9 основные направления и школы социологического знания. Основные школы и направления социологии политики. Основные школы и направления современной социологии

. В чем отличие исследований различных современных школ социологии

. Какие характерные черты имеет социология XX ст

. В каких направлениях развивается современная социология

41 Ведущие школы современной социологии

Благодаря концепциям. М. Вебера,. Е. Дюркгейма,. В. Парето была окончательно сформирована предмет, методологию и задачи социологии, которая в конце заняла подобающее ей место среди других общественных наук. Перед ней разовьет нулись новые перспективы, которые стремились реализовать представители социологической науки XX в. Особенностей развития социологии на современном этапе можно выделить несколько. Основным из них является то современная наук а в отличие от позитивизма, который был ведущим методом в XIX в сделала значительный поворот к теоретическому осмыслению социальных явлений и процессов. Наконец выработался симбиоз теории и практики, забей зпечив поступательное гармоничное развитие социологии XX в. Наука стала не чисто практической, какой была раньше, и перестала только устанавливать социальные факты, но и начала анализировать их, определяя механики змы и закономерности функционирования различных социальных систем. Во-вторых, важное значение имело то, что работы ученых XX в были не разрозненными как раньше, а строились в тесном сотрудничестве, опре чило их большую обоснованность и совершенство. Таким образом, в социологии формируются настоящие школы ученых, ведущими среди которых были школы. Германии тНімеччини та

США. В-третьих, современная социологическая наука определяется большим разнообразием школ и течений, что свидетельствует о ее популярности и общественную полезность, а также о научных поисках совершенствования. Социологического ной теории и практики.

В широком смысле под школой в социологии понимают группу социологов, которая работает в рамках производимых ею самой исследовательских традиций . В более узком смысле школа в социологии - это группа а исследователей определенного общего круга проблем опирающиеся на определенные традиции и находятся в отношениях личного общенияя.

Школы в социологии в их классическом варианте начали формироваться в межвоенный период. Одними из первых были. Французская, в которую входили прежде последователи. Е. Дюркгейма и. Чикагская, возникшая на базе с социологического факультета. Чикагского университета. Несколько позже появилась. Франкфуртская школа, которая вела свою деятельность на базе. Франкфуртского института социологических исень.

И все же ведущей среди них было именно. Чикагская школа, поскольку лидирующее положение в социологии межвоенного периода принадлежало. Соединенным. Штатам

М. Чикаго стало одним из передовых индустриальных центров в. США, и ведущим - на. Среднем. Западе. Бурное развитие индустрии и кредитно-финансовой деятельности способствовал развитию города быстрыми темпами и. В поисках работы в. Чикаго прибывали потоки иммигрантов из разных уголков мира. Это способствовало формированию особой культуры, построенной на принципах американского образа жизни, но с вкраплением особо ностей национальных культур народов, выходцы которых оказались в. Чикаго. Проблемы межэтнического взаимодействия вкупе с резким увеличением населения, борьбой отдельных социальных групп за свои гражданские права у новых индустриальных условиях стали визитной карточкой. Чикаго. Бурный рост индустрии обострил также вопросы экологии окружающей среды. Все эти обстоятельства создали благоприятную почву для практических и теоретических социологических исследований, целью которых было изучение указанных социальных проблем, их всесторонний анализ а также о грунтования путей их преодоления. Вот основные объективные предпосылки того, что именно. Чикаго стал центром создания ведущей социологической школы первой половины XX века в мире. Субъективным фактором является то, что. Чикаго был признанным научным центром. США в то время ведь. Чикагский университет в целом был третьим по величине и мощностью научных кадров в стране, а на социологическом факультете, в частности, работали блестящие ученые с мировым именем. Социологический фак ультет в. Чикагском университете, который был создан в 1892, стал одним из первых в мире, а первым руководителем его был. А. Смолл. С этого времени начинается подготовительный этап формирования. Чикагской социолог ичной школы, длившегося до 1915 p, который связан с деятельностью таких ученых как. А. Смолл,. Дж. Винсент,. М. Хендерсон и. В. Томас. Хотя у них не было единого исследовательской программы, они создали соответствующее теоретические основы для своих последователей. Теоретическими источниками формирования школы стали также работы выдающихся американских социологов конца XIX - начала XX в -. Ф. Л. Уорда,. Е. Гидцинса,. М. Шары,. Е. Росс а. В. Самнера. Немалое влияние на"чиказцив"имела чикагская философская школа, которая основывалась на прагматизме и была представлена??в. Джемсом,. Дж. Дьюи, и. М. Болдуинлена. В.. Джемсом,. Дж.. Дьюї, та. М.. Болдуїном.

Началом фактического существования. Чикагской школы считается написание и опубликование пятитомного труда. У. Томаса и. Ф. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке"(1918-1920). Учредителями же школы и ее научными лидерами были в. Томас и. Р. Паромас та. Р.. Парк.

Основной характерной чертой. Чикагской школы было тогда еще не традиционное гармоничное сочетание теории и практики, которое лишь впоследствии стало визитной карточкой социологии XX в. Эмпирические исследования в"чиказцив"", как правило, предусматривали следующий теоретический анализ. Гипотезы, которые формировались на основе подобного анализа, позже опять же проверялись эмпирическими исследованиями. Такая поэтапность не только способствовала в рганичному сочетанию теории и практики, профессиональному росту ученых, принимавших участие в практических и теоретических исследованиях, она позволяла устанавливать системность и достоверность научных концепций"чиказцивій "чиказців".

