За что отвечает большое полушарие. Левое полушарие мозга отвечает за хорошее настроение. Синхронизированная работа обоих полушарий

Американские нейрохирурги Джозеф Боген и Филип Фогель , а также нейропсихолог Роджер Сперри в середине ХХ века установили, что правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Однако результаты их исследования многими были неправильно поняты, из-за чего возникло убеждение, что у всех людей преобладает одно из полушарий мозга: правое отвечает за логику и рассудительность, а левое — за образное мышление и творческие способности.

На самом деле все люди практически в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга. Однако каждое из них обеспечивает разные принципы восприятия действительности, организации речи и распознавания цвета.

Восприятие действительности

Правое полушарие воспринимает информацию в целом, обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Оно работает сразу по многим каналам и способно восстанавливать целое по его частям, в частности, отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию.

Организация речи

Правое полушарие мозга формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает образное мышление, создает ассоциации. Оно опирается на метафорическое отображение предметного мира.

Распознавание цветов

Правое полушарие мозга человека обеспечивает восприятие и словесное кодирование основных, простых цветов, таких как синий, красный и др. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом.

Как работает правое полушарие мозга у левшей?

По подсчетам социологов, от 5 до 15% жителей Земли — левши. Ученые установили, что использование ими левой руки в качестве ведущей связано с особенностью функционирования их мозга. Считается, что правое полушарие мозга этих людей отвечает за те задачи, с которыми справляется левое у правшей, и наоборот. Отчасти это так, но есть и свои особенности. Например, при движении ведущей рукой мозг правшей активизируется локально в левом полушарии, тогда как у левшей — в обоих. В состоянии спокойного бодрствования полушария мозга у правшей работают более синхронно, чем у левшей. А вот при переходе от бодрствования ко сну картина меняется: у правшей нарушается синхронность в работе полушарий, а у левшей она изменяется незначительно.

Головной мозг – это важнейший орган, управляющий человеческим организмом. Благодаря его функционированию люди способны видеть, слышать, ходить, испытывать эмоции, общаться между собой, чувствовать, анализировать, размышлять и любить. Последние свойства присущи исключительно человеку. Прежде чем ответить на вопрос, за что же отвечает левое полушарие мозга, нужно вспомнить анатомию 9 класса: из чего состоит головной мозг.

Структура головного мозга

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости черепной коробки, сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Интересно! Мозг у мужчин завершает свой рост к 25 годам, а у женщин – к 15!

Между большими полушариями проходит продольная щель, в глубине которой располагается . Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Полезно узнать, что такое : формы, возможности.

Зачем человеку : связь с отделами мозга, причины нарушения.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

Функции левого полушария мозга

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы, они работают вместе с подкорковыми структурами. Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствительности, высшей нервной деятельности и органов чувств.

Кора разделена на зоны, отвечающие за определённые функции (зрение, слух и другие), но и они не функционируют по отдельности. Чтобы что-то сказать, человеку нужно сначала подумать, проанализировать, просчитать. Во время разговора люди проявляют эмоции (печаль, радость, тревогу, смех), жестикулируют, то есть задействуют кисти рук, мышцы лица. Всё это обеспечивается слаженной работой нескольких зон коры, подкорковых ядер, черепными и спинальными нервами. Итак, за что отвечают различные доли головного мозга?

Интересно! Головной мозг людей изучен менее чем наполовину!

Лобная доля левого полушария мозга

Отвечает за движение, способность говорить, индивидуальность, мышление. – это часть мозга, отвечающая за эмоции, поведение, мышление.

Моторная зона коры

Отвечает за активность поперечно-полосатой мускулатуры правой половины тела, координированность точных движений, ориентирование на местности. В этот отдел идут импульсы от внутренних органов. При её повреждении возникает атаксия, парез конечностей, расстройство работы сердца, сосудов, дыхания. Ниже на картинке представлена топическая принадлежность органов и частей тела к прецентральной извилине.

Речедвигательная зона

Обеспечивает работу мышц лица для произнесения сложных слов, фраз. Другими словами, она отвечает за формирование речи. У всех правшей речедвигательная зона в левом полушарии занимает большую площадь, чем в правом.

При разрушении этой зоны человек теряет способность говорить, но может кричать или петь без слов. А также утрачивается чтение про себя, формулировка мыслей, а вот способность понимать речь не страдает.

Теменная доля

Тут располагается зона чувствительности кожи, мышц, суставов. В левую гемисферу идут импульсы с рецепторов кожи рук, ног, туловища справа. При повреждении этой зоны возникает нарушение чувствительности в некоторых частях кожи, способность определять предметы на ощупь. Утрачивается осязание, изменяется восприятие температуры, боли правых конечностей, а также туловища справа.

