцинации могут переживаться больными как шум ветра, завывание зверей, жужжание насекомых и пр., но чаще всего в виде вербальных галлюцинаций. Это могут быть голоса знакомых или незнакомых людей, одного человека или группы людей (полифонические галлюцинации), находящихся рядом или на далеком расстоянии.

По содержанию «голоса» могут быть нейтральными, безразличными для больного или угрожающего, оскорбляющего характера. Они могут обращаться к больному с вопросами, сообщениями, награждать его орденами или снимать с должности, комментировать его действия (комментирующие галлюцинации) давать советы. Иногда «голоса» ведут разговоры о больном, не обращаясь к нему, при этом одни бранят его, угрожают карами, другие защищают, предлагают дать ему время на исправление (антагонистические галлюцинации).

Наибольшую опасность для больного и его окружения носят императивные галлюцинации, которые носят форму приказов выполнить то или иное действие. Эти приказы могут носить безобидный характер (приготовить еду, переодеться, пойти в гости и т.д.), но нередко приводящий к тяжелым последствиям (самоповреждениям или самоубийству, нанесение повреждений или убийству знакомого лица или случайного прохожего).

Как правило, больной не может противиться этим приказам, выполняет их, в лучшем случае просит как-либо ограничить его в действиях, чтобы не натворить беды.

Тактильные галлюцинации представлены чаще всего чувством ползания по коже или под ней различного рода насекомых. При этом даже если чувство ползания не подтверждается зрительными галлюцинациями, пациент может рассказать об их размерах, количестве, направлении движения, окраске и пр.

Обонятельные и вкусовые галлюцинации встречаются редко. Обонятельные заключаются в ощущении несуществующих приятных, чаще неприятных запахов (сероводорода, гнили, нечистот и др.) Вкусовые – переживанием какого-то вкуса во рту независимо от характера принятой пищи.

При висцеральных галлюцинациях больные утверждают, что в их теле находятся какие-то существа (черви, лягушки, змеи и др.), которые причиняют им боль, поедают принятую пищу, нарушают сон и т.д.).

Висцеральные галлюцинации, в отличие от сенестопатий, имеют вид образа с соответствующими характеристиками размеров, цвета. особенностей движения.

Отдельно от других рассматриваются функциональные, доминантные, гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации.

Функциональные галлюцинации возникают на фоне действия внешнего раздражителя, и воспринимается одновременно с ним, а, не сливаясь как это имеет место при иллюзиях. Например, в шуме дождя, тиканий часов больной начинает слышать голоса людей.

Доминантные галлюцинации отражают содержание психической травмы, ставшей причиной заболевания. Например, потерявший близкого родственника слышит его голос или видит его фигуру.

Гипнагогические галлюцинации любого характера возникают в состоянии перехода от бодрствования ко сну, гипнопампические – при пробуждении.

Особое значение для диагностики психического расстройства имеет деление галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Для истинных галлюцинаций характерна проекция в окружающую среду, они естественным образом вписываются в нее, носят такие же признаки реальности, как и окружающие предметы. Больные убеждены, что окружающие испытывают те же переживания, но по непонятным причинам скрывают это. Истинные обманы восприятия обычно влияют на поведение больного, которое становится соответствующим содержанию галлюцинаторных образов. Истинные галлюцинации чаще встречаются при экзогенных психозах.

Псевдогаллюцинации имеют целый ряд отличительных от истинных свойств:

    Они лишены признаков реальности, не вписываются в окружающую среду, воспринимаются как нечто инородное, странное, отличное от прежних ощущений. Сквозь сидящего на стуле человека видна спинка стула, находящийся неподалеку тигр с оскалом зубов, по данным В.Х.Кандинского, не вызывает чувства страха, а скорее любопытства.

    Проецирование галлюцинаций внутри тела. Больной слышит голоса не ухом, а внутри головы, видит образы, расположенные в животе или грудной клетке.

    Переживание чувства сделанности галлюцинаций. Пациент не сам видит образ, а ему его показывают, он слышит голос внутри головы потому, что кто-то так сделал, возможно, вставив в голову микрофон. Если зрительная галлюцинация проецируется во вне, но обладает выше перечисленными признаками, она может быть отнесена к псевдогаллюцинации.

    Нередко псевдогаллюцинации, если они не носят императивный характер, не отражаются на поведении пациента. Даже близкие родственники месяцами могут не догадываться, что рядом с ними находится галлюцинирующий человек.

Псевдогаллюцинации чаще встречаются при эндогенных расстройствах, а именно при шизофрении, входят в синдром Кандинского-Клерамбо.

О наличии галлюцинаторных переживаний можно узнать не только со слов пациента и его родственников, но и по объективным признакам галлюцинаций, которые отражаются в поведении больного.

Галлюцинации относятся к психотичесому уровню расстройств, их лечение лучше проводить в стационарных условиях, а императивные галлюцинации являются обязательным условием недобровольной госпитализации.

Галлюцинации составляют основу галлюцинаторного синдрома. Длительно существующие, не прекращающиеся галлюцинации, чаще всего вербальные, обозначаются термином галлюциноз.

Психосенсорные расстройства .

