Психологическая культура руководителя. Исследование механизмов и особенности взаимосвязи структурных компонентов социально-психологической культуры руководителей

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социально-психологической культуры субъекта деятельности.

1.2. Управленческая деятельность как системный фактор, определяющий особенности социально-психологической культуры руководителей.

1.3. Социально-психологическая культура руководителей как фактор успешности управленческих решений.

Выводы по первой главе.

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ БИЗНЕС-ОБЪЕДИНЕНИЙ

2.1. Подход, методика и инструментарий эмпирического исследования особенности социально-психологической культуры руководителей.

2.2. Выявление содержательной особенности социально-психологической культуры руководителей бизнес-объединений.

2.3. Исследование механизмов и особенности взаимосвязи структурных компонентов социально-психологической культуры руководителей.

2.4. Анализ зависимости успешности управления от особенностей социально-психологической культуры руководителей.

2.5. Разработка научно-обоснованной программы развития социально-психологической культуры руководителей современного бизнеса.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций

  • Влияние самостоятельности мышления специалиста управленческого профиля на решение многовариантных задач 2006 год, кандидат психологических наук Овчинникова, Ирина Владимировна

  • Психолого-акмеологические особенности копинг-поведения руководителей с различным уровнем успешности деятельности 2012 год, кандидат психологических наук Саврасова, Лариса Аркадьевна

  • Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей 1997 год, доктор психологических наук Кошелева, Софья Владимировна

  • Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования 1997 год, доктор психологических наук Селезнева, Наталья Тихоновна

  • Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности сотрудников федеральной службы исполнения наказаний на разных этапах профессионального становления 2011 год, кандидат психологических наук Коржова, Ольга Владимировна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности социально-психологической культуры руководителей бизнес-объединений»

Актуальность проблемы исследования. Современная ситуация характеризуется динамичными преобразованиями, что инициирует анализ места человека в меняющемся мире. Происходящие перемены оказывают заметное влияние на управленческую деятельность, которая развивается и совершенствуется в контексте общественной эволюции. Руководитель как субъект управления принимает социально-значимые решения и обеспечивает их выполнение, влияя, таким образом, на процесс и результат социально-экономических преобразований, развитие и самореализацию конкретного человека, организации и общества в целом.

Повышение качества управленческой деятельности во многом определяется потенциалом личности руководителя и его социально-психологической культурой. Изучение социально-психологической культуры актуально, так как в своем срезе отражает культурологическую составляющую, обусловленную социальной, духовно-нравственной ситуацией развития современного общества; психическую составляющую, позволяющую самоопределяться, саморазвиваться и самореализоваться личности в профессиональной деятельности и повседневных отношениях, проявляя внутреннею культуру. Несмотря на актуальность этой проблемы в области формирования социально-психологической культуры имеют место неразрешенные противоречия между:

Потребностью общества в энергичных, предприимчивых руководителях, владеющих знаниями в области психологии управления и недостаточной разработанностью феномена социально-психологической культуры как фактора успешности профессиональной деятельности;

Готовностью руководителей к максимальной самореализации и необходимостью овладения социально-психологической культурой как профессиональной составляющей;

Социально и экономически обусловленной потребностью в прогнозе успешности руководителей и недостаточной разработанностью теоретических и методических вопросов оценки социально-психологической культуры руководителей в успешности принимаемых решений.

Профессионализм руководителя как системная организация сознания в кумулятивном виде выражается в управленческих решениях (Е.А. Климов). Результаты исследований свидетельствуют, что 78-82% рабочего времени управленческий аппарат расходует на подготовку, принятие и реализацию собственных и поступивших решений. Актуальность повышения эффективности деятельности управленческих кадров определяет необходимость исследования социально-психологической культуры руководителя как определяющего фактора успешности реализации управленческих решений. Исследователи утверждают, что социально-психологическая культура профессионала проявляется в оптимальной самореализации личности и является средством совершенствования профессиональной деятельности, как основа анализа и критерия эффективности (А.А. Деркач, Н.С. Глуханюк, Ф.Ш. Мухаметзянова Н.В. Селезнева).

Состояние научной разработанности проблемы. В последнее десятилетие исследование социально-психологической культуры из описательной логики переходит к теоретико-эмпирической. Наблюдающиеся тенденции в исследовании социально-психологической культуры соответствуют потребностям общества в повышении качества личностнопрофессиональной деятельности и совершенствования различных форм взаимодействия людей. Отечественный опыт теоретико-эмпирического исследования социально-психологической культуры в психологии рассматривается в контексте психологического консультирования (Г.И.

Марасанов), культуры отношений человека к действительности (А.С.

Полякова), внутрисемейного взаимодействия (А.В. Гумницкая), духовно4 нравственного развития человека (Т.Е. Егорова), психологического здоровья (О.В. Пузикова). Объектами исследования социально-психологической культуры являются руководители муниципальных структур, государственные служащие, руководители сферы образования, педагоги, психологи, учащиеся и студенты, что не позволяет однозначно экстраполировать полученные данные на руководителей бизнес-объединений.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы социально-психологической культуры руководителей в ситуации интенсивных преобразований общества и практическая значимость разрешения этой проблемы в социальной жизни определили актуальность и выбор темы исследования.

Объект исследования - профессиональная деятельность руководителей бизнес-объединений.

Предмет исследования - особенности, структура, функции и роль социально-психологической культуры руководителей бизнес-объединений.

Цель исследования - выявление особенностей социально-психологической культуры руководителей и ее влияния на успешность управленческой деятельности.

Гипотезы исследования.

Социально-психологическая культура руководителя формируется и развивается как многомерное интегративное образование, которое имеет характерные особенности проявления и структурного своеобразия, обусловленные личностными особенностями и внешними факторами, прежде всего, управленческой деятельностью и профессиональными взаимоотношениями.

Уровень и особенности развития социально-психологической культуры руководителя существенно влияют на успешность реализации управленческих решений.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами определены задачи исследования.

1. Проанализировать теоретико-методологические предпосылки изучения социально-психологической культуры в контексте социальной психологии, опираясь на которые описать сущностные характеристики данного феномена.

2. Систематизировать результаты исследований управленческой деятельности, на основе которых установить ее влияние как системной детерминанты на содержание и особенности социально-психологической культуры руководителя.

3. Разработать критерии и показатели сформированности социально-психологической культуры руководителя и с их использованием выявить особенности в содержании данного феномена.

4. Эмпирически исследовать характер взаимосвязи социально-психологической культуры руководителей и успешности принятия и реализации ими управленческих решений.

Теоретико-методологические основы исследования.

Фундаментальные положения общей и социальной психологии: культурно-исторический подход к рассмотрению психических явлений (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский и др.), субъектно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов и др.), принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.), принцип системности (Б.Ф Ломов и др.), организационный подход (А.А. Богданов, Г. Мюнстерберг и др.), социально-психологические и психологические концепции деятельности руководства (А.И. Китов, Р.Л. Кричевский, А.В. Петровский).

Частными основаниями исследования явились подходы к изучению социально-психологической культуры (Т.Е. Егорова, Л.С. Колмогорова, Т.Н. Селезнева, В.В. Семикин); изучение важных качеств, способствующие достижению успеха в управленческой карьере (А.Я. Кибанов, Л.Г. Лаптев, Е.Н. Могилевкин, Е.Г. Молл, Б. Швальбе); исследование факторов оптимизации принятия управленческих решений (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, Л.И. Лукичева, С.К. Сергиенко, Д.Н. Егорычев, Р.А. Фатхутдинов, А.Л. Ломакин, И.Г. Ивашкин).

