Как вредные привычки влияют на нервную систему. Особенности организации нервной системы человека. Влияние негативных факторов на нервную систему человека Негативно воздействовать на нервную систему

Из этой статьи вы узнаете: как укрепить нервную систему и психику, чтобы не нервничать по пустякам. Как победить стресс и депрессию, преодолеть тревогу, беспокойство и начать полноценно жить.

Психика современного человека постоянно подвергается испытанию. Стрессовые состояния становятся нормой жизни. Зачастую их постепенно начинают игнорировать и, кажется, что человек привыкает так жить. Но это большое заблуждение.

В определенный момент происходит выброс негативных эмоций с поражением психического и физического здоровья. Соответственно появляется вопрос о том, как укрепить нервную систему и психику, избежать тяжелых последствий, гармонично жить в окружающем мире и минимизировать воздействие стресса? Для этого есть несколько способов. Важным является поиск и подбор нужной методики, которая подходит именно вам.

Теория стресса

Человеческому организму свойственно реагировать на всяческие внешние раздражители. При таком воздействии он мобилизует все силы регуляции, пытаясь избавиться от проблемы. При появлении раздражителя запускается система катехоламинов.

В этот период кортизол и адреналин воздействует на различные системы организма, заставляя работать его иначе по сравнению с повседневным функционированием. Соответственно, это отражается на системе кровообращения, путем подъема артериального давления, тахикардией и учащением дыхания.

Важно знать!

Стрессовые состояния развивается, как на фоне, например, инфекционных заболеваний, так и воздействие извне эмоционального характера. Смысл такой реакции заключается в возможности приспособиться к изменяющимся внешним и внутренним обстоятельствам, сохранить постоянство работы внутренних сред, несмотря на возникшую дополнительную нагрузку.

Болезни или жизненные неприятности бьют по организму по всем фронтам. Он нуждается в мобилизации сил для восстановления психического и физического равновесия.


Тем самым стресс выступает в качестве приспособительного механизма, специфической реакцией, помогающий устранить волнение и раздражительность.

Более тяжелой проблемой может стать хроническая психологическая травма. В этом случае организм испытывает тяжелейшую нагрузку, что даже без соматических патологий сказывается на общем физическом здоровье.

При этом адекватное реагирование на раздражители изменяется и приобретает вполне классические симптомы:

  • выраженная потливость;
  • сухость во рту;
  • бледность кожи даже при физической нагрузке;
  • наличие страха смерти;
  • учащенное сердцебиение при появлении нехороших мыслей в физическом покое;
  • спазмы желудочно-кишечного тракта;
  • одышка в случаи предчувствия неприятностей;
  • выраженный мышечный тонус в покое.

Важным моментом является своевременное выявление симптоматики соматических болезней. Некоторые из них очень схожи с резкими изменениями вегетативной нервной системы. Поэтому при малейшем подозрении следует провести дополнительную диагностику.

Обратите внимание!

При отсутствии заболевания органов и систем, данные симптомы могут свидетельствовать о развитии невроза навязчивых состояний. Данные патология более тяжелая, чем обычный стресс. Последствия такого состояния, могут быть в виде серьезных изменений, которые требуют терапии только в стационаре.

Последствия психических перенапряжений


Фактически у каждого формирование стресса происходит одинаково. Причем это относится и к адаптивным возможностям. Серьезные различия наблюдается лишь в порогах восприятия патологии.

Для одного достаточно серьезные раздражающие жизненные факторы бывают незамеченными. На другого человека негативно воздействует даже незначительные психические травмы.

Последствия стресса наиболее часто выражается в следующих проявлениях:

  1. Субъективные. Это постоянное беспокойство, хроническая усталость, агрессия, низкая самооценка, нарушение настроения. Такие состояния могут свидетельствовать о начале некоторых психологических расстройств, либо сбоях в иммунной системе.
  2. Физиологические. Со стороны работы органов и систем эмоциональные нагрузки могут провоцировать подъем сахара в крови, чувства жажды, жара, голода, озноба, повышения артериального давления. Эта симптоматика может быть в комплексе, либо проявляться отдельными нарушениями.
  3. Когнитивные. Данные изменения чаще замечают лица, связанные с интеллектуальным трудом. Такие проявления выражается в ослаблении внимания, восприятии информации, логического и адекватного мышления, даже в привычной обстановке.
  4. Поведенческие. Они связаны с формирование вредных привычек, таких как алкоголизм, табакокурение, токсикомания. Кроме этого возрастает риск несчастных случаев. Это связано с ослаблением чувства самосохранения и частичной потери реального восприятия окружающей действительности.

В определенных случаях наблюдается проявление группового стресса. Такое явление возможно при нахождении людей вместе, когда воздействовала тяжелая психологическая травма. Последствия будут наиболее схожи лишь тогда, когда сила влияния негативных факторов будет запредельной.

Благодаря прогностической диагностике выявляются лица с атипичной реакцией на раздражители. Это, например, помогает работодателю не допустить определенных людей к должности требующей высокой стрессоустойчивости.

К сожалению, на сегодня исследования указывают, что больше половины жителей многих европейских стран испытывают психические перегрузки. Причем они возникают достаточно часто, а у четверти ежедневно и по нескольку раз.

Обратите внимание! Последствия психических перегрузок!

Как результат у многих людей формируются симптомы хронической усталости. Первыми сигналами такого состояния является нарушение сна, сложная адаптация к психическим и физическим нагрузкам, появление негативных ощущений с самого утра и до конца дня.

Лечебное и профилактическое воздействие


Как укрепить нервную систему и психику взрослому человеку, предупредить тяжелые последствия и просто перестать жить в напряжении? Прежде всего, стоит помнить, что любую проблему подобного плана необходимо решать комплексно.

Просто так взять и перестать нервничать, не способен сделать ни один человек. Также не существует идеального препарата, который быстро и навсегда устранит психологические расстройства, поможет укрепить физическое здоровье и эмоциональную сферу.

Обратите

В связи с этим, возможно, потребуется прием витаминных препаратов, лекарственных средств, восстанавливающих вегетатику. Стоит обязательно обратить внимание на ежедневный рацион, физические упражнения и некоторые нетрадиционные методы воздействия, такие, как, например, медитация.

Витаминотерапия, как основа укрепления психического и физического здоровья


Современные аптечные сети изобилуют различными препаратами, которые обещают поставить человека на ноги за короткий промежуток времени. Обычно это обещаю так называемые БАДы.

Действительно биологически активные добавки содержат огромное количество необходимых организму веществ, помогающих работе органов и систем. Но сбалансированность данных ингредиентов не всегда точная.

Кроме этого известно, что некоторые вещества, при одновременном приеме, способны нейтрализовать друг друга, что в итоге не принесет никакой пользы.

Однако при грамотном подходе и выборе препаратов, БАДов, а также в включении в рацион витаминных продуктов питания, витамины могут в значительной степени укрепить нервную систему и улучшить ваше самочувствие.

Витамины для нервной системы


Вот какие витамины для укрепления нервной системы подойдут лучше всего:

Обратите внимание!

Выбрать витамины для укрепления нервной системы должен врач, например, терапевт. Он назначит их с учетом индивидуальных особенностей организма. Самостоятельный подбор может не принести желаемого эффекта, что усугубит патологическое состояние.

Продукты для укрепления нервной системы — рациональное питание


Какие продукты укрепляют нервную систему и психику?

Да, фактически все. Особенно необходимы те, которые богаты теми же витаминами и микроэлементами.

Положительное влияние оказывают:


Существуют и другие продукты для укрепления нервной системы, которые содержат антидепрессанты, важнейшие микроэлементы и просто приятны в употреблении.


Важно в период перегрузок и восстановления отказаться от вредных привычек, таких как курение и алкоголь, чтобы не заработать зависимость.

Огромное количество населения во многих странах испытывает дефицит йода. К сожалению, не всем выпала удача жить у моря и наслаждаться чистым воздухом богатым этим полезным элементом. Поэтому потребление йодированных продуктов должно быть обязательно, особенно лицам, которые систематически подвергаются эмоциональным нагрузкам.

При недостаточном поступлении йода развиваются проблемы со щитовидной железой. Они проявляются следующими симптомами:

  • вялость;
  • плохое настроение;
  • угнетение эмоциональной сферы;
  • физическая слабость;
  • нарушение трудоспособности;
  • утомляемость даже при отсутствии физических и психических нагрузок;
  • снижение аппетита;
  • головные боли;
  • набор веса или наоборот постепенное похудение.

Правильное питание для укрепления нервной системы, предусматривает обязательное полноценное поступление йода в организм.

Применение лекарственных препаратов


Препараты для укрепления нервной системы и медикаментозные средства обычно используются в крайних случаях. Их назначает невропатолог, психиатр или психотерапевт.

Важно знать!

Ну не стоит чрезмерно увлекаться медикаментозной поддержкой. Человеческому организму свойственно быстро привыкать подобным препаратом. Во время приема следует строго придерживаться рекомендаций специалистов.

