Алалия у детей — симптомы. Как распознать и лечить. Алалия у детей. Симптомы Выход из моторной алалии симптомы

АЛАЛИЯ — полное или частичное отсутcтвие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Моторная алалия — ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. (Про таких детей родители говорят: «Он все понимает, а сказать не может»).

Сенсорная алалия — ребенок не понимает обращенную к нему речь (нарушение восприятия и понимания чужой речи). У таких детей наблюдаются эхолалии — автоматическое повторение чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Обратитесь к специалисту, если:

  • Ваш малыш: не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки.
  • Не прислушивается (как это делают слабослышащие дети).
  • Не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей.

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно без логопедической помощи не формируется.

Алалия моторная — это системное недоразвитие произносительной стороны речи, возникшее в следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, выраженное затруднением процессов порождения речевых высказываний (в овладении активным словарем и грамматическим строем речи) при достаточно сохранном понимании речи.

Причины возникновения моторной алали и очень разнообразны.

Чаще всего моторная алалия обусловлена неблагополучием во внутриутробном периоде развития, трудными родами или ранними прижизненными травмами мозга, болезнями раннего детства с осложнениями на головной мозг (менингит, энцефалит и т.п.)

При алалии происходит нарушение произносительной стороны речи. Это объясняется поражением нервной системы на более высоком уровне, когда сами моторные (двигательные) нервы, управляющие движениями, не пострадали и ядра нервов в порядке, но нарушено управление этими нервами. В таких случаях нарушается управление программой движений, нарушается деятельность речевого центра в коре головного мозга.

Кроме этих причин, задержка речи может быть обусловлена еще рядом серьезных причин, таких как:

  • Задержка общего развития. Ребенок плохо (замедленно, останавливается в развитии и т.п.) развивается умственно. Способность соотнести названия с определенными явлениями, сгруппировать эти явления, проанализировать, воспользоваться этими словами для контакта — все это требует интеллекта, а при задержке развития оного речь ребенка может быть задержана.
  • Характерологические особенности. Существую дети, у которых затруднен контакт с окружающими людьми. Такие дети живут своим внутренним миром — это состояние в медицине называют аутизмом. Эти дети не ищут контакта с окружающими людьми поэтому поздно начинают говорить (хотя часто наедине с самим собой они говорят) и, даже обучившись речи, мало ее используют, правда это бывает не всегда. У некоторых детей аутистов речь развивается своевременно, и дефект заключается только в том что они мало используют речь в быту. У таких детей развитие речи может задержаться вплоть до школьного возраста.

Указанные выше причины при моторной алалии обычно взаимодействуют друг с другом, т.е имеется не одна, а несколько причин.

Проявления моторной алалии могут быть обнаружены уже на первом году жизни ребенка. Однако они обычно проходят незамеченными окружающими. Малыш ведет себя так же как и остальные дети, но в отличии от здоровых он мало лепечет, и лепет его часто бывает однообразным.

Эти нарушения могут быть сильно выражены, но могут быть и настолько легкими, что не замечаются не только родителями, но и врачами.

Родители начинают замечать задержку только на втором году жизни ребенка и в этот момент окружающие обычно их успокаивают, говоря так:

- «Дети часто начинают говорить позже двух лет»;

- «Не беспокойтесь, перерастет, вот пройдет еще несколько месяцев и он заговорит»;

- «Мальчики всегда начинают говорить позже девочек»;

- «Не волнуйтесь, у Вашего ребенка такой темперамент»;

Однако в ряде случаев ребенок не начинает говорить и к 2, и к 3, и к 5 годам, или произносит только лепетные слова.

Чем младше ребенок, тем сложнее решить, какая причина является главной, т.е. имеет место либо общая задержка развития, медленный рост интеллекта либо характерологические дефекты, особенности характера.

Моторную алалию можно определить только в том случае, если развитие ребенка происходить неравномерно, т.е. по одним функциям он равен своим сверстникам, а по произносительной речи отстает от них.

Признаки моторной алалии:

Прежде всего, при моторной алалии может наблюдаться задержка формирования всех двигательных умений.

Ребенок не парализован, у него достаточная мышечная сила, равномерные рефлексы. И в то же время он неуклюж, он плохо усваивает новые навыки, ему трудно научиться даже таким простым вещам, как умение есть ложкой, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, т.е в разной степени выражены нарушения образования двигательных умений.

Особенно резко бывают выражены нарушения в образовании умений, связанных с ротовой полостью и артикуляторным аппаратом. Это может выражаться в таких действиях как:

  • ребенок 5-6 лет не умеет целовать (ребенок сначала чмокнет, а потом приложит губки, или сначала прикладывает губки, потом отнимает их от щеки и чмокает),
  • плохо дует,
  • не умеет высунуть язык; причем речь идет не о параличе он может все это выполнить непроизвольно (например, слизать варенье с верхней губы), но по просьбе взрослого или по подражанию не может поднять язык и сделать губы «трубочкой».

Не умение дуть, чмокать, двигать языком встречается у большинства моторных алаликов, хотя они выражены не одинаково, и обычно проходят раньше, чем появляется речь.