Методы исследования. Для проверки выдвинутых гипотез и решения поставленных задач в теоретической части исследования использовались методы анализа и синтеза, моделирования и обобщения, которые позволили выявить характерные стороны исследуемого феномена.

В эмпирической части исследования в качестве организационного метода использовался метод поперечных срезов. Для сбора эмпирических данных применялись известные стандартизированные методики, сконструированные по типу самоотчета, а также метод экспертной оценки показателей успешности принятия и реализации управленческих решений. Изучение характерных особенностей регулятивного компонента осуществлялось с помощью опросника стилевой саморегуляции поведения (В.М. Моросанова, 1994); социально-когнитивного - с использованием теста социального интеллекта (Дж. Гилфорда, М. Салливена в адаптации Е.С. Михайловой, 2001), когнитивной лабильности как индивидуально-психологической характеристики социально-когнитивного компонента культуры - с применением теста интеллектуальной лабильности; аксиологического компонента - на основе методики исследования ценностных ориентаций (опросник М. Рокича в адаптации А. Гоштаутаса, А.А. Семенова, В.А. Ядова). Особенности личностного обеспечения социально-психологической культуры руководителей изучались с помощью опросника 16-PF Р. Кеттелла, форма А (в адаптации А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой, 1995).

Эмпирические данные обрабатывались с помощью адекватных задачам исследования методов математико-статистического анализа: средних значений, корреляционного и факторного анализов.

Эмпирической базой исследования выступила группа компаний «Нерал» (Башкортостан), включающая 33 коммерческих организации различных форм собственности. Приняли участие представители высшего руководства - 27 человек и линейные руководители - 87 человек. Кроме того, в исследовании принимали участие сотрудники предприятий, состоящие в подчинении у руководителей выборки - 65 человек.

Для реализации цели исследования и проверки выдвинутых гипотез была разработана программа диссертационного исследования, которая охватывала реализацию задач в три этапа.

Первый этап (2006-2007 гг.) - теоретико-моделирующий. Проведен анализ теоретического и эмпирического материала, опубликованного в отечественной литературе по проблеме социально-психологической культуры субъекта деятельности. Определены теоретико-методологические основы исследования, сформулированы цели, гипотезы и задачи работы.

Второй этап (2007-2008 гг.) - эмпирический. Выявлены содержательные и структурные особенности социально-психологической культуры руководителей бизнес-объединений. Создан и апробирован исследовательский инструментарий экспертной оценки успешности управленческих решений. Определен характер связи между показателями социально-психологической культуры и успешностью принятия и реализации управленческих решений.

Третий этап (2008-2009 гг.) - завершающий. Обобщены и проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы. Теоретическое и эмпирическое обобщение результатов нашло свое отражение 8 в разработке научно обоснованных рекомендаций по обеспечению развития социально-психологической культуры руководителей, учебно-методического материала и статей.

Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретико-методологической базой исследования, репрезентативностью выборки, использованием совокупности надежных и апробированных методик, адекватных предмету, задачам исследования, применением методов математической статистики при обработке и анализе эмпирических данных.

В ходе исследования решена научная задача, которая состояла в выявлении особенностей содержания и структурного своеобразия социально-психологической культуры руководителей бизнес-объединений, исследовании ее роли в обеспечении успешности принятия и реализации управленческих решений, разработке программы и научно-обоснованных рекомендаций по развитию социально-психологической культуры руководителя.

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими авторами, заключается в том, что в работе впервые системно раскрыты особенности, структура, функции и роль социально-психологической культуры у руководителей высшего и линейного звена современных бизнес-объединений, с учетом которых разработана критериально-оценочная база для выявления уровня развития в контексте успешности принимаемых решений и уточнено понятие «социально-психологическая культура руководителя». Обоснована авторская программа и рекомендации развития социально-психологической культуры руководителей бизнес-объединений социально-психологическими средствами.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Системно представлены теоретико-методологические предпосылки исследования социально-психологической культуры в контексте социальной психологии. Это позволило системно описать сущностные характеристики, структурные компоненты и особенности данного феномена, который описан уточненным категориальным аппаратом.

2. Профессиональная деятельность руководителя призвана обеспечить достижение системы целей организации на основе оптимального принятия и реализации управленческих решений. При этом она выступает как системная детерминанта, определяющая содержание и особенности социально-психологической культуры субъекта управления.

3. Разработана критериальная база сформированности социально-психологической культуры, которая учитывает цель и сущность деятельности руководителя, объединяет критерии и показатели, использование которых позволяют определить степень соответствия конкретного руководителя требованиям профессиональной деятельности и оценить успешность управленческой деятельности.

4.Эмпирически выявлен характер влияния социально-психологической культуры руководителя на успешность принятия и реализации управленческих решений, а также определены особенности взаимосвязи между ними.

5. Разработаны программные положения и рекомендаций по их реализации в интересах формирования и совершенствования социально-психологической культуры руководителей. Они определяют систему ее развития в процессе управленческой деятельности, на целевых занятиях и в процессе самосовершенствования, существенно влияя на успешность принятия и реализации управленческих решений.

Теоретическое значение работы заключается в том, что, полученные результаты теоретического и эмпирического исследования существенно конкретизируют, дополняют и углубляют знания о социально-психологической культуре как феномене психической реальности современных руководителей, обогащая пространство его понимания в социальной психологии; психологически обосновывают компонентный состав и особенности проявления социально-психологической культуры руководителей; раскрывают социально-психологические особенности этапов принятия и реализации решений, определяют исследовательский инструментарий экспертной оценки успешности управленческих решений; устанавливают специфику влияния социально-психологической культуры руководителей на успешность управленческих решений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования полученных данных в организации интенсивной групповой подготовки руководителей с целью актуализации процессов самореализации и саморазвития в деятельности, в том числе, консалтинговыми фирмами в ходе проведения психологического консультирования руководителей, в процессе социально-психологического мониторинга персонала на выдвижение.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть включены в лекционные курсы и семинарские занятия для психологов, специалистов по персоналу, руководителей, а также могут стать основой для последующих психологических исследований.

Выводы теоретико-эмпирического исследования стали основой разработки программы рекомендаций по развитию социально-психологической культуры руководителей, учебно-методических рекомендаций программы курсов «Психология управления», «Психология управления персоналом».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Конкретизированные теоретико-методологические положения культурно-исторического и субъектно-деятельностного подходов, принципов системности, единства сознания и деятельности, а также адекватные социально-психологические методы и процедура познания исследования позволили уточнить и системно раскрыть содержание и особенности социально-психологической культуры руководителей бизнес-объединений.

Данный феномен в ракурсе социальной психологии раскрывается как интегративное многомерное личностное образование, выступающее фактором успешности принятия и реализации решений современных руководителей.

Структурно в социально-психологической культуре присутствуют и сочетаются во взаимосвязи, сформированные аксиологический, социально-когнитивный, регулятивный и личностный компоненты, которые под влиянием профессиональной деятельности определяют особенности этой культуры у руководителей бизнес-объединений.

Социально-психологическая культура в управленческой деятельности и во взаимоотношениях персонала бизнес-объединения обеспечивает руководителю личностно-профессиональное развитие и самореализацию как субъекта управления.

2. Профессиональная деятельность руководителя и ее характер детерминируют содержание и особенности социально-психологической культуры, которая в свою очередь существенно влияет на направленность, содержание и организацию принятия и реализации управленческих решений, присутствуя в процессе управление в целом. Социально-психологическая культура руководителя выступает фактором успешности принимаемых решений, т.к. выступает ценностно-ориентированным регулятором деятельности, проявляясь в способности осознанной саморегуляции поведения и деятельности, основанной на когнитивном анализе и субъективной интерпретации ее содержания, организации и условий.

