Расстройство рецептивной речи сроки устранения. Нарушения речи: виды, причины, признаки, диагностика и лечение. Этапы развития экспрессивной речи

Не секрет, что при расстройстве рецептивной речи у ребенка возникают такие проблемы, как несоответствие понимания речи нужному уровню, то есть, недостаточное для его умственного развития. Нередко наблюдается проблема словесно-звукового произношения, в том числе и фонетико-фонематического анализа. Данное расстройство обозначается термином афазия, врожденная слуховая невосприимчивость, имеющая отношение к развитию. Расстройство рецептивной речи выражается в сниженной способности к слуховому восприятию речи, притом, что сохранен физический слух. Если расстройство наблюдается в легких случаях, то имеется замедленное понимание наиболее сложных предложений. При тяжелой форме у ребенка может отсутствовать понимание обращенной к нему речи полностью.

Также, параллельно этим явлениям имеют место расстройства общего развития, нарушения физического и неврологического плана, которыми обусловлены различные речевые дефекты. В школьном возрасте частота данного расстройства определяется показателем от трех и до десяти процентов, причем, девочки страдают расстройством рецептивной речи в два разе реже, чем мальчики. Как правило, расстройство бывает обнаружено примерно в четырехлетнем возрасте. К ранним признакам относится неспособность воспринимать знакомые названия, также неспособность производить идентификацию одновременно нескольких объектов к полуторагодовалому возрасту, непонимание простых инструкций в двухлетнем возрасте.

К поздним нарушениям относится неспособность восприятия грамматических структур, таких как вопросы, отрицания, сравнения. Также, ребенок может не понимать паралингвистические составляющие речи, например, тональность голоса, специфические жесты, и прочее. В то же время, нарушено восприятие ребенком просодических речевых характеристик. Тем не менее, для таких больных типично уместное использование жестов, адекватное отношение к родителям, нормальные ролевые игры. При расстройстве рецептивной речи могут быть эмоциональные реакции, гиперактивность, тревожное состояние, неприспособленность в социальном плане. Дети с этим сложнейшим расстройством самоизолируются от сверстников, иногда наблюдается энурез, нарушенная координация.

Причина заболевания

В настоящее время ученые имеют множество различных предположений, касающихся возникновения расстройства рецептивной речи, но конкретные причины все-таки не названы. Предполагается, что этиологическую роль могли играть корреляции с церебральными органическими факторами, но данному фактору нет убедительного подтверждения. Хотя отмечено, что больные часто страдают множественными признаками корковой недостаточности. Также интересен факт, что при обследовании родственников больных обнаружено, что у них повышенный судорожный синдром и специфические расстройства чтения выражены в большей степени, чем у других людей.

Не исключаются избирательные нарушения разграничения звуков, так как в основном пациенты обнаруживают наивысшую чувствительность к неречевым звукам.

Также, среди предположений о причинах данного расстройства имеет место теория о поражениях головного мозга, называется задержка нейронального развития, также принимается во внимание генетическая предрасположенность. Стоит подчеркнуть, что ни одна из версий не имеет стопроцентного подтверждения, хотя вероятность довольно велика. Некоторые исследователи утверждают, что всему виной могут оказаться нейропсихологические механизмы, когда пациент не способен дифференцировать невербальные компоненты речи, так как у него имеется дисфункция правого мозгового полушария.

Но отмечено, что почти все дети, имеющие неправильное развитие рецептивной речи, в лучшей степени реагируют, когда слышат звуки среды, чем звук речи других людей.

Большинство специалистов все-таки склонны утверждать, что причина заболевания не определена, хотя при всем при этом, у многих больных обнаруживается немало признаков корковой недостаточности. Особое внимание обращается на то, что у пациентов является пораженной височная доля полушария, являющегося доминантным. В любом случае, прежде чем выявлять причины предполагаемого расстройства рецептивной речи, необходимо исключить такие варианты, как , плюс общие расстройства развития, не исключается и приобретенная афазия.

Лечение

Как утверждают специалисты, ведение детей с подобной патологией всегда различно и в каждом случае имеются свои особенности. Многие врачи уверены, что такие пациенты нуждаются в изоляции, и проведении последующего обучения речевым навыкам. Основным фактором при использовании данной методики является абсолютное отсутствие посторонних раздражителей. Одним из первых методов лечения расстройства рецептивной речи также считают психотерапию, которая способна купировать эмоциональные и поведенческие проблемы, являющиеся сопутствующими.

