3 условия возникновения психического отражения. Формы психического отражения. Явления, которые изучает психологическая наука

Индивид – единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности.Индивидом от рождения является любая индивидуальная особь животных или человека.

Субъект– индивид как носитель активности . Субъектом активности может быть и животное, и человек (см. Активность ). В некоторых случаях субъектом может выступать группа (например, нация, общество и т.п.).

Человек живое существо, представляющее высшую ступень развития жизни, субъект социальных отношений и деятельности; обладает способностью трудиться, создавая орудия труда и продукты труда, способностью устанавливать и развивать социальные отношения, опосредствованные социальными нормами и речью, способностью к логическому мышлению, воображению и сознательному отражению. Как личность человек способен к свободному волеизъявлению, т.е. к осуществлению поведения, которое детерминируется только собственным сознательным решением и волевыми усилиями, направленными на реализацию принятого решения.

Активность всеобщая характеристика живых существ, выражающаяся в поддержании и преобразовании ими жизненно значимых связей с окружающим миром , т. е. во взаимодействии. Активность характеризуется обусловленностью производимых актов (действий) в большей степени внутренними состояниями субъекта непосредственно в момент действования, чем предшествующими внешними воздействиями. В этом смысле активность противостоит реактивности . У животных активность выступает в форме адаптивной жизнедеятельности , у человека – в форме деятельности .

Поведение – свойственное живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, система отличающаяся целенаправленным характером последовательных действий , благодаря которым организм осуществляет практический контакт с природой. Попытки научного объяснения П. в разное время опирались на механистический детерминизм (по аналогии с взаимодействием физических тел) и на биологический детерминизм (Ч. Дарвин, И.П. Павлов). Бихевиоризм ограничил П. совокупностью лишь внешне наблюдаемых двигательных реакций в ответ на внешние стимулы, и тем самым противопоставил П., доступное внешнему наблюдению, сознанию, т.к. по мнению бихевиористов, интроспективные методы познания являются недостоверными и необъективными. Такая позиция бихевиоризма привела к тому, что целостная активность живых существ была разъединена на внешнюю (двигательную) и внутреннюю (психическую), которые соответственно стали изучаться и различными методами. Поэтому в современной психологии под поведением довольно часто понимают ту активность живых существ (включающую также и моменты неподвижности), которую можно наблюдать извне, а для обозначения целостной активности живых существ в единстве ее внешних и внутренних компонентов используются термины «деятельность» (у человека) и «жизнедеятельность» (А.Н.Леонтьев).

Отражение – философская категория, обозначающая всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объекта (отражающего) воспроизводить в собственных характеристиках и в с соответствии со своей природой свойства другого объекта (отражаемого). Отражение возникает только в результате взаимодействия между объектами. Характер отражения зависит от уровня организации материи , поэтому оно качественно различается в неорганической и органической природе. На уровне организма отражение может выступать в форме раздражимости (как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям стимула) и чувствительности (как способности иметь ощущения – первичные психические образы среды, возникающие в процессе адекватной экологическому своеобразию данного организма и его потребностям активности и служащие целям регуляции этой активности).

Раздражимость -- (англ. irritability ) - Элеменатрная допсихическая форма отражения, свойственная всем живым системам. Выражается в способности живых систем (организмов) реагировать на биологически значимые внешние воздействия определенными функциональными и структурными изменениями. Проявляется по-разному, в зависимости от сложности живой системы. Охватывает широкий круг явлений (диффузные реакции протоплазмы у простейших живых существ, фототропизмы, хемотропизмы, механотропизмы, сложные, высокоспециализированных реакций организма человека). Эти изменения в живой системе и составляют суть допсихического отражения – раздражимости (синоним – возбудимость).

Комментарии. В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности ,т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды , регулирующее их поведение .

Леонтьев выделил основные стадии развития психики (чувствительности) в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание ) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л . С . Выготского ,показал общественно-историческую специфику развития психики человека (переход к сознанию).

Чувствительность (англ. sensitivity ) – способность к элементарной форме психического отражения - ощущению .Именно с чувствительности, согласно гипотезе А . Н . Леонтьева и А . В . Запорожца ,начинается развитие психики в филогенезе .В отличие от раздражимости в понятии «Чувствительность» используется критерий сигнальности: чувствительность - отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Чувствительность позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды. Для обеспечения чувствительности. требуются специальные органы (рецепторы ),которые реагируют на биологически незначимые воздействия.

Психика особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. На основе возникающей в ходе такого отражения субъективной картины мира осуществляется саморегуляция поведения. Психика свойственна живым существам, обладающим чувствительностью (в отличие от раздражимости , А.Н.Леонтьев). Высшим животным (некоторым из млекопитающих) свойственны предпосылки идеальной формы психического отражения. Но только у человека психика может выступать в своей высшей форме – в форме сознания.

