Программы по трудоустройству инвалидов: что на практике? Профессиональное обучение и трудоустройство инвалида: особенности, программа, проблемы, условия и отзывы Меры по трудоустройству инвалидов

В соответствии с действующим в стране законодательством не допускается ограничения трудовых обязанностей и прав граждан, равно как и предоставление преимуществ. Это предписание действует, вне зависимости от расовой и половой принадлежности, социального статуса. В ТК установлено, что инвалиды имеют равные права с остальными гражданами на осуществление трудовой деятельности. Эта возможность предусматривается также в ФЗ № 181. Рассмотрим далее проблемы трудоустройства инвалидов.

Общие сведения

В ст. 21 указанного выше ФЗ устанавливается, что предприятиями должна вводиться определенная квота. Трудоустройство инвалидов осуществляется в организациях с численностью больше 100 человек в объеме 3 % от среднесписочного количества сотрудников. Такая цифра установлена с 2009 г. До 2004 г. предприятия, которые не принимали в штат людей с ограниченными возможностями здоровья, должны были отчислять в пользу государства штраф за каждого такого человека. Однако эти выплаты были отменены. Действующее сегодня законодательство устанавливает штрафы за отказ руководителей предприятия в трудоустройстве инвалидов в пределах действующей квоты. Данная ответственность предусматривается ст. 5.42 КоАП.

Ограничение

Законодательство допускает исключение, при котором работодатель вправе отказать соискателю. В соответствии со ст. 3, ч. 3 ТК право на трудоустройство инвалидов на работу может ограничиваться, если это обусловлено необходимостью обеспечить заботу о лицах, которые нуждаются в усиленной соцзащите. Другими словами, если предполагаемая деятельность может причинить вред гражданину, то ему в ней будет отказано.

Важный момент

Организация трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с рекомендациями экспертов МСЭ. Согласно ст. 182 при переводе гражданина на должность с более низкой оплатой в соответствии с медицинским заключением за ним должен сохраняться средний заработок по предыдущему месту на протяжении месяца. Если эти события связаны с профзаболеванием, увечьем, полученным при выполнении своих обязанностей, иными повреждениями, связанными с ними, то такая выплата вознаграждения осуществляется до установления официальной потери трудоспособности или до момента выздоровления служащего.

Занятость и трудоустройство инвалидов

При зачислении лица, имеющего ограниченные возможности здоровья, необходимо учитывать, что такой человек нуждается в особых условиях и дополнительных гарантиях. Программа трудоустройства инвалидов на практике реализуется при поддержке организаций соцзащиты, медицинских экспертов. Ответственность за соблюдение установленных требований обычно возлагается на сотрудников отдела кадров или инженера по ОТ. Трудоустройство незанятых инвалидов осуществляется с учетом рекомендаций по допустимому уровню шума, электромагнитного излучения, пыли и пр. Условия, которые предоставляются гражданам, не должны ухудшать их положения относительно других служащих. Речь, в частности, идет о зарплате, режиме деятельности и отдыха, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительных дней (отгулов и пр.).

Центр трудоустройства инвалидов

Эта организация ведет учет граждан с ограниченными возможностями здоровья, оказывает им содействие, а также сотрудничает с предприятиями. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов осуществляется в соответствии с особенностями их состояния, образования, предпочтениями. Предприятия, принимающие в свой штат таких граждан, могут впоследствии получить за это компенсацию. Для этого им следует заключить с уполномоченными организациями соответствующие договоры. В соглашениях может предусматриваться обучение и трудоустройство инвалидов непосредственно на предприятии. Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места.

Особенности процесса

Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания. Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт. В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат. Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ. После этого руководитель предприятия начинает подготовку рабочего места. Закупка оборудования и прочие расходы впоследствии возмещаются ЦЗ.

