Оформление режима дня для школьника. Правильный режим дня школьника, его обоснование и неукоснительное соблюдение

Многие задаются вопросом: а стоит ли составлять и следовать распорядку дня? Конечно стоит! Ведь даже взрослый человек, если не выспится, будет утомлённым и разбитым весь последующий день. А теперь подумайте, каково будет состояние школьника, которого вытащили из тёплой постельки, когда он совершенно не готов к этому. Поэтому очень важно помочь ребёнку составить правильный режим, соответствующему всем биологическим нормам и стандартам.

Почему режим так важен?

Как известно, человеческий организм является системой, подчиняющейся различным ритмам. В нём всё работает слаженно и ритмично: сердцебиение, работа внутренних органов, частота дыхания, работа головного мозга и т.д. Подобная регулярность и последовательность действий позволяют человеку чувствовать себя хорошо. Поэтому для здоровья и развития ребёнка продуманный режим отдыха, питания, физических и умственных занятий имеет большое значение.

Благодаря правильному распорядку у школьника вырабатываются ответные реакции. Ежедневные повторения и определённая последовательность действий благоприятно влияют на отдых, желание учиться и заниматься спортом, а это, в свою очередь, облегчает процесс выполнения всех других дел. Что касается привычки ложиться спать вовремя, то она также имеет важное значение. Выспавшийся ребёнок сможет лучше усваивать получаемую информацию, а также быстрее реагировать и выполнять задания.

Школьникам необходимо выработать привычку ложиться спать вовремя

Говоря о своевременном поступлении пищи в организм, следует отметить, что дети, которые с малых лет едят в одно и то же время, чувствуют себя голодными намного реже, нежели остальные, поскольку пища у первых усваивается куда лучше.

Как составить идеальный распорядок дня?

Всегда помните следующее: если школьник учится в первую смену, утром он должен иметь достаточный запас времени, чтобы не торопясь собрать вещи и пойти в учебное заведение. Вставать с постели в таком случае рекомендуется за час-полтора до начала уроков. Говоря об учащихся второй смены, стоит отметить, что им желательно просыпаться за 3–4 часа до начала занятий, поскольку большинство этого времени будет занимать выполнение домашнего задания. Безусловно, вышеуказанные часы необходимо корректировать в зависимости от того, насколько близко вы находитесь к школе.

Для того чтобы быстро и эффективно избавиться от сонного состояния и настроиться на работу, нужно провести утреннюю гимнастику, на выполнение которой не должно уходить более 10–15 минут. Рекомендуем выполнять упражнения вместе с ребёнком, ведь это будет куда энергичнее и веселее. Подберите весёлую и заводную музыку и начинайте заниматься. После позаботьтесь о том, чтобы комната была проветрена.

Довольно-таки часто рано утром дети отказываются завтракать, особенно если не привыкли этого делать. Конечно, лучше, чтобы ребёнок перекусил хоть что-то, но при этом не будьте уж слишком настойчивыми. Будет идеально, если вы приготовите любимую пищу, от которой он просто-напросто не сможет отказаться.

Если школа находится в 20–25 минутах от дома, не спешите садиться в тесную маршрутку. Советуем совершить небольшую утреннюю прогулку, во время которой вы сможете помочь ребёнку собраться с мыслями перед занятиями. Если имеется возможность, выберите маршрут, который находится далеко от проезжей части.

Будет идеально, если ребёнок вместо поездки в маршрутке дойдёт до школы пешком

Организация после учебной половины рабочего дня является важнейшей в правильном распорядке. Ни для кого не секрет, что после занятий единственным желанием ребёнка является полноценный отдых. Более того, как показывает статистика, около 40 процентов учеников заканчивают учебный год с признаками усталости. Вывод очевиден: учёбу необходимо чередовать с хорошим отдыхом!

Однако не стоит волноваться и вести ребёнка, который устаёт после уроков, к доктору. В утомлении нет ничего странного и ужасного, поскольку это всего лишь результат работы (как умственной, так и физической). Восстановить свои силы ученик первой смены сможет путём дневного сна, однако не забывайте следить за тем, чтобы школьник не спал до вечера, иначе весь режим быстро собьётся. Что касается учащихся во вторую смену, то им просто можно отправиться спать чуть раньше, нежели обычно.

Также позаботьтесь и о том, чтобы ваш ребёнок принимал пищу каждые 4–5 часов, а его продолжительность сна колебалась в районе 8–10 часов. Даже небольшое недосыпание может привести к усталости и переутомлению, поэтому отнеситесь к данному вопросу предельно серьёзно.

Примерный режим для школьника

Первая смена

Правильный режим дня должен быть приблизительно следующим: вставать с кровати необходимо примерно в 7 утра, после чего ребёнку даётся 30–40 минут на уборку постели, умывание и утреннюю зарядку. До 7.30 вы должны приготовить завтрак, на который уйдёт около 15 минут. Затем следует получасовая дорога в учебное заведение, ну и ориентировочно до 12.30 ученик будет находиться в школе.

