Основные реформы, проведенные в ходе перестройки. «Реформа политической системы страны

Приступая к преобразованиям в начале перестройки, руководство страны не предусматривало реформирование политической системы. Этому учил опыт проведения социально-экономических реформ в разные периоды развития советского общества. Однако попытка проведения экономических преобразований на этот раз столкнулась с невиданным ранее сопротивлением во всех структурах управления. Переход к демократическим принципам управления становился насущной потребностью, главным условием осуществления перестройки.

Цели и задачи реформы политической системы. Концепция реформы политической системы содержится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС, январского (1987) и февральского (1988) пленумов ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в том, чтобы включить миллионы трудящихся в процесс управления страной", создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, способной ко все более активному развитию. Конечной целью реформы политической системы и главным ее критерием КПСС считала всестороннее расширение прав человека, повышение социальной активности советских людей . XIX партконференция наметила пути достижения этой цели: изменить избирательную систему, реорганизовать структуру органов власти и управления, обновить законодательство. По существу это означало формирование качественно новых Советов народных депутатов.

Установление полновластия советов. В декабре 1988 г. были приняты Законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». В соответствии с ними существенно менялась структура Советов. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов, который формировал на своей собственной основе двухпалатный Верховный Совет: Совет Союза и Совет национальностей.

Избирателям предоставлялось право выбора на альтернативной основе, как на стадии выдвижения кандидатур, так и на стадии голосования 1 . Наравне с трудовыми коллективами возможность выдвижения кандидатов в народные депутаты получили общественные организации и собрания избирателей по месту жительства. Впервые были организованы теледебаты кандидатов. На 2250 мандатов кандидатами в народные депутаты было выдвинуто 9505 человек .

Выборы народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Активность избирателей была очень высокой. Через год - 4 марта 1990 г. - состоялись выборы в республиканские и местные советы. Однако первый опыт выборов на альтернативной основе показал, что избирательное законодательство еще несовершенно. Провозгласив равенство выборов, закон не обеспечивал его. Например, процедура выборов кандидатов в депутаты от КПСС и общественных организаций была намного проще и легче, чем от территориальных или национально-территориальных округов. Неравными оказались и материальные возможности агитации. Рассчитанный на однопартийную систему, закон не предусматривал реальной межпартийной борьбы.

После формирования депутатского корпуса в центре и в республиках были созданы новые структуры власти, избраны Верховные советы, которые впервые стали работать на постоянной основе. Демократическим путем избирались председатели Верховных советов, их заместители, председатели палат Совета Союза и Совета национальностей. На сессиях Верховного Совета были утверждены министры. Каждая кандидатура тщательно обсуждалась, голосование проводилось на альтернативной основе. В активную депутатскую деятельность сразу же было вовлечено большое количество народных избранников. Например, в составе Верховного Совета насчитывалось 542 депутата , а в его комиссиях и комитетах - 900 депутатов. Готовились, обсуждались и принимались важные политические решения не узким кругом лиц, а широким народным представительством. «С 1918 г. советы никогда не имели таких полномочий, как в 1990 г. С 1917 г. советы не были так тесно связанными с избирателями» , - писал известный исследователь периода перестройки А.В. Шубин.

Новые структуры власти формировались в обстановке широкой гласности. Впервые в отечественной и даже мировой практике заседания съездов народных депутатов и сессий Верховного Совета транслировались по специальным теле- и радиоканалам. Работа в Верховных советах, комитетах и комиссиях выдвинула, а средства массовой информации помогли узнать многих, способных к парламентской деятельности, но к тому времени мало известных в стране людей - А.А. Собчака, Н.И. Травкина, Г.В. Старовойтову, А.А. Денисова, А.И. Казанника, Е.А. Гаер и др.

Наличие новых структур власти - законодательной и исполнительной - призвано было в соответствии с новыми положениями обеспечить разграничение их функций. Верховным советам предстояло сосредоточить усилия на законотворческой деятельности. Однако юридическая некомпетентность большинства депутатов, отсутствие опыта законотворческой деятельности, с одной стороны, а также сопротивление консервативных сил - с другой, привели к тому, что ни один из большого количества принятых в СССР законов не оказался действующим. Впоследствии это способствовало «войне законов», которую активно использовали различные политические силы в борьбе за власть, нередко парализуя деятельность центра.