В том числе, используется и так называемая семейная терапия, которая подразумевает выстраивание правильных взаимоотношений с пациентом. Иногда специалисты настаивают на таком методе терапии, как поведенческий тренинг, способствующий развитию речевых и экспрессивных навыков. В данном случае, споры возникают лишь о том, какой вид тренинга более эффективен, — индивидуальный, или когда работа производится одновременно с группой детей.

Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.

Диагностические указания:

Неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько обычных предметов к 18 месяцам, или неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2-х лет должны быть приняты как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают: неспособность к пониманию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т.д.), непонимание более тонких аспектов речи (тон голоса, жесты и т.д.).

Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет критериев общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при данном варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социо-эмоционально-поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная неприспособленность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность или чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может отмечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии; возможна подражательная речь с непониманием ее смысла и может проявляться ограничение интересов. Однако, они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обращение к родителям для получения комфорта, почти нормальное использование жестов и только легкое нарушение невербального общения. Нередко бывает некоторая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.

Следует отметить:

Аналогичные речевые расстройства рецептивного (сенсорного) вида наблюдаются у взрослых, которыые всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику "Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью" (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.

Включаются:

Дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

Афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

Невосприятие слов;

Словесная глухота;

Сенсорная агнозия;

Сенсорная алалия;

Врожденная слуховая невосприимчивость;

Афазия Вернике, связанная с развитием.

Исключаются:

Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3х);

Аутизм (F84.0х, F84.1х);

Элективный мутизм (F94.0);

Умственная отсталость (F70 - F79);

Задержка речи вследствие глухоты (H90 - H91);

Дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

Органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);

Органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);

Дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Расстройство рецептивной речи (F 80.2). Неспособность ре­агировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реп­лик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько предметов к 18 месяцам или неспособ­ность следовать простым инструкциям в возрасте двух лет должны быть оценены как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают неспособность к понима­нию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т. д.), непонимание более тонких аспектов речи (тона голоса, жес­тов и т. д.).

Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нор­мальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет признаков общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано, и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при этом варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социальных, эмоциональных и поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная неприспособлен­ность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность и чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может от­мечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии, возможна подражательная речь с непониманием ее смысла, может проявляться ограничение интересов. Однако они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обраще­ние к родителям для получения комфорта, почти нормальное ис­пользование жестов и только легкое нарушение невербального об­щения. Нередко бывает легкая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.

Это расстройство охватывает также такие клинические формы, как афазия или дисфазия развития рецептивного типа, словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, афазия Вернике, связанная с развитием.

Требуется отграничение от приобретенной афазии с эпилеп­сией (синдрома Ландау-Клеффнера), аутизма, элективного мутизма, умственной отсталости, задержки речи вследствие глухоты, дисфазии и афазии экспрессивного типа.

Расстройство речи — это достаточно широкораспространенная проблема, которая проявляется различными симптомами: шепелявость, заикание, дислалия и другое. Расстройство речи может быть обнаружено еще совсем в маленьком возрасте , когда родители замечают, что их ребенок разговаривает хуже его сверстников. В другом случае, расстройство речи может возникнуть из-за действия каких-то факторов. Например, пережитая ребенком эмоциональная травма, стресс может повлечь за собой такое расстройство речи, как заикание (логоневроз).

Расстройства речи могут быть и у взрослых и у детей . Однако важно отметить, что если ваш ребенок страдает расстройством речи в любом ее проявлении, то лучше такую проблему постараться решить как можно раньше. Чем раньше ребенок избавится от проблем с речью, тем лучше он сможет чувствовать себя в окружении других детей, станет коммуникабельным и общительным. Ведь очень часто нерешенная в детстве проблема с речью оставляет тяжелый след на ребенке. Такие дети более застенчивы, стараются избегать людных мест, с трудом находят общий язык с другими детьми и взрослыми. Чтобы помочь ребенку избавиться от любого вида расстройства речи, лучше всего обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Причины расстройства речи

Причины расстройства речи разнообразны и достаточно многочисленны . Так расстройство речи у ребенка может возникнуть из-за воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на плод во время беременности. К таким факторам можно отнести:

  • Вредные привычки матери;
  • Перенесенные инфекционные заболевания матерью во время беременности;
  • Родовые травмы;
  • Частые стрессовые ситуации, которые приходится переживать беременной женщине.

