Иван михайлович сеченов создатель русской физиологической школы. Сеченов Иван Михайлович. Базовые открытия в физиологии нервной деятельности

Для презентации: И.П. Павлов значение работ для логопедии

Важным для логопедии является учение И.П. Павлова о взаимодействии 1 и 2 сигнальных систем.

Наши ощущения и восприятия И.П. Павлов называл первыми сигналами действительности. Они образуются благодаря наличию специальных физиологических механизмов – анализаторов. Величайшим достоянием человека является наличие у него особой, высшей формы сигнализации – второй сигнальной системы. Первая и вторая сигнальная системы тесно связаны между собой. Вторая сигнальная система развивается и формируется на базе первой. Нарушение механизмов первой сигнальной системы может повлечь за собой нарушение второй сигнальной системы. Например, причинами нарушений речи иногда может быть нарушение механизмов слухового, зрительного анализаторов, а следовательно и нарушение слуховых и зрительных ощущений.

Основываясь на учении И.П. Павлова о взаимодействии 1 и 2 сигнальных систем, мы должны сделать важные выводе для логопедической практики. Для развития и сохранения нормальной работы 2 сигнальной системы необходимо развивать и охранять 1 сигнальную систему, особенно органы чувств.

Учет сложных взаимо­действий первой и второй сигнальной систем позволяет более эф­фективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации рече­вого процесса, о строении и функционировании анализаторов, при­нимающих участие в речевой деятельности.

Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются зна­ния о динамической локализации высших психических функций, о мозговой организации речи.

Речь является сложной функциональной системой, в основе ко­торой лежит использование знаковой системы языка в процессе Общения. Сложнейшая система языка является продуктом длитель­ного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятель­ности.

Сеченов И.М.

Термин «этиология». Этиология речевых нарушений: исторический обзор. Современный взгляд на причины речевых нарушений; органические, функциональные и социально-психологические причины. Критические периоды в развитии речевой функции. «Первичные» и «вторичные» речевые расстройства

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, В. И Необходимо также подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.

Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

В разработке вопросов высшей нервной деятельности идейным вдохновителем И.П.Павловым, о чём он сам говорил неоднократно, являлся И.М.Сеченов (1829 – 1905). И.М.Сеченов впервые в истории естествознания высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности и познание окружающей человека среды возможно лишь при помощи органов чувств, продукты которых являются первоначальным источником всей психической деятельности. И.М.Сеченов был глубоко убеждён, что первопричина всякого человеческого действия лежит вне его. Наблюдая за поведением и формированием сознания ребёнка, Сеченов показал, как врождённые рефлексы с возрастом усложняются, вступают в разнообразные связи друг с другом и создают всю сложность человеческого поведения. Он писал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Однако И.М.Сеченов не отождествлял психические явления с рефлексами, он говорил лишь о рефлекторном происхождении психических процессов, об их закономерной детерминированности (обусловленности) воздействиями условий внешней среды и прошлым опытом человека, о возможности и необходимости их физиологического, т.е. научного анализа. Произвольные движения, Согласно Сеченову, формируются в процессе индивидуального развития организма, путём повторных ассоциирований элементарных рефлексов. В результате организм обучается множеству таких действий, для которых ни плана, ни способа организации в его генетическом фонде нет. При помощи индивидуального опыта и повторения формируются простые и сложные навыки, знания, возникают представление, речь и сознание. И.М.Сеченов пишет, что непосредственным началом рефлекса является чувственное возбуждение, вызываемое извне, а концом – движение, однако физиология должна изучать и середину рефлекторного акта, то есть «психический элемент в тесном смысле слова», который очень часто, если не всегда, оказывается, по существу, не самостоятельным явлением, а интегральной частью всего процесса в целом, развивающегося в мозге по принципу ассоциации. Развивая понятие ассоциации в чисто физиологическом смысле как связь между рефлексами, И.М.Сеченов указывал, что процесс ассоциирования «представляет обыкновенно последовательный ряд рефлексов, в котором конец каждого предыдущего сливается с началом последующего во времени». Цепь таких рефлексов обусловливается тем, что любая реакция организма на раздражение является в свою очередь источником новых раздражений, воздействующих на те или иные рефлекторные аппараты мозга и побуждающих их к ответной деятельности. В этих положениях И.М.Сеченова о последовательной «стимуляции» рефлексов совершенно очевидно выражена идея рефлекторной внутренней и внешней замкнутости как функциональной основы связи между организмом и внешним миром. Дальнейшее конкретное своё развитие идея рефлекторного кольца получила в исследованиях Н.А.Бернштейна (1896 – 1966), которые он начал в 1929 г., заложив позднее теоретические основы современной биомеханики. Согласно мнению И.М.Сеченова, мысль – это психический «рефлекс с задержанным окончанием», развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а «психический рефлекс с усиленным окончанием» – это то, что обычно называют аффектом, эмоцией. Благодаря «психическому элементу», интегральной части рефлекторного процесса, организм может активно приспосабливаться к среде, уравновешивать её, саморегулироваться, проявляя широкое многообразие поведенческих реакций. В своих трудах («Рефлексы головного мозга», «Предметная мысль и действительность», «Элементы мысли», «Кому и как разрабатывать психологию?») И.М.Сеченов аргументировано раскрывает, что ассоциативные процессы мозга чрезвычайно многообразны, крайне подвижны, взаимообусловлены, переплетены между собой. С каждым новым раздражением они усложняются, уточняются, приобретают качественно новый вид. Связаться с нами

Вклад и. М. Сеченова в развитие мировой и отечественной физиологии

    Крупнейший ученый своего времени, И. М. Сеченов был выдающимся прогрессивным общественным деятелем русского революционно-демократического движения 60-70-х годов. Последовательный и воинствующий материалист в науке, демократ и убежденный противник самодержавия в политике, И. М. Сеченов смело отстаивал и пропагандировал свои прогрессивные взгляды, что имело большое значение для распространения материалистических идей в отечественное естествознание, психологию и философию. Активное участие И. М. Сеченова в острой идеологической борьбе русской революционной демократии против реакционного идеализма в науке и философии оказало огромное влияние на развитие философской и общественно-политической мысли в России.

    И. М. Сеченов родился 14 августа 1829 г. в с. Теплый стан Симбирской губернии. В 1843 г. он поступил в Петербургское военно-инженерное училище, где получил хорошую подготовку по математике (включая высшую), физике и химии, что имело большое значение для его последующей научной работы. После окончания училища в 1848 г. он в должности прапорщика саперного батальона был отправлен в г. Киев для прохождения службы. Однако военная служба очень тяготила И. М. Сеченова и в 1850 г. он добивается отставки.

    В 1860 г. И. М. Сеченов возвратился в Россию хорошо подготовленным для профессорской деятельности физиологом. После защиты диссертации он избирается на кафедру физиологии Медико-хирургической академии, на которой работал затем до 1871 г. Эти годы в жизни И. М. Сеченова были очень плодотворными. Кроме обычных лекций для студентов академии, он прочел курс лекций «О животном электричестве» для более широкой аудитории. Лекции сопровождались демонстрацией опытов и пользовались большим успехом; они были опубликованы и удостоены Демидовской премии Российской академии наук.

«Одно только беспристрастие заставляет нас

признать, что Иван Михайлович заложил

поистине краеугольные камни в учение о

механизмах центральной нервной системы...»

И. П. Павлов

    В 1863 г. И. М. Сеченов делает свое выдающееся открытие - устанавливает наличие в головном мозге особых центров, угнетающих спинномозговые рефлексы. Это открытие принесло ему мировую известность. В этом же году И. М. Сеченов опубликовал свое гениальное произведение «Рефлексы головного мозга» или по первоначальному названию ”Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы

    «Сочинение Сеченова объясняет психическую деятельность головного мозга. Она сводится к одному мышечному движению, имеющему своим начальным источником всегда внешнее, материальное действие. Таким образом, все акты психической жизни человека объясняются чисто механическим образом... Эта материалистическая теория, приводящая человека, даже самого возвышенного, в состояние простой машины, лишенной всякого самосознания и свободной воли, действующей фаталистически, ниспровергает все понятия о нравственных обязанностях, о вменяемости преступлений, отнимает у наших поступков всякую заслугу и всякую ответственность; разрушая моральные основы общества в земной жизни, тем самым уничтожает религиозный догмат жизни будущей, она несогласна ни с стианским, ни с уголовно-юридическим воззрением и ведет положительно к развращению нравов».

    И.М. Сеченов был настолько уверен в правоте своих заключений, что, когда друзья спросили его, кого из адвокатов он думает привлечьдля защиты на предстоящем суде, он ответил: “Зачем мне адвокат. Я возьму с собой в суд лягушку и проделаю перед судьями все мои опыты; пускай тогда прокурор опровергает меня”.

