Острота зрения ребенка в 3 года. Строение зрительной системы. Видео - доктор Комаровский о детском зрении

Зрение является одним из пяти органов чувств человека. С его помощью человек получает информацию об окружающем его мире, распознает предметы и их расположение в пространстве. Важность высокого уровня зрения нельзя переоценить, ведь с плохим зрением жизнь человека очень усложняется. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, так как уменьшение остроты зрения может стать серьезным препятствием на пути полноценного развития ребенка.

Зачем нужна проверка?

Начиная с самого периода новорожденности, детям необходимо производить регулярную проверку зрения у врача-офтальмолога. Это необходимо делать в профилактических целях, чтобы не допустить в дальнейшем у ребенка нарушений или ухудшения зрения.

Заболевания глаз во многих случаях имеют тенденцию к прогрессированию. Например, миопия (или близорукость), как правило, может интенсивно развиваться у детей в школьные годы, когда зрительная нагрузка на глаза усиливается. Также нередким заболеванием является и у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Поэтому родителям необходимо предпринять все меры, чтобы как можно скорее улучшить ребенку остроту зрения и не допустить развития слепоты. Как правило, прогрессирующая близорукость приводит к необратимым изменениям центральных отделов сетчатки, что существенно снижает остроту зрения.

Проверка зрения у новорожденных происходит по следующему графику:

  • Впервые глаза ребенка осматривает врач-офтальмолог в первые часы после рождения. С особым вниманием проверяются недоношенные дети, дети с врожденными патологиями или родовыми травмами, новорожденные после тяжелых родов, так как именно у этой категории детей чаще всего проявляются кровоизлияния или патологии сетчатки.
  • Первая проверка у врача-офтальмолога у этой категории детей обычно назначается через месяц после рождения, если есть показания.
  • Здоровый ребенок впервые обследоваться в офтальмологическом кабинете должен через 3 месяца после рождения.
  • Следующий осмотр у здорового ребенка осуществляется в 6 месяцев, и затем в 12 месяцев.

В 12 месяцев у ребенка впервые определяют остроту зрения. В норме она равняется 0,3–0,6 диоптриям.

Таблицу для проверки зрения у детей разработала Орлова. Данная таблица применяется для детей дошкольного возраста, которые еще не научились считать

Картинки для проверки зрения вы найдете .

Существующие таблицы для проверки зрения

Таблица Головина

В современное время создано немало вариантов таблиц для проверки остроты зрения у детей.

Первой таблицей, по которой у ребенка проверяют зрение, как правило, становится таблица Орловой. По этой таблице проводят исследование зрения детям с 3-х лет, когда они еще не научились читать и писать. В этой таблице вместо букв используются картинки, которые ребенку хорошо знакомы и которые он без труда сможет назвать.

Для проверки остроты зрения у детей более старшего возраста используются уже таблицы с печатными буквами. На территории стран СНГ чаще всего применяют таблицу Сивцева или Головина. Существует, также, их иностранный аналог – таблица Снеллена.

Во многих таблицах определение остроты зрения осуществляется на расстоянии не менее 5 метров. Эта дистанция выбрана офтальмологами по той причине, что у глаза с нормальной рефракцией (так называемой, эмметропией) на этом расстоянии точка ясного видения находится как бы в бесконечности и на сетчатке, таким образом, собираются параллельные лучи, образуя сфокусированное, четкое изображение.

Читайте также про визометрию глаза в .

Таблица Сивцева

Таблица Сивцева является наиболее распространенной таблицей на территории бывшего СССР, которая применяется для проверки остроты зрения у детей.

Свое имя таблица получила в честь советского врача-офтальмолога Д.А. Сивцева. Таблица Сивцева активно применяется для обследования зрения у детей и взрослых пациентов в современное время.

При нарушениях зрения положение фокусной точки изменяется. Например, при близорукости фокусная точка находится перед сетчаткой, а при дальнозоркости фокусная точка смещается за сетчатку. Таким образом, изображение не фиксируется в центре сетчатки и предметы кажутся размытыми и нечеткими.

Как правило, рефракционные отклонения влияют на остроту зрения и требуют коррекции. Чем сильнее рефракция отклоняется от нормы, тем более уменьшается острота зрения. Однако, при этом между этими значениями нет прямой зависимости. Если рефракция в норме, но при этом пациент плохо видит, это может говорить о возможном снижении прозрачности оптических сред глаза. Например, у пациента могут проявляться симптомы амблиопии, катаракты с помутнением хрусталика или роговицы.

В правой колонке обозначена острота зрения пациента, если он находится от таблицы на расстоянии 5 метров. Эти значения помечены знаком “V=…”. Остротой зрения в профессиональной терминологии врачей-офтальмологов называется способность глаза увидеть и различить две удаленные точки при минимальной дистанции между ними.

