Самые интересные факты из жизни павлова ивана петровича

Иван Петрович Павлов - лауреат Нобелевской премии и признанный во всём мире научный авторитет. Будучи талантливым учёным, внёс существенный вклад в развитие психологии и физиологии. Именно его считают основателем такого научного направления, как Сделал ряд крупнейших открытий в сфере регуляции пищеварения, а также основал в России физиологическую школу.

Родители

Биография Павлова Ивана Петровича начинается в 1849 году. Именно тогда будущий академик появился на свет в городе Рязань. Его Дмитриевич, был выходцем из крестьянской семьи и работал священником в одном из маленьких приходов. Самостоятельный и правдивый, он постоянно конфликтовал с начальством, поэтому и жил небогато. Пётр Дмитриевич любил жизнь, обладал крепким здоровьем и обожал работать в огороде и саду.

Варвара Ивановна, мать Ивана, происходила из духовной семьи. В молодые годы она была жизнерадостной, весёлой и здоровой. Но частые роды (в семье было 10 детей) сильно подорвали её самочувствие. У Варвары Ивановны не было никакого образования, но трудолюбие и природный ум превратили её в умелую воспитательницу собственных детей.

Детство

Будущий академик Павлов Иван был в семье первенцем. Детские годы оставили в его памяти неизгладимый след. В зрелые годы он вспоминал: «Я очень ясно помню свой первый визит в дом. Удивительно то, что мне был всего год, и няня несла меня на руках. За то, что я рано себя помню, говорит и другое яркое воспоминание. Когда хоронили брата матери, меня вынесли на руках проститься с ним. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами».

Иван рос задорным и здоровым. Он охотно играл с сёстрами и младшими братьями. Также помогал матери (в домашних делах) и отцу (при постройке дома и в огороде). Его сестра Л. П. Андреева рассказывала об этом периоде жизни так: «Иван всегда вспоминал папу с благодарностью. Он смог привить ему привычку к труду, аккуратности, точности и порядку во всём. У нашей матери были квартиранты. Будучи большой труженицей, она старалась всё делать сама. Но все дети её боготворили и старались помочь: принести воды, истопить печь, наколоть дров. Всем этим приходилось заниматься маленькому Ивану».

Школа и травма

Грамоту он начал изучать с 8 лет, но в школу попал лишь в 11. Всему виной случай: однажды мальчик раскладывал для просушки яблоки на помосте. Оступившись, он сорвался с лестницы и упал прямо на каменный пол. Ушиб был довольно сильный, и Иван заболел. Мальчик побледнел, похудел, потерял аппетит и стал плохо спать. Родители пытались вылечить его дома, но ничего не помогало. Как-то в гости к Павловым приехал игумен Троицкого монастыря. Увидев болезненного мальчика, он забрал его к себе. Усиленное питание, чистый воздух и регулярные занятия гимнастикой вернули Ивану силу и здоровье. Опекун оказался умным, добрым и весьма образованным человеком. Он вёл и много читал. Эти качества произвели на мальчика сильное впечатление. Первой книгой, которую академик Павлов получил в юности от игумена, стали басни И. А. Крылова. Мальчик выучил её наизусть и пронёс любовь к баснописцу через всю жизнь. Эта книга всегда лежала на столе учёного.

Обучение в семинарии

В 1864 году под влиянием опекуна Иван поступил в духовную семинарию. Там он сразу стал лучшим учеником, и даже помогал своим товарищам как репетитор. Годы обучения познакомили Ивана с трудами таких русских мыслителей, как Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и т. д. Юноше нравилось их желание бороться за свободу и прогрессивные перемены в обществе. Но со временем его интересы переключились на естествознание. И здесь огромное влияние на формирование научных интересов Павлова оказала монография И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». После окончания шестого класса семинарии юноша понял, что не хочет делать духовную карьеру, и начал подготовку к вступительным экзаменам в университет.

Учёба в университете

В 1870 году Павлов переехал в Петербург с желанием поступить на физико-математический факультет. Но пройти получилось на юридический. Причиной этому - ограничение семинаристов в плане выбора профессий. Иван обратился с прошением к ректору, и через две недели его перевели на физико-математическое отделение. Юноша учился весьма успешно и получал самую высокую стипендию (императорскую).

Со временем Иван всё больше увлекался физиологией и с третьего курса полностью посвятил себя этой науке. Окончательный выбор он сделал под влиянием профессора И. Ф. Циона - талантливого учёного, блестящего лектора и искусного экспериментатора. Вот как вспоминал тот период своей биографии сам академик Павлов: «В качестве главной специальности я выбрал физиологию животных, а добавочной - химию. В то время огромное впечатление на всех произвёл Илья Фадеевич. Нас поражало его мастерски простое изложение сложнейших физиологических вопросов и артистический талант при проведении опытов. Этого учителя я буду помнить всю жизнь».

Исследовательская деятельность

Первые Павлова датируются 1873 годом. Тогда под руководством Ф. В. Овсянникова Иван исследовал нервы в лёгких лягушки. В том же году вместе с однокурсником он написал первую Руководителем, естественно, был И. Ф. Цион. В этом труде студенты изучили влияние гортанных нервов на кровообращение. В конце 1874 года результаты обсуждались на заседании общества естествоиспытателей. Павлов регулярно посещал эти собрания и общался с Тархановым, Овсянниковым и Сеченовым.

Вскоре студенты М. М. Афанасьев и И. П. Павлов начали изучение нервов поджелудочной железы. Совет университета присудил этой работе золотую медаль. Правда, Иван тратил на исследование много времени и не сдал выпускные экзамены, лишившись стипендии. Это вынудило его остаться в университете ещё на год. И в 1875 году он блестяще его окончил. Ему было всего 26 (фото Ивана Петровича Павлова в этом возрасте, к сожалению, не сохранилось), и будущее виделось весьма перспективным.

Физиология кровообращения

В 1876 году молодой человек устроился ассистентом к профессору К. Н. Устимовичу, заведующему лабораторией в Медико-хирургической академии. В последующие два года Иван провёл ряд исследований по физиологии кровообращения. Труды Павлова высоко оценил профессор С. П. Боткин и пригласил его к себе в клинику. Формально Иван занял должность лаборанта, но на самом деле стал руководителем лаборатории. Несмотря на плохое помещение, нехватку оборудования и мизерное финансирование, Павлов достиг серьёзных результатов в сфере изучения физиологии пищеварения и кровообращения. В научных кругах его имя приобретало всё большую известность.

Первая любовь

В конце семидесятых он познакомился с Серафимой Карчевской - студенткой педагогического отделения. Молодых объединяла близость взглядов, общность интересов, верность идеалам служения обществу и борьбы за прогресс. В общем, они друг друга полюбили. А сохранившееся фото Ивана Петровича Павлова и Серафимы Васильевны Карчевской показывает, что они были очень красивой парой. Именно поддержка супруги позволила достичь молодому человеку таких успехов на научном поприще.

Поиски новой работы

За 12 лет работы в клинике С. П. Боткина биография Павлова Ивана Петровича пополнилась множеством событий научного характера, и он стал известным как на родине, так и за границей. Улучшение условий работы и жизни талантливого учёного стало необходимостью не только ради его личных интересов, но и ради развития российской науки.

