П редмет: Биология
Класс: 8 класс
Тема урока: Основные отделы скелета
Дата проведения: 27.11.2014
Цель:
образовательная : ученик получает представление о строении и функциях основных отделов скелета человека
развивающая: ученик сравнивает отделы скелета человека; объясняет особенности строения отделов скелета в связи с выполняемыми функциями; ученик развивает коммуникативные умения, умения оценивать результаты выполненных действий; ученик умеет текстовую информацию переводить в графическую.
воспитательная: ученик воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру.
Ключевые идеи: скелет человека состоит из отделов - череп, скелет туловища, скелеты поясов конечностей, скелет конечностей, позвоночник. Отделы позвоночника.
Ожидаемые результаты: Ученики знают понятия: скелет головы, скелет туловища, позвоночник, грудная клетка, пояс верхних конечностей, скелет свободной верхней конечности, пояс нижних конечностей (тазовый пояс), скелет свободной нижней конечности. Умеют приводить примеры костей, образующих определенный отдел; умеют объяснять функции каждого отдела скелета человека; умеют составлять схемы, кластеры, постеры.
время
Этапы урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые модули
1-5 мин
Стадия вызова
Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
Организует выход на новую тему, через повторение материала прошлого урока.
Что мы с вами изучали на прошлом уроке?
Какой тканью образованы кости?
Какие типы костей вы знаете?
Как кости соединяются друг с другом?
Что образуют в своей совокупности кости и суставы?
ПО скелет
Скелет- единое целое, а какие части в нем можно выделить? Вы знаете их курса зоологии.
Тема урока «Основные отделы скелета человека»
Цель урока: изучить строение и функции отделов скелета человека
Высказывают свои идеи
Ученики высказывают идеи, в р езультате самостоятельно выходят на тему урока и определяют цели урока.
Работа в группе
Критическое мышление (мозговая атака). ИКТ
Диалогическое обучение
5-20 мин
Осмысление содержания
Получение новой информации по теме.
Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией посредством работы с учебником.
Делит класс на 4 группы (цветные пазлы).
Психологический настрой класса на совместную работу (собираем целое).
Каждой группе предлагает выполнить задание -
Изучить строение и функции отдела, составить кластер
1 группа- Скелет головы
2 группа- Скелет туловища
3 группа- Пояс и скелет верхней конечности
4 группа- Пояс и скелет нижней конечности
Сложив пазл, учащиеся определяют, какой отдел скелета они будут изучать на уроке.
Учащиеся работают в группах, изучают текст, составляют кластер.
Спикеры групп выступают пред классом, объясняя новый материал. Учащиеся по ходу выступления каждой группы заполняют таблицу.
Ученики усваивают информацию в активном режиме, с использованием интерактивного общения, в результате использования вербальных средств говорения, обсуждения и аргументации. Обсуждаемые идеи входят в «зону ближайшего развития.
Работа в группе
Критическое мышление.
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
Диалогическое обучение. Создание благоприятного климата на уроке.
20-30 мин
Стадия размышления
Обсуждение результатов работы групп
Для закрепления изученной информации учитель использует прием «Лист клевера».
Выбрав лист, после обсуждения, группы отвечают на скрытые в нем вопросы.
1.Объясните, почему кости черепа сросшиеся?
2. Какую функцию выполняет позвоночник?
3. Почему мы можем согнуть пальцы?
1. Почему нижнечелюстная кость в черепе человека подвижна, в отличие от остальных?
2. Объясните, почему мы можем поворачивать туловищем?
3. Почему кости таза сросшиеся и массивные?
1. Объясните, чем опасны травмы черепа?
2. Чем опасны для человека переломы ребер?
3.Позвоночник в первые месяцы жизни ребенка не имеет изгибов(столб), затем приобретает S - образную форму. Что было бы, если позвоночник остался бы ровным на всю жизнь?
1. Объясните, почему в черепе человека мозговой отдел больше лицевого?
2. Почему ребра с грудной костью (впереди) соединены подвижно при помощи хрящей?
3. К каким последствиям приведет перелом лопатки или ключицы?
Каждая группа выбирает лист клевера. Обсуждают вопросы.
Ученики усваивают информацию в активном режиме, с использованием интерактивного общения, в результате использования вербальных средств говорения, обсуждения и аргументации. Обсуждаемые идеи входят в «зону ближайшего развития».
