У ребенка болит затылок. Частые причины головных болей у детей, профилактические меры. Основные причины головной боли

Жалобы на головную боль нередки у детей и подростков. Это могут быть единичные случаи или периодически повторяющиеся приступы, но в любом случае головная боль (цефалгия) у ребёнка не должна оставаться без внимания родителей и врачей, так как может являться признаком серьёзного заболевания.

Непосредственно ткани головного мозга болевых рецепторов не имеют, за возникновение неприятных ощущений «отвечают» нервные окончания шейного отдела позвоночника и мозговых оболочек, мышц лица и шеи и др.

Головная боль – симптом множества различных патологий и может появляться в любом возрасте ребёнка. В то же время у младенцев и детей младше 3-5 лет цефалгия нередко длительное время остаётся нераспознанной, так как маленькие пациенты не могут сформулировать свои жалобы.

Возможные причины головных болей у детей:

  • мигрень;
  • злокачественные и доброкачественные новообразования головного мозга;
  • воспалительные заболевания ЦНС (центральной нервной системы) – менингит, энцефалит, арахноидит и др.;
  • нарушение уровня внутричерепного давления (чаще всего – гидроцефалия);
  • эпилепсия;
  • поражение ЦНС вследствие воздействия токсических веществ: лекарственные средства, алкоголь, никотин, химически активные вещества, органические яды, угарный газ и мн. др.);
  • черепно-мозговые травмы различной степени тяжести;
  • ЛОР-патологии (синусит, фронтит, отит и др.);
  • врождённые пороки структур головного мозга;
  • головная боль напряжения;
  • острые вирусные и бактериальные инфекции, сопровождающиеся гипертермией и интоксикацией;
  • хронические заболевания других органов и систем ребёнка (почек, печени, сердечно-сосудистой системы, органов кроветворения и др.);
  • неправильная очковая коррекция нарушений зрения;
  • острый кариес и его осложнения (пульпит, пародонтит, периостит);
  • неврозоподобные состояния;
  • патологии черепных и лицевых нервов;
  • врождённые и приобретённые деформации позвоночника и костей мозгового и лицевого черепа;

Цефалгия у детей младшего возраста

Особенностью течения цефалгии у младенцев и детей до 3-4 лет является то, что зачастую ребёнок не может высказать свои жалобы.

Чаще всего причиной возникновения болевого синдрома становится гидроцефалия, интоксикация, врождённые патологии сосудов и тканей головного мозга и другие заболевания. Приступ болей может сопровождаться такими явлениями, как:

  • беспокойство и раздражительность ребёнка;
  • отказ от пищи;
  • напряженный плач, усиливающийся при изменении положения тела и головы, шумовых и световых раздражениях;
  • спонтанные вскрики и вздрагивания;
  • частые срыгивания и рвота;
  • выбухание и пульсация родничка;
  • скованность тела и конечностей;
  • запрокидывание головы и др.

Подобные симптомы не должны оставаться без внимания родителей и служат поводом для немедленного обращения к врачу.

Головная боль у детей 6-10 лет и подростков

Цефалгия у детей данной возрастной категории может иметь острый приступообразный и хронический характер и является признаком различных заболеваний. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины головных болей.

Сосудистая цефалгия – является симптомом таких заболеваний как (вегето-сосудистая дистония), гипотония, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия и др. Характерными являются пульсирующие, тупые, ноющие, распирающие головные боли, чаще локализующиеся в затылочной области. Цефалгия сопровождается тошнотой, потемнением в глазах, головокружением, бледностью кожных покровов.

Мигрень . Возрастные пики заболевания приходятся на 6-7 и 12-14 лет и соответствуют началу школьного обучения и пубертатному периоду в жизни ребёнка. Болезнь характеризуется приступами острой пульсирующей головной боли продолжительностью до 2-3 часов. Нередко начало приступа предвещает так называемая аура: зрительные нарушения, вялость и отсутствие аппетита, шум в ушах, головокружение, онемение лица и кончиков пальцев и др. Боль может иметь односторонний и двухсторонний характер, сопровождаться рвотой, приносящей облегчение.

Головная боль напряжения является самой распространённой у детей школьного и подросткового возраста. Возникновение её связано с психо-эмоциональным перенапряжением, неправильным положением корпуса и головы при сидении за партой, компьютерным столом, излишней зрительной нагрузке (длительное нахождение ребёнка перед телевизором, монитором), неправильной очковой коррекцией нарушений зрения, стрессом, чрезмерными физическими нагрузками. Головная боль носит сдавливающий характер, не имеет четкой локализации, может сопровождаться тошнотой и головокружением.

