Могут ли восстанавливаться нервные клетки. Нервные клетки восстанавливаются! Можно расслабиться. Правда ли, что нервные клетки не восстанавливаются

Многих пациентов интересует вопрос, восстанавливаются ли нервные клетки. Данный процесс зависит от множества факторов, именно знание особенностей гибели и способов восстановления нервной системы, способствует сохранению здоровья нервной системы.

На состояние нервных клеток влияет множество факторов. Пациентов беспокоит роль возраста в скорости гибели нервных клеток, а также восстанавливаются ли нервные клетки у человека в зависимости от возраста. Ученые сделали вывод, в результате проведённых исследований, что в зрелом и пожилом возрасте степень разрушения и повреждения нервных клеток несколько снижена, по сравнению с молодыми людьми. Во многом данных процесс объясняется снижением количества поступающей информации, а также отсутствием необходимости мозга ее воспринимать и анализировать. Пациенты не сталкиваются с ежедневными перенапряжениями и стрессовыми ситуациями. В результате количество нервных клеток, которые необходимы для того, чтобы реализовать полученную информацию сокращается.

Отличительной особенностью для лиц взрослого населения является более быстрая скорость передачи нервных импульсов. В результате данного фактора отмечается лучший характер межнейрональной связи.

Тем не менее, в пожилом возрасте происходит быстрый процесс старения и гибели нейронов при отсутствии необходимости в запоминании информации, а также необходимости обучения. Скорость гибели данного клеточного состава зависит от уровня физических и интеллектуальных нагрузок и необходимости общения в различных коллективах. Для того, чтобы решить вопрос о том, как помочь нервной системе восстановиться, требуется регулярно получать новую информацию и анализировать ее.

Гибель нервных клеток в детском организме

Особенностями эмбриогенеза человеческого организма являются заложение большого количества нервных клеток на этапе внутриутробного развития. Постепенно, ещё до рождения ребёнка, происходит гибель нейронов. Данный процесс является физиологическим, и он не носит в себе патологического характера. При вопросе о том, восстанавливается ли нервная система, необходимо учитывать особенности их развития в эмбриональном периоде.

До момента рождения наблюдается гибель большого количества нейронов, что не сказывается на общем самочувствии ребёнка и уровне его дальнейшего развития.

В первые годы жизни происходит максимальное поглощение информации и возрастает нагрузка на клеточный состав для осуществления анализа. Именно за счёт большого объёма информации происходит уничтожение функционально неактивных элементов. После их гибели идёт увеличение размера клеток, усиление новых связей и компенсация новых связей.

Факторы, влияющие на гибель нейронов

Пациентам, которые обеспокоены гибелью нервных клеток необходимо учитывать не только факторы, влияющие на состояние психического здоровья, но и влияние патогенных воздействий, способных ухудшать физическое здоровье.

Среди основных факторов, влияющих на физические показатели здоровья и способные вызывать избыточную гибель клеточного состава нервной системы выделяют:

  • Качество воздуха. Для осуществления полноценной работы мозгу требуется регулярное поступление воздуха, содержащего достаточное количество кислорода. Именно кислород необходим для полноценной работы головного мозга, в частности корковых структур. За счёт загрязнённого воздуха с большим количеством выхлопных газов и пыли, происходит вдыхание воздушной смеси, содержащей более низкий процент кислорода с примесью различных химических элементов. Именно поэтому, люди, живущие в местности с высоким процентом загрязнения воздуха, часто отмечают развитие головных болей, расстройств памяти, а также усталости и слабости. За счёт длительного и регулярного влияния данного фактора отмечается развитие постоянных изменений в мозговых структурах с уничтожением клеточных элементов.
  • Употребление алкоголя и курение.В результате регулярного курения происходит не только вдыхание токсических веществ, но и недостаточное поступление кислорода. Также курение вызывает повреждение сосудов и других систем организма, что препятствует достаточному поступлению питательных веществ к нервным клеткам. Употребление алкоголя не вызывает непосредственной гибели, но может вызывать токсический эффект, который формирует другие патологии, опосредованно уничтожающие структуры на различном этапе. Люди, регулярно употребляющие алкоголь сталкиваются с такими состояниями, как отек головного мозга с постепенным уменьшением его размеров. В данном случае большое значение уделяется длительности употребления и объёму алкоголя. К снижению количества клеток приводит длительное злоупотребление, а также частое потребление больших дозировок, вызывающих энцефалопатию на фоне похмелья.
  • Недостаточный сон. Организму человека необходим достаточный промежуток времени, для восстановления организма. Для того, чтобы это произошло, требуется регулярно спать. Средняя продолжительность сна должна составлять 7-8 часов. В этом момент все структуры погружаются в период наименьшей активности. В данном состоянии происходит множество процессов, среди которых такие процессы, как восстановление нервной системы и накопление питательных веществ. При возникающих проблемах со сном, пациенту рекомендуют обратиться к специалисту, с целью подбора препаратов, улучшающих засыпание и снятие нервного перенапряжения.

Самостоятельное восстановление нервных клеток

Учёны развеян миф о полном отсутствии восстановления нервных окончаний и клеток. Процессы регенерации данных структур организма происходят в трёх участках. Отличительной особенностью является отсутствие процесса деления, свойственного для других органов и тканей, но при этом отмечается процесс нейрогенеза.

Данное состояние наиболее типично для стадий внутриутробного развития. В последствии они происходят при делении стволовых клеток, которые подвергаются миграции и дифференциации, на конечном этапе которого образуются новые нейроны.

