Биологическая природа человека влияет на процессы деторождения. Человек как биосоциальное существо. Биологические и социальные факторы

Проблема человека, его сущности и происхождения, его настоящего и будущего относится к числу вечных. Человек - самое сложное в мире, уникальное существо, воплотившее в себе единство природы и истории. Процесс его развития подчинен общественным законам и законам природы, обладающим своей внутренней логикой и вместе с тем опосредованным влиянием общества. В человеке воплощены результаты как биологической эволюции, так и развития общества, поэтому он не просто часть природы, а ее высший продукт особого рода. Выдвинутое Марксом принципиально важное положение о том, что человек - деятельное природное существо, позволяет понять, что в отличие от животных он не только продукт окружающей среды, но и ее творец.

Исследование синтеза социального и природного в человеке - самостоятельная проблема науки, имеющая философский аспект. Сущность человека, представляющего собой совокупность всех общественных отношений, социальна; с другой стороны, его природа как биологического существа прошла сложный путь эволюционного развития. Изучение взаимодействия биологического и социального - исходный пункт всякого научного исследования человека, что имеет принципиальное значение для медицины, представляя важнейшую предпосылку разработки медицинской теории, а также врачебной деятельности.

Проблема человека слишком сложна, чтобы можно было удовлетвориться ее изучением в пределах анатомии. Успешное решение этой проблемы возможно лишь путем комплексного исследования при взаимодействии общественных и биологических наук. Уже с начала возникновения религии это одна из острых проблем идеологической борьбы, сохранившая свою актуальность на современном этапе научно-технической революции. Уяснение роли социального в процессе как становления человека и общества, так и его онтогенетического развития- важная предпосылка обеспечения условий для оптимального развития человека не только в ходе его индивидуальной жизни, но и в жизни целых поколений.

Основы научного понимания соотношения биологического и социального в человеке разработаны марксизмом. Марксистско-ленинской философией установлено, что социальная жизнь представляет собой высшую форму движения материи, т. е. биологические законы подчиняются социальным закономерностям. Вот почему современный человек как биологическое существо не подвержен законам естественного отбора. Соотношение биологического и социального, таким образом, подчинено общедиалектическим принципам связи низшего и высшего уровней организации материи.

Взаимодействие биологического и социального может быть рассмотрено применительно к обществу как самоорганизующей системе в его взаимоотношениях с живой природой, к разным структурным уровням человеческого организма и личности, к разным этапам его онтогенетического и филогенетического развития. В данном контексте можно выделить три аспекта социально-биологической проблемы: социально-филогенетический, социально-онтогенетический и социально-экологический. Исторически исходным среди них является социально-филогенетический аспект, в рамках которого выявляется соотношение биологических и социальных закономерностей в период антропосоциогенеза и в условиях сформированного общества. Происхождение человека от высших антропоидных предков, что было раскрыто Дарвиным, и формирование общества из стада животных (Энгельс) в действительности- двуединый процесс, создавший человека.

В происхождении человека решающим условием был труд. Маркс утверждал, что труд -«... вечное естественное условие человеческой жизни» Направление изменений, приведших к формированию специфически человеческой биологии, связано с включением человека в систему общества в качестве составной части производительных сил. Именно принадлежность его к новому уровню организации - социальному - приводит к социальным преобразованиям его биологии, к существенным морфологическим преобразованиям и формированию новых способов поведения. Энгельс писал: «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи и для мощного развития мозга, благодаря чему пропасть между человеком и обезьяной стала с тех пор непроходимой. Специализация руки означает появление орудия, а орудие означает специфически человеческую деятельность, преобразующее обратное воздействие человека на природу - производство».

Вопрос о начале человеческой истории, определении рубежей и причин бурного расхождения двух видов антропоидов на дистанцию двух различных форм движения материи можно решить, исходя из положения Энгельса о формирующей роли труда. Труд, по его мнению «... первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Груд - тот качественно новый признак, который присущ человеку и является универсальным условием становления его развития. Человек в отличие от животных не может адаптировать организм к природе, а своим трудом приспосабливает природу. Это обстоятельство накладывает отпечаток на биологическую эволюцию, которая у человека прекратилась. Человек связан с природой не непосредственно, как все другие живые существа, а опосредованно-через трудовую деятельность.

