Эмоционально волевые нарушения при психастении. Нарушение эмоционально волевой сферы у детей. Классификация эмоциональных нарушений

Наиболее яркими проявлениями расстройства аффективной сферы выступают депрессивный и маниакальный синдромы (табл.8.2).

Депрессивный синдром

Клиническую картину типичного депрессивного синдрома принято описывать в виде триады симптомов: снижения настроения (гипотимия), замедления мышления (ассоциативная заторможенность) и двигательной заторможенности. Следует, однако, учитывать, что именно снижение настроения является главным синдромообразующим признаком депрессии. Гипотимия может выражаться в жалобах на тоску, подавленность, печаль. В отличие от естественной реакции печали в ответ на грустное событие тоска при депрессии лишается связи с окружающей обстановкой; больные не проявляют реакции ни на радостное известие, ни на новые удары судьбы. В зависимости от тяжести депрессивного состояния гипотимия может проявляться чувствами различной интенсивности - от легкого пессимизма и грусти до тяжелого, почти физического ощущения «камня на сердце» (витальная тоска ).

Замедление мышления в легких случаях выражается замедленной односложной речью, долгим обдумыванием ответа. В более тяжелых случаях пациенты с трудом осмысляют заданный вопрос, неспособны справиться с решением простейших логических заданий. Молчаливы, спонтанная речь отсутствует, но полного мутизма (молчания) обычно не бывает. Двигательная заторможенность выявляется в скованности, медлительности, неповоротливости, при тяжелой депрессии может достигать степени ступора (депрессивный ступор). Поза ступорозных больных довольно естественная: лежа на спине с вытянутыми руками и ногами или сидя, склонив голову, опираясь локтями на колени.

Высказывания депрессивных больных обнаруживают резко заниженную самооценку: они описывают себя как ничтожных, никчемных людей, лишенных талантов.

Таблица 8.2. Симптомы маниакального и депрессивного синдромов

Удивлены, что врач уделяет свое время столь незначительному человеку. Пессимистически оцениваются не только свое настоящее состояние, но и прошлое и будущее. Заявляют, что ничего не смогли сделать в этой жизни, что они принесли много бед своей семье, не были радостью для родителей. Они строят самые печальные прогнозы; как правило, не верят в возможность выздоровления. При тяжелой депрессии нередки бредовые идеи самообвинения и самоуничижения. Больные считают себя глубоко грешными перед Богом, повинными в смерти престарелых родителей, в происходящих в стране катаклизмах. Часто винят себя в потере способности сопереживать окружающим (anaesthesia psychica dolorosa). Возможно также появление ипохондрических бредовых идей. Пациенты полагают, что безнадежно больны, возможно, постыдной болезнью; опасаются заразить близких.

Подавление влечений, как правило, выражается замкнутостью, снижением аппетита (реже приступами булимии). Отсутствие интереса к противоположному полу сопровождается отчетливыми изменениями физиологических функций. Мужчины часто испытывают импотенцию и ставят себе это в вину. У женщин фригидности нередко сопутствуют нарушения менструального цикла и даже длительная аменорея. Больные избегают какого-либо общения, среди людей чувствуют себя неловко, неуместно, чужой смех лишь подчеркивает их страдания. Пациенты настолько погружены в свои переживания, что не в силах заботиться о ком-либо другом. Женщины прекращают занятия домашним хозяйством, не могут ухаживать за малолетними детьми, не уделяют никакого внимания своей внешности. Мужчины не справляются с любимой работой, не в состоянии утром встать с постели, собраться и пойти на службу, лежат целый день без сна. Больным недоступны развлечения, они не читают и не смотрят телевизор.

Наибольшую опасность при депрессии представляет предрасположенность к суициду. Среди психических расстройств депрессия является наиболее частой причиной самоубийств. Хотя мысли об уходе из жизни присущи практически всем страдающим депрессией, реальная опасность возникает при сочетании тяжелой депрессии с достаточной активностью больных. При выраженном ступоре реализация подобных намерений затруднена. Описаны случаи расширенного суицида, когда человек убивает своих детей, чтобы «избавить их от грядущих мук».

Одним из самых тягостных переживаний при депрессии является упорная бессонница. Пациенты плохо спят ночью и не могут отдохнуть днем. Особенно характерно пробуждение в ранние утренние часы (иногда в 3 или 4 ч), после которого больные больше не засыпают. Иногда пациенты настойчиво утверждают, что ночью не спали ни минуты, ни разу не сомкнули глаз, хотя родственники и медицинский персонал видели их спящими (отсутствие чувства сна).

Депрессия, как правило, сопровождается многообразной соматовегетативной симптоматикой. Как отражение остроты состояния чаще наблюдается периферическая симпатикотония. Описывается характерная триада симптомов: тахикардия, расширение зрачка и запор (триада Протопопова) . Обращает на себя внимание внешний вид больных. Кожные покровы сухие, бледные, шелушащиеся. Снижение секреторной функции желез выражается в отсутствии слез («все глаза выплакала»). Нередко отмечают выпадение волос и ломкость ногтей. Снижение тургора кожи проявляется в том, что углубляются морщины и больные выглядят старше своего возраста. Может наблюдаться атипичный надлом брови. Регистрируются колебания артериального давления со склонностью к повышению. Расстройства желудочно-кишечного тракта проявляются не только запором, но и ухудшением пищеварения. Как правило, заметно снижается масса тела. Часты разнообразные боли (головные, сердечные, в животе, в суставах).

