Что такое понятие в биологии. Биология. Значение биологии для медицины

Значение биологии для медицины:

Генетические исследования позволили разрабатывать методы ранней диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней человека;

Селекция микроорганизмов позволяет получать ферменты, витамины, гормоны, необходимые для лечения ряда заболеваний;

Генная инженерия позволяет производить биологически активные соединения и лекарства;

Определение понятия «жизнь» на современном этапе науки. Фундаментальные свойства живого: Довольно трудно дать полное и однозначное определение понятию жизни, учитывая огромное разнообразие ее проявлений. В большинстве определений понятия жизни, которые давались многими учеными и мыслителями на протяжении веков, учитывались ведущие качества, отличающие живое от неживого. Например, Аристотель говорил, что жизнь - это «питание, рост и одряхление» организма; А. Л. Лавуазье определял жизнь как «химическую функцию»; Г. Р. Тревиранус считал, что жизнь есть «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний». Понятно, что такие определения не могли удовлетворить ученых, так как не отражали (и не могли отражать) всех свойств живой материи. Кроме того, наблюдения свидетельствуют, что свойства живого не исключительны и уникальны, как это казалось раньше, они по отдельности обнаруживаются и среди неживых объектов. А. И. Опарин определял жизнь как «особую, очень сложную форму движения материи». Это определение отражает качественное своеобразие жизни, которое нельзя свести к простым химическим или физическим закономерностям. Однако и в этом случае определение носит общий характер и не раскрывает конкретного своеобразия этого движения.

Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществом и энергией с окружающей средой».

Для практического применения полезны те определения, в которых заложены основные свойства, в обязательном порядке присущие всем живым формам. Вот одно из них: жизнь - это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению и саморегуляции, обмен веществ, тонко ре­гулируемый поток энергии. Согласно данному определению жизнь представляет собой ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.

Жизнь существует в форме открытых систем. Это означает, что любая живая форма не замкнута только на себе, но постоянно обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

2. Эволюционно-обусловленные уровни организации жизни: Различают такие уровни организации живой материи - уровни биологической организации: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой и экосистемный.

Молекулярный уровень организации - это уровень функционирования биологических макромолекул - биополимеров: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, стероидов. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ, превращение энергии, передача наследственной информации. Этот уровень изучают: биохимия, молекулярная генетика, молекулярная биология, генетика, биофизика.

Клеточный уровень - это уровень клеток (клеток бактерий, цианобактерий, одноклеточных животных и водорослей, одноклеточных грибов, клеток многоклеточных организмов). Клетка - это структурная единица живого, функциональная единица, единица развития. Этот уровень изучают цитология, цитохимия, цитогенетика, микробиология.

Тканевый уровень организации - это уровень, на котором изучается строение и функционирование тканей. Исследуется этот уровень гистологией и гистохимией.

Органный уровень организации - это уровень органов многоклеточных организмов. Изучают этот уровень анатомия, физиология, эмбриология.

Организменный уровень организации - это уровень одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Специфика организменного уровня в том, что на этом уровне происходит декодирование и реализация генетической информации, формирование признаков, присущих особям данного вида. Этот уровень изучается морфологией (анатомией и эмбриологией), физиологией, генетикой, палеонтологией.

Популяционно-видовой уровень - это уровень совокупностей особей - популяций и видов. Этот уровень изучается систематикой, таксономией, экологией, биогеографией, генетикой популяций. На этом уровне изучаются генетические и экологические особенности популяций, элементарные эволюционные факторы и их влияние на генофонд (микроэволюция), проблема сохранения видов.

Биогеоценотический уровень организации жизни - представлен разнообразием естественных и культурных биогеоценозов во всех средах жизни. Компоненты - Популяции различных видов; Факторы среды; Пищевые сети, потоки веществ и энергии; Основные процессы; Биохимический круговорот веществ и поток энергии, поддерживающие жизнь; Подвижное равновесие между живыми организмами и абиотической средой (гомеостаз); Обеспечение живых организмов условиями обитания и ресурсами (пищей и убежищем).Науки, ведущие исследования на этом уровне: Биогеография, Биогеоценология Экология

Биосферный уровень организации жизни

Представлен высшей, глобальной формой организации биосистем - биосферой. Компоненты – Биогеоценозы; Антропогенное воздействие; Основные процессы; Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты; Биологический глобальный круговорот веществ и энергии;

Активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы, его хозяйственная и этнокультурная деятельность

Науки, ведущие исследования на этом уровне: Экология; Глобальная экология; Космическая экология; Социальная экология.

уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б.

Преподавание Б. направлено на овладение учащимися системой знаний о живой природе, прикладными, уч.-практич. и политехн. умениями и навыками, необходимыми для подготовки учащихся к трудовой деятельности и продолжению образования. Обучение Б. способствует формированию у учащихся естеств.-науч. картины мира, пониманию единства живой и неживой природы, науч. основ мн. отраслей произ-ва и экология, проблем, возникающих в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, воспитанию нравств.-этич. ориентации личности, ответств. отношения к разл. формам проявления жизни.

В России с кон. 18 в. в гос. школах предусматривался курс естеств. истории (естествознания) с краткими сведениями о неживой природе, растениях, животных. По Уставу нар. уч-щ 1786 курс естествознания был введен в гл. нар. уч-щах, а по Уставу 1804 - в уездных уч-щах и гимназиях. Уставом 1828 естествознание было исключено из уч. плана нач. и ср. школ и восстановлено в 1839 в реальных классах и отделениях гимназий, а в 1848- в воен. уч. заведениях и жен. гимназиях. Лишь в 1852 естествознание было введено во всех гимназиях. Программа включала общие сведения о природе (1-й кл., 2 ч в нед), зоологию (2-3-й кл., 3 и 2 ч соотв.), ботанику (4 и 5-й кл., 2 и 1 ч), минералогию (6-й кл., 1 ч). В реальных и коммерч. уч-щах Б. преподавалась в большем объеме, чем в др. ср. уч. заведениях. В 1871 естествознание вновь было изъято из уч. планов муж. гимназий, частично восстановлено в мл. классах этих гимназий в 1901: неживая природа (1-й кл.), элементы ботаники (2-й кл.), элементы зоологии (3-й кл.) - по 2 ч в нед на каждый предмет. В реальных уч-щах, жен. и воен. гимназиях преподавались преим. морфология и систематика растений.

В 60-х гг. 19 в. основоположник отеч. методики естествознания А. Я. Герд обосновал и разработал новую систему изучения природы в школе, исходя из учения об эволюции Ч. Дарвина: неорганич. мир (неживая природа), растительный мир, животный мир, человек, история Земли (эта последовательность изучения Б. была длительное время принята и в сов. школе). Содержание и структуру уч. предмета Герд подчинял задаче - «привести учащегося к определенному мировоззрению, согласованному с современным состоянием естественных наук» («Зоология», 1877, предисл.). Герд создал также новый курс естествознания для нач. школы - «Неживая природа», объединивший сведения о земле, воздухе и воде.

В нач. 20 в. в уч. плане на естествознание в муж. гимназиях отводилось 6 ч, в женских -10, в реальных уч-щах и кадетских корпусах - 15, в частных коммерческих уч-щах: Тенишевском - 19, Лесном - 28 ч. К 1917 в большинстве школ преобладала последовательность курсов: неживая природа, ботаника и зоология (с элементами знаний об организме человека).

В 1918-23 ведущая роль в разработке новых программ по Б. принадлежала членам Об-ва распространения естеств.-ист. образования, ученым-биологам В. М. Шимкевичу, Н. М. Книповечу, методисту Б. Е. Райкову. В практике сов. школ проверялись разл. варианты последовательности курсов: 1) природоведение (неживая природа, растения, животные), анатомия и физиология человека, общая биология, эволюц. учение; 2) природоведение, ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология с эволюц. учением; 3) зоология, ботаника, геология, общая Б. с физиологией человека. В курсе общей Б. внимание концентрировалось то на экологич., то на эволюц. или генетич. проблемах.

