Что такое эмоционально волевые нарушения. Эмоционально волевые расстройства. Эмоционально волевые нарушения

Рождение в семье ребенка с определенными отклонениями от нормального развития - всегда стресс для обоих родителей. Очень хорошо, когда им помогают справиться с проблемой родственники, друзья или специалисты по психологической реабилитации.

Первые признаки нарушения эмоционально-волевой сферы начинают появляться в период активного общения в коллективе сверстников, вот почему не стоит игнорировать любые отклонения в поведении ребенка. Данные расстройства довольно редко отмечаются как самостоятельное заболевание, зачастую они являются предвестниками или составляющими довольно серьезных психических отклонений:

Шизофрения;

Депрессия;

Маниакальный синдром;

Психопатия;

Аутизм.

Снижение интеллектуальной активности у детей проявляется в виде недостаточно полной регуляции эмоций, неадекватным поведением, снижением моральности, низким уровнем эмоциональной окраски речи. Умственная отсталость у таких больных может быть завуалирована неадекватным поведением в крайнем его выражении - апатия, раздражительность, эйфория и т.п.

Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере

Среди нарушений в сфере эмоционально-волевого выражения личности у взрослых выделяют:

1. Гипобулию - понижение воли. Больные с таким нарушением не имеют абсолютно никакой потребности в общении с окружающими людьми, их раздражает присутствие рядом посторонних, не способны и не хотят поддерживать беседу, часами могут находиться в пустой темной комнате.

2. Гипербулию - повышенное влечение во всех сферах жизнедеятельности человека, чаще это нарушение выражается в усилении аппетита, потребности в постоянном общении и внимании.

3. Абулию - резкое снижение волевых влечений. При шизофрении данное расстройство входит в единый симптомокомплекс «апатико-абулический».

4. Компульсивное влечение - непреодолимая потребность в чем-либо, ком-либо. Данное чувство соизмеримо с животным инстинктом и заставляет человека совершать поступки, которые, в большинстве случаев, уголовно наказуемы.

5. Обсессивное влечение - возникновение навязчивых желаний, которые больной не может самостоятельно контролировать. Не удовлетворенное желание ведет к глубоким страданиям больного, все его мысли заполнены только идеями о его воплощении.

Основными отклонениями в эмоциональной и волевой сфере у детей являются:

1. Эмоциональная гипервозбудимость.

2. Повышенная впечатлительность, страхи.

3. Моторная заторможенность или гиперактивность.

4. Апатия и равнодушие, безучастное отношение к окружающим, отсутствие сострадания.

5. Агрессивность.

6. Повышенная внушаемость, несамостоятельность.

Мягкая коррекция эмоционально-волевых нарушений

Иппотерапия во всем мире получила массу положительных отзывов как при реабилитации взрослых, так и при реабилитации детей. Общение с лошадью доставляет огромное удовольствие детям и их родителям. Данный метод реабилитации помогает сплотить семью, усилить эмоциональную связь между поколениями, построить доверительные отношения.

Благодаря у взрослых, детей и подростков нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, усиливается мотивация к достижению поставленных целей, повышается самооценка и жизненный тонус.

С помощью верховой езды каждый наездник может научиться управлять своими эмоциями плавно и без надлома со стороны психики. В процессе занятий постепенно снижается выраженность страхов, появляется уверенность в том, что общение с животным необходимо обоим участникам процесса, повышается собственная значимость у замкнутых лиц.

Обученная и все понимающая лошадь помогает детям и взрослым справляться с поставленными целями, приобрести новые навыки и знания, стать более открытыми для общества. Помимо всего, иппотерапия развивает высшую нервную деятельность: мышление, память, концентрацию внимания.

Постоянное напряжение мышц всего тела и максимальная собранность на уроках верховой езды улучшает равновесие, координацию движений, уверенность в собственных силах даже у тех обучающихся, которые не могут принять ни одного решения без помощи посторонних.

Различные виды иппотерапии помогают снизить тревожность и депрессивное настроение, забыть о негативных переживаниях и повысить бодрость духа. При достижении поставленных целей на занятиях позволяют развивать волю и выносливость и сломать внутренние барьеры своей несостоятельности.

Некоторым ученикам настолько нравиться общение с животным, что они с удовольствием начинают заниматься конным спортом в школе для инвалидов. В процессе тренировок и на соревнованиях отлично развивается волевая сфера. Они становятся более напористыми, целеустремленными, улучшается самоконтроль и выносливость.

Наиболее яркими проявлениями расстройства аффективной сферы выступают депрессивный и маниакальный синдромы (табл.8.2).

Депрессивный синдром

Клиническую картину типичного депрессивного синдрома принято описывать в виде триады симптомов: снижения настроения (гипотимия), замедления мышления (ассоциативная заторможенность) и двигательной заторможенности. Следует, однако, учитывать, что именно снижение настроения является главным синдромообразующим признаком депрессии. Гипотимия может выражаться в жалобах на тоску, подавленность, печаль. В отличие от естественной реакции печали в ответ на грустное событие тоска при депрессии лишается связи с окружающей обстановкой; больные не проявляют реакции ни на радостное известие, ни на новые удары судьбы. В зависимости от тяжести депрессивного состояния гипотимия может проявляться чувствами различной интенсивности - от легкого пессимизма и грусти до тяжелого, почти физического ощущения «камня на сердце» (витальная тоска ).

Замедление мышления в легких случаях выражается замедленной односложной речью, долгим обдумыванием ответа. В более тяжелых случаях пациенты с трудом осмысляют заданный вопрос, неспособны справиться с решением простейших логических заданий. Молчаливы, спонтанная речь отсутствует, но полного мутизма (молчания) обычно не бывает. Двигательная заторможенность выявляется в скованности, медлительности, неповоротливости, при тяжелой депрессии может достигать степени ступора (депрессивный ступор). Поза ступорозных больных довольно естественная: лежа на спине с вытянутыми руками и ногами или сидя, склонив голову, опираясь локтями на колени.

Высказывания депрессивных больных обнаруживают резко заниженную самооценку: они описывают себя как ничтожных, никчемных людей, лишенных талантов.

Таблица 8.2. Симптомы маниакального и депрессивного синдромов

Удивлены, что врач уделяет свое время столь незначительному человеку. Пессимистически оцениваются не только свое настоящее состояние, но и прошлое и будущее. Заявляют, что ничего не смогли сделать в этой жизни, что они принесли много бед своей семье, не были радостью для родителей. Они строят самые печальные прогнозы; как правило, не верят в возможность выздоровления. При тяжелой депрессии нередки бредовые идеи самообвинения и самоуничижения. Больные считают себя глубоко грешными перед Богом, повинными в смерти престарелых родителей, в происходящих в стране катаклизмах. Часто винят себя в потере способности сопереживать окружающим (anaesthesia psychica dolorosa). Возможно также появление ипохондрических бредовых идей. Пациенты полагают, что безнадежно больны, возможно, постыдной болезнью; опасаются заразить близких.

Подавление влечений, как правило, выражается замкнутостью, снижением аппетита (реже приступами булимии). Отсутствие интереса к противоположному полу сопровождается отчетливыми изменениями физиологических функций. Мужчины часто испытывают импотенцию и ставят себе это в вину. У женщин фригидности нередко сопутствуют нарушения менструального цикла и даже длительная аменорея. Больные избегают какого-либо общения, среди людей чувствуют себя неловко, неуместно, чужой смех лишь подчеркивает их страдания. Пациенты настолько погружены в свои переживания, что не в силах заботиться о ком-либо другом. Женщины прекращают занятия домашним хозяйством, не могут ухаживать за малолетними детьми, не уделяют никакого внимания своей внешности. Мужчины не справляются с любимой работой, не в состоянии утром встать с постели, собраться и пойти на службу, лежат целый день без сна. Больным недоступны развлечения, они не читают и не смотрят телевизор.