Больной 36 лет был переведен в психиатрическую больницу из терапевтического отделения, где в течение 2 нед обследовался в связи с постоянными болями в правом подреберье. При обследовании патологии не выявили, однако мужчина уверял, что болен раком, и признался врачу в намерении покончить с собой. Не возражал против перевода в психиатрическую больницу. При поступлении подавлен, на вопросы отвечает односложно; заявляет, что ему «уже все равно!». В отделении ни с кем не общается, большую часть времени лежит в постели, почти ничего не ест, постоянно жалуется на отсутствие сна, хотя персонал сообщает, что пациент спит каждую ночь, по крайней мере до 5 ч утра. Однажды при утреннем осмотре обнаружена странгуляционная борозда на шее больного. При настойчивом расспросе признался, что утром, когда персонал заснул, он пытался, лежа в постели, задушить себя петлей, связанной из 2-носовых платков. После лечения антидепрессантами исчезли тягостные мысли и все неприятные ощущения в правом подреберье.

Соматические симптомы депрессии у некоторых больных (особенно при первом приступе заболевания) могут выступать в качестве главной жалобы. Этим обусловлены их обращение к терапевту и длительное, безуспешное лечение по поводу «ишемической болезни сердца», «гипертонической болезни», «дискинезии желчных путей», «вегетососудистой дистонии» и др. В этом случае говорят о маскированной (ларвированной) депрессии, более подробно описанной в главе 12.

Яркость эмоциональных переживаний, наличие бредовых идей, признаки гиперактивности вегетативных систем позволяют рассматривать депрессию как синдром продуктивных расстройств (см. табл.3.1). Это подтверждается и характерной динамикой депрессивных состояний. В большинстве случаев депрессия продолжается несколько месяцев. Однако она всегда обратима. До введения в лечебную практику антидепрессантов и электросудорожной терапии врачи нередко наблюдали самопроизвольный выход из этого состояния.

Выше были описаны наиболее типичные симптомы депрессии. В каждом отдельном случае их набор может существенно различаться, но всегда преобладает подавленное, тоскливое настроение. Развернутый депрессивный синдром рассматривается как расстройство психотического уровня. О тяжести состояния свидетельствуют наличие бредовых идей, отсутствие критики, активное суицидальное поведение, выраженный ступор, подавление всех базовых влечений. Мягкий, непсихотический вариант депрессии обозначают как субдепрессию. При проведении научных исследований для измерения тяжести депрессии применяют специальные стандартизованные шкалы (Гамильтона, Цунга и др.).

Депрессивный синдром не является специфичным и может быть проявлением самых различных психических заболеваний: маниакально-депрессивного психоза, шизофрении, органических поражений мозга и психогений. Для депрессии, обусловленной эндогенным заболеванием (МДП и шизофрения), более характерны выраженные соматовегетативные расстройства, важным признаком эндогенной депрессии является особая суточная динамика состояния с усилением тоски утром и некоторым ослаблением переживаний к вечеру. Именно утренние часы рассматриваются как период, связанный с наибольшим риском суицида. Другим маркером эндогенной депрессии считают положительный дексаметазоновый тест (см. раздел 1.1.2).

Помимо типичного депрессивного синдрома, описывают ряд атипичных вариантов депрессии.

Тревожная (ажитированная) депрессия отличается отсутствием выраженной скованности и пассивности. Стеничный аффект тревоги заставляет пациентов суетиться, постоянно обращаться к окружающим с просьбой о помощи или с требованием прекратить их муки, помочь им уйти из жизни. Предчувствие неминуемой катастрофы не дает больным спать, они могут предпринимать попытки покончить с собой на глазах у окружающих. Временами возбуждение пациентов достигает степени неистовства (меланхолический раптус, raptus melancholicus), когда они рвут на себе одежду, издают страшные крики, бьются головой о стену. Тревожная депрессия чаще наблюдается в инволюционном возрасте.

Депрессивно-бредовый синдром , помимо тоскливого настроения, проявляется такими фабулами бреда, как бред преследования, инсценировки, воздействия. Больные уверены в тяжелом наказании за совершенные проступки; «замечают» постоянное наблюдение за собой. Опасаются, что их вина повлечет за собой притеснение, наказание или даже убийство их родственников. Пациенты беспокойны, постоянно спрашивают о судьбе своих родных, пытаются оправдываться, клянутся, что никогда в будущем не допустят оплошности. Такая атипичная бредовая симптоматика более характерна не для МДП, а для острого приступа шизофрении (шизоаффективный психоз в терминах МКБ-10).

Апатическая депрессия сочетает в себе аффекты тоски и апатии. Больных не интересует их будущее, они бездеятельны, не высказывают каких-либо жалоб. Единственное их желание - чтобы их оставили в покое. От апатико-абулического синдрома такое состояние отличается нестойкостью, обратимостью. Чаше всего апатическая депрессия наблюдается у страдающих шизофренией.


Эмоции у человека выступают как особый класс психический состояний, которые отражаются в виде позитивного или негативного отношения к окружающему миру, другим людям и прежде всего самому себе. Эмоциональные переживания определяются соответствующими свойствами и качествами, сформированные у объектов и явлений реальности, а также определенным потребностям и нуждам человека.

Термин «эмоции» происходит от латинского названия emovere, что означает движение, волнение и возбуждение. Ключевая функциональная составляющая эмоций заключается в побуждении к активности, вследствие этого эмоциональную сферу по-другому называют эмоционально-волевой.

На настоящий момент эмоции выполняют значительную роль в обеспечении взаимодействия организма и окружающей среды.

Эмоции это главным образом результат отражения человеческих потребностей и оценке вероятности их удовлетворений, которые основываются на личностном и генетическом опыте.

Насколько выраженно выступает эмоциональное состояние человека, зависит от значимости потребностей и недостатка необходимой информации.

Отрицательные эмоции проявляются в результате дефицита необходимо информации, которая требуется для удовлетворения ряда потребностей, а положительные эмоции характеризуются полным наличием всей необходимой информации.

На сегодня эмоции подразделяют на 3 главные части:

  1. Аффект, характеризующийся острым переживанием определенного события, эмоциональным напряжением и возбуждением;
  2. Когниция (осознанность своего состояния, его словесное обозначение и оценка дальнейших перспектив для удовлетворения потребностей);
  3. Экспрессия, которая характеризуется внешней телесной моторикой или поведением.