В офтальмологии принято правило, что глаз с нормальной остротой зрения может различить две удаленные точки с угловым расстоянием между ними равным 1 угловой минуте (1/60 градуса).

Нормальная острота зрения человека соответствует показателю V=1.0, то есть человек со 100%-ым зрением должен быть способен различать печатные знаки первых 10 строк. Однако, некоторые обследуемые могут иметь остроту зрения, которая больше нормы, например, 1,2, 1,5, или даже 3,0 и более. При аномалиях рефракции (близорукость, дальнозоркость), астигматизме, глаукоме, катаракте и иных нарушениях зрениях, острота зрения обследуемого уменьшается ниже нормы и приобретает значения 0,8, 0,5 и ниже.

В таблице Сивцева значения остроты зрения в первых десяти строчках отличаются шагом в 0,1, последние две строчки – в 0,5. В некоторых нестандартных вариантах таблицы Сивцева используются, также, дополнительно 3 строчки со значениями остроты зрения от 3,0 до 5,0.

Но эти таблицы, как правило, не применяют в офтальмологических кабинетах современных клиник.

Читайте также о компьютерной периметрии глаза в .

Острота зрения по таблице Сивцева проверяется по следующей инструкции:

  • Пациент должен находиться от таблицы на расстоянии 5 метров. Исследования проводятся для каждого глаза отдельно.
  • Правый глаз необходимо крепко закрыть ладонью, так, чтобы он не мог видеть букв в таблице. Вместо ладони можно использовать кусок плотного материала (например, картон или пластик). Таким образом, обследуется острота зрения левого глаза.
  • Строки необходимо читать по порядку, слева направо, сверху вниз. На распознавание знака отводится не более 2-3 секунд.

Определение остроты зрения по таблице Сивцева довольно простое. Пациент, как правило, имеет нормальную остроту зрения, если смог корректно прочесть буквы в рядах с V=0,3-0,6. Допустима только одна ошибка. В рядах, находящихся ниже V=0,7 допустимо не более двух ошибок. Численное значение остроты зрения соответствует численному значению V в последнем ряду, в котором не были допущены ошибки сверх нормы.

При помощи этой таблицы определяется только близорукость. Дальнозоркость по таблице Сивцева не определяется. То есть если обследуемый будет видеть все 12 строк на расстоянии 5 метров, это не означает, что он страдает дальнозоркостью. Это говорит об остроте зрения выше среднестатистической нормы.

Если результат теста будет неудовлетворительным и будет выявлено отклонение от нормы, то возможной причиной снижения остроты зрения у ребенка может быть аномалия рефракции. В этом случае необходимо последующее определение рефракции.

Таблица Снеллена

таблица Снеллена

Таблица Снеллена (Snellen chart) является одной из популярных таблиц для проверки остроты зрения у детей. В современное время эта таблица особенно распространена на территории США.

Таблица Снеллена была разработана в 1862 году голландским врачом-офтальмологом Херманном Снелленом. Русским аналогом этой таблицы является таблица Сивцева.

В состав таблицы входит стандартный набор строк, состоящих из латинских букв, которые называют оптотипами (test types). Размер букв, также, как и в таблице Сивцева, уменьшается с каждой строкой в направлении вниз.

В верхней строке таблицы Снеллена расположены самые крупные символы, которые способен прочитать человек с нормальной остротой зрения на расстоянии 6 метров (или 20 футов). Последующие, нижние строки человек со 100%-ым зрением способен различить на дистанции 36, 24, 18, 12, 9, 6 и 5 метров соответственно. В традиционной диаграмме Снеллена, как правило, напечатаны 11 строк. Первая строка состоит из самой большой буквы, которой может быть E, H, N, или A.

Зрение обследуемого по таблице Снеллена проверяется следующим образом :

  • Обследуемый располагается на дистанции 6 метров от таблицы.
  • Ладонью или каким-либо плотным материалом закрывает один глаз, другим читает буквы в таблице.

Острота зрения обследуемого проверяется обычно по показателю самого маленького ряда, который был прочитан без ошибок на расстоянии 6 метров.

Как правило, если человек с нормальной остротой зрения способен различить один из нижних рядов на расстоянии 6 метров, то значение остроты зрения равняется 6/6. Если обследуемый в состоянии различить только строки, расположенные выше строки, которую человек с нормальной остротой зрения способен прочесть на расстоянии 12 метров, то острота зрения такого пациента равна 6/12.

Таблица Орловой

Таблица для проверки зрения Орловой применяется для определения остроты зрения у детей дошкольного возраста. В этой таблице имеются строки со специальными картинками, размер которых становится меньше с каждой строкой в направлении сверху вниз.