(нарушения сенсорного синтеза)

Нарушениями сенсорного синтеза называют такое расстройство восприятия, при котором реально существующий (в отличие от галлюцинаций) воспринимаемый объект узнается правильно (в отличие от иллюзий), но в измененной, искаженной форме.

Различают две группы психосенсорных расстройств – дереализацию и деперсонализацию.

Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Она в высказываниях больных может носить неопределенный, трудно вербализируемый характер. Переживается чувство измененности окружающего мира, он стал каким-то иным, не таким как прежде. Не так стоят дома, не так передвигаются люди, город выглядит камуфляжным и т.д. Для больных, находящихся в депрессии свойственны высказывания, что мир потерял краски, стал тусклым, размытым, нежизненным.

В других случаях переживания дереализации выражаются вполне определенными понятиями. Это касается, прежде всего, искажения формы, размеров, веса и цвета воспринимаемого объекта.

Микропсия – восприятия предмета в уменьшенных размерах, макропсия – в увеличенном размере, метаморфопсия - в искаженной форме (ломаным, наклонившимся, деформированным и пр.) Один из больных периодически с громким криком «пожар» выбегал из палаты, так как воспринимал все окружающее его в ярко красном цвете.

Дереализаци может также проявляться феноменами déjà vu, eprouve vu , entendu vu, а так же jamais vu, jamais eprouve vu, jamais entendu. В первом случае речь идет о том, что индивид переживает возникшую ситуацию как уже когда-то виденную, слышанную или пережитую. Во втором уже ранее известную - как никогда не виденную, не слышанную и не пережитую.

К дереализации относится также нарушение восприятия времени и пространства.

Больные в маниакальном состоянии воспринимают время более быстрым, чем в реальности, в депрессивном – как замедленное.

Находящиеся в состоянии интоксикации в результате курения анаши испытывают чувство, что рядом находящиеся предметы находятся на расстоянии десятков метров от них.

Дереализация чаще встречается при психических расстройствах экзогенной этиологии.

Симптомы деперсонализации могут быть представлены в дух вариантах: соматопсихической и аутопсихической.

Соматопсихическая деперсонализация, или нарушение схемы тела, представлена переживаниями изменения размеров тела или его частей, веса и конфигурации. Больные могут заявлять, что они настолько выросли, что не умещаются в своей постели, голову из-за утяжеления невозможно оторвать от подушки и т. д. Эти расстройства также чаще встречаются при экзогениях.

Аутопсихическая деперсонализация выражается в переживании чувства измененности своего «Я». В таких случаях больные заявляют, что изменились их личностные свойства, что они стали хуже, чем ранее, перестали тепло относиться к родственникам и друзьям и пр. (в состоянии депрессии). Аутопсихическая деперсонализация более свойственна больным с эндогенными заболеваниями.

Деперсонализационно-дереализационный синдром может усложняться бредом, депрессией, психическими автоматизмами и другими расстройствами психической деятельности.


Главная трудность, с которой, сталкиваются начинающие осваивать методику Александера и с которой встретился сам Александер, - это то, что нельзя положиться на собственное чувственное (сенсорное) восприятие. Это означает, что наше пространственное воображение (чувство, подсказывающее нам, как расположены части нашего тела по отношению друг к другу и в пространстве) искажено и представляет ложную информацию.

Прежде всего, необходимо чтобы ученик понимал, что в нем есть какой-то дефект или дефекты, требующие коррекции. Во-вторых, учитель должен точно диагностировать эти дефекты и решить, как справиться с ними. Ученик будет знать, что он страдает от того, что разум его неверно воспринимает совершаемые им действия и что его чувственное восприятие, или кинестетическое чувство, обманчиво и недостоверно. Другими словами, он поймет, что регистрирующий механизм, с помощью которого он определяет, какое мускульное усилие необходимо ему для выполнения даже простейших повседневных действий, ложный и вредоносный, что его умственное (ментальное) представление о таких состояниях, как напряжение и расслабление, неприменимо на практике.

Ибо несомненно, что человек на подсознательном уровне слишком доверяет искаженному восприятию или ощущению, которыми руководствуется на психофизическом уровне его организм, и что в итоге он оказывается эмоционально неуравновешен, со всеми вытекающими отсюда пагубными последствиями.

Ф. М. Александер

Упражнение

1. Не глядя на ступни ног, поставьте их на расстоянии девяти дюймов друг от друга, так, чтобы носки были направлены строго вперед, то есть параллельно.

2. Посмотрите теперь на свои ступни, чтобы проверить, совпадает ли реальное их положение с задуманным.

3. Теперь действительно поставьте ступни на заданном расстоянии, параллельно одна другой.

4. Какое ощущение вы испытываете? Попробуйте это упражнение на возможно большем числе людей; вы заметите, что положение ступней у всех будет самое разное. Проделайте теперь другое упражнение:

1. Попросите своего приятеля сесть на стул.

2. Положите руку ему на поясницу.

3. Попросите его сидеть прямо.

4. Проследите за тем, как он сгибает спину, укорачивая позвоночник, и, вместо того, чтобы выпрямиться, горбится.

Кинетическое чувство

Этот термин время от времени используют в связи с методикой Александера. Кинестетическое чувство посылает в мозг сигналы о каждом движении суставов или мышц. По нервам эти импульсы передаются в головной мозг, информируя о положении конечностей в пространстве и о расположении единичных мышц и групп мышц, а также суставов относительно друг друга.

