Когда причисляют к лику святых. Как причисляют к святым в православии и католицизме

4 марта 1873 года в Суздале родился Сергей Флоринский, будущий священномученик Сергий Раквереский. На его долю выпали гонения советской власти, жизнь свою он закончил в Эстонии. Он был расстрелян вместе с 80 эстонцами, которым большевики выписали смертный приговор.

"РГ" рассказывает о шести священниках Советского Союза, причисленных к лику святых.

Флоринский Сергей Федорович

Священномученик и протоирей Сергей Федорович Флоринский родился 4 марта 1873 года в Суздале в семье священников. Естественно, что единственным выбором своего жизненного пути юный Сергей видел только служение Богу. После успешного окончания Владимирской духовной семинарии работал семь лет учителем в земском училище. Сан священника святой Сергий получил в 1900 году, одновременно с этим он был командирован к 151 пехотному Пятигорскому полку.

Во время русско-японской войны полк, где был священником Флоринский, направляют в китайскую Маньчжурию занять стратегически важные территории, а во время Первой Мировой и вовсе бросают на передовую. За свою деятельность в это время Сергий получает несколько наград. Революция 1917 года оказала на армию сильный деморализующий эффект - дезертирство высших чинов, расстрелы.

оложение духовенства в армии стало крайне небезопасным - революционеры обвиняли их во многих провалах войны. В начале 1918 года Эстляндия была захвачена немцами, Флоринский, находящийся в это время там, не мог вернуться домой, в Петергоф к семье. Он молился и ждал освободительных операций Красной армии, еще не догадываясь, что смерть придет к нему в лице освободителей.

19 декабря 1918 года Флоринский был арестован как представитель старого, царского режима. Ему был предъявлен ряд обвинений и, самое главное, подстрекательство к вооруженному мятежу против красноармейцев. Расстрелян святой был 30 декабря 1918 года. Известна его фраза, сказанная совсем незадолго перед смертью - на последнем допросе: "Считаю одно: вина моя, что я священник, в чем и расписываюсь".

17 июля 2002 года святой Сергий Флоринский был причислен к лику святых РПЦ. В начале июля 2003 года нетленные мощи священномученика были перемещены в Раквереский Богородице-Рождественский храм, который после этого стал объектом посещения туристов со всех концов света.

Серафим Вырицкий

Будущий миллионер Василий Николаевич Муравьев родился в семье крестьянина. Еще мальчиком он потерял отца, семья стала голодать, от голода погибла сестренка Василия. Тогда подросток отправился в город на заработки.

Он сделал удивительную, даже для нашего времени, карьеру: в 40 лет уже слыл известным мехоторговцем не только в России, но и во Франции, Германии, Великобритании. Однако в 50 лет он от всего отказался: закрыл предприятие, раздал работникам двойную зарплату, а то, что осталось, отдал церквям.

Он поселился в келье Александро-Невской Лавры. Однажды Серафим сильно простыл, началось воспаление суставов. Он был перевезен в деревенский домик. Там и состоялся его главный духовный подвиг: 1000 дней он посвятил столбничеству. Ежедневно обессилившей от болезни преподобный с помощью близких добирался до камня неподалеку от дома. Там молился столько, сколько позволяло здоровье: час, два или даже больше. Делал он это в любое время года и в любую погоду.

Старец был известен в народе, многие приходили к нему за помощью. Когда в деревне оказались фашисты, они тоже искали Серафима Вырицкого. Они дважды приходили к нему и пытались узнать будущее.

Немецкие офицеры спросили у старца, скоро ли они пойдут победным маршем по Дворцовой площади, он ответил, что этого не будет, - рассказывает историк Валерий Филимонов.

Также старец назвал им точную дату изгнания немцев из-под Ленинграда. Близкие вспоминают, что он говорил мало, но каждое его слово сбывалось. Умер преподобный 3 апреля 1949 года, канонизирован 1 октября 2000 года.

Петр Корелин

Родился в 1863 году в семье священника. После Пермской Духовной семинарии и женитьбы был рукоположен в сан священника. В 26 лет был избран членом благочинного совета, законоучителем мельниковской церковно-приходской школы при Богоявленской церкви, наблюдателем церковно-приходских школ округа. В 1895 году стал духовным следователем округа. Не раз избирался депутатом. В это же время он был единственным священником и должен был совершать все службы и исполнять требы. Но удивительным образом он все успевал и даже получал церковные награды за труды.

В 1904 году священник был переведен в Свято-Троицкий храм Каменского завода Камышловского района. После Октябрьской революции летом 1918 года Каменский совет большевиков постановил изъять из церкви метрический книги с регистрацией рождений, смертей, браков. Прихожане собрались в храме с намерением не отдавать красным книги. Когда документ все-таки изъяли, священники ударили в колокол, после чего по колокольне стали стрелять большевики. Возмущенные этим прихожане избили работников совдепа и даже хотели разгромить здание Совета.

