Какую выбрать специальность в прикладной геологии. Прикладная геология. Какие дисциплины изучаются

Элемент не найден!


История кафедры
Новая кафедра "Прикладная геология" была создана 16 мая 2017 г. на заседании Ученого Совета.
Первый набор студентов геологов (50 человек) был в 1956 г. Кафедра «Поисков и разведки месторождений полезных ископаемых» (ПиРМПИ) открыта в 1957 г. Много труда в развитие кафедры вложили заведующие Смирнов С.М., Левашов К.К.,. Плышевский О.В, Саввинов Н.М., Томтосов И.А., Мельцер М.Л., Фарбер М.Р.. Более 100 выпускников кафедры имеют ученые степени (в т.ч. более 20 докторов наук). Каширцев В.А., Сафронов А.Ф. являются членами-корреспондентами РАН. Среди выпускников лауреаты государственных премий (Ядреев Д., Еремеев Х.), первооткрыватели месторождений полезных ископаемых (. Гурьев К, Колодезников К., Прокопьев В., Пестерев Е., Горохов Н. и др.), кавалеры орденов и медалей, изобретатели и рационализаторы, заслуженные геологи России и Республики, крупные руководящие работники науки горно-геологической отрасли и члены правительства.
Научные исследования сотрудников кафедры традиционно связаны с изучением геологии и закономерностей размещения полезных ископаемых Якутии. С середины 70-х годов начинает развиваться направление по изучению структурных условий размещения (доценты Кулагина Л.А., Томтосов И.А., Фарбер М.Р., профессор Фридовский В.Ю.). Одновременно проводились исследования металлогении (доцент Саввинов Н.М.), вещественного состава и формационной принадлежности золоторудных месторождений (профессор Мельцер М.Л.), рудоконтролирующей роли осадочных комплексов (доцент Павлов А.Г.). В 1999 г. по инициативе В.Ю. Фридовского создается учебно-научная лаборатория геодинамики и минерагении. Сотрудниками лаборатории выполняются структурный анализ сложнодислоцированных комплексов и рудных месторождений Восточной Якутии, исследование закономерностей формирования и размещения месторождений полезных ископаемых. Исследования получают поддержку МОиН РФ по НТП «Научные исследования по приоритетным направлениям науки и техники», проект «Структурно-геодинамические реконструкции, режимы промышленного рудообразования и прогнозно-поисковые модели месторождений благородных металлов Северо-Востока Азии» (2003-2004 гг.); ГЗ РС (Я) на НИР, проекты «Изучение структурно-геофизических критериев размещения золотого оруденения рудно-россыпных узлов Северо-Восточной Якутии с целью разработки научно-практических рекомендаций проведения поисковых и оценочных работ» (2006-2008 гг.) и «Научное обоснование перспектив золотоносности инвестиционно-привлекательных объектов западной части Ольчано-Нерской минерагенической зоны» (2008-2010гг), «Анализ рудоконтролирующих структур и оценка перспектив золотоносности юго-восточного фланга Адыча-Тарынской минерагенической зоны (2011-213); Аналитической ведомственной целевой программы МО и НРФ, проект «Структурная эволюция рудоносных зон MZ коллизионно-аккреционных поясов: макро-, мезо- и микроуровни» (2009-2010 гг.).
В 2008 г. совместно с Институтом геологии алмаза и благородных металлов СО РАН открыт научно-образовательный центр «Минерально-сырьевые ресурсы и технологии их оценки». В 2012 году в состав центра вошли лаборатории Северо-восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН. Деятельность центра получила поддержку по Аналитической ведомственной целевой программе Федерального агенства по образованию РФ (проект «Развитие интегрированного научно-образовательного центра «Минерально-сырьевые ресурсы и технологии их оценки» (2009-2010 гг.). Развитие интегрированного научно-образовательного центра «Минерально-сырьевые ресурсы и технологии их оценки» осуществляется по трем главным направлениям: организационная деятельность (сотрудничество, интеграционные проекты, организация и проведение научных мероприятий), учебно-методическая деятельность (методическая обеспеченность учебного процесса, инновационные методы преподавания, повышение квалификации преподавательского состава) и научная деятельность (изучение геологической среды современными методами). В 2010-2012 гг. в составе НОЦ открыты лаборатории «Пробоподготовки» и «Геохимических методов поисков МПИ», оснащенные современным оборудованием.
Образовательный процесс на кафедре обеспечивают профессора Фридовский В.Ю., доценты Полуфунтикова Л. И., Павлов А.Г., Иванов Н.Н., Сандакова Л. Г., Ковалев Л.Н.