Начальный процесс гоминизации относится к периоду, отстоящему от нас более чем на миллион лет, когда антропоидные предки приобрели способность трудиться. Труд явился силой, породившей к жизни совершенно новые социальные законы и социальность человека, имея принципиальное значение для изменения характера взаимоотношений человека и природы. Отношение человека к среде благодаря труду существенно преобразуется, изготовление орудий труда позволило человеку воздействовать на неадекватную среду в направлении приспособления ее к своим потребностям.

Трудовая деятельность с первых этапов антропогенеза имела коллективный характер, т. е. изготовление и использование орудий вели к усилению взаимопомощи и сплоченности. По выражению Маркса, труд, являясь в своем исходном значении средством обеспечения жизни, становится образом жизни человека, существенной формой его жизнедеятельности, его отношений к среде и важной основой отношений между людьми. В.И.Ленин отмечал, что труд становится потребностью здорового человека.

Возрастающий масштаб трудовой деятельности требовал совершенствования процесса познания, что стимулировало развитие мозга человека; коллективный характер труда сформировал такое средство социального общения, как речь. Превращение первобытного стада людей в человеческое общество сопровождалось становлением и возникновением человека «разумного».

Установить различие, существующее между человеком и ближайшими его предками, можно только на основании комплексного критерия. Многочисленные открытия последних десятилетий в области антропологии, археологии, палеонтологии, палеопсихологии и др. позволили сделать вывод, что с трудовым критерием может быть связано несколько больше признаков, чем предполагалось ранее. Трудовой критерий должен быть дополнен морфологическим, а также требует учета перемен, происходящих в поведении формирующихся людей, и, наконец, изменения экологических отношений со средой в результате более быстрого, чем преобразование окружающей среды, развития производительных сил. В свою очередь морфологические отличия, позволяющие провести грань между животными и человеком, также представляют собой уникальный комплекс, именуемый в антропологии «гоминоидной (или гоминидной) триадой». Этот системный морфологический критерий включает такие существенные признаки, как прямохождение (бипедность или ортоградность), своеобразная верхняя конечность, приспособленная к точному манипулированию, и развитая ассоциативная деятельность центральной нервной системы. В ходе антропогенеза раньше всего совершенствуется прямохождение, позднее происходит развитие кисти в направлении тонкого манипулирования и высокоразвитого относительно крупного мозга.

Диалектический характер становления социальных закономерностей, вытесняющих биологические, раскрыт широко распространенной в современной науке теорией двух скачков, двух качественных рубежей в антропогенезе. Первый рубеж, отстоящий приблизительно на 2 млн. лет (есть данные, что первобытный человек возник 3 млн. лет назад), связан с началом изготовления первых орудий. Он знаменует переход от животных-предшественников к стадии формирующихся людей и означает появление социальных закономерностей. Второй рубеж преодолен около 100 тыс. лет назад, когда на смену неандертальцу пришел человек современного физического типа - Homo sapiens. С этого момента устанавливается господство социальных закономерностей, биологические закономерности практически исчезают. Формирующее действие механизма естественного отбора на человека прекращается, коренных преобразований физического типа человека не происходит, хотя высказываются предположения о возможности некоторых изменений в рамках «исторического филогенеза». Существование человека определяется материальным производством, а не приспособляемостью его к природе. Такие взаимоотношения со средой означают, что существенных преобразований структуры человека не происходит, но подразумевается, что в онтогенетическом развитии человека социальные детерминанты все же играют решающую роль, определяя как его общие контуры, так и основные его детали. Подчинение биологического социальному в индивидуальном развитии также представляет исходную существенную детерминанту материальной системы.

Онтогенез человека детерминируется пересекающимся действием трех родов программ (систем детерминирующих факторов), имеющих у человека некоторые особенности: генетических, индивидуальных и социально-экологических. Генетические программы человека включают видовые признаки Homo sapiens, в том числе признаки рода, отряда и т. п., расовые, половые и индивидуально-типовые.

Кроме генетических программ, онтогенез детерминирован также социально-экологической программой, или условиями социальной и природной среды. При этом среда влияет на онтогенез двояко: во-первых, она обеспечивает реализацию генетических программ онтогенеза; во-вторых, различные совокупности факторов среды создают такие структурно-функциональные (морфофизиологические) изменения, которые в течение длительных периодов или даже на протяжении всей жизни индивидуума определенным образом детерминируют его последующее развитие. Вследствие этого можно также говорить об индивидуальных онтогенетически складывающихся программах, понимая под ними системную совокупность внешних факторов, являющихся не просто условием реализации генетических программ, а индивидуальными детерминантами онтогенеза, действующими, конечно, через посредство внутренних индивидуальных программ.

