Нарушение эмоционально волевой сферы человека лечение. Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории. Эмоционально волевые расстройства

Воля – это сознательная целенаправленная психическая активность. И.М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» (1866) указывал, что механизм произвольных движений носит рефлекторный характер, в основе которого лежит нервное возбуждение. В процессе социально‑исторического развития у человека выработались более сложные и точные формы приспособительных реакций, выражающиеся высоко дифференцированными условно‑рефлекторными реакциями. Волевая сфера тесно связана с инстинктами (врожденными рефлексами) и влечениями.

Инстинкты – это врожденные рефлексы, доставшиеся человеку по наследству от его предков. К инстинктам относятся: пищевой, оборонительный, половой, родительский. Человек может регулировать свои инстинкты и подавлять их. Если одновременно возникает несколько противоречивых желаний, то происходит борьба мотивов. Мотив – это акт осмысления, т. е. критического отношения к желанию в соответствии с реальными возможностями. В результате борьбы мотивов человек принимает определенное решение. Воля, волевое действие – это одна из сторон психики, которая, как всякая психическая деятельность, причинно обусловлена, подчинена законам существующего мира. Волевая деятельность – это действие, направленное на реализацию сознательно поставленной цели, целенаправленная психическая деятельность.

Волевые действия могут проявляться в соответствии законам данной окружающей среды и тогда говорят о правильном воспитании и поведении человека. В расстройствах волевой сферы можно различать повышение или понижение психической активности, извращение волевых действий.

Волевые процессы могут нарушаться в различных видах и характеризоваться разнообразными проявлениями.

У больных с маниакально‑депрессивным синдромом отмечается повышение волевой активности, проявляющейся в повышенной деятельности, неутомимости, многоречивости, повышенно хорошим настроением. Понижение волевой активности сопровождается бездеятельностью, апатией, резким снижением двигательной активности и наблюдается при некоторых психических расстройствах (реактивных и эндогенных психозах).

Эмоционально‑волевые и двигательно‑волевые действия формируются в процессе жизни, отклонения их могут проявляться в определенном возрасте и при некоторых психоневрологических расстройствах.

Ослабление волевой деятельности, а с ними и проявления влечений, часто встречается в психиатрической клинике.

Влечения – это филогенетически старые, унаследованные, сложные безусловно‑рефлекторные (инстинктивные) жизненно важные реакции, направленные на сохранение рода и продление вида. Они свойственны человеку и животному. Влечения человека, в отличие от животных, подчинены социально‑трудовой деятельности. Обучение и воспитание способствуют торможению влечений. При некоторых поражениях коры головного мозга, ущербности возможно растормаживание влечений.

Расстройства инстинктов и влечений могут проявляться в их усилении, уменьшении, исчезновении или качественном извращении.

Нарушение пищевого инстинкта. Влечения к пище наблюдаются в виде усиления пищевого инстинкта (прожорливость, жадность). Такие состояния наблюдаются у больных, перенесших энцефалит, и называются булимией. Чаще всего приходится сталкиваться с подавлением пищевого влечения. Стойкий отказ от употребления пищи (анорексия )приводит к истощению больного. Упорный отказ от пищи может быть связан с бредовой настроенностью (бредовые идеи отравления и др.) или убеждением, что пища изготовлена из недоброкачественных продуктов. Симптом пика – поедание несъедобных предметов. Копрофагия – поедание кала. Отказ от еды может наблюдаться при различных формах ступора, при состояниях депрессии, при истерии. В ряде случаев анорексия является защитным физиологическим механизмом, с помощью которого организм приспосабливается к новым условиям внешней и внутренней среды.

В первые часы после рождения проявляет себя пищевой рефлекс, являющийся врожденным. Нормально родившийся ребенок с хорошим весом причмокивает губами и ищет сосок, высасывает достаточное количество молока. Дети, родившиеся слабыми, с малым весом или перенесшие родовую черепно‑мозговую травму, отличаются слабым пищевым рефлексом, мало и плохо едят, срыгивают, у них часто возникают диспептические (нарушение функции желудочно‑кишечного тракта) явления. В последующем они едят мало, избирательно. У них часто проявляется полидипсия (повышенное потребление жидкости). По физическому развитию эти дети пониженного питания, часто болеют, у них легко проявляют себя различные невротические реакции.

При усилении пищевого рефлекса дети с раннего возраста обращают на себя внимание повышенным аппетитом, хорошей жировой упитанностью. С возрастом они едят много, особенно мучную и углеводную пищу. Матери нередко жалуются на то, что дети достают из‑под замка запретную пищу и всю поедают. Они быстро набирают в росте и весе и обращают на себя внимание повышенной жировой упитанностью (эндокринопатия ). Дети рассказывают, что у них невероятное влечение к пище (булимия ), они все время голодные, много едят (полифагия )и не могут насытиться (акория ), хотя их достаточно хорошо кормят.



Наряду с ослаблением или усилением пищевого рефлекса может наблюдаться извращение влечений при определенных состояниях: беременности, у больных, перенесших сотрясения мозга, некоторых психозах. Извращение пищевого рефлекса проявляется в желании употреблять одну пищу или отказываться от другой. Иногда больные употребляют несъедобную пищу при нехватке каких‑то веществ в организме, например, мел при беременности или экскременты при идиотии.

С оборонительным рефлексом связаны методы воспитания. Родители и воспитатели учат детей хорошо относиться и помогать товарищу, запрещают драться. Одни дети этот принцип усваивают и ведут себя правильно в коллективе, у других наблюдаются различные отклонения.

У детей легко возбудимых, перенесших родовую черепно‑мозговую или прижизненную травму черепа, часто наблюдаются аффективные вспышки, они легко вступают в конфликт. У подростков эти состояния обостряются под влиянием алкоголя, наркотиков, асоциальных условий.

У физически ослабленных детей оборонительный рефлекс не сформирован. Они обидчивы, плаксивы, их все обижают, они не могут защитить себя. Воспитатели дошкольных и школьных учреждений должны быть особенно внимательны к физически ослабленным детям, не допускать конфликтных ситуаций.

К этой группе патологии относится расстройство влечения к самосохранению, которое может проявляться в виде обострения влечения к самосохранению (недоверие ко всему новому, переменам, незнакомым объектам, приверженности к стереотипному порядку), ослабления влечения к самосохранению (отсутствие защитных реакций, безразличное отношение к окружающим), извращения влечения к самосохранению (аутоагрессия).

