Формы род собраний. Нетрадиционные формы родительского собрания в начальной школе. Родительское собрание с элементами тренинга. Родительское собрание: подготовка и проведение

Проведение родительских собраний в начальной школе

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести. Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов.

Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

Педагогу важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.

Проводить собрание-лекторий целесообразно в том случае, если выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: "Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в школу". Так можно назвать самое первое собрание, на которое родители, как правило, приходят, поскольку конкретно обозначенная тема, безусловно, интересует их. Если определенные ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается, однако тот, кто заинтересован в получении дальнейших сведений, обязательно придет на очередное собрание-лекторий.

"Круглый стол" представляет собой встречу родителей учеников одного класса. Для обсуждения предлагается какая-либо значимая для всего класса тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается "рамка", т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме "круглого стола" позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому-то – узнать про поведение других учащихся (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что-то не замеченное ранее).

Основные формы родительских собраний:

· собрание-лекторий;

· "круглый стол";

· тематическая дискуссия с приглашением специалистов;

· консультация со специалистами;

· родительская дискуссия;

· общешкольная и общеклассная конференция и др.

Не менее важен "круглый стол" и для школьного психолога, который получает возможность лучше узнать и понять родителей, обрести их доверие. Принципиальным является обязательное присутствие классного руководителя, который также участвует в обсуждении. При этом он выходит из привычной учительской роли и знакомится с родителями в новой, более открытой, ситуации. Такое уравновешенное взаимодействие способствует взаимопониманию и делает общение более эффективным. Итогом "круглого стола" становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме.

Родительская дискуссия – одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребенка, не оценивая уровень его учебного потенциала. Некоторые родители считают свои методы воспитания не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога. Дискуссии же проводятся для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно.

· собрание следует проводить в удобное для родителей время;

· тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей;

· нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;

· классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями;

· нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

· cобрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами родительских конференций становятся причины конфликтов и пути выхода из них, профилактика вредных привычек и борьба с ними.

Готовить такие конференции необходимо очень тщательно, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога. В задачу последних входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и сами родители. Они анализируют проблему с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

Родительские собрания делятся на организационные и тематические.

Организационные – это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.

Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.

Приведу примерные темы родительских собраний.

В первом классе:

· "Особенности интеллектуального и личностного развития детей";

· "Леворукость и праворукость";

· "Подвижные и медлительные дети";

· "Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением".

Во втором классе:

· "Особенности учебников, по которым учатся ваши дети";

· "Утомляемость ребенка: как с ней бороться";

· "Поощрение и наказание в семье";

· "Как научить ребенка говорить правду".

В третьем классе:

· "Семейные праздники и их значение для ребенка";

· "Если ваш ребенок часто болеет";

· "Как развивать память ребенка";

· "Домашние задания и их назначение".

В четвертом классе:

· "Ваш ребенок взрослеет: что нужно знать родителям о половом воспитании";

· "О чем может рассказать школьный дневник";

· "Способности и прилежание – звенья одной цепи";

· "Нравственные уроки начальной школы";

· «Как научить дочь или сына говорить "нет"»;

· «Выбор дальнейшего пути: "за" и "против"».

В приложении 1 представлен конспект первого родительского собрания в начальной школе; в приложении 2 – на тему "Что мой ребенок хочет сказать мне своим поведением". В первом случае родительское собрание является организационным, во втором – тематическим. Приложение 3 знакомит классного руководителя с памяткой "Проведение родительского собрания".

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе "

Ход родительского собрания

1. Вступление

Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.

Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.

Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.

2. Знакомство

Преподаватель знакомится с родителями, называя свое имя, отчество.

Педагог: С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели ко мне своих младших детей, – для меня это большая честь. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)

3. Советы родителям

Педагог: Совсем скоро прозвенит первый звонок, и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам несколько советов.

Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:

· создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками;

· превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?";

· нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно отнесясь к учителю;

· последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

· брать в школу все необходимое;

· правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);

· здороваться с учителями и детьми;

· отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;

· слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;

· просить о помощи, если что-то не получается;

· заниматься одним делом долгое время;

· правильно реагировать на замечания;

· устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.

