Молитвы, которые обязательно помогут. Молитва от врагов на работе и при трудностях в делах. Молитва ангелу-хранителю для гармонии в отношениях с коллегами

Домашняя молитва мало чем отличается от молитвы в храме. Единственное исключение состоит в том, что в ней допускается поминать всех, без исключения, людей, вне зависимости от их религиозной принадлежности. В храме принято молиться за «своих» и только мысленно, чтобы не мешать окружающим. Дома можно молиться вслух, при условии, что это не раздражает родственников. На молитву нужно становиться полностью одетым. Женщинам желательно иметь на голове платок и быть в платье или юбке.

По чему молиться дома?
Разговор с Господом можно вести как своими словами, так и уже готовыми «формулами», выработанными задолго до нас многими поколениями верующих. Классические молитвы содержаться в «Молитвослове» («Канонике»). Купить его можно в любой лавке религиозной литературы. «Молитвословы» могут быть краткими (содержащими минимум необходимых молитв), полными (предназначенными для священников) и... обычными (в которых есть всё, что нужно для истинно верующего человека).

Если Вы хотите молиться по-настоящему, обратите внимание на то, чтобы в Вашем «Молитвослове» были:

  • утренние и вечерние (на сон грядущим) молитвы;
  • дневные (перед началом и окончанием всякого дела, перед вкушением и по вкушению пищи и т.п.);
  • каноны по дням недели и «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу»;
  • акафисты («Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу», «Пресвятой Богородице» и др.);
  • «Последование ко Святому Причащению...» и молитвы, читающиеся после него.
Современные «Молитвословы» выпускаются на церковнославянском и «русском» языке, воспроизводящем церковнославянские слова привычными нам буквами. И в том, и в другом варианте над словами ставятся ударения. Людям, незнакомым с церковнославянским (старославянским) языком лучше молиться по «русскому» «Молитвослову». Как только основные молитвы будут усвоены и, возможно, даже выучены, можно обзавестись более «древней» книгой. Это стоит сделать хотя бы ради той благодати, которая исходит от церковнославянских слов. Объяснить это сложно, поэтому просто поверьте на слово.

Помимо «Молитвослова» для домашней молитвы можно приобрести «Псалтирь». В православной практике чтение ста пятидесяти псалмов необходимо осуществлять за неделю. В пост «Псалтирь» принято читать два раза. На «Славах...» происходит поминание живых и усопших. Православный христианин может читать «Псалтирь» у гроба усопшего.

Чтение «Псалтиря» - вещь серьёзная и ответственная. Прежде чем на неё пойти, стоит получить разрешение от священника.

Молитвенное правило
Каждый из нас находится в своей точке длинного пути к Господу. Каждый из нас обладает своими временными и физическими возможностями для молитвы. Соответственно, единого молитвенного правила для всех не существует. Каждый человек должен молиться ровно столько, сколько он может. Сколько именно? Это должен определить священник.

В идеале каждый из нас должен обязательно читать утренние и вечерние молитвы. Они необходимы для защиты души в течение дня (утренние) и ночи (вечерние) от злых сил и людей. Те, кто начинает свой рабочий день очень рано или, наоборот, заканчивает его слишком поздно и не имеет либо времени, либо сил для прочтения всего утреннего или вечернего правила, могут ограничиться основными молитвами: например, утром прочитать «Отче наш», «Помилуй мя, Боже..» (пятидесятый псалом) и «Символ веры», вечером – молитву святого Иоанна Златоустого, «Да воскреснет Бог...» и «Исповедание грехов повседневное».

При наличии свободного времени и желания можно каждый день читать соответствующие каноны: например, в понедельник молиться своему Ангелу Хранителю, Архангелам и Ангелам, во вторник – Иоанну Предтече, в среду – Пресвятой Богородице и т.д. Чтение «Псалтиря» также зависит от Ваших возможностей, желания и времени.

Молитва перед едой и после – вещь обязательная.

Как молиться перед причастием?
Ответ на этот вопрос обычно содержится в «Молитвослове». Мы лишь напомним: все молитвы, совершаемые перед Причастием, вычитываются дома, накануне таинства. Накануне Причащения необходимо побывать на вечернем богослужении, после чего со спокойной душой можно начинать молиться. Перед Причастием необходимо прочитать:

  • «Последование ко Святому Причащению...»;
  • три канона: покаянный, Ангелу-Хранителю и Пресвятой Богородице;
  • один из акафистов;
  • полные вечерние молитвы.

Домашняя молитва совершается перед иконами, стоя, с крестным знамением и поясными поклонами. По желанию можно делать земные поклоны или молиться на коленях.

На молитве желательно не отвлекаться на посторонние дела – телефонные звонки, свистящий чайник, заигрывания домашних животных.

