Использование педагогом психологом современных социально психологических методик. «Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога

«Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога»

Г. Балаково

педагог-психолог

МАДОУ детский сад №38

Современные психолого-педагогические технологии в направлены на реализацию дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса ().

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

    Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

Логикой процесса,

Взаимосвязью его частей,

Целостностью.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

    технологии технология ; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя игровая технология технология «ТРИЗ» и др. Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

От типа дошкольного учреждения,

От продолжительности пребывания в нем детей,

От программы, по которой работают педа­гоги,

Конкретных условий ДОУ,

Профессиональной компетентности педагога,

Показателей здоровья детей.

В работе педагога-психолога выделяют следующие психолого-педагогические технологии:

    технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, релаксация и т. д. технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» и др.;

Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

Технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, проблемно-игровые ситуации, элементы игротренинга, игротерапии, самомассаж и др.)

Коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, элементы сказкотерапии и т. д.)

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

В настоящее время в работе педагога-психолога ДОУ широко применяются информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях.

Методическая работа- Работа в Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и текущей документации, создание по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Статья по теме «Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы» была подготовлена к итоговому педагогическому совету за прошедший учебный год. В ней даётся система использования методов здоровьесбережения в рамках деятельности педагога-психолога (учителя коррекционного обучения) коррекционной школы.

Предложенные формы работы возможно использовать в работе с детьми начальных классов (групповые занятия) или со школьниками средней школы (индивидуальные занятия).

Контингент детей не ограничен, возможно работать в коррекционных школах I - VIII вида.

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.

В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1) соматическое;

2) физическое;

3) психологическое;

4) нравственное.

Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.

Экспериментальным путём в работе педагога-психолога Каменской коррекционной школы № 15 были определены направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.

Схема № 1

Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу развития воспитанников с ОВЗ.

Технологии:

1. Интерактивное взаимодействие.

Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).

Преимущества:

а) Огромный интерес у детей.

б) Широкие мультимедийные возможности:

Хорошая графика;

Динамика в смене изображения;

Экономия временных ресурсов.

Способствует: развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

2. Невербальное общение.

Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит

использование двигательной экспрессии.

Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика. Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Преимущества:

а) Позволяет лучше понимать себя и других.

б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.

в) Присутствует возможность для самовыражения.

Способствует: координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.

3. Кинезиологические упражнения - комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.

1) Дыхательные упражнения:

Укрепление иммунитета у детей.

Ускорение обменных процессов в организме.

2) Глазодвигательные упражнения:

Укрепление зрения.

Снижение умственного утомления.

Например, «Зарядка для глаз» (методики Базарного М.Ф., Аветисова Э.С.)

3) Телесные упражнения:

Нормализация работы нервной системы.

Снижение тревожности и стрессовых состояний.

Например, самомассаж и массаж в парах; «Мозговая гимнастика».

Преимущества:

а) Не утомляет обучающихся.

б) Повышает мотивационную деятельность.

в) Возможность осуществлять произвольный контроль.

Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.

4. Арт-терапия - комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).

В работе с обучающимися с нарушениями в интеллектуальном развитии уместно применение следующих арт-терапевтических методов.

1) Изотерапия:

Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).

Работа с воском, нитками, природным материалом.

2) Игротерапия:

Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).

Имаготерапия (воздействие через образ) - сюжетные инсценировки.

3) Сказкотерапия:

Библиотерапия (использование литературных текстов).

Мульттерапия.

Преимущества:

а) Позитивный эмоциональный настрой детей.

б) Выражение чувств на символическом уровне.

в) Облегчение процесса коммуникации.

Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

5. Релаксационные комплексы

1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния - «Комарики», «Прятки», «Карандаша», «Лимон» и др.

2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) - «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др.

Преимущества:

а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

б) Обучение управлению собой в игровой форме.

в) Коррекция нарушений поведения детей.

Способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния.

Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности - важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.

Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае - сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».

В настоящее время для реализации ФГОС в образовательном процессе необходима активная и комплексная работа всего педагогического коллектива. Огромная роль в данной работе отводится педагогу – психологу. А именно: создание системы социально – психологических условий, способствующих развитию личности воспитанников, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка, оказание своевременной психологической помощи детям, педагогам, родителям.

Я в своей практической деятельности использую следующие технологии: адаптивное обучение и воспитание, модульное и дистанционное обучение, информационно – коммуникативные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические технологии в работе педагога – психолога.

В настоящее время для реализации ФГОС в образовательном процессе необходима активная и комплексная работа всего педагогического коллектива. Огромная роль в данной работе отводится педагогу – психологу. А именно: создание системы социально – психологических условий, способствующих развитию личности воспитанников, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка, оказание своевременной психологической помощи детям, педагогам, родителям.

Я в своей практической деятельности использую следующие технологии: адаптивное обучение и воспитание, модульное и дистанционное обучение, информационно – коммуникативные технологии.