Что касается медикаментов, то чаще всего назначают следующее:

  1. Валокордин. Обеспечивает снижение беспокойства, неуравновешенности и страха. В его составе имеется хмель и мята.
  2. Персен. Это полностью растительный препарат, содержащий компоненты мелиссы и валерианы. Способен заменить синтетические средства подобного действия.
  3. Адаптол. Обладает снотворным эффектом, прием показан лицам с выраженным нарушением биологического ритма. После нескольких приемов значительно снижается тревожность и раздражительность.
  4. Афобазол. Препарат достаточно серьезный и поэтому допускается к приему только с 18 лет. Эффективно устраняет психическое напряжение, стабилизирует внимание и память.

Что же делать с ребенком?


Известно, что у детей более гибкая нервная система. Они лучше приспосабливаются к стрессовым ситуациям и меньше получают раздражение от множества негативных элементов.

Однако при систематических даже мелких психотравмах, проявляется разрушительное явление. В этом случае нервная система срочно нуждается в помощи. Прежде всего, она должна исходить от родителей.

Во что бы то ни стало необходимо научиться понимать своего ребенка, приучить его к адаптации в любой окружающей среде, адекватно реагировать на сложные жизненные ситуации собственным примером.

Обратите внимание!

Если родителям самостоятельно тяжело понять, как укрепить нервную систему и психику ребенка, лучше обратиться за помощью к специалисту. Дело в том, что с детьми все процедуры должны подбираться строго индивидуально.

После диагностических мероприятий, психологи и психотерапевты могут разработать, целую коррекционную программу. Она будет предусматривать специальные методики, подходящие именно ребенку.

Нетрадиционные методы укрепления психического здоровья


Обычно под этим понятием воспринимаются какие-либо народные средства. Однако это будет более актуальным при возникновении соматических расстройств. Для восстановления психологического здоровья вполне подойдут иные методики. Они просты в выполнении, приносят массу приятных ощущений, повышая настроение и стимулируя общий тонус организма.

Как самостоятельно укрепить психику и нервную систему, не прибегая к химическим лекарственным средствам?

Чтобы это сделать следует рассмотреть доступные техники различного направления и просто следовать некоторым элементарным советам психолога.



Пожалуй, нет ничего проще и в тоже время тяжелее, чем составлять систематический план на каждые сутки. Но большинство практических психологов как раз и не рекомендуют поминутный стиль жизни. Дело в том, что режим дня должен быть раздроблен по конкретным направлениям деятельности. Важным моментом в этом является чередование физической и умственной нагрузки, любого труда и, конечно же, отдыха.

Важной составляющей в режиме дня является крепкий полноценный сон. Известно, что выработка многих гормонов в организме привязана к суточному ритму. Так, некоторым людям катастрофически тяжело ежедневно вставать, например, 6:00 утра.

Скорее всего, такое явление связано с запоздалой выработкой гормона кортизола. У большинства его выброс происходит в 4-5 утра. Однако бывает так, что надпочечники продуцируют его на час или два позже, чем обычно.

Обратите внимание!

Из-за недостатка сна даже в 1 час в сутки, постепенно начинает снижаться способность запоминать информацию, концентрировать внимание, нарушается мелкая моторика и логичное мышление. В дальнейшем из-за недостатка отдыха появляются проблемы с сердечно-сосудистой системой, формируются эндокринные заболевания и заметно снижается иммунитет.

Немаловажным моментом является время отхода ко сну. Многие исследователи доказывают, что ложиться спать необходимо строго до 24 часов. Опытным путем была не раз доказана прямая связь неврозов, неврастении, простой тревожности, формирование страхов и хронической обиды с тем, что человек поздно ложился спать. Данное явление связано с биологическими ритмами. Ранний отход ко сну позволяет сохранить их естественный ход. Это обеспечивает полноценный отдых и восстановление всех функций организма.

Огромное влияние оказывает и физическая активность. С этой точки зрения психологи рекомендуют:

  • совершать ежедневные прогулки, желательно в парковой зоне не менее 1 часа;
  • спать в хорошо проветриваемом помещении;
  • обязательно ежедневно заниматься физической культурой с дозированной нагрузкой, причем не следует применять стимуляторы или какие-либо гормоны для набора мышечной массы;
  • не забывать про сексуальные отношения, так как это не только некоторая физическая нагрузка, но действенный способ устранить стрессовое воздействие.

Методики самостоятельной терапии

Во многих вопросах укрепления здоровья, человек способен помочь себе сам. Это относится и к укреплению психического статуса. Современные не лекарственные подходы позволяют без определенных сложностей воздействовать на тонкие материи головного мозга, избавить человека от негативных мыслей, душевного страдания, страхов и зависимости.

Например, в этом поможет медитация, укрепление нервной системы при которой происходит мягко без рисков физическому здоровью. Главное следовать всем рекомендациям и искренне верить в положительный результат.

Влияние медитации на психику


Оздоровительные и духовные практики, предусматривающие погружение в себя, в основном приходят к нам с востока.

Медитация представляет собой некое сосредоточение размышлений. Такая методика встречается, как в буддизме, так и в индуизме. Благодаря ей человек способен достичь внутреннего совершенства, а главное это душевное спокойствие.

В процессе отрешения от внешних негативных факторов, требуется принять определенное положение тела. Вовремя методики рекомендовано прослушивать музыкальные композиции или звуковые стимуляторы, расслабляющего действия. Они помогают сконцентрироваться на уникальных внутренних зрительных образах. В дальнейшем такая процедура обеспечивает мощный контроль над эмоциональной сферой и адаптации к любым внешним раздражителям.

Медитация для расслабления и укрепления нервной системы используется достаточно давно. В рекомендациях многих психологов сегодня можно найти прописные истины подобной методики. Но, к сожалению, не у всех, получается, сразу достигать нужного результата при занятиях медитацией. Для этого необходима тренировка, и даже определенные внутренние установки, обеспечивающие эффективность процедуры. Лучше, чтобы с новичком занимался специалист в области медитации.

Другие эффективные методики


Очень часто бывает так, что выход из трудной ситуации оказывается достаточно простым. Важно не бояться экспериментировать. Решиться на совершенно не традиционные способы воздействия или те, которые категорически не воспринимаются как направленные на укрепление нервной системы. Ведь субъективное мнение не всегда совпадает с действительностью. К таким методикам относится:

  1. Вероисповедание. Известно множество случаев невероятного исцеления людей при обращении к высшим силам. Вера помогает избавиться от психотравмы, социализироваться человеку в обществе, найти себя в духовном мире и побороть все негативные помыслы.
  2. Аутотренинг. Представляет собой процедуру самовнушения, направленную на снятие физического и психического напряжения без чьей-то помощи. Специальные упражнения предусматривают формирование положительных установок. Этот способ мышечного расслабления, хорошо сочетается с дыхательной гимнастикой. Некоторые аутотренинги считают элементом медитации.
  3. Когнитивно-поведенческая воздействие. Довольно часто укрепить психику мешает стереотипное мышление. Неконтролируемые мысли о психотравмирующих факторах, становятся постоянными. Они в значительной степени изменяют поведение, формируют чувство переживания, тревоги, беспокойства, еще даже не случившегося события. Психотерапевты в этом случае предлагают специальные упражнения, которые будут положительно влиять на психику в случае возникновения травмированной ситуации.
  4. Достаточно хороший эффект наблюдается от общего расслабляющего воздействие. Такой массаж должен включать поглаживание, растирание и легкое разминание. Самостоятельно для устранения напряжения можно произвести встряхивающие движения конечностями, легкую вибрацию крупных мышц, сжатие и расслабление пальцев на руках и ногах.
  5. Дыхательная гимнастика. Данный способ позволяет управлять вегетативными реакциями. В основном рекомендуется при выполнении упражнений затягивать выдох. Это обеспечивает задержку частоты сердцебиения, что притормаживает работу симпатического отдела вегетатики. Также положительное воздействие наблюдается при более редком или глубоком дыхании, которое обеспечивает укрепление нервов.

Укрепляем нервную систему и повышаем иммунитет — проверенные рецепты


Осенью обостряются все болезни, поэтому наш организм должен быть достаточно сильным, чтобы противостоять различным вирусам, бактериям и справляться со стрессовыми ситуациями.

Для того чтобы укрепить нервную систему и повысить иммунитет, чтобы вы чувствовали себя бодрыми и работоспособными предлагаем несколько простых и эффективных средств. Это проверенные народные рецепты для укрепления нервной системы, которые помогут вам быть в тонусе и хорошем расположении духа.

Орехи лимон и мед

Для этого рецепта здоровья нам понадобится грецкие орехи, натуральный мёд хорошего качества и лимон.

Приготовление:

  1. Стакан измельченных орехов заливаем стаканом натурального жидкого мёда и перемешиваем.
  2. К полученной смеси добавляем мелко нарезанный вместе с кожурой лимон.
  3. Целебную смесь хорошенько перемешиваем и отправляем на хранение в холодильник. Храним в банке закрытой крышкой.

Приготовленную орехово-медовую смесь с лимоном нужно принимать для укрепления нервной системы по столовой ложке 3 раза в день. Курс приема 2 недели.

Виноградный сок

Свежевыжатый сок из винограда очень полезен для укрепления нервной системы. Пить его желательно перед едой. Пить виноградный сок нужно до тех пор, пока вы почувствуете, что ваше состояние улучшилось.

Сосновая хвоя

Если вас тревожит плохое настроение, хроническая усталость, депрессия, то это целебное народное средство из сосновой хвои, придет вам на помощь.