Височная доля

Слуховая зона отвечает за слух, вестибулярную чувствительность. При разрушении зоны слева наступает глухота с правой стороны, а также резко снижается способность слышать на левом ухе, движения становятся неточными, возникает пошатывание при ходьбе (см. ). Рядом расположен слуховой центр речи, благодаря которому люди понимают обращённую речь и слышат свою.

Зона вкуса и обоняния работает вместе с желудком, кишечником, почками, мочевым пузырём, а также половой системой.

Затылочная доля – зрительная зона

Зрительные волокна на основании мозга также перекрещиваются, как и слуховые. Таким образом, в зрительную часть левого полушария идут импульсы с обеих сетчаток глаз. Поэтому при повреждении этой зоны полная слепота не наступает, а страдает только половина сетчатки слева.

Затылочная часть мозга также отвечает за зрительный центр речи, способность узнавать написанные буквы и слова, поэтому люди могут читать текст. На картинке представлены отделы мозга, отвечающие за поведение, память, слух, осязание.

Отличие левого полушария от правого

Как уже стало ясно, в обеих гемисферах имеются речевые, зрительные, слуховые и другие зоны. Так в чём же отличие между ними? Только ли в контроле над противоположными половинами тела? Конечно же, нет!

Особенности левого полушария:

  1. Логика, анализ, мышление.
  2. Числа, математика, просчёт.
  3. Поэтапное решение сложных задач.
  4. Способность понимать буквально.
  5. Чёткие факты, доводы, без лишней информации.
  6. Обучение иностранным языкам, умение контролировать речь.

Все о и функции, нарушения и их последствия.

Полезно узнать, что такое : роль в организме человека, признаки дисфункции.

Все о : от анатомии до заболеваний.

За что отвечает правое полушарие мозга?

  1. Интуиция, воображение, эмоции.
  2. Восприятие, музыкальность, художественность.
  3. Фантазия, яркие краски, способность мечтать.
  4. Создание образа по описанию, пристрастие к мистике, загадкам.

Как определить доминирующее полушарие?

Говорят, что у правшей более развито левое полушарие, а у левшей наоборот. Это не совсем так. Человек может писать левой рукой, но быть прирождённым математиком, скептиком, логиком и аналитиком, совершенно не увлекаться живописью, музыкой и при этом не верить в мистику. На самом деле трудно сказать, какое именно полушарие доминирует, ведь оба они работают, когда это требуется.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

Головной мозг – самый важный орган организма, состоящий из . Чтобы понять особенности того или иного человека, важно знать, за что отвечает правое полушарие мозга, а за что – левое.

У человека есть органы чувств, которыми он связан с внешним миром:

  • слух;
  • зрение;
  • обоняние;
  • вкусовые и тактильные ощущения, через которые он получает информацию.

И всей этой обработкой занимается мозг. Кроме этого, с его помощью осуществляется:

  • действие планирования;
  • принятие решений;
  • координация движений;
  • распознавание эмоций, разделение их на положительные и отрицательные;
  • развитие внимания и памяти;
  • мышление (высшая функция).

Полушария мозга – не отдельные структуры, которые работают обособленно. Между ними есть щель с мозолистым телом. Это помогает функционировать обоим полушариям скоординировано.

Всеми движениями одной стороны тела руководит противоположная часть мозга. Так, если человек совершает движение правой рукой, значит, она получила импульс из левого полушария. У людей, переживших инсульт (нарушение кровообращения в области головного мозга), парализуется та сторона тела, которая противоположна пораженному участку.

Мозг состоит из двух компонентов – серого и белого вещества. , под ее контролем находится вся деятельность человека, а белое – это нервные волокна, выполняющие множество функций, которые руководят слаженной работой обоих полушарий. Серое вещество формируется у человека в возрасте до 6 лет.

Функции левой половины

Благодаря тому, что мозг состоит из двух полушарий, каждое из них задействовано в большей или меньшей степени и выполняет свои функции. Это открытие было сделано меньше века тому назад американскими нейрохирургами Богеном, Фогелем и нейропсихологом Сперри.

Левое полушарие ответственно за способности человека пользоваться языком как средством общения. Оно контролирует:

  • процесс речи (построение фраз, лексический запас);
  • способность расшифровывать информацию, полученную с помощью органов зрения;
  • использование графических знаков при письме;
  • важной информации.

Человек отличается от всего животного мира тем, что у него единственного развита способность к мышлению, за которую тоже отвечает левое полушарие.

Эта сторона мозга способна не только воспринимать информацию, но и перерабатывать ее. Именно левое полушарие распознает цифры и символы, потому что может их расшифровать.