Относительно устойчивое эмоциональное состояние человека называют настроением. Сфера человеческих потребностей включает в себя социальные, которые возникают на основе культурных потребностей, что впоследствии получило название чувств.

Выделяют 2 эмоциональные группы:

  1. Первичные (гнев, печаль, тревога, стыд, удивление);
  2. Вторичные, которые включают в себя переработанные первичные эмоции. Например, гордость – это радость.

Клиническая картина эмоционально-волевых расстройств

К основным внешним проявлениям нарушения эмоционально волевой сферы относятся:

  • Эмоциональное напряжение. При повышенной эмоциональной напряженности возникает дезорганизация умственной деятельности и снижении активности.
  • Стремительная психическая утомляемость (у ребенка). Выражается тем, что ребенок не способен сосредотачиваться, также характеризуется резкой негативной реакцией на определенные ситуации, где необходима демонстрация своих умственных качеств.
  • Состояние тревоги, которое выражает тем, что человек всячески избегает каких-либо контактов с другими людьми и не стремиться к общению с ними.
  • Повышенная агрессивность. Чаще всего возникает в детском возрасте, когда ребенок демонстративно неповинуется взрослым, испытывает постоянную физическую и вербальную агрессию. Такая агрессия может выражаться не только по отношению к окружающим, но и самому себе, причиняя тем самым вред собственному здоровью.
  • Отсутствие способности чувствовать и осмысливать эмоции других людей, сопереживать. Данный признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью и является причиной психического расстройства и задержки умственного развития.
  • Отсутствие желания преодолевать жизненные трудности. В этом случае ребенок находится в постоянно вялом состоянии, у него отсутствует желание общения с взрослыми. Крайние проявления при данном расстройстве выражаются в полном игнорировании родителей и других взрослых.
  • Отсутствие мотивации к успеху. Главным фактором низкой мотивации является стремление избегать возможных неудач, вследствие чего человек отказывается браться за выполнение новых задач и старается избегать ситуаций, где возникают даже малейшие сомнения в окончательном успехе.
  • Выраженное недоверие к другим людям. Зачастую сопровождается таким признаком как враждебность по отношению к другим.
  • Повышенная импульсивность в детском возрасте. Выражается такими признаками как отсутствие самоконтроля и осознания своих действий.

Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере

Нарушение эмоциональной сферы у взрослых пациентов выделяется такими особенностями как:

  • Гипобулия или понижение волевых качеств. У пациентов с данным нарушением отсутствует какая-либо потребность в общении с другими людьми, возникает раздражительность при присутствии рядом посторонних, отсутствие способности или желания поддерживать беседу.
  • Гипербулия. Характеризуется повышенным влечением во всех сферы жизнедеятельности, зачастую выражается в усилении аппетита и потребностях в постоянном общении и внимании.
  • Абулия. Выделяется тем, что у человека резко снижаются волевые влечения.
  • Компульсивное влечение - это непреодолимая потребность в чем-либо или ком-либо. Данное расстройство зачастую сравнивают с животным инстинктом, когда у человека значительно подавляется способность над осознанностью своих действий.
  • Обсессивное влечение – проявление навязчивых желаний, которые пациент не способен самостоятельно контролировать. Неудовлетворение таких желаний ведет к подавленности и глубоким страданиям больного, а его мысли заполнены идеей их реализации.

Синдромы эмоционально-волевых расстройств

Наиболее распространенными формами расстройств эмоциональной сферы деятельности выступает депрессивный и маниакальный синдромы.

  1. Депрессивный синдром

Клиническая картина депрессивного синдрома описывается 3 основными его признаками, такими как:

  • Гипотомия, характеризующаяся снижением настроения;
  • Ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность);
  • Двигательная заторможенность.

Стоит отметить, что именно первый вышеперечисленный пункт является ключевым признаком депрессивного состояния. Гипотомия может выражаться в том, что человек постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль. В отличие от установленной реакции, когда печаль возникает вследствие пережитого грустного события, то при депрессии человек лишается связи с окружающей обстановкой. То есть в этом случае пациент не проявляет реакции на радостные и другие события.

В зависимости от тяжести состояния, гипотомия может возникать с различной интенсивностью.

Мыслительная заторможенность в ее легких проявлениях выражается в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.

Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).

  1. Маниакальный синдром

Зачастую маниакальный синдром проявляется в рамках аффективно-биполярного расстройства. В этом случае течение данного синдрома характеризуется приступообразностью, в виде отдельных эпизодов с определенными этапами развития. Симптоматическая картина, выделяющаяся в структуре маниакального эпизода, характеризуется изменчивостью у одного пациента в зависимости от стадии развития патологии.

Такое патологическое состояние как маниакальный синдром, также как и депрессивный, выделяется 3 главными признаками:

  • Повышенное настроение по гипертимии;
  • Психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия);
  • Двигательное возбуждение;

Аномальное повышение настроения характеризуется тем, что пациент не ощущает таких проявлений как тоска, тревога и ряда других признаков, характерных при депрессивном синдроме.

Психическая возбудимость с ускоренным процессом мышления возникает вплоть до скачки идей, то есть в этом случае речь пациента становиться несвязной, вследствие чрезмерной отвлекаемости, хотя сам пациент осознает логику своих слов. Также выделяет тем, что у больного возникают идеи собственного величия и отрицания вины и ответственности других людей.

Повышенная двигательная активность при данном синдроме, характеризуется растормаживанием этой активности с целью получения удовольствия. Следовательно, при маниакальном синдроме пациенты, как правило, потребляют большое количество алкоголя и наркотических веществ.

Для маниакального синдрома также характерны такие эмоциональные нарушения как:

  • Усиление инстинктов (повышение аппетита, сексуальности);
  • Повышенная отвлекаемость;
  • Переоценка личностных качеств.