Приготовление:

  1. Сосновую хвою хорошенько промываем, затем кладем и в духовку и держит около 15 минут.
  2. Измельченную и пропаренную в духовке хвою кипятим в воде 30 минут.
  3. Затем отвар немного остужаем, процеживаем и добавляем в него мёд по вкусу.

Полученное средство нужно принимать по одной столовой ложке перед сном.

Ромашка с медом


Целебная ромашка с молоком и медом поможет снять усталость, слабость и плохое настроение.

Приготовление:

  1. Ромашку -1 ч. ложка заливаем молоком – 1 стакан и кипятим на небольшом огне две минутки.
  2. Снимаем с огня, даем настояться под крышкой 10 минут.
  3. Затем процеживаем и добавляем мёд по вкусу.

Получено целебное снадобье с ромашкой нужно пить перед сном для укрепления нервной системы и нормализации сна.

Тыквенные семечки с медом

Еще один хороший народный рецепт для укрепления нервной системы.

Приготовление:

  1. Очищенные тыквенные семечки заливаем жидким медом и коньяком.
  2. Аккуратно перемешиваем и даем настояться 2 часа в холодильнике.

Полученную смесь нужно принимать, для укрепления нервной системы, по одной столовой ложке перед едой. Курс приема 3 недели.

Занятие спортом и закаливание


Не стоит искать специальные упражнения для укрепления нервной системы. Все гораздо проще. Фактически любой вид спорта способен улучшить психическое здоровье. Психологи чаще рекомендуют следующее:

  • аэробика;
  • бокс;
  • фитнес;
  • йога;
  • легкий бег по утрам;
  • езда на велосипеде;
  • скалолазание;
  • пилатес;
  • занятия на беговой дорожке;
  • настольный теннис;
  • лыжный спорт;
  • плаванье.

Кроме укрепления нервов многие виды спорта помогут держать организм в тонусе, иметь красивую подтянутую фигуру. Также физическая активность позволяет укрепить иммунитет, противостоять множеству вирусов и бактерий.

Перед тем как начать процедуры закаливания, стоит проконсультироваться с врачом. Данный способ имеет достаточное количество противопоказаний. Кроме того, врач после основного исследования организма поможет подобрать правильный ход процедуры и выбор ее элементов.

Важным моментом является соблюдение некоторых правил:


  1. Постепенность воздействия. Обычно закаливание начинают с обтирания прохладной водой. Безусловно, наиболее мощным является купание в проруби или ледяном бассейне. Но до этого необходимо пройти все этапы адаптации, привыкнуть к прохладной, а затем и холодной воде. Обычно купание в проруби допускается после длительного обливания уже вне помещения.
  2. Комплексный подход . Он включает не только использование водных процедур, но и таких методов закаливание как хождение босиком, прогулки на свежем воздухе, прием солнечных ванн, отказ от вредных привычек, правильное питание.
  3. Регулярность процедур. Невозможно укрепить нервную систему, а также иммунитет лишь недельным закаливанием. Все процедуры необходимо проводить системно и постоянно. Только в этом случае будет наблюдаться значительное улучшение.
  4. Дополнительно окончил ГБОУ СПО ВО Борисоглебское медицинское училище, по специальности «Стоматология», квалификация «Зубной врач».

    Ведущий специалист, по подготовке профессиональных кадров в ГБОУ СПО ВО Борисоглебское медицинское училище. В 2008 году окончил ГОУ ВПО Борисоглебский педагогический институт по специальности педагогика и психология, квалификация педагог-психолог.

    ЦНС – достаточно сложная разветвленная система, которая отвечает за правильную работу всех систем организма. Курение вносит разлад в процесс получения из внешнего мира информации с преследующей ее обработкой и передачей в мозг. На этом негативное влияние никотина на нервную систему не заканчивается. Пагубное пристрастие к сигаретам скажется на координации движений и функционировании всех органов.

    В чем опасность никотина для ЦНС?

    Центральная нервная система должна работать как единое целое. Она напрямую зависит от вырабатываемых самим организмом или поступающих извне аминокислот, витаминных и минеральных комплексов. Пагубное влияние курения на нервную систему в том, что в табачном дыму есть токсичный аналог никотиновой кислоты. Он схож с тем, что вырабатывает для нормальной работы сам организм, – на ацетилхолин. Именно такой компонент необходим для:

    • Нормальной передачи нервных импульсов ко всем органам.
    • Нормализации сна.
    • Концентрации внимания.
    • Восприятия поступающий информации.
    • Закрепления в памяти информации.

    Недостаток ацетилхолина приводит к невозможности запоминать события, невосприимчивости поступающей извне информации. Нехватка также приводит к нарушению жирового обмена в печени. Со временем постоянный недостаток натурального компонента становится причиной развития болезни Альцгеймера. Токсичный аналог, который приводит к стойкой зависимости, не заменяет полностью ацетилхолин, зато он способен немедленно успокоить человека в момент душевного переживания.

    Постепенно организм понимает, что медиатор ацетилхолина можно получить извне, для его выработки нет необходимости стараться и полностью останавливает процесс синтеза. Именно потому курящему человеку нужно для успокоения сделать несколько затяжек. И если организм ранее самостоятельно продуцировал важный компонент и регулировал его количество, то с приобщением к сигаретам, он «ленится», а потому психологическое состояние будет зависеть только от сигарет.

    Негативное влияние курения на нервную систему человека будет оказано уже после первой выкуренной сигареты!

    Симптоматика

    Как курение влияет на нервную систему? Только на старте «карьеры» курильщика можно почувствовать некоторую эйфорию и блаженство от каждой затяжки. Со временем этот процесс притупляется, для хорошего настроения могут потребоваться уже не две-три сигареты, а 10–20 штук в день. Среди основных симптомов, которые свидетельствуют о влиянии никотина на нервную систему человека, такие:

    • Пропадает чувство голода, а потому человек вполне способен похудеть от своего пристрастия.
    • Весь организм расслабляется.
    • Человека становится спокойным, легко переносить стрессовые ситуации.
    • Присутствует нервное возбуждение, которое может проявиться в жажде деятельности.

    Однако не стоит себя обманывать, поскольку все эти процессы временные. Но именно они способны выдать начинающего курильщика, от которого пока что не пахнет сигаретным дымом.

    Со временем ситуация усугубляется – малейший стресс способен увеличить количество ежедневно выкуриваемых сигарет, а для успокоения курильщику потребуется больше сигарет.

    Как никотин воздействует на человека?

    Наркологи и другие доктора не устают рассказывать, как влияет курение на нервную систему человека. Стимулятор, в котором масса ядовитых и токсичных веществ, а также наркотических компонентов (это не только никотин), способен:

    • Активировать процесс появления тромбов.
    • Стимулирует развитие атеросклероза.
    • Вызывать расстройства нервной системы.
    • Нарушить импульсное сообщение между органами, тканями и мозгом, что при водит к различного рода расстройствам.
    • Вызывать болезнь Альцгеймера.
    • Негативно влиять на организм за счет своего содержимого – формальдегидов, токсинов, ядов, никотина и пр.
    • Снизить остроту слуха и зрения.
    • Вызвать мутацию клеток.

    Пагубное воздействие курение на нервную систему заключается в том, что организм уже не может прожить и нескольких часов без никотиновой подпитки. Именно она способна успокоить нервную систему, поддержать человека в стрессовой ситуации.

    Сигарета становится верной спутницей во время депрессии. В конечном итоге она сама провоцирует увеличение количество выкуренных сигарет, которые с каждой затяжкой приводят к образованию патологий, постепенному отказу органов и образованию опухолей.

    Стадии зависимости нервной системы от никотина

    Если человек все еще сомневается в реальном , он должен узнать, как никотин влияет на нервную систему. А он вызывает стойкую зависимость, которая возводится в ранг рефлексов – руки сами тянуться к пачке, вырабатывается привыкание прикуривания, стряхивания пепла, поиска пепельницы, даже выбора пачки сигарет в магазине. Воздействие курения на нервную систему человека докторами разделено на две стадии:

    • Первая. Она сопровождается заметной эйфорией, возникает ощущение комфорта от процесса выкуривания сигареты. Однако все это носит кратковременный характер, а потому процессы расслабления ложные. Пока человек наслаждается сигаретами, организм испытывает сильнейший стресс, а нервная система начинает перестройку. Длительность первой стадии невелика.
    • Вторая. Вред курения на нервную систему уже куда более заметен, тут даже великий конспиратор не сможет скрыть, что зависит от сигарет. При отсутствии определенное время сигарет наступает настоящая никотиновая ломка, которая болезненными волнами прокатывается по организму.

    Признаки физической зависимости проявляются достаточно быстро. Некоторые хватает и недели, чтобы выработать стойкую зависимость от сигарет и быстро перескочить с одной стадии на другую.

    Избавится от никотиновой привязанности человек будет месяцами, постоянно вспоминая о сигаретах и мнимом блаженстве от их выкуривания. Ученые утверждают, что даже одна сигарета сможет нанести колоссальный вред нервной системе человека, что уж говорить о постоянном курении.