О нарушении двигательных умений врач, дефектолог часто узнает только из анамнеза, т.к. к моменту поступления в логопедический сад ребенок этими навыками овладевает.

Дети с моторной алалией, испытывая нужду в общении, прибегают к жестам . Анализ этих жестов показывает, в какой мере ребенок готов к речи и как он стремиться к коммуникации, в какой мере он способен изобретать новые жесты.

Важный жест, который имеет значение для развития речи, это указательный жест.

Наличие указательного жеста (если жест правильно делается указательным пальцем) свидетельствует о достаточной двигательной умелости, (в норме появляется у детей до года) и о желании коммуникации (обратить внимание окружающих на определенное явление).

Наличие указательного жеста у здоровых детей предшествует речи.

Правильное использование данного жеста говорит о том, что речь скоро появиться.

У детей с моторной алалией указательный жест является важным способом общения с окружающим миром.

У детей с моторной алалией своеобразно нарушено повторение звуков речи.

В тяжелых случаях не удается добиться повторение ни одного звука, даже гласных А и О.

Но это не означает, что ребенок не может произнести эти звуки, потому что иногда он произносит их совершенно чисто и без носового оттенка, без затруднений.

Нарушено именно произвольное произведение звука по образцу или по просьбе взрослого.

Особенно часто наблюдается нарушение воспроизведения звуковой цепи, даже цепи состоящей из 2-х звуков: АУ, УА. При этом иногда повторение может удаваться один или 2 раза, а если настаивать на дальнейшем повторении, то у ребенка начинают наблюдаться перестановки звуков местами и (или) добавление лишнего звука. Например: вместо АУ, говорит «А и У».

У детей с моторной алалией, которые уже начали говорить и овладели бытовой речью, так же выявляются сложности повторения слов .

Чем сложнее структура слога (слова) тем позже становиться возможность его повторения.

При воспроизведении сложно структурированных слов пропускают сочетания звуков (стечение согласных, йотированные гласные, слоги состоящие из артикуляторносложных звуков) разбивают слова, вставляя между ними звуки (КУ-КА-РЕ-КУ- «КУКА и РЕКУ»), не договаривают слова (КУ — кушать).

Очень затруднено повторение слов, даже хорошо знакомых ребенку, т.е. слов которые он использует в собственной речи, тем более затрудненно повторение фраз.

Затруднение в повторении фразы свидетельствует о неполноценности памяти. Эти нарушения могут выявляться и тогда, когда ребенок начал говорить, и алалия кажется компенсированной.

Имеет значение не только длина фразы, но и сложность ее построения.

Например, ребенок легко повторяет фразу: «На полу играл маленький белый котенок», но не может повторить: « На ветке дерева гнездо птицы».

Нарушение повторения является одним из ярких симптомов моторной алалии и медленно исчезающим, поэтому его надо иметь ввиду при решении вопроса о характере речевого дефекта.

Характеристика речи детей с моторной алалией:

  • В большинстве случаев у не говорящих детей звонкий и даже выразительный голос.
  • Слова появляющиеся у детей с моторной алалией очень долго сохраняют лепетный характер, слова не полностью оформлены, часто в них не хватает конца или середины слова, ребенок пропускает слоги, иногда сохраняется только ритмический рисунок слова, а иногда только ударный слог.
  • Когда ребенок с моторной алалией начинает говорить фразами, то первые фразы — это «фразы» только по своему ритмическому рисунку, а именно, на месте стоит только смысловое ударение, подчеркнуто действие или состояние, но структура слова не заполнена или заполнена не полностью. Причем эти дефекты произношения не могут быть объяснены дефектом произношения отдельных звуков, так как в одних словах не хватает одних звуков, в других — других звуков, т.е. нарушение произношения звуков нестабильно. Произношение звуков зависит от того, в каком контексте они произносятся.
  • Искажение структуры слова у детей с моторной алалией сохраняется очень долго. Причем, чем длиннее предложение, которое он произносит, чем менее знакомы ему слова, тем резче выступает эта особенность.
  • Долго сохраняется недоговаривание слов, иногда произноситься только ударный слог (здоровые дети тоже проходят этот этап развития речи, но в более ранние сроки).
  • Во фразовой речи дети с алалией не используют законов построения речи, т.е. не изменяют слов согласно грамматическим правилам, не используют предлоги, союзы — фразы выглядят необычно, например, вместо того чтобы сказать: «Хочу кататься на горке», говорит: «Горка я».
  • Нарушение грамматического строя речи сохраняется дольше, чем нарушение произношения. Они проявляются на той стадии развития речи, когда все звуки, когда все звуки произносятся, словарный запас увеличивается, а грамматический строй речи остается несовершенным.
  • Особенностью речи детей с моторной алалией является неумение вовремя ее использовать.

Дети знающие слова, далеко не всегда могут их сказать тогда, когда это нужно, т.е когда он знает слова «Есть» и «тарелка», но когда хочет есть он ведет взрослого на кухню, показывает на еду и ничего не говорит.

Такие дети не привыкли к пользованию речью и поэтому им трудное произвольно сказать те слова, которые ему нужны.

Особенно трудно для них называние предметов, а еще труднее произношение слов в ответ на вопросы, когда предмета, обозначаемого этим словом, у них перед глазами нет.