Поскольку благодаря левому полушарию человек способен мыслить логически, именно эта часть мозга долгое время считалась ведущей (доминирующей). Но это справедливо только тогда, когда выполняются функции:

  • речь;
  • письмо;
  • решение математических задач;
  • движение правой половиной тела.

Обычно разные виды деятельности требуют активизации определенной доли мозга.

Задачи правой половины

Способность к мышлению у человека существует не только благодаря работе левой половины мозга, но и правого полушария. Но долгое время ученые не видели особой пользы от правого полушария, а хирурги при повреждении могли удалить его, считая таким же рудиментарным органом, как и аппендикс.

Доходило до того, что ребенка, который учился писать и брал ручку в левую руку, переучивали и заставляли работать правой рукой.

Так как интуиция и конкретное образное мышление – это заслуга правой доли, то эти функции не считались важными. А интуиция вообще высмеивалась, и ее существование подвергалось сомнению. Доказано, что это не более чем миф.

Сегодня особенно ценны те люди, которые могут мыслить нестандартно, а их креативность – яркая черта творческой личности. Психологи считают, что долгое время воспитание детей было левополушарным. Поэтому в книжных магазинах можно встретить сборники упражнений, с помощью которых можно научиться стимулировать правое полушарие мозга.

Исходя из этого, возникает вопрос: если у ученого развито логическое мышление, за что отвечает левое полушарие мозга, то зачем ему правое? Может быть, оно ему не нужно?

Со временем ученые пришли к выводу, что функции правого полушария важны и для остальной части мозга. Оказалось, что большинство математиков одновременно используют и стиль мышления, свойственный противоположной доле. Обычные люди думают при помощи слов, но во время научной деятельности к этому часто подключается образность. Поэтому такая способность обеих долей синхронизироваться дает в результате нестандартные решения, изобретения, инновации в разных сферах жизни.

Альберт Эйнштейн в детстве поздно начал говорить и писать. Это значит, что у него в этот период активно развивалось правое полушарие. Благодаря ему он создавал свои знаки внутренней речи, а потом их использовал в научной деятельности. Этому известному всему миру ученому не давались школьные науки, кроме математики. Но тем не менее он стал образованным человеком и создал физическую теорию относительности, квантовую теорию теплоемкости.

Анализ его мозга показал, что левое и правое полушарие мозга связаны сильнее, чем у обычных людей, а некоторые зоны увеличены. Такая особенность позволила ученому с мировым именем подарить человечеству полезные изобретения.

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, которая представляется в виде картин, знаков, символов, схем. Кроме этого, человек, у которого развита правая доля, отличается тем, что он:

  • ориентируется в пространстве, собирает головоломки;
  • имеет музыкальный слух и способности к музыке;
  • понимает подтекст сказанного;
  • способен мечтать и фантазировать, придумывать, сочинять;
  • имеет способности к творчеству, в частности, к рисованию;
  • обрабатывает параллельно информацию, идущую из нескольких источников.

Эти способности делают людей интересными, неординарными, творческими.

Развитие полушарий

Мозг ребенка работает иначе, чем у взрослого. Эти различия обусловлены тем, что у малыша все развивается поэтапно, а у взрослого это уже сформировавшийся орган.

Ученые доказали, что наиболее важными периодами, влияющими на развитие эмоций, процессов познания и адаптации в социуме, являются годы от 1 до 4. Скорость формирования новых нейронов у ребенка составляет 700 в секунду. У взрослого человека количество связей постепенно уменьшается (отсюда и забывчивость, невнимательность, замедленность реакций у пожилых людей).

Сначала у ребенка активно развиваются зоны, отвечающие за восприятие – зрение и слух. Затем активизируется область, отвечающая за речь. Потом формируется процесс познания.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок развивался по намеченной им цели. И если малыш не оправдывает их ожиданий, они стараются «перепрофилировать» мозг детей и получить в итоге художника или математика.

Каждый человек владеет инструментом для развития мозга – это его пальцы. Чтобы маленький ребенок быстрее заговорил, с ним делают упражнения на мелкую моторику. Для получения активной работы левого и правого полушарий они стараются в течение дня делать не совсем стандартные действия. Например, любители рисовать пробуют это делать в зеркальном отражении.

Еще одно упражнение – «Кольцо». Делают его из большого и указательного пальцев рук. Затем поочередно большой палец соединяют со средним, безымянным и мизинцем. Это нужно делать как можно быстрее. Сначала одной рукой, а затем двумя одновременно.