4. Особенности школьной жизни

Педагог: Прежде, чем подать документы в нашу школу, вы, наверное, навели о ней справки. Многие знают, что в основе деятельности нашей школы лежит педагогика успеха. Каждый ребенок должен видеть свои достижения и получать радость от процесса обучения вместе с учителем.

В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий.

Вам нужно обеспечить ребенку:

· школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования);

· аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок;

· необходимые школьные принадлежности.

Очень прошу не сравнивать работу учителей в разных классах: и мы, и дети – очень разные.

5. Организация учебного процесса

Преподаватель в нескольких словах сообщает о программе, по которой будет учиться класс. Педагог показывает родителям учебники, знакомит с их содержанием. Также следует познакомить родителей (очно или заочно) с администрацией, другими специалистами, работающими с классом, выдать распечатку с их фамилиями, именами и отчествами.

Преподаватель перечисляет особенности организации учебного процесса в начале обучения, такие как:

· пятидневная учебная неделя;

· минимальное по объему домашнее задание;

· безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, "смешные печати" и наклейки как положительные отметки;

· расписание звонков и уроков;

· адаптационный период – три недели или месяц в зависимости от класса (в эти дни у детей по три урока);

· рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям;

· схема безопасного пути в школу

· порядок питания в столовой;

· значки с именами.

6. Организационные вопросы

Преподаватель отвечает на вопросы родителей.

Возможные темы организационных вопросов:

· традиции: дни рождения учеников, летопись жизни класса, дни театра, экскурсии;

· избрание родительского комитета.

Конспект родительского собрания "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением"

Такое собрание можно провести в первом классе для ознакомления с поведением детей, или во втором-четвертом классах, если определенная группа детей отличается плохим поведением. Классному руководителю необходимо привлечь к обсуждению психолога и совместно с ним провести исследование, предложив детям закончить ряд предложений:

· "Чаще всего я плохо себя веду, когда…";

· "Чаще всего я смеюсь, когда…";

· "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…";

· "Чаще всего я плачу, когда…";

· "Чаще всего я злюсь, когда…";

· "Чаще всего я обижаюсь, когда…";

· "Мне хорошо, когда…";

· "Мне плохо, когда…".

· обсудить с родителями причин плохого поведения детей;

· добиться понимания родителями проблемы плохого поведения их детей и наметить соответствующие пути коррекции.

Форма проведения: беседа.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Педагог: Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо себя ведут и что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагаю обсудить некоторые вопросы.

2. Обсуждение вопросов с родителями

1. Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске.

2. Почему дети плохо себя ведут? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.)

3. Когда, в каких случаях и при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности? (Варианты ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в гости сверстники и т. д.) Вывод: плохое поведение демонстрируется, когда есть зрители.

4. Что вы при этом чувствуете? (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость и пр.)

5. Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда вам не нравится поведение вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т. д.)

6. Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.)

3. Обобщение ответов на вопросы

Педагог: Попробуем обобщить все сказанное. Обычно мы плохо ведем себя тогда, когда хотим добиться от других определенной реакции на это. Дети же ведут себя плохо потому, что сомневаются в собственной способности занять достойное место посредством самовыражения в каком-нибудь совместном деле. Они еще не умеют жить согласно жизненным принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь плохим поведением. Недостаточно просто любить ребенка – необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле.

Когда плохое поведение ребенка становится невыносимым, мы пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе вопрос: "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?" Это позволяет вовремя снять надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует коррекции такого поведения с нашей стороны.

4. Результат детского анкетирования

Педагог: Давайте посмотрим на результаты опроса детей. Что говорят сами ребята, каковы наиболее распространенные ответы?

