«Здравствуйте, я – ваша учительница!», или Как познакомиться с новыми учениками. Конфликты между детьми и их разрешение

УПРАЖНЕНИЕ. Составьте диалог между учителем и учеником: (вопросы учителя)

Составьте диалог между учителем и учеником: (вопросы учителя)

Иванов, что ты вчера натворил?

Вчера после занятий?

Вы затеяли скандал и драку.

Имейте виду для вас это плохо кончится?

А где же вы были?

Затем повторите этот диалог так же как и впервые. С теми же словесными воздействиями.

Органическое творчество рождения слова происходит не через память, а через сердце. Поэтому ваш текст должен выражать не только цель, но и чувство, при этом не забывать про художественность. А если через сердце то одна и та же сцена не может быть повторена дважды без всяких изменений, как точно не была она простроена. Здесь и появляется место актёрской настоящей импровизации.

УПРАЖНЕНИЕ

Надо сделать событие. Естественно оно должно состоять из действия и противодействия. Работают двое. Затем научиться отыгрывать событие. Затем учимся выражать отношение к событию. Например: резкое осуждение, мягкий упрёк, наставление, отчуждённость, сожаление, строгость, сочувствие. Каждое изменение ведёт к изменению логики действия поведения и появлению новых окрасок в действии.

Надо знать что активность нападения в действии определяет и активность обороны или контрнападения, а это в свою очередь меняет тактику нападающего. Как говорил Гоголь, - Тон вопроса, даёт тон ответа». Действие станет тем активнее, чем больше вызовет сопротивление.

Также не забывать что речь актёра зависит ещё и от окружающей среды, от обстоятельств, которые идут либо как шлейф либо сопровождают речь.

УПРАЖНЕНИЕ

Двое сочиняют диалог. А потом выдают этот же диалог под разными обстоятельствами: первое любовное знакомство, любовное объяснение, расставание перед долгой разлукой, примирение после ссоры, первый выход на улицу после болезни, неожиданная встреча на дороге.

Тема : ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – ОСНОВА СЛОВЕСНОГО ДЕЙСТВИЯ. СОЗДАНИЕ КИНОЛЕНТЫ ВИДЕНИЙ

Словесное действие вытекает из физических действий и не отрывается от него. Они работают одновременно. Допустим нельзя скомандовать вперёд при это пятиться назад.

Если текст идёт с одной целью, а физика не соответствует цели то это ложь, если конечно это делается не специально по роли.

Словесное действие всегда опирается на физическое, более того физическое действие предшествует словесному, т.е. идёт раньше слов. И если вдруг на сцене слова опережают действия физические происходит нарушение органичности и тогда речь превращается в механичность, т.е. демонстрацию выученного текста.

Педагогический совет "Учитель и ученик в творческом диалоге"

Цель: Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов культурно-образовательного пространства школы и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности .

Задачи:

Оформление:

Презентация (приложение 7);

Высказывания (приложение 1);

Карточки для игры «Life comics» (приложение 2);

Проектор, экран, монитор;

Видеоматериалы фрагментов уроков: урок обществознания в 6 классе , урок математики в 8 классе , урок химии в 11 классе , урок литературы в 4 классе

Вопросы для обсуждения (работы в микрогруппах) (приложение 6);

Проект «Профессионального Кодекса Учителя школы» (приложение 3);

Тест «Диалогичная ли Вы личность?» (приложение 4).

Эпиграф

Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем

М. Булгаков

Ход заседания

Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем

М. Булгаков (слайд).

1. Психологический настрой: игра «Life Comics» (создаем комиксы)

Люди часто испытывают трудности в общении. Я предлагаю провести игру, она как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.

Участники игры делятся на пары. Анализируют представленную на картинке ситуацию. Сначала каждая пара репетирует свой диалог. А потом должна показать свой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом, каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться (слайд ).

1. Анализ ситуации

Между кем идёт разговор?

О чём они разговаривают?

2. Работа над диалогом

Составьте диалог.

Прочитайте и разыграйте диалог

Мы все убедились в том, что вы прекрасно умеете общаться, т. е. слушать друг друга и отвечать терпеливо друг другу.

2. Вступительное слово заместителя директора по УВР

Тема нашего педсовета "Учитель и ученик в творческом диалоге". Цель: Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов культурно-образовательного пространства школы и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности.