Технология адаптивного обучения и воспитания позволяет создать гибкую систему организации коррекционно – развивающих занятий с учетом индивидуально-психологических и соматических особенностей воспитанников. Применение технологии модульного обучения позволяет стремиться к достижению нескольких дидактических целей в коррекционно-развивающей работе с детьми и родителями. Дистанционное обучение активно применяю при составлении программы для родителей, что позволяет формировать психолого-педагогическую культуру у родителей воспитанников. Для этого используются различные материалы в электронном и печатном видах, что можно отнести и к ИКТ – технологиям.

Использование адаптивной технологии позволяет проводить коррекционно – развивающую работу, как в групповом режиме, так и индивидуально: при этом осуществляется учет индивидуально –психологических и соматических особенностей воспитанников. Я варьирую задачами, дидактическим материалом (игры, упражнения) в зависимости от возраста детей, состава коррекционных групп, индивидуальных особенностей детей, а также типов психических нарушений и отклонений. Применение технологии адаптивного обучения и воспитания дает положительный результат в психо – коррекционной работе с детьми: созданы комфортные условия для обучения и воспитания детей, в результате чего видна положительная динамика их развития.

Технология модульного обучения. Использование данной технологии позволяет мне разбить тематику коррекционно – развивающих занятий на модули:

1. По направлениям психо – коррекционного воздействия (эмоциональная и познавательная сферы);

В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психо –эмоционального развития. К ним можно отнести такие проявления, как эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. В этом направлении работаю по программе "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" Крюковой С.В., Слабодяник Н.П. Основные цели программы: первичное знакомство с различными чувствами и эмоциями; развитие умения у детей адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние других детей.

Познавательная сфера дошкольников (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь) – это сложное психическое образование, которое обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие ребенка в окружающем мире. Реализую коррекционно – развивающую работу в данном направлении по программе Куражевой Н.Ю. и Козловой И. А. «Цветик – семицветик». Занятия данной программы направлены на развитие всех психических процессов дошкольников, проходят в интересной игровой форме, доступной для детей определенного возраста (в соответствии с возрастной группой). Кроме того данная программа содержит графические задания что, считаю особо необходимым при подготовке руки ребенка к письму.

2. По темам: «Игрушки»; «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «В лесу», «Одежда и обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Части тела», «Зима», «Новогодний праздник», «Зимние забавы», «Домашние животные», «Домашние животные и их детеныши», Дикие животные», «Дикие животные и их детеныши», «День защитника Отечества», «Домашние и дикие животные», «Мамин праздник», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Наш дом», «Наша семья», «Транспорт», «Весна. Растения луга и сада», «Цветы», «Насекомые», «Лето».

Технология дистанционного обучения тесно связана с ИКТ – технологиями, используется мной в качестве предоставления домашних заданий для воспитанников, с целью наиболее полного изучения и запоминания пройденных тем, на развитие познавательной сферы. Данная технология может осуществляться как виде графических заданий на бумаге, так и через предоставление родителям разнообразной информации на CD –дисках, USB флеш – накопителях, задания по электронной почте, компьютерные развивающие игры (на развитие восприятия, памяти, мышления, эмоциональной сферы дошкольников) и т.д.

В нашем детском саду работает консультационный пункт, для детей, не посещающих дошкольное учреждение. Консультирование родителей провожу при посещении, а иногда пользуюсь электронной почтой, или общаюсь по видео или аудио связи.

ИКТ технологии использую не только в дистанционном обучении, но и в обычных занятиях с детьми (групповых и индивидуальных). Некоторые игры и пособия показываю на большом экране, с помощью презентации, что очень нравится детям, и дает положительный результат в работе. Например, выскакивание и ли исчезновение картинки, gif – анимации оживляют и делают интереснее задание. В моей «ИКТ копилочке» есть и диагностический материал (цветовой тест Люшера; диагностический материал к пособию «Коррекционно – развивающие занятия: старшая, подготовительная группы». В.Л Шарохина Л.И. Катаева), а так же индивидуальные психо–коррекционные задания и упражнения («Найди отличия», «Что лишнее?», «Последовательные картинки», «Что де лежит?», «Куда едет такая машина?» и др.).

Технологии, применяемые в моей работе, строятся по направлениям: профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая), коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая), консультирование (индивидуальное и групповое), психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.

Диагностику провожу как индивидуально, так и в группе, по запросу родителей (индивидуальные запросы), педагогического коллектива и администрации. По результатам диагностики получаю информацию об уровне психологического развития и эмоционального состояния ребенка, что ложится в основу составления плана работы с детьми.

Значительную часть своей работы посвящаю профилактическим (групповым), коррекционно – развивающим занятиям, которые провожу индивидуально, и в малых подгруппах. Группы объединяю, с учетом общей проблемы, эмоционально – волевой сферы, зон актуального и ближайшего развития. К сожалению, в настоящее время мы часто сталкиваемся с детьми, имеющими задержку в психическом развитии. Для них коллегиально разрабатываем специальную индивидуальную программу, с учетом потенциальных возможностей и имеющихся проблем или трудностей.