3. Разработанная критериально-оценочная база позволяет системно оценить уровень развития социально-психологической культуры руководителя бизнес-объединения. Критерии выступают главными эталонами для оценивания социально-психологической культуры руководителя, а показатели обеспечивают ее оценку по конкретным качественным и количественным признакам.

Критерии аксиологического компонента связаны с личностно значимыми и ценностными убеждениями, взглядами, социальными установками. Критерии сформированности регулятивного компонента обусловлены процессами планирования, программирования, моделирования и оценивания результатов деятельности. Критерии социально-когнитивного компонента связаны с уровнем развития социального интеллекта и лабильности интеллектуальных процессов современного руководителя.

Социально-психологическая культура руководителя представляет собой системное личностно-профессиональное образование руководителя, структура которого представлена взаимосвязанными аксиологическим, социально-когнитивным, регулятивным компонентами, которые в совокупности определяют характер, особенности и успешность его управленческой деятельности и взаимодействия с собой и окружающим миром.

4. Новые вводимые в научный оборот эмпирические данные раскрывают характер взаимосвязи социально-психологической культуры руководителя и успешности принятия и реализации им управленческих решений. При этом профиль выраженности социально-психологической

13 культуры в успешности управленческих решений носит специфический характер и зависит от особенностей и этапа принятия и реализации решения. Доминирующее влияние на успешность принятия руководителем управленческих решений оказывают регулятивный компонент, а на этапе реализации принимаемых решений - социально-когнитивный компонент.

5. Программа рекомендаций по обеспечению развития социально-психологической культуры руководителей разработана на основе полученных теоретико-эмпирических результатов. Данные разработки состоят поэтапной реализации диагностических (самопознание личностно-профессиональных качеств), аналитических (самоанализ собственных недостатков и преимуществ в управленческой деятельности), развивающего (гармоничное формирование всех структурных компонентов, в том числе с использованием возможностей консультирования и тренинга, направленного на личностно-профессиональное саморазвитие).

Психологическое воздействие в соответствии с программой и рекомендациями ориентировано на социально-когнитивные и регулятивные процессы психической активности руководителя, детерминирующие успешность управленческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования были обсуждены и одобрены на Международных научно-практических конференциях: «Личность в межкультурном пространстве» (Москва, 2008), «Проблемы формирования и реализации потенциала личности в современной России» (Уфа,2009), «Транзитивное современное общество» (Уфа, 2008), «Инновации молодых ученых - основа устойчивого развития регионов» (Уфа, 2009); Всероссийских научно-практических конференциях: «Организационная психология» (Екатеринбург, 2007), «Качество жизни населения в транзитивном российском обществе: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты» (Пенза, 2008), «Психология

14 индивидуальности» (Москва, 2008), «Психология - наука будущего» (Москва, 2008), «Психологическая культура и психологическое здоровье» (Барнаул, 2008), «Молодежь, образование, наука» (Уфа, 2009); Региональной научно-практической конференции: «Психология - сегодня» (Екатеринбург, 2009). По теме исследования опубликовано 17 работ, общим объемом 17,55 п.л.

Авторская модель развития социально-психологической культуры руководителя апробирована, внедрена в практику деятельности группы компаний и положена в основу концепции развития социально-психологической культуры руководителей, разработанной в рамках двустороннего договора «Российский государственный социальный университет - группа компаний «Нерал». Экономический эффект от внедрения разработанной модели составил в 2009 году более 100 тыс.рублей.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений, содержит 19 таблиц, 12 рисунков, 15 приложений. Список литературы насчитывает 210 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

  • Личностные факторы регуляции делового взаимодействия руководителей: на примере производственных и торговых организаций 2006 год, кандидат психологических наук Остащенко, Екатерина Ивановна

  • Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности 2007 год, кандидат психологических наук Певзнер, Надежда Юрьевна

  • 2008 год, кандидат психологических наук Закирова, Татьяна Михайловна

  • Развитие акмеологической успешности руководителя 2008 год, кандидат психологических наук Закарова, Татьяна Михайловна

  • Социальный интеллект и психологические качества личности руководителя: На примере предприятий нефтегазовой отрасли 2005 год, кандидат психологических наук Беляева, Елена Викторовна

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Биктагирова, Алсу Рашитовна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Изучение социально-психологической культуры руководителей в контексте успешности принятия и реализации ими управленческих решений позволило прийти к следующим выводам.

1. Установлены характерные особенности содержания социально-психологической культуры руководителей.

1.1. Особенностями социально-когнитивного компонента культуры выступают:

Развитая способность предвосхищать поведение других людей на основе реальных ситуаций общения, четкость в построении стратегии собственного поведения для достижения поставленной цели, осведомленность о нормах и правилах ролевого поведения; высокая ориентированность на словесно-логическую, нежели невербальную форму коммуникации при непосредственном взаимодействии; среднестатистическая выраженность интеллекта в области социального познания и коммуникаций;

Высокий уровень развития интеллектуальных функций, склонность к абстрактности и прагматичности мышления, расчетливости, проницательности, критичности, адекватной скептичности, отсутствие лености мышления, гармоничное сочетание креативности и прагматичной ориентации в анализе ситуации;

Лабильность и организованность мыслительных процессов, высокая работоспособность и концентрация усилий при ее относительной длительности, отсутствие склонности к «застреванию» в решении задач и лености мыслительных процессов.

1.2. Особенностями регулятивного компонента социально-психологической культуры руководителей являются:

Сформированность таких индивидуально-стилевых процессов саморегуляции поведения как планирование, моделирование, программирование и оценка результатов;

Целенаправленность в регуляции собственного поведения, ее ориентированность на субъективно разработанную программу и субъективные критерии успешности достижения цели, а также гибкость в отношении изменяющихся условий;

Детерминированность саморегуляции высоко выраженными у руководителей регуляторно-личностными свойствами - независимостью и самостоятельностью.

1.3. Особенностями аксиологического компонента выступают:

Выраженная ценностная направленность на активную жизненную позицию, познание, развитие, «Я» и карьеру в сравнении с отношениями с другими людьми и эмоционально-эстетическими проявлениями в жизни (любовь, счастье, красота, творчество);

Наличие в ценностях руководителей «векторов» активности, развития и познания в сравнении с рядовыми сотрудниками компании, ориентирующимися на стабильность, обеспеченность, уверенность;

Наибольшая значимость тех личностных качеств как инструментальных ценностей, которые обеспечивают успешность в определенной деятельности, в частности, карьере; наименьшая значимость качеств личности, относящихся к области межличностных отношений.

2. Выявлены характерные индивидуально-психологические свойства личности руководителей, такие как выраженная эмоциональная стабильность, независимость, доминантность с тенденцией к властности, высокая личностная гибкость, склонность к новаторству, низкий интерес к общественным стандартам при высокой осведомленности и принятии норм и правил ролевого поведения, сниженная моральная регуляция поведения, умеренная склонность к риску.

3. Обнаружено своеобразие структуры социально-психологической культуры руководителей, проявляющееся в следующих особенностях.

Относительной изолированности, изучаемых в настоящем исследовании компонентов содержания культуры - регулятивного, аксиологического и социально-когнитивного в области социального познания. Исключение составляют как семантически, так и феноменологически близкие регуляторные личностные качества гибкость и самостоятельность поведения и инструментальные ценности «самоконтроль», «независимость», «эффективность в делах» как качества в области волевой регуляции поведения. Между данными качествами обнаружены значимые обратно пропорциональные зависимости. Также исключение составляет регуляторно-личностное свойство поведенческая гибкость, прямо пропорционально коррелирующее со способностью руководителей адекватно понимать причины, динамику и следствия межличностных взаимодействий, с их социальной интуицией.

