Рабочая программа научная исследовательская деятельность школьников. Рабочая программа кружка исследовательской и проектной работы "Научное общество «Начало»". Результаты освоения курса проектной деятельности

Успех любой фирмы во многом зависит от персонала, насколько отлажена работа сотрудников организации, насколько квалифицированные кадры в комнапии, как качественно взаимодействуют между сособой разные отделы фирмы и т.д. В нашей стране каждую третью среду сентября отмечается важный праздник "День HR-менеджера" - это профессиональный праздник всех людей, чья работа связана с областью управления персоналом. В 2019 году День HR-менеджера выпадает на 18 число сентября.


История праздника День HR-менеджера

День HR-менеджера - прекрасный повод заглянуть на страинчку истории.

Можно сказать, что история праздника День HR-менеджера началась еще в далеком 1835 году. Тогда в России была выпущена первая резолюция, касающаяся отношений работодателей и наемных работников.

Кто такой HR-менеджер?

HR-менеджер является специалистом по управлению персоналом. Название этой профессии происходит от английского слова – human resources, что на русский язык можно перевести как «человеческие ресурсы». Сегодня это название пришло на смену устаревшему термину «кадровик», как раньше обычно называли работников отдела кадров. Эти профессии похожи, но есть и существенные различия между ними. Кадровикам прошлых времен приходилось выполнять исключительно рутинную работу. Они занимались оформлением и ведением документации по найму, увольнению и уходу в отпуск. А вот современным HR-менеджерам приходится выполнять более широкий круг обязанностей. Поэтому получается, что данная профессия требует больше знаний и умений. Их ответственность также намного возросла.

Такой специалист принимает на работу новых сотрудников, читает их резюме, проводит их тестирование на профпригодность. В дальнейшем он занимается организацией специальных мастер-классов для сотрудников фирмы. Специалист по управлению персоналом обычно также занимается организацией корпоративных вечеринок.



Он может быть штатным сотрудником организации или оказывать консультационные услуги по договору. В обязанности такого специалиста входит не только рекрутинг, но также аттестация, оценка, обучение и развитие персонала.

Профессия и работа

Его работа связана с разрешением внутренних конфликтов в компании. Зачастую приходится даже использовать нестандартные способы и подходы.


Эта профессия требует от человека некоторых специальных личностных качеств. Они включают в себя этичность, терпение, чувство такта, позитивное отношение к людям и открытость. Все этого необходимо, т.к. такой специалист должен понимать эмоциональные переживания другого. Иначе люди просто не захотят делиться с ним своими проблемами. Нужно уметь выслушивать людей и давать им ценные советы.

Сегодня каждой компании, чтобы быть конкурентоспособной, нужно иметь хорошо подобранный, профессиональный персонал. Эффективность персонала компании можно назвать основой любого бизнеса и залогом будущего успеха. Поэтому служба персонала и играет такую важную роль. В крупных компаниях в отделе персонала обычно насчитывается даже несколько HR-менеджеров. Выходит День HR-менеджера - важный праздник.

Нужно отметить, что в настоящее время роль HR-менеджеров в деятельности компаний продолжает расти. Такой менеджер не только нанимает персонал и работает с ним, но решает и более важные вопросы.


Достаточно часто именно он может становиться проводником новых идей. Такой специалист также занимается разработкой миссии и корпоративной культуры предприятия. Помимо этого, он отвечает за формирование благоприятного психологического климата в коллективе, помощь новым сотрудникам быстрее адаптироваться на новом рабочем месте. Он занимается организацией корпоративных мероприятий, занимается организацией и проведением обучения сотрудников. Для этого устраиваются различные семинары, тренинги и т.п.

Эта работа требует от человека таких личностных качеств, как качества лидера, самостоятельность, инициативность, высокая коммуникабельность, исполнительность, ответственность, хорошая обучаемость, мобильность, организованность, работоспособность и умение работать в команде.


Для развития своих профессиональных навыков такие специалисты также сегодня часто посещают семинары, тренинги, читают специализированную литературу, которая выпускается сегодня в больших количествах.

Все это действительно необходимо для грамотной организации работы отдела персонала. Но самым главным и важным качеством для такого специалиста можно назвать умение общаться с самыми разными людьми. Такой человек также должен быть хорошим психологом, уметь отлично разбираться в людях, понимать людей. Эти специалисты заслужили свой праздник - День HR-менеджера.


