Характерными признаками церебральных параличей являются. Другие причины рождения детей с параличом. Причины развития ДЦП

Клинические особенности детского церебрального паралича

Термин "детский церебральный паралич" объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга, от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

Бромберг подчеркивает, что опыт потери близкого человека и ощущение этого воздействия при реорганизации жизни после смерти этого человека не следует рассматривать только индивидуально, но также и в отношении семейной группы. И, учитывая семейный жизненный цикл, смерть имеет различное значение для каждого из ее членов, а также для каждой из конкретных фаз этой группы. Пусть мертвая фигура будет отцом, матерью, маленьким ребенком или подростком: смерть в семье - тема как индивидуальная, так и групповая.

Все, что испытывают родители, является частью боли за потерю ребенка, переживающего этот момент упреждающего траура с разными перспективами, но сделанный возможным из-за мучений. Существование определяется возможностями, а конечность - одна из них. Человек - это существо возможностей, реализуемых в пределах экзистенциальной временности и обозначаемое интервалом между конечным и бесконечным.

К основному симптому ДЦП - двигательным расстройствам - в большей части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и другие. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром.

Причины развития ДЦП

Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношение к его происхождению. На практике чаще всего встречаются комбинации таких факторов, действующих на разных этапах развития.

Человек есть существующее существо, потому что оно по существу связано со временем, оно встречается в возможностях настоящего, прошлого и будущего, которые соответствуют чувству, пониманию и дискурсу. На втором месте, знание диагноза заставило мать потерять представление о времени, и необходимо переосмыслить ее образ жизни.

Со смертью человек побеждает всю свою жизнь и получает осознание своего подчинения смерти через тоску, что является еще одним фундаментальным диспозицией бытия. Временность - это онтологическая основа, вытекающая из существования Дасейна и только от нее, с ее структурами, сформулированными в уходе, которые становятся экзистенциально приемлемыми.

Пренатальные факторы. Обычно выделяют 3 группы этих факторов: состояние здоровья матери; отклонения в ходе беременности; факторы, нарушающие развитие плода.

При поражении сердечно-сосудистой системы у матери может развиваться метаболический ацидоз, вызывающий кислородную недостаточность плода, что, в свою очередь, осложняется асфиксией в родах.

Для временного - это время, это самый близкий опыт нашего существования. В пятом эпизоде ​​время переживается относительно и в соответствии с атрибуцией новых значений, которые мать нацелена на будущее Бена, помогая ему встретить смерть без страха и без боли, позволяя ему делать ставку на свое собственное будущее.

Понятие временности распространяется как по отношению к прошлому, так и к будущему с амплитудой или ограничениями. В третьей сцене, ожидая еще одного года жизни для Бена, мать спасает особые даты прошлого, подтверждая будущее в настоящем. Настоящее сжимает прошлое, и последнее ожидает будущего.

Неблагоприятное значение в развитии ДЦП имеет внутриутробная инфекция, особо выделяют вирус краснухи. Клиническим проявлением патологии при врожденной краснухе может явиться возникновение спастических парезов.

Перинатальные факторы. К этим факторам относятся: асфиксия в родах; родовая травма.

Постнатальные факторы. На постнатальной стадии выделяются следующие причины отклонений: травмы; инфекции; интоксикации; кислородная недостаточность; новообразования и других приобретенные отклонения в мозге.

Будущее - это ожидание, прошлое считается возвратом того, что было возможно, и настоящее - это момент принятия решения. Конечность будущего раскрывается, когда мы связываем структуру существа со смертью и приближаемся к себе индивидуализатор. Таким образом, конечность будущего показывает, что способ, которым человек приходит к индивидуации, состоит в существовании, выступающего в негативных возможностях. В шестой сцене отец видит имплантацию катетера Хикмана в Бен как возможность заживления и не принимает болезнь или смерть этого сына; мать, в свою очередь, осознает, что эта процедура не принесет исцеления или чуда, и ей придется помочь Бену в этом болезненном процессе.