Упражнение

Чтобы на практике понять, что означает кинестетическое чувство, проделайте следующее:

1. Закройте глаза.

2. Медленно протяните в сторону левую руку.

3. Не открывая глаз, проверьте, ощущаете ли вы, где в пространстве находится ваша рука.

4. Если это вам удалось, значит, было задействовано ваше кинестетическое чувство.

Александер открыл, что если кинестетическое чувство дает неверную информацию, это может иметь самые серьезные осложнения. Во время занятий сталкиваешься с характерным примером обманчивого чувственного восприятия: ученик не способен правильно ответить, прям? ли он стоит. Многим кажется, что они стоят прямо, хотя на самом деле отклоняются назад почти на двадцать градусов. Это особенно заметно бывает на групповых занятиях: каждому видно, что человек наклоняется назад, а он убежден, что стоит прямо.

Обманчивое сенсорное восприятие. Человеку кажется, что он стоит прямо, хотя на самом деле его спина согнута наподобие лука.

Человек думает, что стоит прямо, а на самом деле отклоняется назад.

Правильное и неправильное

Чтобы добиться необходимых изменений, выработать новый, более совершенный способ передвижения, необходимо сделать как раз то, что мы считаем неправильным. Александер заметил однажды: «Последнее, что следует делать, это поступать так, как мы считаем правильным, потому что на самом деле никто не знает, что это такое. Каждый хочет быть правым, но никто не задумывается над тем, правильно ли его представление о том, что он считает правильным. Когда люди не правы, им кажется неправильным то, что на самом деле правильно».

Итак, проблема на самом деле не проста. В человеческой природе заложено желание двигаться, сидеть или стоять так, как удобнее всего. Мы и не подумаем передвигаться способом, который кажется нам странным, - между тем требуется именно это. Александер натолкнулся на это открытие только благодаря зеркалу. Он был обескуражен, обнаружив, что делает прямо противоположное тому, что хотел сделать, считая, что вытягивает голову вперед и вверх, он на самом деле откидывал ее назад и опускал, причем даже более активно, чем до того.

Александер советовал ученикам «стараться чувствовать и действовать неправильно», - в этом случае есть надежда, что они будут действовать правильно. Именно поэтому важно вначале пройти курс занятий, иначе каждую проблему (или потенциальную проблему) можно только усугубить и еще больше увеличить мышечное напряжение. Будучи хорошо тренированным и оставаясь сторонним наблюдателем, преподаватель легко заметит излишнее напряжение, возникающее при попытке сделать что-либо правильно. Он может также научить вас чувствовать легкость и непринужденность движений, что поможет вам в дальнейшем.

С раннего возраста нам внушают, что надо поступать правильно. Нас награждают, когда мы правы, и наказывают, когда мы не правы, и, как у собак Павлова, у нас формируются рефлексы, связанные с тем, что правильно и что неправильно, что хорошо и что плохо. Вырастая, мы основываемся на том, что внушено нам было родителями и учителями, и часто не отваживаемся думать самостоятельно. Обратимся к истории. Было время, когда европейцы «знали», что земля плоская. Они были настолько убеждены в этом, что каждый, кто думал иначе, представлял угрозу для их системы верований и подвергался осмеянию или объявлялся сумасшедшим. И только когда Христофор Колумб совершил кругосветное путешествие, люди признали, что заблуждались. Так же точно упорствуем мы во многих ложных убеждениях о самих себе и готовы бросить вызов всякому, кто скажет, что мы заблуждаемся.

Очень важно иметь пытливый ум и развитое чувство юмора, когда пытаешься пробраться сквозь путаницу иллюзий и реальностей. Часто ученик заходит в тупик, обнаружив, что то, что казалось ему верным, основано на ложной посылке. Однако недоумение сменяется уверенностью, когда приходит понимание топ», что является реальностью, а что - нет. Вот что говорит Ричард Бах в своих «Иллюзиях»: «Когда проблема решена, вы осознаете нечто, бывшее прежде недоступным»;

Чтобы составить представление об обманчивых ощущениях, проделайте следующие упражнения:

Упражнение 1

1. Закройте глаза.

2. Поднимите указательный палец правой руки так, чтобы он оказался на уровне глаз и вровень с правым ухом.

3. Поднимите указательный палец левой руки так, чтобы он был на уровне глаз и вровень с левым ухом.

4. Не открывая глаза, выровняйте оба пальца и устремите их вверх в воздух."

5. Откройте стаза и сравните то, что есть, с тем, что вам казалось.

Упражнение 2

1. Попросите приятеля встать перед вами с закрытыми глазами.

2. Попросите его поднять руки на уровень плеч.

3. Проверьте: а) не выше ли одна рука, чем другая; б) вровень ли обе руки с плечами. Упражнение 3

1. Закройте глаза.

2. Хлопните руками, стараясь, чтобы они соединились на одном уровне и симметрично (т. е. чтобы кончики пальцев обеих рук оказались на одном уровне).

3. Откройте глаза и проверьте, выполнено ли это условие.

Воздействие обманчивого чувственного восприятия на строение человеческого тела особенно ярко проявляется в старости, когда у многих людей ухудшение осанки и нарушение координации движений становятся заметными.