Ярким примером в этом контексте упомянутая работа. У. Томаса и. Ф. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке", которая построена на органическом сочетании эмпирических социологических исследований с т теоретическим обобщением их результатов. Предметом исследования в данной работе были типичны для. Чикаго межвоенного периода явления социальной действительности - иммиграция, расовые конфликты, преступность, хозяйствово е расслоение. Ученые не впервые в социологической науке сделали вывод, что в современном обществе в отличие от традиционного регулирования социальных процессов осуществляется не стихийно, а осознанно. Социальные отношения и социальное взаимодействие все усложняются. При таких условиях средства социального управления должны быть не стихийными, а осознанными. Поэтому задачей социологической науки на современном е. ТАПИ ученые видят возможность оптимизации социального поведения на основе понимания общественного строя и общественного порядкаспільного порядку.

Вообще социальная проблематика города является ключевой в теоретической и практической деятельности представителей. Чикагской школы. И это естественно, потому что им выпала уникальная возможность быть свидетелями и исследователями и тех социальных явлений, возникших на рубеже двух эпох, вызванных прежде всего урбанизацией. Несмотря на то, что объектом исследования"чиказцив"было чисто город, они рассматривали его сквозь призму социальных их явлений в обществе вообще, справедливо замечая, что тенденции социального развития современного общества в политической, экономической, культурной сферах наиболее ярко прослеживаются именно в городе. Недаром. Р. Парк,. Е. Берджес и. Р. Маккензи в своем труде"Город"(1925) писали:"Город с точки зрения нашего исследования является чем-то большим чем простая совокупность людей и социальных удобств, оно также является чем-то большим, чем созвездие институтов и административных механизмов. Город - это скорее состояние души, совокупность обычаев и традиций. Город - это не просто физический механизм, искусственное образование. Оно является составной ной частью жизнедеятельности людей, его населяющих, это продукт природы, прежде человеческой природы". Итак исследователи объективно установили, что в первую очередь город является выразителем новых социал ьних настроений, а значит объектом их исследования было не только и не столько город, как социальные процессы и явления вообщеьки місто, як соціальні процеси і явища узагалі.

Труд"Город"заложила фундамент для создания отдельной отрасли социологической теории - экологической (инвайоронментальнои) социологии - теории, которая исследует закономерности и формы взаимодействия общества с с средыпроживання.

Среди других проблем, которые были предметом научного интереса представителей. Чикагской школы можно выделить анализ социальной структуры американского общества (в. Уорнер,"Американский город") изучение влияния"великой депрессии"на общественную жизнь (Р и X. Линд,"Средний город"), исследования межрасовых и межэтнических отношений (Л. Вирт,"Гетто",. Р. Карван"Негритянская семья в. Чикаго") и и. Карван "Негритянська родина у. Чикаго") та ін.

Чикагская школа была ведущей в. США в течение 20-30-х pp XX в, однако после того, как в 1934 г ее покинули ведущие исследователи. Р. Парк и. Е. Берджес, она не смогла сохранить своих лидерских позиций, пос ступившись мощностью. Колумбийском и. Гарвардском университетах после второй мировой войны школа фактически прекратила активную деятельность в соответствии с ее традиционных принципов ее значение сохранилось я только в области экологической социологииіології.

Другой значительной социологической школой, возникшей в межвоенный период, стала. Франкфуртская школа, которая была основана на базе. Франкфуртского института социальных исследований. Основателями и ведущими дос слидникамы ее были преимущественно выходцы из еврейских семей (М. Хоркхаймер,. Ф. Поллок,. А. Левенталь,. В. Бенджамин),. Официальная деятельность школы началась в J93J, когда. М. Хоркхаймер, возглавив. Институт. Социальных х исследований, наладил сотрудничество с известными в то время немецкими социологами. МАдорно,. ЕФроммом,. Г. Маркузе.. Маркузе.

Теоретическим истоком франкфуртской школы является научная концепция марксизма,"франкфуртцы"пытались очистить от позднейших вкраплений, предоставить ему первозданный вид, именно поэтому представителей этой ш школы часто называют неомарксисты. На почве этого возникает критика буржуазного (индустриального) общества и немарксистской наукської науки.

Учитывая особенности политических и научных взглядов представителей франкфуртской школы, а также национальное происхождение большинства ее представителей представляется вполне естественным то, что с приходом в. Немое еччини к власти нацистов школа продолжила свою работу за пределами страны с 1934 по 1939"франкфуртцы"продолжали свою работу в. Женеве, а затем в. Париже на базе. Высшей нормальной школы. С 1939 г ученые-фр анкфуртци переехали в. США, где работали в. Колумбийском университете. Здесь они выдают ряд работ, посвященных антифашистской тематике ("Авторитарная личность"Т. Адорно,. М. Хоркхаймера и. Е. Фромма,"Диалектика просвещения"М. Хоркхаймера и. ТДцорно,"Эрос и цивилизация"Г. Маркузе). В этих работах фашизм объясняется как закономерность развития капиталистического общества в его последний стадеапіталістичного суспільства на його останній стадії.

После окончания второй мировой войны часть исследователей. Франкфуртской школы, в частности,. М. Хоркхаймер и. Т. Адорно возвращаются в. Западную. Германию. Деятельность. Франкфуртской школы способствовала формированию в 60-х pp так называемой критической (леворадикальной) социологии, построенной на принципах неомарксизмизму.

На почве марксизма формировались и методологические основы"франкфуртцы"Да, они полностью отвергают принципы позитивистской и всей традиционной науки, как естественных так и обществоведческой, считая или их воплощением буржуазной идеологииї ідеології.

Неоднозначность научной теории. Франкфуртской школы, определенное расхождение в научных и политических взглядах его представителей, прежде всего ее младшего поколения, и особенно смерть признанных лидеров школы - -. М. Хоркхаймера,. Т. Адорно,. Г. Маркузе, привели к фактическому прекращению ее существования в 70-х гг. ХХ сХ ст.