В период обучения по т. н. комплексным программам (1923-31) ведущей проблемой преподавания Б. стала связь теории с практикой. В 1924 разработан первый вариант программ ГУСа (в 1927 усовершенствован). Изложение биол. знаний в 5-7-м кл. велось вокруг практич. производств. тем. Были отменены систематич. курсы ботаники и зоологии. Уч. материал объединялся в общие стержневые темы. Для 5-го кл. такой темой была «Связь деревни с городом», для 6-го кл. - «Индустриализация СССР и интенсификация с. х-ва» и т. д. В 5-м и 6-м кл. изучали с.-х. произ-во, в т. ч. вместо ботаники в 7-м кл. в теме «Империализм и борьба рабочего класса» изучали эволюц. учение. Природа рассматривалась только как сырьевая база для производства.

Усовершенствованные программы ГУСа предусматривали обширный заключит. курс общей Б. (155 ч в 8-9-м кл.), состоявший из двух разделов: «Физ.-хим. основы жизненных явлений» и «Эволюц. учение». Большой вклад в разработку курса обшей Б. внесли Б. Д. Морозов, В. Ф. Натали, В. В. Левченко, Ф. Ф. Дучинский, М. Я. Цузмер и др.

В 1931-32 были восстановлены систематич. курсы Б. в ср. школе. Определилась система дисциплин биол. цикла, сохранившаяся в своей основе до наст. времени: ботаника (5-6-й кл.), зоология (6-7-й кл.), анатомия а физиология человека (8-й кл.), эволюц. учение (9 кл.). В 1939 курс эволюц. учения был переработан и вошел в уч. план школы под назв. «Основы дарвинизма».

В 30-40-е гг. в программах по Б. преобладал морфолого-систематич. материал, недостаточно освещалось клеточное строение организмов. В курсе анатомии и физиологии человека не уделялось достаточного внимания основам рефлекторной теории И. П. Павлова. В материале 9-го кл. значительное место отводилось «ошибкам» Дарвина. В дальнейшем на преподавание Б. резко отрицательно сказались внедрявшиеся официально антинаучные и вульгаризаторские представления Т. Д. Лысенко о наследственности, видообразовании, эволюции; морфолого-систематич. материал в большей мере вытеснялся агротехническим и зоотехническим, учению Дарвина придавалось лишь ист. значение.

В 40-60-е гг. возникли новые направления в биол. науке: сформировалась синтетич. теория эволюции, широкое распространение получило учение о биосфере, биоценозе и др., что вызвало необходимость пересмотра содержания шк. Б. В 1965 были подготовлены новые программы. Общая система биол. курсов сохранялась. В программах по ботанике и зоологии были усилены вопросы физиологии, экологии и биоценотич. связей, восстановлены в необходимом объеме элементы систематики и филогении и пр. Вопросы жизнедеятельности человеческого организма, функциональные связи форм и строения органов, саморегуляции и обратной связи занимали гл. место в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека. Новый курс общей Б. (1966) включал зволюц. учение, цитологию, молекулярную Б., онтогенетику, генетику и селекцию, аутэкологию, биогеоценоло-гию и учение о биосфере.

В шк. биол. образовании с сер. 80-х гг. происходят крупные перемены. Общие тенденции его развития согласуются с задачами гуманизации и демократизации уч.-воспитат. процесса. В Значит. мере переосмыслены и вновь систематизированы по разделам шк. курса общедидактич. цели предмета: умственное и эмоциональное развитие, содействие формированию мировоззрения, трудовая и физич. подготовка (И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова). В качестве целей биол. образования методистами на материале Б. рассматриваются не только усвоение знаний и способов деятельности, но и овладение опытом творческого поиска, формирование эмоционально-ценностных отношений людей к миру и друг к другу. Усвоение ведущих биол. идей и понятий выступает как элемент общей культуры человека. Особый акцент сделан на моральной ответственности человека по отношению к природе как одной из приоритетных в совр. общечеловеческих ценностях (Зверев, И. Т. Суравегина).

Биол. образованность кроме мировоззренческой функции предполагает готовность учащихся к практич. применению науч. знаний о живой природе в трудовой деятельности, при определении области проф. интересов, выработке навыков здорового образа жизни. Структура целей биол. образования и их конкретизация обусловлены совр. уровнем развития биол. науки и методологии, стремлением обеспечить идейно-нравств. и гражд. свободу личности. С 1986 в школах используются новые программы, учебники и метод. пособия, из к-рых учитель может выбирать наиб. приемлемые. В практику входит использование уч. пособий по флоре и фауне отд. регионов. Изучение ботаники и зоологии основывается на знаниях, полученных учащимися в курсе природоведения нач. школы. Этим курсом закладываются осн. науч. представления у учащихся о растит, и животном мире планеты, ее климате, сезонных явлениях в природе, связанных с вращением Земли вокруг Солнца, и сезонных видах труда. Школьники получают навык работы с планом и картой. Элементарное ознакомление со строением человеческого организма дополняется сан.-гигиенич. знаниями. В систематич. курсе природоведения (5-й кл.) обобщаются знания об окружающей человека среде.

Ботаника изучается в 6-7-м кл., включает элементы морфологии, анатомии, физиологии, экологии, систематики, географии, филогении растений, палеоботаники, микробиологии. Зоология изучается в 7-8-м кл. Изучение животных строится по иерархич. принципу: от простейших к млекопитающим. В курс зоологии входят элементы анатомии, морфологии, физиологии, экологии (приспособленность к среде), эмбриологии, систематики и филогении животных. Выясняется также хозяйственное значение разведения животных. Курс анатомии, физиологии и гигиены человека изучается в 9-м кл. В него входят также элементы цитологии, физич. культуры и истории изучаемой науки. Завершает шк. биол. образование курс общей Б. В нем раскрываются осн. законы жизни, индивидуального и ист. развития организмов; школьники знакомятся с открытиями последних

лет в изучении биол. систем на клеточном (молекулярном и субмолекулярном), ор-ганизменном и популяционно-видовом уровнях живой материи, раскрывается принцип биол. синтеза белка; на основе изучения законов наследственности и изменчивости выявляются методы селекции. Заканчивается курс рассмотрением осн. понятий экологии и общих закономерностей биосферы.

Учебника, учебные и методические пособия по биологии. Первый в России учебник по естествознанию был написан В. Ф. Зуевым для нар. уч-щ («Начертание естеств. истории», ч. 1-2, 1786, издавался до 1828). При отборе объектов изучения и изложении уч. материала автор не придерживался господствовавшей в то время систематики, а давал живое описание растений и животных, в первую очередь имеющих значение для человека. Его учебник способствовал формированию реальных представлений о природе, ориентировал учащихся на практич. применение знаний. Многие учебники для ср. уч. заведений давали описательно-эмпирическое изложение, построенное на морфолого-систематич. материале: «Краткая ботаника» И. И. Шиховского (1853); «Руководство к зоологии» Ю. И. Симашки (1852; ч. 1-2, 1861-); «Элементарный курс зоологии» К. К. Сент-Илера (1869); «Учебник естеств. истории» М. П. Вараввы (кн. 1-3, 1890-91; 1902-057) и др.

Лучшим учебником Б. для гимназий в России в 60-е гг. 19 в. признавалась «Зоология и зоол. хрестоматия» (в. 1-3, 1862-65) А. П. Богданова. Учебник был построен по иерархич. принципу. В нем впервые выдвинуто экологич. направление в обучении Б., реализованы прогрессивные метод. идеи: наглядное обучение, использование аквариумов, коллекций, постановка лабораторных занятий и т. д. «Приготовительный курс ботаники» Н. И. Раевского приучал школьников описывать и сравнивать самостоятельно растения, а не заучивать их по книге. «Учебник зоологии» Гер-да (ч. 1-2, 1877-83) высоко оценил И. И. Мечников, считая, однако, что предлагаемый автором план шк. естествознания представляет для учащихся огромные трудности (простейшие организмы, с к-рых начинается обучение, недоступны для наблюдения, описания сложны и пр.). «Краткий курс естествознания» Герда вместо «излагающего» метода обучения, при к-ром ученик получал готовые знания, рекомендовал опыты, самостоят. практич. работы, экскурсии.