    И.М.Сеченов является одним из основоположников отечественной электрофизиологии. Его монография «О животном электричестве» (1862) была первой работой по электрофизиологии в России. Она привлекала к себе большое внимание и способствовала появлению у физиологов интереса к электрическим явлениям в живых тканях и электрофизиологическим методам исследования. Большое значение для развития отечественной электрофизиологии имели развиваемые в ней представления о природе процесса возбуждения. На основании ряда фактов, И. М. Сеченов приходит к выводу, что процесс возбуждения как в нерве, так и мышце, по своей природе является электрическим и, что при его изучении единственно правильным направлением является физико-химическое, молекулярное направление

    «Честь создания настоящей большой русской физиологической школы и честь создания направления, определяющего в значительной степени развитие мировой физиологии, принадлежит Ивану Михайловичу Сеченову», писал выдающийся советский физиолог, академик Леон Абгарович Орбели.

Наибольший вклад сделан И. М. Сеченовым в такие разделы физиологии, как газы крови и дыхательный газообмен, нейрофизиология с электрофизиологией и психофизиология.

Краткое описание. ..

В 1863 г. И. М. Сеченов делает свое выдающееся открытие - устанавливает наличие в головном мозге особых центров, угнетающих спинномозговые рефлексы. Это открытие принесло ему мировую известность. В этом же году И. М. Сеченов опубликовал свое гениальное произведение «Рефлексы головного мозга» или по первоначальному названию ”Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы”.

Н.И. Жинкин

Биография

Николай Иванович Жинкин (1893 -- 1979) -- отечественный психолог, представитель Московской психолингвистической школы, получивший мировое признание; доктор педагогических наук; преподаватель ВГИК (1929--1947), МГУ (1932); действительный член Государственной Академии художественных наук (1923), председатель психологической секции Научного совета по кибернетике Академии наук.

Он работал над проблемами соотношения речи, языка и мышления, речевой деятельности и зарождения речевой реакции у ребенка. Среди его многочисленных трудов выделяются имеющие первостепенную значимость работы: «Механизмы речи» (1958), «О кодовых переходах во внутренней речи» (1964), «Речь как проводник информации» (1982) - первоначально рукопись называлась «Речь как проводник информации, оптимизирующей работу интеллекта».

Николай Иванович под языком понимал «совокупность средств, необходимых для того, чтобы перерабатывать и передавать информацию», так как «язык связал интеллект с восприятием», а «смысловой аспект восприятия особенно бросается в глаза при приеме речи». Н.И. Жинкин подчеркивает, что «у человека интеллект и язык усиливают друг друга. Это комплементарные звенья одного механизма. Без интеллекта нет языка, но и без языка нет интеллекта».

Язык как самостоятельная система, обладающая собственной структурой, является средством реализации речевого процесса. Язык и речь тесно связаны, речь -- это сфера функционирования языка, без языка нет речи.

«Язык и речь выполняют функции оптимизации деятельности и всего поведения человека... Организм реализует генетическую информацию, а язык - историческую. Организм не может забыть того, что сложилось в эволюции, а человеческий язык ищет информацию для своего усовершенствования... Человек ищет новых лучших ситуаций».

Язык реализуется через речь, которая рассматривалась Николаем Ивановичем как действие, совершаемое одним из партнеров с целью передачи мысли и смыслового воздействия по отношению к другому партнеру -- через механизм порождения и понимания сообщений: кодирования и декодирования информации.

Потребности коммуникации выработали специальные механизмы:

Кодирования (фиксирования сообщений),

Декодирования (понимания сообщений),

Перекодирования (переработки сообщений на язык внутренней речи и предметных отношений).

Н.И. Жинкин выделяет взаимодействующие коды: дискретный (буквенный), непрерывный (звуковой) и смешанный (во внутренней речи). Эти коды сложились в единую систему: язык -- звуковая речь -- внутренняя речь -- интеллект -- со свойственными каждому коду функциями. «Непрерывный звуковой код является каналом непосредственной связи между партнерами по коммуникации.

Н.И. Жинкин как психолингвист в центре своих исследований ставил вопросы, связанные с порождением, восприятием и пониманием речи. В известной работе «Речь как проводник информации» проблемы соотношения языка-речи-интеллекта решаются с выходом на говорящего. А это означает выход на коммуникативные и психологические условия общения. Выявляя природу внешних и внутренних составляющих феномена языка-речи-интеллекта. Он развивает свою концепцию об универсальном предметном коде, отражающую «устройство» и механизм его действия. Этот код имеет двойную природу. С одной стороны, он представляет собой знаковую систему обозначений (фонемы, морфемы, словоформы, предложения, текст), с другой стороны -- это система «материальных сигналов, в которых реализуется язык».

Фонема в языке речи

Звуки речи воспринимаются человеком в непрерывном - иконическом коде. Это значит, что сенсорный, звуковой состав речевого потока все время меняется и именно в результате этого все время накапливается информация, передаваемая партнеру. Никакое изменение нельзя заметить, если нет чего-то такого, что остается постоянным или изменяющимся в другом порядке времени. Так как в речи звуковой поток действительно непрерывен, фонема не может быть достаточно точно выделена из этой сплошности. Иначе говоря, она не может быть услышана как особая, отдельная. И все же повседневный опыт свидетельствует о том, что звуки различимы в составе слов. Без этого вообще нельзя было бы ничего понять в речи. Скоро пришли к выводу о том, что всякая вещь, в том числе и фонема, распознается по признакам.

На основании элементарных наблюдений за фонацией ребенка в определенный период усвоения языка можно без всяких инструментов установить, что ребенок слышит, именно слышит дифференциальный признак фонемы. Взрослый, конечно, тоже слышит эти признаки, но не может дать себе отчет в этом. Взрослый слышит всю фонему, как компонент слога и слова, тогда как ребенок не понимает ни слов, ни их сочетаний, но он произносит слоги и иногда реагирует на произносимые слова. На основании всего этого можно безусловно утверждать, что ребенок слышит дифференциальный признак фонемы как инвариант. Обычно инвариант находится на основе обработки вариантов в опыте восприятия. В разбираемом случае у ребенка вначале нет никакого опыта и никаких вариантов. На основе самонаучения он сам создает себе опыт для сближения разных возникающих вариантов. Сложившийся инвариант, приспособившийся к остальным компонентам фонемы, является результатом обработки информации при формировании языкового знака, еще не получившего значения. Это явление следует рассматривать как универсалию человеческого языка. У детей, родители которых говорят на разных языках, происходят те же явления. В результате образуется язык, переводимый на другие языки.

Фонема не может быть реально выделена из слога, но когда она обработана и заменена буквой, она будет сливаться с другими фонемами в зависимости от ее места в слоге и слове. Все это свидетельствует о том, что при обсуждении проблемы фонем и их дифференциальных признаков необходимо учитывать не только их слышимость, видимость и двигательную ощутимость, но и сам процесс кодирования и перекодирования, который происходит при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру и, возможно, во время этих переходов по-разному перекодируется. Все это помогает понять сложный иерархический процесс преобразования сенсорных сигналов (знаков) в знаки, несущие семантическую информацию.

Однако эти усложнения не могут отменить результатов, достигнутых на начальных ступенях преобразования сигналов. С этой точки зрения представляет интерес преобразование звукового процесса в видимый код так, чтобы его снова преобразовать в слуховой. Это представляет большой практический интерес при обучении глухих детей устной речи.

Глухой человек не слышит слов, подлежащих произнесению, но у него есть видимый код для зрительной расшифровки произнесенного и усвоения действий произнесения -- через динамику губ. Вступление в работу части артикуляторного аппарата вследствие системности вызывает включение других частей того же аппарата, которые могут корректироваться со стороны учителя. Таким окольным путем слышимая фонема, преобразованная в видимую, дополняется видимой артикуляцией губ и соответственно всего проговаривания звука.

В процессе обработки речи при кодировании и декодировании происходит строго регулированная нервная перестройка при декодировании в направлении от непрерывного кода к дискретному, а при кодировании -- от дискретного кода к непрерывному. Это видно хотя бы потому, что слово, произнесенное в звуках, в конечной стадии обработки на приеме обозначает то же самое, что и записанное в буквах. Это значит, что звуковая оболочка слова уже сыграла свою роль, и на уровне интеллекта слово будет обрабатываться также как состоящее из букв. Понятно, почему в некоторых случаях машинистка на вопрос, какой она звук слышит в слове Москва, после м, отвечает: о, хотя он звучит как а.

Слово как единица языка состоит из всегда определенных фонем и узнается в результате постоянства своего фонемного состава. Это явление в лингвистике выражается в том, что звуки в составе слова являются фонемами и изучаются в специальном разделе науки -- фонологии.

Следует различать фонему и речевой звук. В первом случае имеется в виду та слышимая звуковая оболочка, которая соответствует дискретному компоненту слова и определяется пучком дифференциальных признаков. При этом считается, что если человек различает слова по значению, то он слышит фонемы. Во втором случае имеются в виду всяческие звуковые явления, происходящие в процессе реализации языка в речи, наблюдаемые слухом и регистрируемые специальной акустической аппаратурой.

Из этих определений вытекает, что собственно фонема существует в языке, а ее реализация в речи обнаруживается в трех видах кода -- непрерывном, дискретном и смешанном.

