Статья зпр. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии. Физическое воспитание детей с ЗПР

Дефектология. Статья на тему: «Распространённость детей с задержкой психичекого развития в современное время»

В современное время с каждым годом распространённость детей с ОВЗ постоянно увеличивается. Среди детей с нарушениями в развитии, с точки зрения анализа медицинской литературы, встречаются различные категории лиц с нарушениями в развитии:это и дети с нарушениями зрения, ОДА, и дети с нарушением слуха. Многочисленную группу составляют дети с различными нарушениями психики и дети с нарушением интелекта. Большого внимания заслуживают дети с отставанием в развитии психических функций. Это есть не что иное, как задержка психического развития. Вы только вдумайтесь в это определение. Многим родителям становится страшно от этого слова. Что можно услышать из уст родителя (допустим рыдающей мамы), который пришёл на приём к дефектологу: «Мой ребёнок дурак и если я схожу на комиссию моего ребёнка признают невменяемым, психопатом» Давайте разберёмся, что же такое задержка психического развития? По определению учёных и специалистов, работающих в области дефектологии ЗПР - это задержка темпов психофизического развития, т. е. внимания, памяти, мышления, восприятия. Эти важные психические функции, каждая из них выполняет свою главенствующую роль. Без внимания ребёнка невозможно более продуктивно усвоить материал, без мышления (логики) невозможно думать и воспринимать явления окружающего мира более объективно, без восприятия невозможно было бы воспринимать предметы в их целостном состоянии и уметь различать их части.

К сожалению, в настоящее время многие родители скрывают от современного общества присутствие детей с ЗПР. Если многие родители осведомлены об этом, они об этом не говорят, «замалчивают». Каждый родитель стремится для своего ребёнка сделать всё самое лучшее. В любом случае право на то, чтобы отдать своего ребёнка в коррекционный класс или в класс с детьми с нормальным развитием остаётся за родителем. Но из - за своего, так скажем любвиобилия к своему ребёнку, как бы это не казалось родитель усугубляет положение своего ребёнка. Отдавая своего ребёнка в массовый класс, такой ребёнок не справляется с общеобразовательной программой. Возможно это ещё пол беды, но какое отношение он получает со стороны сверстников. Такой слабый ребёнок (имеется ввиду не по физическому развитию) в силу своих особенностей становится мишенью в классе. Начинаются придирки со стороны не только педагогов в общеобразовательной школе, но и насмешки со стороны его сверстников. Все хорошо представляют, что возвращаться из школы такой изнурённый ребёнок насмешками, не без обид и слёз. Вот примерный диалог от сверстников: «Ха, ха, ха! А Саша тупой, он дурак» и т. д.

Я очень надеюсь, что прочитав эту статью, как педагоги, работающие в массовых школах услышат меня и изменят своё отношение к таким детям. Уважаемые родители подумайте о том, какую психологическую травму вы можете нанести вашему ребёнку.

Психика детей не у всех может быть устойчивой и крепкой. И то, что вынесли мы возможно, не смогут вынести наши дети на своих плечах. В определённых ситуациях бываем не мы, а наши дети и возможно часто родителю этого не понять.

Отставание в психическом развитии можно предотвратить ещё в дошкольном возрасте. Многие психические процессы могут достичь нормы, т. е. среднего уровня развития. Но сами, конечно, психические функции не достигнут уровня развития нормы. Главенствующую роль отдаётся родителю, который будет выполнять определённые рекомендации специалиста.

Как же понять, что у вашего ребёнка в дошкольном возрасте есть отставание в развитии психических функций. Понаблюдайте за вашим ребёнком и посмотрите внимателен ли, часто ли отвлекается, может ли выполнить одноступенчатую и двухступенчатую инструкцию. Если Ваш ребёнок посещает детский сад общеразвивающего вида от воспитателей будут поступать рекомендации на ребёнка, например «Наталья Александровна, ваш Саша, ему уже 5 лет он не знает, до сих пор основных цветов, подтянитесь!»

