Плохое зрение у ребенка 4 лет. Как улучшить зрение ребенка: советы окулиста. У ребенка портится зрение. Что делать

И приобретенными. В первом случае малыш настолько привыкает видеть мир по-своему, что родители могут и вовсе не знать о существующих проблемах до тех пор, пока ребенок не попадет на осмотр к окулисту или не пойдет в школу.

Если зрение нарушилось уже после рождения, в раннем детстве, ребенок может это скрывать, боясь наказания родителей. Он старается всячески компенсировать свой недостаток, а мама и папа, наблюдая за новыми привычками и изменениями в поведении, чаще всего ведут ребенка к неврологу.

Особенно важно следить за зрением школьника. В начальных классах закладываются основы плохого зрения, так как ребенок начинает больше нагружать глаза. В это время нужно особенно чутко относиться к тем симптомам, которые перечислены ниже.

    Ребенок близко подходит к телевизору, за что часто получает нагоняй! На самом деле он просто не видит происходящего на экране с обычного зрительского места на диване или кресле.

    Прищуривается при попытке рассмотреть что-то важное, например, номер автобуса, название улицы, написанное не доме, лицо знакомого человека на прогулке, слово на классной доске.

    Выбирает неестественное, вынужденное положение головы, когда читает текст, сильно наклоняется, когда пишет или рисует.

    Жалуется наголовную боль , головокружение, особенно после зрительной нагрузки: после уроков в школе, во время выполнения домашнего задания, чтения. Часто родители не верят ребенку и думают, что он пытается отлынивать от учебы: «Как гулять, так голова не болит, а как - за книжку, так сразу плохо становится!».

    Раздражительность, излишняя возбудимость и неусидчивость , быстрая утомляемость. Эти симптомы могут быть связаны со зрением. Усталость глаз часто распространяется и на всю нервную систему малыша, что может выражаться в плохом поведении.

    Искаженные пропорции в рисунках ребенка старше 5-6 лет могут быть, например, при выраженном астигматизме , когда лучи от предмета, который рассматривает ребенок, преломляются неправильно, что приводит к искажению на сетчатке глаза.

    Ребенок, беря из коробки карандаш, ошибается с его цветом. Это может говорить о дальтонизме, который особенно вероятен у мальчиков. Как правило, дети с таким врожденным дефектом учатся отличать цвета по оттенкам серого или просто запоминают, что небо синее, яблоко красно-зеленое, солнце желтое, а морковь оранжевая. Однако, выбирая нужный карандаш, могут систематически ошибаться.

Никогда не ругайте малыша, если он никак не может запомнить цвета, неправильно рисует яблоко даже с 10 попытки, хмурится, прищуривается или отказывается читать. Прежде всего, покажите ребенка окулисту.

Зачастую, у детей с нарушенным зрением даже характер меняется. Они становятся тревожными, чрезмерно ответственными, все принимают близко к сердцу, часто нервничают и плачут. Ими движет постоянный страх неправильно ответить, неправильно прочитать или нарисовать, упустить что-то из виду. Поэтому главное для таких деток, понимание со стороны родителей и своевременное лечение у глазного врача.

Больше интересной и полезной информации ищите на страницах нашего нового PDF-журнала , который можно распечатать и читать в любое удобное время.

Обычно младенец фиксирует взгляд сразу после рождения или немного позже. Отсутствующий, плохой или заторможенный визуальный контакт - частая причина обращения родителей за помощью к офтальмологу. Они обеспокоены тем, что, кажется, их ребенок не видит и хотят знать причины этого и дальнейшие прогнозы.

Хотя часто это не требует неотложной медицинской помощи , но родители должны в короткие сроки показать малыша специалисту для диагностики, которая является непростой задачей. В некоторых случаях достаточно обычного медицинского осмотра, в других потребуются дополнительные исследования. Диагноз зависит от того, как протекали роды, наследственности, клинического анамнеза и результатов проведенного обследования. Специалисту необходимо определить причину и степень нарушения зрения, дать прогноз, составить план лечения и проконсультировать родителей по возникшим вопросам.

а) Сбор анамнеза если кажется, что новорожденный ребенок плохо видит . Очень важно собрать детальный анамнез у родителей, родственников или опекунов ребенка. Разговаривая с родителями, вы можете наблюдать за зрительным поведением ребенка. Необходимо выяснить, как протекала беременность, роды и послеродовое развитие малыша.

Доношен ли ребенок? Зрительная функция во многом зависит от постменструального возраста ребенка на момент родов. Недоношенные дети с внутрижелудочковым кровоизлиянием подвержены высокому риску атрофии зрительного нерва, гидроцефалии и церебрального нарушения зрения (ЦНЗ). Задержка развития зрительной функции у недоношенных детей может быть связана с патологией сетчатки или неврологическими нарушениями. Судороги, задержка развития и признаки дисморфизма могут свидетельствовать о поражении головного мозга.

Перенесенные матерью во время беременности инфекции, воздействие лекарств, родовая травма и гипоксия могут оказать значительное воздействие на зрительную функцию ребенка.

Важно понять, имеют ли место проявления заболевания или ребенок просто отличается от других? У некоторых здоровых детей может отмечаться ослабленная реакция на внешние раздражители.

Были ли изменения в зрительном поведении с момента рождения? Зрение может ухудшиться после возникновения судорог, прогрессирующего неврологического или глазного заболевания.

Наличие в семье наследственных заболеваний глаз или кровное родство родителей является явным признаком предрасположенности ребенка к определенным аномалиям. Например, ребенок, родившийся у двоюродных брата и сестры с блуждающими движениями глаз и гиперметропией, скорее всего, имеет врожденную дистрофию сетчатки (см. главу 44). Детский офтальмолог должен осведомиться о других членах семьи, опросить их и родственников первой степени родства.

Расспросив родителей или опекунов, как он реагирует на темноту или яркий свет, можно получить сведения, указывающие на диагноз. Светобоязнь или дневная слепота могут указывать на некоторые врожденные аномалии сетчатки, такие как ахроматопсия, дистрофия или врожденный амавроз Leber. У детей с церебральными нарушениями зрения свет может вызывать дискомфорт, или, напротив, у них может отмечаться пристальный взгляд на источник света. Помутнение хрусталика и роговицы, например, при врожденной глаукоме, альбинизме и аниридии могут сопровождаться светобоязнью.

Отмечали ли родители колебания глаз? Нистагм и «ищущие» движения глаз могут быть первым проявлением заболевания у многих детей, плохо видящих с рождения, но чаще эти симптомы проявляются в возрасте от двух до трех лет. Блуждающие или плавающие движения глаз часто наблюдаются у детей с очень плохим зрением.

Присутствуют ли специфические жесты руками? Невидящие дети, как правило, трут ручками глаза, нажимают на них. Малыши с низкими зрительными функциями вследствие патологии сетчатки часто машут руками между своими глазами и источником света.

Амавроз Leber: ребенок тычет пальцами в глаза (блиндизмы).
Дети с ослабленным зрением из-за заболеваний сетчатки,
как правило, машут руками между глазами и источником света.