    Без анестезии невозможно проведение практически всех хирургических операций, потому что без нее человек будет чувствовать адскую, нестерпимую боль, не сможет лежать спокойно и не даст врачам работать. Поэтому наркоз - обязателен в хирургии. Для большинства людей, даже далеких от медицины, не является секретом тот факт, что анестезия вредная. Она оказывает очень мощное воздействие на нервную систему пациента, заставляя человека в буквальном смысле на несколько часов или минут отключаться. В это время сигналы перестают передаваться в мозг, человек не чувствует боли, когда ему делают операцию. Именно это и необходимо врачам, чтобы пациент лежат спокойно, ничего не чувствовал, не брыкался, ведь в хирургии нужна ювелирная точность. Увы, подобное вмешательство извне не проходит для человека бесследно.

    Ученые не могут точно сказать, как именно и в чем проявляются последствия наркоза у людей, потому что они не проводили исследований с их участием. В основном в опытах участие принимали мыши, обезьяны и другие животные. Вводить людям наркоз для исследований нельзя, потому что это опасно и негативно скажется на их здоровье. Однако, ученым все равно удалось найти выход из ситуации. Они использовали статистические данные и результаты старых исследований, которые были выполнены их коллегами. Оказалось, что у подростков, которые в возрастном промежутке от 3 до 18 лет, хотя бы два раза переносили наркоз, риски развития неврологических расстройств были в разы выше тех, кому операций не делали.

    Авторы исследования уверены, что статистические данные о неврологических расстройствах, зависят от возраста, пола, роста, веса пациента и большого количества других индивидуальных физиологических параметров. Однако наличие сильных отклонений от нормы, могут стать серьезными индикаторами, и вероятность развития неврологических расстройств сильно возрастает, если извне как-то подействовать на нервную систему. А операции и наркозы - это серьезное вмешательство извне, которое, увы, в некоторых случаях необходимо, чтобы сохранить пациенту жизнь. Вряд ли врачи откажутся, например, удалять воспаленный аппендицит, только потому, что наркоз может впоследствии оказать вредное воздействие на нервную систему и головной мозг.

    Ученые уверены, что наркоз в раннем возрасте до 3-х лет оказывает еще большее негативное воздействие на ребенка в будущем, его психику, мыслительные способности и даже уровень IQ. Чем чаще ребенок будет переносить наркозы и операции, тем сильнее все это скажется на его нервной системе и умственных способностях. Изменения несерьезные. Это не означает, что после нескольких операций и наркозов человек станет неадекватным. Это касается и людей, старше 18 лет, которые часто могут ложиться под нож врача, в отличие от несовершеннолетних, даже, если прямых показаний нет, например, чтобы сделать пластическую операцию и не только. Все наркозы повышают риски возникновения дегенеративных болезней мозга, в том числе и развития в зрелом возрасте болезней Альцгеймера и Паркинсона.

    Табачный дым действует на определенные группы рабочих клеток головного мозга. Воздействие никотина заставляет мозг выделять ряд веществ, в частности, норадреналин,серотонин, дофамин, ацетилхолин и другие которые являются наркотическими, а наркотики - это как известно яд.

    Злоупотребление спиртными напитками становится причиной изменения тканей, в результате чего наступает их атрофия. Особенно ярко негативное воздействие алкоголя проявляется на головном мозге. Алкоголь очень долго перерабатывается клетками головного мозга и может находится в них до 30 суток, с момента последнего употребления. Отсюда становиться понятно, что запои просто убивают тысячи клеток головного мозга.

    Наркотические вещества разрушают все органы, но прежде всего они пагубно влияют на центральную нервную систему, которая является высшим координационным центром головного мозга. Все наркотики являются ядом и вызывают не только психическую, но и физическую зависимость у человека.

    Длительное переутомление, эмоциональное напряжение, продолжительное воздействие отрицательных эмоций, а также заболевания, вызывают стрессовые реакции организма человека. При таких ситуациях возможен переход реакции эмоционального перенапряжения в неврозы и психосоматические заболевания, то есть проще говоря человек становиться неврастеником, его мозг перестает адекватно воспринимать обыденные вещи

    При воздействии шума развивается гипоксия мозга, так как шум повышает тонус сосудов мозга, особенно негативно выражено при шумовом воздействии вдБ. Что касается инфразвуков, которые не воспринимаются ухом человека (менее 20 Гц), то они действуют крайне отрицательно на психику человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности. От интенсивности и продолжительности воздействия этих факторов на человека зависит на сколько серьезную травму он может получить.

    Резкая перемена погоды часто вызывает у людей нервные расстройства, снижение физической и умственной работоспособности, изменение погодных условий негативно сказываются на самочувствии людей.

    Человек, нарушая режим дня, сбивается со своего внутреннего ритма, нарушается время и продолжительность сна. Сон это явление которым полностью управляет мозг человека, тем самым мы нарушаем нормальную работу мозга, а это ни к чему хорошему не приведет.

    Недостаточность или отсутствие правильного питания приводит к скорому изнашиванию, а в некоторых случаях и повреждению клеток головного мозга. Питание должно быть сбалансированным, состоять из белков, углеводов и определенного количества аминокислот (жиров), это продлевает полноценный жизненный цикл мозга человека.

    Токсины, присутствующие в организме матери, могут быть причиной, вызывающей повреждение развивающегося мозга и нервов. Алкогольный синдром плода. существенная причина задержек психического развития, обусловлен воздействием на плод избыточных количеств алкоголя, потребляемых матерью. Кроме того, на формирование мозга у плода может повлиять применение матерью медикаментозных средств, в особенности антиконвульсантов. Грубые аномалии у плода дает триметадион. Установлено, что вальпроевая кислота может привести к образованию spinabfidа. Прием матерью фенитоина в первые месяцы беременности вызывает незначительное. но четко распознаваемое влияние на формирование мозга и соматическое развитие. Изотретиноин, препарат, применяемый при акне, вызывает врожденные пороки мозга. Установлено, что дефекты развития мозга у плодов в Минимата Бей, Япония, обусловливались воздействием органического ртутного токсина. Возникновение микроцефалии и умственную отсталость могут обусловливать радиация я радиомиметические факторы, воздействующие на женщину в I триместре беременности.

    Повреждения развивающегося мозга у плода могут повлечь за собой также заболевания матери во время беременности. Это внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и простой герпес), диабет, длительная гипертермия, приводящие к возникновению аномалий развития ЦНС и микроцефалии; выраженная недостаточность йода, обусловливающая эндемический кретинизм; гипоксия, шок, отравление угарным газом матери вызывают гипоксически-ишемическую травму мозга плода. Длительная и выраженная неполноценность питания плода, обусловленная как плацентарной недостаточностью, так и белково-энергетическим дефицитом питания матери, может тормозить развитие мозга, соматический рост, а в дальнейшем вызвать отставание психического развития ребенка. Изоиммунизация фетальными Rh- или АВ0-факторами крови могут стать причиной эритробластоза плода, гипербилирубинемии и билирубиновой энцефалопатии.

    Геномные дефекты, как точечные мутации, так и хромосомные аномалии, могут обусловливать глубокие нарушения развития ЦНС. Для знакомства со специфическими нозологическими формами, часто являющимися редкими и даже ограниченными одной семьей, читателю следует обратиться к руководству по генетике человека. Хромосомные аномалии почти неизбежно вызывают дефекты развития мозга и его функций; к их числу относятся некоторые наиболее распространенные формы умственной отсталости. Среди них синдром Дауна (обусловленный трисомией или транслокацией хромосомы 21); синдром фрагильной (ломкой) Х-хромосомы, манифестирующий соматическими признаками (большие уши, увеличение яичек), отставанием в психическом развитии и дефектами речи (сочетается с ломкостью локуса Х-хромосомы, обнаруживаемым при культивировании клеток в среде с недостатком фолата); синдром Прадера -Вилли, характеризующийся гипотонией в раннем детском возрасте, патологическим ожирением и умеренной задержкой психомоторного развития (связан с делецией хромосомы 15); аномалии половых хромосом (ХО, XXY, XYY,XXX и др.), сопровождающиеся легкими или умеренными соматическими и психическими отклонениями. Наследственные болезни, поражающие нервную систему, рассматриваются ниже, в том числе в разделах по нейрокожным синдромом и задержкам психического развития, а также в главах, посвященных метаболическим наследственным и дегенеративным заболеваниям нервной системы (гл.349 и 350).

    Типичным примером состояния, детерминированного взаимодействием генетических и внешних факторов, является spinabifida. Подтверждением роли наследственной предрасположенности служат ее высокая частота в определенных этнических популяциях (особенно в Соединенном Королевстве, где ее частота составляет около 1 на 500 новорожденных) и риск появления новых случаев в семье, составляющий около 5%; эти показатели во много раз превышают среднепопуляционные. Роль внешних факторов снизилась за последние 40 лет почти на 50% как в Соединенном Королевстве, так и в Соединенных Штатах. Данные последних лет свидетельствуют и о значении литания. Исследования показали, что у потомства матерей, дополнительно получавших во время беременности витамины, особенно фолиевую кислоту, появление новых случаев spinabifidaпонизилось.

    Дефекты развития нервной системы, главным образом семейного и наследственного. а также и приобретенного характера, наблюдаются и при менее значительных нарушениях развития у детей, отражающихся прежде всего на их интеллекте, речи. поведении и эмоциональной сфере. К числу этих состояний относятся дизлексия, недостаточная концентрация внимания, гиперактивность, аутизм и аффективные расстройства (большая депрессия и маниакальная депрессия).