Но во времена царской России добиться каких-либо изменений простому, честному, демократично настроенному, непрактичному, застенчивому и бесхитростному человеку, каким и был Павлов, оказалось крайне непростым делом. Помимо этого, жизнь учёного осложняли видные физиологи, с которыми Иван Петрович, будучи ещё молодым, публично вступал в острые дискуссии и часто выходил победителем. Так, благодаря отрицательному отзыву профессора И. Р. Тарханова о работе Павлова по кровообращению последнему не присудили премию.

Иван Петрович никак не мог найти хорошей лаборатории для продолжения своих исследований. В 1887 году он обратился в письме к министру просвещения, в котором просил места на кафедре какого-нибудь экспериментального университета. Затем он разослал ещё несколько писем в разные институты и отовсюду получил отказ. Но вскоре удача улыбнулась учёному.

Нобелевская премия

В апреле 1890 года Павлова избрали профессором фармакологии сразу в два и Томский. А в 1891-м его пригласили для организации отдела физиологии в только что открывшемся Университете экспериментальной медицины. Павлов возглавлял его до конца своих дней. Именно здесь он выполнил несколько классических работ по физиологии пищеварительных желез, которые были отмечены Нобелевской премией в 1904 году. Всё научное сообщество помнит речь, которую произнёс академик Павлов «О русском уме» на церемонии вручения. Надо отметить, что это была первая премия, присуждённая за эксперименты в сфере медицины.

Несмотря на голод и разруху во времена становления Советской власти, В. И. Ленин издал специальное постановление, в котором высоко оценивались работы Павлова, что свидетельствовало об исключительно тёплом и заботливом отношении большевиков. В кратчайшие сроки академику и его сотрудникам были созданы наиболее благоприятные условия для проведения научной работы. Лабораторию Ивана Петровича реорганизовали в Физиологический институт. А к 80-летию академика под Ленинградом открыли научный институт-городок.

Осуществились многие мечты, которые долгое время вынашивал академик Павлов Иван Петрович. Научные труды профессора регулярно издавались. При его институтах появлялись клиники психических и нервных заболеваний. Во все возглавляемые им научные учреждения поступило новое оборудование. В десятки раз выросло количество сотрудников. Кроме бюджетных средств, учёный каждый месяц получал суммы для расходования по собственному усмотрению.

Иван Петрович был взволнован и тронут таким внимательным и тёплым отношением большевиков к его научной деятельности. Ведь при царском режиме он постоянно нуждался в деньгах. А теперь академик даже беспокоился о том, сможет ли он оправдать доверие и заботу правительства. Он не раз об этом высказывался как в своём окружении, так и публично.

Смерть

Академик Павлов скончался на 87-м году жизни. Ничто не предвещало смерти учёного, ведь Иван Петрович имел отменное здоровье и редко хворал. Правда, он был подвержен простудным заболеваниям и болел воспалением лёгких несколько раз. Пневмония и стала причиной смерти. 27 февраля 1936 года учёный покинул этот мир.

Весь советский народ скорбил, когда умер академик Павлов (описание смерти Ивана Петровича сразу появилось в газетах). Ушёл большой человек и великий учёный, внесший огромный вклад в развитие физиологической науки. Похоронили Ивана Петровича на неподалёку от могилы Д. И. Менделеева.

Иван Павлов – знаменитый российский ученый, труды которого высоко оценены и признаны научным мировым сообществом. Ученому принадлежат важные открытия в области физиологии и психологии. Павлов является создателем науки о высшей нервной деятельности человека.

Иван Петрович родился в 1849 году, 26 сентября, в Рязани. Это был первый ребенок из десяти, родившихся в семье Павловых. Мать Варвара Ивановна (девичья фамилия Успенская) воспитывалась в семье священнослужителей. До замужества была крепкой, жизнерадостной девушкой. Роды, следовавшие одни за другими, отрицательно сказались на здоровье женщины. Она не была образована, но природа наделила ее умом, практичностью и трудолюбием.

Детей молодая мама воспитывала правильно, прививала качества, благодаря которым в будущем они успешно себя реализовали. Петр Дмитриевич, отец Ивана, был правдивым и самостоятельным священником крестьянского происхождения, правил службы в бедном приходе. Частенько вступал в конфликты с руководством, любил жизнь, ничем не болел, охотно ухаживал за садом и огородом.


Благородство и пасторское рвение Петра Дмитриевича со временем сделали из него настоятеля храма в Рязани. Отец был для Ивана примером упорства в достижении целей и стремления к совершенству. Он уважал своего отца и прислушивался к его мнению. По наставлению родителей в 1860 г парень поступает в духовное училище и проходит начальный курс семинарии.

В раннем детстве Иван редко болел, рос веселым и крепким мальчишкой, играл с детьми и помогал родителям по хозяйству. Отец и мать привили детям привычку трудиться, поддерживать порядок в доме, соблюдать аккуратность. Сами много трудились, этого же требовали и от детей. Иван с младшими братьями и сестрами носили воду, кололи дрова, топили печь и выполняли другие домашние дела.


Грамоте мальчика обучали с восьмилетнего возраста, но в школу он пошел в 11. Причиной тому стал сильный ушиб, полученный при падении с лестницы. У мальчика пропал аппетит, сон, он стал худеть и бледнеть. Домашнее лечение не помогало. На поправку дело пошло тогда, когда измученного болезнью ребенка увезли в Троицкий монастырь. Его опекуном стал гостивший в доме у Павловых игумен божьей обители.

Здоровье и жизненные силы удалось вернуть, благодаря гимнастическим упражнениям, хорошей еде и чистому воздуху. Игумен был образованным, начитанным и вел аскетическую жизнь. Книгу, подаренную опекуном, Иван выучил и знал наизусть. Это был томик басен , который впоследствии стал его настольной книгой.

Семинария

Решение о поступлении в духовную семинарию в 1864 г. принято Иваном под влиянием духовного наставника и родителей. Здесь он изучает естественные науки и другие интересные предметы. Активно участвует в дискуссиях. На протяжении всей жизни он остается заядлым спорщиком, неистово сражается с противником, опровергая любые аргументы оппонента. В семинарии Иван становится лучшим учеником и дополнительно занимается репетиторством.


Молодой Иван Павлов в семинарии

Знакомится с трудами великих русских мыслителей, проникается их стремлением к борьбе за свободу и лучшую жизнь. Со временем его предпочтения концентрируются на естествознании. В этом большую роль сыграло знакомство с монографией И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Приходит осознание того, что карьера священнослужителя ему не интересна. Начинает штудировать предметы, необходимые для поступления в университет.

Физиология

В 1870 г Павлов переезжает в Петербург. Поступает в университет, хорошо учится, сначала без стипендии, так как ему пришлось переводиться с одного факультета на другой. Позже успешный студент удостаивается императорской стипендии. Физиология - его основное увлечение, а с третьего курса – главный приоритет. Под влиянием ученого и экспериментатора И. Ф. Циона юноша окончательно определяется с выбором и посвящает себя науке.

В 1873 г. Павлов приступает к исследовательским работам над легкими лягушки. В соавторстве с одним из студентов, под руководством И. Ф. Циона пишет научную работу о том, как нервы гортани влияют на кровообращение. Вскоре вместе со студентом М. М. Афанасьевым изучает поджелудочную железу. Исследовательской работе присуждается золотая медаль.


Учебное заведение студент Павлов заканчивает на год позже, в 1875-м, так как остается на повторный курс. На исследовательскую работу уходит много времени и сил, поэтому выпускные экзамены он заваливает. По окончании учебного заведения Ивану всего 26 лет, он полон амбиций, его ждут прекрасные перспективы.