Отсутствие сопряженности в структуре культуры руководителей между показателями аксиологического компонента культуры - ценностями - и когнитивного компонента в области социального взаимодействия - социальным интеллектом.

Множественной взаимосвязи между интеллектуальной лабильностью как показателем общего предметно-ориентированного интеллекта и процессами саморегуляции поведения в области его моделирования и оценки результатов достижения цели, также регуляторно-личностным свойством - поведенческой гибкостью. Предположительно, интеллектуальные работоспособность, пластичность и сила выступают ресурсным обеспечением успешной саморегуляции поведения руководителей.

Изолированности интеллектуальной лабильности и социального интеллекта, что свидетельствует об их разной феноменологической природе и содержании.

4. Установлена специфика индивидуально-психологического обеспечения содержания социально-психологической культуры.

4.1. Выявлена тесная сопряженность личностных свойств руководителей и их способности к целенаправленной регуляции поведения.

Наибольшую сензитивность, преимущественно прямо пропорциональную, в отношении саморегуляции поведения обнаруживают личностные свойства эмоционально-регулятивного порядка (факторы С+, G+, Q1+, Q2+, Q3+).

Интеллект (В) прямо пропорционально связан с такими регуля-торными процессами поведения, требующими определенного когнитивного обеспечения, как моделирование программы поведения для достижения поставленной цели и критичная оценка результатов достигнутого.

Прагматичность-мечтательность (М) показала локальную обратно пропорциональную сопряженность со склонностью к планированию своего поведения и поведенческой самостоятельностью.

Аутсайдерами, т.е. не обнаружившим сопряженности в отношении саморегуляции, выступили, во-первых, коммуникативные свойства личности (А, Е, Н, ¥э), во-вторых, индикаторы тревожности (О, Q4, Ft).

4.2. Эмпирически не выявлена взаимосвязь между чертами личности руководителей и проявлением их социально-психологической культуры в области социального взаимодействия. Обнаружено, что социальный интеллект руководителей не связан с их способностью к целенаправленной и осознанной регуляции своего поведения, а также не обеспечивается особенностями их личности.

5. Установлено влияние регулятивного компонента социально-психологической культуры руководителей на успешность их управленческих решений: руководители с высоким уровнем саморегуляции обнаруживают большую успешность в принятии и реализации управленческих решений, нежели руководители с низким уровнем саморегуляции поведения. Обнаружено отсутствие влияния социально-когнитивного компонента психологической культуры руководителей на успешность их решений. За исключением этапа реализации управленческого решения: успешность его внедрения выше у руководителей с высоким, нежели с низким уровнем социального интеллекта.

Таким образом, центральная гипотеза настоящего исследования о влиянии социально-психологической культуры руководителей на успешность принятия и реализации ими управленческих решений нашла частичную эмпирическую поддержку.

6. Программа рекомендаций по обеспечению развития социально-психологической культуры руководителей разработана на основе полученных теоретико-эмпирических результатов. Данные разработки состоят из диагностической части, цель которой самопознание личностно-профессиональных качеств, самоанализ собственных недостатков и преимуществ в управленческой деятельности, а также консультационной части с элементами тренинга, направленной на личностно-профессиональное саморазвитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Теоретический анализ научных предпосылок исследования социально-психологической культуры позволил выявить сущность, структуру и особенности изучаемого феномена. Социально-психологическая культура руководителя является интегративным личностным образованием, которое выполняет проектно-регулирующую функцию в управленческой деятельности, выступает фактором успешности управленческих решений.

2.Специфика управленческой деятельности детерминирует содержание социально-психологической культуры руководителей бизнес-объединений, критерии сформированности которой, определяют степень соответствия конкретного руководителя требованиям профессиональной деятельности, а также позволяет оценивать успешность, результативность принятия и реализации управленческих решений, охватывающих управление в целом.

3. Научно обоснован компонентный состав и особенности проявления социально-психологической культуры руководителей. Установлены специфические особенности содержания социально-психологической культуры руководителей. Изучение социально-когнитивного компонента культуры показало, что руководители умеют четко выстраивать стратегию взаимодействия для достижения цели, в большей степени ориентируются на вербальное содержание коммуникаций, характеризуются низкой чувствительностью к эмоциональному состоянию собеседника, осторожностью в проявлении дружелюбия и открытости. Характерными особенностями выступили лабильность и организованность мыслительных процессов, высокая работоспособность и концентрация усилий при ее относительной длительности, отсутствие склонности к «застреванию» в решении задач и лености мыслительных процессов. В аксиологическом компоненте культуры установлена выраженная направленность руководителей на активную жизненную позицию, познание, развитие «Я» и карьеру. Особенностями регулятивного компонента социально-психологической культуры руководителей являются высокая сформированность индивидуально-стилевых процессов саморегуляции поведения - его планирования, моделирования, программирования и оценивания результатов; целенаправленность поведения, его ориентированность на самостоятельно разработанную программу действий и субъективные критерии успешности достижения цели, а также гибкость.

Обнаружено своеобразие структуры феномена. Установлена относительная изолированность всех компонентов социально-психологической культуры. Исключение составляют как семантически, так и феноменологически близкие регуляторные личностные качества гибкость поведения и самостоятельность, и инструментальные ценности «самоконтроль», «независимость», «эффективность в делах» как качества в области волевой регуляции поведения, показавшие значимые обратно пропорциональные зависимости. Также исключение составляет регуляторно-личностное свойство поведенческая гибкость, прямо пропорционально коррелирующее со способностью руководителей адекватно понимать причины, динамику и следствия межличностных взаимодействий, с их социальной интуицией. Выявлены множественные взаимосвязи интеллектуальной лабильности и саморегуляции. Чем в большей степени у руководителей сформированы регуляторные механизмы поведения, его гибкость и пластичность, тем большей интеллектуальной выносливостью, работоспособностью и силой они обладают.

4. Установлен характер влияния социально-психологической культуры руководителей на успешность принятия и реализации управленческих решений. Доказано влияние регулятивного компонента культуры руководителей на успешность их решений: руководители с высоким уровнем саморегуляции обнаруживают большую успешность в принятии и реализации решений, нежели руководители с низким уровнем саморегуляции поведения. Обнаружено отсутствие влияния социально-когнитивного компонента культуры руководителей на успешность их решений, за исключением этапа реализации решения. Успешность внедрения управленческих решений выше у руководителей с высоким, нежели низким уровнем социального интеллекта.

5. Анализ теоретических данных, анализ результатов эмпирического исследования позволили разработать основные направления научно-практических рекомендаций. Программу рекомендаций развития социально-психологической культуры руководителей, возможно, осуществлять в системе профессиональной подготовки управленческих кадров; в процессе консультирования руководителей по вопросам личностного и профессионального роста; в социально-психологическом мониторинге персонала; в ходе проведения психологического консультирования руководителей консалтинговыми фирмами.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении предполагают более глубокую проработку механизмов формирования социально-психологической культуры руководителя современного бизнеса; исследование взаимосвязи социально-психологической культуры и жизненной стратегии руководителей; изучение особенностей и механизмов осуществления руководителем управления социально-психологическими процессами в коллективе в зависимости от уровня развития его социально-психологической культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Биктагирова, Алсу Рашитовна, 2009 год

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М. : Мысль, 1991 -299с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М. : Наука, 1980. -311 с.

3. Аванесов, B.C. Тесты в социологическом исследовании / B.C. Аване-сов-М., 1982.

4. Агав, Т.О. Управленческое решение: философско-методологический анализ: дисс. .канд. филос. наук./ Т.О. Агав. -М. : 1994. -239 с.

5. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие / B.C. Агеев. М. : МГУ, 1990. -156 с.

6. Азгальдов, Г.Г.; Райхман, Э.П. О квалиметрии / Г.Г. Азгальдов, Э.П. Райхман. М., 1973.

7. Акофф, Р. Искусство решения проблем / Р. Акофф. М.: Мир, 1982. -212 с.

8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания: монография / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. - 282 с.

9. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М. : Изд-во МГУ, 1996.-342с.

10. Анисимов О.С, Деркач, А.А. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие) / О.С. Анисимов, А.А. Деркач М.: Новгород, 1995.-272 с.

11. Анисимов, О.С. Проблемы и пути формирования стратегического мышления в управленческой деятельности. Методические рекомендации / О.С. Анисимов. М. : Рос. акад. менеджмента и агробизнеса, 2000. - 32 с.

12. Анисимов, О.С. Введение в теорию деятельности. Методические рекомендации / О.С. Анисимов. М. : Рос. акад. менеджмента и агробизнеса, 2000.-132 с.

13. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М. : Экономика, 1989.-519 с.

14. Анцыферова, Л.И. Личность в динамике, некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. - №5. - 15-18.

15. Анцыферова, Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности / Л.И. Анцыферова, Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. -М. : Наука, 1982. С. 140-147.

16. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию /А.И. Арнольдов. М. : МГИК, 1993.-352 с.

17. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /В.Г Ассев. М. : Мысль, 1976 - 158 с.

18. Асеев, В.Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном процессе // Психологические исследования социального развития личности. М.: Наука, 1991. - 231 с.

19. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности руководителя /В.Г Ассев. М.: Мысль, 1997 - 158 с.

20. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 196 с.

21. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-180 с.

22. Асмолов, А.Г. XXI век: психология в век психологии образования личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции / А.Г. Асмолов // Развитие личности. 1999. - № 1. - С. 21-39.

23. Афанасьев, В.Г. Человек в управлении обществом / В.Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1978.-322 с.

24. Бакулин, И.И. Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений / И.И. Бакулин, А.К. Маркова, Г.С.Михайлов. М.: Народное образование, 2003. - 103с.

25. Батаршев, А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэтгелла: Практическое руководство / А.В. Батаршев Талин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 2000. - 88с.

26. Белик, JI.A. Культура и личность / Л.А. Велик. М. : Рос. гос. гума-нит. ун-т, 2001. -241 с.

27. Белик, Л.А. Культурология. Антропологические теории культур / Л.А. Белик. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 238 с.

28. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. Челябинск: Изд-во ЧелГМА, 2004. - 176 с.

29. Богданов, Е.Н.; Зазыкин, В.Г. Введение в акмеологию / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. Калуга: КГПУ им. Циолковского, 2000. - 96 с.

30. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. М. : Наука, 1999 - 168 с.

31. Бодалев, А.А.; Столин, В.В. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. -СПб. : «Речь», 2000. 440с.

32. Бодалев, А.А.; Столин, В.В. Практикум по психодиагностике / А.А. Бодалев, В.В. Столин. -М. : Изд-во МГУ, 1988. 190с.

33. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979, №4. -23-24с.

34. Большой толковый словарь русского языка /Сост. и гл.ред. С.А. Кузнецов. СПб. : «Норинт» 2000. - 1536 с.

35. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. М. : Ин-т психологии РАН., 1994. - 109 с.

36. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика личности / Л.Ф. Бурлачук Киев:1. Здоровье,1989. 165 с.

37. Венделин, А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения /

38. A.Г. Венделин. Методологический аспект. -М.: Экономика, 1977. -150 с.

39. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека /

40. B.К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990 -288 с.

41. Виханский, О.С.; Наумов, А.И. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. М.: Экономист. 2008 - 528 с.

42. Вишнякова, Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Автореф. дис. .докт. пси-хол. наук. -М., 1996. 56 с.

43. Волкогонова, О.Д.; Зуб, А.Т. Управленческая психология / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2007. - 352 с.

44. Вудкок, М. Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М.: 1991. -342 с.

45. Выготский, JT.C. История развития высших психических функций//Собр. соч. М., 1983. -Т1.- 328 с.

46. Гагаури, Б.Р. Влияние установки на оценки альтернативных объектов в процессах принятия управленческих решений / Б.Р. Гагаури. -Тбилиси: Ин-т психологии, 1987. -48 с.

47. Ганжин, В.Т., Сидоров, П.И. Руководство по самоменеджменту. Экология деловой судьбы / В.Т. Ганжин, П.И. Сидоров. СПБ. : Изд-во Архангельской гос. мед. академии; Издательство Буковского, 1996. -288 с.

48. Гвишиани, Д.М. Организация и управление / Д.М. Гвиншани. М.: Наука, 1972.-426 с.

49. Глуханкж, Н.С Практикум по психодиагностике: учеб. пособие / Н.С. Глуханюк. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2005. 216 с.

50. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 73 с.

51. Гришина, Е.Н. Методологические проблемы профессиональной и психологической культуры государственных служащих // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. -М. : ВНИИ МВД России, 2000. С. 5-10.

52. Гришина, Е.Н. Становление психологической культуры государственного служащего средствами развивающих игр: дис. .канд. психол. наук / Е.Н. Гришина; М., 2001. 207 с.

53. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. М.: Аспект-Пресс, 1994.-317 с.

54. Гусева, А.С., Деркач, А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика / А.С. Гусева, А.А. Деркач. М.: Агентство Квант 1,1997.-299 с.

55. Давидович, В.Е. Сущность культуры / Е.В.Давидович, Ю.А Жданов. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1979. 268 с.

56. Деркач, А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект) / А.А. Деркач, Е.Б.Старовойтенко, А.Ю. Кривокулинский. М.: Изд-во РАУ, 1993.156 с.

57. Денисов, О.И. Конфликтологическая компетентность руководителя: опыт эмпирических исследований и акмеологические модели / О.И. Денисов. М.: МАЛЫ, 2000. - 52 с.

58. Деркач, А.А., Михайлов, Г.С. Методология и стратегия акмео-логического исследования / А.А. Деркач, Г.С. Михайлов. М.: МПА, 1998.-97 с.

59. Деркач, А.А. Акмеологические предпосылки реализации модели профессионального обучения // Подготовка кадров управления: Модель обучения. -Вып.2. -М., 1993. С.55-67.

60. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. / А.А. Деркач. М. : РАГС, 2000.

61. Деркач, А.А. Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-акмеологический практикум / А.А. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин, А.В. Селезнева. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000.-169 с.

62. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала /

63. A.А. Деркач. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.

64. Деркач, А.А. Психология развития профессионала / А.А. Деркач,

65. B.Г. Зазыкин, А.К. Маркова. М. : Изд-во РАГС, 2000. - 125 с.

66. Диалектика, деятельность и культура / В.Г.Табачковский, Н.Ф.Тарасенко, Н.М.Есенчук и др.; Отв. ред. В.Г.Табачковский, А.И.Яценко. Киев: Наук.думка, 1983. - 296 с.

67. Дизель, П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации / П.М. Дизель, Мак-Кинли Раньян.-М.: Мир, 1993. -320 с.

68. Дилигенский, Г.Г. Социально-политическая психология / Г.Г. Ди-лигенский. -М.: Наука, 1994. 322 с.

69. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. М. : МГУ, 1984. -167 с.

70. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента / Ф. Друкер Питер. М. : Издательский дом «Вильяме», 2003

71. Егорова, Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. / Т.Е. Егорова. Нижний Новгород: ВВАГС, 1997. - 36 с.

72. Егорова, Т.Е. Психологическая культура руководителя / Т.Е. Егорова. -Н. Новгород: ВВАГС, 2003. 164 с.