В коррекционно – развивающих, профилактических занятиях использую такие методы, как: игры, элементы сказкотерапии, элементы пескотерапии, куклотерапия, релаксационные упражнения, психогимнастика.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. С помощью игры у детей развиваю психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание. В своей практической деятельности использую такие игры, как: «Присядьте те, кто..», «Ключики», «Найди и зачеркни», «Лабиринт», «Найди отличия», «Кто первый назовет», «Соедини по точкам» и др. – внимание; «Найди пару», Игра «Разрезные картинки», «Путаница». игра «Контуры», игра «Что забыл нарисовать художник?», игра «Испорченный телефон», игра «Узнай по звуку» - зрительное и слуховое восприятие; «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и повтори», «Нарисуй, что назову», «Чего не хватает на картинке?» и др. - зрительная и слуховая память; и гра «Последовательные картинки», «Логические цепочки», «Логический квадрат», «Что лишнее?», «Противоположности», «Залатай коврик», «Аналогии» и др. – мышление. «Несуществующее животное», «Выдумай историю», «Продолжи рисунок», «Клякса», «Оживление предмета» и др. – воображение. Играя, ребенок передает свои и учится распознавать чужие эмоции: игра «Я страшилок не боюсь в кого хочешь превращусь», игра «Мостик дружбы», игра «Клубочек», игра «Делай как я», «Кто кем будет?», «Театр настроения», «Веселый – грустный», «Страна настроений», «Азбука эмоций», «Кубик настроения», «Подбери эмоцию», и др.

Игра у детей является средством отражения окружающей действительности и взаимоотношений людей. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.

Сказкотерапия – это клад в работе с детьми по проявлению и коррекции личностных проблем ребенка: повышение самооценки, снятие тревожности, способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию агрессивных проявлений. В сказке легче принять и проработать проблему. Для героя, ребенок сам придумывает выход из сложившийся ситуации, помогает решить ее.

Используя пескотерапию, помогаю детям в регулировании эмоциональных состояний и проявлений. Наряду с тактильными ощущениями дети учатся прислушиваться к себе, к собственному миру, проговаривать свои ощущения.

Куклотерапию использую, как средство решения конфликтов, социальной адаптации ребенка, при коррекции проявлений тревожности, страхов, эмоциональной возбудимости. Ребенок, неосознанно использует игрушку для «выплескивания» своего состояния, проигрывая сюжет, проживает свои эмоции, а иногда дает волю чувствам (горько плачет или наоборот хохочет).

Релаксация – один из любимых детьми методов, так как здесь так же присутствует элемент игры. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, сконцентрировать внимание. Для более глубокого эффекта я подбираю музыкальный репертуар очень тщательно. Музыка способствует спокойствию и умиротворению: пение птиц, шум дождя, плеск волн и т.д. , помогает расслабится и постепенно подготовиться к другому виду деятельности.

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В своей работе я предпочитаю одного из признанных авторитетов в этой области - М.И.Чистякову. Все занятия провожу в форме игр – драматизаций на понятные и увлекательные для ребенка темы: «Магазин игрушек», «В гостях у Бабы Яги», «Садовник», «Насос и мяч», «Бабочка» и т.д. Источником сюжетов для игр и упражнений являются не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи. В заключительную часть занятия обязательно включаю упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы привести детей в состояние эмоционального равновесия.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.

Специфика работы психолога состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать. Я иду в ногу со временем и овладеваю современными технологиями, что дает положительный результат в моей работе с детьми

Педагог – психолог: М.В Писарева.


Организация образовательного процесса в детском саду в современных инновационных условиях связана с рас­ширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и методов организации познавательной деятельности дошкольников, реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребенку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Трансформация в дошкольном образовании в новую систему не обошла и наше дошкольное учреждение. Новая концепция нашего детского сада представляет собой совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов; занимает позицию личностно-ориентированных отношений, где главной социальной ценностью предстает ребенок, являющийся полноправным участником педагогического процесса.

В дошкольном учреждении разработан комплекс мер, направленных на создание развивающей предметно-пространственной среды, своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту благоприятных условий для развития, успешного обучения и формирования полноценной личности. ФГОС выделяет содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Эти задачи педагоги и специалисты нашего ДС решают интегрировано, в комплексе, обеспечивая разностороннее развитие воспитанников.
В рамках сопровождения психологической службой в нашем детском саду осуществляется взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: с детьми, их родителями и педагогами. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду выстраивается нами как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения, воспитания и социализации детей на каждом возрастном этапе, и обеспечивается как комплексная технология с применением современных методов психопрофилактики и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

Одной из важнейших задач сопровождения является оказание помощи всем субъектам образовательной деятельности в преодолении трудностей ребенка в усвоении знаний, эмоциональных трудностей через реализацию психопрофилактических и педагогических программ. Взаимодействие педагога-психолога с детьми осуществляется в ходе непосредственно-образовательной деятельности по авторским психопрофилактическим программам: «Добрые лучики» (социально-коммуникативное развитие), «По сказочным дорожкам – к успеху» (эмоциональное развитие дошкольников), «По лесенке знаний мы смело шагаем» (предупреждение школьной дезадаптации, познавательное развитие). Форма проведения встреч как по подгруппам, так и индивидуально.