Наибольшую опасность при депрессии представляет предрасположенность к суициду. Среди психических расстройств депрессия является наиболее частой причиной самоубийств. Хотя мысли об уходе из жизни присущи практически всем страдающим депрессией, реальная опасность возникает при сочетании тяжелой депрессии с достаточной активностью больных. При выраженном ступоре реализация подобных намерений затруднена. Описаны случаи расширенного суицида, когда человек убивает своих детей, чтобы «избавить их от грядущих мук».

Одним из самых тягостных переживаний при депрессии является упорная бессонница. Пациенты плохо спят ночью и не могут отдохнуть днем. Особенно характерно пробуждение в ранние утренние часы (иногда в 3 или 4 ч), после которого больные больше не засыпают. Иногда пациенты настойчиво утверждают, что ночью не спали ни минуты, ни разу не сомкнули глаз, хотя родственники и медицинский персонал видели их спящими (отсутствие чувства сна).

Депрессия, как правило, сопровождается многообразной соматовегетативной симптоматикой. Как отражение остроты состояния чаще наблюдается периферическая симпатикотония. Описывается характерная триада симптомов: тахикардия, расширение зрачка и запор (триада Протопопова) . Обращает на себя внимание внешний вид больных. Кожные покровы сухие, бледные, шелушащиеся. Снижение секреторной функции желез выражается в отсутствии слез («все глаза выплакала»). Нередко отмечают выпадение волос и ломкость ногтей. Снижение тургора кожи проявляется в том, что углубляются морщины и больные выглядят старше своего возраста. Может наблюдаться атипичный надлом брови. Регистрируются колебания артериального давления со склонностью к повышению. Расстройства желудочно-кишечного тракта проявляются не только запором, но и ухудшением пищеварения. Как правило, заметно снижается масса тела. Часты разнообразные боли (головные, сердечные, в животе, в суставах).

Больной 36 лет был переведен в психиатрическую больницу из терапевтического отделения, где в течение 2 нед обследовался в связи с постоянными болями в правом подреберье. При обследовании патологии не выявили, однако мужчина уверял, что болен раком, и признался врачу в намерении покончить с собой. Не возражал против перевода в психиатрическую больницу. При поступлении подавлен, на вопросы отвечает односложно; заявляет, что ему «уже все равно!». В отделении ни с кем не общается, большую часть времени лежит в постели, почти ничего не ест, постоянно жалуется на отсутствие сна, хотя персонал сообщает, что пациент спит каждую ночь, по крайней мере до 5 ч утра. Однажды при утреннем осмотре обнаружена странгуляционная борозда на шее больного. При настойчивом расспросе признался, что утром, когда персонал заснул, он пытался, лежа в постели, задушить себя петлей, связанной из 2-носовых платков. После лечения антидепрессантами исчезли тягостные мысли и все неприятные ощущения в правом подреберье.

Соматические симптомы депрессии у некоторых больных (особенно при первом приступе заболевания) могут выступать в качестве главной жалобы. Этим обусловлены их обращение к терапевту и длительное, безуспешное лечение по поводу «ишемической болезни сердца», «гипертонической болезни», «дискинезии желчных путей», «вегетососудистой дистонии» и др. В этом случае говорят о маскированной (ларвированной) депрессии, более подробно описанной в главе 12.

Яркость эмоциональных переживаний, наличие бредовых идей, признаки гиперактивности вегетативных систем позволяют рассматривать депрессию как синдром продуктивных расстройств (см. табл.3.1). Это подтверждается и характерной динамикой депрессивных состояний. В большинстве случаев депрессия продолжается несколько месяцев. Однако она всегда обратима. До введения в лечебную практику антидепрессантов и электросудорожной терапии врачи нередко наблюдали самопроизвольный выход из этого состояния.

Выше были описаны наиболее типичные симптомы депрессии. В каждом отдельном случае их набор может существенно различаться, но всегда преобладает подавленное, тоскливое настроение. Развернутый депрессивный синдром рассматривается как расстройство психотического уровня. О тяжести состояния свидетельствуют наличие бредовых идей, отсутствие критики, активное суицидальное поведение, выраженный ступор, подавление всех базовых влечений. Мягкий, непсихотический вариант депрессии обозначают как субдепрессию. При проведении научных исследований для измерения тяжести депрессии применяют специальные стандартизованные шкалы (Гамильтона, Цунга и др.).

Депрессивный синдром не является специфичным и может быть проявлением самых различных психических заболеваний: маниакально-депрессивного психоза, шизофрении, органических поражений мозга и психогений. Для депрессии, обусловленной эндогенным заболеванием (МДП и шизофрения), более характерны выраженные соматовегетативные расстройства, важным признаком эндогенной депрессии является особая суточная динамика состояния с усилением тоски утром и некоторым ослаблением переживаний к вечеру. Именно утренние часы рассматриваются как период, связанный с наибольшим риском суицида. Другим маркером эндогенной депрессии считают положительный дексаметазоновый тест (см. раздел 1.1.2).

Помимо типичного депрессивного синдрома, описывают ряд атипичных вариантов депрессии.

Тревожная (ажитированная) депрессия отличается отсутствием выраженной скованности и пассивности. Стеничный аффект тревоги заставляет пациентов суетиться, постоянно обращаться к окружающим с просьбой о помощи или с требованием прекратить их муки, помочь им уйти из жизни. Предчувствие неминуемой катастрофы не дает больным спать, они могут предпринимать попытки покончить с собой на глазах у окружающих. Временами возбуждение пациентов достигает степени неистовства (меланхолический раптус, raptus melancholicus), когда они рвут на себе одежду, издают страшные крики, бьются головой о стену. Тревожная депрессия чаще наблюдается в инволюционном возрасте.

Депрессивно-бредовый синдром , помимо тоскливого настроения, проявляется такими фабулами бреда, как бред преследования, инсценировки, воздействия. Больные уверены в тяжелом наказании за совершенные проступки; «замечают» постоянное наблюдение за собой. Опасаются, что их вина повлечет за собой притеснение, наказание или даже убийство их родственников. Пациенты беспокойны, постоянно спрашивают о судьбе своих родных, пытаются оправдываться, клянутся, что никогда в будущем не допустят оплошности. Такая атипичная бредовая симптоматика более характерна не для МДП, а для острого приступа шизофрении (шизоаффективный психоз в терминах МКБ-10).

Апатическая депрессия сочетает в себе аффекты тоски и апатии. Больных не интересует их будущее, они бездеятельны, не высказывают каких-либо жалоб. Единственное их желание - чтобы их оставили в покое. От апатико-абулического синдрома такое состояние отличается нестойкостью, обратимостью. Чаше всего апатическая депрессия наблюдается у страдающих шизофренией.


Эмоции у человека выступают как особый класс психический состояний, которые отражаются в виде позитивного или негативного отношения к окружающему миру, другим людям и прежде всего самому себе. Эмоциональные переживания определяются соответствующими свойствами и качествами, сформированные у объектов и явлений реальности, а также определенным потребностям и нуждам человека.

Термин «эмоции» происходит от латинского названия emovere, что означает движение, волнение и возбуждение. Ключевая функциональная составляющая эмоций заключается в побуждении к активности, вследствие этого эмоциональную сферу по-другому называют эмоционально-волевой.

На настоящий момент эмоции выполняют значительную роль в обеспечении взаимодействия организма и окружающей среды.

Эмоции это главным образом результат отражения человеческих потребностей и оценке вероятности их удовлетворений, которые основываются на личностном и генетическом опыте.

Насколько выраженно выступает эмоциональное состояние человека, зависит от значимости потребностей и недостатка необходимой информации.

Отрицательные эмоции проявляются в результате дефицита необходимо информации, которая требуется для удовлетворения ряда потребностей, а положительные эмоции характеризуются полным наличием всей необходимой информации.

На сегодня эмоции подразделяют на 3 главные части:

  1. Аффект, характеризующийся острым переживанием определенного события, эмоциональным напряжением и возбуждением;
  2. Когниция (осознанность своего состояния, его словесное обозначение и оценка дальнейших перспектив для удовлетворения потребностей);
  3. Экспрессия, которая характеризуется внешней телесной моторикой или поведением.