Страх принимает патологическую форму влечения к самосохранению. Это глубинное жизненное переживание, совершенно бессодержательное, обычно ничем не мотивированное и чрезвычайное по интенсивности. Проявление его различно: при ступоре (оцепенении) или бурном двигательном беспокойстве (истерические реакции).

Влечение к самоубийству (суицид о мания )обычно связано с психическими расстройствами и наблюдается у подростков и молодых людей при реактивных психозах, наркомании, алкоголизме. Психически больные люди нередко проявляют большую изобретательность и настойчивость в осуществлении своих суицидальных намерений. Близко к влечению лишить себя жизни стоит влечение к самоувечью, нередко осуществляется импульсивно. Часто это происходит на фоне бредовых и галлюцинаторных переживаний.

В психиатрической клинике заметное место занимают нарушения полового влечения: повышенная или пониженная половая возбудимость, сексуальные извращения, которые могут наблюдаться при различных психических заболеваниях и состояниях.

Повышенная половая возбудимость – гиперсексуальность, выражающаяся у подростков в виде частых и длительных эрекций, эротических фантазий, мастурбации. Наблюдаются такие состояния при резком увеличении секреции андрогенов из‑за ускоренного пубертатного развития, под влиянием эндокринных расстройств или органических поражений гипоталамолимбической области.

Гипосексуальность – понижение полового влечения, проявляющееся у подростков отсутствием интереса к противоположному полу. Эти расстройства возникают при задержке психосексуального развития.

Наиболее частой формой нарушения полового влечения является гомосексуализм (влечение к людям одноименного пола). В анамнезе гомосексуалов часто отмечаются особенности нарушения влечения с детского возраста, наиболее четко проявляющиеся в подростковом и молодом возрасте (интерес к определенным играм, украшениям, одежде девочек и наоборот). В психическом состоянии гомосексуалов отмечаются особенности, связанные с патологией их влечений, часто чувство социальной отверженности, изоляции, нередко тяжелые переживания, связанные с сознанием своей неполноценности.

К числу других форм нарушения относится трансветизм, патологическое влечение к переодеванию в одежду противоположного пола, а также интерес к вещам противоположного пола.

Объектом полового влечения могут быть также маленькие дети (педофилия ), половые сношения с животными (зоофилия ), влечение к статуям (пигмалион )и другие. Издавна известны такие отклонения как садизм и мазохизм. Садизм – характеризуется стремлением причинять боль другому человеку с целью достижения сексуального удовлетворения. Мазохизм – получение сексуального удовлетворения или удовольствия от причиняемой боли или унижения, доставляемого партнером.

Противоположным состоянием является понижение половой активности, обусловленные темпераментом, возможностью волевого управления своими инстинктами, моральным уровнем личности, пережитыми стрессами. Нередко падает потенция у хронических алкоголиков.

Учитывая, что половой инстинкт формируется в детском возрасте, задачей родителей и воспитателей является привитие детям правильного понимания взаимоотношений мальчиков и девочек, уважения к ним.

Обратилась за советом бабушка по поводу своего внука 6‑ти лет. Придя домой из детского сада мальчик много времени проводит возле зеркала, одевает на себя обувь и платье матери, ее бижутерию, красит губы и перевоплощается в женщину. Такой интерес к женской одежде беспокоит бабушку. Вопрос к бабушке: чем занимаются родители мальчика дома? Ответ бабушки: папа читает газету и смотрит телевизор, мама рассматривает свои новые модные вещи или беседует с друзьями по поводу обнов. Ребенком никто не занимается, он предоставлен самому себе и живет в кругу постоянных разговоров о вещах, туалетах, женских украшениях, моде. Естественно у него формируются женские интересы. В связи с этим совет родителям: отцу ребенка заниматься мужской работой по дому и физической культурой совместно с сыном и приучать ребенка к трудовой деятельности. В противном случае у ребенка сформируются различные патологические черты личности.

Родительский инстинкт формируется с детского возраста. Девочка чаще ребер в руки куклу, качает, купает и одевает ее, подражая матери. В течение жизни девочка оказывается ближе к куклам, а затем и к ребенку. Мальчик предпочитает подвижные игры: в войну, футбол или играет с машинками, конструктором, солдатиками. В настоящее время и мальчики, и девочки увлекаются компьютерными играми. Родительский инстинкт формируется в процессе совместной жизни ребенка с родителями, заботой о них и выражается в здоровом, правильном воспитании своего ребенка. Но могут наблюдаться различные отклонения в виде гиперопеки или гипоопеки, что проявляется в усилении или ослаблении родительского инстинкта.

При гиперопеке любящие родители все стараются сделать за своего ребенка: он растет неприспособленным к домашнему труду, необходимости помощи родителям. Чаще всего гиперопека идет со стороны матери, она одевает и обувает ребенка, советует ему с кем сидеть за столом, с кем дружить и что говорить. В этих случаях ребенок самостоятельно ничего не делает, не решает своих проблем. Такое положение (подавление инициативы) сохраняется и в школьном и в подростковом возрасте. У ребенка формируется определенный склад личности, который определяется как психастения. В сложных житейских условиях эти люди оказываются не подготовленными к самостоятельному решению каких‑либо задач и в трудных случаях проявляют тяжелую стрессовую реакцию.

В случаях гипоопеки, когда родители мало уделяют внимания своим детям по разным причинам: много работают, злоупотребляют алкоголем и проводят свободное время в развлечениях. Дети растут под влиянием воспитания чужих людей, не всегда благополучных. В этих случаях дети уходят из дома, занимаются бродяжничеством и воровством. В зависимости от возраста многие из них попадают в интернаты, детские дома или при совершении преступления оказываются в тюрьме.

В ряде случаев наблюдаются у матерей непосредственно вслед за родами безучастность, даже отвращение по отношению к своим детям. Это может быть ранним признаком психического заболевания (симптоматические послеродовые психозы, обострение шизофренического процесса).

Влечения формируются на базе инстинктов. Однако влечение – более широкое понятие, которое не только подразумевает определенные формы поведения, но и обозначает также переживания определенной биологической потребности. Таким образом, влечение – это состояние, побуждающее искать или избегать тех жизненно важных ситуаций, в которых оно могло бы разрешиться инстинктивным движением. Влечения формируются в процессе жизни, но могут изменяться под влиянием окружающей среды. Влечения периодически возникают и исчезают, меняется их интенсивность. Формы проявления влечений бывают разными и нередко зависят от их удовлетворения или волевого действия.