Таблица Орловой

В левой стороне таблицы, рядом с каждой строкой указывается расстояние, с которого ребенок с нормальной остротой зрения способен различить символы.

Вариация таблицы Орловой

Расстояние помечено символом “D=…”. В правой стороне таблицы указывается острота зрения, если ребенок распознает их на дистанции 5 метров.

Зрение считается нормальным, если ребенок способен распознать каждым глазом картинки десятой строки с расстояния 5 метров.

Если острота зрения у ребенка снижена, и он не способен распознать знаки десятой строки, то его приближают к таблице на расстояние 0,5 метра и просят назвать символы верхнего ряда. Острота зрения ребенка определяется по той строке, в которой ребенок сможет правильно назвать все символы.

Перед обследованием желательно ребенку показать картинки, чтобы он понял, что от него требуется и попросить произнести вслух названия картинок.

Таблица Головина

Таблица Головина является, также, достаточно распространенной таблицей для проверки остроты зрения у детей. Как и таблица Сивцева, она используется преимущественно в странах СНГ. Таблица получила свое название в честь известного врача-офтальмолога С. С. Головина, жившего на территории СССР.

В отличие от таблицы Сивцева, в этой таблице вместо печатных букв используются символы – кольца Ландольта. Строк в , также, двенадцать и кольца, напечатанные в этих строках, уменьшаются в размере с каждой строкой в направлении вниз. Эти кольца имеют равную и одинаковую ширину в каждой строке.

таблица зрения Головина

Показатели остроты зрения указаны в правой стороне таблицы и помечены символом «V=…».

В традиционной таблице Головина возможно определение остроты зрения в интервале 0,1-2,0. Первые 10 строк, как и в таблице Сивцева, отличаются шагом в 0.1, остальные два – в 0,5. В некоторых вариантах таблиц дополнительно используются три лишних ряда для определения остроты зрения выше среднестатистической нормы. Эти строки отличаются шагом в 1,0.

В левой стороне таблицы указывается расстояние в метрах, с которого человек с нормальной остротой зрения способен распознать символ в данной строке. Оно отмечается символом “D=…”.

Острота зрения определяется на расстоянии 5 метров отдельно для каждого глаза.

Видео

Выводы

В детском возрасте никогда не стоит игнорировать офтальмологические обследования, поскольку именно в этом возрасте могут быть впервые обнаружены серьезные глазные заболевания, которые с течением времени способны привести к заметному ухудшению зрения и даже к слепоте, что может сильно препятствовать нормальному развитию ребенка. Сейчас созданы разные , по которым определяют и качество периферического зрения, и остроту, и другие показатели. Особенно с тем учетом, что сейчас активно набирает обороты такое заболевание, как .

Что видят малыши

Со дня появления на свет зрение помогает ребенку постепенно развиваться физически, умственно и эмоционально, позволяя ему получать визуальную информацию. Пусть сначала он видит совсем немного, затем он постепенно расширяет поле зрения и изучает мир вокруг.

Когда развивается зрение

Хотя глаза физически способны видеть сразу же после рождения, мозг новорожденного еще не готов обрабатывать всю поступающую визуальную информацию. Постепенно его мозг развивается, и с ним вместе – способность четко видеть, которая помогает понимать и узнавать окружающий мир. В самом начале жизни малыш может разглядеть лишь ваше лицо, склоненное над ним, но месяц за месяцем дальность его зрения растет.

Как развивается зрение

В самом начале новорожденный малыш может сфокусироваться только на объекте на расстоянии 20-30 см от себя – то есть различить ваше лицо, когда вы держите его на руках. Кроме этого, младенец может заметить свет, очертания и движения, но все это выглядит для него размыто. В этот период самое интересное для него – ваше лицо (чуть позже его начнут интересовать контрастные узоры).

При рождении ребенок еще не знает, как использовать оба глаза одновременно, поэтому его зрачки могут иногда блуждать независимо или сходиться к переносице. На первом или втором месяце жизни младенец научится фокусироваться и следить глазами за движущимся объектом. Погремушка, которую вы двигаете перед его лицом, будет завораживать его – он открывает в себе новую способность. Также малыша может радовать такая простая игра с вами – поднесите малыша к лицу, посмотрите ему прямо в глаза и медленно переводите взгляд из стороны в сторону, а он будет следить за вашими глазами.

Даже новорожденный ребенок видит цвета, но ему сложно различать похожие тона, например, красный и оранжевый. Поэтому совсем маленьким детям нравятся черно-белые или контрастные узоры. В следующие несколько месяцев мозг младенца учится различать цвета. Он начнет предпочитать яркие простые цвета и более сложные узоры. Помогайте развитию малыша, показывая ему картинки, фотографии, книги и игрушки. Также в этот период он будет развивать навыки слежения за предметами.