Сенсорная психика – простейшая из форм психического отражения (элементарная чувствительность ), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении отдельных свойств объективной действительности. Для животных, обладающих сенсорной психикой, характерны инстинктивные формы поведения – жестко запрограммированные реакции на отдельные свойства окружающей среды. Сенсорная психика аналогична психическому процессу ощущения у человека. Однако у человека ощущения имеют культурно-историческую специфику, обладают свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции ).

Перцептивная психика -- вторая по сложности форма психического отражения (чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, т.е. в форме образов. Эта стадия развития психики позволяет осуществлять субъекту предметное восприятие . Для животных, способных отражать в форме образов характерны навыки, т.е. формы поведения, которые приобретаются в индивидуальном опыте в ходе упражнения (в отличие от инстинктов). Перцептивная психика аналогична психическому процессу восприятия Высшие психические функции ).

Интеллект (практический) – свойственная высшим млекопитающим форма психического отражения(чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в их связях и отношениях (отражение межпредметных связей ) Для живых существ, обладающих этой формой психики, характерны сложные формы поведения, обеспечивающие большие возможности приспособления и переноса навыков на новые условия. Эта форма психики аналогична психическому процессу мышления у человека. Однако у человека восприятие имеет культурно-историческую специфику, обладает свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции ).

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения и саморегуляции. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте, которые предвосхищают и регулируют деятельность человека. Сознание позволяет человеку отражать объекты и явления действительности в их объективных и устойчивых свойствах, а также свое субъективное отношение к ним («я» и «не-я»). По своему происхождению сознание социально и возникает в совместной деятельности людей. Сознательное психическое отражение опосредовано языком и произвольно . Структуру сознания составляют: чувственная ткань сознания, система значений и система личностных смыслов (А.Н. Леонтьев). Сознание обеспечивает возможность объективного познания и произвольного преобразования окружающей действительности благодаря тому, что оно составляет внутренний план человеческой деятельности.

Психика - это субъективный образ объективного мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако, содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое отражение. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые, функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика формируется у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, её отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Идеалистическое понимание психики. Существует два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам.

Материалистическая точка зрения – развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления и сознания.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями - это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность;

    сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

    психическое отражение углубляется и совершенствуется;

    обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

    преломляется через индивидуальность человека;

    носит опережающий характер.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов :

    Элементарная чувствительность. На этой стадии животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.), (инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды).

    Предметное восприятие. На этой стадии отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения (навыки формы поведения приобретаемые в индивидуальном опыте животных).

    Отражение межпредметных связей. Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации (Интеллектуальное поведение – это сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи).

Психика человека является наиболее высоким уровнем, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности.

Духовная, материальная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. Человек в процессе исторического развития общества изменяет способы и приёмы своего поведения, переводит природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие формы памяти, мышления, восприятия благодаря применению вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Человеческое сознание образует единство высших психических функций.

Структура психики человека.

Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

    психические процессы,

    психические состояния,

    психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в разнообразных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции. При этом необходимо иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на:

    познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;

    эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Психические процессы обеспечивают усвоение знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Психические процессы протекают с разной скоростью и интенсивностью в зависимости от характера внешних воздействий и состояния личности.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно стабильный уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Люди ежедневно испытывают различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и плодотворно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под воздействием услышанного (похвала, порицание), окружающей обстановки, физиологических факторов, хода работы и времени.

Подразделяются на:

    мотивационные, основанные на потребностях установки (желания, интересы, влечения, страсти);

    состояния организованности сознания (внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

    эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, стресс, аффект, грустное, печальное, гневное, раздражительное);

    волевые (инициативность, решительность, настойчивость).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.

Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».

Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности настоящего;
  • действий и событий, которые должны произойти.

Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.

Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:

  • Психический (ментальный) образ формируется в процессе активной деятельности человека.
  • Дает возможность правильно отражать действительность.
  • Носит упреждающий характер.
  • Преломляется через индивидуальность человека.
  • Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
  • Само психическое отражение углубляется и совершенствуется.

Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.

Уровни психического отражения

Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:

  1. Сенсорно-перцептивный . Считается базовым уровнем, на котором строятся психические образы, которые в процессе развития возникают в первую очередь, но при этом не теряют актуальности впоследствии. Человек основывается на информации, которая поступает при помощи его органов чувств и выстраивает соответствующую стратегию поведения. То есть, стимул вызывает реакцию: то, что произошло в реальном времени, влияет на поведение человека.
  2. Уровень представлений . Для того, чтобы у человека возник образ, вовсе необязательно его присутствие здесь и сейчас и его стимуляция при помощи органов чувств. Для этого существуют образное мышление, и воображение. Человек может вызвать представление объекта в том случае, если он несколько раз до этого возникал в поле его зрения: в этом случае запоминаются главные особенности, второстепенные же отбрасываются. Главные функции этого уровня: контроль и коррекция действий во внутреннем плане, планирование, составление эталонов.
  3. Вербально-логическое мышление и речемыслительный уровень . Этот уровень еще меньше связан с настоящим временем, его можно даже назвать безвременным. Человек может оперировать логическими приемами и понятиями, что сложились в его сознании и сознании человечества за его историю. Он способен абстрагироваться от первого уровня, то есть не осознавать свои ощущения и при этом полностью концентрироваться, опираясь на опыте человечества.

Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.

Формы психического отражения

Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

  • Перцептивная . Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность). Ощущения – это элементарная форма психического отражения.
  • Сенсорная . Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
  • Интеллектуальная . Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей. Это высшая форма психического отражения.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.

Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем , с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.

Саморегуляция

Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.

Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:

  1. Ситуация: последовательность начинается с ситуации (реальной или воображаемой), которая эмоционально релевантна.
  2. Внимание: внимание направлено на эмоциональную ситуацию.
  3. Оценка: эмоциональная ситуация оценивается и интерпретируется.
  4. Ответ: генерируется эмоциональный отклик, приводящий к слабо скоординированным изменениям в экспериментальных, поведенческих и физиологических системах ответа.

Если человек обладает развитой , он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:

  1. Выбор ситуации: человек сам решает, нужна ли в его жизни эта ситуация и стоит ли эмоционально сближаться с ней, если она неизбежна. Например, выбирает, идти ли ему на встречу, концерт или вечеринку.
  2. Изменение ситуации: если ситуация неизбежна, тогда человек предпринимает сознательные усилия для того, чтобы изменить ее воздействие. Например, применяет или физически отходит от неприятного ему объекта или человека.
  3. Внимательное развертывание: включает в себя направление внимания к эмоциональной ситуации или от нее. Для этого используются отвлечение внимания, размышления и подавление мыслей.
  4. Когнитивные изменения: модификация того, как оценивать ситуацию, чтобы изменить ее эмоциональный смысл. Человек использует такие стратегии как переоценка, дистанция, юмор.
  5. Модуляция ответа: попытки прямого влияния на системы экспериментального, поведенческого и физиологического реагирования. Стратегии: выразительное подавление эмоций, физические упражнения, сон.

Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:

  • Нервно-мышечная релаксация . Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Это позволяет снять напряжение с отдельных частей тела, либо со всего тела.
  • Идеомоторная тренировка . Это последовательное напряжение и расслабление мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно.
  • Сенсорная репродукция образов . Это расслабление с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом.
  • Аутогенная тренировка . Это обучение возможностям самовнушения или аутосуггестии. Основное упражнение – проговаривание аффирмаций.

Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.

2. Характеристики отражения

3. Уровни психического отражения

1. Понятие психическое отражение . Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них – отражаемый , – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором – отражающем специфический продукт: отраженное
Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. (По книге ЛЕОНТЬЕВА« Деятельность. Сознание. Личность" )

В неживой природе взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение , которое выступает в виде простой механической деформации.

Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость - отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.

Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства – чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.

Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств – способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности.

Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия.

2. Характеристики отражения . Особенности процесса Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями: – Активность. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.

- Субъективность. Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

- Объективность . В то же время психическое отражение дает возможность строить "внутреннюю картину мира", адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического - его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

- Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Неповторимость Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.

- Опережающий характер . Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.

3. Уровни психического отражения. Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Б. Ф. Ломов выделял уровни психического отражения:

1. Сенсорно-перцептивный - это базовый уровень построения психических образов, в процессе развития возникающий в первую очередь, однако не теряющий актуальности в последующей деятельности. Субъект, основываясь на информации, поступающей благодаря стимуляции органов чувств реальными объектами, выстраивает собственную тактику поведения. Проще говоря, стимул вызывает реакцию: событие, происходящее в реальном времени, влияет на последующее действие субъекта, обуславливает его.

2. Уровень представлений. Образ может возникнуть без непосредственного влияния объекта на органы чувств субъекта, т.е это воображение, память, образное мышление. За счет многократного появления объекта в зоне восприятия субъекта, некоторые наиболее важные особенности первого запоминаются, отсеиваются от второстепенных, отчего возникает образ, независимый от непосредственного наличия раздражителя. Основная функция этого уровня психического отражения: планирование, контроль и коррекция действий во внутреннем плане, составления эталонов.

3. Вербально логическое мышление или речемыслительный уровень. Операции этого уровня еще менее связаны с событийным рядом актуального времени. Индивид оперирует логическими понятиями и приемами, сложившимися в ходе культурно-исторического развития человечества. Абстрагируясь от собственного непосредственного опыта, от воображения и памяти о событиях, имевших место в его жизни, он ориентируется и строит деятельность, опираясь на опыт человечества в целом. Тех понятий, определений и умозаключений, что были произведены не им. Это предоставляет возможность планировать и регулировать события различной направленности и временной удаленности, вплоть до планирования жизненного пути личности. Несмотря на значительную разницу между третьим и первым, начальным уровнем: процессы чувственной и рациональной регуляции деятельности непрестанно перетекают из одного в другой, формируя психическое отражение в многообразии его уровней и образов.

Loading...Loading...