К 1917 в школе использовались учебники В. Б. Половцова, Л. С. Севрука, Г. Н. Боча, И. И. Полянского, Л. Н. Николаева. Широкое распространение в 20-е гг. получили «рабочие книги», рассчитанные на неск. лет обучения и содержавшие материал для учащихся и учителя: «Природа и труд» С. П. Аржанова, А. П. Пинкевнча, К. П. Ягодовского (ч. 1-2, 1926); «Практич. занятия по сел. х-ву в сел. школе» M. H. Николаевского (ч. 1-2); «Практич. занятия по анатомии и физиологии человека» Б. Е. Райкова (ч. 1-2, 1927) и др.

В 30-е гг. были изданы стабильные учебники: для нач. школы - «Естествознание» В. А. Тетюрева (1933), для ср. школы - «Ботаника» Б. В. Всесвятского, «Зоология» М. Я. Цузмера (1933), «Анатомия и физиология человека» А. Н. Кабанова, «Эволюц. учение в школе» М. М. Беляева (1929), «Общая биология» В. Ф. Натали, К. В. Магржиковской, В. В. Хвостовой (1934). Большинство стабильных учебников по Б. переводились на языки союзных республик.

наиб. изменениям в 50-е гг. подверглись обобщающие учебники для завершающего этапа обучения, что объяснялось борьбой разл. направлений в биол. науке. Были изданы «Основы дарвинизма» М. И. Мельникова, А. А. Шибанова, В. М. Кор-сунской (1950) и Е. А. Веселова (1956, 1962е). В учебниках для 5-6-го кл. в основном сохранились структура и содержание, больше внимания уделено прикладным и практическим знаниям.

В связи с перестройкой содержания образования в 1965 были созданы новые учебники: «Ботаника» В. А. Корчагиной (1967, 1982"); «Зоология», под ред. Б. Е. Быховского (позднее Л. В. Наумова) (1969); «Человек. Анатомия, физиология, гигиена» А. М. Цузмер, О. Л. Петришиной (1968). Учебник «Общая биология», под ред. Ю. И. Полянского (1965, 1982) для 9-10-го кл., завершающий шк. курс Б., содержит проблемные теоретич. вопросы Б., в т. ч. биол. связь эволюции человека с эволюцией высш. животных и движущие силы антропогенеза. В учебнике рассмотрены также основы генетики и селекции, показаны практич. значение генетики и достижения селекции. Учебник включает материал по основам экологии и завершается обобщающей темой «Биосфера и человек».

Методика преподавания биологии. Зарождение рус. методики естествознания связано с именем Зуева. В своем учебнике естеств. истории (1786) он впервые обозначил различие между наукой и шк. уч. предметом и осуществил метод. отбор типичных объектов изучения. Во введении к учебнику автор решал ряд вопросов методики преподавания: использование на уроке беседы с демонстрацией наглядных пособий, распознавание и описание натуральных объектов, отыскивание на геогр. карте мест их происхождения и т. д.

В 40-е гг. 19 в. в рус. уч. заведениях использовалась методика естествознания нем. учителя А. Любена. Он считал, что ботаника имеет все возможности для развития чувств (особенно зрения), эстетич. воспитания, упражнения в правильном мышлении, «пробуждения жажды к исследованию и отсюда проистекающих спасительных самостоятельности и самодеятельности» и рекомендовал изучать жизнь растений, обращал внимание на разнообразие растит, форм. По мнению В. В. Половцова, по любеновскому методу преподавание шло сухо и скучно.

Для методики шк. Б. 19 в. характерно догматич. дедуктивное преподавание Б., в процессе к-рого излагались готовые знания, что мало стимулировало активную умственную деятельность учащихся, заставляя работать только память. Против дедуктивного метода обучения выступали прогрессивные ученые и педагоги. А. Н. Бекетов противопоставил ему индуктивный метод обучения, направленный на воспитание самостоятельности мышления, развитие наблюдательности учащихся.

В 1883 Герд подготовил методику естествознания в нач. школе («Предметные уроки»), в к-рой разработал методику проведения уроков, экскурсий, практич. занятий и задания эксперим. характера. Он ратовал за единство в применении индуктивного и дедуктивного методов в преподавании, выдвигал на первый план рассуждения учителя и учащихся, подводящие к выводам и обобщениям на основе наблюдаемых фактов. Критиковал принятый в то время «излагающий метод» обучения и строил методику преподавания естествознания на основе дидактич. системы К. Д. Ушинского.

В нач. 20 в. разрабатывались 2 формы преподавания, независимые от уроков: экскурсионная (т. н. экскурсионный метод) и практическая (лабораторные занятия). С 1901 выходили пособия по экскурсиям Половцова, Райкова и др., с 1904 - практич. руководства для учащихся Л. Н. Никонова, Половцова по ботанике, Райкова по анатомии и физиологии человека, по природоведению, зоологии и др. На основе практич. занятий возник «моторный» (двигательный) метод обучения, названный Райковым «опытно-исследовательским ».

В 1904 Половцов впервые разработал лекционный курс методики естествознания для студентов ун-та и опубликовал «Основы общей методики естествознания» (1907) для учителей. Особое внимание он уделял разработке «биол. метода», к-рый основывал на трех принципах: формы изучаются в связи с жизненными процессами; образ жизни изучается в связи со средой обитания; в шк. содержание включается наиб. доступный и интересный для учащихся материал. Биол. подход к изучению организмов созвучен с совр. освещением вопросов экологии в шк. Б.

В 20-е гг. в методике Б. широко пропагандировался исследовательский метод обучения, Теоретич. материал в форме «готовых знаний» излагался описательно и в ограниченном объеме. Предполагалось, что школьники сначала проведут наблюдения и опыты, а затем сформулируют теоретич. обобщения, содержащиеся в уч. пособиях. Однако материальная база школ не позволяла выполнить Значит. часть рекомендуемых экспериментов и наблюдений.

В помощь школам создавались постоянно действующие шк. экскурсионные биостанции. В 1918 Б. В. Всесвятский основал биол. станцию юных любителей природы (позднее биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), положившую начало юннатскому движению, Натали организовал пед. биостанцию «Биосад» (обе в Москве). В 1919-20 в Петрограде было создано 12 экскурсионных биостанций, в 1925 Райков основал пед. биостанцию в Ленинграде. Подобные станции возникли и в других городах страны.

В кон. 20-х гг. широко распространились «активные методы» обучения: лабораторный метод (Дальтон-план) и метод проектов. Для осуществления первого были изданы «рабочие книги», в к-рых описывались задания для проведения опытов и наблюдений. В школах, не имеющих лабораторий, занятия сводились к чтению «рабочих книг» по заданию, рассчитанному на месяц. Книги читались бригадами (как правило, по 10 чел.), в конце месяца проводились конференции по теме, на к-рой за всю бригаду отвечали бригадиры (бршадно-лабораторный метод обучения). По методу проектов уч-ся должны были самообучаться «в действии», самостоятельно выбирая и составляя проект. Они находили нужные сведения в справочниках, из бесед со специалистами, делали расчеты и получали конкретно-предметный результат. Напр., проект «Вырастить цыплят» связан с выбором пород, расчетом кормов, уходом за цыплятами. Были установлены об-щешк. проекты, напр.: в первом полугодии - «Поможем выполнить промфин-план материнскому заводу», во втором - «За большевистский сев. в подшефном колхозе».

Переход на комплексные программы обучения, а затем к методу проектов привел к снижению уровня знаний учащихся и вызвал длит. дискуссию (с 1924) между сторонниками систематич. курса шк. Б. (ленинградское направление) и его противниками (московское). Шестилетняя полемика в журналах закончилась Всерос. конференцией преподавателей естествознания (янв. 1929), на к-рой было осуждено метод. направление, отстаивавшее систематич. построение курса Б. Его сочли «крайне реакционной формой», «идущей от средневековья». Форма урока была отнесена к пережиткам «старой школы», метод проектов объявлен передовым. Одностороннее увлечение «универсальными» методами, сведение естествознания к с. х-ву вызвало отрицание уголков живой природы, экскурсий в природу, работ на пришк. участке и т. п.