Цефалгия при воспалительных заболевания ЦНС носит тяжелый характер и сопровождается рвотой, судорогами, потерей сознания, различными неврологическими нарушениями. Боль отличается высокой интенсивностью, усиливается при перемене положения тела ребёнка, воздействии световых, тактильных и шумовых раздражителях. В тяжелых случаях заболевания ребёнок находится в «позе легавой собаки» — на боку, с приведёнными к телу согнутыми конечностями и запрокинутой головой. Данные симптомы служат поводом для немедленного обращения за экстренной медицинской помощью.

Цефалгия нередко является единственным ранним признаком опухолей головного мозга . Зачастую такие головные боли появляются по утрам, носят стойкий характер и сопровождаются многократной, не приносящей облегчения рвотой.

Черепно-мозговые травмы и посттравматические состояния нередко сопровождаются головными болями. Даже в отсутствие видимых повреждений черепа ребёнок жалуется на локализованную или разлитую головную боль, сопровождающуюся головокружением, тошнотой, рвотой, нарушениями зрения. В тяжелых случаях приступ может сопровождаться судорогами и потерей сознания.

Психогенная цефалгия может иметь приступообразный (продолжительностью до 2 недель) и постоянный характер. Чаще всего психогенной цефалгией страдают дети 8-13 лет. Болевые ощущения умеренные, тупые, сдавливающие, без четкой локализации. Различные стрессовые, конфликтные ситуации провоцируют начало приступа.

Первая помощь при головной боли у ребёнка

В первую очередь необходимо выяснить причину головной боли. Если известно заболевание, вызвавшее цефалгию (ОРВИ, отит, гайморит и др.), то правильное лечение основной патологии избавит ребёнка и от головной боли. Помимо этого, родители могут принять меры, облегчающие приступ цефалгии:

  • обеспечить ребёнку отдых в затемнённом помещении с доступом свежего воздуха;
  • исключить световые и звуковые раздражители;
  • если ребёнок голоден – предложить ему немного легкой пищи;
  • приём препаратов на основе ибупрофена или парацетамола в дозировке, соответствующей возрасту ребёнка.

Если вышеуказанные меры не приносят облегчения в ближайшие часы, необходимо обратиться за медицинской помощью. Также поводом для незамедлительного врачебного вмешательства являются такие особенности головной боли у ребёнка, как:

  • высокая интенсивность болей;
  • приступы цефалгии чаще 1 раза в месяц;
  • ночные и утренние боли;
  • сопутствующие симптомами: головокружение, тошнота и рвота, нарушение зрения, изменения психики, нарушения сознания, координации, чувствительности и др.;
  • менингиальные знаки – гипертермия, «поза легавой собаки», судороги, потеря сознания, неврологические симптомы.

Диагностика причин головной боли

В каждом случае возникновения приступообразной или хронической цефалгии у детей необходимо выяснить её причину. Только квалифицированный медицинский работник может проводить диагностику и назначать лечение головных болей у детей. При первичном приёме педиатр выполняет тщательный осмотр ребёнка, сбор жалоб, анамнеза жизни и болезни.

В дальнейшем могут быть назначены консультации других специалистов (невропатолога, психиатра, окулиста, ЛОР-врача, стоматолога, онколога и др.) и обследования, включающие в себя:

  • лабораторные анализы крови и мочи;
  • рентген исследования – КТ (компьютерная томография), контрастная ангиография, рентгенография;
  • МРТ (магнитно-ядерная томография);
  • ультразвуковая диагностика – УЗДГ (ультразвуковая допплерография), ЭхоЭГ (эхоэнцефалография), дуплексное сканирование и др.;
  • радиологические исследования – ОФЭКТ (однофотонная эмиссионная компьютерная томография), ПЭТ (позитронная эмиссионная томография) и др.

Родителям детей, жалующихся на головную боль, не следует затягивать с визитом к лечащему врачу. Ведь ранняя диагностика и своевременно начатое лечение являются основным залогом успешного лечения всех заболеваний, вызывающих цефалгию у ребёнка.

Любая боль для ребенка опасна, но особой бывает ситуация с возникновением , которые могут быть признаком проблем как с головным мозгом, так и многими другими системами и тканями. Особой сложностью является проблема с ее распознаванием, особенно у детей раннего возраста, которые не могут подробно и точно описать свои жалобы.

Обратите внимание

Важно понимать, что головные боли врачи всегда относят к опасным признакам, у здоровых детей подобный симптом никогда не развивается.

Чем младше ребенок, тем серьезнее обычно причины для формирования головных болей, особенно возникших на фоне полного здоровья. Их нужно немедленно выяснять и устранять.

Головная боль у ребенка: всегда ли она свидетельствует о патологии?

