Бельгия государственное устройство энциклопедический справочник. Административное и политическое устройство бельгии

Королевство Бельгия – федеральное государство, конституционная парламентарная монархия. Действует конституция Бельгии от 7 февраля 1831 года с последними изменениями от 14 июля 1993 года, когда парламентом Бельгии была утверждена конституционная реформа государственного устройства страны, завершившая процесс ее федерализации, начатый в 70-е годы. Нынешняя редакция конституции опубликована 3 февраля 1994 года. Федеральное государство состоит из трех регионов с широкой автономией – Фландрия, Валлония и Брюссельский столичный регион (Flanders, Wallonia, Brussel) и трех языковых сообществ: фламандского, французского и немецкого (Flemish, French, German). Компетенция сообществ и регионов разграничена.

Глава государства – король. Его власть ограничена конституцией, 106-я статья конституции гласит: «Ни один акт Короля не имеет силы, если он не подписан министром, который тем самым один берет на себя ответственность». В статье 102 отмечается, что «ни в каких случаях устное или письменное распоряжение Короля не освобождает министра от ответственности». Тем самым обеспечивается принцип, сформулированный в 88-й статье: «Персона Короля неприкосновенна; ответственность несут его министры».

Законодательная власть осуществляется совместно королем и двухпалатным парламентом, состоящим из палаты представителей (150 депутатов) и сената (71 сенатор и наследный принц Филипп, герцог Брабантский, являющийся «сенатором по праву»). Депутаты палаты представителей избираются населением путем прямого и тайного голосования по системе пропорционального представительства. Сенат формируется из: 40 сенаторов, избранных населением путем прямого голосования (25 – от Фландрии и от фламандского населения Брюссельского региона и 15 – от Валлонии и от франкоязычного населения Брюссельского региона); 21 сенатора, назначаемого региональными парламентами из числа их депутатов (по 10 от Фландрии и Валлонии и 1 от немецкоязычного сообщества); 10 кооптируемых сенаторов (6 от Фландрии и 4 от Валлонии). Совершеннолетние дети короля могут быть сенаторами по праву. Срок полномочий обеих палат – 4 года. Федеральный парламент утверждает федеральное правительство. Практически все прерогативы национального парламента – выражение недоверия правительству, утверждение бюджета, одобрение законов – остаются за палатой представителей, тогда как роль сената сводится к урегулированию споров между региональными органами власти, внесению поправок в конституцию и утверждению международных договоров. Региональные парламенты: Брюссельский региональный совет BRC. Парламент двуязычного региона. Состоит из 75 депутатов, избираемых жителями Брюсселя и прилегающих сообществ путем прямого голосования сроком на пять лет, формирует правительство столичного региона. Власти Брюссельского столичного региона в рамках своих полномочий управляют территорией, на которой проживает население франкоязычного и фламандского сообществ.

Валлонский региональный совет. Состоит из 75 депутатов, избираемых путем прямого голосования сроком на пять лет на территории южной франкоязычной части Бельгии. Формирует правительство Валлонии, которое располагается в Намюре.

Фламандский региональный совет. Является одновременно парламентом Фландрийского региона и фламандского языкового сообщества. Состоит из 124 депутатов, из которых 118 избираются сроком на пять лет путем прямого голосования во Фландрии, а 6 депутатов назначаются Брюссельским региональным советом из числа депутатов-фламандцев парламента Брюсселя, поскольку во фламандское языковое сообщество входят и брюссельцы, говорящие на нидерландском языке. Совет формирует правительство Фландрии, которое работает в Брюсселе.

Совет франкоязычного сообщества. Единственный парламент, избранный косвенным путем: в него входят 75 депутатов от Валлонского регионального совета и 16 депутатов-франкофонов из Брюссельского регионального совета. Он формирует правительство французского языкового сообщества, которое заседает в Брюсселе. Правительство и парламент франкоязычного сообщества ведают входящими в их компетенцию вопросами на территории Валлонии, кроме восточных кантонов, а также совместно с фламандским сообществом – в двуязычном Брюссельском регионе. Совет немецкоязычного сообщества. Состоит из 25 депутатов, избираемых путем прямого голосования сроком на 5 лет.

Исполнительная власть осуществляется королем и федеральным правительством, которое назначается королем и ответственно перед палатой представителей федерального парламента. Количественный состав федерального правительства (Совет Министров) не должен превышать 15 министров. Исключая премьер-министра, в нем должны быть поровну представлены фламандцы и франкофоны. Компетенция федерального правительства распространяется только на федеральный уровень и включает ограниченный круг вопросов. Это – национальная оборона, внешняя политика, поддержание внутреннего порядка, национальные финансы, главные направления экономического развития, федеральная система социальной зашиты, юстиция, здравоохранение, крупнейшие учреждения науки и культуры общенационального значения. Расширены полномочия местных органов власти. К уже отнесенным к сфере их деятельности областям добавляются сельское хозяйство, заключение международных соглашений, научные исследования и внешняя торговля.