б) Осмотр новорожденного ребенка с плохим зрением . Во многих случаях достаточно сложно определить остроту зрения у ребенка, особенно у детей с плохим зрительным контактом. Родительские оценки остроты зрения и изменений зрения могут быть полезны, но все-таки необходимо определить состояние всех зрительных функций. Несмотря на достижения в научных исследованиях, поведенческие наблюдения имеют первостепенное значение в оценке зрительной функции в младенческом возрасте. В норме в два месяца ребенок должен следить взглядом за движущимися объектами и улыбаться в ответ на улыбку родителя.

В четыре месяца - тянуться к предметам . Контрастные стимулы должны заинтересовать бодрого и веселого малыша.

Наличие оптокинетического нистагма (ОКН) у ребенка исключает тяжелые нарушения зрения. При врожденной окуломоторной апраксии (дефект инициации саккад), во время вращения ребенка вокруг вертикальной оси глаза будут отклоняться, без развития быстрой фазы нистагма («замыкание»), В большинстве случаев при исследовании ОКН выявляется нормальный вертикальный ОКН. Измерить остроту зрения также можно при помощи динамического вестибуло-окулярного рефлекса (ВОР), оценивая «постнистагм», который гораздо дольше сохраняется у слепого ребенка.

За исключением обычной незрелости следящих и саккадических движений у новорожденных, причинами явно плохого зрительного контакта могут быть врожденная окуломоторная апраксия, синдром Mobius и двусторонний синдром Duane, потому что ребенок не может двигать глазами. Исключить глазодвигательные нарушения можно, вызвав вестибулоокулярный рефлекс поворачивая ребенка из стороны в сторону.

При внешнем осмотре глаз и исследовании движений глаз можно выявить нистагм и косоглазие. Клинически трудно различить различные формы волн нистагма. Некоторую полезную клиническую информацию может показать запись движения глаз. Высокочастотный, с малой амплитудой маятниковый нистагм, в противовес нормальной зрительной функции, характерен при колбочковых дистрофиях. Блуждающий взор в сочетании с плохим зрением наблюдаются при врожденном амаврозе Leber). Рано манифестирующий нистагм можно подразделить на три основные формы: сенсорный, обусловленный доказанным сенсорным дефектом; врожденный идиопатический нистагм (иногда называют моторный нистагм), при котором не удается выявить нарушений зрения или неврологическую патологию; нейрогенный нистагм, вызванный неврологической патологией.

Зрачковые реакции могут быть очень информативны и должны тщательно исследоваться. У большинства детей причину плохого зрения с рождения офтальмолог способен выявить при помощи клинического исследования. Структурная аномалия (например микрофтальм) часто очевидна с одного взгляда. Исследование красного рефлекса глазного дна для определения помутнения оптических сред является информативным, быстрым и безопасным методом исследования. Его легко оценить с помощью ретиноскопа. Ручная щелевая лампа поможет выявить такие заболевания, как катаракта, колобома, аниридия, альбинизм и т.д. Особенно важную роль обследование с помощью щелевой лампы играет у младенцев с нистагмом.

В случае альбинизма хорошо заметно просвечивание радужки. Без осмотра переднего отрезка глаза диагноз глазного альбинизма не столь очевиден. Исследование при помощи щелевой лампы следует повторить в состоянии мидриаза, чтобы лучше визуализировать помутнение хрусталика и его подвывих.

Двусторонний мидриаз с использованием 0,5% раствора циклопентолата необходим для выполнения прямой и непрямой офтальмоскопии и ретиноскопии. Офтальмоскопия позволяет оценить состояние стекловидного тела и сетчатки. С ее помощью можно выявить такие заболевания, как помутнение (haze) и кровоизлияние в стекловидное тело при нарушениях свертываемости крови, увеит, васкулит сетчатки, умышленно нанесенная травма, ретинопатия недоношенных, дисплазия сетчатки, аномалии стекловидного тела и ретинобластома. При непрямой офтальмоскопии выявляется патология сетчатки, в том числе хориоретинальные колобомы, макулярный токсоплазмоз, отслойка сетчатки, складки сетчатки, хориоретинальная дисплазия и иногда дистрофия сетчатки.

Тем не менее, зачастую врожденная дистрофия сетчатки может и не сопровождаться офтальмоскопическими изменениями.

Прямая офтальмоскопия наиболее информативна при диагностике тонких аномалий диска зрительного нерва, в том числе колобомы и гипоплазии или . Чтобы детально рассмотреть диск зрительного нерва может потребоваться седация или анестезия.

Крайне важным является определение рефракции . Высокая рефракция, в частности, дальнозоркость, может быть причиной слабого зрительного контакта с момента рождения. Коррекция близорукости средней и высокой степени у детей с явной задержкой созревания зрительной системы может привести к улучшению зрительного поведения. Выявление аметропий может указать на основной диагноз.

Если глаза ребенка с плохим зрительным контактом внешне выглядят нормально, независимо от того, имеется ли нистагм или нет необходимо дальнейшее обследование. Диагностика заболеваний сетчатки может осуществляться на основании результатов flash- электроретинографии. В первые месяцы жизни ребенка flash-ЭРГ и flash-ЗВП (зрительные вызванные потенциалы) имеют выраженные признаки незрелости и могут оказаться бесполезными для диагностики. Flash-ЭРГ будет более информативна у детей старшего возраста.

При необходимости проводятся консультация детского невролога и дополнительные исследования, в том числе биохимическое исследование и магнитно-резонансная томография головного мозга. Дети с ЦНЗ, как правило, имеют на вид нормальный глаз, без нистагма или косоглазия; у некоторых может наблюдаться атрофия зрительного нерва.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) также должна быть включена в план первичного обследования каждого ребенка с задержкой зрительного развития с целью диагностики поддающихся лечению сопутствующих эпилептогенных расстройств. «Задержка зрительного развития» - термин, используемый для описания здорового ребенка с транзиторной недостаточностью зрительных функций. Однако отсутствуют признаки, позволяющие при первичном обследовании определить, что зрительная система пациента отстает в своем развитии. Задержка зрительного развития является ретроспективным диагнозом, который может быть поставлен только после достаточно длительного наблюдения и исключения неврологической патологии.

Зрение помогает детям более подробно познавать окружающий мир. Однако зрительная система довольно хрупкая, уязвимая, и не всегда ребенку удается сохранить хорошее зрительное восприятие, а у некоторых малышей оно имеет врожденные отклонения. Развитию нарушений способствует множество факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. В этой статье мы расскажем, как проверить зрение ребенка, что делать, если обнаружены отклонения.

Детское зрение - особенности

Зрительная система выполняет важнейшие функции, давая ребенку представление о мире, в котором он живет. Без хорошего зрения эта картинка будет неполной, в развитии малыша образуются «пробелы». Нагрузка, которая ложится на органы зрения, велика. И не всегда маленький организм может с ней успешно справиться.