Во время обычной зарядки нужно часто соединять противоположные конечности: левую руку с правой ногой и наоборот. Можно левой рукой достать до правого уха, затем все в точности до наоборот. Полезно делать ежедневные дела неактивной рукой:

  • застегивать пуговицы на одежде;
  • писать на бумаге;
  • подметать;
  • вытирать пыль;
  • пользоваться столовыми приборами.

В результате продуктивность разных частей мозга .

Тем, кто хочет заниматься точными науками, не нужно специализироваться только на логических задачах. Развивая образное мышление, можно достичь значительных результатов даже в физике и математике.

Еще недавно считалось, что человек с развитым левым полушарием намного приспособленнее к реальной жизни . И вроде бы понятно почему. Ему легче учится. Он целеустремлен, может четко выразить свои желания и описать эмоции, а также способен быстро обучаться.

Происходило это потому, то основная масса работы, которая давалась людям была основана на постоянном повторении одних и тех же и жесткой сосредоточенности.

Сегодня же мир немного изменился, и люди-мечтатели (а именно так называют тех, у кого развито правое полушарие) получают шанс жить так, как им хочется. Появляется намного больше творческих профессий. И их задумчивость, романтизм и мечтательность воспринимаются, как способность мыслить творчески.

Синхронная работа полушарий

Несмотря на то, что у каждого человека больше развито либо правое, либо левое полушарие, на деле же они работают вместе. Не может быть такого, что за всю деятельность человека отвечает только одна половина мозга.

Каждое полушарие отвечает за те или иные функции. Так, например, если бы вообще у человека не было правого полушария, отвечающего за эмоции, то человек был бы похож на робота без эмоций и чувств, который выстраивает жизнь так, как выгодно ему. И наоборот, если бы левого полушария не было, то человек превратился бы чисто в асоциальное существо, которое никак не может позаботиться о себе.

Благодаря обоим полушариями жизнь становится полноценной. Так, восприятие мира при помощи левого полушария упрощается, а вот правое делает его родным, то есть показывает его таким, какой он есть, со всеми изъянами и достоинствами.

Так же нужно отметить, что в зависимости от того, какое полушарие больше развито у, будет зависеть его способность писать, а именно будет человек правшой или левшой.

Так уж сложилось в обществе, что практики все знают особенности правшей и левшей, и поэтому даже по характеру и способностям легко могут сказать, какой рукой он пишет.

Большинство творческих деятелей (актеров, писателей и т.д.) пишут левой рукой, что лишний раз подтверждает теорию о полушариях.

Функции левого полушария головного очень важны, так как они помогают человеку анализировать информацию, воспринимать мир. К тому же, без таких способностей было бы сложно выжить в нынешнем мире.

Человеческий мозг – это самый важный и вместе с тем наименее изученный орган человеческого тела.

Давайте разберемся, за что же отвечают наши полушария мозга и почему у одних людей активно в основном левое, а у других правое.

За что отвечает левое полушарие мозга?

Левое полушарие мозга отвечает за вербальную информацию. Оно контролирует чтение, речь и письмо. Благодаря его работе человек может запоминать разнообразные даты, факты и события.

Также левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление. Здесь вся получаемая извне информация обрабатывается, анализируется, классифицируется и формулируются выводы. Оно осуществляет обработку информации аналитически и последовательно.

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, выраженной в образах, а не в словах. Здесь же располагаются способности человека к различным видам творчества, способность придаваться мечтам, фантазировать, сочинять. Оно отвечает за генерацию креативных идей и мыслей.

Также правое полушарие мозга отвечает за распознавание сложных образов, таких как лица людей, а также эмоций, отображающихся на этих лицах. Оно осуществляет обработку информации одновременно и целостно.

Следует отметить, что для успешной жизни человека нужна слаженная работа обоих полушарий.

Какое полушарие мозга активно у вас?

Существует визуальный, психофизиологический тест на полушария мозга (тест Владимира Пугача), с помощью которого можно легко определить, какая половина мозга активна у вас в данный момент времени. Посмотрите на картинку. В какую сторону вращается девушка?

Если по часовой стрелке, значит, в данный момент у вас преобладает левополушарная деятельность, а если против часовой стрелки, то правополушарная.

Некоторые могут наблюдать момент смены активности полушарий, и тогда девушка начинает вращаться в обратную сторону . Это присуще людям (очень немногим), одновременно имеющим левополушарную и правополушарную деятельность мозга, так называемым амбидекстрам.

Они могут достичь эффекта смены направления вращения с помощью наклона головы или последовательной концентрации и расфокусировки зрения.

А как же детский мозг?

Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит в первые годы жизни ребенка. И в это время доминирующим у детей является правое полушарие. Так как ребенок познает мир с помощью образов, то почти все мыслительные процессы происходят именно в нем.