73. Егорушков, А.П. Управленческие решения в системе государственной службы: особенности принятия и контроля исполнения: Дис. канд. экон.наук. М.: 1997. - 133 с.

74. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. д-ра пси-хол. наук / Ю.Н. Емельянов. JL, 1990. - 546 с.

75. Емельянова, A.JI. Повышение профессионализма управленческой деятельности / A.JI. Емельянов -М.: МААН, 1997. 104 с.

76. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: в 2-х ч. / Б.С. Ерасов. -М.: Аспект-Пресс, 1994. Ч. 2.-238 с.

77. Зазыкин, В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. Психологическое воздействие в деловом общении: Конспекты лекций. М.: РЛГС, 1999. - 88 с.

78. Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. - М.: Флинта: МПСИ, 2000. 648с.

79. Зарайский, Д.Л. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния / Д.Л. Зарайский. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.-272 с.

80. Зейгарник, Б.Ф.; Холмогорова, А.Б.; Мазур, Е.С. Смысловая регуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал.1989.-Т. 10. -№2. С. 121-132.

81. Зерниченко, А.П.; Гончаров, Н.В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей. // Вопросы психологии. - 1989. - № 2.

82. Западная социальная психология в поисках новой парадигмы. М.: ИНИОН, 1993.-345 с.

83. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1999. - 245 с.

84. Зинченко, В.П. Человек развивающийся очерки российской психологии / В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунов. - М.: Тривола, 1994. -304с.

85. Зимняя, И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И.А. Зимняя, Б.Н. Бондаренко, Т.А. Кравченко, Н.А. Морозова. М.: Исслед. Центр пробл. качества подгот. специалисов, 1999. - 67 с.

86. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования / Ф.С. Исмагилова. М.: МОДЭК, 2003. - 256 с.

87. Каверин, С. Б. Психология и политика / С.Б. Каверин. Тамбов, 1992. -156 с.

88. Кайгородов, Б.В. Самопонимание и его место в стуктуре самосознания // Мир психологии, 1997, №1. С. 129-132.

89. Карпов, А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности / А.В. Карпов. Ярославль: Яр ГУ, 1991 . - 152 с.

90. Келли, Г., Армстронг, Р. Тренинг принятия решений / Г. Келли, Р. Армстронг. СПб: Питер, 2001. - 224 с.

91. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. Воронеж: Инст. практ. психологии, 1996. - 400 с.

92. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. Казань, 1965. - 162 с.

93. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1984. -190 с.

94. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. -М., Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996. 400 с.

95. Климов, Е.А. Идеалы культуры становления субъекта профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005.

96. Кини, Р. Л., Райфа, X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения / P.JI. Кини, X. Райфа. М.: Радио и связь, 1981.

97. Кирнарская, СВ. Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений // Дисс. канд. психол. наук. М., 2000.- 141 с.

98. Китов, Л.И. Психология управления в сфере правопорядка / Л.И. Китов. М.: Наука, 1979.

99. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. М., 1975. - 156с.

100. Коган, Л.Н. Социология культуры / Л.Н.Коган. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - 120 с.

101. Коган, Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л.Н.Коган.- М: Политиздат, 1981. 64 с.

102. Козелецкий, Ю.А. Психологическая теория принятия решений. М.: Прогресс, 1979.-504 с.

103. Колмогорова, Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: дис. .д-ра психол.наук /Л.С. Колмогорова; -М., 2001.-485 с.

104. Колмогорова, JI.C. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: дис. . д-ра психол. Наук / Л.С. Колмогорова; М., 2001. С. 233.

105. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура условие и цель деятельности психолога // Alma mater. Психология. - 2001. - № 2.-С. 44-48.

106. Конопкин, О.А.; Прыгин, Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-психологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984, №3. -42-52с.

107. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. 1989. - №5. - С. 18-26.

108. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. 1995. - №1. - С. 5-12.

109. Конюхов, Н.И.; Шаккум, М.М. Акмеология и тестология. М.: РАГС, 1996.-378 с.

110. Кравченко, Т.К. Процесс принятия плановых решений. М., Экономика, 1977.

111. Красовский, Ю. Руководитель принимает решение // Секреты умелого руководителя. -М, 1987. -231 с.

112. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 512 с.

113. Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель. М. 1993. - 189 с.

114. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991.-167 с.

115. Келли, Г., Армстронг Р. Принятие и осуществление решений. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. - 224с.

116. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. - 140 с.

117. Кузнецова, Т.Ф. Культура: Теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межу ев, Н.О.Шайтанов. М.: Просвещение, 1995. - 277 с.

118. Кузьмина, Н.В. Творческий потенциал специалиста: Акмеологические проблемы развития / Н.В. Кузьмина // Гуманизация образования. 1995. -№1.

119. Культурология / под ред. Н. Г. Багдасарьяна. М.: Высшая школа, 1998. -420 с.

120. Культурология / под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995-576 с.

121. Кунц Г., О"Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1. -М.: Прогресс, 1981. 495 с.

122. Кхойл, И. Эффективность управленческих решений. М.: Прогресс, 1975. -195 с.

123. Лаак Ян тер, Бругман Г. Big 5: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания. М.: Книжный дом «Университет», 2003.- 112 с.

124. Ладанов, И.Д. Практический менеджмент: Секреты современного бизнеса. М., 1992. Ч.П. - 123 с.

125. Ларичев, О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. М.: Логос, 2000. 295 с.

126. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.:Политиздат, 1975.-306 с.

127. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. / А.Н. Леонтьев. -М. : Политиздат, 1972. -214 с.

128. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2000. -392 с.

129. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.

130. Ломакин, А. Л. Управленческие решения. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2005.- 192с.

131. Лукичева, Л.И., Егорычев, Д.Н. Управленческие решения / Л.И. Лу-кичева, Д.Н. Егорычев. 3-е изд. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. -383с.

132. Лифинцева, Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: дис. .д-ра пед. наук / Н.И. Лифинцева; М., 2001. -467 с.

133. Лужбина, Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности: дис. .канд. психол. наук / Н.А. Лужбина; М., 2003 - 180 с.

134. Магомед-Эминов, М.Ш. Трансформация личности. М.: ПАРФ, 1998.-494 с.

135. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г.Маралов. -М.: Академия, 2002. 256 с.

136. Марасанов, Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления: дис. канд. психол. наук / Г.И. Марасанов. М., 1995. - 162 с.

137. Марасанов, Г.И., Зингер, Т.В. Психологическая культура руководителя: направления акмеологического анализа / Г.И.Марасанов, Т.В.Зингер // Акмеология: методология, методы и психология. М.: РАГС, 1998.-С. 201-204.

138. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Знание, 1996. -308 с.

139. Мацумото, Д. Психология и культура / Д.Мацумото. СПб.: Питер, 2002.-718 с.

140. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с анг. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2002. - 234 с.

141. Минделл, А. Лидер как мастер единоборства / А. Минделл. Ч. 1, 2. -М.: Наука, 1993.- 356 с.

142. Миролюбова, Д.О. Психолого-акмеологические особенности рефлексивного прогнозирования в деятельности управленческих кадров. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М.: РАГС, 2002. -24с.

143. Миронова, О.И. Компетентность руководителя в оптимизации материальных условий деятельности персонала: сущность, структура, условия и факторы развития. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Тамбов: ТГУ, 2003. - 23 с.

144. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. М.: МОДЭК, 2003 - 400с.

145. Михайлов, Г.С. Методология и стратегия акмеологического исследования. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М.: РАГС, 1998. - 21с.

146. Михайлова (Алешина), Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта: Метод. Руководство / Е.С. Михайлова. СПб.: Иматон, 2001. - С. 47-48.