Данные процессы протекают очень медленно, и на их скорость могут дополнительно воздействовать внешние и внутренние факторы. Именно это решает вопрос о том, сколько восстанавливается нервная система.

Способы восстановления нервной системы

Помимо самостоятельного восстановления, необходимо включать некоторые процедуры, позволяющие запустить процессы сохранения и регенерации. Среди них выделяют:

Физические упражнения

Уровень физической активности тесно связан с процессами нейрогенеза. Частота сердечных сокращений и кровоток, изменяющиеся на фоне физических нагрузок, влияют процессы нейрогенеза. Достаточный уровень физической активности вызывает выщелачивание эндорфинов, что приводит к снижению уровня гормона стресса, а также повышению уровня тестостерона. Для того, чтобы предотвратить негативные воздействия на клеточные структуры, необходимо включить в образ жизни физические упражнения, позволяющих сохранить нервные клетки. Для пациента может быть достаточно регулярно ходить в быстром темпе, плавать или танцевать.

Тренировка умственных способностей

Для поддержания достаточного уровня функциональной активности клеток головного мозга требуется регулярно проводить тренировки памяти и интеллекта. Среди данных способов выделяют:

  • Попытки изучения иностранных языков. Обучение иностранному языку заставляет человека не только запоминать большое количество слов, увеличивая словарный запас, но и пытаться точно формулировать необходимые фразы.
  • Регулярные чтения. Чтение не только активирует мыслительные процессы, но также и приводит к стимуляции поиска различных связей, поддержанию воображения и повышению интереса к поиску новой информации.
  • Обучение игре на музыкальных инструментах, прослушивания песен.
    Получение новой информации за счёт путешествий, получения новых интересов и увлечений.
  • Одним из ежедневных и эффективных способов сохранения и тренировки клеток нервной системы является письмо. За счёт ручного письма происходит не только развитие воображения, активация мозговых центров и координации двигательных мышц.

Электростимуляция

Данный не инвазивный метод построен на поддержании клеток нервной системы в определенных центрах. Ее механизм действия построен на проведении токов низкой частоты между электродами, которые закрепляют на различных участках головы пациента. В результате выполнения нескольких курсов данной немедикаментозной терапии происходит стимуляция мозговой активности, а также восстановление нейронов, за счёт избирательной активности защитных механизмов в клетках мозга. Отмечается также и рост уровня эндорфина с серотонином.

Питание

Из-за того, что нервные клетки имеют преимущественно жировой состав, в частности структуры миелиновой оболочки, обеспечивающие передачу нервных импульсов, организму требуется ежедневное употребление данного нутриента. Полезным для клеток мозга и восстановления миелина является употребление полезного жира, который не вызывает воспалительных реакций. Наибольшей пользой обладают омега 3 жирные кислоты. Употребление обезжиренных продуктов ведёт к разрушению структур, входящих в состав нервной системы.

Полностью требуется исключить лишь гидрогенезированный жир, который содержится в большом количестве в маргарине, а также продуктах, которые подвергаются промышленной обработке. Наибольшую пользу проявляют ненасыщенные жиры, которые поступают из яиц, сливочного масла и сыра. Кроме того, для восстановления нервных клеток следует употреблять:

  • Куркуму. Она увеличивает проявления нейропатических факторов, для того, чтобы осуществлять неврологические функции.
  • Чернику. Ее польза достигается за счёт содержащихся флавоноидов, стимулирующих процессы роста новых нейронов.
  • Зелёный чай. Данный продукт вызывает рост новых клеток в головном мозге.

Народные средства

Данные методы позволяют добиться расслабления, снятия усталости и уменьшения стрессовых воздействий, посредством улучшения качества сна. Среди них:

  • Употребление тёплого молока, смешанного с чайной ложкой мёда.
  • Смесь орехов, сухофруктов, мёда и лимона. Данные продукты содержат большое количество полезных жиров, необходимых миелиновой оболочке, кроме того, в них сосредоточен запах питательных веществ, что предотвращает развитие гипогликемии, вызывающей гибель или истощение клеток головного мозга.

В качестве растительных средств широкой популярностью пользуются:

  • Чаи с добавлением мяты, мелиссы, а также валерианы.
  • Ванны, изготовленные на основе отвара березового листа, а также хвои.
  • Настои с боярышником, валерианой, а также пустырником.

Лекарственная терапия

Медикаментозные средства, назначенные для различных патологических состояний, способны усилить процессы регенерации. Среди них группы:

  • Снотворных препаратов.
  • Ноотропы.
  • Антидепрессанты.
  • Витамины.

Прием препаратов должен проводиться только по медицинским показаниям после проведенной диагностики.

При наличии вопросов о том, восстанавливаются или нет нервные клетки, необходимо проконсультироваться со специалистом и проводить мероприятия, направленные на запуск защитных процессов.

Видео: Как восстановить нервную систему

В научном сообществе довольно долго господствовала теория о статичности и невозобновляемости нервной системы. Было принято считать, что на протяжении всей жизни мозг человека оперирует тем количеством нейронов (нервных клеток), которые ему достались при рождении. Широкое распространение получил миф о том, что нервные клетки не восстанавливаются, который подогревался информацией о закономерной гибели нейронов с первых дней жизни.

Дело в том, что новые нервные клетки не появляются в ходе деления, как это происходит в других органах и тканях организма, а образуются в ходе нейрогенеза. Этот процесс начинается с деления клеток-предшественников нейронов (или нейронных стволовых клеток). Далее они мигрируют, дифференцируются и образуют полностью функционирующий нейрон. Нейрогенез наиболее активен во время внутриутробного развития.