Кризис в КПСС. КПСС, возглавив реформу политической системы, намеревалась многое изменить и во внутрипартийной жизни, в том числе расширить внутрипартийную демократию, покончить с «регулированием» приема в партию, освободиться от тех, кто компрометировал звание коммуниста, поднять авторитет партии. Однако руководству КПСС не хватило настойчивости и последовательности в решении этой задачи.

Первичные организации, которых насчитывалось более 400 тыс. и которые, в соответствии с Уставом КПСС, являлись основой партии и призваны были действовать в самой гуще масс, вовлекать их в решение задач перестройки, также заметно снизили свой статус и действенность. В этом отношении показательно комплексное социологическое исследование эффективности работы первичных парторганизаций, проведенное Академией общественных наук при ЦК КПСС в Алтайском крае в 1987 г. Оно свидетельствовало, что более половины трудящихся не знали или вообще не интересовались тем, что делает их парторганизация в плане перестройки. И лишь пятая часть выражала уверенность в том, что принимаемые на партийных собраниях решения будут выполнены.

В начале мая 1987 г. М.С. Горбачеву была направлена аналитическая записка о состоянии работы всех парткомов снизу доверху. Анализируя ход перестройки деятельности партии, авторы записки отмечали, что положение в КПСС преимущественно остается на доперестроечном уровне 1 .

Судя по всему, это было не упущение в работе партийных комитетов, а откровенное противодействие преобразованиям. «Уже с осени 86-го я стал получать все больше свидетельств, что перестроечные импульсы гасятся в среднем слое и внизу», - отмечал М.С. Горбачев. «На рубеже 86-87-го годов я стал чувствовать, как сильно сопротивляется партийная и управленческая номенклатура» . Немногие на деле поддерживали начатые преобразования и в высших эшелонах власти, в том числе в Политбюро ЦК КПСС.

Все это происходило потому, что большинство партийных функционеров в центре и на местах привыкли к так называемой стабильности, постоянству. Будучи номенклатурными работниками, они имели не только положение в обществе, но и целый ряд привилегий и ничего не хотели в своей жизни менять. Часть из них состарилась на партийной работе. «...Состав секретарей ЦК в первой половине 80-х годов был такой дряхлый, что порой вести заседание в течение двух часов было некому» , - вспоминал политолог В.А. Печенев, занимавший в то время различные руководящие посты.

Со временем партия не только не обрела новые силы и не укрепила свою авангардную роль, но даже начала отставать от перестроечных процессов в обществе. «Деятельность ряда партийных комитетов, - говорил М.С. Горбачев в апреле 1989 г., - и в своих подходах, и в стиле, и в методах работы, в осмыслении происходящих процессов не всегда поспевает за жизнью. Это относится и к ЦК партии, и к его Политбюро» .

Стремление КПСС сохранить руководящую роль. На основе решений XIX Всесоюзной конференции происходила структурная перестройка партийных органов. С целью снижения роли партийного аппарата в деле управления экономикой и передачи этих полномочий Советам в конце 1988 г. «отраслевые» отделы партийных комитетов (от ЦК до райкомов и горкомов) были преобразованы в один экономический отдел. Более чем в 2 раза уменьшилась численность партийного аппарата. Но освобождение КПСС от несвойственных политическим партиям функций происходило болезненно. Усиливая роль и значение советов в общественном развитии, КПСС тем не менее ставила задачу обеспечить свою руководящую роль в перестройке, на деле выполнять миссию политического авангарда трудящихся. Одним из важнейших условий осуществления этой задачи считалось углубление внутрипартийной демократии, критики и самокритики.