Для появления головных болей с раннего детства выделено много органических и функциональных причин, и подобная жалоба относится к десяти самым распространенным жалобам среди дошкольников и школьников. Конечно, головные боли возможны и у детей раннего возраста, но описать их точно они не могут, а иногда распознавать подобные симптомы врачам и родителям приходится на основании косвенных признаков.

Если же говорить о ребенке дошкольного, и особенно школьного возраста, то он вполне отчетливо и ясно может описать свои жалобы в отношении головной боли. Можно выяснить как характер болевых ощущений, так и локализацию, особенности симптома. После недолгого расспроса можно выяснить, в какой ситуации и после каких событий боли возникли, а если они повторяющиеся, чем они обычно провоцируются. Также можно уточнить у детей, за счет чего у них облегчается боль или полностью проходит.

Внимание! Особая ситуация – головные боли у подростков. Они могут возникать по причинам временного диссонанса растущего и развивающегося организма в периоде полового созревания. Но важно также учитывать и тот факт, что подобные боли могут быть попытками симуляции потому, как это субъективный симптом, который крайне сложно оценить родителям и врачу.

Для лучшего понимания всех процессов, которые могут происходить в голове ребенка, а также облегчения понимания причин развития боли и ее происхождения, важно хотя бы коротко разобрать определенные анатомические и физиологические основы строения и функционирования головы. Так, сам мозг болевыми рецепторами не обладает, но их очень много во всех окружающих его образованиях. Все анатомические зоны головы обладают болевыми рецепторами, которые могут формировать патологическую импульсацию. Богаты рецепторами боли области венозных синусов, черепно-мозговые нервы и зона оболочек мозга, кроме того - крупные сосуды головы, надкостница либо мягкие ткани в области черепа. Помимо этого, болевыми рецепторами снабжены все крупные сосуды шеи и тканей лица, которые также могут формировать болевые импульсы с отраженными сигналами.

Восприятие боли формируется в силу раздражения рецепторов всевозможными химическими или физическими импульсами, образуется возбуждение и поток импульсов передается по чувствительным волокнам в центры боли мозга.

Если возбуждаются только отдельные участки или зоны, тогда боль ощущается в виде локальной, если же формируется раздражение с обширных участков на черепе или внутренних структур, окружающих мозг, может возникать ощущение головной боли разлитого, общего характера.

Головная боль: определение понятия

С медицинской точки зрения головная боль это одно из самых пространных и обширных понятий. Ее называют научным термином «цефалгия», но под это определение может подпадать по своей сути любое неприятное, субъективно дискомфортное ощущение в области головы. В силу этого, под понятие цефалгии подпадает как ощущение тяжести и нерезкие боли, так и резчайшие, острые и мучительные болевые ощущения.

По своей локализации к цефалгическим болям принято причислять ощущения, которые возникают по всей площади, начиная от надбровных дуг и до границы, где затылок переходит в шею (место крепления черепа к позвоночнику).

У деток головные боли образуются в силу различных причин, связанных как с самими костными образованиями черепа, так и с его сосудами либо нервными окончаниями и стволами, всеми мозговыми оболочками, его дополнительными структурами. Могут также формироваться головные боли в силу различных нарушений в области шейного отдела позвоночника, а также нарушения в работе плечевого пояса, патологии внутренних органов, тканей или же всего организма.

Обратите внимание

Важно подчеркнуть, что головные боли - это не болезни, это всего лишь симптом патологий и проблем, которые имеют различные причины и механизмы возникновения, но раздражают рецепторы в зоне головы (нередко еще и шеи) и дают болезненность, трактующуюся как головные боли.

Варианты головных болей в детском возрасте

Далеко не все головные боли одинаковы в своем происхождении и проявлениях. Поэтому специалистами принято выделять две группы головных болей:

  • Если головные боли относят к одним из ведущих в клинической картине симптомов, а то и единственным жалобам, и именно за счет них ребенок крайне плохо себя чувствует, у него выражены недомогания, тогда речь идет о боли . Подобная боль может быть типична для различных процессов – микробных, вирусных инфекций. Помимо этого, подобные типы боли – первичной, типичны для , пучковых или кластерных болей, либо головной боли напряжения.
  • если головные боли являются одним из многочисленных других крайне неприятных симптомов, они относятся ко . Тогда эти жалобы не относят к ведущим в клинике, они расцениваются как комплекс со всеми другими проявлениями, и типичны они для множества патологических состояний и соматических болезней. Головные боли вторичного плана могут быть проявлениями различных видов инфекций, лихорадочных реакций, которые будут постепенно проходить по мере нормализации состояния или же устранения лихорадки.

Если говорить именно о вторичных головных болях, причин для их формирования известно около двух сотен. Первичных же болей гораздо меньше, и они обычно более сильные и выраженные.

