Культура и быт середины - II половины XVIII века. Россия во второй половине XVIII в

Социально-экономические процессы и социальная политика середины-второй половины XVIII века

В течение XVIII века основная часть людей по-прежнему жила натуральным хозяйством, но в его недрах нарастали рыночные тенденции, возникали элементы индустриального уклада. С учётом крепостного состояния основной массы населения эти тенденции неизбежно приобретали искажённый характер . Рыночные тенденции проявлялись в следующем .

1) Среди крестьян распространился "отход" . Испросив паспорт у помещика , крестьяне отправлялись в города на заработки, из которых потом расплачивались как с помещиком, так и с государством. В городах они могли заниматься мелкой торговлей, мелким ремеслом, наниматься в подмастерья, служить ямщиками, нищенствовать - но неизбежным было их возвращение к помещику. Именно за счёт таких крестьян и росли города. Так, временно отпущенные крепостные составляли к концу XVIII 60% жителей Петербурга.

2) Растёт число "капиталистых" крестьян. Нередко они становились богаче своего барина . Многих из них угнетало крепостное состояние, они пытались выкупиться на свободу, но помещик, как правило, не отпускал - такой крестьянин был курицей, несущей золотые яйца. Из источников второй половины века известны случаи самоубийств среди таких крестьян.

3) Сословие дворян всё более просвещалось , потребности росли . Дворяне выходят на внешний рынок и продают хлеб за рубеж, прежде всего, в Англию. Но чтобы иметь товарный хлеб, нужно было усиливать нажим на крестьян. На юге России, там, где самые плодородные земли, барщина доходила до 5-6 дней в неделю. Крестьянам на обработку собственного участка оставались воскресенья.

3) Отражением роста рыночных тенденций была распространившаяся практика торговли людьми . Пик её приходится на екатерининское время. Продажа искусных столяров или талантливых певиц была средством выручить доход. Некоторые помещики даже заводили у себя музыкальные школы , учили крестьянских детей и потом выгодно продавали. В законах ничего не говорилось о возможности торговли людьми, но и запрета не существовало. За весь XVIII век известен один единственный указ , в котором рекомендовалось ограничить такого рода торговлю. В указе Екатерины II 1773 года рекомендовалось продавать людей "без употребления молотка" , а также Екатерина настоятельно советовала дворянам не продавать детей до 3-х лет отдельно от родителей. Здесь она больше заботилась о будущих налогоплательщиках: без родителей такие дети обычно погибали.

До второй половины XVIII века крепостное право не воспринималось как зло . Помещики, равно как и сменявшие друг друга на троне императоры и императрицы, считали такое состояние естественным . Первой правительницей, посмотревшей на дело иначе , была Екатерина II (1762-1796). Её попытка приступить к решению крестьянского вопроса связана со знакомством с идеями "века Просвещения" .

"Эпоха Просвещения" в истории Европы называют XVII- XVIII века . В это время формировались идеи и теории , которые легли в основу современных представлений об общественном устройстве . И, в частности, мыслители эпохи Просвещения выдвинули теорию "естественных прав" . Она состояла в том, что люди от природы равны, наделены равными - естественными - правами. В дальнейшей жизни успехи человека зависят от его способностей и трудолюбия, но изначальные, стартовые права у всех одинаковы. Сейчас эта идея настолько привычна , что мы их не замечаем. Тогда они казались кому-то новостью, кому-то криминалом. Потому что, ещё с античности утвердилось представление о том, что рабами и свободными люди рождаются . Выдвигая "теорию естественных прав" мыслители Просвещения спорили не только с древним представлением, но и с реальностью . Ведь именно на их эпоху - XVIII век - приходился в истории максимум работорговли и применения рабского труда.

Екатерина II была не только знакома с идеями просветителей, но с некоторыми из них общалась лично . Так, она состояла в переписке с Вольтером и Вильгельмом Гриммом (одним из братьев-сказочников, основным занятием Вильгельма была философия). По её приглашению приезжал в Петербург Дени Дидро . Крепостное право - рабство - с точки зрения Просвещения - зло . И Екатерина подступила к вопросу о крепостничестве.

В 1767 году в Москве она созывает Уложенную комиссию - собрание, состоявшее из 573 представителей сословий. Там были представлены все сословия, кроме владельческих крестьян, - государственные тоже были. Официально комиссия созывалась для выработки нового законодательного свода . Со времён "Соборного уложения" Алексея Михайловича прошло 120 лет, оно устарело, предполагалось, что Уложенная комиссия разработает новый основной закон. Но у Екатерины была и тайная надежда : депутаты осудят рабство , и оно будет отменено, так сказать, с санкции народа . Когда Уложенная комиссия собралась, депутатам зачитали "Наказ" , составленный Екатериной. Он содержал цитаты из просветителей, кроме того, в "Наказе" повторялась такая мысль: при составлении новых законов депутаты должны руководствоваться "общим благом" . Дальше депутаты начали прения: они могли высказываться свободно , ведь императрицы в зале не было. Депутаты не знали, что перед сбором комиссии часть зала была отгорожена перегородкой , за ней было поставлено кресло. В этом укрытии во время заседаний находилась Екатерина. Она хотела услышать, что же на самом деле думают её поданные. Услышала она следующее.

- Дворяне желали, чтобы их права на крестьян были подтверждены в законе "навечно"

- Купцы желали снятия государственных монополий и прав на торговлю с иностранными государствами

- Государственные крестьяне говорили об уменьшении налогов

Никто не говорил "об общем благе" , и ни одно сословие не поставило вопрос о судьбе крепостных. Екатерина сделала для себя вывод: дать свободу крестьянам , значит, войти в противоречие с пожеланиями дворян , и, весьма вероятно, лишиться власти . Власть Екатерина любила больше , чем идеи Просвещения. Поэтому больше к вопросу о судьбе крепостных она не возвращалась . Наоборот, именно в её правление крепостничество приняло самые дикие формы. Что касается Уложенной комиссии, она была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

Первые реальные шаги в решении Крестьянского вопроса предпринял сын Екатерины Павел I (1796-1801). Павлом руководили два мотива

Во-первых, он не любил матери , и во всём стремился действовать наперекор ей. (Справедливости ради надо заметить, что это был ответ на нелюбовь Екатерины к сыну - она даже намеревалась лишить Павла престола) Символом этого заочного спора стали надписи на постаментах двух памятников Петру. Как известно, первый памятник Петру установлен был в правление Екатрины - это знаменитый "Медный всадник". Не имея никаких прав на престол, и узурпировав власть, воздвижением памятника Петру, Екатерина стремилась показать, что является продолжательницей его дела . Отсюда и надпись на постаменте: "Петру I - Екатерина II" . Тем самым подчёркивалась политическая преемственность , после Первого Великого императора была Вторая Великая императрица. Придя к власти, Павел установил свой памятник Петру - перед Михайловским замком. Надпись на постаменте гласит: "Прадеду - правнук" . Тем самым Павел подчёркивал свою родственную преемственность и законные права на престол. Так и в его подходе к Крестьянскому вопросу ощущался спор с Екатериной: матушка только разговоры вела о Просвещении, но для облегчения участи большинства не сделала ничего.