Обострение национальной проблемы в Бельгии в 1960-1970-е годы привело к расколу крупнейших политических партий страны на самостоятельные партии регионального характера, действующие в Валлонии, Фландрии и Брюссельском регионе, возникли также новые партии националистического толка, в результате появились еще три небольшие партии. Правительство чаще всего формируется коалиционным путем. На основе общебельгийской Социально-христианской партии (создана в 1830 году как католическая) в 1969 году сформировались Социально-христианская партия (СХП) в Валлонии и Христианская народная партия (ХНП) во Фландрии. СХП и ХНП представляют в Бельгии демохристианское движение, крупнейшее в Бельгии. Оно участвует в работе почти каждого правительства и имеет наибольшую поддержку среди активных католиков, хотя и не сохраняет связи с церковью. Демохристиане обычно получают от четверти до трети голосов всех избирателей страны (2/3 голосов во Фландрии). Премьер-министр Бельгии, как правило, является членом ХНП.

Социал-демократы, образующие второе по численности политическое движение, поддерживаются социалистическими профсоюзами и промышленным рабочими. Социал-демократы организованы в Социалистическую партию (франкоязычную) и Социалистическую партию (фламандскую). Около четверти бельгийцев на выборах отдают свои голоса за социалистов (сторонников социалистов в Валлонии немного больше).

Третьей крупной партийной группой традиционно являются либералы, базу которых составляют мелкие бизнесмены и торговцы. Это движение в целом консервативно, высказывается за частное предпринимательство и нередко выступает против расширения системы социального обеспечения. Либеральное движение состоит из партии Фламандские либералы и демократы (ФЛД) и Реформаторской либеральной партии (РЛП). На выборах каждый пятый бельгиец голосует за либералов (во Фландрии чуть больше). Любая партия (в том числе и малочисленная) может получить места в парламенте, набрав не менее 1% от общего числа голосов по всей стране. В 1970-е годы в парламенте были представлены федералисты, в 1980-1990-е годы и по сей день – экологические и националистические (или шовинистические) партии. В ряде случаев мелкие партии так же, как и основные партии, имеют фламандское и валлонское отделение. Коммунистическая партия, незначительная по численности и влиянию, в 1985 году потеряла последние места в парламенте.

Каждое из трех основных политических движений поддерживается профессиональными организациями. Эти объединенные на профессиональной основе группы населения хорошо организованы и оказывают значительное политическое влияние. Существуют группы, которые представляют интересы управленческой администрации, фермеров, интеллигенции, государственных служащих и рабочих. Но даже внутри этих групп существуют большие религиозные, языковые, экономические и политические различия. Правительство отвечает за разработку законопроектов. Когда законопроект окончательно подготовлен, оно начинает проводить консультации с заинтересованными политическими группами и лидерами фракций. Если они согласны, фактически нет сомнений, что парламент примет этот законопроект. Если коалиционное правительство отклонилось слишком далеко от своей политической базы, парламент может добиться смещения правительства. В ситуациях, когда вопрос имеет важное государственное значение, часто создается консультативный комитет, состоящий, как правило, из представителей трех основных партий.

По форме государственно-территориального устройства Бельгия федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы - по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Германоязычное и 3 региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (двуязычный). Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии произошел 1 января 1989 г. в связи с многолетним конфликтом между двумя основными национальностями - фламандцами и франкоязычными валлонами.

В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы. Одновременно регионы Бельгии в административно-территориальном отношении делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии).

Действует Конституция 1831 г.

По форме правления Бельгия - конституционная парламентская монархия. Конституция закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется Королем и Парламентом, исполнительная - Королем и Правительством, судебная - судами. Политический режим - демократический.

Король является главой государства. В соответствии с Конституцией он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульгирует законы, принятые Парламентом, может распустить его, созвать на чрезвычайную сессию, отсрочить заседания палат (но не более чем на 1 месяц), вправе оставить у власти Правительство, не пользующееся доверием Парламента, и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, однако ни один его акт не имеет силы без контрасигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Особа Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами.

Парламент Бельгии - двухпалатный представительный орган. В Палате представителей к началу 2000 г. было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената - 71 человек, из которых 1 - наследник короны, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек - из состава Фламандского совета и совета Французского сообщества, 1- из совета Германоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптируют сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Срок полномочий Сената также равен 4 годам. В соответствии с реформой 1921 г. право быть избранным в Сенат было ограничено рядом условий (в том числе имущественным цензом), которые не требуются при выборах в Палату представителей. Тем самым как бы подчеркивалась особая роль Сената. Однако обе палаты равноправны, их специфические права незначительны. Поправка, принятая в 1970 г., предусматривает создание в каждой из палат французской и фламандской лингвистических групп, чтобы предотвратить нарушение прав лиц, относящихся к различным языковым сообществам.



Ежегодно обе палаты собираются на сессии, которые длятся не менее 40 дней в году. Заседания палат проводятся раздельно, но в некоторых случаях (например, принятие присяги Короля) они собираются на совместные заседания. В палатах создаются комитеты, которые играют важную роль в законодательной деятельности Парламента. Через них, в частности, проходят все законопроекты. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты Парламента и Правительство. Однако процедура принятия законов свидетельствует о приоритете правительственных законопроектов. В то время как правительственный законопроект сразу же после его представления ставится на обсуждение палат, законопроект, внесенный парламентарием, еще до рассмотрения депутатами может быть отклонен председателем палаты, если он решит, что данный билль не заслуживает внимания. В 1980 г. было установлено, что законы, касающиеся национальных и языковых проблем, могут быть поставлены на голосование только при наличии "специального большинства" (присутствие большинства членов в каждой лингвистической группе). Законопроект считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 "специального большинства".