В психиатрии описывают большое количество импульсивных влечений: влечение к бродяжничеству (дромомания ), поджогам (пиромания ), воровству (клептомания ). Большинство импульсивных влечений представляют сложные образования и в генетическом, и в структурном отношении. В отличие от навязчивых состояний импульсивные влечения представляют собой остро возникающие побуждения и стремления, подчиняющие себе все сознание и поведение больного. Импульсивные действия возникают при более глубоком нарушении психической деятельности по сравнению с импульсивными влечениями. Они характеризуются бессмысленностью и возникают без всякого повода. Больной может импульсивно совершать агрессивный поступок или нанести себе повреждение вплоть до самоубийства (А.А. Портнов). Такие состояния наблюдаются при шизофрении и психопатиях.

Патофизиологические механизмы эмоционально‑волевых расстройств многообразны и имеют генетические и социальные корни, наблюдаются при многих психических и невротических болезненных состояниях. В этих случаях дети и подростки нуждаются в добром, внимательном и заботливом отношении, привлечении к учебной и трудовой деятельности.

Расстройства эффекторных функций (двигательно‑волевых)

Наряду с эмоционально‑волевыми расстройствами в психиатрической клинике описываются также двигательно‑волевые расстройства.

В основе механизма возникновения двигательно‑волевых расстройств находится фактор преобладания возбудительного или тормозного процессов в коре головного мозга. В этих случаях ослабляется или повышается волевая деятельность.

К двигательно‑волевым расстройствам с преобладанием возбудительного процесса относится гипербулия – повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в форме:

Маниакального возбуждения, при котором больной постоянно находится в деятельности: не закончив одну работу, он начинает другую, при этом много говорит, настроение веселое, аппетит повышен. У таких больных может наблюдаться гиперсексуальность, агрессия, расторможенность поведения. Человек в таком состоянии не чувствует усталости и может работать до 20 часов в сутки, оставляя на сон несколько часов.

Такое состояние маниакального возбуждения наблюдается в течение двух‑трех недель, затем постепенно успокаивается до следующего приступа или переходят в свое противоположное состояние – торможение. Заболевание маниакально‑депрессивного психоза (МДП) проходит отдельными циклами.

Ктатонического возбуждения, которое в отличие от маниакального возбуждения не целенаправленное и выражается стереотипными движениями, хаотичностью, вычурностью. Больные находятся в постоянном движении, импульсивно вскакивают с постели и бесцельно ходят из угла в угол, выкрикивают отдельные слова. Для этого состояния характерны эхолалия (повторение слов), эхопраксия (повторение движений), эхомимия (повторение выражения лица). Эти изменения поведения больного характерны для шизофрении.

Гебефренического возбуждения, которое характеризуется манерностью, дурашливым поведением, обилием нелепых поз, скачков, прыжков, ужимок. В подростковом возрасте симптоматика дополняется расторможенностью низших влечений. Больные много говорят, философствуют (бесплодное философское мудрствование, резонерство). Эти состояния наблюдаются при шизофрении.

Истерического возбуждения, возникающего после испуга. Человек бежит без оглядки и долго не может остановиться, понять, что случилось. К форме истерического возбуждения также относится истерический приступ.

К двигательно‑волевым расстройствам с преобладанием тормозного процесса относятся все формы, характеризующиеся ослаблением волевой деятельности (гипобулия )или остановкой действия – ступор:

Депрессивный ступор, при котором больной длительно находится в одном и том же положении, говорит тихо, с трудом подбирает слова, движения его замедлены и совершаются с трудом. Постоянным признаком депрессивного ступора является угнетенное состояние, преобладание чувства тоски, страха, тревоги. Характерна при этом страдальческая, застывшая мимика. Такие состояния могут наблюдаться при маниакально‑депрессивном психозе в фазе депрессии, при старческой депрессии.

Кататонический ступор характеризуется обездвиженностью и мутизмом (отказ от разговора, молчание). Наблюдается состояние восковой гибкости (каталепсия ) – больному можно придать любую позу и он длительно ее не меняет, например, поднятую руку не опускает до тех пор, пока она сама не опустится. Такие состояния наблюдаются при шизофрении.

Гебефренический ступор характеризуется раздвоенностью (расщеплением) деятельности, негативизмом, выражающийся в том, что больные выполняют действия противоположные тем, о которых их просят. Эти состояния наблюдаются при шизофрении.

Истерический, или психогенный, ступор возникает после психических травм: при испуге, внезапном горе, стихийном бедствии. Внешним проявлением служит общая заторможенность вплоть до полного оцепенения. Иногда человек замирает и не может сдвинуться с места, не может произнести слова (мутизм ). В этих случаях наступает разлитое охранительное торможение в коре головного мозга.

Такие состояния могут наблюдаться у детей и взрослых. У детей после испуга, сопровождавшегося явлениями мутизма, может развиться невротическое заикание.

Рассмотренные нами различные симптомы психопатологических расстройств показывают разнообразие вариантов болезненных состояний, которые могут наблюдаться в детском и подростковом возрасте. Важным является необходимость раннего выявления волевых расстройств у детей и подростков, изучение причин, их вызывающих, правильная организация педагогической работы, соблюдение режима умственной и физической нагрузки, привлечение детей к занятиям физкультурой, творчеству, воспитание нравственных качеств и художественно‑эстетического вкуса. Отклонения в эмоционально‑волевой сфере на фоне психических заболеваний вызывает необходимость медико‑психолого‑педагогического консультирования.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что такое эмоции? Чем они отличаются от чувств?

2. Какие особенности формирования эмоциональной сферы?

3. Опишите виды расстройств эмоциональной сферы.

4. Как формируется эмоционально‑волевая сфера в детском возрасте?

5. Что такое влечение? Какие виды патологии влечения вы знаете?

6. Какие виды нарушений двигательно‑волевой сферы вы знаете?

7. Какие особенности эмоциональных расстройств могут наблюдаться в детском возрасте?

8. Как вы представляете себе «негативизм» и его значение в воспитательском процессе?

9. Назовите различия гипобулии и ступора.

10. Что представляет собой садизм и мазохизм?

11. Особенности работы воспитателя и педагога с детьми, страдающими аффективными и эффекторными расстройствами.

эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному:

1. Повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

2. Пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга.

Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникновения невроза страха. Страх может возникать даже под влиянием незначительных психогенных факторов – незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других – гиподинамией, общей заторможенностью и в обоих случаях сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями – побледнением или покраснением кожи, гипергидрозом, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. При возникновении страха у ребенка усиливаются саливация и двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атаксия). Возможны психогенно обусловленные навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения; в подростковом возрасте – страх болезни и смерти.

Страхи, возникающие спонтанно, вне связи с какими-либо психогенными факторами, называются неврозоподобными; они обусловлены органическим поражением головного мозга. К ним относятся недифференцированные ночные страхи, появляющиеся эпизодически во время сна и сопровождающиеся криком, плачем, общим возбуждением, вегетативными расстройствами. Они характерны для детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, часто возникают на фоне гипертермии. Если страхи появляются внезапно, на фоне соматического благополучия, в определенное время ночного сна, через одинаковые промежутки времени, сопровождаются двигательными автоматизмами, их следует отличать от пароксизмов эпилептического генеза, которые также могут наблюдаться при детских церебральных параличах.

3. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

4. Повышенная впечатлительность. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

5. Повышенная утомляемость – еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение – ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

6. Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами – это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Дети, страдающие церебральным параличом, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др., чем дети без данного заболевания. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.


Эмоции у человека выступают как особый класс психический состояний, которые отражаются в виде позитивного или негативного отношения к окружающему миру, другим людям и прежде всего самому себе. Эмоциональные переживания определяются соответствующими свойствами и качествами, сформированные у объектов и явлений реальности, а также определенным потребностям и нуждам человека.

Термин «эмоции» происходит от латинского названия emovere, что означает движение, волнение и возбуждение. Ключевая функциональная составляющая эмоций заключается в побуждении к активности, вследствие этого эмоциональную сферу по-другому называют эмоционально-волевой.

На настоящий момент эмоции выполняют значительную роль в обеспечении взаимодействия организма и окружающей среды.

Эмоции это главным образом результат отражения человеческих потребностей и оценке вероятности их удовлетворений, которые основываются на личностном и генетическом опыте.

Насколько выраженно выступает эмоциональное состояние человека, зависит от значимости потребностей и недостатка необходимой информации.

Отрицательные эмоции проявляются в результате дефицита необходимо информации, которая требуется для удовлетворения ряда потребностей, а положительные эмоции характеризуются полным наличием всей необходимой информации.

На сегодня эмоции подразделяют на 3 главные части:

  1. Аффект, характеризующийся острым переживанием определенного события, эмоциональным напряжением и возбуждением;
  2. Когниция (осознанность своего состояния, его словесное обозначение и оценка дальнейших перспектив для удовлетворения потребностей);
  3. Экспрессия, которая характеризуется внешней телесной моторикой или поведением.

Относительно устойчивое эмоциональное состояние человека называют настроением. Сфера человеческих потребностей включает в себя социальные, которые возникают на основе культурных потребностей, что впоследствии получило название чувств.

Выделяют 2 эмоциональные группы:

  1. Первичные (гнев, печаль, тревога, стыд, удивление);
  2. Вторичные, которые включают в себя переработанные первичные эмоции. Например, гордость – это радость.

Клиническая картина эмоционально-волевых расстройств

К основным внешним проявлениям нарушения эмоционально волевой сферы относятся:

  • Эмоциональное напряжение. При повышенной эмоциональной напряженности возникает дезорганизация умственной деятельности и снижении активности.
  • Стремительная психическая утомляемость (у ребенка). Выражается тем, что ребенок не способен сосредотачиваться, также характеризуется резкой негативной реакцией на определенные ситуации, где необходима демонстрация своих умственных качеств.
  • Состояние тревоги, которое выражает тем, что человек всячески избегает каких-либо контактов с другими людьми и не стремиться к общению с ними.
  • Повышенная агрессивность. Чаще всего возникает в детском возрасте, когда ребенок демонстративно неповинуется взрослым, испытывает постоянную физическую и вербальную агрессию. Такая агрессия может выражаться не только по отношению к окружающим, но и самому себе, причиняя тем самым вред собственному здоровью.
  • Отсутствие способности чувствовать и осмысливать эмоции других людей, сопереживать. Данный признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью и является причиной психического расстройства и задержки умственного развития.
  • Отсутствие желания преодолевать жизненные трудности. В этом случае ребенок находится в постоянно вялом состоянии, у него отсутствует желание общения с взрослыми. Крайние проявления при данном расстройстве выражаются в полном игнорировании родителей и других взрослых.
  • Отсутствие мотивации к успеху. Главным фактором низкой мотивации является стремление избегать возможных неудач, вследствие чего человек отказывается браться за выполнение новых задач и старается избегать ситуаций, где возникают даже малейшие сомнения в окончательном успехе.
  • Выраженное недоверие к другим людям. Зачастую сопровождается таким признаком как враждебность по отношению к другим.
  • Повышенная импульсивность в детском возрасте. Выражается такими признаками как отсутствие самоконтроля и осознания своих действий.

Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере

Нарушение эмоциональной сферы у взрослых пациентов выделяется такими особенностями как:

  • Гипобулия или понижение волевых качеств. У пациентов с данным нарушением отсутствует какая-либо потребность в общении с другими людьми, возникает раздражительность при присутствии рядом посторонних, отсутствие способности или желания поддерживать беседу.
  • Гипербулия. Характеризуется повышенным влечением во всех сферы жизнедеятельности, зачастую выражается в усилении аппетита и потребностях в постоянном общении и внимании.
  • Абулия. Выделяется тем, что у человека резко снижаются волевые влечения.
  • Компульсивное влечение - это непреодолимая потребность в чем-либо или ком-либо. Данное расстройство зачастую сравнивают с животным инстинктом, когда у человека значительно подавляется способность над осознанностью своих действий.
  • Обсессивное влечение – проявление навязчивых желаний, которые пациент не способен самостоятельно контролировать. Неудовлетворение таких желаний ведет к подавленности и глубоким страданиям больного, а его мысли заполнены идеей их реализации.

Синдромы эмоционально-волевых расстройств

Наиболее распространенными формами расстройств эмоциональной сферы деятельности выступает депрессивный и маниакальный синдромы.

  1. Депрессивный синдром

Клиническая картина депрессивного синдрома описывается 3 основными его признаками, такими как:

  • Гипотомия, характеризующаяся снижением настроения;
  • Ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность);
  • Двигательная заторможенность.