Кроме таких причин, существуют и другие, которые могут способствовать развитию расстройства речи у ребенка . А именно:

  • Рождение недоношенного ребенка;
  • Перенесенные ребенком тяжелые инфекционные заболевания;
  • Перенесенный энцефалит, менингит;
  • Стресс, психоэмоциональная травма ребенка;
  • Эмоциональная лабильность ребенка.

Все вышеперечисленные факторы, и многие другие, могут привести к появлению расстройства речи у ребенка.

Чтобы по возможности избежать этого, создайте своему ребенку максимально комфортные условия для его развития, охраняйте его от стресса, плохих эмоций и переживаний, заботьтесь о его психоэмоциональном развитии.

Виды расстройства речи

Виды расстройства речи подразделяются на 4 группы, а именно:

  1. Специфические расстройства речевой артикуляции — проявляются тем, что ребенок искажает, замещает, пропускает речевые звуки, изменяет произношение звуков в словах. Его речь трудно понять, она сложна для восприятия.
  2. Расстройство экспрессивной речи — ребенок хорошо понимает речь окружающих, проблем с артикуляцией нет, однако такой ребенок с трудом может выразить свою мысль. Его выразительная разговорная речь значительно ниже уровня, отвечающего его умственному возрасту. Расстройство экспрессивной речи у некоторых детей проходит самостоятельно к подростковому возрасту.
  3. Расстройство рецептивной речи- при данном виде нарушения ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь. Проблем со слухом у таких детей нет. Такие дети с трудом понимают, или не понимают совсем, значение звуков, слов и предложений. Очень часто расстройству рецептивной речи сопутствует расстройство экспрессивной речи.
  4. Логоневроз (заикание) — характеризуется повторением, затягиванием при произношении звуков и слов. Речь у таких детей прерывистая, с паузами и запинками. Часто, при стрессовой ситуации, эмоциональном и нервном напряжении расстройство речи усиливается.

Лечение расстройства речи должно быть комплексным и рациональным. Очень важно вовремя обратиться за помощью квалифицированных врачей. Таких специалистов Вы найдете, обратившись в детский лечебно-диагностический центр «Колыбель здоровья». Врачи нашей клиники готовы помочь Вам и Вашему ребенку в лечении расстройства речи. Именно наши специалисты квалифицированы и компетентны в своей практике, грамотны в своих назначениях, а также внимательны и учтивы с пациентами.

В лечении расстройства речи самое главное найти подход к пациенту. Наш специалисты находят особый подход к каждому. Доверие, открытость и благодушие — это именно те качества, которыми обладают наши детские врачи.

Однако успех лечения расстройства речи зависит не только от клиники или специалистов. Очень важно, чтобы активное участие в лечении расстройства речи у ребенка принимали родители. При лечении в клинике родители получат подробную консультацию от наших специалистов, о том, как вести себя с ребенком, чтобы он как можно скорее выздоровел. На первом месте стоит поддержка ребенка. Дети с расстройствами речи очень ранними. Не ругайте ребенка, не повышайте голос, говорите с ним медленно, используя недлинные и понятные предложения. Второе — создайте для своего малыша максимально комфортную эмоциональную обстановку. Окружите его любовью и лаской. Третье — занимайтесь с ребенком! Чтобы вылечить любое расстройство речи у малыша, нужно вложить немало сил и энергии.

Помощь опытных врачей клиники «Колыбелей здоровья», а также желание родителей — приведет к высочайшему успеху и скорейшему выздоровлению Вашего чада!

Логопеды-дефектологи нашего центра

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Ранние признаки расстройства - неспособность реагировать на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик. Тяжёлые формы расстройства обращают на себя внимание уже к двум годам, когда ребёнок неспособен следовать простым инструкциям. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, не воспринимается слово как целое. Ребёнок слышит, но не понимает обращенную к нему речь. Внешне они напоминают глухих детей, но в отличие от них адекватно реагируют на невербальные слуховые раздражители. Они обнаруживают способность к социальному взаимодействию. могут вступать в ролевые игры, в ограниченном объёме использовать язык жестов. Обычно подобный уровень расстройства рецептивной речи определяют как сенсорную алалию. При сенсорной алалии не формируется связь между словом и предметом, словом и действием. Результат этого - задержка психического и интеллектуального развития. В чистом виде сенсорную алалию встречают достаточно редко.

При данном виде расстройства довольно часто отмечают билатеральные отклонения на ЭЭГ. При данном варианте наиболее часто отмечают сопутствующие эмоциональные и поведенческие расстройства (повышенный уровень тревожности, социальные фобии, гиперактивность и невнимательность).

Loading...Loading...