Второй мотив Павла связан был с его рыцарской идеей . В детстве Павел увлекался книгами про средневековых рыцарей, и, придя к власти, стремился построить государство , основанное на принципах рыцарского служения и рыцарской чести . Отсюда всевозможные рыцарские игры Павловской эпохи: он выстроил для себя замок , который сейчас вовсе не выглядит по-рыцарски, а при Павле был окружён рвами и цепными мостами. Необычный для Петербурга кирпичный цвет замка также связан с рыцарским увлечением Павла. Архитектор Венченцо Бренна спросил, в какой цвет красить замок. Павел достал перчатку своей прекрасной дамы Анны Гагариной-Лопухиной, оброненную ею на балу, и указал красить в такой. Другим рыцарским начинанием было предложение государям Европы больше не воевать с вовлечением народов, а устраивать рыцарские турниры . В крестьянском вопросе Павел исходил из идеи , что отношение дворян к крестьянам должно быть рыцарским . Отсюда предпринятые им меры по крестьянскому вопросу

1) Запрет продавать крестьян с разделением семей

2) Запрет продавать крестьян отдельно от земли (такие крестьяне становились дворней или выполняли барщину 7 дней в неделю - положение их ухудшалось)

3) Запрет заставлять крестьян работать по воскресеньям и рекомендация ограничить барщину 3 днями в неделю

4) Крестьян стали приводить к присяге . Существовала такая процедура при вступлении императора на престол - в церквах люди приводились к присяге на верность императору. Эта процедура раньше не касалась крестьян - в них как бы не видели людей, которые могут что-то обещать и выполнять. Нововведением Павла крестьяне признавались людьми .

Такого рода меры сформировали среди крестьян положительное отношение к Павлу. Пошли разговоры о воле . Они были беспочвенны: неизвестно источников, которые бы свидетельствовали о подобных намерениях Павла. Но он был первым правителем, который попытался облегчить жизнь большинства. Этих намерений помещики Павлу не простили. Был составлен дворянский заговор , и в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке Павел был убит. Его политика по крестьянскому вопросу была не единственной, но, вероятно, основной причиной заговора.

Из всех социальных законов XVIII века наибольшее значение в исторической перспективе имел "Указ о вольности дворянской" , принятый в 1762 году в правление Петра III (1761-1762) . Этот император провёл на престоле всего несколько месяцев , и пал жертвой переворота - был убит по тайному указанию своей супруги Екатерины II. Долгое время историки рисовали образ этого человека, опираясь на легенду , созданную "Записками" Екатерины, в которых Пётр III рисовался как большой и капризный ребёнок , который только и делал, что строил замки из папье-маше и использовал их для игры в солдатиков. Но этот образ не вяжется с теми указами , которые появились в недолгое правление Петра III. До сих пор исследователям не вполне ясно, сам ли он был их автором, или это дело его секретаря Дмитрия Волкова . При Петре появляютя следующие документы.

- Указ о ликвидации Тайной канцелярии - его правление окажется недолгим периодом в истории страны, когда не существовало тайного политического сыска.

- Указ о веротерпимости . В соответствии с ним были прекращены массовые преследования старообрядцев , бежавшие за границу раскольники получили право вернуться.

- "Манифест о вольности дворянской" . В соответствии с ним дворяне получили право выбирать: служить или не служить , таким образом они освобождались от принудительной службы, введённой Петром I.

Следствия этого указа оказались разнообразными.

1) Во-первых, он стал началом процесса освобождения всех сословий . Идея свободных сословий появилась, и через 100 лет процесс дойдёт и до большинства - в 1861 году будут освобождены крестьяне.

2) Во-вторых, "Указ о вольности дворянской" стал важнейшей предпосылкой Крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва - самого сильного крестьянского движения за всю историю страны. После "Указа о вольности дворянской" крестьяне стали ожидать "Указа о вольности крестьянской" . Иначе оказывалось несправедливо: дворяне теперь могут не служить государству, а крестьяне должны продолжать нести тягло и рекрутскую повинность. После гибели Петра III, официально представленной как его естественная смерть, среди крестьян распространилась легенда об "украденной" вольности и "спрятанном" императоре . Пётр-де издал указ о крестьянской вольности, но дворяне его украли. Пётр, однако, где-то прячется, но придёт и даст волю. И такие Петры стали появлятьс я. По числу самозванцев, для которых он стал прообразом, Пётр III оказался рекордной фигурой. В разных исследованиях называются цифры от 13 до 40 . Самым известным "Петром III" был Пугачёв . Исследователи подметили, что документы , которые издавались от его имени по характеру напоминают текст "Указа о вольности дворянской", только по содержанию это были как бы "Манифесты о вольности крестьянской"

3) Третье следствие указа заметно было далеко не сразу. Уволившись со службы, множество дворян обрело свободное время, получило возможность учиться и заниматься обучением своих детей . Дети и внуки этих освобождённых дворян создадут блестящий культурный подъём первой половины XIX века. Как известно, этот период получил название"золотого века русской культуры" .


Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II (1762–1796 гг.)

Период второй половины XVIII века называют екатерининским периодом.

Екатерина II – София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская была выбрана Елизаветой Петровной в невесты в 1744 г. своему племяннику Петру Федоровичу. Она приехала в Россию, приняла здесь православие и была наречена Екатериной Алексеевной. 17 лет она жила при русском дворе будучи женой великого князя Петра, а затем полгода – женой императора Петра III. В 34 года в результате дворцового переворота в 1762 г. Екатерина взошла на престол. Чтобы заставить всех признать законность своей власти, она в сентябре 1762 г. коронуется и после этого 34 года правит Россией. Подробнее о личности Екатерины II будет рассказано на лекции и семинаре.

Период правления Екатерины II именуют «политикой просвещенного абсолютизма» в России. В основу политики легли идеи французских философов – просветителей. Эти идеи заключались в следующем: все люди равны и свободны; только просвещенное общество может установить справедливые законы. Непросвещенное, темное общество, получив свободу, придет только к анархии; просвещение возможно через мудрого правителя; законы определяют благополучие государства. Законодательная, исполнительная, судебная власть должны быть разделены, чтобы не было деспотизма.

Европейские правители использовали эти идеи, вкладывая в них свое понимание, заключавшееся в укреплении прав и привилегий господствующего класса.