Кафедра мерзлотоведения была организована в 1978 г., а первый набор на специальность «Гидрогеология и инженерная геология» был осуществлен в 1976 г.

Кафедра является выпускающей по специальности 21.05.02 "Прикладная геология", специализация "Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания ".

В настоящее время на кафедре на штатной основе работают доценты В.Ф.Попов, Олег Александрович Поморцев и старший преподаватель Татьяна Рудольфовна Чжан; зав. лабораторией гидрогеохимии и гидравлики – Марина Владимировна Фридовская, зав. лабораторией грунтоведения и механики грунтов – Виктория Петровна Кобелева; лаборанты 1 категории – Айталина Ивановна Самырова и Ольга Игнатьевна Васильева. Кроме того, учебный процесс ведут совместители: д.г.-м.н., профессор Михаил Николаевич Железняк, д.г.-м.н., профессов Владимир Николаевич Макаров, д.т.н., профессор Дмитрий Михайлович Шестернев, к.г.-м.н., доцент Надежда Анатольевна Павлова, к.г.н., доцент Алена Алексеевна Шестакова, к.г.-м.н. Анна Алексеевна Куть, а также молодые преподаватели Александра Михайловна Черепанова и Ольга Игнатьевна Васильева.

Студенты проходят летние учебные практики на полигонах Нохтуйский, Томпонский, Чабада. Знакомство с природой, чарующие просторы р.Лены, живописная панорама горных и таежных ландшафтов, геологические достопримечательности, активный досуг, песни у костра и настоящая дружба во многом обогащают ребят. Они узнают не только романтику полевой жизни, но и приобретают необходимые профессиональные навыки. На старших курсах студенты проходят производственные практики.

Наряду с педагогической деятельностью большое внимание на кафедре уделяется научной работе. Сотрудниками и студентами кафедры были выполнены научно-исследовательские работы по следующим темам: «Подготовка карты эколого-геокриологического районирования РС(Я) масштаба 1:1000000 программы РНТП 1.2.2.1» (руководитель О.А.Поморцев, 2009-2010 гг.). «Оценка основных параметров геокриологической среды на мониторинговых площадках Чаяндинского лицензионного участка» (х/договор, руководитель О.А.Поморцев, 2010 г.); «Совершенствование экологически безопасных способов удаления высокоминерализованных дренажных вод в Удачнинском ГОКе» (х/договор, руководитель В.Ф.Попов, 2010-2012 г.), «Инженерно-геологические условия и опасные экзогенные геологические процессы на участке 760-870 км автотрассы Якутск – Магадан – Южное Верхоянье» (руководитель О.А.Поморцев, 2012-2013 гг.). Большое внимание уделяется студенческой науке. На кафедре функционирует студенческий научный кружок «ГИГиМ». Студенты активно участвуют с докладами на научных конференциях разного уровня.

Ежегодно на Геологоразведочном факультете кафедра организует и проводит традиционную студенческую научную конференцию по секции «Гидрогеология, инженерная геология и геоэкология». Студенты кафедры являются призерами многих научных конференций. Наиболее значимым достижениями являются: диплом победителя конкурса научных работ в номинации «Лучший доклад на XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» Секция «Геология» 11-15 апреля 2011 г. (В.Куваев), «Лучший доклад на XIХ Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» Секция «Геология» 9-13 апреля 2012 г. (В.Новоприезжая). Студенты кафедры участвуют в программе Север-Северу, в рамках которой они проходят подготовку в течение семестра за границей в Норвегии и Швеции (А.Урбан, А.Черепанова, Р.Зарипов).

Выпускники кафедры востребованы и успешно трудятся в геологоразведочных экспедициях, поисково-съемочных партиях, научно-исследовательских институтах АН России и Республики Саха (Якутия), в крупных фирмах (Комдрагмет) и компаниях (АЛРОСА, Сургутнефтегаз, Полюс и др.), трестах инженерно-строительных изысканий, якутском "Водоканале", улусных и республиканских комитетах охраны природы, коммерческих предприятиях, в сфере предпринимательства.

Первый семестр

1. Основные сведения о Вселенной: теория Большого взрыва, расширение, реликтовое излучение, методы исследования Вселенной. Видимая и невидимая материя во Вселенной.

2. Гигантские скопления звезд – галактики: размеры, морфология. Млечный путь. Звезды: классификация их по светимости, связь светимости и массы звезд. Нейтронные звезды и черные дыры. Эволюция звезд во времени.