Структурные изменения мозга у детей с ДЦП подразделяют на 2 группы:

Неспецифические изменения самих клеток;

Изменения, связанные с нарушением развития мозга, т.е. с дизонтогенезом.

Отмечается связь между тяжестью нарушения коры головного мозга и клиническими проявлениями двигательных расстройств. Патологические изменения мозга у детей с различными формами ДЦП методом компьютерной томографии были установлены в 68% случаев.

Родители индивидуально назначали значения для упреждающего траура за потерю ребенка в зависимости от времени и способа существования каждого ребенка; как это видно на первой сцене в родителях, помогает ребенку ощутить конечность и что означает для родителей отношение к пониманию, чтобы они стремились «воспринять живую реальность», исходя из отношения «быть с миром».

Согласно Хайдеггеру, характер ожиданий способствует единству временности, позволяет нам представить время как оригинальное и конечное, и отвечает за раскрытие бытия, за временное время, и в этом движении родители предвосхитили смерть ребенка. Ожидание смерти показывает Дасейну, что он потерян в безличном, приводит его к возможности быть собой без основной поддержки занятой занятой, но быть в страстной свободе, свободной от иллюзий безлично-фактической свободы, некоторые из себя и движимые тоской.

Формы ДЦП

В мировой литературе предложено более двадцати классификаций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используется чаще всего классификация К. А. Семёновой, разработанная в 1968 г., в которую включены собственные данные автора и элементы классификации Д. С. Футера и М. Б. Дукер .

В выбранных сценах, хотя родители испытывали различные формы упреждающего траура через каждую свою особенность, они оба погрузились в сильную тоску, которая привела их к «основному состоянию конечности» и к смерти близких и с самой смертью. Боязнь представляет собой самосознание, актуальность времени, конечность человеческого существования и переживается как свобода для его собственной смерти, «готовность к» в непрерывном «связанном» с его собственной смертью.

Согласно Ваттимо, ожидание смерти «приравнивается скорее к принятию всех других возможностей по своей природе чистых возможностей». Размышление о возможности смерти, будь то от нас самих или от другого, вызывает муки, страдания и чувство бессилия перед лицом ситуации, которая не может быть изменена. Большинство людей, которые сталкиваются с диагнозом хронического заболевания и имеют неминуемую смерть, склонны искать религиозную поддержку.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП: двойная гемиплегия; спастическая динлегия; геминарстическая форма; гиперкинетическая форма; атонически-астатическая форма. Па практике выделяют еще смешанную форму ДЦП.

Двойная гемиплегия. Двойная гемиплегия - это самая тяжелая форма ДЦП, которая возникает при значительном поражении мозга в периоде внутриутробной жизни. Нарушены все важнейшие функции: двигательные, психические, речевые.

Согласно Мораису, идея смерти относится к некоторым элементам, среди которых знание судьбы о том, что человек - единственное животное, которое осознает свою собственную конечность; чувство одиночества; демонтаж аффективных сетей и личных отношений; возможные страдания, связанные с умирающим процессом; страх перед неизвестным и возможное отсутствие чего-то в последствии; смерть, задуманная как бессмысленный тоннель, который нигде не стал бы человеком. Согласно определениям Мораиса, мы можем связать это осознание с первой сценой, когда мать Бена осознает возможность окончательности ее сына, ссылаясь на смерть как на опыт процесса, который пугает и одинок и болезненно, проявляя озабоченность по поводу возможного одиночества, которое чувствовал бы сын, будучи ребенком, который нуждался в родителях, и поэтому они должны были максимально помочь ему в этом процессе смерти.

Функции рук и ног практически отсутствуют. Всегда преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся интенсивных тонических рефлексов (шейного и лабиринтного). Из-за повышенной активности тонических рефлексов ребенок в положении на животе или спине имеет резко выраженные сгибательную или разгибательную позы.