В чем заключается отличие исследований различных современных школ социологии

Какие характерные черты имеет социология XX в.

В каких направлениях развивается современная социология

4.1. Ведущие школы современной социологии

Благодаря концепциям М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето было окончательно сформировано предмет, методологию и задачи социологии, которая в конце заняла подобающее ей место среди других общественных наук. Перед ней развились новые перспективы, которые стремились реализовать представители социологической науки XX в. Особенностей развития социологии на современном этапе можно выделить несколько. Основным из них является то, что современная наука в отличие от позитивизма, который был ведущим методом в XIX в. сделала значительный поворот к теоретическому осмыслению социальных явлений и процессов. Наконец выработался симбиоз теории и практики, который обеспечил поступательное гармоничное развитие социологии XX в. Наука стала не чисто практической, какой была раньше, и перестала только устанавливать социальные факты, но и начала анализировать их, определяя механизмы и закономерности функционирования различных социальных систем. Во-вторых, важное значение имело то, что работы ученых XX в. могло не разрозненными как раньше, а строились в тесном сотрудничестве, определившее их большую обоснованность и совершенство. Таким образом, в социологии формируются настоящие школы ученых, ведущими среди которых были школы Германии и

США. В-третьих, современная социологическая наука определяется большим разнообразием школ и течений, свидетельствует о ее популярности и общественную полезность, а также о научных поисках усовершенствования социологической теории и практики.

В широком смысле под школой в социологии понимают группу социологов, которая работает в пределах произведенных им самим исследовательских традиций . В более узком смысле школа в социологии - это группа исследователей определенного общего круга проблем, которые опираются на определенные традиции и находятся в отношениях личного общения.

Школы в социологии в их классическом варианте начали формироваться в межвоенный период. Одними из первых были Французский, в которую входили прежде всего последователи Э. Дюркгейма и Чикагская, возникшая на базе социологического факультета Чикагского университета. Несколько позже появилась Франкфуртская школа, которая вела свою деятельность на базе Франкфуртского института социологических исследований.

И все же ведущей среди них была именно Чикагская школа, поскольку лидирующее положение в социологии межвоенного периода принадлежало Соединенным Штатам.

М. Чикаго стало одним из передовых индустриальных центров в США, и ведущим - на Среднем Западе. Бурное развитие индустрии и кредитно-финансовой деятельности способствовал развитию города быстрыми темпами. В поисках работы в Чикаго прибывали потоки иммигрантов из разных уголков мира. Это способствовало формированию особой культуры, построенной на основе американского образа жизни, но с вкраплением особенностей национальных культур народов, выходцы которых оказались в Чикаго. Проблемы межэтнического взаимодействия вкупе с резким увеличением населения, борьбой отдельных социальных групп за свои гражданские права в новых индустриальных условиях стали визитной карточкой Чикаго. Бурный рост индустрии заострил также вопросы экологии окружающей среды. Все эти обстоятельства создали благоприятную почву для практических и теоретических социологических исследований, целью которых было изучение указанных социальных проблем, их всесторонний анализ а также о грунтовки путей их преодоления. Вот основные объективные предпосылки того, что именно Чикаго стал центром создания ведущей социологической школы первой половины XX в. в мире. Субъективным фактором является то, что Чикаго был признанным научным центром США в то время, ведь Чикагский университет в целом был третьим по величине и мощностью научных кадров в стране, а на социологическом факультете, в частности, работали блестящие ученые с мировым именем. Социологический факультет в Чикагском университете, который был создан в 1892 года, стал одним из первых в мире, а первым руководителем его был А. Смолл. С этого времени начинается подготовительный этап формирования Чикагской социологической школы, который длился до 1915 p., Который связан с деятельностью таких ученых как А. Смолл, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон и В. Томас. Хотя у них не было единой исследовательской программы, они создали соответствующее теоретические основы для своих последователей. Теоретическими источниками формирования школы стали также работы выдающихся американских социологов конца XIX - нач. XX в. - Ф. Л. Уорда, Е. Гидцинса, Ч. Кули, Э. Росса, В. Самнера. Немалое влияние на "чикагцами" имела чикагская философская школа, основанной на прагматизме и была представлена В. Джемсом, Дж. Дьюи, и М. Болдуином.

Началом фактического существования Чикагской школы считается написание и опубликование пятитомного труда У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). Учредителями же школы и ее научными лидерами были У. Томас и Р. Парк.

Основной характерной чертой Чикагской школы было тогда еще не традиционное гармоничное сочетание теории и практики, которое только впоследствии стало визитной карточкой социологии XX в. Эмпирические исследования в "чикагцами", как правило, предусматривали следующий теоретический анализ. Гипотезы, которые формировались на основе подобного анализа, позже опять же проверялись эмпирическими исследованиями. Такая поэтапность не только способствовала органическому сочетанию теории и практики, профессиональному росту ученых, принимавших участие в практических и теоретических исследованиях, она позволяла устанавливать системность и достоверность научных концепций "чикагцами".

Ярким примером в этом контексте упомянутая работа В. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке", которая построена на органическом сочетании эмпирических социологических исследований по теоретическим обобщением их результатов. Предметом исследования в данной работе были типичны для Чикаго межвоенного периода явления социальной действительности - иммиграция, расовые конфликты, преступность, социальное расслоение. Ученые ли не впервые в социологической науке сделали вывод, что в современном обществе в отличие от традиционного регулирования социальных процессов осуществляется не стихийно, а осознанно. Социальные отношения и социальное взаимодействие все усложняются. При таких условиях средства социального управления должны быть не стихийными, а осознанными. Поэтому задачей социологической науки на современном этапе ученые видят возможность оптимизации социального поведения на основе понимания общественного устройства и общественной порядке.