С возобновлением систематич. построения курса в нач. 30-х гг. в методике преподавания Б. усиливалось внимание к изложению основ наук. Первый курс общей методики преподавания Б. для школ страны - «Методика естествознания» П. И. Боровицкого был издан в 1934. Вышли частные методики по каждому разделу Б.: «Методика естествознания» для нач. школы М. Н. Скаткина (1934), «Методика преподавания ботаники» Б. В. Всесвятского, В. Н. Ву-четича (1936), «Методика зоологии» М. М. Беляева, Н. Г. Кременец-кого, «Методика преподавания анатомии и физиологии человека в ср. школе» И. В. Козыря, П. И. Суворовой, М. Я. Цузмера (1938), «Методика эволюц. учения» М. И. Мельникова, А. А. Шибанова (1935), «Методика преподавания дарвинизма в ср. школе» Д. А. Судовского (1941). Были изданы (1940) книги по внеклассной работе Н. М. Верзилина, Н. А. Рыкова, Г. Н. Белова и Б. И. Стожарова, Скаткина и др.

В 40-е гг. вышли новые частные методики: ботаники - Верзилина, зоологии - Рыкова, А. А. Яхонтова и Е. А. Флеровой, анатомии и физиологии человека - Е. П. Бруновт, И. В. Козыря и др., основ дарвинизма - Мельникова, В. М. Кор-сунской. Обобщение общих вопросов частных методик привело к развитию исследований по проблемам общей методики преподавания Б., истории методики естествознания. Вышли монографии Райкова о Зуеве, Половцове, Герде, И. П. Павлове, И. И. Полянском; «Общая методика естествознания» (1947), ряд трудов о рус. эволюционистах до Дарвина, книга «Пути и методы натура-листич. просвещения» (1960). В 1958 издана книга В. Н. Федоровой «Развитие методики естествознания в дорев. России».

Совершенствование методики преподавания Б. в сер. 50-х гг. связано с разработкой теории развития биол. понятий (H. M. Верзилин и др.). Согласно этой теории, в каждом курсе (уч. предмете) выделяются осн. понятия, к к-рым учитель должен возвращаться на разном уч. материале и в разл. связях. Понятия не даются в «готовом виде», а «выводятся» учащимися. Верзилин и его последователи различают спец. понятия, развиваемые в пределах одного курса (ботаника, зоология и др.), и общебиологические, развиваемые во всех курсах предмета; понятия простые (единичные) и сложные (общие). Простое, начальное понятие, включающее элемент знания, объединяясь с другими простыми, образует сложное понятие. Спец. понятия объединяются в группы понятий о предметах, явлениях и взаимосвязях. Общебиол. понятиями являются понятия о биол. закономерностях, относящихся ко всей природе (клетка, единство строения и функции организма, биологическая система и уровень организации живой материи и т. д.).

В 50-70-е гг. были изданы теоретич. и прикладные труды по частным методикам H. M. Верзилина («Как преподавать ботанику», 1950; «Основы методики преподавания ботаники», 1955), В. Ф. Шалаева («Методика преподавания естествознания», 1952), М. И. Мельникова («Методика преподавания основ дарвинизма», 1953); И. В. Козыря, П. И. Суворовой, А. М. Цузмер («Методика преподавания анатомии и физиологии человека», 1954); Е. П. Бруновт («Методика преподавания анатомии и физиологии человека», 1954); Н. А. Рыкова («Методика преподавания зоологии», 1955); П. И. Боровицкого, П. Ф. Винниченко и др. («Методика преподавания естествознания», 1955); А. А. Яхонтова, Е. А. Флеровой («Методика преподавания зоологии», 1955). Появились спец. труды, поев, разработке проблемы поли-техн. образования в связи с преподаванием Б.: «Школа и с. х-во» А. А. Шибанова (1948); «Преподавание биологии в свете задач политехн. обучения» В. Ф. Шалаева (1953); «Уроки ботаники на шк. учебно-опытном участке» Н. В. Па-далко (1954); «Элементы политехн. обучения в преподавании биологии», под ред. С. В. Щукина (1953); «О политехн. обучении» M. H. Скаткина (1953). Изданы труды по проблемным вопросам теории и методики Б.: «Развитие званий уч-ся об эволюции органич. мира» И. Д. Зверева (1962); «Проблемы дидактики биологии» Б. В. Всесвятского (1969).

В связи с введением в 1965 новых программ по Б. создана система метод. руководств для учителя по общим и частным вопросам: «Общая методика преподавания биологии» H. M. Верзилина, В. М. Корсунской (1972); «Методика обучения ботанике», под ред. Н. В. Падалко и В. Н. Федоровой (1977); «Методика обучения зоологии» В. Ф. Шалаева и др. (1972); «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» Е. П. Бруновт, И. Д. Зверева и др. (1973); «Методика обучения общей биологии» А. Н. Мягковой, Б. Д. Комиссарова (1973); «Самостоят. работы учащихся по общей биологии » Л. П. Анас-тасовой (1978); «Охрана природы в шк. курсе биологии» А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной (1977) и др.

К нач. 90-х гг. уровень преподавания Б., программы и учебники вызывали критику со стороны учителей и специалистов. Большинство выпускников школы слабо владеют совр. основами теоретич. Б., методами исследования, науч. фактами, сведениями из нагорий науки. Материальная база школы часто не обеспечивает постановку необходимых биол. экспериментов, лабораторных и демонст-рац. опытов. Уч-ся плохо знают природу родного края. Все это требует коренной перестройки биол. образования. В качественном улучшении нуждается биол. и метод. подготовка учителей в вузах и ИУУ. В 90-е гг. началась разработка новых программ для базисного, республиканского и местного (школьного) содержания уч. курса Б. Для школ предлагаются многочисл. варианты уч. планов и программ дифференцированного (в т. ч. углубленного и профильного) изучения предмета.

Творческие поиски учителей и методистов направлены на совершенствование опытно-практич. работы школьников, на поиски эффективного сочетания уроков с др. формами организации уч.-воспитат. процесса, конкретных путей реализации связи обучения с практикой. Результаты этой работы получили отражение в трудах Шалаева, Рыкова, Щукина, К. Н. Соколова, Мельникова и др.

Лит-ру для учителей по актуальным вопросам методики преподавания Б.«Библиотеку учителя биологии», комплект уч.-метод. пособий к каждому действующему учебнику (книги для внеклассного чтения, книги для учителя, наглядные пособия и пр.), серии книг для учителя и учащихся «Мир знаний», «Люди науки» выпускает изд-во «Просвещение». «Педагогика» издает науч.-популярную, науч.-худож., справочную лит-ру, серию книг «Ученые - школьнику» (с 1974); «Энцик-лопедич. словарь юного биолога». Большую метод. помощь учителям оказывает журн. «Биология в школе» (осн. в 1927).

наиб. характерными методами обучения Б. являются наблюдения и эксперименты. Методы биол. наблюдений и опытов в шк. Б. разрабатывались Ягодовским, Райковым, Всесвятским, Верзи-линым и др. Наблюдения и опыты используются при изучении клеток, тканей, органов и т. д. и могут выполняться учащимися самостоятельно в работе с натуральными материалами, микроскопом, живыми объектами или демонстрироваться учителем. Различают кратковременные и длит. наблюдения и опыты, к-рые могут протекать на уч.-опытном участке, в поле, в лабораторных условиях. Существенным дополнением по ознакомлению учащихся с науч. методами является демонстрация биол. эксперимента с помощью кинофильмов, показывающих его динамику и достоверность.

Большое значение в преподавании Б. имеют межпредметные связи, направленные на координацию и интеграцию науч. знаний. Сущность биол. процессов раскрывается на основе физ. и хим. понятий, теорий, законов и фактов. Экологич. знания тесно связаны с географией (биогеоценоз и ландшафт, биосфера и геогр. оболочка и т. д.). Программа обучения Б. 1981 впервые включила осн. межпредметные связи: в ботанике - по темам гл. обр. природоведения и географии, в зоологии - физики, химии, математики. Изучение общей Б. связывалось, кроме того, с историей и обществоведением (культура Зап. Европы нового времени, категории диалектич. материализма и т. д.). Особое значение для решения задач политехн. обучения имеют связи шк. Б. с произ-вом, ознакомление учащихся с естеств.-науч. основами и общими принципами действия технологических устройств, с технологией отраслей производства, в которых используются биотехнологии.