Взаимодействие всех трех родов программ онтогенеза у человека имеет неповторимые особенности. Существенной частью среды жизни человека является общество со своими внутренними законами развития, определенным образом влияющее на природу. Поэтому социальные законы имеют центральное, ведущее значение по отношению к среде жизни человека. Социальные условия жизни существенно влияют на жизнедеятельность, структуру, онтогенез человека, что определяет работоспособность, здоровье и функциональные возможности человека. Это еще раз подчеркивает, что человек - не только биологическое, но и социально-общественное существо.

Человек – существо биосоциальное , а значит подчинено законам двух миров: мира биологического и мира социального.

Человек, в отличие от животного, живет одновременно в этих двух мирах, а не в одном, природном.

Но чего же в нас больше? И в чем природа биосоциальности человека?

Биологического в человеке достаточно много — это:

  • анатомия и физиология: кровеносная, и ; потребность в , еде, движении;
  • и самое интригующее — наши инстинкты.

Социального в человеке также не мало:

  • человек неразрывно связан с обществом и становится самим собой только при этой неразрывной связи;
  • мышление;
  • способность к целенаправленной деятельности;
  • и (венец всего) — творчество.

Таким образом, можно выделить основные отличия человека от животного: человеческая речь, сознание, способность производить орудия труда и творческая активность

Процесс индивидуального развития человека основан на накоплении биологической и социальной информации.

Биологическая информация отбиралась и сохранялась в процессе эволюции, она зафиксирована в виде генетической информации ДНК. Благодаря этой информации в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других живых существ. Второй вид информации представлен сумой знаний умений навыков (ЗУН), которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в процессе становления человеческого рода. Освоение этой информации происходит в ходе развития, воспитания и обучения индивида в течение всей его жизни.

Отметим очень важную вещь:

наследуются не речь, мышление, действия, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения и развития

Генетические возможности реализуются лишь при условии, что ребенок воспитывается в определенных условиях, с наглядным примером того или иного поведения, иначе говоря если с ним занимаются и общаются.

История о Маугли из одноименной сказки Р. Киплинга, о возвращении человеческого детеныша в свою стаю – это всего лишь миф, красивая сказка, не имеющая под собой ничего общего с реальной жизнью.

Ребенок лишенный человеческого общения в ранние (сензитивные) периоды своего развития навсегда утрачивает многие возможности и способности своего становления.

Если пропустить сензитивный период развития той или иной психической функции – потери будут практически невосполнимы.

Современный человек - это продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Очень наглядно сочетание и взаимодействие биологического и социального в человеке показывает пирамида потребностей А. Маслоу .

Мы видим, что базовые, биологические, животные потребности находятся в основании пирамиды, являясь ее базисом. Потребности социальные (любовь, общение, познание и самореализация) идут вверх по нарастающей, чем выше духовно и нравственнее развитее находится человек, тем более высокую ступень реализации своих потребностей он занимает. Но стоит учитывать, что без удовлетворения низших потребностей (сон, еда, движение) невозможно движение вверх.

Таким образом, без биологической составляющей не возможно появление Homo , но без общества, без социума, невозможно становление человека как Homo Sapiens .

В завершение хочется отметить, что и в животном мире встречается много социальных моментов. Изучение социального поведения среди животных – это прежде всего изучение .

Не все виды животных умеют «сотрудничать». Так мотыльки, прилетевшие на свет и крутящиеся вокруг него скорее всего просто привлечены ярким источником, их поведение разрозненно, а не едино. Но например скворцы перед своей ночёвкой, совершают некие «полуобрядные» маневры в воздухе, следуя друг за другом в правильном порядке, что похоже на сверхъестественное общение.

Самым ярким типом социального сотрудничества между особями является привлечение одной особи другой, а также драки, брачные игры и «общение» в процессе всего этого представителей животного мира.

Так же отметим, что у животных существует и разделение труда: как правило, самец охотится, самка – охраняет потомство, но иногда бывает и наоборот, а иной раз партнеры сменяют друг друга.