Впервые сообщение об образовании новых нервных клеток во взрослом организме млекопитающих появилось ещё в 1962 году. Но тогда результаты работы Джозефа Олтмана (Joseph Altman), опубликованные в журнале Science, не были восприняты всерьёз, и признание нейрогенеза отложилось почти на двадцать лет.

С тех пор неоспоримые доказательства существования этого процесса во взрослом организме были получены для певчих птиц, грызунов, амфибий и некоторых других животных. И только в 1998 году нейробиологам во главе с Питером Эрикссоном (Peter Eriksson) и Фредом Гейгом (Fred Gage) удалось продемонстрировать образование новых нейронов в гиппокампе человека, чем было доказано существование нейрогенеза в головном мозге взрослых людей.

Сейчас исследование нейрогенеза является одним из самых приоритетных направлений в нейробиологии. В частности, учёные и медики видят в нём большой потенциал для лечения дегенеративных заболеваний нервной системы, таких как болезнь Альцгеймера или болезнь Паркинсона.

Вплоть до настоящего момента считалось, что нейрогенез в головном мозге взрослых млекопитающих локализован в двух областях, которые связанны с памятью (гиппокамп) и обонянием (обонятельные луковицы).

Но в последние несколько лет нейробиологи из Университета Мичигана (MSU) впервые показали, что мозг млекопитающих на протяжении периода полового созревания наращивает количество клеток в миндалевидном теле (миндалине) и взаимосвязанных с ним областях. Причём происходит как увеличение числа нейронов, так и клеток нейроглии – вспомогательных клеток нервной ткани.

Миндалины реагируют на зрительные, слуховые, обонятельные и кожные раздражения, а также на сигналы внутренних органов. На основе полученной информации они участвуют в формировании эмоциональных и двигательных реакций, оборонительного и полового поведения, и многого другого. Миндалевидное тело играет важную роль в восприятии неких социальных ориентиров. Например, хомяки с его помощью анализируют запах феромонов, что обеспечивает общение между животными, а люди воспринимают мимику и язык тела друг друга на основе зрительной информации.

«Мы предположили, что новые нейроны, которые добавляются в эти области головного мозга в период полового созревания, могут оказывать непосредственное влияние на репродуктивную функцию взрослых особей», ‒ рассказывает ведущий автор исследования Мэгги Мор (Maggie Mohr).



Для проверки своей гипотезы Мор в сотрудничестве с профессором психологии Шерил Сиск (Cheryl Sisk) вводили юным самцам сирийских хомячков (Mesocricetus auratus) химический маркер, с помощью которого можно отслеживать появление и дальнейшие перемещения новых нейронов. Инъекции делали с 28 по 49 день после рождения. Через четыре недели после последнего введения препарата, при достижении половой зрелости грызунам дали возможность спариться, после чего проанализировали их мозг.

Согласно данным, опубликованным в журнале PNAS, новые нервные клетки, появившиеся в период полового созревания, были доставлены прямиком в миндалины и смежные области мозга хомячков. А некоторые из них были включены в нейронные сети, которые обеспечивают социальное и сексуальное поведение.

В официальном пресс-релизе исследователи подчёркивают, что им не только удалось доказать выживание новых клеток в зрелом возрасте, но и показать, что они включаются в работу мозга и предназначены для адаптации к «взрослой» жизни.

Авторы работы настроены весьма оптимистично и надеются, что их работа прольёт свет и на человеческий мозг. Ведь, несмотря на более сложные взаимоотношения между людьми, функции миндалин у нас и хомячков весьма схожи. Вполне вероятно, что именно процесс образования новых нейронов в период полового созревания оказывается решающим в способности людей социализироваться во взрослом человеческом обществе.

24.03.2018 57247

Помните фразу про то, что нервные клетки не восстанавливаются? Так ли это на самом деле? Есть ли у клеток нашего мозга способность к регенерации? Заменяются ли поврежденные или погибшие клетки новыми? Сколько вообще должно быть таких клеток? Отвечаем на эти вопросы подробнее с помощью последних научных исследований.

Почему считалось, что нервные клетки не могут восстанавливаться?

Один из выдающихся ученых-гистологов (а это наука именно о клетках нашего тела), Рамон-и-Кахаль, еще в 1913 году пришел к выводу, что клетки мозга не могут восстанавливаться, так как у взрослого человека прекращается их развитие и образование новых. Действительно, нейроны (клетки мозга) составляют устоявшиеся цепи, и если бы эти цепи имели способность меняться из-за того, что появляются новые нейроны, это вызвало бы изменения и в мозгу, и в нервной системе в целом.

Это утверждение легло в основу всей нейробиологии, ему верили десятки лет подряд. Ученые так увлеклись этой догмой, что «пропустили» в середине 60-х годов открытие нейрогенеза - образования новых клеток, которое не зависит от возраста . В то время опыты проводились на крысах, и только в конце 90-х годов к этому открытия вернулся Петер Эриксон, который доказал, что абсолютно те же процессы происходят и в мозге человека разумного.

Как восстанавливаются нейроны?

Нейроны могут синтезироваться не во всем мозге, а только в определенной извилине гиппокампа и в той доле, которая отвечает за обоняние. С возрастом образование новых клеток действительно замедляется, ведь активнее всего оно будет в период роста и развития организма. Но факт остается фактом: новые мозговые клетки появляются и после 40-50 лет, пусть и медленнее.