С 1876 г Павлов ассистирует профессору К. Н. Устимовичу в Медико-хирургической академии и параллельно изучает физиологию кровообращения. Труды этого периода высоко оценены С. П. Боткиным. Профессор приглашает молодого исследователя поработать в своей лаборатории. Здесь Павлов изучает физиологические особенности крови и пищеварения


В лаборатории С. П. Боткина Иван Петрович проработал 12 лет. Биография ученого этого периода пополнилась событиями и открытиями, которые принесли мировую славу. Настала пора для перемен.

Добиться этого простому, человеку в дореволюционной России было не легко. После неудачных попыток судьба дает шанс. Весной 1890 года Варшавский и Томский университеты избирают его профессором. А в 1891-м ученого приглашают в Университет экспериментальной медицины для организации и создания отдела физиологии.

До конца жизни Павлов бессменно руководил этой структурой. В университете проводит исследования физиологии пищеварительных желез, за что в 1904-м получает премию, которая стала первой российской премией в области медицины.


Приход к власти большевиков оказался для ученого благом. Его труды оценил . Для академика и всех сотрудников создавались благоприятные, способствующие плодотворной работе, условия. Лабораторию при советской власти модернизировали в Физиологический институт. К 80-летнему юбилею ученого был открыт институт-городок под Ленинградом, его труды печатались в лучших издательствах.

При институтах открывались клиники, приобреталось современное оборудование, увеличивался штат сотрудников. Павлов получал средства из бюджета и дополнительные суммы для расходов, испытывал благодарность за такое отношение к науке и собственной персоне.

Особенностью методики Павлова было то, что он видел связь между физиологией и психическими процессами. Работы о механизмах пищеварения стали отправной точкой для развития нового направления в науке. Исследованиями в области физиологии Павлов занимается более 35 лет. Ему принадлежит создание методики условных рефлексов.


Иван Павлов - автор проекта "Собака Павлова"

Эксперимент, названный «собака Павлова», состоял в изучении рефлексов животного на воздействия извне. В ходе него после сигнала метрономом собаке выдавалась еда. После сеансов у собаки начиналась выделяться слюна без еды. Так ученый выводит понятия рефлекса, формирующегося на основе опыта.


В 1923-м вышло первое описание двадцатилетнего опыта над животными. В науке Павловым сделан самый серьезный вклад в познание функций мозга. Результаты исследований, поддержанных советским правительством, оказались ошеломляющими.

Личная жизнь

Первую любовь, будущего педагога Серафиму Карчевскую, талантливый юноша встречает в конце семидесятых. Молодых людей объединяют общие интересы и идеалы. В 1881 году они поженились. В семье Ивана и Серафимы родилось две дочери и четверо сыновей.


Первые годы семейной жизни оказались тяжелыми: не было собственного жилья, не хватало средств на необходимое. Трагические события, связанные с гибелью первенца и еще одного малолетнего ребенка, подорвали здоровье жены. Это выбивало из колеи и приводило в отчаяние. Подбадривая и утешая, Серафима вывела мужа из тяжелейшей меланхолии.

В дальнейшем личная жизнь пары наладилась и не мешала молодому ученому строить карьеру. Этому содействовала и постоянная поддержка жены. В научных кругах Иван Петрович пользовался уважением, а его сердечность и энтузиазм притягивали к нему друзей.

Смерть

С фото, снятых в периоды жизни ученого, на нас смотрит жизнерадостный, привлекательный пышнобородый мужчина. У Ивана Петровича было завидное здоровье. Исключение составляли простудные заболевания, иногда с осложнениями в виде воспаления легких.


Пневмония и стала причиной смерти 87-летнего ученого. Умер Павлов 27 февраля 1936 г, его могила находится на Волковском кладбище.

Библиография

  • Центробежные нервы сердца. Диссертация на степень доктора медицины.
  • Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.
  • Лекции о работе больших полушарий головного мозга.
  • Физиология и патология высшей нервной деятельности.
  • Последние сообщения по физиологии и патологии высшей нервной деятельности.
  • Полное собрание трудов.
  • Статьи по физиологии кровообращения.
  • Статьи по физиологии нервной системы.

Павлов, Иван Петрович – русский психолог, физиолог, исследователь процессов регуляции пищеварения, лауреат Нобелевской премии. Создатель науки о высшей нервной деятельности.

Биография

Иван Петрович Павлов появился на свет 26 сентября 1849 года в Рязани. Отец, Петр Дмитриевич Павлов, был приходским священником. Мать, Варвара Ивановна, занималась ведением домашнего хозяйства.

Обучался Иван в рязанском духовном училище. В 1864 году, окончив училище, Павлов поступает в духовную семинарию в Рязани. Позже он вспоминал этот период с теплотой, отмечал работу замечательных преподавателей. На последнем курсе Павлов познакомился с книгой И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта книга и определила дальнейшую судьбу Павлова.

В 1870 году он поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Правда, проучился он здесь всего 17 дней, а затем перевелся на физико-математический факультет, естественное отделение. Учился у профессоров Ф. В. Овсянникова, И. Ф. Циона, особенно интересовался физиологией животных. Много внимания уделял нервной регуляции, как и положено истинному последователю Сеченова.

После окончания университета Павлов поступает в Медико-хирургическую академию, сразу на третий курс. В 1879 году он заканчивает академию и начинает работать в клинике Боткина, где возглавляет лабораторию физиологии.

С 1884 по 1886 год Павлов стажируется во Франции и Германии, а затем вновь возвращается на работу к Боткину.

В 1890 году Павлова назначают профессором фармакологии в Военно-медицинской академии, спустя шесть лет возглавил здесь кафедру физиологии, которую покинул только в 1926 году.

В то же время Иван Петрович исследует физиологию пищеварения, кровообращения, высшей нервной деятельности. В 1890 году он проводит свой знаменитый опыт с мнимым кормлением и устанавливает, какую роль играет нервная система в процессах пищеварения.

Так, было установлено, что процесс сокоотделения делится на две фазы: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую.

Затем Павлов приступил к изучению высшей нервной деятельности, добился значительных успехов в исследовании рефлексов.

В 1903 году Павлов, которому к тому времени было уже 54 года, выступил с докладом на Международном медицинском конгрессе, который проходил в Мадриде. В следующем году за исследование процессов пищеварения Ивану Павлову была вручена Нобелевская премия.

В 1907 году ученый становится членом Российской Академии наук. В 1915 году Лондонское королевское общество преподносит ему медаль Копли.

Революцию Павлов воспринял в целом негативно. Во время гражданской войны он бедствовал, поэтому обращался к советской власти с просьбой выпустить его из страны. Власть же обещала улучшить положение, но делала в этом направлении очень мало. В конце концов, в 1925 году о создании Института физиологии в Колтушах, который возглавил Павлов. Он работал здесь до самой смерти.

Основные достижения Павлова

  • Установил, что работа сердца регулируется не только задерживающими и ускоряющими нервами, но и усиливающим нервом. Кроме того, предположил существование ослабляющих нервов.
  • Впервые осуществил операцию по соединению воротной вены с нижней полой. Объяснил значение печени как органа, который очищает кровь от вредных продуктов.
  • Сделал целый ряд открытий, касающихся рефлексии выделения желудочного сока.
  • Павловым были сформулированы принципы физиологии высшей нервной деятельности.