Педагог показывает родителям результаты проведенного совместно с психологом исследования – самые популярные варианты окончания предложений:

· "Чаще всего я плохо веду себя, когда чего-то не понимаю. Это происходит случайно. Я не хочу, а это все равно происходит";

· "Чаще всего я смеюсь, когда счастлив, когда рядом друзья, когда мама приходит с работы рано";

· "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда в школе ставят хорошие оценки, когда дарят подарки";

· "Чаще всего я плачу, когда мне обидно, плохо, грустно, иногда – просто так";

· "Чаще всего я злюсь, когда указывают на мои недостатки, говорят обо мне плохо, не хотят меня слушать, не любят";

· "Чаще всего я обижаюсь, когда меня несправедливо обвиняют";

· "Мне хорошо, когда меня любят, жалеют, понимают, уважают, не кричат на меня";

· "Мне плохо, когда меня не понимают, обижают, ругают, когда смеются надо мной".

5. Выводы и предложения

Педагог обсуждает с родителями полученную информацию, привлекает к обсуждению психолога, который дает свои рекомендации. Главное – относиться к детям с теплом и пониманием, любить и поддерживать их.

ПАМЯТКА для педагога "Проведение родительских собраний"

1. Оставьте за дверью свое плохое настроение.

2. Отведите на проведение родительского собрания не более 1, 5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.

3. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.

4. Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

5. Не избирайте для общения назидательный тон.

6. Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.

7. В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.

8. Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

9. Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.

10. Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.

11. Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.

12. Объясните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".

13. Не давайте негативной оценки всему классу.

14. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.

15. Не переоценивайте значение отдельных предметов.

16. Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.

Современные формы и методы организации родительского собрания

Подготовила учитель физики и математики МОУ Новоникулинская СОШ Пономарева О.В.


Родительское собрание-это

основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома; форма взаимодействия педагога с семьями учащихся.

Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в классе - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.


Классное родительское собрание

  • Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию.
  • Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения.
  • Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку.
  • Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.
  • Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей.
  • Принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов.
  • Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.

  • 1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
  • 2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  • 3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
  • 4.Собрание следует проводить в удобное для родителей время.

  • 5.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Нельзя забывать о том, что каждый учащийся является личностью, по этому обсуждение успехов или поведения конкретных учеников должно происходить с глазу на глаз с их родителями. Не стоит выносить на общее обсуждение какие-либо острые проблемы с конкретными детьми, это только испортит отношение к преподавателю, как ученика, так и его родителей.

  • 6.Нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении.
  • 7.Классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями.

Этапы подготовки к родительскому собранию

  • 1.Выбор темы собрания.
  • 2.Определение целей родительского собрания.
  • 3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  • 4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
  • 5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
  • 6.Приглашение родителей и других участников собрания.
  • 7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
  • 8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Этапы родительского собрания.

  • 1. Организация родительского собрания.
  • 2. Подготовка сценария и проведение собрания. Любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:
  • Анализ учебных достижений учащихся класса.
  • Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
  • Психолого-педагогическое просвещение.
  • Обсуждение организационных вопросов.
  • Личные беседы с родителями.
  • 3. Осмысление итогов родительского собрания.

Оборудование места собрания, оформление.

  • Чистый и уютный кабинет.
  • Выставки творческих работ учащихся (поделки, рисунки, фото, сочинения).
  • Выставки научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме.
  • На доске – цветным мелом тема и эпиграф к собранию.
  • Таблицы и диаграммы с результатами проведенных микроисследований.
  • Расстановка столов, стульев – в соответствие с замыслом собрания.
  • Бумага, карандаши, ручки.

Примерная структура родительского собрания

  • 1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей)

(5 мин).

  • 2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин).
  • 3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).
  • 4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин).
  • 5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел(10мин).
  • 6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение(10мин)

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ

  • Перед началом собрания "оставить за дверью" плохое настроение.
  • Длительность собрания не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
  • Доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ НА СОБРАНИИ

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

Виды родительских собраний

1 . Организационные - это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.

-составление и утверждение планов работы;

-избрание родительского комитета;

-распределение общественных поручений;

-разработка мероприятий с участием родителей

2. Тематические - посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.

3. Итоговые- рассматривают воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, жизни класса за какой-то период.