    1)врожденные пороки развития черепа, позвоночника и других структур (включая карликовость);

    2)наследственные болезни, начинающиеся в детском возрасте и прослеживающиеся в течение всей жизни, некоторые из них имеют прогрессирующее течение;

    3)болезни, приводящие к задержке двигательного, речевого и психического развития;

    Факторы, влияющие на нервную систему детей и школьников

    При поступлении ребенка в школу меняется весь уклад его жизни, ломается, как мы говорим физиологическим языком, привычный стереотип поведения. На плечи ребенка впервые ложатся серьезные обязанности, его «общественная ценность» в основном начинает определяться тем, как он с ними справляется, как оцениваются его школьные успехи.

    Если до этого взрослые требовали от дошкольника в первую очередь лишь соблюдения элементарных правил поведения, предоставляли ему возможность заниматься и увлекаться, чем он хочет, следя лишь за тем, чтобы эти занятия не приносили вреда ребенку или чрезмерного беспокойства окружающим, то от школьника педагог требует целеустремленного внимания и труда, выполнения определенных действии, освоения определенных знаний и навыков в положенное для этого время. Игровая деятельность, т. е. деятельность, совершаемая в первую очередь ради самого процесса, сменяется трудовой, т. е. деятельностью ради результата.

    Меняются и отношения с товарищами. Если до этого другие дети для ребенка были как бы случайными соседями, с которыми он мог в зависимости от своих симпатий общаться или не общаться, тег сейчас это сотоварищи по общему труду, предъявляющие к нему свои требования в совместной работе, в борьбе за честь их класса, помогающие ему и требующие от него помощи.

    Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и прежде всего его высшего отдела - коры головного мозга. Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами. Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников.

    Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда и физкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженными изменениями высшей нервной деятельности.

    Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащихся имеет активный отдых после школы: подвижные игры, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе. Особо важное значение для сохранения нормального уровня высшей нервной деятельности имеет ночной сон. Недостаточная продолжительность ночного сна у школьников приводит к нарушению аналитико-синтетической деятельности мозга, затруднению образования условно-рефлекторных связей и дисбалансу соотношения между сигнальными системами. Соблюдение гигиены ночного сна нормализует высшую нервную деятельность, и все ее нарушения, наблюдавшиеся в результате неполноценного сна, исчезают.

    Различные химические вещества, меняя функциональное состояние корковых клеток и подкорковых образований головного мозга, значительно изменяют и высшую нервную деятельность. Обычно действие химических веществ на высшую нервную деятельность взрослого и ребенка характеризуется аналогичными изменениями, но у детей и подростков эти изменения всегда выражены ярче. Далеко не безобидными являются в этом отношении чай и кофе, содержащие кофеин. Это вещество в малых дозах усиливает корковый процесс возбуждения, а в больших - вызывает его угнетение и развитие запредельного торможения. Большие дозы кофеина вызывают также неблагоприятные изменения вегетативных функций. В связи с тем что у детей и подростков процессы возбуждения несколько преобладают над процессами торможения, независимо от типа их высшей нервной деятельности, употребление крепкого чая и кофе для них является нежелательным.

    Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших - угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.

    Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.

    У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно широко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой деградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым. Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерно за два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда более выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со взрослыми: у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как, по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70 % «познакомились» с алкоголем в 10 - 11 лет и в большинстве случаев это была вина родителей.

    Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12-14 лет -в 40 %, в возрасте 15-16 лет - в 32%.

    Влияние телевизора на нервную систему детей и школьников

    Почему дети любят телевизор? Психологи объясняют этот факт тем, что изображение на экране зачастую отвлекает ребенка от реального мира. И если, например, при походе в кинотеатр ребенок в полной мере осознает нереальность происходящего на экране, то дома он получает новую информацию с экрана телевизора в абсолютно привычной для него домашней обстановке, а не в кинозале. Именно это и путает мозг малыша, заставляя принимать за реальное действие все происходящее на экране телевизора. Ребенку очень сложно самостоятельно самоустраниться от происходящего на экране, вследствие чего этот завораживающий эффект многократно усиливается.

    Дети до 7-10 лет не в состоянии самостоятельно выбрать передачи которые им нравятся, поэтому экран действует на них гипностически. Фото: Clemens v. Vogelsang

    Привыкание к телевизору происходит очень и очень быстро. Наверняка все родители неоднократно замечали, как кроха радостно начинал смеяться, заслышав звуки знакомой рекламы или музыкальной заставки какой-либо программы. Примерно с трех – четырехлетнего возраста ребенок уже в состоянии уловить смысл происходящего на экране, однако они совершенно не умеют разграничивать вымысел, происходящее на экране и реальность. Именно поэтому родители должны быть крайне щепетильными при выборе передач для просмотра ребенка. Старайтесь избегать любых программ, содержащих сцены насилия, жестокости, страшных сцен, которые могут напугать ребенка.

    Центральная нервная система ребенка, не в состоянии выдержать такую интенсивную нагрузку.

    Спустяминут она начинает формировать тормозную реакцию в виде трансового (гипноидного) состояния, резко ограничивающего восприятие и интеллектуальную обработку информации, но интенсифицирующего процессы ее фиксации и программирования поведения.

    Когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям.

    Читая, человек сам может контролировать поток информации - остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор - поток информации огромный, насыщенный, а главное - неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание»

    Частая активация ориентировочной реакции в том числе сильно истощает нервную систему.

    И указала на важность и необходимость контактов ребенка с родителями для его здоровья и развития.

    Отбирались дети, которые имели доступ к телевизору в среднем 2,2 часа в день в возрасте 1 год и 3,6 часов в неделю в возрасте 3-х лет.

    10% детей из исследуемой группы имели проблемы с концентрацией внимания (может кто-то переведет attentional problems иначе) по отношению к существующим стандартам этого возраста.

    Гиперактивность и проблемы поведения ребенка в обществе

    Ребенок имеет трудности с концентрацией внимания и самоорганизацией

    Его легче смутить

    Он более импульсивен

    Ребенка преследуют навязчивые идеи.

    При увеличении количества часов, проведенных у телевизора, риск возникновения проблем с концентрацией внимания в семилетнем возрасте увеличивается на 28%.

    Эти симптомы не проявляются, пока ребенок не достигнет возраста семи лет.

    §22. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы

    Инфекционные заболевания нарушают развитие плода.

    Малоподвижный образ жизни тормозится развитие цнс, плод позже начнет двигаться.

    Курение замедляется плод страдает от недостатка кислорода

    Алкоголь нарушает процесс ыразвития нервных клеток

    Утомления: умственно-эмоциональное напряжение, чувство усталости, снижение работоспособности

    Переутомления: напряжение ритма сердечных сокращений и артериального давления, потеря аппетита

    Входить в работу постепенно, соблюдая благоприятный режим, нужно планировать свою работу и чередовать труд и отдых

    Тема. Развитие утомления.

    Оборудование: часы, карточки с примерами.

    1. В течение 2 мин устно решайте примеры и записывайте ответы (в начале урока – из первой карточки, в конце – из второй).

    2. Подсчитайте количество и процент правильно решенных примеров (количество правильных ответов умножьте на 10).

    3. Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления.

    Результаты: За первые две минуты 18 действия, за вторые две минуты - 12 действий.

    Вывод: Работоспособность снизилась на 14%.

    Аномалии развития и врожденные пороки нервной системы

    Дж.Р.ДеЛонг, Р. Д. Адаме (С. R . DeLong , R . D . Adams)

    В настоящей главе речь пойдет о болезнях, обусловленных повреждениями или пороками развития нервной системы, возникшими в процессе ее формирования, но оказывающими неблагоприятное воздействие и у взрослых лиц.

    В результате возникают трудности в вопросах их диагностики и лечения больных, с которыми имеют дело общепрактикующие врачи и терапевты. Примерами могут служить висцеральные опухоли при нейрокожных синдромах или лейкоз при синдроме Дауна. Знание этих заболеваний важно для понимания проблем больного и для оказания ему необходимой медицинской помощи. При этом учитываются ограничения физических и интеллектуальных функций, способность понимать диагностические и лечебные программы и справляться с ними, а также генетический и семейный аспекты. Наконец, врачам, занимающимся со взрослыми больными, к особенно с теми, кто может стать родителями, необходима осведомленность в вопросах о том, как само заболевание, проводимое по его поводу лечение, а также генетические факторы могут повлиять на развитие нервной системы у потомства.

    Аномалии развития нервной системы можно условно разделить на сочетающиеся с распознаваемыми соматическими пороками и на ограниченные лишь пределами нервной системы (поражение нервной системы имеет место при 60% от общего числа). Целесообразна также классификация аномалий развития и врожденных пороков на группу, обусловленную приобретенными или внешними факторами, и на генетически детерминированную группу. Однако в некоторых случаях в их основе лежит сложное взаимодействие генетических факторов и условий окружающей среды.

    Факторы, влияющие на развитие нервной системы

    Неблагоприятное влияние каких-либо факторов на мозг в период его развитие представляет собой сложную производную от степени тяжести повреждения, его длительности, специфического биологического влияния вредоносного агента и определенной стадии развития, во время которого это воздействие оказывается. Особенно важно знать причины, вызвавшие аномалии, связанные с воздействиями окружающей среды, поскольку их можно устранить.