Причины детских цефалгий

Конечно, перечислять все возможные ситуации, при которых возможны головные боли у детей, практически нереально, так как это проявление может сопутствовать практически любым соматическим и инфекционным заболеваниям, а также является проявлением многих травматических, гипоксических и токсических процессов. Помимо этого важно понимать, что провоцировать развитие боли могут сразу несколько процессов, сочетание негативных факторов и проблем со стороны организма, воздействие внешних влияний и внутренних. Но среди всего разнообразия процессов, приводящих к цефалгии в детском возрасте, можно выделить наиболее часто возникающие и сильно влияющие причины.

Самые распространенные и часто регистрируемые причины для формирования болевых ощущений в детском возрасте:

  • Последствия , возникших после или ушибов, падений или ударов
  • Реактивные реакции, которые возникают в ответ на резкие изменения внешнесредовых факторов – колебаний температур, выпадения осадков или же изменений геомагнитной обстановки
  • Вторичные боли реактивного характера, формирующиеся как результат изменений в теле детей на фоне развития аллергии, длительного сна или постоянного недосыпания, как реакция на некоторые медицинские манипуляции
  • Реакции на инфекционные агенты, прием некоторых медикаментозных препаратов или пищевых добавок, отдельных видов продуктов, как последствие обезвоживания или же ответ на проблемную работу определенных внутренних органов (почки, печень, сердце).
  • Болевые ощущения, которые формируют процессы воспаления, локализующиеся в области придаточных носовых пазух ( , этмоидит или , пансинусит)
  • Боли, возникающие при передозировке , которые применялись без наличия к ним показаний
  • Головные боли, связанные с напряжением, если дети сильно на фоне продолжительных умственных нагрузок, длительного сидения за монитором
  • , которые существенно различаются по тяжести и длительности, а также виду болевых ощущений, либо редко возникающие у подростков кластерные головные боли, имеющие на сегодняшний день еще точно не выясненное происхождение.

Возникновение любых жалоб ребенка на головные боли, даже минимальные и не острые, локализующиеся в области висков, лобной зоны или затылка, должны стать поводом для консультации с врачом, особенно если нет признаков простуды, соматических инфекций, а головные боли повторяются неоднократно.

Особенности цефалгий в зависимости от возраста

Головные боли возможны в любой возрастной группе детей, в том числе и среди новорожденных, но именно у последних наиболее сложно диагностировать подобные симптомы. Это связано с комплексом неспецифических поведенческих реакций в ответ на болевые импульсы и невозможностью словесно выразить свои ощущения. Врачу и родителям нередко очень сложно определить точную локализацию болевых ощущений и их силу. Есть определенные возрастные особенности в развитии цефалгий, и связанные с этим наиболее типичные причины ощущений:

Помимо возраста и причин развития патологии, необходимо также учитывать локализацию болезненных ощущений – лобная область, височная или затылочная, а также время возникновения, длительность ощущений и сопутствующие им проявления.

Могут играть роль в развитии головных болей в детском возрасте разнообразные факторы, к которым можно отнести, помимо всех перечисленных ранее:

Различные формы головных болей имеют свою специфику в клинической картине и сопутствующих проявлениях, а также особенности течения в зависимости от возрастных границ, в силу чего стоит разобрать наиболее частые виды более подробно.

Головные боли напряжения: чем особенны у детей

Этот вид головных болей относится к функциональным, и одним из самых частых в детском возрасте. Подобный тип болевых ощущений и дискомфорта возникает в результате негативных влияний на детей как острых стрессовых факторов, так и хронических, постоянно воздействующих изо дня в день. В зависимости от возраста, к факторам стресса можно отнести различные влияния – слишком сильная физическая нагрузка, несоразмерная возрасту, переутомление от шумных игр и обилия гостей, если это ребенок раннего возраста, бурные эмоции и переживания (причем, как отрицательные, так и положительные).

Механизм подобных болей, особенно связанных со стрессами, относительно прост. Формируется процесс активного и выраженного сокращения мышечных элементов в области головы. Это особенно отражается на сосудах, которые также сокращаются. Расположенные в области головы и шейной зоны сосуды, которые из-за сокращения мышц приходят в состояние спазма, формируют раздражение болевых рецепторов, в результате дают ощущение головной боли.

В среднем, по продолжительности такие боли могут составлять период от пары часов до нескольких суток и даже недели, все зависит от того, какие из факторов воздействуют на рецепторы. Эти боли описываются как ощущение сжатия или стягивания головы обручем, ощущение резкого давления в зоне шеи, висков или затылка. Внутри головы при этом могут формироваться ощущения, которые похожие на состояние «надетого шлема либо каски». Интенсивность болей не сильно высока, в виду чего ребенок сохраняет работоспособность и может выполнять повседневные действия, не страдает работоспособность и психика, но могут страдать процесс учебы и концентрация внимания, поведение.

