Цель посещения открытого урока учителем. Регламент и правила посещения уроков. Примерная памятка анализа урока русского языка

Система посещения уроков.

    Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности выбранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.

    Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня с целью изучения соответствия методических приемов возрастным особенностям учащихся.

    Посещение уроков разных учителей в одной параллели с целью оценки объема получаемой информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

    Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативности, качества выполнения домашнего задания.

    Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).

Классификация целей посещения уроков.

    По времени действия (зависят от содержания и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях):

    • долгосрочные;

      краткосрочные;

      постоянные;

      переменные.

    По широте охвата и глубине изучаемых аспектов:

    масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью (развитие познавательного интереса, формирование общих умений и навыков и др.);

    локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью (результативность работы по развитию устной речи, организация на уроке творческой работы учащихся);

    По содержанию (цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ: работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках математики; по развитию орфографической зоркости и т.п.)

Правила проведения анализа урока.

    Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.

2. Содержание анализа урока должно служить задачам развития, вовлечения учителя в режим творчества.

3. Педагогический анализ урока должен быть инструментом формирования убеждения у учителя необходимости пересмотреть свои методы работы, свои отношения с учениками, если они оказались непродуктивными.

4. Анализ урока должен быть инструментом мотивации учителя на совершенствование своего профессионального уровня. Мотивы:

    самореализация учителя в труде;

    саморазвитие личности;

    развитие способностей;

    освоение новых методик и технологий;

    улучшение отношений с детьми;

    повышение качества знаний учащихся.

5. В ходе анализа урока руководитель должен опираться на все передовое и новое, что дает педагогическая наука, настойчиво рекомендовать учителю в своих предложениях по уроку освоение передовых методов, знакомство с новыми положениями педагогической теории.

6. При педагогическом анализе урока руководитель должен формировать у учителя системное видение урока, умение и желание проникать в его сущность, стремление анализировать каждый свой шаг на уроке.

Помните! Педагогический анализ урока руководителем – практикум по самоанализу урока учителем.

7. Весь процесс педагогического анализа урока необходимо строить на выражении Вашей истинной веры в успех учителя, в его способность делать то, чего от него ожидается.

Помните! В поведении людей отражается то, что мы от них ожидаем! Расширение сферы уверенности в себе расширяет сферу возможностей учителя. Учитель добивается успеха, когда кто-то, кого он уважает, верит в этот успех, считает, что он «сможет».

8. При осуществлении педагогического анализа урока нельзя превращать его в инструмент критики. Давайте учителю в ходе анализа урока спасти свой престиж.

9. Анализ урока должен быть выражением уважения к человеку и доверия к нему.

10. Беседа с учителем и анализ урока должны проходить в естественной для учителя обстановке, а не в результате специального вызова педагога в кабинет руководителя.

Цели посещения

и программа наблюдения урока

Цель посещения: определить результативность метода проблемно изложения для достижения глубины и осознанности знаний.

    Посмотреть, насколько доступно и умело определяется учителем проблема.

    Посмотреть, насколько доходчиво, понятно и интересно эта проблема раскрывается учителем.

    Выявить, заставляет ли учеников ход раскрытия проблемы учителем мысленно проверять воспринятое, следить за логикой изложения.

    Выявить, насколько полно учитель включает учащихся в процесс мышления.

    Выяснить, насколько полно и умело учитель раскрывает перед учениками процесс научного познания и создает условия для развития творческого мышления.

Цель посещения: выявить оптимальность использования различных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Программа наблюдения (задачи):

1 вариант

    Выявить, какие формы организации познавательной деятельности использует учитель на уроке.

    Определить, соответствуют ли используемые формы организации познавательной деятельности цели урока, методам обучения.

    Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы.

2 вариант.

    Определить, обеспечивает ли использование групповой формы активизацию познавательной деятельности учащихся.

    Определить, использует ли учитель коллективную форму организации познавательной деятельности в формировании коллективистской направленности

    Оценить, оптимально ли сочетание используемых учителем на уроке форм организации познавательной деятельности.

Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

Программа:

1. Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное.

2. Посмотреть, прививает ли учитель учащимся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвиже­ния вперед.

    Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.

    Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению
    единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

Цель: определить результативность организации методов и приемов кон­ троля за усвоением знаний учащимися.

Программа:

1. Выяснить, определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировалось достичь при изучении темы, курса

    Узнать, определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

    Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности .

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.

Программа:

    Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

2.Выявить, систематически ли использует учитель МПС.

3.Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласованно ли вы­деляет межпредметные проблемы, задания.

4.Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные позна­ вательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает
направление мысли и активное использование знаний.

Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

Программа:

    Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих
    занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.

    Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно
    быть сосредоточено внимание учащихся, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

    Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

    Выяснить, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания , эффект занятий).

    Посмотреть, применяются ли учителем разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

Цель: проверить, насколько целесообразно используется дидактический и раздаточный материал.

Программа:

    Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

    Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний , их прочности, а также повышению творческой активности
    учащихся.

Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.

Программа:

    Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других уроков по теме.

    Проанализировать, обоснованны ли, целесообразны ли те приемы, ко­ торые учитель использует на уроке.

    Посмотреть, носит ли материал научный характер.

    Выяснить, сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с
    групповой формой работы.

Цепь: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

Программа:

\. Определить наличие элементов нового в педагогической деятельно­ сти учителя, способствующих успешному решению задач реформи­рования школы.

    Выяснить, как учит учитель учащихся отбирать из суммы фактов глав­ ное, основное и как это влияет на прочность усвоения ими знаний.

    Проверить, способствует ли учитель выработке у учеников обще­
    учебных и общетрудовых умений и навыков.

    Просмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности
    учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у
    них ЗУН.

Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.

Программа:

    Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к
    изучаемой цели.

    Определить, приучает ли ТСО учащихся к рациональности и самостоятельности приобретения знаний.