Психологической и методической службой совместно с педагогами вырабатываются общие цели, задачи, разрабатывается планирование образовательно-воспитательной деятельности, создается рабочая программа ДС, проводится анализ условий, анализ проблемных ситуаций, динамики развития воспитанников в воспитательно-образовательном процессе (по группам).

На современном этапе государством предъявляются высокие требования к качеству воспитательно-образовательной деятельности и предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Поэтому педагогический коллектив постоянно повышает свою квалификацию, обучаясь на курсах, овладевая необходимым арсеналом образовательных технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность детей. Педагоги готовы гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, творчески адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов, и склонностей воспитанников.

Использование современных технологий педагогом-психологом дает более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития качеств личности дошкольника и достижения достаточного образовательного уровня в детском саду в целом. Оказывая психологическое содействие, в образовательное пространство детского сада интегрировано включаются различные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, игровые, сказкотерапевтические, «ТРИЗ», технологии проектной деятельности и портфолио (как воспитанников, так и педагогов) информационно-коммуникативные технологии и другие.

В профессиональной деятельности педагога-психолога применяется в интеграции целый комплекс технологий.

Интерактивные формы обучения используются педагогом-психологом для взаимодействия с субъектами образовательного процесса родителями и педагогами. Формы проведения: педсоветы, обучающие семинары, заседания – «Круглый стол», деловые и ролевые игры, дискуссии, «Дни открытых Дверей», тренинги, тематические встречи, мастер-классы, проекты, информационные стенды, вопросы-ответы на сайте для родителей. Информация, как своевременная и актуальная, предоставляется в понятной и доступной форме, способствует как профессиональному росту воспитателей, так и повышению родительской компетентности.

Педагогическому коллективу оказывается психологическая и методическая поддержка и помощь в построении образовательной траектории дошкольника, в создании индивидуального маршрута ребенка с учетом динамики развития ребенка, его достижений, возможностей, интересов и потребностей. Мы опираемся на такие образовательные достижения, которые есть у ребенка и составляют багаж его личности. Эти достижения, в свою очередь, служат оценкой качества образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду, оценкой эффективности педагогических воздействий.

Гуманизация образования, учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка стимулируют нас на поиски новых путей в образовательной деятельности, на использование современных технологий и методик, отвечающих новым запросам общества и государства.
В настоящее время в образовательном процессе выдвигается идеи развития и саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала ребенка, его активности и самостоятельности. Использование личностно-ориентированной технологии в нашем детском саду осуществляется как действующая воспитательная система обеспечения комфортных, безопасных условий на основе уважения личности ребенка, учета особенностей его развития, где каждый ребенок является активным участником образовательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности и способностью к усвоению материала, со своими интересами, склонностями.

При организации образовательной деятельности с младшими дошкольниками педагогами, психологом используются игровые методы взаимодействия с детьми, технологии игровых методов через игрушку. Детям предлагаются игровые ситуации, например, «Игрушка (кукла, зайка) идет в гости»; «Игрушка знакомиться с ребятами» (вместе с ребятами играет, занимается); «У мишки - день рождения»; «Путешествие с игрушкой», «Чья игрушка», «Праздник для игрушек» - способствуют развитию эмоций, развитию коммуникативных навыков.

В период адаптации особенно важно организовать взаимодействие между малышами в группе. Нами используются такие эмоциональные игры , как: «Покружились-подружились» (на взаимодействие); «Флажок», «Под зонтом» (на объединение); «Здороваемся носами, щеками» (развитие доверительных отношений); «Подарки, «Связующая нить» (на объединение); «Скок-скок, отгадай, чей голосок», «Аленький цветочек» (развитие внимания к сверстнику); «Улитка» - снятие эмоционального напряжения; «Тесто мы месили, мы пирог лепили» (развитие доверительных отношений), где ребенок – это «будущий пирог». Проводятся хороводные игры на объединение: «Вокруг домика хожу», «Ровным кругом», «Карусели», «Медвежата»; упражнения на развитие эмоций: «Секретики»; «Золотые капельки», «Волшебные шарики» и др.
Со старшими дошкольниками широко применяются в работе информационно-коммуникативные технологии с мультимедийной поддержкой. ИКТ позволяет более эффективно развивать интеллектуальные, творческие способности детей, приобретать новые знания, осваивать новые игры. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться - важная задача на современном этапе работы в соответствии с ФГОС. Выявляется, что использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления в игровой форме повышают мотивацию обучения, развивают произвольное внимание, мышление, воображение и память, креативное мышление, что ведет, в целом, к повышению готовности детей к школе.

Информационные компьютерные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям: так у детей с повышенными способностями после использования компьютерной технологии стимулируются мыслительные способности; у детей с проблемами в развитии – происходит выравнивание возможностей; у дошкольников с проблемами поведения (например, с гиперактивностью) - развивается произвольность, волевая регуляция.

Применение интерактивных технологий способствует активному взаимодействию «взрослого с ребенком», происходит совместный поиск решения проблемы через создание и решение воспитывающих ситуаций, через разнообразную творческую деятельность. Было выявлено, что использование этой технологии, обогащенной компьютерными средствами, способствует развитию самостоятельности, инициативы детей; повышению самооценки, уверенности в себе; уменьшению напряжения между воспитанниками в группе.

