Менделевич медицинская психология. Клиническая и медицинская психология. Менделевич В.(6-е издание). владение основами компьютерной диагностики

Клиническая и медицинская психология.
Менделевич В.

Учебное пособие.

ISBN: 5-98322-457-3
2008 г, 6-е издание , 432 с., переплет, Формат: 14.5*21.5*2.5 см.

В учебном пособии В. Менделевича «Клиническая и медицинская психология » отражены основные разделы клинической (медицинской) психологии: методы исследования (клиническое интервьюирование, пато- и нейропсихологические эксперименты), принципы дифференциации нормы и патологии психической деятельности, психология индивидуальных различий, психология больного и психология лечебного взаимодействия, психология девиантного поведения, невротические и психосоматические расстройства, возрастная и семейная клиническая психология, психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии и др. В каждом разделе приведены тесты для программированного контроля знаний.
Для медицинских и практических психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей различного профиля, медсестер, социальных работников, а также студентов, изучающих клиническую (медицинскую) психологию

Глава 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Клиническое интервьюирование (принципы, этапы)
1.2. Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы обследования
1.2.1. Патопсихологические методы исследования
1.2.1.1. Патопсихологическая оценка нарушений внимания
1.2.1.2. Патопсихологическая оценка нарушений памяти
1.2.1.3. Патопсихологическая оценка нарушений восприятия
1.2.1.4. Патопсихологическая оценка нарушений мышления
1.2.1.5. Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта
1.2.1.6. Патопсихологическая оценка нарушений эмоций
1.2.1.7. Патопсихологическая оценка нарушений индивидуально-психологических особенностей
1.2.2. Экспериментальное нейропсихологическое исследование
1.2.2.1. Нейропсихологическое исследование нарушений речи
1.2.2.2. Нейропсихологическое исследование нарушений письма
1.2.2.3. Нейропсихологическое исследование нарушений чтения
1.2.2.4. Нейропсихологическое исследование нарушений счета
1.2.2.5. Нейропсихологическое исследование нарушений праксиса
1.2.2.6.Нейропсихологическое исследование нарушений восприятия шума, ритмов, мелодий
1.2.2.7. Нейропсихологическое исследование нарушений схемы тела
1.2.2.8.Нейропсихологическое исследование нарушений ориентировки в пространстве
1.2.2.9. Нейропсихологическое исследование нарушений стереогнозиса
1.2.2.10. Нейропсихологическое исследование нарушений зрительного гнозиса
1.3. Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия

Глава 2. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ
2.1. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
2.1.1. Диагностические принципы-альтернативы
2.1.1.1. Болезнь - личность
2.1.1.2. Нозос - патос
2.1.1.3. Реакция - состояние - развитие
2.1.1.4. Психотическое - непсихотическое
2.1.1.5. Экзогенное - психогенное - эндогенное
2.1.1.6. Дефект - выздоровление - хронификация
2.1.1.7. Адаптация - дезадаптация, компенсация - декомпенсация
2.1.1.8. Негативное - позитивное
2.2. Феноменология клинических проявлений

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
3.1. Семиотика
3.1.1. Ощущения
3.1.2. Восприятие
3.1.3. Внимание
3.1.4. Память
3.1.5. Мышление
3.1.6. Интеллект
3.1.7. Эмоции
3.1.8. Воля
3.1.9. Сознание
S.2. Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях
3.2.1. Невротические расстройства
3.2.2. Расстройства личности
3.2.3. Шизофрения
3.2.4. Эпилептические психические расстройства
3.2.5. Органические психические расстройства

Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
4.1. Темперамент (систематика, клиническая характеристика)
4.2. Характер (понятие гармоничного характера, составляющие, акцентуации характера, клинические особенности)
4.3. Личность (структура личности, понятие гармоничной личности, теории личности)

Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО
5.1. Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного
5.1.1. Пол
5.1.2. Возраст
5.1.3. Профессия
5.1.4. Особенности темперамента
5.1.5. Особенности характера
5.1.6. Личностные особенности
5.1.7. Типы психического реагирования
5.2. Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями
5.2.1. Онкологическая патология
5.2.2. Акушерская и гинекологическая патология
5.2.3. Терапевтическая патология
5.2.4. Хирургическая патология
5.2.5. Дефекты тела и органов чувств

Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Глава 7. НЕВРОТИЧЕСКИЕ, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ И СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА (в соавторстве с Э.В.Макаричевой)
7.1. Неврозы (этиопатогенез, клинические особенности)
7.2. Психосоматические расстройства и заболевания (классификация, клинические проявления)

Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
8.1. Агрессивное поведение
8.2. Аутоагрессивное поведение
8.2.1. Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности
8.3. Нарушения пищевого поведения
8.4. Сексуальные девиации и перверсии
8.5. Сверхценные психологические увлечения
8.6. Сверхценные психопатологические увлечения
8.7. Характерологические и патохарактерологические реакции
8.8. Коммуникативные девиации
8.9. Безнравственное и аморальное поведение
8.10. Неэстетичное поведение

Глава 9. СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (в соавторстве с Е.А.Сахаровым)

9.1. Возрастная клиническая психология
9.1.1. Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека
9.1.2. Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства
9.1.3. Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста
9.1.4. Психологические особенности и психосоматические расстройства у подростков
9.1.5. Психология и психопатология ранней юности
9.1.6. Психологические особенности лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста
9.2. Семейная клиническая психология (сано- и патогенные семейные паттерны, недопонимания)

Глава 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ
10.1. Психологическое консультирование (принципы, особенности, разновидности)
10.2. Психокоррекция (принципы, особенности, разновидности)
10.3. Психотерапия (принципы, особенности, разновидности)
10.4. Парапсихология и экстрасенсорное целительство (основные принципы, различия экстрасенсорного целительства и психотерапии)

ПРИЛОЖЕНИЯ : тесты с методикой обработки результатов и интерпретации
ОТВЕТЫ к программированному контролю знаний

Что же такое психология?

«Психо» - душа, «логос» - наука, то есть наука о душе. То, что у каждого есть душа, никто не спорит. А вот, что за наука? Мы все с одной стороны очень разные: по-разному воспринимаем, чувствуем, думаем и поступаем. А вот ситуации с нами происходят схожие, ошибки мы совершаем одни и те же. Оказывается, если отталкиваться от известных в психологии знаний о закономерностях работы головного мозга, феномена человеческого восприятия, принципов и логики работы подсознания человека и т.п., то можно прогнозировать, изменять ход некоторых жизненных событий, осознанно принимать решения и вызывать реакцию ожидаемую, а не спонтанную. Да, отношение других людей к своей персоне можно менять в нужном направлении, умело использовать знания и методики, накопленные этой полезной «наукой о душе».

Зачем обращаться к психологу?

Известно вам выражение: «душа болит»? Я думаю, каждый с этим сталкивается. Почему вы считаете, что «поболит и перестанет», или «сам справлюсь»? Когда дело касается проблемы в каком-то органе или системе и так же появляется симптом боли - мы все-таки спешим обратиться за квалифицированной помощью (к врачу)? Есть, конечно, любители самолечения, но и последствия такого подхода к своему здоровью известны! Чаще всего - это переход процесса в хроническую форму: организм приспосабливается к проблеме, и хозяин этого организма перестает даже надеяться на улучшение, выздоровление и освобождение от неприятных ощущений. Вот так же с душой. Пока «болит» стоит ей помочь, а вот когда «перестанет» - это значит, что выработались психологические защиты, сложилась (как следствие) модель поведения (вплоть до акцентуации). Вы уверены, что все эти приобретения вам нужны, что они помогают вам жить, а не мешают? Психолог - специалист, обладающий знаниями «науки о душе». Вы призываете его на помощь, когда душа болит, и даже когда «уже не болит». Он должен определить причину ваших переживаний, или неудовлетворенностей чем-либо, страхов, дать вам информацию о возможностях выхода из ситуации, вселить в вас уверенность, «благословить» Вас в «путь к положительным изменениям и приобретениям».

Психолог только посредник между вами и принятыми вами решениями. Он не диктует вам «что делать, и как правильно». Психолог дает вам возможность увидеть истину.

Как работают психологи?

Существуют различные методы и техники в психологии. Но не существует чёткогоалгоритма, инструкции работы, от которых должен отталкиваться каждый психолог. Психологическая помощь - дело сугубо индивидуальное, в каждом конкретном случае психолог подбирает средства исходя из целесообразности, собственной практики, опыта работы. Мало просто обладать обширными знаниями в области психологии, сегодня все желающие имеют доступ к этой информации: множество печатных изданий, аудио и видео продукция, тренинги, мастер-классы и т.п. Но почему-то не каждый готов назвать себя психологом и выбрать психологию своей профессией? Что - бы ответить на этот вопрос достаточно вспомнить басню Крылова "Мартышка и очки". Именно, поэтому совершенно бесполезно (как показывает практика) изучать психологию с целью помочь себе любимому.