В систему политехн. знаний входят науч. основы с.-х. произ-ва, микробиол. пром-сти, охраны природы; знакомство с техникой и технологией, обеспечивающими высокую продуктивность живых систем (биотехнология), общие умения применения биол. знаний в трудовой деятельности школьников.

В содержании шк. Б. отражаются проблемы ускорения науч.-техн. прогресса: развитие агробиол. комплексов, применение безотходных технологий, генной инженерии и др. Большое значение придается усвоению учащимися науч. основ с.-х. произ-ва, технологии микробиол. процессов, экология, основ охраны природы. В систему общих умений политехн. характера входят умения по обработке почвы, подготовке к посеву, уходу за с.-х. животными и др. Система политехн. знаний и умений приобретает воспитат. функцию во взаимосвязи уч., обществ. и производит, труда школьников, в тесном контакте обучения Б. с трудовым воспитанием и профориентацией учащихся.

В массовой школе ведущей формой организации занятий по Б. является урок. Специфичны для обучения Б. и такие формы уч. деятельности, как работа в уче-нич. производств. объединениях, экскурсии. Программа по Б. предусматривает цикл экскурсий по вопросам экологии, эволюц. учения, систематики, охраны природы и т. д.

На внеурочных уч. занятиях по Б. продолжается выполнение заданий, полученных учащимися на уроке или экскурсии. В их содержание могут также включаться наблюдения над растениями и животными и постановка опытов, проводимые в уголке живой природы.

Целям углубленной теоретич. и практич. подготовки учащихся по Б. служат факультативные занятия, а также школы и классы с углубленным изучением Б. Программой предусмотрены факультативные курсы «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Основы гигиены и санитарии», «Основы биотехнологии» и др. Значит. роль в развитии интереса и склонностей школьников к Б. принадлежит кружковым занятиям.

В распоряжении учителя Б. имеются разл. средства обучения: натуральные объекты (минералы и горные породы, влажные препараты, гербарии, коллекции, скелеты, чучела и др.), изобразит, пособия (модели, муляжи), реактивы и материалы для опытов, печатные пособия (альбомы, карты, таблицы и др.), аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы, диафильмы). На занятиях по Б. широко используются уч. кинофильмы, кинофрагменты, уч. телевидение.

Расширение уч.-материальной базы обучения, возрастание роли техн. средств приводят к необходимости создания в каждой школе кабинета Б. и уголка живой природы. Кабинет биологии обеспечивает эффективное проведение уроков, способствует науч. организации труда учащихся и учителя. Осн. часть типового кабинета Б. - класс-лаборатория; при нем может быть оборудована лабораторная комната и уголок живой природы. Шкаф для опытов с растениями оснащен люминесцентными лампами, вентиляц. и смотровыми отверстиями. На спец. подставках вдоль стен кабинета размещаются живые растения, имеющие поз-нават. значение. В лабораторной комнате хранятся осн. запас наглядных и вспомогат. пособий, экскурсионное снаряжение, реактивы и материалы для опытов, столярные и слесарные инструменты, запас раздаточного материала и т. д. В уголке живой природы уч-ся под руководством учителя проводят наблюдения за животными и растениями, ставят опыты. При размещении растений и животных в уголке живой природы учитываются естеств. условия их жизни, потребность в свете, тепле, влажности воздуха и т. д. Подбор растений и животных проводится в соответствии с программой. Организуется дежурство учащихся-юннатов; работа уголка отражается в спец. дневнике. Школам, имеющим уголок живой природы, оказывают организац. и метод. помощь станции юных натуралистов, др. внешк. учреждения.

Своеобразной лабораторией для уч. занятий и практич. работы учащихся является уч.-опытный участок - специально оборудованный и освоенный земельный участок, на к-ром уч-ся овладевают практич. умениями, предусмотренными программами по Б. и трудовому обучению, ставят биол. и с.-х. опыты, выращивают растения, проводят наблюдения, фиксируют их результаты. Типовой участок может включать след, отделы: обще-биол., коллекционный, опытный, декоративный, плодово-ягодный, отдел нач. классов, теплицу, геогр. площадку, крольчатник и др.

Внеклассная работа по биологии. В методике преподавания Б. выделяют 3 вида внеклассных занятий: индивидуальные (работа в уголке живой природы, фенологич. наблюдения, опыты с растениями, выращиваемыми в комнатных условиях, и др.); групповые (в кружках юннатов, экологов, звеньях «красного креста», отрядах по охране природы - «зеленых патрулях» и др.); массовые (лекции, науч. вечера, конференции, выставки, походы и т. д.). На развитие познават. интересов учащихся положительно влияют практика изучения и охраны природы родного края, опытничество, юннатское движение, уход за молодняком с.-х. животных, посадка лесонасаждений и др. Все виды внеклассных занятий по Б. дополняют друг друга. Подобные занятия проводятся и как внешкольные.

Преподавание биологии в зарубежной школе. В ср. общеобразоват. школах стран Вост. Европы Б. является обязат. предметом. Структура и осн. объем уч. материала по Б. сходны, различаются лишь названия отд. уч. предметов, фак-тич. знания и отбор объектов изучения, обусловленные природными особенностями каждой страны; распределение содержания науч. знаний между уч. предметами: Интересны попытки совм. изучения растений и животных, без разделения курсов ботаники и зоологии на ср. ступени школы; усиливается тенденция общебиол. проблемного освещения уч. материала. Однако все эти изменения исходят из общности целей и уч.-воспитат. задач обучения, решения практич. и политехн. вопросов, связанных с изучением живой природы.

В преподавании Б. в школах ряда развивающихся стран внедряются пед. рекомендации по итогам крупных между-нар. исследований систем биол. образования. Напр., в Индии в соответствии со спец. проектом естеств.-науч. образования ЮНЕСКО в 1965-75 были введены самостоят. уч. предметы: ботаника, зоология, анатомия и физиология, общая Б. (ранее по образцу брит. шк. программ в одном конгломератном предмете «Общая наука» давались отрывочные биол., физ., хим. знания). Аналогичная система преподавания Б. введена в Сирии.

В школах США, Великобритании, Франции и др. Б. изучается только по выбору в классах с естеств.-научной направленностью. Существуют разл, варианты углубленного курса, приближенные к 1-му курсу спец. ф-тов вузов. Типичными для школ США являются 3 варианта: физиол., молекулярно-биол., экологический. Для многих школ Великобритании характерна перестройка биол. образования на основе расширения исследоват. методов обучения и подчинения им структуры и содержания знаний (Наффилдовский проект, 1966). Курсы Б. в гос. школах ФРГ построены по сис-тематич. принципу с детальным обзором классификац. групп растений и животных и характеристикой их экологич. условий жизни (отражение «биол.» направления). Как правило, трактовки в учебниках внешне «нейтральны» к методологии науки. Учителя и уч-ся имеют возможность выбора учебника.

Лит.: Герд А. Я., Избр. пед. труды, М. 1953; По ловцов В. В., Основы общей методики естествознания, M. ; Голлербах M. M., Место и значение общебиол. проблематики в шк. естествознании, в сб.: Биология в школе. Метод. сб., в. 2, М.-Л., 1946; Федорова В. Н., Развитие методики естествознания в дорев. России, Ми958; Ягодовский К. П., Вопросы общей методики естествознания, М., 1954; Райков Б. Е., Пути и методы нату-ралистич. просвещения, М., 1960; Проблемы методики обучения биологии в ср. школе, под ред. И. Д. Зверева, М., 1978; Проблемы дидактич. средств обучения биологии в школе. М., 1979; Зверев И. Д., Мягко- в а А. Н., Бруновт Е. П., Воспитание учащихся в процессе обучения биологии, М., 1984; Зверев И. Д., Мягкова А. Н., Общая методика преподавания биологии, М., 1985; Комиссаров Б. Д., Методологические проблемы школьного биологического образования, М., 1991; Максимова В. Н., Груздева Н. В., Межпредметные связи в обучении биологии, М., 1987; Павлович С. А., Кабинет биологии в ср. школе, Л., 1955; Козырь И. В., Кабинет биологии ср. школы, М., 1956; Трайтак Д. И., Кабинет биологии, М., 1976; Пугал H. A., Розе н-штейн А. М., Кабинет биологии, М., 1983; Натали В. Ф., Животные и растения в уголках живой природы, Л1926, Ягодовский К. П., Живой уголок в школе и дома, М. - Л1927; Методика работы с учащимися на шк. уч.-опытном участке, под ред. Н. М. Верзилина, [М.], 1956; Внеклассная работа по биологии. M.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Отдел нервной системы, иннервирующий внутренние органы. Автономная нервная система состоит из симпатической и парасимпатической частей.