Ребенок развивает восприятие глубины. Раньше ему было сложно понять, где находится предмет, какого он размера или формы, чтобы протянуть руку и взять его. К 4 месяцам развитие моторики и частей мозга, отвечающих за зрение, позволяют ему координировать свои движения и схватить видимый объект. Помогайте ему практиковаться в этом, предлагая игрушки, которые легко взять в руку, вроде погремушек (иначе он будет хватать другие объекты, до которых ему легко дотянуться – например, ваши волосы, серьги или очки).

5 месяцев

Ребенку лучше удается различать небольшие объекты и движущиеся предметы. Он даже сможет понимать, что за объект перед ним, когда видит только его часть. Свидетельство того, что он начинает осознавать постоянство предметов (понимать, что вещи существуют и тогда, когда он их не видит) – то, с каким удовольствием дети играют в прятки («ку-ку»). Также младенец начинает различать похожие оттенки.

8 месяцев

Если при рождении зрение ребенка было примерно 20/200 или 20/400, то к 8 месяцам оно вполне сформировалось и имеет такую же глубину и остроту, как у взрослых. Хотя его больше интересуют близкие объекты, он вполне может различать людей и предметы в дальнем конце комнаты. Кстати, к этому возрасту глаза обычно приобретают свой постоянный цвет (в дальнейшем он может лишь немного измениться).

Ваша роль

Проследите, чтобы при каждом осмотре ребенка врач обращал внимание на глаза. Врач может проверить, нормально ли выглядят глаза малыша и насколько хорошо они двигаются, нет ли признаков проблем со зрением. Если у вас или вашего партнера в семье были случаи проблем со зрением или заболеваний глаз, расскажите об этом врачу. Обследование остроты зрения с помощью таблиц с символами или буквами впервые проводят в 3-4 года. Если у ребенка обнаружатся какие-либо проблемы, педиатр может направить его к детскому офтальмологу. Очень важно диагностировать и начать лечить глазные болезни как можно раньше, ведь в более позднем возрасте это будет сложно или вовсе невозможно сделать.

Исследования показывают, что младенцам больше всего нравятся человеческие лица, а не узоры или картинки. Поэтому дайте ребенку возможность разглядывать свое лицо вблизи (особенно новорожденному). Примерно в один месяц малышу начинают нравиться любые объекты, которые движутся у него перед глазами. В магазинах для детей полно специальных развивающих игрушек, но точно так же младенцев радуют простые игрушки или любые объекты из домашнего обихода.

Пронесите погремушку (или любой другой яркий предмет) перед лицом малыша из стороны в сторону, затем попробуйте двигать его вверх и вниз. Это привлечет его внимание, хотя следить глазами за вертикальным движением малыш научится только в 3-4 месяца. Обращайте внимание и на другие вещи, которые привлекают ребенка – например, птиц или листья на прогулке.

Развивайте у ребенка интерес к цветам – сначала основным, потом более сложным оттенкам. Для этого отлично подходят яркие мобили, цветные постеры (повесьте такой рядом с пеленальным столиком) и разноцветные детские книжки.

Когда стоит беспокоиться

Врач проверит зрение ребенка во время обычного визита, но если что-то кажется вам ненормальным, расскажите об этом. Например, это могут быть такие признаки.Ребенок не следит за объектом двумя глазами, хотя ему уже 3 или 4 месяца.
Глаза малыша недостаточно свободно двигаются в разных направлениях.
Ребенок все время двигает глазами и не может остановить взгляд на одной точке.
Ребенок постоянно косит, один или оба глаза закатываются.
Один из зрачков кажется белым.
Ребенок слишком чувствителен к свету, глаза постоянно слезятся.

Если ваш ребенок родился недоношенным, у него выше риск проблем со зрением, таких как астигматизм (размытое зрение), миопия (близорукость), ретинопатия (ненормальное развитие сосудов глаз, которое может привести к слепоте) или страбизм (косоглазие). Сообщите врачу о том, что ребенок родился недоношенным.

Для развития зрения ребенка прежде всего необходимо, чтобы его кровать стояла в хорошо освещенной части комнаты.

Общий источник освещения (окно или лампа) должен находиться сзади так, чтобы свет не падал сбоку или прямо в лицо ребенка, но отражался от предметов, находящихся в поле его зрения. При неправильном расположении источника освещения ребенок обращает к нему взор, его движения при этом задерживаются, и он по нескольку минут лежит неподвижно, устремив глаза к свету.

