Возрастные особенности органа зрения у детей. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы. Функции, классификация, строение, соединение и рост костей

Глазное яблоко у человека развивается из нескольких источников. Светочувствительная оболочка (сетчатка) происходит из боковой стенки мозгового пузыря (будущий промежуточный мозг),хрусталик -- из эктодермы, сосудистая и фиброзная оболочка --из мезенхимы. В конце 1-го, начале 2-го месяца внутриутробной жизни на боковых стенках первичного мозгового пузыря появляется небольшое парное выпячивание -- глазнще пузыри. В процессе развития стенка глазного пузыря впячивается внутрь его и пузырь превращается в двухслойный глазной бокал. Наружная стенкабокала в дальнейшем истончается и преобразуется в наружную

пигментную часть (слой). Из внутренней стенки этого пузыря образуется сложно устроенная световоспринимающая (нервная) частьсетчатки (фотосенсорный слой). На 2-м месяце внутриутробного развития прилежащая к глазному бокалу эктодерма утолщается, затем в ней образуется хрусталиковая ямка, превращающаяся в хрустальный пузырек. Отделившись от эктодермы, пузырек погружается внутрь глазного бокала, теряет полость и из него в дальнейшем формируется хрусталик.

На 2-м месяце внутриутробной жизни в глазной бокал проникают мезенхимные клетки, из которых образуются внутри бокала кровеносная сосудистая сеть и стекловидное тело. Из прилежащих к глазному бокалу мезенхимных клеток образуется; сосудистая оболочка, а из наружных слоев -- фиброзная оболочка. Передняя часть фиброзной оболочки становится прозрачной и превращается в роговицу. У плода 6--8 мес кровеносные сосуды, находящиеся в капсуле хрусталика и стекловидном теле, исчезают; рассасывается мембрана, закрывающая отверстие зрачка (зрачковая мембрана).

Верхние и нижние веки начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробной жизни, вначале в виде складок эктодермы. Эпителий конъюнктивы, в том числе и покрывающий спереди роговицу, происходит из эктодермы. Слезная железа развивается / из выростов конъюнктивального эпителия в латеральной части формирующегося верхнего века.

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его; переднезадний размер составляет 17,5 мм, масса -- 2,3 г. К 5 годам, масса глазного яблока увеличивается на 70 %, а к 20--25 годам -- в 3 раза по сравнению с новорожденным.

Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется. Хрусталик почти круглый. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40--50 лет зрачок немного суживается.

Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы осуществляется довольно быстро.

Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движение глаза возможно сразу после рождения, однако координация этих движений наступает со 2-го месяца жизни ребенка.

Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Жировое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы.

Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14--15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

Аномалии развития глазного яблока.

Сложное развитие глазного яблока приводит к появлению врожденных дефектов. Чаще других встречается неправильная кривизна роговицы или хрусталика, вследствие чего изображение на сетчатке искажается (астигматизм). При нарушенных пропорциях глазного яблока появляются врожденные близорукость (зрительная ось удлинена) или дальнозоркость (зрительная ось укорочена). Щель в радужке (колобома) чаще бывает в переднемедиальном ее сегменте. Остатки ветвей артерии стекловидного тела мешают прохождению света в стекловидном теле. Иногда встречается нарушение прозрачности хрусталика (врожденная катаракта). Недоразвитие венозного синуса склеры (шлеммов канал) или пространств радужно-роговичного угла (фонтановых пространств) вызывает врожденную глаукому.

Зрение каждого человека способно изменяться, зачастую это зависит от возраста. Коррекция зрения и возраст имеют прямую взаимосвязь, самые значительные изменения параметров зрения у человека происходят в младенчестве, подростковом возрасте и старости. Рассмотрим особенности каждого периода.

Зрение детей от рождения до шести лет

В период до трех месяцев младенец видит предметы исключительно на расстоянии от 40 до 50 сантиметров. Часто родителям кажется, что его глаза немного косят. На самом деле у ребенка происходит окончательное формирование глазного яблока, его зрение в этот период обладает дальнозоркостью. Только в 6 месяцев специалист может поставить диагноз того или иного нарушение зрения, если таковое имеется. По истечении 3,5-4 месяцев зрение малыша значительно улучшается, он может фокусировать взгляд на определенном предмете и брать его в руки. Развивать зрение ребенка можно с самого рождения, соблюдая простые правила:

  • Ставьте кроватку в хорошо освещенную комнату, где будет скомбинирован дневной и электрический свет, это поспособствует активному движению глаз.
  • Оформляйте комнату в мягких спокойных тонах, чтобы не раздражать глаза малыша.
  • Расстояние между игрушками и кроватью должно быть минимум 30 сантиметров. Вешайте разные по цвету и форме предметы.
  • Не стоит с младенчества приучать ребенка к просмотру подвижных картинок на телевизоре или планшете, это увеличивает нагрузку на его глаза.