С учебного заведения ваше чадо вернётся примерно в 13.00. Опять же, постарайтесь к этому времени приготовить обед. На дневной приём пищи у школьника уйдёт около 30 минут. С 13.30 до 14.30 ему полагается отдых, ну, а в случае необходимости – часовой сон. Затем, с 14.30 до 15.30 отправьте своё чадо на прогулку, на улице ребёнок сможет встретиться с друзьями и поиграть в различные игры.

После школы ребёнок должен хорошенько отдохнуть

С 15.30 до 17.30 ученик будет выполнять домашнее задание. Однако помните, что первоклашкам после 35–40 минутной работы нужно давать отдыхать 15–20 минут. Затем есть полтора часа на посещение секций и кружков. С 19.00 до 20.30 школьник может поужинать и заниматься своими делами. А к 21.00 он должен принять душ и приготовиться ко сну.

Распорядок дня должен быть приблизительно следующим

Вторая смена

День учащихся во вторую смену начинается примерно в 8 утра. Уборка постели, зарядка и завтрак занимают около часа, поэтому в 9.00 ребёнок должен быть готов к выполнению уроков, на которые ему отводится приблизительно два часа. Таким образом, с 11.00 до 12.30 у школьника появляется свободное время, которое он может потратить на посещение дополнительных кружков или прогулку с друзьями. Затем отводится 30 минут на обед и столько же времени на поход в школу.

Занятия у учеников второй смены заканчиваются примерно в 18.00, по их окончанию ребёнок идёт домой. С 18.30 до 19.30 есть свободное время, после чего следует ужин. Следующие два с половиной часа ученик, опять же, может заниматься своими увлечениями, готовить форму и обувь к следующему дню и совершать гигиенические процедуры. В 22.00 - сон.

Во время учёбы во вторую смену не стоит заставлять школьника выполнять уроки сразу после школы, поскольку его организм в это время перегружен и нуждается в отдыхе. В противном случае информация будет усваиваться достаточно плохо.

Несколько слов о «жаворонках» и «совах»

Как известно, каждому человеку свойственны определённые биоритмы. Именно поэтому некоторые детки могут с лёгкостью проснуться в 7 утра и уже через несколько минут чувствовать себя бодро и свежо (их называют «жаворонками), а кому-то достаточно трудно открыть глаза даже в 9–10 часов (их называют «совами»). И то, после пробуждения в столь позднее время, завтракая, они будут клевать носом.

Как вы уже наверняка поняли, ритм отхода ко сну у «жаворонков» сдвинут на более ранний вечер. Как правило, им достаточно комфортно учиться как в первую, так и во вторую смены, поскольку в обоих случаях ребятам приходится просыпаться довольно-таки рано (в 7 утра в первую смену и 8 во вторую). Главное, не допускайте, чтобы «жаворонки» не «зарабатывались» и не ложились спать поздно, потому что в противном случае следующий день окажется для них крайне непродуктивным.

«Совы» предпочитают ложиться поздно и спать вплоть до обеда

С «совами» дела обстоят по-другому. Идеальным выходом для них будет обучение во вторую смену. Ребята этого типа предпочитают ложиться спать ближе к полуночи и вставать лишь к обеду, поэтому не стоит нарушать их биоритм и гнать в кровать в 9 вечера. Вы не сможете заставить «сову» уснуть в столь ранний для неё час. Таким образом, подыскав школу, в которой есть возможность заниматься во вторую смену, вы точно повысите успеваемость меленьких «сов».

Как видите, организовав правильный и здоровый распорядок дня для ученика, вы создадите все условия для позитивного настроения, хорошей работоспособности и укрепления здоровья ребёнка!

(Visited 49 898 time, 6 visit today)

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Начальное общее образование

Правильный распорядок дня первоклассника

Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

«Как организовать день моему первокласснику?» – этот вопрос регулярно задают родители учителям, врачам и другим экспертам. Действительно, правильно построенный режим дня крайне важен для того, чтобы ребенок плавно и комфортно вошел в учебный процесс и сохранил свое здоровье. Часто родители сами формируют правила, которые не всегда исполнимы и далеко не всегда действительно нужны первокласснику.

Чтобы исправить возможные ошибки родителей, мы решили обратиться к двум экспертам – учителю начальных классов и опытному детскому врачу. Пусть их советы и наблюдения помогут нам составить объективную картину о том, каким должен быть режим дня современного первоклассника.

Алексей Игоревич Крапивкин , доктор медицинских наук, директор московского Научно-практического центра детской психоневрологии


Режим дня: сохраните детсадовскую норму

Когда ребенок идет в школу, его жизнь сильно меняется. Но и в первом классе вполне возможно сохранить тот режим дня, который был у вас в детском саду: с регулярным питанием, послеобеденным отдыхом и достаточно активными прогулками, пусть и не такими длинными.

Питание: главное – разнообразие

Организм первоклассника остро нуждается в регулярном питании, чтобы вовремя восполнять недостаток глюкозы. К семи годам у ребенка уже должны быть сформированы пищевые привычки: обязательный полноценный завтрак, горячий обед, правильные перекусы – второй завтрак, полдник.