Смотрите это тоже считается отклонением в развитии восприятия. Ведь психический процесс восприятие включает и цвет, и форму, и величину. Попробуйте дать вашему ребёнкусобрать разрезную картинку на его возраст. Если собирает отклонений нет, если нет, то стоит задуматься. Но есть очень много тонкостей или нюансов в диагностике развития детей, поэтому в любом случае лучше обратиться к специалисту, который занимается именно развитием психических функций. Данного специалиста называют педагогом - дефектологом. Такой специалист может пребывать в специальных домах ребёнка, ПМПК (психолого - медико - педагогических комиссиях), в больницах, где пребывают именно данные специалисты. Если вы решитесь пойти на приём к такому специалисту, он обязательно расспросит Вас об анамнезе (ваш состав семьи, социально - бытовые условия, какие перенесённые заболевания у вас и вашего ребёнка были). Всё это является необходимым условием для проведения обследования.

Уважаемые родители, лучше сходить к специалисту ещё в дошкольном возрасте, чтобы предотвратить отставание в развитии, скорректировать психические функции. Не бойтесь этого слова ЗПР. Задержка психичекого развития поправима в отличии от от таких нарушений, как ДЦП (детский церебральный паралич), умственная отсталость (где преобладает органическое поражение головного мозга), или нарушения зрения (глаукома, различные виды косоглазия) Но и при этих различных и других нарушениях, люди не теряют надежды. Я искренне вам желаю успехов в воспитаннии ваших детей.

Статью подготовила учитель - дефектолог (логопед) Абрамова В. Г. МДОУ общеразвивающего вида № 120

Психическое развитие человека проходит в определенном темпе. Даже неспециалисты в психологии и педагогике могут определить возрастные возможности ребенка. Совершенно очевидно, что никому не придет в голову требовать от ребенка первых слов в 6 месяцев, но отсутствие активной речи в 2-3 года удивит абсолютное большинство.

Бывают случаи, когда ребенок достигает определенных уровней развития. Но гораздо медленнее своих сверстников. В этом случае речь идет о задержке психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа развития психики, в результате которого ребенок отстает от своих сверстников по уровню психического развития.

ЗПР имеет временный и временной характер:

  • Временный характер определяется тем, что определенный уровень развития достигается по прошествии времени. Например, то, что ребенок не умеет читать в 7 лет – временное явление, он научится позже.
  • Временной характер ЗПР выявляется по отношению к нормам развития. Ребенок, достигший 7-летнего возраста может не проявлять интереса к учебной деятельности и оставаться в кругу интересов дошкольного возраста. Таким образом, его психическое развитие не соответствует возрастным нормам.

Задержку психического развития можно обнаружить на любом этапе детства. В педиатрии четко установлены нормы, которым должно соответствовать развитие детей. Несоответствие показателям нормы на каком-то отрезке не является основанием для диагноза ЗПР. Так как в большинстве случаев развитие детей отличается скачкообразностью, и единичные случаи отставания не являются закономерностью.

Однако такие дети попадают под контроль врачей, и если отставание усиливается, то ребенок может быть направлен на психолого-медико-педагогическую консультацию, где может быть поставлен диагноз ЗПР.

Классификация задержек психического развития

Типы ЗПР определяются по этиологическому признаку:

  1. ЗПР конституционного происхождения характеризует незрелость в развитии мотивационной сферы и личности в целом. Эмоционально-волевая сфера детей имеет черты более раннего возраста: повышенный фон настроения, легкая внушаемость, яркость в проявлении эмоций. У таких детей преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного происхождения обусловлена соматической недостаточностью различного происхождения: хронические заболевания, пороки развития, астения и др. Суть этого вида ЗПР в том, что во время болезни организм ребенка борется с проблемой, и психическое, а, возможно, и физическое развитие будет остановлено до полного выздоровления. Ребенок может отставать в развитии на период заболевания. Соответственно, при длительной болезни можно наблюдать серьезное отставание в развитии.
  3. ЗПР психогенного происхождения обусловлена неблагоприятными условиями развития (воспитания), которые препятствуют нормальному развитию ребенка. Кроме того, некоторые условия воспитания могут оказывать травмирующее действие на психику и могут вызвать нарушение нервно-психической сферы.
  4. ЗПР церебрастенического характера вызывается очаговым органическим поражением центральной нервной системы. Этот вариант ЗПР обладает высокой стойкостью и почти не поддается коррекции. Причиной этого типа ЗПР могут быть патологии при беременности и осложнения при инфекционных заболеваниях.