Помимо основной функции - принятия законов Парламент обладает рядом других полномочий: утверждает бюджет, торговые договоры или соглашения, которые налагают на государство какие-то обязательства, ежегодно решает вопрос о численности вооруженных сил, предоставляет натурализацию, назначает членов Верховного суда. Без согласия Парламента Король не может назначить себе преемника при отсутствии мужского потомства, не может стать главой другого государства. Что касается контрольных функций Парламента, то, по существу, они исчерпываются интерпелляциями (запросами) и вопросами.

В Конституции нет определения Правительства, хотя специальный раздел посвящен министрам. Действующие под руководством Премьер-министра, они образуют Совет министров - Правительство Бельгии. Статья 96 Конституции устанавливает, что его члены назначаются и увольняются Королем, однако Король должен образовать такое Правительство, которое пользовалось бы доверием Парламента. В соответствии со ст.99 при формировании правительства учитывается национальный принцип: число министров представителей валлонов и фламандцев должно быть равным. Сразу же после образования Правительства на рассмотрение высшего законодательного органа вносится правительственная программа (декларация). Если программу не одобряет хотя бы одна палата, а Правительство не получает вотума доверия, оно вынуждено уйти в отставку.

Полномочия Правительства законодательно урегулированы в самых общих чертах. Достаточно широкими правами обладает Премьер-министр, хотя в Конституции ничего о нем не сказано. Его полномочия закреплены в ряде нормативных актов (в частности, в Королевском указе 1939 г. о создании службы общего управления и Регентском указе 1946 г.). Глава Правительства определяет основные направления деятельности Совета министров, организует работу его заседаний (сам определяет повестку дня, высказывает мнения, которые ложатся в основу принимаемых решений). Он является связующим звеном между Королем и исполнительными органами, регулярно информирует Короля об основных проблемах, стоящих перед государством, выступает от имени Правительства в Парламенте, излагает правительственную программу и несет за нее ответственность, к нему направляются интерпелляции.

Решения Правительства облекаются в форму королевских указов или министерских декретов. Кроме того, в определенных случаях Правительство осуществляет законодательные функции, делегированные ему Парламентом.

Государственный совет - правовой орган, который решает вопрос о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента. Членов Совета назначает Король пожизненно из лиц, имеющих звание доктора права и не менее 10 лет выполнявших судебные функции или преподававших право в университете. Государственный совет состоит из 2 секций - законодательной и административной. Законодательная секция по требованию парламента и Правительства дает заключения о законности проектов нормативных актов, административная - о признании недействительными актов различных управленческих органов и разбирает административные споры, выступая как кассационная инстанция.

Во главе провинции стоят назначаемые Королем губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами и постоянными депутациями (исполнительный орган).