    Выяснить, способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.

    Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.

Программа:

    Посмотреть, приучает ли учитель учащихся планировать вид работы,
    ставить цели, выбирать для их достижения наиболее рациональные пути и средства.

    Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.

    Выяснить, обучает ли учитель учащихся организации своего рабочего
    места.

    Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.

Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.

Программа:

    Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

    Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного
    состава речи.

    Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных
    средств речи.

4.Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

Ц ель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.

Программа:

    Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

    Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.

    Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.

    Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

Программа:

    Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

    Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.

    Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание этих учащихся , чтобы предупредить их повторение другими учениками.

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и инди­ видуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

Программа:

1. Определить соответствие использования индивидуальной формы ра боты характеру изучаемого материала.

2.Определить эффективность помощи учителя во время индивидуаль­ ной работы учащихся.

3.Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выпол­нения трудных заданий, сделать заключение об использовании фрон­тальных форм при изучении теоретического материала.

Цель : выявление целенаправленности в работе учителя по формированию общеучебных умений и навыков.

Программа:

1. Организация работы по формированию умений сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать.

2. Осуществление работы по развитию речи учащихся, навыков чтения (в темпе класса или в заданном темпе).

3. Привитие навыков работы с книгой, со справочной литературой и т. д.

4. Организация работы по формированию умений составлять план, тезисы, конспект, реферат, рецензию, алгоритм решения задачи.

5. Логика предлагаемых заданий (типовые задания, система усложняющихся заданий, решение проблемной ситуации и т. п.).

6. Осуществление работы по развитию формированию понятийного аппарата.

7. Учет учителем допущенных школьниками ошибок. Работа по предупреждению и устранению ошибок.

8. Способы осуществления индивидуального подхода, поуровневой дифференциации на уроке.

Цель: выявление влияния педагогических инноваций на повышение эффективности образовательного процесса.

Программа:

1. Уровень усвоения знаний и практических навыков учащимися.

2. Уровень мотивации к обучению.

3. Мобилизующий (активизирующий) эффект.

4. Эргономический эффект.

5. Динамика тонуса учащихся.

6. Время вербальной активности учащихся.

7. Расширение возможности памяти.

8. Наличие критериев эффективности методики.

9. Диагностичность инновации.

Система,

программа и цели

посещения и анализа уроков

директора муниципального общеобразовательного учреждения

«СОШ №29 им. Д.Б.Мурачева

г. Белгорода»


1. Организация урока, выполнение единых педагогических требований, оснащение урока средствами обучения.

1-1. Организация внимания учащихся на уроке, привитие интереса к предмету.

1-2. Изучение работоспособности группы.

1-3. Эффективность и методика использования средств обучения.

1-4. Рациональное использование времени урока.

1-5. Ознакомление учащихся с рациональными способами учебной деятельности.

2. Самостоятельная работа учащихся на уроке, система учета знаний.

2-1. Изучение текущего учета знаний учащихся, выполнение домашнего задания.

2-2. Приемы работы учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся.

2-3. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке.

2-4. Приемы и методы проведения самостоятельной работы на уроке.

2-5. Использование на уроке творческих работ, практических заданий.

3. Проверка содержания и методов изучения нового материала.

3-1. Система работы по формированию у учащихся научных понятий.

3-2. Изучение приемов систематизации и закрепления нового материала.

3-3. Состояние повторения и обобщения знаний учащихся.

3-4. Использование межпредметных связей на уроке, воспитательная направленность преподавания.

3-5. Соответствие содержания урока требованиям Госстандарта, обязательного минимума содержания среднего образования.

4. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

4-1. Изучение форм и методов опроса учащихся на уроке.

4-2. Развитие познавательных интересов учащихся на уроке.

4-3. Эффективность использования методов и приемов обучения.

4-4. Взаимосвязь групповой, фронтальной и индивидуальной работы на уроке.

4-5. Взаимосвязь учебной и внеклассной работы по формированию интереса к предмету.

5. Эффективность методов преподавания, глубина и прочность знаний учащихся.

5-1. Соответствие знаний учащихся требованиям Госстандарта.

5-2. Методика работы учителя по активизации мыслительной деятельности учащихся.

5-3. Методика проведения зачета, самостоятельной и практической работы.

5-4. Качество образовательной подготовки учащихся.

5-5. Реализация воспитательных и развивающих целей урока.

6. Использование на уроках интерактивной доски.

Требования, предъявляемые к различным типам уроков

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учащимися.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний применяют:

— индивидуальный устный опрос;

— опрос по карточкам;

— письменный опрос;

— опрос у доски;

— решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже — лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания, сложности и важности учебного материала.

Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его — закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока — дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала — основная часть этого типа урока — проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке — самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

Краткий перечень методов обучения

По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:

словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;

наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;

практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.

По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:

метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ

Урок - это основная дидактическая единица, важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Хороший урок имеет «своё лицо», которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства, в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя: знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока; умение планировать, проводить и анализировать урок. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, профессиональные навыки.

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оценивается в основном во время посещения учебных занятий. Выводы, сделанные на основе посещения урока, позволяют судить о его эффективности. По результатам посещения серии уроков можно составить мнение о системе работы учителя и об особенностях учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом.

Педагогическая наука и практика выработала целый ряд подходов к анализу уроков в результате их посещения, к интерпретации полученных выводов. Множественность таких подходов, базирующаяся на разнообразии учебно-воспитательного процесса в современной российской школе, позволяет каждому образовательному учреждению выработать собственные принципы и приёмы анализа уроков, которые отражают особенность, уникальность данной школы, центра образования, гимназии.


