Лев борисович филонов. Лев филонов. Область научных интересов

филонов лев борисович

(р. 1925) российский психолог, спец. в обл. юрид. психологии, психодиагностики и психопрогностики. Докт. психол. наук (1986), проф. (1988).

В 1949 г. окончил Казанский юрид. ин-т, работал адвокатом (1949-1954). Одновр. заочно учился на психол. отделении философ. ф-та ЛГУ, окончил его в 1954 г. Начал профессиональную деятельность мл. науч. сотр. Ин-та психологии АПН (1955).

В 1963 г. защитил канд. дис.: «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объектов». Описал явление «броского признака» и открытые закономерности организации признаков, к-рые были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968).

В 1986 г. защитил докт. дис. «Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения». Разработал «методики контакта», к-рые доведены до инструментального уровня. В наст. вр. они применяется в спец. службах, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами и используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.

В 1986-1990 гг. заведовал каф. психологии в МГЗПИ, в 1992-1996 гг. заведовал каф. психологии в ун-те РАО, в 1990-2000 гг. зав. лаб. психол. антропологии в НИИ культурологии МК и РАН. В наст. вр. гл. науч. сотр. РИК, проф. каф. психологии труда МГУ им. М. В. Ломоносова, засл. проф. каф. социальной психологии РГСУ. Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, разрабатывая науч.-исслед. программы, консолидируя вокруг себя группу ученых, образующих «школу Филонова». «Предметное поле» школы Ф. составляют: концепция признаковой постановки психол. диагноза; концепция девиационной природы изменчивости; концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности; концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств; концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта; концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии. Под его рук. защищено 38 канд. диссертаций, он имеет награды: отличник просвещения (1995), медаль за социальное служение (2006).

Осн. труды: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства, 1979; Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учеб. пособие, 1983; Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия), 1982; Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан, 1992; Психологопедагогическая антропология (в соавт), 2007; Словарькомпендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008. Н. А. Ананьева

(р. 1925) - российский психолог, спец. в обл. юрид. психологии, психодиагностики и психопрогностики. Докт. психол. наук (1986), проф. (1988). В 1949 г. окончил Казанский юрид. ин-т, работал адвокатом (1949-1954). Одновр. заочно учился на психол. отделении философ. ф-та ЛГУ, окончил его в 1954 г. Начал профессиональную деятельность мл. науч. сотр. Ин-та психологии АПН (1955). В 1963 г. защитил канд. дис.: «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объектов». Описал явление «броского признака» и открытые закономерности организации признаков, к-рые были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968). В 1986 г. защитил докт. дис. «Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения». Разработал «методики контакта», к-рые доведены до инструментального уровня. В наст. вр. они применяется в спец. службах, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами и используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора. В 1986-1990 гг. заведовал каф. психологии в МГЗПИ, в 1992-1996 гг. заведовал каф. психологии в ун-те РАО, в 1990-2000 гг. - зав. лаб. психол. антропологии в НИИ культурологии МК и РАН. В наст. вр. - гл. науч. сотр. РИК, проф. каф. психологии труда МГУ им. М. В. Ломоносова, засл. проф. каф. социальной психологии РГСУ. Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, разрабатывая науч.-исслед. программы, консолидируя вокруг себя группу ученых, образующих «школу Филонова». «Предметное поле» школы Ф. составляют: концепция признаковой постановки психол. диагноза; концепция девиационной природы изменчивости; концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности; концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств; концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта; концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии. Под его рук. защищено 38 канд. диссертаций, он имеет награды: отличник просвещения (1995), медаль за социальное служение (2006). Осн. труды: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства, 1979; Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учеб. пособие, 1983; Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия), 1982; Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан, 1992; Психологопедагогическая антропология (в соавт), 2007; Словарькомпендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008. Н. А. Ананьева

Другие новости по теме.

  • 11 апреля 2016 г. скончался Лев Борисович Филонов, доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области юридической психологии, психологии труда, психологии личности и социальной психологии. Более 10 лет, с 1992 г., Л.Б. Филонов работал профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (по совместительству). Многие поколения российских психологов будут с благодар­ностью помнить Льва Борисовича Филонова как человека мягкого и доброжелательного в общении, неизменно честного в делах и отношениях с людьми, сохранившего до преклонных лет живой интерес к людям и к психологической науке.