Столкнувшись с своей конечностью, существо может принять две позы: принятие или отвлечение. Первый облечен аутентичным характером, чувством полноты и исполнения смысла, а второй утрачен в феномене деконцентрации и отчуждения до ясной и неоспоримой определенности.

Из сцен восемь и десять, можно наблюдать, что Хайдеггер определяет как «бытие» перед лицом конечности. В этом случае, по-разному для отца и матери. Отец демонстрирует, что он отвлекся, опросив то, что было правдой, деконцентрировавшись от реальности фактов, испытывая только те проблемы, которые болезнь принесла и отменила медицинские заметки. Они ссылаются на их импотенцию перед лицом тяжести болезни Бена.

Психическое развитие детей находится обычно на уровне умственной отсталости в умеренной и тяжелой степени. Речь отсутствует: анартрия или тяжелая дизартрия.

Прогноз дальнейшего развития двигательной, речевой и психических функций крайне неблагоприятен: диагноз "двойная гемиплегия" указывает на полную инвалидность ребенка.

Напротив, мать Бена принимает позу признания перед лицом болезни ее сына, пытаясь понять оставшееся время своего существования. Он знал, что исцеление его сына невозможно, но что он должен помочь ему в процессе смерти. Хайдеггер полагает, что, столкнувшись с возможностью смерти, человек должен идти свободой и осознавать ее конец, а не намерение раскрашивать смерть, а скорее обнимать ее сознательно и в полной свободе, чтобы жить аутентичная форма. Мать Бена в пятом эпизоде ​​рассказывает о возможности того, что ребенок умирает, чтобы дать ей возможность найти смысл для этого «короткого путешествия», в котором он будет жить, пытаясь найти способ подтвердить каждый день существования ребенка.

Спастическая диплегия. Спастическая диплегия - это самая распространенная форма ДЦП, известная под названием болезни (или синдрома) Литтля. По распространенности двигательных нарушений спастическая динлегия является тетранарезом (т.е. поражены руки и ноги), но нижние конечности поражаются в значительно большей степени.

То, что характеризует референт муки, заключается в том, что угрозы не найти. Быть перед смертью вызывает тоску. Отец Бен, на сцене десять, болен, имеет кризис тревоги и заканчивает тем, что спорит с матерью. По словам Хайдеггера, эта сцена может быть связана с физическими симптомами, вызванными тоской. Речи этой сцены выражают уверенность в конечности, но есть нестабильность болезни Бена и надежды отца на что-то неопределенное. Он верит в возможность исцеления сына, даже с уверенностью в конечности Бена, стоящего перед неизвестной территорией смерти.

У детей со спастической диплегией часто наблюдается вторичная задержка психического развития, которая при рано начатом и правильно проводимом лечении к 6-8 годам может быть устранена; 30-35% детей со спастической диплегией страдают умственной отсталостью в легкой степени. У 70% наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии.

Такая мука, порожденная смертью, создает ожидания и создает теории, теологии, науки, религии, которые демонстрируют вневременность его прибытия и непредсказуемость его атак; делает смерть чем-то, что пересекает теории и ставит нас на порог наших эмоций и чувств.

Столкнувшись со смертью и мукой, которую она порождает, религиозность может быть вставлена ​​в качестве поддержки, что поддерживает существование, и которая может принести объяснения, часто обвиняя высшее существо в любом событии в жизни. В четвертой четверти, после получения диагноза Бена, родители беседуют, а мать задает вопрос о том, почему ребенок заразился этим заболеванием. Отец приписывает этому высшему быть силой исцелить его, даже если он должен дать чудо. С этим можно наблюдать вопрос о религиозности как о помощи и поддержке переживания тоски перед лицом конечности.