Утверждение абсолютизма было вызвано внешними и внутренними причинами. Подробно об этом будет рассказано на лекции. Российский абсолютизм имел свои особенности.

В правлении Екатерины II выделяют 2 периода: 1 – период реформ до крестьянской войны Пугачева; 2 – период реакции, отход от реформ.

Рост антикрепостнической борьбы крестьян и влияние западных идей заставило Екатерину II устранить наиболее отжившие законы, чтобы сохранить монархию, абсолютизм.

Во внешней политике России второй половины ХVIII века ярко проявился «имперский», т.е. силовой подход к решению территориальных и национальных проблем.

Первое направление во внешней политике было направлено на расширение территории России на юге до Черного моря. Второе направление было связано с решением национального вопроса на западе, где в результате разделов польско-литовского государства-Речи Посполитой – произошло политическое объединение русской народности и воссоединение с белорусами и украинцами.

В состав страны вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва.

Приобретение новых земель на юге и западе увеличило экономические ресурсы и политический вес России. В 1760 г. Россия была самым населенным государством в Европе. Основным источником роста населения России в этот период были присоединения, завоевания и естественный прирост нерусского населения.

С 1791 г. стал исполняться первый неофициальный гимн Российской империи – марш-полонез О. А. Козловского «Гром победы, раздавайся» на слова Г. Р. Державина, созданный в честь взятия русскими войсками Измаила в декабре 1790 г. Позже, к 1801 г., был создан национальный русский гимн на слова М. М. Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе».

Екатерина II придавала большое значение законодательству. В среднем в тот период издавалось по 12 законов в месяц. В 1767 г. была создана Комиссия для создания нового свода законов взамен устаревших, но задача эта не была решена.

Реформы Екатерины II в области управления: сократилось число коллегий, реорганизован Сенат, законодательные функции изъяты у Сената, они сохранились только за монархом, таким образом, в руках Екатерины сосредоточилась вся законодательная и распорядительная власть.

Проведена секуляризация церковных владений. За счет этого пополнилась казна и сократилось влияние церкви на жизнь общества.

В 1775 г. проведена губернская реформа – реформа местных органов власти. Образованы 50 губерний, которые делились на уезды со своими органами власти. Были созданы новые судебные органы. Каждое сословие получило свой суд. Судебные органы власти были отделены от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, могли участвовать в местном управлении. Реформы привели к децентрализации управления, укреплению власти на местах. Эта система управления просуществовала около века.

В 1785 г. издается «Жалованная грамота дворянству» – документ, дававший права и привилегии дворянам. Время Екатерины II называют «золотым веком дворянства».

«Жалованная грамота городам»делила население городов на 6 групп – разрядов – и определяла права каждой группы. Основную массу городских жителей составляли люди, принадлежавшие к 3 и 6 разрядам, они получили название мещане (место – город). В городах к концу XVIII века жило 4% населения. Уже к началу XIX века в России насчитывалось 634 города, в которых проживало около 10% населения страны. В городах вводились органы самоуправления.

Эти реформы определили границы сословий, их права и привилегии и оформили социальную структуру общества.

Население России в середине XVIII века составляло 18 млн. человек, а к 1796 г. – 36 млн. человек.

Основную массу населения составляли крестьяне. 54% крестьян были частновладельческими и принадлежали помещикам, 40% крестьян – государственными и принадлежали казне, остальные – 6% принадлежали дворцовому ведомству.

Екатерина II первоначально хотела дать жалованную грамоту крестьянам, но отказалась от этих замыслов и крестьяне указами 1765–1767 гг. (ссылка крестьян в Сибирь за неповиновение помещику и за жалобу на него) были еще больше закрепощены и стали более беззащитны перед произволом помещиков, крепостной уже мало отличался от раба. Именно в этот период крепостное право достигло наибольшего своего развития.

Реформа образования.

Были открыты новые учебные заведения, создавалась система общеобразовательной школы. В России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60–70 тыс. учеников.

Оформлению и дальнейшему развитию капитализма мешало крепостничество, оказывавшее огромное влияние на формы, пути и темпы развития капитализма.

Главными источниками доходов государства были различные налоги, сборы. Они давали 42% денежных доходов государства. При этом 20% – это были питейные налоги. Доходы казны выросли за вторую половину XVIII века в 4 раза. Однако расходы увеличились еще больше – в 5 раз. Недостаток средств вынудил правительство начать выпуск бумажных денег – ассигнаций. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги. С этого времени в России существовали 2 денежные единицы: рубль серебром и рубль ассигнациями. Впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии.

Второй период в правлении Екатерины II начинается после крестьянской войны Е. Пугачева (1773–1775) – период реакции. Оценивая эту войну, историки отмечают, что крестьянская война подорвала крепостнический строй и ускорила развитие новых капиталистических отношений. Но эта война привела к уничтожению огромного числа населения, расстроила хозяйственную жизнь в Уральском регионе, затормозила его развитие. Насилие и жестокость были с обеих сторон. Война не смогла решить ни одну из проблем. Более того, после этого бунта власть начала преследовать русских просветителей, ужесточила цензуру, репрессии.

В 1796 г. после смерти Екатерины II на престол всходит ее сын – Павел I (1796–1801 гг.).



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение особенностей социально-экономического развития России во второй половине ХVIII века. Личность императрицы Екатерины II, отличительные черты и образ ее правления. Сущность политики просвещенного абсолютизма и внутренней политики Екатерины II.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Реформаторская деятельность Екатерины II. Принятие "Наказа" (программы создания правового государства) и его влияние на сознание русских людей. Реформы императрицы в области образования. Литературная и благотворительная деятельность Н.И. Новикова.

    реферат , добавлен 04.02.2011

    Детские годы и образование Екатерины. Приход к власти и время правления. Екатеринское царствование - "золотой век" русского дворянства. Внешняя и внутренняя политика Екатерина II. Первые реформы, отношение к религии. Мнение историков о Екатерине II.

    реферат , добавлен 10.05.2011

    Исследование причин, движущих сил, основных особенностей крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, ее итогов. Обзор указа Екатерины II по крестьянскому вопросу в 60-е годы. Описания программы отрицания старого общества, класса-эксплуататора.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2011

    Детство, крещение в православную веру, супружество, дворцовый переворот, восшествие на престол Екатерины II. Войны с Турцией и Польшей. Крестьянская война под предводительством Пугачева. Последствия крепостного права. Отношение к вопросам просвещения.