1. Ознакомительное посещение уроков - это знакомство с системой работы учителя (молодого специалиста, нового сотрудника, педагога-новатора) через посещение серии уроков. Осуществляется в отведенный заранее срок, например, в течение изучения отдельной темы в одном классе (посещаются все уроки) или календарного месяца (посещается большинство уроков). Основная цель : оценка оптимальности избранной структуры урока и сочетания методов и приёмов обучения для достижения педагогического результата. В центре внимания администрации - работа учителя, её результативность и системность. Выводы представляются при обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного и аспектного (с точки зрения содержания и методики урока) анализа, а также по итогам посещения серии уроков (в конце установленного срока) на собеседовании учителя с администрацией центра образования.

Аспектный анализ урока (с точки зрения содержания образования и методики).

  • Соответствие содержания урока требованиям государственных программ и базовых образовательных стандартов.
  • Постановка целей урока и степень их достижения.
  • Структура урока, её обоснованность и соответствие целям и содержанию урока.
  • Научность, достоверность и доступность для учащихся изучаемого материала.
  • Обоснованность и разнообразие использованных методов, приёмов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, целям урока и возможностям класса.
  • Реализация развивающих и воспитательных возможностей урока.
  • Обоснованное использование современных педагогических технологий.
  • Культура общения учителя с учащимися, создание комфортного психологического климата в детском коллективе.

2. Контрольно-обобщающее посещение уроков - это традиционный для каждого образовательного учреждения классно-обобщающий контроль. Основная цель : оценка состояния учебно-воспитательной работы в конкретном классе по разным предметам за определённый (короткий) период времени по специальным критериям. - работа учащихся на отдельном уроке и ряде уроков, а также психолого-педагогическая система образовательного учреждения в целом. Организуется в отдельном классе или параллели в соответствии с определённой темой , которая определяет цели наблюдения за учебно-воспитательным процессом, особенности анализа уроков в рамках классно-обобщающего контроля и выводов по его итогам. Осуществляется через посещение всех уроков в данном классе (параллели) в течение одного учебного дня (учебной недели). Выводы представляются на обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного анализа и собеседования, а также на тематическом совещании педагогов по итогам классно-обобщающего контроля.

5 класс.

« Преемственность учебно-воспитательного процесса в начальной и основной школе».

Цели:

  • Оценить общий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций выпускников начальной школы; степень их готовности к обучению в 5 классе.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и в конкретном классе (например, единство требований; использование возможностей школьного компонента; активизация определённых видов деятельности и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей и родителей учащихся для успешной адаптации пятиклассников в средней школе.

10 класс.

Тема классно-обобщающего контроля: « Своеобразие познавательного процесса в старших классах».

Цели:

  • Оценить уровень мотивации и степень готовности выпускников основной школы к обучению в 10-м классе.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и конкретном классе (например, организация дифференцированного обучения, элективные курсы; система подготовки к экзаменам и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учащихся и родителей для успешного обучения в старшей школе, сдачи экзаменов и выбору профессиональной деятельности.

Классы с мотивированными к учебно-познавательной деятельности учащимися.

Тема классно-обобщающего контроля: « Содержание и образования и методика преподавания в классах с повышенной мотивацией учащихся к обучению и гимназических классах».

Цели:

  • Оценить общий уровень сформированности ключевых компетенций и специальных умений и навыков у учащихся контролируемых классов.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса с данным контингентом учащихся (например, активизация приёмов КСО, использование интерактивных методов обучения и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учителей-предметников по организации работы в контролируемых классах.

Общие критерии анализа урока (и учебно-воспитательного процесса в целом) в рамках классно-обобщающего контроля.

  • Объём получаемой на уроке (уроках) информации, её доступность, достаточность.
  • Суммарный объём домашних заданий, степень и качество их выполнения.
  • Единство требований к учащимся, степень их выполнения.
  • Активность, интенсивность работы учащихся на уроке, в течение дня, на различных уроках (в сравнении).
  • Разнообразие используемых методов, форм, приёмов и технологий обучения.
  • Степень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков, ключевых компетенций.
  • Уровень мотивации школьников к процессу познания, интерес к учёбе, отдельному предмету и виду деятельности.
  • Особенности общения участников педагогического процесса (Учитель-Учащиеся; Учащиеся-Учащиеся), психологическая атмосфера в классе.
  • Результаты обучения.

3. Тематическое посещение уроков - это изучение отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Систематическое посещение уроков осуществляется регулярно, в течение учебного года или ряда учебных лет. Оно связано, прежде всего, с реализацией общей методической темы, над которой работает центр образования. Основная цель : выявление элементов педагогического мастерства (профессионального творчества, инноваций), заслуживающих изучения и внедрения в педагогическую практику, а также трудностей и проблем, в решении которых требуется административная помощь. Кроме того, в ходе ознакомительного, контрольно-обобщающего или систематического посещения уроков могут быть выявлены болевые точки и успехи образовательного процесса, которые способны стать импульсом для организации локальных посещений уроков. Они ставят пред собой частные цели. (Например, выявить уровень сформированности речевых компетенций и результативность работы по развитию речи школьников; изучить, какие виды опроса используются на уроках; оценить, как организуется на уроках творческая деятельность учащихся; исследовать, каким образом применяются на уроках элементы ИКТ; оценить систему подготовки к экзаменам учащихся выпускных классов.) В центре внимания администрации - избранный аспект учебно-воспитательного процесса. Выводы представляются на обсуждении каждого урока с учителем в виде самоанализа педагога, проводившего урок, и развёрнутого анализа урока представителем администрации; через административные характеристики и рекомендации по распространению педагогического опыта; на тематических педагогических советах и семинарах.

Виды анализа урока

Анализ урока - это оценка по различным критериям степени эффективности урока.

1) Комплексный (полный) - многоаспектный анализ реализации задач урока (чаще - серии уроков), содержания и видов учебной деятельности школьников; реализации дидактических принципов; адекватности выбора методов и технологий обучения; уровня усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности; результативности урока. Используется при экспертизе педагогической деятельности.