При сильной усталости и большой тяге к молитве разрешается молиться сидя. «Псалтирь», за исключением «Слав...» и закрывающих кафизму молитв, также читается сидя.

Несмотря на то, что молитва требует определённой сосредоточенности и внимания, полезно молиться и через силу. Наш мозг может не воспринимать прочитанное, но душа обязательно всё услышит и получит свою порцию божественной благодати.

Великий Пост — это период воздержания от привычных удовольствий, к которым привык православный христианин. К числу удовольствий Православная Церковь относит не только еду, но и развлечения — духовные и телесные.

В чем смысл поста?

Если бы смысл этой христианской традиции заключался только в пищевых ограничениях, то пост мало чем отличался бы от обычной диеты. Считается, что только в состоянии сдерживания телесных становится особенно восприимчивым к духовной работе над собой, поэтому пост — это период воздержания и покаяния. А покаяние немыслимо без чтения молитвы. Какие молитвы читать в пост? Наиболее известные великопостные молитвы и молитвословы - «На всякое прошение души», покаянный канон святого Андрея Критского. Наиболее известна и почитаема в Великий пост, ее читают во всех церквях и в домах верующих христиан на протяжении всего поста.

Молитвочтение во время поста

Известный святитель Феофан Затворник говорил, что человек не полон без тела так же, как и молитва не полна без в свою очередь, заключается в том, что следует:


Все эти правила следует строго соблюдать во время поста, а, кроме того, объем молитвочтений в этот период следует увеличить и уделить им особенное душевное внимание.


Значимость молитвы Ефрема Сирина

Покаянная молитва Ефрема Сирина состоит всего лишь из трех десятков слов, а вмещает в себе все самые главные элементы покаяния, указывает на то, к чему следует приложить основные усилия молящемуся. Благодаря этой молитве верующий определяет для себя путь избавления от недугов, которые препятствуют его сближению с Богом.

Кроме того, это моление доступно и емко выражает значение и смысл Великого поста. Молитва святого Ефрема Сирина отражает главные заповеди, дарованные Господом, и помогает в доступной форме осмыслить свое отношение к ним. Она читается православными в их домах и в церквях в конце каждого богослужения в великопостный период.


Кто такой Ефрем Сирин

Но далеко не только великопостная молитва Ефрема Сирина сделала его почитаемым святым, этот человек известен как церковный оратор, мыслитель и богослов. Родился он в IV веке в Месопотамии, в семье бедных крестьян. Долгое время Ефрем не верил в Бога, однако волею случая стал одним из лучших проповедников того времени. По легенде, Ефрема обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Во время пребывания в темнице он услышал глас Божий, призывавший его покаяться и уверовать в Господа, после чего был оправдан судом и выпущен на свободу. Это событие перевернуло жизнь юноши, заставив его раскаяться и уединиться для жизни вдали от людей.

Долгое время он вел отшельнический образ жизни, позднее стал учеником известного аскета — святого Иакова, жившего в окрестных горах. Под его руководством Ефрем читал проповеди, обучал детей и помогал на службах. После кончины святого Иакова молодой человек поселился в монастыре рядом с городом Эдесса. Ефрем настойчиво изучал Слово Божие, труды великих мыслителей, святых старцев, ученых. Обладая даром учительства, он мог доступно и убедительно доносить эту информацию людям. Вскоре к нему стали приходить люди, нуждавшиеся в его наставлениях. Известно, что язычники, бывавшие на проповедях Ефрема, обращались в христианство легко и уверенно.

Почитание святого в наши дни

Сегодня Ефрема Сирина называют отцом церкви, учителем покаяния. Все его произведения пропитаны мыслью о том, что покаяние — это смысл и двигатель жизни каждого христианина. Искреннее покаяние в сочетании со слезами раскаяния, по мнению святого, полностью уничтожает и смывает любой грех человека. Духовное наследие святого насчитывает тысячи работ, однако на русский язык переведена лишь малая их часть. Наиболее известны молитва Ефрема Сирина в Великий пост, а также его слезные моления, моления на разные случаи жизни и беседа о свободной воле человека.

История возникновения молитвы

Каким образом Ефрем Сирин создал эту молитву, достоверно уже никто не расскажет. Согласно преданию, одному пустынному отшельнику привиделись ангелы, державшие в руках большой свиток, испещренный надписями с обеих сторон. Ангелы не знали, кому передать его, стояли в нерешительности и тогда с небес раздался Божий глас «Только Ефрем, избранник Мой». Отшельник привел к ангелам Ефрема Сирина, те передали ему свиток и велели проглотить его. Далее случилось чудо: слова из свитка распространил Ефрем, словно дивная лоза. Так молитва Ефрема Сирина в Великий пост стала известна каждому православному христианину. Моление это выделяется среди всех остальных великопостных песнопений, его чаще прочих читают в храме и чаще всего именно во время этой молитвы вся церковь преклоняет колени перед Богом.

