Что должно входить в портфолио учителя. Электронное портфолио учителя

Каждый из нас если не знает, то точно слышал о портфолио. Но довольно часто оно ассоциируется у нас с модельным бизнесом, дизайнерскими или фото работами, удаленной работой. Так что же такое портфолио?

В статье мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Откуда появилась традиция создавать портфолио учителя?

2. Что такое портфолио учителя?

3. Какова структура такого портфолио?

4. Каковы основные принципы составления портфолио?

В конце статьи в качестве приложения даны образцы электронного портфолио для учителей в форме презентаций.

Откуда появилась традиция создавать портфолио учителя?

Из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, - для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.

Портфолио учителя, по мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching Portfolio», есть очередной этап в развитии профессии - также в свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.

Портфолио (от англ. portfolio - портфель, папка для важных дел или документов) - это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах специалиста. Это одна из самых важных составляющих успешного поиска работы через Интернет. Ведь благодаря портфолио, даже не видя тебя, и не общаясь с тобой, у заказчика есть возможность сделать конкретные выводы о твоих опыте и профессионализме. И поэтому вполне естественно, что от качества портфолио напрямую зависит заинтересованность работодателей в твоих услугах и количество отданных тебе заказов.

Но тема портфолио касается не только трудоустройства, во многих зарубежных, да и российских школах ввели систему ведения портфолио, как дополнительную систему оценки знаний и достижений.

Что такое портфолио учителя?

Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя. Материалами его могут являться ежегодные результаты психолого-педагогической диагностики, тесты по профессиональной направленности учеников. Кроме того, портфолио фиксирует индивидуальные достижения и победы учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, их участие в различных проектах. Оно может содержать творческие разработки, исследования, доклады. Таким образом накапливаются сведения, касающиеся достижений конкретного ученика в учебе и внеучебной деятельности.

Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
2. Систематезировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения

В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.

Такой феномен как раскрутка портфолио учителей в США объясняется эффективностью идей портфолио как визитной карточки преподавателя. Сегодня более 1000 американских школ и вузов активно используют портфолио как меру состоятельности педагога независимо от дисциплины, будь то математика, английский язык или физика.

Какова же структура портфолио учителя?

Есть ли общепринятая модель портфолио? Нет. Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Вот они:

1. Информация «от себя» - формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
2. Информация «от других» - отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
3. Примеры учебных мероприятий - достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.

Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:

1. Свидетельство сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы
2. Видеозапись типового занятия преподавателя.
3. Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, напр., компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.

Каковы основные принципы составления портфолио учителя?

1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.
2. Портфолио учителя - это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».

Пример портфолио учителя в виде плана выглядит следующим образом:

1. Выполняемые обязанности
2. Формулировка педагогической философии преподавателя
3. Цели, стратегии, методологии
4. Описание учебных курсов
5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)
6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам
7. Примеры достижений студентов
8. Намеченные профессиональные перспективы
9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.

ЛИКБЕЗ: правильный вариант написания - ПОРТФОЛИО (от англ. PORTFOLIO), а не партфолио или порфолио !

Современное портфолио — это попытка передать идеи с помощью текста, изображений и всего набора мультимедийных возможностей (звука, анимации и др.). Этот документ может принимать форму брошюры, папки или альбома в электронном формате (например, презентационная программа PowerPoint или набор графических файлов), персональной странички или целого сайта.

Приложение «Портфолио педагога»

«Разделы портфолио педагога» - Оформление портфолио. Обобщение педагогического опыта. Материалы. Программа кружка. Участие в конкурсах. Портфолио педагога. Роль портфолио. Результаты педагогической деятельности. Научно-методическая деятельность. Динамика достижений. Общие сведения об учителе. Официальные документы. Материальная база.

«Листы для портфолио учителя» - Внешкольная деятельность. Портфолио. Место рождения. Характеристика деятельности. Внутришкольная деятельность. Работа с родителями. Работа по профилактике асоциального поведения. Повышение профессионального мастерства. Внутриклассная деятельность. Формирование классного коллектива.

«Оформление портфолио педагога» - Материалы, содержащие конкретные результаты. Раздел «Сведения об аттестуемом работнике». Системность повышения квалификации. Папка с документами. Раздел «Оглавление». Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Участие в мероприятиях. Портфолио педагога. Структура портфолио. Основные принципы формирования и ведения портфолио.