Задачи:

1. Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы;

2. Сформировать у педагогов представление об учебном процессе как основе сотворчества педагога и учащегося, о диалоге как основе обновляемого образования;

3. Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов в культурно-образовательном пространстве школы;

4. Разработать «Профессиональный Кодекс Учителя нашей школы».

Знакомство участников с результатами тестирования среди учащихся (слайд) .

Чтобы узнать, как же наши старшеклассники умеют общаться, слушать и слышать, как они относятся к себе, было проведено анкетирование «Умеете ли вы слушать?» и «Любите ли вы себя?» Опрошено 13 человек. Результаты 1 анкеты: 40,5% школьников не идеальные слушатели, но все же с ними приятно общаться. В большинстве случаев это - внимательные, тактичные собеседники; 59,5% - отличные слушатели и интересные собеседники. Результаты 2 анкеты: 40% школьников любят себя, значит, любят и других, что в большой степени предопределяет их успехи и жизнерадостность. Благодаря этому, получают от окружающих положительные стимулы, и корабль их жизни плывет под парусами. Чувствуют свою необходимость и считают, что жизнь имеет смысл, во всяком случае, способны придать ей необходимый индивидуальный смысл. Умеют оценивать достоинства других. Помогает им и то, что они считают себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями; 60% - трудно сказать про них, любят ли они себя. Наверняка просто редко думают об этом. Они не всегда используют все свои способности, обращая чрезмерное внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызвать у них минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.

3. 1. Теоретический ввод

Немного о понятии творческого диалога, о характерных признаках диалоговых отношений расскажет учитель начальных классов

Актуальной проблемой современности является восстановление целостности единства обучения и воспитания. Первый существенный шаг по приближению обучения в школе к особенностям современного диалогичного мышления в науке и культуре был сделан проблемным обучением. Центральным звеном усвоения знаний стала постановка перед учащимися проблемы, организации особых проблемных ситуаций, для решения которых у учащихся не было готовых средств. Это потребовало от учащихся не просто воспроизведения эталонных способов мышления, а поисковых действий по решению проблем.

Предзаданность ответа ограничивает сознание рамками готовых образцов, предаваемых учителем. Противостоять такой ситуации может идея множественности (множественность вариантов, путей исследования, ответов и др.), открывается для ученика тогда, когда он, например, будет опровергать или доказывать точку зрения другого ученика, или учителя, или свою. Задача учителя - создать ситуацию удивления: почему так, а не иначе? А потом дать возможность ученику «открыть» возможность существования множества если не решений, то подходов к ним, точек зрения.

подчеркивал, что учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и свой собственный мир, выражает сам себя. Подчеркнуто обезличенная манера (стиль) изложения может быть уместна как дидактический прием, но она заведомо ущербна как стиль, принцип взаимодействия и общения учителя с учащимся. Гораздо плодотворнее открытая позиция учителя, которая при определенных условиях вызывает у школьников ответное желание раскрыться.

Когда учитель передает учебный материал, пропуская его через призму своего восприятия, личного опыта, он тем самым моделирует определенное отношение к этому материалу учащихся (2 слайда). Есть пять условий значимого учения по К. Роджерсу):

1) Первое касается наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы учащимся в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить.

2) Второе условие обозначается как "реальность личности учителя", который должен быть конгруентным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками.

3) Третьим условием является принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его чувств. К. Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику.

4) Четвертое условие касается позиции учителя в отношении к источникам и способам получения знаний. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их учащимся. Обучение не должно быть директивным, ученик должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы.

5) Наконец, пятое условие значимого учения состоит в необходимости учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. "Его обучение должно строиться на том, что ученики взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание творить. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций"

Содержание образования развертывается в контексте культуры учителя и ученика. При этом реализуются специфические отношения между их сознаниями, а само понимание становится результатом сотворчества. Чтобы обеспечить понимание, учителю необходимо раскрыть не только значение того или иного элемента содержания образования, но и его смысл в контексте и в связи с другими элементами «чужого» и личного опыта: знаний, умений и навыками, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений. Контекстуальные же смыслы существуют лишь в сфере субъектно-субъектных отношений, т. е. в диалоге. Давайте посмотрим и сравним традиционную и личностно-ориентированную системы образования (слайд).