Стоит отметить, что именно первый вышеперечисленный пункт является ключевым признаком депрессивного состояния. Гипотомия может выражаться в том, что человек постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль. В отличие от установленной реакции, когда печаль возникает вследствие пережитого грустного события, то при депрессии человек лишается связи с окружающей обстановкой. То есть в этом случае пациент не проявляет реакции на радостные и другие события.

В зависимости от тяжести состояния, гипотомия может возникать с различной интенсивностью.

Мыслительная заторможенность в ее легких проявлениях выражается в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.

Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).

  1. Маниакальный синдром

Зачастую маниакальный синдром проявляется в рамках аффективно-биполярного расстройства. В этом случае течение данного синдрома характеризуется приступообразностью, в виде отдельных эпизодов с определенными этапами развития. Симптоматическая картина, выделяющаяся в структуре маниакального эпизода, характеризуется изменчивостью у одного пациента в зависимости от стадии развития патологии.

Такое патологическое состояние как маниакальный синдром, также как и депрессивный, выделяется 3 главными признаками:

  • Повышенное настроение по гипертимии;
  • Психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия);
  • Двигательное возбуждение;

Аномальное повышение настроения характеризуется тем, что пациент не ощущает таких проявлений как тоска, тревога и ряда других признаков, характерных при депрессивном синдроме.

Психическая возбудимость с ускоренным процессом мышления возникает вплоть до скачки идей, то есть в этом случае речь пациента становиться несвязной, вследствие чрезмерной отвлекаемости, хотя сам пациент осознает логику своих слов. Также выделяет тем, что у больного возникают идеи собственного величия и отрицания вины и ответственности других людей.

Повышенная двигательная активность при данном синдроме, характеризуется растормаживанием этой активности с целью получения удовольствия. Следовательно, при маниакальном синдроме пациенты, как правило, потребляют большое количество алкоголя и наркотических веществ.

Для маниакального синдрома также характерны такие эмоциональные нарушения как:

  • Усиление инстинктов (повышение аппетита, сексуальности);
  • Повышенная отвлекаемость;
  • Переоценка личностных качеств.

Методы коррекции эмоциональных расстройств

Особенности коррекции эмоциональных расстройств у детей и взрослых основываются на применении ряда эффективных методик, способных практически полностью нормализовать их эмоциональное состояние. Как правило, эмоциональная коррекция в отношении детей заключается в применении игровой терапии.

Зачастую в детском возрасте, эмоциональные расстройства обуславливаются недостачей игрового процесса, что значительно тормозит психическое и ментальное развитие.

Систематический двигательный и речевой фактор игры позволяет раскрыть возможности ребенка и ощутить положительные эмоции от игрового процесса. Проработка различных ситуаций из жизни в игровой терапии позволяет ребенку значительно быстрее адаптироваться к реальным жизненным условиям.

Существует и другой терапевтический подход, а именно психодинамический, который основывается на методе психоанализа, направленного на разрешение внутреннего конфликта пациента, осознание своих потребностей и полученного опыта из жизни.

Психодинамический метод также включает в себя:

  • Арттерапию;
  • Непрямую игротерапию;
  • Сказкотерапию.

Данные специфические воздействия зарекомендовали себя не только в отношении детей, но и взрослых. Они позволяют пациентам раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональные расстройства как определенный образ. Психодинамический подход также выделяется легкостью и непринужденностью проведения.

Также к распространенным методам относят этнофункциональную психотерапию, которая позволяет искусственно сформировать раздвоенность субъекта, в целях осознания своих личностных и эмоциональных проблем, как бы сфокусировав свой взгляд со стороны. В данном случае помощь психотерапевта позволяет пациентам перенести свои эмоциональные проблемы на этническую проекцию, проработать их, осознать и пропустить через себя с целью окончательного избавления от них.

Профилактика эмоциональных нарушений

Главной целью профилактики нарушений эмоционально волевой сферы выступает формирование динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС. Данное состояние обуславливается отсутствием внутренних конфликтов и устойчивым оптимистичным настроем.

Устойчивая оптимистичная мотивация дает возможность двигаться к намеченной цели, преодолевая различные трудности. В итоге человек учится принимать взвешенные решения, основываясь на большом количестве информации, что снижает вероятность ошибки. Т. е. ключом к эмоционально устойчивой нервной системе является движение человека по пути развития.

Понятие эмоциональной регуляции и эмоциональной нормы, индивидуально-психологические особенности проявления эмоций и чувств. Классификация эмоциональных нарушений. Нарушения эмоциональной сферы при разнообразных патологических процессах и состояниях. Методы и методики изучения эмоций (МЦВ Люшера, МПВ Сонди, анкета оценки эмоционального состояния, рисуночные проективные методики).

Патопсихологическая классификация волевых расстройств: нарушения на уровне мотивационной компоненты волевого акта (угнетение и усиление мотивов деятельности, извращение побуждений), патология на уровне реализации волевого акта (угнетение и усиление двигательных функций, паракинезии). Исследование волевых качеств личности.

Эмоции - это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Индивидуально-психологические особенности – зависят от возраста человека, темперамента и личности в целом. Эмоции как сложные системные психологические образования, составляющие эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и модальностью (качеством эмоции), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота смены эмоциональных состояний) и реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также степенью осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля .

Классификация эмоциональных нарушений:

- эмоциональная лабильность (слабость) – черезмерная подвижность, облегченность смены эмоций.

- эмоциональная регидность (инертность, тугоподвижность) – переживание эмоций сохраняется длительное время, хотя вызвовшее ее событие давно миновала.

- эмоциональная возбудимость определяется той минимальной силой, интенсивностью внешних или внутренних стимулов, которые способны вызвать эмоциональную реакцию человека.

- эксплозивность (взрывчитость)

- эмоциональная монотонность (холодность)

- эмоциональный параличь – острое, кратковременное выключение эмоций.

- апатия (безразличие)

Эмоциональная неустойчивость (эмоции слабее поддаются сознательному управлению).

Эмоциональная невоздержанность – невозможность контролировать и владеть своими эмоциями.