Относительно устойчивое эмоциональное состояние человека называют настроением. Сфера человеческих потребностей включает в себя социальные, которые возникают на основе культурных потребностей, что впоследствии получило название чувств.

Выделяют 2 эмоциональные группы:

  1. Первичные (гнев, печаль, тревога, стыд, удивление);
  2. Вторичные, которые включают в себя переработанные первичные эмоции. Например, гордость – это радость.

Клиническая картина эмоционально-волевых расстройств

К основным внешним проявлениям нарушения эмоционально волевой сферы относятся:

  • Эмоциональное напряжение. При повышенной эмоциональной напряженности возникает дезорганизация умственной деятельности и снижении активности.
  • Стремительная психическая утомляемость (у ребенка). Выражается тем, что ребенок не способен сосредотачиваться, также характеризуется резкой негативной реакцией на определенные ситуации, где необходима демонстрация своих умственных качеств.
  • Состояние тревоги, которое выражает тем, что человек всячески избегает каких-либо контактов с другими людьми и не стремиться к общению с ними.
  • Повышенная агрессивность. Чаще всего возникает в детском возрасте, когда ребенок демонстративно неповинуется взрослым, испытывает постоянную физическую и вербальную агрессию. Такая агрессия может выражаться не только по отношению к окружающим, но и самому себе, причиняя тем самым вред собственному здоровью.
  • Отсутствие способности чувствовать и осмысливать эмоции других людей, сопереживать. Данный признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью и является причиной психического расстройства и задержки умственного развития.
  • Отсутствие желания преодолевать жизненные трудности. В этом случае ребенок находится в постоянно вялом состоянии, у него отсутствует желание общения с взрослыми. Крайние проявления при данном расстройстве выражаются в полном игнорировании родителей и других взрослых.
  • Отсутствие мотивации к успеху. Главным фактором низкой мотивации является стремление избегать возможных неудач, вследствие чего человек отказывается браться за выполнение новых задач и старается избегать ситуаций, где возникают даже малейшие сомнения в окончательном успехе.
  • Выраженное недоверие к другим людям. Зачастую сопровождается таким признаком как враждебность по отношению к другим.
  • Повышенная импульсивность в детском возрасте. Выражается такими признаками как отсутствие самоконтроля и осознания своих действий.

Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере

Нарушение эмоциональной сферы у взрослых пациентов выделяется такими особенностями как:

  • Гипобулия или понижение волевых качеств. У пациентов с данным нарушением отсутствует какая-либо потребность в общении с другими людьми, возникает раздражительность при присутствии рядом посторонних, отсутствие способности или желания поддерживать беседу.
  • Гипербулия. Характеризуется повышенным влечением во всех сферы жизнедеятельности, зачастую выражается в усилении аппетита и потребностях в постоянном общении и внимании.
  • Абулия. Выделяется тем, что у человека резко снижаются волевые влечения.
  • Компульсивное влечение - это непреодолимая потребность в чем-либо или ком-либо. Данное расстройство зачастую сравнивают с животным инстинктом, когда у человека значительно подавляется способность над осознанностью своих действий.
  • Обсессивное влечение – проявление навязчивых желаний, которые пациент не способен самостоятельно контролировать. Неудовлетворение таких желаний ведет к подавленности и глубоким страданиям больного, а его мысли заполнены идеей их реализации.

Синдромы эмоционально-волевых расстройств

Наиболее распространенными формами расстройств эмоциональной сферы деятельности выступает депрессивный и маниакальный синдромы.

  1. Депрессивный синдром

Клиническая картина депрессивного синдрома описывается 3 основными его признаками, такими как:

  • Гипотомия, характеризующаяся снижением настроения;
  • Ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность);
  • Двигательная заторможенность.

Стоит отметить, что именно первый вышеперечисленный пункт является ключевым признаком депрессивного состояния. Гипотомия может выражаться в том, что человек постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль. В отличие от установленной реакции, когда печаль возникает вследствие пережитого грустного события, то при депрессии человек лишается связи с окружающей обстановкой. То есть в этом случае пациент не проявляет реакции на радостные и другие события.

В зависимости от тяжести состояния, гипотомия может возникать с различной интенсивностью.

Мыслительная заторможенность в ее легких проявлениях выражается в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.

Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).

  1. Маниакальный синдром

Зачастую маниакальный синдром проявляется в рамках аффективно-биполярного расстройства. В этом случае течение данного синдрома характеризуется приступообразностью, в виде отдельных эпизодов с определенными этапами развития. Симптоматическая картина, выделяющаяся в структуре маниакального эпизода, характеризуется изменчивостью у одного пациента в зависимости от стадии развития патологии.

Такое патологическое состояние как маниакальный синдром, также как и депрессивный, выделяется 3 главными признаками:

  • Повышенное настроение по гипертимии;
  • Психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия);
  • Двигательное возбуждение;

Аномальное повышение настроения характеризуется тем, что пациент не ощущает таких проявлений как тоска, тревога и ряда других признаков, характерных при депрессивном синдроме.

Психическая возбудимость с ускоренным процессом мышления возникает вплоть до скачки идей, то есть в этом случае речь пациента становиться несвязной, вследствие чрезмерной отвлекаемости, хотя сам пациент осознает логику своих слов. Также выделяет тем, что у больного возникают идеи собственного величия и отрицания вины и ответственности других людей.

Повышенная двигательная активность при данном синдроме, характеризуется растормаживанием этой активности с целью получения удовольствия. Следовательно, при маниакальном синдроме пациенты, как правило, потребляют большое количество алкоголя и наркотических веществ.

Для маниакального синдрома также характерны такие эмоциональные нарушения как:

  • Усиление инстинктов (повышение аппетита, сексуальности);
  • Повышенная отвлекаемость;
  • Переоценка личностных качеств.

Методы коррекции эмоциональных расстройств

Особенности коррекции эмоциональных расстройств у детей и взрослых основываются на применении ряда эффективных методик, способных практически полностью нормализовать их эмоциональное состояние. Как правило, эмоциональная коррекция в отношении детей заключается в применении игровой терапии.

Зачастую в детском возрасте, эмоциональные расстройства обуславливаются недостачей игрового процесса, что значительно тормозит психическое и ментальное развитие.

Систематический двигательный и речевой фактор игры позволяет раскрыть возможности ребенка и ощутить положительные эмоции от игрового процесса. Проработка различных ситуаций из жизни в игровой терапии позволяет ребенку значительно быстрее адаптироваться к реальным жизненным условиям.

Существует и другой терапевтический подход, а именно психодинамический, который основывается на методе психоанализа, направленного на разрешение внутреннего конфликта пациента, осознание своих потребностей и полученного опыта из жизни.

Психодинамический метод также включает в себя:

  • Арттерапию;
  • Непрямую игротерапию;
  • Сказкотерапию.

Данные специфические воздействия зарекомендовали себя не только в отношении детей, но и взрослых. Они позволяют пациентам раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональные расстройства как определенный образ. Психодинамический подход также выделяется легкостью и непринужденностью проведения.

Также к распространенным методам относят этнофункциональную психотерапию, которая позволяет искусственно сформировать раздвоенность субъекта, в целях осознания своих личностных и эмоциональных проблем, как бы сфокусировав свой взгляд со стороны. В данном случае помощь психотерапевта позволяет пациентам перенести свои эмоциональные проблемы на этническую проекцию, проработать их, осознать и пропустить через себя с целью окончательного избавления от них.

Профилактика эмоциональных нарушений

Главной целью профилактики нарушений эмоционально волевой сферы выступает формирование динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС. Данное состояние обуславливается отсутствием внутренних конфликтов и устойчивым оптимистичным настроем.