Фонемы относятся к области языка и непосредственно как языковое явление не могут быть фиксированы инструментально. Изучение системы фонем данного языка ограничено в специальной дисциплине -- фонологии. Но так как фонемы так или иначе вливаются в непрерывный слоговый код, то их звуковая перестройка в слогах будет, конечно, в восприятии замечена и будет интерпретирована как признак изменения фонемы в словоформе, т. е. как грамматический факт. Если же в слогах происходит такое слияние звуков, которое не соответствует усвоенным фонемам, оно не замечается в восприятии.

Дистинктивный (различительный) признак является средством для интеграции (обобщения) фонемы, а фонема -- средством для интеграции суффикса, имеющего уже смысловую направленность. Однако дистинктивный признак сам по себе не имеет никакого значения. Это речевой материал, образующийся в определенных условиях генерации звука. Как было замечено выше, у фонемы много разных признаков, и тот признак, по которому может быть узнана фонема, должен быть выделен из множества других (признаки голосов, состояний говорящего и т.д.). Механизм такого выделения должен содержаться в языковой системе до того, как вступит в силу коммуникация в процессе речи, так как иначе фонема не сможет войти в интегративную целостность слова. Все это свидетельствует о том, что язык и речь есть чисто человеческое свойство, находящееся в процессе становления, развития и продолжающее совершенствоваться.

Фонематическое интегрирование порождает слова как значимые средства. Одно слово ровно ничего не значит, и их накопление, расположенное в строчку, не будет содержать информации, так как не образует интегративной системы. Такой системой является способ соединения слов. Первой фазой семантической интеграции было создание словоформ, второй фазой -- способ соединения слов. Но прежде чем перейти к рассмотрению второй фазы, целесообразно выяснить, каким образом сочетание знаков внутри или вне слова приводит к образованию предметного значения, пусть расплывчатого (диффузного), но все-таки явно содержащего какую-то информацию о действительности.

Суффиксы не только характеризуют форму слова, значительно облегчая его узнавание, но и указывают на определенные предметные отношения: в пальчик, садик. Суффикс -ик- фиксирует наше внимание на величине предмета речи. Этот же суффикс может применяться и как ласкательный, чему помогает интонация и жестикуляция. В аспекте разбираемых здесь проблем интересно обратить внимание на то, что уменьшительные и ласкательные суффиксы могут применять и одомашненные животные, в частности птицы.

Приведем такой пример: Волнистый попугай через два месяца после обучающей коммуникации стал говорить самостоятельно, т.е. произносить звуки, подобные слоговым артикулемам человеческого языка, с достаточной степенью разборчивости. Его назвали Петя. Потом обращались к нему -- Петруша, Петро, Петечка, Петюша. Самое существенное в этих наблюдениях, что вскоре при обучении он стал сам сочинять себе имена -- Петелька, Петюлюсенький, Петровичка, Люблю, Люблюсенький, Петилюсенький, Попозойчик (попа -- от попугай, Зоя -- имя хозяйки).

Попугайчик стремится микрослова с уменьшительным суффиксом преобразовать в прилагательное, глагол и добавить их к первому слову -- споемчик, споем споемчик, Петечка пьеркает, мальченский птиченский. Возникает потребность одно слово дополнить другим в другой форме. Это источник образования частей речи. Однако приложенные усилия не достигают цели, не получается такого разбиения на суффиксы, которое образовало бы целостное интегрированное слово. Такое слово невозможно без другого, в языке нет одиноких слов. У попугайчика приобрели значение только ласкательные суффиксы и уменьшительные в значении ласкательных. Бросается в глаза увлеченность, с которой попугай общается со своей хозяйкой. Эмоция -- это не то, о чем говорится в речи, а состояние, в котором находится говорящий. Это то, что приводит партнеров к дружественной общительности или, в случае отрицательного отношения партнеров, к вспыльчивому антагонизму.

Но так как суффиксы в составе словоформы вступают в знаковые отношения, они начинают приобретать семантическую значимость, т. е. отражать предметные отношения.

Грамматическое пространство

Основным материалом для стягивания слов в грамматическом пространстве являются флексии, словоизменительные суффиксы и постфиксы, а также формы вспомогательного глагола быть. Определенный набор этих компонент предрешает словоформу другого слова, например:

Хожу... я по улице.

Ходит... Вася...

Ходят... Они...

Ходит... Можно

Приходит... Ты...

Ходит/буду... Я

В этом примере показан способ, при помощи которого одно слово сцепляется с другим. В этом и состоит модель двух слов. Каждое слово в этой второй фазе интеграции связывается с другим или несколькими другими и образует такое целое, в котором возникает закономерная динамика словоизменения.

Восприятие и иконическая речевая память

Человек старается объединить в восприятии даже случайно разбросанные дискретные точки. Издавна человек, рассматривая звездное небо, находил образы Большой Медведицы, Кассиопеи и т. п. То, что выражено в интонации (вопрос, приказ, мольба, просьба и т. п.), может быть преобразовано в зрительный образ путем мимики и пантомимики. Вообще всякая знаковая система при ее реализации нуждается в том или ином виде сенсорики. И тогда возникает иконическое кодирование в виде образов.

Как известно, телеграфист, работая по азбуке Морзе, будет делать про себя (во внутренней речи) перевод точек, тире и интервалов на буквы, слова и словосочетания. Он сразу читает «морзянку» как обычный буквенный текст. Такой перевод -- не что иное, как переход с одного кода на другой. Иначе говоря, чтобы перейти к тому коду, который понятен, человек должен усвоить предшествующие, подготовительные коды, доступные ему как организму, как нейрофизиологической единице. Нельзя сразу слушать речь и научиться ее воспринимать и тем более понимать. Все то, что говорилось выше о фазах интеграции речевых единиц, формировании словоформ, о внутренних, суффиксальных связях этих форм, было не чем иным, как формированием предварительной информационной ступени в переходе к коду, способному транспортировать мысль и понимать ее. Это достигается через чисто человеческое образование -- образ. У человека, услышавшего или прочитавшего определенное сочетание слов, сейчас же всплывает образ действительности. Это концепт, отражение действительности. Если бы было возможно точно такой же ряд составить только из словоформ, они не вызвали бы образа. Но вот на словоформе возникает лексема, и тогда происходит чудо -- слова пропадают и вместо них возникает образ той действительности, которая отображается в содержании этих слов. Такое устройство открывает путь для безграничного совершенствования обработки потоков информации, перерабатываемых человеком.

Из сказанного можно сделать вывод, что человек понимает сообщаемое ему по мере развития его способности самому создавать сообщение на том же уровне интеграции. Он должен как бы одновременно декодировать и кодировать. Для того, чтобы понять, надо что-то (многое) сделать, но и для того, чтобы это сделать, он должен понять, как сделать. Код, на котором человек кодирует и декодирует, один и тот же. Это универсальный предметный код. Он (далее УПК) является универсальным потому, что свойствен человеческому мозгу и обладает общностью для разных человеческих языков. Это значит, что возможны предметные (денотатные) переводы с одного человеческого языка на другой несмотря на своеобразие динамических интеграций в каждом из них.

На этом коде работает внутренняя речь, обладающая способностью перейти от внутреннего контроля к внешнему, опираясь не только на звуковые и буквенные сигналы, но и на всю сенсорную палитру через наглядные представления. За словами всегда можно увидеть не только то, о чем говорится, но и то, что замалчивается, и то, что ожидается.

В общей форме универсальный предметный код (УПК) построен так, чтобы управлять речью говорящего и чтобы партнерам было понятно, что именно говорится, о каком предмете (вещи, явлении, событии), зачем и для кого это нужно и какой вывод может быть сделан из сказанного. Предметный код -- это стык речи и интеллекта. Здесь совершается перевод мысли на язык человека.

Речь -- это последовательность слогов, образующих иконический (восприятие, узнавание) код. Ребенок не только произносит слоги, но и может слышать в одном слитном слоге два звука. Но различает ли он звуки? Это главный вопрос, который необходимо решить для того, чтобы понять, как же строится информационная иерархия речи.

К годовалому возрасту ребенок усваивает 9 слов, к полутора -- 39 слов, к двум годам -- 300 и к четырем годам -- 2000. Такое быстрое овладение языком можно назвать чудом. К четырем годам ребенок усваивает всю грамматику и говорит в основном правильно. Напомним, что при этом действует не подражание, а настойчивая потребность в речевой коммуникации и пробудившийся интерес к окружающей действительности.

Самое же поразительное состоит в том, что уже в лепете ребенок упражняется на повторении слогов. Повторить слоги па-ба, па-ба, па-ба -- это значит узнать две фонемы в слоге, отличить слог па от слога ба, запомнить эти слоги и воспроизвести в дальнейшем. Ребенок в лепете не просто произносит, а играет слогами, повторяя то одни, то другие. Можно подумать, что он забавляется, слушая самого себя и воспроизводя то же самое.