Мой главный совет родителям: кормите детей разнообразно. Любой избыточный продукт может повлиять на состояние ребенка, его пищеварение, сон и физическую активность. Конечно, лучше избегать обилия сладкого, жирного или острого в рационе ребенка – по той же причине.

В то же время если у ребенка нет серьезных заболеваний, то нарочитых ограничений в еде быть не должно. Приходя в новый детский коллектив, ребенок пересматривает свою норму питания: если все едят печенье, почему он должен от него наотрез отказаться? Если все перекусывают после третьего урока, почему он не может взять с собой бутерброд или яблоко?

И еще один совет: чтобы не рисковать самочувствием ребенка ночью, постарайтесь накормить его ужином примерно часа за два до сна, не позже. Если не получилось поужинать вовремя – предложите максимально легкую и безопасную для ЖКТ пищу.

Сон: главное – не сражайтесь за показатели

Не только первоклассник, но и любой человек должен спать столько, сколько требует его организм. Но иногда родители укладывают ребенка чуть ли не в восемь вечера, чтобы он проспал как можно дольше, это, на мой взгляд, лишняя мера.

По статистике, взрослому человеку нужно не менее 8 часов сна в сутки. Первокласснику нужно немного больше, но не 12 часов, как грудному младенцу. Самое главное – укладывая ребенка спать пораньше, не сражайтесь за показатели, лучше посмотрите на его состояние. Легко ли ему просыпаться наутро? Хватает ли сил до вечера?

Лучше всего укладывать ребенка спать между 9 и 10 часами вечера, желательно – не позже 10 часов. При этом время за 1,5–2 часа до сна должно быть у ребенка свободно для проведения ежедневных ритуалов: водные процедуры, чтение на ночь, стакан молока – и как можно меньше стрессов, тогда ребенок плавно войдет в сон и сможет полноценно отдохнуть.

Что касается дневного сна, то мне кажется, что нет никаких оснований настаивать на том, чтобы ребенок спал днем. Если ему хочется лечь поспать после обеда – отлично, если нет – не настаивайте. Главное, дневной сон должен делить день на два равных промежутка. Не нужно укладываться спать позже 4 часов вечера: тогда ночной сон может пострадать.

Нагрузки: добивайтесь состояния разумной усталости

Сейчас много говорят о том, что первоклассники едва выдерживают непомерную нагрузку, которую им устраивают школа и родители со своими кружками и секциями. Мне нравится идея, что уровень нагрузок должен определяться переносимостью. Если у вашего ребенка достаточно ресурса, чтобы после школы отзаниматься два часа на фортепиано, а вечером с удовольствием сходить в спортивную секцию, то почему бы и нет? Для родителей главным показателем уровня нагрузок должно быть состояние ребенка по вечерам. Если он падает с ног, капризничает, не может есть, до того он устал – вы явно переборщили. Если он активен и мог бы еще пару часов увлеченно чем-то заниматься, значит, дневной нагрузки не хватило. А вот если его усталость не чрезмерна, естественна, не вызывает у него серьезного дискомфорта – значит, объем нагрузки достаточный.

Физическая активность

Тут важно помнить, что для семилетнего ребенка просто просидеть за партой несколько часов подряд – колоссальная нагрузка. Чтобы ее снять, полезнее не уложить ребенка в постель, а дать ему как следует побегать, дать выход напряжению.

Потребность ребенка в движении естественна, физиологична. Обязательно давайте ему возможность как следует попрыгать, полазить, побегать после школы, а если нужно, то еще и вечером.

Обязательно напоминайте ребенку, чтобы он делал небольшие разминки после долгого сидения за уроками: элементарной гимнастики будет достаточно. И отдайте ребенка в спортивную секцию: два-три раза в неделю.

Елена Александровна Чулихина , учитель начальных классов в МБОУ «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»


Режим дня: в выходные как в будни

Тут и говорить не о чем, каждому первокласснику нужен полноценный режим дня. Лучше всего, если он в выходные не сбивается, а то потом трудно будет перестраиваться к началу рабочей недели.

Питание: горячее лучше печенья

Сейчас практически все родители очень боятся, что дети в школе будут сидеть голодные. Дают им с собой конфетки, печенье, булочки, вафли и другие «сухомятки» – это притом, что в школе работает столовая, где всегда можно съесть горячий завтрак и хорошо пообедать. Естественно, наевшись сладкого, дети в столовой отказываются от полноценной горячей еды. Поэтому хочу дать родителям совет: приучайте их лучше ходить в столовую, утром есть кашу или омлет, днем обедать хорошим горячим супом, а не леденцами. Я не против того, чтобы вы давали детям с собой угощение, но в меру, а не так, чтобы оно перебивало аппетит.

Сон: не клевать носом на уроках!

Скажу вам честно, это очень неприятно, когда на первом уроке у тебя в классе дети клюют носом. Поэтому, пожалуйста, укладывайте детей спать вовремя, в лучшем случае часов в девять вечера. Не нужно надеяться, что утром урвете минут пятнадцать сна: с этого начинаются утренние опоздания, а это тоже не очень помогает детям сосредоточиться.