Боец Красной армии Петр Бажов, известный нам более как писатель, вспоминал: "Поповщина, опираясь на имеющийся в Каменском заводе монастырь, пыталась организовать открытое выступление против Советов. Поводом послужило изъятие книг. Попытка встретила такой отпор со стороны вооруженных рабочих, что попам больше не приходилось думать об открытом наступлении. В ответ на избиение толпой работника совдепа Давыдова был открыт огонь по колокольне. Организатор избиения поп Корелин был немедленно расстрелян".

Однако исторические данные говорят о том, что Бажов ошибался, Корелин остался жив. В книге "Жития святых Екатеринбургской епархии" сказано, что его арестовали и отправили в Екатеринбург. В тюрьме он встретился с известным ныне епископом Тобольским Гермогеном. Позже они были переданы "Карательной экспедиции Тобольского направления" на буксир "Ермак". У села Покровского всех узников, кроме Петра Корелина и Владыки Гермогена, пересадили на пароход "Обь".

Красным нужны были рабочие руки в строительстве укреплений против белых. Там и потрудились епископ и священник. После дня работы их снова посадили на корабль, а ночью вывели Петра Корелина на палубу, раздели, избили ремнями, обрили наголо, потом привязали к нему два гранитных камня и выбросили за борт. Позже такая же участь постигла Владыку.

Тело епископа Гермогена было найдено, останки отца Петра обнаружены не были, но решением Священного Синода он прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Кукша Одесский

Преподобный Кукша, в миру Косьма Кириллович Величко, родился в 1875 году в маленьком поселке Арбузинка недалеко от Херсона в семье глубоко верующих родителей. Его мать с детства мечтала стать монахиней, а когда родители все-таки выдали ее замуж, решила, что хотя бы один из ее детей должен стать "божьим помощником". Поэтому она была счастлива, когда маленький Косьма, едва научившись грамоте, прочел все православные книги в доме. Со временем он еще больше полюбил уединение и молитвы, которым уделял многие часы.

Спустя некоторое время двадцатилетний Кукша отправляется в Иерусалим, где живет чуть меньше года, за это время он посещает святые места "древнего города" и Палестины, на обратном пути домой Косьма побывал на Святой горе Афон в Греции. Впоследствии он скажет, что решил уйти в монашество именно после посещения этого, значимого для любого православного верующего, места. Кстати, интересен случай повторного им посещения Иерусалима - в храме Воскресения Христова на него опрокинулась лампадка с елеем, что было воспринято прихожанами как "божий знак". В 1896 году Кукша поступил послушником в Свято-Пантелеимоновский монастырь, где ревностно нес послушание до 1912 года, когда греческие политики потребовали выслать всех русских священников со Святой горы.

Следующим местом послушания будущего святого стала не менее известная Киево-Печерская Лавра, правда, пробыл он там совсем недолго. Началась Первая Мировая война и отца Ксенофонта - такое имя он получил при постриге в монахи - отправили медицинским помощником в санитарный поезд. Именно с этого времени об отзывчивом и добром батюшке начинает идти слух среди народа. В 1931 году отец Ксенофонт сильно и, как думали, безнадежно заболевает, на смертном одре его решают постричь в схиму, что и происходит, с наречением его именем Кукша, в честь священномученика Кукши из Дальних Пещер Киево-Печерской Лавры. Но постриг в схиму буквально исцелил Кукшу, через несколько дней он уже мог ходить.

В 1938 году святой отец был арестован большевистской властью и приговорен к 5 годам лагерей в городе Вильма Молотовской области (нынешняя Пермская). Но даже на тяжких лесозаготовительных работах Кукша помогал молитвой и вниманием другим заключенным вплоть до своего освобождения в 1947 году. Умер будущий святой в 1964 году в Успенском монастыре, что в Одессе. Известно много десятков случаев исцеления тяжелобольных на его могиле: землю, взятую оттуда, прикладывают к больному месту и болезни, по словам верующих, отступают.

Лука Крымский

При жизни Лука Крымский открыто говорил о том, что является епископом РПЦ, но, даже несмотря на это, советские власти поощряли его за труд. Он был гениальным хирургом с мировым именем, и уже в сане священника он стал Лауреатом Сталинской премии. Его канонизировали всего спустя 39 лет поле кончины - удивительный случай, ведь обычно РПЦ ждет для этого 50 лет. Но быстрая канонизация была объяснена тем невероятным количеством чудес, которые происходили, когда к святому обращались за помощью.

Современники вспоминают, что доктор медицины приходил на операцию в рясе, вешал иконы в ординаторской, а еще мог одновременно принимать исповедь и лечить больных.

В юности Лука мечтал стать художником, но неожиданно, уже поступив в Санкт-Петербуржскую академию художеств, пошел учиться на врача в Киевский институт. Стал священником после смерти жены. За служение церкви трижды отправлялся в тюрьму и в ссылки. Там он и врачевал души. Известен факт, что когда отца Луку перевели в Бутырку, почти все заключенные сразу стали верующими.
В Великую Отечественную войну Лука вдруг вышел из тюрьмы и стал консультантом всех военных госпиталей Сибири.