Психолог не просто "знает" он должен уметь "применить" свои знания с целью получения определённого результата. Чем ещё отличается психолог от обычного и мудрого человека? Отвечу - способностью использовать "силу слова". Все мы знаем поговорку: "Слово лечит, слово же и калечит». Это определённый талант - правильно и вовремя подобрать нужные слова, назвать ими именно ту главную мысль, которая (заметьте, самостоятельно)должна прийти вголову клиента и вызвать у него желание что-либо делать или не делать в данном направлении. Психолог, кстати не имеет право давать Вам советы и решать за Вас "нужно Вам это или нет". Если психолог, например, рекомендует Вам уйти от мужа, ни в коем случае не увольняться, переехать, забрать ребёнка из этого садика и т.д. - он нарушает профессиональную этику и сам принцип психологической коррекции.

Как выбрать своего психолога?

Психолог не будет Вас "учить жить", рассуждать о тех вещах, о которых Вы не готовы говорить, отчитывать Вас, навязывать свою точку зрения. Психолог работает только по вашему запросу и в Ваших интересах. " Да, но психологов так много и методов, которыми они работают тоже. Как же узнать какой специалист подходит именно в моей ситуации?" - резонно спросите Вы. Отвечу - большую роль играет простой человеческий фактор. Доверьтесь интуиции, если психолог, как личность вызывает у Вас большую симпатию, это уже шанс на успех. Если после общения с ним Вас наполняет уверенность и появляются желания (одна клиентка после консультации отправилась в кафе и наелась от души мороженого, искренне удивляясь, почему она не позволяла себе раньше такое удовольствие), а в голове "мысли приходят в порядок" - это почти гарантия, что "ПСИХОЛОГ ВАШ" и результат будет!

Менделевич Владимир Давыдович - зав. кафедрой медицинской и общей психологии с курсом педагогики Казанского государственного медицинского университета. Доктор медицинских наук. Профессор. Член-корр. Международной академии психологических наук.

Член межведомственной комиссии по подготовке клинических (медицинских) психологов при МЗ РФ. Член редколлегии «Вестника клинической психологии», «Журнала психическое здоровье детей и подростков». Эксперт Всемирной организации здравоохранения и Председатель Общественного совета при УФСКН РФ по РТ. Вице-президент Российской ассоциации позитивной психотерапии. Научный руководитель Республиканского реабилитационного центра помощи больным с наркоманией «Надежда» РТ.

Сфера интересов: неврозология, клиническая психология, пограничная психиатрия, патопсихология, психотерапия, психосоматическая медицина, психология девиантного поведения.

Хобби: бардовская песня, баскетбол, большой теннис.

Семейное положение: женат, имеет одного ребенка.

Книги (7)

Клиническая и медицинская психология

В учебном пособии отражены основные разделы клинической (медицинской) психологии: методы исследования, принципы дифференциации нормы и патологии психической деятельности, психология индивидуальных различий, психология больного и психология лечебного взаимодействия, психокоррекция и основы психотерапии. В каждом разделе приведены тесты для программированного контроля знаний.

Пособие рассчитано на медицинских и практических психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей различного профиля, медицинских сестер, социальных работников, а также предназначено для студентов, изучающих клиническую (медицинскую) психологию.

Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения

В монографии на основании результатов собственных клинико-психопатологических и патопсихологических исследований и анализа современных представлений о девиантных формах поведения подробно излагается разрабатываемая автором концепция зависимой личности и расстройств зависимого поведения.

Обосновывается позиция о том, что наркозависимость не является изолированным психопатологическим явлением, а есть отражение специфической личностной предиспозиции к зависимому поведению в целом.

В книге описываются характерные признаки зависимой личности, склонной к формированию алкоголизма, наркомании, никотинизма и других коморбидных форм зависимого поведения.

Психиатрическая пропедевтика

В руководстве впервые в отечественной научной литературе описаны такие принципиально важные разделы, как «психиатрическое интервьюирование» с прилагающимся к нему русско - английским диагностическим разговорником, приведены феноменологические принципы психиатрии, описаны дискуссионные вопросы этических и правовых взаимоотношений общества и психиатрии, приводятся результаты исследований общественного мнения о психиатрии в России. Кроме того, в руководстве даются диагностические психиатрические алгоритмы, клинические задачи для оценки знаний в области диагностики психических состояний.

Книга рассчитана на психиатров, психологов, социологов, социальных работников, а также она может использоваться студентами, стажирующимися в области психиатрии и психологии.