Неумение использовать знакомые слова отличает ребенка с моторной алалией от ребенка, страдающего умственной отсталостью. Речь умственно отсталого ребенка может быть очень бедной, но слова, которые он понимает и может повторить, ребенок использует тогда, когда это ему нужно.

Особенности поведения детей с моторной алалией:

Эти особенности не одинаковы.

  • Одни дети чрезмерно подвижны, двигательно суетливы, как будто не в состоянии спокойно «сидеть на месте».

Одни перебирают плечами, другие качаются, третьи встают и садятся, причем эти движения не похожи на «нервный тик».

Эти движения как будто на что-то направлены и обычно являются повторением каких-то незавершенных действий.

Дети теребят игрушки, то бросят ее, то снова возьмет, то катает.

Двигательное беспокойство бывает особенно выражено у детей до 5-ти лет, но у некоторых не проходит и к школьному возрасту.

  • Другой тип нарушений поведения прямо противоположен первому: дети скованы, заторможены, мало подвижны.

Сильнее всего у них заторможена речь. Они не произносят тех слов, которые узнают, и иногда можно часами не услышать от них не одного звука.

  • Дети с моторной алалией различаются и по способности вступать в общение с окружающими, способности коммуникации.

Одни из них общительны, охотно играют с детьми и взрослыми, не боятся новых людей.

Другие чрезмерно застенчивы, избегают общения, боятся новых людей, предпочитают игру в одиночестве.

Эти особенности поведения в большей степени зависят от того, как оценивается ребенок свое состояние.

Необщительность часто поддерживается тем, что ребенок боится осуждения, считает себя неполноценным.

Он не верит в свои силы и бывает очень удивлен, если ему что-нибудь удается или он получает одобрение.

  • Часто встречающейся особенностью в поведении ребенка с моторной алалией является то, что он быстро истощаем, внимание его неустойчиво, ему трудно сосредоточиться, быстро утомляется.

Иногда это сочетается с другими симптомами: нарушением сна, аппетита, плаксивостью, частой сменой настроения.

Прогноз по преодолению моторной алалии благоприятный, но он зависит от того, как проводятся занятия, каковы условия воспитания.

Причем чем раньше начата работа, тем скорее можно ждать хорошего результата.

Развитие речи у ребенка иногда происходит скачком, буквально за несколько недель ребенок начинает овладевать связной речью, но эта речь еще не лишена недостатков.

Зато ребенок уже говорит! Это создает новую атмосферу в семье, меняет отношение ребенка со сверстниками.

У ребенка, уже овладевшего фразовой речью, свободно как будто пользующегося ею, наблюдается более или менее выраженные нарушения построения фраз, неправильное произношение отдельных звуков и искажение структуры слова.

У одних детей сильнее выражены одни дефекты, у других — другие.

Слова или звуки, которые ребенок произносит в одних условиях, он не способен произнести в других условиях. Это явление временное, и постепенно можно добиться исчезновения этих нарушений.

Относительно долго сохраняется затруднения в намеренной речи.

Ребенок, который по собственной инициативе и довольно свободно может рассказывать, затрудняется ответить на вопросы, кода его спрашивают?

«Что это такое?» «Назови предмет» и т.п. - ему трудно вызвать из памяти нужное слово.

При этом выявляется разница между частями речи: легче всего ребенку назвать существительное, сложнее — глаголы, еще сложнее — прилагательные и самое трудное — служебные слова (союзы, предлоги и.т.п.).

Произношение речевого звука так же зависит и от условий, в которых нужно его назвать.

Одни и те же звуки, которые ребенок произносит в сочетании с одними звуками, он не может произнести в сочетании с другими звуками.

Особенно трудно произнесение звуков при наличии их сочетания в одном слоге.

Один и тот же звук произноситься легко и свободно в стандартной фразе, но искажается его произношение в новом слове.

Относительно долго сохраняется нарушение структуры слова. От некоторых слов остается только контур, ритмический рисунок, например: РИСОВАТЬ — «А-А-А».

Речь у ребенка осуществляется легче в тех условиях, когда она возникает непроизвольно, т.е. внимание ребенка устремлено не на то, КАК надо говорить, а на предмет разговора.

Относительно долго у детей с моторной алалией может сохраняться трудности начать говорить. Они остаются молчаливыми.

В процессе школьного обучения у детей с моторной алалией, овладевших речью, может появиться нарушение письменной речи.

Чтение в слух обычно затрудненно в той же степени, как и устная речь, но иногда, звуки, которые легко произносятся в устной речи, нарушаются при чтении.

Иначе говоря, ребенок, легко повторяющий слово, тогда, когда ему нужно, не всегда может его произнести при чтении вслух, даже если он понял смысл слова.

У разных детей эта особенность выражена с различной яркостью.

Встречаются случаи, когда ребенок легко читает про себя, т.е понимает написанный текст, но грубо ошибается, когда начинает читать в слух.

Нарушение письма очень часто встречается при моторной алалии, но оно так, же может быть компенсировано.

Осложнением Моторной алалии может быть нарушение плавности речи — .