Дневной сон – вещь полезная, тем более что дети сами, как правило, требуют послеобеденного отдыха: приходят из школы и сразу ложатся спать. Значит, им это нужно, значит, родителям надо учитывать эту потребность при составлении режима дня.

Нагрузки

Сейчас в связи с введением ФГОС первоклассникам полагается до 10 часов внеурочных занятий в неделю. Они обычно начинаются после обеда и длятся до двух академических часов в день – это в дополнение к обычной школьной нагрузке. Кроме того, почти каждый ребенок посещает различные кружки, некоторые из них очень серьезные и располагаются на другом конце города. Получается, что первоклассники очень загружены в будние дни, даже при условии, что в первом классе им не задают на дом.

Здесь я не вправе давать родителям какие-либо советы: они сами решают, как, чем и сколько загружать детей, каких требовать достижений и т. д. Но я бы настаивала на том, чтобы хотя бы в выходные дни дети были свободны, могли заниматься своими делами, играть, гулять, провести вечер в кругу семьи. Это лучшая поддержка, которую мы можем им дать.

Физическая активность

Мы следим за тем, чтобы дети между уроками делали разминки, могли побегать, разгрузиться как следует. Важно, чтобы и родители заботились о том же. Обязательно давайте детям гулять, много двигаться. Лучше всего, когда они идут домой из школы пешком, а не передвигаются на машине.

Для первоклассника играет особую роль. Ведь нагрузки существенно увеличиваются, а новые обязанности требуют большей собранности. Режим дисциплинирует, помогает привыкнуть к новым условиям жизни.

Врачи настаивают на строгом соблюдении , подчеркивая, что так можно уберечь школьника от перевозбудимости и раздражительности. Только с его помощью вы сохраните нормальную трудоспособность ребенка не просто в течение дня, а и на протяжении всего учебного года. Режим дня, который мы предлагаем, подходит и для младших школьников других классов - наш распорядок составлен с учетом времени, необходимого для выполнения домашнего задания.

Согласно исследованиям ученых, можно выделить два пика трудоспособности на протяжении дня. Первый - 8-11 часов утра, когда ребенок как раз находится в школе. После этого времени качественные показатели работоспособности в организме падают. Второй пик - 16-18 часов вечера. Затем следует интенсивный спад.

Виталий Степнов, педиатр: «Нельзя не считаться с пиками трудоспособности ребенка. Часто родители удивляются, почему после всех кружков и секций ребенок так долго делает уроки, хотя еще совсем недавно он был бодрым. Да потому что устает он к вечеру! Пик работоспособности организма уже прошел, и теперь ему пора отдыхать, несмотря на то, что ребенок может весело играться или бегать по квартире».

Основные правила режима дня для первоклассника

Первоклассник должен спать не меньше 10 часов , плюс - дневной сон, к которому привык организм. Поэтому постарайтесь, чтобы он ложился не позднее 9 вечера и вставал в 7 утра.

Сразу после уроков погуляйте с ребенком хотя бы минут 40. Только потом идите на обед - пусть нагуляет аппетит. К тому же, младшеклассники должны гулять в день по 3 часа.

Обед должен быть в 13.30-14.00. После этого дайте своему непоседе вдоволь отдохнуть. Не нужно сразу же усаживать его за уроки - сейчас у него спад работоспособности, поэтому всё равно ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

Даже если ребенок уже не спит днем, может прийти домой может сразу же заснуть. Это значит, что организм измотался. Дайте ребенку возможность отдохнуть.

Только лишь, когда ребенок поел и отдохнул, можно сесть за уроки. Домашнее задание в первом классе отменили, но когда ваш ребенок перейдет в следующий класс младшей школы, не забывайте, что 30-60 минут - это максимум, отведенный на это занятие. Оптимальное время - 16.00-17.00.

Валентина Филенко, детский психолог: «Когда придет время домашнего задания, не заставляйте ребенка быстро бросить игрушки и сесть за уроки. Дождитесь момента, когда он отложит одну игрушку и возьмется за вторую. Если Вы прервете процесс игры, необходимость выполнения домашних заданий приобретет негативную окраску».

После приготовления домашнего задания ребенок может пойти в секцию или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой. Не забываем, что на свежем воздухе нужно находиться не меньше трех часов в день.

Никаких домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно занятие, чем перенести уроки на вечернее время.

Перевозбуждение, накопившееся за день, нужно снять прогулкой. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая активность свидетельствуют о том, что ребенок не устал. Чтобы снять напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. Если ложимся в постель в 21.00, то начать прогулку стоит не позже 19.30, сразу после ужина.

Телевизор можно смотреть не дольше 45 минут в день , а лучше вообще без него обходиться. Лежа смотреть его нельзя, только сидя и на расстоянии 2-2,5 м от экрана. А после вечерней прогулки лучше не садиться у экрана, а принять теплый душ, выпить стакан теплого молока и лечь спать.