Расчет НДФЛ

При начислении налога на доход физлица инвалиду полагаются следующие вычеты:

  1. 500 р./мес. В соответствии со ст. 218 п. 2 НК на такой вычет могут рассчитывать инвалиды 1-й и 2-й гр. и детства.
  2. 300 р./мес. Этот вычет предусматривается в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК. На него имеют право ликвидаторы, инвалиды, участники и прочие лица, пострадавшие при радиационной аварии во время испытания ядерного оружия и на атомных объектах, участники боевых действий, получившие контузии, увечья, ранения.

Указанные льготы предоставляются каждый месяц, вне зависимости от размера годового дохода субъекта. Кроме того, для инвалидов предусматриваются сниженные тарифы страховых взносов по п. 3 ч. 1 ст. 58 ФЗ № 212. Положения данного закона применяются:

  1. К общественным организациям инвалидов.
  2. Компаниям, в которых осуществляются выплаты гражданам, имеющим 1, 2 либо 3 группу.
  3. Предприятиям, уставной капитал которых формируется вкладами общественных организаций инвалидов, среднесписочное количество которых не меньше 50 % и объем их зарплаты в ФОТ не менее 1/4.

Компаниям разрешено применять льготы относительно начислений, которые рассчитаны в пользу служащих с ограниченными возможностями здоровья. Взносы на травматизм из заработка инвалидов выплачиваются в сумме 60 % от действующей страховой ставки.

Режим деятельности и отдыха

В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:


ИПР

Сведения о наличии инвалидности должны подтверждаться определенным перечнем документов. Работодатель, в свою очередь, может узнать о тех или иных противопоказаниях, а также особых рекомендациях по организации деятельности людей с ограниченными возможностями из ряда нормативных актов. В качестве одного из них выступает ИПР - индивидуальная программа по реабилитации. Пример ее формы представлен в приложении 1 к Приказу Минздрава № 379н. Кроме этого подтверждение наличия инвалидности осуществляется по справке о выполненной медико-социальной экспертизе. В заключении указывается группа и степень ограничения способности осуществлять ту или иную деятельность.

Обязан ли гражданин предъявлять подтверждающие документы?

Такая обязанность не предусматривается для лиц, поступающих в штат. В перечне документов, которые должен предъявлять гражданин, этих бумаг нет. Это означает, что соискатель сам решает, прилагать ли их к основному пакету или нет. Исключением являются случаи, когда наниматель требует справку о здоровье для приема на вакансию закрытого типа, где надлежащее состояние сотрудника выступает как неотъемлемое условие деятельности. Это, например, имеет место при приеме в органы МВД. Некоторые граждане предпочитают не афишировать свою инвалидность до заключения трудового контракта. После этого же они начинают настаивать на предоставлении им льготных условий. В этих случаях нанимателю надлежит действовать в соответствии с ТК. В частности, он должен изменить договор с учетом установленных гарантий для сотрудника.

Что делать, если служащий частично утратил способность осуществлять прежнюю деятельность?

При получении сотрудником инвалидности работодателю следует выяснить, есть ли у него намерения продолжать работу. Затем наниматель должен изучить документы, которые представит служащий. Вариантов развития событий несколько. При признании работника инвалидом 1-й гр. (способность к трудовой деятельности 3-й ст.) продолжать выполнять свои обязанности он не сможет. В таком случае по результатам медико-социальной экспертизы будет дано соответствующее заключение.

В его индивидуальную программу реабилитации не будут включены рекомендации и особенности приема на работу, поскольку у него будет зафиксирована полная утрата трудоспособности. По этому основанию предприятие может расторгнуть с гражданином договор. При увольнении служащему должно быть выплачено выходное пособие. Оно равно двухнедельному среднемесячному заработку. Если имело место трудоустройство инвалида, который уже имел 1-ю группу, то наниматель не вправе уволить его по указанным выше основаниям. Это обусловливается тем, что руководитель предприятия был осведомлен о здоровье гражданина и при приеме последнего на работу для него это не представляло сложностей.