2) Системный (единый) рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования ЗУН учащихся и ключевых компетенций. Позволяет оценивать эффективность занятий независимо от их типа, вида, структуры. Часто базируется на рассмотрении не только одного урока, а системы учебных занятий. Используется обычно для оценки новаторской деятельности и при аттестации педагогических кадров.

3) Оценочный (краткий) - это общая оценка урока, успешности реализации его образовательных, воспитательных и развивающих задач. Обычно используется как отзыв коллег о посещенном (открытом) уроке, включает указание положительного («+») и отрицательного («-») в методике урока, а также предполагает выявление ценного опыта («возьму на заметку!»).

4) Структурный (поэтапный) - выявление главных элементов (этапов) урока, оценка их целесообразности для решения поставленных задач и для общего развития школьников. Это наиболее популярный в отечественной школе вид анализа урока. Он используется и как развернутый самоанализ урока учителем, и как основной внешний анализ (при проведении ВШК, открытых уроков, аттестации педагогических кадров).

5) Аспектный (целевой) - рассмотрение и оценка под определенным углом зрения (с конкретной целью) какой-либо стороны урока; например, использование развивающих методов обучения; формирование общеучебных навыков; проверка и оценка знаний на уроке и т.д. Используется обычно для выявления мастерства учителя в применении технологий обучения при целевом наблюдении за учебным процессом (ВШК, реализация методической темы школы), при проведении обучающих семинаров и др.

В педагогической литературе предлагаются и иные виды анализа урока, в частности,

* структурно-временной (как распределено время по этапам урока);

* психологический (как обеспечивается развитие учащихся в процессе познавательной деятельности);

* дидактический (с точки зрения реализации принципов обучения и отбора учебного материала);

* с позиций личностно ориентированного образования (использование субъективного опыта учащихся и специфического дидактического материала; характер педагогического общения на уроке и активизации способов учебной работы и т.п.);

* с позиций здоровье сберегающих возможностей урока;

* поэлементный (включает анализ содержания, методики, развития познавательной деятельности школьников как важнейших составляющих элементов современного урока);

* сопоставительный (урок соотносится с другими уроками данного учителя с целью выявления системы в работе, динамики);

* с позиций деятельностного подхода (ключевой момент в анализе - рассмотрение характера деятельности учащихся во время урока);

* системно-интегративный (используется для характеристики уроков, построенных на основе межпредметной интеграции) и многие, многие другие.

Все они являются, по сути, аспектными или комбинируют возможности основных пяти видов анализа урока.

Система анализа урока (обычно - несколько видов анализа) нередко разрабатывается в образовательном учреждении и используется учителями и администрацией в соответствии со спецификой школы.

Структурный самоанализ урока

Популярность данного вида анализа и активное его использование в качестве схемы самоанализа урока учителем заключается в некоторой универсальности подхода к оценке урока через его структуру: позволяет оценить замысел, ход, результаты урока и его методику в системе. Данный вид самоанализа надтехнологичен, т.е. может быть применён к уроку, спроектированному на основе любой педагогической технологии. При необходимости в общую схему могут быть внесены дополнительные элементы, раскрывающие конкретные аспекты анализа урока.

Схема структурного самоанализа урока.

Класс

Тема урока

Тип урока, его структура (этапы)

1. Место урока в теме, его связь с предыдущими и последующими уроками.

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество «сильных», слабо успевающих; какие особенности учитывались при проектировании урока).

3. Учебная, развивающая, воспитательная цели урока (ТДЦ); оценка успешности их достижения.

4. Отбор содержания, форм, методов и технологических приёмов обучения в соответствии с целями и задачами урока.

5. Главный этап урока, его характеристика.

6. Рациональность распределения времени на уроке (обоснование, как все этапы урока «работали» на главный; указание на логичность «связок» между этапами урока).

7. Отбор дидактического материала, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

8. Организация контроля усвоения ЗУН (на каких этапах, в каких формах, какими методами).

9. Оценка результатов урока (удалось ли реализовать поставленные задачи, почему).

10. Психологическая атмосфера на уроке, общение учителя с учащимися, учащихся между собой.

Системный анализ урока

Данный вид анализа включает в себя ряд аспектов, позволяющих дать всестороннюю оценку урока, поэтому может использоваться как основа для исследования учебно-воспитательного процесса с различными целями.

Схема системного анализа урока

1. Анализ целей урока:

  • какие цели урока поставлены учителем;
  • в какой степени эти цели отражают особенности учебного материала; место данного урока в системе; уровень подготовленности класса;
  • поставлены ли цели перед учащимися;
  • в какой степени достигнуты поставленные цели.

2. Анализ структуры и организации урока:

  • какой тип урока выбран, обоснован ли этот выбор;
  • являются ли все этапы урока взаимосвязанными, логичными и продуманными;
  • целесообразно ли распределено время на уроке;
  • рационально ли выбраны формы обучения.

3. Анализ содержания урока:

  • соответствует ли содержание урока требованиям программы;
  • насколько полно, достоверно и доступно ведётся изложение материала;
  • каким образом реализуется развивающая и воспитывающая направленность образовательного процесса;
  • как организуется самостоятельная деятельность учащихся на уроке.

4. Анализ методики проведения урока:

  • какие методы, приёмы и средства были использованы на уроке;
  • соответствуют ли они содержанию учебного материала, целям урока, особенностям класса;
  • эффективно ли использование наглядных пособий, дидактического материала, ТСО.

5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:

  • общая оценка работы класса;
  • внимание и прилежание;
  • интерес к предмету;
  • активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока;
  • включение учащихся в самостоятельную учебную работу;
  • формирование общеучебных и специальных умений, навыков, компетенций.