Адреналин - гормон мозгового вещества надпочечников, секреция которого усиливается в стрессовых ситуациях.

Аксон - отросток нейрона, по которому возбуждение передается к другим нейронам или к рабочему органу.

Альвеола - пузыревидное образование в легких, оплетенное кровеносными капиллярами.

Анализаторы - сложные системы чувствительных нервных образований, которые воспринимают информацию из окружающей среды и анализируют ее (зрительный, слуховой, вкусовой и др.). Каждый анализатор состоит из трех отделов: периферического (рецепторы), проводникового (нерв) и центрального (соответствующая зона коры головного мозга). В настоящее время наряду с термином анализатор используют понятие «сенсорная система».

Андрогены - мужские половые гормоны, вырабатывающиеся главным образом семенниками, а также корой надпочечников и яичниками.

Антигены - вещества, которые воспринимаются организмом как чужеродные и вызывают специфический иммунный ответ.

Антитела - белки плазмы крови человека, обладающие способностью связывать антигены. Взаимодействуя с микроорганизмами, антитела препятствуют их размножению и/или нейтрализуют выделяемые ими токсические вещества.

Аорта - главная артерия кровеносной системы; снабжает кровью все ткани и органы тела.

Артерии - кровеносные сосуды, несущие обогащенную кислородом кровь от сердца к органам и тканям тела.

Барабанная перепонка - тонкая мембрана, отделяющая наружный слуховой проход от барабанной полости в ухе человека.

Безусловные рефлексы - относительно постоянные, врожденные реакции организма на воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы. Например, мигание, сосание, чиханье у новорожденных.

Беременность - физиологический процесс в организме женщины, при котором из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод. Продолжается в среднем 280 сут. Завершается родами - рождением ребенка.

Близорукость - недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо - отдаленные.

Блуждающий нерв - крупный парасимпатический нерв, замедляющий ритм и силу сокращений сердца.

Бронхи - воздухопроводящие пути, соединяющие трахею и легкие.

Вены - кровеносные сосуды, несущие кровь от органов и тканей к сердцу.

Витамины - низкомолекулярные органические соединения, обладающие высокой биологической активностью и участвующие в обмене веществ. Человек должен получать витамины с пищей. При их недостатке развиваются авитаминозы - заболевания, связанные с нарушением обмена веществ. Существуют водорастворимые (C, B1, B6 и др.) и жирорастворимые (A, E, D и др.) витамины.

Вкусовой анализатор - воспринимает и анализирует действующие на орган вкуса (язык) растворимые химические раздражители.

Внутреннее ухо - система сообщающихся, заполненных жидкостью каналов и полостей в хрящевом или костном лабиринте у позвоночных животных и человека. Во внутреннем ухе расположены воспринимающие части органов слуха и равновесия - улитка и вестибулярный аппарат.

Возбудимость - способность органов и тканей отвечать на действие раздражителей специфической реакцией - возбуждением, при котором живая система переходит из состояния покоя к активности.

Ворсинки - микроскопические выросты слизистой оболочки кишечника, во много раз увеличивающие всасывательную поверхность.

Воспаление - сложная приспособительная сосудисто-тканевая реакция организма на воздействие различных болезнетворных агентов: физических, химических, биологических.

Всасывание - совокупность процессов, обеспечивающих перенос веществ из пищеварительного тракта во внутреннюю среду организма (кровь и лимфу).

Выделение (экскреция) - удаление из организма в окружающую среду конечных продуктов обмена веществ - воды, солей и др.

Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление человека к окружающей среде. Основу высшей нервной деятельности составляют услов -ные рефлексы. Учение о высшей нервной деятельности создано И. П. Павловым.

Гамета - половая клетка.

Ганглий - нервный узел, расположенный за пределами центральной нервной системы. Образован скоплением тел нейронов.

Гемоглобин - красный дыхательный пигмент крови человека. Белок, в состав которого входит железо (II). Находится в эритроцитах. Переносит кислород от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к органам дыхания. Ко-

личество гемоглобина в крови человека равно 130-160 г/л, у женщин несколько меньше, чем у мужчин.

Гигиена - область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Разрабатывает меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.

Гипоталамус - отдел промежуточного мозга, в котором расположены центры автономной нервной системы. Тесно связан с гипофизом . Гипоталамус регулирует обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной систем и желез внутренней секреции, механизмы сна, бодрствования, эмоций. Осуществляет связь нервной и эндокринной систем.

Гипофиз - железа внутренней секреции, которая вырабатывает гормоны, влияющие на рост и развитие организма, а также на обменные процессы. Гипофиз регулирует деятельность других желез внутренней секреции. Поражения гипофиза приводят к различным заболеваниям - карликовости, гигантизму и др.

Гликоген - полисахарид, образованный молекулами глюкозы. Синтезируется и откладывается в цитоплазме клеток печени и мышц. Иногда гликоген называют животным крахмалом, так как он служит запасным питательным веществом.

Глотка - участок пищеварительного канала, соединяющий ротовую полость с пищеводом, а носовую - с гортанью.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды организма, а также механизмы, обеспечивающие эту устойчивость.

Головной мозг - отдел ЦНС, расположенный в полости черепа. Включает 5 отделов: продолговатый, задний (мост и мозжечок), средний, промежуточный (таламус и гипоталамус) и конечный мозг (большие полушария и мозолистое тело).

Гонады - половые железы у человека и животных.

Гормоны - биологически активные вещества, вырабатываемые в организме специальными клетками или органами (железами внутренней секреции) и выделяемые в кровь. Гормоны оказывают целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей. С их помощью осуществляется гуморальная регуляция функций организма.

Гортань - начальный отдел воздухоносных путей, защищает их от попадания пищи.

Грудная клетка - совокупность грудных позвонков, ребер и грудины, образующая прочную опору для плечевого пояса. Пространство внутри грудной клетки (грудная полость) отделено от брюшной полости диафрагмой. Внутри грудной полости располагаются легкие и сердце.

Гуморальная регуляция - координация процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемая через жидкие среды (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью гормонов и различных продуктов обмена веществ.

Дальнозоркость - недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. Зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой переднезадней оси глаза.

Дендриты - ветвящиеся отростки нейронов, которые проводят нервные импульсы к телу нервной клетки.

Дерма - соединительнотканная часть кожи позвоночных животных и человека, расположенная под наружным слоем - эпидермисом.

Диафрагма - мышечная перегородка, полностью отделяющая грудную полость от брюшной.

Доминанта - сильный, стойкий очаг возбуждения, возникающий в центральной нервной системе. Доминантный очаг оказывает тормозящее влияние на деятельность других нервных центров.

Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, его использование для окисления органических веществ с освобождением энергии и выделение углекислого газа в окружающую среду.

Дыхательный центр - совокупность нейронов продолговатого и других отделов мозга, обеспечивающих ритмическую деятельность дыхательных мышц.

Железы - органы, выделяющие особые вещества (секреты), которые участвуют в обмене веществ. Различают железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Железы внешней секреции - обычно имеют выводные протоки и выделяют секреты на поверхность тела (потовые, сальные) или в полости внутренних органов (слюнные, кишечные и др.).

Железы внутренней секреции - не имеют выводных протоков и выделяют вырабатываемые ими вещества в кровь или лимфу (гипофиз, эпифиз, вилочко-вая, щитовидная и околощитовидные железы и др.).

Железы смешанной секреции - обладают внутри- и внешнесекреторной секрецией (поджелудочная и половые - яичники и семенники).

Желтое пятно - область на сетчатке, расположенная по ходу оптической оси глаза, где сконцентрировано наибольшее количество колбочек.