Методы коррекции эмоциональных расстройств

Особенности коррекции эмоциональных расстройств у детей и взрослых основываются на применении ряда эффективных методик, способных практически полностью нормализовать их эмоциональное состояние. Как правило, эмоциональная коррекция в отношении детей заключается в применении игровой терапии.

Зачастую в детском возрасте, эмоциональные расстройства обуславливаются недостачей игрового процесса, что значительно тормозит психическое и ментальное развитие.

Систематический двигательный и речевой фактор игры позволяет раскрыть возможности ребенка и ощутить положительные эмоции от игрового процесса. Проработка различных ситуаций из жизни в игровой терапии позволяет ребенку значительно быстрее адаптироваться к реальным жизненным условиям.

Существует и другой терапевтический подход, а именно психодинамический, который основывается на методе психоанализа, направленного на разрешение внутреннего конфликта пациента, осознание своих потребностей и полученного опыта из жизни.

Психодинамический метод также включает в себя:

  • Арттерапию;
  • Непрямую игротерапию;
  • Сказкотерапию.

Данные специфические воздействия зарекомендовали себя не только в отношении детей, но и взрослых. Они позволяют пациентам раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональные расстройства как определенный образ. Психодинамический подход также выделяется легкостью и непринужденностью проведения.

Также к распространенным методам относят этнофункциональную психотерапию, которая позволяет искусственно сформировать раздвоенность субъекта, в целях осознания своих личностных и эмоциональных проблем, как бы сфокусировав свой взгляд со стороны. В данном случае помощь психотерапевта позволяет пациентам перенести свои эмоциональные проблемы на этническую проекцию, проработать их, осознать и пропустить через себя с целью окончательного избавления от них.

Профилактика эмоциональных нарушений

Главной целью профилактики нарушений эмоционально волевой сферы выступает формирование динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС. Данное состояние обуславливается отсутствием внутренних конфликтов и устойчивым оптимистичным настроем.

Устойчивая оптимистичная мотивация дает возможность двигаться к намеченной цели, преодолевая различные трудности. В итоге человек учится принимать взвешенные решения, основываясь на большом количестве информации, что снижает вероятность ошибки. Т. е. ключом к эмоционально устойчивой нервной системе является движение человека по пути развития.

Воля – это сознательная целенаправленная психическая активность. И.М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» (1866) указывал, что механизм произвольных движений носит рефлекторный характер, в основе которого лежит нервное возбуждение. В процессе социально‑исторического развития у человека выработались более сложные и точные формы приспособительных реакций, выражающиеся высоко дифференцированными условно‑рефлекторными реакциями. Волевая сфера тесно связана с инстинктами (врожденными рефлексами) и влечениями.

Инстинкты – это врожденные рефлексы, доставшиеся человеку по наследству от его предков. К инстинктам относятся: пищевой, оборонительный, половой, родительский. Человек может регулировать свои инстинкты и подавлять их. Если одновременно возникает несколько противоречивых желаний, то происходит борьба мотивов. Мотив – это акт осмысления, т. е. критического отношения к желанию в соответствии с реальными возможностями. В результате борьбы мотивов человек принимает определенное решение. Воля, волевое действие – это одна из сторон психики, которая, как всякая психическая деятельность, причинно обусловлена, подчинена законам существующего мира. Волевая деятельность – это действие, направленное на реализацию сознательно поставленной цели, целенаправленная психическая деятельность.

Волевые действия могут проявляться в соответствии законам данной окружающей среды и тогда говорят о правильном воспитании и поведении человека. В расстройствах волевой сферы можно различать повышение или понижение психической активности, извращение волевых действий.

Волевые процессы могут нарушаться в различных видах и характеризоваться разнообразными проявлениями.

У больных с маниакально‑депрессивным синдромом отмечается повышение волевой активности, проявляющейся в повышенной деятельности, неутомимости, многоречивости, повышенно хорошим настроением. Понижение волевой активности сопровождается бездеятельностью, апатией, резким снижением двигательной активности и наблюдается при некоторых психических расстройствах (реактивных и эндогенных психозах).

Эмоционально‑волевые и двигательно‑волевые действия формируются в процессе жизни, отклонения их могут проявляться в определенном возрасте и при некоторых психоневрологических расстройствах.

Ослабление волевой деятельности, а с ними и проявления влечений, часто встречается в психиатрической клинике.

Влечения – это филогенетически старые, унаследованные, сложные безусловно‑рефлекторные (инстинктивные) жизненно важные реакции, направленные на сохранение рода и продление вида. Они свойственны человеку и животному. Влечения человека, в отличие от животных, подчинены социально‑трудовой деятельности. Обучение и воспитание способствуют торможению влечений. При некоторых поражениях коры головного мозга, ущербности возможно растормаживание влечений.

Расстройства инстинктов и влечений могут проявляться в их усилении, уменьшении, исчезновении или качественном извращении.

Нарушение пищевого инстинкта. Влечения к пище наблюдаются в виде усиления пищевого инстинкта (прожорливость, жадность). Такие состояния наблюдаются у больных, перенесших энцефалит, и называются булимией. Чаще всего приходится сталкиваться с подавлением пищевого влечения. Стойкий отказ от употребления пищи (анорексия )приводит к истощению больного. Упорный отказ от пищи может быть связан с бредовой настроенностью (бредовые идеи отравления и др.) или убеждением, что пища изготовлена из недоброкачественных продуктов. Симптом пика – поедание несъедобных предметов. Копрофагия – поедание кала. Отказ от еды может наблюдаться при различных формах ступора, при состояниях депрессии, при истерии. В ряде случаев анорексия является защитным физиологическим механизмом, с помощью которого организм приспосабливается к новым условиям внешней и внутренней среды.