    Токсины, присутствующие в организме матери, могут быть причиной, вызывающей повреждение развивающегося мозга и нервов. Алкогольный синдром плода, существенная причина задержек психического развития, обусловлен воздействием на плод избыточных количеств алкоголя, потребляемых матерью. Кроме того, на формирование мозга у плода может повлиять применение матерью медикаментозных средств, в особенности антиконвульсантов. Грубые аномалии у плода дает триметадион. Установлено, что вальпроевая кислота может привести к образованию spina bifid а. Прием матерью фенитоина в первые месяцы беременности вызывает незначительное. но четко распознаваемое влияние на формирование мозга и соматическое развитие. Изотретиноин, препарат, применяемый при акне, вызывает врожденные пороки мозга. Установлено, что дефекты развития мозга у плодов в Минимата Бей, Япония, обусловливались воздействием органического ртутного токсина. Возникновение микроцефалии и умственную отсталость могут обусловливать радиация я радиомиметические факторы, воздействующие на женщину в I триместре беременности.

    Повреждения развивающегося мозга у плода могут повлечь за собой также заболевания матери во время беременности. Это внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и простой герпес), диабет, длительная гипертермия, приводящие к возникновению аномалий развития ЦНС и микроцефалии; выраженная недостаточность йода, обусловливающая эндемический кретинизм; гипоксия, шок, отравление угарным газом матери вызывают гипоксически-ишемическую травму мозга плода. Длительная и выраженная неполноценность питания плода, обусловленная как плацентарной недостаточностью, так и белково-энергетическим дефицитом питания матери, может тормозить развитие мозга, соматический рост, а в дальнейшем вызвать отставание психического развития ребенка. Изоиммунизация фетальными Rh - или АВ0-факторами крови могут стать причиной эритробластоза плода, гипербилирубинемии и билирубиновой энцефалопатии.

    Важными причинами травматизации развивающейся нервной системы служат патология утероплацентарного аппарата и родов. Результатом их часто бывают гипоксически-ишемические повреждения мозга, как пре-, так и перинатального характера, в том числе нарушения развития мозга, ишемический некроз, инфаркт мозга и порэнцефалия. Данным повреждениям сопутствует наличие герминативного матрикса и внутрижелудочковых кровоизлияний у недоношенных младенцев с респираторным дистресс-синдромом и функциональной нестабильностью сердечно-сосудистой системы. Эти повреждения, в зависимости от их тяжести, приводят к чувствительным психическим и двигательным расстройствам.

    Геномные дефекты, как точечные мутации, так и хромосомные аномалии, могут обусловливать глубокие нарушения развития ЦНС. Для знакомства со специфическими нозологическими формами, часто являющимися редкими и даже ограниченными одной семьей, читателю следует обратиться к руководству по генетике человека. Хромосомные аномалии почти неизбежно вызывают дефекты развития мозга и его функций; к их числу относятся некоторые наиболее распространенные формы умственной отсталости. Среди них синдром Дауна (обусловленный трисомией или транслокацией хромосомы 21); синдром фрагильной (ломкой) Х-хромосомы, манифестирующий соматическими признаками (большие уши, увеличение яичек), отставанием в психическом развитии и дефектами речи (сочетается с ломкостью локуса Х-хромосомы, обнаруживаемым при культивировании клеток в среде с недостатком фолата); синдром Прадера-Вилли, характеризующийся гипотонией в раннем детском возрасте, патологическим ожирением и умеренной задержкой психомоторного развития (связан с делецией хромосомы 15); аномалии половых хромосом (ХО, XXY , XYY , XXX и др.), сопровождающиеся легкими или умеренными соматическими и психическими отклонениями. Наследственные болезни, поражающие нервную систему, рассматриваются ниже, в том числе в разделах по нейро-кожным синдромом и задержкам психического развития, а также в главах, посвященных метаболическим наследственным и дегенеративным заболеваниям нервной системы.

    Аномалии развития нервной системы служат подтверждением сложных взаимодействий генетических факторов и влияния внешней среды. У женщин с фенилкетонурией рождаются дети с микроцефалией и глубоким отставанием психомоторного развития, обусловленных не наследственной передачей, а высоким содержанием в крови матери фенилаланина, который токсичен для мозга растущего плода. Другой пример - это дети матерей, больных миотонической дистрофией, которые могут страдать от поражений двоякого рода. Во-первых, дети могут унаследовать аутосомно-доминантное генетическое заболевание, вызывающее повреждение как мозга, так и мышц, и, во-вторых, перенести перинатальную асфиксию из-за дистонии матки, приводящей к нарушениям нормального течения родов, из-за наличия у матери мышечной дистрофии.

    Типичным примером состояния, детерминированного взаимодействием генетических и внешних факторов, является spina bifida . Подтверждением роли наследственной предрасположенности служат ее высокая частота в определенных этнических популяциях (особенно в Соединенном Королевстве, где ее частота составляет около 1 на 500 новорожденных) и риск появления новых случаев в семье, составляющий около 5%; эти показатели во много раз превышают среднепопуляционные. Роль внешних факторов снизилась за последние 40 лет почти на 50% как в Соединенном Королевстве, так и в Соединенных Штатах. Данные последних лет свидетельствуют и о значении литания. Исследования показали, что у потомства матерей, дополнительно получавших во время беременности витамины, особенно фолиевую кислоту, появление новых случаев spina bifida понизилось.

    Дефекты развития нервной системы, главным образом семейного и наследственного, а также и приобретенного характера, наблюдаются и при менее значительных нарушениях развития у детей, отражающихся прежде всего на их интеллекте, речи, поведении и эмоциональной сфере. К числу этих состояний относятся дизлексия, недостаточная концентрация внимания, гиперактивность, аутизм и аффективные расстройства (большая депрессия и маниакальная депрессия).

    Поражения нервной системы у взрослых, возникающие в раннем периоде жизни, могут быть классифицированы по следующим группам:

    1) врожденные пороки развития черепа, позвоночника и других структур (включая карликовость);

    2) наследственные болезни, начинающиеся в детском возрасте и прослеживающиеся в течение всей жизни, некоторые из них имеют прогрессирующее течение;

    3) болезни, приводящие к задержке двигательного, речевого и психического развития;

    Пороки развития черепа, позвоночника и конечностей

    Считают, что отдельные отклонения со стороны размеров и формы головы, наблюдаемые у взрослых лиц, формируются в пренатальном периоде или раннем детстве. После 4-5-летнего возраста размеры мозга ребенка приближаются к таковым у взрослого; швы черепа закрываются, причем настолько плотно, что поражения мозга, приобретенные позднее, относительно слабо влияют на череп. Увеличение размеров головы может быть обусловлено как макроцефалией, т.е. большой величиной мозга (при этом желудочки существенно не расширены), так и гидроцефалией. Макроцефалию можно случайно обнаружить у лиц, не имеющих каких-либо неврологических нарушений, но нередко она сопутствует таким заболеваниям, как нейрофиброматоз и синдром церебрального гигантизма (макроцефалия, | высокий рост, умственная отсталость и эпилептические припадки).

    Микроцефалия обусловливается отсутствием роста мозга или деструктивным его поражением в ранние периоды жизни. Существует несколько редких форм генетически детерминированной микроцефалии. Кроме того, микроцефалия может оказаться результатом хромосомных болезней, внутриутробных инфекций, асфиксии и любых пагубных воздействий, рассматривавшихся в предыдущем разделе. Как правило, снижение интеллектуальных способностей находится в прямой зависимости от степени выраженности микроцефалии.

    Необычная форма головы, как правило, обусловлена краниосиностозом. Если сагиттальный шов закрывается преждевременно, то голова приобретает удлиненную и суженную форму (скафоцефалия) с выступающими надбровными дугами и затылком; при раннем закрытии венечного шва увеличен поперечный, а не продольный размер головы (брахицефалия). Раннее закрытие всех швов приводит к формированию характерной «башенной» формы черепа (акроцефалия), мелких глазниц и экзофтальма. Последнее состояние, если оно не распознано вовремя и не произведено иссечение линий швов, препятствует росту мозга и приводит к повышению внутричерепного давления. Синдром Апера (краниосиностоз и синдактилия) часто сочетается с расширением желудочков и умственной отсталостью. При ахондроплазии наблюдается истинная мегалэнцефалия. а несоразмерность между основанием черепа и головным мозгом приводит в некоторых случаях к внутренней гидроцефалии.

    У новорожденных и детей раннего возраста гидроцефалия вызывает истончение лобных долей и увеличение окружности черепа различной степени выраженности (обычно более 60 см, что превышает 97-й перценциль). Примерно в 50% случаев основной патологией служит врожденный порок, например аномалия Арнольда- Киари, после которой по частоте следуют менингеальный фиброз вокруг ствола мозга в результате перенесенного субарахноидального кровоизлияния или менингита, стеноз сильвиева водопровода, синдром Денди-Уокера (кистозное расширение IV желудочка мозга, обусловленное недостаточным открытием отверстий Мажанди и Лушки) и киста задней черепной ямки. Развитие гидроцефальных состояний может приостанавливаться, но в дальнейшем с возрастом вновь проявиться головными болями, спастикой; атрофией зрительных нервов, а также поведенческими, эмоциональными и интеллектуальными нарушениями. Скрытая бессимптомная гидроцефалия у взрослых может декомпенсироваться при черепно-мозговой травме, которая сама по себе представляется легкой.