Чем особенны данные головные боли?

При них болезненные ощущения могут усилиться при физической нагрузке или эмоциональных переживаниях, а на пике приступа возникает подташнивание с отказом от еды, непереносимость света и звуков, усиление болевых ощущений от сильных раздражителей органов чувств.

В некоторых случаях подобная головная боль может быть спровоцирована нахождением ребенка в статичной позе на протяжении длительного времени, особенно во время школьных занятий. Это может быть связано с неправильным подбором мебели для занятий в школе и для домашних заданий. Могут возникать такого же рода боли при проблемах зрения, в силу напряжения зрительного анализатора.

Сосудистые боли: особенности у детей

Чтобы мозг ребенка, который потребляет наибольшее количество кислорода из всех тканей организма, работал активно и полноценно, ему необходима бесперебойная поставка кислорода и питательных компонентов по мозговым сосудам. В силу различных патологий, нарушения регуляции сосудистого тонуса, длительного стресса или иных факторов, сосуды головного мозга спазмируются, либо чрезмерно растягиваются. Как результат кровь или плохо притекает к мозгу, либо с трудом оттекает от него, что приводит к нарушению поставки кислорода. Мозг достаточно остро и резко реагирует на подобные изменения, что формирует головные боли. Типичны подобные проблемы для школьников и подростков, что в дальнейшем может вылиться в проявления (ВСД).

Изменения внутричерепного давления: особенности детей

Изменение давления ликвора (это спинномозговая жидкость, циркулирующая вокруг мозга) возможно и в нормальных условиях на фоне физической активности и нагрузок, при сильном кашле и натуживании, при поднятии тяжелых предметов. Подобные временные эпизоды никак себя не проявляют, и давление достаточно быстро приходит к нормальным значениям. Но при превышении определенных физиологических значений, если возникают симптомы недомогания, необходимо обратиться к врачу для того, чтобы исключить серьезные патологии и проблемы со здоровьем.

К основным симптомам можно отнести сильные головные боли с самого утра с формированием тошноты и рвоты, это ведущие жалобы детей . На фоне состояние плохое всегда, но ухудшение наступает ближе к вечеру или ночью. Типичными для внутричерепной гипертензии являются тошнота, приводящая к , которая при этом не облегчает состояния, и не снижает боли.

Головные боли при ВЧД локализуются в области затылка, формируются неприятные ощущения в зоне глазниц, что формируется в силу избыточного давления на область орбит. На фоне такой боли типичными будут еще тревожность и постоянные плачи, а также расстройства сна и аппетита.

Могут быть головные боли в силу пониженного внутричерепного давления – это формируется при на фоне кишечных инфекций или при травмах , но до пяти лет подобные симптомы головных болей определить сложно, малыши не могут точно описать свои ощущения. Можно косвенно догадаться о подобном симптоме по наличию апатии и сонливости, вялости и слабости, а также приступам головокружений или даже потерям сознания. Характер головных болей – тупые и давящие, обычно они локализованы в области затылка.

Головная боль при инфекционных патологиях

Одним из типичных проявлений множества инфекций является головная боль и недомогание, которые возникают на фоне вирусных, микробных или иных видов инфекций. Нередко эти симптомы формируются в комбинации с другими проявлениями болезней – лихорадкой разной выраженности, болями в глотке, или , ознобами, приступами тошноты или рвоты . По данным всех этих симптомов, в комбинации с указанием на контакт с простуженными людьми, поставить диагноз детям легче, равно как и выявить причину боли в голове.

Особым вариантом является головная боль на фоне менингококкового поражения с подозрениями на . Она типична для детишек в раннем возрасте, на первом году жизни, а также у дошкольников и школьников. Типична лихорадка и формирование сильнейшей головной боли, к которым затем постепенно присоединяется рвота, которая никак не связана с питанием, и не принесет облегчения детям. Общее состояние детей быстро и прогрессивно нарушается, в силу изменений внутричерепного давления и воспаления тканей дети принимают вынужденные позы с приведением ног к груди и запрокидыванием головы назад. Особенно опасно подобное состояние, если на коже тела появляются точки, похожие на уколы иглы или кровоподтеки, звездочки.

Патологии нервной системы в детском возрасте

Частые резкие и острые головные боли, которые не имеют иных проявлений, плохо купируются анальгетиками и их симптомы нетипичны для иных проблем, могут быть признаком объемных образований в полости черепа или отдельных нарушений здоровья . Для исключения подобных процессов необходимо проведение компьютерной или чтобы оценить визуально анатомические образования в области головного мозга. Могут давать сильную и мучительную головную боль кровоизлияния с образованием гематом, кистозные полости, . Они формируют изменение анатомии внутри черепа, что грозит изменением внутричерепного давления. Типичными проявлениями при подобных проблемах становится сильная и мучительная головная боль с тошнотой и рвотой, а также проблемы с чувствительностью отдельных частей тела, расстройства зрения и эпилептические приступы.