    11 апреля 2016 г. скончался Лев Борисович Филонов , доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области юридической психологии, психологии труда, психологии личности и социальной психологии. Более 10 лет, с 1992 г., Л.Б. Филонов работал профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (по совместительству).

    Родился Лев Борисович Филонов 1 августа 1925 г. в Оренбурге, в семье служащих. Отец - Борис Митрофанович Филонов, занимал ряд руководящих постов, был директором нескольких трестов, мать - Вера Николаевна Шумкова, работала библиотекарем. Л.Б. Филонов обучался в средней школе № 98 г. Казани, в которой много внимания уделялось изобразительному творчеству. В школе работали педологи. Интерес к психологии возник при рассмотрении многочисленных рисунков детей и их интерпретации школьными педологами, с которыми юноша поддерживал контакты. Участвовал в Великой Отечественной войне, награжден 6 медалями и орденами. После войны Лев Борисович окончил Казанский юридический институт (1949), получив квалификацию «юрист», работал адвокатом и одновременно заочно обучался на отделении психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, которое окончил в 1954 г. с присвоением квалификации «психолог, преподаватель психологии». В студенческие годы интересовался философией, проблемой индивидуальных различий людей, истоками развития у человека девиантного характера.

    С 1955 г. Л.Б. Филонов начал профессиональную деятельность как психолог в качестве младшего научного сотрудника лаборатории Д.А. Ошанина в Институте психологии АПН СССР. В 1970-1980-е гг. работал психологом в системе МВД СССР, здесь был собран материал докторской диссертации. После защиты докторской диссертации преподавал психологию в разных университетах. Помимо чтения лекций на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Л.Б. Филонов заведовал кафедрой психологии в Московском государственном заочном педагогическом институте (МГЗПИ) в 1986-1990 гг.; в 1992-1996 гг. заведовал кафедрой психологии в Университете РАО, в 1990-2000 гг. заведовал лабораторией психологической антропологии в НИИ культурологии РАН.

    В последние годы Лев Борисович являлся главным научным сотрудником Российского института культурологии (РИК РАН), заслуженным профессором кафедры социальной психологии Российского государственного социального университета (РГСУ); преподавал психологию в качестве профессора на факультете юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ); был членом Ассоциации содействия Международной академии наук (с 1993 г.).

    Области научных исследований: юридическая психология, психология труда, психология личности и дифференциальная психология, социальная психология, общая психология. Профессиональная деятельность Л.Б. Филонова в психологии началась с исследований процессов восприятия. Тема его кандидатской диссертации: «О зависимости скорости реакции выбора от числа различительных признаков» (1963). В этой работе были описаны явление «броского признака» и закономерности организации признаков, в совокупности эти явления были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968). Позже Л.Б. Филонов концентрирует внимание на анализе особенностей коммуникативного взаимодействия людей в условиях затрудненности общения, характерной для сферы юридической практики. Тема его докторской диссертации: «Психология развития контактов в условиях затрудненности общения» (1986). В этой области Л.Б. Филоновым разработана методика установления контактов в диалоге, определены основные этапы и принципы взаимодействия в затрудненных ситуациях, связанных с проблемами юридической практики - при взаимодействии воспитателя и воспитанника, в ситуации допроса свидетелей, а также в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений. В настоящее время филоновская «методика контакта» применяется в деятельности специальных служб, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами, а также используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.

    В 1990-е гг. Филонов разрабатывал проблемы психологической антропологии, в частности, модель диагностируемой личности, проблемы психологии в юридической сфере. Ученики Льва Борисовича продолжают развивать идеи учителя, по праву относя себя к «школе Филонова». Вклад Льва Борисовича Филонова в развитие психологической науки составляют «концепция признаковой постановки психологического диагноза»; «концепция девиационной природы изменчивости»; «концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности»; «концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств»; «концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта»; «концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога». Последние разработки Филонова связаны с обоснованием «психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии». Многолетняя научно-исследовательская и преподавательская деятельность Льва Борисовича была плодотворной, под его руководством успешно защищено свыше 38 кандидатских диссертаций. Лев Борисович Филонов отмечен наградами, среди них: знак «Отличник просвещения» (1995), медаль «За социальное служение» (2006).