Это вредно для зрения и мешает ребенку научиться фиксировать взгляд на окружающих его предметах. Кроме того, в тех случаях, когда источник света находится сбоку от кровати (что нередко бывает) и ребенок подолгу лежит, повернув голову в одну сторону, у него может образоваться некоторое уплощение головы с этой стороны.

Для развития умений фиксировать взор на неподвижных предметах и лицах людей и переводить взор вслед за передвигающимися, ребенку надо предоставлять соответствующие игрушки и часто, подолгу разговаривать с ним.

Чем меньше возраст ребенка, чем менее развиты его зрительные реакции, тем более яркой, красочной, крупной, хорошо освещенной должна быть игрушка для того, чтобы она привлекла его взор, а в несколько более старшем возрасте и порадовала.

До 2,5-3 месяцев ребенок не тянется руками к игрушке, не стремится ее взять, а только смотрит на нее, поэтому нет никакой необходимости вешать ее низко. Кроме того, ребенок рождается дальнозорким, и, чтобы он не перенапрягал зрение, глядя на игрушку (это может повести к косоглазию), надо ее подвешивать высоко, в 50-70 см от его груди.

Маленькому ребенку самому трудно отыскать игрушку взглядом, а если он ее найдет, то рассматривает недолго. Поэтому, для того чтобы привлечь его взор к игрушке, надо несколько изменять ее положение: немного приподнять или опустить, приблизить к лицу или отдалить, качнуть ее, причем делать это иногда приходится и повторно.

С трех-, четырехнедельного возраста ребенок чаще и на более длительное время останавливает сбой взор на предметах и лицах и лучше прослеживает передвигающиеся. В то время как он сосредоточивается на игрушке или на лице взрослого, его движения затормаживаются.

К концу второго месяца жизни младенец уже хорошо следит за всем окружающим. К трем месяцам он может, не отрываясь, проследить взглядом за взрослым, который обходит его кроватку или удаляется от нее на 2-4 м.

Со второго месяца жизни ребенок постепенно учится сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, а также следить за передвигающимися, когда лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Несмотря на то что, лежа на спине, он уже научился фиксировать взглядом предметы, находящиеся на близком от него расстоянии, при вертикальном положении корпуса ему это удается не сразу.

Вначале он не смотрит в лицо матери или отца, которые держат его на руках и разговаривают с ним, отворачивается и глядит на другого взрослого, находящегося на более далеком от него расстоянии. Но постепенно он научится фиксировать взгляд и на взрослом, который держит его на руках.

Развитие зрительных реакций малыша происходит главным образом в то время, когда он смотрит на лицо разговаривающего с ним взрослого.

Некоторые думают, что младенцу первого-второго месяцев жизни безразлично, разговаривают с ним или нет. Такое мнение неправильно. Частое ласковое «общение» окружающих с ребенком необходимо для него. В это время у ребенка развивается зрение, слух, пробуждается чувство радости. Но об этом мы скажем ниже.

Двух-, трехмесячный ребенок во время бодрствования в основном занят тем, что следит взглядом за окружающими его людьми и сосредоточенно смотрит на привлекшие его внимание предметы. Когда ребенку не на что смотреть, он переводит глаза из стороны в сторону, словно ищет, на что бы ему посмотреть.

Он уже реагирует на некоторые цвета. Если одна игрушка перестала привлекать внимание ребенка, замените ее другой, и вы легко убедитесь, что он заметил произошедшую перемену, так как внимательно рассматривает новую игрушку.

Такое рассматривание — это первый вид самостоятельной деятельности ребенка, требующий лишь небольшого участия окружающих, взрослых. Оно содействует развитию внимания у малыша и очень полезно для него еще и в другом отношении: зрительные впечатления в большой мере поддерживают активное бодрствование и содействуют хорошему настроению ребенка.

Находясь в хорошо освещенной части комнаты, он бывает более спокоен, чем если место, где он находится в промежутках между сном, освещено слабо.

Постепенно ребенок начинает различать и узнавать некоторые предметы и лица. Ребенок третьего месяца жизни при виде груди матери подтягивает голову и старается захватить губами сосок. Если же он получал пищу из бутылочки, то при виде ее подтягивает голову или начинает производить сосательные движения. К трем месяцам некоторые дети больше радуются матери или кому-либо из близких, кто обычно ухаживает за ними, нежели малознакомым лицам. Это свидетельствует о том, что они узнают и выделяют этих людей.

Зрительные воздействия в большой мере влияют на развитие общих движений ребенка: для того чтобы не потерять из виду привлекший его внимание предмет, ребенок старается сохранить трудную для его возраста позу; если же предмет передвигается, ребенок не только переводит вслед за ним глаза, но и поворачивает в соответствующую сторону голову, а в более старшем возрасте старается повернуться и всем телом.