Боли у детей в младшем возрасте

Точно определить наличие у крохи раннего возраста головных болей невозможно, это связано с тем, что ребенок не может говорить и подробно писать свои жалобы. Могут косвенно указать на проблемы со здоровьем и головные боли такие симптомы как беспокойство и плачи, нарушения сна при условии того, что ребенка покормили, он сухой и нет видимых причин для раздражения. Если все причины для дискомфорта ребенка устранены, но при этом он постоянно плачет, кричит – необходима консультация невролога. Есть определенные косвенные признаки, по которым можно заподозрить головные боли младенцев:

  • Крики и беспокойство, длительные плачи усиливаются к вечеру, усиление криков при перемене положения тела, переходе крохи из вертикального в горизонтальное положение и наоборот.
  • Сильно набухают вены на головке, выпирает и очень напряжен
  • Страдает процесс сна, ребенок засыпает с криками или очень плохо спит как днем, так и по ночам.
  • Могут быть резкие вскрики, вздрагивания, кряхтение.
  • Он может тянуть ручки к головке, дергать себе за волосики
  • Могут быть частые срыгивания большими объемами питания, рвоты
  • Нарушение аппетита вплоть до полного отказа от еды
  • Нередко имеется повышение температуры, потливость
  • Ребенок бледный, сонливый, апатичный.
  • Могут быть нарушения тонуса мышц, скованность движений конечностей и тела с запрокидыванием головки

Причинами головных болей в этом возрасте могут быть – развитие гидроцефалии, врожденные дефекты мозга и его сосудов, ликворных пространств, синдром интоксикации и инфекции.

Головные боли у малышей от 2-3 до 5-6 лет

Дети в этом возрасте также могут страдать головными болями, но зачастую они уже частично могут объясниться и показать место, где у них болит. Но при этом все симптомы будут общими и относительно смазанными, особенно в младшей возрастной группе. Типичными будут:

  • Раздраженность и капризы ребенка, постоянные плачи по любому поводу
  • Попытки приложить головку на руки или колени взрослых, потирание головки, дерганье волос
  • Бледность и вялость малыша, отказ от шумных игр и любимых занятий, желание прилечь
  • Расстройства сна и аппетита
  • Приступы тошноты с рвотой, потливостью и головокружениями
  • Ребенок показывает на головку и жалуется на боль, но точно указать локализацию или характер не может.

Причинами болей в данном возрасте обычно являются инфекции, соматические патологии, токсикозы, последствия травм головы и падений, боли напряжения, связанные с чрезмерными эмоциональными или физическими нагрузками, а также патологии нервной системы.

Головные боли у детей старше 6 лет

У детей после 6 лет головные боли по своим характеристикам примерно сопоставимы со взрослыми, ребенок уже может достаточно точно и адекватно оценить локализацию, силу и характер болей. В этом возрасте головная боль может иметь характер острой или же хронической, приступной или постоянной. Она может быть признаком различного рода патологий. Наиболее часто это могут быть инфекции и соматические патологии, сосудистые боли как проявление вегето-сосудистой дистонии (ВСД), а также мигрени или боли в результате напряжения.

Реже боли возникают в результате воспалительных, опухолевых или травматических поражений самой нервной системы, что требует неотложной консультации у невролога. Могут быть варианты и психогенных головных болей в подростковом возрасте, которые могут иметь длительный и упорный характер. Их провоцируют проблемы в семье, стрессы, конфликты со сверстниками.

Что делать при головной боли у ребенка?

Естественно, что устранение причины боли и лечение основного заболевания в большей части случаев приводит к устранению неприятного симптома. Но пока причины выясняются или при наличии крайне неприятных симптомов боли можно помочь в облегчении состояния малыша. Для уменьшения интенсивности или полного устранения приступа применимы:

Обычно таких методов вполне хватает для того, чтобы устранить головные боли, они проходят на протяжении пары часов. Если же боль не утихает, а только усиливается, стоит обратиться к врачу или вызвать скорую помощь. Поводом для неотложки будут сильные мучительные и нестерпимые боли, рвота и головокружения, неадекватное поведение ребенка.

Важно обязательное обследование малыша в любом возрасте при наличии:

  • Постоянных болей и сильных, интенсивность которых высока и не снижается при приеме привычных обезболивающих средств.
  • эпизоды боли формируются чаще одного раза в месяц.
  • имеются такие симптомы как тошнота или рвота, проблемы с психикой, расстройства зрения, проблемы с координацией или чувствительностью.
  • появилась сыпь на коже, высокая лихорадка, судороги, различные неврологические симптомы и запрокидывание головы, судороги. Нужно немедленно вызвать скорую помощь.