HR-отдел сегодня есть практически в каждой организации. Менеджер по персоналу должен найти способ заставить каждого сотрудника работать максимально эффективно. Для получения такого результата необходимо дать каждому сотруднику серьезную мотивацию для повышения качества его работы. Найти способ сделать это непросто, но этого и ждут от менеджера по персоналу.

Плюсы и минусы профессии

Эта модная сегодня профессия является достаточно престижной и востребованной. Как и любая другая работа, она имеет свои положительные и негативные стороны.

Среди плюсов данной профессии можно назвать то, что работа является интересной, достаточно разноплановой и разнообразной. Такой специалист очень важен компании, поэтому его все уважают и ценят достаточно высоко. Их работа обычно хорошо оплачивается.


К минусам этой работы можно отнести тот факт, что такому специалисту приходится сообщать людям неприятные известия о том, что они уволены или не прошли собеседование по найму на работу. Кроме того, очень высока степень ответственности за работу всей компании. Ведь от правильности его выбора часто зависит успех всей компании в целом. А ошибка такого сотрудника может стать причиной серьезных проблем.

Мы сердечно поздравляем HR-менеджеров с их профессиональным праздником, с Днем HR-менеджера!

Каждая крупная организация, фирма или учреждение имеет большой штат сотрудников. А вот подобрать сотрудников, следить за тем, чтоб им было комфортно работать друг с другом, выбирать профессионалов, в соответствии с требованиями производства или корпорации – это работа HR-менеджера. Раньше эта должность называлась специалист по кадрам, кадровик. Сегодня она именуется от английской аббревиатуры HR «human resourses» – что дословно можно перевести «человеческий ресурс» или отдел кадров.

История этой профессии достаточно давняя, уходит своими корнями в 19 век. В 1835 году вышел первый документ, который структурировал и упорядочивал отношения капитала и наемных рабочих. Это был первый правовой документ, на который полагались при регулировании взаимоотношений между работником и работодателем.

Сегодня крупные учреждения, фирмы и предприятия имеют специально обученных людей, что занимаются подбором персонала. Профессия HR-менеджера предполагает под собой знание психологии, юриспруденции, и тонкостей дела, для которого менеджер подбирает работников. Важно учитывать способности и желания каждого человека, его умения и знания с теми требованиями, что ему предстоит выполнять на своем рабочем месте.

HR-менеджеры занимаются не только подбором квалифицированного персонала. В последующем, они ответственны за его обучение, сплочение коллектива и так далее. Организация обучающих семинаров, тренингов, корпоративов и прочих мероприятий, для создания дружественной обстановки в коллективе, профилактика конфликтов – все это подразумевает собою работу людей, которые называют себя HR-менеджерами.

Есть у этой профессии и свой профессиональный праздник – День HR-менеджера. В Российской Федерации, Украине, Беларуси и некоторых других странах его отмечают в третью среду сентября. В этот день часто устраиваются семинары для улучшения знаний и повышения квалификации работников этой профессии и иные события, стимулирующие работать в этой среде. В этот день коллеги по кадровому делу могут узнать друг друга, вникнуть в проблемы профессии и на примерах помочь друг другу с различными сложными ситуациями.

В целом, труд HR-менеджера довольно востребован. Ведь люди, владеющие навыками коммуникации, что разбираются в специальной психологии работников своего учреждения – это залог избавления от так называемой «текучки» кадров. Их работа заключается в поддержании приятной атмосферы в коллективе, что немаловажно для реализации своих возможностей каждого сотрудника. И, как результат - экономия на затратах предприятия для подготовки квалифицированного персонала.

День HR-менеджера отмечается в третью среду сентября в России, Украине, Беларуси и других странах СНГ. Праздник имеет неофициальный статус. В 2018 году он проходит 19 сентября. HR-менеджер — это специалист по управлению персоналом (HR — от английского — human resources).

История праздника.

История этого праздника начинается с 1835 года, когда в Российской империи вышло постановление «Об отношении между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму».

Данное постановление стало первым в стране документом, который регламентировал взаимоотношения капитала и наемного труда, а также официально зафиксировал существование работников, чей труд в компании определяет практически всё ("Кадры решают все").