Но самым ярким и любимым примером социальности среди животных представляют собой, конечно же, дельфины!

Учеными доказано, что звуки, которые издают эти млекопитающие, являются средством общения между ними!

ВСПОМНИТЕ

Вопрос 1. Что представляет собой человек как биологический вид?

С биологической точки зрения современный человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, подотряду высших человекоподобных приматов (антропоидов), секции узконосых антропоидов, надсемейству гоминоидов, семейству гоминид, роду Человек (Люди), виду Человек разумный, подвиду Человек разумный современного типа (Homo Sapiens). В настоящее время этот подвид является единственным представителем своего рода и семейства, остальные известны науке только по ископаемым останкам.

Вопрос 2. Как повлияла социальная среда на эволюцию человека?

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения.

Вопрос 3. Каким видам животных свойственны некоторые формы социального поведения?

Социальное поведение встречается у муравьёв, термитов, пчел и др.

ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ

Вопрос 1. В чём заключается биологическая природа человека?

Биологическая природа человека – принадлежность к миру живой природы, где действуют биологические законы.

Вопрос 2. Почему человек считается биосоциальным видом?

Сходство человека с другими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлежностью к миру живой природы, где действуют биологические законы. А его отличия от них определяются принадлежностью именно к человеческому обществу, где действуют законы общественные, социальные. Эта двойственность присуща только человеку, который представляет собой единственный на нашей планете биосоциальный вид.

Вопрос 3. Что такое адаптация?

Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся внешним условиям.

Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной среде.

Вопрос 4. Какое значение имеет адаптация в жизни человека?

Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определённые границы. Существуют различные виды адаптаций. Например, под физиологической адаптацией понимают достижение человеком устойчивого уровня функционирования организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность (включая трудовую активность в изменённых условиях существования), а также способность к воспроизведению здорового потомства. Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей неодинакова, в связи с этим можно говорить об индивидуальной адаптации.

ПОДУМАЙТЕ

Почему мы можем утверждать, что влияние человека на среду обитания несоизмеримо по своей мощи и скорости её нарастания с влиянием на нее других живых организмов?

Поскольку только человек обладает разумом и интеллектом, он может активно преобразовывать окружающую среду. Человек изобрел различные машины и технические средства, которые ему в этом помогают.

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

1. Человек и природа. Понятие природы. Географическая среда, ее влияние на развитие общества. Природное (биологическое) и социальное в человеке

Большое место в осознании места человека мира имеет осознание его отношения с природой и географической средой. Что есть человек? Часть природы? Ее царь? Или ее раб? Кто все же выше человек или природа? Эти вопросы неизбежно возникают у каждого, особенно они важны для осознания общего хода развития человеческого сообщества. Именно от этого зависит взаимодействие человека с окружающим природным миром?

Понятие природа неоднозначно. Чаще всего мы используем слово природа как противопоставление городу, современной индустриальной цивилизации. «Поехали на природу» - значит поехали там, где нет машин, заводов, где зеленая травка и свежий воздух. А воздух за окном городской квартиры не природа? А живность, которая обитает у нас под окнами? И наконец сам человек - это не природа?

Природа в широком смысле - это все материальное, объективно существующее, включая общество. Общество выделилось из природы в процессе антропогенеза - происхождения и становления человека и социогенеза - возникновения общественных отношений людей. Выделившись из природы человек все равно неразрывно связан с географической средой. Географическая среда - это совокупность естественных, природных факторов, с которыми люди непосредственно взаимодействуют, осуществляя свою жизнедеятельность. Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные компоненты биосферы.

В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную "вторую природу", т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть "очеловеченная" природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов "второй природы" является техносфера. Она включает в себя многочисленные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного, творческого.

В XX веке в научный оборот вошло понятие "ноосфера" (Э.Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский}. Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее "мыслящий пласт". Ноосфера -. это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда.

Какое же значение для человека и общества имеет природа? Во-первых, природа - это наша мать ("рождающее начало"). Породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в ее лоне.

Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ, "питающим началом". Пища, одежда и жилье, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые-все это в итоге получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека. Природа является также и важнейшим источником физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.), что особенно важно в наше время. Истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей. Очевидно, что природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда.