Диагностика и лечение цефалгий у детей

В каждом конкретном случае тактика в отношении диагностики и лечебные мероприятия будут зависеть от причин, которые провоцируют боли. Для этого нужно обращение к педиатру или неврологу, которые будут осматривать малыша, изучать все жалобы его самого и родителей , а также данные из жизни и истории болезни, которые могут помочь в распознавании причин патологии.

Могут быть назначены для выяснения истинных причин целый рад лабораторных анализов, а также рентгенография и контрастные исследования сосудов, КТ или МРТ головы и шеи. Также могут применяться и сосудов, или УЗИ мозга (если это дети раннего возраста), а также всевозможные дополнительные исследования, которые будут необходимы врачу для установления точного диагноза.

Лечение назначается исходя из причины, которая вызвала приступы цефалгии . Если же это эпизодические боли напряжения, или вызванные перегрузками, некоторыми влияниями приступы, можно обойтись без медикаментов – нужно изменение режима дня, снижение нагрузок и полноценный отдых, сон ребенка, длительное его пребывание на свежем воздухе. Могут помочь седативные и успокоительные чаи и отвары, настои, рационализация режима труда и отдыха, отказ от длительных статичных нагрузок, телевизора и компьютера.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

У детей головные боли возникают по различным причинам. У малышей до 2 лет недомогание чаще всего сопровождается повышенной температурой, что указывает на инфекционное заболевание. У школьников сильные болевые ощущения в районе затылка и темени появляются при серьезных умственных и физических нагрузках, неправильном составлении рациона и нарушении режима дня. Боли могут локализоваться также в лобной области или в районе висков. Если поднялась температура, нужно вызывать на дом врача, а также посетить невропатолога.

Головная боль у ребенка может быть признаком серьезного заболевания

Основные причины головных болей у детей

Когда малыш жалуется на головную боль, необходимо выяснить подоплеку явления. Причина боли первоначально определяется по расположению, но и одна и та же локализация болевых ощущений свидетельствует о различных заболеваниях. Поставить диагноз и назначить лечение может только специалист.

Мигрени

У ребенка 7-9 лет часто бывают мигрени. Признаками такого рода патологии являются:

  • болевые ощущения области лба и виска с одной стороны;
  • болезненность глазных яблок;
  • тошнота, переходящая в рвоту;
  • усиление дискомфорта при ярком свете, шуме в квартире и резком запахе.

Часто головная боль у детей из-за мигрени бывает наследственным заболеванием. Боль приходит приступообразно. Виски болят от нескольких минут до нескольких часов. После рвоты ребенку становится существенно легче. Обезболивающие средства не помогают. Перед приступом появляется общая слабость и сильная жажда, пропадает аппетит. Иногда больной чувствует головокружение вплоть до потери сознания.

Вегето-сосудистая дистония

Частая причина головных болей школьника старше 7 лет - проблемы с сосудами. При стрессах и чрезмерной нагрузке может проявиться вегето-сосудистая дистония (ВСД). Кроме того, при взрослении школьника его сосудистый тонус меняется. Организм не успевает перестроиться и испытывает дискомфорт. ВСД-синдромом называется утрата сосудами головного мозга способности правильно реагировать на раздражители. Сосуды сужаются и расширяются недостаточно или не в тот момент, когда это нужно.

ВСД - частое явление у детей с повышенным уровнем психической активности - холериков. Иногда синдром возникает при перемене погоды и в утренние часы после просыпания. Это связано с нарушением венозного оттока крови от мозга. Вегетативная нервная система чутко отзывается на режим отдыха и сна, нарушение правильного питания, ссоры и неприятности в семье и школе. Для уменьшения риска возникновения ВСД следует соблюдать профилактические меры.


Перенапряжение

Наиболее частой причиной описываемого недомогания у ребенка являются физические или умственные нагрузки:

  • перенапряжение школьника во время экзаменов или перед контрольными работами, зачетными занятиями;
  • нарушение режима дня с уменьшением времени ночного сна;
  • стрессовые ситуации дома или в школе;
  • неправильное положение тела во время сна;
  • пребывание в душной комнате;
  • длительное проведение времени за компьютером или у телевизора;
  • голодание;
  • смена погоды.

Механизм возникновения болей по этим причинам бывает разным. Первый – это напряжение мышц, приводящее к определенной воспалительной реакции. При этом сосуды расширяются и выделяют в кровь вещество, раздражающее болевые центры. Второй механизм заключается в нарушении способности структур головного мозга правильно реагировать на изменение условий. При этом изменяется эмоциональное состояние больного, нарушается равновесие в выработке гормонов.