Устойчивая оптимистичная мотивация дает возможность двигаться к намеченной цели, преодолевая различные трудности. В итоге человек учится принимать взвешенные решения, основываясь на большом количестве информации, что снижает вероятность ошибки. Т. е. ключом к эмоционально устойчивой нервной системе является движение человека по пути развития.

– это симптомы нарушения целенаправленности деятельности, представленные ослаблением, отсутствием, усилением и извращением произвольной активности. Гипербулия проявляется необычайной решимостью, скоропалительными действиями. Гипобулия представляет собой патологическое снижение волевых способностей, сопровождающееся вялостью, пассивностью, неспособностью выполнять задуманное. При абулии определяется полная утрата желаний и побуждений. Варианты парабулии – ступор, стереотипии, негативизм, эхопраксия, эхолалия, каталепсия. Диагностика выполняется при помощи беседы и наблюдения. Лечение медикаментозное и психотерапевтическое.

МКБ-10

F60.7 Расстройство типа зависимой личности

Общие сведения

Воля – психическая функция, обеспечивающая способность человека сознательно управлять своими эмоциями, мыслями и поступками. Основой целенаправленной активности является мотивация – совокупность потребностей, побуждений, желаний. Волевой акт разворачивается поэтапно: формируется побуждение и цель, осознаются пути достижения результата, разворачивается борьба мотивов, принимается решение, осуществляется действие. При нарушении волевого компонента происходит снижение, усиление или искажение этапов. Распространенность волевых расстройств неизвестна ввиду того, что легкие отклонения не попадают в поле зрения врачей, а более выраженные встречаются при широком круге заболеваний – неврологических, психических, общесоматических.

Причины

Легкие волевые нарушения рассматриваются как особенности эмоционально-личностной сферы, обусловленные типом высшей нервной деятельности, условиями воспитания, характером межличностных взаимоотношений. Так, например, часто болеющие дети оказываются в ситуации гиперопеки со стороны родителей, учителей, сверстников, в итоге их волевые качества ослабляются. Причинами выраженных изменений воли являются:

  • Депрессивные расстройства. Снижение воли вплоть до полного отсутствия побуждений наблюдается при эндогенной депрессии . При невротических и симптоматических формах сохраняется интенция, но реализация действия затормаживается.
  • Шизофрения. Ослабление волевых операций – характерная особенность шизофренического дефекта. Пациенты при шизофрении внушаемы, впадают в кататонический ступор, склонны к стереотипиям и эхолалиям.
  • Психопатические расстройства. Расстройства воли могут быть результатом неправильного воспитания, заостренных черт характера. Зависимость от окружающих, неуверенность и подчиняемость определяется у лиц с тревожно-мнительными, истероидными чертами, склонных к алкоголизму и наркомании .
  • Маниакальные состояния. Повышенное стремление к деятельности, высокая скорость принятия решений и их реализации диагностируется у людей с биполярным аффективным расстройством в фазе мании. Также выраженные симптомы развиваются при истерических приступах.
  • Органические патологии мозга. Поражение ЦНС сопровождается снижением всех компонентов волевой активности. Гипобулия, абулия обнаруживаются при энцефалитах , последствиях ЧМТ и интоксикаций.

Патогенез

Нейрофизиологической базой волевых расстройств является изменение сложных взаимодействий различных мозговых структур. При поражении или недоразвитии лобных отделов возникает нарушение целенаправленности, снижение способности планировать и контролировать сложные действия. Пример – подростки, имеющие множество желаний, потребностей, энергии к их удовлетворению, но не обладающие достаточным упорством и настойчивостью. Патология пирамидного пути проявляется невозможностью совершения произвольных действий – возникают параличи, парезы, тремор. Это физиологический (не психический) уровень изменения произвольности.

Патофизиологической основой расстройств воли может стать дисфункция или поражение ретикулярной формации, обеспечивающей энергетическое снабжение корковых структур. В таких случаях нарушается первый этап волевого акта – формирование побуждений и мотивации. У пациентов с депрессией и органическими поражениями ЦНС снижен энергетический компонент, они не хотят действовать, не имеют целей и потребностей, побуждающих к активности. Маниакальные больные, наоборот, чрезмерно возбуждены, идеи быстро сменяют друг друга, а планирование, контроль деятельности оказываются недостаточными. При шизофрении происходит искажение иерархии мотивов, изменение восприятия и мышления затрудняет планирование, оценку и контроль действий. Энергетические процессы снижены либо повышены.

Классификация

Нарушения волевых актов относятся к патологии эффекторного звена – системы, осуществляющей передачу информации из ЦНС к исполнительным системам. В клинической практике принято классифицировать данные расстройства по характеру симптомов: гипобулия (ослабление), абулия (отсутствие), гипербулия (усиление) и парабулия (искажение). Согласно этапам произвольного акта, выделяют семь групп волевых патологий:

  1. Расстройство произвольных актов. Человек не может выполнять действия, результат которых неочевиден или отдален во времени. В частности, он не может обучаться сложным навыкам, накапливать деньги для крупных покупок в будущем, совершать альтруистические поступки.
  2. Расстройство преодоления препятствий. Совершению задуманного могут мешать физические преграды, социальные условия, новизна обстановки, необходимость поиска. Пациенты не могут прилагать усилия для преодоления даже незначительных трудностей, быстро отказываются от задуманного: при неудаче в экзаменах выпускники не пробуют повторно поступать в ВУЗы, депрессивные больные остаются без обеда, так как препятствием становится необходимость приготовления еды.
  3. Расстройство преодоления конфликта. В его основе лежит несовместимость действий, необходимость выбирать одну из целей. Клинически нарушение проявляется неспособностью осуществлять выбор, избеганием принятия решения, перекладыванием этой функции на окружающих людей или случай (судьбу). Для того чтобы начать хоть как-то действовать, больные совершают «ритуалы» – подбрасывают монетку, используют детские считалочки, связывают случайное событие с определенным вариантом решения (если проедет красная машина, пойду в магазин).
  4. Расстройство преднамеренности. Патологически изменяются сила, скорость или темп действия, нарушается торможение неадекватных двигательных и эмоциональных реакций, ослабляется организация психической деятельности и способность сопротивляться рефлекторным актам. Примеры: синдром автономной конечности с потерей контроля над моторикой руки, аффективная взрывчатость при психопатиях, препятствующая достижению цели.
  5. Расстройство с автоматизмами, навязчивостями. Патологически легко вырабатываются автоматизированные действия, теряется контроль над ними. Навязчивости воспринимаются как собственные либо чуждые. На практике это проявляется трудностями в изменении привычек: один маршрут до работы, одинаковые завтраки. При этом снижаются адаптивные способности, в изменяющихся условиях люди испытывают сильный стресс. Навязчивые мысли и действия невозможно изменить усилием воли. У больных шизофренией утрачивается контроль не только над поведением, но и собственной личностью (отчуждение Я).
  6. Расстройство мотивов и влечений. Искажено чувство первичного влечения, естественного побуждения на уровне инстинкта и целенаправленного акта. Изменяется представление о средствах и последствиях достижения цели, осознание произвольности как естественной способности человека. В данную группу включены психопатологические феномены при расстройствах пищевого поведения, сексуальной сферы.
  7. Расстройство прогностических функций. Больные имеют трудности предвосхищения результата и вторичных эффектов собственной деятельности. Симптомы вызваны снижением функции прогнозирования и оценки объективных условий. Таким вариантом расстройства частично объясняется гиперактивность и решительность подростков, маниакальных больных.

Симптомы волевых расстройств

Клиническая картина разнообразна, представлена усилением, искажением, ослаблением и отсутствием функций произвольности. Гипобулия – снижение волевой активности. Ослаблена сила мотивов, побуждений, затруднена постановка цели и ее удержание. Расстройство характерно для депрессий, продолжительных соматических болезней. Пациенты пассивные, вялые, ничем не интересуются, подолгу сидят или лежат, не меняя позы, не в состоянии начать и продолжить целенаправленное действие. Нуждаются в контроле лечения, постоянной стимуляции к выполнению простых бытовых задач. Отсутствие воли называется абулией. Побуждения и желания полностью отсутствуют, больные абсолютно безучастны к происходящему, бездеятельны, ни с кем не разговаривают, не прилагают усилий для приема пищи, посещения туалета. Абулия развивается при тяжелой депрессии, шизофрении (апатоабулический синдром), сенильных психозах , поражении лобных долей мозга.

