Новый закон о животных. Принят закон о домашних животных

https://www.сайт/2017-11-21/pochemu_zakon_o_zachite_zhivotnyh_ne_mogut_prinyat_uzhe_7_let

«Сейчас животные даже не признаются живыми существами»

Почему закон «О защите животных» не могут принять уже семь лет

Группа противников приютов БАНО "ЭКО" "ВКонтакте"

В интернете обсуждают очередные случаи издевательства над животными. В Ростове-на-Дону зоозащитники обнаружили трупы нескольких сотен кошек и собак. В муниципальный приют они поступили еще живыми. Прокуратура сейчас проверяет информацию о том, что деньги, которые приют получил в рамках муниципального тендера, сотрудники обналичивали через подставные фирмы, а животных просто усыпляли. Когда трупов накапливалось много, их свозили на ближайший мясокомбинат.

Социальные сети пестрят объявлениями о помощи животным. Вот срочно ищут передержку хотя бы на пару дней рыжему коту, которого бросили прежние хозяева на даче, когда закончился летний сезон. Или вот ищет хозяев пушистая серая кошка. Ее владелица умерла, а наследники выставили на улицу с ненужными им вещами. А вот пытаются пристроить кругломордого британского кота. Он здоров и молод, но его все равно привезли в ветклинику с требованием усыпить. Надоел.

В аэропорту Шереметьево на полу лежат две россиянки «дворянского происхождения» — Даша и Лиза. Эти две собаки уже прошли ветконтроль и скоро в специальных перевозках поедут на посадку в самолет. Они вытянули счастливый билет: для них нашли владельца в Германии, который оплатил им и прививки, и перелет, и в аэропорту немецкого Мюнхена их уже через несколько часов встретят волонтеры, которые увезут их в новый дом. В Германии законы по обращению с животными строгие, и, если новый владелец решит снова выкинуть их на улицу, его ждет уголовное дело. Все домашние животные регистрируются и чипируются, поэтому, если животное сбегает, у него есть хороший шанс рано или поздно быть пойманным, после чего чип и информация о хозяине считываются и потеряшку отдают обратно.

В России все иначе. Животные, по действующему законодательству, даже не признаются живыми существами, это — просто вид имущества. И пока их бытие регулируется в рамках Гражданского кодекса. Например, если действовать строго по законодательству, то, найдя животное, надо сперва полгода искать его хозяев, по аналогии с найденным имуществом, и только после этого вы получаете на него права. Конечно, фактически эту норму никто не соблюдает.

сайт разбирался, почему действующего законодательства недостаточно, живодеры не несут никакого наказания и из-за чего нужный законопроект застрял в Госдуме под сукном с 2011 года.

Почему нужны поправки в законодательство

В Уголовном кодексе есть статья 245 «Жестокое обращение с животными». Согласно этой статье, «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних» наказывается штрафом до 80 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 360 часов или ограничением свободы на срок до одного года. Если хулиганские побуждения и иные признаки доказать не удалось, то осудить человека по этой статье сложно: одного факта жестокого обращения недостаточно. Так, к примеру, в августе этого года в Хабаровске был вынесен приговор банде молодых садистов — двум девушкам и одному молодому мужчине, которые забирали из приютов собак и кошек, якобы чтобы пристроить, а потом мучили и убивали их, записывая все на видео для размещения в соцсетях. Все садисты получили реальные сроки лишения свободы, однако лишь потому, что, кроме издевательства над животным, их также обвинили в разбое и оскорблении чувств верующих.

Еще одно громкое дело — против владельцев московского приюта БАНО «ЭКО». Год назад волонтеры обнаружили в приюте трупы более 300 собак и кошек. По району распространялся трупный запах. Приют осаждали несколько дней, так как волонтеров и журналистов не пускали на территорию и даже поливали пеной из огнетушителя. Когда зоозащитники прорвались, они увидели, что животные похожи на скелеты: им не давали ни воды, ни еды, они фактически мумифицировались при жизни. Знакомая автора текста вытащила оттуда четырех кошек и нашла им временный дом. К сожалению, помощь пришла поздно. Коты не выдержали обезвоживания и вскоре погибли.

Уголовное дело по БАНО «ЭКО» за жестокое обращение с животными не могут возбудить уже год, хотя ситуация находится на контроле Генпрокуратуры.

Группа протестующих против приютов БАНО «ЭКО»Facebook

«По уголовному делу было принято решение о прекращении уголовного преследования в связи с актом об амнистии, — пояснил сайт официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. — Решение признано прокуратурой незаконным и отменено. Уголовное дело направлено в следственный орган для организации дополнительного расследования. По четырем материалам доследственной проверки приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, три из которых признаны прокуратурой незаконными и отменены, материалы направлены в правоохранительные органы для организации дополнительной проверки. Одно решение признано прокуратурой законным и обоснованным».

БАНО «ЭКО» — влиятельная организация, получившая несколько лет назад контракты на организацию приютов в пяти округах Москвы общей стоимостью более 100 млн рублей. Впрочем, в других муниципальных приютах часто ситуация не лучше.

Caters News Agency Ltd

Волонтер Наталья рассказывает, что приютам необходимо постоянно поддерживать численность животных для отчета перед комиссиями. Животные в приютах от плохого обращения умирают.

«Когда приезжает комиссия, животных просто берут в одном приюте, грузят в грузовик и везут в другой приют. После того, как комиссия уезжает, их перебрасывают на новую точку. Зимой многие не выдерживают дороги: ни еды, ни воды им не дают. Мы боимся, что нас просто перестанут пускать в эти приюты, поэтому просто умоляем дать собакам в дорогу хоть ведро воды и корм. Когда они приезжают на новое место, начинают есть снег. Мы стараемся забирать их из этого ада, но речь идет о тысячах собак и кошек, мы просто не справляемся. В приюты везем гуманитарную помощь, корм, наполнитель, воду, но требуем, чтобы все раздавали при нас», — рассказывает Наталья.

Сейчас организация программ по регулированию численности бездомных животных отдана на откуп регионам. Например, в Москве от практики усыпления бездомных животных отказались, предполагается пожизненное содержание в приютах. А вот в Московской области к усыплению прибегают, если животному после отлова не нашли новых хозяев в течение шести месяцев. В Нижнем Новгороде с 2013 года запустили новую программу, по которой животное ловят, стерилизуют, лечат, а потом, если оно не агрессивное, выпускают обратно в среду обитания. Одновременно запущена социальная реклама, которая призывает людей брать животных из приютов, а не покупать за деньги породистых. Согласно информации «ООО Зоозащита-НН», за три года в Нижнем Новгороде численность бездомных животных снизилась с 7 тысяч в 2014 году до 4,7 тысячи в 2016 году.

Вопросы обращения с домашними животными и внедрения новых программ по организации приютов должны были быть отрегулированы в новом законе «О защите животных», который прошел первое чтение еще в 2011 году, однако он не принят до сих пор.

Второе чтение этого закона предполагалось провести в конце ноября 2017 года, однако, вероятно, этого сделано не будет.

При этом, согласно опросу, проведенному в конце 2016 года ВЦИОМ совместно с брендом кормов Purina, у 60% россиян дома есть собаки или кошки, 42% владельцев получили животное в подарок, а 39% подобрали на улице. То есть российское общество настроено по отношению к животным вполне дружелюбно.

Денис Середа — директор ветеринарной клиники «Центр» и муниципальный депутат Тверского района — говорит, что в целом в последние годы люди стали заметно ответственнее относиться к своим домашним питомцам.

«В последние годы стало намного больше владельцев, которые просят чипировать животное. Во-первых, если животное выезжает с хозяином из страны, то во многие страны без чипа его просто не пустят. Во-вторых, это возможность, если кошка или собака потерялись, найти их. В нашей клинике было три случая, когда к нам приводили найденных животных, мы считывали чип и возвращали владельцу. Один раз владелец оказался клиентом нашей клиники», — говорит Середа. По его словам, к сожалению, приходят и те, кому животное надоело, и требуют усыпить, но клиника считает это нарушением врачебной этики и отказывает.

«Живые существа, способные испытывать эмоции и страдания»

В распоряжении сайт оказалась одна из последних версий законопроекта об ответственном обращении с животными. Эта версия готовилась ко второму чтению и датирована серединой июля 2017 года.