Однако провозглашаемые КПСС внутрипартийная демократия, демократизация общества и формирование правового государства не предусматривали возможности возрождения в стране многопартийной системы. Директор Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР Е.М. Примаков, выступая на XIX партийной конференции, не только подчеркнул особую значимость однопартийной системы и руководящей роли КПСС, но и пришел к выводу, что «...любая альтернатива этому... нанесет непоправимый вред перестройке в рамках социализма... Нельзя закрывать глаза и на то, что идеей многопартийности могут в первую очередь воспользоваться националистические, догматические элементы всех мастей. А это было бы страшным ударом по перестройке» .

Но ситуация уходила из-под контроля. На выборах в советы, проходивших 26 марта 1989 г., номенклатурные кандидаты от КПСС потерпели серьезное поражение. Из 169 первых секретарей обкомов партии избиратели забаллотировали 32. Из действовавших руководителей партийных и советских органов Ленинграда никто не был избран в число депутатов вновь формируемых советов. Избиратели отказали в доверии многим партийным работникам Прибалтики, Закавказья, Поволжья и Урала.

Запоздалые и не всегда правильные решения и инициативы по осуществлению социально-экономической политики, углубление кризиса в стране отрицательно сказались на авторитете не только партийной верхушки, но и рядовых коммунистов. Многие из них, не получая удовлетворения от работы в КПСС, выходили из ее рядов. Например, только в 1989 г. партию оставили более 136 тыс. человек 1 .

Ответственность за судьбу КПСС коммунисты, в том числе и руководящие партийные работники, возлагали на ЦК и его Политбюро. Выражалось недовольство «слабой работой» генерального секретаря ЦК М.С. Горбачева. Надежды на выход партии из кризиса многие связывали с ее XXVIII съездом. Однако этого не произошло. Еще в дни работы съезда, убедившись, что результаты его не повлияют на ситуацию в партии, ряды КПСС покинули такие известные политики, как Б.Н. Ельцин, А.А. Собчак, Г.Х. Попов и др. Впоследствии численность партии продолжала сокращаться, и в целом ее покинуло около 5 млн человек. Авторитет КПСС еще более снизился, положительное влияние ее на перестройку по существу прекратилось. Под давлением сил общественности партийное руководство согласилось с изменением статей 6 и 7 Конституции СССР и тем самым констатировало отказ КПСС от подмены государственных органов, от исполнения административно-управленческих функций . Партия оставила за собой лишь право законодательной инициативы.

Причины несостоятельности КПСС. Спустя годы, анализируя причины краха КПСС, политики считали, что процессы, происходящие в партии, были своего рода отражением общественных явлений в целом по стране. К этому времени она уже не была партией единомышленников, сплоченных вокруг своей программы. «...Все знали, - вспоминал М.С. Горбачев, - что КПСС - это уже давно не партия, а объединение многих течений и движений...» «Все бы это не произошло, если бы мы раньше занялись реформированием партии... Реформирование предполагает единую идеологическую базу, единую платформу. Но этой базы уже не было. Партия могла только размежеваться» 1 .

Другой непосредственный участник активной политики конца XX в. В.А. Печенев, рассматривая сложившуюся ситуацию в партии, считает ее прямым следствием тактических и стратегических ошибок и просчетов М.С. Горбачева и его команды, непродуманности последствий принимаемых решений. В итоге с середины 1988 г. КПСС не столько направляла ход событий, мощный импульс которым она дала в апреле 1985 г., сколько приспосабливалась к нему .

С течением времени стало ясно, что взгляды М.С. Горбачева на роль КПСС и отношение к партии были противоречивы. Например, в интервью итальянским журналистам, опубликованном 27 декабря 1991 г. в газетах «Република» и «Стампа», он говорил, что «партия всем руководила и всех направляла. Это была партия- государство. Попытки ее ликвидировать тогда были нереалистичны. Не было силы, способной ей противостоять». Означает ли это, как многие исследователи склонны считать, что М.С. Горбачев возглавил КПСС, чтобы развалить ее изнутри и, соприкоснувшись с незыблемостью КПСС, решил лишить ее власти, передать значительную часть управленческих полномочий Советам? Дескать «...если мы не изолируем партию от госструктуры, ничего не добьемся». Или же у генсека М.С. Горбачева не было понимания, как можно овладеть этой многомиллионной массой неглупых людей и мобилизовать на решение задач перестройки. И, если в 1988 г. организация КПСС была такой несокрушимой, как и многие предыдущие десятилетия, то почему всего через три года она «безропотно сошла с политической арены, позорно сдала позиции, развалилась» ? На эти и многие другие вопросы ответит время.