Единственная возможность для последователей методики Александера справиться с обманчивыми ощущениями - это понять и принять, что на протяжении курса занятий они должны овладеть движениями, которые вначале могут казаться им неестественными. Тогда в течение непродолжительного периода времени новый способ жизни станет для них естественным, а прежние привычки покажутся нелепыми.

Важно подчеркнуть, что выражение «обманчивые ощущения» относится именно к чувственным, а не к эмоциональным ощущениям. В то же время обманчивое самоощущение, безусловно влияя на наше физическое состояние, не может не воздействовать и на эмоциональный фон. Эмоции начинают управлять рассудком до такой степени, что нарушается представление о том, что происходит в действительности, и теряется способность отличить добро от зла. Так возникает порочный круг.

Упражнение

Встаньте боком к зеркалу. Держитесь прямо. Постарайтесь выпрямиться еще больше. Теперь с помощью зеркала проверьте, так ли это: насколько отвечает реальности ваше представление о том, что вы стоите прямо. Если эти впечатления не совпадут, встаньте прямо, на этот раз глядя в зеркало, и спросите себя, насколько можно доверять своим ощущениям. Не спешите во время упражнения, чтобы подметить как можно больше деталей.

Запреты

Термин «запрет» употребляют для характеристики самопроизвольного подавления побуждений или эмоций с тех пор, как Зигмунд Фрейд употребил данный термин в этом Значении в своих трудах по психоанализу.

Современный словарь дает такое определение этого понятия: «Подавление непосредственного проявления инстинкта».

Александер открыл, что для того чтобы научиться, умело владеть своим телом, нужно прежде всего наложить запрет (или задержать) на свои привычные, инстинктивные реакции на конкретные раздражители. Остановившись на миг перед тем, как совершить действие, мы успеем задействовать свои мыслительные способности, чтобы решить, какой способ будет наиболее эффективным и подходящим для совершения этого действия. Это жизненно важный шаг к обретению свободы выбора на каждом уровне.

Перед тем как мозг будет использован в качестве инструмента совершения действия, он должен быть использован как инструмент бездействия. Способность задержать (отложить) свои реакции до того, как мы адекватно подготовимся,- именно это подразумевается под термином запрет.

Эта пауза перед действием не имеет ничего общего с понятием «заледенеть» или «подавить», так же как и с медленным выполнением действия.

Если мы хотим изменить свои привычные реакции на конкретные стимулы, нужно сознательно решиться на то, чтобы перестать действовать согласно своим прежним автоматическим бессознательным моделям: это означает, что мы должны сказать «нет» своим укоренившимся привычкам.

Наложив запрет на первейшее инстинктивное побуждение, мы получаем возможность принять совершенно отличное решение. Запрет - это существенная и неотъемлемая составляющая методики Александера. Сам он дает такое определение запрета: «Итак, запрет - это особая реакция на конкретный стимул. Мало кто согласится с этим определением. Легче думать, что речь идет о том, как лучше сесть на стул или встать с него. Но это неверно. Основным решением ученика должно являться то, что он вообще согласен делать, а что - нет».

Существует много старинных поговорок и пословиц по поводу того, как важно подумать, прежде чем действовать:

Не зная брода, не суйся в воду.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Утро вечера мудренее.

Поспешишь - людей насмешишь.

Быстро-не значит хорошо.

Сначала подумай, потом скажи.

Поспешность-враг успеха.

Если вы можете удержаться от привычных поступков, то вы на полпути к успеху. Удержаться от какого-то поступка - уже само по себе поступок, такой же, как действие, потому что в обоих случаях задействована нервная система. Кроме того, возможно и желательно наложить запрет на все вредные привычки и тенденции не только перед совершением конкретного действия, но и в любое другое время.

Упражнения

1. Каждый раз, как зазвонит телефон или позвонят в дверь, подождите секунды две, прежде чем ответить или открыть. (Это может оказаться труднее. Чем кажется.)

2. Если окажетесь, вовлечены в жаркую дискуссию или спор, постарайтесь сосчитать с десяти до одного перед каждым ответом. (Помимо того, что это полезная практика запрета, вы сможете еще раз обдумать, - что хотели сообщить.)

3. Вовремя самого простого действия - чистки зубов, например, или умывания - остановитесь на миг и проверьте, нет ли в теле ненужного напряжения. Если будете проделывать это каждый день в течение недели, вы обнаружите, что область повышенного напряжения всегда одна и та же. Постарайтесь по возможности снять это напряжение и продолжайте свое занятие, стараясь понять, ощущаете ли вы изменения;

4. Выполните следующие действия:

а) Поставьте стул перед зеркалом.

б) Встаньте со стула и сядьте снова, как вы это делаете обычно, и подумайте, нет ли каких-то определенных тенденций (т. е. чего-то, что повторяется каждый раз). Не огорчайтесь, если это вам не удастся.

в) Сделайте то же еще раз, только на этот раз повремените секунду-две перед каждым повтором, пока сознательно не откажетесь от привычной манеры садиться и вставать со стула. Вскоре вы убедитесь, что есть множество способов выполнения этих простых действий.