3. Характеристика Солнца, как звезды класса G: источники энергии, строение оболочек, солнечная активность, солнечный ветер.

4. Основные данные о составе, строении, размерах и спутниках планет внутренней (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и внешней (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) групп.

5.Пояс астероидов. Метеориты, их состав и значение для геологии. Кометы. Гипотезы происхождения Солнечной системы. Краткий обзор катастрофических гипотез. Эволюционные гипотезы Канта-Лапласа, Шмидта, Фесенкова. Гипотеза двух резервуаров. Представления о гетерогенной и гомогенной аккреции Земли.

6.Магнитное поле: магнитосфера Земли, магнитное склонение и наклонение. Миграция магнитных полюсов и их инверсия. Региональные и локальные магнитные аномалии. Природа магнитного поля Земли.

7. Гравитационное поле Земли, его неоднородности: локальные и региональные аномалии. Понятие изостозии.

8. Тепловое поле Земли: представления об источниках энергии Земли, геотермические градиент и ступень. Пояс постоянных температур. Использование тепловой энергии Земли человеком.

9. Атмосфера Земли: газовый состав, плотностная и температурная неоднородность. Озоновый слой и его значение для живого на Земле. Радиационные пояса в атмосфере.

10. Гидросфера: наземная и подземная составляющие. Формы нахождения воды: жидкая, твердая и газообразная и их объемные соотношения между собой. Биосфера. Ноосфера – как оболочка активного проявления человеческой деятельности.

11. Форма и размеры Земли. Особенности строения ее поверхности. Понятие о геоиде. Масса и плотность Земли. Основные сведения о земной коре, мантии и ядре. Состав и строение земной коры. Химический состав земной коры.

12. Понятие о минералах. Классификации минералов. Важнейшие породообразующие минералы. Главнейшие горные породы и их разделение по условиям образования: магматические, осадочные и метаморфические. Минералы и горные породы как полезные ископаемые.

13. Типы земной коры: континентальная, океанская и переходная. Астеносфера, литосфера, тектоносфера. Представления об агрегатном состоянии масс внутри Земли и предполагаемом химическом составе геосфер.

14. Объективные трудности при изучении Земли: сложность строения, огромные размеры, длительность геологических процессов. Методы, используемые при изучении Земли (непосредственных наблюдений (геологического картирования), сравнительно-исторический, актуалистический, геофизические, химические, дистанционные и др.).



15. Науки геологического цикла: кристаллография, минералогия, петрография, литология, структурная геология, геотектоника, петрология, вулканология, седиментология, геодинамика, сейсмология, геология полезных ископаемых, гидрогеология, инженерная геология и др.

16. Смежные с геологией науки, которые изучают Землю своими методами: геофизика, геохимия, палеонтология.

17. Методы определения относительного возраста горных пород. Палеонтологический метод, как основной для определения относительного возраста осадочных и вулканогенно-осадочных пород. Геохронологическая шкала: крупные стратиграфические и геохронологические подразделения.

18. Определение изотопного возраста геологических образований. Важнейшие изотопно-радиометрические методы: уран-торий-свинцовый, калий-аргоновый, рубидий-стронциевый, самарий-неодимовый, радиоуглеродный. Возраст Земли и пород земной коры.

19. Определение процесса вулканизма. Продукты вулканической деятельности: жидкие, твердые и газообразные. Наземные и подводные извержения. Типы вулканов по характеру вулканической постройки: центрального типа (стратовулканы, шлаковые конусы, щитовые), трещинного типа.

20. Строение вулканических аппаратов центрального типа: конус, жерло, кратер, бокки, сомма, кальдера, баранкосы. Виды вулканов по характеру извержений (эффузивные, эксплозивные, промежуточного типа). Поствулканическая деятельность. Образование фумарол, сольфатар, мофет, гейзеров, термальных источников.



21. Закономерности распределения действующих и потухших вулканов на поверхности Земли. Основные разновидности вулканических пород (по кремне-кислотности). Полезные ископаемые, связанные с вулканами.

22. Понятие об интрузивном магматизме. Представления о происхождении магм и уровнях их зарождения. Основные разновидности интрузивных пород и их отличия от вулканических. Процессы внутри магматических камер: ликвация, гравитационно-кристаллизационная дифференциация, ассимиляция.

23. Формы залегания интрузивных пород, размеры, состав, взаимоотношения с вмещающими породами Дискордантные тела: батолиты, штоки, дайки, магматические жилы. Конкордантные тела: силы, лакколиты, лополиты. Абиссальные и гипабиссальные интрузивы. Роль магматических и постмагматических процессов в образовании полезных ископаемых.