Сотрудник получил 2-ю или 3-ю гр. и не хочет далее продолжать выполнять обязанности

В этом случае служащий должен написать заявление об увольнении в соответствии со ст. 80. Указанные группы считаются рабочими, то есть гражданин может впоследствии трудоустроиться на другое предприятие. Увольнение в этом случает будет осуществляться по соглашению сторон. Здесь действуют правила ст. 78 ТК.

Служащий получил какую-либо группу, но желает продолжить деятельность

Сотрудник может при этом просить изменения условий его работы в соответствии с теми, которые описаны в его программе. Наниматель должен в своих действиях, таким образом, руководствоваться ИПР. В этом случае может быть три варианта. Они могут быть сопряжены с рядом проблем. Возможны следующие варианты:

  1. Существующие условия на предприятии полностью соответствую рекомендациям, приведенным в ИПР. Например, в документе указывается, что человек с ограниченными возможностями должен работать в свободной позе, в положении сидя. Текущие же обязанности служащего касаются деятельности за компьютером. Соответственно, он выполняет работу сидя. Руководителю предприятия не придется ничего изменять, а служащий, в свою очередь, может и далее продолжать деятельность.
  2. По ИПР сотруднику необходимы другие условия без корректировки договора. Например, ему рекомендовано уменьшение статической, динамической либо физической нагрузки. Нанимателю придется пересмотреть все условия, в которых служащий выполняет свои обязанности, снизить нормативы, изменить способ работы.
  3. Необходимо откорректировать положения договора. В таких ситуациях зачастую требуется перенаправление служащего на другую работу. Если у нанимателя есть возможность создать надлежащие условия для служащего либо предоставить ему другую должность, он должен это сделать. При этом все изменения фиксируются в договоре.

Бывают случаи, когда у работодателя нет возможности привести в соответствие с ИПР условия трудовой деятельности, а сам инвалид не хочет переходить на другую должность. В таких ситуациях законодательство допускает расторжение договора по ч. 1 п. 8 ст. 77. Как и в других случаях, при увольнении служащему выплачивается выходное пособие.

В Москве проживают более 230 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. 150 тыс. из них имеют рекомендации органов медико-социальной экспертизы. Работают только около 60 тыс. инвалидов, то есть менее 50% от тех, кто может работать, т. е. более половины трудоспособных инвалидов в Москве не могут найти работу http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Для инвалидов существует несколько способов устроится на работу.

Во-первых, при общероссийских организациях инвалидов существуют производственные предприятия. У Всероссийского Общества Слепых в г. Москве таких предприятий - 10, у Всероссийского Общества Глухих - 2, у Всероссийского Общества Инвалидов - 2. Также в Москве существует организации Горспецпрома - городской компании специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Таких предприятий в Москве 29 тот же. В этих предприятиях инвалидам предлагают в основном неквалифицированную, низкооплачиваемую работу, такую как сборка ламповых патронов и выключателей, работа штамповщика или шлифовщика и т.п.

Второй способ найти работу для инвалида - встать на учет в центре занятости населения по месту жительства. Важным является тот факт, что и отделы занятости, и потенциальные работодатели «побаиваются» известного термина «специально-созданные условия», и работают преимущественно с инвалидами 3-ей и реже 2-ой групп, а инвалидам 1-ой группы остается надеяться практически только на себя. Проведенный опрос территориальных отделов занятости в г. Москве свидетельствует о том, что фактически в настоящее время они не осуществляют никаких специальных программ, направленных на поддержку инвалидов, хотя официально такие программы есть.

Есть возможность трудоустраивать инвалидов в рамках программы вовлечения их в общественные работы, но специфика финансирования не позволяет инвалиду почувствовать себя частью постоянной команды: общественные работы - это работа для денег, но не для развития личности и повышения профессиональных умений.

Еще одной возможностью для инвалидов является самостоятельный поиск работы либо поиск через знакомых. Такой способ подходит только для высококвалифицированных, мотивированных и уверенных в себе инвалидов, однако таких на сегодняшний день не так много. Не каждый человек с ограниченными возможностями в состоянии объяснить работодателю, что он не хуже, а даже порой лучше других и его инвалидность совершенно не влияет на его производительность и эффективность при условии доступного и хорошо оборудованного рабочего места. Также многие инвалиды нуждаются в навыках написания резюме, прохождения собеседования и т.д.