В первые часы после рождения проявляет себя пищевой рефлекс, являющийся врожденным. Нормально родившийся ребенок с хорошим весом причмокивает губами и ищет сосок, высасывает достаточное количество молока. Дети, родившиеся слабыми, с малым весом или перенесшие родовую черепно‑мозговую травму, отличаются слабым пищевым рефлексом, мало и плохо едят, срыгивают, у них часто возникают диспептические (нарушение функции желудочно‑кишечного тракта) явления. В последующем они едят мало, избирательно. У них часто проявляется полидипсия (повышенное потребление жидкости). По физическому развитию эти дети пониженного питания, часто болеют, у них легко проявляют себя различные невротические реакции.

При усилении пищевого рефлекса дети с раннего возраста обращают на себя внимание повышенным аппетитом, хорошей жировой упитанностью. С возрастом они едят много, особенно мучную и углеводную пищу. Матери нередко жалуются на то, что дети достают из‑под замка запретную пищу и всю поедают. Они быстро набирают в росте и весе и обращают на себя внимание повышенной жировой упитанностью (эндокринопатия ). Дети рассказывают, что у них невероятное влечение к пище (булимия ), они все время голодные, много едят (полифагия )и не могут насытиться (акория ), хотя их достаточно хорошо кормят.



Наряду с ослаблением или усилением пищевого рефлекса может наблюдаться извращение влечений при определенных состояниях: беременности, у больных, перенесших сотрясения мозга, некоторых психозах. Извращение пищевого рефлекса проявляется в желании употреблять одну пищу или отказываться от другой. Иногда больные употребляют несъедобную пищу при нехватке каких‑то веществ в организме, например, мел при беременности или экскременты при идиотии.

С оборонительным рефлексом связаны методы воспитания. Родители и воспитатели учат детей хорошо относиться и помогать товарищу, запрещают драться. Одни дети этот принцип усваивают и ведут себя правильно в коллективе, у других наблюдаются различные отклонения.

У детей легко возбудимых, перенесших родовую черепно‑мозговую или прижизненную травму черепа, часто наблюдаются аффективные вспышки, они легко вступают в конфликт. У подростков эти состояния обостряются под влиянием алкоголя, наркотиков, асоциальных условий.

У физически ослабленных детей оборонительный рефлекс не сформирован. Они обидчивы, плаксивы, их все обижают, они не могут защитить себя. Воспитатели дошкольных и школьных учреждений должны быть особенно внимательны к физически ослабленным детям, не допускать конфликтных ситуаций.

К этой группе патологии относится расстройство влечения к самосохранению, которое может проявляться в виде обострения влечения к самосохранению (недоверие ко всему новому, переменам, незнакомым объектам, приверженности к стереотипному порядку), ослабления влечения к самосохранению (отсутствие защитных реакций, безразличное отношение к окружающим), извращения влечения к самосохранению (аутоагрессия).

Страх принимает патологическую форму влечения к самосохранению. Это глубинное жизненное переживание, совершенно бессодержательное, обычно ничем не мотивированное и чрезвычайное по интенсивности. Проявление его различно: при ступоре (оцепенении) или бурном двигательном беспокойстве (истерические реакции).

Влечение к самоубийству (суицид о мания )обычно связано с психическими расстройствами и наблюдается у подростков и молодых людей при реактивных психозах, наркомании, алкоголизме. Психически больные люди нередко проявляют большую изобретательность и настойчивость в осуществлении своих суицидальных намерений. Близко к влечению лишить себя жизни стоит влечение к самоувечью, нередко осуществляется импульсивно. Часто это происходит на фоне бредовых и галлюцинаторных переживаний.

В психиатрической клинике заметное место занимают нарушения полового влечения: повышенная или пониженная половая возбудимость, сексуальные извращения, которые могут наблюдаться при различных психических заболеваниях и состояниях.

Повышенная половая возбудимость – гиперсексуальность, выражающаяся у подростков в виде частых и длительных эрекций, эротических фантазий, мастурбации. Наблюдаются такие состояния при резком увеличении секреции андрогенов из‑за ускоренного пубертатного развития, под влиянием эндокринных расстройств или органических поражений гипоталамолимбической области.

Гипосексуальность – понижение полового влечения, проявляющееся у подростков отсутствием интереса к противоположному полу. Эти расстройства возникают при задержке психосексуального развития.

Наиболее частой формой нарушения полового влечения является гомосексуализм (влечение к людям одноименного пола). В анамнезе гомосексуалов часто отмечаются особенности нарушения влечения с детского возраста, наиболее четко проявляющиеся в подростковом и молодом возрасте (интерес к определенным играм, украшениям, одежде девочек и наоборот). В психическом состоянии гомосексуалов отмечаются особенности, связанные с патологией их влечений, часто чувство социальной отверженности, изоляции, нередко тяжелые переживания, связанные с сознанием своей неполноценности.

К числу других форм нарушения относится трансветизм, патологическое влечение к переодеванию в одежду противоположного пола, а также интерес к вещам противоположного пола.

Объектом полового влечения могут быть также маленькие дети (педофилия ), половые сношения с животными (зоофилия ), влечение к статуям (пигмалион )и другие. Издавна известны такие отклонения как садизм и мазохизм. Садизм – характеризуется стремлением причинять боль другому человеку с целью достижения сексуального удовлетворения. Мазохизм – получение сексуального удовлетворения или удовольствия от причиняемой боли или унижения, доставляемого партнером.

Противоположным состоянием является понижение половой активности, обусловленные темпераментом, возможностью волевого управления своими инстинктами, моральным уровнем личности, пережитыми стрессами. Нередко падает потенция у хронических алкоголиков.

Учитывая, что половой инстинкт формируется в детском возрасте, задачей родителей и воспитателей является привитие детям правильного понимания взаимоотношений мальчиков и девочек, уважения к ним.