И все же на вопрос о том, слышит ли ребенок два звука в слоге в период лепета, следует ответить отрицательно. Когда попугай, скворец или канарейка произносят по подражанию слова человеческого языка, можно сказать, что у них образовалась обратная слухо-двигательная связь. Этого нельзя сказать про ребенка. Попугай затвердил заученные слова навсегда. Он будет повторять постоянную последовательность звуков в том или другом случае. Ребенок же по-разному меняет последовательность слогов и состав звуков в них. Он забавляется тем, что они различны, но у него еще не образовалось никакой обратной связи. Он явно произносит слоги для себя, а иногда и про себя. Это не коммуникация.

В лепете происходит слоговая гимнастика, ребенок упражняется в произнесении слогов независимо от их знакового состава, [па] и [п"а] различны не только по мягкости [п], но и по редукции [а], поэтому различительная функция в лепете не осуществляется. Однако звуко двигательная обратная связь образовалась. Это необходимо отметить особо, так как языковая обратная связь -- не просто связь звучания с артикуляционным движением, а идентификация слышимого и произносимого.

Человек, слушая самого себя, контролирует -- говорит ли он то, что задумал, и как получается и действует на партнера его высказывание. Языковая обратная связь -- не стандартный рефлекс, как бывает при имитации попугаем или скворцом человеческой речи.

У человека обратная связь возникает из самой сущности коммуникации и является источником для формирования универсального предметного кода. Акт коммуникации приводит к взаимному пониманию и идентификации предметных значений. Такая связь должна сформироваться на всех уровнях языковой иерархии.

Язык, речь и текст

жинкин язык речь память

Речь должна быть не только воспринята, но и понята, что достигается обработкой предложений. Новое предложение со своей собственной синтаксической структурой, поступившее в поле восприятия, стирает в непосредственной памяти следы от предшествующего предложения. Обработанный результат поступает в долговременную память. Но дальше возникает парадоксальное положение -- из долговременной памяти нельзя воспроизвести в том же виде те несколько предложений, которые в нее были только что направлены для хранения. Можно путем ряда повторений заучить эти предложения, и тогда память сможет их репродуцировать. Однако в такой операции мало смысла. Если наш партнер воспроизведет буквально принятую последовательность предложений, мы не будем знать, понял ли он сказанное. Механическое воспроизведение речи не является осмысленным. Вот почему неизбежно возникают скважины между предложениями. Воспроизведение случайно набранных предложений возможно лишь после многократных повторений. Это явление давно установлено в психологии.

Но если невозможно буквальное воспроизведение группы только что воспринятых предложений, то вполне удается воссоздание их по смыслу. В этом, собственно, и заключается сущность коммуникации в процессе речи. Смысл -- это особенность конкретной лексики. При помощи называния выделяется некоторый предмет (под предметом подразумевается все, о чем можно что-то сказать) в его отношении к другому предмету. Это отношение называют лексическим значением. Предполагается, что при усвоении языка усваиваются и лексические значения. Однако узнать, в какой мере они усвоены, нельзя путем репродукции их по отдельности, необходимо применить ансамбль значений для того, чтобы обнаружить то значение, которое применимо в данном случае. Но так как в процессе коммуникации передается новая информация, значение каждой лексемы, входящей в ансамбль, в какой-то мере изменяется. Лексическая полисемия путем отбора слов открывает широкие возможности для включения в ансамбль смысловых сдвигов, которые приближают их значения с некоторым порогом к замыслу говорящего.

Лексический запас в памяти каждого человека неодинаков. Есть какая-то общая часть, а незнакомая лексика может быть переведена на эту общую. А если говорить о внутренней речи, на которую всегда переводится принимаемый текст, то лексические различия начинают играть еще большую роль. Вот почему идентификация денотата, необходимая для понимания текста, происходит через перевод на внутреннюю речь, где субъективные сигналы и отметки преобразуются в общую для людей лексику -- общую, но не одинаковую. Этому помогает полисемия языка, метафория и языковая общность говорящих, а также, конечно, смысловая уместность применения этих лексических замен в данном виде и отрезке текста.

Несомненно, что осмысленность высказывания будет только тогда, когда в нем будет содержаться какая-то мысль. Мысль -- это результат работы интеллекта. Замечательная особенность языка состоит в том, что его устройство обеспечивает возможность передачи мысли от одного человека к другому. То, что мы говорили об универсальном предметном коде, следует повторить, так как это былолишь допущение. Оно было необходимо для того, чтобы показать процесс развития и связи уровней языка. Уже на первых шагах саморазвития языка появляются сигналы совершенно диффузного характера -- странные знаки без всякого значения -- это фонемы и их признаки -- словоформы. Дальше эти знаки накапливаются, сочетаются, образуют динамику правилосообразных дифференций, которая контролируется по обратной связи. И вот только теперь, когда иерархия уровней увенчалась предложением, произошли существенные изменения. Становится очевидным, что слово может обладать не только особым значением в данном предложении, но, встречаясь с другим словом в другом предложении, изменить это значение. При этом, хотя говорящему дана большая свобода произвольного отбора слов и автоматическая подача грамматически правильных сочетаний, он должен приложить посильный труд для того, чтобы отобрать слова для подготавливаемого предложения. Представьте себе, что ваш партнер говорит: Сорви арбуз у основания собачки и положи его на муравьиное колечко. Это предложение грамматически правильно, составлено из конкретных слов русского языка и имеет два предиката -- сорви и положи. Это правильное предложение не будет санкционировано универсальным предметным кодом для обработки, хотя общая схема предметных отношений указана: надо сорвать арбуз и положить его на определенное место. Но в действительности нет указанных мест, и предлагаемую операцию произвести нельзя.

Смысл возникает не только в лексемах. Он начинает формироваться до языка и речи. Надо видеть вещи, двигаться среди них, слушать, осязать -- словом, накапливать в памяти всю сенсорную информацию, которая поступает в анализаторы. Только в этих условиях принимаемая слухом речь с самого начала обрабатывается как знаковая система и интегрируется в акте семиозиса. Уже «язык нянек» вещественно понятен ребенку и принимается УПК.

Образование смысла в речи, надо думать, происходит в особом механизме коммуникации. Коммуникация не состоится, если передаваемая от одного партнера к другому мысль не будет идентифицирована. Говорящий обладает замыслом речи. Он знает, о чем будет говорить, логическое ударение подчеркивает предикат, т. е. то, о чем пойдет речь. Таким образом, есть не только некоторое высказывание, но перспектива развития мысли. Это значит, что указана предметная область высказывания.

Между репликами партнеров всегда должен быть мост -- внутренняя речь, в которой лексические значения интегрируются и формируется текстовой смысл. Пусть один из партнеров сказал несколько предложений. На приеме при восприятии другим партнером эти предложения семантически сжимаются в субъективном предметно-наглядном и схематическом коде. Каждое из этих предложений закончено и между ними, как выше говорилось, образовались грамматические скважины. Как же возникает смысл? Разберем это на примере:

1. Черные, живые глаза пристально смотрели с полотна.

2. Казалось, сейчас разомкнутся губы, и с них слетит веселая шутка, уже играющая на открытом и приветливом лице.

4. Прикрепленная к позолоченной раме табличка свидетельствовала, что портрет Чингиннато Баруцци написан К. Брюлловым.

В этом тексте между первыми тремя предложениями настолько глубокие скважины, что не так легко связать их по смыслу. И только в четвертом предложении указано все необходимое для того, чтобы связать вместе все четыре предложения. Но и четвертое предложение, отдельно взятое, тоже малопонятно.

Во внутренней речи этот текст сжимается в концепт (представление), содержащий смысловой сгусток всего текстового отрезка. Концепт хранится в долговременной памяти и может быть восстановлен в словах, не совпадающих буквально с воспринятыми, но таких, в которых интегрирован тот же смысл, который содержался в лексическом интеграле полученного высказывания.

Теперь можно более точно определить, что такое текстовый смысл. Текстовый смысл -- это интеграция лексических значений двух смежных предложений текста. Если интеграция не возникает, берется следующее смежное предложение, и так до того момента, когда возникнет смысловая связь этих предложений.

Вывод о том, что для понимания текста необходима интеграция двух или более смежных предложений, имеет большое значение для выяснения всей иерархической структуры языка -- речи. Предложение -- это высший уровень иерархии. Единицы всех нижележащих уровней так или иначе верифицируются в предложении, так как именно оно содержит смысл. Абсурдно представить речь, лишенную предложения.

Текст становится памятью человеческого общества, снабжая ее информацией, оптимизирует интеллект. Конечно, этот текст из памяти снова входит в круговорот индивидуальных кодов. В результате высказывания человека приобретают предметно-реальную силу и становятся средством изменения ситуаций, переделки вещей, формирования новых вещей и событий. Это значит, что язык -- речь выполняет творческие функции.

Словарь терминов (глоссарий)

Автоматизированные речевые ряды - речевые действия, реализуе­мые без непосредственного участия сознания.

Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.

Аграмматизм - нарушение понимания (импрес.) и употребления (экспрес.) грамматических средств языка.

Аграфия (дисграфия) - невозможность (аграфия) или частичное специфическое нарушение процесса письма (дисграфия).

Адаптация - приспособление организма к условиям существования.