Детское зрение отличается от взрослого, в первую очередь, строением самих органов, отвечающих за визуальное восприятие мира. Глазные яблоки у детей пропорционально более короткие. Именно по этой причине пучки света фокусируются у ребенка не на сетчатке, а непосредственно за ней. Такое состояние свойственно дальнозоркости , и исходя из этого можно смело утверждать, что физиологическая дальнозоркость присуща всем новорожденным.

Глазные яблоки растут наиболее быстрыми темпами в первый год жизни малыша. К 12 месяцам физиологически обусловленная дальнозоркость постепенно отступает. О ее полном исчезновении можно говорить только тогда, когда процесс нормальных параметров глазного яблока завершается. Это происходит обычно в возрасте от 3 до 5 лет.

Формироваться зрение начинает еще в период маминой беременности. И первый триместр ее особенно важен. Большинство практически неизлечимых или трудноизлечимых врожденных пороков органов зрения обычно связывают с этим периодом, когда в процессе закладки и формирования органов возникла серьезная «ошибка».

Новорожденный ребенок практически не различает размеров и формы предметов. Он видит мир, как лоскутное одеяло - скопление более и менее ярких пятен. Фокусировать взгляд малыш начинает в возрасте 1 месяца, а уже в 2-3 месяца самостоятельной жизни он в норме умеет следить глазами за движущимся предметом.

С каждым последующим месяцем хранилище зрительных образов крохи увеличивается, пополняется. Он осваивает речь не только потому, что слышит звуки, но и потому, что видит артикуляцию взрослых и пытается ее механически повторить. Он начинает сидеть, ползать и вставать не только потому, что к этому готовы его позвоночник и мышечная система, но и потому, что он видит, как перемещаются мама и папа и пытается подражать им.

Зрительный нерв и мышцы у детей дошкольного возраста слабые, очень уязвимые.

Именно поэтому так важно ограничивать просмотр телевизора, игры за компьютером, а также любую нагрузку на зрение. Если родители внимательно и правильно относятся к профилактике проблем со зрением, то к 6-7 годам зрительный аппарат ребенка становится достаточно крепким, малыш готов к школе и предстоящим там учебным нагрузкам.

К сожалению, именно в этом возрасте в основном начинают выявляться и первые патологии. Ребенка ведут на медосмотр перед школой, и окулист выявляет то или иное отклонение. Конечно, это не приговор, ведь большинство таких приобретенных нарушений успешно поддаются коррекции. Но проверку зрения родители должны сделать обязательной. И водить ребенка к специалисту не только на медкомиссию, но и для собственного успокоения, чтобы не пропустить начинающуюся болезнь.

Как проверить?

Всем без исключения малышам проводят первую проверку зрения еще в родильном доме.Осмотр этот носит поверхностный характер, его проводят без специального офтальмологического оборудования. Такая диагностика позволяет увидеть грубые врожденные пороки органов зрения - катаракту, ретинобластому, глаукому, птоз. Значительно сложнее на таком осмотре увидеть такие врожденные патологии, как атрофию зрительного нерва и ринопатию недоношенных. Остальные заболевания на первом осмотре увидеть практически невозможно.

Плановые посещения офтальмолога предусмотрены в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 и 12 месяцев. На этих осмотрах доктор уже сможет оценить состояние глазного дна, способность зрачка сокращаться при попадании на него луча света, а также выявить некоторые патологии, которые остались незамеченными в роддоме. В первый год жизни родители не хуже любого врача могут заподозрить проблемы со зрением у своего чада.

Главное - внимательно наблюдать за ребенком. Если в 3-5 месяцев он не фокусирует взгляд на игрушке, если его глазки «дергаются» относительно центра вверх-вниз или влево-вправо, если к этому возрасту малыш не узнает лица родных, то это повод обратиться к офтальмологу внепланово.

Для детей от 6 месяцев до года врачи используют специальные полосатые таблички. Один глаз ребенка мама закроет своей рукой, а доктор покажет белую табличку, половина которой заполнена черными полосками. В норме кроха должен начать рассматривать именно эту полосатую часть. Потом такой же опыт проводят со вторым глазиком. Этот тест дает доктору возможность оценить, оба ли глаза реагируют на зрительный объект. Аппаратным методом врач изучит состояние глазного дна, сокращаемость зрачка.

У детей от двух лет оценивают более широкий спектр показателей нормальности зрения:

  • физическое состояние органов зрения;
  • синхронность движения глаз вслед за движущимся предметом;
  • наличие или отсутствие предпосылок к развитию косоглазия ;
  • фокусировка глаз на близком и отдаленном предмете;
  • глубина восприятия объемных пространственных предметов.

Ответы на эти вопрос даст осмотр органов зрения с применением специального оборудования, а также серия тестов. Для оценки объемности зрительной функции применяют поляризующие очки, для оценки остроты зрения - таблицу Орловой. На ней нет букв и сложных предметов, которые малыш еще в силу возраста не в состоянии понять. Есть знакомые ему простые изображения - уточка, слоник, звезда, елочка, чайник, самолетик и т. д.На просьбу доктора показать уточку или самолет, ребенок сможет отреагировать, если не движением руки в нужном направлении, так хотя бы направлением взгляда.

Опытному офтальмологу этой реакции будет вполне достаточно, чтобы понять, видит ли малыш нарисованные черно-белые изображения и различает ли их форму. Если на расстоянии пяти метров ребенок различает десятую строку сверху, то его зрение считается стопроцентным. Трудности могут возникнуть только с названиями предметов, потому что не каждый малыш сможет знать очертания чайника или автомобиля. Поэтому предварительно родителям рекомендуется дома, в спокойной обстановке обсудить с ребенком таблицу, показать ему все предметы и отчетливо назвать их.

На следующем возрастном этапе, в школьном возрасте, ребенку будут тестировать остроту зрения по таблице Сивцева. Это самая известная в России таблица, которая основана на изображении букв. В таблице 12 строк и всего 7 букв, которые повторяются в разном порядке - Ш, Б, Ы, К, М, Н, И.

Отличным считается результат, если ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров от таблицы. Уменьшение и увеличение количества увиденных строк сможет сказать врачу, какого типа нарушение зрения присутствует у ребенка и какая нужна коррекция. Следует отметить, что при помощи таблицы Сивцева невозможно установить дальнозоркость. Она определяет только наличие близорукости .

Еще одна популярная таблица для проверки зрения - таблица Головина. В ней нет ни букв, ни картинок, только незамкнутые кольца, повернутые в разных направлениях. Все кольца во всех 12 рядах имеют равную ширину, но с каждым рядом сверху в них они уменьшаются в размере. Напротив каждой строки указано расстояние, с которого человек в норме должен видеть изображение. Оно обозначается латинской буквой D.

Понятно, что доктор на основании одной только информации об увиденных пациентом предметах или буквах, ставить диагноз не будет.