Заикание иногда наступает очень рано, на самых первых стадиях овладения речью, а иногда появляется позже.

В последние годы заикание у детей с моторной алалией стало наблюдаться реже.

Это, возможно, объясняется тем, что родители и врачи стали раньше обращать внимание на задержку речи и принимать меры для устранения этого дефекта.

ИТАК, ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ.

Родители, имеющие ребенка с моторной алалией, должны знать, что судьба ребенка в их руках.

Если малыш будет расти в благоприятных условиях, то он может стать здоровым человеком и займет достойное место в жизни.

Помощь детям с моторной алалией оказывают ; ЛОГОПЕДЫ, ДЕФЕКТОЛОГИ И НЕВРОПАТОЛОГИ в поликлиниках.

Некоторые дети успевают в дошкольном возрасте настолько продвинуться в речи, что идут в массовую школу, где все-таки не так легко обучаться, особенно первый год. А другие дети с моторной алалией идут в речевую школу.

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.

Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?

Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?

Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?

Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?

Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.

«Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».

«Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»

«Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»

«Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»

«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»

«Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»

«Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»

«Покажи вазы, стоящие на (одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»

Большой – маленький (-ая)

Узкий – широкий (-ая)

Длинный – короткий (-ая)

Низкий – высокий (-ая)

Толстый – тонкий (-ая)

Вниз (внизу) – вверх (вверху)

Далеко (близко)

Вперёд (впереди)

Назад (сзади)

По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».

«Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.

«Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.

«Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).

Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, - плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем

продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).

«Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.

«Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».

Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».

«Сосчитай фрукты» и т. п.

«Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:

Мальчик идёт. И т.п.

«Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

«Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»

Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.

«Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.

«Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.

«Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».

Проговаривание предложений типа:

Ася умывается.

Алла ушла.

Инна идёт.

Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

«Хочу!» - гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.

«Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.

Отражённое проговаривание предложений.

Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.

Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).

«Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.

«Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:

Курица с цыплятами: // ///

Утка с утятами: // //

Гусыня с гусятами: / / ///

Ребёнку предлагается повторить.

Логопед: Сели птицы на деревья и запели:

«Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)

ти-ти-ти, (пауза) ти.»

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти.

«Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук - тук, тук - тук-тук».

«Мамы и детки». Условием игры является то, что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)

Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)

Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».

Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».

Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».

Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».

Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.

«Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»

«Какой предмет издаёт такой звук?»

«Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.

«Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.

«Где гудит пароход?». «У-у-у» - далеко (тихо) или близко (громко).

«Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)

Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.

Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».

На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.

«Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

Папа – сидит, идёт, стоит.

Девочка – прыгает, плачет, читает.

Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.

Дедушка – спит, лежит, читает.

Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.

Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.

Птичка – прыгает, летает.

Самолёт – летит, гудит.

«Кто быстрее принесёт картинку».

На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:

«Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).

Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).

Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).

Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).

Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).

Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).

Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).

Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).

Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;

Найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;

Посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается,вытирается, причёсывается.

Мальчик идёт – мальчики идут.

Мальчик бежит – мальчики бегут.

Девочка стоит – девочки стоят.

Мальчик спит – дети спят.

Девочка поёт – дети поют.

Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».

Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Светит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко .

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.

Кто там топает по крыше?

- Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

- Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

- Топ-топ-топ.

Может кошек подковали?

- Топ-топ-топ.

Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.

Дождик, дождик…

Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу ).

И по грядкам..

Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы ).

По дорожке…

Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу ).

А по лужам…

Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу ).

Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола )

Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу ).

Где сучок давно засох,

Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук ).

Где листок к листку прилип,

Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко ).

Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки. )

Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца, его показ. )

Испугались зайца.

Мы (показать на себя)

Ходили (три шага)

По грибы, (руками сделать гриб )

Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются )

Убежали за дубы, (ладони на уровне лица )

Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить» )

Все (помахать раскрытыми ладошками )

грибы (руками сделать гриб ),

А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей )

Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог ).

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.

Массаж шестигранным карандашом:

- «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола );

- «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям );

- «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой ).

«Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются» ).

«Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки ).

Игры со счётными палочками.

Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики. )

Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки. )

(Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед. )

Листья берёзы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуба мы соберём,

маме осенний букет отнесём.

«Кулачки».

Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу ),

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх ).

«Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук. )

«Ладушки».

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала.

Детушкам давала .

Даше – два , Паше – два ,

Ване – два , Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы. )

Алалия - это стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга. Часть авторов называет эту патологию детского возраста «врождённой афазией», или «афазией развития» по аналогии с такой же речевой патологией взрослых. Здесь имеется существенное отличие – у взрослых происходит распад уже сформировавшейся речи, а у детей имеется речевое недоразвитие из-за поражения речевых зон коры головного мозга (зоны Брока). Подобные изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.

Выделяют следующие виды алалии: моторная, сенсорная и сенсомоторная. Остановимся на них чуть подробнее ниже.

Причины алалии

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Моторная алалия

О том, что при моторной алалии поражены оба полушария головного мозга, говорит следующее обстоятельство – эта патология не компенсируется спонтанно, без специальной коррекционной работы и медицинского сопровождения. В онтогенезе нарушения лежат сложные энцефалопатические нарушения коры головного мозга и подкорковых структур.