    Л.Б. Филонов читал на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и в других вузах курсы: «Юридическая психология», «Психология личности с отклоняющимся поведением», «Психология общения», «Психодиагностика (графология)».

    Л.Б. Филонов опубликовал свыше 100 научных работ, среди них основные труды: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства (М., 1979); Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением (М., 1981); Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия) (Пущино, 1982); Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие (М., 1983); Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан (М., 1992); Психолого-педагогическая антропология (в соавт.; М., 2007); Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.; М., 2008).

    Многие поколения российских психологов будут с благодарностью помнить Льва Борисовича Филонова как человека мягкого и доброжелательного в общении, неизменно честного в делах и отношениях с людьми, сохранившего до преклонных лет живой интерес к людям и к психологической науке.

    Сотрудники факультета психологии МГУ

    Для цитирования статьи:

    Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Льва Борисовича Филонова. // Вестник Московского университета.Серия 14. Психология. - 2016. - №1 - с.143-145

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

    Филонов Лев Борисович, 01.08.1925 - 11.04.2016

    Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный профессор РГСУ.

    Главный научный сотрудник Российского института культурологии. Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Член диссертационного совета при МГППУ.

    Известнейший специалист в области юридической психологии, социальной психологии, психодиагностики и психопрогностики. Основатель отечественной юридической психологии, автор множества методик, активно использующихся в спецслужбах, уголовно-исполнительной системой и в практике работ других правоохранительных органов.

    Руководитель секции психологической антропологии Московского психологического общества. Действительный член Академии имиджелогии, Академии Сан-Марино, МАНПО. Член Ассоциации содействия Международной академии наук.

    Член редколлегии серии «Педагогика. Психология» «Вестника ПСТГУ».

    В 1942 г., не окончив 10 класс, ушел добровольцем в армию, после курсов подготовки артиллеристов отправлен на фронт. Демобилизован в 1944 г. после двух ранений.

    В 1949 г. окончил Казанский юридический институт, в 1954 г. - отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, в 1963 г. - аспирантуру Института психологии Академии педагогических наук СССР.

    В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объекта», в 1986 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие контактов между людьми в условиях затрудненного общения».

    В 1949-1961 гг. - практикующий юрист, адвокат.

    В 1955 г. начал профессиональную психологическую деятельность младшим научным сотрудником Института психологии АПН.

    С 1963 г. возглавлял лабораторию судебной психологии МГУ.

    В 70-80-е гг. работал психологом в системе МВД СССР.

    В начале 1980-х гг. работал в лаборатории по изучению причин и предупреждению правонарушений учащихся Института общих проблем
    воспитания АПН СССР.

    В 1986-1990 гг. заведовал кафедрой психологии Московского государственного заочного педагогического института.

    В 1987-1996 гг. работал на кафедре юридической психологии Академии МВД.

    С 1990 г. работает в НИИ культурологии МК и РАН (Российском институте культурологии): с 1992 г. - заведующий лабораторией психологической антропологии, с 2000 г. - главный научный сотрудник.

    В 90-е гг. преподавал на факультете педагогики и психологии МПГУ.

    В 1992-1994 гг. - заведующий кафедрой психологии Университета Российской академии образования.

    С 1992 г. - профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

    В 2002-2012 гг. преподавал на кафедре социальной психологии Московского (сейчас - Российского) государственного социального университета.

    С 2009 г. - профессор кафедры юридической психологии и права Московского городского (сейчас - государственного) психолого-педагогического университета, руководил магистерскими программами «Юридическая психология: технологии работы с детьми и подростками» и «Юридическая психология: судебно-экспертная практика».

    Область научных интересов:

    • юридическая психология
    • социальная психология
    • психология личности
    • общая психология
    • дифференциальная психология
    • психодиагностика
    • процессы восприятия
    • особенности коммуникативного взаимодействия людей, развития контактов в условиях затрудненности общения
    • психология личности с отклоняющимся поведением

    В 1961-1963 гг. занимался исследованием профессов восприятия в лаборатории восприятия и памяти Института психологии АПН СССР. Описал явление «броского признака». Зависимость скорости реакции от числа различительных признаков, установленная Л.Б. Филоновым в кандидатском исследовании, получила название «феномена Филонова».