Несмотря на различие в причинах задержки, дети с ЗПР имеют ряд специфических особенностей:


Дети с задержкой психического развития отличаются уступчивостью и «легким» характером, но при этом у них нестабильная нервная система. Такие дети нуждаются в особом щадящем режиме и специальной коррекционной программе развития.

Структура списка: книги, раскрывающие различные аспекты задержки психического развития; статьи. Статьи сгруппированы по темам: психология детей с ЗПР; развитие речи детей с ЗПР; музыкальное воспитание; изобразительная деятельность; физическое воспитание.

1. 74.3 . Блинова, и коррекция в образовании детей с ЗПР[Текст] / . – М., 2002.

2. 56. 1 . Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. – М.,1984.

3. 74.3 Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе: пособие для учителя, логопеда , психолога, дефекторлога [Текст] – М., 2005.

4. 88.4 Детская патопсихология [Текст] : хрестоматия / сост. . – М., 2004.

5. 75.0 Литош, физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей и с нарушениями в развитии [Текст] / . – М.,2002.

6. 74.3 . Лалаева, речи и их коррекция у детей с ЗПР [Текст] / . – М., 2004.

7. 74.3 . Лебедева, логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития [Текст] / – СПб., 2004.

8. 88.4 Лебединский, психического развития в детском возрасте [Текст] / . – М.,2003.

9. 74.3 Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / [и др.]. – СПб., 2005.

10. 88.4 Максимова, лекций по детской патопсихологии [Текст]/ , . – Ростов н / Дону, 2000.

11. 88.4 Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / Под ред. . – СПб., 2007.


12. 88.4. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / сост. . – СПб., 2004.

13. 88.4 Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст / , . – М., 2005.

14. 74.3 Ульенкова, дети с задержкой психического развития [Текст] / – М.,1990.

15. 74.3 Шевченко, запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу [Текст] / // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия. – Спб.,2002.

Статьи.

Психология детей с ЗПР .

1. Ульенкова, изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / , // Дефектология№ 1. - С.

2 Ульенкова, и формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении [Текст] / , // Дефектология№ 5. – С.

3 Чернышева, Е. А Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития№ 4. - С.

4 Бабкина, познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / // Дефектология№ 5. - С

5 Бабкина, саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / // Дефектология№ 6. - С

6. Шамарина, мышления младших школьников с задержкой психического развития средствами математики [Текст] / ,// Коррекционная педагогика№ 2(4). - С.

7. Маршалкин, выполнения заданий модифицированной методики "Цветные прогрессивные матрицы"Дж. Равена детьми с пограничной умственной отсталостью [ Текст] / , // Специальное образование№ 11. - С.

8. Дмитриева, коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] /

// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития№ 6. - С

9. Ульенкова, личностной тревожности младших подростков с задержкой психического развития [Текст] / , // Дефектология№ 1. - С.

10. Морина, самооценки у детей с ЗПР дошкольного возраста [Текст] / // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития№ 5. - С.

11. Ульенкова, самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / , // Дефектология№ 2. - С

12. Вильшанская, формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР [Текст] /

// Дефектология№ 2. - С.

13. Шамарина, познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / , // Коррекционная педагогика№ 4. - С.

14. Прозорова, М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР [Текст] / М. Прозорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития№ 2. - С.

15. Сурнина, восприятия времени у детей с задержкой психического развития [Текст] / , // Дефектология№ 4. - С.


16. Павлий, подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития [Текст] / // Дефектология№ 4. - С.

17. Дзугкоева, как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии [Текст] / // Дефектология№ 2. - С.