6. Анализ личностно-развивающих возможностей урока:

  • есть ли у учащихся на уроке возможность выбора значимой деятельности;
  • учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствие их личностно-смысловой сфере;
  • создаются ли на уроке ситуации, побуждающие к дискуссии, коллективному поиску, решению проблемных задач;
  • каким образом ведётся воздействие на мотивационную сферу учащихся.

7. Анализ педагогического общения на уроке:

  • какова культура общения учителя с учащимися, учащихся между собой;
  • какова морально-психологическая атмосфера в классе;
  • какова дисциплина учащихся на уроке, какими способами она поддерживается.

Анализ урока проводится с общепедагогических позиций, является надпредметным, т.е. применимым к уроку по любой учебной дисциплине. Учитывая специфику своего учебного предмета, каждое методическое объединение учителей-предметников может разработать особенную схему для анализа и самоанализа урока.

Порядок организации посещения и анализа уроков администрацией образовательного учреждения

1. Методсовет утверждает методическую тему центра образования на учебный год и определяет в связи с этим основную цель систематических посещений уроков; а также уточняет, каким аспектам системного анализа урока следует уделить особое внимание; вносит необходимые уточнения и изменения в общую схему анализа урока .

2. На совещании администрации определяются сроки и темы классно-обобщающего контроля , формулируются цели и формы отчётности.

3. Администрация в рабочем порядке принимает решение о необходимости проведения ознакомительного и локального посещения уроков, определяет сроки, цели и виды отчётности.

4. Составляется (и по мере необходимости корректируется) график посещения учебных занятий, тематических совещаний и педагогических советов, связанных с обсуждением результатов посещений уроков.

Представление выводов по результатам посещения уроков

Своеобразие выводов зависит, прежде всего, от тех целей, которые были поставлены при организации посещения и анализа урока. Однако результатом административного посещения урока (серии уроков) в обязательном порядке должно быть подведение итогов, оценочное суждение в связи увиденным уроком.

Элементы итогового оценочного суждения:

  • оценка самоанализа, сделанного учителем;
  • общее впечатление о работе педагога и класса;
  • элементы творчества, педагогического мастерства, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других учителей;
  • недостатки урока с объяснением их возможных причин и тенденций в их развитии;
  • рекомендации учителю по самообразованию, самосовершенствованию и распространению педагогического опыта;
  • оценка общего уровня проведения урока.

«Очень низкий»: отсутствие продуманного плана урока, непонимание учителем целей, задач изучения темы.

«Низкий»: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

«Средний»: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

«Высокий»: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

«Высший»: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

Использованная литература.

  1. Анализ урока: типология, методики, диагностика. Авторы-составители Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева. - Волгоград, 2007.
  2. Ромадина Л.П. Справочник завуча. - М., 2001
  3. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М., 2003

Примерные цели посещения уроков

Цель: проанализировать эффективность методических приёмов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

    Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное.

    посмотреть, прививает ли учитель у учащихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперёд.

    Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.

    Просмотреть, обучает ли учитель отвлечённому мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

Цель: определить результативность организации методов и приёмов контроля за усвоением знаний учащимися.

    Определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.

    Узнать, определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

    Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей для достижения глубины знаний.

    Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

    Выявить, систематически ли использует учитель межпредметные связи.

    Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

    Просмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.

Цель: определить, какие приёмы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

    Выяснить, чётко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их применения каждым учеником.

    Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

    Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

    Узнать, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).

    Посмотреть, применяются ли разнообразные приёмы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

Цель: проверить на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

    Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, и с какой целью.

    Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний их порочности, а так же повышению творческой активности учащихся.

Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.

    Просмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других по теме

    Проанализировать, обоснованно ли, целесообразны ли те приёмы, которые учитель использует на уроке.

    Посмотреть, носит ли материал научный характер.

    Сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.

Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

    Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач школы.

    Выяснить, как учит учащихся учитель отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения их знаний.

    Проверить, способствует ли учитель выработке общеучебных умений и навыков.

    Просмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а так же подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.

Цель: Проверить эффективность использования на уроке ТСО, ИКТ.

    Выявить, способствуют ли ТСО, ИКТ повышению интереса учащихся к изучаемой цели.

    Определить, приучает ли ТСО и ИКТ к рациональности и самостоятельности приобретения знаний.

    Способствует ли ТСО и ИКТ привитию навыков самоконтроля.

    Проверить, позволяет ли ТСО и ИКТ существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.

    Просмотреть, приучает ли учитель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.

    Проверить, умеют ли учащиеся распределить работу по времени.

    Выяснить, обучает ли учитель учащихся организовать своё рабочее место.

    Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.

Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.

    Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

    познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.

    Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникационных средств речи.

    Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

Цель: определить эффективность методического приёма мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учёте знаний.

    Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

    Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.

    Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.

    Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

    Просмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

    Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.

    Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует на них внимание тех учащихся, чтобы предупредить их повторения другими.

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

    Определить соответствие использования. Индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.

    Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.

    Определить рациональность использования групповых форм учебной работы:

Сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру,

Сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, - сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

«Посещение и анализ уроков как форма внутришкольного контроля»

«Урок, - говорил наш замечательный педагог Василий Алек­сандрович Сухомлинский, - это зеркало общей и педагогической культуры учите­ля, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Долг и обязанность школьного администратора - постоянно смотреть в это «зерка­ло», чтобы не только контролировать, но и помогать педагогу избавляться от оши­бок, совершенствовать профессиональное мастерство, обретать опыт. Конечно, можно судить о качестве уроков по целому ряду признаков, по состоянию успевае­мости и дисциплины, по результатам экзаменов и контрольных работ, наконец, по отзывам учащихся и их законных представителей. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Оценить по-настоящему профессионализм учителя можно только, побывав на его уроках, увидев все своими глазами. Посещение и анализ уроков – важнейшая работа; от ее научного уровня зависит очень много: интеллектуальное богатство педагогического и ученического коллектива, методическое мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов обучающихся.