«Портфель учителя» - Методические рекомендации. Противоречия. Портфолио педагогического работника. Содержание методического портфеля. Организационно-методическая деятельность. Тематическое планирование. Информационно-аналитическая часть. Программа профессионального образования. Сценарий урока. Особое внимание. Структура методического портфеля.

«Составление портфолио учителя» - Учебно-материальная база. Внеурочная деятельность по предмету. Результаты педагогической деятельности. Анализ и самоанализ. Научно-методическая деятельность. Общие сведения об учителе. Виды портфолио учителя. Цель создания портфолио. Структура портфолио учителя. Портфолио учителя. Портфолио.

«Создание портфолио педагога» - Практическая значимость портфолио. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста. Комплексный портфолио. Основные цели работы над портфолио. Журнал «Профильная школа». Помощь в развитии карьеры педагога-психолога. Титульный лист. Непрерывность самомониторинга. Диплом. Презентация и защита портфолио.

Всего в теме 24 презентации

Чтобы знать, как правильно составить портфолио учителя школы нужно прислушаться к советам и рекомендациям, которые даются для того, чтобы каждый преподаватель мог правильно составить этот важный документ личных достижений.

С английского языка слово «портфолио» переводится, как папка или документ. Что же касается современного значения этого слова, то так называют все те достижения и успехи специалиста в определенной области, которые систематизированы в одном документе.

Как правило, портфолио систематизирует только успехи и положительные моменты в работе, а что касается отрицательных моментов, то они не указываются. Стоит также отметить, что портфолио создается с целью того, чтобы убедить потенциального клиента, которому нужны услуги такого специалиста, в том, что он имеет определенное преимущество перед другими такими же специалистами, а потому выбор должен пасть именно на обладателя портфолио.

Портфолио составляется обычно теми людьми, чья профессия связана с творческой деятельностью. В большей степени такой документ необходим преподавателям, ведь их работа напрямую связана с творческим процессом, да к тому же эта профессия очень востребована. Необходимость иметь портфолио учителю объясняется еще и тем, что как можно больше учеников и их родителей могли узнать о заслугах и успехах конкретного преподавателя.

Портфолио преподавателя школы искусств, учителя средней школы и т. д. будет отличаться. Собственно говоря, у каждого педагога портфолио должно быть индивидуальным, ровно как и он сам. Не бывает двух одинаковых учителей, ведь каждый из них имеет собственные успехи, победы, профессиональные навыки, а также прочие индивидуальные особенности.

Стоит отметить, что сегодня далеко не каждый учитель заводит свое собственное портфолио, поскольку не считает это нужным, а может быть и просто не задумывается о его необходимости. Это неправильно, ведь такой документ является некой копилкой, куда преподаватель складывает все свои труды, достижения, успехи и прочие положительные моменты в профессиональной деятельности.

Составление портфолио — это творческая работа, которая требует индивидуального подхода, а также умения грамотно систематизировать все составляющие документа. В большинстве случаях такой документ сопровождается резюме, в котором отображается общая информация о навыках работы учителя, а также о его образовании. Кроме того, в резюме представлены отзывы от работодателей с предыдущих мест работы, награды и прочие победы и достижения.

Чтобы грамотно составить портфолио учителя начальных классов или иного преподавателя, стоит соблюдать следующую структуру документа, или по крайне мере стремиться к этому.

Первый раздел такого документа должен содержать общие сведения о преподавателе. Поэтому, первым делом необходимо указать фамилию, имя, а также отчество составителя портфолио. Далее следует представить сведения об образовании. Указывается полное название учебного заведения, а также год его окончания. Если учитель окончил несколько учебных заведений, то их нужно перечислить все по порядку. Также обязательно после того, как будет указано оконченное учебное заведение, нужно указать квалификацию и специальность. Такие данные берутся из диплома. Ничего придумывать и дописывать в этом случае не стоит, ведь такую информацию очень легко проверить.

После того, как будут указаны сведения относительно полученного образования, необходимо указать общий стаж работы, а также педагогический стаж. Очень часто эти два показателя совпадают, конечно, если преподаватель больше нигде, кроме учебных заведений, не работал.