18. Голикова, работы по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / // Дошкольная педагогика№ 4. - С.

19. Локтева, работы по формированию социально - коммуникативных навыков у старших школьников с ЗПР [Текст] / // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития№ 3. - С.

20. Нодельман, -педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / , // Дефектология№ 3. - С.

22. Самойлова, зрительного восприятия детей с задержкой психического развития [Текст] / // Специальная психология№ 1. - С.

23. Сычевич, представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения [Текст] / // Дефектология№ 3. - С.

24. Семенова, вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов [Текст] / // Дефектология№ 4. - С.

25. Зеленина, наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии [Текст] : сообщение 2 / // Дефектология№ 6. - С.

26. Иденбаум, познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях [Текст] : сообщение 1 / , / Дефектология№ 5. - С

27.Калашникова, коррекция как способ психолого-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития [Текст] / // Психология обучения№ 9. - С.

Развитие речи детей с ЗПР

1.Коненкова, к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / // Коррекционная педагогика№ 2. - C.

2. Голубева, звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] /

// Логопедия№ 1(3). – С.

3. Зикеева, сложных союзных конструкций у младших школьников с нарушениями развития [Текст] /

// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития№ 3. - С.

4. Кондратьева, связной речи дошкольников с задержкой психического развития на модели обучения рассказыванию по картинке [Текст] / // Дошкольная педагогика№.1. - С. 31-33.

5. Киселёва, предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / ёва // Дефектология№ 6. - С.

6. Баряева, работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) [Текст] / , // Логопедия№ 1. - С.

7. Борякова, лексико-грамматического компонента языка у дошкольников с ЗПР [Текст] / ,

// Логопедия№ 1. - С.

8. Глухов, особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / ; , // Логопедия№ 3. - С.

9. Зорина, формирования грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / //Логопедия№ 3. - С.

10. Кондратьева, занятия по обучению рассказыванию и формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] / //Дошкольная педагогика№ 6. - С.

11. Крылова, связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Текст] / ,// Логопедия№ 1(3). - С. 41-48.

12. Зорина, нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР / // Логопед в детском саду№ 3. - С.

13. Иванова, фонема тических процессов у детей с задержкой психического развития. Усвоение темы " Мягкость и твердость согласных звуков" с применением "полезных моделей" [Текст]/

// Школьный логопед№ 2. - С.

14. Киселева, предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / // Дефектология№ 6. - С.

16. Полупанова. и некоторые приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях специально организованного обучения [Текст] / , // Практическая психология и логопедия№ 5. - С.

17. Арутюнян, понимание заикания [Текст] /

// Школьный логопед№ 4. - С

18. Кондратьева, работа по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР [Текст]/ // Логопед в детском саду№ 5. - С.

19. Лапп, особенности продуктивных письменных работ младших школьников с ЗПР [Текст] / // Дефектология№ 6. - С.

20. Буковцова, - профилактическая работа по предупреждению оптической дисграфии у детей с задержкой психического развития [Текст] / // Логопедия№ 4. - С.

21. Голубева, звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи [Текст] / // Логопед в детском саду№ 3. - С.

22. Крылова, связных речевых высказываний учащихся с ЗПР [Текст] : [ по данным экспериментального исследования] /

// Школьный логопед№ 3. - С.

23. Киселёва, деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? [Текст] / ёва // Дефектология№ 3. - С

24. Вершинина, работа психолога и логопеда в начальной школе [Текст] / , // Начальная школа№ 11. - С. 68-74.

25. Фуреева, речевой готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития [Текст] / // Школьный логопед№ 5. - С. 45-48.

26. Гончарова, лексикона дошкольников с речевой патологией и с задержкой психического развития [Текст] /

// Логопед в детском саду№ 1. - С

27. Пивоварова, зарядка на уроке чтения для детей с ЗПР [Текст] / // Начальная школа плюс До и После№ 3. - С. 36-39.

28 Шичанина, особенности объяснения значения слова детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / // Дефектология№ 1. - С. 20-26.