Заболевание относится к третьей группе клинических видов общего недоразвития речи, встречается примерно у 1% дошкольников, у 0,6% детей школьного возраста. Официально зафиксированный диагноз - основание для получения инвалидности.

Характерные признаки алалии – это недоразвитие абсолютно всех сторон речи:

  • фонетики;
  • лексики;
  • синтаксиса;
  • морфологии.

Своё название моторная (экспрессивная) алалия у ребенка получила потому, что в основе этого дефекта лежит недостаточность моторного звена речи. Электроэнцефалопатическое исследование детей с моторной алалией диагностирует у них локальные поражения тканей коры, а также гипоталамуса, подкорковых ганглиев, зрительного бугра, ствола головного мозга. В большинстве случаев наблюдается дисфункция срединных мозговых структур.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других - замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение - оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.

Особенности патологии:

  • Многие дети с такой патологией не реагируют даже на собственное имя, не понимают обращённую к ним речь.
  • Дети могут понимать отдельные слова, но терять смысл высказывания с теми же словами.
  • В других случаях они понимают инструкцию для выполнения задания, но вне этой ситуации задание понять не могут.
  • Иногда он бессвязно повторяет известные ему слова – развивается логоррея.

Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.

Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.

В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение - сенсомоторная алалия.

Методы диагностики и лечения

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.
У детей-алаликов, имеющих минимальные повреждения речевого развития, определяют возможность пересказывать простую сказку и отвечать на вопросы по её содержанию, умение составить рассказ по серии картинок. Диагностика проводится в присутствии родителей, с использованием большого количества стимульного материала (игрушек, картинок). Логопед стремится к установлению тесного контакта с ребёнком.

Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

  • витамины В5 и В12;
  • Когитум;
  • Гаммалон.
{gallery-0}

Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

Методика выполнение массажа

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Коррекционная работа логопеда

Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.

Последовательность обучения:

  1. Стимулирование подражательной деятельности, расширение объёма понимаемой речи, формирование однословного предложения из аморфных слов-корней.
  2. Появление первых форм слов, обучение детей умению строить двухсловные предложения, расширение объёма понимания речи окружающих.
  3. Обучение построению грамматически правильного предложения из 2–3 слов, воспроизведение 3-сложных слов.
  4. Построение предложений из 3–5 слов, формирование простейших навыков связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
  5. Расширение объёма предложения, обучение словоизменению, умению строить сложные предложения.
Если не имеется сложных поражений коры головного мозга, по окончании коррекционной работы дети овладевают грамматически правильной разговорной речью. При любой форме алалии необходимо раннее обучение грамоте, так как чтение и письмо способствуют закреплению усвоенного материала и контролю устной речи.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап - пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два - три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

На следующем этапе коррекции основная задача логопеда - обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.

Прогноз и профилактика

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов. Если остались вопросы, задайте их в комментариях или просто напишите нам – у нас есть опыт работы с такими детьми.

«А мой папа только в шесть заговорил – чего бояться?», – нередко отмахиваются молодые мамы от советов подруг показать ребенка-молчуна логопеду. Многие родители ошибочно верят: первое сказанное малышом слово – признак того, что и в дальнейшем его речь будет развиваться нормально. О том, что, положившись на слепой случай, можно пропустить серьезную детскую болезнь – алалию – мамы и папы предпочитают лишний раз не задумываться.

Корреспондент попытался разобраться, а действительно ли так страшен недуг, как его рисуют специалисты?

Алалия – недоразвитие речи вследствие повреждения речевых зон коры головного мозга. Она является, пожалуй, одной из самых коварных проблем детского возраста. Лукавство этой речевой патологии заключается в том, что распознать ее симптомы не так легко, как проявления других хворей. И если у родителей в шкафу не хранится диплом врача (или хотя бы сертификат об окончании медсестринских курсов), определить, что ребенок болен именно алалией, зачастую под силу только врачам.

«К сожалению, из-за проблем с диагностикой алалии на дому и невнимательности родителей к собственным детям, довольно часто эту болезнь у детей обнаруживают слишком поздно. Уже в 5-7 лет алалия поддается лечению значительно сложнее, чем на более ранних стадиях», – прокомментировала проблему Анжелика Заболотная, психотерапевт высшей категории Республиканского научно-практического центра оториноларингологии.

Мифы об алалии

Главный алалия-миф, гуляющий среди родителей: единственным признаком этого недуга является задержка развития речи.

На самом деле, дети при алалии разговаривают. Просто делают они это не совсем так, как их здоровые сверстники.

Алалия не возникает сама по себе. Это следствие повреждения одного из двух речевых центров коры головного мозга малыша – Вернике (отвечает за понимание речи) или Брока (отвечает за моторику речевых мышц).

В зависимости от того, какой именно центр поврежден, выделяют два основных вида алалии: сенсорную и моторную соответственно.

При сенсорной алалии у детей отсутствует понимание смысла речи других людей. Правда, такие дети могут разговаривать довольно бегло, легко воспроизводить и впоследствии повторять любые ваши слова. Другое дело, что, будучи не в силах понять смысл произнесенных слов и фраз, такие малыши говорят, как правило, наобум. Их речь представляет собой нагромождение совершенно не связанных между собой слов.