В законопроекте говорится, что он не относится к охоте и рыболовству, а также к животным, занятым в сельском хозяйстве.

Вводятся понятия «владелец животного» (ими признаются и хозяева приютов, и те, кто берет животных на передержку), а также «доброволец» — тот, кто безвозмездно помогает, в том числе приютам. Волонтерская деятельность должна вестись в соответствии с законодательством Российской Федерации, отмечается в законопроекте.

Животные будут признаны живыми существами, а не имуществом, также будет четко прописано понятие «жестокое обращение с животным»: «обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных».

К животным, согласно законопроекту, надо будет относиться как к «живым существам, способным испытывать эмоции и страдания».

Регулирование деятельности приютов и установку норм содержания животных предлагается отдать на уровень федеральной власти. А вот непосредственной организацией приютов по-прежнему будут заниматься регионы. Отдельные полномочия в области обращения с животными могут быть переданы на уровень местного самоуправления.

Wassilios Aswestopoulos/ZUMAPRESS.com

Проект закона устанавливает и требования по отношению к владельцу животного. Он должен обеспечивать питомцу надлежащий уход, оказание своевременной ветеринарной помощи, принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства и быть готовым предъявить животное органам надзора для проверки.

«В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного», — гласит законопроект (то есть нельзя будет принести здоровое животное в клинику для усыпления с формулировкой «надоело»).

В законопроекте вводится статья «Защита животных от жестокого обращения». Таковым предлагается считать: проведение на животных без применения обезболивающих ветеринарных препаратов ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль; отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным образом; торговля животными в местах, не отведенных специально для этих целей; организация и проведение боев животных; организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных; кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, установленных правительством Российской Федерации в требованиях по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.

В случае принятия законопроекта, органы Госветконтроля могут получить полномочия по изъятию животных у владельцев, если те не могут обеспечить им надлежащий уход, и животное страдает. Также изъятию подлежат дикие животные, за которыми не обеспечен надлежащий уход.

40 кошек в квартире — нельзя, в котокафе — можно

Проект закона предлагает запретить пропаганду жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с братьями нашими меньшими.

Среди требований к содержанию домашних животных предлагается принять следующий пункт: «предельное количество домашних животных в местах их содержания определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». При выгуле питомцев владельцев предлагается обязать убирать за ними экскременты.

Отдельная часть закона посвящена использованию зверей в цирках, дельфинариях, культурных мероприятиях. Зоозащитники лоббировали полный запрет дельфинариев, но это сделать не вышло, говорит собеседник издания, работавший над текущей редакций законопроекта.

Законопроект предусматривает запрет контактных зоопарков, а вот так называемые котокафе не пострадают. Котокафе в последние годы активно развиваются в крупных городах. Это — специальные заведения, куда берут бездомных, но стерилизованых и вылеченных кошек, при этом имеющих навыки социализации. В котокафе, как правило, люди платят за каждый час пребывания и могут рисовать, играть в настольные игры, пить чай и общаться с кошками. Любое животное можно потом забрать к себе домой (после согласования с куратором и подписания договора ответственного содержания). Позитивное отличие котокафе от приюта в том, что с понравившимся котом можно прийти и пообщаться неоднократно до принятия решения, это снижает риск несовпадения характеров и неудачного пристройства. Год назад депутаты Мосгордумы узнали о существовании котокафе, спутали их с контактными зоопарками и хотели запретить, но их коллегам, которые больше разбирались в вопросе, а также возмутившейся общественности удалось убедить их этого не делать.

«В случае организации мероприятий, которые предусматривают физический контакт зрителей (посетителей) с животными, такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступных для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ», — говорится в проекте закона.

А вот зоопарки, дельфинарии и зоосады станут полностью лицензируемыми с 1 июня 2020 года. Передвижные зоопарки будут запрещены.

Выпускать нельзя умерщвлять

Проект закона предполагает разделить приюты для животных на типы: государственные, муниципальные и частные. Владельцы приютов, пока животное находится у них, несут ту же ответственность и выполняют те же требования, что и владельцы животных. Первые десять дней животное, поступившее в приют, должно находиться в карантине. Животные должны маркироваться. Законопроект не предусматривает усыпления бездомных животных.

«Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и такая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть», — гласит одна из поправок к законопроекту.

Так как усыпление здорового животного исключено, на выбор приюту предлагается три варианта: выпустить животное в естественную среду обитания, содержать до естественной смерти или искать новых владельцев. Сведения о животных, находящихся в приюте, будут размещаться в интернете. Передавать животных из приютов в лаборатории для опытов не допускается. Также владельцев приютов обяжут обеспечивать в них доступ волонтерам.

Dmitry Golubovich/Global Look Press

Зоозащитница Елена Иванова говорит, что при разработке законодательства по теме бездомных животных надо учитывать три причины их появления на улицах. Это либо потомство уже бездомных животных, либо выброшенные домашние животные, либо животные от «черных заводчиков» — людей, занимающихся бесконтрольным разведением породистых животных исключительно с целью получения прибыли.

Выпускать ли бездомных животных обратно на улицу после стерилизации, вакцинации и лечения в приюте — еще один острый вопрос, который тормозит движение законопроекта. Тут позиция зоозащитников радикально расходится с позицией пострадавших от нападения бездомных животных, в первую очередь, собак. Законопроектом предлагается выпускать животных, которые не демонстрируют агрессивного поведения, а агрессивных содержать в приютах пожизненно. Пострадавшие же от бездомных животных как правило ратуют за усыпление или пожизненное содержание.

Не попала в законопроект и идея зоозащитников обязать коммунальных работников оставлять открытым одно отверстие в доме (как правило, воздухоотвод), ведущее в подвальное помещение. Это важно для кошек, которые в зимнее время находят там пристанище. В Москве в последний год набирает обороты скандал, так как сотрудники ГБУ «Жилищник» начали наглухо заколачивать подвалы. Часто животные остаются запертыми там и погибают от голода и жажды. Сердобольные граждане, услышав крики животных, запертых в подвале, нередко отдирают решетки своими силами и выпускают несчастных.

В распоряжении сайт имеется переписка зоозащитников с Минстроем — это ведомство могло бы выпустить постановление и обязать оставить хотя бы один незакрытый воздухоотвод в подвал каждого дома. Минстрой предложил отдать это на откуп жильцам домов (большинство собственников должно решить, что воздухоотвод остается), но системно решать проблему отказался. В текущую редакцию законопроекта поправка не попала.

Наконец, законопроектом вводится понятие общественного контроля за ответственным обращением с животными. Этой функцией предлагается наделить профильные НКО, а волонтеры могут стать добровольными общественными инспекторами. Сообщения представителей общественного контроля о случаях ненадлежащего обращения с животными подлежат обязательному рассмотрению органами исполнительной власти, говорится в проекте закона.

Принципы регистрации домашних животных в законопроекте не прописаны — они войдут в поправки к закону «О ветеринарии». «К платной регистрации домашних животных российское общество не готово», — говорит один из соавторов законопроекта.

Также пока не обоснованы опасения зоозащитников о том, что будет поставлен запрет на пристройство бездомных животных за границу. Такого пункта в законе нет.

Почему закон не могут принять

Редакция законопроекта, находящаяся в распоряжении сайт, выдержана во вполне «зоозащитном» ключе, а слабые места акта можно было бы закрыть отдельными поправками — ведь депутаты принимают много более сырых инициатив. Однако оказалось, что законопроект затрагивает многочисленные финансовые интересы разных групп. Поэтому нынешней осенью он, возможно, принят не будет.

Законопроекту не повезло и в аппаратном плане. В 2011 году рабочую группу по доработке проекта закона ко второму чтению возглавлял депутат Госдумы от ЛДПР Максим Шингаркин, бывший в шестом созыве Госдумы заместителем председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В 2015 году Шингаркин перешел в комитет по обороне, и ведение законопроекта передали коммунисту Олегу Лебедеву. Параллельно консультации шли в администрации президента и в Общественной палате. После выборов в новый созыв Госдумы 2016 года комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии возглавила журналист Ольга Тимофеева. А куратором закона стал депутат Владимир Панов. Скоро, по информации сайт, у нормативного акта снова может смениться куратор, им может стать депутат Госдумы Владимир Бурматов. Каждый раз депутату приходится почти с ноля входить в курс дела. Что не добавляет продуктивности процессу.