Компартия со времен Ленина являлась политическим инструментом единовластного партийно-государственного управления страной и народом. КПСС были присущи такие пороки, как отсутствие подлинной внутрипартийной демократии, отчуждение основной массы коммунистов от формирования партийной политики - все решалось Политбюро и Секретариатом и горсткой верхушки партаппарата . Запрещение в стране какой-либо оппозиции ставило компартию вне критики.

Формирование многопартийной системы. Отказ КПСС от монополии на власть стал важным фактором формирования новых структур политической системы. За короткое время в стране возникли и получили признание созданные в годы перестройки десятки общественно-политических организаций, партий и движений. Среди них - народные фронты «Пробуждение» - Латвия; «Саюдис» - Литва; народные фронты Азербайджана и Грузии (1988); Армянское общенациональное движение, Белорусский народный фронт; украинское народное движение за перестройку «Рух» (1989); интерфронты в Латвии, Эстонии, Молдавии, Узбекистане, Бурятии, Татарии, Чечено-Ингушетии, Абхазии (1988- 1989); гражданские инициативы и общественно-политические клубы «Гласность» - Чита, «Диалог» - Омск, Пермь, Саратов; «Перестройка» - Алма-Ата, Киев, Махачкала, «Плюрализм» - Донецк, «Демократизация» - Москва, Полтава (1988-1989); самостоятельные политические объединения и партии: Социалистическая партия (1990), Демократическая партия (1989), Демократический союз (ДС, 1988), Союз конституционных демократов (СКД, 1989) и др. Многие из них обладали довольно устойчивыми организационными структурами, разработанными идейными платформами, вели активную пропагандистскую деятельность, в том числе и через собственные печатные органы. Спектр идеологических координат их деятельности характеризовался большой широтой: от леворадикального до правоконсервативного. В СССР стал реальностью политический плюрализм. КПСС высказывалась за широкое сотрудничество со всеми партиями и движениями прогрессивной ориентации.

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось - не без колебаний - на реформирование закостеневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения». Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их «носителей» - новых политических сил, грозивших в дальнейшем взорвать монополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост - председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР - Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

Еще раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на «гласность», т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социалистического выбора».

Политическая реформа нанесла сильнейший удар по партийной номенклатуре: правительственные структуры начали создаваться путем свободных выборов. Значительные полномочия предоставлялись членам местного самоуправления, в результате чего, в 1989 году была отменена 6 ст. Конституции СССР, которая закрепляла доминирующую роль партии в государственном руководстве.

В 1990 году М. Горбачев отменил должность Генерального Секретаря, учредив вместо нее президентство, что говорило о стремлении максимально приблизиться к демократическому устройству Европы. Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

3.Экономическая реформа

Экономические реформы в России (1990-е годы) - экономические реформы, реализованные в 1990-е годы в России. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация.

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Разработкой реформы занимались известные экономисты (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунин и др.), она осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

Отказ от монополии внешней торговли;

Глубокую интеграцию в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 году были приняты Закон о кооперации иЗакон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 года более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 года на арендных условиях (на основе закона 1989 года об аренде и арендных отношениях) обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80 %), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические реформы в России 1990-х гг. были обусловлены затяжным экономическим кризисом, имевшим место в СССР в последние годы его существования. Падение цен на нефть в условиях неэффективной жесткой государственно-плановой системы экономики и чрезвычайно высоких затрат на оборонный комплекс обусловили нарастание продовольственного и общеэкономического кризиса в стране. К 1990-му г. продовольственный кризис начал вступать в острую фазу. Все острее ощущался дефицит товаров первой необходимости, возникали громадные очереди. Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней политики. впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

"Кадровая революция". Как и его предшественники, Горбачев начал преобразования со смены "команды". В короткий срок были смещены со своих постов 70% руководителей обкомов КПСС, более половины министров союзного правительства.