Для диагностики болезней глаз у детей назначаются дополнительные исследования:

  • Диафаноскопия. Этот метод позволяет установить возможное помутнение внутренних сред глаза, а также обнаружить внутри глаза опухоли или инородные тела. Малышам обследование проводят под общим наркозом, детям среднего и старшего школьного возраста - под местным обезболиванием. Проводить обследование положено только в темном помещении. К глазному яблоку прижимают диафаноскоп и прижимают его с разной силой, перемещая по склере. Таким образом, удается увидеть интенсивность свечения зрачка. Если свечение затруднено или полностью отсутствует, это может говорить о патологическом уплотнении, о заболевании.
  • Тонометрия. Это обследование тоже проводят в условии стационара, обезболивая ребенку органы зрения или вводя его в состояние медикаментозного сна. Специальный прибор - тонометр при прижатии к глазкам, дает врачу представление об уровне внутриглазного давления.

  • Экзофтальмометрия. Этот метод позволяет установить выпячивание глаза из орбиты и таким образом диагностировать лимфомы, тромбозы и кровоизлияния, а также другие патологии органов зрения. Для этого офтальмолог использует специальный прибор, напоминающий линейку.
  • Аглезиметрия. Метод, позволяющий установить чувствительность роговицы глаза. Для этого ребенку со стороны виска доктор незаметно подносит к глазу кусочек ваты, расширяет веки и слегка касается глазного яблока. По выраженности реакции на такое прикосновения судят о степени чувствительности. Иногда врачи пользуются не ватой, а специальным набором диагностических волосков (по методу Самойлова).

  • Проба Веста. Этот метод позволяет уточнить состояние слезного мешка и проходимость носослезного канала. В глаза ребенку закапывают специальный контрастный состав колларгол или раствор флюоресцеина, носовые ходы закрывают ватными тампонами. Если на вате за отведенное время (не более 7 минут) появятся следы препарата, слезные пути проходимы.
  • Флюоресцеиновая проба. Этот метод позволяет выяснить, цела ли роговица, нет ли на ней механических повреждений. В глаз ребенку закапывают раствор флюоресцеина, а затем очень быстро промывают глаз физраствором. При помощи бинокулярной лупы и зеркала врач осматривает глаз. Места поражения будут окрашены контрастным веществом, закапанным ранее.

Существуют и другие тесты и методики обследования зрения, которые могут быть назначены ребенку в индивидуальном порядке, если первичный осмотр вызвал некие опасения у врача-офтальмолога.

Самостоятельная проверка

Многих родителей интересует, можно ли проверить остроту зрения ребенка в домашних условиях. В принципе, большого труда это не составит, хотя и большого объема информации из такого обследования родители не получат. Ответить на главный вопрос - видит ли малыш, можно и дома. А вот установить причину, по которой он видит недостаточно или не видит, в домашних условиях никак нельзя.

Зрение ребенка от 3 месяцев до года можно проверить при помощи яркой игрушки. Если ребенок следит за ней глазами, если он на расстоянии 1,5-2 метров видит игрушку в руке у мамы и реагирует на нее, этого вполне достаточно, чтобы заключить, что в целом малыш видит.

Для ребенка от 2 лет мама может распечатать на обычном листе формата А 4 таблицу Орловой. Показать и назвать на листе все предметы, и только потом, повесив лист на уровне глаз ребенка на расстоянии 5 метров от него, спрашивать, какой предмет вы показываете.

Нормой считается, если ребенок увидит каждым глазом все изображения десятой строки (отсчитывать сверху вниз). Допускается не более 1 ошибки. Проводить тестирование нужно в помещении, которое хорошо освещено, лучше всего при дневном свете. На раздумья ребенку дают не более 2-4 секунд, один глаз должен быть закрыт во время проверки второго. Важно, чтобы ребенок не щурился.

Школьника, который уже умеет читать и хорошо знает буквы, можно проверить аналогичным образом при помощи таблицы Сивцева. Ее также можно распечатать на листе формата А 4 и повесить на уровне глаз на расстоянии 5 метров от ребенка. Один глаз закрывают повязкой из черной светонепроницаемой ткани, кусочком картона или пластика. Показывать буквы нужно с верхних рядов, опускаясь ниже.Если ребенок называет без ошибок все буквы в десятой строчке, проблем со зрением у него, скорее всего, нет.

Домашние проверки зрения не стоит устраивать слишком часто. Достаточно будет тестировать ребенка раз в 3-4 месяца. Пользоваться такими методиками особенно полезно, если у ребенка не выявлено глазных патологий на очередном осмотре у офтальмолога, но есть предпосылки для развития таких недугов:

  • генетический фактор - у мамы или папы плохое зрение;
  • особенности рождения - если малыш появился на свет недоношенным;
  • если в семье есть родственники, страдающие глаукомой.

Следует знать, что многие нарушения зрения развиваются в детском возрасте постепенно. При этом особых жалоб у малыша не будет, да и симптомы разглядеть будет сложно до тех пор, пока патология не даст о себе знать, а это происходит уже на конечных стадиях. Домашние тесты помогут вовремя заметить тревожные признаки. Если это произошло, не стоит откладывать визит к врачу-офтальмологу.

Заболевания у детей

Наиболее распространенные заболевания органов зрения среди детей:

  • Катаракта. При этом заболевании мутнеет хрусталик. В результате нарушается свечение в зрачке. Зрачок выглядит не черным, а сероватым. Недуг вызывает самые разнообразные варианты падения зрения вплоть до его полной потери. Врожденная катаракта обусловлена внутриутробными процессами формирования органов зрения на 8-10 неделе беременности. Приобретенная может быть обусловлена генетически, а также быть следствием травмы глаза, воздействия излучения. Лечится преимущественно хирургическим путем, причем не каждая разновидность катаракты может быть прооперирована в раннем детском возрасте.

  • Врожденная и приобретенная глаукома. При этом недуге повышается внутриглазное давление, нарушается отток жидкости из органов зрения. Сопровождается утратой остроты зрения, прогрессируя, может привести к атрофии зрительного нерва, полной слепоте. Заболевание лечится комплексно - с применением медикаментов и оперативного вмешательства. В большинстве случаев при своевременном обнаружении недуга, лазерной коррекцией можно улучшить зрение.
  • Ретинобластома. Это злокачественная опухоль сетчатки глаза, по проявлениям очень схожая с катарактой. Если заболевание выявляется рано, например, еще в роддоме или в первые месяцы после рождения ребенка, существует возможность сохранить и восстановить его зрение, подшив к склере специальную пластинку с радиоактивным материалом. Позднее выявление патологии предусматривает только одну форму лечения - полное удаление пораженного глаза.

  • Ретинопатия. Это поражение сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще всего причиной становятся сосудистые нарушения, когда сосуды оболочки разрастаются и препятствуют нормальному кровоснабжению органов зрения. Если болезнь прогрессирует, ребенок постепенно утрачивает зрение вплоть до полной его потери. У недоношенных детей ретинопатия диагностируется еще в роддоме. У доношенных она может быть выявлена значительно позже. Лечится недуг консервативными методами и оперативно.
  • Атрофия зрительного нерва. При угасании функции зрительного нерва ребенок существенно теряет зрение, и его возвращение и сохранение находится под большим вопросом. При врожденном заболевании оно может быть полным, и зрение будет отсутствовать полностью. Но такое случается нечасто. Частичная атрофия дает шансы на сохранение зрительной функции в определенном объеме. Лечение зависит от места и степени поражения нерва. Чаще всего врачи назначают прием сосудистых препаратов.

