Горячая линия поможет оспорить группу инвалидности. Горячая линия поможет оспорить группу инвалидности Есть тут работающие во мсэ

16 октября 2017 года в России начнет работу горячая линия Общественной палаты РФ по вопросам, связанным с деятельностью медико-социальной экспертизы, «Известия». Туда могут обратиться россияне, у которых возникли проблемы при прохождении МСЭ, к примеру, с установлением или подтверждением группы инвалидности. Эта горячая линия будет работать в течение 3 месяцев.

В настоящее время работа медико-социальной экспертизы вызывает множество нареканий. Прокуратура, суды, различные общественные организации буквально завалены жалобами граждан на работу системы МСЭ. Общественная палата РФ планирует собрать такие жалобы, систематизировать их и подготовить рекомендации по совершенствованию медико-социальной экспертизы. Руководство Федерального бюро МСЭ согласилось сотрудничать в этом вопросе с Общественной палатой.

У этого проекта есть несколько задач. Основная задача – консультирование граждан по вопросам, связанным с процедурой прохождения экспертизы, оформлением инвалидности, установлением или подтверждением группы инвалидности, обеспечением средствами реабилитации и т.п. Кроме того, горячая линия поможет провести общественный мониторинг работы системы МСЭ и ее взаимодействия с учреждениями здравоохранения, ФСС, ФОМС и другими структурами.

Инструкция:

​Как инвалидам подготовиться к МСЭ?

«Общественная палата будет выполнять функции диспетчера, – пояснила зампредседателя комиссии ОП РФ по социальной политике Екатерина Курбангалеева. – Мы станем фиксировать проблемы и контакты. Затем при необходимости запрашивать у обратившегося необходимые документы – например, акты об отказе в инвалидности. Дальше планируем решать вопрос с помощью Федерального бюро МСЭ Минтруда России».

Кто работает в Медико Социальных Экспертизах? Думаете люди? Не уверен, но то что Вас там не будут считать людьми - это факт! Сейчас у них установки - "сокращать поголовье скота". Скоты - это мы с вами, отработавшие по 30 лет, отдавшие "священный долг Родине" и теперь нуждающиеся (!) в помощи государства.
Работники МСЭ откликнитесь! Хочется задать Вам только один вопрос - всем троим и только один вопрос!
Что же вас заставляет-вынуждает работать в "тройке" МСЭ? Тройки как в 37-м.... Ну что? Нужда? Зарплата? Да ну - не верю.... Каждый день вы обрекаете людей на нищенство, на голодную смерть или доводите людей до отчаяния или суицида отказывая им, в законном праве, получить группу инвалидности, т.е. хоть грошовую, но помощь государства. Дальше ещё интереснее....

Терапевт, невролог и ортопед общей практики смеют оспаривать проф.заключения пульмонолога и торакального хирурга, но это же не ваш профиль! Вы решаете "на троих" судьбу страдающего человека по функциям организма в %. По вашей "библии" - приказу №1024, вы не учитываете ни утерю человеком трудоспособности, вы не учитываете основное заболевание и вам наплевать на трудовой стаж человека. Тогда зачем, каждый раз, обо всём этом спрашиваете? Вы садисты? Выполнять установки "сверху" по "сокращению поголовья скота" - тяжёлая работа! Что вами движет? Ну что? Ведь вы ни чего не боитесь.... Неужели вы не понимаете, что за всё в этой жизни придётся платить и вы за свои деяния заплатите! Слышите? Будете гореть в АДУ вместе с В. Матвиенко....

А теперь несколько фото:

Это последствия "травмы левой половины грудной клетки" полученной мной в армии в 1988г - отдавал "священный долг Родине".... В том числе на фото видна гигантская булла с септой 120х65х55мм (результат последнего КТ). Рецидив (спонтанный пневмоторакс) произошёл в июле 2014 года....

По их "библии" (приказу №1024) третью группу ОБЯЗАНЫ дать если индекс Тиффно меньше 70, а ОФВ 1 в пределах от 50 до 70....

Основной диагноз - ХОБЛ средней тяжести, буллёзная эмфизема лёгких, дыхательная недостаточность второй степени - по их "библии" - третья группа инвалидности однозначно!