Отход ко сну должен быть спокойным, без разговорах о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Режим дня первоклассника: образец

  • 7.00 подъем
  • 7.00-7.30 водные процедуры, зарядка
  • 7.30-7.50 завтрак
  • 7.50-8.20 дорога в школу
  • 8.30-12.30 занятия в школе
  • 11.00 второй завтрак
  • 12.30-13.00 дорога домой (лучше по свежему воздуху)
  • 13.00-13.30 обед
  • 13.30-14.30 послеобеденный отдых, а лучше сон
  • 14.30-15.00 полдник
  • 15.00-16.00 прогулка, игры, спорт
  • 16.00-17.00 домашние задания
  • 17.00-19.00 прогулка
  • 19.00-20.00 ужин и свободные занятия (чтение, помощь маме по дому, игры и т.д)
  • 20.00-20.30 подготовка ко сну
  • 20.30-7.00 сон


Режим питания первоклассника

  1. Питание первоклассника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин.
  2. Горячий завтрак для ребенка обязателен. Лучше всего - горячая каша, но мы-то знаем, что с гораздо большим удовольствием детишки набрасываются на хлопья. Проследите, чтобы хлопья были цельноцерновыми, а молоко - теплым. Можно баловать ребенка сырниками, оладушками, омлетом - разнообразие питания тоже очень важно.
  3. Завтрак должен быть спокойным и размеренным. Никаких «Быстрее, мы опаздываем!». Лучше разбудите ребенка на полчаса раньше, чем потом будете его подгонять. Для здоровья (как физического, так и психологического) нет ничего хуже, чем стресс, который создается ограничением времени.
  4. На обед ребенку стоит предложить легкий суп (не нужно варить крепкий мясной бульон - растущему организму он не полезен). Второе блюдо не должно быть острым, жареным, жирным. Не подавайте к столу майонез или кетчуп (разве что натуральный, без добавок). Добавляйте к обеду много овощей, например, большую порцию салата.
  5. На полдник прекрасно подойдут свежие фрукты, оладушки или блинчики. Дополнительно порадуйте малыша свежим какао.
  6. Ужин должен быть легким, но сытным. Ребенок не должен наедаться за весь день. Если он ложится спать в 21.00, то ужинать садимся в 18.00-19.00, не позднее.
  7. Питание должно быть разнообразным. Мы имеем ввиду не просто состав продуктов, но и . Ведь дети охотнее кушают, если тарелка украшена смешными мордочками, или на ней красиво лежат продукты нескольких цветов.

Кружки и секции в распорядке дня первоклассника

Физиологи не рекомендуют начинать учебу в школе параллельно с азами танцевальных па или первыми ударами кунг-фу. Лучше сделать это за год до школы или уже со второго класса. В первом классе нагрузки должны быть минимальными.

Если Вы видите, что ребенку тяжело справляться с учебой, совмещая ее с начатым год назад кружком, лучше отложите занятия на год. Но обязательно прислушивайтесь к мнению своего школьника: если дополнительные занятия ему очень нравятся, оставьте какую-то одну секцию, а вторую «поставьте на паузу».

Помните, что в это время ребенку очень нужна наша поддержка. Не нужно постоянно указывать, что ему делать, сосредотачиваться на школьных трудностях, требовать отличных результатов и ругать за неаккуратные тетради.

Вы должны быть одной командой: дайте ребенку почувствовать, что у него есть защита, что родители - на его стороне. И соблюдайте . Успехов вам и маленькому школьнику!

Грамотно распланированный режим дня для школьника-первоклассника, который адаптируется к новому ритму жизни, оказывает положительное влияние на преодоление огромного количества проблем и трудностей, которые ожидают ребенка в начале обучения. Родителям, дети которых уже закончили первый класс, хорошо известны нагрузки, испытанные ребенком на первых этапах школы. Они могут вызывать хроническое переутомление, а в ряде случаев становятся причиной возникновения и более серьезных проблемопасных заболеваний. Правильно организованный изначально режим дня школьника 1 класса если и не поможет избежать трудностей, то уж точно значительно их облегчит. Еще один чрезвычайно важный момент: ребенок с помощью режима приучается к дисциплине, а это полезно как для него самого, так и для всех, кто его окружает.

Последствия отсутствия режима дня

Первым звоночком при отсутствии у первоклассника распорядка дня станет быстрое снижение общей работоспособности, которое проявляется и в беспокойстве двигательного характера. Если школьник на уроках не способен спокойно высидеть больше пятнадцати минут не отвлекаясь, а выполнение домашнего задания становится пыткой для него и родителей, то это повод для действий. Но не стоит бороться с невнимательностью упреками, криками или оскорбительными словами о том, какой он «бестолковый», ведь ребенок и сам не может понять причины своего состояния. В действительности же такое поведение является прямым доказательством того, что пора составлять расписание дня для первоклассника, чтобы упорядочить учебный процесс.

Примерный режим дня

Составить расписание дня для собственного ребенка – задача не такая уж простая. Сегодня первоклассники, кроме школы, обычно посещают несколько кружков, занимаются в спортивных и музыкальных школах, осваивают иностранные языки. Предлагаем вам примерный режим дня первоклассника, который поможет избежать быстрого переутомления. Время, конечно же, может варьироваться, потому что уроки начинаются как в 08.00, так в 08.30, 9.00 и даже 10.00, что зависит от расписания занятий в конкретной школе.