Формы родительских собраний

Традиционные:

  • Лекция
  • Беседа
  • Индивидуальные консультации

Нетрадиционные:

  • Педагогическая лаборатория
  • Родительские дискуссии
  • Круглый стол
  • Родительские конференции

Формы родительских собраний

  • Лекция-семинар
  • Душевный разговор
  • Мастер-класс
  • Ток-шоу «Есть мнение»
  • Семинар
  • Ролевые игры
  • Аукцион
  • Практикум

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

  • Такие собрания проводятся в начале и конце года. В начале года классный руководитель и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях. Классный руководитель предлагает родителям заполнить анкету «Родитель-ребенок-школа».
  • Обсуждаются мероприятия, которые будут проводиться в течение года: интеллектуальные (тематические праздники, викторины, спектакли, конкурсы, веселые уроки), спортивные (эстафеты, веселые старты, олимпийские игры). Для каждого мероприятия выбирается инициативная группа, которая вместе с классным руководителем будет отвечать за его подготовку и проведение. В начале года определяются количество мероприятий, содержание, материальные затраты на реквизит и призы.

Родительская дискуссия

  • - одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребенка, не оценивая уровень его учебного потенциала. Некоторые родители считают свои методы воспитания не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога. Дискуссии же проводятся для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно.

Круглый стол

  • представляет собой встречу родителей учеников одного класса. Для обсуждения предлагается какая-либо значимая для всего класса тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается "рамка", т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме "круглого стола" позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому-то - узнать про поведение других учащихся (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что-то не замеченное ранее). Итогом "круглого стола" становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме.

Родительские конференции

  • Общешкольные или классные имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами родительских конференций становятся причины конфликтов и пути выхода из них, профилактика вредных привычек и борьба с ними.
  • Готовить такие конференции необходимо очень тщательно, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога. В задачу последних входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и сами родители. Они анализируют проблему с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум.

  • Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
  • В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.

Ролевые игры

  • Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.
  • Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.

Аукцион

  • Родительское собрание проходит в форме «продажи» полезных советов по выбранной теме.

Лекция - семинар

  • Для проведения родительского собрания в форме «лекции-семинара» необходимо определить его тему и ведущего. Ведущим собрания могут быть классный руководитель, родители, приглашенные специалисты - врачи, психологи, методисты и др.

«Душевный разговор»

  • - собрание, рассчитанное не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок - левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.д.
  • Классный руководитель за несколько дней предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.

Мастер-класс

  • собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания кл. руководитель предлагает нескольким родителям тему «Мастер-класса» и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка определенным навыкам (например, как научить ребенка к выполнению домашнего задания)

Ток-шоу "Есть мнение"

  • Собрание в форме «Ток-шоу» подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают классный руководитель, родители, можно пригласить психолога или врача. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, исходя из разных точек зрения, аргументируя их.

СЕМИНАР

Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться .


Формирование традиций в проведении родительских собраний.

1 Традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса.

Она осуществляется в различной форме. Это может быть:

награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся.

В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты, медали.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может отправить, как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.


Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход определенных ритуалов. Например, ритуал, который можно условно назвать «Волшебная шкатулка».

2. Этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают и опускают в волшебную шкатулку, которая стоит в помещении, где проходит собрание. Такие послания ребята начинают писать уже в первом классе. В своих письмах они могут рассказать о своих желаниях, проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух. Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпением ждут. Иногда традиция написания друг другу писем становится семейной, о чем родители рассказывают с удовольствием и благодарят за ее введение в практику родительских собраний.


ИТОГ СОБРАНИЯ В ФОРМЕ РЕФЛЕКСИИ

  • Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными:
  • устное мнение родителей,
  • письменный анализ результатов собрания,

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.


УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

С первого дня знакомства с родителями говорите им:

« Чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа». Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Учитель просто обязан координировать воспитательные и образовательные функции семьи и школы.

Избрание родительского комитета;

Распределение общественных поручений;

Разработка мероприятий с участием родителей

2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор си-туаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, бе-седы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов со-вместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;

Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интегра-ция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных дейст-вий по отношению к детям со стороны родителей;

Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за оп-ределённый период времени

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь , чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных , и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

ТЕМЫ БЕСЕД И РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ (1 ВАРИАНТ)

1-4 классы.

1.Начало школьного обученияважный этап в жизни ребенка.