Один из приютов БАНО "ЭКО"Группа противников БАНО "ЭКО" "ВКонтакте"

С законопроектом оказалось связанно серьезное столкновение интересов в среде зоозащитников. Например, существует фонд «Большие сердца» (сейчас — Фонд «Забытые животные»), его руководитель Анастасия Комагина входит в рабочую группу Минсельхоза. Фонд выступает противником программы ОСВВ (Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Выпуск). Этот фонд допускает усыпление отловленных бездомных животных, чем входит в конфликт с другими зоозащитниками, требующими от такой практики отказаться. Фонд регулярно обвиняют в лоббировании интересов производителей препаратов для эвтаназии, потому что, если запретить эвтаназию животных по немедицинским показаниям, российский рынок таких препаратов серьезно сократится. Фонд «Забытые животные» («Большие сердца») это отрицает.

Согласно публикациям в блоге Анастасии Комагиной, этот фонд выступает категорически против принятия законопроекта в нынешнем виде, считая, что он нуждается в серьезной доработке.

В своем блоге Комагина пишет, что в проекте закона не прописана ответственность для нерадивых хозяев, выбрасывающих животных на улицу, не запрещается попрошайничество с животными, нет мер по контролю за разведением породистых животных, не прописана обязанность властей создавать приюты. Также Комагина действительно критикует тотальный запрет усыпления бездомных животных.

«Единственным предлагаемым способом решения проблемы бездомных собак объявлен метод „Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат“ — неэффективный метод, не используемый ни в одной развитой стране мира, который уже неоднократно с треском провалился и в России. На деле бюджетные средства на стерилизацию уличных собак рекой текли в карманы бесчестных предпринимателей и их покровителей во власти, в то время как на фоне недовольства граждан расцвело „догхантерство“, влекущее массовое жестокое уничтожение животных жителями городов или самими же местными муниципальными хозяйствами, дабы оправдать расход бюджетных денег. Нынешний вариант закона предусматривает немедленный запрет любого гуманного усыпления животных, которые в силу каких-то причин не могут быть переданы владельцам и не могут содержаться в приютах (больных, агрессивных и т. д.). Но печальный опыт показывает, что запрет контролируемого гуманного усыпления влечет за собой массовый расцвет бесконечного подпольного негуманного уничтожения „ненужных животных“ в переполненных приютах и на улицах городов, голод, инфекции и потравы», — пишет в блоге Комагина.

Комагина в публикации признает, что несколько лет назад ее фонд хотел наладить в России собственное производство препарата «Золетил», использующегося для наркоза (в том числе при усыплении животных), однако это сделать не получилось.

Входила в рабочую группу и руководитель приюта БАНО «ЭКО» Вера Петросьян. Один из членов рабочей группы говорил, что она пыталась продвинуть в законопроект поправку, запрещающую волонтерам доступ в приюты без разрешения владельца приюта. Сейчас Петросьян в рабочей группе нет.

Еще одни противники принятия законопроекта в нынешнем виде — это Московское общество защиты животных. Общество называет нынешний проект закона «живодерским», потому что он решает, в основном, вопросы содержания домашних животных, не затрагивая диких, сельскохозяйственых и других, в нем не прописаны правила регистрации домашних животных. Также Общество говорит, что по законопроекту не были проведены парламентские слушания, а заседания рабочих групп не были публичными. Московское общество защиты животных требует отстранить от работы над законопроектом Панова и лоббирует иной вариант законопроекта, ранее предложенный Советом Федерации, который как раз предлагает одним документом урегулировать вопросы содержания и отношения ко всем видам животных.

Пункты, затрагивающие диких животных, требуют доработки и вызывают много дискуссий, рассказывает один из авторов поправок. Например, зарегистрированы случаи содержания маленьких бегемотов, лис, енотов и даже жирафов. Люди держат дома не только кошек и собак, но и, к примеру, змей, варанов, пауков. Что с ними делать? Изымать и размещать в зоопарках или оставлять владельцам? Поручить правительству разработать правила содержания каждого вида дикого животного (включая жирафа и бегемота) в домашних условиях? Пока в законопроекте предлагается составить список животных, запрещенных к домашнему содержанию, но на перечисленные вопросы ответа нет.

Также предлагается запретить натравливание животных (за исключением служебных животных) на других зверей. Натравливание собак охотничьих пород и ловчих птиц на других животных и птиц при осуществлении мероприятий по их подготовке (дрессировке) для охоты не допускается способами, предусматривающими физический контакт между животными, а также способами, которые могут привести к жестокому обращению с животными. Речь идет о, так называемых, притравочных станциях. Эта поправка вызвала одну из наиболее серьезных дискуссий между Госдумой, правительством и администрацией президента. Охота — это одно из любимых развлечений чиновников и депутатов, однако разные охотники придерживаются разных мнений относительно притравочных станций.

Притравочные станции — это специальные места, где содержат и диких, и домашних животных: кроликов, лис, волков, кошек и собак, на которых натравливают охотничьих собак, приучая к добыче зверя.

Собеседник Znak.сom в Госдуме говорит, что полный запрет притравочных станций поддерживает спикер Госдумы Вячеслав Володин, сам увлекающийся охотой, но считающий их существование недопустимым. А вот в правительстве работают охотники, которые являются сторонниками использования притравочных станций. В итоге, возможно, этот пункт из окончательной редакции закона исчезнет.

Kremlin Pool/Global Look Press

Не дремлют и производители кормов для животных, которые пытались пролоббировать свои интересы в части кормления животных в приютах именно полнорационным сухим кормом, рассказал сайт один из депутатов Госдумы.

Сейчас у здания Госдумы голодают активисты, требующие скорейшего принятия закона. Депутаты к акции относятся спокойно: голодовками у Госдумы на Охотном ряду никого не удивишь. Шансов на принятие законопроекта этой осенью действительно немного.

Пока придумано промежуточное решение: депутат от «Справедливой России» Олег Шеин недавно внес законопроект об ужесточении статьи УК 245 «Жестокое обращение с животными», предложив увеличить по ней наказание до 3 лет лишения свободы, а, если преступление совершила группа лиц, а его видеозапись была размещена в интернете или СМИ — то до 5 лет лишения свободы. Одним из соавторов поправки стал единоросс Владимир Бурматов, что повышает шансы на ее принятие.

Олег Шеин говорит, что поправка делает групповое жестокое обращение с животными преступлением не небольшой, а средней тяжести, что исключает уклонение от ответственности под предлогом раскаяния.

Владимир Бурматов сказал сайт, что над законопроектом идет серьезная работа, происходит взаимодействие депутатов, правительства, зоозащитников и других представителей общественности.

«У правительства есть свое видение, к примеру, по теме притравочных станций. Они хотят вынести эту тему в отдельный закон „Об охоте“. Сам закон очень сложный, потому то регулирует ту сферу взаимоотношений, которая ранее никак не регулировалась. Это — новая сфера, поэтому естественно, что процесс идет не быстро», — отмечает Бурматов.

Зоозащитница Елена Иванова напоминает, что тема животных так или иначе касается всех россиян. «Кто-то держит животных дома, кто-то сталкивается с ними на улице. Эта тема затрагивает все общество», — говорит Иванова. Она выступает за скорейшее принятие закона.

Собеседник сайт в Госдуме допустил вероятность, что законопроект в осеннюю сессию принят не будет, так как до нового года осталось считанное количество пленарных заседаний, а у депутатов накопилось много законопроектов высокой степени приоритетности, связанных с новым финансовым годом.

«Есть проблема в том, что зоозащитное сообщество неоднородно, — добавил источник. — Есть умеренные люди, которые понимают, что надо делать какие-то шаги. Есть радикальные правозащитники, которые требуют, чтобы сразу были отрегулированы все сферы контакта человека и животных, в той же сельскохозяйственной сфере, в сфере лабораторной. Но эти сферы можно будет регулировать в дальнейшем, после принятия рамочного закона. Кроме того, написать на бумаге все нормы невозможно, это — лишь свод общих правил, первый подход к регулированию этой сферы. Далее в это закон можно будет вносить изменения. К сожалению, кроме зоозащитников есть и коммерчески заинтересованные группы, которые ими могут манипулировать и говорить, что есть альтернативные тексты. В итоге блокируется движение всего законопроекта, так как люди с самыми благими намерениями начинают считать, что есть хороший закон, который не принимают, и плохой, который хотят принять», — добавил источник.