Тяжесть речевых, психических и двигательных нарушений варьируется в широких пределах и обычно связана со временем и силой действия вредных факторов. В зависимости от степени тяжести поражения мозга уже в периоде новорожденности слабо выражены или вовсе не возникают врожденные двигательные рефлексы: защитный, ползания, опоры, шаговые движения новорожденного и др., т.е. нарушается основа, на базе которой формируются установочные рефлексы. Хватательный рефлекс чаще всего, наоборот, усилен, так же как и тонические рефлексы: шейные и лабиринтный. Причем степень их выраженности может нарастать к 2-4-му месяцу жизни.

В религиозной литературе мы находим множество объяснений, которые переплетаются и стремятся объединить самые дифференцированные позиции относительно жизни и смерти. Темы, такие как прощение, вечная жизнь, освобождение и вера, напрямую связаны с исследованиями религиозной разработки траура.

Проблема религиозности очень всеобъемлющая, поскольку существует множество убеждений и теорий, которые позволяют использовать разные способы решения проблемы жизни и ее невзгод. В седьмой строке мать Бена размышляет о смысле смерти для нее. Он полагает, что, основываясь на своей религии, «смерть - это не конец, есть только тонкая завеса, отделяющая эту жизнь от следующей», поэтому, что считается, что теория представляет о религиозности как о поддержке и ответственности за объяснение смерти или хроническое заболевание, а также предлагать решения и поддерживать опыт таких ситуаций.

Прогностически спастическая диплегия - это благоприятная форма заболевания в отношении преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления локомоций. Ребенок, страдающий спастической диплегией, может научиться обслуживать себя, писать, овладевать рядом трудовых навыков.

Гемипаретическая форма. Геминаретическая форма заболевания характеризуется односторонним поражением руки и ноги. В 80% случаев развивается у ребенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, инфекций и т.д. поражаются формирующиеся пирамидные пути головного мозга. При этой форме поражена одна сторона тела: левая при правостороннем поражении мозга и правая при левостороннем. При данной форме ДЦП обычно тяжелее поражается верхняя конечность. Правосторонний гемипарез встречается чаще, чем левосторонний. У 25-35% детей наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 45-50% - вторичная задержка психического развития, преодолеваемая при своевременно начатой восстановительной терапии. Речевые расстройства наблюдаются у 20-35% детей.

Для некоторых религий смерть связана с спасением и встречей с божественным; для других это связано с образами, надеждой и вечной жизнью. Религиозная поддержка требует от хронического заболевания, такого как поиск духовного поставщика. Столкнувшись с диагнозом хронической болезни и возможностью конечности, в отношении религиозности некоторые люди могут восстать, чувствовать разочарование высшим я, в то время как другие могут стремиться укрепить свои убеждения и веру.

Тем не менее, поиск религиозности служит поддержкой и поддержкой, чтобы испытать опыт хронического заболевания и возможность конечности с участием человека, затронутого этим заболеванием, и их родственников. Отец Бен, в восьмой раз, явно изображает опыт религии как опору для мучительного переживания смерти сына. Он просит совета у присутствующего церковного епископа. Он говорит ей о том, что отец должен сопровождать ребенка до момента смерти, поощряя его, чтобы укрепить его, чтобы испытать, как его сын умирает.

После рождения у ребенка с такой формой ДЦП все врожденные двигательные рефлексы оказываются сформированными. Однако уже в первые недели жизни можно выявить ограничение спонтанных движений и высокие сухожильные рефлексы в пораженных конечностях; рефлекс опоры, шаговые движения, ползание хуже выражены в паретичной ноге. Хватательный рефлекс менее выражен в пораженной руке. Сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим запозданием, при этом поза оказывается асимметричной, что может привести к сколиозу.

Проявления гемипареза формируются, как правило, к 6-10 месяцам жизни ребенка, которые постепенно нарастают.

Начиная с 2-3 лет, основные симптомы заболевания не прогрессируют, они во многом сходны с теми, которые наблюдаются у взрослых.

Гиперкинетическая форма. В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гинеркинезы (насильственные движения), мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный дефект, ограниченную возможность самообслуживания, уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих.