Но мы живем в мире логики, в мире с сумасшедшим темпом жизни, спешим все успеть, хотим большего для наших детей. Стараемся дать им максимум, запасаемся всевозможными методиками раннего развития и практически с пеленок начинаем обучать наших детей чтению, счету, стараемся дать им энциклопедические знания, давая раннюю стимуляцию левому, а образное, интуитивное правое остается как бы не у дел.

И, следовательно, когда ребенок растет, взрослеет, доминирующим у него становится левое полушарие, а в правом, из-за отсутствия стимуляции и уменьшения количества связей между двумя половинами мозга, происходит необратимое снижение потенциала.

Сразу хочу заверить, что я не призываю вас пускать умственное развитие ваших детей на самотек. Наоборот! Возраст до 6 лет – это наиболее удачный возраст для развития потенциала мозга. Просто развитие должно быть не настолько ранним, насколько своевременным. И если заложено природой, что в раннем возрасте у детей доминирует правое, то может стоит развивать именно его, не стараясь рано стимулировать работу левого методиками, направленными на развитие логического мышления?

Тем более что в возможности, которые наши дети теряют в детстве именно из-за отсутствия тренировки правого полушария, входят поистине феноменальные способности. Например: запоминание неограниченных объемов информации с помощью образов (фотографическая память), скорочтение и это только начало списка сверхспособностей, которыми сможет обладать ваш ребенок при правильной систематической тренировке правого полушария.

Подробнее про сверхспособности, которыми обладают дети с развитым правым полушарием, я расскажу вам в следующей статье.

Надежда Рыжковец

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

Определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Колечко

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

Упражнения на визуализацию .

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета , которыми написаны слова.


Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.

Головной мозг – это важнейший орган , управляющий человеческим организмом . Благодаря его функционированию люди способны видеть, слышать, ходить, испытывать эмоции, общаться между собой, чувствовать, анализировать, размышлять и любить. Последние свойства присущи исключительно человеку. Прежде чем ответить на вопрос, за что же отвечает левое полушарие мозга, нужно вспомнить анатомию 9 класса: из чего состоит головной мозг.

Структура головного мозга

Масса органа у взрослого равняется примерно 1400 г. Располагается он в полости , сверху покрыт оболочками (мягкая, твёрдая, паутинная). Можно выделить 3 наиболее значимые части: гемисферы, мозжечок, ствол. Полушария мозга регулируют высшую нервную деятельность, в них находятся отделы, отвечающие за зрение, слух, речь, письмо. обеспечивает равновесие, в стволе заложены центры управления дыханием и сердцебиением.

Интересно! Мозг у мужчин завершает свой рост к 25 годам, а у женщин – к 15!

Между проходит продольная щель, в глубине которой располагается. Последнее соединяет обе гемисферы и позволяет им координировать работу друг друга. Из уроков анатомии многие помнят, что каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела. Из этого следует, что левое полушарие отвечает за правую половину туловища.

Мозг имеет 4 доли (ниже будет рассказано о них). Разделены доли тремя основными бороздами: Сильвиева, Роландова и теменно-затылочная. Кроме борозд, мозг имеет много извилин.

Полезно узнать, что такое: формы, возможности.

Зачем человеку: связь с отделами мозга, причины нарушения.

Само вещество мозга делится на серое (кора) и белое. Серое состоит из нейронов и выстилает мозг сверху. Толщина коры примерно 3 мм, а количество нейронов около 18 млрд. Белое вещество – это проводящие пути (волокна нейроцитов), которые занимают всю оставшуюся часть мозга. Именно кора контролирует всю жизнь человека от сна до проявления эмоций.

Функции левого полушария мозга

Большие гемисферы не оторваны от других составляющих нервной системы , они работают вместе с подкорковыми структурами . Помимо этого, при повреждениях одного полушария, другое может частично взять на себя функции первого, что говорит о совместном обеспечении работы движений, чувствительности, высшей нервной деятельности и органов чувств.

Кора разделена на зоны, отвечающие за определённые функции (зрение, слух и другие), но и они не функционируют по отдельности. Чтобы что-то сказать, человеку нужно сначала подумать, проанализировать, просчитать. Во время разговора люди проявляют эмоции (печаль, радость, тревогу, смех), жестикулируют, то есть задействуют кисти рук, мышцы лица. Всё это обеспечивается слаженной работой нескольких зон коры, подкорковых ядер, черепными и спинальными нервами. Итак, за что отвечают различные доли головного мозга?

Интересно! Головной мозг людей изучен менее чем наполовину!