В-третьих, природа выступает также и как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения ("прекрасное начало"). Природа - это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице. Неудивительно, что образ природы не­изменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства. Ее изображали на своих полотнах знаменитые художники И.К.Айвазовский и И.И.Левитан. Ею восторгались русские поэты А.С.Пушкин и С.А.Есенин. О ней размышляли Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие писатели. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества - чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Географическая среда задает определенные условия существования человека. Так как географическая среда у человечества неоднородна, то проявления ее влияния многогранны. Географическая среда может влиять на физические данные человека. Самый простой пример: расы. Почему на африканском континенте живут люди с черной кожей и курчавыми волосами? Под палящими лучами солнца человек со светлой кожей просто не выжил бы. Также природная среда предопределяет род занятий. Так кочевники монголы-татары могли заниматься только кочевым скотоводством, а славяне могли себе позволить оседлый образ жизни.

Степи, в которых обитали монголы-татары не пригодны для скотоводства, а у славян были вполне плодородные почвы. Постоянная нехватка пропитания в Китае. Бедность природных ресурсов предопределила всеядность китайской кухни. Славянам, у которых в лесу водилось много дичи, не было необходимости есть змей, червей, крыс. Зачем? Это все мало калорийно, когда можно забить одного большого кабана и все будут сыты. Именно нехватка не только продуктов питания, но древесины предопределило, что в китайской кухне все мелко режется, чтобы быстрее зажарилось или сварилось. Жаркий климат сделал индийскую кухню острой. Также географическая среда влияла и на общественный и государственной строй людей. В Древнем Египте были прекрасные условия для земледелия за исключением одного - нехватка воды. Нужно было строить иррагационные сооружения. Это было тяжелым делом, требовало усилий всех людей. Чтобы сконцентрировать человеческие ресурсы, нужна была сильная государственная власть, поэтому государство в Египте образует по типу восточной деспотии. В Древней Греции много солнца, но и воды хватало. Земледелием мог заниматься каждый единолично, поэтому там стало возможно создание городов- полисов с гораздо более демократичными традициями. Древнее славяне тоже не могли жить в одиночку, подсечно-огневая система требовала общих усилий. Поэтому для Киевской Руси характерно объединение свободных людей в общину.

Значит ли это, что географическая среда является решающим фактором в развитии человека и общества? Ответ на этот вопрос в философии неоднозначен. Сторонники географического детерминизма считают, что географическая среда является решающим фактором. Например, сторонником такой позиции был Лев Мечников, брат известного ученого- физиолога - Ильи Мечникова. Монтескье впервые начинает осмысление различия государственности в цивилизациях Запада и Востока, которые он определяет как Север и Юг. Он считает, что холодный климат Севера воспитывает в людях привычку к постоянному движению и физическому напряжению, а это формирует такие черты характера, как мужество, уверенность в себе, чувство превосходства над природой и соседями. Северный климат воспитывает в людях индивидуализм, что делает их способными жить в условиях демократии.

Жаркий климат Юга, напротив, воспитывает коллективизм. Он рождает в людях привычку к физической расслабленности и такие черты характера, как робость, неуверенность в себе, стремление не к труду, а к наслаждениям, чрезмерную страстность. У жителей южных стран снижается уровень активности и любопытства к окружающему миру, вслед за которым следует снижение уровня морали, зато растет уровень коварства, лицемерия и жестокости.

Они получают удовольствие не от деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира, а от созерцательной пассивности и лени, даже если это приводит к нищете и рабству. Вместо индивидуализма на Юге господствует коллективизм как предпосылка подчинения людей деспотической власти.

Если говорить о человеке и природе, то важно определить о сочетании природного и социального в нем. Человек с одной стороны часть природы, с другой стороны - существо социальное. Можно говорить, что он существо биосоциальное. В нем сочетается два начала - биологическое и социальное.

Под биологическим (от природы данным) в человеке принято понимать анатомию (строение) его тела, физиологические процессы и функции в нем. Это также центральная нервная система с мозгом как главным "зеркалом" окружающего мира. Сюда относится и генофонд, являющийся носителем наследственной информации. От природы даны половые характеристики людей - мужское и женское начала. Взятое в своей совокупности, биологическое образует природные силы человека как живого существа. Оно активно влияет на процессы деторождения, период детства и юности, общую продолжительность жизни. Биологическое сказывается на индивидуальности человека (тип темперамента, особенности мышления), на развитии его некоторых способностей - наблюдательность, реакции на внешний мир, силе воли. Природные силы, в основе своей, передаются детям от родителей посредством рождения, однако они дают человеку лишь возможность существования в мире в качестве человека. Биологическое - это форма, строение организма и психосоматические реакции, обеспечивающие видовое и индивидуальное приспособление человека к внешней среде.