24. Определение процесса метаморфизма. Факторы (агенты) метаморфизма. Характер метаморфических преобразований (текстурно-структурные, минеральные, химические). Типы метаморфизма: контактовый (низких давлений), региональный (средних давлений), дислокационный (динамометаморфизм), метаморфизм высоких давлений. Прогрессивный и регрессивный метаморфизм. Полезные ископаемые, связанные с метаморфическими образованиями.

25. Тектонические движения земной коры. Горизонтальные, вертикальные движения и их комбинации. Признаки и методы обнаружения тектонических движений. Трансгрессии и регрессии морей как показатели вертикальных движений земной коры.

26. Складчатые (пликативные), разрывные (дизъюнктивные). Складки и элементы их строения. Антиклинальные и синклинальные складки. Элементы строения складок.

27. Разрывные дислокации: трещины (разрывы без смещения) и разрывы со смещением. Элементы разрывных нарушений. Сбросы, взбросы, сдвиги, раздвиги, надвиги. Грабены, рифты, горсты.

28. Представления о сейсмических явлениях как результате тектонических движений. Примеры сильнейших землетрясений. Очаг, гипоцентр, эпицентр землетрясения. Глубины очагов землетрясений. Шкала интенсивности землетрясений: бальная и в магнитудах. Энергия землетрясений.

29. Методы изучения землетрясений. Сейсмографы, принцип их устройства и работы. Причины землетрясений. Закономерность распространения землетрясений на Земле. Сейсмические пояса. Краткосрочный и долгосрочный прогноз землетрясения. Предвестники землетрясений.

30. Выветривание. Определение процесса выветривания. Физическое выветривания и его факторы. Строение элювиальных отложений.

31. Химическое выветривание. Факторы химического выветривании. Типы кор выветривания (линейные и площадные) и их вертикальная зональность. Влияние климата на тип выветривания (физическое или химическое). Полезные ископаемые, связанные с процессами выветривания.

32. Геологическая деятельность ветра – эоловая деятельность. Виды геологической работы ветра (разрушение пород, перенос и накопление материала). Дефляция и корразия. Эоловая транспортировка и аккумуляция.

33. Пустыни и их типы (песчаные, глинистые, лессовые и солончаковые). Дефляционные и аккумулятивные пустыни. Формы эоловых отложений: барханы, дюны, гряды, бугристые пески. Движение песчаных накоплений. Размещение пустынь на территории России и их освоение. Борьба с развеваемыми песками.

34. Плоскостной склоновый сток. Делювий.

35. Временный русловой сток. Овраги – временные водные потоки. Попятная эрозия, транспортировка материала, отложения оврагов – овражный аллювия. Характеристика овражного аллювия.

36. Горные временные потоки и их отложения –пролювий. Главные особенности пролювиальных конусов выноса. Особый вид временных потоков - сели.

37. Речные потоки. Типы речной эрозии: донная и боковая. Базис эрозии и причины его колебания. Выработка продольного профиля равновесия реки. Меандрирование как результат боковой эрозии рек. Формы переноса материала реками. Речные отложения - аллювий. Отличительные особенности аллювия. Русловой и пойменный аллювий.

38. Речные долины и их эволюция. Причины образования речных террас. Надпойменные террасы и их типы. Дельты, эстуарии и условия их образования. Полезные ископаемые, связанные с деятельностью поверхностных текучих вод. Народнохозяйственное значение рек, охрана их ресурсов.

39. Геологическая деятельность подземных вод. Формы нахождения воды в горных породах. Происхождение подземных вод: инфильтрационные. конденсационные, седиментогенные, ювенильные и дегидратационные воды.

40. Типы подземных вод. Почвенная вода. Верховодка. Грунтовые воды. Движение и режим грунтовых вод. Межпластовые безнапорные воды. Напорные (артезианские) межпластовые воды. Области питания, разгрузки, напора. Пьезометрический уровень. Артезианские бассейны.