Акалькулия - нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.

Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органичес­кого поражения речевых зон коры головного мозга во внутри­утробном или раннем периоде развития ребенка. Различают моторные, а также сенсорные алалии. Существуют и другие си­стематизации.

Алексия (дислексия) - невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия).

Амнезия - нарушение памяти, возникающее при различных локаль­ных поражениях мозга.

Анамнез - совокупность сведений о болезни и развитии ребенка.

Антиципации - способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение», например преждевремен­ная запись звуков, входящих в конечные слоги слова.

Апраксии - нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Артикуляция - деятельность речевых органов, связанная с произне­сением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова.

Астения - слабость.

Асфиксия - удушье плода и новорожденного - прекращение дыха­ния при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.

Атаксия - расстройство координации движений, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга.

Атрофия - патологические структурные изменения в тканях, связан­ные с угнетением обмена веществ в них.

Аудиограмма - графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная ло­кальными поражениями головного мозга. Основные формы: акустико-гностическая (сенсорная) - нарушение фонематического восприятия; акустико-мнестическая - нарушение слухоречевой памяти; семантичес­кая - нарушение понимания логико-грамматических конст­рукций; афферентная моторная - кинестетическая оральная и артикуляторная апраксия; эфферентная моторная - нарушение кинетической основы серий рече­вых движений; динамическая - нарушение последова­тельной организации высказывания, планирования высказы­вания.

Афферентный анализ и синтез - анализ и синтез импульсов, идущих от рецепторов, от периферии к коре головного мозга, контроли­рующий выполнение отдельного движения, организован си-мультанно, пространственно.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Брока центр зона - центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария.

Вербализм - недостаток, при котором словесное выражение у де­тей не соответствует конкретным представлениям и поня­тиям.

Вернике центр (зона) - центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария.

Внутренняя речь - произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.

Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирую­щиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

Герц (Гц) - международная единица измерения частоты колебания.

Гиперакузия - повышенная чувствительность к тихим звукам, без­различным для окружающих. Наблюдается при сенсорных на­рушениях.

Гемиплегия - поражение на одной половине тела функции произ­вольной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной поло­вины тела.

Гаммацизм г, г".

Гиперкинез - чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы.

Гипоксия - кислородное голодание организма.

Деонтология - термин происходит от греческого слова «д е о н» -должный. «Должное» - это то, как логопед должен строить свои взаимоотношения с лицом, имеющим речевое расстрой­ство, с его родственниками и с коллегами по работе. Педагогическая Д. заключает в себя учение о педагогической этике, эстетике, нравственности.

Депривация - недостаточное удовлетворение основных потреб­ностей.

Декомпенсация - расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболе­ваний, повреждений).

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обуслов­ленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обу­словленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Компенсация - сложный, многоаспектный процесс перестройки пси­хических функций при нарушении или утрате каких-либо функ­ций организма.

Каппацизм - недостаток произношения звуков к, к".

Кинестетические ощущения - ощущения положения и движения ор­ганов.

Клоническая судорога - быстро следующие одно за другим кратко­временные сокращения и расслабления мышц.

Коммуникативная функция речи - функция общения.

Контаминация - ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к различным словам.

Коррекция нарушений речи - исправление недостатков речи. Ис­пользуются также термины «устранение», «преодоление ре­чевых нарушений».

Логопедия - специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления, устранения средст­вами специального обучения и воспитания.

Ламбдацизм л, л".

Локализация функций - связь физиологических и психических функций с работой определенных участков коры головного мозга.

Логоррея - бессвязный речевой поток как проявление речевой ак­тивности; наблюдается при сенсорных нарушениях.

Мимика - движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.

Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вслед­ствие психической травмы.

Микроглоссия - врожденное недоразвитие языка (макро-массивный язык).

Недоразвитие речи - качестенно низкий уровень сформированное™ сравнительно с нормой той или иной речевой функции или ре­чевой системы в целом.

Нарушения речи (синонимы расстройства речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патоло­гия) - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциаль­ных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройством нормаль­ного функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н. р. - есть нарушения вербальной коммуникации.

Нарушения речевого развития - группа различных видов отклоне­ний в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. При Н. р. р. нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогене­зу, отставание в темпе.

Нейролингвистика - отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики.

Нейроонтогенез - созревание нервной системы.

Нейрон нервная клетка с отростками (дендритами и аксоном). Нейроны подразделяются на афферентные, несущие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к. пери­ферии, и вставочные, в которых происходит предварительная переработка импульсов.

Невропатия - конституциональная нервность (повышенная возбу­димость нервной системы).

Негативизм - немотивированное сопротивление ребенка воздейст­вию на него взрослого. Речевой н. упорный отказ от общения.

Обтуратор приспособление для закрытия дефекта твердого нёба при его расщелинах.

Ортодонтия раздел медицины, занимающийся изучением, преду­преждением и лечением деформаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета.

Отраженная речь --- повторенная за кем-либо.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройст­ва, при которых у детей нарушено формирование всех компо­нентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Позотонические рефлексы - врожденные рефлексы, проявляющиеся в изменении позы и мышечного тонуса в зависимости от поло­жения головы.

Психологическая (в том числе и речевая) система - сложные связи, возникающие между отдельными функциями в процессе раз­вития.

Парафазия - нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной и письменной речи.

Персеверация патологическое повторение или настойчивое вос­произведение какого-либо действия или слога, слова. В основе II. лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о пре­кращении действия.

Патогенез - раздел патологии, изучающий механизмы возникнове­ния и развития болезней.

Пренатальный - относящийся к периоду перед рождением.

Психотерапия -лечение психическим воздействием.

Распад речи - утрата имевшихся речевых навыков и коммуникатив­ных умений вследствие локальных поражений мозга.

Релаксация - расслабление, понижение тонуса скелетной муску­латуры.

Рефлексы орального автоматизма врожденные Р., вызываемые в области рта.

Рефлекс - запрещающая позиция - специальная поза ребенка, в которой достигается максимальное расслабление.

Ротацизм - неправильное произношение звуков р, р.

Синдром -сочетание признаков (симптомов).

Симультанный - анализ и синтез, имеющий определенный целост­ный (одновременный) характер.

Сукцессивный - анализ и синтез, реализуемый по частям (после­довательный), а не целостно.

Сенсорный - чувствующий (противоположный - моторный, двига­тельный).

Синтагма - синтаксическая интонационно-смысловая единица.

Соматический - телесный.

Синапс - специальное образование, осуществляемое связь между нервными клетками.

Сигматизм - недостаток произношения свистящих и шипящих звуков.

Сложный (комбинированный) дефект - дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например речевая и зрительная недостаточность и другие сочетания.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у де­тей с различными речевыми расстройствами вследствие де­фектов восприятия и произношения фонем.

Сопряженная речь - одновременное совместное произнесение дву­мя или более лицами слов и фраз.

Судороги - непроизвольные сокращения мышц.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Тоническая судорога - длительное сокращение мышц и вызванное им напряженное положение.

Тремор - непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка.

Фактор риска - различные условия внешней или внутренней сферы организма, способствующие развитию патологических со­стояний.

Группа риска - группа лиц, имеющих одинаковый фактор риска развития той или иной патологии.

Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анали­зу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обла­дающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Ф. с. близок по значению Ф. в.).

Фонопедия - комплекс педагогического воздействия, направлен­ного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания и личности обучаю­щегося.

Экстирпация (гортани) - удаление.

Этиология - учение о причинах.

Эхолалия - автоматическое повторение слов вслед за их вос­произведением.

Церебральный - мозговой.

Язык - система знаков, служащая средством человеческого обще­ния, мыслительной деятельности, способом передачи информа­ции от поколения к поколению и ее хранения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Жизненный путь многих выдающихся людей может представлять интерес для современного поколения. Ведь изучая биографии знаменитых ученых и разных выдающихся деятелей, мы можем не только понять, как именно им удалось достичь столь значимых высот, но и сделать определенные выводы касательно своей собственной жизни, и может даже поменять в ней что-то. Удивительным ученым, чей жизненный путь может заинтересовать современных людей является и Иван Михайлович Сеченов, краткая биография которого расскажет о его жизни и о том, каким же был его вклад в медицину.

Сеченов появился на свет тринадцатого августа 1829г, на тот момент населенный пункт носил наименование Теплый Стан и располагался в Симбирской губернии, сейчас же это село Сеченово, которое находится в Нижегородской области. Его отец был помещиком, а мать – бывшей крепостной. Отец мальчика умер достаточно рано, что стало причиной ухудшения материального состояния семьи. Из-за этого молодому Ивану пришлось познавать все азы науки в домашних условиях.

В 1848г Иваном Петровичем было окончено Главное инженерное училище, располагавшееся в Санкт-Петербурге. Не доучившись один курс, юноша отправился в саперный батальон, а вскоре после отставки поступил в Московский университет, а именно на медицинский факультет. Во время обучения Иван успел разочароваться в медицине, он заинтересовался психологией, а также философией. В то время будущий ученый жил крайне бедно, частенько ему не хватало денег даже на еду. Ближе к окончанию университета Сеченов убедился, что ему куда ближе не медицина, а физиология.