Общепринятая полная форма: Королевство Бельгия;
Общепринятая краткая форма: Бельгия; местная полная форма: Royaume de Belgique/Ko-ninkrijk Belgie; местная краткая форма: Belgique/Belgie.
Государственное устройство: федеративная парламентская демократия во главе с конституционным монархом.
Столица: Брюссель.
Административное деление: 10 провинций: Антверпен, Валлонский Брабант, Восточная Фландрия, Западная Фландрия, Лимбург, Льеж, Люксембург, Намюр, Фламандский Брабант, Эно; примечание: в число провинций не включается Брюссельский столичный регион.
Зависимые территории:
Независимость: с 4 октября 1830 г. (до 1830 г.- в составе Нидерландов).
Национальный праздник: День независимости, 21 июля (восшествие на престол короля ЛЕОПОЛЬДА I в 1831 г.).
Конституция: принята 7 февраля 1831 г., последний раз пересмотрена 14 июля 1993 г.; парламент принял пакет поправок к конституции, создающих федеративное государства.
Правовая система: система гражданского права, на которую оказала влияние английская конституционная теория; допускается пересмотр законодательных актов в судебном порядке; с оговорками признается обязательная юрисдикция Международного суда.
Избирательное право: с 18 пет; всеобщее и обязательное.
глава государства: король АЛЬБЕРТ II (ALBERT II) (с 9 августа 1993 г.); наследник престола принц ФИЛИПП (PHILIPPE), сын короля;
глава правительства: премьер-министр Ги ВЕР-ХОФСТАДТ (Guy VERHOFSTADT) (с 13 июля 1999 г.);
правительство: совет министров, назначаемый монархом и утверждаемый парламентом; выборы: не проводятся; наследственная монархия; премьер-министр назначается монархом и утверждается парламентом; примечание: правящая коалиция: VLD, PRL, PS, SP, AGALEV и ECOLO.
Законодательная власть: двухпалатный парламент, состоящий из Сената (71 место; 40 членов избираются прямым всеобщим голосованием, 31 - непрямым; члены Сената избираются на четырехлетний срок) и Палаты представителей (Kamer van Volksvertegenwoordigers, Chambre des Representants) (150 мест; депутаты избираются прямым голосованием на основе пропорционального представительства сроком на четыре года); выборы: Сенат и Палата представителей - последний раз выборы состоялись 13 июня 1999 г. (следующие ожидаются в 2003 г.); результаты выборов: Сенат - распределение голосов между партиями - VLD 15,4%, CVP 14,7%, PRL 10,6%, PS 9,7%, VB 9,4%, SP 8,9%, ECOL0 7,4%, AGALEV 7,1%, PSC 6,0%, VU 5,1%; количество мест - VLD 11, CVP 10, PS 10, PRL 9, VB 6, SP 6, ECOLO 6, AGALEV 5, PSC 5, VU 3; Палата представителей - распределение голосов между партиями - VLD 14,3%, CVP 14,1%, PS 10,2%, PRL 10,1%, VB 9,9%, SP 9,5%, ECOLO 7,4%, AGALEV 7,0%, PSC 5,9%, VU 5,6%; количество мест - VLD 23, CVP 22, PS 19, PRL 18, VB 15, SP 14, ECOLO 11, PSC 10, AGALEV 9, VU 8, FN 1; примечание: как результат пересмотра конституции в 1993 г., закрепившего переход к федеративному государству, в Бельгии на данный момент действуют правительства трех уровней (федеральное, региональные и языковых сообществ) со сложным механизмом разграничения полномочий; таким образом реально существуют шесть правительств, каждое из которых имеет свое законодательное собрание.
Судебная власть: Верховный суд (Hof van Cas-satie, Cour de Cassation), судьи назначаются монархом пожизненно.
Политические партии и лидеры: Партия зеленых (фламандцы) (AGALEV) (Дос ГЕЙЗЕЛЬС ); Партия зеленых (франкофоны) (ECOLO) (председателя нет); Фламандские христианские демократы (Христианская народная партия) (CVP) (Стефан ДЕ КЛЕРК , председатель); Фламандские либеральные демократы (VLD) (Карл ДЕ ГУХТ , председатель); Социалистическая партия (фламандцы) (SP) (Патрик ЯНСЕНС , председатель); Христианские демократы-франкофоны (Социально-христианская партия) (PSC) (Жоэль МИЛЬКЕ , председатель); Либерально-реформистская партия (франкофоны) (PRL) (Даниэль ДЮКАРМ , председатель); Социалистическая партия (франкофоны) (PS) (Элио ДИ РУПО , председатель); Национальный фронт (FN) (Даниэль ФЕРЕ ); Фламандский блок (VB) (Франк ВАНХЕКЕ ); Фолк-сюни (Volksunie, VU) (пост лидера вакантен); другие мелкие партии.
Группы политического влияния и их лидеры: Христианские и социалистические профсоюзы; Федерация бельгийской промышленности; другие многочисленные ассоциации, объединяющие банкиров, производителей, представителей среднего и мелкого предпринимательства, юристов и врачей; действуют разного рода организации, отражающие культурные интересы фламандцев и валлонов; существуют различные группы сторонников мира, такие как Pax Christi, а также группы, представляющие интересы иммигрантов.
Участие в международных организациях: АССТ, AfDB, AsDB, Australia Group, Benelux, BIS, CCC, CE, CERN, EAPC, EBRD, ECE, EIB, EMU, ESA, EU, FAO, G- 9, G-10, IADB, IAEA, IBRD, ICAO, ICC, ICFTU, ICRM, IDA, IEA, IFAD, IFC, IFRCS, IHO, ILO, IMF, IMO, Inmarsat, Intelsat, Interpol, IOC, IOM, ISO, ITU, MINURSO, MONUC, NATO, NEA, NSG, OAS (observer), OECD, OPCW, OSCE, PCA, UN, UNCTAD, UNESCO, UNHCR, UNIDO, UNMIK, UNMOGIP, UNMOP, UNRWA, UNTSO, UPU, WADB (nonregional), WCL, WEU, WHO, WIPO, WMO, WTrO, ZC.
Дипломатическое представительство в США: глава миссии: посол Алексис РЕЙН (Alexis REYN); канцелярия: 3330 Garfield Street NW, Washington, DC 20008; телефон: (202) 333-6900; факс:{Ц (202) 333-3079; генеральные консульства: Атланта, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Чикаго.
Дипломатическое представительство США: глава миссии: посол - пост вакантен; посольство: 27 Boulevard du Regent, B-1000 Brussels; почтовый адрес: PSC 82, Box 002, АРО АЕ 09710; телефон: (2) 508-2111; факс: (2) 511-2725.
Описание флага: три одинаковые вертикальные полосы черного (сторона, примыкающая к древку), желтого и красного цветов; образцом послужил флаг Франции.

По форме государственно-территориального устройства Бельгия федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы - по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Германоязычное и 3 региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (двуязычный). Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии произошел 1 января 1989 г. в связи с многолетним конфликтом между двумя основными национальностями - фламандцами и франкоязычными валлонами.

В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы. Одновременно регионы Бельгии в административно-территориальном отношении делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии).

Действует Конституция 1831 г.

По форме правления Бельгия - конституционная парламентская монархия. Конституция закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется Королем и Парламентом, исполнительная - Королем и Правительством, судебная - судами. Политический режим - демократический.