После рождения у такого ребенка врожденные двигательные рефлексы оказываются нарушенными, в ряде случаев тонус мышц снижен. В 2-3 месяца могут наблюдаться внезапные мышечные спазмы. Нарушается формирование нормальных поз, что приводит к тому, что ребенок длительное время не может научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Очень редко ребенок начинает ходить самостоятельно с 2-3 лет, чаще всего самостоятельное передвижение становится возможным в 4-7 лет, иногда только в 9-12 лет.

Нарушения речевой функции встречаются у 90% больных, чаще в форме гиперкинетической дизартрии, ЗПР - у 50%, нарушения слуха - у 25-30%.

Интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно, а трудности в обучении могут быть связаны с тяжелыми расстройствами речи и произвольной моторики из-за гииеркинезов.

Прогностически это вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации.

Атонически-астатическая форма. Атонически-астатичсская форма ДЦП встречается значительно реже других форм, характеризуется парезами, низким тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов, нарушением координации движений, равновесия.

С момента рождения выявляется несостоятельность врожденных двигательных рефлексов: отсутствуют рефлексы опоры, автоматической походки, ползания, слабо выражены или отсутствуют защитный и хватательный рефлексы. Снижен тонус мышц. Такие больные начинают самостоятельно сидеть к 1-2 годам, ходить - к 6 годам.

К 3-5 годам при систематическом, направленном лечении дети, как правило, овладевают возможностью произвольных движений. Речевые расстройства наблюдаются у 60-75% детей, имеет место ЗПР.

Как правило, при этой форме ДЦП поражается лобно-мосто-мозжечковый путь, лобные доли и мозжечок. Характерными симптомами являются атаксия, гиперметрия, интенционный тремор. В тех случаях, когда имеет место выраженная незрелость мозга в целом и патологический процесс распространяется преимущественно на передние его отделы, обнаруживается умственная отсталость, чаще в легкой, реже - в умеренной степени выраженности, наблюдаются эйфория, суетливость, расторможенность. Эта форма прогностически тяжелая.

Смешанная форма. Смешанная форма встречается часто. При ней имеются сочетания всех перечисленных выше форм, нарушения речи и интеллекта встречаются с той же частотой. Иногда заболевание протекает как спастическая форма, а в дальнейшем появляются и проявляются все отчетливее гиперкинезы.

Степени тяжести ДЦП

По двигательному дефекту различаются три степени тяжести ДЦП при всех перечисленных формах заболевания:

Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания;

Средняя - дети нуждаются в частичной помощи окружающих при движении и самообслуживании;

Тяжелая - дети целиком зависят от окружающих.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем ранее начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она более эффективна и лучше ее результаты.

  • См.: Детский церебральный паралич: хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. СПб., 2003. С. 78-115

Детский церебральный паралич не является отдельным заболеванием, а комплексом синдромов, которые возникают по разнообразным причинам. Главным характерным признаком ДЦП является поражение головного мозга, что приводит к нарушениям двигательных способностей. Важным характерным фактором патологии считается проявление симптомов с первых лет жизни ребенка, когда происходит формирование основных функций мозга. К примеру, у ребенка подросткового возраста после полученной травмы может произойти повреждение головного мозга и начнутся нарушения двигательных функций, но такое состояние не соответствует критериям ДЦП.

Стабильность детского церебрального паралича считается еще одним признаком патологии, которая со временем не ухудшает состояние мозга, а присутствующие дефекты движений поддаются частичному исправлению. Однако исправление нарушений движений является спорным вопросом, поскольку при отсутствии необходимого ухода и методических занятий у детей могут начаться тяжелые осложнения.

Формирование ДЦП

Нарушения двигательных функций возникают при таких поражениях мозга:

  • Головной мозг изначально был нормальный, но по каким-либо причинам в его нервных клетках начались патологические изменения;
  • Первичная патология строения мозга.