Диалогические отношения в обучении предопределены не только природой (происхождением) содержания образования, но и самим процессом обучения. Вследствие своей универсальности диалог - не фрагмент учебного занятия, он не заканчивается с той или иной учебно-познавательной ситуацией, независим от нее, хотя ее подготовлен. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-учебник», «ученик-компьютер» - это диалог человека с человеком, а не обучающего и обучающегося. В диалоге исчезает жестко закрепленные социальные роли «учителя» и «ученика». «Движущими силами общения должны быть обе стороны - и взрослые, и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы, и творимые».

Взаимодействие учителя и учащихся на уроке является центральным звеном в педагогике сотрудничества. Педагогическая идея творческого сотрудничества определяет новые методы обучения, способы воспитательных коллективов , отношения между взрослыми и детьми, самими детьми. Идеи педагогики сотрудничества зрели давно, они развивались в работах прогрессивных педагогов-мыслителей прошлого, развиваются и сегодня, это непрерывно развивающаяся концепция.

Диалог в обучении между учителем и учеником - это не только спор, полемика, дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта. Он дает множественность ракурсов, на пересечении которых проявляется, по, «доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла, согласие, наслаивание смысла на смысл, голоса на голос, усиление путем слияния (но не отождествление), дополняющее понимание, выход за пределы понимаемого». Перед вами структура урока-диалога (2 слайда).

Во власти учителя создать гармонию или диссонанс опыта учащихся со своим собственным и с опытом науки.

Говоря словами Януша Корчака, пусть обучением движут вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Пусть в сотворчество учителя и ученика, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и ученика и учителя.

Познакомит вас с системой воспитания и обучения педагога-новатора (слайд). Он большое внимание уделил теме «Ребенок и взрослый в творческом диалоге», раскрыл главные личностные качества учителя.

3.2. Система воспитания и обучения Шалва Александровича Амонашвили.

Известный педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики. Доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

Разработанная им система воспитания и обучения - «педагогика целостной жизни детей и взрослых» - строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчества и сотрудничества педагогов с детьми.

Гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни.

Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т. п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.

Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными (слайд ).

* Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого (слайд ).

* Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании (слайд ).

* В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития (слайд ).

* В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни (слайд ).

4. Просмотр видеоматериала фрагментов уроков (слайд ).

Учить и воспитыватьэто как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Какой должна быть эта соединяющая мысль? Вашему вниманию предлагается просмотр видеоматериалов фрагментов уроков (видеофайлы).

Урок химии в 11 классе (учитель) – это урок сотрудничества, на котором у всех всё получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперед по дороге познания.

Урок обществознания в 6 классе (учитель) – здесь каждый урок – открытие. Оно-то и ведет на урок и ученика, и учителя, вселяя обоюдную радость творчества, сотрудничества, заинтересованное отношение к необычному.

Урок математики в 8 классе (учитель) – пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научиться трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремится педагог, организуя свои уроки.

Урок литературы в 4 классе (учитель) – доброта и любовь к детям не позволяют грубо обращаться с ними, ущемляя их самолюбие и достоинство, кричать на них и пугать, не замечать огорчений и не радоваться успехам каждого из них, не приходить к ним на помощь без замедления.

5. Работа в микрогруппах (5 микрогрупп) - слайд.

Итак, вы посмотрели умение учителя и учеников общаться в творческом диалоге в нашей школе, на наших уроках, давайте обсудим, так нужен ли все-таки диалог?

Вопросы для обсуждения :

Сегодня в подавляющем большинстве случаев дети на уроках молчат, даже на так называемых устных предметах. Тем самым ребенок не получает навыка высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, размышлять вслух, учиться говорить на публике. Как вернуть диалог на уроки?

Какова функция учебника в диалоге на уроке? Современный учебник - ретранслятор (активный) научных знаний. Как сделать его «собеседником»?

Чем помогают, а что разрушают на уроке модные технические средства обучения (интерактивная доска, презентации и т. п.). Каковы разумные границы применимости этих средств для пользы дела?

Какими новыми компетенциями должен обладать учитель, будучи посредником в осуществлении диалога ученика и социума?

Диалог на уроке это хорошо или плохо? Возможно ли отрицательное воздействие воспитания в диалоге?

Представление каждой микрогруппой выработанного мнения.