Для того чтобы упорядочить и привести в систему посещение уроков необходимо правильно организовать внутренний контроль, что позволит совершенствовать образовательный процесс.

Демократическая система внутреннего контроля основывается на следующих принципах:

    Принцип поиска позитивного (Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным)

    Принцип контроля за достижением цели (Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быт нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения)

    Принцип с убъектной позиции педагога к системе внутреннего контроля (чем активней педагоги участвуют сами в процессе внутреннего контроля – взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается)

    Принцип гласности и открытости контроля (результаты контроля – как позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям)

    Принцип системности (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается).

Работа по внутреннему контролю планируется на пять лет и является разделом перспективного плана . Основой календарного планирования внутреннего контроля является перспективный план работы учреждения, недостатки и нерешенные проблемы предыдущего года, нормативные документы, цель и задачи учреждения. План внутреннего контроля на учебный год, является составной частью плана работы учреждения на учебный год. Используется текстово-табличная форма внутреннего контроля, в которой определены направления контроля, содержание контроля, объект контроля, вид, форма, сроки, ответственный за проведение контроля, планируемый выход. В план включены разнообразные виды и формы контроля: обзорный, тематический, промежуточный, итоговый, фронтальный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий и другие, которые определены целями контроля.

На основании годового плана внутреннего контроля текущее планирование включается в раздел «Контроль и руководство» плана работы учреждения на месяц, где прописываются конкретные сроки организации контроля. Для удобства можно также использовать графическое планирование контроля.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ:

    перспективное

Перспективный план-график фронтального контроля состояния преподавания предметов

    календарное

Внутренний контроль на 2012/2013 учебный год

    текущее

План ВШК на месяц, график посещения уроков

    графическое

Циклограмма внутреннего контроля на 2012/2013 учебный год

На административных совещаниях, совещаниях при директоре, заместителе директора постоянно отслеживается реализация плана внутреннего контроля, анализ выполнения перечня поручений, данных в ходе контроля.

Посещая различные уроки, мы ставим перед собой те или иные конкретные цели и задачи.

ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ:

- реализация задач само­образования педагога в организации образовательного процесса;

Достижение учащимися обязательного и дополнитель­ного уровней образования по предмету;

Диагностика учебных возможностей уча­щихся;

Использование педагогом воспита­тельных возможностей урока;

Формирова­ние общеучебных умений и навыков у уча­щихся на уроках.

ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ:

- проконтролировать де­ятельность учителя (выполнение программ, уровень учащихся и т.п.), определить ее результативность;

Оказать учителю свое­временную помощь;

Изучить и обобщить его положительный опыт.

Частными целями посеще­ния урока могут стать соблюде­ние учителем общих требований к организации образовательного процесса (использование оборудова­ния, сроки и успешность прохож­дения учебных программ, выпол­нение учебного плана, программ­ных требований), а также выявление более узких вопросов, связан­ных с конкретным уроком, пред­метом, учителем. Эти цели могут вытекать из результатов предше­ствующих посещений уроков, из характера сделанных ему замеча­ний и рекомендаций.

Такими целями могут быть:

    Ознакомление с системой ра­боты нового учителя.

2. Выявление причин малой эф­фективности урока слабого учи­теля.

3. Выявление специфики орга­низующей деятельности учите­ля - мастера педагогического труда для обобщения и распрост­ранения его опыта.

    Проверка внесённых учите­лем изменений в систему органи­зации урока в соответствии с ра­нее полученными замечаниями и рекомендациями.

    Направленность урока на вы­полнение вновь принятых норма­тивных документов, направле­ний, ознакомление с методикой их использования в образовательном про­цессе и др.

При организации контроля необходимо соблюдать правила осуществления контроля :

    Контроль должен быть отражен в планировании учреждения образования ;

    На основании плана работы и в соответствии с Положением издается приказ (в котором четко определяются сроки проведения, ответственные, цель, форма и методы проведения контроля, составляется программа проверки );

    По итогам контроля оформляется справка , информация;

    Выявленные недостатки обсуждаются с тем, в отношении кого проводилась проверка;

    Информация о проведенном контроле рассматривается на педагогическом совете, совещании при директоре, заместителе директора, методическом объединении;

    Решением данных органов определяются сроки устранения недостатков, выявленных при проведении контроля (протокол поручений , приказ );

Выделяют следующие формы внутреннего контроля:

1.По субъекту контроля:

    административный

    общественный

    взаимоконтроль

    самоконтроль

2. По объекту контроля:

а) деятельность педагогов

    персональный

    выборочный

    обзорный

    сравнительный

    фронтальный

б) образовательный процесс

    классно-обобщающий

    комплексно-обобщающий

    фронтальный

    тематический

3. По цели контроля:

    предупредительный

    тематический

    итоговый

4. По времени:

    оперативный

  • итоговый

Посещение всех уроков в одном классе в течение дня дает нам возможность, во-первых, осуществить классно-обобщающий контроль , во-вторых, сопоставить работу отдельных учителей, работающих в данном классе, и сравнить степень активности учащихся на уроках у разных педагогов. В–третьих, выявить систему знаний учащихся, их ежедневную учебную нагрузку.

Посещение уроков одного учителя в течение дня или на протяжении изучения той или иной темы позволит вам выяснить, насколько он учитывает возрастные особенности, и изучить систему его работы - провести персональный контроль.

Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с си­стемой работы учителя, оценки оптималь­ности избранных структур уроков, сочета­ния форм, методов и средств обучения организуют в рамках тематического контроля.

Посещение уроков с целью глубокой и всесторонней проверки по всем вопросам деятельности учителя или группы учителей организуется в рамках фронтального контроля. Обычно для осуществления фронтального контроля создается комиссия в составе 5-6 человек, которую возглавляет директор или его заместитель. Администрация должна учесть, что учитель не может подвергаться фронтальной проверке более одного раза в год.