г) Подумайте, есть ли разница между прежним и новым способами садиться и вставать. (Вы можете заметить это различие в зеркале или почувствовать разницу на сенсорном уровне.) Возможно, вам потребуется несколько раз выполнить эти упражнения, чтобы добиться результата.

Одной из наиболее примечательных тенденций, выявленных Александером в себе, было то, что он постоянно напрягал мышцы шеи. Вначале он думал, что это его индивидуальная особенность, однако дальнейшие наблюдения показали, что напряжение мышц шеи присуще практически всем.

Эта привычка неизменно ведет к откидыванию головы назад, что, в свою очередь, вызывает сжатие межпозвонковых дисков и уменьшение длины позвоночника. Постоянное напряжение в спине является одной из главных причин «усыхания» людей к старости. Откидывание головы назад пагубно влияет также на то, что Александер назвал «первичным контролем». Этот термин обозначает систему рефлексов, срабатывающих в области шеи и способных управлять всеми другими рефлексами, поддерживающими тело в скоординированном и сбалансированном состоянии. Он называется «первичным», потому что действие этого рефлекса связано со всеми другими рефлексами, возникающими в процессе жизнедеятельности тела.

Если мы привычно откидываем голову назад, мешая работе «первичного контроля», последствия могут быть весьма серьезными. В первую очередь страдают координация и равновесие, и, чтобы не упасть, мы будем стараться удерживать тело в более жестком, фиксированном положении.

Факты

В середине 20-х годов Рудольф Магнус, профессор фармакологии Утрехтского университета, заинтересовался проблемой того, как влияют физиологические механизмы на интеллектуальное и эмоциональное состояние. Вместе с коллегами он провел серию экспериментов для определения природы рефлексов и их воздействия на организм и написал свыше трехсот статей, посвященных этому вопросу. С точки зрения Магнуса, именно шейно-головные рефлексы играют главную роль в ориентации животного. Они регулируют положение тела, как при выполнении действия, так и во время отдыха.

Эксперименты Магнуса подтвердили то, что открыл Александер за четверть века до этого: движением управляет голова. Сейчас нам это кажется очевидным, поскольку в ней расположены все органы чувств. У человека (в отличие от животных, передвигающихся естественно и легко) голова при движении постоянно откинута назад, что является источником многих проблем.

Упражнение

Чтобы убедиться, что голова при движении откидывается назад под воздействием напряжения мышц шеи, проделайте следующее:

1. Сядьте на стул.

2. Положите левую руку на левую сторону шеи, а правую руку - на правую сторону шеи, чтобы оба средних пальца соприкасались на затылке.

3. Встаньте:

4. Снова сядьте.

5. Держа руки в указанном, положении, вы можете заметить малейшее движение головы. Почувствуйте, как шея прижимается к рукам. Это свидетельствует о том, что мышцы шеи напряжены и голова откинута назад.

6. Выполните упражнение несколько раз; при втором и третьем повторе вы заметите увеличение напряжения.

Другим важным открытием Магнуса было то, что он назвал «восстанавливающим рефлексом». Он заметил, что после совершения действия начинают работать рефлексы, возвращающие животное (или человека) в прежнее расслабленное состояние. Во время функционирования этого восстанавливающего механизма особую, важность приобретает взаимосвязь головы, шеи и спины. Поэтому можно утверждать, что когда человек напрягает мышцы шеи и закидывает голову назад, он нарушает естественную координацию движений и мешает телу вернуться в состояние покоя и равновесия.

Упражнения

Встаньте так, чтобы руки свободно висели вдоль тела. Сосредоточьтесь и постарайтесь почувствовать свои руки. Не кажется ли вам, что одна из них длиннее, тяжелее или напряженнее другой?

Поднимите одну руку на уровень плеч и задержитесь в этом положении на несколько секунд. Опустите руку. Повторите то же другой рукой, но постарайтесь при этом проследить за своим действием.

Отметьте, есть ли разница в ощущениях обеих рук после этого упражнения. Часто во второй руке ощущается легкость, которой нет в первой.

Управление телом

В течение долгого времени Александер исследовал возможность осознанного управления своим телом. Он признал, что прежде никогда не задумывался над тем, как он управляет своими движениями. Он просто действовал по привычке так, как считал «естественным» и «правильным». В результате размышлений он пришел к следующему определению управления:

Это процесс координации работы тела и отдельных его частей с помощью сигналов, посылаемых мозгом.

Можно управлять отдельными частями тела или всем телом в какой-то конкретный момент, либо осуществлять управление будущими действиями, сознательно решая, как и что вы сделаете. Но в любом случае могут возникнуть проблемы, связанные с перенапряжением мышц шеи и нарушением «первичного контроля». Поэтому при овладении методикой Александера одна из главных задач - научиться расслаблять область шеи, чтобы восстанавливался «первичный контроль».

Для этого необходимо следующее:

1. шея должна быть свободна, 2. чтобы голова могла двигаться вперед и вверх с тем, 3. чтобы спина удлинялась и расширялась.

Во время занятий эти инструкции могут немного варьироваться. Например:

«Шея должна быть свободна»

преобразуется в освободите шею, или представьте, что ваша шея расслабилась, или старайтесь не напрягать шею, или расслабьте шею (сам Александер первоначально использовал именно эту формулировку, но изменил ее, обнаружив, что его ученики слишком расслабляли мышцы шеи).