Проект Закона «О содержании кошек и собак в Москве»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

а) безнадзорные кошки или собаки - кошки или собаки, имеющие собственника и временно выбывшие из его попечения, а также кошки или собаки, собственник которых неизвестен;

б) бесхозяйные кошки или собаки - кошки или собаки, находящиеся на территории города Москвы, не имеющие собственника, или собственник которых неизвестен, либо кошки или собаки, от права собственности на которых собственник отказался;

в) приюты для кошек и собак - объекты, предназначенные для содержания кошек и собак, находящиеся в частной, государственной и иных формах собственности;

г) эвтаназия (умерщвление) кошки или собаки - мероприятие по безболезненному прекращению жизни, осуществляемое ветеринарным специалистом в соответствии с действующими правовыми актами.

Статья 2. Принципы содержания и защиты кошек и собак в городе Москве

к принципам содержания и защиты кошек и собак относятся:

а) применение в отношении домашних животных принципов гуманизма;

б) применение к собакам и кошкам общих норм об имуществе;

в) участие государства, общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по использованию и защите кошек и собак;

г) учет, регулирование численности кошек и собак, платность услуг, оказываемых в связи с их содержанием;

д) недопущение жестокого обращения с кошками и собаками;

е) соблюдение владельцами установленных санитарно-ветеринарных и зоогигиенических требований при содержании кошек и собак;

ж) участие общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по содержанию и защите кошек и собак;

з) осуществление содержания и обслуживания кошек и собак за счет средств их владельцев.

Статья 3. Правовое регулирование содержания кошек и собак в городе Москве

Правовое регулирование содержания кошек и собак в городе Москве осуществляется в соответствии с федеральным законодательством в области охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественного порядка, ветеринарии, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 4. Право собственности на кошек и собак

1. Кошки и собаки на территории города Москвы могут находиться в частной, государственной и иных формах собственности.

2. Бесхозяйные, безнадзорные кошки и собаки переходят в собственность граждан и юридических лиц в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Права и обязанности по содержанию кошек и собак

Статья 5. Условия содержания кошек и собак

2. Число кошек и собак, содержащихся в жилых помещениях, определяется возможностью обеспечения им надлежащих условий содержания в соответствии с требованиями федерального законодательства, правилами, устанавливаемыми настоящим Законом. При этом не должны нарушаться права граждан.

3. Обращение с кошками и собаками при их содержании и использовании должно отвечать нормам гуманного отношения к животным, исключающим побои, истязания, нанесение физических и психических травм, иного вреда кошками и собаками.

4. Собственники, владельцы собак, имеющие в собственности или пользовании земельный участок, должны сделать доступную для обозрения надпись о наличии собаки.

5. Проведение боев с участием кошек или собак, приводящих к их гибели или увечью, на территории города Москвы запрещается.

Статья 6. Обязанности по содержанию кошек и собак

а) предотвращать причинение вреда кошками и собаками здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц, другим животным;

б) соблюдать требования федерального законодательства в области охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественного порядка, ветеринарии, настоящего Закона;

в) по требованию ветеринарных специалистов представлять кошек и собак для осмотра, диагностических исследований, профилактических прививок и обработок;

г) немедленно сообщать в ветеринарные учреждения и органы здравоохранения об укусах человека или животного и доставлять кошку или собаку, нанесшее укус, в ближайшее ветеринарное учреждение для осмотра и 1 О-дневного карантина;

д) возмещать ветеринарным учреждениям расходы, связанные с содержанием кошек и собак в период карантина в размерах, устанавливаемых Правительством Москвы;

е) немедленно сообщать в ветеринарные учреждения о подозрении на заболевание кошек и собак бешенством (внезапном падеже) и до прибытия ветеринарных специалистов изолировать этих кошек и собак (трупы кошек и собак);

ж) не допускать загрязнения кошками и собаками общественных мест и мест общего пользования в жилых домах. В случае загрязнения указанных мест кошками и собаками, собственники и владельцы кошек и собак, лица, выгуливающие кошек и собак, обязаны обеспечить незамедлительную уборку.

б) натравливать кошек и собак на людей и других животных;

в) использовать кошек и собак для получения из них мяса и пушно¬мехового сырья;

д) выгуливать собак на детских площадках, территориях учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта;

е) выгуливать собак весом более 15 килограммов лицам, не достигшим возраста 14 лет, и лицам, находящимся в Состоянии опьянения.

3. При выгуливании собак собственник или владелец собаки, лицо, выгуливающее собаку, обязаны:

а) выводить собак из помещений или вводить в помещения только на поводке, длина которого позволяет контролировать поведение собаки. На собак, представляющих угрозу для людей и других животных, также должен надеваться намордник. Перечень пород собак, для которых эти требования обязательны, устанавливается Правительством Москвы;

б) держать собаку на поводке, длина которого обеспечивает безопасность самого животного и окружающих людей, при движении по тротуару, пешеходной дорожке, обочине дороги, в местах скопления людей и при пересечении проезжей части;

в) соблюдать установленный режим и иные правила охраны и использования животного мира и среды его обитания при нахождении с собаками на территории природных комплексов.

г) выгуливать собак без намордника и поводка в специально отведенных для этой цели местах, определяемых органами исполнительной власти города Москвы, или при условии соблюдения мер, обеспечивающих безопасность людей.

4. При нежелании содержать кошку или собаку и прекращении действия в их отношении права собственности, собственник обязан:

а) передать кошку или собаку в собственность иному лицу;

б) передать кошку или собаку, как бесхозяйную, в приют, созданный органами исполнительной власти города Москвы или частный приют.

5. Владелец в трехдневный срок, в случае смерти кошки или собаки, обязан уведомить об этом уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий регистрацию животных.

Глава 3. Регистрация и государственная поддержка содержания кошек и собак в городе Москве

Статья 7. Регистрация кошек и собак

1. Кошки и собаки, находящиеся в собственности города Москвы и внутригородских муниципальных образований, а так же безнадзорные и бесхозяйные кошки и собаки, находящиеся на территории города Москвы, подлежат обязательной регистрации.

2. Кошки и собаки, находящиеся в частной собственности, регистрируются по желанию собственника.

3. Порядок регистрации кошек и собак устанавливается Правительством Москвы.

Статья 8. Организация регистрации кошек и собак

1. Регистрацию кошек и собак организует уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы (далее - уполномоченный орган), во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти города Москвы.

2. Уполномоченный орган:

а) осуществляет мероприятия, направленные на приведение условий содержания кошек и собак в городе Москве в соответствие с требованиями настоящего Закона;

б) совместно с территориальными органами исполнительной власти города Москвы и ассоциациями перевозчиков определяет потребность в площадках для выгула кошек и собак и принимает решение об их создании и условиях эксплуатации;

в) ведет Реестр кошек и собак, находящихся на территории города Москвы;

г) обеспечивает контроль за содержанием и использованием городских площадок для выгула кошек и собак;

д) осуществляет иные полномочия в сфере содержания кошек и собак, установленные положением об уполномоченном органе.

2. Регистрация кошек и собак осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.

Статья 9. Реестр кошек и собак

1. Кошки и собаки, находящиеся на территории города Москвы включаются в Реестр кошек и собак (далее - Реестр) в соответствии с положениями статьи 7 настоящего Закона. Положение о Реестре утверждается Правительством Москвы.

2. Реестр создается в целях:

а) профилактики особо опасных и заразных заболеваний, общих для человека и животных,

б) поиска пропавших кошек и собак;

в) мониторинга объемов и условий содержания кошек и собак, выявления тенденций развития в сфере содержания кошек и собак, анализа эффективности государственной поддержки в сфере содержания кошек и собак.

3. Держателем Реестра является уполномоченный орган.

4. Решение о включении в Реестр принимается уполномоченным органом на основании заявления собственника кошки или собаки или организации, осуществляющей эксплуатацию приюта, в который помещается кошка или собака, течение 30 дней со дня его подачи при соответствии условий содержания кошки или собаки требованиям, установленным статьями 5 и б настоящего Закона.