    Таким образом, важно отметить, что окружность черепа - это информативный индекс церебрального объема, который служит отражением заболеваний, начинающихся в раннем возрасте.

    Большое число неврологических синдромов, наблюдающихся у человека в течение всей жизни, обусловлены аномалиями позвоночного столба. Некоторые из них, например врожденное недоразвитие половины позвонка, платибазия, слияние атланта с затылочной костью или шейных позвонков, врожденная дислокация атланта, являются последствиями пороков развития позвоночного столба, а заключенный внутри него спинной мозг может оставаться интактным, но может также вовлекаться в патологический процесс. При других синдромах, таких как spina bifida occulta , спинальные менингоцеле и миеломенингоцеле, дизрафизм, в процесс вовлекается вся невральная трубка, в том числе спинной мозг, его оболочки, тела позвонков, и даже вышележащие кожные покровы и подкожные ткани. Существуют, наконец, наследственные болезни обмена, сопровождающиеся прогресси рующим поражением спинного мозга в детском и подростковом возрасте (например, мукополисахаридозы).

    Первичные аномалии позвонков. Эти нарушения чаще наблюдаются в верхнешейном отделе. Деформация Клиппеля-Фейля характеризуется недоразвитием и сращением двух и более шейных позвонков, приводящих к укорочению шеи и ограничению ее подвижности. Нижняя граница волос расположена низко, часто на уровне первого грудного позвонка. Этим дефектам нередко сопутствуют неврологические симптомы, но их может и не быть. Опасность данной деформации позвоночника состоит в том, что она часто сочетается с другими аномалиями, особенно с платибазией и сирингомиелией, которые могут не проявляться до достижения подросткового или взрослого возраста.

    При деформации краниоцервикального сочленения и нестабильности атлантоосевого сустава возможна компрессия шейного отдела спинного мозга. Атлантоосевая дислокация может оказаться следствием недоразвития зубовидного отростка, встречающегося при синдроме Дауна, синдроме Моркио и спондилоэпифизарной дисплазии.

    Платибазия и базнлярная импрессия. При данной редкой деформации наблюдают уплощение основания черепа или затылочной кости с вдавлением верхней части шейного отдела позвоночного столба в заднюю черепную ямку. Часто отмечают неполноценность формирования большого затылочного отверстия и слияние атланта с затылочной костью. Базилярная импрессия может быть вызвана группой заболеваний наследственной природы, сопровождающихся биохимическими и структурными аномалиями костной ткани. Иногда данные состояния протекают бессимптомно, но часто обнаруживаются «скучивания», деформации и компрессия спинного мозга, продолговатого мозга и нижних черепных и шейных спинальных нервов. Приобретенная форма базилярной импрессии развивается при рахите и болезни Педжета (деформирующая остеодистрофия). Обычно она протекает бессимптомно, но иногда в процесс вовлекаются нижние черепные нервы и наблюдается нормотензионная гидроцефалия.

    Обусловленная этими нарушениями клиническая картина вариабельна. Симптомы могут проявиться как в раннем детстве, так и позднее, а также у подростков и даже у взрослых. Первыми появляются приступы «дурноты» или «слабости» и истощающийся нистагм при наклонах головы, а также признаки повышения внутричерепного давления (головная боль), невралгия затылочного нерва, рвота, преходящие парестезии в области затылка, шеи и рук, парестезии на лице, глухота, носовой оттенок голоса и дисфагия, мозжечковая атаксия и нижний спастический парапарез. Сначала эти симптомы носят преходящий характер, но в любой момент по мере течения болезни они могут нарастать при напряжении, движениях головы и при определенных положениях головы и шеи. Поставить диагноз можно при обычном осмотре. Общая конфигурация головы и шеи не изменена. Шея укорочена, уши и граница волос расположены низко, движения шеи весьма ограничены. Нормальный шейный лордоз отсутствует или резко усилен, иногда до такой степени, что затылок лежит почти на верхнедорсальной стороне позвоночника и плечах.

    Платибазию и близкие к ней аномалии позвоночника надо подозревать у всех больных с прогрессирующими синдромами поражения мозжечка, ствола мозга и шейного отдела спинного мозга. Часто в подобных случаях ошибочно ставят диагноз рассеянного склероза или спиноцеребеллярной дегенерации. У некоторых пациентов обнаруживают типичный сирингомиелитический синдром, и им ставят диагноз сирингомиелии. Диагноз платибазии и других аномалий позвоночника подтверждают с помощью правильно проведенной боковой рентгенографии черепа.

    Аномалия Арнольда-Киари. Состояние, при котором продолговатый мозг и задненижние отделы полушарий мозжечка опускаются в каудальном направлении через большое затылочное отверстие и часто достигают уровня второго шейного позвонка, часто служит причиной гидроцефалии. Нередко ему сопутствуют спинальные миеломенингоцеле или менингоцеле, деформация шейного отдела позвоночника и шейно-затылочного сочленения. У детей младшего возраста в клинической картине преобладают симптомы гидроцефалии. При более легком течении симптоматика развивается у подростков или у взрослых лиц. При другом варианте аномалии Арнольда-Киари у больных отсутствует менингомиелоцеле, но часто имеется сирингомиелия.

    Лечение при платибазии и аномалии Арнольда-Киари не дает удовлетворительных результатов. Если клиническое прогрессирование болезни идет медленно или отсутствует, то проводить лечение не рекомендуется. При очевидном прогрессировании и нарастании инвалидизации показаны верхняя шейная ламинэктомия и расширение большого затылочного отверстия. Часто такая процедура приостанавливает течение болезни или приводит к улучшению состояния. Однако хирургическое вмешательство нужно осуществлять осторожно, поскольку обширные манипуляции на этих структурах могут спровоцировать утяжеление симптомов и даже вызвать летальный исход.

    Аномалии развития, сочетающиеся с дефектом закрытия дужек позвонков. К числу этих аномалий относятся краниорахисхиз, краниоцеле, спинальное менингоцеле, менингомиелоцеле, spina bifida occulta и свищевые тракты. Поскольку перечисленные состояния редко встречаются во взрослой неврологии, здесь упоминаются лишь некоторые поздние осложнения.

    Очень опасны свищевые тракты пояснично-крестцовой и затылочной локализации, так как в любом возрасте они могут стать причиной бактериального менингита. На них часто указывают небольшие впадины на коже или пучки волос, локализующиеся по средней линии на задней поверхности туловища выше ягодиц. Им могут сопутствовать дермоидные кисты в центральной части тракта. Признаки, свидетельствующие о наличии таких трактов, следует искать во всех случаях менингита, особенно при его рецидивировании. К этой группе не следует относить pilonidal sinus .

    Встречаются также другие врожденные кисты (дермоиды) и доброкачественные опухоли (липомы), которые могут давать прогрессирующую симптоматику в результате сдавления спинного мозга и вовлечения в патологический процесс его корешков. Так называемая фиксация спинного мозга обусловлена прочной filum tenninale , оттягивающей его вниз; такая тракция способна вызвать ишемическую травму конуса и нижерасположенных спинальных сегментов. Диастематомиелия представляет собой форму дизрафии, характеризующуюся наличием костного выроста по средней линии, сочетающегося с частичной публикацией спинного мозга на том же уровне; она может сопровождаться симптомами спинального поражения.

    У пациентов (у подростков и взрослых) с бессимптомными или симптоматическими spina bifida , менингоцеле и дизрафией спинного мозга установлены клинические синдромы медленно прогрессирующего поражения:

    1) прогрессирующий спастический парез нижних конечностей;

    2) острый синдром конского хвоста, развивающийся после непривычных действий или несчастных случаев, например гребли или падения в положении сидя. Считается, что поражение чувствительных и двигательных корешков обусловлено их внезапным и повторным растяжением. Недостаточность контроля мочевого пузыря, импотенция (у мужчин), онемение стоп и голеней, а также парез стоп составляет клинический синдром;

    3) прогрессирующий синдром конского хвоста в пояснично-крестцовой области;

    Аномалии развития конечностей

    К числу аномалий развития конечностей относятся синдактилия, клинодактилия наряду с широкой кистью и поперечной ладонной (обезьяноподобной) линией (часто встречающейся при синдроме Дауна), косолапость и множественный артрогрипоз. Для терапевтов эти состояния редко создают поводы к беспокойству.

    Низкорослость в сочетании с неврологическими заболеваниями

    Примечательно, что большинство пациентов с умственной отсталостью ниже ростом по сравнению с нормой, а одним из проявлений многих отдельных синдромов служит карликовость. Сказанное относится к синдрому Дауна и другим хромосомным болезням. Существуют также и другие болезни, при которых наследственный или приобретенный метаболический дефект поражает мозг и вместе с тем подавляет рост костей скелета (например, кретинизм и мукополисахаридозы). Для многих карликов с заболеванием мозга типична микроцефалия.

    От 30 до 40 неврологических синдромов, сопровождающихся отставанием в росте и неврологической патологией, описаны и проиллюстрированы в атласе по задержкам психического развития Holmes et al .