  • Воспалительные недуги. Некоторое падение зрения у ребенка может наблюдаться и при воспалительных процессах. К таким состояниям относятся дакриоцистит (непроходимость слезных путей и воспаление слезного мешка), конъюнктивит (воспаление слизистой оболочки глаз), блефарит (воспаление ресничной кромки век), кератит (воспаление роговицы глаза с появлением помутнения и изъязвления). Обычно прогнозы в этом случае довольно оптимистические - при грамотном и своевременном противовоспалительном лечении, болезнь отступает, и зрительные возможности восстанавливаются полностью. В определенных случаях, при запущенных заболеваниях, вернуть функцию полностью не удается, но в 99% случаев удается остановить ее падение.
  • Нистагм. Таким термином обозначаются непроизвольные движения глазных яблок. Часто в народе патологию называют «подергиванием глаз». Нередко нистагм является, по сути, проявлением и врожденной слабости зрения, и состоянием, связанным с поражением некоторых участков головного мозга. Излечению практически не поддается, но спазмолитики временно улучшают состояние ребенка.
  • Пигментный ретинит. Это наследственное заболевание, которое связано с постепенными дегенеративными изменениями в сетчатке. Довольно часто оно проявляется ухудшением зрения еще в детском возрасте. Коррекции заболевание практически не поддается. Известных способов лечения не имеет. Оно продолжает прогрессировать до тех пор, пока потеря фоторецепторов не становится критической и человек полностью лишается возможности видеть.

  • Косоглазие. С жалобами на возможное косоглазие родители малышей приходят к врачам чаще всего. Однако не всегда косоглазие является патологическим. Для детей раннего возраста даже при хорошем зрении некоторая «косость» считается вариантом физиологической нормы. Патология проявляется тем, что ребенку очень сложно сфокусировать взгляд на определенном предмете, поскольку его глаза не могут действовать синхронно. В большинстве случаев косоглазие удается скорректировать при помощи несложной операции. Часто врачи применяют стимуляцию светом. Однако косоглазие само по себе случается редко, чаще оно сопровождает такие распространенные нарушения, как миопию или дальнозоркость.
  • Близорукость (миопия). Близорукий малыш плохо различает объекты, которые находятся от него в удалении. Чем меньше расстояние, с которого маленький пациент видит предмет, тем больше стадия близорукости. Физиологически процесс объясняется тем, что изображение в результате фокусировки появляется не на сетчатке, что считается нормальным признаком здоровья органов зрения, а перед ней. Чаще всего миопия диагностируется у детей, испытывающих существенные нагрузки на зрение - у школьников, например.

Восстановить ребенку зрение при миопии - задача вполне посильная, хоть на это и потребуется немало времени. Для коррекции назначается ношение очков, контактных линз. В некоторых случаях возможно оперативное вмешательство, которое позволяет эффективно повысить зрение. Если близорукость незначительная, то ее часто удается «перерасти», а также устранить с помощью специальных эффективных упражнений.

  • Дальнозоркость (гиперметропия). При этом нарушении изображение у ребенка проецируется не на сетчатку, а в пространство за ней. Если недуг незначительный, то ребенок будет видеть несколько размыто предметы, находящиеся вблизи от него. При средней и тяжелой форме патологии, размытыми будут и объекты вдали, и предметы вблизи.

Небольшая детская дальнозоркость является обусловленной особенностями физиологии нормой для детей до 4-5 лет. Лечить такую гиперметропию обычно не надо, и проходит она сама по мере вырастания глазных яблок. Если заболевание развивается позже этого возраста или не проходит, то потребуется лечение с ношением очков, контактных линз, в некоторых случаях - даже хирургическая операция.

  • Астигматизм . Довольно редко эта патология бывает самостоятельной. Обычно она выступает в качестве сопровождения при близорукости или дальнозоркости. Зрение падает из-за нарушения механизмов фокусировки. Такое становится возможным при искривлении формы глазного яблока и хрусталика. Ребенок видит предметы расплывчатыми, поскольку изображение фокусируется в «стерео» – двойном эффекте. Для лечения ребенку назначают ношение очков. Довольно эффективным методом считается лазерная коррекция.

Существует масса других недугов, многие из которых обусловлены врожденными пороками развития органов зрения, зрительного нерва, сетчатки, роговицы.

Классификация нарушений

Классификация всех отклонений от нормальной зрительной функции основана на определении вида нарушения и степени его развития. В первую очередь доктор назначает все необходимые диагностические меры, чтобы выяснить, какое заболевание у ребенка имеет место быть. Затем он установит стадию.

По стадии нарушения все больные делятся на:

  • слепых (при полной утрате зрения, а также при утрате способности видеть, но сохранении возможности ощущать яркий свет или темноту);
  • частично слепых (при светоощущении и остаточном зрении);
  • тотально слепых (при отсутствии зрения вообще и всех возможностей светоощущения в частности);
  • слабовидящих (при зрении от 0,05 до 0,3).

Способность видеть две светящихся точки при минимальном расстоянии между ними - это и есть критерий оценки остроты зрения. Степень нарушения определяется в отношении отклонения от нормы, которая составляет 1,0. По этому критерию становится понятно, что народное определение «минус 3» – это не что иное, как миопия легкой степени, а «плюс два» – незначительная дальнозоркость.

Социальная адаптация детей с незначительными нарушениями не затруднена, ведь малыши с показателями от 0,3 и выше могут посещать обычные школы, учиться затем в университетах и даже служить в армии. При установленной степени нарушения от 0,05 до 0,3 ребенку придется учиться в специальной школе для слабовидящих. При зрении меньше 0,05 ребенок сможет посещать только специализированные школы для слепых и обучаться по особой методике.

Причины нарушений

Зрение у детей может начать снижаться в результате прогрессирования некоторых врожденных патологий. Именно поэтому так важно посещать офтальмолога регулярно и обследовать малыша, ведь положительные результаты прошлого осмотра не могут свидетельствовать о том, что и сейчас со зрением у ребенка все в порядке.

Приобретенные проблемы со зрением могут быть спровоцированы следующими причинами:

  • среды глаза утратили прозрачность;
  • ослабли глазные мышцы;
  • сетчатка поражена и не может выполнять своих функций;
  • зрительный нерв поражен;
  • произошли нарушения в корковом центре головного мозга.

Внести свои «коррективы» в нормальную работу органов зрения могут тяжелые вирусные инфекции и бактериальные поражения органов зрения. Не последнее место занимают и травмы глаз, а также черепно-мозговые травмы. Иногда родители сами «потворствуют» развитию нарушений - разрешают ребенку долго смотреть телевизор, играть за компьютером, пользоваться гаджетами.