Для создания благоприятных условий для самовыражения детей, развития позитивного образа «Я», облегчения процесса коммуникации, умения действовать согласованно, нами применяется в работе поведенческая терапия (в форме тренинга), где ребята обучаются новым формам и позитивным способам поведения. Через решение проблемных ситуаций мы знакомим детей с разными эмоциональными состояниями, развиваем способность находить способы регуляции своих состояний и конструктивные способы решения конфликтных ситуаций. В результате проводимой работы, конфликты в группе происходили реже, дети становились доброжелательнее, внимательнее по отношению к сверстникам, повышалась степень их ответственности и организации.

В целях расширения опыта общения детей нами практикуются социоигровые подходы в работе. Детям предлагаются, например, такие упражнения «Избавление от гнева», «Падающая башня», «Листопад», «Бумажный салют»; упражнения на развитие самоконтроля, например, «Стоп, кран», «Черепашьи бега», «Секретное слово», «Запрещенное движение».

По своей природе ребенок-дошкольник любопытен, ему присуща деятельность, направленная на познание окружающего мира. В целях развития мыслительных способностей (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), нами применяются в НОД т ехнологии исследовательской деятельности , которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

Эксперимент, вначале мысленный, позволяет ребенку создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные знания. Детям предлагаются, например, задания на моделирование: «Измени картинку (дерево без листьев) так, чтобы было лето (осень); или: «Подбери каждому букету - вазу» (форма-величина). Обсуждаются творческие развивающие ситуации «Что будет, если ты окажешься…» и темы: «Необитаемый остров», «Волшебный сад», «Дерево желаний» (вывод: не все желания могут привести к хорошему); «Вершина горы», «Остров везения» - обсуждаются варианты реагирования в необычной ситуации.

Ценность же реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности. Так, например, детям предлагалось создать новый продукт – «несуществующее животное» (сложить из частей); создать сказку («Салат из сказок» или многофункциональную постройку. Использовались и игровые практические задания на определение «Тонет – не тонет», «Мягкое – твердое» (мокрое-сухое; сыплется - льется), «Что - кому, подбери», «Что притягивает магнит», «Найди пару» (профессия – предмет; предмет – величина; герой – настроение; герой – пространство).
Технология исследовательской деятельности – это также особым образом организованные занятия в форме различных путешествий: в сказочную страну, по карте, по «реке времени», и др.

По нашим наблюдениям использование технологии исследовательской деятельности позволяет значительно повысить интерес детей к образовательной деятельности и эффективность восприятия заданного программного содержания; способствует развитию у дошкольников творческих, познавательных способностей и интеллектуальной активности.

Игра – основной вид деятельности ребенка-дошкольника.Использование игровых технологий - ролевых и других видов игр – обеспечивает организацию познавательной деятельности дошкольников, развивает эмоции; служит коррекции поведения, снятию деструктивных элементов в поведении и др. Ролевая игра, как правило, включает провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля. Благодаря игре осуществляется профилактика негативных тенденций личностного развития: управление эмоциями, расширение спектра поведенческих реакций ребенка, формирование опыта сопереживания и сочувствия. Вниманию детей предлагаются проблемные или конфликтные ситуации для ролевого проигрывания (или беседы): «Как поступить, если…» в таких ситуациях, как: «Драка», «День рождения», «Прогулка», «Потерялся…», «Встреча с другом», «Болезнь подруги», «Синие листья».

Игровые технологии тесно переплетаются с такими технологиями, как обучение в сотрудничестве и творческая переработка игры. Например, «Сказка про проказника-гномика», который мешал ребятам, переставлял и прятал игрушки (авт.). Здесь разворачивается не просто игра, а целый сюжет: выполнение игровых заданий детьми, поиск озорника, разрешение проблемы «как поступить», ««как подружиться с гномиком».
Основные принципы игровых тренингов: признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка; уважительное, доброжелательное отношение к детям; эмоциональная поддержка; положительная эмоциональная оценка достижений ребенка; соблюдение принципов свободного участия; взаимного уважения; осознанности; рефлексия (обратная связь от детей).

Значимость игры в работе с детьми дошкольного возраста несомненна. Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, они социально активны, более толерантны, у них лучше развиты навыки взаимодействия, они действуют гибче, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

ТРИЗ-технологии. Главная задача этой технологии – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Технология ТРИЗ используется в нашем дошкольном учреждении для развития у детей творческого воображения, креативного мышления, аналитико-синтетических способностей, активизации познавательной деятельности, развития конвергентного и дивергентного мышления. Детям предлагается система заданий по авторской программе психолога «По лесенке знаний мы смело шагаем»). ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, упражнений по решению творческих и изобретательских задач, содействует развитию качеств творческой личности, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, развивает самостоятельность и активность ребенка.
ТРИЗовский прием активно используется нами по поиску новых идей, развитию творчества. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Одно из направлений: «Придумывание новых сказок» (продолжение к сюжету). К примеру, «Лежали в бабушкиной плетеной корзинке цветные клубки шерсти. Однажды…» - продолжи. «Преврати рассказ в сказку», «Тайна двойного» (выявление противоречий «хорошо-плохо»), «Как спасти Колобка от лисы (разрешение противоречий), «Приключения летающего яблока» (метод фокальных объектов), «Золотая рыбка», «Колобок на новый лад» (изменение сюжета сказки). При этом задействуется игровая, речевая деятельность, а также продуктивная деятельность: рисование, лепка по сказке сказочных героев и атрибутов.