Выступление с ответами на вопросы.
Оценивание групповой работы
Работа в группе
Новые подходы к обучению: диалогическая беседа.
ИКТ. Использование собственного опыта учеников.
Формативное оценивание
30-40 мин
Закрепление понятия «Основные отделы скелета человека»
Для закрепления освоения новой информации учитель задает задание.
Проверочная работа по теме Отделы скелета
Закончите предложения:
А. Скелет человека составляет более ………… костей.
Б. В скелете человека выделяют …….. отдела: скелет…………………, скелет………………..……, скелет ……………………………………, скелет……………………….………. .
В. К поясу нижних конечностей относят ……………..……….… и …………………..….. .
Г. К поясу верхних конечностей относят …………….……….… и ………………….……. .
Установите соответствия:
1. Мозговой отдел черепа
2. Скелет туловища
3. Скелет верхних конечностей
4. Скелет нижних конечностей
5. Лицевой отдел черепа
А. Включает бедренную кость, 2 кости голени и стопу.
Б. Состоит из верхней и нижней челюстей, носовых, скуловых и др. костей.
В. Включает кости плеча, предплечья, кости кисти
Г. Включает 12 пар ребер, грудину и позвоночник
Д. Включает лобную, теменные, височные, затылочную кости.
Ключ:
1. Закончите предложения:
А. Скелет человека составляет более 200 костей.
Б. В скелете человека выделяют 4 отдела: скелет головы, скелет туловища, скелет верхних конечностей , скелет нижних конечностей.
В. К поясу нижних конечностей относят 2 тазовые кости и крестец .
Г. К поясу верхних конечностей относят 2 лопатки и 2 ключицы .
2. Установите соответствия:
1- Д, 2- Г, 3- В, 4- А, 5- Б
Критерии оценивания:
За каждый верный ответ 1 балл (максимум 10 баллов)
«5» - 10 баллов
«4» - 8-9 баллов
«3» - 6-7 баллов
Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями, через диалог с одноклассниками или учителем
Результат работы вносят в рабочий лист.
Взаимопроверка. Критериальное оценивание.
Индивидуально
Работа в паре
Критическое мышление
Суммативное оценивание
ИКТ
40-44 мин
Рефлексия
Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Составить буриме или синквейн (на выбор)
Организовать оценивание групп
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.
Оценивают лучшую группу стикерами
Индивидуально, в паре, в группе
Новые подходы к обучению. Критическое мышление.
Формативное оценивание
Талантливые и одаренные
1 мин
Домашнее задание
А- изучить параграф 21 + таблица
Б – составить по параграфу 3 тонких и 3 толстых вопроса
В- Выделить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудом (кластер)
Класс: 8
- Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях.
- Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
- Раскрыть значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных.
- Научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Оборудование: модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет и мышцы человека”, “Скелет черепа”, “Строение костей и типы их соединений”, фрагмент видеофильма “Опора и движение”, видеомагнитофон, телевизор, указка.
На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер.
Каковы особенности строения скелета человека?
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение домашнего задания. 10 мин.
Беседа по вопросам. Ответы учащихся у доски с использованием таблиц и модели скелета человека.
- Из чего состоит опорно-двигательный аппарат и какие функции выполняет?
- Каков химический состав костей?
- Какая ткань образует кость? Какие бывают кости?
- Расскажите о строении кости.
- Как кости растут в длину и в толщину?
- Какие бывают соединения костей?
- Работа по дидактическим карточкам (2 человека).
III. Изучение нового материала.
(Рассказ с элементами беседы. Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека.)
1. Общий обзор скелета человека.
Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье,
Залогом жизни нашей
Является движенье!
В.В. Розенблат.
“Движение - это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.
Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает всё это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твёрдый остов тела, или скелет (от греч. “скелетос” - буквально “высохший”). Мышцы и соединительнотканные образования - хрящи, фасции, связки, сухожилия - мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела. Твёрдый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надёжным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей.
У истоков изучения скелета. С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах - Демокрит - собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален - древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.
Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.
Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.
Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики.
Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.
Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.
У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него две функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он защищает наиболее важные органы. Так, спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и легкие защищены ребрами. Печень и почки. О которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень – почти целиком).
(Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека. 4 мин 30 сек.)
В скелете человека различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.
2. Скелет головы – череп.
Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны - особой силы человека. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до голов знатных маори, но даже передавать что-либо через голову вождя.
Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду - у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.
Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.
Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой - возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.
В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.
Мозговой отдел образован рядом костей - плоских, смешанных и воздухоносных. Нет только, если вспомнить все их виды, трубчатых - ни длинных, ни коротких. Они просто не нужны. Кости образуют округлую полость черепа, венчающего тело.
Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Уместно подчеркнуть, что лоб у нас большой из-за хорошего развития мозга, и в том числе его лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам - весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про купца Калашникова...” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил удалого опричника Кирибеевича.
Кости черепа разнообразны по форме; зачастую она далека от строгой геометричности. В этом можно убедиться, рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. Сразу бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.
Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств.
Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне изменчивый по очертаниям: у кого-то он может сильно выдаваться вперёд, у кого-то укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. Правда, на шее есть и ешё одна подвижная косточка - подъязычная, но она связана с черепом не суставом, а за счёт окружающих её мышц шеи.
На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.
Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью.
Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков, которым когда-то приписывали фантастические свойства, вплоть до способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается, что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой-то момент мозгу не стало тесно в черепной коробке, природа предусмотрела роднички.
3. Скелет туловища.
Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.
Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. (Приложение 1 .)
Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу - он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.
Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя - помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.
Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.
Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.
Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.
Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.
Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.
Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.
4. Скелет конечностей.
У человека функции конечностей - рук и ног - четко разграничены. Верхними человек совершает трудовые операции, множество разнообразных движений, в том числе сложных, нижние служат для опоры и передвижения.
Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.
Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой.
Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки.
Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.
Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы.
Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость - самая крупная кость скелета человека.
К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости.
Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.
5. Сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных. (Самостоятельная работа с текстом дидактической карточки, опоры-рисунка, моделями, рисунками по выявлению особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью.) (Приложение 2 .)
6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Продолжение самостоятельной работы. Беседа с элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.)
IV. Закрепление материала.
1 группа – скелет головы (череп),
2 группа
– скелет туловища (Объясните, какое
значение имеет увеличение размеров позвонков в
нижней части позвоночника.)
3 группа
– скелет конечностей.
V. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Оценки.
Стр. 98 – 103, вопросы и задания на стр. 104. Заполнить таблицу “Скелет человека” до конца.
“Скелет человека”.
Части тела |
Отделы скелета |
Кости скелета |
Особенности скелета человека |
Голова (скелет – череп) | Мозговой от- дел (черепная |
Парные кости: теменные и височные. Непарные кости: лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная. |
Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см 3 . |
Лицевой отдел | Парные кости: верхняя челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные. Непарные кости: нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость. |
Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью. |
|
Туловище | Позвоночник | 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 пояснич- ных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых. |
S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста. |
Грудная | 12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудная кость. |
Сжата в переднезаднем направлении. | |
Конечности | Верхняя конечность |
Плечевой пояс: две лопатки, две ключицы. | Большая подвижность плечевого сустава. |
Свободная конечность (рука): плечо - плечевая кость, предплечье - локтевая и лучевая кости, кисть - в запястье (8 костей), пясть (5), фаланги пальцев (14 костей). |
Большой палец противопоставлен остальным. | ||
Нижняя конечность |
Тазовый пояс: парные кости - подвздошные, седалищные, лобковые. | Скелет таза широкий и массивный - для поддержания внутренних органов. | |
Свободная конечность (нога): бедро - бедренная кость, голень - большая и малая берцовые, стопа - предплюсна (7 костей), пяточная кость, плюсна (5 костей), фаланги пальцев (14). |
Ограниченное движение
тазобедренного сустава. Стопа образует свод. Развита большая пяточная кость, но меньше развиты пальцы. Ноги длиннее рук, кости массивнее. |
Использованная литература:
- Тревор Уэстон. Анатомический атлас. ГМП “Первая Образцовая типография”, перевод, русское издание, 1998.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Человек. Анатомия. Ч.1. – М.: Аванта +, 2002.
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1999.
- Биология: Человек: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ А.С. Батуев – М.: Просвещение. 2000.
Урок «Скелет человека. Осевой скелет»
Биология 8 класс
Задачи:
- сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека;
- выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;
- показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания (приложение 1 тест)
- Новая тема.
На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете.
“Движение – это жизнь”, - как заметил Вольтер.
Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения ! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.
Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека. Осевой скелет»
Что же такое скелет?
Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.
Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.
Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.
В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа , таза и позвоночника . Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец ) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.
Скелет
Добавочный скелет
Осевой скелет
Скелет туловища
Скелет головы
Грудная клетка
Позвоночный столб (позвоночник)
Мозговой череп
Лицевой череп
Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.
В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.
К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.
Череп
А - вид спереди;
Б - вид сбоку:
1 - теменная кость;
2 - лобная кость;
3 - клиновидная кость;
4 - височная кость;
5 - слезная кость;
6 - носовая кость;
7 - скуловая кость;
8 - верхняя челюсть;
9 - нижняя челюсть;
10 - затылочная кость
Окружность головы
У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.
Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.
Скелет туловища (рис. 22А стр. 53) состоит из позвоночника и грудной клетки.
Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.
В нем различают следующие отделы:
шейный (7 позвонков) – рис. 24
Грудной (12) - рис. 25
Поясничный (5)
Крестцовый (5) рис. 26
Копчиковый (4-5) .
У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.
Как у всех млекопитающих, в
шейном отделе
позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует
грудной отдел
позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует
поясничный отдел.
Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то
крестцовый
неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника -
копчик
. Он со¬стоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).
Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.
Физминутка: Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть,
Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.
Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.
А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.
Функции скелета человека.
Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.
Функции скелета человека
- Двигательная
(обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).
- Защитная
(создаёт полости тела защиты внутренних органов).
- Формообразующая
(определяет форму и размеры тела).
- Опорная
(опорный остов организма).
- Кроветворная
(красный костный мозг – источник клеток крови).
- Обменная
(кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).
А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?
Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
Заполнение таблицы:
Отделы тела | Отделы скелета | Кости скелета | Тип костей | Характер соединения костей | Особенности скелета человека |
Голова | Череп Лицевой отдел черепа | Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная | Плоские (широкие) | Неподвижный, кроме нижней челюсти | Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью |
Мозговой отдел черепа | Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая | Плоские (широкие) | Неподвиж -нее (швы) | Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой |
|
Туловище | Позвоночник | 33-34 позвонка 7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых | Короткие | Полуподвижные | S-обр изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка |
Грудная клетка | 12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость | Короткие, длинные губчатые | Полуподвижные | Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая |
План:
-
Введение
- 1 Описание
- 2 Функции
- 3 Организация
- 4 Половые особенности
- 5 Заболевания
- 6 Интересные факты Примечания
Введение
Скелет человека (вид спереди)
Скеле́т челове́ка (др.-греч. σκελετος - «высушенный») - совокупность костей, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц (рычажная система), вместилищем и защитой внутренних органов. Скелет развивается из мезенхимы.
Человеческий скелет состоит из двухсот с небольшим отдельных костей, и почти все они соединяются в одно целое с помощью суставов, связок и других соединений.
1. Описание
В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.
Непосредственно к скелету не относятся 6 особых косточек (по три с каждой стороны), расположенных в среднем ухе; слуховые косточки соединяются только друг с другом и участвуют в работе органа слуха, осуществляя передачу колебаний с барабанной перепонки во внутреннее ухо.
Подъязычная кость - единственная косточка непосредственно не связанная с другими, - топографически находится на шее, но традиционно относится к костям лицевого отдела черепа. Она подвешена мышцами к костям черепа и соединена с гортанью.
Самая длинная кость скелета - бедренная кость, а самая маленькая - стремя в среднем ухе.
2. Функции
Помимо механических функций по поддержанию формы тела, обеспечению возможности движения и защите внутренних органов, скелет является также и местом кроветворения: в костном мозге происходит образование новых клеток крови. (Одно из самых распространённых заболеваний, поражающих костный мозг - лейкоз, часто, несмотря на лечение, приводит к смерти.) Кроме этого, скелет, являясь хранилищем большей части кальция и фосфора организма, играет важную роль в обмене минеральных веществ.
3. Организация
Скелет человека устроен по общему для всех позвоночных животных принципу. Кости скелета подразделяются на две группы: осевой скелет и добавочный скелет . К осевому скелету относятся кости, лежащие посередине и образующие остов тела; это все кости головы и шеи, позвоночник, рёбра и грудина. Добавочный скелет составляют ключицы, лопатки, кости верхних конечностей, кости таза и кости нижних конечностей.