Обратилась за советом бабушка по поводу своего внука 6‑ти лет. Придя домой из детского сада мальчик много времени проводит возле зеркала, одевает на себя обувь и платье матери, ее бижутерию, красит губы и перевоплощается в женщину. Такой интерес к женской одежде беспокоит бабушку. Вопрос к бабушке: чем занимаются родители мальчика дома? Ответ бабушки: папа читает газету и смотрит телевизор, мама рассматривает свои новые модные вещи или беседует с друзьями по поводу обнов. Ребенком никто не занимается, он предоставлен самому себе и живет в кругу постоянных разговоров о вещах, туалетах, женских украшениях, моде. Естественно у него формируются женские интересы. В связи с этим совет родителям: отцу ребенка заниматься мужской работой по дому и физической культурой совместно с сыном и приучать ребенка к трудовой деятельности. В противном случае у ребенка сформируются различные патологические черты личности.

Родительский инстинкт формируется с детского возраста. Девочка чаще ребер в руки куклу, качает, купает и одевает ее, подражая матери. В течение жизни девочка оказывается ближе к куклам, а затем и к ребенку. Мальчик предпочитает подвижные игры: в войну, футбол или играет с машинками, конструктором, солдатиками. В настоящее время и мальчики, и девочки увлекаются компьютерными играми. Родительский инстинкт формируется в процессе совместной жизни ребенка с родителями, заботой о них и выражается в здоровом, правильном воспитании своего ребенка. Но могут наблюдаться различные отклонения в виде гиперопеки или гипоопеки, что проявляется в усилении или ослаблении родительского инстинкта.

При гиперопеке любящие родители все стараются сделать за своего ребенка: он растет неприспособленным к домашнему труду, необходимости помощи родителям. Чаще всего гиперопека идет со стороны матери, она одевает и обувает ребенка, советует ему с кем сидеть за столом, с кем дружить и что говорить. В этих случаях ребенок самостоятельно ничего не делает, не решает своих проблем. Такое положение (подавление инициативы) сохраняется и в школьном и в подростковом возрасте. У ребенка формируется определенный склад личности, который определяется как психастения. В сложных житейских условиях эти люди оказываются не подготовленными к самостоятельному решению каких‑либо задач и в трудных случаях проявляют тяжелую стрессовую реакцию.

В случаях гипоопеки, когда родители мало уделяют внимания своим детям по разным причинам: много работают, злоупотребляют алкоголем и проводят свободное время в развлечениях. Дети растут под влиянием воспитания чужих людей, не всегда благополучных. В этих случаях дети уходят из дома, занимаются бродяжничеством и воровством. В зависимости от возраста многие из них попадают в интернаты, детские дома или при совершении преступления оказываются в тюрьме.

В ряде случаев наблюдаются у матерей непосредственно вслед за родами безучастность, даже отвращение по отношению к своим детям. Это может быть ранним признаком психического заболевания (симптоматические послеродовые психозы, обострение шизофренического процесса).

Влечения формируются на базе инстинктов. Однако влечение – более широкое понятие, которое не только подразумевает определенные формы поведения, но и обозначает также переживания определенной биологической потребности. Таким образом, влечение – это состояние, побуждающее искать или избегать тех жизненно важных ситуаций, в которых оно могло бы разрешиться инстинктивным движением. Влечения формируются в процессе жизни, но могут изменяться под влиянием окружающей среды. Влечения периодически возникают и исчезают, меняется их интенсивность. Формы проявления влечений бывают разными и нередко зависят от их удовлетворения или волевого действия.

В психиатрии описывают большое количество импульсивных влечений: влечение к бродяжничеству (дромомания ), поджогам (пиромания ), воровству (клептомания ). Большинство импульсивных влечений представляют сложные образования и в генетическом, и в структурном отношении. В отличие от навязчивых состояний импульсивные влечения представляют собой остро возникающие побуждения и стремления, подчиняющие себе все сознание и поведение больного. Импульсивные действия возникают при более глубоком нарушении психической деятельности по сравнению с импульсивными влечениями. Они характеризуются бессмысленностью и возникают без всякого повода. Больной может импульсивно совершать агрессивный поступок или нанести себе повреждение вплоть до самоубийства (А.А. Портнов). Такие состояния наблюдаются при шизофрении и психопатиях.

Патофизиологические механизмы эмоционально‑волевых расстройств многообразны и имеют генетические и социальные корни, наблюдаются при многих психических и невротических болезненных состояниях. В этих случаях дети и подростки нуждаются в добром, внимательном и заботливом отношении, привлечении к учебной и трудовой деятельности.

Расстройства эффекторных функций (двигательно‑волевых)

Наряду с эмоционально‑волевыми расстройствами в психиатрической клинике описываются также двигательно‑волевые расстройства.

В основе механизма возникновения двигательно‑волевых расстройств находится фактор преобладания возбудительного или тормозного процессов в коре головного мозга. В этих случаях ослабляется или повышается волевая деятельность.

К двигательно‑волевым расстройствам с преобладанием возбудительного процесса относится гипербулия – повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в форме:

Маниакального возбуждения, при котором больной постоянно находится в деятельности: не закончив одну работу, он начинает другую, при этом много говорит, настроение веселое, аппетит повышен. У таких больных может наблюдаться гиперсексуальность, агрессия, расторможенность поведения. Человек в таком состоянии не чувствует усталости и может работать до 20 часов в сутки, оставляя на сон несколько часов.

Такое состояние маниакального возбуждения наблюдается в течение двух‑трех недель, затем постепенно успокаивается до следующего приступа или переходят в свое противоположное состояние – торможение. Заболевание маниакально‑депрессивного психоза (МДП) проходит отдельными циклами.

Ктатонического возбуждения, которое в отличие от маниакального возбуждения не целенаправленное и выражается стереотипными движениями, хаотичностью, вычурностью. Больные находятся в постоянном движении, импульсивно вскакивают с постели и бесцельно ходят из угла в угол, выкрикивают отдельные слова. Для этого состояния характерны эхолалия (повторение слов), эхопраксия (повторение движений), эхомимия (повторение выражения лица). Эти изменения поведения больного характерны для шизофрении.