«Чтобы голова могла - двигаться вперед и вверху

звучит как: представьте, что голова вытянулась вперед и поднялась, или выдвиньте голову вперед и поднимите ее, или позвольте голове выдвинуться вперед и подняться, или следите за тем, чтобы не откидывать голову назад и вниз.

«Чтобы спина удлинялась и расширялась»

может звучать как: представьте, что ваша спина удлинилась и расширилась, или позвольте спине удлиниться и расшириться, или следите за тем, чтобы не сутулиться, или пусть ваш торс удлинится и расширится.

Позвольте шее освободиться

Цель этого указания - снизить избыточное напряжение, которое почти всегда имеет место» в мышцах шеи. Это важно для того, чтобы голова была свободной по отношению к телу, и мог беспрепятственно осуществляться «первичный контроль». Это условие должно быть выполнено в первую очередь, так как без функционирования «первичного контроля» все другие указания будут малоэффективны.

Позвольте голове двигаться вперед и вверх

Эта команда помогает естественному и свободному функционированию тела. Так как голова уравновешена таким образом, что при расслаблении мышц шеи она слегка выдвигается вперед, что приводит тело в движение. Если следить только за тем, чтобы голова вытянулась вперед, она неминуемо опустится, вызывая повышенное напряжение в области шеи. Важно уяснить, что «движение вперед означает движение головы на позвоночнике (как будто человек собирается утвердительно кивнуть). А движение вверх - это движение головы в сторону от позвоночника, а не от земли (хотя при положении «стоя» это практически одно и то же)(рис. 17).

Позвольте спине удлиниться и расшириться:

Поскольку в результате дополнительного мышечного напряжения при откидывании головы назад позвоночник укорачивается, рассматриваемая команда будет способствовать удлинению корпуса. Действительно, люди, пользующиеся методикой Александера, подрастают на два сантиметра и больше! Команда же на расширение включена для сохранения размеров спины

Три рассмотренные выше команды сами по себе очень просты и однозначны, однако поначалу они могут повергнуть в замешательство. Причем именно потому, что они так просты, а мы привыкли мыслить более сложными категориями, и трудно поверить, что решение давней проблемы может оказаться настолько простым. Если результат наших действий не наступает мгновенно, мы обычно начинаем думать, что поступаем как-то не так. Наберитесь терпения, будьте наблюдательны - и обнаружите, что ваши укоренившиеся привычки меняются.

Вспомогательные команды

При обучении методике Александера применяются также вспомогательные команды. Если основные указания универсальны, то вторичные применимы лишь в определенных ситуациях и при определенных недомоганиях. Например, пациенту, жалующемуся на опущенные плечи, можно посоветовать: «Вообразите, что Ваши плечи стараются разойтись в разные стороны», а больного с пораженными артритом пальцами попросить: «Представьте, что ваши пальцы удлиняются».

Здесь приведены другие примеры вспомогательных команд, применяемых при обучении методике Александера.

В положении сидя

Думайте о том, как плечи расходятся в разные стороны. Думайте о том, как ваши ягодицы расслабляются. Думайте о том, как удлиняются и расширяются ваши ступни. Представьте, что между запястьем и локтем вас что-то толкает. Представьте, что ваши плечи опустились. Представьте, как колени движутся над пальцами ног. Представьте, что вся тяжесть ног перешла в ступни. Представьте, что руки становятся длиннее и шире. Представьте, что пальцы становятся длиннее. Представьте, что пальцы ног удлиняются. Думайте о том, чтобы не сутулиться. Представьте, что ваша грудная клетка опускается.

В положении стоя

Используется большинство команд, указанных выше, а также следующие:

Представьте, что расстояние между ступнями и головой увеличивается.

Подумайте о том, что ваш вес равномерно распределяется на обе ступни.

Думайте о том, чтобы не отводить колени назад. Думайте о том, чтобы не выдвигать бедра вперед. Представьте, что расстояние между пупком и верхней частью грудной клетки увеличивается.

Представьте, что напряжение в ягодицах уменьшается. Подумайте о том, как свободно свешиваются руки с плеч. Подумайте о связи между головой и ступнями ног.

При ходьбе

Используются те же команды, а кроме того нижеследующие:

Подумайте о том, как колени расходятся в разные стороны. Представьте, как колени движутся над пальцами ног. Представьте, что левое плечо «отрывается» от правого бедра. Представьте, что правое плечо «отрывается» от левого бедра. Представьте, что тяжесть тела перенеслась с пятки на пальцы ног.

Представьте, что торс «отрывается» от бедер и устремляется вверх.

Существует также множество индивидуальных команд, используемых в конкретных случаях, которым, однако, всегда должны предшествовать основные указания.

Слова «подумайте о…» часто можно заменить словом «позвольте» по желанию преподавателя или ученика. Интересно проследить, будет ли такая замена иметь какой-либо эффект. Важно помнить, что всякое изменение должно быть достигнуто тем, что вы думаете о нем, но ничего для этого не делаете. Как уже неоднократно повторялось, любое действие только усилит мышечное напряжение, и эффект будет прямо противоположным.

Последний вид команд или указаний предназначен для/мысленного управления своим телом как единым целым.

Упражнение

1. Посмотрите на какой-нибудь предмет.