Все кости скелета делят на подгруппы:
Осевой скелет
- Череп - костная основа головы, является вместилищем головного мозга, а также органов зрения, слуха и обоняния. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.
- Грудная клетка - имеет форму усечённого сжатого конуса, является костной основой груди и вместилищем для внутренних органов. Состоит из 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер и грудины.
- Позвоночник, или позвоночный столб - является главной осью тела, опорой всего скелета; внутри позвоночного канала проходит спинной мозг.
Добавочный скелет
- Пояс верхних конечностей - обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету. Состоит из парных лопаток и ключиц.
- Верхние конечности - максимально приспособлены для выполнения трудовой деятельности. Конечность состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти.
- Пояс нижних конечностей - обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету, а также является вместилищем и опорой для органов пищеварительной, мочевыделительной и половой систем.
- Нижние конечности - приспособлены для опоры и перемещения тела в пространстве во всех направлениях, кроме вертикально вверх (не считая прыжка).
4. Половые особенности
Мужской и женский скелет в целом построены по одному типу, и кардинальных различий между ними нет. Они заключаются лишь в немного изменённой форме или размерах отдельных костей и, соответственно, включающих их структур. Вот некоторые из наиболее явных различий. Кости конечностей и пальцев у мужчин в среднем длиннее и толще. У женщин более широкий таз, а также более узкая грудная клетка, менее угловатые челюсти и слабее выражены надбровные дуги и затылочные мыщелки. Существует еще множество более мелких различий.
5. Заболевания
Известно множество заболеваний костной системы. Многие из них сопровождаются ограничением подвижности, а некоторые могут приводить и к полному обездвиживанию человека. Серьёзную угрозу для жизни и здоровья представляют злокачественные и доброкачественные опухоли костей, требующие часто проведения радикального хирургического лечения; обычно поражённую конечность ампутируют. Помимо костей нередко поражаются и суставы. Болезни суставов часто сопровождаются значительным нарушением подвижности и сильными болями. При остеопорозе увеличивается ломкость костей, кости становятся хрупкими; это системное заболевание скелета чаще всего возникает у пожилых людей и у женщин после менопаузы.
6. Интересные факты
Отдельные части скелета можно различить уже у 5-недельного зародыша (размером с горошину) , у которого наиболее заметной частью является позвоночник, образующий выразительную дугу. Скелет новорожденного ребёнка состоит из более чем трёхсот косточек, но в результате того что многие из них срастаются в процессе взросления, в скелете взрослого их остаётся лишь 206 .
Примечания
- 5 неделя беременности - www.babyblog.ru/cb/index/5
- Число костей может отличаться от среднего. Говоря о количестве костей, лучше не уточнять до определенного числа.
- Человек в цифрах: занимательная анатомия - www.polezen.ru/interes/anatomy.php
Скелет человека состоит более чем из 200 костей и выполняет защитную, опорную и двигательную функции. Масса скелета в среднем у мужчин равна 10 кг, у женщин - 6-8 кг. Каждая кость скелета - это живой, активно функционирующий и непрерывно обновляющийся орган, построенный из костной ткани, покрытый снаружи надкостницей и заключающий внутри костный мозг.
Обычно скелет человека подразделяют на скелет туловища, скелет головы (череп) и скелет конечностей (рис. 1).
Рисунок 1. Скелет человека
Кости скелета туловища это: позвонки (vertebrae), ребра (costae) и грудина (sternum).
Позвонки, числом 33-34, в виде костных колец расположены как бы в одну колонну - позвоночный столб (columna vertebralis).
Позвонки делят на 5 групп: шейные позвонки, числом 7; грудные позвонки - 12; поясничные позвонки - 5; крестцовые позвонки - 5; копчиковые позвонки - 4 или 5.
Указанные группы располагаются таким образом, что они образуют хорошо различимые искривления: шейное, грудное, поясничное (брюшное) и крестцовое (тазовое). При этом шейное и поясничное выпуклостью обращены кпереди (лордоз), а грудное и тазовое - кзади (кифоз). Кривизны позвоночника составляют характерную особенность человека, т.к. они возникли в связи с вертикальным положением его тела. У новорожденного описанные изгибы едва намечены, что напоминает позвоночник четвероногих в виде свода.
Лишь после того как ребенок начинает ходить, позвоночник постепенно под влиянием работы мышц, силы тяжести и натяжения связок тазобедренного сустава приобретает конфигурацию, характерную для скелета человека.