От одного до двух лет у малыша формируется острота зрения, которая определяется способностью видеть две точки сразу, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Норма этого показателя у взрослого человека равна единице, у ребенка до двух лет она варьируется от 0.3 до 0.5.

Ребенок старше 2 лет уже способен воспринимать речь взрослых и реагировать на их мимику и жесты. Если зрение малыша развивается правильно, то и его речь будет улучшаться. В ином случае, при нарушении развития органов зрения, он будет плохо реагировать на артикуляцию речи родителя, в связи с чем у ребенка возникнут проблемы с навыками воспроизведения речи. В три года необходимо проверить остроту зрения малыша у специалиста. Как правило, для этого врачи используют таблицу Орловой, состоящую из десяти рядов различных изображений. Данный показатель определяется порядковым номером строки в таблице. К четырем годам норма параметра составляет 0.7-0.8. Часто в этом возрасте дети начинают щуриться, это может быть признаком миопии (близорукости), в данном случае офтальмолог может назначить ношение очков и процедуры гимнастики для глаз.

Зрение детей дошкольного возраста продолжает формироваться, поэтому родителям ребенка важно следить за его развитием и посещать плановые осмотры. В 5-6 лет органы зрения детей подвергаются большой нагрузке, так как дошкольники начинают посещать различные кружки и секции. В этот период важно давать глазам ребенка отдохнуть: после 30-минутного занятия необходимо делать перерыв не менее, чем 15 минут. Пользоваться телевизором или компьютером стоит не более полутора часов в день.

Зрение в подростковом возрасте

Самая большая нагрузка на глаза происходит в период, когда человек достигает полового созревания. Помимо чтения учебников, просмотра телевизора и использования компьютера на зрение влияет гормональная перестройка организма и его активный рост. Эти факторы часто приводят подростка к такому зрительному отклонению, как близорукость. В данный период родителям важно следить за изменениями параметров зрения своего ребенка, посещая кабинет офтальмолога хотя бы раз в полгода. В таком возрастном промежутке врачи рекомендуют использовать . Они помогут не только скорректировать зрение, но и избавят ребенка от комплексов. Ведь в отличие от очков они совершенно не видны на глазах. Еще одним преимуществом линз для глаз является высокое качество изображения и более эффективное улучшение зрения, чем при использовании очков. Однако перед тем, как позволить носить подростку такие оптические изделия, ознакомьте его с правилами их эксплуатации, ведь линзы требуют тщательного ухода и соблюдения норм гигиены.

Особенности зрения в пожилом возрасте

После того, как человеческий организм полностью сформировался, при отсутствии врожденных и приобретенных нарушений зрения офтальмологи рекомендуют обследоваться один раз в год.

Установлено, что с возрастом падает зрение. Когда человек минует сорокалетний рубеж, может возникнуть такое заболевание как пресбиопия. Это вполне естественное ухудшение, которое характеризуется ослаблением фокусировки зрения, человек с трудом видит предметы вблизи, ему сложно читать книги и пользоваться мобильным телефоном без средств, корректирующих зрение. Пожилой возраст часто является причиной и более серьезных заболеваний: катаракты, глаукомы, дегенерации желтого пятна и диабетической ретинопатии. Как правило, такие отклонения возникают уже в более зрелом периоде, после 60-65 лет.

Появление возрастной катаракты связывают с нарушением окислительных процессов в хрусталике, это происходит из-за недостатка в организме аскорбиновой кислоты либо витамина B2. В этом случае, специалисты назначают эти компоненты для приема во внутрь или капли для глаз с содержанием рибофлавина. При тяжелой степени катаракты может потребоваться хирургическое вмешательство.

Повышение внутриглазного давления, или глаукома поражает зрительный нерв. Это заболевание обычно сложно обнаружить самостоятельно, так как ему нехарактерны ярко выраженные симптомы. Его несвоевременное выявление может привести к слепоте. Для лечения глаукомы необходима нормализация давления с помощью глазных капель или трабекулопластики — лазерной терапии.