Важные даты биографии Павлова

  • 26 сентября 1849 года – рождение в Рязани.
  • 1864 год – поступление в духовную семинарию в Рязани.
  • 1870 год – поступление в Петербургский университет.
  • 1875 год – Павлов награждается золотой медалью и оканчивает университет. Поступление в Медико-хирургическую академию.
  • 1879 год – окончание академии. Работа заведующим лабораторией в клинике Боткина.
  • 1883 год – защита докторской диссертации на тему «О центробежных нервах сердца».
  • 1884-1886 годы – стажировка во Франции и Германии.
  • 1890 год – заведующий кафедрой фармакологии Медико-хирургической академии.
  • 1897 год – публикация работы «Лекции о работе главных пищеварительных желез».
  • 1901 год – член-корреспондент Петербургской Академии наук.
  • 1904 год – присуждение Нобелевской премии.
  • 1907 год – действительный член Петербургской Академии наук.
  • 1925 год – начало работы на посту руководителя Института физиологии.
  • 27 февраля 1936 — Иван Петрович Павлов умер.
  • Первый житель России, получивший Нобелевскую премию.
  • Однажды признался, что без очков не смог бы провести на собаках ни одного опыта. Просто потому, что не увидел бы собак.
  • Предтечей собственных исследований Павлов считал Декарта, за что поставил ему бюст рядом с лабораторией в Колтушах.
  • Увлекался коллекционированием бабочек и игрой в городки.
  • Ученый был левшой, но упорно разрабатывал правую руку. В результате он даже научился ею делать операции.
  • Негативно относился к советской власти и утверждал, что у нее нет никакого будущего, а СССР обречен на погибель. Поэтому не попал в лагерь лишь благодаря огромному авторитету не только в России, но и во всем мире.

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как Иван Петрович Павлов (26.09.1849, Рязань - 27.02.1936, Ленинград) - творец материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Это учение имеет огромное практическое значение. В медицине и педагогике, в философии и психологии, в спорте, труде, в любой деятельности человека - всюду оно служит основой и отправной точкой. Создатель крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Кавалер ордена Почетного легиона (1915) - высшей награды Франции.

Родился в городе Рязани в 1849 году в семье священнослужителя. В 1860 году в возрасте 11 лет Павлов поступил в церковное приходское училище, а после его окончания - в духовную семинарию, но не окончил ее. . 60-е годы XIX в. были годами подъема освободительного движения в России. Молодежь с нетерпением ждала очередных номеров передовых журналов, в которых печатались статьи Н.А. Добролюбова и А.И. Герцена, Д.И. Писарева и Н.Г. Чернышевского; в них помещались и труды по естествознанию. Статьи Д.И. Писарева, книги И.М. Сеченова и популярная книга Д, Льюиса “Физиология обыденной жизни”, идеи революционных демократов, споры в кружках рязанской молодежи сделали своё дело.

Иван Павлов ушел из семинарии, уехал из Рязани в Петербург и в 1870 году поступил в Университет на естественное отделение физико-математического факультета. Его интерес к физиологии возрос, после того как он прочитал книгу И. Сеченова "Рефлексы головного мозга", но освоить этот предмет ему удалось только после того, как он прошел обучение в лаборатории И. Циона, изучавшего роль депрессорных нервов. Первое научное исследование Павлова - изучение секреторной иннервации поджелудочной железы. За него И. Павлов и М. Афанасьев были награждены золотой медалью университета.

В 1875 блестяще завершил курс с ученой степенью кандидата естественных наук и поступил на 3 курс Медико-Хирургической Академии (в настоящее время это Российская Военно-Медицинская Академия г. Санкт - Петербурга). Закончил её в 1879 году с золотой медалью, получив диплом лекаря, и начал работать в физиологической лаборатории клиники С.П. Боткина, проводя исследования по физиологии кровообращения. В 1875 году Павлов получил звание кандидата естественных наук. Летом 1877 года он работал в Германии, с Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения. В 1878 году по приглашению С. Боткина Павлов начал работать в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, еще не имея медицинской степени, которую Павлов получил в 1879 году. В том же году Иван Петрович начал исследования по физиологии пищеварения, которые продолжались более двадцати лет. Павлов в 1883 году защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Он был назначен приват-доцентом в Академию, но вынужден был отказаться от этого назначения в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Гейденгайном и Карлом Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени. Таким образом, Павлов был командирован за границу для усовершенствования знаний и через два года вернулся в Россию.

Павлов Иван Петрович

(род. в 1849 г. – ум. в 1936 г.)

Выдающийся российский физиолог, биолог, врач, педагог. Создатель учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований. Академик Петербургской АН (с 1907 г.), академик РАН (с 1917 г.), академик АН СССР (с 1925 г.), почетный член 130 академий и научных учреждений. Четвертый лауреат Нобелевской премии в мире (1904 г.) и первый в области естественных наук. Автор классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения.

«Если какой-либо человек достигает таких значительных успехов, как Павлов, и оставляет после себя наследство столь значительное как по величине полученных данных, так и в идейном отношении, то мы естественно заинтересованы узнать, как и каким образом он это совершил, чтобы понять, каковы же были психофизиологические особенности этого человека, которые обеспечивали ему возможность таких достижений? Конечно, он всеми был признан гением», – так говорил современник великого ученого, член-корреспондент Польской Академии наук, физиолог Ю. Конорский.

Сам же Павлов, чистосердечно причисляя себя к «маленьким и средним», не раз повторял: «Ничего гениального, что мне приписывают, во мне нет. Гений – это высшая способность концентрировать внимание… неотступно думать о предмете, уметь с этим ложиться и с ним же вставать! Только думай, только думай все время – и все трудное станет легким. Всякий на моем месте, поступая так же, стал бы гениальным». Но если бы все было так просто – мир бы состоял из одних гениев. А их по-прежнему каждый век рождаются единицы.

Да и кто мог представить, что мальчик Ваня, появившийся на свет в старинном русском городе Рязани 26 сентября 1849 г., достигнет невиданных высот в физиологии – науке, столь далекой от устремлений его родителей. Отец, Петр Дмитриевич Павлов, выходец из крестьянской семьи, был в ту пору молодым священником одного из захудалых приходов. Правдивый и самостоятельный, он часто не ладил с начальством и жил небогато. Высокие нравственные качества, семинарское образование, которое для жителей провинциальных городишек тех времен считалось значительным, снискали ему репутацию весьма просвещенного человека. Мать, Варвара Ивановна, также происходила из духовной семьи, но никакого образования не получила. В молодости она была здоровой, веселой и жизнерадостной, но частые роды (она родила 10 детей) и переживания, связанные с безвременной смертью некоторых из них, подорвали ее здоровье. Природный ум и трудолюбие сделали ее умелой воспитательницей своих детей, и они боготворили ее, наперебой старались чем-нибудь помочь: наколоть дров, истопить печь, принести воды.

Иван Петрович вспоминал о своих родителях с чувством нежной любви и глубокой благодарности: «А подо всем – всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование». Иван был первенцем в семье Павловых. Он охотно играл с младшими братьями и сестрами, с малых лет помогал отцу в огороде и саду, а при постройке дома выучился немного столярному и токарному делу. На протяжении многих лет садоводство и огородничество являлись существенным подспорьем семьи Павловых, в которой кроме своих детей воспитывались и племянники – дети двух братьев отца.