5. В Реестр вносятся следующие сведения:

а) регистрационный номер кошки или собаки, который присваивается в соответствии с порядковым номером внесения в Реестр (в случае исключения из Реестра данный регистрационный номер в дальнейшем не используется); б) кличка кошки или собаки;

в) фамилия, имя, отчество, адрес, номера телефона и факса, адрес электронной почты собственника кошки или собаки, если внесение в Реестр осуществляется на основании заявления собственника;

г) наименование, адрес, номера телефона и факса, адрес электронной почты приюта, в котором находится кошка или собака, если внесение в Реестр осуществляется на основании заявления организации, осуществляющей эксплуатацию приюта, в который помещается кошка или собака;

д) сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер - для юридических лиц; основной государственный

регистрационный номер записи о государственной регистрации

индивидуального предпринимателя для индивидуальных

предпринимателей;

е) дата включения в Реестр;

ж) дата внесения информации об изменении сведений о кошке или собаке.

7. Исключение из Реестра производится в связи со смертью кошки или собаки или вывозом их за пределы территории города Москвы.

8. Обращение с информацией, включенной в Реестр, содержащей персональные данные, осуществляется в соответствии с законодательством о персональных данных.

9. Сведения о кошках и собаках, информация об изменении сведений, содержащихся в Реестре, а также об исключении кошки или собаки из Реестра вносятся в Реестр уполномоченным органом на безвозмездной основе в соответствии с заявлениями собственников кошки или собаки или организации, осуществляющей эксплуатацию приюта, в который помещается кошка или собака.

10. Оформление и выдача выписок из Реестра осуществляются уполномоченным органом по письменным запросам на безвозмездной основе.

Статья 10. Государственная поддержка в сфере содержания кошек и собак

1. Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы оказывают государственную поддержку содержания кошек и собак, включенных в Реестр, в следующих формах:

а) установление льгот по арендной плате за жилые помещения, находящиеся в государственной собственности города Москвы, в которых содержатся кошки и собаки;

б) предоставление права пользования площадками для выгула кошек и собак, находящихся в собственности города Москвы, на безвозмездной основе;

в) оказание информационной поддержки.

Глава 4. Порядок содержания кошек и собак в городе Москве

Статья 11. Регулирование численности кошек и собак

1. Регулирование численности кошек и собак осуществляется в целях охраны здоровья населения, жизни человека, предупреждения заболеваний кошек и собак.

2. Регулирование численности кошек и собак должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц, другим животным, а также окружающей среде.

3. Регулирование численности кошек и собак осуществляется

следующими способами:

а) отлов без _возврата в среду обитания с содержанием в приютах; в) стерилизация, кастрация;

г) розыск собственников потерянного животного;

д) передача безнадзорных, бесхозных, потерянных и брошенных животных новым собственникам.

4. Порядок регулирования численности и отлова кошек и собак устанавливается Правительством Москвы.

5. Отлов кошек и собак осуществляется только в целях регулирования численности, а также обращения их в государственную собственность города Москвы. Отлов кошек и собак с целью умерщвления запрещен, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 15 настоящего Закона.

6. Запрещается отлов домашних кошек и собак с применением орудий и средств, травмирующих кошек и собак или опасных для их жизни и здоровья. Перечень разрешенных способов, орудий и средств отлова кошек и собак утверждается Правительством Москвы.

Статья 12. Приюты для кошек и собак

2. Органы исполнительной власти города Москвы создают приюты для кошек и собак, а также содействуют гражданам и юридическим лицам в их создании.

3. Деятельность приютов, созданных органами исполнительной власти города Москвы, финансируется за счет средств бюджета города Москвы, а также благотворительных взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, иных законных поступлений.

4. Порядок деятельности приютов, а также нормы содержания кошек и собак в них устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

5. В случае возврата кошки или собаки собственнику, владельцу приют имеет право на возмещение собственником, владельцем расходов по содержанию кошки или собаки.

Статья 13. Ветеринарная помощь кошкам и собакам

1. Собственники, владельцы кошек и собак обязаны обеспечивать профилактику особо опасных и заразных заболеваний, общих для человека и кошек и собак, и оказание больным животным квалифицированной ветеринарной помощи.

2. Ветеринарное обслуживание бесхозяйных, безнадзорных, городских кошек и собак, проводимое ветеринарными специалистами за счет средств бюджета города Москвы, включает в себя стерилизацию, вакцинацию, диагностику, лечение кошек и собак и утилизацию, при возникновении у них

особо опасных болезней. Объем и порядок оказания этих услуг устанавливается Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством в области ветеринарии.

3. Вакцинация кошек и собак против бешенства независимо от права собственности на них осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии лицензии на ветеринарную деятельность, выданной в соответствии с федеральным законодательством о лицензировании.

4. Выполнение процедур на кошке и собаке, которые могут вызвать у них боль, шок, иные мучительные состояния, проводится в условиях обезболивания.

Статья 14. Перевозка кошек и собака

1. На территории города Москвы разрешается перевозить кошек и собак на городском пассажирском транспорте, если при их перевозке обеспечивается безопасность людей и перевозимых кошек и собак, и не создаются препятствия для пользования транспортом.

2. Перевозка кошек и собак, не прошедших регистрацию в соответствии с требованиями статьи 7 настоящего Закона, на городском пассажирском транспорте общего пользования запрещается.

3. При перевозке на городском пассажирском транспорте собаки, весом менее 5 килограммов и кошки перевозятся в контейнерах или сумках (корзинках); при перевозке вне контейнера или сумки (корзинки) собака должна быть в наморднике и на поводке, длина которого обеспечивает безопасность самого животного и окружающих людей.

4. При продаже и транспортировке кошек и собак за пределы города Москвы оформляется ветеринарное свидетельство установленного образца

Статья 15. Эвтаназия кошек и собак

1. Умерщвление кошек и собак допускается:

а) в случае необходимости прекращения страданий нежизнеспособной кошки или собаки, если они не могут быть прекращены иным способом;

б) в отношении нежелательного новорожденного приплода;

в) в случае заболевания кошки или собаки и невозможности ее излечения;

г) при необходимой обороне от нападающей кошки или собаки в крайней степени агрессивности в случае угрозы жизни и здоровью человека, жизни иного домашнего животного;

д) в случае причинения животным увечья человеку;

е) если кошка или собака проявляет агрессивность по отношению к

ж) при достижении кошкой или собакой преклонного возраста.

2. Умерщвление кошек и собак осуществляется гуманными методами.

3. Порядок и правила умерщвления безнадзорных и бесхозяйных кошек и собак устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 16. Утилизация и захоронение трупов кошек и собак

1. Граждане и юридические лица имеют право на получение услуг по захоронению или утилизации трупов при надлежащих им кошек и собак.

2. Утилизация и захоронение трупов кошек и собак производится в специально отведенных местах в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами в порядке, установленном Правительством Москвы.

3. При отказе собственника, владельца от захоронения умершей кошки или собаки, утилизацию трупа осуществляет орган, уполномоченный Правительством Москвы.

Глава 5. Контроль за соблюдением требований настоящего Закона

Статья 17. Государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона

1. Государственный контроль за соблюдением требований настоящего

Закона осуществляют в пределах своей компетенции:

а) органы государственного ветеринарного надзора;

б) органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора; в) органы внутренних дел (милиция);

г) иные уполномоченные органы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Должностные лица органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона при осуществлении своих полномочий имеют право:

а) получать полную и достоверную информацию, касающуюся содержания кошек и собак;

б) составлять акты по результатам проверки и протоколы об административном правонарушении;

в) привлекать виновных лиц к административной ответственности в установленном порядке;

г) осуществлять иные действия в пределах компетенции органов исполнительной власти города Москвы.

Статья 18. Общественный контроль за соблюдением требований настоящего Закона

1. Граждане, общественные объединения и иные некоммерческие организации вправе участвовать в подготовке решений органов

исполнительной власти города Москвы по вопросам надлежащего содержания кошек и собак.

2. Гражданам, выполняющим функции общественных инспекторов,

выдается удостоверение установленного образца. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными инспекторами устанавливается Правительством Москвы.