Дегенерация желтого пятна возникает, когда атрофируется самая чувствительная область сетчатки — макула, она отвечает за восприятие глазом мелких деталей и предметов. У человека с данным заболеванием резко снижается острота зрения, он лишается возможности водить машину, читать или совершать иные привычные повседневные действия. Иногда пациент не различает цвета. Для предотвращения дальнейшего развития болезни необходимо носить контактные линзы или очки и принимать нужные препараты, однако самым эффективным способом является лазерная терапия. Огромный риск приобрести дегенерацию желтого пятна несет курение.

Диабетическая ретинопатия — это последствие тяжелой стадии сахарного диабета, который способен вызвать аномальные изменения кровеносных сосудов сетчатки глаза. За счет их истончения происходят кровоизлияния в разные области зрительных органов, после чего сосуды отслаиваются и отмирают. Именно поэтому при данной болезни человек видит мутную картинку. Ретинопатии характерны болезненные ощущения в глазах, а порой и потеря зрения. Полного излечения этого отклонения не существует, но лазерная хирургия поможет пациенту остаться зрячим, операция должна быть сделана до повреждения сетчатки глаза.

Одна из особенностей всех вышеперечисленных заболеваний — наследственная предрасположенность к ним. Поэтому с детства необходимо уделять особое внимание зрению.

В любом возрасте важно следить за состоянием глаз, посещая плановые осмотры у врача и выполняя его рекомендации. Интернет-магазин контактных линз представляет Вашему вниманию все необходимые продукты для поддержания здоровья зрения. На сайте можно заказать линзы и средства по уходу за ними. Купить товар можно в любое удобное время по выгодной цене.

У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока - 17,3 мм, а у взрослого - 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость . К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3-6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам - на 70 % первоначального объема, а к 12-14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 мес жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3-4 мес жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.

Слезная жидкость имеет важное защитное значение, т. к. увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5-2 мес во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.

В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2-3 нед она появляется. Зрительное сосредоточение - фиксация взгляда на предмете появляется через 3-4 нед после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1-2 мин. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.

Возрастные особенности цветовосприятия . Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5-6 мес. Именно к 6 мес жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5-3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10-12 годам.


Возрастные особенности оптической системы глаза . Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается и уменьшается объем аккомодации - принятие хрусталиком наиболее выпуклой формы после максимального уплощения, или наоборот, принятие хрусталиком максимального уплощения после наиболее выпуклой формы. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет - 8 см, 20 - 9 см, в 22 лет -10 см, в 25 лет- 12 см, в 30 лет - 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.

В 6 - 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.

Острота зрения у детей разного возраста

У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 мес она увеличивается и составляет 0,1, в 12 мес - 0,2, а в возрасте 5 -6 лет равна 0,8-1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9-1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних - у 55 %, в девятилетнем - у 66 %, у 12 - 13-летних - 90 %, у подростков 14 -16 лет - острота зрения, как у взрослого.

Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6-8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5-6 лет.

В раннем возрасте, между 6-9-м мес, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).

У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.

У слепых детей периферические, проводящие или центральные структуры зрительной системы морфологически и функционально не дифференцированы.

Глаза детей раннего возраста характеризуются небольшой дальнозоркостью (1-3 диоптрии), вследствие шарообразной формы глазного яблока и укороченной передне-задней оси глаза (таблица 7). К 7-12 годам дальнозоркость (гиперметропия) исчезает и глаза становятся эмметропическими, в результате увеличения передне-задней оси глаза. Однако у 30-40 % детей, вследствие значительного увеличения передне-заднего размера глазных яблок и, соответственно удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталика), развивается близорукость .

Возрастные закономерности развития скелета. Профилактика нарушений опорнодвигательного аппарата

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ или дошкольных учреждений (4 ч.)

1. Функции опорно-двигательного аппарата. Состав и рост детских костей.

2. Особенности формирования костей кисти, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей мозгового и лицевого черепа.

3. Изгибы позвоночника, их образование и сроки фиксации.

4. Гетерохронность развития мышц. Развитие двигательных навыков у детей. Становление массы, силы мышц. Выносливость детей и подростков. Двигательный режим.

5. Особенности реакции на физическую нагрузку в разном возрасте.

6. Правильная поза в положении сидя , стоя, при ходьбе. Нарушения осанки (сколиоз, усиление естественных изгибов позвоночника - лордозов и кифозов), причины, профилактика. Плоскостопие.

7. Школьная мебель. Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция и дифференция). Подбор, расстановка мебели и рассаживание учеников в классе.

Функции, классификация, строение, соединение и рост костей

Скелет - совокупность твердых тканей в организме человека - костной и хрящевой.