Безусловно, нельзя возлагать всю ответственность и все обязательства по привлечению инвалидов к работе, оборудованию рабочих мест и т.д. на работодателя. Государство должно реализовывать программы поддержки работодателей. Отмечу, что в Москве в данном направлении работа ведется, однако некоторые корректировки просто необходимы. Сегодня именно подобные программы способны изменить ситуацию к лучшему. Еще одной важной проблемой является недостаток социальной и трудовой реабилитации инвалидов. Многие из них в основном сидят дома и просто боятся даже пытаться найти работу, многие совершенно не представляют себе свои права и имеющиеся возможности, многие просто не получили должного образования и не имеют востребованных рынком навыков.

Суммируя все вышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуация с трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороны работодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоит отметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" Объем финансирования Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей www.mos.ru - официальный сайт Правительства города Москвы.

В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г. Санкт-Петербург).

В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности www.mos.ru - официальный сайт Правительства города Москвы.

Анализ эффективности реализованных мероприятий показывает, что сформированы основы современных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии. Однако пока это не позволяет в полной мере решить проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.

В настоящее время в Москве также реализуется Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы. Основными задачами Программы являются:

  • - реорганизация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и переход от «заявительного» принципа работы с инвалидами к активному адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;
  • - обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по медико-социальной реабилитации;
  • - создание системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг;
  • - оптимизация сети реабилитационных учреждений для инвалидов, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы;
  • - повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города;
  • - ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры;
  • - усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы;
  • - развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Но, несмотря на положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации. Существующая сеть реабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для инвалидов, 305 центров реабилитации для детей-инвалидов, 296 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания семьи и детей и в детских домах-интернатах) не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. При этом эффективность реабилитационных мероприятий невысока (восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается пока только 3-5 процентам инвалидов). Объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

В результате анализа данных программ, можно сделать вывод, что они в большей степени нацелены на адаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос о трудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным.

В Москве при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры, Общественной Палаты РФ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также ряда зарубежных организаций трудоустройством инвалидов занимается Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». В настоящее время с ее помощью реализуются следующие программы:

1. Проект «Апробация и тиражирование новых технологий подготовки людей с инвалидностью к трудоустройству».

Реализуется при финансовой поддержке Общественной палаты Российской Федерации. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 31 октября 2009 года.

Проект направлен на апробацию и тиражирование новых технологий по подготовке людей с инвалидностью к процессу трудоустройства. Одной из основных таких технологий станет организация и проведение « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будут усилена повышением их профессиональных навыков через организацию на базе РООИ «Перспектива» постоянно действующих курсов компьютерной грамотности, а также их участием в курсах профессиональной подготовки. Опыт организации и проведения « Клубов для инвалидов, ищущих работу», как формы подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства, будет распространяться среди других заинтересованных организаций, как государственных, так и НКО.

2. Проект «Билет на работу» - инновационная программа трудоустройства людей с инвалидностью. Реализуется при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 30 ноября 2009 года.

В ходе проекта должна быть улучшена материально-техническая и информационная база работы созданного пункта по трудоустройству инвалидов (Лялин переулок, 1416, стр.3), что улучшит качество и увеличит количество оказываемых им услуг. На базе Пункта будут отработанны новые технологии по трудоустройству людей с инвалидностью, которые будут тиражироваться для применения в других административных округах г. Москвы. Полученный в ходе проекта опыта в развитии новой технологии по трудоустройству людей с инвалидностью будет распространен по всем заинтересованным государственным и общественным организациям.

3. Проект «Представление и апробация ведущего зарубежного опыта в области трудоустройства людей с инвалидностью» Реализуется при финансовой поддержке программы малых проектов Посольства Королевства Нидерландов (Matra/KAP). Срок реализации проекта: с 1 октября 2008 года по 30 июня 2009 года.