2.Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего на-рода (по национальному воспитанию).

3.Младший школьный возраст и его особенности.

4.Хочу и должен (по профилактике правонарушений).

5.Как выявлять и развивать способности детей.

6.Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.

7.Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

8.Воспитание характера ребенка в семье.

9.Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.

10.Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).

11.Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании млад-ших школьников).

12.Новое в системе национального воспитания.

13.Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.

14.Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физиче-ского воспитания детей.

15.Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

5 – 6 классы.

1.Новое в системе национального воспитания.

2.Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.

4.Организация летнего труда и отдыха детей в семье.

5.Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.

6.Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся

7.Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспита-нии.

8.Вред алкоголя и курения.

7 – 9 классы.

1.Пример родителей в воспитании детей.

2.Особенности воспитания подростков в семье.

3.Половое развитие и методы полового воспитания.

4.Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.

5.Активные формы отдыха в вашей семье.

6.Методы профессиональной ориентации школьников в семье.

7.Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.

8.Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.

9.Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.

10.Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.

11.Изучения корней семейного рода.

12.Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

10 – 11 классы.

1.Основные направления воспитания в семье.

2.Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

3.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ

Если:

-ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

-ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

-ребёнка хвалят, он учится быть благородным

-ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

-ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

-ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других

-ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

-ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей

-ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным

-ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

ДЕСЯТЬ СОВТЕОВ ДЛЯ ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличить необходимое от излишества.

6. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам.

7. Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.

8. Объединяйтесь со своими близкими. Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща: мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршруты поездок.

9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Традиционные формы работы с родителями

Родительские собрания

Общеклассные и общешкольные конференции

Индивидуальные консультации педагога

Посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят ха-рактер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помо-гут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

Особенности здоровья ребёнка;

Его увлечения, интересы;

Предпочтения в общении в семье;

Поведенческие реакции;

Особенности характера;

Мотивация учения;

Моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то __________________________________________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________

3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________

5.Его отношение к школе было ___________________________________________

6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями

Тематические консультации

Родительские чтения

Родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи , которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

Ищи истину вместе с ребенком,

Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.

Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.

Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.

Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ

от Дэвида Льюиса

Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.

Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.

Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.

Примерные темы ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ:

1.Ребёнок не хочет учиться.

2.Как развить плохую память ребёнка.

3.Единственный ребёнок в семье.

4.К чему может привести тревожность детей.

5.Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

На первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

Учитель собирает и анализирует информацию;

Определяется список литературы по данному вопросу;

Изучение литературы родителями;

Изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

1.Первый год ребёнка, каким он был.

2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.

3.Друзья моего ребёнка.

4.Праздники нашей семьи.

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся

1. Дневник должен проверятся классным руководителем 1 раз в неделю

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Воспитательную работу в классе я веду под девизом «Союз трех сердец»: учитель - ученик - родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи - формирование творческой личности.

«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому для меня было очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.

Конечно, главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом мне очень хотелось превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2) психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:

  1. организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу),
  2. собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками),
  3. тематические ,
  4. собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
  5. итоговые (четвертные ) и т.д.

Тематика родительских собраний обычно определяется мною, обсуждается на родительском комитете.

Часто для работы с родителями использую тематическую лекцию - самую распространенную форму устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаю родителей, психолога.

Тематика лекций разнообразна, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс.

Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно прошла этическая беседа с родителями и детьми 3 класса по теме: « Я - в мире людей».

Использую в практике проведение научно- практической конференции родителей. В такой форме прошло одно из общих родительских собраний по теме « Воспитание детей в семье». В ходе конференции решались вопросы:

1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?

2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?

3. Педагогический такт родителей.

4. Пути самовоспитания родителей.

5. В чем состоит влияние отца на ребенка?

6. Как вы организуете свободное время вашего ребенка?

7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.

В работе этой конференции приняли участие директор школы, заместители директора по учебно-воспитаельной и по воспитательной работе, школьный психолог.

В ходе подготовки конференции учителя начальных классов выпустили газету, посвященную семьям, где лучше всего идет воспитание. После конференции приятным сюрпризом для родителей стал концерт, подготовленный детьми.