Посещение уроков молодых специалистов, вновь прибывших педагогов с целью знакомства с системой их работы организуют в рамках обзорного контроля. Форму обзорного контроля можно использовать и в конце учебного года, когда необходимо определить, насколько полно нашли свое воплощение в практической работе учителей те задачи, над которыми работал весь коллектив на протяжении учебного года.

Существуют различные ВИДЫ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ:

выборочное, тематическое, параллельное, целевое, комплексное.

Виды инспектирования: плановая, оперативная проверка, мониторинг.

1. Выборочное посещение уроков

Директор или его заместитель по учебной работе по личному плану, посещает отдельные уроки. Такая проверка дает возможность установить, как педагог подготовлен к уроку, какова активность класса. Таким образом, можно наблюдать деятельность учителя и учащихся в обычной обстановке.

2.Тематическое посещение уроков

Администрация с целью всестороннего изучения системы работы учителя посещает цикл уроков по одной теме. Такая проверка дает возможность оценить достоинства и недостатки педагога, дать ему квалификационный совет по совершенствованию педагогического мастерства.

3.Параллельное посещение уроков

Заместитель директора посещает уроки двух учителей в параллельных классах по одной теме. Цель посещения - раскрыть особенности педагогического почерка учителя или эффективность отдельных методов обучения.

4.Целевое посещение урока. Директор школы или его заместитель не являются специалистами по всем учебным предметам. В целях углубленного изучения работы учителя на урок приглашается опытный специалист, руководитель методического объединения.

5.Комплексное изучение образовательного процесса в отдельных классах. Директор или его заместитель в течение всего учебного дня присутствует в одном классе. Таким образом, проверяется работа одних и тех же учащихся в разных условиях. Оно позволяет сделать выводы о том, почему учащиеся достигают различных учебных результатов у разных учителей, как поддерживается дисциплина на уроках, как выполняются единые требования к учащимся.

Внутренний контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных работ, а также мониторинга. Внутренний контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутренний контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их законных представителей, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

Каждая форма контроля, прежде всего, должна иметь целевое назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок в деятельности учителя на разных этапах образовательного процесса.

Посещение и анализ уроков администрацией учреждения включает следующие этапы:

    Подготовка к посещению урока:

Определение цели посещения урока, выбор объекта для изучения;

Изучение концепции учебного предмета, образовательного стандарта, требований учебных программ, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций по учебному предмету;

Просмотр соответствующих разделов учебника, учебно-методического пособия;

Изучение классного журнала с целью проверки выполнения учебных программ, выявления системы опроса, индивидуальной работы с учащимися, состояния успеваемости по учебному предмету;

Просмотр записей ранее посещенных уроков;

Составление программы наблюдений.

Как поступить, если вы не специалист в данной области знаний. Вы - физик, а посещаете урок иностранного языка. Оснований для беспокойства быть не должно. Во-первых, директор учреждения обязан максимально учесть специализацию заместителей при распределении между администрацией кураторства предметов. Во-вторых, помните, что методические требования едины везде. В-третьих, уровень подготовки учащихся вы сможете увидеть на любом уроке. В-четвертых, можно обратиться за консультацией к опытному педагогу - специалисту данной области. Можно перечислять и пятое, шестое и т.д. Решений много, вы их найдете.

2 этап. Посещение урока, фиксация его хода.

Схема наблюдений за уроком – условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающее четкую, последовательную работу во время проведения урока и последующий его анализ.

Запись уроков в зависимости от целей посещения может быть полной, выборочной и краткой.

Полная запись хода урока используется:

При знакомстве с работой нового учителя;

Изучении и обобщении интересного педагогического опыта;

Необходимости оказания методической помощи.

Выборочная запись производится при наблюдении за какой-либо одной стороной урока с условием краткой фиксации содержания всего урока.

Краткая запись осуществляется после длительного изучения системы работы учителя с целью проверки реализации данных ему рекомендаций.

Каждый администратор найдет удобную для себя форму записей хода урока, целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают запись.

3 этап. Беседа с учителем:

Самоанализ урока учителем;

Анализ урока посещающим.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Поэтому в педагогической копилке каждого учреждения должен быть набор различных схем самоанализа урока.

Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование цели, задач урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителем уроком (его отдельными частями); меры, намеченные учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.
Предлагаем несколько схем самоанализа урока.

4 этап. Рекомендации учителю по совершенствованию образовательного процесса. Учителю не следует давать советы по устранению недостатка. Важно ему помочь самому это решение принять. Мудро поставленные вопросы – главное условие данного этапа. Например:

Администратор зафиксировал, что два учащихся бездельничали в течение 20 минут на уроке, учитель не обратил на это внимания. Закономерен вопрос: «Обоснуйте ваше решение не привлекать Петю С. и Сашу К. к работе?». Вы приняли как норму принцип сознательности и активности в обучении и согласились, что пассивность на уроке двух учащихся не согласуется с данной нормой. Можете ли вы здесь что-то исправить? Как это можно сделать? Или предположим, в программе по физике к данному уроку указан демонстрационный опыт. Учитель опыт на уроке не проводил. Следует вопрос: «Коллега, обоснуйте ваше решение не демонстрировать опыт, который предусмотрен учебной программой?» Насколько вам трудно будет в дальнейшем безупречно следовать требованиям учебной программы по вашему предмету?

Нетрудно понять, что в данных случаях руководитель не указывает учителю на недостатки в его уроке. Он подводит педагога к ситуации сопоставления его решений, деятельности, поведения с существующими нормами, к обнаружению собственных недоработок и собственной недостаточной компетентности.

Подробнее остановимся на анализе урока проверяющим. Различают следующие виды анализа урока:

    Краткий

    Структурный

    Аспектный

    Дидактический

    Психологический

    Полный

Краткий (оценочный) анализ проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.

КРАТКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

    Постановка на уроке цели.

    Какими методами она решалась.

    Примеры, подтверждающие работу учителя по реализа­ции задач урока.

    Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

    Какова работа на уроке учащихся с учебни­ками и другой литературой.

    Как организована самостоятельная работа каждого учащегося и каков ее уровень.

    Достигнут ли результат по аспектной цели урока.

    Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает дости­жению конечного результата.

Структурный (поэтапный) анализ урока является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА:

    Выявить главные элементы урока и опреде­лить основные виды работы с учащимися.

    Определить их последовательность и це­лесообразность.

    Выявить временной фактор и его рацио­нальность по этапам урока.

    Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего струк­турного элемента урока.

    Какова взаимосвязь отдельных структур­ных элементов урока.

    Какова результативность отдельных эта­пов урока в конечном усвоении знаний учащихся.

Аспектный анализ осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока.

АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА:

    Постановка и решение на уроке цели и задач.

    Оптимальность выбора типа и структу­ры урока для решения данной аспектной задачи.

    Соответствие содержания, понятий, фак­торов и идей изучаемого материала реше­нию данной аспектной задачи.

    Была ли обеспечена на данном уроке пре­емственность в решении данной задачи.

    Проанализировать использование форм и методов обучения и воспитания.

    Какова работа на уроке учащихся с учеб­никами и другой литературой.

    Как организована и каков уровень само­стоятельной работы каждого учащегося.

    Достигнут ли результат по его аспектной цели.

    Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения учащихся, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА:

    Общие сведения об учителе и классе.

    Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.

    Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.

    Оптимальный отбор содержания обуче­ния под поставленные цели.

    Адекватность, то есть соответствие ме­тодов и средств целям и содержанию уро­ка. Их оптимальность и интенсивность.

    Тип урока, рациональность избранной структуры урока, то есть соответствие ее целям, содержанию и методам обучения.

    Дидактичное взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.

    Посильность объема и сложности до­машнего задания.

    Степень реализации триединой задачи урока.

Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока.

2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе.

3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

ПОЛНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА – Полный анализ является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.

    Целевая направленность урока.

    Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.

    Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результа­нт усвоения.

    Как организована самостоятельная мыслительная деятель­ность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.

    Как работа с учебником способствовала усвоению и зак­реплению знаний учащихся.

    Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащи­мися.

    Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого уровня зна­ний на данном уроке.

    Рациональность проведения уроков разных типов - лек­ции, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов ил данном уроке.

9. Какие методы и приемы обучения были использованы.

11.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.

12.Насколько творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого учащегося, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.

13.Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях.

Обратим внимание на все аспекты урока.

Анализ цели урока. Анализируя цель урока, «проверяющие» определяют:

Краткость, четкость и простоту формулировки цели;

Заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

Реальность достижения цели;

Соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

Отсутствие разрыва между целью и результатом.

Анализ структуры и организации урока . Организационная и заключительная части урока не менее важны, чем основная часть урока – именно они создают основу для познавательной деятельности на уроке и мотивируют учащихся на дальнейшую работу.

Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока . Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к неприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

    реализация воспитательного потенциала содержания урока;

    дифференциация и интеграция знаний;

    чёткое выделение учителем основного содержания темы как объекта прочного усвоения на уроке;

    использование на уроке различных источников знаний;

    включение в содержание темы сведений о новейших достижениях науки, техники, культуры;

    реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, показ их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений, включение в ход урока профориентационного и краеведческого материала;

    включение в содержание урока деятельности по развитию учебных умений и навыков;

Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)

Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся, разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники учителя.

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения

с учётом:

а) темы урока;

б) цели урока;

в) возможностей класса;

г) возможностей самого учителя;

д) учебно-материальной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий.

4. Актуализация опорных знаний.

5. Качественное освоение нового материала.

6. Использование средств обучения.

7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся.

8. Педагогическая техника учителя:

темп речи

эмоциональность изложения

точность использования специальной терминологии

умения в межличностном общении приемы влияния на учащихся

Анализ работы учащихся на уроке

1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Интерес к теме или к уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы.

Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований.

5. Наличие навыков самоконтроля.

6. Качество знаний и умений учащихся.

7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность

суждений.

8. Культура межличностных отношений.

9. Рефлексия.

Анализ домашнего задания , полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий его посильность). Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока

    Классная доска.

2. Уровень освещенности, чистота помещения.

3. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

4. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации.

5. Применение наглядности.

6. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

Психологический анализ урока

    Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его

    Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

    Развитие и тренировка памяти учащихся:

    Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.

Общие выводы:

1. Оценка самоанализа урока учителем.

2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

3. Аргументированная характеристика достоинств урока:

элементы творчества, находки, результативность.

4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.

Постарайтесь провести анализ урока сразу (в этот же день) после посещения. Пригласите учителя в свой кабинет, но если надо показать методические возможности учебного кабинета в ходе урока, то лучше это сделать в учебном кабинете. Дайте учителю возможность провес­ти самоанализ. А далее уже по ходу своего ана­лиза укажите положительные моменты, тактично намекните на явные недостатки и выскажите предложения. При общей оценке урока придерживайтесь основных рекомендаций, конкретных методик и в то же время не загоняйте учителя в жест­кие рамки. Урок - это все-таки творение учи­теля и учеников. И уж тем более не старай­тесь свой «методический костюм» надеть на учителя, природа одарила каждого человека своей индивидуальностью, и не всегда ваши суждения будут единственно верными. Поблагодарите учителя за урок, пожелайте ему дальнейших успехов. Известный педагог и публицист Симон Соловейчик говорил: «Урок-загадка, учитель-загадчик, а человек, разбирающий урок, кто бы он ни был, должен быть разгадчиком». Желаю Вам, коллеги, творческих успехов!

Loading...Loading...