К примеру, канадские ученые провели томографию для группы монахинь очень преклонного возраста (около 100 лет). Томограф не выявил никаких признаков старческого слабоумия. Все дело, по мнению ученых, в позитивном мышлении монахинь, ведь они живут по устоявшимся обычаям и вполне довольны ходом вещей, а еще учатся смирению и доброте, и стараются изменить жизнь других к лучшему. Такие моральные устои позволяют быть намного менее подверженными стрессу, чем это происходит у мирских людей. А именно стресс, по мнению тех же ученых из Канады, и является разрушителем и уничтожителем нервных клеток, он подавляет способность тканей мозга к регенерации и восстановлению.

Известный профессор Гарольд Хотер из Германии также провел исследование, доказывающее, что более всего восстановлению нейронов в мозгу способствует решенная проблема, которая изначально и привела к стрессу. Осознание того, что этой проблемы больше нет, заставляет нервную систему расслабиться по максимуму и активизировать восстановительные процессы в тканях мозга. Стимулировать процесс образования новых клеток можно также, изучая что-то новое, черпая новую информацию, даже в преклонном возрасте.

Интересные факты об образовании нейронов

Другие ученые, из Швеции, провели исследование, подтверждающее, что количество новых нейронов, образованных за день, может достигать 700 клеток. Как они пришли к такому выводу? Им помогли… ядерные испытания! Они проводились в 50-е годы, а примерно с 1960-х годов ядерные бомбы запретили. Но с тех пор, как в атмосферу уже был выброшен радиоактивный углерод-14, он успел проникнуть в мозг живущих в то время людей и «встроиться» в цепочки ДНК клеток, в том числе и клеток мозга. И по нему можно было определить, что клетки рождались постоянно, появлялись новые, в которых углерода не было. Стало возможным определить и количество - так ученые и вывели примерную цифру в 700 нейронов в день. Еще один интересный факт: вы задумывались, почему мы не помним свое детство? И наоборот, почему пожилые люди часто вспоминают то, что было очень давно, а не то, что произошло вчера? Все дело в тех же нервных клетках. Воспоминания вытесняются из памяти с образованием новых нейронов, чистых, на которые еще ничего «не записано». А в зрелом возрасте, как мы уже сказали выше, рост нейронов замедляется, в мозгу остается больше старых клеток с «записями».

А вот вам и вовсе парадокс: употребление алкоголя способно стимулировать рост новых нейронов. Правда, не все так радужно, и это доказал эксперимент, проведенных на крысах. В течение некоторого времени им давали разведенный спирт вместо воды. Исследовав их мозг, оказалось, что за это время он значительно «пополнился» новыми клетками. Но тут же обнаружилась и другая закономерность: у крыс проявилась тяга к спиртному. Они совсем не обращали внимания на воду, а отдавали предпочтение спирту.

Нынешнее время упоминается, как век исследований мозга. Одной из наиболее интересных тем в области научных исследований этого органа стала способность мозга изменять свои структурные и функциональные свойства в качестве ответа на опыт человека, полученный в течение всей жизни. В большей части истории нейрофизиологи полагали, что основная мозговая структура предопределяется до рождения, и единственные изменения, которые могут в ней произойти, являются дегенеративными, результатами болезней, травм (сотрясений, ЧМТ). Современные ученые направили исследования на восстановление мозга. К каким выводам они пришли? Мозг восстанавливается или нет?

Результаты исследований

Два основных открытия были сделаны учеными, занимающимися нейронными сетями и исследованиями человеческого мозга. Исследование, опубликованное в Cell Stem Cell, сообщают, что японские врачи начали культивировать мозг человека. Журнал Science представил материал о том, как химически удалось предотвратить разрушение путем стимулирования регенерации (обновления) мозговой и спинной нейронной сети.

– это структурная единица нервной ткани, под микроскопом напоминающая тело со щупальцами. Задача нейрона – прием и обработка информации.

Японцы исходили из клеток головного мозга, которые путем соответствующего культивирования размножили в десятикратном размере и обогатили в соответствии со строением мозга человеческого эмбриона. Было также обнаружено, что в возникших частичках мозгового вещества, размер которых составляет 1-2 мм, спонтанно возникает нервная активность, измеряемая в электромагнитных импульсах. Ученые из города Кобе полагают, что в перспективе станет возможным создавать структуры мозговой ткани, которые могут быть имплантированы вместо частей, поврежденных болезнью (ишемическим инсультом, рассеянным склерозом и др.) или травмой.

Мозговые нейроны не способны регенерироваться, как их собратья в нервных окончаниях. Другой способ спасения поврежденных частей головного или спинного мозга (повреждения часто приводят к серьезным последствиям, в т.ч. параличу, коме) заключается в активации возможности регенерации в обоих основных органах нервной системы. В экспериментах на мышах команда, возглавляемая доктором Че Кьяном, работающая в Гарвардской медицинской школе в Бостоне, смогла получить ответ на вопрос, восстанавливаются ли клетки мозга, повлияв на процесс химически. У мышей ученые методом генной инженерии стимулировали высвобождение вещества mTOR, которое отвечает на регенерацию нейронов. Оно присутствует у новорожденного, но разрушается у взрослого человека, особенно после травм. Благодаря этому процессу ученым удалось восстановить почти половину поврежденного зрительного нерва за короткое время (2 недели). Было зарегистрировано даже формирование новых аксонов.

Че Кьян подвел итог: «Мы знали, что после окончания развития сети перестают расти из-за генетических механизмов. Мы считаем, что один из этих механизмов также может восстановить регенерацию, остановить отмирание после травм».