    реферат , добавлен 19.09.2009

    Преобразования Екатерины II в России под влиянием идей французского Просвещения. Основные главы и разделы "Наказа". Созыв и деятельность Уложенной комиссии. Новое губернское учреждение России. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII в. Реформы государственного управления во второй половине ХVIII в. Губернская реформа Екатерины I. Контрперестройка системы управления Екатерины II Павлом I.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2013

    Сущность и основное содержание "просвещенного абсолютизма" как направления политики Российского государства, впервые введенного Екатериной II. Уложенная комиссия, история и направления ее деятельности. Крестьянская война под предводительством Пугачева.

    История России с древнейших времен до конца XX века Николаев Игорь Михайлович

    Россия во второй половине XVIII в.

    Петр III и Екатерина II

    Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.

    Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового переворота. Причем воцарилась она при двух живых императорах – Иване Антоновиче (заключенном в Шлиссельбургскую крепость) и Петре III (ее муже, спустя неделю после переворота убитом в Ропше). Чтобы разобраться в этих событиях, необходимо вернуться в царствование Елизаветы Петровны.

    Еще в 1742 г. Елизавета объявила своего племянника, внука Петра I, герцога Шлезвиг-Голштинского Карла Петера Ульриха, наследником русского престола. Вскоре состоялась его свадьба с принцессой Софьей Ангальт-Цербстской. Невеста приехала в Россию, приняла православие и была названа Екатериной Алексеевной. После смерти Елизаветы в декабре 1761 г. ее племянник вступил на престол под именем Петра Федоровича (Петр III).

    В начале царствования Петра III (18 февраля 1762 г.) был принят манифест, которого так долго добивалось российское дворянство – «О вольности дворянства». Документ имел огромное значение, так как завершил процесс превращения служилого сословия в привилегированное. По этому поводу В.О. Ключевский писал: «По требованию исторической логики и общественной справедливости на другой день, 19 февраля, должна была последовать отмена крепостного права; она и последовала на другой день, только спустя 99 лет». Дворянство, освобожденное от обязательной службы, именно со второй половины ХVIII в. резко усиливает свою власть над крестьянами, крепостное право достигает своего апогея.

    Манифест был встречен дворянством с восторгом, но очень быстро политика Петра III стала вызвать недовольство придворных кругов. Неожиданно заключенный мир и союз с недавним противником – прусским королем, приготовления к войне с Данией за интересы голштинской родины Петра, намерение послать на войну гвардию, угроза заключить жену в монастырь и многое другое создали благоприятную почву для заговора в пользу Екатерины. Ее же поступки и поведение были полной противоположностью тому, что делал Петр. Группа гвардейских офицеров составила заговор, в котором участвовала Екатерина и ряд высших сановников.

    МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

    В дореволюционной русской историографии личность и деятельность Петра III единодушно оценивались крайне негативно. Этому долгое время способствовала официальная позиция властей в отношении Петра III. Советская историография вообще уделяла мало внимания личности монархов, считая степень их участия в управлении государством и их личные качества второстепенными в определении общей политики Российской империи. Попытки ряда современных отечественных и зарубежных историков придать личности Петра III более симпатичные черты, отмечая его увлечение игрой на скрипке и итальянской музыкой, любовь к живописи, простоту обращения с подданными и т. п., не могут, по всей видимости, изменить в лучшую сторону образ этого царя.

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

    § 58. Состояние экономики во второй половине XVIII в Территория и население. Во второй половине XVIII в. территория России расширилась за счёт земель, отошедших к ней в результате разделов Польши, присоединения Северного Причерноморья и Приазовья, а также Крыма. Таким образом,

    автора

    Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

    Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

    Глава 4 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. § 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Во второй половине XVII в. в экономике существенных изменений не происходило. Сельское хозяйство по-прежнему было сосредоточено в зоне рискованного земледелия, что сдерживало отделение

    Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

    Глава 7 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В советской историографии вторая половина XIX в. определялась как время буржуазных преобразований. Действительно, для развития капитализма сделано было много. Однако если в Западной Европе реформы в значительной степени были

    Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

    Тема 9. Россия во второй половине XVIII века 9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации,

    автора Николаев Игорь Михайлович

    Россия во второй половине XVIII в. Петр III и Екатерина II Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового

    Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

    Раздел VII. Россия во второй половине XIX в.

    Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

    Русская культура во второй половине XVIII в. Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в

    Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

    Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

    Россия и мир в конце XVII I – первой половине XIX в. 1796–1801 Царствование Павла I Он родился в 1754 г. в семье наследника престола, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III), и великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). Отношения

    Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

    Глава 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. § 1. Первые годы правления Екатерины IIВ первые годы правления не было предпосылок того, что взошедшая на русский престол честолюбивая немка станет великой русской царицей. Поначалу казалось, что она продержится на троне недолго.

    Из книги Благотворительность семьи Романовых, XIX - начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

    Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв. Важнейшим направлением работы благотворительных ведомств под покровительством дома Романовых было призрение детей и юношества. Для учреждений императрицы Марии это

    Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

    Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

    Глава VI. Россия во второй половине XVIII века 1. Участие России в Семилетней войне Пётр Великий умер в 1725 году. Он не назначил наследника. Среди столичных дворян, опиравшихся на гвардейские полки, началась борьба за власть. Это был период дворцовых переворотов, когда одни

    Татьяна Понька

    Архитектура . Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого было характерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.

    Значительным архитектурным событием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы. Одной из достопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 ― 1786 гг. Летний сад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой является Ю.М. Фельтен (1730―1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего сада выполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. В 1780 ―1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооружены гранитные набережные и спуски и подъезды к реке.

    Как и многие современники, Ю.М. Фельтен занимался переделкой интерьеров Большого Петергофского дворца (Белая столовая, Тронный зал). В честь славной победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 г. один из залов Большого Петергофского дворца был Ю.М. Фельтеном переделан в Чесменский зал. Главным украшением зала стали 12 полотен, исполненные в 1771―1772 гг. немецким живописцем Ф. Гаккертом, посвященных сражениям русского флота с турецким. В честь Чесменского сражения Ю.М. Фельтен построил в 7 верстах от Петербурга по дороге в Царское Село Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменскую церковь (1777―1780). Дворец и церковь, построенные в готическом стиле, создают единый архитектурный ансамбль.

    Величайшим мастером русского классицизма был В. И. Баженов (1737/38―1799). Он вырос в Московском Кремле, где его отец был дьячком одной из церквей, учился в гимназии при Московском университете. Окончив в 1760 г. Академию художеств, В.И. Баженов поехал пенсионером во Францию и Италию. Живя за границей, он пользовался такой известностью, что был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. В 1762 г. по возвращении в Россию он получил звание академика. Но в России творческая судьба архитектора сложилась трагически.