Гебефренического возбуждения, которое характеризуется манерностью, дурашливым поведением, обилием нелепых поз, скачков, прыжков, ужимок. В подростковом возрасте симптоматика дополняется расторможенностью низших влечений. Больные много говорят, философствуют (бесплодное философское мудрствование, резонерство). Эти состояния наблюдаются при шизофрении.

Истерического возбуждения, возникающего после испуга. Человек бежит без оглядки и долго не может остановиться, понять, что случилось. К форме истерического возбуждения также относится истерический приступ.

К двигательно‑волевым расстройствам с преобладанием тормозного процесса относятся все формы, характеризующиеся ослаблением волевой деятельности (гипобулия )или остановкой действия – ступор:

Депрессивный ступор, при котором больной длительно находится в одном и том же положении, говорит тихо, с трудом подбирает слова, движения его замедлены и совершаются с трудом. Постоянным признаком депрессивного ступора является угнетенное состояние, преобладание чувства тоски, страха, тревоги. Характерна при этом страдальческая, застывшая мимика. Такие состояния могут наблюдаться при маниакально‑депрессивном психозе в фазе депрессии, при старческой депрессии.

Кататонический ступор характеризуется обездвиженностью и мутизмом (отказ от разговора, молчание). Наблюдается состояние восковой гибкости (каталепсия ) – больному можно придать любую позу и он длительно ее не меняет, например, поднятую руку не опускает до тех пор, пока она сама не опустится. Такие состояния наблюдаются при шизофрении.

Гебефренический ступор характеризуется раздвоенностью (расщеплением) деятельности, негативизмом, выражающийся в том, что больные выполняют действия противоположные тем, о которых их просят. Эти состояния наблюдаются при шизофрении.

Истерический, или психогенный, ступор возникает после психических травм: при испуге, внезапном горе, стихийном бедствии. Внешним проявлением служит общая заторможенность вплоть до полного оцепенения. Иногда человек замирает и не может сдвинуться с места, не может произнести слова (мутизм ). В этих случаях наступает разлитое охранительное торможение в коре головного мозга.

Такие состояния могут наблюдаться у детей и взрослых. У детей после испуга, сопровождавшегося явлениями мутизма, может развиться невротическое заикание.

Рассмотренные нами различные симптомы психопатологических расстройств показывают разнообразие вариантов болезненных состояний, которые могут наблюдаться в детском и подростковом возрасте. Важным является необходимость раннего выявления волевых расстройств у детей и подростков, изучение причин, их вызывающих, правильная организация педагогической работы, соблюдение режима умственной и физической нагрузки, привлечение детей к занятиям физкультурой, творчеству, воспитание нравственных качеств и художественно‑эстетического вкуса. Отклонения в эмоционально‑волевой сфере на фоне психических заболеваний вызывает необходимость медико‑психолого‑педагогического консультирования.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что такое эмоции? Чем они отличаются от чувств?

2. Какие особенности формирования эмоциональной сферы?

3. Опишите виды расстройств эмоциональной сферы.

4. Как формируется эмоционально‑волевая сфера в детском возрасте?

5. Что такое влечение? Какие виды патологии влечения вы знаете?

6. Какие виды нарушений двигательно‑волевой сферы вы знаете?

7. Какие особенности эмоциональных расстройств могут наблюдаться в детском возрасте?

8. Как вы представляете себе «негативизм» и его значение в воспитательском процессе?

9. Назовите различия гипобулии и ступора.

10. Что представляет собой садизм и мазохизм?

11. Особенности работы воспитателя и педагога с детьми, страдающими аффективными и эффекторными расстройствами.

Эмоции - психические состояния, отражающие реакцию организма на изменение окружающего мира, самого себя или других людей.

Биологическая роль эмоций - познавательно-приспособительная. Сумма эмоций за промежуток времени называется настроением. А яркие выражения эмоций с отчетливым двигательным компонентом называют аффектом.

Патология эмоций:

1 группа - Симптомы сниженного настроения.

Гипотимия - снижение настроения.

Тоска - переживание безысходности, потеря жизненного тонуса. Это состояние начинается уже утром. Просыпаешься обычно раньше, часов в пять, и лежишь с открытыми глазами. Страшная тоска и камень на груди. Нужно вставать, но не хочется, кажется ужасным, что впереди огромный день. На работе тоже ничего хорошего, хочется забиться в угол. Тоска буквально парализует, и весь мир кажется серым и тусклым, как будто виден через грязное стекло. Весь смысл утрачен и в будущем нет ничего хорошего.

Дисфория - состояния немотивированной злобности и раздражительности, иногда агрессивности, направленной на всех без исключения окружающих. Типичны для органических расстройств и эпилепсии. Обычно через некоторое время после приступов бывают целые дни, когда злишься на всех просто так. Что бы кто ни сказал, хочется возразить, протестовать. Прямо хочется кинуться на того, кто возражает или не так посмотрел. Бывает, что специально провоцируешь, но это не дает облегчения. Раздражают звуки и яркий свет, одежда и транспорт. В эти черные дни все время попадаю в разные истории.

Дистимия - снижение настроения с преобладанием раздражения.

Тревога - переживание растерянности, опасности в ближайшем будущем с повышением двигательной активности, иногда тремором, пальпитацией, дрожанием, тахикардией, повышением артериального давления. Тревогу поддерживают следующие когнитивные цепи: сердце может остановиться, оно слишком бьется - у меня может случиться приступ где угодно - в результате приступа я умру - усиление тревоги и повторение стереотипного круга.

Страх - переживание непосредственной конкретной угрозы. Среди страхов у человека на следующем месте стоят соответственно: страх перед посторонними, который впервые появляется у ребенка в возрасте около 1,5 лет; страх заболеть неизлечимой болезнью (заразиться); страх непрогнозируемых ситуаций; страх смерти; утраты социального лица; ребенка и любви; привычных стереотипий; и, наконец, страх утраты смысла жизни, который в иерархии занимает самое высокое место.