Грамоте Иван обучился к восьми годам, но в школу поступил с запозданием на три года. Дело в том, что однажды, раскладывая для просушки яблоки на высоком помосте, он упал на каменный пол и сильно ушибся, что имело тяжелые последствия для его здоровья. Он потерял аппетит, стал плохо спать, похудел и побледнел. Домашнее лечение заметного успеха не принесло. И тогда мальчика взял к себе крестный – игумен Троицкого монастыря, расположенного близ Рязани. Чистый воздух, усиленное питание, регулярные гимнастические занятия вернули Ивану здоровье и силу. Опекун мальчика оказался добрым, умным и весьма образованным по тем временам человеком. Он много читал, вел спартанский образ жизни, был требователен к себе и к окружающим. Под его руководством Иван приобрел недюжинную силу и выносливость, даже забавлялся кулачными боями. Но больше всего он любил игру в городки, которая требовала внимательности, ловкости, точности и учила сохранять спокойствие. Дома отец также соорудил для сыновей гимнастические снаряды, чтобы «вся лишняя сила в пользу шла, а не на баловство».

Вернувшись в Рязань осенью 1860 г., Иван поступил в Рязанское духовное училище сразу во второй класс. Спустя четыре года он успешно окончил его и был принят в местную духовную семинарию, где дети священников получали определенные льготы. Здесь Павлов стал одним из лучших учеников и даже давал частные уроки, пользуясь репутацией хорошего репетитора. Именно тогда Иван очень полюбил педагогическое дело и был счастлив, когда мог помочь другим в приобретении знаний.

Годы учения Павлова были отмечены бурным развитием передовой общественной мысли в России. И Иван зачастил в публичную библиотеку. Однажды ему попалась статья Д. Писарева, где были слова «Всемогущее естествознание держит в руках ключ к познанию всего мира». В семинарии твердили о бессмертии души и загробной жизни, а в литературе призывали отказаться от слепой веры и изучать важнейшие жизненные проблемы. После увлекательной монографии отца русской физиологии И. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и популярной книги английского ученого Дж. Льюиса «Физиология обыденной жизни» Павлов «заболел рефлексами», стал мечтать о научной деятельности.

Окончив шестой класс семинарии в 1869 г., Павлов решительно отказался от духовной карьеры и стал готовиться к вступительным экзаменам в университет. В 1870 г. он уезжает в Петербург, мечтая поступить на естественное отделение физико-математического факультета. Но так как семинария не давала достаточных знаний по математике и физике, Иван был вынужден избрать юридический факультет. И все-таки он добился своего: спустя 17 дней после начала занятий по специальному разрешению ректора его перевели на физико-математический факультет. Правда, из-за этого он лишился стипендии. В этот первый год ему пришлось очень туго, а потом в университет поступил его брат Дмитрий, который с присущей ему хозяйственностью наладил их нехитрый студенческий быт. Спустя год естественное отделение пополнилось еще одним Павловым – Петром. Все братья стали учеными: Иван – физиологом, Дмитрий – химиком, а Петр – зоологом, но только для старшего серьезная научная работа, непрерывная и всепоглощающая, стала смыслом жизни.

Учился Иван весьма успешно, обращая на себя внимание профессоров. Невысокий, кряжистый, с густой каштановой бородой, отпущенной для солидности, он был на редкость серьезен, вдумчив, трудолюбив и страстно увлечен учебой. На втором году обучения ему назначили обычную стипендию (180 руб. в год), на третьем году он уже получал так называемую императорскую стипендию (300 руб. в год). На естественном отделении в это время сложился отличный преподавательский коллектив факультета, где среди профессоров факультета были выдающиеся химики Д. Менделеев и А. Бутлеров, знаменитые ботаники А. Бекетов и И. Бородин, известные физиологи Ф. В. Овсянников и И. Цион. Под влиянием последнего Павлов решил посвятить себя изучению физиологии животных, а также химии. Илья Фадеевич не только мастерски излагал самые сложные вопросы, поистине артистически ставил опыты, но и виртуозно владел хирургической техникой. Он мог прооперировать собаку, даже не сняв белоснежных перчаток и при этом не запятнав их и капелькой крови. Идя по стопам учителя, Павлов, будучи левшой, научился блистательно оперировать двумя руками. Очевидцы говорили, что, когда он становился к столу, «операция заканчивалась, не успев начаться».

Исследовательская деятельность Павлова началась рано. Будучи студентом четвертого курса, Иван под руководством Ф. Овсянникова исследовал нервы в легких лягушки. Затем совместно с однокурсником В. Великим под руководством Циона он выполнил первую научную работу о влиянии гортанных нервов на кровообращение. Результаты исследования были доложены на заседании Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, после чего Павлов стал регулярно посещать заседания, общаться на них с Сеченовым, Овсянниковым, Тархановым и другими физиологами, участвовать в обсуждении докладов. А его научную работу по физиологии нервов поджелудочной железы совет университета удостоил золотой медали. Правда, увлеченный исследованиями студент практически забыл, что на носу выпускные экзамены. Пришлось писать прошение, чтобы остаться «на второй год». В 1875 г. Павлов блестяще окончил университет, получил ученую степень кандидата естественных наук и продолжил обучение в Медико-хирургической академии, поступив сразу на третий курс, но «не с целью сделаться врачом, а с тем, чтобы впоследствии, имея степень доктора медицины, быть вправе занять кафедру физиологии». Ему шел тогда 26-й год.

С радужными надеждами выходил молодой ученый на дорогу самостоятельной жизни. И. Цион, занявший оставленную Сеченовым должность заведующего кафедрой физиологии в Медико-хирургической академии, пригласил его в качестве своего ассистента. Поначалу все складывалось для И. П. Павлова удачно. Но вскоре его учитель вынужден был уйти из академии, и Павлов счел нужным отказаться от должности ассистента, предложенной ему новым руководителем кафедры профессором И. Ф. Тархановым. Таким образом, он лишился не только прекрасного места для научной работы, но и заработка. Продолжая учебу, Иван стал ассистентом профессора К. Н. Устимовича на кафедре физиологии ветеринарного отделения.

За время работы в лаборатории (1876–1878 гг.) Павлов самостоятельно выполнил ряд ценных работ по физиологии кровообращения. В этих исследованиях впервые проявились зачатки его гениального научного метода изучения функций организма в их естественной динамике в ненаркотизированном целостном организме. В результате многочисленных опытов Павлов научился измерять давление крови у собак, не усыпляя их наркозом и не привязывая к опытному столу. Он разработал и осуществил свой оригинальный метод вживления хронической фистулы мочеточников в наружный покров живота. За работы, сделанные за время учебы, Павлов получил вторую золотую медаль, а окончив Академию в декабре 1879 г. – диплом лекаря с отличием. Летом же он на с трудом сэкономленные деньги по рекомендации Устимовича побывал в Бреславле, где познакомился с работами видного физиолога профессора Р. Гейденгайна. Исследования Павлова по физиологии кровообращения привлекли внимание физиологов и врачей. Молодой ученый становился известным в научных кругах.

В 1879 г. Павлов принял заведование физиологической лабораторией при клинике С. Боткина, куда знаменитый русский клиницист пригласил его еще в декабре 1878 г. Тогда формально Ивану Петровичу предложили занять должность лаборанта, на деле же он должен был стать руководителем лаборатории. Павлов охотно принял это предложение, потому что незадолго до этого было закрыто ветеринарное отделение Медико-хирургической академии и он лишился работы и возможности проводить опыты. Здесь молодой ученый работал до 1890 г., достиг выдающихся результатов в области изучения физиологии кровообращения и пищеварения, принимал участие в разработке некоторых актуальных вопросов фармакологии, совершенствовал свое незаурядное экспериментальное мастерство, а также приобрел навыки организатора и руководителя коллектива научных работников.