Пришлось жаловаться, а куда мне деваться? Я ДВА года не могу группу получить и полноценно работать тоже не могу - сильная одышка (не переношу жару и душных помещений - начинаю задыхаться, так что метро для меня "закрыто", как и большинство магазинов (если в них нет хорошей системы вентиляции и кондиционирования)....

А теперь фото фамилий и должностей чиновников в белых халатах - страна должна знать своих "героев"!


Будьте вы счастливы, ваши детки и ваши близкие - я вас всех прощаю!
А меня вам "сократить" не удастся - я не сдамся!

И для полноты картины - это из их "библии" приказа №1024.


Хитро придумано и написано - трактовать можно по разному, чем эти чиновники в белых халатах и пользуются....

Вопрос к интернет сообществу - что делать? Если опять откажут - жаловаться в минздрав РФ? Ведь это же беспредел какой то. Знаете на основании чего мне отказали в последний раз на Федеральном уровне? Они мне - вы в этом году в больнице не лежали (уже полежал в ГКБ 57 в пульмонологии - все диагнозы подтвердили....) и у вас нет документов подтверждающих вызовы СМП к вам (пришлось ехать в архив СМП и брать соответствующие бумаги - ведь сейчас СМП после себя "следов" не оставляет....). Готов к бою, но на какую ещё мерзость эти нелюди способны?

Инвалидность можно оформить, если есть:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Решение о признании инвалидом принимается по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В зависимости от состояния здоровья взрослым присваивается I, II или III группа инвалидности, детям до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

2. Как получить направление в бюро медико-социальной экспертизы?

Направления на медико-социальную экспертизу выдают медицинские организации (организационно-правовая форма медицинской организации и место вашего жительства не имеют значения).

Определяя, есть ли у вас признаки инвалидности, врач должен опираться на диагностические исследования, результаты лечения, реабилитации и абилитации. Поэтому за направлением на МСЭ лучше всего обращаться к своему лечащему врачу. Но также можно пойти, например, к главному врачу медицинской организации, в которой вы проходите лечение.

По Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

">закону, если человек нуждается в социальной защите, выдать направление на МСЭ могут также органы социальной защиты населения и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, но только при наличии у них медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. На практике это означает, что вам все равно придется обращаться в медицинскую организацию.

Если вам отказывают в выдаче направления, требуйте, чтобы вам выдали письменный отказ. С этой справкой вы имеете право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно. В этом случае обследование вам назначат сотрудники бюро МСЭ, и по его результатам определят, есть ли необходимость в проведении медико-социальной экспертизы.

После того как вы получите направление, вас запишут на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ.

3. Какие документы нужны для записи на МСЭ ребенка?

Чтобы записать ребенка на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • заявление (дети старше 14 лет заполняют и подписывают заявление самостоятельно, за детей младше 14 лет это должны делать законные представители);
  • документ, удостоверяющий личность (для детей младше 14 лет - свидетельство о рождении, для детей старше 14 лет - паспорт);
  • медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования - обычно выдаются врачом, выдавшим направление на МСЭ);
  • СНИЛС;
  • паспорт родителя или опекуна;
  • опекуну (представителю органа опеки и попечительства) - документ об установлении опеки.

4. Какие документы нужны взрослым для записи на МСЭ?

Чтобы записаться на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • заявление (может быть заполнено как самим гражданином, так и его представителем);
  • документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия);
  • направление на МСЭ, выданное лечащим врачом;
  • трудовая книжка (оригинал и копия);
  • профессионально-производственная характеристика с места работы - для работающих граждан;
  • медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • СНИЛС;
  • если документы будет подавать представитель - доверенность на представителя и его паспорт.

В некоторых случаях могут понадобиться Дополнительные документы (в зависимости от конкретного случая):

  • акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (заверенная копия);
  • акт о профессиональном заболевании (заверенная копия);
  • заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, инвалидности с воздействием радиоактивных факторов (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или проживающего в зоне отчуждения или отселения (копия, подлинник предъявляется лично);
  • для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, - вид на жительство;
  • для беженцев - удостоверение беженца (предъявляется лично);
  • для иногородних граждан - свидетельство о регистрации по месту проживания;
  • для уволенных с военной службы - свидетельство о болезни, составленное ВВК (заверенная копия, подлинник предъявляется лично).
">дополнительные документы .