Даже самые внимательные и заботливые родители без участия специалиста не могут оценить, как идет формирование глаза у малыша, правильно ли развивается детское зрение, т. к. внешне это не проявляется. Соответствует ли развитие зрительной системы возрасту ребенка - главный вопрос, который задают врачу родители детей первого-второго года жизни.

Фото и комментарии офтальмолога Михряковой Натальи Владимировны:

«Детки сами не пожалуются на зрение, и не только потому, что до 3-х лет, как правило, плохо говорят. Малыш не может понять и рассказать, что что-то не так с его зрением. Проблема в том, что детям не с чем сравнить: они видят этот мир впервые, и считают, что они видят хорошо. С говорящим ребёнком родители или доктора могут пообщаться и получить некое описание того, что ребенок видит. Папы и мамы через игру могут проверить у ребёнка зрение - посмотри-ка одним глазком на игрушку, потом другим, одинаково ли её видно? А совсем малютки - не скажут ничего. И тогда только аппаратура может ответить, всё ли хорошо.

Поэтому с совсем маленькими детками действует правило: профилактический осмотр - даже если нет никаких жалоб! Ведь этап развития ребенка до 3 лет - один из самых важных становлении зрительной системы человека, т.к. если малыш не может адекватно воспринимать внешний мир, артикуляцию речи родителей, то у него плохо формируется навык звуко- и словообразования.

Кроме того, внимательные родители могут заметить, что ребёнок щурится, садится поближе к телевизору или придвигает планшет к глазам, будто не может что-то разглядеть. Тогда осмотр у офтальмолога необходим для раннего выявления и лечения близорукости, дальнозоркости, астигматизма, косоглазия, нистагма, птоза и врожденных пороков развития. Если вашему ребенку уже поставили диагноз, то при визите к врачу контролируется зрительная функция и при необходимости назначается коррекция.

Хочу заострить внимание родителей: если в какой-то из периодов у ребенка обнаружили отклонения - близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, амблиопию, то следует наблюдаться у офтальмолога 2 раза в год для оценки изменений, лечения».

При осмотре в родильном доме офтальмолог может выявить признаки некоторых врожденных заболеваний: катаракты, ретинобластомы, врожденной глаукомы, птоза, нистагма. Также в роддоме могут заподозрить заболевания - ретинопатию недоношенных и атрофию зрительных нервов.

Чтобы родители понимали, что зрение ребенка формируется и развивается правильно , необходимо проходить обследование в 1, 6 месяцев, 1 год, около 3 лет, от 3-5 лет и каждый год в школе.

1 месяц. Проверка зрения включает наружный осмотр глаз, оценку фиксации взгляда и слежения за предметом, исследование глазного дна. Врач может выявить небольшое периодическое отклонение, которое исчезает к 6 мес.

6 месяцев . Малыша приводят на плановый осмотр. Для проверки зрительной системы полугодовалого ребенка врач проводит наружный осмотр, исследование глазного дна, рефракции на приборе Plusotix, определяет подвижность глазных яблок. В этом возрасте можно выявить предрасположенность к миопии, гиперметропии и астигматизму.

Фото: специальный прибор определения рефракции на приборе Plusotix

1 год . После года проводится обследование, на котором выявляют наличие астигматизма, близорукости или дальнозоркости. Если на осмотре не было выявлено никаких патологий, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога ежегодно. Следующие обследования проводятся в 2 года и далее перед детским садом. Если офтальмолог выявит проблемы со зрением, то уже с маленького возраста назначит очковую коррекцию и специальные тренировки глаз.

Около 3 лет ребенку на офтальмологическом осмотре уже можно провести визометрию: малыш отвечает на вопросы офтальмолога - какие предметы он видит на специальной таблице для определения остроты зрения. Можно определить строение глаза ребенка на специальном приборе авторефрактометре. При выявлении патологии назначается очковая коррекция, мягкие контактные линзы и аппаратное лечение.

Если у родителей появились опасения, что с глазками ребенка не все в порядке, а также имеет место фактор генетической предрасположенности к глазным болезням - в семье у кого-то были проблемы с глазами, то посещение офтальмолога оттягивать не нужно. Ведь чем раньше проблема будет выявлена, тем легче будет ее устранить и скорректировать.