Текст молитвы

Молитва Ефрема Сирина, текст которой представлен в этой статье, легко запоминается и читается, несмотря на наличие

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Такова молитва Ефрема Сирина. Текст молитвы может быть понятен не всем христианам из-за наличия в ней церковнославянских слов, а за скромными прошениями в этом молении скрыт смысл настолько глубокий, что далеко не каждому христианину удается постичь его с первого прочтения. Для полного понимания ниже представлено толкование молитвы Ефрема Сирина.


Толкование молитвы

Как видно из текста моления, оно делится на два типа прошений: в одних молящий просит Господа «не дать» — то есть освободить от недостатков и грехов, а другим рядом прошений молящий, напротив, просит Господа «дать» ему духовные дары. Толкование молитвы Ефрема Сирина имеет глубокий духовный смысл, рассмотрим значение каждого из них.

Прошения об избавлении звучат так: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Только благодаря молитве человек способен совершить подвиг и избавиться от этих грехов.

Праздность

Казалось бы, праздность — не такой уж и великий грех по сравнению с завистью, убийством и воровством. Однако она является самым греховным отрицательным состоянием человека. Перевод этого слова с означает пустоту и пассивность души. Именно праздность является причиной унылого бессилия человека перед духовной работой над собой. Кроме того, она неизменно порождает уныние — второй страшный грех человеческой души.

Уныние

Говорят, что праздность символизирует отсутствие света в душе человека, а уныние — наличие в ней тьмы. Уныние — это пропитанность души ложью в отношении Бога, мира и людей. Дьявол в Евангелии назван отцом лжи, а потому уныние — это страшное дьявольское наваждение. В состоянии уныния человек различает только плохое и злое вокруг себя, он неспособен видеть в людях доброту и свет. Именно поэтому состояние уныния равноценно началу духовной смерти и разложению человеческой души.

Любоначалие

Покаянная молитва Ефрема Сирина упоминает и о таком состоянии души, как любоначалие, которое означает стремление человека к власти и господству над другими людьми. Стремление это рождается из уныния и праздности потому, что пребывая в них, человек рвет свои отношения с другими людьми. Таким образом он становится внутренне одиноким, а окружающие превращаются для него лишь в средство достижения его целей. Жажда власти продиктована стремлением унизить другого человека, сделать его зависимым от себя, отрицается его свобода. Говорят, что в мире нет ничего страшнее такой власти — обезображенной пустотой души и ее одиночеством и унынием.

Празднословие

Упоминает великопостная молитва Ефрема Сирина и такой грех души человеческой, как празднословие, то есть — пустословие. Дар речи был дарован человеку Богом, а потому использовать его можно лишь с добрым помыслом. Слово, использованное для совершения зла, обмана, выражения ненависти, нечистоты несет в себе большой грех. Об этом в Евангелии говорится, что на Великом Суде за каждое праздное слово, произнесенное при жизни, душа будет держать ответ. Празднословие несет людям ложь, соблазн, ненависть и разложение.

Молитва святого Ефрема Сирина помогает осознать эти грехи, покаяться в них, ведь только осознав свою неправоту, человек способен перейти к другим прошениям — положительным. Такие прошения звучат в молитве так: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве...даруй ми зрете моя прегрешения и не осуждати брата моего».


Целомудрие

Смысл этого слова широк, и означает он два основных понятия - «целостность» и «мудрость». Когда молящий просит у Господа целомудрия для себя, то это значит, что он просит знаний, опыта видеть добро, мудрости для ведения праведной жизни. Целостность этих прошений являет собой мудрость человеческую, позволяет человеку противостоять злу, распаду и уходу от мудрости. Прося о целомудрии, человек мечтает вернуть жизнь в мире и гармонии для ума, тела и души.

Смиренномудрие

Смирение и симренномудрие — понятия неодинаковые. И если смирение может трактоваться как обезличенная покорность, то смиренномудрие — это смирение, не имеющее ничего общего с самоунижением и презрением. Смиренномудрый человек радуется постижениям, открытым им Богом, той глубине жизни, которую открывает в смирении. Смиренный же человек падший нуждается в постоянном самопревозношении и самоутверждении. Смиренномудрому человеку гордыня не нужна, так как ему нечего скрывать от других людей, потому он и смиренен, не рвется доказывать другим и себе свою значимость.

Терпение

«Остается только терпеть» — это не христианское терпение. Истинное христианское терпение являет собой Господь, который верит каждому из нас, доверяет нам и любит нас. Оно базируется на убеждениях о том, что добро всегда побеждает зло, жизнь побеждает смерть в христианской вере. Именно эту добродетель молящий просит себе у Господа, когда говорит о терпении.