    Центральная нервная система

    «Философия здоровья», Степанова М.В.

    12 систем организма человека

    В организме человека имеется 12 систем: центральная нервная система (ЦНС), дыхательная система, сердечно-сосудистая, кроветворная, пищеварительная, выделительная (включая мочевыделительную систему и кожу), репродуктивная система, эндокринная, костно-мышечная, лимфатическая, иммунная, периферическая нервная система. Не существует важных или неважных систем. Каждая нужна и каждая важна. Если в организме страдает одна из них, то за ней, как минимум, потянутся все остальные. Для того чтобы понять, как они работают, я начну с центральной нервной системы.

    Центральная нервная система (ЦНС)

    ЦНС - это система, которая обеспечивает в организме человека контроль над всей его жизнедеятельностью. В нашем организме находятся миллиарды, триллионы нервных клеток, которые существуют сами по себе и, к сожалению, не размножаются. Человек может заиметь через 3-4 года новую печень, сердце, наша кровь обновляется через 3 месяца. Но с клетками мозга все по-другому. Они никогда не обновляются, а могут только подпитываться и получать какую-то информацию от природы по экологическому состоянию. Поэтому, если мы ребенка уморим с детства экологическими ядами, то это на всю оставшуюся жизнь.

    Например: приведем ребенка в садик, где красят стены или в школу, которую не доремонтировали. Или отправим 3 раза в неделю плавать в бассейне с хлорированной водой. Никто не воспринимает нейроны как живую клетку. Ведь очень важно, чтобы мы понимали: нами руководит мозг.

    Пример: мы думаем, неплохо было бы купить творог. На самом деле - в организме дефицит кальция, а нейроны без кальция жить не могут, вот и посылают Вас в магазин за ним.

    Для того чтобы понять, что необходимо нейрону, нужно изучить жизнь клетки. Для ее жизни нужны: 28 аминокислот, 15 минералов, 12 витаминов, жирные кислоты, ферменты, вода и кислород. В медицине нервную систему разделили между двумя врачами: одной частью владеют невропатологи, другой -психиатры. Как будто поведение - это нечто особенное. Поведение - это жизнь нейрона. Чувство страха - это ничто иное как дефицит кислорода, который испытывает нейрон. Стресс, выделился адреналин, спазмировались сосуды, возник дефицит кровоснабжения мозга, отсюда нехватка кислорода. Формируется чувство страха.

    Почему может заболеть головной мозг? У нас есть 11 факторов.

    Клеточное питание для ЦНС - это аминокислоты. Прекрасный препарат NSP - Свободные Аминокислоты с L-карнитином. Это лучший препарат для мозга. На втором месте - энергия мозга - это жирные кислоты - Омега-3 НСП и Лецитин НСП. На третьем месте - витамины группы "В", фолиевая кислота. Они содержаться в препаратах Нутри Калм, Суперкомплекс, Мега-Хел, а в сочетании с кальцием - Остео плюс. На четвертом месте будут всегда стоять ферменты, а лучше коферменты - Кофермент Q10 плюс. Это АТФ мозга. Без этого кофермента не освобождается энергия мозга. После 40 лет выработка его резко падает. И только на пятом месте то, что улучшает кровоснабжение - Гинкго Билоба и Готу Кола. Вот что должен получать головной мозг для оптимальной работы.

    Как вредные привычки влияют на нервную систему?

    Нервная система человека представляет собой важнейшую из всех систем человеческого организма. Нервная система отвечает за координацию всех органов и систем человеческого организма. Эта система позволяет человеку дышать, передвигаться и даже употреблять пищу. От качества нервной системы напрямую зависит поведение человека, его эмоции, поступки и т.д. А ведь именно нервную систему мы подвергаем наибольшему негативному воздействию. Порой мы осознаем, а порой и нет, что мы просто вредим нашей нервной системе. Поговорим о том, что же наносит значительный ущерб нервной системе человека.

    Итак, нервная система человека устроена достаточно сложно. В ее структуру входят центральная нервная система (это головной и спиной мозг), периферическая нервная система (это нервные корешки и узлы - ганглии, сплетения, черепные и спинномозговые нервы и пр.), вегетативная нервная система (автономная). В свою очередь вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую систему. Части этих подсистем соединены со всеми органами и мышцами организма. Благодаря этим подсистемам происходит регуляция и координация тех процессов, которые не связаны с волевыми усилиями человека. Чтобы симпатическая и парасимпатическая системы работали в нужном режиме, требуется определенный уровень возбудимости.

    Как же функционирует нервная система? В своей деятельности нервная система руководствуется нервными клетками, нейронами и их отростками. Эти отростки соединяются с мышцами или с отростками различных нервных клеток. Именно по ним проходит сигнал, передающий нервный импульс. Так происходит передача всей информации от головного мозга к мышцам, различным органам и тканям организма. Благодаря отросткам происходит и передача обратной информации от различных органов чувств в головной мозг. Передача информации представляет собой достаточно сложный процесс.

    В этом процессе принимают участие и различные химические вещества. Наиболее важными из таких веществ являются различные нейромедиаторы и гормоны (ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин и пр.). В клеточных мембранах располагаются рецепторы. Эти рецепторы вступают во взаимодействие только с конкретными и необходимыми нервной клетке медиаторами и гормонами. Каждую минуту в нервных клетках происходит процесс синтеза, благодаря которому происходит распад множества химических соединений. Синтез провоцирует выработку электрических импульсов, которые и передаются по цепочке нейронов. Передвигаясь по нейронам, импульс должен достичь своей конечной цели, т.е. он должен дойти до определенного органа, мышцы, сосуда и т.д. Такова идеальная схема работы нервной системы человека. Именно так она и должна всегда функционировать. Но, увы… Не всегда мы оберегаем нашу нервную систему от влияния негативных факторов. Какие же факторы негативно влияют на нашу нервную систему?

    Возникновение нервных заболеваний, нарушение функциональной деятельности нервной системы связаны с органическими или функциональными расстройствами, а также с наследственным фактором. Поговорим об этом более подробно.

    Как известно, алкоголь при поступлении в пищеварительный тракт распадается на мелкие частицы ядовитого ацетальдегида. В процессе распада принимает участие печень. Ацетальдегид разрушающе влияет на всю нервную систему человека. Посредством движения крови ацетальдегид проходит в нейроны мозга и нарушает их работоспособность. С частотой употребления алкоголя связано и нарушение процесса выработки нейромедиаторов. Такая ситуация приводит к нормальному функционированию передачи нервных импульсов. Систематическое употребление алкоголя губительно для человеческого мозга.

    Постоянное воздействие алкоголя на мозг заставляет его работать активнее, повышая выработку нейромедиаторов. К примеру, если вырабатывается много дофамина, то возникает состояние тяжелого похмельного синдрома, нарушается координация движений, происходит расстройство сна, начинается нервный тик и мелкое дрожание конечностей. Все эти нарушения впоследствии приводят к психическим расстройствам. Через определенное время человеческий мозг не в состоянии так больше работать. Он не способен выдерживать длительные стрессы. Следовательно, нарушается его нормальная деятельность. А это приводит уже к более серьезным последствиям, когда наблюдаются тяжелые психические и физические нарушения в деятельности всех органов и систем организма. Это стадия общей деградации личности.

    Табакокурение наносит также колоссальный ущерб нервной системе человека. Наибольшую опасность для нервной системы представляет никотин. Никотин нарушает вегетативную нервную систему, в частности, ее способность к координации и регуляции работы органов и мышц. С нарушением нормального функционирования вегетативной нервной системы возникают различные заболевания, в частности, заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительных органов и пр. Никотин негативно влияет и на систему высшей нервной деятельности. В результате этого происходит нарушение сна, ухудшение памяти, появляется неврастения (иногда могут быть приступы эпилепсии).

    Многие люди считают, что чем больше они выкурят сигарет, тем им легче будет переносить стрессовые ситуации. На самом деле происходит другая реакция. В результате появляется повышенная утомляемость, головные боли и головокружения, раздражительность, нарушение сна, тремор конечностей. Если за малый промежуток времени выкурить достаточно много сигарет, можно получить острое никотиновое отравление, а в результате и смертельный исход.

    Все наркотические вещества губительны для головного мозга, а, следовательно, и центральной нервной системы. Определенные наркотические вещества маскируются под какой-либо нейромедиатор. Получается, что нейрон начинает реагировать на этот ложный наркотический нейромедиатор. Можно привести наиболее распространенный факт, когда героин и морфий маскируются под серотонин, после чего человек получает незабываемое ощущение наслаждения. К сожалению, таких губительных примеров еще много. Наркотические вещества способны увеличивать или уменьшать количество нейромедиаторов.

    Они могут нарушить процесс движения нейромедиаторов к нервным окончаниям. Наркотики способны синтезировать нейромедиаторы и блокировать нервные окончания и т.д. Наркотические вещества плохо влияют на всю нервную систему. Их употребление приводит к психическим нарушениям, нарушению логики, к депрессиям, они вызывают галлюцинации. Примечательно, что подобная симптоматика наблюдается у наркоманов даже при условии, что они еще не приняли дозу. Со временем наркоман становится агрессивным, у него появляется подозрительность и постоянное чувство страха. А как заканчивают наркоманы свою жизнь, наверное, известно каждому

Loading...Loading...