Существенным остается для нас то, чтобы дети вынесли нравственный и практический «урок» из сказки: «нельзя уходить одному из дома»; «не открывай дверь чужому»; «не смейся над товарищем, если он что-то не умеет делать»; «чем сердиться, лучше помириться»; «делу - время, потехе – час»; «учись играть дружно»; «вместе играть веселее» и т.п.

В нашем учреждении специалистами и педагогами внедряются в систему образовательной деятельности методики проблемного обучения. С ребятами проводится беседа на обсуждение проблемных ситуаций, в ходе которых детьми выдвигаются варианты решения проблемы.
Проблемная ситуация на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (по Ж. Пиаже), позволяющая обучать детей умению рассуждать, самостоятельно делать выводы, переносить приобретенный опыт в реальную жизнь: «Мальчик Саша захотел помочь маме помыть чашки и нечаянно разбил пять чашек…. А мальчик Миша, когда никого не было дома, полез на полку за вареньем, задел и уронил одну чашку, и разбил. Кто из детей больше виноват?».

Проблемная ситуация на норму справедливого распределения: «Представь, что ты с другом (подругой) захотели поиграть и попросили у воспитателя новые игрушки. Она принесла три игрушки, дала тебе и сказала: «Играйте». Вопрос: «Как ты поступишь? Почему?»
Проблемная ситуация на изучение эмоционального отношения к нравственным нормам: Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване. Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова поддержки.
Проблемная ситуация на формирование нравственных представлений на примере анализа ситуаций и поступков героев: «Разложи картинки, где изображены добрые, хорошие поступки с одной стороны и с другой – плохие и злые» (методика «сюжетные картинки Р. Р. Калининой).
Ситуация со скрытой проблемой на решение спорных вопросов, знакомство детей с конструктивными способами решения детских конфликтов: «Два мальчика делали кораблик, а когда он был готов, не поделили, стали тянуть - каждый к себе - и разломали кораблик».
Детям очень нравится быть участниками театральных постановок, поэтому мы часто проигрываем разные ситуации, сочиняем «продолжение». Проводились постановки по моральным пьескам С.Я. Якобсон: «Камешек в туфельке», «Чужой кубик», «Разрушенная крепость» и др., в том числе, как кукольный театр. В результате проводимой работы произошло снижение конфликтов в группе, дети стали более доброжелательными по отношению друг к другу.

Технология творческих заданий. Предлагались задания творческого характера, например, «Придумай сказку от имени воробышка на ветке», «Сказку от имени мальчика, который вышел погулять и вдруг пошел снег (дождь)…» «Придумай продолжение рассказа», н-р, «Однажды ребята пошли гулять во двор и взяли собой котенка. Вдруг выскочила собака…» - Что делать?

Практические: «Построй домик для зайчика и домик для лисички» (игровой материал по Воскобовичу); «Разложи сюжетные картинки так, чтобы получился рассказ, придумай продолжение: «Однажды…»; «Подбери личико-эмоцию к каждой ситуации» (по авторской программе «По сказочным дорожкам к успеху»).

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится методам арттерапии и сказкотерапии .

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, самопознание, расширение личного опыта, гармонизация личности. Арт-терапия помогает развивать у ребенка творческое и образное мышление, речь, мелкую моторику рук, помогает снять эмоциональное напряжение, отработать беспокоящие ситуации. Ребенок создает на бумаге мир, принадлежащий только ему.

В процессе творческой деятельности используется музыкальное сопровождение. Детям предлагаются на практике темы «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, путешествие в сказку: «Послушаем звуки за окном»; «Представим, что комната становиться оранжевой, наполняется оранжевыми пузырьками воздуха…», «Представим прекрасный сад, где каждый из детей – чудесный цветок (вариант: животное). Упражнения: «Посмеемся над страхами» («Удиви мышку») – работа со страхами, «Ласковые ладошки» - дети рисуют друг у друга на спине простые фигуры; «Волшебные узоры» - рисуют на стекле узоры, определяют, на какие образы они похожи; «Мое настроение»; «Волшебный остров», «Подарок другу» - создают островки доброты.

Одним из интересных синтезов сказкотерапии и арт-терапии является сказочная песочная терапия . В игровой комнате психолога находится световой стол для рисования песком. При встрече детям предлагаются примерныетемы «В гостях у песочной Феи», «Волшебные руки», «Загадочные предметы», «Необыкновенные следы». Дети создают пальчиками, кисточкой или с помощью трафаретов на световом столе цветочные поляны и узоры, лес и горы, сказочных героев.

Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на наш взгляд воздействует метод сказкотерапии . Коррекция психического и личностного развития дошкольника сказкотерапевтическими приемами решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия.