Любовь

По сути, вся молитва сводится к просьбе о любви. Праздность, уныние, любоначалие и празднословие являются помехой к любви, именно они не пускают ее в сердце человека. А целомудрие, смиренномудрие и терпение — это своего рода корни для прорастания любви.


Как правильно читать молитву

Когда читается молитва Ефрема Сирина, следует придерживаться некоторых правил:

  • Чтение производится во все дни Великого Поста, кроме субботы и воскресенья.
  • Если молитва читается впервые, то после каждого прошения следует воздавать земной поклон.
  • Впоследствии церковный устав требует воздавать земной поклон трижды во время чтения молитвы: перед прошениями об избавлении от недугов, перед прошениями о даровании и перед началом третьей части молитвы.
  • Если того требует душа, молитву можно производить и вне великопостных дней.

Какие молитвы читаются в пост

Кроме этого, верующие читают те молитвы, которые произносят и в обычные дни. Когда читается молитва Ефрема Сирина, обычно производится чтение и молитвословия из Часослова и Триоди, а также молитвослова «На всякое прошение души».

Заключение

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост представляет собой квинтэссенцию духовных просьб молящего к Богу. Она учит его любить, радоваться жизни и помогает соблюдать режим поста.

Каждый православный христианин рано или поздно обращается со своими просьбами к Богу. Он просит о здоровье близких, об успехах в делах, о благополучном окончании тяжелого периода в жизни… Считается, что любой человек всегда может быть услышан Господом. Но если свою просьбу или простую благодарность начинает с молитвенных слов, его быстрее услышат и помогут. Собственно говоря, каждый православный человек имеет дома молитвенник, в котором перечислены разные молитвы на все случаи жизни. Существуют специальные молитвы для утра и вечера, также перед едой желательно читать молитву «Отче наш». Тексты молитв можно найти в любом молитвослове. Каждый православный и искренний помыслами человек знает, какие молитвы надо читать и в каких случаях.

В сложной ситуации поможет молитва

К примеру, в опасности жизни или здоровью человек нужно читать 90-й псалом либо молитву «Да воскреснет Бог». Молитва содержит его краткий вариант. Такие молитвы нужно знать наизусть. Кроме того, в сложных ситуациях священнослужители советуют молиться своему Ангелу Хранителю, читая тропарь из молитвослова. Также можно произносить молитву Иисусу.

Молитву можно читать дома

Для верующего человека нет разницы, где читать молитву – дома или в церкви. С самого дня создания Православной Церкви, все молитвы поделились на келейные и общественные. И каждая из них имеет право на существование. В Священном Писании сказано, что келейная молитва произносится тогда, когда человеку хочется поведать Богу нечто очень сокровенное. Общественная же молитва сильна тем, что чем больше людей одновременно произносят просьбы или благодарности Господу, тем быстрее могут сбыться их просьбы. Конечно, если человек произносит молитву искренне. Таким образом, по-настоящему верующий человек должен молиться не только дома, но и в церкви, сочетая молитвы – только тогда он сможет обрести внутренний покой и божественную помощь в любых делах.

Молитва исходит от сердца

Многие люди спрашивают у служителей Церкви, какие молитвы надо знать. Нет какого-то особенного правила, какие молитвы учить, а какие – нет. Если у вас в доме есть молитвослов, не обязательно учить молитвы наизусть, но нужно уметь их читать, от сердца. От того, что вы заучите на память молитвы, как стих, и будете громко декламировать их в своей спальне, в вашей жизни вряд ли что-то изменится в лучшую сторону. Молитва должна исходить от сердца. Но одну молитву все-таки положено знать каждому православному человеку, и это – «Отче наш».

Иконы должны быть в каждом доме

Считается, что каждый человек должен у себя дома держать хотя бы несколько икон. Поэтому нет разницы, молитесь ли вы какому-то конкретному святому, чья икона у вас стоит, или Господу в общем. Молитву также можно произносить своими словами, благодаря за прожитые дни, за благополучное решение проблем, просить помощи в каком-то деле. Делать это можно, в принципе, в любом месте – будь то Церковь, работа или ваше жилище. Главное – это сосредоточиться на своем желании поблагодарить и попросить что-то у Господа. Акцент делается именно на «Поблагодарить», потому что человек должен быть благодарен за то, что у него уже есть, а не просить постоянно еще, еще и еще.

Не стоит верить журналам и газетам

Так какие молитвы надо знать? Не стоит читать и учить молитвы, которые печатаются в различных журналах и газетах. Как правило, они не имеют ничего общего с церковным словом, и пишутся обычными людьми-журналистами, которым все равно о чем писать – о происшествии на дороге или о Божественном слове. Если вы – поистине верующий человек, то вам стоит доверять в плане выбора молитв только внутренним ощущениям, карманному молитвослову и священнослужителям.