3. При осуществлении контроля общественные инспекторы имеют

а) получать в установленном порядке от юридических и физических лиц

информацию, касающуюся вопросов содержания кошек и собак;

б) обращаться за содействием в соответствующие органы исполнительной власти города Москвы и в органы внутренних дел (милицию) при выявлении фактов ненадлежащего обращения с кошками и

собаками и их содержания;

в) принимать участие в составлении должностными лицами актов по

фактам нарушения требований настоящего Закона.

Глава 6. Заключительные и переходные положения

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 1 О дней после его официального опубликования.

2. Со дня введения в действие настоящего Закона признать утратившими

Силу пункт 6 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001 года NQ 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным Кодексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы

Проживая в многоквартирном доме приходится считаться не только с соседями, но и с их законными правами. Так, например, каждый может завести себе домашнее животное, что не противоречит закону, но зачастую создает неудобства для окружающих людей. Расскажем, какие правила и законы о содержании домашних животных во многоквартирном доме существуют в 2018 году.

Главное правило проживания в многоквартирном доме – использование жилого помещения по назначению. При этом запрещается нарушать санитарные нормы и законные интересы других граждан. Если соседская собака бесконечно лает или гадит под вашу дверь – это нарушение. Чтобы прекратить подобные вещи часто требуется вступать с соседями в конфликт.

Вопросы, касающиеся регулирования проживания домашних животных и их содержания не в полном объеме регулируются действующим законодательством. Это зачастую приводит к конфликтным ситуациям между соседями, проживающими во многоквартирных домах.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Среди нормативно-правовых актов можно выделить следующие документы:

  • Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;
  • ФЗ № 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон РФ № 4979-1 от 14 мая 1993 года «О ветеринарии».

В 2018 году подготовлен ко второму чтению (но пока еще не утвержден) законопроект об ответственном обращении с животными. Подразумевается, что его положения вступят в юридическую силу уже с июня, однако пока он еще не был принят.

Помимо перечисленных нормативных актов некоторые вопросы могут регулироваться в ЖК, ГК и КоАП РФ. Кроме того, местные органы власти вправе утверждать собственные законопроекты, касающиеся правил проживания домашних животных в квартирах. Однако они не могут противоречить законодательству, принятому на федеральном уровне.

Отдельно следует упомянуть об инициативе депутатов создать законопроект о чипировании животных. Планировалось утвердить необходимость присваивания каждому животному (собаке, кошке, хомячку и т.д.) уникального идентификационного кода, в котором содержалась бы информация о владельце, заболеваниях, предках и других сведениях о животном. Однако в 2018 году принятие такого закона не предвидится.

Каких животных относят к домашним по закону?

В законодательстве отсутствует четкое определение домашнего животного. Иными словами, гражданин вправе завести и поселить в своей квартире не только кошку, собаку или попугая, но и более экзотического питомца – льва, питона, бегемота.

Запрета по конкретным видам не предусмотрено. Однако существует правило, по которому проживание не должно мешать окружающим людям.

Тем не менее, можно выделить несколько признаков, по которым животное может считаться домашним:

  • оно зарегистрировано и имеет ветеринарный паспорт;
  • оно привито от бешенства;
  • в отношении питомца применяются профилактические мероприятия – к примеру, на него надет ошейник от блох или животное подлежит регулярной обработке от других заболеваний.

Эти требования в большинстве случаев обязательны к выполнению. При нарушении перечисленных пунктов к хозяину могут быть применены определенные меры воздействия.

Правила содержания собак и кошек в многоквартирном доме

Выделяются основные требования к содержанию собак и кошек в многоквартирном доме. Вот они:

  1. Питомец должен проживать на жилплощади хозяина. Не допускается использовать для этих целей общедомовое имущество – подъезд, лестничную площадку, подвал, чердак.
  2. Нельзя умышленно наносить животному увечья, жестоко с ним обращаться или вредить иным способом. Хозяин питомца обязан обеспечить должный уход за ним.
  3. Если питомец нанесет другому человеку какой-либо урон, отвечать за подобные действия будет его хозяин. В таких ситуациях выплачивается моральный ущерб, компенсация за лечение (если оно требовалось) и начисленный штраф.
  4. Хозяин животного обязан следить за его поведением. Категорически запрещено угрожать питомцем или натравливать его на окружающих людей. Если животное нападет – отвечать будет хозяин. При этом не имеют значения обстоятельства происшествия (была провокация или нет и т.д.).
  5. Поведение животного в общественных местах также является заботой его владельца. К примеру, не допускается нахождение собаки в транспорте, магазине или на детской площадке без намордника.
  6. Запрещено использовать места общественного пользования в качестве туалета для животного. Хозяин не должен допускать подобных вещей. Он обязан своевременно убирать за питомцем.

Если владелец замечает, что его любимец ведет себя странным образом и может быть опасен для окружающих людей, он обязан принять меры по его изоляции. В таких случаях следует обращаться к ветеринарному врачу. Когда питомец умрет, владелец обязан решить вопрос с его захоронением.

Квартира должна использоваться по целевому назначению. То есть там допускается проживание людей. В таких помещениях запрещено устраивать приюты, пункты передержки и своеобразные питомники для животных. Подобные действия нарушают жилищные и санитарно-эпидемиологические нормы.

Если человек не соблюдает правила содержания животных в многоквартирном доме, он может быть привлечен к административной ответственности. В некоторых случаях возможно уголовное наказание.

Сложности содержания животных в квартире

В целом, городская квартира – далеко не лучшее место для содержания питомцев. Можно понять, когда в таком жилом помещении содержатся небольшие животные, но крупным видам требуется гораздо больше места для обеспечения нормальных условий проживания.

Отсутствие простора, полноценных прогулок и т.д. отрицательно отражается на характере собаки. Это, в свою очередь, может привести к неприятным и плачевным последствиям.

Собаки в квартирах довольно часто мешают соседям. К примеру, они могут лаять, что приводит к нарушению законодательных норм о тишине. Если такое происходит, хозяину следует как можно оперативнее устранить подобное явление.

Это также является нарушением санитарных правил. Ситуация может стать причиной для обращения в полицию или судебные органы.

Что будет за нарушение правил содержания животных

В зависимости от вида нарушения к хозяину животного может применяться административная или уголовная ответственность. Когда правила содержания нарушаются в первый раз, мерой пресечения выступает предупреждение. После этого нарушителю следует устранить причины, побудившие соседей пожаловаться.

Наиболее частный вид наказания нерадивых владельцев домашних питомцев – это административный штраф. Хозяин животного может быть оштрафован на сумму до нескольких тысяч рублей.

Если животное нанесет вред здоровью другого человека, для его хозяина может наступить уголовная ответственность по ст. 118 УК РФ. Это может быть штрафные санкции, принудительные работы или заключение под стражу.

Помимо этого, потерпевший вправе потребовать возмещения компенсации за причиненный физический и моральный ущербы. Сумма компенсации определяется индивидуально. Она не регламентирована законодательно, и пострадавший вправе запросить компенсацию в любом объеме, который покажется ему приемлемым.

Соседская собака постоянно лает – что делать?

Если соседская собака постоянно лает, то это, разумеется, вызовет проблему во взаимоотношениях с соседями. Первое, что нужно сделать – попытаться урегулировать ситуацию мирным путем. Необходимо спокойно поговорить с соседями и попросить принять меры. В качестве доказательства можно использовать диктофонную запись.


Если разговоры не помогают, то следует понаблюдать, в каких условиях содержится животное. Когда налицо признаки жестокого обращения, необходимо обратиться в полицию. Если подозрения подтвердятся, соседям грозит штраф до 300 тысяч рублей или даже уголовная ответственность с лишением свободы на срок до двух лет.

Как можно понять, что с животным обращаются жестоко:

  • ограничивают в движении (к примеру, собака сидит на короткой цепи, а хозяин не дает ей размяться);
  • во дворе, где содержится собака, нет будки;
  • хозяин бездействует при замерзании или перегреве животного;
  • происходит умышленная травля жаждой или голодом;
  • животному причиняют неоправданные страдания.

Жалоба на соседа составляется в свободной форме и может быть подписана коллективом. В качестве доказательства можно снять фото или видео.

Если разговоры не помогли, а жестокого обращения не выявлено, отметьте время, в которое соседская собака лает. Когда это происходит рано утром (до 9 утра) и поздно вечером (после 22 часов), можно жаловаться на нарушение закона о тишине.