При гипербулии пациенты чрезмерно активны, полны идей, желаний, стремлений. У них определяется патологически облегченная решимость, готовность к действию без обдумывания плана и учета последствий. Больные легко вовлекаются в любые идеи, начинают действовать под влиянием эмоций, не согласуют свою активность с объективными условиями, задачами, мнениями других людей. При совершении ошибок не анализируют их, не учитывают в последующей деятельности. Гипербулия является симптомом маниакального и бредового синдрома, некоторых соматических заболеваний, может быть спровоцирована приемом лекарств.

Извращение воли представлено парабулиями. Они проявляются странными, нелепыми поступками: поеданием песка, бумаги, мела, клея (парорексиями), сексуальными перверсиями, тягой к поджогам (пироманией), патологическим влечением к воровству (клептоманией) или к бродяжничеству (дромоманией). Значительная часть парабулий – расстройства контроля моторики. Они входят в состав синдромов, характеризующихся нарушением движений и воли. Распространенным вариантом является кататония . При кататоническом возбуждении развиваются внезапные приступы стремительного, необъяснимого неистовства либо ничем не мотивированные действия с неадекватностью аффекта. Восторженная экзальтированность больных быстро сменяется тревожностью, растерянностью, разорванностью мышления и речи. Основной симптом кататонического ступора – абсолютная обездвиженность. Чаще пациенты замирают сидя или лежа в позе эмбриона, реже – стоя. Реакции на окружающие события и людей отсутствуют, контакт невозможен.

Другая форма двигательно-волевых расстройств – каталепсия (восковая гибкость). Утрачивается произвольность активных движений, но наблюдается патологическая подчиняемость пассивным – любая приданная больному поза сохраняется в течение длительного времени. При мутизме пациенты молчат, не устанавливают вербальный контакт при сохранности физиологического компонента речи. Негативизм проявляется бессмысленным противодействием, немотивированным отказом от выполнения целесообразных действий. Иногда он сопровождается противоположной активностью. Свойственен детям в периоды возрастных кризисов. Стереотипии – однообразные монотонные повторения движений или ритмичное повторение слов, словосочетаний, слогов. Пациенты с пассивной подчиняемостью всегда выполняют приказы окружающих независимо от их содержания. При эхопраксии наблюдается полное повторение всех действий другого человека, при эхолалии – полное или частичное повторение фраз.

Осложнения

При продолжительном течении и отсутствии лечения волевые расстройства могут стать опасными для здоровья и жизни больного. Гипобулические симптомы препятствуют выполнению профессиональной деятельности, становятся основанием для увольнения. Абулия приводит к потере веса, истощению организма, инфекционным заболеваниям. Гипербулия иногда является причиной противоправных действий, в результате которых пациентов привлекают к административной и уголовной ответственности. Среди парабулий наиболее опасным является извращение инстинкта самосохранения. Оно проявляется при тяжелом течении анорексии , развитии суицидального поведения и сопровождается риском летального исхода.

Диагностика

Основным методом обследования больных с волевыми расстройствами остается клинико-анамнестический анализ. Врачу-психиатру необходимо выяснить наличие неврологических заболеваний (изучение амбулаторных карт, выписок неврологов), психических расстройств и наследственной отягощенности. Сбор информации проводится в присутствии родственников, потому что сами больные не всегда способны поддерживать продуктивный контакт. В ходе диагностики врач дифференцирует расстройства произвольности с характерологическими чертами психастенического и возбудимого/гипертимного типа. В этих случаях отклонения эмоционально-волевых реакций являются результатом воспитания, встроены в структуру личности. К способам исследования волевой сферы относят:

  • Клиническую беседу. При непосредственном общении с больным психиатр определяет сохранность критического отношения к заболеванию, способность к установлению контакта, поддержанию темы разговора. Для гипобулии характерна бедность речи, длительные паузы; для гипербулии – переспрашивание, быстрая смена направленности беседы, оптимистичный взгляд на проблемы. Больные с парабулиями предоставляют информацию искаженно, мотив их общения отличается от мотивов врача.
  • Наблюдение и эксперимент. Для получения более разнообразной информации врач предлагает пациенту выполнить простые и сложные задания – взять карандаш и лист, встать и закрыть дверь, заполнить бланк. О расстройствах воли свидетельствуют изменения выразительности, точности и быстроты движений, степень активности и мотивированности. При гипобулических нарушениях выполнение задач затруднено, моторика замедлена; при гипербулических – скорость высокая, но целенаправленность снижена; при парабулиях ответы и реакции больного необычны, неадекватны.
  • Специфические опросники. В медицинской практике применение стандартизированных методов исследования волевых отклонений не получило широкого распространения. В условиях судебно-психиатрической экспертизы используются вопросники, позволяющие в определенной мере объективизировать полученные данные. Примером такой методики является Нормативная шкала диагностики волевых расстройств. Ее результаты указывают на особенности волевых и аффективных отклонений, степень их выраженности.

Лечение волевых расстройств

Нарушения волевых функций лечатся в комплексе с основным заболеванием, послужившим причиной их возникновения. Подбором и назначением терапевтических мероприятий занимаются психиатр и невролог. Как правило, лечение проводится консервативно с применением медикаментозных средств, в отдельных случаях – психотерапии . Редко, например, при опухоли головного мозга , пациенту необходимо хирургическое вмешательство. Общая схема терапии включает следующие процедуры:

  • Медикаментозное лечение. При снижении воли положительный эффект может быть достигнут применением антидепрессантов, психостимуляторов. Гипербулия и некоторые виды парабулий корректируются с помощью нейролептиков, транквилизаторов, седативных препаратов. Пациентам с органической патологией назначаются сосудистые препараты, ноотропы.
  • Психотерапия. Индивидуальные и групповые сеансы эффективны при патологии волевой и аффективной сферы вследствие психопатических и невротических расстройств личности. Больным с гипобулией показаны когнитивные и когнитивно-бихевиоральные направления , психоанализ . Гипербулические проявления требуют освоения релаксации, саморегуляции (аутотренинг), повышения коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству.
  • Физиотерапия. В зависимости от преобладающих симптомов используются процедуры, стимулирующие либо снижающие активность нервной системы. Применяется терапия низкочастотными токами, массажи .

Прогноз и профилактика

При своевременном обращении к врачу и строгом выполнении его назначений прогноз волевых расстройств благоприятен – больные возвращаются к привычному образу жизни, частично или полностью восстанавливается способность регулировать собственные действия. Предотвратить нарушения достаточно сложно, профилактика основывается на предупреждении причин – психических заболеваний, поражений ЦНС. Стать более устойчивым в психоэмоциональном плане помогает соблюдение здорового образа жизни, составление правильного режима дня. Еще один способ профилактики расстройств – регулярные обследования с целью раннего выявления болезни, профилактический прием медикаментов.

подростков

Учебные вопросы.

    Типология нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы.

    Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями

эмоционально-волевой сферы.

    Психопатия у детей и подростков.

    Акцентуации характера как фактор, способствующий возникновению эмоционально-волевых расстройств.

    Дети с ранним аутизмом (РДА).

    Понятиемнарушения эмоционально-волевой сферы в дефектологии определяются нервно-психические расстройства (в основном легкой и средней степени тяжести). *

К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные состояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения), ранний детский аутизм.

Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных (обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Поскольку процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, очевидно, что неблагоприятные средовые воздействия могут стать причиной временных нарушений поведения, которые, закрепившись, могут привести к аномальному (искаженному) развитию личности.