Сложилась традиция использования такой активной формы работы, как родительские тренинги .

В них участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает. Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».

Часто использую в работе с родителями такую форму как родительские чтения . Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Есть множество вариантов такого сотрудничества. Это спортивные соревнования : «Папа, мама, я – спортивная семья», утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики», праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники.

Интересная форма проведения родительского собрания– консультация для родителей.

Примерная тематика консультаций для родителей .

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

3. Грубость и непонимание в семье.

4. Талантливый ребенок в семье.

5. Вредные привычки. Как с ними бороться.

ДРУГИЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Одна из замечательных форм родительских собраний - письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

Родительское собрание вместе с учащимися.

Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

Родительское собрание в форме кафе.

Родительское собрание в походе у костра.

Родительское собрание в форме игры.

Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда - либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

Родительское собрание мужчин.

Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

Родительское собрание - спектакль, в котором выступают их дети

Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.

Моя работа дала свои плоды: в классе сформировался не только дружный коллектив учащихся, но и дружный коллектив родителей. Это во многом облегчает проведение воспитательной работы и делает нас всех союзниками.

Самое дорогое для нас – это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать с минимальными психологическими травмами.


Формы проведения

родительских собраний.

Гуськова Наталья Александровна-

–учитель начальных классов,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Галиева Юлия Николаевна-

заместитель директора по воспитательной работе

Последнее десятилетие в России характеризуется, прежде всего, как период активных социальных преобразований, которые находили и находят свое отражение и в тенденциях развития общего среднего обра­зования. Одна из этих тенденций заключалась в фактическом отказе от воспитательного компонента работы в школе и признании приоритетно­сти собственно обучения.

Основные проблемы в области воспитания связаны с экономиче­ским и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дез­организация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейно­го уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и про­блемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, пси­хиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса вос­питательной работы в рамках одного из немногих социальных институ­тов, реально занимающихся развитием детей, - школы.

В отличие от стабильного общества, в котором в течение хотя бы столетия осуществлялась преемственность между поколениями через се­мейное и общественно-государственное воспитание, в нашем сегодняш­нем обществе, переживающем революционные изменения всех базовых общественных и государственных структур, приходится заново опреде­лять как социальные идеалы человека, так и способы их достижения в конкретных учебных заведениях. В связи с этим очень важно определить, что такое социальный идеал, что фактически означает формулирование «социального заказа» нашего общества.

Семья и школа – это те воспитатели, которые оказывают формирующее влияние на развитие личности. Семья воспитывает под девизом «Делай как я!»; школа стремится формировать правильное поведение, правильные взгляды. Ребёнок делает выбор в пользу той среды, которая оказывает более сильное влияние. Поэтому воспитание рассматривают во взаимодействии влияющих на личность компонентов.

Семья для ребёнка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятыё в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.

В современных условиях роль родителей в воспитании детей, повышение их педагогической культуры особенно актуальна. Повышение эффективности воспитательного воздействия семьи, поиск новых методов и средств взаимодействия школы с семьей – одна из важнейших задач образовательного учреждения.

В начале учебного года утверждается составы:

    Управляющего совета школы

    Попечительского совета

    Общешкольного родительского комитета

    Классных родительских комитетов,

Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений родителей, их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей; формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

Примерный план работы родительского лектория.

(тематику занятий можно менять с учетом актуальных проблем

данного образовательного учреждения)

Форма проведения

Ответственные

Технология семейного воспитания в условиях модернизации образования

лекция с элементами беседы

соц. педагог, психолог

Семейные традиции в воспитании детей и подростков

обмен опытом воспитания

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Враги воспитания: пьянство, табакокурение, сквернословие, наркомания, ничегониделание.

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Воспитание у детей любви к отчему дому, родному краю, уважения к символам Родины

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Трудовое участие детей в жизни семьи

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Трудности возраста. Детская агрессия. Что это такое?