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.

5. В какое бюро МСЭ нужно обращаться?

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства. В некоторых случаях МСЭ может проводиться:

  • в Главном бюро МСЭ - в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования;
  • в Федеральном бюро МСЭ - в случае обжалования им решения Главного бюро МСЭ, а также по направлению Главного бюро МСЭ в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования;
  • на дому - если гражданин не может явиться в бюро (Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

6. Как проводится экспертиза?

В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные вами документы, проведут анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных.

В некоторых случаях специалисты бюро МСЭ могут назначить вам дополнительное обследование. Вы можете от него отказаться. В этом случае решение о признании вас инвалидом или об отказе в признании вас инвалидом будет приниматься, основываясь только на предоставленных вами данных. Ваш отказ будет отражен в протоколе МСЭ, который ведется во время проведения экспертизы.

В проведении медико-социальной экспертизы по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты). Вы имеете право тоже пригласить любого специалиста с его согласия, у него будет право совещательного голоса.

Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы.

По итогам составляется акт медико-социальной экспертизы. Вы имеете право запросить копии и акта, и протокола.

Кроме того, специалисты бюро после проведения медико-социальной экспертизы подготовят для вас индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).

7. Какие документы выдают после проведения экспертизы?

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности;
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА).

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

При необходимости внести изменения (новые персональные данные, технические ошибки) в ИПРА или при необходимости уточнить характеристики ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий проходить новую медико-социальную экспертизу не нужно. Достаточно написать заявление в бюро МСЭ, выдавшее документ. Вам выдадут новую ИПРА.

Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления о проведении МСЭ. Инвалидность устанавливается до 1 числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ (переосвидетельствования).

8. Как пройти переосвидетельствование?

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».

Переосвидетельствование может быть проведено заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Если инвалидность установлена без указания срока переосвидетельствования либо если переосвидетельствование необходимо провести ранее установленного срока, оно может проводиться:

  • по личному заявлению инвалида (либо его законного или уполномоченного представителя);
  • по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья;
  • . Подробнее о работе бюро МСЭ можно узнать на сайте
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРУД РОССИИ)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
улица Ильинка, 21, Москва, ГСП-4,127994 тел.: 8 (495) 606-00-60, факс: 8 (495) 606-18-76
1 2 АПР 2013

О реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 в части поэтапного совершенствования системы оплаты труда врачей, иных медицинских и социальных работников федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы

Руководителям федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
(по списку, рассылка по электронной почте)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ) средняя заработная плата врачей, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к 2018 году должна достичь 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе; социальных работников, младшего медицинского персонала, среднего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Так как учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» относятся к медицинским организациям, положения Указа распространяются на указанных выше сотрудников медикосоциальной экспертизы.
Во исполнение Указа Минтрудом России издан приказ от 04.04.2013 № 138 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации «дорожных карт» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования и науки, социального обслуживания населения в 2013-2018 годах в федеральных государственных учреждениях, подведомственных Минтруду России» (далее - «дорожная карта»).
В соответствии с «дорожной картой» повышение заработной платы должно осуществляться постепенно, начиная с 2013 года.
Соответствующие бюджетные ассигнования предусмотрены Минтруду России Минфином России.

Согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р об утверждении «Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» источником финансового обеспечения работников казенных учреждений являются исключительно бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1454 утверждены «Правила использования в 2013 году бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации подпунктов «а» и «е» пункта 1 Указа» (далее - Правила).

В соответствии с п. 7 Правил условиями предоставления соответствующих дополнительных объемов финансовых средств, являются:
а) наличие у федерального государственного учреждения плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг (выполнения работ) на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников, оптимизационные меры;
б) внесение изменений в положение об оплате труда работников федерального государственного учреждения в части выполнения положений Указа и использования дополнительных средств на стимулирующие выплаты работникам в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности работников;
в) заключение дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем федерального государственного учреждения, в котором устанавливаются его обязанности о необходимости достижения в 2013 году показателей соотношения средней заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в федеральном государственном учреждении, и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Правил часть средств должна сформироваться за счет оптимизации численности сотрудников учреждений с последующим перераспределением заработной платы.
Дополнительно сообщаю, что в соответствии с «дорожной картой» в 2013 году предусмотрено доведение соотношения средней заработной платы работников учреждений медико-социальной экспертизы по категориям медицинского персонала к средней заработной плате по экономике в соответствующем субъекте Российской Федерации, следующим образом: врачи - не менее 86,9 %; средний медицинский персонал - не менее 53,7 %; младший медицинский персонал - не менее 35,0 %.