41. Химический и газовый состав подземных вод. Минеральные воды: углекислые, сероводородные, радиоактивные. Отложения минеральных источников. Полезные ископаемые, связанные с деятельностью минерализованных термальных вод. Народнохозяйственное значение подземных вод.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

«Инженерно-геологические изыскания»

Направление подготовки: 130101 Прикладная геология

Специализация: Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания

Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"

Форма обучения: очная

Составитель: доцент каф. ГГ и ИГ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Инженерно-геологические изыскания

1. Цель и задачи дисциплины

Основной целью курса «Инженерно-геологические изыскания» является приобретение студентами знаний по организации изысканий для различных видов строительства, методологии и методам изучения особенностей разреза исследуемой территории, состава, состояния и физико-механических свойств горных пород с использованием современной аппаратуры для качественных и количественных прогнозов закономерностей развития геологических и инженерно-геологических процессов и явлений, как результата взаимодействия геологической среды с сооружениями и обеспечения их устойчивости.

Основные задачи дисциплины :

Арактеристика взаимодействия различных сооружений с геологической средой района освоения; оценка и прогноз основных результатов взаимодействия, отражающихся на изменении природной обстановки;


Постановка комплексных инженерно-геологических исследований для получения информации об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях строительства;

Выявление основных особенностей территорий, сложных по их инженерно-геологическим и гидрогеологическим условиям;

Обоснование состава и методики проведения инженерно-геологических изысканий в зависимости от сложности и ответственности проектируемых объектов;

Разработка мероприятий по обеспечению устойчивости и условий нормального функционирования объекта (объектов) в зависимости от сложности инженерно-геологической и гидрогеологической обстановки.

2. Место дисциплины в структуре ООП квалификации «специалист»:

Дисциплина «Инженерно-геологические изыскания» (С.3.с.2.8) входит в модуль «Профессиональный цикл» (С.3), специализация «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» (С3.с.2). Ее изучение базируется на знаниях, полученных при освоении школьных дисциплин, дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе: «Общая геология», «Геоморфология и четвертичная геология», «Механика горных пород и грунтов», «Инженерные сооружения», «Общая инженерная геология», «Общая гидрогеология», «Инженерная геодинамика», «Грунтоведение и др.

Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине, наряду с дисциплинами модулей «Гуманитарного, социального и экономического цикла», «Математического и естественно-научного цикла» являются необходимыми для успешного освоения модулей профессионального цикла.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Инженерно-геологические изыскания» по специальности «Прикладная геология» направлен на формирование следующих компетенций:

– обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения (ОК-1);

Уметь логически последовательно, аргументировано и ясно излагать мысли, правильно строить устную и письменную речь (ОК-3);

Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);

Обладать способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК - 2);

Демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-5);

Уметь проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-6);

Применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации , навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);


Использовать теоретические знания при выполнении производственных и инженерных исследований в соответствии со специализацией (ПК-10);

Уметь проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения (ПК-12);

Осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания (ПК-13);

Осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов (ПК-15);

Применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-17);

Уметь подготавливать и согласовывать геологические задания на разработку проектных решений (ПК-18);

Изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований инженерно- геологического направления (ПК-22);

Подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-25);

Составлять техническую документацию реализации изыскательского процесса (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы, оборудование и т. п.), а также установленную отчетность по утвержденным формам (ПК-28);

Обладать способностью анализировать, систематизировать и интерпретировать инженерно-геологическую и гидрогеологическую информацию (ПСК-2.1);

Уметь планировать и организовать инженерно-геологические и гидрогеологические исследования (ПСК-2.2);

Уметь составлять программы инженерно-геологических исследований, строить карты инженерно-геологических условий (ПСК-2.3);

Уметь оценивать инженерно-геологические и гидрогеологические условия для различных видов хозяйственной деятельности (ПСК-2.4);

В результате освоения дисциплины «Инженерно-геологические изыскания» студент должен:

· знать теоретические основы о природно-технических системах, фундаментальных свойствах литосферы, о схематизации инженерно-геологических условий строительства и эксплуатации сооружений различного назначения, а также методологию и методики изучения элементов инженерно-геологических условий;

· уметь применять методику полевых инженерно-геологических работ (съемка, геофизические работы, бурение, полевые опытные работы по изучению свойств горных пород в условиях естественного залегания); грамотно обработать результаты инженерно-геологических исследований в полевых и лабораторных условиях и составить отчет об инженерно-геологических условиях исследованной территории; прогнозировать и определять опасность различных природных и природно-техногенных процессов и явлений на устойчивость различных сооружений;

    иметь представление о геоэкологии и ее роли при инженерно-геологических исследованиях и прогнозах.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, или 197 часов

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Другие виды самостоятельной работы

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Лабор.