Симптомы и признаки

У каждого из перечисленных выше заболеваний имеется своя симптоматика, однако, есть общие симптомы снижения зрения, на которые внимательные родители просто обязаны обратить внимание. Ребенок с нарушением зрения может ни на что не жаловаться, но ощущать определенный дискомфорт он будет в любом случае. Поэтому в первую очередь изменятся поведение и привычки малыша.

Вот лишь некоторые признаки того, что у ребенка снижается зрение:

  • малыш начинает часто моргать, а когда ему очень интересен какой-то предмет или картинка, он может начать прищуривать один глаз;
  • когда ребенок смотрит на предмет, один его глазик несколько косит в другую сторону;
  • у ребенка не всегда получается сразу схватить нужный предмет, иногда он «промахивается»;
  • ребенок стал часто жаловаться на головную боль и усталость;
  • читать, рисовать и лепить малыш может только очень непродолжительное время, он быстро устает;
  • при обучении самостоятельному чтению малыш начинает водить пальцем по строкам в книге;
  • ребенок не реагирует на показанный издалека предмет, если он не издает никаких звуков;
  • на улице ребенок в возрасте от полутора лет и старше не видит летящих в небе самолетов, не замечает насекомых;
  • ребенок затрудняется с определением цветов;
  • в некоторых ситуациях, когда ребенок торопится или эмоционально возбужден, у него может быть нарушена координация движений.

Даже если у ребенка обнаруживается три и более симптомов из этого списка, это уже веский повод нанести внеплановый визит в кабинет врача-офтальмолога. Чем раньше выявляются глазные патологии, тем легче их лечить и корректировать.

Методы лечения

От большинства глазных болезней при вовремя обнаруженной проблеме удается избавиться еще в детстве. Современная медицина готова предложить массу способов исправления проблемы. Наиболее эффективные и частые в педиатрии следующие:

  • Лазерная коррекция. Это – не операция, а комплекс терапевтических процедур. Такое лечение позволяет приблизить к норме или полностью вернуть зрение при близорукости, дальнозоркости и некоторых формах астигматизма. Такому лечению прекрасно поддаются даже серьезные степени отклонений.

  • Фотостимуляция. При таком лечении на сетчатку глаза ребенка подаются разноцветные сигналы с заданным ритмом. Эти сигналы стимулируют скрытые ресурсы организма на более усиленный режим работы органов зрения. Это улучшает кровоснабжение сетчатки и глазного нерва, а также позволяет мозгу, точнее, той его части, которая отвечает за восприятие зрительных образов, формировать и усваивать новые нейронные связи. Такое лечение назначают при патологиях зрительного нерва, при глаукоме и после операции, при астигматизме и близорукости.

  • Магнитотерапия. Этот метод основан на способности магнитного поля благотворно воздействовать на процесс регенерации тканей. А потому такие физиопроцедуры назначают после операции на глазах, при воспалительных заболеваниях глаз, которые привели к снижению зрения, при кровоизлияниях внутри органов зрения, при травмах роговицы. Лечение магнитным полем эффективно при блефарите, конъюнктивите, при дистрофических изменения в сетчатке, при близорукости и нарушении аккомодации, а также при амблиопии.

  • Электростимуляция. Стимуляция зрения слабовидящих детей и детей с незначительными отклонениями от нормы при таком методе осуществляется за счет воздействия на зрительный нерв электрическими импульсами. При этом восстанавливается нервная проводимость, укрепляются глазные мышцы. За счет импульсного воздействия улучшается метаболизм, обмен веществ в органах зрения. Такую процедуру назначают при атрофии зрительного нерва, близорукости, при косоглазии.

  • Очки и линзы. Достаточно часто детям предписывается ношение очков с определенными диоптриями. Однако не всегда ребенку удобно и комфортно в очках, часто хочется скрыть дефект зрения, к тому же активный ребенок может потерять или сломать очки. Поэтому довольно часто родители задаются вопросом, с какого возраста можно носить контактные линзы. Мягкие и жесткие контактные линзы должен назначить врач, который примет решение о целесообразности их ношения в том или ином возрасте в индивидуальном порядке.

В медицине считается, что линзы можно носить с 14 лет. Однако современные врачи-офтальмологи более лояльно смотрят на эту проблему, и разрешают ношение мягких лечебных линз с 8-9 лет.

  • Ночные линзы - это относительной новый метод ночной коррекции зрения. Они более жесткие, их задача - воздействовать на роговицу и сетчатку во сне, распределяя нагрузку, оказывая некоторое физическое давление. По утрам линзы снимают, и зрение на весь предстоящий день существенно улучшается. Лечебный курс с такими линзами при средних и легких формах патологии органов зрения обеспечивает восстановление функции глаз без применения дополнительных методов.

Ночные линзы детям можно носить с 11-12 лет. В любом случае вопрос, не пора ли ребенку, у которого ношение очков заметно влияет на самооценку, перейти на линзы, должен приниматься и врачом, и родителями. Ведь применение линз требует от ребенка аккуратности, соблюдения всех гигиенических процедур, определенных навыков и ответственности.

Если чадо к этому вполне готово, то против линз доктор вряд ли будет возражать.

  • Зарядка для восстановления зрения. Делать зарядку для глаз можно по нескольким методикам. Наиболее часто педиатры и офтальмологи советуют заниматься с ребенком гимнастикой по системе профессора Жданова. Она предусматривает определенные упражнения. Их семь. «Циферблат часов», «Змейка», «Прямоугольник» и другие фигуры, которые нужно «нарисовать» движением глаз - это лишь базовая часть методики. В нее также входит массаж глаз по Жданову (пальминг) и утренняя гимнастика для органов зрения.

Также существуют отдельные зарядки для глаз при близорукости и дальнозоркости. Их базовые упражнения показывает и поясняет врач-офтальмолог, который лечит ребенка.

Особенности развития детей с нарушениями

Психическое и психологическое развитие ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности. Такие дети более ранимы, более чувствительны к критике. Из-за того, что часто во время игры или обучения они чего-то не могут разглядеть, такие детки очень болезненно воспринимают окружающих и собственные неудачи.

Если им вовремя не оказать поддержку и психологическую помощь, у малышей может сформироваться агрессия, апатия, упрямство и негативизм.

При обучении и во время занятий такие дети более заторможены, поскольку из-за недостатка зрительных образов их представления о мире более узкие, чем у здоровых ровесников. Страдает и непроизвольная память, которая основывается на получении и фиксации зрительных образов. Страдает и двигательная память, причем у мальчиков она хуже, чем у девочек. Кратковременная память словесная развита у таких деток отлично, но вот долгосрочная память сильно страдает.

На физическом развитии недостаточное зрение тоже сказывается, ведь ребенку значительно труднее ориентироваться в пространстве. И если в девятилетнем возрасте слабовидящий ребенок испытывает нарушения в координации движений примерно на 28% от общего числа движений, то уже в 16 лет, при условии, что зрение не улучшается, нарушения координации достигают 52%.