Значительно обновился состав ЦК КПСС. В 1985-1987 гг. были заменены более половины членов Политбюро и секретарей ЦК. На одном апрельском (1989 г.) пленуме ЦК из 460 членов и кандидатов в члены ЦК были отправлены в отставку сразу 110 человек.

Под лозунгом борьбы с "консерватизмом" были сняты с работы первый секретарь Московского городского комитета КПСС В. В. Гришин, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкий, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев, первый заместитель Председателя Совмина СССР Г. А. Алиев и др. Учитывая реальную роль партийного аппарата, Горбачев заменил почти 85% руководящих кадров ЦК КПСС - опоры системы управления.

Вскоре на всех ключевых постах в партии и государстве были лишь назначенцы Горбачева. Однако дела по-прежнему двигались с большим трудом. Стало ясно, что нужна серьезная политическая реформа.

Политическая реформа 1988 года. Перелом в политической ситуации наступил в 1987 году. Общество ждало быстрых перемен, но их не было. Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом "перестройки". Выход из него был лишь один - демократизация общества.

Январский (1987 г.) пленум ЦК принял решение о созыве (после 46-летнего перерыва) Всесоюзной партийной конференции, в повестку дня которой было решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы. Как сказал, выступая на пленуме, известный артист М. А. Ульянов, "время винтиков прошло… Пришло время народа, который сам управляет своим государством".

В мае 1987 г. в Москве прошла первая не санкционированная властями демонстрация под лозунгом: "Долой саботажников перестройки!" В сентябре московские власти первыми в стране приняли положение о порядке проведения массовых шествий и демонстраций. С тех пор Манежная площадь столицы стала местом массовых митингов.

Летом 1987 г. прошли выборы в местные органы власти. На них впервые было разрешено выдвинуть по несколько кандидатов на одно депутатское место. Был снят контроль за явкой избирателей. Результат заставил власти задуматься: почти в десять раз выросло число голосов против кандидатов, массовой стала неявка избирателей на участки, в 9 округах выборы вообще не состоялись. На бюллетенях появились "крамольные надписи".

Летом 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Главной ее идеей стала попытка соединить несовместимое: классическую советскую политическую модель, предполагавшую единовластие Советов, - с либеральной, опирающейся на разделение властей. Было предложено: создать новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов; Верховный Совет превратить в постоянно действующий "парламент"; обновить избирательное законодательство (ввести альтернативность выборов, а также избрание депутатов не только по округам, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдением Основного закона. Однако главным пунктом реформы стало перераспределение властных полномочий от партийных структур - к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было самым сильным ударом по партийной номенклатуре за все годы ее существования, так как подрывало сами основы ее существования.

Однако данное решение не только лишило Горбачева поддержки этой влиятельной части общества, но и вынудило ее захватить в личную собственность то, что прежде находилось лишь под ее управлением.

Весной 1989 г. по новому избирательному закону прошли выборы народных депутатов СССР. На I Съезде народных депутатов председателем Верховного Совета СССР был избран Горбачев.

Через год выборы прошли в союзных республиках, где "конкурс" составил 8 человек на один депутатский мандат.

Теперь инициатива реформирования страны перешла к избранным в ходе открытых выборов представителям народа. Вскоре они дополнили политическую реформу новыми положениями. Главной среди них была идея построения правового государства, в котором было бы реально обеспечено равенство граждан перед законом. Реализация этого положения на практике привела к отмене 6-й статьи конституции о руководящей роли КПСС. Чувствуя, что власть начинает ускользать, Горбачев согласился на предложение об учреждении поста президента и был избран первым (и, как оказалось, последним) Президентом СССР.

Возрождение многопартийности. Кризис коммунистической идеологии и "пробуксовка" проводившихся Горбачевым реформ привели к тому, что люди стали искать выход из сложившейся обстановки на иных, нежели коммунистические, идейно-политических основах.