В прошлом году в администрацию президента РФ поступило более 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на некомпетентность и необъективность специалистов, на коррупцию и участившиеся ошибки. Каждую неделю Общественные палаты регионов регистрируют десятки обращений граждан.

Cитуация в системе МСЭ вышла из-под контроля — по словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОПРФ Владимира Слепака. С этим согласна руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктор медицинских наук Светлана Данилова. Перед интервью Светлана Григорьевна прислала в редакцию письмо молодой женщины-инвалида, рассказывающей о своей поездке на очередную комиссию. Показала, чтобы журналисты понимали, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Там нет никаких обобщений и анализа проблем, но есть обида, откровенность, да просто настоящая жизнь… Мы сразу связались с автором: можно ли опубликовать? «Почему нельзя? Я не возражаю», — ответила колясочница из Башкирии Людмила Симонова.

«Бабушка – инвалид, у неё сахарный диабет, а она 7 часов в очереди…»

«У меня I группа инвалидности с 2008 года. Травма шейного отдела позвоночника, нарушение функций тазовых органов, – поясняет Людмила Симонова. — Живу в селе. Сходила недавно к своему лечащему врачу, сдала анализы. Он написал посыльный лист и отправил в город к урологу, неврологу и так далее.

Еду в город Белорецк за сто километров. Врачи принимают в разное время и в разные дни — кому как повезет записаться. Мне пришлось неделю жить в городе, чтобы всех обойти. Проктолога не нашла, поехала в следующий город – Магнитогорск. Еще сто километров… Здание не приспособлено для колясочников, помещение старое, штукатурка отваливается, внутри сыро и холодно. Люди ждут своей очереди часами. С часа дня до семи вечера мы сидели с мыслью: «Когда же нас пригласят?». Одна бабушка пришла в 11 и ушла через восемь часов. Сказала: «Как смену отпахала». Другая плакала, умоляя ее принять. Старушка – инвалид, у неё сахарный диабет, ей кушать хотелось, а она 7 часов в очереди стояла. Работники МСЭ ходили мимо с каменными лицами и делали вид, что ничего не замечают.

В Белорецке с недавнего времени нет МСЭ, к нам приезжают эксперты из Уфы в определенные дни. Пришлось жить в Белорецке, ждать, когда приедут специалисты. Хорошо, родственники пустили, и хорошо, что у меня есть друг, который затаскивал меня на 3 этаж. А так не представляю, сколько пришлось бы мотаться из села в город по бездорожью (асфальта у нас нет), нанимать машину, потому что наши автобусы не оборудованы для колясочников.

В этот раз к нам приехали работники бюро МСЭ №6 Уфы. По моим представлениям, меня должны были пригласить в назначенное время в кабинет. Спросить, какие у меня проблемы, дать советы и рекомендации по поводу всего списка технических средств реабилитации, которые облегчили бы жизнь и помогли приспособиться, адаптироваться. Не зря же в индивидуальную программу реабилитации добавили слово «абилитация». Считала, что МСЭ должна работать для инвалидов, но ошиблась. Отсидела я в очереди, вызвали, посмотрели на меня и заявили: «Если переделываем ИПР, то половину того, что у тебя вписано, убираем, тебе это по новым правилам не положено. Лучше оставь старую программу и иди домой».

Как убирают? По какому закону? Оказалось, что мне не положена электроколяска, но я «шейница», руки плохо работают. Да, я передвигаюсь на активной коляске по дому, её легко складывать в багажник, поднимать со мной на третий этаж по ступенькам, когда бываю в городе у сестры, однако для прогулок по моей деревне без асфальта с ямами и кочками необходима электрическая коляска. И в 2012 году мне ее вписали в программу. Сейчас заявили: «Нас не волнует, где ты живешь».