Молодой Иван сдал сложные докторские экзамены, что дало ему возможность заняться подготовкой и защитой докторской диссертации, которую он успешно защитил.

Далее будущий ученый отправился на стажировку в Германию, где пересекся и даже сблизился с Боткиным, Менделеевым, а также композитором Бородиным и пр. Личность Сеченова была достаточно заметной и оказывала сильное влияние на художественную интеллигенцию России тех времен. Так именно с него был списан Кирсанов из романа Чернышевского «Что делать?», и Базаров из произведения Тургенева «Отцы и дети».

Во время своего пребывания за границей Сеченов написал докторскую диссертацию о физиологии алкогольного опьянения. А опыты для этой работы он ставил на себе.

В 1960г Сеченов вернулся в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию и получил заслуженную степень доктора медицинских наук. Далее он стал во главе кафедры в Медико-хирургической академии и многопрофильной лаборатории. Даже самые первые лекции профессора Сеченова вызывали особенный интерес слушателей, ведь они были одновременно и простыми, и насыщенными современной научной информацией. Иван Михайлович активно работал в лаборатории, занимался научной деятельностью. В 1961г ученый женился на своей ученице, которая также испытывала огромный интерес к медицине. Работа Сеченова критически воспринималась властью, и его чуть ли не отдали под суд. К счастью, до этого дело не дошло, но на всю жизнь ученый остался политически неблагонадежным.

Начиная с 1876г и по 1901г, Иван Михайлович был преподавателем в Московском университете. В это время он продолжает активно заниматься наукой, занимается исследованиями газообмена и создает множество оригинальных приборов, разрабатывая собственные исследовательские методики. Также ученый уделяет много времени работе с нервно-мышечной физиологией. В конце концов, Сеченов издал крупный научный труд, после чего ушел в полную отставку, а спустя четыре года (в 1905) умер в Москве.

Что нового дал нам Сеченов Иван Михайлович, вклад в медицину его какой?

Больше, чем двадцать лет своей жизни Сеченов занимался изучением газов, а также дыхательных функций крови. Тем не менее, самыми фундаментальными его исследованиями принято считать изучения рефлексов головного мозга. Как раз Иван Михайлович совершил открытие феномена центрального торможения, который получил наименование сеченовского торможения. Примерно в то же время ученый попытался напечатать в журнале «Современник» статью под наименованием «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы», однако цензура не пропустила ее по причине пропаганды материализма. Спустя несколько лет Сеченов все-таки издал эту работу, но под названием «Рефлексы головного мозга», а напечатал ее Медицинский вестник.

В 90х годах Иван Михайлович активно изучал проблемы психофизиологии, а также теории познания. Так ним была создана работа «Физиология нервных центров», в которой он рассмотрел достаточно много различных нервных явлений, среди которых были и бессознательные реакции у представителей животного мира, и высшие формы восприятия у людей.

Так в 1895г ним была публикована работа, в которой рассматривались критерии, позволяющие устанавливать оптимальную продолжительность рабочего дня. Ученый доказал, что длительность рабочего дня должна составлять не больше восьми часов.

Таким образом, вклад Сеченова в науку достаточен, чтобы гордится им как нашим соотечественником. Сеченов прожил насыщенную и плодотворную жизнь, оставив после себя значимое наследие своим потомкам.

Екатерина, www.сайт (сайт Популярно о здоровье)

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

Иван Сеченов

Сеченов Иван Михайлович (01/13.08.1829, с. Тёплый Стан 02/15.11.1905, Москва), русский естествоиспытатель-материалист, основоположник отечественной физиологические школы и естественно-научные направления в психологии, почётный академик Петербургской АН (1904; член-корреспондент 1869).

Окончил Главное инженерное училище в Петербурге (1848) и медицинский факультет Московского университета (1856). В 1856 59 работал в лабораториях И. Мюллера , Э. Дюбуа-Реймона и Ф. Хоппе-Зейлера (Берлин), О. Функе (Лейпциг), К. Людвига (Вена), Г. Гельмгольца (Гейдельберг). За границей Сеченов подготовил докторскую диссертацию Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения, которую успешно защитил в 1860 в Медико-хирургической академии в Петербурге. В том же году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабораторию одну из первых в России. За курс лекций О животном электричестве в Медико-хирургической академии удостоен Демидовской премии Петербургской АН (1863). Покинув в 1870 академию, в 1871 76 заведовал кафедрой физиологии в Новороссийском университете (Одесса); в 1876 88 был профессором физиологии Петербургского университета, где также организовал физиологическую лабораторию. Одновременно читал лекции на Бестужевских высших женских курсах, одним из основателей которых он был. С 1889 приват-доцент, с 1891 профессор физиологии Московского университета. В 1901 вышел в отставку, но продолжал экспериментальную работу, а также преподавательскую деятельность на Пречистенских курсах для рабочих (1903 04).

С именем Сеченова связано создание первой в России физиологической научной школы, которая формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. В Медико-хирургической академии Сеченов ввёл в лекционную практику метод демонстрации эксперимента. Это способствовало возникновению тесной связи педагогического процесса с исследовательской работой и в значительной степени предопределило успех Сеченова на пути создания научной школы. Организованная Сеченовым в Медико-хирургической академии физиологическая лаборатория была центром исследований в области не только физиологии, но также фармакологии, токсикологии и клинической медицины. В начале 1861 Сеченовым были прочитаны первые публичные лекции на тему Так называемые растительные акты в животной жизни. В них утверждался принцип единства организма и среды, выдвигалась идея саморегуляции, неразрывно связанная с представлением о гомеостазе . Ещё в Тезах к докторской диссертации Сеченов выдвинул положение о своеобразии рефлексов, центры которых лежат в головном мозге, и ряд идей, способствовавших последующему изучению головного мозга. В Париже, в лаборатории К. Бернара (1862), Сеченов экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность. Он обнаружил, что химическое раздражение продолговатого мозга и зрительных бугров кристалликами поваренной соли задерживало рефлекторную двигательную реакцию конечности лягушки. Опыты были продемонстрированы Сеченовым в Париже Бернару, в Берлине и Вене Дюбуа-Реймону, Людвигу и Э. Брюкке . Таламический центр торможения рефлекторной реакции был назван сеченовским центром, а феномен центрального торможения сеченовским торможением. С этого момента предположение о тормозящем влиянии одной части нервной системы на другую, высказанное ещё Гиппократом , стало принятой доктриной. В том же году Сеченов опубликовал работу Прибавления к учению о нервных центрах, задерживающих отражённые движения, в которой обсуждался вопрос, имеются ли в мозгу специфические задерживающие механизмы или действие тормозных центров распространяется на все мышечные системы и функции. Так была впервые выдвинута концепция о неспецифических системах мозга.

По возвращении в мае 1863 из-за границы в Россию Сеченов по предложению Н. А. Некрасова подготовил для Современника статью Попытка ввести физиологические основы в психические процессы. Цензура запретила публикацию статьи, ссылаясь на пропаганду в ней материализма и предосудительное название. Эта работа, названная Сеченовым Рефлексы головного мозга, была напечатана в том же году в Медицинском вестнике, а в 1866 вышла отдельным изданием. Выход в свет этой работы ознаменовал начало эры объективной психологии. Сеченов показал, что поскольку рефлексы невозможны без внешнего раздражителя, то психическая деятельность стимулируется раздражителями, воздействующими на органы чувств. В учение о рефлексах было введено существенное дополнение: они ставились в зависимость не только от имеющихся раздражителей, но и от прежних воздействий. Сохранение следов в центральной нервной системе выступало как основа памяти, торможение как механизм избирательной направленности поведения, работа усиливающего механизма мозга – субстрат мотивации. В Рефлексах головного мозга четко сформулированы основы психологического воззрения Сеченова, свидетельствующие о материалистическом понимании им психики.

К 1863 68 относится окончательное формирование физиологической школы Сеченова. Ряд лет он со своими учениками занимался физиологией межцентральных отношений. Наиболее существенные результаты этих исследований опубликованы в его работе Физиология нервной системы (1866). Одновременно Сеченов редактировал переводы книг зарубежных учёных. В 1867 вышло в свет руководство Сеченова Физиология органов чувств. Переделка сочинения Апаtomie und Physiologie der Sinnesorganc von A. Fick. 1862 64. Зрение, а в 1871 72 под его редакцией в России был опубликован перевод труда Ч. Дарвина «Происхождение человека». Заслугой Сеченова является не только распространение дарвинизма, но и приложение его идей к проблемам физиологии и психологии. Он по праву может считаться предшественником развития эволюционной физиологии в России.

Сеченов углублённо изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско-психологических направлений (К. Д. Кавелиным, Г. Струве). В 1873 были опубликованы Психологические этюды, объединившие Рефлексы головного мозга (4-е изд.), возражения Кавелину и статью Кому и как разрабатывать психологию. Важнейшее значение вклада Сеченова в психологию состояло в...радикальном перемещении отправного пункта психологического мышления с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, к объективному поведению (М. Г. Ярошевский, История психологии, 1966).