Достижения в области неотложной медицины обеспечили больше выживших пациентов с повреждением головного мозга. Сегодня известно, что мозг взрослого человека способен перестроить свои функциональные связи, создавая новые, изменять физиологические параметры. Это явление называют нейропластичностью, оно стало основой метода лечения заболеваний различного происхождения.

Меньше клеток отмирает и больше формируется у аутистов. Можно сказать, что аутизм, как ни парадоксально, – это расстройство, благотворно воздействующее на мозг.

Гиппокамп и восстановление мозга

Согласно последним данным, человеческий мозг содержит около 85 млрд. нервных клеток (нейронов). Известно, что в течение жизни происходит постепенная потеря этих клеток (они начинают гибнуть около 30-летнего возраста).

Одно из первых исследований, вызвавших интерес к пластичности мозга среди непрофессионалов, провела Элеонор Магуайр из Университетского колледжа Лондона. Она обнаружила, что у лондонских таксистов гораздо более развитый гиппокамп, чем у водителей автобусов. Гиппокамп – это мозговая часть, ответственная, среди прочего, за восприятие пространства. Учитывая тот факт, что водители такси должны помнить много названий улиц, их размещение и связь, родилось предположение, что это изменение вызвано тренировкой в пространственной ориентации, которой водителям автобусов не хватает.

Проблема этого исследования заключается в том, что оно не отличает врожденную и приобретенную функцию. В этом контексте интересные результаты предоставили исследования скрипачей, установившие, что эти музыканты имеют гораздо большую поверхность моторической (двигательной) коры, относящейся к пальцам левой руки. Это соответствует тому, что при игре на скрипке каждый палец левой руки должен сделать самостоятельное движение. При этом на правой руке все пальцы работают совместно. Против возражения о возможности генетической предрасположенности выступает факт, что разница между организацией левого и правого полушария прямо пропорциональна возрасту, когда музыканты начали играть на скрипке.

Реорганизация коры головного мозга наблюдалась также у людей с врожденными зрительными или слуховыми дефектами. Согласно принципу «use it or loose it» (использовать или потерять), незадействованную кору головного мозга может использовать другая функция. Области, первоначально предназначенные для обработки зрительных или слуховых стимулов, лишаются их, а их пространство используется для других функций, например, тактильных. Реорганизация – это результат роста длинных отростков нейронов, аксонов. После травмы головы с поражением мозга нейронные соединения могут быть восстановлены или заменены новыми соединениями, которые компенсируют потерянную функцию другой частью мозга.

Один из величайших сюрпризов последнего времени – открытие того, что взрослый мозг может в некоторых областях создавать совершенно новые нейроны из стволовых клеток, а на этот процесс влияет человеческий опыт.

Нейрогенез

Информация, не известная широкой общественности, заключается в том, что мозг на протяжении всей жизни создает новые клетки. Это явление называется нейрогенезом.

Человеческий мозг состоит из многих частей (но клеточное обновление происходит не во всех). Нейрогенез наблюдается в месте, отвечающем за обонятельные ощущения, и в гиппокампе, играющем важную роль в качестве памяти.

Эксперты также обнаружили, что новые клетки производит и поврежденный мозг. Доказательства более высокого нейрогенеза во время болезни представил новозеландский Университет Окленда, исследовавший людей с болезнью Хантингтона, при которой снижаются умственные способности человека, проявляются нескоординированные движения. Создание новых нейронов было наиболее интенсивным в максимально пораженных тканях. К сожалению, для подавления болезни этого недостаточно. Выявление условий, при которых происходит этот процесс, и его стимулирование может привести к лечению болезни Хантингтона или Паркинсона путем трансплантации стволовых клеток в пораженные участки мозга.

В изучении нейропластичности мозга медицинская наука делает первые шаги. Следующий шаг – точное описание условий, при которых происходят его изменения, определение конкретного влияния на отдельные функции в жизни человека. Для понятия и использования знаний о нейропластичности необходим также анализ генов, связанных с ростом аксонов или нейронов из стволовых клеток.

Важность нейрогенеза

По последним оценкам, ежедневно в гиппокампе производятся около 700 новых клеток головного мозга. На первый взгляд это количество не кажется большим, но создание каждого нового нейрона очень важно, особенно, для психологического состояния человека. Если происходит прекращение формирования новых клеток, начинает проявляться , психоз. Восстановление нейронов головного мозга актуально для обучения, памяти, интеллекта (изучение определенных мест, ориентация в пространстве, качество воспоминаний).

Недавние научные исследования показали, что улучшить производство новых клеток мозга можно самостоятельно, т.е. в домашних условиях. Какие виды деятельности оказывают положительное воздействие на формирование нейронов?

Производство нейронов увеличивает:

  • обучение;
  • секс;
  • тренировка когнитивных функций;
  • мнемотехники;
  • физическая активность (значительная помощь);
  • питание (регулярное питание, более длительные паузы между приемами пищи)
  • витамин Р (флавоноиды);
  • омега-3 (также хороший антидепрессант).

Производство нейронов уменьшает:

  • стресс;
  • депрессия;
  • отсутствие сна;
  • питание, богатое насыщенными жирами;
  • наркоз, применяемый по время операции;
  • алкоголь;
  • наркотики (особенно, Амфетамин);
  • курение;
  • возраст (с возрастом нейрогенез продолжается, но замедляется).

Нейроны могут погибать при ряде заболеваний:

  • эпилепсия – гибель клеток происходит во время приступа;
  • шейный остеохондроз – нейроны отмирают из-за нарушения кровообращения;
  • гидроцефалия;
  • энцефалопатия;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона – заболевание, характерное расстройством подвижности ног, рук, мозжечковыми признаками (из-за поражения миндалевидного тела);
  • – заболевание, приводящее к деменции, расстройству речевых функций (из-за повреждения речевых рецепторов).