Первой оппозиционной партией в мае 1988 г. провозгласила себя группа В. И. Новодворской, принявшая наименование "Демократический союз". Тогда же возникли народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массовыми независимыми организациями. Несмотря на то, что все эти группы и объединения заявляли о "поддержке перестройки", представляли они самые различные направления политической мысли.

Либеральное движение включало в себя представителей "Демсоюза", нескольких организаций христианских демократов, конституционных демократов, либеральных демократов. Наиболее массовой политической организацией либерального толка, объединившей представителей различных течений, стала "Демократическая партия России" Н. И. Травкина, созданная в мае 1990 года.

Социалисты и социал-демократы были объединены в "Социалистической партии", "Социал-демократической ассоциации" и "Социал-демократической партии России".

Анархисты создали "Конфедерацию анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистический революционный союз".

Национальные партии вначале начали формироваться в республиках Прибалтики и Закавказья.

Однако при всем многообразии этих партий и движений основная борьба развернулась между коммунистами и либералами. Причем в условиях нараставшего экономического и политического кризиса политический вес либералов (их называли "демократами") увеличивался с каждым днем.

Государство и церковь. Начавшаяся демократизация общества не могла не отразиться на отношениях государства и церкви. В ходе выборов 1989 г. народными депутатами СССР были избраны представители основных религиозных конфессий. Значительно ослаб, а после отмены 6-й статьи конституции и вовсе был отменен партийно-государственный контроль за деятельностью церковных организаций.

Началось возвращение верующим религиозных сооружений и святынь. Русской Православной Церкви был возвращен старейший московский Свято-Данилов монастырь, ставший резиденцией патриарха. С особой торжественностью из запасников "музеев истории религии и атеизма" были перенесены в храмы мощи Александра Невского, Серафима Саровского и других святых. Началось строительство новых церквей, молитвенных домов, мечетей, синагог. Были сняты ограничения и запреты на участие граждан в церковных обрядах. Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе.

После смерти патриарха Московского и всея Руси Пимена новым предстоятелем Русской Православной Церкви в июне 1990 г. был избран Алексий II. С его приходом самая массовая религиозная организация страны вступила в новый период своей истории, а ее авторитет как в стране, так и в мире значительно вырос.

Изменения, произошедшие в годы "перестройки", вновь сделали церковь одним из авторитетных и самостоятельных элементов общества.

Кризис КПСС: истоки и последствия. Наиболее драматичной в годы "перестройки" оказалась судьба правившей долгие годы Коммунистической партии. Инициировав обновление общества, она так и не смогла сама вовремя "перестроиться" и сохраниться на политической арене. Одной из главных причин этого была та особая роль, которую КПСС десятки лет играла в жизни страны.

Поначалу ничто не предвещало кризиса партии. Более того, ее авторитет в народе в первые годы перемен заметно вырос, а численность увеличилась с 17 млн. до 21 млн. человек. Для большинства вступивших в партию это был искренний порыв, стремление внести свой вклад в обновление страны. Но для других - возможность сделать карьеру, получить квартиру, выехать туристом за границу. Искренними были многочасовые обсуждения проекта тезисов ЦК КПСС к XIX партконференции, в ходе которых коммунисты предлагали идеи обновления своей партии.

Однако кризис коммунистической идеологии и отсутствие перемен в правящей партии, а затем и отмена 6-й статьи конституции поставили ее на грань кризиса. В январе 1990 г. была создана "Демократическая платформа в КПСС", выступившая за серьезное реформирование партии на принципах демократии, с последующим преобразованием ее в обычную парламентскую партию. Вслед за ней в КПСС возникли и другие течения. Однако руководство партии, отвергая любые попытки ее ре­формирования, фактически вело дело к политической гибели огромной организации. В канун XXVIII съезда КПСС Центральный Комитет обнародовал собственную платформу "К гуманному, демократическому социализму", настолько абстрактную, что в партийных организациях и левые, и правые фланги стали именовать ее "К туманному, демагогическому социализму".