29. Лапп, описательных текстов младшими школьниками с задержкой психического развития [Текст]

/ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития№ 2. - С. 20-29.

30. Костенкова, особенности письменной речи младших школьников, имеющих задержку психического развития [Текст] / // Школьный логопед№ 4. - С. 17-22.

Музыкальное воспитание детей с ЗПР.

1. Кондратьева, коррекционно-игровые занятия (для дошкольников с задержкой психического развития) [Текст] / //Дошкольная педагогика - 2004. - № 2 - С.

2. Черепанова, эмоциональных, речевых и двигательных нарушений на музыкальных занятиях с детьми с ЗПР в условиях детского дома [Текст] / //Практическая психология и логопедия - 2005. - № 5-6 - С.

3. Гудина, воспитание младших школьников с ЗПР [Текст] / //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2006. - № 1 - С.

4. Смирнова, музыкального воспитания дошкольников с ЗПР [Текст] / //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2006. - № 3 - С.

5. Выродова, в развитии ребенка раннего возраста с задержкой психического развития [Текст] / //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2008 - № 1. - С. 71-79.

Изобразительная деятельность детей с ЗПР.

1. Комарова, Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т. Комарова //Дошкольное воспитание - 2005. - № 2 - С.

2) Комарова, Т. Игра и изобразительное творчество [Текст] / Т. Комарова

//Дошкольное воспитание - 2005. - № 4 - С.

3) Комарова, Т. Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества [Текст] /Т. Комарова //Дошкольное воспитание - 2006. - № 3 - С.

5) Комарова, Т. Диагностика изодеятельности детей 6 - 7 лет[Текст] /Т Комарова //Обруч - 2007. - № 1 - С.

6) Давыдова, направленность нетрадиционных техник рисования [Текст] / //Начальная школа плюс До и После - 2005. - № 4 - С. 52-55.

7) Орлова, умение: опыт росписи пальцем [Текст] / . //Начальная школа - 2005. - № 7 - С

8) Вихрова, речи и мелкой моторики через рисование штрихом [Текст] : [из опыта работы] / , //Дошкольная педагогика - 2005. - № 2. – С.

9) Стогнеева, Г. А. В гостях у художника Карандаша [Текст] / //Дошкольная педагогика - 2005. - № 1 - С.

10) Казанцева, М. Опускаем пальцы в краску [Текст] / //Обруч - 2007 - № 5. - С. 20-23.

11) Медникова, развития пространственно-временной организации изобразительной и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / //Дефектология - 2004. - № 4 - С. 47-54.

12) Дубровская, Н. В. О простых материалах и необычных картинах [Текст] / //Дошкольная педагогика - 2004. - № 4 - С

13) Екжанова, деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / //Дефектология№ 6. - С.

Физическое воспитание детей с ЗПР.

1. Тимошина, ритмической гимнастики на физическую подготовленность здоровых детей старшего дошкольного возраста и детей с задержкой психического развития [Текст] / //Адаптивная физическая культура - 2006. - № 3 - С.

2. Бутко, физкультурно - оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития [Текст] / //Коррекционная педагогика - 2006. - № 6 - С.

3. Бутко, формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / //Коррекционная педагогика№ 2. - С. 44-51.

4. Бутко, направления и содержание физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития [Текст] / //Коррекционная педагогика – 2№ 2 – С. 56-64; № 3 .- С. 54-59.

5. Фирсанова, здоровья и физического развития детей 1-3 лет с задержкой психического развития [Текст] / //Адаптивная физическая культура - 2004. - № 3(19) - С.

6. Бутко, физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития [Текст] : (сообщение 2) / //Коррекционная педагогика - 2007. - № 1 - С.

Составитель: зав. отделом справочно-библиографического и информационного обслуживания

Анастасия Влас
Статья «Дети с задержкой психического развития»

Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера.

(сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития , когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого -педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций , то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем : развитие мышления , памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня агрессии и тревожности.

1. В сенсорно – перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной, неполноценность зрительно – пространственной, вербально – пространственной ориентированности.