Основными задачами проекта являются:

  • - Представить перед специалистами НКО и государственных структур города Москвы, а также других регионов Российской Федерации ведущий зарубежный опыт в области трудоустройства людей с инвалидностью.
  • - Опробовать на базе РООИ «Перспектива» ряд современных технологий по трудоустройству людей с инвалидностью, созданных на базе ведущего зарубежного опыта и при участии зарубежных организаций имеющих в данной области успешный опыт.
  • - Распространить опыт, полученный от ведущих зарубежных организаций, и в ходе практической апробации ряда технологий по трудоустройству людей с инвалидностью на базе РООИ «Перспектива» среди специалистов НКО и государственных структур, работающих в данной сфере.

В ходе реализации данных программ были изданы 4 брошюры по поиску работы для молодых инвалидов, пособие для работодателей по созданию специальных условий для туда инвалидов, а также сборник материалов итоговой конференции проекта, более 5,000 молодых инвалидов приняли участие в тренингах и ярмарках вакансий, более 2,000 получили индивидуальные консультации по телефону или лично, трудоустроено около 150 молодых инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Вместе с достижениями проектов, также очевидны и существующие многочисленные проблемы и недостатки, связанные как с деятельностью государственных структур, так и с работой данных организаций. Несмотря на все предпринятые меры, занятость инвалидов в Москве составляет менее 50%. Сегодня по-прежнему существует множество барьеров при трудоустройстве инвалидов: физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте; люди с инвалидностью по-прежнему получают минимальную заработную плату и реально не работают; практически отсутствует доступный транспорт; стереотипное отношение работодателей к возможностям инвалидов; люди с инвалидностью обладают низкой самооценкой и мотивацией - часто они не готовы начать работать, а если они все-таки трудоустраиваются, то часто теряют работу из-за отсутствия помощи и поддержки.

Существующие государственные программы зачастую слишком сконцентрированы на масштабе и не предлагают решений, как найти работу для конкретного инвалида с его индивидуальными особенностями, а также как сделать его работу успешной и эффективной. Также подобные государственные программы оказывают влияние на отношение работодателей к проблеме и методы их работы. Государственные службы по-прежнему придерживаются массового подхода при решении проблем трудоустройства инвалидов, работодатели по-прежнему настороженно относятся к инвалидам и опасаются брать их к себе на работу, они не ожидают от инвалидов успешной работы и не обладают информацией о решении специфических проблем инвалидов на рабочем месте.

Суммируя все вышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуация с трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороны работодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоит отметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» Объем финансирования Программы на 2006 — 2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей.

На полноценный труд: новая программа трудоустройства инвалидов в москве

Внимание

В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г.


Санкт-Петербург). В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс.

Особенности трудоустройства инвалидов в россии в 2018 году

Информация по реабилитации инвалида — колясочника, спинальника и др. Меню Трудоустройство Помимо системы квотирования рабочих мест для инвалидов, государственными организациями реализуются ещё целый ряд программ, нацеленных на решение проблем трудовой занятости этой категории населения. Прежде всего, на это направлена деятельность Федеральной службы по труду и занятости населения и входящих в её состав региональных Управлений и местных Центров занятости.

Их программы условно можно разделить на пять направлений:- подбор персонала и трудоустройство;- организация Ярмарок вакансий;- профессиональное обучение и переобучение;- содействие предпринимательству;- организация общественных работ и временной занятости.Специально направлена на людей с инвалидностью, существуют только программы по организации временных рабочих мест для социально-незащищённых слоёв населения.