Через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника: развитие эмпатии, доверительных взаимоотношений между детьми. Метод сказкотерапии способствует обогащению внутреннего мира ребенка, развитию его творческих способностей, способствует расширению и развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, с окружающим миром.

Сказкотерапия – «это терапия средой, особой сказочной обстановкой». (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.). Ребенка дошкольного возраста отличает высокая эмоциональность, вера чудеса. Сказка для ребенка обладает особой притягательной силой. В сказке «добро побеждает зло» - этот нравственный посыл становится основным средством этой технологии.

Сказкотерапия – процесс переноса сказочных символов и смыслов в реальность, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. В сказке мы находим тот ресурс, который затем поможет ребенку, гармонизирует его эмоциональную сферу. Метод сказкотерапии способствует расширению поведенческого репертуара, развитию навыка налаживания дружеских отношений со сверстниками, коррекции поведения дошкольника.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует с разными сказочными персонажами, ищет пути решения проблемы, встающей перед ним. В сказках есть положительные герои, добрые и щедрые, а есть и отрицательные, злые и хитрые. Сказка определяет модель поведения, подталкивает к поиску путей выхода из проблемной ситуации, побуждает сопереживать персонажам. В результате, у ребенка появляется свой эмоциональный опыт, формируются новые представления о людях и окружающем мире, о добре и зле. Благодаря сказкам, в сознании ребенка формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций.

Таким образом, мы ненавязчиво формируем неприятие у дошкольника отрицательных качеств в себе и развиваем положительные нравственные качества, стремление к «правильным поступкам», к позитивным межличностным отношениям.

Значительный опыт работы с дошкольниками привели к выводу, что сказка имеет огромный психотерапевтический потенциал, оказывает влияние и на эмоциональную и на познавательную сферу детей. Работа по психотерапевтическим сказкам О.Хухлаевой: «Случай в лесу» - повышает уверенность ребенка в себе, стремление его к самостоятельным действиям; «Сказка про ежика Витю» - предупреждает возникновение трудностей в общении со сверстниками; Сказка «Про Бобра, лисичку и волка» (как бобер лисичку спас) – способствует развитию эмпатии и дружелюбия; Сказка «Про детей, которые папу спасали» - развивает у детей стремление проявлять заботу, способствует формированию адекватной самооценки, повышает уверенность в своих силах: «я смогу».

Система игровых и сказочных задач позволяет научить детей разрешению противоречий. Ставятся задачи, например, «Как помочь Зойке-Ойке делать все самой», «Надо ли делиться и помогать» (по сказке О. Прокофьевой «Первые ягоды»); «Как помочь лисе стать добрее и внимательнее» (по русской народной сказке «Заюшкина избушка»); «Как не обидеть друзей и не остаться одному» (по сказке В.Сутеева «Кораблик»).

В процессе обсуждения содержания сказки, обращается внимание детей на то, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и, на примере героев, сказка хочет нас чему-то важному научить, а мы должны догадаться чему именно. В заключение совместно с детьми делается общий вывод, который подводит их к осознанию происходящих с ними событий: в каких жизненных ситуациях дети могут использовать тот или иной сказочный урок.

Таким образом, расширение возможностей использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, привлекательным для ребенка; приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника, стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, и, в целом, влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.

Применение на практике современных технологий невозможно без творчества и взрослого, и ребенка, а это расширение для дошкольника горизонтов окружающего мира, радостное проживание с ним настоящего, осмысление пережитого, моделирование будущего.

Описание психолого-педагогической технологии

педагога-психолога

номинация «Педагог-психолог-2018»

Коноваловой Оксаны Николаевны

МАДОУ д/с №36 города Тюмени

Тюмень 2018

Описание психолого–педагогической технологии работы

педагога-психолога Коноваловой Оксаны Николаевны

Воспитание представляется сложным и трудным делом

только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,

воспитывать своих детей или кого бы то ни было…

Л.Н.Толстой

Основной целью детского психолога, работающего в детском саду, как и в целом психологической службы образования, является создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка.

Реализация данной цели в нашем детском саду достигается решением комплекса задач:

    Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

    Развивать индивидуальные особенности ребенка.

    Создать благоприятный психологический климат для развития ребенка в детском саду;

    Выявление, предупреждение и коррекцию поведенческих и эмоциональных расстройств у детей,

    Оказывать своевременную психологическую помощь детям, родителям, педагогам.

    Разрабатывать и реализовывать психологические программы, направленные на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье дошкольников, трудностей в адаптации, обучение и воспитание, содействовать индивидуализации образовательного маршрута.

Решение данных задач отражается в направлениях психолого-педагогической деятельности: психологическом просвещении, профилактике, диагностике, психологической коррекции, консультативной и экспертной работе. В каждом из направлений мною используются разные психолого-педагогические технологии, однако, предпочтительными является АРТ-терапия, песочная терапия, музыкатерапия, мандалатерапия, сказкатерапия, фотосказкатерапия, Леготерапию, тренинговые занятия и проективные методы и методики, чаще всего использую для снятия мышечного напряжения АКВАтерапию, где применяем мотивационные игры в воде и с водой.