6. Работа в группах:

Вашему вниманию предлагается «Профессиональный Кодекс Учителя школы», послушаем Проект «Профессионального Кодекса Учителя»

Преамбула.

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса - определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Общие положения.
Раздел 1.

1.1.Источники этики учителя.
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права , а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2.Принципы этики учителя.
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: гуманность; законность; демократичность; справедливость; профессионализм; взаимное уважение.

1.Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников
2.Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
3.Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
4.Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
5.Учитель соблюдает правила русского языка , культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
6.Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки , ни ее дача.
7.Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а так же свое рабочее время для личных нужд.

Взаимоотношения учителя с учениками .
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учитель должен стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом.

3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь , уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения.
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации образовательного учреждения. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы образовательного учреждения. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников

3.21. Учителя должны уважительно и дружелюбно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений целей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством.

3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Принимаем мы его или нет? Дополнения, исправления.

Разработка «Профессионального Кодекса Учителя школы»

Обобщение предложений о создании Профессионального Кодекса Учителя школы (6 слайдов ).

7. «Диалогичная ли Вы личность?» (слайд).

Тест для учителей

Ключ к тесту:

а) – 1 балл; б) – 2 балла.

Монологичная личность (слайд ).

Если вы набрали от 17 до 21 балла, то, скорее всего, вы не нуждаетесь в других людях как собеседниках и интересных, самобытных личностях, у которых можно чему-то поучиться. Вас больше волнует то, какую выгоду (лучше – материальную) вы могли бы получить от конкретного человека или от деятельности. Наверное, вы недовольны окружающей действительностью и считаете, что часто к вам относятся несправедливо. В большинстве случаев вы недопонимаете кого-то или вас недопонимают. Когда к вам приходит успех, вы не хотите делить его ни с кем. Чужое мнение, если оно не совпадаете с вашим, раздражает вас. Видимо, вы монологичны, и подлинная, глубокая, созидательная “встреча” с самим собой, со своим “Я” у вас еще не произошла. Это не значит, что вы плохой человек – просто, как нам кажется, вы не узнали еще одну радость жизни – радость диалогического взаимодействия с миром.

Мотивационно-диалогичная личность (слайд ).

Если вы набрали 22–29 баллов, то можно предположить, что вы стремитесь к гармонии с миром и с самим собой. Вам хотелось бы жить с людьми в мире и согласии, но часто этому мешают какие-то обстоятельства или люди недостаточно готовы идти вам навстречу. Вам пока еще трудно найти свое место в команде, наступив “на горло собственной песне”, вы не получаете удовлетворения от коллективного дела и общения с людьми. У вас есть желание стать диалогичной личностью, но вы пока еще не очень хорошо знаете, как это следует сделать, боитесь ущемить свою независимость. Может быть, вам надо научиться слушать “чужой” голос (дело не в том, чтобы уметь молчать, а именно – слушать и слышать).

Диалогичная личность (слайд ).

Если при подсчете у вас оказалось 30–34 балла, то вполне можно считать вас человеком, рядом с которым всем уютно. И самому с собой вам тоже очень комфортно. Хотя это не означает, что вам известны ответы на все вопросы. Просто вы способны услышать правду другого, не привыкли сваливать вину на других и в любом деле в первую очередь спрашиваете с себя. Вы знаете, что часто нельзя изменить обстоятельства, но можно изменить свое отношение к ним. Без лишней суеты вы пытаетесь решать проблемы, выходить из конфликтов. Наверное, вас очень любят в коллективе и многие втайне мечтают научиться жить также, как вы: содержательно, интересно, бесконфликтно, в согласии с миром и с людьми, с интересом к собственному самосовершенствованию.

8. Итог.

Педагогика как наука необычайно сложна. И сложность её, прежде всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч её компонентов. Мера же ответственности её – человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни.

9. Решение: Педагогам школы

Принять «Профессиональный Кодекс Учителя школы» и руководствоваться им. опираясь на полученные в ходе педсовета знания, умения, навыки, стремиться овладеть ими. в учебном процессе взять за основу сотворчество педагога и учащегося.

10. Рефлексия "ЗАВЕРШИ ФРАЗУ"

Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить какую-либо фразу.
Например:

«Я пришел сюда...»;
«А знаете ли вы, что...»;
«А еще хочу сказать, что...»;

«Если бы я был учителем, то я...» , «Я хочу пожелать…», «Я хочу предложить…», «Сегодня мне понравилось…», «По моему мнению, не получилось…», «В своей работе буду использовать…».