  • подъем;
  • прием водных процедур;
  • завтрак (обязательно сытный, полезный, легкоусвояемый);
  • дорога в школу;
  • занятия (с перекусом на большой перемене);
  • дорога домой;
  • обед (наличие первого блюда – обязательно!);
  • сон, если ребенок еще нуждается в дневном сне;
  • выполнение домашнего задания;
  • активные игры, желательно на свежем воздухе;
  • ужин;
  • свободное время (спокойные игры, чтение, общение с родителями);
  • вечерние водные процедуры;
  • ночной сон.
Важные моменты

Современные педагогические правила запрещают давать первокласснику задания на дом. Однако некоторые педагоги полагают, что небольшие и несложные задания, которые следует выполнять дома ежедневно, – это залог автоматизации навыков школьника. То есть смысл «домашки» не в том, чтобы научить, а в том, чтобы научить учиться. Кроме того, уровень знаний некоторых первоклашек требует выполнения дополнительных индивидуальных заданий.

Еще одно важное правило состоит в том, что правильный режим дня без режима питания первоклассника невозможен. Если организм не подпитывать «топливом» изнутри, то он достаточно быстро станет мишенью для переутомления, авитаминоза, упадка сил и, как следствие, полной неспособности нормально учиться.

Не переживайте, пройдет немного времени и ваш школьник освоится с новой ролью. Но сейчас ваша обязанность – помочь ему и сделать так, чтобы учеба была не тяжелой обязанностью, а способ узнать много полезного, интересного, нового.

Ты, наверняка, не раз замечал, что твоё время бежит с такой страшной скоростью, что ты даже оглянуться не успел, как пора спать. А ведь ты не сделал даже и половины того, что запланировал на этот день. Почему же так получается? А все дело в том, что ты не умеешь ценить время и планировать его. Итак, поговорим о том, что собой представляет режим дня ученика , а также дадим советы, как его составить и соблюдать.

Расписание дня для школьника

Встречаются два друга и один из них говорит другому:

Ты знаешь, я начинаю соблюдать режим дня с послезавтра.

А почему не завтра?

Потому что завтра по телевизору классный боевик.

Серёжа и Юра - друзья, про которых говорят «не разлей вода». Всё у них вроде бы хорошо: из-за пустяков не ссорятся, не дерутся, вместе посещают плавательный бассейн и участвуют в соревнованиях, но иногда Серёжа обижается на Юру. Как ни зайдёт Сережа за Юрой в школу, а Юра ещё не готов, только завтракать садится, да ещё по­том 20 минут школьную сумку собирает, а потом 10 минут одевается и в итоге получается, что Серёжа из-за Юры опаздывает в школу. Од­нажды у мальчиков должны были состояться соревнования в бассейне, Юра с Серёжей целый месяц тренировались и тщательно готовились к этому ответственному соревнованию: с вышки прыгали, плавали на дальние дистанции, и вот, наконец-то, настал этот волнующий день. Серёжа встал пораньше, сделал утреннюю разминку, позавтракал и от­правился за Юрой. А Юра только с постели поднялся…

Юра, до соревнований осталось 30 минут, нам нужно успеть одеться и приготовить всё необходимое, а ты как всегда копаешься, опять мы опоздаем из-за тебя. Ну почему ты вечно ничего не успева­ешь? - отчаянно выпалил рассердившийся на Юру Серёжа.

Юра чувствовал себя очень виноватым перед Серёжей, он так хо­тел пораньше встать, но почему-то у него опять ничего не получилось.

А почему ты всё успеваешь делать: и с собакой гулять, и на тре­нировку ходить, да ещё время остаётся на игры, а я ничего не успе­ваю? - обратился Юра к Серёже.

А ты соблюдаешь режим дня?

Нет, - опустив голову, проговорил Юра, - а как это, соблю­дать режим?

Побыстрее одевайся и побежали на соревнования, а после них я тебе всё подробно расскажу.

После соревнований мальчики возбуждённо обсуждали показа­тельные выступления и остались очень довольны своими результатами.

Серёжа, а ты мне обещал рассказать о режиме дня, - напом­нил другу Юра.

Пойдём ко мне домой, и я тебе всё расскажу.

Как только Юра вошел в комнату к Серёже, то первое, что он уви­дел, был большой разлинованный листок с расписанием, прикреплен­ный на стене.

Вот моё расписание, - показывая на этот листок, сказал Серё­жа и стал подробно рассказывать его Юре.

Пример режима дня ученика. Расписание Серёжи

Я встаю в 6.30 утра по звонку будильника. Раньше, когда у меня не было смартфона, я просил маму или старшую сестру поставить нужное мне время на часах-будильнике. Но теперь у меня есть смартфон, и я использую в нём функцию будильника.

Потом я открываю форточку, чтобы хорошенько проветрилась комната, и сам убираю постель. На всё это уходит у меня 2-3 минутки.