Вообще социальная проблематика города является ключевой в теоретической и практической деятельности представителей Чикагской школы. И это естественно, потому что им выпала уникальная возможность быть свидетелями и исследователями тех социальных явлений, возникших на рубеже двух эпох, вызванных прежде всего урбанизацией. Несмотря на то, что объектом исследования "чикагцами" было чисто город, они рассматривали его сквозь призму социальных явлений в обществе вообще, справедливо замечая, что тенденции социального развития современного общества в политической, экономической, культурной сферах наиболее ярко прослеживаются именно в городе, Недаром Р. Парк, Э. Берджесс и Р. Маккензи в своей работе "Город" (1925) писали: "Город с точки зрения нашего исследования является чем-то большим чем простая совокупность людей и социальных удобств..., оно также является чем-то большим, чем созвездие институтов и административных механизмов... Город - это скорее состояние души, совокупность обычаев и традиций... Город - это не просто физический механизм, искусственное образование. Оно является составной частью жизнедеятельности людей, его населяющих, это продукт природы прежде всего человеческой природы ". Итак исследователи объективно установили, что в первую очередь город является выразителем новых социальных настроений, а затем объектом их исследования было не только и не столько город, как социальные процессы и явления вообще.

Работа "Город" заложила фундамент для создания отдельной отрасли социологической теории - экологической (инвайоронментальнои) социологии - теории, которая исследует закономерности и формы взаимодействия общества со средой обитания.

Среди других проблем, которые были предметом научного интереса представителей Чикагской школы можно выделить анализ социальной структуры американского общества (В. Уорнер, "Американский город") изучение влияния "великой депрессии" на общественную жизнь (Р. и X. Линд, "Средний город"), исследования межрасовых и межэтнических отношений (Л. Вирт, "Гетто", Р. Карван "Кавказская семья в Чикаго") и др.

Чикагская школа была ведущей в США в течение 20-30-х pp. XX в., Однако после того, как в 1934 году. Ее оставили ведущие исследователи Р. Парк и Э. Берджес, она не смогла сохранить своих лидерских позиций, уступив мощностью Колумбийском и Гарвардском университетах. После второй мировой войны школа фактически прекратила активную деятельность в соответствии с ее традиционных принципов. ее значение сохранилось только в области экологической социологии.

Другой крупной социологической школой, возникшей в межвоенный период, стала Франкфуртская школа, которая была основана на базе Франкфуртского института социальных исследований. Учредителями и ведущими исследователями ее были преимущественно выходцы из еврейских семей (М. Хоркхаймер, Ф. Поллок, А. Левенталь, В. Бенджамин), Официальная деятельность школы началась в J93J, когда М. Хоркхаймер, возглавив институт социальных исследований, наладил сотрудничество с известными в то время немецкими социологами М.Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе.

Теоретическим истоком франкфуртской школы является научная концепция марксизма, который "франкфуртцы" пытались очистить от поздних вкраплений, придать ему первозданный вид; именно поэтому представителей этой школы часто называют неомарксистами. На почве этого возникает критика буржуазного (индустриального) общества и немарксистской науки.

Учитывая особенности политических и научных взглядов представителей франкфуртской школы, а также национальное происхождение большинства ее представителей представляется вполне естественным то, что с приходом в Германии к власти нацистов школа продолжила свою работу за пределами страны. С 1934 по 1939 "франкфуртцы" продолжали свою работу в Женеве, а затем в Париже на базе Высшей нормальной школы. С 1939 гг. Ученые-франкфуртцы переехали в США, где работали в Колумбийском университете. Здесь они выдают ряд работ, посвященных антифашистской тематике («Авторитарная личность" Т. Адорно, М. Хоркхаймера и Э. Фромма, "Диалектика просвещения" М. Хоркхаймера и Т.Дцорно, "Эрос и цивилизация" Г. Маркузе). В этих работах фашизм объясняется как закономерность развития капиталистического общества на его последней стадии.

После окончания второй мировой войны часть исследователей Франкфуртской школы, в частности, М. Хоркхаймер и Т. Адорно возвращаются в Западную Германию. Деятельность Франкфуртской школы способствовала формированию в шестидесятые pp. так называемой критической (леворадикальной) социологии, построенной на принципах неомарксизму.

На почве марксизма формировались и методологические основы "франкфуртцев". Так, они полностью отвергают принципы позитивистской и всей традиционной науки, как естественной так и обществоведческого, считая их воплощением буржуазной идеологии.

Неоднозначность научной теории Франкфуртской школы, определенное расхождение в научных и политических взглядах ее представителей, прежде всего ее младшего поколения, и особенно смерть признанных лидеров школы - М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, привели к фактическому прекращению ее существования в семидесятые гг. ХХ в.

Австро-германская школа социологом была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд.

Людвиг Гумплович (1838-1900) опирался на теорию социального конфликта, считая, что объектом социологии являются социальные группы, а предметом - система движений этих групп, которая подчиняется вечным и неизменным законам принуждения и насилия.

Гумплович разделил социальные группы на простые человеческие сообщества с их антропологическими и этническими признаками (род, племя, орда) и сложные многомерные социальные образования (сословия, классы, государства). Извечные межплеменные и межгосударственные конфликты выступают у него в качестве формы социального конфликта. Взаимоотношения всех типов социальных групп определяются ненавистью, насилием и принуждением, обусловливая постоянное их состояние беспощадной борьбы. Короче говоря, закон борьбы за существование Гумплович рассматривает как естественный закон общества. Не желая того, Гумплович фактически признавал право на агрессию, тиранию, эксплуатацию.