При другом типе алалии – моторной – ребенок способен нормально улавливать смысл сказанного окружающими. Зато проблемы возникают на стадии воспроизведения информации. Моторная алалия выражается в недоразвитии речи, затруднении в овладении активным словарем и грамматическим строем языка.

Как распознать недуг?

В каждом отдельно взятом случае алалия протекает со своими особенностями. Но в целом распознать у ребенка серьезные проблемы с речью может помочь знание норм речевого развития. По общепринятым правилам, определяющим появление у малыша звуко- и словопроизношение, в два месяца у ребенка появляется характерное гуление. В 3-4 – лепет. А в 6-8 месяцев – первые слова. К году ребенок должен уметь строить целые фразы. Если, скажем, к двум годам словарный запас ребенка исчисляется несколькими словами – пора начинать бить тревогу.

Одним из наиболее явных признаков, который может предупредить об алалии, является недоразвитие речи малыша. Это заметно, к примеру, если ребенок проговаривает только первые или последние слоги слов: ма… (слово «мама»), ...тка (кроватка) и т. д. Еще один указывающий на недуг фактор – чрезмерно медленно продвигающаяся в развитии речь, отсутствие явного речевого прогресса.

Как лечить?

Даже при самых тяжелых случаях алалии ситуация небезнадежна: если лечение было начато вовремя, недуг можно побороть. Весь секрет в присущей детскому мозгу пластичности. Это значит, что здopoвые клeтки мoзгa могут взять на себя функции поврежденных и фактически зaмeстить их.

Что касается развития речи у больного алалией ребенка, то в каждом конкретном случае лечение индивидуальное и проходить будет под контролем специалистов. Но кое-чем родители могут помочь своему любимому чаду и в домашних условиях.

Врачи нередко говорят, что «речь малыша – на кончиках его пальцев». Эту непонятную, на первый взгляд, фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Таким образом, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь. Ощутимую пользу малышу принесет массаж пальчиков.

Впрочем, не будет лишним поделать и пальчиковую гимнастику. Для этого можно дать крохе возможность поманипулировать различными мелкими предметами (нанизывать бусинки, складывать мозаики, строить из конструктора, выбирать из коробки разноцветные горошины и сортировать их и т. д.)

Чтобы не пришлось лечить

Впрочем, старую добрую профилактику тоже никто не отменял. Мы публикуем перечень ситуаций, в которых родителям лучше удвоить контроль над речью малыша. Чуть ниже прикладываем и список мер, рекомендуемых для профилактики развития алалии.

В группе риска:

  • матери, перенесшие инфекционные и соматические заболевания во время беременности;
  • матери, страдающие анемией беременности (в этом случае, ребенок недополучает необходимые ему кислород, глюкозу и другие питательные вещества);
  • матери, перенесшие во время беременности (особенно на ранних сроках) вирусную инфекцию (именно в этот период как раз формируется нервная система малыша);
  • матери, перенесшие тяжелые роды;
  • матери, родившие слишком быстро. По нормам роды должны длиться 18-20 часов. А если женщина рожает слишком быстро, кости черепа ребенка не успевают адаптироваться к родовым путям, мозг может при этом пострадать;
  • матери, перенесшие длительный безводный период. По нормам женщина должна родить в течение 2-3 часов после излития околоплодных вод. Если роды затягиваются, ребенок оказывается без необходимой для его нормального развития питательной среды;
  • матери, имеющие узкий таз.

Как минимизировать риски?

Каких либо специальных рецептов, предупреждающих развитие алалии, в запасе у врачей не обнаружилось. Зато, по мнению психотерапевтаАнжелики Заболотной, «против алалии эффективен с детства знакомый всем нам здоровый образ жизни»:

1. Очень важно, чтобы беременность была желанной и запланированной, а ребенок – ожидаемым и любимым. При этом, каким бы идеальным не было здоровье, к беременности нужно подготовиться (санировать очаги инфекции, привести в норму гемоглобин и артериальное давление). Во время беременности избегайте контактов с инфекционными больными, полноценно и разнообразно питайтесь.

2. Следует как можно дольше кормить ребенка грудью.

3. Немаловажно оберегать малыша от инфекционных заболеваний.

4. Вовремя показывайте ребенка педиатру и узким специалистам. Обязательно следуйте советам врачей, ибо вовремя начатое лечение в будущем минимизирует проблемы, в том числе и речевые.

И, главное, помните: нет ничего страшного в том, чтобы перестраховаться, лишний раз показав ребенка специалисту, но услышать: «Все нормально… Вы зря тревожитесь, мама!». Значительно хуже затянуть и получить от доктора неутешительный ответ: «Как жаль, что вы обратились так поздно…».

Ваш ребенок уже давно должен начать разговаривать, но упорно молчит? Этот тревожный симптом нельзя оставлять без внимания. Причиной нарушения речи у ребенка может быть сенсорная или моторная алалия. Такое заболевание, как правило, развивается на фоне недостаточного развития речевого центра в коре головного мозга малыша. Чтобы доктор мог назначить эффективное лечение алалии у малыша, очень важно распознать патологию на ранней стадии.