В декабря 2016 - январе 2017 гг. в клинике микрохирургии "ГЛАЗ" им. академика Святослава Фёдорова можно получить консультацию детского офтальмолога, а также пройти углубленную диагностику зрения на 7 аппаратах (в т.ч. УЗИ глаза - наиболее информативный способ выявления большинства заболеваний глаз), и при необходимости получить лечение, выписать рецепт и заказать детские очки по льготным ценам:

  • осмотр и консультация детей младше 3 лет - 990 р.;
  • комплексное обследование с консультацией для детей старше 3 лет - 1 950 р.;
  • проверка зрения и выписка рецепта на очки - от 630 р.;
  • скидка на аппаратное офтальмологическое физлечение - 10%;
  • скидка 20% на оправы для малышей и школьников.

Зрительная система малыша начинает функционировать еще в утробе матери: доказано, что плод реагирует на свет даже через стенку маминого живота. Но формирование зрения продолжается и после рождения в течение первые лет жизни. Важно следить за развитием зрительной функции ребёнка, чтобы своевременно замечать отклонения и делать все, чтобы их устранить. Ведь детям, лишенным способности видеть с рождения или с малых лет, очень трудно адаптироваться в этом мире.

Оценка зрения у детей производится с момента рождения. Сразу после того, как малыш родился, детский специалист проверяет здоровье новорожденного, в том числе способность видеть. Для этого он светит в глаз, чтобы проверить реакцию зрачка. Если при свете он сузился, значит, зрительный аппарат работает.

Если ребенок родился здоровым, то в течение первого года жизни его зрение проверяют трижды:

  • В 3 месяца;
  • В 6 месяцев;
  • В 1 год (к первому году также уже может быть определена острота зрения, которая в норме в этом возрасте должна составлять 0,3-0,6 диоптрии).

Если ребенок родился недоношенным, или роды были очень тяжелыми, то есть показания для дополнительной проверки зрения в 1 месяц. Это связано с тем, что в трудных родах или при рождении слабо развитого ребенка очень высок риск разрыва сосудов в глазных яблоках. Внешне их может быть не видно, но кровоизлияния в сетчатку опасны для зрения. Поэтому диагностировать и устранять их нужно своевременно.

Зачем проверять зрительные функции дома?

Если малыш родился здоровым, и он успешно прошел все плановые осмотры у офтальмолога, нет никакой необходимости проверять зрение в домашних условиях. Но это сделать необходимо, если:

  • У близких родственников есть наследственные проблемы со зрением. Регулярная домашняя проверка может выявить подобные заболевания на ранних стадиях ее проявления, что повысит шансы его излечения;
  • Вы подозреваете, что грудничок не видит или видит плохо (не может сфокусироваться на предмете, не замечает игрушек, его внимание ничто не привлекает);
  • Ребенок жалуется на зуд и покраснение в глазах, а после телевизора или компьютера у него болит голова;
  • При изучении цифр и букв нет успехов (ребенку не видно, как они пишутся), или ранее умевший читать ребенок вдруг перестал различать буквы;
  • Вы и ребенок видите одни и те же предметы разных цветов или разной яркости.

Внимание! Самостоятельная проверка зрения у детей – это лишь способ своевременно обнаружить аномалии рефракции глаза. Ставить диагнозы, а тем более лечить глаза у младенца, может только квалифицированный специалист. Поэтому, если малыш не прошел проверку зрительных способностей, немедленно покажите его глазному врачу.

Проверка зрения в домашних условиях у грудничков

Следить за правильностью формирования зрительной функции у младенца родители могут и сами. Но эта проверка, скорее, проводится для личного спокойствия пап и мам. Освобождения от планового осмотра у офтальмолога самодиагностика не дает.

Как понять, что у грудничка зрение развивается нормально? Мы опишем, что ребенок должен делать в определенном возрасте. А вы проверяйте, может ли ваш малыш делать так же. Если нет – это повод обратиться к врачу, не дожидаясь медосмотра.

  • В 1-2 месяца младенец реагирует на свет. Если поднести к его глазам фонарик, то зрачки становятся узкими. Ко второму месяцу малыш уже узнает маму и старается провожать взглядом интересующий его предмет (правда, пока это не очень хорошо получается);
  • В 3-4 месяца грудничок умеет фокусировать взгляд. Если поставить рядом с ним яркую игрушку, он часто будет смотреть в ее сторону. Если она пугающая, ребенок заплачет, а если яркая и интересная – он будет стараться впервые улыбнуться;
  • В 5-7 месяцев глаза и уши уже работают вместе. Поэтому грудничок поворачивает голову и ищет источник резкого звука. Он беспокоится, если в поле зрения нет мамы, он все больше интересуется игрушками и постоянно тащит их в рот для «дополнительного изучения»;
  • В 8-10 месяцев малыш уже не только ищет глазами интересующий его предмет (человека), но и старается добраться до него. Он узнает «своих» и «чужих»;
  • В 11-12 месяцев малышу уже интересно детально рассматривать игрушки, он даже может сломать их, разобрать по элементам в целях изучения. Если раньше младенец мог промахнуться, когда хотел взять предмет, то теперь его глаза отлично оценивают расстояние до него. Поэтому хватать игрушки и отправлять их прямиков в рот стало намного легче.