Во время воздействия повреждающего фактора на нейроны образуются их дефекты. Причиной их возникновения является особенная уязвимость областей головного мозга, которые интенсивно развиваются в определенный момент. По этой причине у одних детей с детским церебральным параличом больше нарушений двигательных функций рук, у других — ног, у третьих — координации.

Распространенность ДЦП у недоношенных детей (родились до 33 недели), объясняется несовершенными артериями и незрелым мозгом. При малейшем недостатке кислорода начинается распределение крови для предотвращения повреждений мозга. Однако, маловесные дети, находящиеся на ИВЛ, не обладают таким механизмом. По этой причине при некоторые области головного мозга отмирают и оставляют после себя полости.

Причины прогрессирования ДЦП

Статистические данные гласят, что большое количество детей с ДЦП были рождены своевременно, а возникшие патологии произошли еще при беременности. Только у 10 процентов детей с ДЦП была отмечена асфиксия в родах или родовая травма. При наличии двигательных нарушений дети, болеющие ДЦП, часто страдают от нарушений зрения, слуха, психических расстройств и дефектов речи.

Существует ряд причин, которые могут спровоцировать развитие ДЦП. В первую очередь они включают факторы, которые воздействуют на ребенка внутриутробно еще в период беременности:

  • Поражение нервной системы инфекционным заболеванием ()
  • Фетоплацентарная недостаточность, которая приводит к гипоксии
  • Тяжелая форма и матери
  • Хромосомные мутации и предрасположенность плода к заболеваниям

В процесс родов также могут образоваться факторы, предрасполагающие к развитию ДЦП у новорожденных:

  • Удушение плода
  • Травма при родах.

После родов спровоцировать ДЦП могут травмы головы, инфекционные заболевания и интоксикация токсинами и медикаментами.

Разновидности ДЦП

Разнообразие признаков ДЦП привело и к расширению классификации патологии. Главной чертой разделения признаков ДЦП на формы является степень поражения мозга и количество конечностей, которые ограничены в движениях:

Синдром

Происшедшие изменения в головном мозге

Распространенные причины

Спастическая диплегия В органе есть кисты или омертвевшие участки
  • Недоношенность или небольшой вес при рождении
  • Гипоксия
  • Нарушения работы щитовидной железы
  • Инфекционные болезни
Спастическая тетраплегия
  • Большое количество очагов отмирания
  • Перивентрикулярная лейкомаляция
  • Сбои в развитии
  • Отклонения в развитии эмбриона
  • Инфекционные болезни
  • Кислородное голодание
  • Патологии щитовидки
Гемиплегия Зачастую диагностируют кровоизлияния в мозг
  • Патологии свертываемости крови
  • Отклонения в развитии и наследственные заболевания
  • Инфекции
Экстрапирамидная форма Поражается конкретный участок головного мозга
  • Тяжелая форма желтухи, которая провоцирует поражение мозга билирубином
  • Асфиксия
  • Патологии митохондрий
Спастическая диплегия

Представляет собой патологию, при которой нарушаются функции определенной группы конечностей, зачастую ног. Руки могут сохранять полное или частичное функционирование. Данная форма паралича наблюдается очень часто.

Даже незначительные патологии можно заметить у новорожденного, самые характерно выраженные симптомы начинают проявляться в период ползанья ребенка.

  • Во время ползанья ребенок синхронно двигает руками и подтягивает ноги. При возникновении тяжелых форм заболевания ползанье может осуществляться с трудом.
  • В ножках ребенка присутствует повышенный тонус, сильные сухожильные рефлексы (обнаруживаются при посещении невролога)
  • Запаздывает начало ходьбы, ребенок ходит на носочках
  • Скрещивание конечностей при поддержке под мышки
  • В тяжелых случаях ноги могут отставать в росте.

Умственные способности в большинстве случаев сохраняются, но могут присутствовать незначительные дефекты речи. Образование судорожного синдрома происходит реже, нежели при других разновидностях ДЦП. При легких формах течения патологии дети могут себя обслужить и осваивать новые умения.