В том случае, если учитель повышал свою квалификацию на учебных курсах, то необходимо указать и их. Также указывается и год окончания. К первому разделу необходимо также приложить копии документов, которые подтверждают почетные звания, степени, а также награды педагога, если таковые имеются. Чем их будет больше, тем лучше, поэтому не стоит забывать или упускать ни одну из них. То же самое касается благодарственных писем, правительственных наград и грамот.

В том случае, если педагог принимал участие в конкурсах, а тем более, если им были заняты призовые места, нужно уделить внимание и этому моменту. Также к портфолио прикладываются и прочие документы, которые характеризуют его владельца с положительной стороны.

Целью первого раздела является представления общей информации о педагоге, которая характеризует его с профессиональной точки зрения.

Чтобы познакомиться с достижениями, а также узнать о профессиональных особенностях педагога, нужно уделить особое внимание второму разделу портфолио, который можно назвать «Результаты педагогической деятельности». В данном случае можно представить информацию относительно достижений не только самого преподавателя, но и его учеников. Необходимо показать, какие достижения были сделаны учениками, которые учились по той методике, которую предлагает данный учитель. Можно даже приложить некий самоанализ, который показывает и подтверждает участие учеников в олимпиадах разного уровня. Чем выше достижения учеников, тем больше доверия к учителю. Если же ученики во время участия в олимпиаде заняли призовые места, то учитель при составлении своего портфолио должен приложить документальное подтверждение.

Третий раздел портфолио может быть посвящен научно методической деятельности. Именно здесь преподаватель указывает каким образом и по какой программе он проводит занятия со своими учениками. Очень важно в данном случае грамотно и четко сделать формулировку этого пункта. Он должен быть понятен не только профессионалам в этой области, но и простому гражданину, который далек от особенностей учебного процесса.

Если преподаватель занимается внеурочной деятельностью, то это нужно в обязательном порядке изложить в портфолио. В данном случае речь идет о занятиях с учениками, но которые не связаны с основным учебным процессом. Это проводимые занятия в кружках, подготовка учеников к олимпиадам, а также прочим конкурсам, проведение интеллектуальных марафонов, а также другие внеклассные мероприятия.

Очень часто учитель вместе с учениками принимает участие в экскурсионных походах, или же проводит праздничные вечера. Можно об этом написать в третьем разделе своего портфолио. Чем больше преподаватель покажет себя с различных сторон творческой деятельности, тем для него будет лучше. Такое обстоятельство будет являться верным доказательством того, что учитель не просто занимается своей работой и обучает учеников предмету, но и развивает их в других сферах.

В завершении ко всему преподаватель обязательно должен указать какие цели он преследует в учебном процессе, как он планирует дальше развивать свои знания, умения и навыки. Стоит отразить все ли ему удается сделать в учебном процессе, о чем он думает или хотел бы осуществить. Также можно представить прочую информацию, которая будет характеризовать педагога исключительно с положительной стороны.

В том случае, если преподаватель принимает участие в каких-то научных разработках, публикует определенные статьи, то можно указать и об этом. Это будет хорошим и ярким заключением портфолио.

Составляя портфолио, важно знать и делать все для того, чтобы информация о составителе данного документа была наиболее полной, структурированной и понятной. Поэтому, если преподаватель пишет о какой-то сфере своей деятельности или успехах, то не нужно указывать немного информации об этом в начале документа, а остальную часть в конце. Это неправильно. Обо всем нужно писать четко и понятно.

Если преподаватель понятия не имеет о том, как нужно составлять этот документ, либо даже в глаза его никогда не видел, то прежде чем приступить к заполнению портфолио, стоит познакомиться с примерами работ. В интернете представлено немало образцов, поэтому найти их будет не проблема. Также можно попросить посмотреть подобные работы и у своих коллег. Вот только стоит помнить о том, что копировать или делать максимально похожим свое портфолио к их, не нужно. У каждого профессионала свое портфолио должно быть индивидуальным, поэтому копировать чужую работу — это плохо.

Очень важно уделить внимание и такому моменту, как оформление портфолио. Все материалы можно напечатать на компьютере, а после того, как они будут распечатаны, поместить их в папку — накопитель. Обязательно оформляется титульный лист, а после него можно сделать содержание, чтобы было проще найти тот или иной раздел или его пункт.