Отбывая срок, он написал Михаилу Калинину письмо: "Могу приложить все свои знания и умения в лечение красноармейцев и офицеров. Прошу приостановить мою ссылку, после окончания войны я готов ее продлить", - рассказывает Майя Прозоровская, племянница Святого Луки.

И действительно, после войны епископа Русской православной церкви Луку награждают "За доблестный труд в Великую Отечественную войну" и снова отправляют в ссылку.

Он всегда узнавал, православный ли лежит на операционном столе или нет. Если православный, он крестил его, потом операционную, крестил себя и только потом начинал операцию, - рассказывает доктор медицинских наук Генрих Кассирский.

При жизни Луке Крымскому, в миру Валентин Войно-Ясенецкий, удостоился бюста при институте им. Склифосовского, после его смерти открыты храмы при центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, военном госпитале им. Бурденко, медико-хирургическом центре им. Пирогова. К лику святых причислен в 2000 году.

Константин Богоявленский

В 1896 году родился в семье дьякона Стефана Богоявленского. Был рукоположен в сан пресвитера 6 февраля 1917 года. В 21 год определен священником в Михаило-Архангельскую церковь села Меркушино Верхотурского уезда. Это село хорошо известно по всему православному миру, в нем были обретены мощи Симеона Верхотурского.

В "Житиях святых Екатеринбургской епархии" рассказывается, что в 1918 году в село пришла новая власть, начались тяжкие поборы, и уже летом в Меркушино назрел бунт. В период страды у селян комиссары пришли объявить призыв в Красную армию. Многие мужики только сейчас вернулись с фронтов Первой мировой войны и были возмущены новым призывом. В потасовке с большевиками они избили красных, а одного из них застрелили. Поняв, что натворили, они бросились к молодому священнику. Константин предложил организовать Крестный ход к мощам Симеона Верхотурского, чтобы просить святого о помощи.

На следующий день в Меркушино пришло много женщин и мужчин из ближайших сел, чтобы участвовать в крестном ходе. Перепуганные большевики решили, что селяне собираются воевать с новой властью в Верхотурье.

Реакционные элементы сельской местности и города делали все, чтобы свергнуть молодую советскую власть. Так, в жаркие дни июля 1918 года эти элемент… колокольным боем собирают мужиков на сборный пункт. С иконами, хоругвями, самодельными пиками, ружьями, топорами в руках озверелых враги погнали народ в направлении Верхотурья свергать большевиков и освобождать мощи Симеона праведного. Во главе колонны шел священник с крестом… Это была так называемая деревянная война. При выходе на Ирбитский тракт остатки колонны были обстреляны из винтовок красногвардейскими отрядами, колонна разбежалась, бросив хоругви и иконы. Так бесславно и позорно для местной буржуазии кончилась затея "крестового похода" против большевиков, - писал через много лет один из участников Гражданской войны.

Следствие продолжалось больше недели, власть нашла 4 виновных, после чего был устроен показательный расстрел. Вспоминали, что по дороге на расстрел Константин отпевал арестованных. На месте их заставили выкопать себе могилу, а потом убили выстрелами в голову. После селяне попросили перезахоронить убитых и получили на это разрешение.

31 мая 2002 года при восстановлении разрушенного храма были обретены нетленные останки неизвестного священника: тело сохранилось почти полностью, даже волосы и ресницы не истлели, пальцы правой руки были сложены в благословляющий жест. В гробу было найдено небольшое Евангелие, подписанное Константином Богоявленским. Через полтора месяца после обретения мощей священномученика канонизировали.

Ника Кравчук

Как проходит канонизация святых?

Канонизация святых — особая процедура причисления к лику угодников Божьих. Все те праведники, чьи имена мы видим в церковном календаре, получили такой статус за свою подвижническую жизнь и многократную чудесную помощь всем, кто к ним обращается.

Те люди, к которым верующие могут обращаться в молитве, не обязательно официально прославлены как святые. Уже в самом слове канонизация, которое пришло к нам из греческого языка, заложен глагол «узаконивать». То есть, эта процедура помогает причислить к лику святых тех или иных праведников.

Она имеет официальный статус, поэтому очень часто длится десятилетиями, в то время как люди молятся перед могилами праведников. Кажется, и так понятно, что человек святой. Так зачем же такая длительная процедура? Как это происходило в первые века христианства?

Как раньше Церковь признавала святыми?

До IV века вообще не было никакой процедуры: община решала, что того или иного нужно причислить к лику святых. Епископ придавал этому решению «узаконенный» статус. Почему так? Это были века гонений христиан и мученических свидетельств за веру. Люди были свидетелями живой веры святых, их земных страданий и посмертной помощи.

Потом для канонизации святых надо было вносить их в специальный список мучеников — мартиролог. Общецерковный статус почитания подтверждал глава поместной церкви.