Двенадцатилетняя работа в трудных условиях практически нищей физиологической лаборатории была вдохновенной, напряженной, целеустремленной и исключительно плодотворной, хотя и сопровождалась острой материальной нуждой и лишениями в личной жизни. Павлов стал видной фигурой на поприще физиологии не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Выстоять в это трудное время Ивану Петровичу помогла жена. С Серафимой Васильевной Карчевской, слушательницей Педагогических курсов, Павлов познакомился в конце 1870-х гг. Их объединяла не только любовь, но и общность духовных интересов, близость взглядов. Они были привлекательной парой. Серафима Васильевна признавалась, что ее притягивала «та скрытая духовная сила, которая всю жизнь поддерживала его в работе и обаянию которой невольно подчинялись все его сотрудники и приятели». Любовь на первых порах целиком поглотила и Ивана Петровича. По свидетельству брата Дмитрия, молодой ученый некоторое время был больше занят сочинением писем к любимой девушке, чем лабораторными делами.

В 1881 г. молодые люди поженились, несмотря на то что родители Павлова были против этого брака, так как намеревались женить своего первенца на дочери состоятельного петербургского чиновника. После женитьбы и проявилась полная беспомощность Ивана Петровича в житейских делах. Супруга взяла на себя всю тяжесть семейных забот и на протяжении многих лет безропотно переносила все неприятности и неудачи, которые в ту пору сопутствовали ему. Своей верной любовью она, бесспорно, немало способствовала поразительным успехам Павлова в науке. «Искал в товарищи жизни только хорошего человека, – писал Павлов, – и нашел его в моей жене, терпеливо переносившей невзгоды нашего допрофессорского житья, всегда охранявшей мое научное стремление и оказавшейся столь же преданной на всю жизнь нашей семье, как я лаборатории». Материальные лишения вынудили молодоженов некоторое время жить у брата Ивана Петровича – Дмитрия, который работал ассистентом у знаменитого русского химика Д. И. Менделеева и имел казенную квартиру, и у своего приятеля Н. Симановского. Было в семейной жизни Павловых и горе: в младенчестве умерли два первых сына.

Иван Петрович всецело был предан любимому делу. Нередко свои мизерные заработки он тратил на покупку подопытных животных и прочие нужды исследовательской работы в лаборатории. Особенно тяжелое материальное положение семья испытала в период, когда Павлов готовил диссертацию на степень доктора медицинских наук. Серафима Васильевна неоднократно умоляла его ускорить защиту, справедливо укоряя, что он все время занимается оказанием помощи своим ученикам по лаборатории и совсем забросил собственные научные дела. Но Павлов был неумолим; он стремился получить все более значительные и достоверные научные факты для своей докторской диссертации и не помышлял об ускорении ее защиты. Со временем материальные невзгоды остались в прошлом, особенно после присуждения ученому Варшавским университетом премии им. Адама Хойнацкого (1888 г.).

В 1883 г. Павлов блестяще защитил докторскую диссертацию о центробежных нервах сердца. Он установил, что существуют особые нервные волокна, влияющие на обмен веществ в сердце и регулирующие его работу. Этими исследованиями было положено начало учению о трофической нервной системе. В июне 1884 г. Иван Петрович был командирован в Лейпциг, где в течение двух лет работал совместно с известными физиологами К. Людвигом и Р. Гейденгайном. Заграничная поездка обогатила Павлова новыми идеями. Он установил личные контакты с видными деятелями зарубежной науки.

Возвратившись на родину с солидным научным багажом, Иван Петрович начал читать лекции по физиологии в Военно-медицинской академии (так к этому времени была переименована Военно-хирургическая академия), а также врачам клинического военного госпиталя и с энтузиазмом продолжил исследования в убогой лаборатории при клинике Боткина. Она помещалась в маленьком, совершенно не приспособленном для научной работы ветхом деревянном домике, изначально предназначавшемся не то для дворницкой, не то для бани. Недоставало необходимого оборудования, не хватало денег на покупку подопытных животных и на другие исследовательские нужды. Но все это не мешало Павлову развить здесь кипучую деятельность.

За годы работы в лаборатории в полной мере проявились колоссальная трудоспособность, неукротимая воля и неисчерпаемая энергия ученого. Он сумел заложить крепкий фундамент своих будущих исследований физиологии пищеварения: обнаружил нервы, регулирующие секреторную деятельность поджелудочной железы, и поставил свой ставший классическим опыт с мнимым кормлением собак. Павлов считал, что эксперименты на животных необходимы при разрешении многих сложных и неясных вопросов клинической медицины. В частности, он стремился выяснить свойства и механизм терапевтического действия новых или уже применяемых в медицине лекарственных препаратов растительного и иного происхождения.

О результатах своих исследований Павлов регулярно сообщал на страницах отечественных и зарубежных научных журналов, на заседании физиологической секции Общества естествоиспытателей Санкт-Петербурга и на съездах этого же общества. За выслугу лет в 1887 г. его произвели в надворные советники, а три года спустя назначили на должность профессора фармакологии в Томском, а вслед за этим и в Варшавском университетах и, наконец, в самой Военно-медицинской академии. Это место ученый занимал в течение пяти лет, до перехода на кафедру физиологии, которой он бессменно руководил три десятка лет, успешно сочетая блестящую педагогическую деятельность с интересной, хотя и ограниченной по масштабам научно-исследовательской работой. Его лекции и доклады пользовались исключительным успехом. Иван Петрович завораживал аудиторию своей страстной речью, неожиданными жестами, пылающим взглядом. Американский ученый Дж. Б. Келлог, побывав на одном из докладов, сказал, что не доведись Павлову стать известным физиологом, из него вышел бы превосходный драматический актер. Но лучшим красноречием Павлов считал язык фактов.

В 1890 г. был открыт Императорский Институт экспериментальной медицины, созданный на базе Пастеровской станции при материальной поддержке известного мецената – принца А. Ольденбургского. Именно он пригласил Павлова для организации отдела физиологии, которым ученый затем бессменно руководил 46 лет. В основном здесь были выполнены классические работы Павлова по физиологии главных пищеварительных желез, принесшие ему мировую славу. Метод фистул, разработанный Павловым, был крупнейшим достижением и позволял исследовать работу желез при разных условиях и составе пищи. Операция не нарушала нормальных связей организма со средой и в то же время позволяла проводить длительные наблюдения.

Все свои исследования Павлов проводил на собаках. Подопытное животное выхаживалось после операции не менее тщательно, чем больной человек. Так, при изучении столь важного органа, как поджелудочная железа, и создании маленького желудка для чистоты эксперимента ученому в течение полугода понадобилось три десятка собак, ни одна из которых не погибла. Наглядным доказательством правоты идей ученого стал пес Дружок, прославившийся на весь мир. Это была настоящая научная победа Павлова, за которой последовала целая серия блестящих экспериментов. Ученый рассказал о своих опытах, наблюдениях и приемах работы в книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897 г.). За этот труд Иван Петрович стал четвертым лауреатом Нобелевской премии за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения (1904 г.). До него этой награды удостаивались исключительно врачи. Работа физиолога была оценена как «принесшая наибольшую пользу человечеству». Она обессмертила имя Павлова и прославила российскую науку.

По инициативе Ивана Петровича перед зданием института был поставлен памятник собаке – дань уважения верному другу, помощнику и полноправному соратнику по работе. Надпись у его подножия гласит: «Пусть собака, помощник и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства. Иван Павлов».