Психологически ребенок в 3-5 лет чувствует себя значительно комфортнее, чем в более старшем возрасте, когда он научится понимать различие между собой и окружающими сверстниками. Это понимание может сопровождаться замкнутостью, нежеланием принимать участие в мероприятиях, посещать школу. Именно поэтому родителям, помимо лечения, важно заниматься социализацией ребенка.

При значительной потере зрения, ребенку лучше посещать специализированный детский сад для детей с нарушением зрения. Там применяются совершенно иные методики развития малышей, направленные на более полное формирование их мировоззрения. Большинство дошкольных учреждений такого типа работают по программе Плаксиной – комплексу занятий для обучения и развития слабовидящих деток.

Этой методикой рекомендуется овладеть и родителям, ведь заниматься они с малышом будут и дома. При этом важно понимать, что такого особого ребенка должны в доме окружать большие и яркие вещи, контрастные сочетания, ведь цветовое восприятие у большинства детей с нарушением зрения сохраняется, и важно поддерживать его. От малыша с проблемами зрения не нужно требовать слишком многого. Но каждое его достижение обязательно следует поощрять, только так у ребенка постепенно сформируется мотивация и воля к адаптации, лечению, обучению.

Профилактика

Заниматься профилактикой глазных болезней нужно с самого первого дня нахождения ребенка в доме. Детскую кроватку нужно расположить так, чтобы поблизости не было источников яркого света, зеркал, чтобы ребенок не мог постоянно «коситься» в одну сторону. Доступ к грудничку должен быть со всех сторон, чтобы малыш не был вынужден смотреть только в одном направлении. Игрушки, мобиль и все, что родители хотят повесить над кроваткой, следует размещать на расстоянии не менее 40 сантиметров от уровня глаз крохи.

В более старшем возрасте важно, чтобы комната ребенка была хорошо освещена, чтобы малыш следил за своей осанкой, не нагибался слишком низко над книгой или листом бумаги при рисовании. Дошкольник должен достаточно времени проводить на свежем воздухе, играть в активные игры. Компьютер и телевизор на пользу детскому зрению не идут - их использование лучше ограничить 20-30 минутами в день.

Периоды зрительной активности (учеба, рисование, чтение) следует обязательно чередовать с периодами отдыха для глаз - прогулкой, игрой в мяч, пробежкой или поездкой на велосипеде. Смена рода деятельности обязательно должна быть основополагающим фактором в составлении режима дня ребенка. Причем чем старше становится чадо, тем важнее это правило.

С самого раннего возраста нужно приучить ребенка соблюдать гигиену глаз - не трогать глаза грязными руками, не тереть их, не травмировать инородными предметами, не смотреть на яркий свет, в том числе и на солнечный, на сварку, не заносить в глаза токсичные и спиртосодержащие вещества, которые могут быть в бытовой химии, косметике. Ребенок не должен долгое время находиться в задымленных пространствах.

Питание ребенка должно быть полноценным и насыщенным витаминами. Продукты, которые улучшают зрение, обязательно должны входить в рацион. Это свежая морковь, свежая петрушка, морская рыба, морская капуста и морепродукты, черника, черешня, шиповник, персики, тыква, кукуруза, картофель, дыня, орехи, мед и цитрусовые.

Но обычной пищи, даже при условии соблюдения принципов правильного и разнообразного питания, для здоровья глаз недостаточно. Как недостаточно и обычных поливитаминных комплексов - в них есть витамины А, В2, С, но отсутствуют другие жизненно необходимые структурам глаза элементы, в частности, ликопин, лютеин, зеаксантин. Поэтому в дополнение к ежедневному рациону созданы особые поливитаминные комплексы, например, специально разработанный для здоровья глаз БАД к пище ЛЮТЕИН-КОМПЛЕКС ® Детский, в состав которого входят вещества, необходимые для нормального функционирования органов зрения у ребенка: лютеин, зеаксантин, ликопин, экстракт ягод черники, таурин, витамины А, С, Е и цинк. Тщательно подобранный с учетом потребностей органов зрения набор биологически-активных компонентов обеспечивает детским глазам антиоксидантную защиту и снижает риск развития глазных заболеваний у детей, что особенно важно в возрасте от 7-ми лет и старше, когда начинаются первые серьезные зрительные нагрузки в начальной школе. Комплекс выпускается в виде приятных на вкус жевательных таблеток.

Из видео ниже вы узнаете несколько самых распространенных мифов, касающихся зрения. О них расскажет детский доктор Е. Комаровский.

БАД. Не является лекарством

Теоретически уже с шестимесячного возраста малышу могут понадобиться очки. Практически такие случаи встречаются редко, только при врожденной катаракте. У ребенка плохое зрение? Как узнать?

С рождения можно определить, будет ли ребенок носить очки. Это примерно пять процентов малышей. Остальные 95% рождаются с дальнозоркостью и понижение зрения им не грозит.

Основная часть заболевания глаз передается по наследству, врачи предупреждают мамочку об этом и следят за процессом беременности и не дают рожать самостоятельно, настаивают на кесаревом сечении. Но и в этом случае процент заболевших деток не велик.

Если офтальмолог на очередном приеме прописал малышу очки, не стоит переживать, что у ребенка плохое зрение, а тем более обсуждать это событие с сожалением при ребенке. Сейчас дети не кричат «очкарик», а если вы следуйте рекомендациям специалиста, зрение восстановится очень быстро.

Есть специализированные детские сады для ребят, с проблемами зрения. Все они носят очки, у кого-то из деток на очках одно стекло заклеено. В детских учреждениях ежедневно проводят процедуры и упражнения. Большинство из детей к школе уже восстанавливают зрение и ничем не отличаются от остальных.

Очки прописывают в том возрасте, когда ребенок уже понимает, что это не игрушка и видит их пользу сам, обычно в два – три года. Мама с папой не должны надевать очки в поддержку малыша. Он же видит сам, что не все люди ходят в очках постоянно.

Кто-то надевает очки для того, чтоб смотреть телевизор или вести машину, кто-то - читать книгу, а некоторым (у кого астигматизм) нужно очки носить, не снимая целый день. Близорукость врожденная не бывает, и до трех лет, если малыш не напрягает зрение у компьютера или телевизора, такого диагноза не поставят.

Дальнозоркость (когда ребенок видит предметы вдали лучше, чем вблизи), астигматизм и близорукость могут быть результатом инфекционного заболевания. А косоглазие может появиться после травмы головы при рождении, а чаще, после рождения. Помните примету детскую: если скосить глаза к носу и стукнуть по затылку, то останется косоглазие. Это не просто выдумки. Большинство таких диагнозов так и появляются. Бережно относитесь к деткам.

Очки обязательно нужно носить ребенку только при близорукости. При астигматизме и дальнозоркости – только когда они улучшают зрение, или когда дальнозоркость превышает возрастную норму. Плохое зрение у ребенка может быть временным явлением. Не следует сразу паниковать и выписывать лекарства для глаз или очки.