Желудочный сок - бесцветная жидкость, в состав которой входят пищеварительные ферменты, слизь и раствор соляной кислоты.

Желчь - секрет, вырабатываемый клетками печени. Содержит воду, соли желчных кислот, пигменты, холестерин. Желчь способствует эмульгированию и

всасыванию жиров, усилению сокращений мышц кишечника, активирует ферменты сока поджелудочной железы.

Жизненная емкость легких - сумма дыхательного объема, резервного объема выдоха и резервного объема вдоха. Измеряется спирометром.

Зигота - оплодотворенная яйцеклетка. Начальная стадия развития зародыша.

Зрительный анализатор - совокупность зрительных рецепторов, зритель -ный нерв и отделы мозга, воспринимающие и анализирующие зрительные раздражения.

Иммунитет - способность организма противостоять действию повреждающих агентов, сохраняя свою целостность и биологическую индивидуальность. Защитная реакция организма.

Иммунная система - группа органов (красный костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы и др.), участвующих в образовании иммунных клеток.

Инфекционные заболевания - болезни, вызываемые болезнетворными микроорганизмами.

Искусственное дыхание - лечебные приемы, используемые при остановке естественного дыхания. Оказывающий помощь активно вдувает (выдыхает) свой воздух в легкие потерпевшего. В случае отсутствия сердцебиений сочетается с непрямым массажем сердца.

Капилляры - мельчайшие кровеносные сосуды, через стенки которых осуществляется обмен веществ и газов между кровью и тканями организма.

Кариес - постепенное разрушение тканей зуба. Одно из самых распространенных заболеваний человека, проявляющееся в образовании дефекта эмали и дентина.

Клапаны - складки, разделяющие отделы сердца и препятствующие обратному току крови (у человека - трехстворчатый, двустворчатый, или митральный, два полулунных).

Колбочки - светочувствительные колбообразные клетки (фоторецепторы), расположенные в сетчатке глаза человека. Обеспечивают цветовое зрение.

Кора больших полушарий головного мозга - слой серого вещества, покрывающий полушария большого мозга. Высший отдел центральной нервной системы, регулирующий и координирующий все жизненно важные функции организма при его взаимодействии с окружающей средой.

Кортиев орган - рецепторная часть слухового анализатора, расположенная во внутреннем ухе и представленная волосковыми клетками, в которых возникают нервные импульсы.

Кровь - ткань внутренней среды, межклеточное вещество которой представлено жидкостью (плазмой). В состав крови, кроме плазмы, входят форменные элементы - эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Кровяное давление - давление крови на стенки кровеносных сосудов и камер сердца, возникающее в результате его сокращений и сопротивления сосудов. Давление в момент сокращения желудочков - систолическое, а во время диастолы - диастолическое.

Кровообращение - движение крови по системе кровеносных сосудов (большому и малому кругам кровообращения), обусловленное главным образом сокращениями сердца.

Лейкоциты - белые клетки крови человека. Играют важную роль в защите организма от инфекций - вырабатывают антитела и поглощают бактерий.

Лимфа - жидкость, циркулирующая по сосудам и узлам лимфатической системы. Содержит небольшое количество белков и лимфоциты. Выполняет защитную функцию, а также обеспечивает обмен веществ между тканями организма и кровью.

Лимфатическая система - совокупность лимфатических сосудов и узлов, по которым движется лимфа.

Лимфоциты - одна из форм незернистых лейкоцитов. Участвуют в развитии и поддержании иммунитета.

Медиатор - химическое вещество, молекулы которого способны реагировать со специфическими рецепторами плазматической мембраны клетки. При этом изменяется ее проницаемость для определенных ионов и возникает активный электрический сигнал. Медиаторы участвуют в передаче возбуждения от одной клетки к другой. Роль медиаторов осуществляют адреналин, ацетилхолин, норадреналин и др.

Медленный сон - фаза сна, характеризующаяся снижением всех функций человеческого организма, отсутствием сновидений.

Миндалины - скопления лимфоидной ткани вокруг глотки, выполняющие защитную роль.

Миокард - мышечная оболочка сердца.

Миофибриллы - сократимые волокна, состоящие из белковых нитей.

Мозжечок - часть заднего мозга человека. Играет ведущую роль в поддержании равновесия тела и координации движений.

Молочные железы - парные кожные железы человека. Развиваются у женщин к периоду половой зрелости. После родов начинают вырабатывать молоко.

Моча - продукт выделения животных и человека, вырабатываемый почками. Состоит из воды (96 %) и содержащихся в ней солей, а также конечных

продуктов обмена белков (мочевины, мочевой кислоты и др.). В процессе моче-образования вначале получается первичная, а затем - конечная моча.

Надпочечники - парные железы внутренней секреции. Корковый слой надпочечников секретирует кортикостероиды, а также частично мужские и женские половые гормоны; мозговой слой - адреналин и норадреналин. Играют важную роль в регуляции обмена веществ и в адаптации организма к неблагоприятным условиям.

Наружное ухо - внешний отдел слухового анализатора.

Нейрон - нервная клетка, основная структурная и функциональная единица нервной системы. Бывают чувствительные, вставочные и двигательные нейроны. Состоят из тела и отростков - дендритов и аксонов, которые участвуют в передаче возбуждения.

Нейрогуморальная регуляция - совместная регуляция функций организма нервным и гуморальным механизмами.

Нервная регуляция - координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма.

Нервные волокна - отростки нервных клеток, проводящие нервные импульсы.

Нервы - пучки нервных волокон, покрытые общей оболочкой.

Нефрон - структурная и функциональная единица почек. Имеет вид чашеобразной капсулы с отходящим от нее канальцем.

Обмен веществ - совокупность химических превращений веществ, включающих процессы их поступления в организм, изменения, накопления и удаления продуктов обмена. Обмен веществ осуществляется при участии ферментов и включает в себя реакции синтеза и расщепления.

Обонятельная сенсорная система - осуществляет восприятие и анализ химических раздражителей. Представлена эпителием носовой полости, обонятельным нервом и обонятельными центрами коры больших полушарий.

Оплодотворение - процесс слияния женской и мужской половых клеток. В результате оплодотворения образуется зигота.

Осанка - привычное для каждого человека положение тела при ходьбе, стоянии и сидении.

Осязание - обеспечивает способность воспринимать и различать форму, размер и характер поверхности предмета.

Палочки - светочувствительные клетки (фоторецепторы) в сетчатке глаза. Обеспечивают сумеречное зрение. В отличие от колбочек обладают большей чувствительностью, но не воспринимают цвета.

Парасимпатическая нервная система - отдел автономной нервной системы, центры которой находятся в спинном , продолговатом и среднем мозге. Вместе с симпатической нервной системой участвует в регуляции деятельности всех внутренних органов и желез.

Передний мозг - передний отдел головного мозга позвоночных, подразделяющийся на конечный (большие полушария головного мозга) и промежуточный мозг.

Перикард - околосердечная сумка, соединительнотканный мешок, окружающий сердце.

Печень - пищеварительная железа. Кроме синтеза желчи, участвует в обмене белков и др. Выполняет барьерную функцию.

Питание - поступление в организм человека и усвоение им веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей. Посредством питания как составной части обмена веществ осуществляется связь организма с внешней средой. Недостаточное и избыточное питание приводит к нарушениям обмена веществ (дистрофии, ожирению).

Плазма - жидкая часть крови, лимфы.

Плацента, детское место, - орган, осуществляющий связь плода с организмом матери. Через плаценту от матери поступают кислород и питательные вещества, а из организма плода удаляются продукты обмена. Выполняет также гормональную и защитную функции.

Плод - зародыш человека в период внутриутробного развития после закладки основных органов и систем (начиная с 9-й недели беременности и до рождения).

Плоскостопие - уплощение свода стопы, вызывающее болезненные ощущения.

Поджелудочная железа - железа смешанной секреции. Ее внешнесекре-торная функция состоит в выработке ферментов, участвующих в пищеварении, а внутрисекреторная - в выделении гормонов (инсулина, глюкагона), регулирую -щих обмен углеводов.

Подкожная жировая клетчатка - разновидность соединительной ткани. Служит энергетическим депо организма.