Но отчего в наше время все чаще раздаются полные тревоги голоса священства о молящихся? Искренне желая обратиться ко Господу, заступнику нашему и Спасителю в разных горестях, болезнях и нуждах, по незнанию люди, только еще приходящие к вере или пришедшие недавно, нередко пользуются молитвенными текстами, взятыми из журналов, сборников, календарей, составленных людьми невежественными и безразличными к своим читателям, для которых все равно что печатать - магические заклинания или святые молитвы, - лишь бы издание раскупалось и приносило доход. На одной странице такого издания можно увидеть молитвы, причем часто искаженные, искореженные, помещаются иконы, освящаются православные даты, а на другой - ритуалы и заговоры белой и черной магии, призывы всяких "ясновидящих", колдуний, то есть тех, кто получает свои ответы от сатаны, но никак не от Бога. Тут же будет реклама каких-либо курсов по астрологии, экстрасенсов и так далее. Издатели этой душегубительной газеты выхватывают из православного Богослужебника куски, преподавая их читателям как молитвы, имеющие как бы "магическое целебное свойство". Подумать только, какое святотатство совершается таким образом!

Вот что пишет об этом архимандрит Георгий, наместник Тимашевского Свято-Духов мужского монастыря в своей статье "Мираж исцеления?": "Я убедительно советую - не читать подобных газет и тем более "молитв", которые в них печатаются... Эти молитвы скомбинированы и искажены, а зачастую и просто выдуманы самими оккультистами, чтобы привлечь к себе побольше любознательных (и безграмотных в Православии) читателей. Неграмотные христиане увлекаются такими молитвами потому, что они действительно видят перед собой некий текст, в котором упоминается Имя Господа, Богородицы, святых, и обольщаются этим".(18 июня 2011 г. около 18.00 отошел ко Господу наместник Свято-Духова мужского монастыря в г. Тимашевске схиархимандрит Георгий (Савва).ред.)

Кроме того, в подобных изданиях часто помещают православные молитвы, читаемые в различных болезнях, к примеру "молитвы для исцеления слуха", "для исправления зрения", "от кожных болезней" и так далее.

Те издания, которые печатают подобные молитвы (якобы для исцеления всех органов человека), совершенно не знают, что многие из этих молитв смогут помочь больному только в том случае, если их читает только священнослужитель, а не сам больной и тем более не "целитель". Такие газеты берут большинство молитв из святого Требника, которым может пользоваться только человек, который принял таинство священства, то есть священник. Мало того, все те молитвы, взятые "целителями" из святого Требника, полностью ими искажены. Вот, к примеру, в газете краснодарских "целителей и ясновидящих" дается молитва "для исцеления мозга", а ведь такая молитва читается только тогда, когда у человека "умопомрачение", то есть душевная болезнь, а не просто болезнь головы. Все эти молитвы предназначены только для священников, а для мирян есть свои молитвы.

В новозаветной Церкви установлено таинство священства, совершаемое только архиереями. В чем заключается это таинство? В момент его совершения на того, кто рукополагается, сходит благодать Духа Святого, освящающая и дающая ему духовную власть в таинстве покаяния прощать наши грехи. Власть эта передается по преемству еще от апостолов Христовых, которым ее даровал Сам Господь, посылая их в мир: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23).

Существуют литургические и молебные чины, составленные отцами Церкви Христовой. В их чинопоследованиях есть молитвы, которые могут читать только священники. Даже диакон не имеет права и власти читать их. Не имеющие священнического сана, читая такие молитвы, например для освящения дома, для изгнания нечистой силы и прочие, просто оскверняются .

Мы совершаем грех святотатства, потому что принимаем на себя то достоинство, которого не имеем. В связи с этим архимандрит Григорий приводит один очень поучительный случай: "Один молодой человек (он живет в Тимашевске, посещая однажды Троице-Сергиеву лавру, зашел в книжную лавку и купил там книгу с названием "Служебник" (это происходило в начале 90-х годов). Служебник - это книга, включающая в себя литургические последования, в которых имеются тайнодейственные молитвы, читаемые сугубо священником. Конечно, этот парень не знал, что такие молитвы читать мирянину нельзя... Дома он стал читать эту книгу, прочитывая и те молитвы, которые приличествует произносить только священнику. Через короткое время парень заметил, что у него появилась в теле какая-то "теплота", чувство "благодати"... Демон затягивал его в ловушку прелести через чувственное обольщение. Я предупреждал этого парня, что если он не прекратит заниматься неподобным, то с ним может случиться что-нибудь нехорошее... Но этот молодой человек не внял моим наставлениям, упорствуя в том, что через чтение этой книги на него сходит благодать и Дух Святой... Вскоре после нашего с ним разговора в тот момент, когда он в очередной раз читал Священнические молитвы, в него вошел бес... Сколько страданий и горя он принес себе и матери, может рассказать только его мать...