В Русской Православной Церкви такие функции ложились на архиереев (местночтимые святые) и церковные соборы (общецерковное почитание). В наше время для первого достаточно согласия патриарха, а для второго — положительного рассмотрения от архиерейского собора.

Нетрудно заметить, что в православном календаре есть много святых, прославленных разными поместными церквями: есть святые, подвизавшиеся как на территории Украины, Белоруссии, России, так и в Сербии, Греции, Америке и так далее. Это совсем не значит, что, например, Силуана Афонского или Паисия Святогорца сначала канонизировали в Греции, а потом во всех православных странах. Или Германа Аляскинского — сначала Американская православная церковь, а остальные последовали примеру.

Канонизация святого проходит только один раз, об этом извещают всех глав поместных церквей. Уже на местах вправе выбирать, добавлять ли того или иного угодника в церковный календарь. После официального почитания каждому праведнику пишут икону и службу.

Соответствие каким критериям играет важную роль в процессе прославления в лике святых?

«Требования» к праведникам

1. Канонизация святых — это всегда посмертная процедура. Каким бы хорошим при жизни ни был человек, подводить итог можно только после кончины.

2. Образ жизни и условия кончины. Жития святых рассказывают, как еще при жизни подвизались многие праведники, о молитвенных трудах и помощи другим, о подвигах постничества и свидетельствах веры. Кроме того, большинство угодников Православной Церкви претерпели мученическую кончину.

3. Чудеса. Берутся во внимание примеры как прижизненной удивительной помощи святых, так и посмертной. Святые исцеляли больных, иногда даже воскрешали умерших, помогали в трудных жизненных обстоятельствах.

Например, блаженная Матрона Московская, будучи слепой, могла еще при жизни многим открывать глаза на их духовные проблемы, лечить тяжелобольных. Сегодня по ее молитвам исцеляются от тяжелых болезней, в бездетных семьях рождаются долгожданные чада, люди находят работу или получают жилье.

4. Чтобы причислить к лику святых, необходимо достаточное количество достоверных примеров помощи угодника Божьего. Обычно те, кто стали свидетелями действия Божьей благодати через святого, оставляют письменное свидетельство, указывают имя и место пребывания, а также детальное описание того, как произошло чудо. Специальная комиссия (в РПЦ — синодальная комиссия) десятилетиями рассматривает такие примеры, чтобы потом ни у кого не возникало сомнений, что прославили действительно святого.

5. Нетленность мощей. На самом деле, это факультативное условие, хотя в народе именно на него в первую очередь обращают внимание. Это еще одно видимое подтверждение святости.

В пещерах Киево-Печерской лавры находятся останки 122 святых. Паломники со всего мира могут поклониться мощам. У некоторых преподобных открыты руки, чтобы не возникало сомнений, что здесь нет обмана. Кроме того, часто приходится слышать удивительные приятные запахи (от святых исходят благовония, кроме того, все они разные).

Матушка Алипия, оптинские новомученики, Иоанн Крестьянкин — еще не канонизированы, но уже многими прославляемы

Вообще сама процедура канонизации святых требует длительного времени. Например, в РПЦ многих праведников прославили как святых только в 1990-х, тогда как к ним, как к угодникам Божьим, обращались еще в XIX-начале ХХ веков (например, Максим Грек, Иоанн Кронштадтский).

Матушка Алипия , чьи мощи находятся в Голосеевской Пустыни в Киеве, еще не прославлена как святая, хотя со дня ее кончины уже прошло 27 лет. Но каждый день к ней обращаются сотни и тысячи людей с разных уголков мира. У людей не возникает никаких сомнений, что в ближайшее время ее официально прославят.

Просто нереально собрать все письменные свидетельства ее удивительной помощи. Но даже задокументированная часть внушает доверие — четыре тома книги «Стяжавшая благодать». Если это все детально изучить, то будет очевидно, что ее надо причислить к лику святых.

Оптинскими новомучениками называют иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убитых на Пасху 1993 года. Об их жизненном пути и служении Богу написала Нина Павлова в книге «Пасха красная», тысячи людей приезжают в Оптину пустынь и на могилы новомучеников. Также есть много свидетельств их помощи.

Например, одна женщина из Нижнего Новгорода делала родным пасхальные подарочки — яйца из бисера. Попав после этого праздника в Оптину, такой подарочек она привезла и новомученикам, оставив его на могиле особо полюбившегося инока Трофима. На могилах помолилась о том, чтобы Бог послал ей сына. Через 9 месяцев у них с мужем родился мальчик. Трофим.

Иоанн Крестьянкин умер в 2006 году. Всю жизнь посвятил Богу и храму, за веру прошел тюрьму и лагерь, до кончины был архимандритом Псково-Печерского монастыря, в пещерах которого и похоронен. На сей день причислили к лику святых девять преподобных отцов Псково-Печерских, а по благословению старца архимандрита Иоанна Крестьянкина им была составлена служба.