Работа трудоустройство инвалидов в москве: 45 вакансий

Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» обозначает понятие «нетрудоспособен».Без постановки на учёт в службе занятости населения в статусе безработного гражданина, инвалид имеет возможность воспользоваться только общими услугами, такими как консультации, доступ к банку вакансий и посещение ярмарок вакансий. Следует также отметить, что подавляющее количество, как самих Центров занятости, так и мест, где проводятся мероприятия (ярмарки вакансий, учебные курсы и т. д.) являются архитектурно недоступными для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Разработка программы, содействующей трудоустройству инвалидов в городе москве

Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу. Инвалиды по зрению и особенности их труда Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение.
Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

Трудоустройство инвалидов

Также отсутствует инфраструктура предоставления услуг для незрячих и неслышаших людей (сурдопереводчики, материалы по Брайлю).В ряде субъектов Российской Федерации действуют региональные программы по трудоустройству людей с инвалидностью. Базируются они, в том числе, на тех финансовых средствах, которые собираются за счёт несоблюдения организациями установленных квот для приёма на работу инвалидов. Примером тому может служить город Москва, где за счёт этих денег проводится общегородской Конкурс по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодёжи.

В рамках Конкурса для работодателей безвозмездно выделяются финансовые средства для приобретения оборудования и создания специальных условий труда для лиц с инвалидностью.

Важно

Планируется также возмещать средства, потраченные работодателем на профессиональное обучение инвалидов. Так, если компания возьмет на себя ответственность за обучение инвалида новой специальности, или его профессиональную переподготовку, средства, потраченные им в рамках этого, также будут возмещены. Хотя, по трудовому законодательству, оплата обучения – прямая обязанность работодателя.


Инфо

Кроме такой помощи, правительство Москвы предусмотрело финансирование некого эксперимента, направленного на полноценную адаптацию инвалидов на новом рабочем месте. В его рамках, власти готовы финансировать на протяжении первых трех месяцев трудоустройства инвалида, предоставление ему наставника и сопровождающего лица. Этим помощникам готовы платить зарплату в размере трех и двух «минималок» соответственно.

  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Гос програмы по трудоустройству инвалидов

Для того чтобы успешно противостоять и устранять существующие барьеры в процессе трудоустройства, предоставить молодым инвалидам больше возможностей трудоустройства и продвигать модель трудоустройства инвалидов необходимо поставить перед собой следующие цели и задачи: — Разработать модель трудоустройства инвалидов, которая может быть легко внедрена в других регионах страны и будет успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов с разными формами инвалидности, разным уровнем образования и из разных социальных групп. — Заменить массовый подход к трудоустройству инвалидов, применяемый сегодня государственными структурами. — Сформировать и поддерживать тесные отношения с работодателями, создавая новые возможности для трудоустройства молодых инвалидов — Предоставить поддержку молодым инвалидам в поиске работы, трудоустройстве и рабочем процессе.

Гос программы по трудоустройству инвалидов

Москвы; — повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города; — ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры; — усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы; — развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Но, несмотря на положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации.

И только после этого работодатель покупает все необходимое оборудование, которое будет предоставлено инвалиду. Это может быть компьютер, рабочее кресло, специальный стол и пр. После этого центр занятости оплачивает все эти затраты предприятия.

Инвалид открывает свою компаниюЕсли инвалид захочет сам открыть свою коммерческую компанию, то согласно этой программе, ему компенсируются расходы на регистрацию ИП. Пошлина составляет на данный момент 800 рублей. Если инвалид сам принимает на работу людей с ограниченными возможностями, то он так же может принять участие в программе содействия трудоустройству и получить компенсацию на организацию рабочего места.Инвалиды, как показывает практика, организуют различные мастерские: пошивочные, по ремонту обуви, по изготовлению ключей, различные ремонтные пункты бытовой техники. Причем таких желающих становится год от года все больше.

Пенсионного фонда является ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Наряду с инвалидами она выплачивается и другим гражданам, пользующимся федеральными льготами. Размеры ЕДВ для различных категорий граждан различаются

  • Получающим ЕДВ инвалидам также предоставляется набор социальных услуг, включающий в себя:

Как получить набор социальных услуг

  • Выплаты Пенсионного фонда предусмотрены не только для граждан с инвалидностью, но и для тех, кто ухаживает за ними.

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2018 год. Законодательная база Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006. Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды. Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  • Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г.