Диалог это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Обратите внимание на последовательную связь реплик, образующих диалогическое единство в следующем примере, где вопросно-ответная форма предполагает логическое следование от одной темы, затрагиваемой в диалоге, к другой. (Отрывок из книги «Домашняя лаборатория»):

Мысль об оборудовании домашней химической лаборатории Род и постарался высказать самым решительным образом.

- Только этого нам в квартире не хватало,- строго сказала мама. После небольшой паузы пояснила: - Химия - это вонючие газы, взрывы, пожары и ядохимикаты.

Рут, младшая сестренка, смекнув, что «химия» - вещь интересная, радостно захлопала в ладоши.

Папа, как всегда, занял нейтральную позицию и уткнулся в газету. Правда, через минуту он выглянул из-за листа и изрек;

- Твое предложение, Род, надо хорошенько продумать и обсудить.

Рода поддержал Пал, студент химико-биологического факультета педагогического университета:

- Настоящую химическую лабораторию оборудовать дома довольно сложно. Для этого необходимы отдельная комната, сложное оборудование, посуда, химические реактивы и многое другое. Однако устроить небольшой уголок юного химика несложно.

- Если мама разрешит,- продолжал Пал,- мы сделаем рабочее место на балконе. На стене повесим старый кухонный шкафчик для реактивов и посуды. Вместо химического стола можно поставить тумбочку.

В этом примере мы можем выделить несколько диалогических единиц, объединенных общей темой. Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие).

Выделяются три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Покажем это на примерах.

Первый пример– диалог учителя и ученика во время проверки домашнего задания:

Учитель вызывает ученика (как выясняется потом, невыучившего урок) к доске:

- Коля, иди к доске, запиши уравнения реакций, характеризующие свойства серной кислоты.

- Я сегодня не выучил уроки.

- Когда уже ты, Сидоров, возьмешься за ум? Садись два!

Второй пример–разговор двух педагогов – пример диалога по типу сотрудничества (оба учителя обеспокоены слабыми результатами в учебе ученика Сидорова и стремятся разрешить проблему совместными усилиями):

- Сидоров сегодня опять отказался отвечать у доски. Как заставить его учиться нормально?


- Можно поговорить с его родителями.

- А, мне кажется, надо его заинтересовать небольшим творческим проектом. Потом после завершения проекта похвалить при всех и настроить на дальнейшую учебу в нужном русле.

Третий пример диалога представляет диалог-равенство, когда участники диалога ведут беседу, не направленную на достижение какого-то конкретного результата (как, например, в предыдущем диалоге):

- Какие опыты лучше всего использовать при изучении скорости химической реакции?

- Здесь можно показать, какие факторы влияют на скорость.

- Да, но у меня нет всех реактивов, которые рекомендованы в методической литературе.

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также в школьной, научной, публицистической, художественной и официально-деловой речи.

В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя не выражаемую словесно информацию за счет невербальных средств общения – интонации, мимики, телодвижений, жестов. Однако для развития речи учащихся в школе следует все же учителю использовать полные предложения, а от учеников требовать по возможности полные ответы на поставленные вопросы.

Основными формами диалога в школе являются различного вида беседы.

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.

Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно, прежде всего, для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен, прежде всего, учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.

К разновидностям информационной речи относят объяснение учителя, лекции, сообщения, доклады.

Приведем пример информационной речи учителя при изучении темы «Аммиак». Учитель : И водный раствор аммиака, и соли аммония содержат сложный ион - катион аммония NН 4 + , играющий роль катиона металла. Он получается вследствие того, что атом азота, имея свободную (неподеленную) электронную пару, может образовывать еще одну дополнительную ковалентную связь с катионом водорода, переходящего к аммиаку от молекул кислот или воды. Такая связь называется донорно-акцепторной связи.

Запишите схему образования донорно-акцепторной связи на примере иона аммония (слайд):

Убеждающая речь обращена, прежде всего, к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. В качестве примера приведу вступительное слово учителя при изучении темы «Аммиак».