Как для нормального соматического развития необходимо соответственное количество калорий, белков, минеральных веществ и витаминов, так и для нормального психического развития необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся, прежде всего, любовь ближних, чувство безопасности (обеспечиваемое заботой родителей), воспитание правильной самооценки, а также наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении) руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между «Я» ребенка и внешним миром, и маленький человек, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая обязательно найдет свое место в обществе.

Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечивающих развитие ребенка, уже сама по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов внешней (социальной) среды, которые могут стать причиной нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.

    Реактивные состояния определяются в специальной психологии как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями (условиями развития) и не связанные с органическим поражением ЦНС. Наиболее ярким проявлением реактивных состояний (РС) является синдром гиперактивности, выступающий на фоне «пролонгированного» состояния общей психической возбудимости и психомоторной расторможенности. Причины РС могут быть разнообразны. Так, к травмирующим психику ребенка обстоятельствам относится такое психофизиологическое расстройство как энурез (ночное недержание мочи, сохраняющееся или часто повторяющееся после 3-го года жизни), часто наблюдающийся у соматически ослабленных и нервных детей. Энурез может возникнуть после тяжелого нервного потрясения, испуга, после истощающего организм соматического заболевания. В возникновении энуреза отмечаются и такие причины как конфликтные ситуации в семье, излишняя строгость родителей, слишком глубокий сон и др. Усугубляют реактивные состояния при энурезе насмешки, наказание недоброжелательное отношение окружающих к ребенку.

К реактивному состоянию может привести наличие у ребенка тех или иных физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяжелой формы сколиоза и др.), особенно при неправильном отношении окружающих.

Частой причиной психогенных реакций у маленьких детей является внезапное сильное раздражение устрашающего характера (пожар, нападение злой собаки и др.). Повышенная восприимчивость к психическим травмам наблюдается у детей с остаточными явлениями после перенесенных инфекций и травм, у детей возбудимых, ослабленных, эмоционально неустойчивых. Наиболее подвержены психическим травмам дети, относящиеся к слабому типу высшей нервной деятельности, легко возбудимые дети.

Основным отличительным признаком РС являются неадекватные (чрезмерно выраженные) личностные реакции на воздействия из окружающей (прежде всего, социальной) среды. Для реактивных состояний характерным является состояние психологического напряжения идискомфорта . РС могут проявляться в виде депрессии (тоскливого, подавленного состояния). В других случаях основными симптомами РС являются: психомоторное возбуждение, расторможенность, совершение неадекватных поступков и действий.

В тяжелых случаях может наблюдаться расстройство сознания (помрачение сознания, нарушение ориентировки в окружающем), беспричинный страх, временное «выпадение» некоторых функций (глухота, мутизм).

Несмотря на различие проявлений, общим симптомом, связывающим все случаи реактивных состояний, является тяжелое, гнетущее психоэмоциональное состояние, вызывающее перенапряжение нервных процессов и нарушение их подвижности. Этим во многом определяется повышенная склонность к аффективным реакциям.

Нарушения психического развития могут быть связаны с тяжелыми внутренними конфликтными переживаниями , когда в сознании ребенка сталкиваются противоположные отношения к близким людям или к той или иной социальной ситуации, имеющей для ребенка большое личностное значение. Конфликтные переживания (как психопатологическое расстройство) носят длительный, социально обусловленный характер; они приобретаютдоминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях. Причинами конфликтных переживаний чаще всего являются: неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей и др.). Конфликтные переживания могут возникать у детей, оставленных родителями, усыновленных и в других случаях. Еще одной причиной стойких конфликтных переживаний могут стать уже указанные выше недостатки психофизического развития, в частности, заикание.

Проявлениями тяжелых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм (во многих формах его проявления, включая речевой негативизм), депрессивные состояния; в некоторых случаях следствием конфликтных переживаний становится задержка познавательного развития ребенка.

Стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями (девиациями ) поведения. Достаточно часто причиной поведенческих нарушений у данной категории детей является неправильное воспитание ребенка (чрезмерная опека, чрезмерная свобода или, напротив, отсутствие любви, излишняя строгость и необоснованная требовательность, без учета его личностных – интеллектуальных и психофизических возможностей, определяемых стадией возрастного развития). Особенно серьезной ошибкой в воспитании ребенка является постоянное уничижительное сравнение его с детьми, обладающими лучшими способностями и стремление добиться от ребенка, не обладающего ярко выраженными интеллекту- альными задатками больших достижений. У ребенка, достоинство которого унижено и которого часто наказывают, может развиться чувство неполноценности, реакции страха, робости, озлобления и ненависти. У таких, находящихся в постоянном напряжении детей, нередко возникает энурез, головные боли, быстрая утомляемость и др. В более старшем возрасте такие дети могут восставать против доминирующего авторитета взрослых, что является одной из причин антисоциального поведения.

Конфликтные переживания могут быть обусловлены и психотравмирующими ситуациями в условиях школьного коллектива. Разумеется, на возникновение и степень выраженности конфликтных ситуаций оказывает влияние индивидуальные личностно-психологические особенности детей (состояние нервной системы, личные притязания, круг интересов, впечатлительность и др.), а также условия воспитания и развития.

Также достаточно сложным нервно-психическим расстройством является психастения – нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обуслов- ленное слабостью и нарушением динамики процессов высшей нервной деятельности, общим ослаблением нервно-психических и познавательных процессов. Причинами психастении могут быть тяжелые нарушения соматического здоровья, нарушения общего конституционального развития (вследствие дистрофии, нарушений обменных процессов в организме, гормональных расстройств и др.). Вместе с тем в возникновении психастении большую роль играют факторы наследственной обусловленности, нарушения функций центральной нервной системы различного генеза, наличие минимальной мозговой дисфункции и др.

Основными проявлениями психастении являются: снижение общей психической активности, замедленность и быстрая истощаемость психической и интеллектуальной деятельности, снижение работоспособности, явления психической заторможенности и инертности, повышенная утомляемость при психологических нагрузках. Дети-психоастеники крайне медленно включаются в учебную работу и очень быстро устают при выполнении заданий, связанных с выполнением умственных и мнемических действий.

Дети этой категории отличаются такими специфическими чертами характера, как нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность. Нередко симптомами психастении выступают также состояние депрессии и аутистические проявления. Психопатическое развитие по психастеническому типу в дет­ском возрасте проявляется в повышенной мнительности, в навязчивых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблю­даются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность, повы­шенная мнительность.

3. Психопатия (от греч. –psyche – душа,pathos – болезнь) определяется в специальной психологии какпатологический склад характера , проявляющийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности. Психопатия представляет собой искаженный вариант формирования личности, это – дисгармоническое развитие личности при достаточной (как правило) сохранности интеллекта. Исследования отечественных ученых (В.А. Гиляровский, В.Р.Мясищев, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев и др.) показали диалектическое взаимодействие социальных и биологических факторов в происхождении психопатии. Большая часть психопатий обусловлена внешними патологическими факторами, действовавшими внутриутробно или в раннем детском возрасте. Наиболее частыми причинами психопатии являются: инфекции – общие и мозговые, черепно-мозговые травмы – внутриутробные, родовые и приобретенные в первые годы жизни; токсические факторы (например, хронические желудочно-кишечные заболевания), нарушения внутриутробного развития вследствие алкогольной интоксикации, воздействие радиации и др. Определенную роль в формировании психопатии играет и патологическая наследственность.

Вместе с тем для развития психопатии, наряду с основной (предрасполагающей ) причиной, вызывающей врожденную или рано приобретенную недостаточность нервной системы, необходимым является наличие еще и другого фактора – неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих воздействий при воспитании ребенка.

Целенаправленное позитивное воздействие окружающей среды может в большей или меньшей степени корригировать имеющиеся у ребенка отклонения, тогда как при неблагоприятных условиях воспитания и развития даже легкие отклонения в психическом развитии могут трансформироваться в тяжелую форму психопатии (Г.Е. Сухарева, 1954 и др.). В этой связи биологические факторы рассматриваются как исходные моменты ,предпосылки , могущие вызвать психопатическое развитие личности; решающую же роль приобретаютсоциальные факторы , главным образомусловия воспитания и развития ребенка .