Совет! Не просто проверяйте зрение младенца, а делайте все, чтобы его лучше развить. Для этого оформите детскую комнату в контрастных тонах. Но груднички не различают оттенки, так как цветовая восприимчивость у них очень слабая, поэтому сочетания темного со светлым будет достаточно для развития зрительного аппарата. Игрушки также должны быть яркими, но не пестрыми. 2-3 цвета будет достаточно, чтобы малыш научился акцентировать внимание на отдельных деталях.

Проверка зрения у детей дошкольного возраста

Все помнят, как раз в год в школу приезжал окулист и развешивал перед учениками свой плакат с буквами. Но как проверить остроту зрения у ребенка в домашних условиях, если он еще не знает алфавит? В этом поможет методика Орловой и ее знаменитая таблица с картинками, которую нужно распечатать на обычном листе (формат А4).

Этот способ отлично подходит для детей от 3 лет. В этом возрасте малыши знают названия всех картинок, представленных на таблице. Лист с картинками нужно вывесить так, чтобы он находился на одном уровне с головой. Попросите ребенка отойти на 2,5 метра от таблицы, а также закрыть один глаз. Начинайте проверку:

  1. Покажите на одну из фигур в какой-нибудь средней строчке таблицы и попросите ее назвать. Если малыш называет фигуру, переходите к шагу 2, если нет – к шагу 3;
  2. Покажите на соседнюю (в этой же строчке фигуру), если малыш ее называет, поочередно указывайте на оставшиеся фигуры в ряду, если он ошибся хоть один раз, переходите в шагу 3, а если нет – к шагу 4;
  3. Поднимитесь на строчку выше и покажите на фигуру. Если она названа, переходите к шагу 2. Если не названа – повторите шаг 3;
  4. Это четвертый шаг. Если вы дошли до него, значит, вы нашли ту строчку в таблице Орловой, которую ребенок видит с расстояния 2,5 метра одним, проверяемым глазом. Посмотрите, какой остроте соответствует эта строка (разумеется, все строчки выше ребенок будет видеть хорошо). Затем переходите в шагу 5;
  5. Повторите шаги 1-4 для второго глаза.

Таблица соответствия остроты зрения с номером самой маленькой строчки, которую видит ребенок на расстоянии 2,5 метра (при размере таблицы А4) представлена ниже.

Номер строки 1 (верхняя) 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 (нижняя)
Острота зрения 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,5 2,0

В возрасте трех лет нормальной считает острота зрения в 0,6 условных единиц. С 6-7 лет – 1,0, как у взрослого человека.

Внимание! Детские глаза очень быстро устают, поэтому не делайте проверку слишком долгой. Также убедитесь, что ребенок может назвать все картинки. Иначе вы можете подумать, что у него плохое зрение, а вполне возможно, что малыш просто не знает, как назвать то, что он видит.

Как проверить зрительные возможности у школьников

Для проверки детей школьного возраста используют таблицу Сивцева (та, что с буквами). Она составлена по аналогии с таблицей Орловой. Там тоже 12 строчек, верхняя – самая большая, а нижняя – самая маленькая. Проверять зрение следует по той же инструкции, что приведена выше (для дошкольников), только указывать вы будете не на картинки, а на буквы. Расшифровка результата проверки производится по той же таблице. Однако есть несколько нюансов:

  • Таблицу Сивцева нужно напечатать не на одном, а на трех листах А4, разбив ее на 3 равные части. Листы при этом ориентируете по альбомному варианту;
  • Вешать таблицу Сивцева нужно на расстоянии 5 метров от школьника.

Внимание! Никто не запрещает применять эту таблицу для детей дошкольного возраста, к примеру, в 5 лет. Тут важно только одно условие – чтобы малыш твердо знал все буквы.


Нормальным будет считаться зрение, если каждый глаз видит 10 строчку с расстояния 5 метров. Это соответствует остроте в 1,0 условных единиц (норма для детей от 6-7 лет и взрослых). У детей дошкольного возраста этот коэффициент может быть ниже.

Если после проверки зрения вы выяснили, что острота зрения вашего малыша соответствует норме – поздравляем. В современном мире от проблем со зрением страдает каждый десятый дошкольник и каждый пятый школьник, не говоря уже о взрослых людях, когда нарушение зрительной функции встречается у каждого второго. Если же проверка показала, что ребенок видит недостаточно хорошо, посетите офтальмолога, чтобы он составил план по восстановлению зрительной способности.

Loading...Loading...