В 90-х Сеченов выступает с циклом работ по проблемам психофизиологии и теории познания (Впечатления и действительность, 1890; О предметном мышлении с физиологической точки зрения, 1894), существенно перерабатывает теоретико-познавательный трактат Элементы мысли (2 изд., 1903). Опираясь на достижения физиологии органов чувств и исследования функций двигательного аппарата, Сеченов подвергает критике агностицизм и развивает идеи о мышце как органе достоверного познания пространственно-временных отношений вещей. Согласно Сеченову, чувственные сигналы, посылаемые работающей мышцей, позволяют строить образы внешних предметов, а также соотносить предметы между собой и тем самым служить телесной основой элементарных форм мышления.

Эти идеи о мышечной чувствительности стимулировали разработку современного учения о механизме чувственного восприятия. В них содержался принцип обратной связи между эффектами работы мышцы и сигналами, поступающими от неё в регулирующие эту работу нервные центры. Таким образом, деятельность сенсорных систем (в частности, зрительной системы) рассматривалась с точки зрения её саморегуляции. Сеченов отстаивает материалистическую трактовку всех нервно-психических проявлений (включая сознание и волю) и тот подход к организму как целому, который был воспринят современной физиологией и психологией.

В Новороссийском университете Сеченовым были выполнены исследования действия электрических раздражений на нерв (1872), локомоции у лягушки и действия блуждающего нерва на сердце (1873). В то же время Сеченов заинтересовался вопросами физиологии газообмена, дыхательной функции крови.

После возвращения в Петербург в 1876 Сеченов приступает к занятиям химией растворов; он устанавливает закон растворимости газов в водных растворах электролитов. Он выступает с публичными лекциями Об элементах зрительного мышления, которые в 1878 были им переработаны и опубликованы под названием Элементы мысли. В 1881 82 Сеченов начал новый цикл работ по центральному торможению. Им были открыты самопроизвольные колебания биотоков в продолговатом мозге.

Осенью 1889 в Московском университете Сеченов прочел курс лекций по физиологии, который стал основой обобщающего труда Физиология нервных центров (1891). В этой работе был осуществлён анализ различных нервных явлений от бессознательных реакций у спинальных животных до высших форм восприятия у человека. Последняя часть этого труда посвящена вопросам экспериментальной психологии. В дальнейшем совместно с М. Н. Шатерниковым Сеченов разрабатывает теорию состава лёгочного воздуха. В 1894 он публикует Физиологические критерии для установки длины рабочего дня, а в 1901 Очерк рабочих движений человека. Существенный интерес представляет также работа Сеченова Научная деятельность русских университетов по естествознанию за последнее двадцатипятилетие, написанная и опубликованная в 1883.

На родине Сеченова ему воздвигнут памятник; его имя присвоено 1-му Московскому медицинскому институту (1955), институту эволюционной физиологии и биохимии АН СССР (1956); учреждена премия им. Сеченова, присуждаемая АН СССР раз в 3 года советским учёным за выдающиеся исследования по физиологии.




Великий русский ученый-естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологической школы, материалистической психологии в России. Выпускник Московского университета (1855), профессор Петербургской Медико-хирургической академии (1860-1870), Новороссийского(1871-1876), Петербургского (1876-1888), Московского (1891-1901) университетов, почетный член (1904) Петербургской академии наук.

Основные научные труды

«Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения». Дисс. (1860); «Рефлексы головного мозга» (1863); «Исследование центров, задерживающих отражение движения в мозгу лягушки» (1863); «Элементы мысли» (1878); «Физиология нервных центров» (1891); «Автобиографические записки» (1907).

Вклад в развитие медицины

    Последовательно разрабатывал материалистические основы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. Возглавив кафедру физиологии в Медико-хирургической академии (1860), превратил ее в трибуну пропаганды материализма (что дало основание министру внутренних дел Валуеву считать его наиболее популярным теоретиком в «нигилистических кружках»).

    Более 30 лет своей научной деятельности посвятил изучению психических явлений. По оценке К.А.Тимирязева, он был «едва ли не самый глубокий исследователь в области научной психологии».

    Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Идея И.М.Сеченова о рефлекторной основе психической деятельности явилась фундаментом для построения психофизиологии, способствовала созданию и развитию физиологии высшей нервной деятельности.

    Положил начало учению о центральном торможении («сеченовское торможение»).

    Выдвинул важнейшее положение о том, что в научное определение организма должна входить и среда, действующая на организм.

    Показал, что в основе сложных психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

    Открыл и описал явления суммации в нервной системе, показал наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе. Обосновал положение о ведущем значении процесса обмена веществ в осуществлении процесса возбуждения.

    Впервые обнаружил и описал ритмические потенциалы продолговатого мозга (1882). Это исследование, при котором электрофизиологический метод был применен для анализа деятельности ЦНС, стало первым в мире.Исследовал дыхательную функцию крови. И.М.Сеченову принадлежат исследования по физиологии дыхания и крови, растворению газов в жидкостях, газообмену и обмену энергии, алкогольному отравлению, физиологии центральной нервной деятельности, нервно-мышечной физиологии, электрофизиологии.

    Изучал закономерности распределения газов в крови, в частности, растворение углекислого газа. С помощью сконструированного им прибора – абсорбциометра, позволившего с большой точностью анализировать поглощение газов цельной кровью и плазмой, сделал принципиально новый вывод об исключительно важной роли эритроцитов крови в обмене СО 2 .

    Сформулировал теорию постоянства газового состава альвеолярного воздуха (1882) как важнейшего условия нормального существования организма. Впоследствии эти исследования способствовали развитию нового направления в отечественной физиологии – авиационной и космической физиологии. (Одна из первых и наиболее важных работ в области физиологии человека в полете принадлежит И.М.Сеченову, который в 80-х годах 19 в. в связи с аварией французских воздухоплавателей на воздушном шаре «Зенит» дал первые физиологические расчеты причины гибели этих воздухоплавателей и указал физиологические пути к борьбе против нарушения функции дыхания у человека при высотных полетах).

    Создатель объективной теории поведения.

    Заложил основы физиологии труда («Очерки рабочих движений»). Искал физиологические механизмы, с помощью которых возможно бороться против явлений утомляемости.

    Заложил основы возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Своеобразие его эволюционно-биологического подхода состоит в том, что он распространялся на самый высший уровень организации – нервную систему.

    В 1903 г. в возрасте 74 лет начал преподавать на Пречистенских рабочих курсах («Пречистенских классах») для рабочих московских фабрик.

    Выдающийся русский ученый И.П.Павлов назвал И.М.Сеченова «отцом русской физиологии».

    Именем И.М.Сеченова названа Московская медицинская академия.

(1829- 1905) - великий отечественный ученый, основоположник отечественной физиологической школы и материалистической психологии в России, чл.-корр. (1869) и почетный член (1904) Петербургской академии наук.

В 1848 г. окончил Главное инженерное училище в Петербурге и был направлен для прохождения службы в саперный батальон под Киев. В 1851 г. подал в отставку и поступил на мед. ф-т Московского ун-та. По окончании ун-та в 1856 г. был командирован за границу для подготовки к профессорской должности, работал в крупнейших лабораториях под руководством И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, К. Людвига, К. Бернара и др. В 1860 г. по возвращении на родину защитил докт. диссертацию «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения» и был избран профессором кафедры физиологии Петербургской медико-хирургической академии. За время его работы кафедра академии стала центром пропаганды материалистических идей в биологии и медицине. С 1870 г. И. М. Сеченов профессор кафедры физиологии Новороссийского ун-та в Одессе, а с 1876 г. профессор кафедры физиологии физико-математического ф-та Петербургского ун-та. В 1889 г. И. М. Сеченов начинает работать на мед. ф-те Московского ун-та в должности приват-доцента кафедры физиологии, а в 1891 г. становится ее профессором и руководителем. В 1901 г. И. М. Сеченов отказался от заведования кафедрой, чтобы, по его выражению, «очистить дорогу молодым силам». До конца жизни И. М. Сеченов продолжал трудиться в лаборатории при кафедре, созданной и оснащенной им на собственные средства.

И. М. Сеченов относится к той плеяде русских ученых 19 в., к-рых отличает удивительная разносторонность дарования и научных интересов. Важную роль в становлении материалистического мировоззрения И. М. Сеченова сыграли Н. Г. Чернышевский, И. Т. Глебов, Ф. И. Иноземцев, К. Ф. Рулъе. С именем И. М. Сеченова связана разработка многих вопросов в различных областях физиологии, имеющих важное практическое и теоретическое значение. Ему принадлежат исследования по физиологии дыхания и крови, растворению газов в жидкостях, газообмену и обмену энергии, алкогольному отравлению, физиологии ц. н. с. и нервно-мышечной физиологии, электрофизиологии. Оя создатель новых направлений в физиол. науке, им заложены основы материалистической психологии.