Традиции празднования.

В День HR-менеджера устраиваются праздничные корпоративы. Руководство награждает отличившихся сотрудников почетными грамотами и ценными подарками, выносит благодарности. Проходят семинары по подбору и управлению кадрами. В эфире средств массовой информации упоминается о празднике.

О профессии HR-менеджера.

Профессия HR-менеджера пришла на смену кадровику из отдела кадров советского образца второй половины 90-х годов 20 века. Но если раньше сотрудники отдела кадров выполняли исключительно рутинную работу (оформление и ведение документации по найму, увольнению, уходу в отпуск и на больничный), то круг обязанностей HR-менеджеров значительно шире.

Любая вакансия HR-менеджера на сегодняшний день включает целый список требований и обязанностей: от поиска соискателей, которые станут полноценными работниками, до определения кадровой политики фирмы и формирования корпоративной культуры в целом.

Путь в специальность начинается с получения профильного образования в высшем учебном заведении. Менеджер по персоналу должен знать психологию, менеджмент, маркетинг, уметь принимать верные решения, иметь аналитический склад ума, быть ответственным человеком.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мокробугурнинская средняя школа

МО «Цильнинский район» Ульяновской области

Утверждаю ____________

Директор школы Низамутдинов М. А.

приказ № ____ от « »________ 2017 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе»

«Я - исследователь»».

Руководитель: Сайфутдинова Н.Г.

Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект « Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. – М.: Астрель, 2012.

Рассмотрена и одобрена на заседании Согласована __________

МО учителей начальных классов заместитель директора по УВР

протокол № ___ от ____ 08.2017 г. Бакирова С. К.

Руководитель МО____ « » ________ 2017г.

.Пояснительная записка

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

ФГОС НОО впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.

В проекте ФГОСов задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:

«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития . А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

Программа рассчитана на учащихся, интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

Количество воспитанников –8 .

Срок реализации программы – 1 год.

Количество часов - 68 часов.

В программе кружка проектной деятельности «Я-исследователь» рассматриваются объекты краеведения:

– Изучение родословной;

– Изучение истории села Мокрая Бугурна Цильнинского района

– Топонимика населенных пунктов, географических объектов Цильнинского района.

Цель программы : способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего села.

Задачи :

    Обучающие

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;

б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;

в) восстановить прерванную связь времени;

г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

    Развивающие :

а) развивать мыслительные процессы;

б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение

    Воспитательные :

а) воспитывать любовь к родной земле.

б) возродить духовные ценности чувашского народа,

1.Планируемые результаты :

Коммуникативные :

Слушать инструкции учителя, высказывания своих одноклассников,

Ясно говорить, понимать прочитанное,

Задавать вопросы,

Представлять перед классом результаты работы.

Самоорганизации:

Составлять план своих действий (под руководством учителя),

Делать работу к установленному времени.

Исследовательские умения :

Определять тему исследования в соответствии со своими интересами и объяснить свой выбор;

Формировать цель, ставить исследовательские вопросы, планировать, собирать информацию;

Записывать данные, представлять результаты исследования, в том числе в виде презентаций;

Оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов;

Познавательные:

Анализировать и делать выводы на основе систематизированных данных;

Социальные:

Уметь принимать на себя ответственность за выполнение дела;

Уважать чужое мнение;

Выстраивать позитивную работу в группе.

Учащиеся научатся:

Рассказывать об истории страны, села, района;

Рассказать о традициях семьи, близкого окружения;

Понимать, как история семьи связана с событиями в обществе, стране, мире;

Учащиеся будут иметь возможность :

Приобретения знаний об истории, культуре села Мокрая Бугурна и Цильнинского района, топонимики.

Овладения навыками изучения истории родного края

Использовать краеведческого материала в образовательном процессе

Пропагандировать краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися).

Овладения разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)

Организовать учебный процесс и свое рабочее место

Выполнения первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности

Составления вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала,

работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.

2.Содержание программы

Проектно –исследовательская работа

Знакомство с методами и приемами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способа действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково- исследовательских заданий в ходе экскурсий в музей. Анкетирование и интервьюривание. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.