Вот вам пример того, что далеко не все молитвы может читать мирянин..."

Каких только рекомендаций и советов не увидишь в газетах так называемых "народных целителей"! Как уберечь свой дом от зла и порчи? Оказывается, надо обойти со свечой дом или квартиру и говорить при этом заговоры (они тут же печатаются), в которых упоминается имя Христа или Богородицы! Это и будет освящением дома. А ведь это просто суеверный обычай. Все эти советы лишь насаждают в народе сектантские заблуждения, вносят смуту в ряды новоначальных, оскорбляют святую Церковь и священнослужителей.

Если следовать таким советам, то человек ни чем другим и заниматься не должен, как совершать с утра до вечера какие-то ритуалы да сутками читать заговоры и тексты, сфабрикованные из всевозможной духовной литературы.

У всех свои обязанности. В обязанности священника входит совершение треб - молитвенных чинов и молитвословий - для призывания помощи Божией в нуждах, то есть требах, житейских потребностях православных христиан - мирян.


Ни в одном законе Священного Писания не написано, чтобы обращались мы, когда заболели, за помощью к целителям, ясновидящим и так далее. В Священном Писании написано только одно: "Если болеешь, позови пресвитеров Церковных (то есть священников), и они молитву творят..." И только эта молитва, произносимая священниками, в сочетании с большой верой больного может дать больному желаемое исцеление, и "даже многие забытые грехи ему простятся".

Будьте бдительны, братия и сестры. Сейчас стало модным печатать без разбору в газетах и книгах молитвы от всех недугов. Многие миряне пользуются этими молитвами, а ведь это очень большой грех, так как молитвы эти берутся из церковно-богослужебных книг.

Как подготовить себя к посещению храма. Храм, является домом Божьим, небом на земле, местом, где совершаются величайшие Таинства. Поэтому, необходимо, всегда готовится к принятию святынь, чтобы Господь не осудил нас, за небрежность в общении с Великим.* Принимать пищу, перед посещением храма, не рекомендуется, запрещено по уставу, это всегда делается натощак. Некоторые, отступления возможны при немощи, с обязательным укорением себя.
Одежда, имеет большое значение, об этом, упоминает апостол Павел, заповедуя женщинам, обязательно покрывать голову. Он отмечает, что покрытая голова женщины, является положительным знаком для ангелов, ибо, это является признаком скромности. Не хорошо, посещать храм в короткой, яркой юбке, в вызывающе открытом платье или в спортивном костюме. Дурным, считается все, что принуждает окружающих, обращать на вас внимание и отвлекает от службы и молитвы. Женщина в брюках, в храме, явление тоже, неприемлемое. В Библии, существует, еще ветхозаветное запрещение женщинам одеваться в мужскую одежду, а мужчинам - в женское. Уважайте чувства верующих, даже если это ВАШЕ первое посещение храма.

Утром, встав с постели своей, возблагодарите нашего Господа, даровавшего нам возможность, провести ночь в мире и продлившего нам, дни для покаяния. Неспешно умойтесь, встаньте перед иконой, зажгите лампадку (обязательно от свечи), для придания молитвенного духа, приведите свои мысли в тишину и порядок, всех простите и только тогда начните читать, утренние молитвы из молитвослова. Если есть время, почитайте одну главу из Евангелия, одну из деяний Апостолов, одну кафизму из Псалтири или один псалом. При этом, необходимо помнить, что всегда, лучше прочесть одну молитву, с искренним чувством, чем все молитвы, с навязчивой мыслью, поскорее завершить. Перед своим выходом, произнесите молитву — : «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Затем, перекрестись и спокойно шествуйте в храм. На улице, перекрестите дорогу перед собой, с молитвой: «Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла». По пути в храм, читайте про себя молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

*Правила входа в храм.
Прежде чем войти в храм, перекреститесь, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и произнесите к первому поклону: «Боже, буди милостив мне, грешному». второму поклону: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя».
К третьему: «Без числа согреших, Господи, прости мя».
Затем, проделав то же самое войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, произнесите про себя: «Простите меня, братья и сестры».
*В храме, правильно целовать иконы, следует так:
Лобызая святую икону Спасителя - следует целовать ноги,
Божией Матери и Святых - руку,
а нерукотворный образ Спасителя и главу святого Иоанна Крестителя - во власины.
И помните!!! Если вы пришли на службу, то Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу.
ПРИМЕЧАНИЕ:- если у Вас нет сил простоять всю службу, то можно посидеть, ибо как говорил святитель Филарет Московский: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».
Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять!!!

Как ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ.
Крестное знамение совершается следующим образом.
Мы складываем пальцы правой руки: большой, указательный и средний - вместе (щепотью), безымянный и мизинец - согнув вместе, прижимаем к ладони.