Густав Ратценхофер (1842-1904) объяснял социальную жизнь, также основываясь на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. Социологию он рассматривал как основу всех социальных наук и практической политики. Ратценхофер в отличие от Гумпловича много размышлял над проблемой регуляции социальных конфликтов, в связи с чем предлагал открытый им закон «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов» в качестве основного закона социологии. Возникающее при этом сотрудничество людей он понимал как главный путь преодоления любых конфликтов.

Фердинанд Теннис (1855-1936) выделял в социологии две части:

§ общую социологию, которая изучает все формы существования людей;

§ специальную социологию, которая изучает собственно социальную жизнь и в свою очередь подразделяется на теоретическую (чистую), прикладную и эмпирическую.

Георг Зиммель (1858-1918) Он считал, что предметом социологии выступают «психологический индивид» и различные формы социального взаимодействия людей. Рассматривая историю общества как историю психических явлений, Зиммель сделал предметом своих исследований ряд аспектов и сторон социальной жизни, например, таких, как господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий.

Вебер (1864- 1920) вошел в историю науки как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебер считал, что не следует изучать социальную жизнь, руководствуясь интуицией, так как полученный результат не будет общезначимым. Полагая, что задача социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий, он ввел понятие идеального типа в качестве метода и инструмента социологического познания действительности.


Вернер Зомбарт (1863-1941), один из основоположников теории «организованного капитализма». Согласно Зомбарту, схема развития капитализма такова:

§ ранний (до середины XIII в.) с преобладанием ремесленных форм труда и традиционной (патриархальной) системы ценностей;

§ полный (до 1941 г.), где господствуют экономический рационализм и конкурирующий принцип прибыли;

§ поздний - монополистический капитализм с концентрацией промышленности и ростом правительственной регуляции экономической жизни.

Леопольд фон Визе (1876-1969) оказал значительное влияние на развитие социологии, в первую очередь как организатор и систематизатор науки. Социологию он трактовал как эмпирико-аналитическую дисциплину, которая весьма отдалена от

экономических и исторических наук и взаимодействует в основном с науками психобиологическими. Визе выделял такие типы социальных отношений, как ассоциации -объединяющие отношения (приспособления, соответствия, смешения) и диссоциации - разъединяющие, т.е. нарушающие, соревновательные.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог и философ, считал, что на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние опыт, усвоенный в раннем детстве, а также конфликты, пережитые в этот период. Не без его влияния со второй половины XIX в. в социологии формируется новое психологическое направление, для которого характерно стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений в психических процессах и явлениях индивида и общества.

Во второй половине XX столетия господствующее положение в социологическом знании заняли такие направления и школы, как структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта, символический интеракционизм и др.
Структурно-функциональный анализ - одно из важнейших и сложнейших направлений в социологии. Наибольшего влияния достиг в 1950-60-е гг. Структурно-функциональный анализ - один из способов системного исследования социальных явлений и процессов. Здесь общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение.
Структура (лат. - строение) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его воспроизводимость в изменяющихся условиях. Структура обозначает относительно неизменную сторону какой- либо системы. Признается, что порядок является «нормальным» средством поддержания социального взаимодействия. Разбираются функции и дисфункции социальных институтов внутри целого, но не их эволюция. Таким образом, социальная структура общества рассматривается как нечто стабильное, главное и определяющее в социальной жизни. Здесь не индивиды, а социальные институты оказываются основными элементами социальной реальности. Психология вообще изымается из арсенала объяснения. Социальное исследование сводится к анализу социальных ролей, социальных институтов, позиций, статусов и т.д. Господствует ролевая теория личности, изучаются в основном большие социальные группы. Личность рассматривается со стороны общественных отношений, описывается в терминах социализации. Личность как бы «подгоняется» под комбинации социальных форм, что обеспечивает надежное функционирование социальной системы. Структурно-функциональный анализ как бы знает лишь один тип личности - «конформист-автомат».
В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два значения:
1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (например, функции государства, права, образования, искусства, семьи и т.д.);
2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения рассматривается как функция (последствие) индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма.
В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ: 1) для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте; 2) для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, т.е. функции и дисфункции данного явления.
Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет понятие системы. Система - это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной теории социальных систем.
Т. Парсонс (1902-1979) - американский социолог-теоретик, основал и возглавил данное направление. Основные работы: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977) и др. Для Т. Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Ни одна социальная система (общество в целом, производственная единица или отдельный индивид) не может выжить, если не решены ее основные проблемы: адаптация - приспособление к окружающей среде; целеориентация - формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения; интеграция - поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений; латентность (или поддержание образца) - обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы. За каждую подобную функцию (проблему) ответственны определенные подсистемы, которые включают в себя социальные институты, соответствующие нормы и исполнителей норм- ролей. Например, за функцию адаптации отвечает экономическая подсистема, такие социальные институты, как заводы и банки. Исполнителями норм-ролей здесь выступают предприниматели и работники. Соответственно за функцию целеориентации отвечает политическая подсистема, партии и движения, функционеры и рядовые члены. Интегративную функцию выполняют институты социального контроля, в основном госаппарат, роли - чиновники и граждане. За поддержание образца ответственна подсистема социализации, т.е. семья, школа, религия и т.п., в качестве исполнителей норм-ролей здесь выступают учитель-ученик. Любые социальные явления, ведущие к нарушению равновесия социальной системы, рассматривались Т.Парсонсом как аномальные, нарушающие здоровье общественного организма. Поэтому решительная борьба с ними - это естественная реакция на патологические отклонения от нормы.