Под социальным в человеке философия понимает прежде всего его способности мыслить и практически действовать. К нему относится и духовность, т.е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться, огорчаться и страдать. Социальное - это также самосознание и мировоззрение человека, умение ставить вопрос "Кто я есть в этом мире?" и давать на него ответ. Важной составляющей социальных качеств человека является и его отношение к внешнему миру, гражданская позиция в общественной жизни. Все это, вместе взятое, и составляет социальные силы человека. Они формируются в общественной среде через механизмы социализации, т.е. приобщения человека к миру культуры как кристаллизации духовно-практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности. Социальное - сложившиеся на основе трудовой деятельности система связей и отношений, необходимых для реализации способностей и возможностей человека.

Как же соотносятся социальное и биологическое? В решении этого вопроса в научной литературе наиболее распространены три позиции. Первый подход - это биологизаторские (натуралистические) трактовки человека (З.Фрейд и др.). Основными в человеке предлагается считать его природные качества, которые якобы оказывают определяющее влияние на его поведение. Полагается, что человек изначально является слугой нескольких господ - своего бессознательного и норм культуры, которые являются "врагами" и "угнетателями" человека. Они как бы подавляют естественное начало в человеке, например - устанавливают какие-нибудь запреты и ограничения. Биологизаторской трактовки человека придерживался и основатель евгеники английский ученый Ф.Гальтон. Он считал, что поведение и социальные действия людей причинно обусловлены их наследственными генетическими данными. Большой резонанс в науке получило учение известного итальянского ученого Ч. Ломброзо о якобы наличии у человека "гена преступности", который, дескать, передается по наследству и определяет поведенческую программу.

Второй подход представляют собой преимущественно социологизаторские (социоцентристские) трактовки человека. Его сторонники либо начисто отрицают биологическое начало в человеке, либо недооценивают его значение. Элементы такого подхода имелись, например, в утопическом социализме (Г. Мор, Т. Кампанелла), который провозглашал задачу формирования "нового человека" в грядущем коммунистическом обществе и уповал на "всесилие" воспитания. В некоторой степени социологизаторство содержится и в классическом марксизме, который тяготеет к переоценке роли социального начала в человеке. Известно, например, что русские большевики во главе с В.И.Лениным ставили задачу формирования коммунистического типа личности, которая освободилась бы от наследия и пережитков буржуазного общества.

Третий подхода решении биосоциальной проблемы основан на желании избежать названных выше крайностей. Эта позиция представлена, в частности, в работах современных отечественных ученых (Н.П.Дубинин. И. Т.Фролов и др.) и характеризуется стремлением рассматривать человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Такой подход открывает простор для исследования человека средствами и естественных, и общественных наук - как единое живое целое.

Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров - природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества его природы (способность мыслить и творчески действовать) имеют все же социальное происхождение. Эти качества ведь не даны человеку при рождении, что совершенно очевидно. Их еще предстоит сформировать, ведь иначе человек так и останется, по меткому выражению Э.В.Ильенкова, всего лишь "куском мяса". Способность мыслить и прак­тически действовать даны человеку при рождении лишь в форме задат­ков, т.е. предпосылок для существования в качестве человека. Биологи­ческое и социальное в человеке наслоились друг на друга и выполняют свои специфические функции. Под влиянием социализации природное становится культурным, "благородным". Известно, например, что прием пищи современным человеком происходит "по-человечески", т.е. по определенным правилам. При вынашивании и рождении ребенка широко применяются социальные технологии. Все это в итоге делает человека не только цивилизованным существом, но и дает ему дополнительные шансы на выживание в окружающем его мире.