2. Не отрывая от него взгляд, представьте, что ваши глаза все ближе приближаются к этому предмету.

3. Когда голова начнет двигаться в направлении этого предмета, позвольте Телу последовать за ней. Вы убедитесь, что телом управляет голова.

Не существует правильного положения, есть только правильное направление.

Ф. М. Александер

Люди часто отождествляют методику Александера с умением придать определенное положение различным частям тела. Однако это нечто прямо противоположное. Основным является то, что голова сохраняет свободу движений независимо от положения тела.

Влияние мысли на действие

Нам очень трудно бывает поверить, что мысли могут привести к радикальным изменениям в человеке. Однако следующие упражнения позволят вам увидеть, какой эффект оказывают мысли на ваш организм:

Упражнение 1

Попробуйте упражнение сначала на себе, потом на приятеле.

1. Рука весит около четырех килограмм (примерно четыре пакета сахарного песка). Думая об этом, начните медленно разводить руки в стороны.

2. Разведение рук займет примерно полминуты. Всё это время непрерывно думайте о том, сколько весят ваши руки.

3. Держите руки в горизонтальном положений еще полминуты, чтобы ощутить, насколько они тяжелые (в каждой четыре пакета сахара!)

4. Медленно опустите руки.

5. В течение одной-двух минут зарегистрируйте (мысленно или записывая) ощущение в руках.

6. Подождите несколько минут, пока возникшее ощущение в руках не исчезнет. Если нужно, потрясите руками.

7. Оставив руки висеть вдоль тела, представьте, что с каждой стороны между рукой и грудной клеткой зажат воздушный шар.

8. Представьте, как оба воздушных шара одновременно медленно выскользают.

9. По мере того как шары выскользают, они легкими толчками приподнимают ваши руки.

10. Когда руки будут на уровне плеч, представьте, что они осторожно подперты шарами.

11. Теперь вообразите, что из шаров медленно выходит воздух, и руки постепенно опускаются вдоль тела.

12. Заметьте, какое ощущение теперь у вас в руках и отличается ли оно от прежнего; если оно не такое, как раньше, это доказывает, что мысли влияют на результат, потому что в обоих случаях вы действовали абсолютно одинаково.

Упражнение 2

Попросите приятеля сосредоточиться ^ стараться думать только о лбе. Теперь толкайте его, а он пусть сопротивляется.

2. Проделайте то же, но на этот раз попросите приятеля представить, что его ноги глубоко ушли в почву.

3. Чувствуете ли вы разницу в том, какие усилия требуются при толкании в обоих случаях?

Упражнение 3

Это упражнение ясно продемонстрирует, какую власть над телом имеют мысли.

1. Лягте удобно. Закройте глаза и вообразите ситуацию, в которой вы чувствуете себя особенно некомфортно: например, что машина ваша попала в «пробку», а вы опаздываете на работу, либо что вас упрекает в чем-то начальник.

2. Уже минуту спустя вы заметите, как напряглись ваши мышцы от одних этих мыслей.

3. Выбросьте это из головы и начните думать о более приятных вещах: например, что вы лежите на пляже на Багамах, или что идете в летний день по деревенской улице, 4. Минуту спустя вы обнаружите, что мышцы расслабились от этих мыслей. А ведь вы даже не выходили из комнаты - причина напряжения и расслабления мышц была только в воображении.

Привычки и свобода выбора

В каждый момент нашей сознательной жизни органы чувств передают информацию из окружающего мира в наш мозг, поэтому мы можем поступать вполне осознанно. Но насколько мы действительно осознаем все, что происходит вокруг? Мы склонны скорее думать о том, что было в прошлом или что ожидает нас в будущем. Мы редко живем настоящим, потому что еще с детства нам внушали, что нужно думать о будущем.

Если мысли заняты прошлым или будущим. Для настоящего в них нет места, и мы не думаем о своих действиях. Неспособные сделать осознанный выбор, мы упорствуем в своей привычной, автоматической манере поведения. Чтобы правильно использовать методику Александера, надо жить сегодняшним днем и совершать осознанные поступки в повседневной жизни. Тогда возрастает степень осведомленности, обостряются чувства.

Упражнения

1. Отправляйтесь на прогулку за город или в ближайший парк.

2. Внимательно посмотрите вокруг и постарайтесь, чтобы ничто не ускользнуло от вашего взгляда: деревья, облака, трава и т. д.

3. Запишите свои впечатления.

4. Теперь «включите» слух… Что вы услышали? Возможно, шум ветра в листве деревьев, или плач ребенка, или пение птиц?

5. Опять запишите свои впечатления.

6. Теперь обратите внимание на обоняние… какой запах вы уловили? Цветков, травы?

7. А как насчет осязания? Чувствуете ли ветерок в волосах, на лице или, возможно, свое дыхание, биение сердца?

8. Вернувшись домой, пройдите на кухню, сделайте себе что-нибудь поесть и сосредоточьте внимание на ощущении вкуса… структуры пищи, ее запаха и т. д.

9. Подумайте, обострились ли ваши чувства по сравнению с привычными.

Если это упражнение выполнено правильно, вы должны были острее ощутить вкус, запах, фактуру предметов, а также лучше видеть и слышать, чем раньше. Мы склонны пройти мимо многого в жизни, потому что привычно обращаем слишком мало внимания на настоящий момент. Это пагубно влияет ни нас - физически, умственно, эмоционально и духовно.