Значительная часть экспериментальных исследований И. М. Сеченова посвящена изучению закономерностей распределения газов в крови, в частности растворению, связыванию и транспортировке углекислого газа. С помощью сконструированного им прибора - абсорбциометра, позволившего с большой точностью анализировать поглощение газов цельной кровью и плазмой, им был сделан принципиально новый для того времени вывод о том, что в обмене С02 исключительно важная роль принадлежит эритроцитам крови. Изучив поглощение С02 различными солевыми р-рами, он установил эмпирическую формулу, отражающую зависимость между растворимостью газов в электролите и концентрацией последнего. Эта формула известна в науке как формула, или уравнение, Сеченова.

Изучая особенности газообмена между кровью и тканями и между организмом и окружающей средой, И. М. Сеченов показал, что процесс связывания гехмоглобином кислорода благоприятствует более легкому освобождению углекислого газа из крови. Исследование причин гибели двух французских астронавтов, поднявшихся на аэростате «Зенит» на высоту 8600 м,? привело его к формулировке теории постоянства газового состава альвеолярного воздуха (1882) как важнейшего условия нормального существования организма. Эти исследования способствовали впоследствии развитию нового направления в отечественной физиологии - авиационной и космической физиодогии.

Работы по изучению газов в крови связаны с исследованиями газообмена в организме, к-рые были проведены И. М. Сеченовым совместно с М. Н. Шатерниковым. Это послужило началом для изучения энергетических затрат у человека при разных видах физического и умственного труда. Для этой цели ими был построен портативный газоанализатор, позволявший проводить длительные исследования газообмена у человека, находящегося как в состоянии покоя, так и в движении.

Особое научное значение имеют труды И. М. Сеченова в области нейрофизиологии, теснейшим образом связанные с его психологическими и философскими исканиями, направленными на создание целостного представления об организме и его связях с окружающей средой. И. М. Сеченову принадлежит открытие центрального торможения (см.). к-рое принесло ему всемирную славу и вошло в науку иод названием сеченовского торможения (см.). Им впервые описаны два других фундаментальных явления в ц. н. с.- сумма-ция возбуждений и последействие. Продолжением этих работ явились исследования в области электрофизиол. активности ствола мозга. Он впервые (1882) обнаружил и описал ритмические потенциалы продолговатого мозга. Это было первое в мире исследование, при к-ром электрофизиол. метод был применен для анализа деятельности ц. н. с.

В последующие годы научные интересы И. М. Сеченова были сосредоточены на изучении закономерностей и физиол. особенностей трудовой деятельности человека, физиол. основ режима труда и отдыха. Его статья «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1895) фактически была первым в мировой литературе специальным исследованием, посвященным научному обоснованию чрезвычайно актуального и политически важного вопроса о продолжительности рабочего дня рабочих. Эти исследования явились основой нового раздела физиологии - физиологии труда.

И. М. Сеченов по праву считается основоположником отечественной материалистической физиологии в. н. д. и психологии. Он впервые строго научными методами начал исследование сложных явлений в деятельности мозга, выступил против существовавших идеалистических взглядов на процессы психической деятельности. Он не только считал психическую деятельность функцией головного мозга, но и последовательно отстаивал положение о детерминированности этой деятельности условиями существования. По мнению ученого, психические явления «подчинены столь же непреложным законам, как и явления материального мира, потому что только при таком условии возможна действительно научная разработка психических актов».

И. М. Сеченов, убедительно доказавший, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», для анализа поведения как в физиологии нервной системы, так и в психологии он избрал рефлекс, являющийся закономерной и детерминированной реакцией организма на действие окружающей среды (см. Рефлекс , Рефлекторная теория). Новый шаг, сделанный И. М. Сеченовым в истории материалистической психологии, заключается в том, что он рассматривал психический компонент как интегральную часть рефлекса головного мозга, как необходимое звено той категории рефлексов, к-рые он назвал рефлексами с психическими осложнениями. Разработанный И. М. Сеченовым объективный метод исследования психических феноменов был развит в трудах В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и получил мировое признание. Идея И. М. Сеченова о рефлекторной основе психической деятельности явилась фундаментом для построения психофизиологии, она способствовала созданию и развитию физиологии в. н. д.

Работы И. М. Сеченова по изучению различных разделов физиологии были направлены на познание целостной деятельности организма в единстве его телесных и психических проявлений, в неразрывной связи его с материальным миром. В своих исследованиях И. М. Сеченов исходил из основного принципа материалистического естествознания - единства организма и окружающей среды. «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен,- писал он,- поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее, среда ли, пли самое тело, не имеют ни малейшего смысла».

Наиболее полное развитие идея единства организма и среды, строгой причинной обусловленности всех проявлений психической деятельности получила в работе И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), названной И. П. Павловым «гениальным взмахом русской научной мысли». В этой работе И. М. Сеченов впервые устанавливает неразрывную связь физиологического и психического и развивает мысль о «перенесении психических явлений, со стороны способа их совершения, на физиологическую почву», подчеркнув тем самым, что «душевная» деятельность человека подчиняется тем же самым законам, что и телесная, и может быть изучена с помощью физиол. методов.

И. М. Сеченов заложил основы эволюционной трактовки физиологических функций. Движущими силами эволюции по И. М. Сеченову являются «влияния на организмы той среды, в к-рой они живут, или точнее, условий их существования», к к-рым они должны приспособиться. Именно они выступают в роли могущественного фактора изменчивости, преобразования простых форм в сложные, порождения новых биологических форм и процессов. Своеобразие сеченовского эволюционнобиологического подхода состоит в том, что он распространялся на самый высший уровень организации - нервную систему. Его учение воплотило неразрывную связь естествознания с материализмом. Поэтому за ним, в принципе далеком от непосредственного активного участия в политических событиях, утвердилась репутация «отъявленного материалиста, к-рый старается проводить материализм не только в науке, но и в самую жизнь».

Деятельность И. М. Сеченова во многом содействовала развитию отечественной научной медицины. Его теоретические работы и взгляды оказали огромное влияние на формирование передовых идей русских врачей. Они способствовали развитию физиол. направления в психиатрии, неврологии, терапии и т. п.

В жизни и деятельности И. М. Сеченова гармонически сочетались черты великого ученого-мыслителя и выдающегося педагога, воспитателя творческой молодежи. Он стремился внедрить в практику преподавания физиологии студентам университетов принципы экспериментальной физиологии и материалистического мировоззрения. Ему принадлежит честь создания первой физиологической школы в России. Такие талантливые ученые, как Б. Ф. Вериго, H. Е. Введенский. В. В. Пашутин, Н. П. Кравков, Г. В. Хло-пин, И. Р. Тарханов, М. Н. Шатер-ников, А. Ф. Самойлов были его учениками.

И. М. Сеченов был блестящим популяризатором естественнона учных знаний среди широких слоев населения. Об этом говорят его многочисленные публичные лекции, лекции перед рабочими на Пречистенских курсах, а также переводы и редактирование научных и научно-попу-лярных книг. Он был горячим сторонником женского медицинского образования (см.). В созданных им лабораториях он привлекал женщин к активной научной работе. Под его руководством впервые русские женщины-врачи Н. П. Суслова и М. А. Сеченова-Бокова подготовили докт. диссертации.

И. М. Сеченов являлся почетным членом многих научных об-в России, был избран почетным председателем первого международного психологического конгресса в Париже (1889). Разносторонняя научная и общественная деятельность И. М. Сеченова оставила глубокий след во многих областях физиологии, его теоретические взгляды и исследования оказали огромное влияние на формирование материалистических взглядов русских врачей и физиологов. Идеи И. М. Сеченова нашли всемирное признание и во многом определили будущее развитие советской физиологии и психологии. Именем И. М. Сеченова назван 1-й ММИ.

Сочинения: Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения, диес., Спб., 1860; Автобиографические записки, М., 1907, 1952; Собрание сочинений, т. 1-2, М., 1907-1908; Избранные труды, М., 1935; Избранные произведения, т. 1-2, М., 1952-1956; Лекции по физиологии, М., 1974.

Библиография: Анохин П. К. От Декарта до Павлова, с. 70, М., 1945; Артемов H. М. Иван Михайлович Сеченов, 1829-1905, Библиогр. указатель, Л., 1979; Введенский H. Е. Иван Михайлович Сеченов, Труды С.-Петер-бургск. об-ва естествоиспытателей, т. 36, в. 2, с. 1, 1906; Иван Михайлович Сеченов (К 150-летию со дня рождения), под ред. П. Г. Костюка и др., М., 1980; К а -ганов В. М. Мировоззрение И. М. Сеченова, М., 1948; Коштоянц X. С., И. М. Сеченов, М., 1950; Кузьмин М. К., Макаров В. А. и И в а к и н В. П., И. М. Сеченов и медицинская наука, М., 1979; Сеченов И. М. и материалистическая психология, под ред. С. Л. Рубинштейна, М., 1957; Ш а-терников М. Н. Иван Михайлович Сеченов, Научное слово, № 10, с. 23, 1905; Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль, М., 1981.

В. А. Макаров.

Loading...Loading...