Потовые железы - железы внешней секреции, участвующие в выделении продуктов обмена, терморегуляции. Расположены в коже.

Почка - орган выделения. Через почки в составе мочи выводятся азотсодержащие продукты обмена веществ.

Проводимость - способность нервных и мышечных клеток не только производить, но и проводить электрический импульс.

Продолговатый мозг - отдел ствола головного мозга, расположенный между варолиевым мостом и спинным мозгом. В продолговатом мозге находятся центры дыхания, кровообращения, чиханья, кашля, глотания и др.

Промежуточный мозг - часть ствола головного мозга, включающая несколько областей (в том числе гипоталамус). В промежуточном мозге находятся высшие центры автономной нервной системы.

Пульс - периодические колебания стенок артерий, происходящие синхронно с сокращениями сердца.

Радужная оболочка (радужка) - тонкая подвижная диафрагма глаза со зрачковым отверстием в центре. Содержит пигментные клетки, определяющие цвет глаз.

Раздражимость - способность клеток, тканей или целого организма отвечать на изменения внешней или внутренней среды.

Рациональное питание - система питания, максимально удовлетворяющая текущие энергетические и пластические потребности организма.

Резус-фактор - белок (антиген), содержащийся в крови людей. Около 85 % населения Земли имеют резус-фактор (Rh+), остальные - не имеют его (Rh-). Наличие или отсутствие резус-фактора учитывают при переливании крови.

Рефлекс - ответная реакция организма на изменение условий внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при участии нервной системы. Различают безусловные и условные рефлексы.

Рефлекторная дуга - совокупность нервных образований, участвующих в рефлексе. Включает рецепторы, чувствительные волокна, нервный центр, двигательные волокна, исполнительный орган (мышца, железа и др.).

Рецептор - образование, воспринимающее раздражение. Рецепторами могут быть окончания нервных волокон или специализированные клетки (например, палочки и колбочки в сетчатке глаза). Рецепторы преобразуют энергию действующего на них раздражителя в нервные импульсы.

Роговица - передняя прозрачная часть склеры, пропускающая световые лучи.

Роды - сложный физиологический акт изгнания плода и последа (плацента, плодные оболочки и пуповина) из полости матки.

Сальные железы - железы, расположенные в коже и выделяющие секрет, который придает коже и волосам водоотталкивающие свойства и эластичность.

Саморегуляция - способность биологической системы самостоятельно поддерживать на относительно постоянном уровне различные физиологические показатели (кровяное давление, температуру тела, содержание сахара в крови и т. д.).

Свертывание крови - защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения (образовании сгустка) при повреждении сосуда.

Секреция - процесс образования и выделения из клеток желез специальных веществ - секретов.

Селезенка - непарный орган позвоночных животных и человека, расположенный в брюшной полости. Участвует в кроветворении, обмене веществ, выполняет иммунобиологическую и защитную функции.

Семенники (яички) - мужские половые железы, в которых образуются сперматозоиды.

Сердечный цикл - период, включающий одно сокращение и одно расслабление сердца.

Сердце - главный орган кровеносной системы. Состоит из двух половин, каждая из которых включает предсердие и желудочек.

Сетчатка - внутренняя оболочка глаза, в которой находятся светочувствительные рецепторы - палочки и колбочки.

Симпатическая нервная система - отдел автономной нервной системы, включающий нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга и нервные клетки пограничного симпатического ствола, солнечного сплетения, брыжеечных узлов, отростки которых иннервируют все органы. Симпатическая нервная система участвует в регуляции ряда функций организма: по ее волокнам проводятся импульсы, вызывающие усиление обмена веществ, учащение сердцебиений, сужение сосудов, расширение зрачков и др.

Синапс - зона функционального контакта между нейронами и другими образованиями.

Систола - сокращение предсердий или желудочков сердца.

Склера - наружная непрозрачная оболочка, покрывающая глазное яблоко и переходящая в передней части глаза в прозрачную роговицу. Выполняет защитную и формообразующую функции.

Слуховой анализатор - осуществляет восприяние и анализ звуков. Состоит из внутреннего, среднего и наружного уха.

Слюнные железы - железы внешней секреции, открывающиеся в ротовую полость и вырабатывающие слюну.

Сократимость - свойство мышечных волокон изменять свою форму и размеры - выполнять двигательную функцию.

Соматическая нервная система - часть периферической нервной системы, иннервирующая опорно-двигательный аппарат и кожу.

Сперма - вырабатывается мужскими половыми железами. Состоит из спер-

матозоидов (мужских половых клеток) и семенной жидкости, обеспечивающей их подвижность.

Среднее ухо - отдел органа слуха, состоящий из барабанной полости, заполненной воздухом, и трех слуховых косточек - молоточка, наковальни и стремечка. Отделено от наружного слухового прохода барабанной перепонкой.

Стекловидное тело - студенистая масса, заполняющая полость глаза. Является частью оптической системы глаза.

Сустав - подвижное соединение костей, которое дает возможность костям двигаться в разных плоскостях. Бывают одноосевые (только сгибание - разгибание), двухосевые (еще и приведение и отведение) и трехосевые (вращение) суставы.

Терморегуляция - регулирование в организме процессов образования и отдачи тепла.

Тканевая жидкость - один из компонентов внутренней среды организма. Заполняет межклеточные пространства в тканях и органах животных и человека. Служит средой для клеток, из которой они поглощают питательные вещества и в которую отдают продукты обмена.

Торможение - активный физиологический процесс, проявляющийся в прекращении или ослаблении текущей деятельности. Наряду с возбуждением обеспечивает согласованную работу всех органов и систем.

Трахея - часть дыхательных путей, расположенная между гортанью и бронхами. Состоит из хрящевых полуколец, соединенных связками. Разветвляется на два бронха.

Тромбоциты (красные кровяные пластинки) - форменные элементы крови, участвующие в свертывании.

Условные рефлексы - рефлексы, вырабатываемые при определенных условиях (отсюда название) в течение жизни животного и человека. Формируются на основе безусловных рефлексов.

Фагоциты - лейкоциты, способные захватывать и переваривать чужеродные тела (фагоцитоз). Участвуют в выработке иммунитета.

Ферменты - биологические катализаторы, вещества белковой природы.

Фибрин - нерастворимый белок, образующийся из фибриногена при свертывании крови.

Фибриноген - растворимый белок, постоянно присутствующий в крови. Способен превращаться в фибрин.

Форменные элементы крови - эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Фоторецепторы - палочки и колбочки сетчатки - светочувствительные образования, преобразующие световую энергию в нервные импульсы.

Хрусталик - структура глаза, имеющая вид двояковыпуклой линзы и расположенная позади радужной оболочки. Является частью оптической системы глаза. Обеспечивает преломление и фокусировку световых лучей на сетчатке.

Центральная нервная система (ЦНС) - основной отдел нервной системы, представленный спинным и головным мозгом.

Шов - способ неподвижного соединения костей, при котором многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой (например, кости черепа).

Щитовидная железа - железа внутренней секреции, которая выделяет гормоны, оказывающие влияние на рост и развитие организма, а также на интенсивность обмена веществ.

Эмбрион - зародыш животных и человека.

Эндокринные железы - железы внутренней секреции, не имеющие выводных протоков и выделяющие гормоны непосредственно в кровь (эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, околощитовидные железы, вилочковая железа, надпочечники и др.). Гормоны, выделяемые эндокринными железами, участвуют в ней-рогуморальной регуляции функций организма.

Эпидермис - наружный слой кожи.

Эпителий - пласт тесно расположенных клеток, покрывающий поверхность организма (например, кожу), выстилающий все его полости и выполняющий главным образом защитную, выделительную и всасывающую функции. Из эпителия состоит и большинство желез.

Эритроциты - красные клетки крови, содержащие гемоглобин. Переносят кислород от легких к тканям и углекислый газ в обратном направлении. Эритроциты человека не имеют ядра.

Яичники - парная женская половая железа, в которой образуются и созревают яйцеклетки (женские половые клетки). Яичники расположены в брюшной полости, вырабатывают гормоны - эстрогены и прогестерон.

Loading...Loading...