Три сложенных пальца означают нашу веру в Бога, в Троице поклоняемого, а два пальца - веру в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека. Затем кончиками трех сложенных пальцев мы касаемся лба, чтобы освятить наши мысли; живота, чтобы освятить наше тело; правого и левого плеча, чтобы освятить дела наших рук. Таким образом мы изображаем на самих себе крест.

После этого мы совершаем поклон. Поклоны бывают поясные и земные. Поясной поклон состоит в наклонении верхней части тела вперед после совершения крестного знамения. При земном поклоне верующий становится на колени, наклоняясь, касается лбом пола и затем встает.

Относительно того, какие поклоны и когда следует совершать, существуют определенные обширные церковные правила. К примеру, не совершаются земные поклоны в период от праздника Пасхи до дня Святой Троицы, а также в воскресные дни и в дни великих праздников.

Креститься без поклонов: 1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.
2. В начале «Верую».
3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:
1. При входе в храм и при выходе из него - три раза.
2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
5. При словах «Честнейшую Херувим».
6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении - по 3 поклона, после двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоном:
1. В пост при входе в храм и при выходе из него - 3 раза.
2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
3. В начале пения «Достойно и праведно есть».
4. После «Тебе поем».
5. После «Достойно есть» или Задостойника.
6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно».
8. В Великий пост, на Великом повечерии,при пении «Пресвятая Владычице» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения
1. При словах священника «Мир всем»
2. «Благословение Господне на вас»,
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
4. «И да будут милости Великаго Бога» и
5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Креститься не положено.
1. Во время псалмов.
2. Вообще во время пения.
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы
4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Не допускается земных поклонов.
Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

ИКОНЫ В ДОМЕ
Спас Нерукотворный

Икона слово греческое и в переводится как — «образ». Священное писание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.
Правивший, во время земной жизни Господа Иисуса Христа, в сирийском городе Эдесса, царь Авгарь был тяжко болен проказой. Узнав, что в Палестине, находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет у людей любые болезни, Авгарь уверовал в Него, и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу, письмо Авгаря, с просьбой о исцелении и своем покаянии. Кроме этого, он велел живописцу, нарисовать портрет Иисуса. Но сделать портрет, художнику не удалось, «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему, пришел сам Господь. Он взял кусок ткани и приложил его, к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ — первую, Самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.
За этим чудотворным образом закрепилось название — *Спас Нерукотворный*.

Предназначение иконы
Главное предназначение иконы – помогать людям возноситься над мирской суетой, оказывать помощь в молитве. «Икона — это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».
Икона призвана, - пробуждать в предстоящем перед ней духовную потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях и молитвах.

Какие иконы должны быть в доме православного христианина
Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Господа с благословляющей рукой и раскрытой или закрытой книгой. Также, часто для дома приобретают икону Спаса Нерукотворного.
Икону Богородицы чаще всего выбирают из следующих иконографических типов:
«Умиление» («Елеуса») — Владимирская, Донская, Почаевская, Феодоровская, Толгская, «Взыскание погибших» и др.;
«Путеводительница» («Одигитрия») — Казанская, Тихвинская, «Скоропослушница», Иверская, Грузинская, «Троеручница» и др.
Обычно на Руси принято в каждом домашнем иконостасе располагаеть икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских (Николы Угодника). Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников очень часто располагают иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона. Если позволяет место, желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила.
При желании можете дополнить иконами покровителей. Например:Покровители семьи.- святые благоверные князь Петр(в иночестве Давид) и княгиня Феврония
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
— святые мученики и исповедники Гурий,Самон и Авив — известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи; им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою» –они заступники женщины в трудном браке. ПОКРОВИТЕЛЬ ДЕТЕЙ. — святой младенец- мученик Гавриил Белостокский.

Как ПРАВИЛЬНО молиться. Молитвы читаются по определенным ПРАВИЛАМ. Правилом называется порядок чтения молитв, закрепленный Церковью, их состав и последовательность. Различают: утреннее, дневное и вечернее правило, правило к Святому Причащению.
Каждое из правил имеет почти одинаковое начало — предначинательные молитвы:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Царю Небесный …
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас, ..
Господи, помилуй … (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, ..
Отче наш …»
за этими начальными молитвами, следуют остальные.

Если вы, ограниченны во времени, — то воспользуйтесь, молитвенным Правилом, Серафима Саровского:
После сна, умывшись, прежде всего, надо встать перед иконами и, благоговейно перекрестившись, прочитать трижды Господню молитву *Отче наш*. Затем трижды *Богородице Дево,радуйся* и, наконец, — Символ веры.