Учитель: Ребята, вы, вероятно, знаете, что стратегические запасы продовольствия государства на случай чрезвычайных ситуаций хранятся на огромных складах-холодильниках. В качестве хладагента там применяется аммиак. Аммиак – важнейшее соединение азота, имеющее широкое практическое применение и в других отраслях производства, в медицине и даже в быту. Поэтому знать свойства этого вещества, уметь применять его на практике должен каждый грамотный человек. Запишите тему урока: "Аммиак. Соли аммония".

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. В школе этот вид речи имеет особое значение, так как педагоги практически на всех этапах учебно-воспитательного процесса побуждают учащихся к определенным действиям.

В качестве примера привожу фразы учителя при подведении итогов объяснения и закрепления знанийна уроке.

Учитель: -Запишите формулы следующих веществ: сульфат аммония, фосфат аммония, гидрофосфат аммония, дигидрофосфат аммония.

- Запишите уравнения реакций следующих превращений: Азот → аммиак → монооксид азота → диоксид азота → азотная кислота → нитрат аммония.

Монолог учителя на уроке – это форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, т. е. все то, что может повысить коммуникативную активность учащихся, вызвать их ответную реакцию, активизировать мышление и внимание.

Рассмотрим особенности построения монологической речи учителя химии при объяснении нового материала на конкретном примере (предполагаемые ответы учащихся даны в скобках, подчеркнуты).

Учитель: Прежде всего, изучим строение молекулы аммиака NH 3 , которая состоит из атомов азота и водорода.

Еще раз рассмотрите схемы строения атома и молекулы азота (в тетради зарисовали на прошлом уроке).

- Какое число электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома азота? (Пять ).

- Назовите число валентных электронов, принимающих участие в образовании химической связи в молекуле азота. (Три электрона ).

Рассмотрим электронное строение молекулы аммиака (слайд ).

Запишите схему в тетради:

- Каков вид химической связи в молекуле аммиака? (Ковалентная полярная связь ).

- К какому атому в молекуле аммиака будет смещена электронная плотность и почему? (Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота, в результате смещения электронных пар возникает полярная ковалентная связь ).

Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Тема: «Организация учебного диалога на уроке»
Л.С. Выготский говорил: «Наш ребенок бы и знал, и умел, и мог, но главное, что он прежде всего не хочет». Нет мотивации ничего не получится. Поэтому мотивацию развития личности ставят во главу всего понимания новых образовательных стандартов. Ученик будет иметь положительную мотивацию если на уроке ему будет интересно.

Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества».

Для достижения данных целей незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.

Диалог (от греческого разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Обучение учащихся ведению диалога в начальной школе включает в себя 3 этапа:
- Обучение учащихся постановке вопросов:
- Обучение учащихся работе в группе, парах;
- Обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.

Организация данной работы начинается на кружках внеурочной деятельности, где детей учат работать в паре, группах, умению задавать вопросы, вести беседу и т.д «Я учусь в школе», «Маленький исследователь».

Практическая работа.
- Какие слова мы обычно используем, задавая вопрос? (Кто? Что? Где? Как? Почему?) (слайд)
- Давайте проверим, умеете ли вы задавать вопрос.

Задание 1.
Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе? (На слайде появляется предмет... Нужно задать к нему как можно больше разных вопросов.) (слайды)
Задание 2.
Найди загаданное слово.
Учитель загадывает слово, которое он держит в тайне. Учащиеся задают вопрос, который предусматривает ответ «да», «нет».
Цель: показать детям логическую связь, объединяющую все вопросы.
Например: это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов дети угадывают задуманное учителем слово - это кошка. (Слова могут быть взяты из разных областей.)

Правила работы в диалоге:
. Отвечать на поставленный вопрос
. Каждый имеет право на свою гипотезу
. Каждый имеет право критиковать гипотезу другого
. Каждый имеет право поддерживать гипотезу другого

Учебный диалог имеет свои особенности:
. наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
. наличие двух и более собеседников;
. возможности свободного изложения материала, отстаивание своей точки зрения;
. наличие обратной связи;
. наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом,учителем и учеником.

Учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях:
. Он ставит учебную задачу
. Он является активным участником диалога
. Он помогает детям в формулировке ответа.

В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:

Учитель-класс (вопросно-ответный диалог) - характерен для беседы.