Патология эмоциональной сферы

Симптомы эмоциональных нарушенийразнообразны и многочисленны, но можно выделить пять основных типов патологического эмоционального реагирования:

кататимный тип - обычно возникает в стрессовых ситуациях, патологические эмоциональные реакции относительно кратковременны, изменчивы, психогенно обусловлены (неврозы и реактивные психозы);

голотимный тип - характерна эндогенная обусловленность (первичность), нарушений настроения, которая проявляется полярностью эмоциональных состояний, их устойчивостью и периодичностью появления (маниакально-депрессивный и инволюционный психоз, шизофрения);

паратимный тип - характеризуется диссоциацией, нарушением единства в эмоциональной сфере между эмоциональными проявлениями и другими компонентами психической деятельности (шизофрения);

эксплозивный тип - отличается сочетанием инертности эмоциональных проявлений с их взрывчатостью, импульсивностью (признаки пароксизмальности), доминирует злобно-тоскливое или экстатически-приподнятое настроение (эпилепсия, органические заболевания мозга);

дементный тип - сочетается с нарастающими признаками слабоумия, некритичности, расторможенность низших влечений на фоне благодушия, эйфории или апатии, безразличия, аспонтанности (старческое слабоумие Альцгеймеровского типа, атеросклеротическое слабоумие, прогрессивный паралич и др. заболевания).

В патологии важное практическое значение имеют: гипотимия (патологическое снижение фона настроения), гипертимия (патологическое повышение фона настроения) и паратимия (извращенная эмоциональность).

Методы изучения эмоций МЦВ Люшера, МПВ Сонди, анкета оценки эмоционального состояния, рисуночные проективные методики

Тест Люшера (Метод Цветовых Выборов ). Включает в себя набор из восьми карт - четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее устойчивые черты личности. Нельзя применять тест Люшера как самостоятельную методику в практике экспертизы, профотбора, оценки персонала.



Анкета оценки эмоционального состояния - данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Определяют следующие показатели:
И1 – «Спокойствие – тревожность» (индивидуальная самооценка - И1 - равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4 ).
И2 – «Энергичность – усталость».
ИЗ – «Приподнятость – подавленность».
И4 – «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности».
И5 – Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния

Волевые нарушения.

Воля - это психический процесс сознательного управления и регулирования своего поведения, обеспечивающий преодоление трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Патология волевой и произвольной регуляции

1) Нарушения на уровне мотивационной компоненты волевого акта - три группы: угнетение, усиление и извращение мотивов деятельности и влечений.

А) Угнетение мотивов деятельности

Гипобулия - снижение интенсивности и уменьшение количества побуждений к деятельности с регрессом. Крайняя выраженность – абулимия- полное отсутствие желаний, стремлений и побуждений к деятельности.

Б) Усиление мотивов деятельности

Гипербулия - патологическое увеличение интенсивности и количества побуждений и мотивов к деятельности. Гипербулия обычно придает поведению больного неадекватный характер. Чрезмерная активность и увеличение количества побуждений обнаруживается также при болезненно повышенном настроении (маниакальные состояния) и в опьянении. Весьма характерным при гипербулиях является пониженная утомляемость больных.

В) Извращение побуждений и мотивов деятельности

Парабулии - качественные изменения, извращение как мотивационной, так и интеллектуальной компонент волевого акта, могут проявляться в трех основных формах:

1. Напоминают ритуалы и чаще встречаются при невротических расстройствах. Обычно совершаются только те навязчивые действия, которые не угрожают жизни самому больному и окружающим, а также не противоречащие его морально-этическим установкам.

2. Компульсивные действия - реализованные компульсивные влечения. В большинстве случаев компульсивные влечения монотематичны и проявляются своеобразными повторяющимися неодолимыми пароксизмами поведенческих нарушений. Довольно часто они стереотипно повторяются, приобретая характер своеобразной болезненной одержимости (“мономания”) поджигательством, бессмысленным воровством, игрой в азартные игры и др.

3. Импульсивные действияпроявляются в нелепых действиях и поступках, которые продолжаются секунды или минуты, совершаются больными без обдумывания и неожиданны для окружающих. Мотивы данных поведенческих реакций мало осознаются и непонятны даже самому больному.

4. Насильственные действия, т.е. движения и поступки, которые возникают помимо воли и желания. К ним относятся насильственный плач и смех, гримасы, покашливания, чмокания, сплевывание, потирание рук и другие. Насильственные действия чаще всего встречаются при органических заболеваниях мозга.

– это симптомы нарушения целенаправленности деятельности, представленные ослаблением, отсутствием, усилением и извращением произвольной активности. Гипербулия проявляется необычайной решимостью, скоропалительными действиями. Гипобулия представляет собой патологическое снижение волевых способностей, сопровождающееся вялостью, пассивностью, неспособностью выполнять задуманное. При абулии определяется полная утрата желаний и побуждений. Варианты парабулии – ступор, стереотипии, негативизм, эхопраксия, эхолалия, каталепсия. Диагностика выполняется при помощи беседы и наблюдения. Лечение медикаментозное и психотерапевтическое.

МКБ-10

F60.7 Расстройство типа зависимой личности

Общие сведения

Воля – психическая функция, обеспечивающая способность человека сознательно управлять своими эмоциями, мыслями и поступками. Основой целенаправленной активности является мотивация – совокупность потребностей, побуждений, желаний. Волевой акт разворачивается поэтапно: формируется побуждение и цель, осознаются пути достижения результата, разворачивается борьба мотивов, принимается решение, осуществляется действие. При нарушении волевого компонента происходит снижение, усиление или искажение этапов. Распространенность волевых расстройств неизвестна ввиду того, что легкие отклонения не попадают в поле зрения врачей, а более выраженные встречаются при широком круге заболеваний – неврологических, психических, общесоматических.

Причины

Легкие волевые нарушения рассматриваются как особенности эмоционально-личностной сферы, обусловленные типом высшей нервной деятельности, условиями воспитания, характером межличностных взаимоотношений. Так, например, часто болеющие дети оказываются в ситуации гиперопеки со стороны родителей, учителей, сверстников, в итоге их волевые качества ослабляются. Причинами выраженных изменений воли являются:

  • Депрессивные расстройства. Снижение воли вплоть до полного отсутствия побуждений наблюдается при эндогенной депрессии . При невротических и симптоматических формах сохраняется интенция, но реализация действия затормаживается.
  • Шизофрения. Ослабление волевых операций – характерная особенность шизофренического дефекта. Пациенты при шизофрении внушаемы, впадают в кататонический ступор, склонны к стереотипиям и эхолалиям.
  • Психопатические расстройства. Расстройства воли могут быть результатом неправильного воспитания, заостренных черт характера. Зависимость от окружающих, неуверенность и подчиняемость определяется у лиц с тревожно-мнительными, истероидными чертами, склонных к алкоголизму и наркомании .
  • Маниакальные состояния. Повышенное стремление к деятельности, высокая скорость принятия решений и их реализации диагностируется у людей с биполярным аффективным расстройством в фазе мании. Также выраженные симптомы развиваются при истерических приступах.
  • Органические патологии мозга. Поражение ЦНС сопровождается снижением всех компонентов волевой активности. Гипобулия, абулия обнаруживаются при энцефалитах , последствиях ЧМТ и интоксикаций.