Функции скелета : опорная (к костям прикрепляются мышцы); двигательная (отдельные части скелета образуют рычаги, которые приводятся в движение прикрепляющимися к костям мышцами); защитная (кости образуют полости, в которых располагаются жизненно важные органы); минерального обмена; образования клеток крови.

Химический состав кости : органическое вещество - белок оссеин , входящий в состав межклеточного вещества костной ткани, составляет только 1/3 массы кости; 2/3 ее массы представлены неорганическими веществами, в основном, солями кальция, магния, фосфора.

В состав скелета входит около 210 костей.

Строение костей:

надкостница, состоящая изсоединительной ткани, содержащая кровеносные сосуды, питающие кость; собственно кость , состоящая из компактного и губчатого вещества. Особенности ее строения: тело - диафиз и два утолщения на концах - верхний и нижний эпифизы . На границе между эпифизом и диафизом находится хрящевая пластинка - эпифизарный хрящ , за счетделения клеток которого кость растет в длину. Плотная соединительнотканная оболочка - надкостница помимо сосудов и нервов содержит делящиеся клетки, остеобласты . Благодаря остеобластам происходит утолщение кости, а также заживление костных переломов.

Различают осевой скелет и добавочный .

Осевой скелет включает скелет головы (череп) и скелет туловища .

Сколиоз - боковое искривление позвоночника, при котором формируется т. н. «сколиотическая осанка». Признаки сколиоза : сидя за столом, ребенок сутулится, наклоняется на бок. При сильно выраженных боковых искривлениях позвоночного столба плечи, лопатки и таз асимметричны. Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Врожденные сколиозы встречаются в 23 % случаев. В их основе лежат различные деформации позвонков: недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т. д.

К приобретенным сколиозам относятся:

1) рахитические , проявляющиеся различными деформациями ОДА из-за дефицита в организме кальция. Их причиной являются мягкость костей и слабость мышц;

2) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении;

3) привычные (школьные ), причиной которых могут быть неправильно подобранный стол или парта, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей, сумок, а не ранцев, длительное сидение за столом или партой и т. д.

На долю приобретенных сколиозов приходится около 80 %. При сколиозах отмечается асимметрия плечевого пояса и лопаток. При совместно выраженных лордозах и кифозах - выдвинутая вперед голова, круглая или плоская спина, выпяченный живот. Различают следующие виды сколиозов: грудные правосторонние и левосторонние, грудопоясничные.

Орган зрения в филогенезе проделал путь от отдельных эктодермального происхождения светочувствительных клеток (у кишечнополостных) до сложно устроенных парных глаз у млекопитающих. У позвоночных животных глаза развиваются сложно: из боковых выростов мозга образуется светочувствительная оболочка - сетчатка. Сред­няя и наружная оболочки глазного яблока, стекловидное тело формируются из мезо­дермы (среднего зародышевого листка), хрусталик - из эктодермы.

Из тонкой наружной стенки бокала развивается пигментная часть (слой) сетчатки. Зри­тельные (фоторецепторные, светочувствительные) клетки находятся в более толстом внутреннем слое бокала. У рыб дифференцировка зрительных клеток на палочковидные (палочки) и колбочковидные (колбочки) выражена слабо, у рептилий имеются одни колбочки, у млекопитающих в сетчатке находятся преимущественно палочки; у водных и ночных животных колбочки в сетчатке отсутствуют. В составе средней (сосудистой) оболочки уже у рыб начинает формироваться ресничное тело, усложняющееся в своем развитии у птиц и млекопитающих.

Мышца в радужке и в ресничном теле впервые появляются у амфибий. Наружная оболочка глазного яблока у низших позвоночных состоит преимущественно из хряще­вой ткани (у рыб, амфибий, большинства ящерообразных). У млекопитающих она построена только из волокнистой (фиброзной) ткани.

Хрусталик у рыб, амфибий округлый. Аккомодация достигается вследствие перемещения хрусталика и сокращения особой передвигающей хрусталик мышцы. У рептилий и птиц хрусталик способен не только перемешаться, но и изменять свою кривизну. У млекопитающих хрусталик за­нимает постоянное место, аккомодация осуществляется вследствие изменения кривиз­ны хрусталика. Стекловидное тело, имеющее вначале волокнистую структуру, посте­пенно становится прозрачным.