Нейроны могут временно перестать обновляться при приеме некоторых лекарств от рака. Поэтому после лечения онкологии фармацевтическими препаратами люди страдают от депрессии. После восстановление нейрогенеза депрессия исчезает.

Можно с уверенностью утверждать, что образование новых мозговых клеток у здоровых людей происходит естественным образом. Однако, ускорится или замедлится процесс, во многом зависит от самого человека.

Что поддерживает создание новых нейронов?

В дополнение к возможности самообновления мозг постоянно меняется, адаптируется к внешней среде, оптимизируя свою деятельность в соответствии с жизненными условиями человека. В случае травмы, сильной интоксикации ядами, медикаментами, микроинсульта, происходит нарушение кровообращения (уменьшается приток крови к мозгу), развивается гипоксия (кислородное голодание), из пораженных областей функции могут передаться неповрежденным сегментам, из одного полушария в другое. Так человек способен научиться новым вещам, создать новые привычки в любом возрасте.

На мозг влияет повседневная жизнь, способы действий, постоянные привычки. Для максимального проявления его чудесных способностей необходима активность, стимулирование мозговой деятельности всеми возможными способами.

Электростимуляция

Целенаправленная электростимуляция поддерживает содействие нейронов в определенном центре. Это неинвазивная, немедикаментозная терапия, выполняемая посредством проведения низкого тока через электроды, расположенные на голове. Электростимуляция способна вернуть мозговую активность и восстановить нейроны, избирательно активируя защитные механизмы в мозге, вызывая повышенное выделение эндорфинов, серотонина.

Физическая активность

Физическая активность и процесс нейрогенеза тесно связаны. С увеличением частоты сердечных сокращений и кровотока через сосуды при физических нагрузках увеличиваются уровни факторов, стимулирующих нейрогенез. Физическая активность также способствует выщелачиванию эндорфинов, уменьшению гормонов стресса (особенно кортизола). В то же время повышается уровень тестостерона, что также способствует нейрогенезу.

Для предотвращения негативных последствий старения, как тела, так и мозга, физическая активность – отличный выбор. Она сочетают в себе обе указанные цели. Не обязательно поднимать гантели или делать упражнения в фитнес-центре. Достаточно регулярной энергичной ходьбы, плавания, танцев, велоспорта. Эти действия укрепляют ослабленные мышцы, улучшают кровообращение, умственные способности.

Любое действие, направленное на снижение напряжения, стресса, способствует нейрогенезу. Выберите активность, соответствующую вашим предпочтениям.

Свежесть ума

Есть много способов, как восстановить нейроны, сохраняя свежий, острый ум. Помочь в этом могут различные действия:

  • чтение – читайте каждый день; чтение заставляет думать, искать связи, поддерживает воображение, вызывает интерес ко всему, включая другие возможные виды умственной деятельности;
  • изучение или развитие знания иностранного языка;
  • игра на музыкальном инструменте, прослушивание музыки, пение;
  • критическое восприятие реальности, изучение и поиск истины;
  • открытость всему новому, чувствительность к окружающей среде, общение с людьми, путешествия, открытие природы и мира, новые интересы и увлечения.

Недооцененный и вместе с тем эффективный метод поддержки мозговой деятельности – ручное письмо. Оно поддерживает память, развивает воображение, активизирует мозговые центры, координируя движение мышц, участвующих в процессе письма (до 500). Другое преимущество ручного письма – сохранение эластичности, подвижности суставов, мышц кисти, координация тонкой моторики.

Питание

В связи с рассматриваемой темой, надо сказать, что человеческий мозг на 70% состоит из жира. Жир – это часть каждой клетки тела, в т.ч. мозговой ткани, где в форме миелина представляет собой изоляцию, окружающую нервные окончания. Мозговые клетки создают его из сахара, т.е. не ждут поступления жира из пищи. Но важно употреблять здоровые жиры, не способствующие возникновению и развитию воспаления. Пользу здоровью приносят, прежде всего, жиры, содержащие омега-3.

Многие люди, слыша слово «жир», невольно вздрагивают. В попытках сохранить стройную талию, они покупают обезжиренные продукты. Эта пища нездорова, часто даже вредна, потому что жир заменяется сахаром или другими ингредиентами.

Исключение жира из рациона – ошибка. Его ограничение должно быть строго избирательным. Гидрогенизированные жиры, содержащиеся в маргаринах, промышленно обработанных пищевых продуктах, вредны для организма. Ненасыщенные жирные кислоты, наоборот, полезны. Без жира организм неспособен поглощать витамины A, D, E, K. Они растворимы только в жире, имеющие большое значение для мозговой активности. Но нужны также насыщенные жиры, содержащиеся в животных источниках (яйца, сливочное масло, сыр).

Низкокалорийное питание – это хорошо, но оно должно быть разнообразным, сбалансированным. Известно, что мозг потребляет много энергии. Обеспечьте ее утром. Овсяные хлопья с йогуртом и ложкой меда – идеальный вариант завтрака.