Эксперты не согласились со многими решениями лечащих врачей, проигнорировали их рекомендации. Обращались со мной и другими инвалидами так, будто мы пришли к ним милостыню просить, хамили. Комиссия дала знакомой группу инвалидности, а потом вызвала ее в Уфу на повторное обследование. Мне дали месяц на обжалование решения в главном бюро региона. Но это будет огромная проблема — придется ехать уже не сто, а триста километров, тратить свои деньги, нанимая машину. Вот так помогают в нашей стране жить инвалидам, всё для них».

«Когда впервые услышала, что II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила»

Беседуем с руководителем Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктором медицинских наук Светланой Даниловой.

— Светлана Григорьевна, всё, о чем пишет Людмила Симонова, — правда?

— Конечно. Российские инвалиды преодолевают столько препятствий, чтобы пройти комиссию, оформить статус или получить льготные препараты, что мама не горюй. Сейчас ведь невозможно попасть на прием к узкому специалисту, минуя терапевта, — он дает направления. Сначала идешь к нему, потом по врачам, дальше – снова к нему с результатами. Инвалид едет за 100 километров в один город, еще за сто – в другой. А, по идее, должен обследоваться и получать помощь по месту жительства. Задача МСЭ – не оспаривать диагнозы, установленные клиницистами, а определиться с ограничениями жизнедеятельности. У нас же эксперты меняют диагнозы, отменяют рекомендации врачей, говорят: «У пациента нет выраженных нарушений».

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». В соответствии с этим, кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ возложены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов и определению их потребностей в мерах социальной защиты.

— Это по закону, а как в жизни ?

— А в жизни основная проблема медико-социальной экспертизы — длительность и сложность получения группы инвалидности и реабилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями через процедуру освидетельствования в учреждениях МСЭ. В настоящее время инвалиды часто отказываются от прохождения бюрократических процедур и решают проблемы за счет собственных средств. Законные права инвалидов ущемляются. МСЭ заставляет людей проходить ненужные обследования, собирать ненужные анализы, аргументируя это тем, что они якобы дисциплинируют инвалида: «Хоть раз в год он пройдет врачебную комиссию, иначе не заставишь». Но, по сути, бюро МСЭ сегодня – это сложный бюрократический аппарат, создающий различные препятствия и проблемы для инвалидов.

Вступление в силу приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» поставило под сомнение необходимость существования самой МСЭ как отдельной структуры.

Согласно пункта 4 данного закона необходимым условием формирования состава бюро является наличие не менее одного врача по МСЭ. При этом специальность врача не указывается…

— Неужели в бюро включен всего один медик, а остальные эксперты кто? Чиновники?..

— Когда были ВТЭК, в комиссии было три врача. Потом пробовали включать 5 специалистов. Сейчас работают три эксперта, один из них – по медико-социальным вопросам. Причем, из документации убрали уточнения о специализации врача. Специалисты в МСЭ не идут, так как невозможно получить категорию, она не учитывается.

Бюро МСЭ общего профиля освидетельствуют граждан с самыми разными заболеваниями, и каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо ориентироваться во всех нозологических формах практически невозможно. А входящие в состав бюро психолог и специалист по реабилитации в вопросе установления инвалидности вообще не компетентны.

Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. При наличии одного врача по медико-социальной экспертизе сомнительна объективность такого голосования — основным условием признания лица инвалидом по сей день остается вид и степень выраженности нарушенных функций организма, которые может определить только врач по МСЭ (за исключением психических функций).

Иными словами, бюро МСЭ превращается в бюро по выписке справок об инвалидности, что значительно увеличивает коррупционную составляющую и существенно уменьшает объективность вынесенного решения.

— Инвалиды жалуются на низкий профессиональный уровень специалистов МСЭ в регионах. Говорят, что те даже диагнозы путают. Мама ребенка с тяжелым заболеванием недавно показала копию документа, в котором адреногенитальный синдром эксперты называют… сахарным диабетом. Где их готовят?