Король является главой государства. В соответствии с Конституцией он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульгирует законы, принятые Парламентом, может распустить его, созвать на чрезвычайную сессию, отсрочить заседания палат (но не более чем на 1 месяц), вправе оставить у власти Правительство, не пользующееся доверием Парламента, и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, однако ни один его акт не имеет силы без контрасигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Особа Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами.



Парламент Бельгии - двухпалатный представительный орган. В Палате представителей к началу 2000 г. было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената - 71 человек, из которых 1 - наследник короны, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек - из состава Фламандского совета и совета Французского сообщества, 1- из совета Германоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптируют сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Срок полномочий Сената также равен 4 годам. В соответствии с реформой 1921 г. право быть избранным в Сенат было ограничено рядом условий (в том числе имущественным цензом), которые не требуются при выборах в Палату представителей. Тем самым как бы подчеркивалась особая роль Сената. Однако обе палаты равноправны, их специфические права незначительны. Поправка, принятая в 1970 г., предусматривает создание в каждой из палат французской и фламандской лингвистических групп, чтобы предотвратить нарушение прав лиц, относящихся к различным языковым сообществам.

Ежегодно обе палаты собираются на сессии, которые длятся не менее 40 дней в году. Заседания палат проводятся раздельно, но в некоторых случаях (например, принятие присяги Короля) они собираются на совместные заседания. В палатах создаются комитеты, которые играют важную роль в законодательной деятельности Парламента. Через них, в частности, проходят все законопроекты. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты Парламента и Правительство. Однако процедура принятия законов свидетельствует о приоритете правительственных законопроектов. В то время как правительственный законопроект сразу же после его представления ставится на обсуждение палат, законопроект, внесенный парламентарием, еще до рассмотрения депутатами может быть отклонен председателем палаты, если он решит, что данный билль не заслуживает внимания. В 1980 г. было установлено, что законы, касающиеся национальных и языковых проблем, могут быть поставлены на голосование только при наличии "специального большинства" (присутствие большинства членов в каждой лингвистической группе). Законопроект считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 "специального большинства".

Помимо основной функции - принятия законов Парламент обладает рядом других полномочий: утверждает бюджет, торговые договоры или соглашения, которые налагают на государство какие-то обязательства, ежегодно решает вопрос о численности вооруженных сил, предоставляет натурализацию, назначает членов Верховного суда. Без согласия Парламента Король не может назначить себе преемника при отсутствии мужского потомства, не может стать главой другого государства. Что касается контрольных функций Парламента, то, по существу, они исчерпываются интерпелляциями (запросами) и вопросами.

В Конституции нет определения Правительства, хотя специальный раздел посвящен министрам. Действующие под руководством Премьер-министра, они образуют Совет министров - Правительство Бельгии. Статья 96 Конституции устанавливает, что его члены назначаются и увольняются Королем, однако Король должен образовать такое Правительство, которое пользовалось бы доверием Парламента. В соответствии со ст.99 при формировании правительства учитывается национальный принцип: число министров представителей валлонов и фламандцев должно быть равным. Сразу же после образования Правительства на рассмотрение высшего законодательного органа вносится правительственная программа (декларация). Если программу не одобряет хотя бы одна палата, а Правительство не получает вотума доверия, оно вынуждено уйти в отставку.

Полномочия Правительства законодательно урегулированы в самых общих чертах. Достаточно широкими правами обладает Премьер-министр, хотя в Конституции ничего о нем не сказано. Его полномочия закреплены в ряде нормативных актов (в частности, в Королевском указе 1939 г. о создании службы общего управления и Регентском указе 1946 г.). Глава Правительства определяет основные направления деятельности Совета министров, организует работу его заседаний (сам определяет повестку дня, высказывает мнения, которые ложатся в основу принимаемых решений). Он является связующим звеном между Королем и исполнительными органами, регулярно информирует Короля об основных проблемах, стоящих перед государством, выступает от имени Правительства в Парламенте, излагает правительственную программу и несет за нее ответственность, к нему направляются интерпелляции.

Решения Правительства облекаются в форму королевских указов или министерских декретов. Кроме того, в определенных случаях Правительство осуществляет законодательные функции, делегированные ему Парламентом.

Государственный совет - правовой орган, который решает вопрос о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента. Членов Совета назначает Король пожизненно из лиц, имеющих звание доктора права и не менее 10 лет выполнявших судебные функции или преподававших право в университете. Государственный совет состоит из 2 секций - законодательной и административной. Законодательная секция по требованию парламента и Правительства дает заключения о законности проектов нормативных актов, административная - о признании недействительными актов различных управленческих органов и разбирает административные споры, выступая как кассационная инстанция.

Во главе провинции стоят назначаемые Королем губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами и постоянными депутациями (исполнительный орган).