Затем я приступаю к утренней гимнастике, на которую я трачу не больше 15 минут. После гимнастики я чувствую себя бодрым и энер­гичным.

Потом я иду гулять . Мы бегаем с ней минут 15-20, по­сле чего довольные возвращаемся домой.

После прогулки с собакой я иду в ванную комнату, умываюсь, де­лаю обтирание холодной водой, а в жаркую погоду даже обливаюсь хо­лодной водой. Потом я тщательно чищу зубы и причёсываюсь.

В 7.30 мама зовёт меня завтракать. Я съедаю полную тарелку гер­кулесовой каши, бутерброд и выпиваю стакан какао или чая.

После завтрака иду в школу. Школьную одежду я приготавливаю с вечера: чищу обувь, если это необходимо, сам глажу себе брюки. Обязательно смотрю, чистая ли у меня рубашка, свежий ли джемпер. В школу я всегда хожу в чистых брюках. Я не люблю, когда они мя­тые и пыльные.

Школьные занятия начинаются с 8.30, но я выхожу пораньше, чтобы не спеша дойти до школы, посмотреть, как постепенно просыпается весь город.

Занятия в школе у нас заканчиваются в 12.40. После школы я иду домой, не торопясь, чтобы ещё полчасика погулять.

Дома я переодеваюсь в домашнюю одежду, обедаю примерно в 13.30, полчасика отдыхаю и иду на тренировку.

Тренировка заканчивается в 17 часов. Когда у меня нет трениров­ки, то я занимаюсь разными домашними делами: прибираюсь, иду в магазин, помогаю родителям или присматриваю за младшим братиш­кой. Обязательно ещё раз выгуливаю собаку, ведь ей нужно сходить в туалет, а также размяться на просторе.

В 18 часов я выпиваю стакан кефира или компота с бутерб­родом и принимаюсь за уроки.

Для уроков у меня отведено два-три часа, иногда я успеваю сде­лать уроки быстрее, тогда до ужина я гуляю или читаю свою любимую книгу, играю в компьютер.

В 8 часов вечера мы всей семьёй собираемся за столом, ужинаем и обсуждаем новости прошедшего дня.

С 9 часов я готовлюсь ко сну: умываюсь, чищу зубы, принимаю душ. , чтобы утром не торопить­ся. Обязательно готовлю одежду на завтра, если это необходимо.

Вот и у тебя должен быть примерно такой режим дня.

Как это так можно приучить себя есть, делать уроки и ложить­ся спать в определённое время? - удивлённо спросил Юра.

Во-первых, приучить себя к режиму не так уж и трудно, всё, что для этого тебе нужно, - это просто набраться терпения, а во-вто­рых, приём пищи в определённое время способствует её хорошему ус­воению. А приготовление уроков в одно и то же время помогает быст­рее и лучше их выполнять, ну а привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и глубокому сну, - отве­тил другу Серёжа.

С сегодняшнего дня я буду делать всё так же, как и ты, - с ра­достью сказал Юра.

Как правильно распоряжаться временем

Давай оставим ненадолго наших героев и поговорим с тобой о тво­ём распорядке. Соблюдаешь ли ты режим дня, как Серёжа, или попро­сту тратишь время?

Ты, наверное, знаешь, что в сутках 24 часа. Придуманы сутки во­все не людьми, а природой. Кажется, что 24 часа - это так много! Сколько дел можно переделать за это время! Но на самом деле многие ребята неправильно распоряжаются своим временем и в итоге ничего не успевают сделать, как наш герой Юра. А вот Серёжа времени да­ром не теряет, всё у него расписано до мельчайших минуточек, и по­этому он и необходимые дела успевает сделать, да ещё и на отдых вре­мя остаётся.

Без режима твоя жизнь будет бессистемной. Ты ничего не будешь успевать. А если тебе захочется сделать всё быстро, то ты будешь толь­ко торопиться. И толку из этой спешки не получится. Как же можно всё успеть сделать за день? А очень просто.

Как можно разумно распорядиться своим временем и успеть сде­лать как можно больше? Почитать, пообщаться с друзьями, сделать уроки, поиграть в футбол и подготовиться к урокам на завтрашний день… Всё это можно успеть лишь при одном небольшом условии, ко­торое, как ты уже догадался, называется режим дня. Не думай, пожа­луйста, что это так скучно и неприятно - жить по расписанию. Наобо­рот, правильно спланированное время даст тебе возможность чувствовать себя всегда энергичным, здоровым и бодрым.

Ты можешь придерживаться того режима, который использует Се­рёжа, а можешь составить и свой режим дня. Если ты боишься, что са­мостоятельно не справишься с этим, то мы с огромной радостью гото­вы предложить тебе нашу помощь.

Как составить режим дня школьника. Примерная схема (образец)

    Пробуждение и подъём - 7.00.

Вставать лучше сразу, как проснёшься, а не нежиться подолгу в постели, а то вставать тебе будет ещё трудней.

    Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обливание во­дой и обтирание жёстким полотенцем) - 7.15.