2. В психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность, импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушение координации движения.

3. В мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ, синтез, снижение уровня логичности и отвлечённости мышления, трудности перехода к абстрактно – логическим формам мышления.

4. В мнемической форме – преобладание механической памяти над абстрактно – логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение объёмов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию.

5. В речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.

6. В эмоционально – волевой сфере – незрелость эмоционально – волевой деятельности, инфантилизм. Нескоординированность эмоциональных процессов.

7. В мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия. Дезадаптивность побуждений и интересов.

8. В характерологической сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышения вероятности психопатоподобных проявлений .

К. С. Лебединская выделила следующие типы задержки психического развития :

По типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма ;

Соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма) ;

-психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация );

Церебрально-органического генеза.

Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизической инфантилизм ): на первый план в структуре нарушения выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны аффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции и т. п. Инфантильность психики ребенка часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют интерес к игре-действию, а не к игре-отношению, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной, даже в школьном возрасте. Незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным телосложением. Этим детям рекомендуется комплексная коррекция развития педагогическими и медицинскими средствами.

У детей с ЗПР конституционального происхождения отмечается наследственно обусловленная парциальная недостаточность отдельных функций : гнозиса, праксиса, зрительной и слуховой памяти, речи.

Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности. Для детей с ЗПР соматогенного генеза характерны явления стойкой физической и психической астении , что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности, как робость, боязливость, тревожность. В условиях гипо- или гиперопеки у детей нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости и т. п.

При обследования детей с ЗПР данного типа особое внимание необходимо обращать на состояние психических процессов : памяти, внимания, мышления, а также на физическое развитие (уровень развития общей , тонкой моторики, координированность движений, переключаемость и т. д.). Поскольку ослабленный организм ребенка с ЗПР соматогенного генеза не позволяет ему выполнять работу в ровном, запланированном темпе, педагогам и психологам необходимо выявить момент активности ребенка, определить степень нагрузки, создать оптимальные условия для соблюдения охранительного режима как в дошкольном образовательном учреждении (детском саду, детском доме, так и в условиях семейного воспитания.

Задержка психического развития психогенного генеза . При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере , что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности . В данном случае на первый план выступают нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. У них отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающем миром : не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми, наблюдается неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме. Однако эти проблемы не носят органического характера, причина, скорее всего, кроется в том, что ребенок этому «не научен» . К данной группе часто относятся дети , воспитывающиеся в условиях депривации.

При обследовании детей с ЗПР психогенного генеза следует обратить особое внимание на поведение, отношение к обследованию, установление контакта, нацеленность на восприятие предлагаемого материала, особенности внимания, памяти и речи.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Для нее характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций . В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей :

1. Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляется негрубая неврологическая симптоматика) . При этом отмечается недостаточная сформированность , истощаемость и дефицитарность высших психических функций , ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей;

2. Дети со стойкими энцефалопатическими расстройствами, парциальными нарушениями корковых функций. В структуре дефекта у таких детей преобладают интеллектуальные нарушения, нарушения регуляции в области программирования и контроля познавательной деятельности.

Прогноз коррекции ЗПР церебрально-органического генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и возрастной динамики их развития (И. Ф. Марковская) . Для детей характерны недоразвитие сложных форм зрительного восприятия, замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, неспособность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания, бедность и недостаточность сферы образов-представлений, специфические особенности познавательной деятельности. У таких детей отмечается замедленное структурно-функциональное созревание левого полушария, изменение механизмов функциональной специализации полушарий и межполушарного взаимодействия (Л. И. Переслени, М. Н. Фишман) .

По уровню развития наглядных форм мышления данная группа детей приближается к умственно отсталым сверстникам, а имеющиеся у них предпосылки словесно-логического мышления приближают их к возрастной норме (У. В. Ульенкова) .

Задержка психического развития церебрально-органического генеза с трудом преодолевается в дошкольный период. Как правило, дети данной группы продолжают свое обучение в коррекционных школах VII вида.

Loading...Loading...