Психопатия весьма разнообразна по своим проявлениям, поэтому в клинике выделяют различные ее формы (органическая психопатия, эпилептоидная психопатия и др.). Общим для всех форм психопатии является нарушение развития эмоционально-волевой сферы, специфические аномалии характера. Для психопатического развития личности характерны: слабость воли, импульсивность действий, грубые аффективные реакции. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляется также в определенном снижении работоспособности, связанном с неумением сосредоточиться, преодолевать трудности, встречающиеся при выполнении заданий.

Наиболее отчетливо нарушения эмоционально-волевой сферы выражены при органической психопатии , в основе которой лежит органическое поражение подкорковых мозговых систем. Клинические проявления при органической психопатии различны. В одних случаях – первые проявления психического расстройства обнаруживаются уже в раннем возрасте. В анамнезе этих детей отмечается резко выраженная пугливость, боязнь резких звуков, яркого света, незнакомых предметов, людей. Это сопровождается интенсивным и продолжительным криком и плачем. В раннем и дошкольном возрасте на первый план выступает психомоторное беспокойство, повышенная сенсорная и моторная возбудимость. В младшем школьном возрасте психопатическое поведение проявляется в виде необузданности, протеста против правил общественного поведения, всякого режима, в виде аффективных вспышек (драчливость, беготня, шумливость, а позднее – школьные прогулы, склонность к бродяжничеству и др.).

В других случаях органической психопатии обращает на себя внимание следующая особенность поведенческих реакций детей, резко отличающая их от сверстников уже в дошкольном возрасте. Родные и воспитатели отмечают крайнюю неровность их настроения; наряду с повышенной возбудимостью, излишней подвижностью у этих детей и подростков часто отмечается пониженное, угрюмо-раздражительное настроение. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто жалуются на неопределенные болевые ощущения, отказываются от еды, плохо спят, часто ссорятся и дерутся со сверстниками. Повышенная раздражительность, негативизм в различных формах его проявления, недоброжелательное отношение к окружающим, агрессивность по отношению к ним образуют ярко выраженную психопатологическую симптоматику органической психопатии. Особенно отчетливо указанные проявления выражены в более старшем возрасте, в пубертатном периоде. Нередко они сопровождаются замедленным темпом интеллектуальной деятельности, снижением памяти, повышенной утомляемостью. В ряде случаев органическая психопатия сочета­ется с задержкой психомоторного развития ребенка.

Г.Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий:возбу­ димые (эксплозивные) и бестормозные .

При первом (возбудимом) типе наблюдаются немотивирован­ные колебания настроения в видедисфории . В ответ на малейшиезамечания у детей и подростков возникают бурные реакции про­теста, уходы из дома, школы.

Для органических психопатов по бестормозному типу харак­терны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования пато­логии влечений, склонности к бро­дяжничеству.

При наследственной отягощенности эпилепсией у детей могут формироваться черты личности, свойственные эпилептоидной психопатии. Эта форма психопатии характеризуется тем, что у детей, при первично сохранном интеллекте и отсутствии типичных признаков эпилепсии (припадки и др.), отмечаются следующие особенности поведения и характера: раздражительность, вспыльчивость, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, «застревание» на своих переживаниях, агрессивность, эгоцентризм. Наряду с этим характерны тщательность и настойчивость при выполнении учебных заданий. Указанные положительные черты необходимо использовать как опору в процессе коррекционной работы.

При наследственной отягощенности шизофренией у детей могут формироваться шизоидные черты личности. Для этих детей характерны: бедность эмоций (нередко недоразвитие высших эмоций: чувства сопереживания, сострадания, признательности и др.), отсутствие детской непосредственности и жизнерадостности, малая потребность в общении с окружающими. Ядерным свойством их личности является эгоцентризм и аутистичные проявления. Им свойственна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем, у детей часто несформированы навыки самообслуживания. В иг­рах дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. В ряде случаев отмечается своеобразие моторной сферы – неуклюжесть, моторная неловкость, неприспособленность к выполнению практической деятельности. Общая эмоциональная вялость, которая обнаруживается у детей уже с раннего возраста, отсутствие потребности в общении (аутистичные проявления), отсутствие интереса к практической деятельности, а позднее – замкнутость, неуверенность в себе, несмотря на достаточно высокий уровень интеллектуального развития, создают значительные трудности в воспитании и обучении данной категории детей.

Истерическое психопатическое развитие наиболее часто встре­чается в детском возрасте, чем остальные формы. Оно проявля­ется в выраженном эгоцентризме, в повышенной внушаемости, в демонстративном поведении. В основе данного варианта психопа­тического развития лежит психическая незрелость. Она проявля­ется в жажде признания, в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, что составляет сущность психической дисгар­монии.

Специфические черты истероидной психопатии проявляются в ярко выраженном эгоцентризме, в постоянном требовании повышенного внимания к себе, в стремлении любым путем достичь желаемого. В социальном общении наблюдается склонность к конфликтам, ко лжи. При столкновении с жизненными трудностями возникают истерические реакции. Дети очень капризны, любят играть командную роль в коллективе сверстников и проявляют агрессивность, если им это не удается. Отмечается крайняя неустойчивость (лабильность) настроения.

Психопатическое развитие по неустойчивому типу может на­блюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отлича­ет незрелость интересов, поверхност- ность, неустойчивость привя­занностей, импульсивность. У таких детей отмечаются затруднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерна безответственность, нестойкость моральных принципов, социально-отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционального генеза, так и орга­нического.

В практической специальной психологии установлена определенная зависимость между неправильными подходами к воспитанию детей, педагогическими ошибками и формированием психопатических черт характера. Так, характерологические черты возбудимых психопатов нередко возникают при так называемой «гипоопеке» или прямой безнадзорности. Формированию же «тормозимых психопатов» благоприят- ствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребенок не видит ласки, подвергается унижениям и оскорблениям (социальный феномен «золушки»). Истерические черты личности наиболее часто формируются в условиях «гиперопеки», в обстановке постоянного обожания и восхищения, когда близкими ребенка исполняются любые его желания и прихоти (феномен «кумир семьи»).

4. В подростковом возрасте происходит интенсивное преобразо­вание психики подростка. Существенные сдвиги наблюдаются в формировании интеллектуальной деятельности, что проявляетсяв стремлении к познанию, формировании абстрактного мышле­ния, в творческом подходе к решению задач. Интенсивно форми­руются волевые процессы. Подростку свойственны настойчи­вость, упорство в достижении поставленной цели, способность к целенаправленной волевой деятельности. Активно формирует­ся сознание. Этому возрасту свойственна дисгармоничность пси­хического развития, которая часто проявляется в акцентуирован ности характера. По данным А.Е. Личко, акцентуированность (заостренность) отдельных черт характера у учащихся разных ти­пов школ варьирует от 32 до 68 % от общего континген­та школьников (А.Е. Личко, 1983).

Акцентуации характера это крайние варианты нормального характера, но в, то, же время они могут быть предрасполагающим фактором для развития неврозов, невротических, патохарактерологических и психопатических расстройств.

В многочисленных исследованиях психологов показано, что степень дисгармоничности у подростков различна, а сама акцентуиро­ванность характера имеет разные качественные особенности и по-разному проявляется в особенностях поведения подростков. К основным вариантам акцентуаций характера относятся следующие.

Дистимический тип личности. Особенностями этого типа акцентуации являются периодиче­ские колебания настроения и жизненного тонуса у подростков. В период подъема настроения подростки этого типа коммуника­бельны, активны. В период спада настроения они немногословны, пессимистичны, начинают тяготиться шумным обществом, стано­вятся унылыми, теряют аппетит, страдают бессонницей.

Подростки этого типа акцентуации конформно чувствуют се­бя среди небольшого круга близких людей, которые их понимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие дли­тельных, устойчивых привязанностей, увлечений.