Важна психологическая обстановка в семье и в садике. Человек слепнет , когда не хочет видеть чего-то. Проанализируйте: что смотрит ребенок по телевизору, что видит во дворе, дома, в компьютере. Может старшие дети показывают что-то, не подходящее по возрасту. Не позволяйте ребенку ослепнуть до того возраста, когда он сам сможет отвечать за свою жизнь.

Подбирать очки с диоптриями нужно, учитывая все тонкости. Душки должны быть закругленными и хорошо держались на ушках. Не годятся облегченные линзы, чтоб не царапались стекла и не мешали обзору.

Ребенка сразу научите класть очки в футляр, не хватать пальчиками за стекла, не ронять на пол. Не разрешайте давать очки посмотреть другим деткам. Объясните, что это его индивидуальная вещь. Сами регулярно следите за чистотой очков, обрабатывайте дезинфицирующим раствором.

Время ношения очков – это лечение. Дальнозоркому ребенку давайте заниматься больше с мелкими игрушками, а близорукому поручайте работу с крупными предметами. Просите, чтоб малыш описал самые мелкие детали предложенной вещи.

Плохое зрение у ребенка? Не ленитесь! Помогите деткам! Если некогда самим, поручите старшим занятия, чтоб каждый день по двадцать минут глаза напрягались в том направлении, где им трудно или лень работать. Смотрите вдаль, угадывая цвет машины, или рассматривайте мелкие игрушки из «киндера». Очень быстро зрение придет в норму! Косоглазие проходит через три недели, а остальные проблемы через пару месяцев.

Профилактика. Лучшее , что вы можете сделать для вашего чада. Новорожденному нужна не маленькая комнатушка, а большая просторная светлая комната. В помещении, где много мебели малышу приходится изучать предметы только вокруг себя, без возможности отдыха глазам. Глаза отдыхают только тогда, когда смотрят вдаль. Гуляйте с малышом много, разглядывайте небо, деревья, дома, других детей. Пусть у вас режим, но по своим детям и внукам знаю, что вечерние и ночные прогулки не в коляске, а на руках очень нравится самому крошечному человечку. Одевайтесь по погоде, и идите в парк. В любое время года и суток (ночью вас может выгнать сам малыш своими капризами).

Кода идешь с крохой на руках и разговариваешь с ним, рассказываешь, какие большие деревья, обращаешь его внимание на падающий снег, показываешь горящие фонари и проезжающие машины, рассматриваешь вместе с ним луну или лужи, малыш успокаивается, любые капризы проходят и болезни. У ребенка и у вас. Оба дышите свежим воздухом и общаетесь! Что может быть лучше!

Входя в комнату в темное время суток, не торопитесь включать свет, используйте ночник. Вспышку при фотографировании не нужно использовать, на солнце смотреть не разрешайте: когда в коляске везете – следите за козырьком от солнца, даже если кроха спит. Словом: берегите как свою зеницу ока. И тогда плохое зрение, и очки не станут спутниками ваших детей.

В мире более 300 миллионов слабовидящих и около 40 миллионов слепых людей. В Украине абсолютную слепоту диагностируют примерно у 40 тысяч человек. В стране проживает около 200 тысяч слабовидящих людей, поэтому проблема снижения зрения стоит очень остро. Каждый пятый ребенок имеет те или иные . Давайте разберемся, как заметить отклонения.

Глазки новорожденного

Развитие зрения начинается с внутриутробного периода и продолжается очень активно до 3-6 лет, после - менее интенсивно.

У многих родителей возникает вопрос: можно ли проверить зрение ребенку дома? Некоторые специалисты ответят, что проверка возможна только в кабинете врача и требует специального осмотра. Отчасти это так, но и в домашних условиях родители могут заподозрить наличие проблемы и вовремя обратиться к врачу за дополнительным обследованием.

Итак, начнем. Ребенок родился: на что же обратить внимание? Первое - это реакция на свет. Даже у новорожденного с первых часов есть реакция на свет. Младенец закрывает глаза, отворачивается от яркого света. Следующая реакция - сужение зрачков на свет. Для проверки необходимо в слабо освещенной комнате (малютка может лежать на пеленальном столике или быть на руках) включить источник света возле крохи, глядя на его зрачки. В то время, когда освещенность комнаты увеличится, зрачки ребенка сузятся. Это и есть .

К концу первого месяца важно обращать внимание, как карапуз следит за игрушкой. Показываем спокойному малышу яркую игрушку на расстоянии 40-50 см от глаз и медленно отводим ее в разные стороны, стараясь не издавать игрушкой громкие звуки. Кроха следит за нею глазками, поворачивает голову? Значит, все в порядке.

Что ты видишь?

Когда младенец подрастет, мы сравниваем свое зрение (если оно хорошее) с тем, что видит ребенок: мы видим самолет в небе, малыш тоже, рассматриваем цветы, букашек...

К двум годам зрение проверяем теми же способами, но только добавляем проверку каждым глазом по отдельности, по принципу игры в пиратов, ладошкой плотно прикрываем один глаз, а другим рассматриваем предметы.

К пяти-шести годам ребенок может различать цифры или знакомые буквы на расстоянии. К примеру, соревнуйтесь, кто первым рассмотрит номер маршрутки или троллейбуса.

Обязательный осмотр

Чтобы не доводить незначительные проблемы до стойкого снижения зрения, не стоит забывать о профилактических осмотрах у врача-офтальмолога. Впервые покажите ему малыша до трех месяцев, после, если не было патологии, ближе к году. Проверка остроты зрения по таблицам проводится впервые в 3 года, дальше обязательно к пяти годам. Школьникам проверяют зрение не реже раза в год. На осмотре доктор сможет не только выявить проблему, но и предложит варианты ее решения.

Если есть проблемы

Во время диагностики офтальмолог при необходимости пользуется кап-лями для расширения зрачков. Такую процедуру назначают малышам из группы повышенного риска - это дети с косоглазием, амблиопией, миопией. Кроме того, будьте готовы к осмотру с применением капель, если малыш повредил глаз. Использование капель помогает оценить строение глаза, что позволяет более точно составить план лечения.

После обследования, если это необходимо, врач порекомендует носить очки. Эта рекомендация оправдана при низком зрении, поскольку формирование зрительных функций у детей возможно лишь при хорошем восприятии. Правильно подобранные очки не причиняют никакого вреда ребенку, наоборот, помогают лучше видеть. Малыш перестает щуриться, пытаясь разглядеть предметы. Есть альтернатива очкам - мягкие контактные линзы (МКЛ), но об этом необходимо говорить в каждом конкретном случае, поскольку линзы подходят не всем.

Помогает ли аппаратное лечение?

Напоследок хочется дать несколько советов для сохранения зрения всех членов семьи: делайте перерывы в работе за компьютером, следите за осанкой, больше гуляйте на свежем воздухе, занимайтесь активными видами спорта, не игнорируйте профилактические осмотры.

Наш специалист:

Любовь Романовская ,

детский офтальмолог. Детская клиника «Добробут», Киев

Loading...Loading...