Иоанн еще при жизни имел дар пророчества, хотя тщательно это скрывал, не любил, когда его называли старцем. В своей книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон (Шевкунов) рассказывает о некоторых из них (о духовной дочери Иоанна Крестьянкина, которая ослушалась предупреждения духовного отца и умерла через день после пустяковой операции — удаления катаракты, о мальчике, которого старец не благословил на хирургическое вмешательство).

Конечно, Синодальной комиссии требуется много времени, чтобы изучить жизнь и помощь Иоанна Крестьянкина, но духовные чада и многие слышавшие о старце, уже сегодня обращаются к нему с молитвами.

***

Канонизация святых — это довольно сложная и требующая много времени процедура. Нужно собрать доказательства, изучить жизнь и чудеса... У Бога все намного проще: он награждает особой благодатью тех, кто еще на земле сделал правильный выбор. С одной стороны, канонизация только подтверждает этот статус, а с другой — помогает неподготовленным не попасть на особую уловку дьявола — лжечудеса.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Русские святые...Список угодников Божиих неиссякаем. Своим образом жизни они угодили Господу и благодаря этому стали ближе к вечному бытию. Каждый святой имеет свой лик. Данный термин обозначает категорию, к которой причисляют Божьего Угодника при его канонизации.

К ним относятся великомученики, мученики, преподобные, праведные, бессребреники, апостолы, святители, страстотерпцы, юродивые (блаженные), благоверные и равноапостольные.

Страдания во имя Господа

Первые святые русской церкви среди угодников Божьих - это великомученики, которые пострадали за веру Христову, скончавшись в тяжких и долгих муках. Среди русских святых первыми причислены к данном лику были братья Борис и Глеб. Именно поэтому они называются первомучениками - страстотерпцами. Кроме того, русские святые Борис и Глеб были первыми канонизированы в истории Руси. Братья погибли в междоусобной войне за престол, начавшейся после смерти князя Владимира. Ярополк, прозванный Окаянным, сначала убил Бориса, когда тот спал в шатре, находясь в одном из походов, а затем и Глеба.

Лик подобных Господу

Преподобные - это те святые, которые вели аскетический образ жизни, находясь в молитве, трудах и посте. Среди русских угодников Божьих можно выделить преподобного Серафима Саровского и Сергия Радонежского, Савву Сторожевского и Мефодия Пешношкого. Первым святым на Руси, канонизированным в этом лике, считается инок Николай Святоша. До принятия чина монашества он был князем, правнуком Ярослава Мудрого. Отказавшись от мирских благ, преподобный подвизался в иноки в Киево-Печерской лавре. Николай Святоша почитается как чудотворец. Считается, что его власяница (грубая шерстяная рубашка), оставленная после кончины, излечила одного болящего князя.

Сергий Радонежский - избранный сосуд Духа Святого

Особого внимания заслуживает русский святой 14 века Сергий Радонежский, в миру Варфоломей. Он родился в благочестивой семье Марии и Кирилла. Считается, что находясь еще в утробе матери, Сергий проявил свою богоизбранность. Во время одной из воскресных литургий еще не родившийся Варфоломей вскрикнул три раза. В то время его мать, как и остальные прихожане, была объята ужасом и смущением. После своего рождения преподобный не пил грудное молоко, если Мария вкушала в этот день мясо. По средам и пятницам маленький Варфоломей голодал и не брал материнскую грудь. Кроме Сергия, в семье было еще два брата - Петр и Стефан. Родители растили детей в православии и строгости. Все братья, кроме Варфоломея, хорошо учились и умели читать. И лишь младшему в их семье тяжело давалась грамота - буквы расплывались перед глазами, мальчик терялся, не смея вымолвить и слова. Сергий очень страдал от этого и усердно молился Богу в надежде получить способность читать. Однажды, вновь осмеянный своими братьями за неграмотность, он убежал в поле и встретил там старца. Варфоломей рассказал о своей печали и просил инока помолиться за него Богу. Старец дал мальчику кусочек просфоры, пообещав, что Господь обязательно дарует ему грамоту. В благодарность за этого Сергий пригласил инока в дом. Перед принятием трапезы старец попросил мальчика прочитать псалмы. Робея, Варфоломей взял книгу, боясь даже взглянуть на буквы, которые всегда расплывались у него перед глазами… Но чудо! - мальчик начал читать так, будто уже давно знал грамоту. Старец предсказал родителям, что велик будет их младший сын, так как он есть избранный сосуд Духа Святого. После такой судьбоносной встречи Варфоломей стал строго поститься и постоянно молиться.

Начало монашеского пути

В 20 лет русский святой Сергий Радонежский просил своих родителей дать ему благословение на принятие пострига. Кирилл и Мария упросили сына остаться с ними до самой их кончины. Не смея ослушаться, Варфоломей жил с родителями до тех пор, пока Господь не забрал их души. Похоронив отца и мать, юноша вместе со старшим братом Стефаном отправляются принимать постриг. В пустыне, называемой Маковец, братья возводят Троицкий храм. Стефан не выдерживает сурового аскетического образа жизни, которого придерживался его брат, и отправляется в другой монастырь. В это же время Варфоломей принимает постриг и становится иноком Сергием.