Нельзя не отметить одну особенность жизненного пути Павлова: почти все его достижения в науке получали официальное признание государственных учреждений России значительно позже, чем за рубежом. Иван Петрович стал профессором только в 46 лет, а академиком – лишь три года спустя после присуждения ему Нобелевской премии, хотя до этого был избран членом академий ряда стран и почетным доктором многих университетов. Ученый никогда не получал никакой государственной помощи и всегда остро ощущал нужду в постоянных сотрудниках. Так, в отделе физиологии Института экспериментальной медицины у него работало всего два штатных научных сотрудника, в лаборатории Академии наук – лишь один, да и тому Павлов платил из личных средств. Влиятельных царских чиновников раздражал его демократизм. Вокруг ученого плелись всевозможные интриги: на него постоянно натравливали знатных дам-ханжей, вопивших о греховности научных опытов над животными; защиты диссертаций сотрудников Ивана Петровича зачастую проваливались; его учеников с трудом утверждали в званиях и должностях; при переизбрании на пост председателя Общества русских врачей его кандидатуру забаллотировали, несмотря на то что на этом посту Павлов проделал большую работу.

Но своим авторитетом, выдающимися научными достижениями, удивительным темпераментом Павлов как магнитом притягивал к себе молодых энтузиастов науки. Многие российские и зарубежные специалисты работали под руководством талантливого физиолога без денежного вознаграждения. Иван Петрович был душой лаборатории. Им была введена новая форма научной работы – «коллективное думание», которое теперь величают «мозговой атакой или штурмом». На введенных ученым коллективных чаепитиях по средам требовалось «распустить фантазию» – творческий процесс происходил на глазах у всех. Так складывалась павловская научная школа, которая вскоре стала самой многочисленной в мире. Павловцы выполнили почти полтысячи работ, написав только около сотни диссертаций. Страстный садовод, Иван Петрович не зря называл своих питомцев «отсадками». Его ученики Э. Асратян, Л. Орбели, К. Быков, П. Анохин со временем стали академиками, возглавили целые области физиологии, создали самостоятельные научные школы.

Павлов вовсе не был похож на ученого сухаря. К науке он относился увлеченно, с азартом. Его супруга вспоминала: «Он любил всякую работу. Со стороны казалось, что данная работа для него самая приятная, настолько она его радовала и веселила. В этом и заключалось счастье его жизни». Серафима Ивановна назвала это «кипением сердца». Павлов походил на маленького ребенка, постоянно придумывал различные соревнования, веселые штрафы и поощрения для сотрудников. И отдыху Иван Петрович предавался с таким же упоением. Начав коллекционировать бабочек, он превратился в отменного энтомолога; выращивая овощи, стал селекционером. Во всем Павлов предпочитал быть первым. И не дай бог, если на «тихой охоте» кто-то собирал на один гриб больше него – соревнование начиналось сначала. А уж в спорте за ним не могли угнаться даже молодые. Персональной машине Павлов до старости предпочитал пешие «пробежки» и езду на велосипеде, на турнике и в любимой игре – городки – не знал себе равных.

Когда всем казалось, что ученый уже достиг самой вершины, он вдруг сделал крутой поворот от изучения пищеварения к психике. Его увещевали: не поздно ли в пятьдесят три года браться за новую проблему, но Павлов был непреклонен и переключил всех сотрудников на исследование нервной системы. Он «полез в собачью душу», потому что «психическое» слюноотделение мешало чистоте опытов. Ученый понимал, что психика не исчерпывается низшими безусловными рефлексами. «Чужак в неврологии» провел революционный эксперимент (ставший ныне классическим) с голодной собакой, которая должна была реагировать на звук колокольчика, который ассоциировался с едой. Если собака видит пищу (безусловный раздражитель) и при этом слышит звон колокольчика (условный раздражитель), то при многократном повторении комбинации «пища + колокольчик» в коре головного мозга собаки устанавливается новая рефлекторная дуга. После этого слюна выделяется, стоит только собаке услышать звонок колокольчика. Так Иван Петрович открыл условные рефлексы (термин введен самим Павловым). Безусловные рефлексы одинаковы у всех животных вида, а условные – различны.

Такая система сигналов, формирующаяся в коре больших полушарий головного мозга, – первая сигнальная система – есть и у животных и у человека. Но человек обладает еще одной системой сигнализации, более сложной и более совершенной. Она выработалась у него в процессе тысячелетнего исторического развития, и именно с ней связаны коренные различия между высшей нервной деятельностью человека и любого животного. Павлов назвал ее второй сигнальной системой. Она возникла у людей в связи с общественным трудом и связана с речью.

Для чистоты проведения экспериментов по выработке условных рефлексов в 1913 г., благодаря субсидии московского мецената К. Леденцова, было построено специальное здание с двумя башнями, названными «башнями молчания». В них первоначально были оборудованы три экспериментальные камеры, а в 1917 г. вступили в строй еще пять. С помощью разработанного метода изучения условных рефлексов Павлов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования им физиологии высшей нервной деятельности (1-й и 2-й сигнальных систем, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.

Только в 1923 г. Павлов решился выпустить в свет труд, который так и назвал «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». Павловское учение о высшей нервной деятельности – это не просто блестящая страница, вписанная в историю науки, – это целая эпоха.

Февральскую революцию Павлов принял с энтузиазмом, считая, «что выборное начало должно лежать в основе как всего государственного строя, так и отдельных учреждений». К Октябрьскому перевороту он отнесся резко отрицательно, фрондируя по отношению к новым властям, даже надевал царские ордена, которые никогда не носил при старом режиме, как, впрочем, и мундир, а в его кабинете висел писанный маслом портрет принца Ольденбургского в военном сюртуке с генерал-адъютантским аксельбантом и императорской короной сверху.

В 1922 г., в связи с отчаянным материальным положением, ставившим под сомнение дальнейшее проведение исследований, Павлов обратился к Ленину с просьбой перенести свою лабораторию за границу. Но тот ответил отказом, мотивировав это тем, что Советская Россия нуждается в таких ученых, как Павлов. Было издано специальное постановление, в котором отмечались «исключительные научные заслуги академика И. П. Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира»; специальной комиссии во главе с М. Горьким поручалось «в кратчайший срок создать наиболее благоприятные условия для обеспечения научной работы академика Павлова и его сотрудников»; соответствующим государственным организациям предлагалось «отпечатать роскошным изданием заготовленный академиком Павловым научный труд» и «предоставить Павлову и его жене специальный паек». От последнего пункта Иван Петрович отказался: «Я не приму все эти привилегии, пока они не будут предоставлены всем работникам лаборатории».

В 1923 г. Павлов посетил США и по возвращении открыто высказался о пагубности коммунизма: «На тот социальный эксперимент, который коммунисты проводят в стране, я не пожертвовал бы даже лягушачьей лапки». Когда в 1924 г. из Военно-медицинской академии в Ленинграде стали увольнять тех, у кого было «непролетарское происхождение», Павлов отказался от своего почетного места в Академии, заявив: «Я тоже сын священника, и если вы выгоняете других, то я тоже уйду!» В 1927 г. он оказался единственным, кто проголосовал против назначения партийных функционеров в Академию. Профессор написал письмо И. В. Сталину, в котором были такие строки: «В свете того, что вы делаете с русской интеллигенцией, деморализуете ее и лишаете ее всяких прав, – мне стыдно называть себя русским».