Симптомы алалии у ребенка могут быть разными. Все зависит от типа патологии и степени ее прогрессирования. Если вы заметите у своего малыша несколько тревожных признаков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Медики выделяют несколько типов алалии у детей, каждый из которых имеет свои особенности, степень развития и механизм действия. По системе В. А. Ковшикова заболевание бывает:

  • Сенсорным;
  • Моторным;
  • Смешанным.

Рассмотрим более подробно симптомы и особенности каждого типа патологии. Эта информация обязательно пригодится молодым родителям.

Сенсорная алалия

Если ваш малыш уже достиг возраста 3 лет, но его речь недостаточно развита, нужно незамедлительно обратиться к врачу. Сенсорная алалия – это опасное заболевание, которое поражает часть коры головного мозга, отвечающую за правильный анализ речи. При такой патологии ребенок не может правильно сопоставить визуальный образ и его звуковое обозначение. Проще говоря, малыш вас прекрасно слышит, но не может понять. Этот вид заболевания дополнительно сопровождается следующими симптомами:

  • У ребенка наблюдается расторможенность речи. Он постоянно болтает, но окружающие не понимают, о чем он рассказывает;
  • Развивается интеллектуальная недоразвитость;
  • Плохое восприятие речи на слух;
  • Подмена некоторых букв в простых ловах;
  • Произношение двух-трех слов, как одно;
  • Чрезмерная активность и импульсивность, в сочетании с замкнутостью и подавленностью;
  • Ребенок не может мысленно связать образ предмета и его название.

Моторная алалия

Вторым типом патологии речевого аппарата у детей является моторная алалия. При такой патологии нарушается развитие центра Брока и проводящих путей этой области. Это приводит к тому, что речь у ребенка развивается очень медленно, малышу трудно в полной мере овладеть навыками речи. В отличие от сенсорной, при моторной алалии кроха хорошо понимает, что ему говорят взрослые.

Главные признаки и симптомы этого типа патологии являются:

  • Очень позднее формирование речи у ребенка. Первые слова малыш может произнести только после достижения возраста 4 лет;
  • Неправильное грамматическое построение предложения. В разговоре ребенок использует слова в неправильном падеже, роде, числе. Ребенок путает слова, сходные по звучанию;
  • Словарный запас очень скудный;
  • Наблюдается плохая координация движений;
  • Ребенок очень невнимательный, гиперактивный или, наоборот, малоподвижный;
  • Малыш часто отказывается разговаривать, становится агрессивным и замкнутым.

Лечение алалии необходимо, так как прогрессирование этого заболевания может сделать вашего ребенка умственно отсталым.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.
Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Из-за чего возникает алалия у ребенка?

Причины развития алалии у детей могут быть разные. Все зависит от того, на каком этапе формирования организма ребенка возникла эта патология. Болезнь может поразить плод еще на этапе внутриутробного развития. В этом случае алалия у детей возникает из-за:

  • Заражения внутриутробной инфекцией;
  • Гипоксии;
  • Сильного токсикоза, вирусных или хронических заболеваний будущей матери;
  • Механических травм плода, которые привели к возникновению угрозы выкидыша.

Нормальное протекание беременности не гарантирует вам рождение здорового ребенка. Причинами возникновения алалии у новорожденного младенца могут быть:

Преждевременные роды;
Асфиксия пуповиной;
Внутричерепные повреждения из-за неправильного применения медицинских инструментов во время родов.

Чаще всего патология развития речи у ребенка возникает в возрасте от 1 до 3 лет. В этом случае провоцирующим фактором заболевания может быть:

  • Менингит, энцефалит;
  • Всевозможные соматические заболевания;
  • Травмы головы;
  • Тяжелые вирусные заболевания;
  • Рахит;
  • Операции, проведенные под наркозом.

У некоторых детей с алалией наблюдается врожденная предрасположенность к этой патологии. Если один из родителей в детстве страдал от такого недуга, в семье значительно увеличиваются шансы рождения малыша с алалией. Чтобы малыш рос здоровым, нормально развивался, ему нужен правильный уход, забота, внимание родителей. Несмотря на постоянную занятость на работе, не забывайте разговаривать с крохой – рассказывайте ему интересные истории, интересуйтесь его делами, читайте сказки перед сном.Чтобы вовремя обнаружить патологию и начать лечение алалии, нужно регулярно посещать врачей, проходить плановое медицинское обследование.

Методы диагностики алалии

Если вы заметили тревожные симптомы алалии у своего ребенка, нужно незамедлительно обратиться за помощью к докторам. Крохе понадобится консультация сразу нескольких специалистов – педиатра, логопеда, психолога, невролога и отоларинтолога. Такие медики смогут провести осмотр, изучить особенности развития речи у крохи, и поставить правильный диагноз. Специалист обязательно должен внимательно изучить состояние не только ребенка, но и матери в период беременности. Диагноз алалия может окончательно подтвердиться только после проведения полного обследования:

  • Рентгена головы;
  • МРТ, ЭЭГ;
  • Эхоэнцефалографии.