Можно ли, молиться своими словами? Можно,- но в пределах некоторых ограничений.
Церковь не запрещает молиться своими словами. Более того, она на это указывает и предписывает, скажем, в утреннем правиле: «Кратко принеси молитву о спасении отца твоего духовного, родителей твоих, сродников, начальников, благодетелей, знаемых тебе, болящих или находящихся в печали». Таким образом, мы можем сказать Господу своими словами о том, что касается наших знакомых или нас лично, о том, что не говорилось в помещенных в молитвослове молитвах.
Однако, не достигнув духовного совершенства, молясь пришедшими на ум словами, пусть даже они исходят из глубины души, мы можем оставаться лишь на своем уровне духовности. Приобщаясь же к молитвам святых, стараясь вникнуть в их слова, мы становимся каждый раз немного выше и лучше духовно.
Пример того, как нужно молиться, дал нам Сам Господь. Молитва, оставленная Им Своим ученикам, называется Господней. Она существует, во всех молитвословах и входит, в состав церковных служб. Это молитва — *Отче наш*.

Молитва Господня(данная нам Иисусом Христом) —
Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое,
да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не дай впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.
**********

СИМВОЛ ВЕРЫ:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного до начала времени; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все было сотворено.
Нас ради людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, как предсказывали Писания. И восшедшего на небеса и царствующего с Отцом. И вновь грядущего во славе, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.
Символ Веры — краткое изложение основ Православной веры, составленное на I и II Вселенских соборах в IV веке; читается по утрам как ежедневная молитва.

ПСАЛОМ 50.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Омой меня от всех беззаконий моих, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я знаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобой одним согрешил я, и злое пред Тобою сотворил я, так что Ты прав в приговоре Своем и справедлив в суде Своем. С самого рождения моего я виновен пред Тобою; я - грешник от зачатия моего во чреве матери моей. Но Ты любишь искренних сердцем и открываешь им тайны премудрости. Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и белее снега я стану. Верни душе моей радость и веселие, - и возрадуются кости мои, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего и Духом Твоим Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от преждевременной смерти, Боже, Боже спасение мое, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе. Ибо не желаешь Ты жертвы - я дал бы ее - и ко всесожжениям не благоволишь. Жертва Богу - дух сокру­шенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы праведные; тогда возложат на алтарь Твой жертвы Тебе.

*Песнь Пресвятой Богородтце:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecи душ наших.

*Молитвы Пресвятой Богородице:
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас, раб Божиих (имена) из глубины греховныя и избави нас от смерти внезапныя и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, нам мир и здравие и просвети нам ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна со Отцем и Пресвятым Его Духом.

*Более простая молитва —
Пресвятая Мати Божия, моли Сына Своего и Бога об откровении ума моего и о благословении начинаний моих, и ниспослании свыше помощи в делах моих, и оставлении грехов моих, и о получении вечных благ.Аминь.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ЕДОЙ и ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
Благословение пищи или Благодарственная молитва, произносится перед началом трапезы.
Молитву, возможно читать сидя или стоя. Но, если присутствуют люди, исповедующие другую веру, то молитву вслух, лучше не произносить!
Молитва, по содержанию, может быть краткой или пространной. Три, ниже приведенных варианта молитв перед трапезой, являются наиболее распостраненными, так как являются, наиболее краткими:

1. Господи, благослови нас и эти дары Твои, вкушаемые нами щедрот
Твоих. Во имя Христа, Господа нашего, аминь.

2. Благослови, Господи, эту пищу, чтобы она пошла нам во благо и придала
сил для служения Тебе и помощи тем, кто в ней нуждается. Аминь.

3. Возблагодарим Господа за даруемую нам трапезу. Аминь.

Представляем вам и другие варианты молитв, перед едой:

1. Отче наш… Или: Очи всех обращены к Тебе, Господи, и Ты всем даешь пищу в нужное время,
открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее.

2. Благодарим Тебя, Христе Боже наш, ибо Ты насытил нас земными Твоими благами. Не лиши нас и
Небесного Твоего Царства, но как некогда пришел к ученикам Твоим, мир даруя им, приди к нам и спаси нас.

Часто, верующие люди, перед и после принятия пищи, просто читают три молитвы: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». «Господи, помилуй» (трижды). «Молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

А, если захотелось, перекусить яблочком или бутербродом, например, то священнослужители, рекомендуют, просто перекреститься или перекрестить съедаемое!

МОЛИТВЫ на СОН ГРЯДУЩИМ:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

*Молитва святого Макария Великого, к Богу Отцу
Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

*Молитва ко Пресвятому Духу
Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно и во веки. Аминь.

*Молитва
Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

*Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

*Молитва Пресвятой Богородице
Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

*Молитва святому Ангелу хранителю
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Молитва Честному Животворящему Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Или кратко:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

*Молитва
Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.
*Молитва
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

*Исповедование грехов ПОВСЕДНЕВНОЕ:
Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Когда отходите ко сну, — обязательно произносите:

*В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.*

Спаси и сохрани Вас ГОСПОДЬ!!!

Loading...Loading...