2 группа. Симптомы повышенного настроения.

Гипертимия - повышенное настроение. Нет ничего лучше этого периода осенью, обычно он начинается в сентябре. Много работаешь, но не устаешь. Идеи сразу осуществляешь, лишь только они появляются. Всюду успеваю и всегда на высоте. Замечаю, что больше могу выпить и не опьянеть, ем, даже не замечаю что, но всегда с аппетитом. Появляется много друзей и подружек, деньги уходят иногда в один день. Одним недостатком является увеличение числа долгов.

Эйфория - состояние безмятежности со стремлением к созерцанию, но часто с активными действиями, которые характеризуются беспечностью. Характерна для употребления психоактивных веществ.

Мория - эйфория с отсутствием целенаправленной деятельности и дурашливостью, характерна для поражений лобных долей головного мозга.

Экстаз - крайне приподнятое, возвышенное настроение с представлением о выходе за пределы собственного тела и слиянием с окружающим, например природой. Эквивалент оргазма. Может наблюдаться как особый тип эпилептического пароксизма.

3 группа. Симптомы неустойчивости эмоциональной сферы.

Недержание аффекта - неспособность контролировать поведение, которое сопровождает эмоции; часто выражается в агрессивности по отношению к слабому стимулу обиды. Характерно для органических расстройств и некоторых аномалий личности.

Эмоциональная лабильность - быстрая смена настроения, быстро возникающие слезы умиления, раздражительность. Типична для сосудистых расстройств.

Эмоциональная холодность (слабодушие) - безразличие, неспособность к сопереживанию, отрешенность, формальная реакция на эмоции других людей и даже членов семьи. Но нее все способны рассказать о своих чувствах и настроении, значительное число пациентов использует для их описания бедные и бесцветные выражения, это явление называют алекситимией.

4 группа. Симптомы качественного искажения эмоций.

Эмоциональная тупость (уплощение) - утрата способности к тонким и адекватным эмоциональным реакциям и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности. Например, больная, в течение многих лет страдающая простой формой шизофрении, в последние годы, по словам мужа, "стала бесчувственной, не глядит ни на что". В стационарном отделении диспансера за три месяца пребывания ни разу не наблюдалось каких-либо проявлений эмоциональной деятельности. На свиданиях с мужем и детьми ни разу нельзя было отметить появления чувств у больной: сидела с опущенными руками и отсутствующим выражением лица, ни на один вопрос не отвечала. Глядя в сторону, отстранив обнимавших ее детей, несмотря на их слезы и просьбы мужа, самостоятельно прерывала свидания.

Апатия - отсутствие побуждения к деятельности и утрата интереса к окружающим, но есть эмоциональное реагирование.

Эмоциональное оскудение - утрата способности к тонким и адекватным эмоциональным реакциям.

Эмоциональная парадоксальность - ослабление адекватных эмоциональных контактов на важные события при одновременном оживлении реакций на сопутствующие незначительные обстоятельства. ПТСР.

Амбивалентность (двойственность) - одновременное возникновение и сосуществование двух взаимно противоположных чувств (например, любовь и ненависть).

Воля - способность к активной сознательной и целенаправленной деятельности. Физиологической основой являются инстинкты.

Нарушения:

Абулия - отсутствие волевых побуждений. При шизофреническом дефекте личности и при органических поражениях лобных долей.

Гипобулия - ослабление волевых побуждений. При депрессивных и астенических состояниях.

Гипербулия - усиление волевых побуждений. При наркомании амфетаминами, психомиметиками. Маниакальные состояния.

Парабулия - качественное извращение волевых побуждений (при психопатии-самоповреждения).

Целостные изменения волевой активности проявляются в гипербулии, гипобулии, парабулии и абулии, но отдельные изменения в сферах инстинкта описываются в зависимости от типа инстинкта.

Эмоции – один из самых важных механизмов психической деятельности. Именно эмоции производят чувственно окрашенную суммарную оценку поступающей информации изнутри и извне. Другими словами, мы оцениваем внешнюю ситуацию и собственное внутреннее состояние. Оценку эмоций нужно осуществлять по двум осям: сильные-слабые и отрицательные-положительные.

Эмоция – чувство, внутренне субъективное переживание, недоступное непосредственному наблюдению. Но даже эта глубоко субъективная форма проявления может иметь нарушения, названные эмоционально-волевыми расстройствами.

Эмоционально-волевые расстройства

Особенность этих расстройств в том, что они объединяют в себе два психологических механизма: эмоции и волю.

Эмоции имеют внешнее выражение: мимика, жестикуляция, интонация и т.д. По внешнему проявлению эмоций врачи судят о внутреннем состоянии человека. Продолжительное эмоциональное состояние характеризуется термином «настроение». Настроение человека довольно подвижно и зависит от нескольких факторов:

  • внешних: удача, поражение, препятствие, конфликты и др.;
  • внутренних: здоровье, проявление активности.

Воля – это механизм регуляции поведения, который позволяет планировать деятельность, удовлетворять потребности, преодолевать трудности. Потребности, способствующие адаптации принято называть «влечением». Влечение – это особое состояние нужды человека в определенных условиях. Осознанные влечение принято называть желаниями. У человека всегда имеется несколько актуальных и конкурирующих потребностей. Если у человека отсутствует возможность для реализации его потребностей, то возникает неприятное состояние, называемое фрустрацией.

Непосредственно расстройства эмоций представляют собой чрезмерное проявление естественных эмоций:


Расстройства воли и влечений

В клинической практике расстройства воли и влечений проявляются нарушениями поведения:


Эмоционально-волевые расстройства нуждаются в лечении. Часто эффективным является медикаментозная терапия в сочетании с психотерапией. Для результативного лечения решающую роль играет выбор специалиста. Доверяйте только настоящим профессионалам.

Loading...Loading...