Лобная доля левого полушария мозга

Отвечает за движение, способность говорить, индивидуальность, мышление. – это часть мозга, отвечающая за эмоции, поведение, мышление.

Моторная зона коры

Отвечает за активность поперечно-полосатой мускулатуры правой половины тела, координированность точных движений, ориентирование на местности. В этот отдел идут импульсы от внутренних органов . При её повреждении возникает атаксия, парез конечностей, расстройство работы сердца, сосудов, дыхания. Ниже на картинке представлена топическая принадлежность органов и частей тела к прецентральной извилине.

Речедвигательная зона

Обеспечивает работу мышц лица для произнесения сложных слов , фраз. Другими словами, она отвечает за формирование речи. У всех правшей речедвигательная зона в левом полушарии занимает большую площадь, чем в правом.

При разрушении этой зоны человек теряет способность говорить, но может кричать или петь без слов. А также утрачивается чтение про себя, формулировка мыслей, а вот способность понимать речь не страдает.

Теменная доля

Тут располагается зона чувствительности кожи, мышц, суставов. В левую гемисферу идут импульсы с рецепторов кожи рук, ног, туловища справа. При повреждении этой зоны возникает нарушение чувствительности в некоторых частях кожи, способность определять предметы на ощупь. Утрачивается осязание, изменяется восприятие температуры, боли правых конечностей, а также туловища справа.

Височная доля

Слуховая зона отвечает за слух, вестибулярную чувствительность. При разрушении зоны слева наступает глухота с правой стороны , а также резко снижается способность слышать на левом ухе, движения становятся неточными, возникает пошатывание при ходьбе (см.). Рядом расположен слуховой центр речи, благодаря которому люди понимают обращённую речь и слышат свою.

Зона вкуса и обоняния работает вместе с желудком, кишечником, почками, мочевым пузырём , а также половой системой.

Затылочная доля – зрительная зона

Зрительные волокна на основании мозга также перекрещиваются, как и слуховые. Таким образом, в зрительную часть левого полушария идут импульсы с обеих сетчаток глаз. Поэтому при повреждении этой зоны полная слепота не наступает, а страдает только половина сетчатки слева.

Затылочная часть мозга также отвечает за зрительный центр речи, способность узнавать написанные буквы и слова, поэтому люди могут читать текст. На картинке представлены отделы мозга, отвечающие за поведение, память, слух, осязание.

Отличие левого полушария от правого

Как уже стало ясно, в обеих гемисферах имеются речевые, зрительные, слуховые и другие зоны. Так в чём же отличие между ними? Только ли в контроле над противоположными половинами тела? Конечно же, нет!

Особенности левого полушария:

  1. Логика, анализ, мышление.
  2. Числа, математика, просчёт.
  3. Поэтапное решение сложных задач.
  4. Способность понимать буквально.
  5. Чёткие факты, доводы, без лишней информации.
  6. Обучение иностранным языкам , умение контролировать речь.

Все о и функции, нарушения и их последствия.

Полезно узнать, что такое: роль в организме человека, признаки дисфункции.

Все о: от анатомии до заболеваний.

За что отвечает правое полушарие мозга?

  1. Интуиция, воображение, эмоции.
  2. Восприятие, музыкальность, художественность.
  3. Фантазия, яркие краски, способность мечтать.
  4. Создание образа по описанию, пристрастие к мистике, загадкам.

Как определить доминирующее полушарие?

Говорят, что у правшей более развито левое полушарие, а у левшей наоборот. Это не совсем так. Человек может писать левой рукой, но быть прирождённым математиком, скептиком, логиком и аналитиком, совершенно не увлекаться живописью, музыкой и при этом не верить в мистику. На самом деле трудно сказать, какое именно полушарие доминирует, ведь оба они работают, когда это требуется.


Головной мозг человека является самым труднодоступным и тяжелым для изучения. Даже в эпоху введения новых современных методов исследования, мозг так и не был до конца изучен. Мозг делится на 2 половинки полушария, каждое из которых отвечает за свою группу функций.

Существует множество подтвержденных фактов о головном мозге, вот некоторые из них:

  • Число нейронов (нервных клеток) достигает 85 миллиардов
  • Масса мозга взрослого человека в среднем составляет около 1,4 кг, то есть около 2 - 3% от общей массы человека
  • Размерное мозга никак не влияет на умственные способности , что было доказано в недавних исследованиях

В данной статье мы подробно рассмотрим структуру и функции каждого из полушарий и проведем тест, который установит, какое из полушарий является доминирующим.