Он имеет следующую структуру:
1. Сообщение темы.
2. Постановка учебной задачи.
3. Совместный поиск решения учебной задачи; выслушивание разных точек зрения собеседников; корректировка.
4. Получение совместного окончательного решения.
5. Обобщение.

Постановка учебной задачи (Фрагмент урока Бегишевой Галины Николаевны)

Учитель: Один ученик придумал задачу и утверждает, что ее можно внести в «Сборник задач». Прочитайте ее. Стоит ли вносить эту задачу в «Сборник»? Ответ покажите сигнальными карточками («да» - зеленый цвет, «нет» - красный цвет, сомневаюсь - желтый цвет.)
У каждого ученика на парте имеется карточка с текстом.

Текст задачи. Выехали одновременно две машины. Одна красная, а другая зеленая, одна машина - маленькая, другая большая. Красная машина ехала со скоростью 600 км/ч, а большая зеленая машина со скоростью 800 км/ч. Пассажиры ехали, весело разговаривали и не заметили, как проехали 4 часа. Куда приехали пассажиры, и сколько их было?
Учитель: Я вижу, что среди вас много сомневающихся. Почему?
Ученики: Вряд ли это задача - ее текст очень длинный.
И в нем много лишних слов.
Какая разница, какого цвета машины!
И почему нужно знать, что пассажиры весело разговаривали!
И скорости у машин ненастоящие: с такими скоростями летают только самолеты.
И вопрос задачи какой-то странный…

Учитель: У многих из вас возникли сомнения. Давайте внимательно исследуем текст задачи. (Дети соглашаются.)
Учитель: Что должно быть в любой задаче?
Ученики: Условие и вопрос, на который надо найти ответ.
Учитель: Данный текст похож на задачу на движение?
Ученики (неуверенно): Наверное, похож, ведь в тексте говорится о скорости, о времени…
Но ничего не говорится о расстоянии, которое прошли машины…
Учитель: Что еще вы заметили в условии задачи?
Ученики: В условии есть лишние данные - цвет и размер машин. А от этого ведь решение задачи не зависит.
Есть и недостающее данное - не сказано, в каких направлениях движутся машины.
Еще - странные скорости машин.
Учитель: Что скажете о вопросе задачи?
Ученики: На такой вопрос по данным условия нельзя ответить.
Вопрос не соответствует условию задачи.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: Такую задачу в «Сборник» записать нельзя.
Ее надо исправить.

Ученик - класс. Ученик обобщает, систематизирует полученные на предыдущих уроках знания и выступает как носитель информации (дискуссия, групповой диалог).

Пример организации учебного диалога.
- Дайте характеристику слова стекло!
- Все ли согласны с данной характеристикой? Коллизия (Стекло имя сущ., стекло глагол)

Задание для работы в группе.
Придумайте еще слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное грамматическое значение. (пила - пила)

Ученик-ученик (внутриструктурный диалог) - применяется при работе в парах, группах, коллективном диалоге, споре.

Учебное задание для коллективного диалога в группах.

Даны картинки с животными: Белый медведь, бурый медведь, заяц, мышь, чайка, пингвин.
Распределите данных животных по природным зонам.

Что произойдет если мышь поселить в арктическую пустыню, а пингвина на берег Азовского моря?

Распределите в группе кто будет отвечать на первый вопрос, кто на второй.
Постарайтесь, чтобы ответ был кратким, но доказательным.

Учитель-ученик - беседа, дискуссия.
Люди говорят: «Там, где есть вода, есть жизнь».
Почему? (Потому, что без воды не будут расти растения, не будет животных и людей)
Около рек, озер и других водоемов растут растения, поселяются животные.
А почему же встречаются растения в горах, на лугах, в пустынях, в местах далеких от водоемов?
(потому, что растения растут везде, потому, что в земле есть вода, от дождей).

Тайга бы не была тайгой, если бы заросли леса не перемежались болотами.
Раньше в природе все было одушевленно. Болото имело своих духов Идешь по лесу никого … и вдруг тебе кажется, что кто-то окликает тебя, зовет - уж не леший ли? Леший - лесной дух, очень любят лешие прятаться в стволах деревьев. С виду дерево как дерево, а в стволе леший сидит.
Самые переувлажненные участки болота называются топи. Немало людей и животных погибло - не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечестью.
Люди пытались задобрить духов, оставляя хлеб, ягоды.
- Почему так происходило? (ответы детей)
- Если люди не могли объяснить многие явления происходящие на болоте. Откуда в темноте появляются огни, Слышны стоны. Почему исчезают люди на болотах, почему тогда люди селились рядом с болотами?
С одной стороны болото беда, а с другой кладезь добра.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Выделяют еще один вид диалога ученик-учебный материал - встреча субъекта и учебного материала. «Мне это известно…», «Мне это знакомо … интересно или неинтересно»

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы.
1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?
2. В чем мы не достигли успеха и почему?
3. Отклонялись ли мы от темы?
4. Все ли принимали участие в обсуждении?
5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?