Р. Мертон (1910-) - американский социолог, внес большой вклад в разработку структурного функционализма. Разработал концепцию теорий среднего уровня, которые являются связующим звеном между макро- и микросоциологией. Много сделал для разработки теории аномии, девиантного поведения, социальной структуры, науки, бюрократии, массовых коммуникаций и т.д. Основные труды - «Социальная теория и социальная структура» (1957), «Социология науки» (1973), «Методы изучения социальной структуры» (1975) и др.
Р. Мертон развил понятие Э. Дюркгейма «аномия». Аномия рассматривается им как состояние безнормности (нормативной неопределенности), вытекающей из рассогласований в социальной структуре: разные сегменты социальной структуры предъявляют такие нормативные требования индивиду, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Рассогласование между культурно-одобряемыми целями и институциональными нормами, регулирующими выбор средств для их достижения, стало у него предметом специального анализа.

В таблице выделено пять идеально-типических реакций индивида на аномию: 1) конформизм, подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей при отвержении институционально предлагаемых средств); 3) ритуализм (принятие средств при отказе от целей); 4) ретритизм (одновременное отрицание одобряемых целей и средств, уход от действительности); 5) мятеж (полный отказ от старых целей и средств с попыткой заменить их новыми).
Следует отметить, что данное направление (как и любое другое) обладает своими достоинствами и недостатками. Структурно-функциональный анализ является полезным инструментом для описания общества, дает развернутую картину социальной жизни. К недостаткам функционализма можно отнести то, что он делает акцент на стабильности системы, а конфликт или изменчивость в системе оставляет в тени. Такой подход не дает полной картины социальной жизни.
Конфликтология. Структурно-функциональный анализ всемерно подчеркивает момент стабильности в социальном развитии. Однако в современной социологии существует и противоположный подход, который, наоборот, делает ударение на борьбе различных социальных групп между собой. С точки зрения конфликтологии такая борьба и есть причина существующей социальной структуры и отношений. Наиболее известные представители теории социального конфликта - К. Боулдинг, Р.Дарендорф, Л. Козер, Ч. Миллс и др. Они опирались на работы К.Маркса, Л. Гумпловича, Г. Зиммеля, которые показали, что стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.
Основные аргументы представителей теории конфликта состоят в следующем. Любое обществ основано на принуждении одних людей другими. Распределение средств находится в руках небольшой группы людей, которая противостоит всему обществу. Политическая власть защищает существующий экономический порядок и поэтому тоже противостоит обществу. Отсюда вытекает, что социальные конфликты неизбежны, так как порождаются самой системой общественных отношений.
К. Боулдинг (1910-) в своей работе «Конфликт и защита: Общая теория» (1963) разработал поведенческую модель конфликта, которую называют также общей теорией конфликта. По К. Боулдингу, все конфликты имеют общую структуру и одинаковые механизмы развития. В самой природе человека заложено стремление к борьбе с другими людьми, к насилию. Конфликт - это такая ситуация, в которой враждующие стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой стороны. Глубинная причина социальных конфликтов лежит в раздвоенности
человеческого сознания. Всякая общественная борьба - это лишь проявление противоречий в сфере сознательного и бессознательного. Вообще, с точки зрения микросоциологии, важнейшим источником социальных конфликтов в сфере повседневности (микроуровень) является кризис системы ценностей на уровне всей общественной системы (макроуровень). Например, причина индустриального конфликта (между буржуазией и пролетариатом) состоит в противоположности их идейно-психологических установок, и для разрешения такого конфликта необходимо установить их взаимопонимание.
Л. Козер (1913-) - американский социолог, разработал модель позитивно-функционального конфликта, в которой преодолевает отрицательное отношение структурно-функционального анализа к конфликту. Л. Козер определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». При этом Л.Козер подчеркивает позитивные функции конфликта, его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. В качестве основных функций социального конфликта он выделяет следующие: 1) интеграция социальной структуры; 2) сохранение солидарности внутри групп; 3) укрепление межчеловеческих отношений; 4) управление социальными изменениями, 5) нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов).
Р. Дарендорф (1929-) - немецкий социолог, крупнейший представитель конфликтологического направления. Основные труды - «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Выход из утопии» (1967) и др. С его точки зрения, классы - это социальные группы, которые отличаются участием или неучастием в осуществлении власти. Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством, ведет к конфликту. Градации социального неравенства проводятся по самым различным основаниям: престиж, доход, уровень образования и т.д. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются господству противоположной социальной силы. Разрешение конфликта направлено на перераспределение авторитета и власти в данном сообществе.
Таким образом, конфликтологическая социология дала свою версию социального взаимодействия. Она показала важную перспективу рассмотрения социальных структур и процессов. В этом смысле теория социального конфликта является антиподом и одновременно дополнением структурно-функционального подхода к анализу общества.
Символический интеракционизм возник в 20-е гг. XX в. как попытка соединить психологизм с органицизмом. Данное теоретико-методологическое направление преимущественное внимание уделяет анализу социальных взаимодействий в их символическом содержании. Представители символического интеракционизма считали, что социальный мир является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Посредством символов происходит «кристаллизация» процессов повседневного межличностного общения, результатом которой являются социальные структуры. Основная идея символического интеракционизма (по Н. Смелзеру): поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают; поведение людей не есть пассивная реакция на вознаграждения и наказания (как в теории обмена); люди реагируют не только на поступки, но и на намерения людей.
Символический интеракционизм основывается на следующих постулатах:
1) Любое действие происходит только на основе того смысла, который действующий субъект вкладывает в свое действие. Причем все личные смыслы проистекают из общих социальных символов. Например, отказ участвовать в военных действиях может означать (символизировать) личную трусость, а в другом случае тот же акт может символизировать сознательный пацифизм, т.е. личный героизм. И в том, и в другом случаях за актами поведения стоят общественные символы.
2) Указанные символы, на которых строится общество, рождаются во взаимодействиях людей. Человек как бы постоянно смотрится в некое«зеркало», в качестве которого выступают другие люди, и принимает во внимание их мнение о себе.
3) Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют, объясняют себе значение тех или иных символов. Этот процесс и создает индивидуальность человека. Если два человека нечто понимают по- разному, то нормальное взаимодействие между ними может установиться только тогда, когда смыслы происходящего они понимают одинаково.
Дж. Мид (1863-1931) - американский социолог, основатель и главный представитель символического интеракционизма. По Дж. Миду («Сознание, самость и общество», 1938), специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Поэтому человек вынужден применять символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде. Взаимодействие между людьми происходит на основе особых средств - символов (жест - значение жеста - реакция). Жесты есть и у животных, но у человека они превращаются в символы, становятся «значимыми жестами». Смысл значимого жеста - спровоцировать у другого индивида желаемую реакцию.