    В этот период Екатерина задумывает строительство в Кремле Большого Кремлевского дворца, и В.И. Баженов назначен его главным архитектором. Проект В.И. Баженова подразумевал реконструкцию всего Кремля. Это был, по сути, проект нового центра Москвы. В него входили царский дворец, Коллегии, Арсенал, Театр, площадь, задуманная наподобие античного форума, с трибунами для народных собраний. Сам Кремль благодаря тому, что Баженов решил продолжить три улицы проездами на территорию дворца, соединялся с улицами Москвы. В течение 7 лет В.И. Баженов разрабатывает проекты, готовится к строительству, но в 1775 г. Екатерина приказывает свернуть все работы (официально ― из-за нехватки средств, неофициально ― из-за негативного отношения к проекту общественности).

    Проходит несколько месяцев, и В.И. Баженову поручается создание дворцово-паркового комплекса зданий в селе Черная Грязь (Царицыно) под Москвой, где Екатерина II решила построить свою загородную резиденцию. Через десять лет все основные работы были закончены. В июне 1785 г. Екатерина приезжает в Москву и осматривает царицынские постройки, затем в январе 1786 г. издает указ: дворец и все постройки сломать, а В.И. Баженова уволить без жалования и пенсии. "Это острог, а не дворец", - таков вывод императрицы. Легенда связывает слом дворца с его внешним гнетущим видом. Возведение нового дворца Екатерина поручила М.Ф. Казакову. Но и этот дворец не был завершен.

    В 1784-1786 гг. В.И. Баженов для богатого помещика Пашкова построил усадьбу, которая известна как дом П.Е. Пашкова. Дом Пашкова расположен на откосе высокого холма, напротив Кремля, у впадения Неглинки в Москву-реку и представляет собой архитектурный шедевр эпохи классицизма. Усадьба состояла из жилого дома, манежа, конюшен, служебных и хозяйственных построек и церкви. Здание отличается античной строгостью и торжественностью с чисто московской узорчатостью.

    Еще одним талантливым русским архитектором, работавшим в стиле классицизма, был М. Ф. Казаков (1738―1812). Казаков не был пенсионером и античные и ренессансные памятники изучал по чертежам и моделям. Большой школой для него была совместная работа с пригласившим его Баженовым над проектом Кремлевского Дворца. В 1776 г. Екатерина поручает М.Ф. Казакову составление проекта правительственного здания в Кремле - Сената. Участок, отведенный под здание Сената, был неудобной продолговатой треугольной формы, со всех сторон окруженный старыми строениями. Так здание Сената получило общий треугольный план. Здание имеет три этажа и сложено из кирпича. Центром композиции стал внутренний двор, в который вела вход-арка, увенчанная куполом. Миновав вход-арку, вошедший оказывался перед величественной ротондой, увенчанной могучим куполом. В этом светлом круглом здании и должен был заседать Сенат. Углы треугольного здания срезаны. Благодаря этому, здание воспринимается не как плоский треугольник, а как цельный массивный объем.

    М.Ф. Казакову принадлежит также здание Дворянского собрания (1784―1787). Особенностью этого здания стало то, что в центре здания архитектор расположил Колонный зал, а вокруг него многочисленные гостиные и залы. Центральное пространство Колонного зала, предназначенного для торжественных церемоний, выделено коринфской колоннадой, а состояние праздничности усиливается сверканием многочисленных люстр и подсветкой потолка. После революции здание было отдано профсоюзам и переименовано в Дом Союзов. Начиная с похорон В.И. Ленина, Колонный зал Дома Союзов использовался в качестве траурного помещения для прощания с государственными деятелями и знаменитыми людьми. В настоящее время в Колонном зале проводятся общественные собрания и концерты.

    Третий крупнейший зодчий второй половины XVIII в.― И. Е. Старов (1744―1808). Он учился сначала в гимназии при Московском университете, затем в Академии художеств. Самое значительное сооружение Старова ― Таврический дворец (1782―1789) - огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, получившего за освоение Крыма титул Таврический. Основу композиции дворца составляет зал―галерея, разделяющая весь комплекс интерьеров на две части. Со стороны парадного входа ― это ряд помещений, примыкающих к восьмиугольному купольному залу. С противоположной же стороны открывается большой зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает ослепительную роскошь интерьеров.

    С 1780 г. в Петербурге работает итальянец Джакомо Кваренги (1744―1817). Его карьера в России сложилась очень успешно. Архитектурные творения в России представляют собой блестящее соединение русских и итальянских архитектурных традиций. Его вклад в русскую архитектуру заключался в том, что он вместе с шотландцем Ч. Камероном установил стандарты для архитектуры Петербурга того времени. Шедевром Кваренги стало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 годах. Основной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком, парадность которого усиливается благодаря типично петербургскому крыльцу с лестницей на два "всхода". В 1792-1796 гг. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, который стал его следующим шедевром. В Александровском дворце основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806―1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой.

    В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Ч. Камерон (1743―1812), шотландец по происхождению. Воспитанный на европейском классицизме, он сумел почувствовать всю самобытность русской архитектуры и полюбить ее. Талант Камерона проявился главным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях.

    В 1777 г. у сына Екатерины Павла Петровича родился сын - будущий император Александр I. Обрадованная императрица подарила Павлу Петровичу 362 десятины земли вдоль реки Славянки - будущий Павловск. В 1780 г. созданием дворцово-паркового ансамбля Павловска занялся Ч. Камерон. В строительстве парка, дворца и парковых сооружений приняли участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники, но первый период формирования парка под руководством Камерона был весьма значительным. Камерон заложил основы самого крупного и лучшего в Европе пейзажного парка в модном тогда английском стиле ― парка подчеркнуто естественного, пейзажного. После тщательных измерений им были проложены главные артерии дорог, аллей, тропинок, выделены места для рощ и полян. Живописные и уютные уголки соседствуют здесь с небольшими светлыми строениями, не нарушающими гармонии ансамбля. Подлинной жемчужиной творчества Ч. Камерона является Павловский дворец, который построен на высоком холме. Следуя российским традициям, архитектору удалось "вписать" архитектурные сооружения в живописную местность, объединить рукотворную красоту с естественным природным великолепием. Павловский дворец лишен вычурности, его окна с высокого холма спокойно смотрят не неспешно текущую речку Славянку.

    Последний по времени зодчий XVIII в. В. Бренна (1747―1818) по праву считается любимым архитектором Павла и Марии Федоровны. После вступления на престол в 1796 г. Павел I смещает Ч. Камерона с поста главного архитектора Павловска и на его место назначает В. Бренну. Отныне Бренна руководит всеми постройками в Павловске, участвует во всех значительных постройках павловского времени.