Функции левого полушария в следующих направлениях:

  • Способность к восприятию вербальной (устной) речи
  • Способность к изучению языков. Можно встретить достаточно много людей, которые знают 3, 4 и более языков, при этом, чтобы их выучить у них это не составило особого труда. Причина запоминания новых языков кроется в высокой развитости левого полушария
  • Предрасположенность к хорошей языковой запоминаемости ложиться на нашу память, которая также позволяет запоминать даты, числа, события и т. д. Как правило, с хорошей памятью и следственно развитым полушарием люди становятся аналитиками, учителями и т. д. Некоторые люди, так сказать с высокими способностями, способны указать на точную страницу, где располагается определенный текст
  • Развитие речевой функциональности. Следственно, чем сильнее преобладает левая сторона , тем быстрее ребенок начинает говорить, при этом сохраняя правильную конструкцию речи
  • Выполняет последовательную (логическую) обработку информации
  • Предрасположенность к повышенному восприятию действительности. То есть, например, красное остается красным, синее, синим, при этом использование метафорических словосочетаний не свойственно человеку
  • Способность установления причинно-следственных связей на основе логических убеждений, то есть человек предрасполагается к тому, что каждое получение информацию сопоставляется и имеет логическую связь, в особенности это свойственно профессии оперативника
  • Контролирует правой стороны тела

Левое полушарие характеризуется более взрывным характером человека и управлением поиска и приобретения новой информации


Функции правого полушария

Ещё исторически сложилось, в течение продолжительного периода, что эта часть мозга выступала в качестве отверженного. Многие ученые утверждали, что это полушарие не представляет никакой пользы для человека и является «мертвой» и ненужной частью нашего мозга. Доходило до того, что некоторые хирурги просто удаляли полушарие, ссылались на его бесполезность.

Постепенно значимость правой части повышалась и на данный момент она занимает такие же прочные позиции, как левый отдел. Функции, которые она выполняет, выражается в следующем:

  • Преобладание развития невербального и целостного представления, то есть полученная информация выражается не словестно, а символами или некоторыми образами
  • Характеризуется зрительно-пространственным восприятием. Благодаря данной способности у человека есть возможность ориентироваться на местности
  • Эмоциональность. Хотя эта функция не относится напрямую к полушариям, все же развитие правой части оказывает несколько существенное влияние, чем левое
  • Восприятие метафор. То есть, если человек выразился какой-либо метафорой, другой человек с развитой легко поймет, о чем идет речь
  • Творческая предрасположенность. Именно личности с преимущественным развитием этой части, в большинстве случаев становятся музыкантами, писателями и т. д.
  • Параллельная обработка информации. Правое полушарие имеет свойства обрабатывать различные источники данных. Поступающая информация обрабатывается не на основе логической последовательности, а представляется целым
  • Контролирует двигательные способности левой стороны тела


Исследования функции полушарий головного ее правой стороны показывает, что оно также отвечает за снижение негативной реакции на стрессовые ситуации , эмоции и старается избегать чего-нибудь неизведанного.

Тест на определение доминирующего полушария

Данный тест позволит выявить более сильную развитость правой или левой части мозга, после несколько последовательных упражнений. Попробуйте выполнить следующее:

  1. Упражнение № 1

Необходимо свести ладони перед собой и скрестить пальцы. Посмотрите на свои большие пальцы и запишите на листочке, какой из пальцев оказался выше.

  1. Упражнение № 2

Возьмите листочек и по центру просверлите маленькое отверстие, но оно должно быть достаточным, чтобы при взгляде через это отверстие вы видели все окружение. Для начала взгляните обоими глазами через него. Далее по очередности посмотрите каждым глазом, при этом когда один глаз смотрим, другой должен быт прикрыт.

Следует быть внимательным при просмотре через отверстие, так как при осмотре какой-либо вещи, она будет несколько смещаться. Запишите на листочке, при каком глазе у вас произошло смещение.

  1. Упражнение № 3

Скрестите руки в области груди и запишите на листочек, оказалась выше.

  1. Упражнение № 4

Пару раз хлопните в ладоши и запишите на листочек какая из рук оказалась доминирующей, то есть, какая ладонь накрывает другую.

Теперь самое время свериться с результатами. За каждое упражнение вы должны были выбрать доминирующую руку П – правая рука, Л – левая рука. Затем сравните с нижеописанными результатами:

  • ПППП – это говорит о том, что у вас скорее отсутствует желание чего-либо менять, то есть присутствуют определенные стереотипы, которым вы и следуете
  • ПППЛ – отсутствие решительности, в каких - либо вопроса и действиях
  • ППЛП – высокая коммуникабельность и артистичность
  • ППЛЛ – решительный характер, но при этом присутствует мягкость по отношению к другим
  • ПЛПП – предрасположенность к аналитике, высокая осторожность при принятии каких-либо решений
  • ПЛПЛ – присутствует подверженность чужому мнению, вы легко поддаетесь манипулированию
  • ЛППП – очень высокая эмоциональность


Заключение

Даже несмотря на то, что в большинстве случаев у людей более развито правое полушарие, чем левое, на самом же деле их работа всегда взаимосвязана. В реальности не может быть, чтобы у человека функционировала только одна часть мозга, а вторая не выполняла никаких функций.