Дж. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания) и 2) значимый жест (в этом случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него). Значимое действие связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо «поставить себя на место другого человека», «принять роль другого». Лишь придав значение жесту, мы можем на него реагировать - например, подойти к другому человеку или уйти от него. Человек становится членом общества (сообщества) по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия. В каждой группе имеются свои специфические нормы и ценности. Например, «редиска» в общепринятом значении - это «овощ», а у воров это же слово обозначает «нехороший человек» и т.д.
Дж. Мид ввел представление о ролевом поведении: поведение строится не из реакций и стимулов, а из «ролей», принимаемых на себя индивидом и «проигрываемых» им в процессе общения с другими людьми. «Я» у Дж.Мида целиком социально. Богатство и своеобразие «Я» зависит от разнообразия и широты его взаимодействий с окружающим миром. По Дж. Миду, структура личности выражается формулой: Self = I + Me (Я-синтез = Я-сам + Я-меня). Интегральное Я складывается из индивидуальных, скрытых мотивов («я-сам») и совокупности установок, приходящих к индивиду извне («я-меня»).
Ч. Кули (1864-1929) - представитель символического интеракционизма. Считал, что общество и личность изначально едины, одно можно объяснить через другое. Выдвинул теорию «зеркального Я» - одну из первых социально-психологических концепций личности, которая исходила не из «природы» человека, а из взаимодействия людей. «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) как воспринимают нас другие (каким я кажусь другому); 2) как реагируют другие на то, что видят во мне (как другой оценивает мой образ); 3) как мы отвечаем на реакции других (специфическое чувство «Я»). Чувство «Я» не существует без соответствующих чувств «мы», «они» и т.д. С одной стороны, признак истинно социального существа - это способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». С другой стороны, обязательным условием этого выделения является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Сознательные действия людей всегда социальны: другие люди - это те зеркала, с помощью которых и формируется образ «Я» у человека. Личность есть реакция на мнения окружающих, сумма тех впечатлений, которые, как кажется человеку, он производит на окружающих.
Достоинства и недостатки символического интеракционизма состоят в следующем:
1) дает возможность понять социальное взаимодействие глубже, чем другая теория (теория социального обмена): люди не просто реагируют, но и интерпретируют поведение друг друга;
2) однако излишне сосредоточен на субъективных аспектах взаимодействия, слишком большое значение уделяет роли символов, и, тем самым, принижает роль социальной структуры общества, оказывает преувеличенное внимание эпизодическому и преходящему; общество сводится к совокупности исполняемых ролей, однако нет анализа, откуда появляются сами социальные роли.
Теория социального обмена рассматривает обмен различными типами деятельности как основу общественных отношений, из которой вырастают различные социальные образования (власть, статус и т.п.). Своим возникновением обязана американскому исследователю Дж. Хомансу.
Дж. Хоманс (1910-). Основные работы - «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) и др. Дж. Хоманс попытался применить методологию бихевиоризма в социологии. Центральной категорией его социологии является категория социального действия, трактуемая как непосредственные контакты индивидов. Социальное действие - это постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Этот обмен строится по принципу рациональности: люди действуют и взаимодействуют, только исходя из определенного интереса, они стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Субъект поведения - это рациональный искатель выгоды. Предметом обмена становится все, что имеет какую-либо социальную ценность. Ценность каждого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Отсюда выводится социальное неравенство. Согласно теории обмена, поведение человека обусловливается тем, вознаграждались ли (как именно) его поступки в прошлом. Выделяются четыре принципа вознаграждения:
1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;
3) чем выше вознаграждение тем больше усилий готов затратить человек ради его получения;
4) если потребности человека близки к насыщению, то он прилагает меньшие усилия по их удовлетворению.
С помощью этих правил Дж. Хоманс объясняет все социальные процессы: социальную стратификацию, социальную борьбу и т.д. Однако подобное объяснение оказывается недостаточным при рассмотрении социальных объектов макроуровня.
П. Блау (1918-) - американский исследователь, который в работах «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть социальной жизни» (1964) и др. попытался соединить функционализм, интеракционизм и конфликтологию. П. Блау, в отличие от Дж. Хоманса, концентрирует внимание на социологических аспектах взаимодействия, а не на изучении психологических мотивов межличностного поведения. Обмен - специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых вознаграждений. Социальная жизнь трактуется исключительно в экономических терминах, которая представляется в виде своеобразного «базара», где различные акторы взаимодействуют между собой с целью получения наибольшей выгоды. П. Блау выделяет следующие «законы обмена»:
1) чем большую выгоду человек ожидает от другого, тем больше вероятность осуществления определенной деятельности;
2) чем большим количеством вознаграждений индивиды обменялись друг с другом, тем больше вероятность следующих актов обмена (появляются взаимные обязательства);
3) чем чаще при обмене нарушаются взаимные обязательства, тем меньше значат негативные санкции (наказания);
4) с приближением момента вознаграждения ценность деятельности падает и вероятность ее осуществления снижается;
5) чем больше осуществляется отношений обмена, тем больше вероятность, что обменом будут управлять нормы «справедливого обмена» и т. д.
Основные недостатки теории обмена: 1) редукционизм (сведение общественных отношений к межличностным); 2) в основе теории обмена лежит методология бихевиоризма (стимул-реакция), однако известно, что поведение людей намного сложнее (например, многие ученые после получения Нобелевской премии трудятся менее продуктивно, хотя, по теории обмена, должно быть наоборот); 3) априорный характер исходных допущений.
Социометрия (лат. societas - общество и греч. metreo - измеряю) - метод «измерения» социальной привлекательности внутри малых групп; отрасль социологии, изучающая межличностные отношения в малых социальных группах количественными методами с акцентом на исследовании симпатий и антипатий между членами группы.
Дж. Морено (1892-1974) - американский психиатр, социальный психолог, основоположник социометрии. Дж. Морено исходил из необходимости создания «сквозной» науки, которая смогла бы охватить все уровни социума и которая бы включила в себя не только исследования социальных проблем, но и помогала бы их разрешению. С точки зрения Дж. Морено, психическое здоровье человека зависит во многом от его положения в малой группе. Недостаток симпатий и неформальных связей порождает жизненные трудности. Дж. Морено разработал социометрию как эмпирический вариант микросоциологии. Социометрические процедуры позволяют определить положение человека в малой группе, понять его проблемы и получить психотерапевтическую процедуру.
Различаются следующие термины:
- «социономия» - наука об основных социальных законах,
- «социодинамика» - наука более низкого уровня о процессах, происходящих в малых группах,
- «социометрия» - система методов выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений в малых группах,
- «социатрия» - система методов излечения людей, проблемы и трудности которых связаны с недостаточностью навыков поведения в малых группах.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А. Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. К середине ХХ в. вполне определенно обнаружились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Европейская социология развивалась в тесной связи с социальной философией, а американская изначально формировалась как наука преимущественно о человеческом поведении.