Правовая система

Общая характеристика

С момента образования самостоятельного бельгийского государства (1830 г.) основу его законодательства составили пять французских кодексов: Гражданский ("Кодекс Наполеона"), Торговый, Уголовный, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный, которые были изданы в 1804-1910 гг. (см. раздел "Франция"), когда территория Бельгии находилась под властью Наполеона. Все они оказали решающее воздействие на развитие бельгийского права, а Гражданский кодекс действует и поныне. Правда, при сохранении общей структуры заменены целые разделы, включены новые положения, изменились формулировки большинства статей. В частности, в результате реформ 1958 г. и особенно 1976 г. подверглись значительной переработке положения, относящиеся к правам и взаимным обязанностям супругов (заметно расширилась имущественная самостоятельность женщин, хотя юридическое неравенство полов сохраняется). В то же время статьи, регулирующие право собственности и обязательственное право, не подверглись принципиальным изменениям.

Торговый кодекс Бельгии, принятый в 1872 г., включил несколько разделов ранее действовавшего французского Торгового кодекса 1807 г. Он подвергался неоднократным реформам, важнейшие из которых были проведены в 1935, 1956 и 1975 гг. Так, в 1935 г. в него как самостоятельный раздел был включен Закон о компаниях (впоследствии также не раз подвергавшийся изменениям - например, в 1986 г. был издан Закон об индивидуальных товариществах с ограниченной ответственностью единственного участника).

Трудовые отношения в Бельгии во многом определяются Пактом о социальной солидарности, заключенным представителями профсоюзов и предпринимателей в 1944 г. в подполье во время нацистской оккупации. В соответствии с ним участие в управлении производством на предприятиях принимают делегации персонала; на уровне отраслей созданы паритетные комиссии из представителей профсоюзов и предпринимателей; на общегосударственном уровне функционируют Национальный совет труда, Центральный совет экономики и другие органы. Имеется развитая система трудового законодательства, включающая акты, которые регулируют общие условия труда (Закон о труде 1971 г.) и конкретные вопросы найма и увольнения, техники безопасности и др. В частности, Закон о договорах найма 1978 г. ввел понятие "справедливого увольнения", применяемого к конкретному работнику. В соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях 1968 г. большинство вопросов трудовых отношений регулируется в коллективных договорах (при их заключении представители рабочих нередко берут обязательство не прибегать к забастовкам, если предприниматели не нарушат условий договора). В коллективных договорах (чаще всего отраслевых) определяются уровни заработной платы, возраст ухода на пенсию, санитарные нормы и др. Права государственных служащих на образование профсоюзов и заключение коллективных договоров признаны в Бельгии с 1974 г.

В стране имеется развитая система социального обеспечения. Законодательство в этой области в основном представляет собой реализацию постановлений Европейского союза (ЕС) и предусматривает условия и порядок назначения пенсий по старости и инвалидности, страхования от безработицы, болезней и др. (например, Закон 1971 г. и Королевское постановление 1987 г. о пособиях при несчастных случаях на производстве).

Законодательство об охране природы включает и акты общего характера, и весьма конкретные. Один из общих актов - Закон о сохранении природы 1971 г., предусматривающий защиту флоры, фауны, лесов, создание национальных парков. В 1960-х гг. были изданы законы о защите моря от загрязнений топливными отходами (1962), о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха (1964), Королевский декрет о требованиях, предъявляемых к питьевой воде (1965) и др. В 1975 г. издан Закон о защите животных, установивший уголовные санкции за жестокое обращение с ними. В 1988 г. - королевские постановления о мерах против загрязнения воздуха автомобильными выхлопами и о мерах по сохранению рыбных запасов.

Действующий Уголовный кодекс 1867 г. составлен под влиянием французского УК 1810 г., однако существенно отличается от него, в том числе в трактовке ряда институтов Общей части (покушение, соучастие и др.), в стремлении к большей индивидуализации наказания в духе буржуазно-либеральных уголовно-правовых идей. С 1976 г. после создания соответствующей комиссии ведутся работы по подготовке нового уголовного кодекса. Смертная казнь, хотя и предусматривалась УК 1867 г., фактически была отменена за общеуголовные преступления с 1863 г. После казни нацистских преступников и коллаборационистов в 1944-1950 гг. смертные приговоры в исполнение не приводились. В 1996 г. Парламент Бельгии отменил смертную казнь за все преступления.

Уголовно-процессуальный кодекс 1878 г. с момента его принятия и по настоящее время включает целые разделы из УПК Франции 1808 г. В 1967 г. был принят Судебный кодекс, который регулирует "организацию судов и трибуналов, их компетенцию и процедуру деятельности" (ст.1). Сего принятием был отменен ранее действовавший Гражданский процессуальный кодекс, а регулируемым им прежде вопросам ныне посвящен раздел IV Судебного кодекса ("О гражданской процедуре").

Наряду с указанными основными кодексами действует ряд консолидированных актов, которые нередко (официально или в частных публикациях) также называются кодексами: Избирательный, Лесной, Сельскохозяйственный, Налоговый и др.

Начиная с 1960-х гг. в Бельгии работает комиссия по подготовке к изданию на нидерландском языке (на нем говорит около 55% населения) текстов Конституции, кодексов и других важнейших законов. В результате официально изданы пользующиеся одинаковой силой с французским оригиналом нидерландские тексты Конституции, Гражданского и Уголовного кодексов и других актов.

Научные исследования в области права сосредоточены на юридических факультетах Свободного университета в Брюсселе, Католического в Лувене, а также университетов в Генте и Льеже.