Что говорит буква закона относительно трудоустройства инвалида? Обратите внимание на следующие документы: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №1031-н, а также №379-н; закон №181-ФЗ; Приказ Министерства труда и социальной защиты №664-н; Трудовой Кодекс РФ. В некоторых статьях законов оговаривается тот факт, что инвалид вправе не предоставлять справку об инвалидности при приеме на работу.

Однако как показывает практика, без видимых ограничений или отклонений здоровья, в особенности инвалидов с третьей группой, довольно сложно определить наличие такового. Потому, дабы сохранить возможность использования законных прав для инвалида, желательно предъявить этот документ.


Различают три основные группы – 1, 2 и 3. Но наличие группы не означает, что человек выпадает из социума.

Трудоустройство инвалидов

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда» Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Квотирование рабочих мест инвалидов в 2018 году

Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу. Инвалиды по зрению и особенности их труда Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями.

Инфо

Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много.

Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

Программа «доступная среда» для инвалидов в 2018 году

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые.

Города москвы

В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

  • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
  • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
  • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
  • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
  • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
  • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

Закон о приеме на работу инвалидов 2018

Сегодня в Москве состоялось заседание Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при мэре столицы, на котором обсуждались пути решения проблем этой категории населения. Помимо мэра Сергея Собянина в мероприятии также участвовали руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян, руководитель Департамента физической культуры и спорта Алексей Воробьев, двукратная паралимпийская чемпионка по плаванию, многократная чемпионка мира и рекордсменка мира Олеся Владыкина, шестикратный паралимпийский чемпион по лыжным гонкам и биатлону, многократный чемпион мира Роман Петушков.

«Значительная часть наших с вами усилий была направлена на улучшение условий реабилитации инвалидов.

Квота по трудоустройству инвалидов 2018

На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда» Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

В москве налаживается социальная интеграция инвалидов

Важно

Справка должна в обязательном порядке быть заверенная МСЭ, а также ИПР. Возникает вопрос - куда могут устроиться инвалиды со второй группой? Законодательно нет никаких ограничений по поводу того, куда может быть трудоустроенный данный инвалид.


Однако, работодатели обычно не спешат согласовывать прием в штат таких сотрудников, тем самым, нарушая закон РФ. Минимум три направления, на которые могут целеустремиться инвалиды со второй группой: специализированные компании или организации; обычные компании, предприятия; удаленный тип работы (на дому и т.д.).

Для 3 группы. Сказать, что пакет документов для инвалида с третьей группой чем-то отличается от предыдущей, не верно. Стандартный пакет идентичен для всех инвалидов. Справка об инвалидности не требовательна, а предоставляется лишь по желанию ее владельца.

Квота по трудоустройству инвалидов в 2018 г в московской области

В том числе:

  • создание им свободного доступа в здания органов власти;
  • повышение качества обслуживания;
  • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  • Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
  • развитие производства предметов и оборудования для них;
  • внедрение соответствующих законов.
  • выработка объективных критериев медэкспертизы;
  • контроль за своевременностью предоставления им помощи.

К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. - 12%).

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР, в России официально зарегистрировано свыше 12 млн граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов . Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое. Что мешает повышению уровня занятости среди инвалидов и как власть планирует решать эту проблему? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Всем – по рабочему месту

В ПФР утверждают, что по их данным, в России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%. Из остальных, по данным Минтруда, работает лишь 25,3%, что существенно меньше показателя развитых стран Запада. Государственные центры занятости активно занимаются трудоустройством обратившихся к ним инвалидов – столичные власти даже . Тем не менее результаты работы бирж труда оставляют желать лучшего – из числа обратившихся рабочее место получает максимум 35%.

Дабы исправить сложившийся тренд, Минтруд разработал законопроект, согласно которому органы занятости будут обязаны в своей деятельности проявлять инициативу для поиска работы и трудоустройства инвалидов. Модель их работы будет выстраиваться таким образом, что учреждения медико-социальной экспертизы будут информировать центры занятости про наличие у инвалидов желания трудиться. Фактически информация о желании инвалида найти работу будет поступать в момент оформления инвалидности, и сразу после этого она будет передаваться в биржи труда.