    В 1960-х гг. также вел исследования, связанные с проблемой «восприятия человека человеком», в лаборатории восприятия и памяти ИП АПН. В результате были сформулированы основные идеи концепции резонансной природы восприятия человека человеком. Эти идеи заложили основы науки о межличностных контактах - контактологии.

    В 1964-1969 гг. совместно с В.Я. Дымерским и Л.Б. Ермолаевой-Томиной занимался проблемой диагностики характера человека по почерку посредством графометрических параметров. Задачей работы было установление возможности проявления черт личности в почерке и возможность определения их объективными методами. Был найден принцип разделения мужских почерков и женских через ряд параметров, также были установлены взаимосвязи между отдельными чертами характера человека и особенностями его почерка. Таким образом, Л.Б. Филонов создавал систему отечественной графометрики, использующую объективные параметры для определения характера личности по почерку.

    С 1979 г. исследует психологию личностей с отклоняющимся поведением и концентрирует внимание на анализе особенностей коммуникативного взаимодействия людей в условиях затрудненного общения, что характерно для сферы юридической практики. Одновременно он исследует вопросы развития и формирования асоциальных качеств личности, психологию подростковой преступности и в целом закладывает основы социальной психологии развития.

    В начале 1980-х гг. Л.Б. Филонов интегрирует свой опыт работы юристом с психологическими идеями и создает методику контактного взаимодействия и технологию проведения тренинга по установлению межличностных контактов, которые описывает в докторской диссертации. «Методика контактного взаимодействия» легла в основу практики проведения сотрудниками МВД переговоров с террористами, используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.

    В это же время Л.Б. Филонов разрабатывает первый отечественный учебный курс по юридической психологии, который впоследствии читался на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

    В 90-е гг. разрабатывал проблемы психологической антропологии, в частности, модель диагностируемой личности, проблемы психологии в юридической сфере.

    Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, в частности исследований по методологическому, коммуникационному и эмпирическому изучению девиации и девиантности в Российском институте культурологии. Изучаются возможности применения комплекса методик для изучения индивидуальности, были разработаны новые принципы интерпретации результатов экспериментов. Результаты коммуникационного направления исследований используются для снятия барьеров, сокращения психологических дистанций и установления доверительных отношений. Выявлена стадиальная природа развития и установления контакта, доказана связь между мерой воздействия и формированием асоциальных качеств личности.

    С 2002 г. вел исследования проблем психологической антропологии на кафедре социальной психологии Московского государственного социального университета. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии.

    В процессе многолетних комплексных исследований Л.Б. Филоновым, его учениками и последователями были разработаны и стандартизированы 12 психодиагностических методик.

    Вклад Льва Борисовича Филонова в развитие психологической науки составляют:

    • концепция признаковой постановки психологического диагноза;
    • концепция девиационной природы изменчивости;
    • концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности;
    • концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств;
    • концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта;
    • концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога.

    Читает курсы:

    • Юридическая психология
    • Психология личности с отклоняющимся поведением
    • Психология общения
    • Психодиагностика
    • Графометрика
    • Системный анализ
    • Технология установления контакта между людьми в условиях предварительного следствия
    • Психологические способы воздействия: приемы допроса

    Основные публикации: более 190 работ, в том числе

    • О возможности установления характерологических особенностей личности по почерку (в соавт.)
    • Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: МГУ, 1979
    • Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М., 1981
    • Психологические аспекты установления контактов между людьми: методика контактного взаимодействия. Пущино, 1982
    • Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие. М., 1983
    • Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М.: АПО, 1992
    • Юридическая психология: Учебно-методическая программа // Сборник учебно-методических программ. М.: МГУ, 1998
    • Тренинг контактного взаимодействия: Учебно-методическая программа // Сборник учебно-методических программ. М.: МГУ, 1998
    • Психолого-педагогическая антропология: Курс лекций (в соавт.). М., 2003, 2007.
    • Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008.

    Награды:

    • 6 правительственных наград за участие в Великой Отечественной войне
    • Отличник просвещения (1995)
    • медаль «За социальное служение» (2006)

    Участие в конкурсе «Золотая Психея»

    • «Всероссийская конференция с международным участием "От истоков к современности" 130 лет организации психологического общества при Московском университете» , 29 сентября - 1 октября 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), победитель
  • Loading...Loading...