Одновременно с усложнением строения глазного яблока развиваются вспомога­тельные органы глаза. Первыми появляются шесть глазодвигательных мьшц, преобра­зующихся из миотомов трех пар головных сомитов. Веки начинают формироваться у рыб в виде одной кольцевидной кожной складки. У наземных позвоночных животных образуются верхние и нижние веки, а у большинства из них у медиального угла гла­за имеется также мигательная перепонка (третье веко). У обезьян и человека остатки этой перепонки сохраняются в виде полулунной складки конъюнктивы. У наземных позвоночных животных развивается слезная железа, формируется слезный аппарат.

Глазное яблоко у человека также развивается из нескольких источников. Светочувствительная оболочка (сетчатка) происходит из боковой стенки мозгового пузыря (будущий промежуточный мозг); главная линза глаза - хрусталик – непосредственно из эктодермы; сосудистая и фиброзная оболочки – из мезенхимы. На ранней стадии развития зародыша (конец 1-го, начало 2-го месяца внутриутробной жизни) на боковых стенках первичного мозгового пузыря (prosencephalon ) появляется небольшое парное выпячивание – глазные пузыри. Концевые отделы их расширяются, растут в сторону эктодермы, а соединяющие с мозгом ножки суживаются и в дальнейшем превращаются в зрительные нервы. В процессе развития стенка глазного пузыря впячивается внутрь его и пузырь превращается в двухслойный глазной бокал. Наружная стенка бокала в дальнейшем истончается и трансформируется в наружную пигментную часть (слой), а из внутренней стенки образуется сложно устроенная световоспринимающая (нервная) часть сетчатки (фотосенсорный слой). На стадии формирования глазного бокала и дифференцировки его стенок, на 2-м месяце внутриутробного развития, прилежащая к глазному бокалу спереди эктодерма вначале утолщается, а затем образуется хрусталиковая ямка, превращающаяся в хрусталиковый пузырек. Отделившись от эктодермы, пузырек погружается внутрь глазного бокала, теряет полость и из него в дальнейшем формируется хрусталик.

На 2-м месяце внутриутробной жизни в глазной бокал через образовавшуюся на нижней его стороне щель проникают мезенхимные клетки. Эти клетки образуют внутри бокала кровеносную сосудистую сеть в формирующемся здесь стекловидном теле и вокруг растущего хрусталика. Из прилежащих к глазному бокалу мезенхимных клеток образуется сосудистая оболочка, а из наружных слоев - фиброзная оболочка. Передняя часть фиброзной оболочки становится прозрачной и превращается в роговицу. У плода 6-8 мес кровеносные сосуды, находящиеся в капсуле хрусталика и в стекловидном теле, исчезают; рассасывается мембрана, закрывающая отверстие зрачка (зрачковая мембрана).

Верхние и нижние веки начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробной жизни, вначале в виде складок эктодермы. Эпителий конъюнктивы, в том числе и покрывающий спереди роговицу, происходит из эктодермы. Слезная железа развива­ется из выростов конъюнктивального эпителия, появляющихся на 3-м месяце внутриутробной жизни в латеральной части формирующегося верхнего века.

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его переднезадний размер 17,5 мм, масса - 2,3 г. Зрительная ось глазного яблока проходит латеранее, чем у взрослого человека. Растет глазное яблоко на первом году жизни ребен­ка быстрее, чем в последующие годы. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70%, а к 20-25 годам - в 3 раза по сравнению с новорожденным.

Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется; хрусталик почти круглый, радиусы его передней и задней кри­визны примерно равны. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жиз­ни, в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка равен 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка тол­щина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается.

Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы осуществляются довольно быстро. Зрительный нерв у новорожденного тонкий (0,8 мм), короткий. К 20 годам жизни диаметр его возрастает почти вдвое.

Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движение глаза возможно сразу после рождения, однако координация этих движений наступает со 2-го месяца жизни ребенка.

Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Влагалище глазного яблока у новорожденного и детей грудного возраста тонкое, жи­ровое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жиро­вое тело глазницы уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы.

Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

Глазное яблоко у человека развивается из нескольких источ­ников. Светочувствительная оболочка (сетчатка) происходит из боковой стенки мозгового пузыря (будущий промежуточный мозг), хрусталик - из эктодермы, сосудистая и фиброзная обо­лочка - из мезенхимы. В конце 1-го - начале 2-го месяца внут­риутробной жизни на боковых стенках первичного мозгового пузыря появляется небольшое парное выпячивание - глазные пузыри. В процессе развития стенка глазного пузыря впячива­ется внутрь его и пузырь превращается в двухслойный глазной бокал. Наружная стенка бокала в дальнейшем истончается и пре­образуется в наружную пигментную часть (слой). Из внутренней стенки этого пузыря образуется сложно устроенная световоспринимающая (нервная) часть сетчатки (фотосенсорный слой). На 2-м месяце внутриутробного развития прилежащая к глазно­му бокалу эктодерма утолщается, затем в ней образуется хрусталиковая ямка, превращающаяся в хрустальный пузырек. Отде­лившись от эктодермы, пузырек погружается внутрь глазного бокала, теряет полость и из него в дальнейшем формируется хру­сталик.