Как восстановить мозг с помощью продуктов и народных средств:

  • Куркума. Куркумин влияет на нейрогенез, увеличивает проявление нейропатического фактора, необходимого для ряда неврологических функций.
  • Черника. Содержащиеся в чернике флавоноиды стимулируют рост новых нейронов, улучшают распознавательные функции мозга.
  • Зеленый чай. Этот напиток содержит EGCG (эпигаллокатехин галлат), способствующий росту новых нейронов головного мозга.
  • Брахми. Клинические исследования, изучающие влияние на функции мозга растения брахми (бакопа Монье) показали, что через 12 недель использования у добровольцев значительно улучшилось словесное обучение, память, повысилась скорость обработки полученной информации.
  • Солнце. Здоровое воздействие солнечных лучей на тело – 10-15 минут в день. Это способствует формированию витамина D, влияет на секрецию серотонина, рост мозговых факторов, непосредственно воздействующих на нейрогенез.
  • Сон. Его достаток или недостаток существенно влияют на деятельность мозга. Отсутствие сна вызывает ингибирование нейрогенеза в гиппокампе, нарушает баланс гормонов, уменьшает степень мыслительной деятельности.
  • Секс. Половая активность увеличивает секрецию гормонов счастья, эндорфинов, уменьшает беспокойство, напряжение, стресс, способствует нейрогенезу.

Положительные воздействия медитации на человеческий мозг и здоровье в целом научно задокументированы. Неоднократно доказано, что регулярная медитация приводит к росту серого вещества в нескольких областях мозга, включая гиппокамп.

  • Медитация стимулирует развитие определенных познавательных способностей, особенно внимания, памяти, концентрации.
  • Медитация улучшает понимание реальности, сосредоточение на настоящем, препятствует обременению ума страхами прошлого или будущего.
  • Во время медитации мозг работает в другом ритме. В первых фазах возникает повышенная активность, что проявляется более высокой амплитудой α-волн. В процессе медитации (в ходе следующих фаз) возникают δ-волны, связанные с регенерацией тела, реабилитацией после болезней.
  • Медитация, проводимая вечером, стимулирует мозг, увеличивая производство мелатонина, что является частью процесса нейрогенеза. Тело расслабляется.

Моноатомное золото

Ормус, моноатомное (одноатомное) золото часто ассоциируется с увеличением интеллекта, общим здоровьем мозга. Дэвид Хадсон, открывший ормус и начавший его анализ, сказал, что вещество способно восстановить тело на генетическом уровне. Профессионалы, которые занимаются ормусом, также утверждают, что моноатомное золото может исправить ошибки ДНК и даже активировать «спящую» ДНК.

Чего не делать?

Психическое здоровье (по словам специалистов) более важно, чем само физическое состояние. Итак, как поддержать функцию мозга? Прежде всего, надо знать, что ему вредит.

Загрязненный воздух

Мозг потребляет значительное количество кислорода, необходимого для его правильной работы. Но современный человек постоянно подвергается воздействию загрязненного воздуха (выхлопы транспортных средств, пыль от промышленного производства). У людей из более крупных городов возникают частые головные боли, кратковременные расстройства памяти. Более длительное вдыхание загрязненного воздуха вызывает постоянные изменения в мозге.

Алкоголь и сигареты

Как показывают новые исследования, в дополнение к возникновению рака, сердечных заболеваний и ряда других проблем со здоровьем, алкоголь и никотин могут нарушить функционирование мозга.

В противовес алкоголю, никотиновые соединения не повреждают мозговые клетки непосредственно, но приводят к другим неврологическим расстройствам, в т.ч. к рассеянному склерозу. Долгосрочное потребление алкоголя, длительные запои, кроме «белой горячки» вызывают химический дисбаланс, приводящий к структурным нарушениям. Было показано, что у алкоголиков уменьшается объем черепа.

Недостаток сна

Тело, включая мозг, максимально восстанавливается во время сна. Длительный дефицит сна может нанести ущерб важнейшему органу. Тело не успевает создавать новые нейроны, а старые теряют способность взаимодействовать с нервными клетками. При бессоннице, вызванной перенапряжением, лучше выпить таблетку снотворного.

Релаксация для нейронов

На голове есть несколько точек, стимулирующих перенапряженную нервную систему. Поместите пальцы обеих рук чуть выше ушей, осторожно массируйте кожу, создавая легкое давление. То же самое сделайте на верхней части головы. Наконец помассируйте виски и жевательные мышцы на щеках.

Не закрывайте голову

И одна интересная вещь. Тот факт, что мозг нуждается в достаточном количестве кислорода, объяснен выше. Но знаете ли вы, что с этим могут иметь проблемы дети? Им нравится прятаться под одеялом, часто так засыпая. Во время сна увеличивается количество выдыхаемого углекислого газа. Это снижает уровень кислорода, что нарушает правильное функционирование мозга.

Это относится и к взрослым. Во время сна обеспечьте достаточный запас свежего воздуха.

Измените мозг

Выводы ученых значительны для всех. Исследования показывают, что люди любого возраста могут изучать новые вещи, формировать новые привычки. То, чему мы учимся в жизни, кем себя окружаем, что и как решаем делать, как думаем, определяет, кто мы, какое у нас видение мира. Чем более человек открыт новым стимулам и знаниям, тем больше он развивает свой мозг.

Благодаря активному подходу можно устранить привычные, но невыгодные стереотипы. С помощью различных психологических методов можно заменить «истоптанные» пути в мозге новыми. Можно трансформировать тревожные мыслительные схемы в реалистичные, заменить отрицательное отношение к миру позитивным. Все зависит от восстановления мозга и от самого человека.

Долгое время на вопрос «восстанавливаются ли нервные клетки» даже от ученых можно было услышать только отрицательный ответ. Именно поэтому знаменитое утверждение, предостерегающее людей от переживаний в различных стрессовых ситуациях, многие до сих пор считают аксиомой. Отсутствие исследовательской базы и необходимого оборудования не давали ученым возможности удостовериться в том, что нейроны мозга способны к самовосстановлению.