В системе уроков-дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.

Помню, как во время своей учёбы в школе, кино было разновидностью дополнительного образования. Целым классом мы ходили в кинотеатр, потому что фильм давал больше, чем урок. Можно рассказывать о войне, а можно посмотреть «А зори здесь тихие…» — фильм без назидания, после которого ясно понимаешь, что люди не зря отдавали жизнь…

Со временем оформилось новое особое направление в образовании – кинопедагогика. Кинопедагогика — это отрасль науки о закономерностях, формах и методах воспитания человека экранными искусствами. Она призвана открыть детям кино как искусство, воспитать грамотного зрителя, научить детей анализировать информацию, правильно её воспринимать, обрабатывать и делать выводы из полученной информации.Не секрет, что дети сегодня очень часто смотрят видеоролики, фильмы в интернете, по телевидению как развлекательного, так и воспитательного характера. Темпоритм жизни у современных школьников кардинальным образом влияет на их восприятие. Ребенок склонен напрямую перенимать из телепередач и фильмов модели поведения, имитирующие жизнь. Только проверяя их на практике, он приходит к выводу, что эти модели для жизни непригодны, они существуют для других целей. А иногда и не приходит, и воспринимает данные модели как единственно правильные и актуальные. Ведь не на любом фильме можно воспитать ребёнка. Существует лишь маленькая часть замечательных киношедевров, на которых выросло не одно поколение. Это фильмы, которые учили и учат дружить, любить, отличать добро от зла. Настоящие помощники для педагогов. Считаю, что коллективный просмотр фильма с дельнейшим его обсуждением пробуждает у детей любовь к киноискусству, дети охладевают к гаджетам. Кинопедагогика — это эффективный диалог учителя и ученика.

После того, как мы провели открытый урок на тему: «Произведения А.С.Пушкина» с использованием видеороликов, записанных детьми дома (читали наизусть стихотворения, отрывки из сказок А.С.Пушкина), мною сегодня в классе был организован просмотр ледового шоу «Руслан и Людмила» по мотивам одноимённой поэмы А.С.Пушкина, написанной в духе и по мотивам старинных русских сказок и былин. Ребята с восторгом приняли эту волшебную сказку в стихах, переживали за красавицу Людмилу, с замиранием сердца следили за приключениями князя Руслана и желали ему победы над злобным Черномором.

У вас может возникнуть опасение того, что мы обучим ребенка кино смотреть, он читать бросит… Не волнуйтесь, все будет отлично! После просмотра, у моих третьеклассников возникло желание перечитать поэму, выучить отрывок наизусть. Кино — тоже текст, у которого есть автор, желающий что-то сказать. Чтобы понять человека, стоящего за текстом, нужно понять киноязык. Кино — многоуровневый текст, включающий в себя знание многих текстов. Главное, чтобы у ребенка возникали вопросы, чтобы шел поиск. Обсуждение фильма может быть переведено на личностные проблемы, на мировоззренческий уровень. Дискуссионный клуб — это очень интересная форма для учеников. К письменному тексту дети привыкли, а текст кино только учимся понимать.Также хочу сказать и о здоровьесберегающих технологиях, как о совокупности форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка. Классифицируя здоровьесберегающие технологии, специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, выделяют технологию обучения здоровому образу жизни. После просмотра ледового шоу, у ребят возникло желание заниматься фигурным катанием. А после того, как мы с детьми в кинотеатре посмотрели фильм «Движение вверх», возник огромный интерес к баскетболу: родители купили детям баскетбольные мячи, нашли место для крепления колец.

Смотрите с детьми хорошие фильмы, обсуждайте их, делитесь мнениями и эффект не заставит себя ждать!

Учитель начальных классов Демченко М.И.

Loading...Loading...