На 2-м месяце внутриутробной жизни в глазной бокал прони­кают мезенхимные клетки, из которых образуются внутри бока­ла кровеносная сосудистая сеть и стекловидное тело. Из приле­жащих к глазному бокалу мезенхимных клеток образуется сосу­дистая оболочка, а из наружных слоев - фиброзная оболочка. Пе­редняя часть фиброзной оболочки становится прозрачной и пре­вращается в роговицу. У плода 6 - 8 мес кровеносные сосуды, на­ходящиеся в капсуле хрусталика и стекловидном теле, исчезают; рассасывается мембрана, закрывающая отверстие зрачка (зрачко­вая мембрана).

Верхние и нижние веки начинают формироваться на 3-м ме­сяце внутриутробной жизни, вначале в виде складок эктодермы. Эпителий конъюнктивы, в том числе и покрывающий спереди роговицу, происходит из эктодермы. Слезная железа развивается из выростов конъюнктивального эпителия в латеральном части формирующегося верхнего века.

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его переднезадний размер составляет 17,5 мм, масса - 2,3 г. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70 %, а к 20 - 25 го­дам - в 3 раза по сравнению с новорожденным.

Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется. Хрусталик почти круглый. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпе­реди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка 2,5 мм. По мере уве­личения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, ко­личество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40 - 50 лет зрачок немного суживается.



Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы осуществляется довольно быстро.

Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточ­но хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движение гла­за возможно сразу после рождения, однако координация этих дви­жений наступает со 2-го месяца жизни ребенка.

Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. Функция слезоотделения по­является на 2-м месяце жизни ребенка.

Жировое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы уменьшается в раз­мерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступа­ет из глазницы.

Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. Удетей до 14 -15 лет она широкая, поэтому глаз кажется боль­шим, чем у взрослого человека.

Сложное развитие глазного яблока приводит к появлению врожденных дефектов. Чаще других встречается неправильная кривизна роговицы или хрусталика, вследствие чего изображение на сетчатке искажается (астигматизм). При нарушенных пропор­циях глазного яблока появляются врожденные близорукость (зри­тельная ось удлинена) или дальнозоркость (зрительная ось уко­рочена). Щель в радужке (колобома) чаще бывает в переднемедиальном ее сегменте. Остатки ветвей артерии стекловидного тела мешают прохождению света в стекловидном теле. Иногда встреча­ется нарушение прозрачности хрусталика (врожденная катаракта). Недоразвитие венозного синуса склеры (пглеммов канал) или про­странств радужно-роговичного угла (фонтановых пространств) вызывает врожденную глаукому.



Контрольные вопросы

1. Перечислите органы чувств, дайте каждому из них функциональную характеристику.

2.Расскажите о строении оболочек глазного яблока.

3.Назовите структуры, относящиеся к прозрачным средам глаза

4.Перечислите органы, которые относятся к вспомогателен аппаратам глаза. Какие функции выполняет каждый из вспомогательных органов глаза?

5.Расскажите о строении и функциях аккомодационною аппарата
глаза.

6.Опишите проводящий путь зрительного анализатора от рецепторов, воспринимающих свет, до коры большого мозга.

7.Расскажите об адаптации глаза к свету и о цветовом зрении

ОРГАНЫ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ (ПРЕДДВЕРНО-УЛИТКОВЫЙ ОРГАН)

Органы слуха и равновесия, выполняющие разные функции, объединены в сложную систему (рис. 108).

Орган равновесия находится внутри каменистой части (пирамиды) височной кости и играет важную роль в ориентации чевека в пространстве.

Рис. 108. Преддверно-улитковый орган:

1 - ушная раковина; 2 - наружный слуховой проход; 3 - барабанная перепонка; 4 - барабанная полость; 5 - молоточек; 6 - наковальня; 7 -стремя, 8- полукружные протоки; 9 - преддверие; 10 - улитка; 11 - прг-i улитковый нерв; 12 - слуховая труба

Loading...Loading...