Каждая часть отвечает за свои определенные аспекты деятельности. Даже если посмотреть, что было бы, если отсутствовало правое полушарие, которое отвечает за нашу эмоциональность. В этом случае, человека можно было сравнивать с компьютером, который выполняет определенный ряд логических функций, но при этом не испытывает эмоциональности.

Отсутствие левого, соответственно привело бы к полной потере социализации. Именно благодаря тому, что функции полушарий головного мозга человека работают взаимосвязано, наша жизнь представляется полноценной картиной с логическими, эмоциональными и другими не менее важными составляющими.

Как раскрыть потенциал своего мозга, что стать баловнем судьбы? Секрет раскрыт! Необходимо развить правое полушарие…

Дисбаланс в развитии человека

Управление собственным мозгом¹ – процесс вполне естественный, запланированный для человека самой природой.

Но история приучила людей обращать внимание на внешнее, забывая о внутреннем. Тоже касается и мозга. Согласно исследованиям, в среднем люди используют потенциал мозга всего на 3-5 процента!

К сожалению, большинство способностей остаются для людей за гранью возможного, чем-то из области фантастики. Подобное и с мозгом: у большинства людей он работает как придется.

Человек не в состоянии полноценно управлять своей памятью, и другими нейронными процессами мозга, хотя это, казалось бы, должно быть ему также легко доступно, как и способность поднять в воздух стакан. Потому мы не можем самостоятельно решить проблемы с памятью, развить воображение и многое другое.

Также и со сверхспособностями: эзотерические тексты говорят о том, что каждый человек может развить эти способности. Но не может он сделать этого из-за неразвитости правого полушария мозга.

Почему нужно стремиться развить правое полушарие мозга?

Сейчас люди в основном используют левое полушарие. Оно отвечает за логику, анализ; работа этого полушария чужда творчеству, воображению и созидательной мыслительной деятельности. Оно делает нас в лучшем случае хорошими исполнителями.

Только правое полушарие дает возможность быть активным творцом своей жизни, оно отвечает за творчество, воображение, созидание и интуицию.

Есть люди, чей мозг спонтанно переключается на другой режим работы, включая правое полушарие. Из таких людей обычно получаются художники, артисты, музыканты и представители других творческих профессий.

Но и в науке, и в технике, и в прочих видах деятельности просто невозможны серьезные достижения без подключения правого полушария!

Можно сказать, что правое полушарие создает идеи, а левое направляет, ищет пути выражения.

Потенциал правого полушария

Пробудить правое полушарие и развить свои психические способности способен каждый человек. И уже как следствие – развить в себе любые таланты и достичь успеха в жизни.

В чем проявляется разница между активностью правого и левого полушария?

Человеческий мозг по природе своей обладает электромагнитной активностью. Эта активность выражена определенным ритмом, в котором работает мозг. Именно ритм определяет, в каком состоянии мы находимся.

Электромагнитные колебания мозга производят определенное количество повторяющихся циклов в секунду. Число подобных циклов в секунду – это и есть ритм мозговой активности. Ритм обладает своей частотой. У большинства людей он может колебаться от одного цикла в две секунды до сорока циклов в секунду.

В зависимости от ритма мозговой активности выделяют четыре основных состояния мозга: альфа-ритм, бета-ритм, тета-ритм и дельта-ритм.

Например, когда человек бодрствует, его мозг работает в бета-ритме. Когда он спит, а разум отключен и не видит снов, то мозг погрузился в дельта-ритм: в нем он отдыхает.

Как развить правое полушарие?

Во время легкого расслабления происходит погружение в альфа-ритм. Во время засыпания мозг находится в состоянии тета-ритма. И это состояние — ключевое для развития экстрасенсорных способностей и потенциала мозга.

Это состояние сложно поймать, и в то же время этому можно научиться: нужно увеличить свою осознанность, и просто приучить свое тело обращать внимание на этот краткий миг. В состоянии тета-транса можно получать тайные знания из инфополя Вселенной³, управлять реальностью для достижения успеха в жизни, исполнять желания, развивать сверхспособности и многое другое.

Константин Яковлев

Loading...Loading...