Троице-Сергиева Лавра

Известная на весь мир обитель Радонежскогокогда-то зародиласьвглухом лесу, в котором некогда уединился преподобный. Сергий ежедневно находился в посте и молитве. Питался он растительной пищей, а гостями ему были дикие звери. Но однажды несколько монахов прознали о великом подвиге подвижничества, совершаемом Сергием, и решили прийти в обитель. Там эти 12 иноков и остались. Именно они стали основателями Лавры, которую вскоре возглавил сам преподобный. К Сергию за советом приезжал князь Дмитрий Донской, готовящийся к битве с татарами. После кончины преподобного спустя 30 лет были обретены его мощи, совершающие и по сей день чудо исцеления. Этот русский святой 14 века до сих пор невидимо принимает в свою обитель паломников.

Праведники и блаженные

Праведные святые заслужили Божью милость благодаря благочестивому образу жизни. К ним относятся как мирские люди, так и священнослужители. Праведными считаются родители Сергия Радонежского - Кирилл и Мария, которые были истинными христианами и научали православию своих детей.

Блаженные - это те святые, которые намеренно приняли образ людей не от мира сего, став подвижниками. Среди русских Угодников Божьих особо почитаются Василий Блаженный, живший во времена Иоанна Грозного, Ксения Петербуржская, отказавшаяся от всех благ и отправившаяся на далекие скитания после смерти любимого мужа, Матрона Московская, прославившаяся даром ясновидения и исцеления при жизни. Считается, что сам И. Сталин, не отличавшийся религиозностью, прислушивался к блаженной Матронушке и ее пророческим словам.

Ксения - юродивая Христа ради

Блаженная родилась в первой половине 18 века в семье благочестивых родителей. Став совершеннолетней, она вышла замуж за певчего Александра Федоровича и жила с ним в радости и счастье. Когда Ксении исполнилось 26 лет, ее муж скончался. Не в силах перенести такое горе, она раздала свое имущество, облачилась в одежды мужа и ушла в долгие скитания. После этого блаженная не откликалась на свое имя, прося называть себя Андреем Федоровичем. «Умерла Ксения», - заверяла она. Святая стала скитаться по улицам Петербурга, изредка заходя пообедать к своим знакомым. Некоторые люди издевались над убитой горем женщиной и подтрунивали над ней, но Ксения все унижения переносила безропотно. Лишь однажды она проявила свой гнев, когда местные мальчишки закидали ее камнями. После увиденного местные жители прекратили издеваться над блаженной. Ксения Петербуржская, не имея крова, молилась по ночам в поле, а затем снова приходила в город. Блаженная незаметно помогала рабочим строить каменный храм на Смоленском кладбище. Ночью она неустанно укладывала в ряд кирпичи, способствуя скорейшему возведению церкви. За все благие дела, терпение и веру Господь одарил Ксению Блаженную даром прозорливости. Она предсказывала будущее, а также спасала многих девиц от неудачных браков. Те люди, к которым приходила Ксения, становились счастливее и удачливее. Поэтому каждый старался услужить святой и привести ее в дом. Ксения Петербуржская скончалась в 71 год. Похоронили ее на Смоленском кладбище, где недалеко находилась выстроенная ее же руками Церковь. Но и после физической смерти Ксения продолжает помогать людям. У ее гроба совершались великие чудеса: больные исцелялись, ищущие семейного счастья удачно женились и выходили замуж. Считается, что Ксения особо покровительствует незамужним женщинам и уже состоявшимся женам и матерям. Над гробом блаженной построили часовню, к которой до сих пор приходят толпы людей, просящие у святой заступничества перед Богом и жаждущие исцеления.

Святые государи

К лику благоверных причисляют монархов, князей и царей, которые отличились благочестивым образом жизни, способствующим укреплению веры и позиции церкви. Первая русская святая Ольга как раз канонизирована в данной категории. Среди благоверных особо выделяются князь Дмитрий Донской, одержавший победу на Куликовом поле после явления ему святого образа Николая; Александр Невский, который не пошел на компромисс с католической церковью, чтобы сохранить свою власть. Он был признан единственным светским православным государем. Среди благоверных есть и другие известные русские святые. Князь Владимир - один из них. Его канонизировали в связи с его великой деятельностью - крещением всей Руси в 988 году.

Государыни - Божьи Угодницы

К благоверным святым также была причислена княгиня Анна, жена Ярослава Мудрого, благодаря которой между Скандинавскими странами и Россией наблюдался относительный мир. При жизни она построила женский монастырь в честь Святой Ирины, так как при крещении получила именно это имя. Благоверная Анна чтила Господа и свято верила в него. Незадолго до своей кончины она приняла постриг и скончалась. День памяти - 4 октября по Юлианскому стилю, но в современном православном календаре эта дата, к сожалению, не упоминается.