Бельгия - федеративное государство, c формой управления - конституционная парламентская монархия. В стране действует конституция 1831 г., в которую неоднократно вносились изменения. Последние поправки были внесены в 1993 г. Глава государства - монарх. Он официально называется «королем бельгийцев». Конституционная поправка 1991 г. предоставила женщинам право занимать трон. Монарх обладает ограниченными полномочиями, но служит важным символом политического единства.

Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, которое несет ответственность перед палатой представителей. Король назначает премьер-министра как главу правительства, семь министров, говорящих по-французски, и семь министров, говорящих на нидерландском языке, и ряд государственных секретарей, представляющих политические партии в правящей коалиции. За министрами закрепляются конкретные функции или руководство управлениями и отделами правительства. Члены парламента, которые становятся членами правительства, утрачивают статус депутата вплоть до очередных выборов.

Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Бельгийский парламент двухпалатный, он избирается сроком на 4 года. В сенате заседает 71 сенатор. 40 избирают прямым всеобщим голосованием - 25 от фламандского населения и 15 - от валлонского. 21 сенатор (10 от фламандского населения, 10 - от валлонского и 1 от немецкоязычного) делегируется советами сообществ. Эти две группы кооптируют еще 10 членов Сената (6 нидерландоязычных, 4 франкоязычных). Помимо вышеперечисленных лиц, членами Сената, согласно Конституции, имеют право стать достигшие совершеннолетия дети короля. Палата представителей состоит из 150 депутатов, избираемых прямым, всеобщим тайным голосованием на основе пропорционального представительства. Один депутат избирается примерно от каждых 68 тыс. человек. Каждая партия получает число мест, пропорциональное числу поданных за нее голосов: ее представители отбираются в порядке, зафиксированном в партийных списках. Участие в голосовании обязательно, уклоняющимся от него грозит штраф.

Министры правительства руководят своими ведомствами, набирают в штат личных помощников. Кроме того, в каждом министерстве существует постоянный штат государственных служащих. Хотя их назначение и продвижение по службе регулируются законами, при этом также учитывается их политическая принадлежность, владение как французским, так и нидерландским языками, и, конечно, квалификация.

Региональное управление

В ответ на требования фламандцев после 1960 прошли четыре волны пересмотра конституции, что позволило постепенно осуществить децентрализацию государства, превратив его в федеративное (формально с 1 января 1989). Особенности федеративного устройства Бельгии заключаются в параллельном функционировании двух видов субъектов федерации - регионов и сообществ. Бельгия делится на три региона (Фландрию, Валлонию, Брюссель) и три культурных сообщества (французское, фламандское и германоязычное). Представительская система включает Совет фламандского сообщества (124 члена), Совет валлонского сообщества (75 членов), Брюссельский региональный совет (75 членов), Совет франкоязычного сообщества (75 членов из Валлонии, 19 из Брюсселя), Совет фламандского сообщества (который объединился с фламандским региональным советом), Совет германоязычного сообщества (25 членов) и комиссии фламандского сообщества, французского сообщества и Объединенную комиссию Брюссельского региона. Все советы и комиссии избираются путем всеобщего голосования на пятилетний срок.

Советы и комиссии имеют широкие финансовые и законодательные полномочия. Региональные советы осуществляют контроль над экономической политикой, в том числе и над внешней торговлей. Советы и комиссии сообществ контролируют здравоохранение, охрану окружающей среды, местные органы социального обеспечения, образование и культуру, включая международное сотрудничество в области культуры.

Местное управление

596 коммун местного самоуправления (входящих в состав 10 провинций) являются почти автономными и обладают большими полномочиями, хотя их деятельность зависит от вето губернаторов провинций; они могут обжаловать решения последних в Государственном совете. Коммунальные советы избираются путем всеобщего голосования на основе пропорционального представительства и состоят из 50-90 членов. Это законодательный орган. Коммунальные советы назначают главу правления совета, работающего вместе с бургомистром, который управляет городскими делами. Бургомистр, обычно член совета, выдвигается коммуной и назначается центральным правительством; он может быть также членом парламента и часто является крупной политической фигурой.

Исполнительные органы коммун состоят из шести членов совета и губернатора, назначаемого, часто пожизненно, центральным правительством. Создание региональных и общинных ассамблей значительно уменьшило объем властных полномочий провинций, и они могут их дублировать.

Судоустройство

Судебная система независима в принятии решений и отделена от других ветвей власти. Она состоит из судов и трибуналов и пяти апелляционных судов (в Брюсселе, Генте, Антверпене, Льеже, Монсе) и Кассационного суда Бельгии.

Мировые судьи и судьи трибуналов назначаются лично королем. Члены апелляционных судов, председатели трибуналов и их заместители назначаются королем по представлениям соответствующих судебных инстанций, провинциальных советов и совета региона Брюссель. Члены Кассационного суда назначаются королем по представлениям этого суда и поочередно палаты представителей и Сената.

Судьи назначаются пожизненно и уходят в отставку лишь по достижении установленного законом возраста. Страна разделена на 27 судебных округов (каждый с судом первой инстанции) и 222 судебных кантона (каждый с мировым судьей). Обвиняемые могут прибегнуть к суду присяжных, в компетенции которого находятся гражданские и уголовные дела, а судебные решения выносятся на основе мнения большинства из 12 членов суда.