    Бренне Павел I доверил руководство работами во второй своей загородной резиденции ― Гатчине. Гатчинский дворец Бренны имеет скромный, даже аскетический спартанский вид, но внутреннее убранство величественно и роскошно. Одновременно начались работы в Гатчинском парке. На берегах озер и островов расположено большое количество павильонов, которые внешне выглядят очень просто, но их интерьеры великолепны: Павильон Венеры, Березовый домик (внешним видом напоминающий поленицу березовых дров), Порта Маска и Фермерский павильон.

    Павел I решил в Петербурге построить дворец в своем вкусе - в духе военной эстетики. Проект дворца был разработан В.И. Баженовым, но в связи с его смертью, строительство дворца Павел I поручил В. Бренне. Павел всегда хотел жить там, где он родился. В 1797 г. на Фонтанке, на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (в котором родился Павел) состоялась закладка дворца в честь архангела Михаила ― покровителя небесного воинства ― Михайловского замка. Михайловский замок стал лучшим творением Бренны, которому он придал вид крепости. Внешний вид замка ― четырехугольник, обнесенный каменной стеной, с двух сторон вокруг дворца прорыты рвы. Попасть во дворец можно было через подъемные мосты, вокруг дворца в разных местах были размещены пушки. Первоначально наружный вид замка изобиловал украшениями: везде стояли мраморные статуи, вазы, фигуры. При дворце имелись обширный сад и плац, где в любую погоду проводились смотры и парады. Но в своем любимом замке Павел успел прожить только 40 дней. В ночь с 11 на 12 марта он был задушен. По кончине Павла I уничтожено было все то, что придавало дворцу характер крепости. Все статуи были переданы в Зимний дворец, рвы засыпаны землей. В 1819 г. заброшенный замок был передан Главному инженерному училищу, появилось его второе название ― Инженерный замок.

    Скульптура . Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры, который связан, прежде всего, с именем Ф. И. Шубина (1740―1805), земляка М.В. Ломоносова. Окончивший Академию с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку, сначала в Париж (1767-1770), а затем в Рим (1770-1772). За границей в 1771 г. не с натуры Шубин создал бюст Екатерины II, за который по возвращении на родину в 1774 г. получает звание академика.

    Первое произведение Ф.И. Шубина после возвращения ― бюст А.М. Голицына (1773, ГРМ) ― одно из самых блестящих произведений мастера. В облике образованного вельможи читаются ум, властность, высокомерность, но в то же время и снисходительность, и привычка к осторожному "плаванию" на волнах переменчивой политической фортуны. В образе знаменитого полководца А. Румянцева-Задунайского за совсем не героической внешностью круглого лица со смешно вздернутым носом переданы черты сильной и значимой личности (1778, Гос. художественный музей, Минск).

    Со временем интерес к Шубину угасает. Исполненные без прикрас, его портреты все меньше нравились заказчикам. В 1792 г. по памяти Шубин создает бюст М.В. Ломоносова (ГРМ, Академия наук). В лице великого русского ученого нет ни чопорности, ни вельможной надменности, ни излишней гордости. На нас смотрит чуть насмешливый человек, умудренный житейским опытом, проживший жизнь ярко и сложно. Живость ума, одухотворенность, благородство, в то же время ― грусть, разочарование, даже скепсис - вот основные качества, присущие великому русскому ученому, которого Ф.И. Шубин очень хорошо знал.

    Шедевром портретного искусства Ф.И. Шубина является бюст Павла I (1798, ГРМ; 1800, ГТГ). Скульптору удалось передать всю сложность образа: надменность, холодность, болезненность, скрытность, но вместе с тем, страдание человека, с детства испытавшего всю жестокость венценосной матери. Работа Павлу I понравилась. Но заказов уже почти не было. В 1801 г. сгорели дом Ф.И. Шубина и мастерская с работами. В 1805 г. в нищете скульптор умер, его смерть осталась незамеченной.

    В это же время в России работал французский скульптор Э.-М. Фальконе (1716-1791; в России ― с 1766 по 1778). Фальконе работал при дворе французского короля Людовика XV, затем в парижской Академии. В своих работах Фальконе следовал господствовавшей при дворе моде на рококо. Подлинным шедевром стала его работа "Зима" (1771). Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой грусти.

    Но Фальконе всегда мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро Екатерина поручила скульптору создание конного памятника Петру I. В 1766 г. Фальконе прибыл в Петербург и начал работу. Он изобразил Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венок - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Скульптура возвышается на постаменте в виде гранитной скалы весом 275 т. По предложению Фальконе на пьедестале выбита лаконичная надпись: "Петру первому Екатерина вторая". Открытие памятника состоялось в 1782 г., когда Фальконе уже не было в России. За четыре года до открытия памятника у Э.-М. Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор покинул Россию.

    В творчестве замечательного русского скульптора М.И. Козловского (1753 ―1802) сочетаются черты барокко и классицизма. Он также был пенсионером в Риме, Париже. В середине 90-х годов по возвращении на родину начинается самый плодотворный период в творчестве Козловского. Главная тема его произведений ― из античности. С его произведений в русскую скульптуру пришли юные боги, амуры, прекрасные пастушки. Таковы его "Пастушок с зайцем" (1789, Павловский дворец-музей), "Спящий амур" (1792, ГРМ), "Амур со стрелой" (1797, ГТГ). В статуе "Бдение Александра Македонского" (вторая половина 80-х годов, ГРМ) скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем. Самым значительным и крупным произведением художника стал памятник великому русскому полководцу А.В. Суворову (1799―1801, Петербург). Памятник не имеет прямого портретного сходства. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря. Энергией, мужеством, благородством веет от всего облика полководца, от его гордого поворота головы, изящного жеста, с которым он поднимает меч. Другим выдающимся произведением М.И. Козловского стала статуя "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная в Большом каскаде фонтанов Петергофа (1800―1802). Статуя была посвящена победе России над Швецией в Северной войне. Самсон олицетворял Россию, а лев ― побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

    Во время Великой Отечественной войны памятник был похищен фашистами. В 1947 г. скульптор В.Л. Симонов воссоздал его на основании сохранившихся фотодокументов.

    Живопись . Во второй половине XVIII в. в русской живописи появляется исторический жанр. Его появление связано с именем А.П. Лосенко. Он окончил Академию художеств, затем в качестве пенсионера был направлен в Париж. А.П. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории ― "Владимир и Рогнеда". В ней художник избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир "испрашивает прощения" у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Рогнеда театрально страдает, возведя глаза; Владимир также театрален. Но само обращение к русской истории было очень характерно для эпохи высокого национального подъема второй половины XVIII столетия.

    Историческую тематику в живописи разрабатывал Г.И. Угрюмов (1764―1823). Основной темой его произведений стала борьба русского народа: с кочевниками ("Испытание силы Яна Усмаря", 1796-1797, ГРМ); с немецкими рыцарями ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", 1793, ГРМ); за безопасность своих границ ("Взятие Казани", 1797- 1799, ГРМ) и пр.

    Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры второй половины XVIII в. принадлежит творчество живописца Ф.С. Рокотова (1735/36―1808). Он происходил из крепостных крестьян, но получил вольную от своего помещика. Мастерство живописи он постигал на работах П. Ротари. Молодому художнику повезло, его покровителем стал первый президент Академии художество И.И. Шувалов. По рекомендации И.И. Шувалова Ф.С. Рокотов в 1757 г. получил заказ на мозаичный портрет Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке) для Московского университета. Портрет имел такой успех, что Ф.С. Рокотов получает заказ на портреты великого князя Павла Петровича (1761), императора Петра III (1762). Когда на престол взошла Екатерина II, Ф.С. Рокотов был уже широко известным художником. В 1763 г. художник написал императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой обстановки. Рокотов написал и другой портрет императрицы, поясной. Он очень понравился императрице, она считала, что он ― "из самых похожих". Екатерина портрет пожаловала Академии наук, где он находится и поныне. Вслед за царствующими особами портреты Ф.С. Рокотова пожелали иметь Орловы, Шуваловы. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях: Барятинских, Голицыных, Румянцевых, Воронцовых. Рокотов не стремится подчеркивать внешние достоинства своих моделей, главным для него внутренний мир человека. Среди работ художника выделяется портрет Майкова (1765). В облике крупного государственного чиновника за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум. Колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, создает впечатление полнокровности, жизненности образа.

    В 1765 г. художник переезжает в Москву. Москва отличается большей свободой творчества, чем официальный Петербург. В Москве складывается особая, "рокотовская" манера живописи. Художник создает целую галерею прекрасных женских образов, среди которых самым замечательным является портрет А.П. Стуйской (1772, ГТГ). Стройная фигурка в легком серо-серебристом платье, высоко взбитые пудреные волосы, длинный локон, ниспадающий на грудь, утонченный овал лица с темными миндалевидными глазами - все сообщает загадочность и поэтичность образу молодой женщины. Изысканная колористика портрета - зеленовато-болотный и золотисто-коричневый, блекло-розовый и жемчужно-серый - усиливает впечатление загадочности. В XX в. поэт Н. Заболоцкий посвятил этому портрету замечательные стихи:

    Ее глаза - как два тумана,

    Полуулыбка, полуплач,

    Ее глаза - как два обмана,

    Покрытых мглою неудач.

    Удачное воплощение образа А. Струйской в портрете послужило основой для легенды, согласно которой художник был неравнодушен к модели. На самом деле, имя избранницы С.Ф. Рокотова хорошо известно, а А.П. Струйская была счастлива в браке со своим мужем и была обыкновенной помещицей.

    Еще одним величайшим художником XVIII столетия был Д.Г. Левицкий (1735―1822) ― создатель и парадного портрета и великий мастер камерного портрета. Он родился на Украине, но с рубежа 50-60-х годов начинается петербургская жизнь Левицкого, навсегда отныне связанная с этим городом и Академией художеств, в которой он многие годы руководит портретным классом.

    В своих моделях он стремился подчеркнуть незаурядность, наиболее яркие черты. Одним из наиболее известных работ художника является парадный портрет П.А. Демидова (1773, ГТГ). Представитель известной семьи горнозаводчиков, П.А. Демидов был баснословным богачом, странным чудаком. На оригинальном по замыслу парадном портрете Демидов изображен стоящим в непринужденной позе на фоне колоннады и драпировок. Он стоит в пустынной торжественной зале, по-домашнему, в ночном колпаке и алом шлафроке, указывая жестом на свои забавы - лейку и горшок с цветами, любителем которых он был. В его наряде, в его позе ― вызов времени и обществу. Все смешано в этом человеке ― доброта, оригинальничанье, стремление реализоваться в науке. Левицкий смог сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета: колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, на содержание которого Демидов жертвовал огромные суммы.

    В начале 1770-х гг. Левицкий исполняет семь портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц ― "смолянок" (все в ГРМ), славящихся своей музыкальностью. Эти портреты стали высшим достижением художника. В них с особой полнотой проявилось мастерство художника. Е.Н. Хованская, Е.Н. Хрущова, Е.И. Нелидова изображены в театральных костюмах во время представления ими изящной пасторали. В портретах Г.И. Алымовой и Е.И. Молчановой одна из героинь играет на арфе, другая показана сидящей рядом с научным прибором с книгой в руке. Помещенные рядом, эти портреты олицетворяли пользу «наук и художеств» для разумной, мыслящей личности.

    Высшей точкой зрелого творчества мастера стал его знаменитый аллелогический портрет Екатерины II, законодательницы в храме Правосудия, повторенный художником в нескольких вариантах. Это произведение занимает особое место в русском искусстве. В нем воплотились высокие представления эпохи о граждансвенности и патриотизме, об идеальном правителе ― просвещенном монархе, неустанно пекущемся о благе своих подданных. Сам Левицкий так описывал свое произведение: «Средина картины представляет внутренность храма богини правосудия, перед которую, в виде Законодательницы, е.и.в., сжигая на алтаре Маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя».

    В 1787 г. Левицкий оставляет преподавание и уходит из Академии художеств. Одним из поводов для этого послужило увлечение художника мистическими течениями, получившими достаточно широкое распространение в России конца XVIII в. и его вступление масонскую ложу. Не без влияния новых идей в обществе около 1792 г. был написан портрет друга Левицкого и его наставника в масонстве Н.И. Новикова (ГТГ). Удивительная, не свойственная героям портретов Левицкого живость и выразительность жеста и взгляда Новикова, фрагмент пейзажа на дальнем плане ― все это выдает попытку художника овладеть новым, более современным изобразительным языком, присущим уже иным художественным системам.

    Еще одним замечательным художником этого времени был В. Л. Боровиковский (1757―1825). Он родился на Украине, в Миргороде, учился иконописи у отца. В 1788 г. В.Л. Боровиковский был привезен в Петербург. Он упорно учится, оттачивая вкус и мастерство, и вскоре стал признанным мастером. В 90-е годы он создает портреты, в которых в полной мере выражены черты нового направления в искусстве ― сентиментализма. Все "сентиментальные" портреты Боровиковского-это изображения людей в камерной обстановке, в простых нарядах с яблоком или цветком в руке. Лучшим из них является портрет М.И. Лопухиной. Его нередко называют высшим достижением сениментализма в русской живописи. С портрета смотрит молодая девушка. Ее поза непринужденна, простое платье свободно облегает стан, свежее лицо исполнено очарования и прелести. В портрете все в согласии, в гармонии друг с другом: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, увядающие розы, томный, чуть насмешливый взгляд девушки. В портрете Лопухиной художник смог показать подлинную красоту ― душевную и лирическую, присущую русским женщинам. Черты сентиментализма проявились у В.Л. Боровиковского даже в изображении императрицы. Теперь это не репрезентативный портрет "законодательницы" со всеми императорскими регалиями, а изображение обыкновенной женщины в шлафроке и чепце на прогулке в Царскосельском парке вместе со своей любимой собачкой.