Будет вовсе неплохо, если при составлении портфолио в распечатанном виде будет прилагаться и его электронная версия. Это может быть некая презентация, которая легко выполняется с помощью специальных компьютерных программ, которые сейчас доступны каждому.

Иметь электронную презентацию сейчас очень удобно, ведь не всегда имеется возможность встретиться с работодателем лично. Имея такую версию портфолио, можно легко отправлять его нужному человеку по электронной почте. Это удобно и для самого преподавателя в определенный момент, и для работодателя.

По своему желанию и усмотрению составитель портфолио может добавить к нему и новые пункты, если посчитает, что они необходимы.

Таким образом, прислушавшись к приведенным советам и рекомендациям относительно правильного составления портфолио, любой учитель может составить его грамотно и на высоком уровне.

Портфолио необходимо не только представителям творческих профессий ( , и т. п.), но и учителям. Портфолио педагога отражает весь его профессиональный опыт, накопленный за годы преподавания. С развитием информационных технологий все более популярным становится электронное портфолио учителя .

Вообще, портфолио - это достаточно новое понятие для отечественного образования. У большинства людей оно ассоциируется исключительно с трудоустройством или поиском клиентов, однако портфолио учителя выполняет несколько иные функции .

Во-первых, оно позволяет администрации школы оценивать уровень эффективности работы того или иного преподавателя. Портфолио пригодится при аттестации преподавателя , ведь оно используется в процедуре экспертной оценки специалиста.

Во-вторых, портфолио полезно самому преподавателю . Оно позволяет систематизировать все наработки и учебные материалы, накопленные за время работы. К тому же, по своему портфолио учитель может оценить свою эволюцию как профессионала и понять, в какую сторону ему необходимо развиваться дальше.

Изначально портфолио педагога представляло собой простую папку с материалами. Однако сейчас все большую популярность обретает электронное портфолио учителя . Оно может представлять собой презентацию в виде слайд-шоу, сделанную в Power Point или любой другой подходящей программе, личную страничку учителя на сайте учебного заведения или отдельный сайт.

Почему удобно оформлять портфолио именно в электронном виде? Электронное портфолио учителя занимает гораздо меньше места, нежели увесистая папка с бумагами. В такое портфолио гораздо легче вносить коррективы, если вдруг возникнет такая необходимость. Кроме того, если вам вдруг понадобится кому-то его продемонстрировать, достаточно просто будет отправить этому человеку файл с презентацией или ссылку на сайт.

Какую структуру имеет портфолио учителя? Какой-то единой утвержденной структуры нет, можем предложить вам один из самых распространенных вариантов :

  • общие сведения об учителе: ФИО и дата рождения, образование, стаж, информация о званиях, степенях, наградах, грамотах, благодарностях, победах в конкурсах и т. п.;
  • информация о повышении квалификации;
  • педагогическая концепция учителя;
  • информация об учебных достижениях учащихся (успеваемость, результаты промежуточной и итоговой аттестаций);
  • внеурочные достижения учащихся по предмету (участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, выполнение творческих работ);
  • результаты деятельности педагога в качестве классного руководителя;
  • результаты научно-методической деятельности;
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • методические разработки уроков и внеклассных мероприятий;
  • учебно-материальная база (список методической, справочной и энциклопедической литературы, технические средства обучения, аудио- и видеоматериалы и другие сопутствующие принадлежности).

Разумеется, это лишь приблизительная структура, вы можете изменять ее в зависимости от того, какие цели будет выполнять ваше портфолио : демонстрация профессиональных достижений, презентация для нового работодателя, систематизация профессионального опыта и т. п.

Электронное портфолио учителя должно быть оформлено максимально четко . Кстати, именно электронный формат помогает достичь этой четкости: там, где в «бумажном» портфолио пришлось бы клеить стикеры, скреплять бумаги степлером или делать приписки «см. там-то», в электронном портфолио достаточно сделать гиперссылку на соответствующий документ.

Для оформления электронного портфолио желательно привлечь человека, который разбирается в создании презентаций или сайтостроении: разумеется, никто лучше вас не соберет материалы для портфолио, но оформление портфолио не менее важно, чем его содержание. Поэтому если вы не уверены, что сможете оформить ваше портфолио должным образом, не бойтесь попросить о помощи: вы от этого только выиграете.

Loading...Loading...