Тем временем консервативно настроенная часть руководства КПСС предприняла попытку оформиться организационно. Летом 1990 г. была создана Компартия РСФСР, стоявшая на позициях возврата к прежней модели КПСС.

В результате к состоявшемуся в июле 1990 г. XXVIII съезду, ставшему последним в истории КПСС, партия пришла в состоянии раскола. В ней действовали три основных течения: радикально-реформаторское ("Демократическая платформа"), умеренно-обновленческое (группа Горбачева) и консервативное (Компартия РСФСР). Не вывел партию из кризиса и состоявшийся съезд. Наоборот, не дождавшись реформаторских решений, из КПСС вышла "Демократическая платформа". Сам же Горбачев, став в марте 1990 г. Президентом СССР, практически перестал заниматься внутрипартийными делами. Это означало усиление позиций консерваторов. Осенью 1990 г. руководство ЦК ком­партии РСФСР, без обсуждения в партийных организациях, одобрило свой программный документ, осудивший решения прошедшего съезда КПСС за "несоциалистические ориентиры перестройки". Часть членов ЦК КПСС потребовала отставки Горбачева с поста генсека.

В этих условиях выход членов КПСС из партии приобрел массовый характер. За короткий срок численность коммунистов сократилась до 15 млн. человек. Причем выходили из нее и те, кто поддерживал идею реформ, и те, кто их отрицал. Возникла потребность в организационном размежевании существовавших в КПСС течений. Это должно было произойти на XXIX съезде осенью 1991 г. По замыслу Горбачева, партия должна была "вернуться на рельсы социал-демократии, с которых она начинала в 1898 года". Однако этого так и не произошло из-за острого политического кризиса в августе 1991 года.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Антиалкогольная реформа

Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М. С. Горбачевым характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.

Изначальная задумка реформы была весьма положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор.

В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на «пьяных» деньгах. Казна же стремительно пустела. Происходила вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР, например в Грузии. Рост наркомании, токсикомании и самогоноварения, а также многомиллиардные убытки бюджета.

Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б. Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э. А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись А. Н. Яковлев и А. И. Лукьянов. Фактически, 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как Сахаров, Марченко и т.д. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачёвым был выдвинут лозунг гласности. Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. Гласность - ключевое слово перестройки, она позволила бессловесным массам говорить всё, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно самого Горбачева - человека, давшего им волю.

Реформы во внешней политике

В ходе встречи М. С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М. С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций.

СССР отказался от противостояния с Западом и предложил закончить «холодную войну». В 1990 году за вклад в ослабление международной напряженности Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Во время его визита в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.

Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС «Советская Россия» статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к

Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССP» и «О выборе народных депутатов СССР». По первому из них высшим органом власти становится

Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. В мае - июне 1989 года 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу. В него вошли Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова), Депутатская группа «Союз» (Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис), Депутатская группа «Жизнь» и другие.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию.

Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов.

Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи.

В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

Можно сделать вывод, что в результате его реформ мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по - разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.



аторами. Отдельные из них пользовались поддержкой Ю. Андропова. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Н. С. Горбачев, а Совет министров СССР возглавил Н. Рыжков. Оба были представителями молодого поколения в партийном руководстве и хорошо осознавали насущную необходимость проведения реформ.

Новыми лидерами почти сразу была выдвинута идея «обновления социализма» и «ускорение социально-экономического развития страны». При этом учитывался опыт времен правления Н. Хрущева. Тогда, как известно, проведение экономических реформ тормозилось отсутствием политических изменений. М. Горбачев предложил провести в первую очередь политические, а уже потом экономические преобразования. Обновление общества усматривалось инициаторами реформ в сочетании социализма и демократии.

В состав Политбюро ЦК КПСС было включено много новых людей, сторонников идей Генерального секретаря, а именно:

  • И. Лигачев,
  • В. Чебриков,
  • Э. Шеварднадзе,
  • С. Соколов.

Руководящие должности заняли Б. Ельцин и А. Яковлев. Зато были устранены противники Горбачева – Г. Романов, Н. Тихонов, В. Гришин, Д. Кунаев, Г. Алиев и др. Кадровые перестановки особенно активно происходили в течение 1985 – 1986 гг.