147. Мишуровский, Л.Э. Индивидуальный стиль руководителя в формировании управленческой команды. Автореф. дисс. канд. псих, наук. М.: РАГС, 2001. -24с.

148. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. М.: Наука, 1998.

149. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. 1991. №1. - С. 121127.

150. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. 1995.- №4. -С. 57-69.

151. Мотков, О.И. Психологическая культура личности / О.И. Мотков // Школьный психолог. 1999. -№15. С. 8-9.

152. Мухаметзянова, Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: дис. . канд. пед. наук / Ф.Ш. Мухаметзянова; Казань, 1995. 192 с.

153. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие. / А.Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. - 392с.

154. Никифоров, Г.С. Практикум по психологии профессиональной деятельности менеджмента / Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, В.М. Снетков. СПб.: Изд-во СПГУ, 2001.-240 с.

155. Обозов, Н.Н. Психологическая культура отношений / Н.И. Обозов. -СПб.: «Облик», 1998. 32 с.

156. Общая психодиагностика // Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. -М.: «Учебная литература», 1987. 265с.

157. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. -М.: Дело, 1992. 189 с.

158. Пиличев, Н.А. Управленческие решения / Н.А. Пиличев. Л.: Пушкин, 1976. - 20 с.

159. Плапкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений / Л. Планкетт, Г. Хейл. М.: Прогресс, 1984. - С. 64.

160. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Изд-во РАН, 1984. - 174 с.

161. Платонов, Ю.П. Психология коллективной деятельности / Ю.П. Платонов. Л.:ЛГУ, 1990.- 210 с.

162. Полякова, Л.С. Формирование культуры современного специалиста в условиях технического вуза: дис. .канд. пед. наук / Л.С. Полякова; Кемерово, 2005. 157 с.

163. Покровский, B.C. Вопросы организации процессов принятия решений / B.C. Покровский. М.: Информэлектро, 1975. - 142 с.

164. Попов Л.М. Методы и техники практической психологии / Л.М. Попов, С.В. Петрушин. Изд-во: Речь, 2007.

165. Пригожий, А.И. Современная социология организаций / А.И. Пригожий. М.: Наука, 1995. - 295 с.

166. Прикладная социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. М: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 668 с.

167. Пузикова, О.В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (на примере личности учителя): дис. .канд. психол. наук / О.В. Пузикова; Хабаровск, 2003. 210 с.

168. Пухова, Т.Н. Ценностно-нормативные аспекты произвольной активности человека // Образ в регуляции деятельности. М., 1997. - С. 176-179.

169. Райфа, X. Анализ решений. М.: Наука, 1977. - 146 с.

170. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений / Сокр. пер. с франц. Т.А. Ребеко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 232 с.

171. Романов, К.М. Практикум по общей психологии / К.М. Романова, Ж.Г.Гаранина. М.: Изд-во Моск. психолого-социального инта; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 320 с.

172. Романов, К.М. Психологическая культура специалистов как фактор профессионального мастерства // Прикладная психология и психоанализ. 2003. - № 1. - С. 19-27

173. Рубинштейн, C.JI. Принципы и пути развития психики / С.JI. Рубиншнейн. М.:Учпедгиз, 1959. - С. 370.

174. Рукавишников, А.А. Опросник терминальных ценностей / А.А. Рукавишников. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1991. - 19с.

175. Рукавишников, А.А., Соколова, М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию / А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. СПб.: ИМАТОН, 1995.- 89с.

176. Скок, Н.А. Социально-психологическое исследование поведения руководителя в процессе принятия решений // Психологический журнал. -1987. Т. 8.- №3. - С. 66-76.

177. Семочкин, A.M. Эффективность профессиональной деятельности руководящих кадров при принятии решений в особых условиях: дисс. .канд. психол. наук.М. 1998. 185 с.

178. Семикин, В.В. Психологическая культура в образовании человека / В.В. Семикин. СПб., 2002. - 177 с.

179. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки впей-, хологии / Е.В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2000. - 350с.

180. Смирнов, Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов / Э.А. Смирнов. М.: ЮНИШ-ДАНА, 2000. - 271 с.

181. Смолкин, A.M. Принятие управленческого решения // В кн.: Основы системного анализа и теории принятия решений. Рига: 1973.- С. 21-108.

182. Смирнова, Е.Е. Формирование психологической культуры педагогов в процессе их квалификации: дис. .канд. пед. наук / Е.Е. Смирнова;1. B.1. Новгород, 2002. 156 с.

183. Соколов, Э.В. Культурология / Э.В. Соколов. М.: ИНТЕРФАКС, 1994.- 271 с.

184. Степнова, JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями: Учебное пособие / JI.A. Степанова. М: РАГС, 2001. - 130 с.

185. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Р-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 736 с.

186. Спивак, В.А. Организационная культура / В.А. Спивак СПб.: Нева, 2004. - 224с.

187. Спивак, В.А. Организационное поведение / В.А. Спивак. М.: Экс-мо, 2007. - 640с.

188. Степанов, В.Н. Психологические механизмы актуализации и блокирования управленческих решений: дис. .канд. психол. Наук. / В.Н. Степанов -М.: 2002. С. 147

189. Тарасенко, С.В. Влияние профессионального самосознания руководителя на эффективность принятия управленческих решений: дис. .канд. психол. наук-М., 2003. С. 123-124.

190. Тихомиров, Ю.А. Управленческое решение / Ю.А. Тихомиров. М.: Наука, 1972.- 288 с.

191. Толмачева, В.Н. Творчество в профессиональном управленческом труде // Психология и психоанализ. №3,1998.1. C.22-26.

192. Утюжанин, А.П.; Устюмов, Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом / А.П. Утюжанин, Ю.А. Устюмов.1. М.: Дело, 1993. 156 с.

193. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 97 с.

194. Филиппов, А.В. Психология и этика деловых отношений / А.В. Филиппов. М.: Культура и спорт, 1996. - 245 с.

195. Фатхутдинов, Р.А. Управленческие решения / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2007. 344 с.

196. Хаммер, Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии №4, 2008. С.147-158.

197. Ходаева, Е.П. Психолого-акмеологические условия и факторы раскрытия лидерского потенциала политика. Автореф. дисс. канд. псих, наук /Е.П. Ходаева. М.: РАГС, 2002.- 25 с.

198. Храмцов, В.И. Развитие управленческих способностей государственных служащих: дис. .канд. психол. наук. М., 2000. - 172 с.

199. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. М.: Интерпракс, 1995. - 286 с.

200. Чалдини, Р. Психология влияния. Пер с англ. / Р. Чадини. СПб.: Питер, 2007. - 288с.

201. Чумаченко, Н.Г. Принятие решений в управлении производством / Н.Г. Чумаченко, Л.П. Саверченко, В.Г. Коренев. Киев: Техника, 1978.- 164 с.

202. Шадрин, И.П. Подготовка и принятие управленческого решения / И.П. Шадрин. Якутск: ИНФО, 1970. - 144 с.

203. Швальбе, Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса / Б. Швальбе. М., 1993. - 256 с.

204. Шубницина, Т.В. Формирование психологической культуры студентов технических специальностей вуза: дис. .канд. психол наук /Т.В. Шубницина. М., 2004. - 177 с.

205. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО «Издательство ACT», 1997 - 300 с.

206. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / В.А. Ядов. Л.: Наука, 1979. - 264 с.

207. Arthur, М.В., Khapova, S.N., Wilderom, S.P. Career success in a boun-daryless career world // J. Organizat. Behav. 2005. V. 26. pp. 177-202.