Существуют также специальные суды: по урегулированию трудовых конфликтов, коммерческие, военные трибуналы и т.д.

Высшей инстанцией административной юстиции является Государственный совет.

Внешняя политика

Будучи небольшой страной, сильно зависящей от внешней торговли, Бельгия всегда стремилась к заключению экономических соглашений с другими странами и решительно поддерживала европейскую интеграцию. Уже в 1921 г. между Бельгией и Люксембургом был заключен экономический союз (БЛЭС). После Второй мировой войны Бельгия, Нидерланды и Люксембург сформировали таможенный союз, известный под названием Бенилюкс, который позже (в 1960 г.) был преобразован во всеобъемлющий экономический союз. Штаб-квартира Бенилюкса находится в Брюсселе.

Бельгия была членом-основателем Европейского объединения угля и стали (ЭОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое преобразовано в Европейский союз (ЕС). Бельгия входит в состав Совета Европы, Западно-Европейского Союза (ЗЕС) и НАТО. Штаб-квартиры всех этих организаций, а также ЕС находятся в Брюсселе. Бельгия является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ООН.

Вооруженные силы

По последним данным, в вооруженных силах страны насчитывалось более 75 тысяч человек. Расходы на оборону составляют ок. 1,3% ВВП Внутренние войска обеспечивают порядок в стране. Сухопутные силы, состоящие из наступательных войск, служб боевого и материально-технического обеспечения, насчитывают 63 тыс. человек личного состава. Военно-морской флот насчитывает 4,4 тыс. человек. ВМФ Бельгии осуществляет траление мин для НАТО. Военно-воздушный флот имеет 20,5 тыс. человек в тактических военно-воздушных силах, учебных частях и частях материально-технического обеспечения.

Спецпредложения

  • Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб Франция Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб, который считается жемчужиной Лазурного берега Франции.
  • Продается компания работающая в направлении управления финансовыми активами в Швейцарии. Любой, кто хочет купить готовый бизнес в Швейцарии имеет возможность почувствовать себя в роли партнера, приобретя часть акций, либо стать обладателем 100 % стоимостью в 5 миллионов франков. Предложение стоящее и заслуживает внимания.
  • Готовые фирмы в Швейцарии Предлагаются на продажу готовые фирмы в Швейцарии, с полностью оплаченным уставным капиталом, без долгов
  • Бизнес иммиграция - бюджетные варианты Владение бизнесом в Европе не означает предоставление автоматического вида на жительство, но является главным фактором и предпосылкой к его получению.
  • Вид на жительство ВНЖ в Испании для финансово-независимых Вид на жительство в Испании - для обеспеченных лиц.
  • Гражданство Мальты - ЕС Правительство Мальты предлагает новую легальную возможность получить паспорт ЕС. Гражданство Мальты можно получить по Мальтийской Программе Индивидуального Инвестора, которая работает с начала 2014 года.
  • Новый дом в Португалии Только построенная вилла - готова к заселению. Стоимость: 270 000 евро
  • Продажа уютного отеля в центре Ниццы Отель 35 номеров в шаговой доступности от пляжа. Занимает территорию 1 500 кв. м с красивым садом и частной парковкой. Все номера комфортабельные и просторные более 20 м2. Постоянные клиенты пишут положительные отзывы на популярных сайтах бронирования. Загрузка отеля в год достигает 73%, а годовой оборот 845 000 евро. Полная стоимость стен и бизнеса 6 миллионов евро.
  • Новые квартиры в Барселоне с видом на море Новые квартиры в элитном комплексе Барселоны с панорамным видом нат море. Площадь: от 69 кв. м. до 153 кв. м. Стоимость: от 485 000 евро.
  • ВНЖ, бизнес, инвестиции в Австрию, Швейцарию, Германию. Экономический потенциал Австрии, Швейцарии и Германии можно смело назвать опорой всей экономики Европы.
  • Лазурный Берег как на ладони: продажа пентхауса, Франция, Антиб Пентахус с панорамным видом, Франция, Антиб
  • Красивые дома и виллы в Швейцарии Выгодные приобретения от CHF 600.000
  • Уникальный проект в Швейцарии - возрождение термальных источников Предлагается принять участие в проекте, который входит в число 30-ти проектов, имеющих национальное значение и получающих государственную поддержку. Цель проекта - строительство нового оздоровительного комплекса, состоящего из отеля на 174 номеров на территории с природными термальными источниками.
  • Аренда вилл на курортах Европы Аренда вилл в Европе, на море Выбор и критерии Ваши, комфортная организация отдыха - наша!
  • Коттедж в историческом центре Лондона Очаровательный уникальный коттедж расположенный в самом центре великолепной тихой площади недалеко от метро и парка. £699,950 - 2 спальный коттедж
  • Лигурийская ривьера - резиденция от застройщика с бассейном и садом Резиденция состоит из трех двухэтажных зданий, с видом на море, окруженных парком площадью 5га из олеандров и оливковых деревьев.
  • Квартиры в Монако Вы хотите снять, купить в Монако недорогую (по этим меркам) квартиру? Мы Вам поможем в этом!
  • Доходный дом с землей на Лазурном берегу, Вильнев Любе
Loading...Loading...