Сейчас коротко о каждой технологии применяемой педагогом-психологом в МАДОУ №36.:

Фотосказкатерапия помогает строить доверительные отношения с детьми, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для детей вопросы.

Эмоциональное проживание, идентификация с героев кинофильмов и сказок дают детям уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт. Фильмы и сказки позволяют воспитанникам закреплять навыки, полученные в обучающей программе, а взрослым- лучше понимать детей и их потребности.

АРТ-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Представляют интерес арт-терапевтические технологии и для работы с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее с другой стороны.

Использование арт-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:

Совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

Комплекс арт-терапевтических методик;

Направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

Методики для проективной диагностики.

Мандалотерапия - одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целостности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Изображение и созерцание циркулярных форм может являться составной частью практик саморегуляции.

Так, например, человек может формировать циркулярный образ, отражающий его представление о ресурсном состоянии (состоянии внутреннего равновесия, комфорта, фокусировке на источнике внутренней силы) и использовать этот образ в качестве визуальной модели, настраиваясь на которую, он может этого состояния достичь или его поддержать. Всё это может осуществляться на основе создания рисунков в круге разного размера и заполнения их внутреннего пространства разными формами и цветами, ассоциирующимися с текущим или желаемым состоянием. Данная техника одинаково эффективно на уровне бессознательного работает как для взрослых, так и для детей.

Повторение данной процедуры может способствовать не только развитию навыков саморегуляции, но и выявлению особенностей динамики внутренних изменений, делая более наглядными визуальные признаки состояний по мере их изменения в рамках разных промежутков времени (например, в течение курса арт-терапии или уже после его завершения).

Песочная терапия - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит от реагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной в психологической песочнице. Метод песочной терапии базируется на сочетании невербальной и вербальной экспрессии. Песочная терапия одинаково успешно подходит как для работы с взрослыми, так и с детьми.

В работе с детьми песочную терапию используют для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в психологическую песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала интересной и захватывающей игрой. На этом принципе построена моя авторская программа, разработанная для детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет «Волшебный песок».

В своей работе я использую кварцевый, цветной, кинетический, живой песок. Также как для развивающих, так и для коррекционных занятий, имеет большое значение работа с сухим и мокрым, кинетическим песком. Множество техник построены на отреагировании чувств, эмоциональных состояний, развитии восприятия с помощью различных свойств песка.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии :

    Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

    Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

    Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

    Повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной .

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

    Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),

    Реактивной (направленной па достижение катарсиса)

    Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Все эти формы музыкотерапии можно успешно применять в рамках релаксации.

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Сказкотерапия и фотосказкатерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности для коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

    о жизненно важных явлениях;

    о жизненных ценностях;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды жизни, какие «ловушки», искушения, трудности, можно встретить в жизни и как с ними справляться, какими ценностями нужно руководствоваться в жизни и т.д.

4. Сказки возвращают и ребёнка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, предают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

АКВАтерапия- это метод психотерапии, который применяется как в работе с детьми, так и со взрослыми, это коррекции различного рода нарушений детско-родительских отношений, при котором применяется вода.

Цель: Организация разнообразной увлекательной деятельности с воспитанниками способствующей коррекции личности и психических функций; Внедрение инноваций в содержание воспитательно-образовательного процесса.

Задачи: Корригировать и развивать психические функции, мелкую моторику, эмоциональную сферу, расширять сенсорный опыт воспитанников; Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, гармонизации отношений с окружающими; Создавать условия для продуктивной досуговой деятельности, для удовлетворения потребности у воспитанников в творческой самореализации, выражении своих мыслей, чувств.

Актуальность темы в том, что мотивационные игры в воде и с водой - самые любимые детьми. При помощи мотивационных водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы. С помощью мотивационных игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в организма.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, изо льда? А может, с подземных ключей бьет она. И всем она жизнь и цветенье дает.

Все описанные мной технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе со взрослыми так и с детьми. Использование данных технологий в постоянном комплексном процессе позволяет достигать поставленных целей.

Моя работа в данном направлении включает в себя широкий спектр форм и методов работы.

Индивидуальная

форма (индивидуальные психокоррекционные занятия)

Групповая форма (групповые психокоррекционные занятия)

Беседа


Наблюдение

Сказкотерапия

Игровая терапия

Арт-терапия

Развивающая работа проводится мною с целью формирования механизмов эмоционально-личностной адаптации ребенка. Она включает в себя развитие эмоционально-личностной сферы детей, коммуникативных навыков, снятию эмоционального напряжения.

Задача игровых сеансов:

Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к дошкольному учреждению

Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Развитие восприятия, общей и мелкой моторики, координации движений, произвольности поведения, умение подчиняться правилам

Активизация речевых процессов

Формирование детско-родительских отношений.




Анализ развивающей работы показывает, что у многих детей выработались положительные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатия и сочувствие к сверстникам), им стало легче общаться, они понимают чувства других и легче выражают свои. У детей постепенно исчезают неуверенность, страхи, агрессивность, замкнутость.

Динамика снятие эмоционального напряжения при помощи АКВАтерапии:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применяемые мною в работе психолого-педагогические технологии содействуют созданию условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.

Loading...Loading...