Школы и направления современной социологии :

- Феноменологическая социология - в узком (строгом) смысле - социологическая концепция Шюца и его последователей, основанная на переосмысливании и развитии идей понимающей социологии М. Вебера с позиций социологизированной версии феноменологии позднего Э. Гуссерля; в широком смысле теоретико-методологическая ориентация в "неклассической" социологии 20 в.. В этом отношении Ф.С. следует общим установкам понимающей социологии и вписывается как особая редакция в "гуманистическую альтернативу" в социологическом знании в целом.

В качестве самостоятельных версий Ф.С. могут быть рассмотрены, с одной стороны, этнометодология Гарфинкеля и близкий ей проект когнитивной социологии А. Сикурела, а с другой - феноменологический вариант социологии знания Бергера и Лукмана. В этих версиях заметно влияние идей философской антропологии, в частности - Шелера, а также символического интеракционизма (прежде всего Дж.Г. Мида). Линию экзистенциальной феноменологии М. Мерло-Понти продолжил в американской социологии Э.А. Тириакьян.

Постмодернизм - ведущие авторы – Ж.Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, З. Бауман. Социальная жизнь во все большей степени становится предметом мониторинга и контроля с помощью компьютеризированной техники, а контроль над знанием – главным источником власти. Лиотар предполагает, что будущие войны будут вызваны не спорами по поводу территории, но контролем над знаниями. Другой теоретик постмодернизма – Жан Бодрийар – в работе «Симуляции» доказывает, что общество отходит от состояния, основанного на производстве и определяемого экономическими силами, вовлеченными в обмен материальными благами. По Бодрийару, современный социум основан на производстве и обмене свободно плавающих сигнифайеров (слов и имиджей), не имеющих никакой связи с тем, что они сигнифицируют.В свою очередь Зигмунд Бауман убежден, что корни социологии постмодерна могут быть выведены из стремлений этнометодолога Гарольда Гарфинкеля раскрыть хрупкость и неустойчивость социальной реальности, ее «чисто» вербальные и конвенциональные основы, договорной характер, постоянное использование и непреодолимую недодетерминированность.

Одна из новейших разновидностей постмодернизма – постструктурализм. Двумя его важнейшими целями являются: достижение социальным субъектом автономии, а также непосредственно связанная с этим вера в автономию знания, представляющего собой рационалистический и позитивистский дискурс.

- Теория социальной справедливости Гарвардской школы . Один из представителей Дж. Ролз и его «теория справедливости». В справедливом обществе должны быть установлены свободы граждан, а права, гарантируемые справедливостью, не должны быть предметом политического торга или же калькуляции политических интересов.

Принципы справедливости для базисной структуры общества являются объектами исходного соглашения. Это такие принципы, которые свободные и рациональные индивиды, преследующие свои интересы, в исходном положении равенства примут в качестве определяющих фундаментальные соглашения по поводу своего объединения. Эти принципы должны регулировать все остальные соглашения; они специфицируют виды социальной кооперации, которые могут возникнуть, и формы правления, которые могут быть установлены.

- Теория рационального выбора . Ведущие авторы трудов А. Даунс, М. Олсон, Г. Беккер, Д. Коулмен. Теории рационального выбора объясняют рациональность как подобщность интенциональных объяснений, они атрибутируют, как предполагает название, рациональность в социальных действиях. Под рациональностью подразумевается, грубо говоря, что, действуя и взаимодействуя, индивид имеет план и стремится максимизировать совокупность удовлетворенностей своих предпочтений, одновременно минимизируя возможные расходы. Таким образом, рациональность предполагает "допущение связанности", которое утверждает, что вовлеченный индивид имеет полный "порядок предпочтений" относительно различных опций.

Loading...Loading...