    В конце XVIII в. в русской живописи появляется новый жанр ― пейзаж. В Академии художеств был открыт новый, пейзажный, класс, и первым профессором пейзажного класса стал С. Ф. Щедрин. Он и стал родоначальником русского пейзажа. Именно Щедрин первым отработал композиционную схему пейзажа, которая надолго стала образцовой. И на ней С.Ф. Щедрин выучил не одно поколение художников. Расцвет творчества Щедрина приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии.

    Ф. Алексеев (1753/54-1824) положил начало пейзажу города. Среди его работ 1790-х гг. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя счастливо и свободно.

    В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом ― разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются большой достоверностью.

    Работа в Москве обогатила мир художника, позволила по-новому взглянуть и на жизнь столицы, когда он возвратился туда. В его петербургских пейзажах усиливается жанровость. Набережные, проспекты, баржи, парусники заполняются людьми. Одна из лучших работ этого периода ― "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" (1810-е годы, ГРМ). В ней найдена мера, гармоническое соотношение собственно пейзажа и архитектуры. Написанием этой картины завершилось складывание так называемого городского пейзажа.

    Гравюра . Во второй половине века работают замечательные мастера―граверы. "Подлинным гением гравюры" был Е. П. Чемесов. Художник прожил всего 27 лет, от него осталось около 12 работ. Чемесов работал в основном в жанре портрета. Гравированный портрет развивается в конце столетия очень активно. Помимо Чемесова можно назвать Г.И. Скородумова, известного пунктирной гравюрой, создавшей особые возможности "живописной" трактовки (И. Селиванов. Портрет вел. кн. Александры Павловны с оригинала В.П. Боровиковского, меццо-тинто; Г.И. Скородумов. автопртрет, рисунок пером).

    Декоративно-прикладное искусство . Во второй половине 18 века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика ― изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В начале XVII в. крестьяне гжельских деревень стали выделывать из местной глины кирпич, однотонную светлую поливную посуду, игрушки. В конце XVII в. крестьяне освоили изготовление "муравленой", т.е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью. О гжельских глинах стало известно в Москве, и в 1663 г. царь Алексей Михайлович повелел начать исследование гжельских глин. В Гжель была послана специальная комиссия, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве и Д.И. Виноградов. Виноградов пробыл в Гжели 8 меяцев. Смешав оренбургскую глину с гжельской (черноземной), он получил настоящий чистый, белый порцелин (фарфор). В то же время гжельские мастера работали на заводах А. Гребенщикова в Москве. Они быстро освоили производство майолики, и начали изготавливать у себя квасники, кувшины, кружки, чашки, тарелки, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневыми красками по белому полю. С конца XVIII в. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Меняется и роспись изделий ― от многоцветной, характерной для майолики, к одноцветной росписи синей (кобальтом). Гжельская посуда была широко распространена по всей России, в Средней Азии, на Ближнем Востоке. В период расцвета гжельской промышленности работало око 30 фабрик по производству посуды. Среди известных фабрикантов были братья Бармины, Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Гусятниковы и др.

    Но самыми удачливыми были братья Терентий и Анисим Кузнецовы. Их фабрика возникла в начале XIX в. в деревне Ново-Харитоново. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые заводы и фабрики. Во второй половине XIX в. происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с ручной формовкой и росписью, остаются только крупные фабрики. С начала 1920 г. возникают отдельные гончарные мастерские, артели. Подлинное возрождение гжельского производства начинается в 1945 г. Была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) роспись.

    В 1766 году в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой обрусевший англичанин Франс Гарднер основал лучший из частных фарфоровый завод. Он утвердил свой престиж первого среди частных фарфоровых производств, создав в 1778―1785 г. по заказу Екатерины II четыре великолепных орденских сервиза, отличающихся чистотой и строгостью декора. Завод также выпускал фигурки персонажей итальянской оперы. Начало XIX в. знаменовало новый этап в развитии гарднеровского фарфора. Художники завода отказались от прямого подражания европейским образцам и попытались найти свой собственный стиль. Огромную популярность приобрели гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 г. В 1820 г. началось производство жанровых статуэток, изображающих народные типы по рисункам К.А. Зеленцова из журнала "Волшебный фонарь". Это были мужики и бабы, занятые привычной крестьянской работой, крестьянские детишки, городской трудовой люд - сапожники, дворники, торговцы-разносчики. Этнографически точно делались фигурки народов, населяющих Россию. Статуэтки Гарднера стали зримой иллюстрацией истории России. Ф.Я. Гарднер нашел свой стиль изделий, в котором ампирные формы сочетались с жанровостью мотивов и цветовой насыщенностью декора в целом. С 1891 г. завод принадлежал М.С. Кузнецову. После Октябрьской революции завод стал называться Дмитровским фарфоровым заводом, а с 1993 г. ― "Фарфор Вербилок".

    Федоскинская миниатюра . В конце XVIII в. в подмосковном селе Федоскино сложился вид русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те давние времена было очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. Такие табакерки были очень популярны в России, поэтому в 1796 году в сельце Данилково в 30 км от Москвы, купец П.И. Коробов начал производство круглых табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Гравюры покрывали прозрачным лаком. С 1819 года фабрикой владел зять Коробова П.В. Лукутин. Вместе со своим сыном А.П. Лукутиным он расширил производство, организовал обучение русских мастеров, при нем производство перевели в село Федоскино. Федоскинские мастера табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. На лукутинских изделиях XIX века в технике масляной живописи выполнены виды Московского Кремля и других архитектурных памятников, сцены из народной жизни. Особенно были популярны катания на тройках, гуляния или крестьянские пляски, чаепития за самоваром. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит, как в сюжетах, так и в технологии. Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три - четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Кроме табакерок на фабрике изготавливались шкатулки, очешники, игольницы, обложки для семейных альбомов, чайницы, пасхальные яйца, подносы и многое другое. Изделия федоскинских миниатюристов были очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

    Таким образом, во второй половине XVIII века ― в век «Разума и Просвещения» в России была создана неповторимая, во многом уникальная художественная культура. Этой культуре была чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она с удивительной легкостью впитала и творчески переработала все ценное, что было создано трудом художников других стран. Родились новые виды и жанры искусства, новые художественные направления, яркие творческие имена.

Loading...Loading...