И все же Павлов не покинул родину, отказавшись от лестных предложений Шведского и Лондонского королевских обществ. В последние годы жизни он стал более лоялен к власти и даже заявлял, что в стране происходят явные изменения к лучшему. Этот перелом произошел, по всей видимости, в результате увеличения государственных ассигнований на науку. В Институте экспериментальной медицины была закончена постройка «башни молчания». К 75-летию ученого физиологическая лаборатория Академии наук была реорганизована в Физиологический институт Академии наук СССР (ныне носящий имя Павлова), а к его 80-летию в Колтушах (под Ленинградом) начал работать специальный научный институт-городок (единственное в мире научное учреждение такого рода), прозванный «столицей условных рефлексов». Осуществилась и давняя мечта Павлова об органической связи между теорией и практикой: при институтах были образованы клиники нервных и психических заболеваний. Все руководимые им научные учреждения были оснащены новейшим оборудованием. В десятки раз выросло число постоянных научных и научно-технических сотрудников. Кроме обычных, крупных бюджетных средств ученому ежемесячно отпускали значительные суммы для расходования по личному усмотрению. Началось регулярное издание научных трудов лаборатории Павлова.

Г. Уэллс в 1934 г. отметил, что «репутация Павлова способствует престижу Советского Союза». Избранный членом многочисленных научных обществ, академий, университетов, Иван Петрович в 1936 г. был признан Всемирным конгрессом физиологов старшиной физиологов всего мира (princeps physiologorum mundi).

Гениальному ученому шел 87-й год, когда он сам поставил себе диагноз: отек коры головного мозга (это подтвердилось при вскрытии). Но умер Иван Павлович 27 февраля 1936 г. от пневмонии. Смерть ученого явилась полной неожиданностью для всех. Несмотря на преклонный возраст, он был физически очень крепок, горел кипучей энергией, неослабно творил, с энтузиазмом строил планы дальнейших работ. Накануне Павлов побывал в Англии, где руководил организацией и проведением XV Международного конгресса физиологов, посетил родную Рязань. Однако годы давали себя знать, Иван Петрович уже был не таким, как прежде: имел нездоровый вид, быстро уставал и чувствовал себя неважно. Тяжелым ударом для Павлова оказались болезнь и быстрая смерть младшего сына Всеволода. Но от лечения Иван Петрович упорно отказывался, тщательно регистрируя все симптомы заболевания. После очередной простуды, переросшей в пневмонию, спасти жизнь великого ученого не смогли лучшие медицинские силы страны.

Павлов говорил своим сотрудникам, что будет жить не меньше ста лет, причем лишь в последние годы жизни оставит лаборатории, чтобы написать мемуары о виденном на своем долгом жизненном пути. Наверное, это единственное, что ему не удалось…

Известный американский физиолог У. Кеннон писал: «В учении Ивана Петровича Павлова меня всегда поражали два явления. Необычайный примитивизм эксперимента и возможность именно с помощью этого примитивизма увидеть насквозь всю бездну человеческой психики и установить основные принципы ее работы. С одной стороны – такое-то число капель слюны за такое-то число минут, а с другой – краеугольные камни физиологии высшей нервной деятельности. Аналог Павлову в физикохимии – Фарадей, обосновавший электродинамику с помощью кусочка железа, проволоки и магнита. Оба, конечно, – гении без всяких оговорок, проникшие в природу вещей с помощью по-детски наивных способов. В этом – их величие и бессмертие. Знамена физиологии всех стран склонились к его ногам. На всех континентах земного шара знают имя Павлова, знают даже дети, знают его портрет – человека с белой бородой, хитрого и умнейшего русского мужика». Из книги Богданов Иван Петрович автора Минченков Яков Данилович

КУЗЕНОВ Иван Петрович Иван Петрович Кузенов родился в 1922 году. Русский. С 1929 года жил в Магнитогорске. Окончил среднюю школу № 47 и одновременно аэроклуб. С 1940 года в Советской Армии, окончил авиаучилище. С мая 1942 года участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками на

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Яков Данилович Минченков Богданов Иван Петрович Улица оканчивалась тупиком, в конце его дома стояли на одной только стороне, на другой высился длинный скучный забор, за которым во много рядов тянулись запасные пути какой-то железной дороги. За ними шли пустыри, места для

Из книги И.П.Павлов PRO ET CONTRA автора Павлов Иван Петрович

Хирург Иван Петрович По вероисповеданию своему Иван Петрович принадлежал к церкви евангелистов. Детство его прошло на Украине, он был крещен в православном храме. Но веры на селе не было, кругом царило пьянство, разврат. А душа Вани была чутка к страданию людей: будучи еще

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Н. А. КРЫШОВА Иван Петрович в нервной клинике Осенью 1933 г. я была приглашена работать в нервную кли нику Всесоюзного института экспериментальной медицины, где И. П. Павлов вместе с группой сотрудников занимался изучени ем патологии высшей нервной деятельности человека. На

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Граф Иван Петрович Салтыков (1730–1805) Блестящей, хотя и слишком малоизвестной страницей военной истории России считал историк А.А. Керсновский русско-шведскую войну 1788–1790 гг. Велась она в чрезвычайно трудной политической обстановке (борьба с Турцией, угроза войны со

Из книги Знаменитые личности украинского футбола автора Желдак Тимур А.

СКУЛЬПТОР ИВАН ПЕТРОВИЧ МАРТОС В 1811 году в особняке графа Николая Петровича Румянцева на Английской набережной Бетанкур познакомился со знаменитым русским скульптором, профессором Академии художеств Иваном Петровичем Мартосом и сразу заказал ему гипсовый бюст

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Павлов Иван Петрович (1849-1936) Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности Первый российский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Его отец, Петр Дмитриевич, выходец из крестьянской семьи,

Из книги Солдатская доблесть автора Ваганов Иван Максимович

Гуров Иван Петрович Родился в 1924 году в селе Силино Куркинского района Тульской области в бедной крестьянской семье. В первые же дни организации колхоза родители вступили в артель. 11 ноября 1941 года добровольно пошел на фронт Великой Отечественной войны. Звание Героя

Из книги Герои Гражданской войны автора Миронов Георгий

Качанов Иван Петрович Родился в 1920 году в деревне Никифоровке Веневского района Тульской области в крестьянской семье. В 1929 году семья переехала в гор.Москву. Окончив семилетнюю школу, работал учеником, а затем токарем на одном из заводов. В 1940 году призван в ряды

Из книги Русские предприниматели. Двигатели прогресса автора Мудрова Ирина Анатольевна

МАТЮХИН ИВАН ПЕТРОВИЧ В конце июля 1943 года, развивая наступление на Курско-Орловском выступе, батальон, в котором Матюхин командовал отделением автоматчиков, подошел к большому селу Веселое. Попытка овладеть им с ходу не удалась. Роты вернулись на исходные

Из книги Против течения. Академик Ухтомский и его биограф автора Резник Семен Ефимович

ИВАН ПАВЛОВ Среди широкой степи, близ железной дороги, по которой уходит вдаль бронепоезд, стоит серебристый самолет. На его крыльях алеют пятиконечные звезды, но на фюзеляже выделяется свежая надпись на французском языке - «Vieux ami» («Старый друг»), У самолета - летчик в

Из книги автора

Из книги автора

Глава пятнадцатая. Иван Павлов и его команда 1.Иван Петрович Павлов и Николай Евгеньевич Введенский принадлежали к одному поколению, и жизненные пути их во многом были сходными. Оба были выходцами из семей провинциальных священников, оба окончили духовную семинарию, оба

Loading...Loading...