Патогенез

Нейрофизиологической базой волевых расстройств является изменение сложных взаимодействий различных мозговых структур. При поражении или недоразвитии лобных отделов возникает нарушение целенаправленности, снижение способности планировать и контролировать сложные действия. Пример – подростки, имеющие множество желаний, потребностей, энергии к их удовлетворению, но не обладающие достаточным упорством и настойчивостью. Патология пирамидного пути проявляется невозможностью совершения произвольных действий – возникают параличи, парезы, тремор. Это физиологический (не психический) уровень изменения произвольности.

Патофизиологической основой расстройств воли может стать дисфункция или поражение ретикулярной формации, обеспечивающей энергетическое снабжение корковых структур. В таких случаях нарушается первый этап волевого акта – формирование побуждений и мотивации. У пациентов с депрессией и органическими поражениями ЦНС снижен энергетический компонент, они не хотят действовать, не имеют целей и потребностей, побуждающих к активности. Маниакальные больные, наоборот, чрезмерно возбуждены, идеи быстро сменяют друг друга, а планирование, контроль деятельности оказываются недостаточными. При шизофрении происходит искажение иерархии мотивов, изменение восприятия и мышления затрудняет планирование, оценку и контроль действий. Энергетические процессы снижены либо повышены.

Классификация

Нарушения волевых актов относятся к патологии эффекторного звена – системы, осуществляющей передачу информации из ЦНС к исполнительным системам. В клинической практике принято классифицировать данные расстройства по характеру симптомов: гипобулия (ослабление), абулия (отсутствие), гипербулия (усиление) и парабулия (искажение). Согласно этапам произвольного акта, выделяют семь групп волевых патологий:

  1. Расстройство произвольных актов. Человек не может выполнять действия, результат которых неочевиден или отдален во времени. В частности, он не может обучаться сложным навыкам, накапливать деньги для крупных покупок в будущем, совершать альтруистические поступки.
  2. Расстройство преодоления препятствий. Совершению задуманного могут мешать физические преграды, социальные условия, новизна обстановки, необходимость поиска. Пациенты не могут прилагать усилия для преодоления даже незначительных трудностей, быстро отказываются от задуманного: при неудаче в экзаменах выпускники не пробуют повторно поступать в ВУЗы, депрессивные больные остаются без обеда, так как препятствием становится необходимость приготовления еды.
  3. Расстройство преодоления конфликта. В его основе лежит несовместимость действий, необходимость выбирать одну из целей. Клинически нарушение проявляется неспособностью осуществлять выбор, избеганием принятия решения, перекладыванием этой функции на окружающих людей или случай (судьбу). Для того чтобы начать хоть как-то действовать, больные совершают «ритуалы» – подбрасывают монетку, используют детские считалочки, связывают случайное событие с определенным вариантом решения (если проедет красная машина, пойду в магазин).
  4. Расстройство преднамеренности. Патологически изменяются сила, скорость или темп действия, нарушается торможение неадекватных двигательных и эмоциональных реакций, ослабляется организация психической деятельности и способность сопротивляться рефлекторным актам. Примеры: синдром автономной конечности с потерей контроля над моторикой руки, аффективная взрывчатость при психопатиях, препятствующая достижению цели.
  5. Расстройство с автоматизмами, навязчивостями. Патологически легко вырабатываются автоматизированные действия, теряется контроль над ними. Навязчивости воспринимаются как собственные либо чуждые. На практике это проявляется трудностями в изменении привычек: один маршрут до работы, одинаковые завтраки. При этом снижаются адаптивные способности, в изменяющихся условиях люди испытывают сильный стресс. Навязчивые мысли и действия невозможно изменить усилием воли. У больных шизофренией утрачивается контроль не только над поведением, но и собственной личностью (отчуждение Я).
  6. Расстройство мотивов и влечений. Искажено чувство первичного влечения, естественного побуждения на уровне инстинкта и целенаправленного акта. Изменяется представление о средствах и последствиях достижения цели, осознание произвольности как естественной способности человека. В данную группу включены психопатологические феномены при расстройствах пищевого поведения, сексуальной сферы.
  7. Расстройство прогностических функций. Больные имеют трудности предвосхищения результата и вторичных эффектов собственной деятельности. Симптомы вызваны снижением функции прогнозирования и оценки объективных условий. Таким вариантом расстройства частично объясняется гиперактивность и решительность подростков, маниакальных больных.

Симптомы волевых расстройств

Клиническая картина разнообразна, представлена усилением, искажением, ослаблением и отсутствием функций произвольности. Гипобулия – снижение волевой активности. Ослаблена сила мотивов, побуждений, затруднена постановка цели и ее удержание. Расстройство характерно для депрессий, продолжительных соматических болезней. Пациенты пассивные, вялые, ничем не интересуются, подолгу сидят или лежат, не меняя позы, не в состоянии начать и продолжить целенаправленное действие. Нуждаются в контроле лечения, постоянной стимуляции к выполнению простых бытовых задач. Отсутствие воли называется абулией. Побуждения и желания полностью отсутствуют, больные абсолютно безучастны к происходящему, бездеятельны, ни с кем не разговаривают, не прилагают усилий для приема пищи, посещения туалета. Абулия развивается при тяжелой депрессии, шизофрении (апатоабулический синдром), сенильных психозах , поражении лобных долей мозга.

При гипербулии пациенты чрезмерно активны, полны идей, желаний, стремлений. У них определяется патологически облегченная решимость, готовность к действию без обдумывания плана и учета последствий. Больные легко вовлекаются в любые идеи, начинают действовать под влиянием эмоций, не согласуют свою активность с объективными условиями, задачами, мнениями других людей. При совершении ошибок не анализируют их, не учитывают в последующей деятельности. Гипербулия является симптомом маниакального и бредового синдрома, некоторых соматических заболеваний, может быть спровоцирована приемом лекарств.