— В России экспертов готовят в интернатуре в Санкт-Петербурге — там есть институт усовершенствования врачей. И в федеральном бюро МСЭ. Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать – не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ — абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить. В досудебном порядке обжалование проводится в самой службе: одним составом, другим и далее надо обращаться в федеральное бюро, где зачастую присланные документы вообще не открываются. Я там защищала кандидатскую, докторскую и неоднократно видела, как проходят заседания, как эксперты не видят больного, не изучают документацию, а сразу берут за основу решения главного бюро региона. Решения меняются крайне редко. Иногда суды, рассматривая иски инвалидов, постановляют: проходите экспертизу в любом регионе по вашему выбору. А какой регион изменит решение после федерального бюро?

Никакой независимый эксперт не может подойти к службе, так как нет по закону независимой МСЭ – лицензия дается лишь федеральным учреждениям. Поэтому, сколько бы ни было заключение независимого эксперта объективным и справедливым, на изменение решения федерального учреждения МСЭ оно не повлияет.

— Общественная палата РФ предлагает рассматривать «ошибки МСЭ с точки зрения Уголовного Кодекса России» и приводит примеры коррупции в Ульяновской, Волгоградской областях…

— И коррупция есть, и, к сожалению, в регионах есть свои ставки. Я, наверное, тарифы на карту скоро повешу — много жалоб от инвалидов. Помню, когда мне впервые сказали, что в Воркуте II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила. А потом люди подтвердили. В той же Воркуте врача-хирурга взяли с поличным. Особенно страшно, когда вымогают деньги у настоящих инвалидов. Увы, это тоже часть системы. Ее нужно менять, но я уже не верю разговорам о реорганизации МСЭ. Три года назад такой вопрос уже поднимался, Минэкономразвития РФ просили подсчитать, во сколько обойдутся реформы. Насчитали много, написали много и ничего конкретного не предложили.

Никакая реорганизация МСЭ на данном этапе не сможет решить проблему. Примеры — крупнейшие регионы, такие как Краснодарский край, Ростов-на-Дону. Руководители несколько лет назад были сняты, а на местах специалисты первичных бюро как работали, так и работают. В службе ничего не изменилось. Монополия была и осталась.

Полагаю, что определением групп инвалидности может заниматься врачебная комиссия медицинской организации по представлению лечащего врача на основании данных первичной медицинской документации, без заполнения направления на МСЭ. В настоящее время лечащий врач представляет на врачебную комиссию пациента с временной нетрудоспособностью, инвалида с ухудшением состояния с целью назначения и коррекции лечения, лечебно-диагностических мероприятий. Поэтому председатель комиссии обычно осведомлен об особенностях течения заболевания таких пациентов. А специалисты бюро МСЭ определяют группу инвалидности, ничего не зная о пациенте (если речь не идет о переосвидетельствовании) и полагаются только на представленные медицинские документы и однократный осмотр пациента в течение нескольких минут.

Считаю целесообразным упразднить службу МСЭ, а проведение МСЭ возложить на врачебные комиссии организаций здравоохранения, тем более, что большую часть функций в той или иной степени врачебная комиссия выполняет в настоящее время. Реформирование потребует изменения порядка лечебных учреждений по проведению экспертизы нетрудоспособности, пересмотра функциональных обязанностей врачебных комиссий лечебных организаций первичного звена. Зато оно позволит сократить маршрут движения граждан с ограниченными возможностями, упростит процедуру освидетельствования, повысит качество и расширит объемы предоставляемых инвалидам медико-социальных реабилитационных услуг.

Ликвидация службы МСЭ путем передачи ее функций врачебным комиссиям медицинских организаций позволит:

снизить социальную напряженность среди инвалидов и граждан, первично направляющихся на МСЭ (будет исключена долгая процедура заполнения направлений на МСЭ и последующего освидетельствования в бюро);

сократить расходы федерального бюджета на содержание службы МСЭ;

снизить нагрузку на специалистов врачебной комиссии и врачей медицинской организации за счет исключения необходимости заполнения направления на МСЭ;

увеличить доступность экспертизы для населения, ведь врачебные комиссии существуют во всех медицинских организациях, тогда как бюро МСЭ создается из расчета 1 бюро на 90 000 человек, и граждане небольших населенных пунктов вынуждены за свой счет преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до бюро МСЭ;

исключить коррупционную составляющую со стороны специалистов бюро МСЭ;

законодательно утвердить независимую МСЭ.

Loading...Loading...