В России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%

Мониторинг на начальном этапе позволит не только оперативно подобрать таким гражданам рабочее место, но и сразу определить, кто из них и в какой мере способен к труду, исходя и из его физических возможностей. Более того, тем инвалидам, которые в результате инвалидности получили серьезные ограничения в жизнедеятельности, будет оказано особое содействие в занятости, в рамках их программ реабилитации.

Как отмечают в некоторых центрах занятости, с трудоустройством инвалидов часто возникают проблемы, вызванные вовсе не их физическим здоровьем, а отсутствием образования. Например, на Ямале, доля граждан с ограниченными возможностями, имеющих высшее образование, составляет лишь 15%, еще 35% имеют среднее профессиональное, а половина имеет лишь школьные аттестаты . Но, несмотря на это, Минтруд прогнозирует, что в результате принятия предложенного им закона и его работы, за будущие 2 года количество занятых на рынке труда инвалидов вырастет до 40%, а за 4 года – до половины всех инвалидов по стране.

Сейчас документ согласовывается с властями субъектов федерации.

Среда стереотипов

Проблемы с трудоустройством инвалидов, по мнению экспертов, вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа. В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

Но приспособленность инфраструктуры – это, конечно, хорошо, но вопроса трудоустройства инвалидов не решает.

В решении данной проблемы главную роль играет просветительская работа государства, которая поменяет отношение работодателей к инвалидам. Но пока государство использует лишь «принуждение», вводя квоты для инвалидов и тем самым насильно обязывая работодателей трудоустраивать их . И как бы там ни было, но схема работает – каждый регион самостоятельно определяет объем квот, если он установлен, то на уровне 3-4% от общего количества рабочих мест. Но такой подход не искореняет дискриминацию, а, наоборот, создает ее, только в отношении соискателей без инвалидности – они вполне могут лишиться работы или не получить ее, и решение будет принято вовсе не на основе оценки деловых качеств. В таких случаях инвалиды становятся обузой для компаний, что лишь порождает негатив в отношении граждан с ограниченными возможностями.

Еще один вариант поддержки – субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов и обустраивающих их рабочие места. Но самым эффективным способом стимулирования повышения занятости среди инвалидов можно считать, все же, обучение инвалидов тем специальностям, по которым они могут создать конкуренцию на рынке труда. Обычно они получают образование для работы бухгалтерами, продавцами, слесарями, IT-шниками, администраторами, операторами и т.д.

Выход за рамки

Даже несмотря на множество барьеров и сложностей, многие инвалиды не выбирают легкие пути и комфортные варианты, и трудоустраиваются туда, где найти работу сложно даже физически полноценным гражданам. Например, на Урале слабослышащие работают в ювелирных компаниях, а в инвалиды по зрению из Сочи – экскурсоводами. Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки. Например, пензенские колясочники организовали собственный реабилитационный центр, где они не только живут вместе и помогают друг другу в быту, но и самостоятельно организуют рабочие места . В Пензе, в частности, работает такая типография и уникальное в своем роде развлекательное заведение для инвалидов.

Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки.

Последний пример, по сути, самый яркий, ведь организация собственного бизнеса для инвалида, позволяет ему не только трудоустроиться самому, но и трудоустроить таких же, как он граждан. Более того, государственные службы занятости готовы даже предоставить небольшое финансирование для этого. Например, в Томске, россиянам с ограниченными возможностями, если их бизнес-план понравится соответствующей комиссии, предоставляют по 60 тыс. рублей для его реализации, плюс компенсируют расходы на регистрацию ИП или юр. лица.

Конечно, деньги небольшие, но, при наличии собственных накоплений, нередко позволяют открывать мастерские, парикмахерские, сельские хозяйства и даже ателье.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только подыскивать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда . И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.

Loading...Loading...