Первая русская святая княгиня Ольга, в крещении Елена, приняла христианство, оказав влияние на его дальнейшее распространение по Руси. Благодаря своей деятельности, способствующей укреплению веры в государстве, ее причислили к лику святых.

Служители Господа на земле и на небе

Святители - это такие угодники Божии, которые были священнослужителями и за свой образ жизни получили особое расположение Господа. Одним из первых святых, причисленных к данному лику, стал Дионисий, архиепископ Ростовский. Прибыв с Афона, он возглавил Спасо-Каменный монастырь. Люди тянулись к его обители, так как он знал человеческую душу и всегда мог наставить нуждающихся на путь истинный.

Среди всех святителей, канонизированных православной церковью, особо выделяется архиепископ Мирликийский Николай Чудотворец. И хоть святой не имеет русского происхождения, он стал поистине заступником нашей страны, всегда находясь по правую руку от Господа нашего Иисуса Христа.

Великие русские святые, список которых продолжает пополняться и по сей день, могут покровительствовать человеку, если тот будет усердно и искренне им молиться. Обращаться к Угодникам Божьим можно в разных ситуациях - житейских нуждах и болезнях, или просто желая отблагодарить Высшие Силы за спокойную и безмятежную жизнь. Обязательно приобретите иконы русских святых - считается, что молитва перед образом является наиболее действенной. Также желательно, чтобы у вас была именная икона - образ того святого, в честь которого вы крещены.

На вопрос Кого и по какой причине причисляют к лику святых в христианстве? заданный автором Ѝльнур Ахметов лучший ответ это В Сященном Писании, которое есть "Руководство и Свет"(по Корану) написано "Церковь есть столп и утверждение истины" Но чтобы, «не ошибиться» , Церковь и не спешит канонизировать, то есть официально прославлять в лике святых каких-то подвижников.
Церковная канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на Небесах, у Бога.
Чтобы человек был канонизирован, необходимо, чтобы он… уже умер. Только проследив за его жизнью, за его подвигом, до самой смерти, более того, увидев, как он умирал, можно понять – действительно ли человек был праведником. После смерти этого подвижника необходимо, чтобы святость его была подтверждена… Богом. Как это возможно? Это чудеса, исходящие от могилы, или останков святого, или просто происходящие в ответ на молитву к нему.
Мало народного почитания. Нужно, чтобы целым рядом чудес был подтвержден факт – святой рядом с Господом, он молится о нас!
После смерти преподобного Серафима таких сообщений была масса. То же самое можно сказать о св. праведном Иоанне Кронштадтском, блаженной Ксении Петербургской и прочих святых. Есть свидетельства об удивительных чудесах, происшедших в их жизни по молитвам к св. Иоанну Кронштадтскому, блаж. Ксении, преп. Серафиму Вырицкому, блаж. старице Матроне и другим святым задолго до официальной их канонизации.
церковная канонизация нужна не святому, но нам! Это как подтверждение, что путь жизни святого есть путь настоящего сына (или дочери) Православной Церкви, это верный путь! И он приводит к Царству Небесному! Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить к их небесному статусу, это не некая церковная награда, от Бога они получили уже все. Святых канонизируют как пример для других христиан. Св. Иоанн Кронштадтский, которому говорили со слезами люди: «Батюшка, да как же это ты нас оставишь сиротами, когда умрешь?.. » – отвечал им: «Как помогал вам, пока был жив, также, еще больше, по милости Божией буду помогать по смерти». Святой человек, для которого вся его жизнь была служением другим, помощью другим, и по переселении в небесные обители не может оставить людей без помощи, бросить их. Знаете, как у матери болит сердце о ребенке, как, даже умирая, она хочет помогать ребенку, участвовать в его жизни. Так и святой человек. Да он весь – служение людям, помощь людям.

Ответ от Алексей С [гуру]
почитайте Четьи Минеи (Жития Святых) , там все подробно описано


Ответ от Евровидение [гуру]
лотерея для верующих-джек пот


Ответ от Бросок [гуру]
Всех, принимающих Иисуса Христа, как Спасителя мира.


Ответ от словосочетание [гуру]
Да всех подряд.... чуть помучился сразу святой!! всё пипец святой!!! а на руси есть мученники и похлеще смертию умирали лютой они не святые!! странно!!!


Ответ от Местный "БАБАЙКА" [гуру]
zx471 - в коране об этом нет ни слова


Ответ от . [гуру]
По причине святой жизни.


Ответ от Doktor Tov [гуру]
В нашей церкви считают, что святыми людей может только Бог называть. А все люди призываются стремиться к святости.


Ответ от Глот [гуру]
Чем больше воцерковил или заставил воцерковляться, тем больше доход имеет церковь, тем святее чел.