Соседская собака гадит в подъезде – что делать?

Ответственность за поведение животного полностью лежит на его хозяине. Если собака гадит в подъезде, следует поговорить с владельцем. Когда это не помогает, остается жаловаться в полицию.

Однако прежде чем писать заявление, удостоверьтесь, что именно собака вашего соседа занимается «грязными делами». Это потребуется подтвердить с помощью фото или видео.

Жалоба может быть коллективной. Грамотно ее составить поможет юрист.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Гражданам, проживающим в многоквартирном доме, вовсе не запрещено заводить питомцев. Однако в этом случае они обязаны соблюдать правила и законы о содержании домашних животных. Если этого не происходят, соседи имеют полное право жаловаться в правоохранительные и судебные органы.

Граждан России взволновала весть о скором введении (начало 2018 года) налога на домашних животных. Некоторые новостные издания и интернет-ресурсы активно подключились к горячей теме, рассказывая о «беспрецедентном законе», который якобы уже вступил в силу (или вот-вот вступит) и грозит немыслимыми поборами всем, у кого дома живёт котик или собачка.

Народ всполошился и даже запаниковал, и среди негодующих голосов затерялись отдельные здравые призывы не спешить и во всём спокойно разобраться.

Как оказалось, закон только обсуждается в Госдуме, и ему ещё предстоит претерпеть кардинальные изменения — после анализа мнений всех заинтересованных сторон, любителей животных, ветеринаров, зоозащитников, производителей и остального неравнодушного населения.

На самом деле, тема эта далеко не нова, законами о домашних животных в Госдуме начали вплотную заниматься ещё в 2010 году, но никак не могут закончить.

Зоозащитники давно уже призывают законодателей довести законодательство о животных до удобоваримого состояния. Предлагали и собственные варианты, но безуспешно.

Дело дошло до того, что президент лично потребовал «оформить цивилизованный порядок обращения с животными». Сделал он это в 2016 году, акцентировав внимание на проблеме бездомных животных и призвав парламентариев ускорить работу по этому резонансному вопросу.

Суть вопроса

Не прошло и года, как парламентарии откликнулись на требование президента. В законе, рассматриваемом в Госдуме, предлагается формализовать отношения человека с домашними животными и привнести в них финансовую составляющую. Это может быть налог, регистрация и чипирование.

Сначала регистрировать придётся только собак и кошек. Данные внесут в базу данных, с указанием характеристик животного и сведений о хозяине.


Ветеринары и зоозащитники настаивают на платной регистрации. С ними солидарны жители многоквартирных домов, особенно те, в чьём подъезде живут агрессивные собаки или с десяток кошек в одной квартире.

Пока парламентарии размышляют, кое-где всё это уже работает — например, в Крыму.

Зарегистрировать собаку здесь стоит 52 руб., в процедуру входит осмотр животного ветеринаром, прививка от бешенства и внесение данных в единый для Крыма реестр.

Владельцу вручают ветеринарный паспорт собаки (надо заплатить 109 руб.), а пёс может получить, по желанию хозяина, металлический жетон или чип (764 руб.).

Самые последовательные сторонники чипирования – зоозащитники, ветеринары и заводчики. Они считают, что собака в обязательном порядке должна иметь чип. Только в этом случае затея имеет смысл и позволит защитить животное.

Если собака потеряется или пострадает, то её легко найти и вернуть хозяину. Если же она набедокурит, то владельцу придётся ответить за то, что плохо за ней присматривал или не воспитывал должным образом.

Что особенно важно, чипированную собаку не выбросишь за дверь, потому что хозяин будет найден и наказан.

Добровольное чипирование практикуется и сегодня, делают его в ветклиниках, при этом данные вносятся в международную сеть.

Мысль о налоге вызывает у российских собаководов и владельцев животных стойкое возмущение, несмотря на то, что во многих странах налоги на собак давно введены и приносят пользу.

В Европе

Немцы платят налог в размере 150-300 евро в год. Если собак несколько, то плата за следующую возрастает. Больше приходится платить и за бойцовских собак – 600 евро в год.

Такой же «прогрессивный» характер имеет налог на собак в Голландии. Если пёс у Вас один, Вы платите в год 57 евро, но каждый последующий обходится уже в 85.

Шведы платят меньше, годовой налог на собаку составляет 50 евро, у швейцарцев – 100.

Для испанцев обычная собака обходится в смешную сумму — 15 евро в год, а потенциально опасная – в 35. Если же Вы взяли её из приюта, то платить налог вообще не нужно. Он не взимается и в том случае, если Ваша собака выполняет социальную функцию, например, работает поводырем.

В Штатах налога на домашних животных нет, эта обязанность возложена на производителей кормов.


Зато практикуется платное лицензирование собак, правда, в некоторых штатах – добровольное. Здесь считается, что владение собакой – не только право, но и привилегия, поэтому бесплатным это удовольствие быть не может.

Расценки по разным штатам разные, но совсем не маленькие, причём оплачивается буквально всё. Для пожилых владельцев обычно применяется скидка.

В Канаде охвачены этим порядком и собаки, и кошки, для всех животных регистрация является обязательной. Если владелец отказывается, то его наказывают штрафом от $240 до $5000, смотря по обстоятельствам.

У соседей

Вопрос упорядочения отношений с животными, видимо, настолько созрел, что даже соседи зашевелились.

Например, белорусы ввели ежегодный налог на собак, поставив его в зависимость от роста пса.

На Украине по улицам городов бегают собачки, украшенные жетонами на ухе, такие замечены в Днепропетровске и в Херсоне. Чипирование ещё не обязательно, но вот-вот станет таковым. Однако налога на животных пока нет.

В России держать рядом с собой животных любят многие, собак насчитывается около 20 млн, а кошек и того больше, 25-30 млн.


Теперь представьте, что все эти особи охвачены платной регистрацией, пусть даже по мизерной крымской цене – 52 руб. Более, чем 2,5 млрд руб. поступят в бюджет! Правда, разово.

Есть ещё и чипирование, которое обойдётся владельцам значительно дороже. Сегодня стоимость процедуры колеблется от 1000 до 4000 руб. , смотря о каком регионе идёт речь (зависит и от статуса ветклиники).

Пока делают его далеко не все владельцы, но ведь можно обязать всех, у кого есть собачки! Получится солидный взнос в государственную казну.

Финансовые службы наверняка оценили и возможные поступления от налога на животных, но эти оценки пребывают только в теории. В ближайшее время, видимо, там они и останутся.

Спекуляции на резонансной теме, петиции

Фейковые новости о налоге на животных взбудоражили граждан, тем более, что тема болезненная. В результате на международной платформе https://www.change.org появилась петиция, призывающая к запрету закона о введении налога на животных в России.

Вообще весь процесс злоключений законов о животных сопровождается бурным обсуждением в обществе. В соцсетях постоянно рождаются новые инициативы, часто они выливаются в петиции. Направление у них разное, оно диктуется интересами авторов.

Зоозащитники, к примеру, уже давно добиваются введения регистрации и чипизации животных. От их имени на change.org размещена петиция с требованием принять, наконец, законы, которые буксуют уже 20 лет.

Слово «налог» всегда вызывает однозначную реакцию – резкий протест. В комментариях и на форумах жители РФ высказывают своё мнение напрямую, безо всякой дипломатии: «О, опять вводят налог по многочисленным просьбам трудящихся!».


И тут же достаётся на орехи депутатам и чиновникам, их склоняют традиционно, независимо от того, о каком налоге заходит разговор.

Что касается непосредственно налога на собак и кошек, то в комментариях нередки слова в его поддержку. Его рассматривают как действенный регуляторный механизм в отношениях между людьми и животными. При условии, конечно, что собранные деньги действительно пойдут на создание приютов, специальных площадок, стерилизацию бездомных собак и прочие меры в этом направлении.

Многие не приветствуют идею налога, но солидарны с ветеринарами и зоозащитниками в том, что регистрация домашних животных должна быть платной. Однако делать это надо в разумных пределах, с учётом социального статуса владельца.

То есть, налог как способ изъятия денег у населения, конечно, вызывает единодушное отторжение. При этом, конкретный вид налога на домашних животных граждане согласны обсуждать, а некоторыми он воспринимается как вещь, вполне полезная.