Р
исунок
2. Позвоночный столб человека
Все позвонки позвоночного столба, кроме того, делят на 2 группы: истинные позвонки (шейные, грудные и поясничные) и ложные позвонки (крестцовые и копчиковые), сросшиеся в две кости - крестец (os sacrum) и копчик (os coccygis).
Позвонок имеет тело, дугу и отростки. Тела позвонков образуют позвоночный столб (рис. 2), а дуги - позвоночный канал, в котором залегает спинной мозг. Всего на дуге позвонка выступают 7 отростков. Один из них, непарный, направлен от середины дуги кзади и носит название остистого отростка. Остальные парные.
Нижние и верхние позвонковые вырезки двух рядомлежащих позвонков образуют межпозвонковые отверстия, через которые проходят спинномозговые нервы и сосуды.
Среди шейных позвонков выделяются особым анатомическим строением первый - атлант, второй - осевой (эпистрофей или аксис) и седьмой - выступающий.
Первый шейный позвонок не имеет тела и остистого отростка, а представляет кольцо из двух дуг, на котором лежит череп.
От тела второго шейного позвонка направляется вертикально вверх отросток (зуб), вокруг которого, как вокруг оси, вращается атлант вместе с черепом (рис. 3).
Седьмой шейный позвонок отличается длинным остистым отростком, который легко прощупывается через кожу.
Форма грудных позвонков наиболее типична и характерным их отличием являются суставные углубления для ребер, расположенные на боковых поверхностях тела, тотчас кпереди от корня дуги, по два (верхнее и нижнее) с каждой стороны. Каждое такое углубление, соединяясь с ближайшим на соседнем позвонке, составляет собой суставную площадку для головки ребра (рис. 4).
Р
исунок
3. Первый и второй шейные позвонки
человека
Р
исунок
4. Грудные и поясничные позвонки человека
Поясничные позвонки самые крупные из всех с массивным телом.
Пять крестцовых позвонков соединяются у взрослого человека в одну кость - крестец, который входит в состав тазового пояса (рис.) и участвует в образовании задней стенки малого таза. В крестце различают верхний широкий отдел - основание, верхушку, обращенную книзу и вперед, переднюю вогнутую тазовую поверхность и заднюю выпуклую шероховатую.
Крестец вдоль пронизан каналом, который составляет продолжение позвоночного канала и образован соединением отдельных отверстий крестцовых позвонков. Крестец женщины значительно шире и короче.
Копчиковая кость, или копчик, у взрослого человека состоит из 4, реже - 5, рудиментарных позвонков и соответствует хвостовому скелету животных (рис. 5).
Рисунок 5. Копчиковая кость человека
Длина позвоночника мужчины равняется в среднем 73 см (шейный отдел - 13 см, грудной - 30 см, поясничный - 18 см и крестцово-копчиковый - 12 см). Позвоночник женщины имеет длину в среднем 69 см.
Между отдельными позвонками имеются соединения, которые связывают их тела, дуги и отростки.
Рисунок 6. Виды межпозвоночных соединений
Тела позвонков связаны межпозвоночными хрящами , сложными по строению образованиями, которые прочно соединяют позвонки между собой и вместе с тем допускают известную подвижность и играют роль эластических подушек. Дуги позвонков связаны между собой желтыми связками. Отростки позвонков соединяются плоскими суставами и фиброзно-эластическими связками (рис. 6.).
Движения между отдельными позвонками, сами по себе ничтожные, суммируясь, дают в итоге значительную подвижность. Возможны следующие движения позвоночного столба: 1. Сгибание и разгибание. 2. Сгибание в сторону. 3. Повороты вокруг вертикальной оси. 4. Пружинное движение, когда, например, во время прыжков изменяют свою величину кривизны позвоночника.
Большей подвижностью отличаются шейный и верхний поясничный отделы.
Ребра, числом 12 пар, узкие, различной длины изогнутые костные пластинки, симметрично располагаются по бокам грудного отдела позвоночного столба. В каждом ребре различают длинную костную часть - костное ребро и короткую хрящевую - реберный хрящ.