Ответ от Корхалев Дмитрий [гуру]
Убийц в равноапостольные записывают)


Ответ от Катерина Катерина [активный]
Выработались определенные критерии причисления православных христиан к лику святых. Обязательными считаются следующие условия:
– необходимо принадлежать к Православной Церкви и, по святителю Нектарию Иерусалимскому (1660–1669), «обладать твердыми православными взглядами» ;
– необходимо вести безукоризненную жизнь, быть святым во всех отношениях и оставаться благочестивым до своей кончины;
– на протяжении всей жизни словом и делом оставаться верным Церкви, свидетельствовать и защищать истинную веру и православные догматы;
– умереть мученической смертью; часто и сама жизнь святых является мученичеством на пути веры во Христа.

В раннехристианской Церкви не было специальной процедуры канонизации. Почитание мученика или святого возникало в той или иной общине, нередко сразу же или вскоре после его кончины, и постепенно укреплялось в традиции этой общины во главе с местным епископом, а затем могло распространиться и на другие общины и местные церкви (или епархии). С течением веков сложилась специальная процедура, предполагающая тщательное исследование жизни подвижника, изучение возможных аргументов против его канонизации, а затем - в случае отсутствия таковых - его торжественное соборное прославление.

В византийскую эпоху внесение имени святого в церковный календарь и установление его памяти на местном уровне находилось во власти епархиального архиерея. Относительно общецерковного почитания святых в отдельных случаях высшей церковной, а также светской властью издавались специальные указы: известны постановления и указы святителя Фотия, патриарха

Константинопольского (857–867 и 877–886), и императора святого Льва Мудрого (886–911), посвященные прославлению отдельных святых. Однако эти указы имели эпизодический характер и не воспринимались как непременное условие для возникновения и развития почитания святого.

Даже в XI веке официальная санкция высшей церковной и светской власти не считалась необходимой для прославления того или иного лица в качестве святого. В византийской Церкви, с одной стороны, сохранялась древняя практика «народного» прославления и почитания святых, с другой, происходила систематическая работа по кодификации святых, систематизации и редактированию их житий.

В Русской Православной Церкви от времени Крещения Руси вплоть до середины XVI века причисление к лику святых оставалось, главным образом, во власти местных архиереев. При этом почитание некоторых святых приобрело общецерковный характер (Борис и Глеб, князь Владимир и княгиня Ольга, Антоний и Феодосий Печерские). На Московских Соборах 1547 и 1549 годов было канонизировано для общецерковного почитания 39 святых, а в период между этими Соборами и установлением синодального строя в начале XVIII века - еще около 130 святых.

В синодальный период канонизация находилась в исключительном ведении высшей церковной власти, а процедура канонизации усложнилась и формализовалась. Число святых, канонизированных в синодальный период, незначительно. Более половины канонизаций этого периода приходится на царствование святого императора Николая II. Исключительным событием в жизни Церкви стала канонизация в 1903 году преподобного Серафима Саровского - подвижника, которого к тому времени почитала вся Россия.



В советский период, вплоть до 1988 года, Русская Церковь была фактически лишена возможности совершения канонизации святых. В 1960–1970-х годах в святцы Русской Церкви были внесены имена лишь нескольких святых, которые либо уже были канонизированы в других Поместных Православных Церквах (Иоанн Русский, Герман Аляскинский), либо предложены для канонизации другими Церквами (Николай Японский, Иннокентий Московский).

В 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых для общецерковного почитания восемь подвижников благочестия, в том числе тех, которые еще в дореволюционный период почитались в качестве местночтимых. В 1989 году Церковью был канонизирован Святейший Патриарх Тихон, а в 1990 - святой праведный Иоанн Кронштадтский. С 1992 года началась поименная канонизация Новомучеников и исповедников Церкви Русской, продолжающаяся по сей день. Со времени начала процесса прославления новомучеников и исповедников ХХ века на Архиерейском Соборе 2000 года к их лику поименно причислено более 1770 подвижников.

В настоящее время канонизация в Православной Церкви совершается по постановлению высшей церковной власти, однако процедура канонизации в Поместных Церквах различна.

В Русской Православной Церкви канонизация осуществляется Архиерейским Собором по представлению Комиссии по канонизации. На эту Комиссию (образована Священным Синодом 11 апреля 1989 года) возложена задача изучения материалов и документов, посвященных жизни и подвигу святых. Имена для рассмотрения поступают в Комиссию из епархий.

В других Православных Церквах канонизация святых, как правило, осуществляется решением Священного Синода. Если одна Поместная Церковь совершает акт канонизации святых, то имена новоканонизированных святых, как правило, посылаются в другие Православные Церкви для включения в календарь. Однако сам факт получения Поместной Церковью списка новопрославленных святых из другой Церкви недостаточен для того, чтобы эта Церковь включила присланные имена в свои диптихи: для этого требуется решение самой Поместной Церкви, которая должна признать канонизацию, состоявшуюся в другой Поместной Церкви.

Loading...Loading...