круглый стол

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Семейные уроки этики

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Как избежать стресса при подготовке и во время экзаменов

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

    при подготовке к проведению лектория используются:

    Конвенция о правах ребенка;

    Конституция РФ;

    закон РФ «Об образовании»

    закон Саратовской области «Об области»

    Федеральная программа развития образования;

    Региональная программа развития образования;

    Программа развития воспитания в системе образования Саратовской области;

    закон РФ «О защите прав потребителей»;

    «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ»

    закон РФ «Об ограничении курения табака»(2001г.)

    закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    программа «Патриотическое воспитание детей и подростков Саратовской области»;

    программа «Основы ОЗОЖ», Устав ОУ

    серия книг «Деятельность классного руководителя»

    журналы: «Родителям о детях» (педагогический факультет)

«Престижное воспитание»

«Наука и школа»

«Школьный психолог»

«Школа духовности»

«Дитя человеческое» и др.

    газеты: «Аргументы и факты» (семейный совет)

«Добрая дорога детства»

Задачи и цели родительского собрания:

Расширение педагогического кругозора родителей, стимулирование их желания стать хорошими родителями, организация совместных усилий по достойному образованию и воспитанию детей, анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.

Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:

    Знакомство с:

Документацией школы;

Учителями - предметниками;

Основными направлениями работы школы;

Перспективными и текущими задачами, стоящими перед школой;

Итогами работы школы и др.

    Анализ учебно-воспитательного процесса в классе.

    Цели, задачи и планирование работы. Подведение итогов.

    Актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы.

    Обмен опытом по вопросам воспитания и обучения детей.

    Использование знаний, умений, навыков, возможностей родителей в работе с детьми.

    Оказание помощи школе в решении хозяйственных вопросов.

Права родительских собраний.

    Родительское собрание имеет право:

Обратить внимание родителей на:

Выполнение решений собрания;

Выполнение п.4ст.52 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об ответственности родителей за воспитание и получение детьми основного общего образования);

Выполнение Устава школы.

    Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решение в форме предложений.

    Приглашать на собрание специалистов (юристов, врачей, психологов, работников правоохранительных органов, членов администрации школы, представителей общественных организаций).

Документация родительских собраний.

Все родительские собрания протоколируются.

Протоколы родительских собраний:

Подписываются председателем, секретарем родительского собрания и классным руководителем;

Протоколы классных родительских собраний хранятся у классного руководителя;

Протоколы общешкольных родительских собраний хранятся в канцелярии и относятся к документации школы.

Виды родительских собраний:

Общие (классные или по параллелям);

Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей);

Собрания, периодичность которых определяется куратором.

Собрание может быть:

Организационным;

Аналитическим;

Итоговым.

Формы проведения собраний:

Директивно-консультационные;

Дискуссионные;

Семинары;

Творческие встречи и отчет и т.д.

В МБОУ СОШ №22 общешкольные собрания проводятся в различных формах, например,

    родительское собрание для родителей будущих первоклассников проходит традиционно в конце января каждого учебного года в виде презентации опыта работы школы, после которой родители и их дети приглашаются на фрагменты уроков (не более 15 минут каждый урок) тех учителей, которые набирают первые классы. Занятия проходят в интересной и увлекательной форме.

    итоговая конференция для родителей всех учащихся школы, проводится в конце апреля каждого учебного года в виде отчётного концерта, на котором подводятся итоги работы школы за год с вручением благодарственных писем родителям.

Организаторам родительского лектория необходимо позаботиться о содержании и результативности всех мероприятий во избежание пустой «говорильни».

Каждое занятие завершается небольшим практическим заданием и рекомендациями.

Обязательно необходимо оставить немного времени для ответов на вопросы родителей, при этом обеспечить, если это понадобится, комфорт для индивидуальных консультаций или бесед.

Не забывайте постоянно демонстрировать свое полное уважение к семье и родителям учащихся.

Воспитательная работе в классе ведется под девизом «Союз трех сердец»: учитель - ученик - родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи - формирование творческой личности.

«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому было очень важно интерес школы превратить в интерес семейныйи наполнить его общими делами.

Конечно, главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3)вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу), собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется учителем, обсуждается на родительском комитете.

Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог.

Тематика лекций разнообразна, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс.

Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно проходит этическая беседа с родителями и детьми 3 класса

Loading...Loading...