Биологическое составляет предпосылку появления и реализации социального. Биологическое проявляется раньше в человеке. С какого возраста человек себя помнит? Обычно с трех-пяти лет. А с какого возраста человек себя осознает? Обычно с двух лет. Когда ребенок начинает говорить про себя «я» - это важнейший момент, который чаще всего родители не осознают. «Ты, ты, собирайся скорее». Биологические способности. Т.е. природные нередко предопределяют возможность человека заниматься чем-либо. Например, не сможет стать музыкант, тот у какого медведь на ухо наступил. Или у кого нет способностей к рисованию не сможет стать художником. Даже если есть такие способности их надо развивать как можно раньше. Во взрослом возрасте научиться рисовать гораздо труднее. Однако, стать членом общества человек может только в процессе социализации. Овладеть речью, письмом, даже научиться ходить на двух ногах он может только в обществе себе подобным. Приведем классический пример - Маугли. Только в сказке он смог стать членом общества. В реальной жизни, если дети оказывались в обществе животных, попав в человеческое общество возрасте 5-7 лет так уже не смогли стать людьми в полном смысле этого слова. К сожалению такие случаи бывают и в нашей стране. Однажды пришлось видеть репортаж о девочке 10-12 лет. Которая жила в конуре с собакой. Родителям она не была нужна. Девочка бегала на четвереньках, ела из миски. Попав в детский дом она с большим трудом перешла на прямо хождение. Больших усилий стоило ее приучить пользоваться ложкой. Еще одного ребенка воспитывала кошка. Пора родители пили водку. Ребенок тоже вместо человеческой речи стал мяукать. Процесс социализации очень сложный включает много составляющего: от освоения половых ролей до социализации политической. Большую роль в социализации играет игра, например игра в дочки-матери. Игра в куклы не является баловством, пустым провождением времени. Она учить ребенка социальным роля: мама, папа. При этом ребенок повторят то, что есть в семье. 2. Общество и его структура. Подсистемы общества: экономическая, духовная, социальная, политическая.

Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Так, в философии Индии и Китая буддизм, конфуцианство и другие течения) существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте и роли государства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом и государством. В Древней Греции стал зарождаться научный подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве известных историков Ге­родота и Фукидида. Примечательно, что античная философия уже изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит пытался рассмотреть происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как субъекта общественной и нравственной жизни. Диоген и Эпикур обратили внимание на различные формы образа жизни человека в обществе. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон разработал учение о так называемом "идеальном" (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы -производители, воины и правители, а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе - аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.

В средние века сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом (Аврелий Августин, Фома *Аквинский). Считалось, что Бог дал первым людям свободную волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Философия того времени считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство - особой социальной группой. Отдельные мыслители средних веков полагали, что история общества, как и жизнь индивида, тоже имеет свои периоды - рождение, расцвет и смерть. Высказывалась убежденность в том, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение некоего Царства Божьего, как это замыслил Творец.

В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество - это сложная система отношений и институтов, возникшая марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.

История философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система (социальное бытие), источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества, а предметом - всеобщее в этой системе. Кратко говоря, социальная философия - это всеобщая теория общественной жизни, ее основ и важнейших форм проявления.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как со­циология. Если социальная философия являет собой теорию высшей сте­пени обобщения знаний об обществе, то социология - это теория "сред­него" уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функциони­рование и развитие отдельных социальных (не-природных) систем (на­пример, социология семьи, социология науки, культуры и т.д.), а соци­альную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, политология, этнография и другие) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности. Философское исследование общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. Поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле познанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизводимы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идеологических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в XIX - XX вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс. П.А.Сорокин и других известных ученых.

Социальная философия, как область знания, выполняет ряд важных функций. К ним относятся, прежде всего, мировоззренческая и методологическая, идеологическая, аксиологическая. Самое основное состоит в том, что социально-философское знание помогает формировать целостный теоретический портрет общества как сверхсложного социального организма. Она исследует субстанцию и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важнейшие формы деятельности человека в обществе. Обществознание как комплекс наук о социальной форме движения материи, образно можно сравнить с растущим деревом. Его отдельными ветвями являются частные общественные науки (политология, психология, демография и т.д.). Сам же ствол дерева - это и есть социальная философия как стержень, несущая конструкция всей системы обществознания. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такое общество как специфическое явление мироздания и мир бытия человека, ответить на иные вопросы, которые составляют проблемное поле социально-философского исследования.

Ставя вопрос о сущности общества ("Что это такое?"), социальная философия делает тем самым первый шаг на пути его теоретического постижения. Можно сказать, что общество - это саморазвивающаяся структурированная система, целостность которой определяется в первую очередь производственно-трудовыми и духовными отношениями людей.

Что же характерно для общества как уникального явления Космоса?