работы

Реферат

Всего

Теоретические основы методики инженерно-геологических исследований

Методы инженерно-геологических изысканий и общая технология инженерно-геологических работ

Инженерно-геологические изыскания при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации различных сооружений

ВСЕГО:

Примечание: СРС – самостоятельная работа студентов

6. Лабораторный практикум

№ пп.

№ раздела дисциплины

Работа с нормативными документами.

Построение карты рельефа местности по данным инженерно-геологической съемки

Построение геологической карты по результатам инженерно-геологической съемки участка строительства

Обработка данных определения показателей сопротивления сдвигу в полевых условиях

Обработка данных определения модуля деформации пород основания

Обработка данных статического и динамического зондирования. Обоснование количества точек зондирования

Анализ инженерно-геологических колонок. Выделение инженерно-геологических элементов.

Составление таблицы нормативных и расчетных значений.

Составление программы детальных инженерно-геологических изысканий на участке строительства 16-ти этажного дома (4 часа)

Программа инженерно-геологических изысканий на участке проектируемой автомобильной дороги под насыпь(4 часа)

Обоснование видов и объемов работ инженерно-геологических изысканий на участке строительства железнодорожного моста для разработки рабочей документации (4 часа)

Программа инженерно-геологических изысканий на участке строительства трубопроводного транспорта

Детальные инженерно-геологические изыскания на площадке строительства объектов гидротехнического сооружения

Проект детальных инженерно-геологических изысканий на территории водохранилища

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная

1. Бондарик Г. К., . Инженерно-геологические изыскания. Учебник. М.: Книжный дом университета, 2007.

2. Королев В. А . Мониторинг геологических, литотехнических и эколого-геологических систем. Под ред. Трофимова пособие для ВУЗов. М.:КДУ,2007.

3. Полевые методы гидрогеологических, инженерно-геологических, геокриологических, инженерно-геофизических и экологических исследований //Под ред. и др.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: изд. МГУ, 2000.

4. РД 153-39. 4Р (ВСН). Инженерные изыскания для строительства магистральных нефтепроводов. ТРАНСНЕФТЬ», 2002.

5. СНиП 11.02.96 . Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Госстрой России 1996.

6. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. М.: Госсстрой России, 1997.

7. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть II. Правила производства работ в районах распространения специфических грунтов.- М.: Госстрой России, 1997.

8. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть III Правила производства работ в районах развития опасных геологических процессов.- М.: Госстрой России, 1997.

9. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть IV. Правила производства работ в районах распространения многолетнемерзлых грунтов.- М.: Госстрой России, 1999.

10. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть V. Правила производства работ в районах с особыми природно-техногенными условиями.- М.: Госстрой России, 2002.

11. СП 11.102.97 . Инженерно-экологические изыскания для строительства. Госстрой России 1997.

12. СП . Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений. М.: Госстрой России, 2004.

13. ТСН. Проектирование фундаментов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге. Правительство Санкт-Петербурга, 2004.

Дополнительная

14. Бондарик Г. К., Пендин В. В., Ярг Л. А. Инженерная геодинамика. Учебник. М.:КДУ, 2007.

15. Золотарев Г. С.. Методика инженерно-геологических исследований. М. МГУ, 1990.

16. , Инженерная (экологическая) геодинамика. СПб, Наука, 2000.

17. Изучение инженерно-геологических и гидрогеологических условий верхних горизонтов пород в нефтегазоносных районах криолитозоны . Методическое руководство/ Сост.: , С.Е. Гречищев, А.В. Павлов и др.-М.:Недра,1992.

18. Ломтадзе В. Д . Специальная инженерная геология. М.: Недра, 1978.

19. Справочник современного изыскателя. М: изд-во «Феникс», 2006.

20. Трофимов В. Т., Зилинг Д. Г., Барабошкина Т. А., Жигалин А. Д., Харькина М. А. . Трансформация экологических функций литосферы в эпоху техногенеза / Под. ред. . - М.: Изд-во «Ноосфера», 2006.

21. Учебная инженерно-геологическая практика на учебно-производственном полигоне «Кавголово» Методические указания/ Сост. , ; Санкт-Петербургский горный ин-т. СПб, 2007.

22. European Prestandart ICS. Eurocode 7: Geotechnical design. 91.080.01/93.020

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Наглядные пособия: карты, разрезы, схемы. Оборудование для опытных полевых работ (Кавголовский учебный полигон). Программные продукты обработки результатов полевых и лабораторных исследований на базе Excel, Statistica.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Будут использованы специализированные аудитории ГРФ Горного университета для лекционных и лабораторных занятий со студентами.


Loading...Loading...