Замечание 1

В целом состав Политбюро был обновлен на две трети, на 60 % изменен руководителей областей на 40% членов ЦК КПСС. Произошли кадровые изменения в руководстве Госплана СССР, Министерстве внутренних дел, Министерстве иностранных дел. Только после этого было официально объявлено о смене политического и экономического курса страны и началось проведение реформ.

На ХXVII съезде КПСС в марте 1986 г. Генсек объявил о расширении гласности, без которой невозможна политическая демократия и творчество масс, их участие в управлении государством. Почти сразу после завершения работы съезда были расширены права средств массовой информации по освещению существующих в стране проблем. В ряде изданий сменились главные редакторы. До конца 1986 г. начали печатать ранее запрещенные литературные произведения, демонстрировать в кинотеатрах изъятые ранее из проката фильмы. Появились новые газеты и журналы.

В течение 1986 г. сменилось руководство большинства творческих союзов страны (Союза кинематографистов, Союза писателей и т. д.). 4 сентября 1986 г. была ограничена цензура, а 25 сентября 1986 г. специальным постановлением ЦК КПСС решено прекратить заглушать передачи ряда зарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-Би-Си»). В 1987 г. начала свою работу специальная комиссия, которая занялась просмотром литературы из спецхранилищ с целью ее передачи в «открытые» фонды библиотек и архивов.

Демократические новации внутри партии

Первые изменения в сторону демократии начались в ходе подготовки Пленума ЦК КПСС в январе 1987 г. Впервые обычная советская практика, когда кандидатов Пленума назначали сверху, была заменена выборами по всей партийной вертикали. На самом Пленуме М. Горбачев выступил с докладом «О перестройке и кадровом вопросе в партии». Он призвал превратить КПСС из государственной структуры в настоящую политическую партию, позволить выдвигать на руководящие должности в стране беспартийных, расширить внутрипартийную демократию, полномочия и функции местных и республиканских Советов, провести выборы в Советы на альтернативной основе. Выступление Горбачева и решение Пленума способствовали проведению летом 1987 г. первых в истории страны альтернативных выборов в Советы.

В рамках политики гласности в средствах массовой информации разгорелась кампания критики преступных действий и коррупции среди партийного руководства ряда республик, областей, районов.

Параллельно с освещением проблемы коррупции решался вопрос реабилитации политических оппонентов Сталина, репрессированных в 1930 – 1950-х гг. крестьян, представителей интеллигенции, депортированных народов, диссидентов. Уже в декабре 1986 г. из ссылки в Москву вернулся известный диссидент А. Сахаров. Впоследствии из заключения было освобождено свыше 140 диссидентов. Они активно включались в политическую жизнь страны, требовали углубления реформ.

Проведение первых альтернативных выборов

Процессы демократизации приобрели необратимый характер после проведения в июне – июле 1988 г. XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС. На ней впервые с 1924 г. делегаты высказывали свои мнения, позволяли себе критиковать партийное руководство.

Работа конференции транслировалась по телевидению и получила поддержку в обществе. По инициативе Горбачева делегаты одобрили проведение политической реформы.

Замечание 2

Было принято принципиальное решение о проведении альтернативных выборов депутатов Советов всех уровней. Выдвигаться кандидатами могли все желающие. Создавался новый демократический орган – Съезд народных депутатов СССР. Из его членов избрали Верховный Совет СССР – постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались и в республиках.

Демократизация не была полной, поскольку предполагалось закрепить за представителями КПСС треть всех депутатских мест. Коммунисты оставляли за собой право претендовать и на другие места. В рамках политической реформы в 1990 г. была создана должность президента Советского Союза, который избирался на Съезде народных депутатов. Им стал М. Горбачев. В результате проведения первых демократических выборов Верховных Советов разных уровней было избрано значительное количество бывших диссидентов и сторонников радикальных реформ (Б. Ельцин, А. Сахаров, А. Собчак, Ю. Афанасьев и др).

Loading...Loading...