Психические болезни с курсом наркологии

Отражены основные разделы психиатрии и наркологии. Подробно описана психиатрическая пропедевтика, позволяющая медицинской сестре распознавать психическое состояние у пациента и точно его диагностировать.

Рассмотрены частные вопросы психиатрии и наркологии, описаны отдельные заболевания (шизофрения, биполярное аффективное расстройство, органические, невротические, соматоформные и личностные расстройства, алкоголизм, наркомания и токсикомания).

Подробно изложены основные принципы терапии, профилактики психических и наркологических заболеваний.

Психология девиантного поведения

В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального поведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведения.

Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного поведений, нарушений пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и наркотической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др.

В книге приводятся принципы феноменологической диагностики, правила выявления и описания феноменов психической жизни человека, дифференциации психопатологических симптомов и собственно психологических феноменов. Особый упор делается на терминологической стороне проблемы, приводятся толкования психолого-психиатрических синонимов, позволяющих проводить научно обоснованную диагностику психического состояния человека.

Приводится тезаурус эмоциональных, поведенческих, экспрессивных, речевых, мыслительных, мнестических, индивидуально-психологических, а также феноменов, связанных с особенностями ощущений, восприятия, внимания, интеллекта и способностей.

Клиническая (медицинская) психология

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Клиническое интервьюирование

Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования

Патопсихологические методы исследования.

Патопсихологическая оценка нарушений внимания

Патопсихологическая оценка нарушений памяти

Патопсихологическая оценка нарушений восприятия

Патопсихологическая оценка нарушений мышления

Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта

^ Патопсихологическая оценка нарушений эмоций

Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей

Экспериментальное нейропсихологическое исследование

Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия

^

Глава 2 КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ

Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов

^ Диагностические принципы-альтернативы

Болезнь-личность

Нозос-патос

Реакция-состояние-развитие

Психотическое-непсихотическое

Экзогенное-эндогенное-психогенное

Дефект-выздоровление-хронификация

Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация

Негативное-позитивное

Феноменология клинических проявлений

^ ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Семиотика

Ощущения

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Интеллект

Эмоции

Воля

Сознание

Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях

^ Невротические расстройства

Расстройства личности.

Шизофрения

Эпилептические психические расстройства

Органические психические расстройства

^ ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Глава 4 ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Темперамент

Классификация А.Томаса и С.Чесса:

Характер

Личность

Структура личности (по К.К.Платонову)

^ ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Глава 5 ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного

^ Пол

Возраст

Профессия

Особенности темперамента

Особенности характера

Особенности личности

Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями

^ Онкологическая патология

Акушерская и гинекологическая патология

Терапевтическая патология

Хирургическая патология

Дефекты тела и органов чувств

^ ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Глава 6 ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Глава 7 НЕВРОТИЧЕСКИЕ, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ И СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Неврозы

Психосоматические расстройства и заболевания

^ ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Глава 8 ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Агрессивное поведение

Аутоагрессивное поведение

Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности

Нарушения пищевого поведения

^ Сексуальные девиации и перверсии

Сверхценные психологические увлечения

Сверхценные психопатологические увлечения

Характерологические и патохарактерологические реакции

Коммуникативные девиации

Безнравственное и аморальное поведение

Неэстетичное поведение

^ ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Глава 9 СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возрастная клиническая психология*

Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека

^ Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства

Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста

^ Психология и психопатология ранней юности

Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста

Семейная клиническая психология

^ ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Глава 10 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

^ Психологическое консультирование

Психологическая коррекция

Психотерапия

Парапсихология и экстрасенсорное целительство

^ ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ к теме: «ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ»

Опросник Стреляу

Тест Айзенка

Характерологический опросник К. Леонгарда

ПРИЛОЖЕНИЕ к теме: «ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО»

ЛОБИ (ленинградский опросник бехтеревского института)

^ ПРИЛОЖЕНИЕ к теме: «НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА»

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)

^ ПРИЛОЖЕНИЕ к теме: «ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

ПРИЛОЖЕНИЕ к теме: ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тестовая оценка знаний юношеской психологии

^ ОТВЕТЫ к программированному контролю

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

История развития клинической психологии представляет собой извилистый путь. Располагаясь на границе между медициной и психологией, новая наука то и дело прибивалась то к одному, то к другому берегу реки под названием «человекознание». Ради справедливости следует отметить, что до настоящего времени месторасположение клинической психологии не вполне определено, что можно объяснить междисциплинарным характером этой науки.