Извращение воли представлено парабулиями. Они проявляются странными, нелепыми поступками: поеданием песка, бумаги, мела, клея (парорексиями), сексуальными перверсиями, тягой к поджогам (пироманией), патологическим влечением к воровству (клептоманией) или к бродяжничеству (дромоманией). Значительная часть парабулий – расстройства контроля моторики. Они входят в состав синдромов, характеризующихся нарушением движений и воли. Распространенным вариантом является кататония . При кататоническом возбуждении развиваются внезапные приступы стремительного, необъяснимого неистовства либо ничем не мотивированные действия с неадекватностью аффекта. Восторженная экзальтированность больных быстро сменяется тревожностью, растерянностью, разорванностью мышления и речи. Основной симптом кататонического ступора – абсолютная обездвиженность. Чаще пациенты замирают сидя или лежа в позе эмбриона, реже – стоя. Реакции на окружающие события и людей отсутствуют, контакт невозможен.

Другая форма двигательно-волевых расстройств – каталепсия (восковая гибкость). Утрачивается произвольность активных движений, но наблюдается патологическая подчиняемость пассивным – любая приданная больному поза сохраняется в течение длительного времени. При мутизме пациенты молчат, не устанавливают вербальный контакт при сохранности физиологического компонента речи. Негативизм проявляется бессмысленным противодействием, немотивированным отказом от выполнения целесообразных действий. Иногда он сопровождается противоположной активностью. Свойственен детям в периоды возрастных кризисов. Стереотипии – однообразные монотонные повторения движений или ритмичное повторение слов, словосочетаний, слогов. Пациенты с пассивной подчиняемостью всегда выполняют приказы окружающих независимо от их содержания. При эхопраксии наблюдается полное повторение всех действий другого человека, при эхолалии – полное или частичное повторение фраз.

Осложнения

При продолжительном течении и отсутствии лечения волевые расстройства могут стать опасными для здоровья и жизни больного. Гипобулические симптомы препятствуют выполнению профессиональной деятельности, становятся основанием для увольнения. Абулия приводит к потере веса, истощению организма, инфекционным заболеваниям. Гипербулия иногда является причиной противоправных действий, в результате которых пациентов привлекают к административной и уголовной ответственности. Среди парабулий наиболее опасным является извращение инстинкта самосохранения. Оно проявляется при тяжелом течении анорексии , развитии суицидального поведения и сопровождается риском летального исхода.

Диагностика

Основным методом обследования больных с волевыми расстройствами остается клинико-анамнестический анализ. Врачу-психиатру необходимо выяснить наличие неврологических заболеваний (изучение амбулаторных карт, выписок неврологов), психических расстройств и наследственной отягощенности. Сбор информации проводится в присутствии родственников, потому что сами больные не всегда способны поддерживать продуктивный контакт. В ходе диагностики врач дифференцирует расстройства произвольности с характерологическими чертами психастенического и возбудимого/гипертимного типа. В этих случаях отклонения эмоционально-волевых реакций являются результатом воспитания, встроены в структуру личности. К способам исследования волевой сферы относят:

  • Клиническую беседу. При непосредственном общении с больным психиатр определяет сохранность критического отношения к заболеванию, способность к установлению контакта, поддержанию темы разговора. Для гипобулии характерна бедность речи, длительные паузы; для гипербулии – переспрашивание, быстрая смена направленности беседы, оптимистичный взгляд на проблемы. Больные с парабулиями предоставляют информацию искаженно, мотив их общения отличается от мотивов врача.
  • Наблюдение и эксперимент. Для получения более разнообразной информации врач предлагает пациенту выполнить простые и сложные задания – взять карандаш и лист, встать и закрыть дверь, заполнить бланк. О расстройствах воли свидетельствуют изменения выразительности, точности и быстроты движений, степень активности и мотивированности. При гипобулических нарушениях выполнение задач затруднено, моторика замедлена; при гипербулических – скорость высокая, но целенаправленность снижена; при парабулиях ответы и реакции больного необычны, неадекватны.
  • Специфические опросники. В медицинской практике применение стандартизированных методов исследования волевых отклонений не получило широкого распространения. В условиях судебно-психиатрической экспертизы используются вопросники, позволяющие в определенной мере объективизировать полученные данные. Примером такой методики является Нормативная шкала диагностики волевых расстройств. Ее результаты указывают на особенности волевых и аффективных отклонений, степень их выраженности.

Лечение волевых расстройств

Нарушения волевых функций лечатся в комплексе с основным заболеванием, послужившим причиной их возникновения. Подбором и назначением терапевтических мероприятий занимаются психиатр и невролог. Как правило, лечение проводится консервативно с применением медикаментозных средств, в отдельных случаях – психотерапии . Редко, например, при опухоли головного мозга , пациенту необходимо хирургическое вмешательство. Общая схема терапии включает следующие процедуры:

  • Медикаментозное лечение. При снижении воли положительный эффект может быть достигнут применением антидепрессантов, психостимуляторов. Гипербулия и некоторые виды парабулий корректируются с помощью нейролептиков, транквилизаторов, седативных препаратов. Пациентам с органической патологией назначаются сосудистые препараты, ноотропы.
  • Психотерапия. Индивидуальные и групповые сеансы эффективны при патологии волевой и аффективной сферы вследствие психопатических и невротических расстройств личности. Больным с гипобулией показаны когнитивные и когнитивно-бихевиоральные направления , психоанализ . Гипербулические проявления требуют освоения релаксации, саморегуляции (аутотренинг), повышения коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству.
  • Физиотерапия. В зависимости от преобладающих симптомов используются процедуры, стимулирующие либо снижающие активность нервной системы. Применяется терапия низкочастотными токами, массажи .

Прогноз и профилактика

При своевременном обращении к врачу и строгом выполнении его назначений прогноз волевых расстройств благоприятен – больные возвращаются к привычному образу жизни, частично или полностью восстанавливается способность регулировать собственные действия. Предотвратить нарушения достаточно сложно, профилактика основывается на предупреждении причин – психических заболеваний, поражений ЦНС. Стать более устойчивым в психоэмоциональном плане помогает соблюдение здорового образа жизни, составление правильного режима дня. Еще один способ профилактики расстройств – регулярные обследования с целью раннего выявления болезни, профилактический прием медикаментов.

Loading...Loading...