Все эти методы диагностики абсолютно безболезненные. Ждать результатов вам придется совсем не долго. Каждый тип алалии имеет свои особенности, поэтому методы диагностики могут незначительно отличаться. К примеру, сенсорную патологию можно легко спутать с тугоухостью. Если малыш не понимает, что вы ему говорите, не отзывается на ваш голос, первым делом нужно провести аудиометрию или отоскопию.

Как избавиться от патологии?

Лечение алалии у ребенка обязательно должно быть комплексным. Врач выбирает способ лечения, в зависимости от типа патологии и степени ее развития. Не стоит ожидать, что малыш сможет быстро справиться с дефектами речи. Алалия плохо поддается лечению, но шанс полного выздоровления есть. Существует несколько способов лечения патологии, а именно:

  • Прием медикаментов. Невролог или логопед может назначить прием метаболических и ноотропных препаратов (Кортексин, Нейроксон и пр.).Использовать такие медикаменты без предварительной консультации с врачом строго запрещено.
  • Развивающие занятия с логопедом. Эта методика считается наиболее эффективной. Чтобы улучшить развитие речевого аппарата у ребенка, нужно не только водить его на занятия к специалисту, но и тренировать его речь в домашних условиях. Выполнение простых упражнений позволит значительно увеличить словарный запас, улучшить связную речь крохи, научить его понимать простые выражения.
  • Микротоковая рефлексотерапия. При помощи специального оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа пораженной зоны коры головного мозга. Такая процедура не доставит больному ребенку никакого дискомфорта, разрешена с 6 месяцев.
  • Лечебный массаж – улучшает функционирование мышц речевого аппарата.
  • Физиотерапия – процедуры с использованием специального медицинского оборудования (лазерная, магнитная, электростимуляция).

Занятия с логопедом отличаются высокой эффективностью. Специалист хорошо знает, какие упражнения нужно выполнять для всестороннего развития речевого аппарата. Они должны стимулировать речевую активность и способствовать формированию большого словарного запаса у ребенка. Регулярные посещения логопеда позволят вашему малышу в кратчайшие сроки развить логоритмику, связную фразовую речь.

Чтобы ребенок быстрее избавился от патологии и догнал своих сверстников в развитии речи очень важно одновременно использовать все методики лечения, рекомендованные врачом.

Домашняя терапия

Хотите, чтобы ваше чадо как можно быстрее избавилось от недуга? Тогда нужно приложить максимум усилий для его выздоровления. Не игнорируйте лечение алалии в домашних условиях, ведь оно очень часто бывает самым действенным. Воспользуйтесь эффективными советами логопедов, чтобы разработать индивидуальную систему домашних занятий с больным алалией ребенком.

  • Малыш должен воспринимать вашу речь на слух. Назовите предмет и попросите кроху показать его. Если он делает это неправильно, покажите верный вариант и повторите упражнение. Одновременно он должен произносить вслух название предмета (хотя бы с ошибками). Для занятий вам понадобятся разные игрушки, фигурки и прочие предметы. Чем больше названий выучит малыш, тем быстрее пополнится его словарный запас.
  • Если ребенок уже успел выучить довольно много слов, поработайте над их произношением.
  • Старайтесь разговаривать с больным ребенком как можно больше. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. Если кроха страдает от сенсорной алалии, слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте ребенку буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.


Купите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Также могут помочь развивающие компьютерные игры. Можно предложить поиграть в цветоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». С обязательным проговаривание получившихся предметов на картинке.

Профилактика алалии

Молодая мама должна заботиться о здоровье своего малыша еще до его рождения. Доказано, что патология может поражать кору головного мозга детей еще на этапе внутриутробного развития. Беременной важно в точности соблюдать все рекомендации гинеколога, быть предельно осторожной, избегать падений и травмирования плода.

Обязательно придерживайтесь следующих советов медиков, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от опасного недуга.

  • Во время беременности регулярно посещайте врачей, проводите обследования, сдавайте все необходимые анализы.
  • Бережно относитесь к своему здоровью и заботьтесь о самочувствии и гармоничном развитии крохи.
  • Если доктор назначает беременной дополнительный прием витаминов и лекарственных препаратов, следовать его советам нужно неукоснительно.
  • Родовая деятельность должна начинаться точно в поставленные сроки. Если есть значительная задержка, нужно настоять на медикаментозной стимуляции родов.

После рождения крохи нужно создать максимально комфортные и благоприятные условия для его гармоничного развития. Если вы будете четко следовать всем вышеперечисленным правилам, поводов для беспокойства за здоровье малыша у вас не возникнет.

Дигностика алалии на ранней стадии позволит сделать лечение патологии максимально эффективным. Именно поэтому родители должны внимательно следить за развитием речи у своего чада, и незамедлительно обращаться к врачу при обнаружении малейших отклонений от нормы. От сенсорного типа недуга ребенок может избавиться намного быстрее, чем от моторного. Если врачи в обычной поликлинике не могут установить точную причину неправильного развития речи у ребенка, обратитесь в платную частную клинику. Чаще всего в таких медицинских учреждениях есть инновационное оборудование для диагностики алалии. Не нужно пытаться экономить свое время и деньги, если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос полноценной личностью.

Loading...Loading...