Теоретическая работа

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего города.

Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко- краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в краеведческом музее школы, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию цильнинской земли. Исходя из задач программы разработаны следующие направления деятельности кружка:

Направления работы:

    Познавательное

    Краеведческое

Познавательная часть программы (формы работы):

    беседы, написание рефератов, презентации;

    практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа);

    познавательные историко-краеведческие игры;

    викторины;

    конкурсы рисунков, плакатов.

Культурно-образовательная работа

Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель. Правила поведения в музее.

Представление о памятниках, памятных местах – как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа.

Учебный план

п/п

Наименование разделов плана

Название тем

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

I

Раздел 1 «Моя родословная»

Организация выставки.

Работа в школьном музее

II

Раздел 2 «Малая родина – моя деревня»

Практические занятия по темам.

Организация выставки.

III

Раздел 3 «Топонимика окрестностей села»

Практические занятия по темам.

Организация выставки.

IV

Раздел 4 «Знаменитые люди моего села, района

Встречи с знаменитыми людьми

Сбор материала для школьного музея

V

Раздел 5“Они отстояли победу”

Знакомство с книгой «Память» Цильнинского района

VI

Раздел 6 «Быт и нравы села»

Экскурсия по достопримечательностям села, района

Фотовыставка

3.Тематическое планирование

Тема занятий

Моя родословная

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Генеалогия как наука

“Знаменитые фамилии России”…

Откуда пошел мой род.

Летопись семьи

Малая родина – моя деревня

История возникновения села Мокрая Бугурна

Красотою славится наша земля

История нашей школы. Учителя -ветераны

История создания колхоза

Топонимика окрестностей села

Наука топонимика.

Топонимика нашего края

Источники. Родники.

Название реки Мокрая Бугурнинка

От чистого истока.

Знаменитые люди моего села, района

Герои Цильнинской земли

Знаменитые люди искусства нашего района, села

Спортсмены нашего района

Хлеборобы нашего села.

Конкурс исследовательских работ

Знаменитые люди села

Они отстояли победу

Цильнинская земля в годы войны

Чтобы помнили (о ветеранах войны)

Сбор материала о женщинах, участницах войны

Дети войны

Конкурс исследовательских работ «Они отстояли победу»

День Победы со слезами на глазах…

Быт и нравы села

Обычаи и традиции

Встреча с детьми войны

Экскурсия

Фотовыставка «Любимое мое село»

Кружок «Научное общество «Начало» преподаётся в 4-м классе четырёхлетней начальной школы, а также в качестве преемственности возможно в 5 классах общеобразовательной школы. Он соответствует образовательным областям «Естествознание» и базисному учебному плану. Кружок имеет краеведческую и экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Данный кружок носит личностно-развивающий характер.

  • знания своего края;
  • уважения к природе;
  • воспитания уважения к традициям и культуре народов этого края;
  • а так же пропаганде здорового образа жизни.

Программа рассчитана на два года с переходом в последующем на изучение естественных наук. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Указано также минимальное количество экскурсий и практических работ.

Каждая группа проходит одинаковые этапы обучения, с последующим усложнением материала.

Цели:

(чего педагог хочет добиться в результате занятий с воспитанниками данным видом творчества)

  • развитие познавательного интереса;
  • обучение навыкам общения при групповой работе;
  • обучение использованию различных методов организации и планирования своей деятельности.

Задачи:

(что педагогу необходимо сделать, чтобы достичь цели)

  • сформировать представление об исследовании;
  • организовать наблюдение в природе; работу с приборами; дополнительной литературой;
  • развивать умственные и познавательные способности;
  • готовить детей к изучению предметов естественнонаучного цикла и участию в предметных олимпиадах;
  • развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;
  • развивать творческое мышление, кругозор, эстетический вкус.