Спастическая тетраплегия

Является наиболее сложной формой ДЦП, которая тяжело поддается лечению. Она появляется из-за обширных поражений головного мозга, и часто сопровождается умственной отсталостью и эпилепсией. Помимо нарушений двигательной активности во всех конечностях, проявляются следующие симптомы ДЦП:

  • У детей нарушено глотание (с рождения);
  • Гипертонус во всех конечностях;
  • Ползание и хождение значительно затруднено;
  • Очень часто присоединяются нарушения речи, зрения, умственная отсталость эпилепсия и микроцефалия.

В большинстве случаев спастическая тетраплегия сопровождается средней или тяжелой степенью умственной отсталости.

Гемиплегия

Представляет собой поражение конечностей с одной стороны (руки и ноги). После рождения все рефлексы находятся в норме, но по мере развития ребенка становится заметным, что функции конечностей слабее с одной стороны.

Сопутствующими симптомами гемиплегии являются повышенный тонус в пораженной руке (часто она согнута и прижата к телу). Ребенок почти вовремя принимает нужную позу и сохраняет равновесие. Зачастую не сопровождается умственной отсталостью, но могут появляться судороги.

Экстрапирамидная форма

Также называется гиперкинетической. Она возникает при тяжелой форме несовместимости крови матери и плода, а также при сильной недоношенности.

У ребенка также проявляются насильственные движения конечностей:

  • Хорея – быстрые и резкие движения плеч и бедер;
  • Атетоз – медленные извивающиеся движения стоп и кистей;
  • Смешанная форма характеризуется одновременным проявление хореи и атетоза.

Во время сна насильственные движения полностью отсутствуют, и проявляются лишь при стрессе или страхе.

Существует несколько форм тяжести патологии у больных ДЦП:
  • Легкая. Ребенок самостоятельно передвигается, выполняет простую работу и способен посещать обычную школу.
  • Средняя. Возможна адаптация к социуму, но лишь с помощью посторонних.
  • Тяжелая. Ребенок не может самостоятельно обслуживать себя, и постоянно требует помощи окружающих.

Методы диагностики

Как и в случае с другими заболеваниями, для социализации ребенка важна ранняя диагностика ДЦП. Родители должны внимательно наблюдать за ребенком, если он входит в одну из групп риска развития ДЦП:

  • Недоношенность и маловесие при рождении;
  • Врожденные пороки развития и низкая оценка по шкале Апгар;
  • Заражение инфекциями от матери;
  • Искусственная вентиляция легких;
  • Осложнения родов: наложение щипцов, использование вакуума.

В родильном отделении в обязательном порядке проводится тщательное обследование всех новорожденных детей для оценки рефлексов и тонуса мышц. Если существует подозрение на поражение головного мозга, дополнительно используются инструментальные методы диагностики:

  • УЗИ проводят при наличии показаний;
  • ЭЭГ назначают, если у ребенка периодически возникают судороги;
  • КТ и МРТ используют лишь при крайней необходимости. Данные процедуры позволяют обнаружить кисты, новообразования и другие патологии головного мозга.

При определении каких-либо патологий мозга, ребенку диагностируют энцефалопатию, которая в дальнейшем может спровоцировать развитие ДЦП. Однако, важно отличать естественный тонус мышц, который может быть повышен у новорожденных, от характерных признаков ДЦП, поэтому диагностикой должен заниматься только квалифицированный педиатр.

Стоит отметить, что диагностировать ДЦП у новорожденного очень сложно, хотя тяжелые формы патологии проявляются ярко уже после рождения. Впервые предположить развитие ДЦП можно в 3-4 месяца, когда теряются рефлексы новорожденного, а на их место приходить определенная двигательная активность. При наличии ДЦП все рефлексы сохраняются, что мешает дальнейшему развитию детей с ДЦП. Характерные признаки включают:

  • У ребенка нет спонтанных движений, он плохо сосет и глотает;
  • Должен исчезнуть рефлекс Моро (раскидывание ручек и ножек при поднятии вверх и опускании вниз), ребенок пытается ползти, когда его пятки подпирают рукой, у него появляется рефлекторная ходьба (перебирает ножками, если его поднять вверх).