Если ты никогда не делал по утрам зарядки, то немедленно начни заниматься ею. Утренняя зарядка займёт у тебя не так уж и много вре­мени, зато поможет отойти ото сна, и ты приобретёшь бодрость и ра­бочее настроение.

    Уборка постели - 7.25.

Приучайся убирать свою постель сразу, а не оставлять на потом! Только представь, что твои друзья решили зайти к тебе сразу после школы. А о том, что у тебя в комнате неубранная постель, ты вспомнил только в тот момент, когда твои товарищи стояли на пороге твоей ком­наты. Неудобно…

    Умывание, чистка зубов - 7.30.

Для этого пункта, мы думаем, комментарии не нужны. О том, что по утрам нужно умываться и чистить зубы, ты знаешь.

    Завтрак - 7.35.

Завтракать утром нужно обязательно. Не зря существует золотое правило: «Завтрак съешь сам». А то некоторые ребята ограничиваются по утрам лишь одним стаканом чая или вообще отказываются от завт­рака, и в результате во время уроков появляется головная боль, сла­бость и снижается внимание.

    Дорога в школу - 7.45 - 8.15.

Серёжа правильно делает, выходя из дома пораньше, чтобы про­гуляться перед школой. Свежий воздух очень полезен для головного мозга, усиливает внимание и придаёт бодрость.

    Пребывание в школе (второй завтрак - на большой перемене) - (8.3 0— 12.00 ).

    В некоторые дни в твоём школьном расписании может быть на один урок больше, и тогда твой распорядок дня сдвигается на 40-50 минут (в этом случае свободного времени у тебя будет меньше). Но ложиться спать в любом случае надо вовремя.

Рабочий день в школе спланирован с учётом твоего возраста. 40-минутные уроки, на которых ты заметно устаёшь, чередуются с ве­сёлыми переменками, на которых можно отдохнуть. Но не слишком увлекайся беготнёй по школьному коридору с одноклассниками и все­возможными играми во время большой перемены, а успевай позавтра­кать. Твой организм успел проголодаться, так как с момента первого завтрака прошло 3-4 часа.

    Дорога из школы домой - 12.00 - 12.30.

    Обед — 12.30-13.00.

После школьных уроков тебе просто необходимо хорошенько под­крепиться. Твой обед должен состоять обязательно из первого горяче­го блюда (борща, супа или ухи), второго и компота.

    Послеобеденный отдых - 13.00-13.30.

Ты можешь распорядиться этим временем так, как пожелаешь: по­гулять на улице, почитать любимую книжку или поиграть в какую-ни­будь игру. Ты также можешь использовать это время на уборку своей комнаты или помощь маме.

    Выполнение домашнего задания - 13.30-16.00.

Если тебе задали очень много уроков, то ты можешь использо­вать чуть больше времени, или, наоборот, если задание было не слишком трудным, и ты быстро справился с ним, то можешь закон­чить и раньше.

    Полдник - 16.00 - 16.20.

    Свободное время - 16.20-20.00.

    Ужин - 20.00 - 20.30.

    Приготовление школьной одежды, сумки и т. д. -20.30 - 21.00.

Все и одежду ты должен приготовить заранее, вечером, чтобы утром не торопиться.

    Вечерний туалет - 21.00 - 22.00.

В это время ты должен подготовиться ко сну: умыться (принять душ) тщательно почистить зубы и разобрать постель. Не забудь перед сном проветрить комнату, тогда твой сон будет крепче.

Но ни в коем случае не позже ! Перед школой тебе необходимо хо­рошенько выспаться, а полноценный здоровый сон должен быть не ме­нее 9 часов.

Это было расписание буднего дня школьника и оно является оптимальным для ученика начальной школы (1-2-3-4 классов), то есть 6-7-8-9-10 лет.

Необходимость соблюдения режима дня

Конечно, не обязательно точно придерживаться именно вышеуказанного рас­порядка. Если ты ходишь в спортивную секцию или посещаешь какой- нибудь кружок, музыкальную школу или в строго определённое время забираешь младшего братишку или сестрёнку из садика, то можешь включить в свой распорядок эти или какие-нибудь другие, важные для тебя дела.

Сначала тебе придётся не так уж и легко вставать, есть в опреде­лённое время и , но если ты приложишь немало усилий, то вскоре войдёшь в железный ритм, привыкнешь к режиму, и всё у тебя будет получаться.

А что же стало с Юрой и Серёжей потом? Ты, наверное, уже до­гадался, что история эта закончилась хорошо. Юра не был больше та­ким копушей, как раньше, на стене у него висит разлинованный лист с распорядком дня, который помог ему составить Серёжа. Юра чётко выполняет все пункты режима дня и всё успевает.

А знаешь ли ты, что соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, так как повышает защитные силы организма (иммунитет) и сопротивляемость к различным болезням? Это доказанный факт. Когда ты добьёшься твёрдого выполнения расписания дня, то будешь не только успевать сделать за один день много разных дел, но и станешь здо­ровым, сильным и ловким. Успеха тебе!

Добавить в закладки .

Loading...Loading...