Организационно-педагогические основы обучения

  • выполнение программы рассчитано на 2 года (общий срок реализации программы, этапы, циклы обучения)
  • возраст воспитанников в группах 9, 10, 11 лет так как (возрастные и психо-физиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы, соответствующие данному виду творчества)
  • количество детей в группах 10 – 15 человек (1 группа) так как (особенности организации учебно-воспитательного процесса, техника безопасности)
  • уровень подготовки детей при приеме в группы 1-го года обучения следующий:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Определяется собеседованием

(собеседованием, тестированием, прослушиванием, упражнениями по ОФП)

  • основание для перевода воспитанника на следующий этап обучения – личная заинтересованность и желание посещать кружок
  • основание для отчисления (если необходимо)
  • режим работы группы первого и второго года обучения
    • количество занятий в неделю 1
    • продолжительность занятия 45 мин.
Тема Виды практической деятельности Кол-во
часов
1 Тема 1. Введение.
Что такое исследование. Наблюдение. Приборы. Распределение на группы.
П/р №1 «Наблюдение за погодой» 2
2 Тема 2. Этапы исследовательской работы.
Обсуждение готовых проектов. Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Экскурсия.
П/р №2 «Работа в контурных картах» 2
3 Тема 3. Поиск информации.
Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.
П/р №3 «Изучение форм поверхности» 6
4 Тема 4. Исследовательская работа.
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика. Экскурсия.
П/р №4 «Изготовление Красной книги» 14
5 Тема 5. Оформление работы.
Работа с компьютером. Оформление анкет.
6 Тема 6. Подготовка защиты и презентации.
Составление текста защиты проекта. Подготовка презентации.
7 Тема 7. Защита проекта. Выступления. Конференция.
8 Тема 8. Обобщение.
Сдача исследовательской работы. Праздник. Рефлексия.

Итого часов: 34

Просветительная и досуговая работа

Общее количество часов за год 7

Календарно-тематическое планирование

4 класс – 1 группа
1 ч./нед., 34 ч./год

Дата № зан. Тема занятия Понятия, материалы и пр.
1 Введение. Что такое исследование. Календарь синоптика. Приборы. Исследование
Синоптик
2 Введение. Кто такой исследователь? Разбиение на группы. Исследователь
3 Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы.
4 Выбор темы, постановка цели и задач.
5 Выбор путей решения. Составление плана работы.
6 Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами.
7 Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации.
8 Составления анкет, опросников, интервью.
9 Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. П/р «Проведение опроса, анкетирование»
10 Осенняя экскурсия в природу. №1
11 Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы.
12 Знакомство с Интернетом. Поиск информации. П\р «Глобальная сеть - Интернет»
13 Экскурсия в городскую библиотеку. Знакомство, правила поведения, поиск информации. №2
14 Городская библиотека обобщение найденных материалов. №3
15 Экскурсия «Наблюдение за природой». №4
16 Оформление отчёта по экскурсии. Рисование запретных знаков по наблюдениям.
17 Игра «Юный исследователь». Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации.
18 Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. П/р
19 Экскурсия в краеведческий музей. №5
20 Отчёт по собранному материалу.
21 Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.
22 Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала.
23, 24 Оформление работы на компьютере.
25 Требования к оформлению работы.
26 Оформление анкет.
27 Подготовка текста защиты проекта.
28, 29 Подготовка презентации. П\р «Составление презентации»
30 Весенняя экскурсия . Пр. изменения №6
31 Защита проекта. Выступление.
32-33 Выступление перед учащимися начальной школы.
34 Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник краеведов. №7

Ожидаемые результаты работы кружка «Научное общество «Начало»:

  • обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
  • развитие навыков общения при групповой работе и во время анкетирования (интервьюирования) людей;
  • умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;
  • умение вести регулярные записи в дневниках проектов;
  • выработка умения работать с источниками информации;
  • умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;
  • умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;
  • умение правильно представить свою исследовательскую работу;
  • укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;
  • развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности

Литература :

  1. Бахарева А. С , Схемы, опорные сигналы, блоки – опоры на уроках природоведения. Шадринск, 1996 г.
  2. Будьков С. Т., Лезин В. А. «География Тюменской области». Учеб. пособие для 7 – 8 кл., Свердловск, 1989 г.
  3. Верзина А. К. «Географические игры в школе». М., Просвещение, 2000 г.
  4. Курикоа В. М, Ханты-Мансийский округ. – Екатеринбург, 2000 г.
  5. Сегень А. Ю. Сибирские ручьи, 2005 г.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
  7. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
  8. Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей
  9. Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.
  10. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.
  11. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
  12. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3.
  13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  14. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2003. № 12.
Loading...Loading...