Уже в четыре месяца можно заметить отставание в двигательном развитии ребенка, а в годовалом возрасте начинают проявляться и непроизвольные движения.

Помимо двигательных нарушений в год могут проявиться и другие симптомы ДЦП:

  • Водянка головного мозга;
  • Судороги;
  • Расстройства зрения, слуха и координации;
  • Нарушения развития речи (ее полное отсутствие, нарушение письменной речи или сложности с выговариванием определенных звуков, заикание);
  • Дефекты эмоциональной сферы;
  • Трудности с письмом, чтением, счетом.

Возможные осложнения

Патология не сопровождается дополнительным поражением мозга, но реабилитация при ДЦП может ухудшиться при формировании у ребенка неправильных поз и способа ходьбы. Если ребенок не общается со сверстниками, а родители не проводят специальные занятия для детей с ДЦП, проявления патологии могут ухудшиться и будут проявляться:

  • Сбоями в работе опорно-двигательного аппарата (постоянные сгибания рук из-за гипертонуса). В некоторых случаях непроизвольные движения конечностей являются настолько сильными, что приводят к вывихам.
  • Ребенок может ходить исключительно на носочках.
  • Искривляется грудная клетка, позвоночник или перекашивается таз.
  • При ДЦП довольно часто возникают нарушения речи.
  • Изоляция от сверстников вызывает психологические проблемы.

Способы лечения

Особенности детей с ДЦП таковы, что при определенных занятиях и усилиях они полностью адаптируются к жизни в обществе, но полностью избавиться от патологии не представляется возможным. Основной целью лечения является привитие ребенку базовых навыков, профилактика неправильного формирования позвоночника и органов опорно-двигательной системы и создание условий для полноценного развития речи и эмоциональной сферы.

Лечение ДЦП должно назначаться врачом, так как для правильной терапии нужно учитывать не только форму болезни, но я тяжесть ее течения, а также наличие умственных отклонений и других сопутствующих патологий.

Терапия ДЦП включает применение следующих средств и приемов:

Медикаменты

Назначаются противосудорожные средства и расслабляющие препараты (при наличии болезненных спазмов). Все остальные лекарства не несут никакого терапевтического действия, так как пораженные участки мозга восстановить невозможно. Также не была доказана эффективность лекарств для расширения сосудов, гомеопатических средств и ноотропов.

Массаж и упражнения

Это очень важный этап лечения, который помогает снять тонус мышц и сформировать нормальную двигательную активность в дальнейшем. Делать массаж должен только специалист, поскольку неправильное проведение процедуры может иметь негативные последствия.

Операция

В некоторых случаях детям требуется хирургическое вмешательство, в частности при ахилловом сухожилии или сильных спазмах поясницы.

Коррекция осанки

Дети с ДЦП могут принимать неправильные позы из-за отсутствия баланса мышечного тонуса. Без коррекции подобный процесс может привести к нарушениям двигательной системы. Для исправления поз используют специальные приспособления (бандажи, шины, валики и т.д.).

Другие методы лечения детей с ДЦП включают физиотерапию (для снятия болей), занятия с логопедом для коррекции речи, занятия с психологом для лучшей адаптации ребенка к социуму, а также общение с животными (например, с дельфинами).

Родители должны понимать, что заниматься с ребенком по специальной программе придется практически всю жизнь. А поскольку ДЦП проявляется широким спектром симптомов, лечением должно заниматься сразу несколько специалистов (психолог, невролог, логопед и т.д.). В крупных городах есть специальные реабилитационные центры для детей с ДЦП, в которых детей обучают всем необходимым навыкам и умениям для полноценной жизни в обществе.

Loading...Loading...