В социальной философии общество (социальное бытие, социум) характеризуется как высшая форма движения материи среди всех изве­стных современной науке. Началом и решающим фактором его станов­ления явился труд, который представляет собой орудийную деятельность человека. Благодаря труду человек смог постепенно создать прин­ципиально иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека (включая и духовную сферу), и есть общество. Об этом в стихотворной форме сказано в словах поэта Н.А.Заболоцкого: "Два мира есть у человека: /Один, который нас творил, /Другой, который мы от века /Творим по мере наших сил". Труд сыграл и играет особую роль в общественной жизни. Он есть начало и субстанция (основа) общества. Да и вся всемирная история - это ведь не что иное, как, говоря словами К.Маркса, "порождение человека человеческим трудом", становление человека в качестве творческого деятеля.

Социальная философия отмечает также, что общество представляет собой сверхсложный организм. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он - творец общества и его истории, центральная точка в пространстве и времени общественной жизни. В социальном мире человек является одновременно автором, режиссером и актером своей собственной драмы, т.е. жизненного пути. "Весь мир - театр, все женщины, мужчины в нем - актеры", - так образно выразился об этом В.Шекспир. Общество являет собой весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и форм деятельности, социальных институтов. Оно есть единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, противоречивое единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого, настоящего и будущего. Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системой с упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд основных сфер, или областей своего бытия.

Во-первых, это экономическая сфера, или "мир материального про­изводства". Здесь происходит создание человеком необходимых ему материальных благ (пища, одежда, жилье и т.д.) с помощью знаний и навыков, специальных орудий труда, техники и технологий. Экономика является основным условием существования общества, двигателем его прогресса.

Во-вторых, в обществе имеется социальная сфера, или "мир социальных групп". Она возникла и существует всегда на природном и конкретно- историческом основании. Данная сфера представляет собой совокупность больших и малых социальных групп (общностей) людей с их потребностями, интересами и взаимоотношениями. Экономическая сфера - это экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а так же международное экономическое сотрудничество Материальное производство, т.е. создание необходимых для потребления людьми предметов, которые в готовом виде в природе, как правило, не встречаются (пища, одежда, жилье и т.д.), является важнейшим признаком общественной жизни. Все, что есть в обществе, создано, в конечном счете, в результате труда в различных формах его проявления. Животные, в самом лучшем случае, собирают, тогда как люди умеют производить, они - труженики и созидатели. Основными критериями экономической сферы являются: развитость орудий производства, механизация и автоматизация производства, наличие новых технологий, максимальная реализация профессиональной подготовки специалистов, материальный уровень жизни людей. В каждом обществе материальное производство обладает своей спецификой, которая обусловлена географическим положением, климат, сырьевыми и энергетическими ресурсами, народонаселением, историческими традициями и другими факторами.

Материальное производство осуществляется в ходе труда, который представляет собой целесообразную орудийную деятельность человека, направленную на преобразование природы в своих интересах и целях. Роль труда в жизни человека и общества настолько велика и многогранна, что необходимо характеризовать его как социокультурное явление и процесс. Труд - это необходимое условие человеческой жизни, "отец" всех создаваемых в обществе богатств. Кроме того, преобразуя внешнюю природу, человек совершенствует и самого себя - строение своего тела, органы чувств, мыслительные и иные способности. По мере становления и усложнения общества усложнялся и сам труд, его характер, формы и средства. В частности, появилось разделение труда, т.е. распределение между людьми тех или иных функций и условий их выполнения. Сложились труд аграрный и промышленный, управленческая и исполнительская, военная деятельность.

Для каждого уровня развития экономики характерен свой способ производства. Способ производства - это то, чем и как обрабатывается природа, и каким образом взаимодействуют люди в ходе материального производства. Орудия, предметы труда и техника, взятые вместе, со­ставляют средства производства. Их можно называть также и вещным компонентом способа материального производства. Особое место среди них занимают орудия труда - специальные инструменты для обработки природного материала человеком (лопата, сверло, отбойный молоток и распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально- классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это - обобщающие показатели достигнутого уровня бла­госостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства. Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов - упрочение существующей политической власти. Других - ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества. _

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, а также; знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило! свой отпечаток в душе народа, его национальном характере* Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспита­ние, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный! мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания - от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное - театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Дальше или Показать всю главу
Loading...Loading...