Точкой отсчета зарождения клинической психологии можно считать призыв медиков «лечить не болезнь, но больного». Именно с того времени начало происходит взаимопроникновение психологии и медицины. Вначале клиническая психология, которую активно разрабатывали психиатры, была нацелена на изучение отклонений интеллектуального и личностного развития, коррекцию дезадап-тивных и делинквентных форм поведения. Однако впоследствии сфера интересов клинической психологии была расширена за счет изучения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями.

Термин «клиническая психология» происходит от греческого kline, что обозначает постель, больничную койку. В современной психологии, как правило, термины «клиническая» и «медицинская» психологии используются как синонимы. Учитывая данный факт, в дальнейшем изложении мы будем использовать лишь один из них. Однако, учтем существующую традицию медиков обозначать эту область знаний «медицинской психологией», а психологов - «клинической психологией».

^ Клиническая (медицинская) психология - наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний.

Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозоло-гия, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако, все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии. В соответствии с традициями в клиническую психологию включаются следующие разделы:

Психология больного

Психология лечебного взаимодействия

Норма и патология психической деятельности

Патопсихология

Психология индивидуальных различий

Возрастная клиническая психология

Семейная клиническая психология

Психология девиантного поведения

Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

Неврозология

Психосоматическая медицина

Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».

Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей как: психотерапия, вегетология, валеология.

Наиболее полно перечень теоретических знаний и практических навыков клинического (медицинского) психолога можно почерпнуть из квалификационной характеристики специалиста в данной обалсти. В соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 медицинский психолог обязан иметь следующие

^ Теоретические знания:

Психология и её значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии, история становления медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.

^ Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношения биологического и социального, проблема нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.

^ Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.

Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многомерный или многоосевой) диагноз.

^ Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.

^ Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушение психической адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния.

^ Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностики как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.

^ Понятие психологического диагноза, функциональный диагноз как результат интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.

^ Основные категории медицинской психологии: психическая активность, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потреб-

Ности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая зашита, копинг, алекситимия.

^ Теория эксперимента, понятия стандартизованных и не стандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надёжность, стандартизация, норма и др.).

^ Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий - основные концепции и практика, соотношения обшемозгового и локального в нейропсихологии, нозологическая специфика нарушения высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, Патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

^ Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребёнка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых форм патологического реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии.

^ Учение о характере: понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.

Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятие о защитных механизмах личности, личность и болезнь.

^ Основные концепции психосоматических соотношений. Психосоматическое и соматопсихическое. Внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренняя картина болезни. Теоретические и методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.

^ Теоретические, методологические и методические подходы в решении задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых ис-

Следований, психологического скрининга, факторов риска, психической дезадаптации и болезни.

^ Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.

Психология экстремальных и кризисных состояний, понятие травматического стресса, социальной фрустрированности и социально-стрессовых расстройств.

^ Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях. Взаимоотношения врач-больной, психолог-врач-лечебный кабинет и др.

^ Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.

^ Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.

Особенности работы медицинских психологов в стационарных, ам--булаторных и профилактических учреждениях различного типа, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.

^ Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.

Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно-ориенти-рованная психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.

^ Психотерапия и психологическое консультирование при кризисных состояниях.

Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.

Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога.

Практические навыки:

Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.

^ В области психодиагностики:

Умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы; создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции; планирование и организация исследований; выбор адекватного методического аппарата; умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др., владение основными интерпретационными схемами и подходами, адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении, владение основными клинико-психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, естественный эксперимент);

Владение основными экспериментально-психологическими методиками, направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, личности, мотивационных характеристик и потребностей, самосознания и межличностных отношений.

Владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.);

Владение основами компьютерной диагностики.

^ В области психологического консультирования и применения психокоррекционных методов:

Использование основных методов психологической коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики;

Владение методами индивидуального, группового и семейного консультирования здоровых с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики;

Владение основными приемами восстановительного обучения;

Владение подходами организации психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества;

Владение навыками проведения личностно- и профессионально ориентированных тренингов.

Рисунок 1.


ВРАЧ

^ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

ПАЦИЕНТ

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ

Клинический (медицинский) психолог, наряду с врачом, медицинской сестрой и социальным работником составляют ближайший круг, оказывающий пациенту медико-психологическую помощь (рисунок 1). При этом роль клинического психолога существенна как в диагностическом, так и в психокоррекционном и психотерапевтическом плане.

Практическое руководство предназначено как для врачей (психиатров, психотерапевтов, невропатологов и представителей иных дисциплин), медицинских и практикующих психологов, медицинских сестер и социальных работников, так и для студентов, изучающих клиническую (медицинскую) психологию.

Loading...Loading...