Депутаты Госдумы после всех согласований примут основной документ, закон «О ветеринарной безопасности домашних животных», и подзаконный акт, «Правила по учёту и регистрации домашних животных». Также рассмотрения ждёт законопроект «Об ответственном обращении с животными».

О налоге на животных речи пока нет вообще. Хотя зоозащитники введение налога для владельцев собак по-прежнему считают необходимой мерой. Они также возражают против добровольности чипирования, настаивают на том, что за регистрацию питомца владелец обязан платить — это позволит разбудить в нём чувство ответственности за свои действия.

В настоящий момент в обсуждаемом законе не указываются никакие суммы, может быть, регистрация даже будет бесплатной. Что касается чипирования, то оно останется платным и, судя по всему, пока добровольным.

Все новшества будут внедрены не одномоментно, для этого предусмотрен переходный период. Здесь резкие движения вредны, поскольку затрагиваются глубинные связи, многосторонние отношения. Но и тянуть нечего, перемены давно назрели.

Животные и люди вынуждены сосуществовать в одном общем пространстве, и его необходимо приспособить к тому, чтобы всем было удобно. Нам без кошки или собаки чего-то не хватает в жизни. Вероятно, тепла, преданности, ласки и просто любви.

Со своей стороны, необходимо руководствоваться напутствием Сент-Экзпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В этом случае его следует понимать абсолютно буквально, и не роптать, если ответственность эта принимает денежное выражение. Например, форму налога на домашних животных.

В Госдуму могут внести законопроект о ветеринарной безопасности, который обяжет россиян платно регистрировать своих домашних животных. Об этом заявил зампред комитета по экологии и охране окружающей среды российского парламента Владимир Панов.

Создание самой системы учета кошек и собак предусмотрено принятым в 2015 году законом «О ветеринарии». По словам Панова,

за процесс регистрации предполагается ввести плату, однако конкретную сумму он не назвал. Разработанный законопроект также предусматривает чипирование кошек и собак на добровольной основе.

Идею обязательной регистрации питомцев поддерживают и зоозащитники, которые убеждены, что нынешняя ситуация «создает возможность для недобросовестных владельцев отказываться от своих животных и уходить от ответственности в случае, если это животное совершило какой-либо ущерб имуществу или здоровью других граждан», резюмировал Панов.

Зоозащитники, опрошенные «Газетой.Ru», положительно восприняли возможную реформу парламента. «Платно или бесплатно — всех животных необходимо регистрировать. Однако

нужно учитывать социальный статус человека: если это бабушка, у которой две-три кошечки и одна собачка, должны быть какие-то льготы. Многодетным семьям также должны предоставить бонусы.

Регистрацию необходимо закрепить на федеральном уровне, чтобы избежать тех случаев, когда, например, собака «бойцовой» породы укусила ребенка, и следователям сложно выяснить, кто являлся хозяином животного», — считает зоозащитник Владислав Рогимов.

Президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова уверена, что чипирование и регистрация животных помогут решить проблему бездомных животных. «В первую очередь, нужно перекрывать разведение и вводить механизм ограничения деятельности двух типов заводчиков — тех, кто разводит ради бизнеса и тех, кто не стерилизуют животных. Без этого шага все остальные реформы будут неэффективны», — рассказала зоозащитница.

Эксперт возмутилась тем фактом, что власти предлагают сделать регистрацию обязательной, а чипирование — по желанию. «В таком случае им не удастся внести в реестр всех животных. Нужно вводить генетическую паспортизацию: она более достоверна. Чип же можно переставить или вовсе удалить», — отметила Новожилова. Спорным, по мнению эксперта, выглядит и сам факт платной регистрации:

«В России людям приходится спасать животных за свои деньги: давать им приют в своих квартирах, стерилизовать их. Тем временем такая услуга стоит около 2 тыс. рублей, а власти предлагают бабушкам с маленькой пенсий платить еще и за регистрацию».

Что касается стоимости регистрации питомца, то сумма, уверен Владислав Рогимов, будет зависеть от федерального округа. «Важно помнить, что есть и дикие животные, которые находятся на содержании у людей: их и беспризорных животных также необходимо посчитать. Нужно провести реальную перепись населения — только среди животных», — убежден специалист.

Чипирование, отметил зоозащитник, обойдется кошатникам и собачникам гораздо дороже. «Тут тоже должны иметь место льготы. Нынешняя стоимость этой процедуры зависит от региона и ветклиники: она может колебаться от тысячи до 4 тыс. рублей», — считает Рогимов.

Опыт по регистрации домашних питомцев в России уже есть. Так, с 1 января 2017 года эта норма действует в Крыму. Стоимость процедуры на полуострове составляет 52 рубля: за эти деньги специалист осматривает животное, при необходимости делает прививку от бешенства и вносит питомца в базу данных.

«Если животное дорогостоящее, и гражданин не желает, чтобы жетон или бирка были закреплены на ухе животного, может быть применена дополнительная услуга — вживление электронного чипа под кожу животного. Это будет стоить дороже», — рассказал в интервью местной радиостанции зампредседателя комитета по ветеринарии Крыма Энвер Умеров. При этом, после гибели животного горожане должны сообщить о факте в ветеринарную службу, чтобы специалисты сняли животное с учета.

По разным оценкам, в России насчитывают около 25-30 млн домашних кошек и около 20 млн собак. Даже без затрат на чипирование россияне в среднем тратят 4,5 тыс. рублей в месяц на содержание питомцев: большая часть суммы уходит на корм, остальные расходы приходятся на походы к ветеринару и уход за животным.

Даже если брать в качестве ориентира крымские 52 рубля за регистрацию животного, то, по подсчетам «Газеты.Ru», за примерно 45-50 млн зарегистрированных кошек и собак государства может получить 2,6 млрд рублей в госбюджет. Зоозащитник Владислав Рогимов уверен, что не все деньги уйдут в государственную казну. «Не надо забывать о том, что каждого животного надо занести в базу. Для того, чтобы это сделать, в каждом регионе нужно нанимать специалистов, которые будут курировать отправку средств и делать всю бумажную или электронную работу», — рассказал он.

Эксперт также отметил, что база данных животных должна быть закрытой, так как по кошке или собаке можно будет «пробить» любого человека: его адрес, контакты и паспортные данные. «ФСБ и МВД должны контролировать процесс так, чтобы эти базы не ушли в интернет. Главное, чтобы база была недоступна мошенникам. Ее должны контролировать спецслужбы, а не районные сельскохозяйственные министерства, ведь у нас у 70% населения есть домашнее животное», — подчеркнул зоозащитник. Рогимов убежден, что

большинство людей не будет регистрировать своих животных. «Зачем это надо, если животное реально не покидает четырех стен и не представляет опасности?»,

— заявил специалист, отметив, что, к примеру, в США введено обязательное чипирование животных.

«Когда собака потерялась, она попадает в приют, где сотрудники через базу моментально находят контакты хозяина и созваниваются с ним. В любой ветклинике можно просканировать чип, чтобы определить хозяина собаки или кошки», — рассказал Рогимов.

Напомним, что на данным момент на рассмотрении в Госдуме лежит еще один закон, касающихся питомцев: «Об ответственном обращении с животными». Документ, предложенный Министерством природы закрепит основные понятия и принципы защиты прав животных. Закон предусматривает усиление борьбы с жестоким обращением с животными и планирует усилить контроль за содержанием домашних, служебных и цирковых животных.

В случае принятия законопроекта власти закрепят запрет на уничтожение бездомных питомцев. Однако второе чтение законопроекта неоднократно переносили, эта волокита вызывает постоянные протесты в зоозащитной среде.

А совсем недавно, 8 октября 2017 года, стало известно, что Госдума в течение нескольких месяцев рассмотрит закон о запрете содержания диких животных в квартирах и закрытии контактных зоопарков.

По данным австралийской организации по страхованию животных Pet secure, Россия входит в первую пятерку стран по количеству кошек и собак. На первых же местах по числу домашних животных и в случае с собаками, и в случае с кошками находятся США. При этом в Америке, как и в большинстве других стран, есть налог на стерилизацию животных. «В Лондоне людям, отказавшимся от этой процедуры, будут постоянно названивать специалисты из ветклиники. В случае дальнейшего отказа на горожан наложат штраф», — отметила Ирина Новожилова.

Loading...Loading...