Костное ребро имеет головку, шейку и тело, по внутренней поверхности которого проходит бороздка для нерва, вен и артерии. Реберные хрящи являются продолжением костных ребер. От I до YII ребра они постепенно удлиняются и соединяются непосредственно с грудиной - истинные ребра (costa verae). Нижние 5 пар ребер получили название ложных ребер, т.к. они не соединяются с грудиной. Хрящи YIII, IX и X ребер не подходят к грудине, но соединены между собой. Хрящи XI и XII ребер (иногда X) совсем не достигают грудины и своими хрящевыми концами свободно лежат в мышцах брюшной стенки.
Это обусловливает их подвижность, в силу чего они получили название колеблющихся ребер (рис. 7).
Рисунок 7. Грудная клетка человека. Ребра
Грудина, sternum - непарная кость, удлиненной формы, занимающая средние отделы передней грудной стенки. На ней различают рукоятку, тело и мечевидный отросток (рис. 8).
Все три части соединены хрящевыми прослойками, окостеневающими с возрастом.
Тело и рукоятка сходятся под тупым углом, открытым кзади. Это место легко прощупывается через кожу и соответствует сочленению второго ребра с грудиной.
Грудную клетку, thorax, образуют грудной отдел позвоночного столба, ребра и грудина. Она имеет форму усеченного конуса, в котором различают переднюю, заднюю и боковые стенки, верхнее и нижнее отверстия.
Реберная дуга у мечевидного отростка образует открытый книзу подгрудинный (грудинно-реберный) угол.
Рисунок 8. Грудина
Грудная клетка мужчин длиннее, шире и более конусообразна, чем у женщин. Кроме того, форма грудной клетки зависит от возраста, состояния здоровья, профессии.
Скелет головы - череп (cranium) служит опорой и защитой многим важнейшим органам и весьма сложно устроен (рис. 9). У взрослого человека череп представляет собой комплекс костей неподвижно соединенных прочными швами. Единственная кость, обладающая подвижностью - нижняя челюсть.
Рисунок 9. Скелет черепа
Череп состоит из двух отделов: мозгового черепа и лицевого. Мозговой череп состоит из:
крыши, в состав которой входят лобная кость, две теменных, две височных и затылочная;
основания черепа, в котором расположены затылочная кость с большим затылочным отверстием, клиновидная кость, лобная, решетчатая и височные кости.
Лицевая часть черепа находится под передним отделом мозгового и образует скелет начальных отделов пищеварительного и дыхательного путей, а также для большей части органов чувств; значительную его часть составляет жевательный аппарат - нижняя и верхняя челюсти с зубами. Остальные кости лица, почти все тонкие, плоские, дополняют верхнюю челюсть с различных сторон. К ним относятся небная кость, скуловая, носовая, слезная, нижняя носовая раковина, сошник, подъязычная кость. К лицевому черепу также относятся три парные маленькие косточки слухового аппарата: молоточек, наковальня и стремячко, которые лежат в барабанной полости височной кости.
Кости конечностей. Скелет каждой конечности разделяется на пояс и свободный отдел. Пояс расположен в пределах туловища, является для конечности опорой и связывает свободный отдел со скелетом туловища.
Пояс верхней конечности состоит из двух отдельных парных костей - ключицы и лопатки.
Свободный отдел состоит из плеча (одна длинная кость), предплечья (две длинные кости лучевая, со стороны большого пальца и локтевая) и кисти. Кисть в свою очередь делится на три отдела: запястье (8 коротких костей), пясть (5 длинных пястных костей) и пальцы (26 фаланг).
Пояс нижней конечности образован с каждой стороны одной тазовой костью, которая у молодых субъектов состоит из 3 костей, соединенных хрящом: подвздошной, лонной и седалищной. Тазовая кость сочленяется с крестцом и с ближайшей костью свободного отдела конечности.
Свободный отдел по принципу строения сходен с верхней конечностью и также разделяется на три части: бедро (одна длинная кость), голень (две длинные кости большеберцовая, со стороны большого пальца и малоберцовая) и стопа. Стопа, так же как и кисть, распадается на три части: предплюсну (7 костей), плюсну и пальцы, которые по числу костей тождественны с соответствующими частями кисти.
Соединения костей между собой. Кости человеческого тела соединяются между собой посредством плотной волокнистой соединительной ткани, эластической ткани и хряща.
Все соединения костей можно разделить на две группы: в первой связующая ткань представляет сплошную прослойку между костями, это - непрерывные соединения (синартрозы), большей частью малоподвижные и неподвижные. Вторую группу составляют прерывные соединения более или менее подвижные - суставы (рис. 10).
Рисунок 10. Типы соединений костей