Эмотивный тип личности. Подростки этого типа характеризуются изменчивостью наст­роений, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой интуицией, чувстви­тельны к оценкам окружающих. Они конформно чувствуют себяв кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.

Тревожный тип .Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В дет­стве у подростков тревожного типа часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подрост­ки испытывают сильный страх перед новыми людьми (учителя, соседи и пр.). Они нуждаются в теплых, заботливых отношени­ях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию инициативы, активности.

Интровертированный тип . У детей и подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональ­ной отгороженности, замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские отношения с окружаю­щими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности. У них наблюдается слабая экспрессивность, стремление к одиноче­ству, заполненному чтением книг, фантазированием, разного рода хобби. Эти дети нужда­ются в теплых, заботливых отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.

Возбудимый тип . При этом типе акцентуации характера у подростков наблюда­ется несбалансированность между возбудительными и тормозны­ми процессами. Подростки возбудимого типа, как правило, нахо­дятся в состоянии дисфории, что проявляется в подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, затормо­жен, ригиден, склонен к аффективной вспыльчивости, импульсив­ности, немотивированной жестокости по отношению к близким. Возбудимые подростки нуждаются в теплых эмоциональных от­ношениях с окружающими.

Демонстративный тип. Подростки этого типа отличаются ярко выраженным эгоцент­ризмом, постоянным желанием быть в центре внимания, желанием «произвести впечатление». Для них характерна коммуникабель­ность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При благо­приятных условиях, когда «демонстративный» подросток оказыва­ется в центре внимания и принят окружающими, он хорошо адаптируется, способен к продуктивной, творческой деятельности. При отсутствии таких условий наблюдается дисгармония личност­ных свойств по истероидному типу – привлечение к себе особого внимания демонстративным поведением, проявляется склонность ко лжи и фантазированию как защитный механизм.

Педантичный тип . Как подчеркивает Э.И. Леонгард, педантичность как акцентуиро­ванная черта характера проявляется в поведении личности. По­ведение педантической личности не выходит за пределы разумно­го, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. Главными чертами этого типа акцентуации характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к резонерству. Такие подростки очень аккуратны, добросовестны, рациональны, ответственны. Однако у некоторых подростков при повышенной тревожности наблюдается нерешительность в ситуации принятия решений. Их поведение отличается некоторой ригидностью, эмоциональной сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.

Неустойчивый тип. Основной характеристикой этого типа является выраженная слабость волевых компонентов личности. Безволие проявляется, прежде всего, в учебной или трудовой деятельности подростка. Однако в процессе развлечений такие подростки могут проявлять высокую активность. У неустойчивых подростков наблюдается также повышенная внушаемость, в связи с чем, их социальное поведение в значительной степени зависит от окружения. Повышенная внушаемость и импульсивность на фоне незрелости высших форм волевой деятельности нередко способствует формированию у них склонности к аддитивному (зависимому поведению): алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость и пр. Неустойчивая акцентуация проявляется уже в начальных классах школы. У ребенка полностью отсутствует желание учиться, наблюдается неустойчивое поведение. В структуре личности у неустойчивых подростков наблюдается неадекватная самооценка, что проявляется в неспособности к самоанализу, соответствующей оценке своих поступков. Неустойчивые подростки склонны к подражательной деятельности, что дает возможность при благоприятных условиях сформировать у них социально приемлемые формы поведения.

Аффективно-лабильный тип . Важной чертой этого типа является крайняя изменчивость настроения. Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависит самочувствие подростка, его трудоспособность. На фоне колебания настроения возможны конфликты со сверстниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего настроения лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной привязанности к родным, близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброжелательном отношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.

Следует отметить, что проявления психопатического развития не всегда заканчиваются полным формированием психопатии. При всех формах психопатичес- кого поведения при условии раннего целенаправленного коррекционного воздействия в сочетании (при необходимости) с лечебными мероприятиями могут быть достигнуты значительные успехи в компенсации отклоняющегося развития у данной категории детей.

3. Дети с синдромом раннего детского аутизма.

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития. Формируется этот синдром в своем полном виде к трехлетнему возрасту. Проявляется РДА в следующих клинико-психологических признаках:

    нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

    стереотипность в поведении. Характеризуется наличием в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр, стереотипных интересов.

    специфические нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия , речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи местоимений первого лица и т. д.), ведущие к нарушению речевой коммуникации.

При раннем детском аутизме характерны также:

    Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Уже на первом году жизни наблюдается склонность к сенсорному дискомфорту (чаще всего на интенсивные бытовые звуки и на тактильные раздражения), а также сосредоточенность на неприятных впечатлениях. При недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и ограничении разнообразного сенсорного контакта с ним, наблюдается выраженная «захваченность», очарованность отдельными определенными впечатлениями – тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок стремится получать вновь и вновь. Например, любимым занятием ребенка на протяжении полугода и более может быть шуршание целлофановым пакетом, наблюдение за движением тени на стене; самым сильным впечатлением может быть свет лампы и т. д. Принципиальным отличием при аутизме является тот факт, что близкому практически никогда не удается включиться в действия, которыми «зачарован» ребенок.

    Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности.

    Нарушение аффективного контакта с ближайшим окружением выражается:

    в особенностях отношения к рукам матери. У многих аутичных детей отсутствует антиципирующая поза (протягивание ручек по направлению к взрослому, когда ребенок смотрит на него). На руках матери такой ребенок также может не чувствовать себя комфортно: либо «висит мешком», либо бывает чрезмерно напряжен, сопротивляется ласкам и др.;

    особенностях фиксации взгляда на лицо матери. В норме ребенок рано обнаруживает интерес к человеческому лицу. Коммуникация с помощью взгляда является основой для развития последующих форм коммуникативного поведения. Для аутичных детей характерно избегание глазного контакта (взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого);

    особенностях ранней улыбки. Своевременное появление улыбки и ее направленность близкому – признак благополучного эффективного развития ребенка. Первая улыбка у большинства аутичных детей адресована не человеку, а, скорее, в ответ на приятную для ребенка сенсорную стимуляцию (тормошение, яркий цвет одежды матери и т.д.).

    особенностях формирования привязанности к близкому человеку. В норме они проявляются как очевидное предпочтение одного из ухаживающих за ребенком лиц, чаще всего – матери, в переживаниях разлуки с ней. Аутичный ребенок чаще всего не использует положительных эмоциональных реакций для выражения привязанности;

    в трудностях в выражении просьбы. У многих детей в норме на раннем этапе развития формируется направленный взгляд и жест – протягивание руки в нужном направлении, который на последующих этапах трансформировался в указательный. У аутичного ребенка и на более поздних этапах развития подобная трансформация жеста не происходит. Даже в старшем возрасте при выражении своего желания аутичный ребенок берет руку взрослого и кладет на желаемый предмет;

    трудностях произвольной организации ребенка, которые могут выражаться в следующих тенденциях:

    отсутствии или непостоянности отклика малыша на обращение к нему взрослого, на собственное имя;

    отсутствии прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорировании его указательного жеста;

    невыраженности подражательных реакций, а чаще их полном отсутствии; трудность в организации аутичных детей на простые игры, требующих подражания и показа («ладушки»);

    большой зависимости ребенка от влияний окружающего «психического поля». Если родители проявляют большую настойчивость и активность, пытаясь привлечь к себе внимание, то аутичный ребенок либо протестует, либо уходит от контакта.

Нарушение контакта с окружающими, связанные с особенностями развития форм обращения ребенка к взрослому, находят выражение в сложности выражения собственного эмоционального состояния. В норме способность выражать свое эмоциональное состояние, делиться им со взрослым – одно из наиболее ранних адаптационных достижений ребенка. Обычно оно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить ребенка, снять дискомфорт, успокоить. Матери же аутичных детей часто испытывают трудности даже в понимании эмоционального состояния своих малышей.

Loading...Loading...