208. Bretz, R.D., Judge T.A. Person-organization fit and the theory of work adjustment: Implications for satisfaction, tenure, and career success // J. Vogan. Behav. 1994. V. 44. pp. 32-54.

209. Forlani, D., Mullins, J. W., 2000. «Perceived risks and choices in entrepreneurs" new venture decisions». Journal of Business Venturing 15, pp. 305-322.

210. Judge T.A., Colquitt J.A. Organizational justice and stress: The mediating role of work // J. Appl. Psychol. 2008. V. 52. pp. 621-624.

211. Kahneman, D., Lovallo, D., 1994. Timid choices and bold forecasts: a cognitive per spective on risk taking. In: Rumelt R.P., Schendel D.E., Teece D.J. (Eds.), Fundamental Issues in Strategy: A Research Agenda, pp. 71-96.

212. Shepperd, J. A., Ouellette, J. A., Fernandez, J. K., 1996. «Abandoning unrealistic optimistic performance estimates and the temporal proximity of self-relevant feed- back». Journal of Personal and Social Psychology 70, pp. 844-855.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Психологическая культура отражает уровень познания человеком самого себя, что является необходимым условием осознанной, наполненной личностным смыслом жизни каждого человека

Психологическая культура имеет свою структуру, состоящую из четырех основных компонентов: Осознание личных и профессиональных целей, своих и чужих потребностей; умение строить взаимоотношения с окружающими и регулировать свое поведение; адекватная оценка своих возможностей и ограничений; забота о своем здоровье (психическом, соматическом и психологическом).

  • Осознание личных и профессиональных целей.

Характер современной жизни требует ясных и обоснованных целей, как в профессиональной деятельности, так и личной жизни. Это проблема выбора, которая встает перед каждым человеком, и здесь нет общего для всех решения.

Любая работа может быть успешна если цели ее осмыслены и ясные.

Каждому человеку полезно время от времени анализировать цели своей карьеры.

  • Осознание своих и чужих потребностей. Потребности являются психологической реальностью в основе, которой лежит устойчивая нужда человека в чем ни будь.. Последовательное удовлетворение все более "высоких" потребностей может рассматриваться как психологический рост. Мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности и уважения. Обязательным условием психологического роста является реализация потребности в безопасности или уважении.
  • Адекватная оценка своих способностей и ограничений к успешной профессиональной деятельности предполагает реалистичное, но в то же время и оптимистичное отношение к себе. Ограничения к развитию есть у каждого человека и они могут стать непреодолимым барьером на пути профессионального и личностного роста. К таким ограничениям можно отнести: Жесткие (негибкие) стереотипы поведения, огранивающие приобретение нового опыта; собственная инерция и преждевременное разочарование, испытывают недостаток поддержки, а зачастую и негативное отношение окружающих.

· Умение регулировать свое поведение и строить взаимоотношения с окружающими это, прежде всего, понимать, ценить и контролировать свои эмоциональные реакции. В основе гармоничных отношений между людьми лежат базовые потребности человека: чувство безопасности и самоуважения.

  • Забота о своем здоровье. Напряженная работа и сложные межличностные отношения истощают энергетические ресурсы человека, лишают его творческого начала и жизненных радостей. Многие не выдерживают высокого темпа и длительных нагрузок, не рассчитывают своих возможностей, подрывают свое здоровье и жизненные силы. Современные научные данные о влиянии различных факторов на здоровье человека убедительно свидетельствуют, что ведущим фактором являются образ и условия жизни.

Психологическая культура руководителя является каркасом организационной культуры, формируя философию и идеологию организации, руководитель ценностно-смысловыми образованиями своей личности делает основополагающий вклад в самые глубинные основания культуры своей организации – в ее базовые ценности, тем самым опосредованно влияя на эффективность деятельности предприятия, подчиненных и общество в целом.

Психологическая культура руководителя как некоторое динамичное и системное целое имеет свою структуру. Существуют разные подходы к пониманию ее компонентов. Но можно выделить следующие компоненты, которые являются инвариативными в этих подходах:

1. Аксиологический компонент (ценностно-смысловое единство ). По мнению Н.Т. Селезневой, аксиологический компонент является ядром психологической культуры, его критерием является "ответственное отношение руководителя к себе, партнерам, деятельности самоуправления, саморазвития". Л.С. Колмогорова, выделяя ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности, характеризует его как "... совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т. д. Ценность, в отличие от нормы (норматива), предполагает выбор, и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека. По степени действенности ценности можно разделить на ценностные отношения и ценностные ориентации".

2. Социальный компонент . Критерием данного компонента психологической культуры выступает социально-коммуникативная компетентность руководителя. Проблемы коммуникации, коммуникативной компетентности всегда находились и находятся в центре внимания многих наук, изучающих человека. В своей работе В.В. Семикин, выделяя социальный компонент психологической культуры, дает следующее определение коммуникативной культуры: это высокий уровень владения коммуникативными механизмами, средствами и способами коммуникации, ее стратегиями и тактиками, обеспечивающий адекватность, эффективность, безопасность и гуманность передачи, восприятия и использования различной информации, циркулирующей в процессах социального взаимодействия людей.

Н.В. Калинина социально-коммуникативную компетентность определяет как совокупность знаний, умений, необходимых для социальной деятельности, которая обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации, самоактуализации и самоопределению. Социально-коммуникативная компетентность "... предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладение эффективной техникой общения".

3. Регулятивный компонент . Его критерием является личностный конструкт "Я – субъект – партнер", проявляющийся в способах саморегуляции и управления общением на основе партнерских отношений. По определению В.И. Моросановой, осознанная саморегуляция – это "…системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей". По результатам исследования В.И. Моросанова констатирует, что существуют стилевые особенности саморегуляции, которые связаны с развитием у человека субъективной активности, кристаллизованной в субъективных качествах. Развитие этих качеств позволяет формировать эффективные стили для достижения важных целей. Это дает человеку как субъекту своей жизни возможность преодолевать ограничения своего темперамента и развивать свой характер.

4. Когнитивный компонент . Обусловлен социальным мышлением руководителя, его способностями проблематизировать, рефлексировать, интегрировать психологическую деятельность. Результатом и продуктом познания другого человека является когнитивный образ, который играет важную роль в регуляции межличностного взаимодействия людей. Как отмечает В.Н. Панферов, "…главными феноменами взаимопонимания являются образы партнеров, участвующих в совместной деятельности. Образы партнеров – это результат их психологического взаимодействия, в процессе которого они раскрывают свои психологические качества как субъекты совместной деятельности". О целесообразности выделения в психологической культуре особой составляющей (когнитивного компонента), связанной с межличностным познанием, говорит В.Н. Панферов: "В связи с проблемами взаимопонимания людей можно говорить о психологическом интеллекте как способности проникать во внутренний мир человека и адекватно понимать других людей".

Таким образом, психологическая культура руководителя представляет собой интегративное, целостное, многокомпонентное образование, каждый компонент которого взаимосвязан с другими и выполняет определенные функции. Так как данное образование не сводится к иерархии компонентного состава, а является феноменом нового уровня, со своими закономерностями и свойствами, следовательно, оптимизация профессиональной деятельности руководителей должна определяться целостностью системы. Развитая психологическая культура руководителя, с точки зрения исследователей, проявляется как в характеристиках деятельности (эффективное социальное взаимодействие, успешная адаптация, саморегуляция, самореализация в профессиональной деятельности), так и в характеристиках личности (рост творческого потенциала, личностное и профессиональное самосознание, адекватная самооценка, психологическое здоровье). Данный психологический феномен обеспечивает компетентность в решении проблем организации, эффективность управления и оптимальность самореализации руководителя-профессионала.

Loading...Loading...