Не случалось ли вам, направляясь в магазин, проехать мимо него из-за того, что мысли ваши полностью заняты другим? Или проехать мимо нужного поворота и не заметить этого еще несколько минут? Александер называет это «привычной рассеянностью».

У нас всегда есть возможность подумать о чем-то действительно важном, однако мысли наши где-то витают, и попытки управлять ими часто оказываются безрезультатными. Вначале может показаться утомительным и трудным давать себе определенные указания и команды, но это верный путь к успеху.

Привычки

В словаре дается следующее определение «привычки»: поведение, продиктованное автоматической реакцией на определенную ситуацию.

Следует различать два типа привычек - осознанные и неосознанные.

Осознанные привычки

Это привычки, в которых мы отдаем себе отчет, например:

Постоянно сидеть на одном и том же стуле;

Постоянно принимать пищу в одно и то же время;

Чистить зубы после еды;

Грызть ногти;

Беспокоиться понапрасну;

Не завинчивать колпачок тюбика зубной пасты.

Некоторые из этих привычек абсолютно безвредны, другие даже полезны, однако в целом привычки наносят вред естественному, непринужденному поведению человека. Осознавая свои привычки, можно изменить их в желательном направлении.

Неосознанные привычки

Это привычные действия, о которых постоянно говорил Александер. Их слишком много, чтобы можно было назвать все; здесь приводятся лишь некоторые:

Напряжение мышц шеи;

Втягивание коленей внутрь;

Чрезмерное сгибание спины;

Упирание больших пальцев ног в землю;

Выдвижение бедер вперед;

Поднимание плеч;

Закидывание головы назад;

Негнущаяся грудная клетка.

Все мы бессознательно стремимся приобрести какую-нибудь, если не все, из указанных выше привычек. Чтобы добиться желаемых результатов, необходимо осознать то, что было до сих пор неосознанным. Невозможно изменить привычку, если она находится на уровне подсознания. Жизненно важно понять последствия долговременных неосознанных привычек, т. е. того, как они влияют на наше здоровье и благополучие.

В основе методики Александера лежит понимание взаимосвязи физических, умственных и эмоциональных процессов в любом виде человеческой деятельности. Из этого следует, что любая приобретенная в течение жизни физическая привычка неизбежно влечет за собой изменение умственного и эмоционального состояния. Поэтому если вы научитесь двигаться легко и непринужденно, изменится и ваше отношение к жизни, и эмоциональный настрой.

Отсюда вытекает, что ощущение неудовлетворенности всякого рода в конечном счете проистекает из нашего неумения управлять физическим состоянием, так же как мыслями и чувствами. Привычный образ жизни взрослого человека не может не влиять на его физическое состояние и менталитет. Это в свою очередь стимулирует разрушительные привычки, вызывая чувство безысходности, гнев, отсутствие уверенности в себе и, как следствие, ощущение несчастливости. Затем это эмоциональное состояние становится привычным.

Никто не вступает в жизнь с чувством гнева или безысходности, с ощущением неуверенности или отсутствием самоуважения; все эти чувства приобретаются на протяжении жизни, а отнюдь не имманентно присущи ментальному или эмоциональному складу человека.

Упражнения

Часто привычки создаются, когда мы не задумываемся о том, что происходит вокруг.

Постарайтесь осознать свою обычную манеру сидеть. Подумайте, всегда ли вы сидите в одной и той же позе. Задайте себе такие вопросы:

Вы сидите, положив левую ногу на правую или наоборот?

В каком положении находятся обычно ваши ступни?

Что в это время делают руки и кисти?

Вы скрещиваете руки или сцепляете пальцы?

Замечали ли вы когда-нибудь, что склоняете набок голову? Даже просто задав себе эти вопросы, вы сумеете обнаружить наличие определенных привычек.

Для лучшего осознания собственных привычек попробуйте сделать следующее.

Упражнение 1

1. Встаньте так, чтобы ваш вес был равномерно распределен на обе ступни.

2. Перенесите теперь всю тяжесть тела на правую ногу, опершись на правое бедро и не отрывая при этом носок левой ноги от пола.

3. Повторите процедуру, опираясь на левое бедро.

4. Более удобное из этих двух положений и является привычным.

Упражнение 2

Попытайтесь выжать лимон или апельсин «нерабочей» рукой (обычно левой, поскольку большинство людей - правши).

Вот забавная история, произошедшая в Америке и свидетельствующая о силе привычки.

Патрульная машина стояла на перекрестке, когда навстречу проехала другая Машина. Полицейского слегка клонило ко сну, и он вообразил, что машина проехала на красный свет, чего на самом деле не было. С включенными фарами и сиреной он поспешил за машиной и вскоре настиг женщину-водителя. Уже направившись к машине, он, к своему замешательству, понял, что ошибся. Женщина в полной панике извиняющимся голосом спросила: «Что я нарушила?» Страшно смущенный полисмен сказал: «Мадам, вы ехали на зеленый свет». Однако верная своей вечной привычке оправдываться, женщина ответила: «О нет, нет. Я проехала на красный!»

Loading...Loading...