В 1962-м году американскими учеными были проведены первые опыты на крысах, результаты которых стали ошеломляющими: восстановление нервных клеток – это естественный процесс, однако их регенерация в мозге людей получила научное подтверждение только в 1998 году. 1

Разрушающее действие на мозг оказывают стрессы, бессонница, хронические недосыпания, радиация, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, а также другие негативные факторы. Все это могло бы стать фатальным для человека, если бы не процесс восстановления нервных клеток, названный нейрогенезом.

В современном обществе больше не актуален вопрос, нервные клетки восстанавливаются или нет, так как каждое из проведенных исследований уже подкреплено опубликованными фактами и цифрами:

  • скорость нейрогенеза у человека составляет 700 нейронов в день;
  • за год обновляется около 1,75% нервных клеток;
  • на данные показатели не влияет гендерная принадлежность;
  • активность регенерации снижается с возрастом, но на качество нейронов это не влияет;
  • с возрастом клеточный цикл удлиняется. 2

Сложность нервной системы и роль в ней нервных клеток человека

Основной элемент нервной системы – нейрон, или нервная клетка. Их количество в человеческом организме составляет десятки миллиардов, и все они взаимосвязаны между собой. Нервная система является сложной и мало изученной частью человеческого организма.

Вопросу восстановления нервных клеток человека уделяется много внимания, однако на сегодняшний момент ученые смогли исследовать и изучить всего 5% нейронов. В результате было выяснено, что снаружи они покрыты так называемой миелиновой оболочкой (белок, способный само обновляться на протяжении всей человеческой жизни). Таким образом, ранее существовавшая теория о невозможности регенерации нейронов – всего лишь миф.

Со всеми органами и тканями организма нервная система связана через нервы, несущие в себе информацию из внешней среды. Она выполняет массу сложных и многообразных функций, определяющихся взаимодействием между нервными клетками. Самыми важными из них считаются:

  • объединение или интеграция – обеспечение взаимодействия всех органов и систем, благодаря ее корректной работе организм функционирует как единое целое;
  • участие в переработке информации, поступающей через как внутренние, так и внешние рецепторы;
  • преобразование, переработка и передача полученной информации соответствующим органам и системам;
  • развитие по мере усложнения окружающей среды. 3

Исследование ученых Элизабет Гоулд и Чарльза Гросса, работающих в Принстонском университете на факультете психологии, опубликованное в 1999 году, стало новой ступенькой развития медицины и позволило дать обоснованный ответ на волнующий пытливые умы вопрос: так восстанавливаются нервные клетки или нет?

Подопытными стали зрелые обезьяны. В результате эксперимента было установлено, что в их мозге ежедневно возникают тысячи новых нейронов, при этом они не перестают продуцироваться до самой смерти.

На Всемирном конгрессе психиатров, который организовывается раз в три года и в последний раз состоялся в 2014 году, ученые отметили, что человеческий мозг развивается не только в детстве и в подростковом возрасте – он продолжает меняться, регенерируется и развивается всю нашу жизнь. При этом основное воздействие на этот орган оказывают эмоциональные факторы.

Восстановление нервных клеток человеческим организмом – длительный процесс, однако увеличить его скорость возможно, если заниматься интеллектуальным трудом: новые нейроны образуются только в отделах мозга, связанных с работой мысли и новыми знаниями. По данным, предоставленным участниками конгресса, нейроны воспроизводятся быстрее:

  • в экстремальных ситуациях;
  • при решении сложных задач;
  • в процессе планирования;
  • при необходимости задействовать память, особенно кратковременную;
  • в решении вопросов пространственной ориентации. 4

Как восстановить нервные клетки? 5

Стресс негативно влияет на весь организм и на нервную систему в частности – нейроны разрушаются. Если вы задумываетесь о том, как восстановить нервные клетки, примите во внимание некоторые правила:

  • соизмеряйте свои мечты с реальностью;
  • учитесь организовывать свою жизнь;
  • прекращайте плыть по течению;
  • найдите смысл собственной жизни;
  • создавайте социальные связи;
  • улучшайте отношения с людьми, особенно с близкими;
  • не забывайте, для регенерации нервной ткани обычно не нужны материальные затраты;
  • ищите решения возникающих проблем;
  • помните, что учеба в любом возрасте способствует регенерации нервных клеток.

Ученые из США М. Рубин и Л. Кац ввели в науку термин «нейробика» и рекомендуют для восстановления нервных клеток регулярно проводить умственные тренировки. Полезна такая аэробика и детям, и взрослым, через некоторое время отмечается быстрое усвоение нового материала, развитие памяти и улучшение работоспособности мозга даже в преклонном возрасте. На Всемирном конгрессе психиатров директор российского Научно-исследовательского Психоневрологического Института им. Бехтерева профессор Н.Г. Незнанов акцентировал внимание в своем выступлении, что и при старческом слабоумии есть возможность восстановления нейронов и тканей.

4. На основе информации официального сайта «Новости науки Science-digest» – публикация материалов со Всемирного конгресса психиатров в электронном журнале от 17.05.2014 г.

5. Раздел написан по переведенным материалам, опубликованным в журнале Science –Gould E., Tanapat P., Hastings N.B., Shors T.J. Neurogenesis in adulthood: a possible role in learning. Trends Cog. Sci. 1999; 3(5):186-1992.», а также на основании информации официального сайта «Новости науки Science-digest» – публикация материалов со Всемирного конгресса психиатров в электронном журнале от 17.05.2014г.

Loading...Loading...