Часто причинами головных болей у детей становятся занятия, особенно контрольные работы, на которых большинство школьников нервничают и переживают

Боль локализуется в области висков и в лобной части, иногда в районе темени. Она носит сдавливающий характер. Продолжается синдром несколько часов. В этот период малышу может быть больно надевать головной убор, он даже отказывается причесываться. Бывает, что одновременно с головой ноют мышцы, болезненность ощущается в животе или области сердца. Ребенок жалуется на слабость, у него пропадает аппетит, нарушается сон.

Заболевания ЛОР-органов и глаз

Нередко причиной головных болей становятся болезни ЛОР-органов или офтальмологические заболевания. Суть явления заключается в том, что при воспалении горла или носовых пазух, а также при патологии глазного яблока на болевые рецепторы оказывают влияние раздражающие и токсические факторы. Если воспален глаз, то помимо болезненного ощущения в голове, появляется резь в глазницах, слезоточивость. При воспалении носовых пазух на щеках возникает нездоровый румянец.

Средством снятия боли при воспалительных заболеваниях носа, горла, уха и глаз является лечение основного заболевания. При таких патологиях у малыша может подняться температура. Необходимо вызвать на дом врача или самостоятельно сходить с ребенком к педиатру.


Голова у ребенка может болеть в период простудного заболевания

Нестабильное внутричерепное давление

Внутричерепное давление у здорового ребенка повышается в связи с тяжелой физической нагрузкой, при кашле, при подъеме тяжестей. После устранения причины давление приходит в норму и не требует лечения. Головные боли в затылке при повышении свидетельствуют о патологии. Основными симптомами при этом являются:

  • тошнота и рвота, боль в голове;
  • ухудшение состояния в вечернее и ночное время;
  • локализация болей в затылочной части головы и в области глаз;
  • нестабильное психическое состояние – плаксивость, беспричинная тревога;
  • нарушение ночного сна.

Понижается внутричерепное давление из-за травмы головы, при отравлении, обезвоживании. Если ребенок мал, понять, где сосредоточена боль, трудно. Следует обратить внимание на сопутствующие симптомы – вялость, апатию, потерю аппетита, сонливость, головокружение. Более старшие дети определяют тупой и давящий характер ощущений. Боль локализуется в области затылка.

Вирусные и инфекционные болезни

Если болит лоб, это один из симптомов вирусного заболевания. ОРВИ легко определить по дополнительным признакам – повышению температуры, кашлю, насморку, боли в горле.

Риновирусная инфекция сопровождается прозрачными выделениями из носа. Грипп начинается с повышения температуры до 40 градусов. При этом больной ощущает ломоту суставов и болезненность кожи. Аденовирусная инфекция приводит к поражению глаз или кишечника (рекомендуем прочитать: ).

Лечением вирусных инфекций занимается педиатр или инфекционист. Боли в голове проходят, когда болезнь идет на спад. Посещение врача необходимо, поскольку он знает, какого рода вирус распространен в этом году и какие препараты блокируют его.

Менингит

Менингит - это инфекционное воспаление оболочки головного мозга. Головная боль сопровождается рвотой и болезненностью кожи. Ощущения обостряются при ярком свете, шуме и резких движениях. Головная боль локализуется в области лба. Иногда она затрагивает виски или носит опоясывающий характер.

Характерная для больного поза – лежа на боку с поджатыми под живот коленями, голова запрокинута назад. Насильно переворачивать ребенка в другое положение не следует. Возможны судороги.

Менингит лечится в стационаре. При повышении температуры и наличии вышеописанных признаков следует вызвать скорую помощь. Это опасное заболевание - больной должен находиться под постоянным наблюдением врача. Лечение включает в себя прием анальгетиков (чаще внутримышечно 2-3 раза в день), обезболивающих и мочегонных препаратов. Врач прописывает курс антибиотиков. Когда состояние улучшается, больного направляют к неврологу.


Лечение менингита проводится под строгим контролем медицинских работников

Отравление

Острые головные боли возникают при отравлении из-за интоксикации организма. Кроме того, больной малыш жалуется на тошноту и слабость, у него может ощущаться боль в животе. Чтобы облегчить состояние пациента, необходимо выявить источник токсинов.

Дальнейшее течение болезни при отравлении приводит к поносу, рвоте и обезвоживанию организма. Только восстановление нормального уровня жидкости является залогом полного излечения. Малыша необходимо показать врачу - если организм не принимает никакой еды и питья, пациенту назначат капельницы с физраствором.

Воспаление в тройничном нерве

Воспаление тройничного нерва часто провоцирует вирус герпеса, переохлаждение. Боли при этом отличаются по локализации и силе от других заболеваний. Болезненные ощущения носят острый, дергающий характер, как при пульпите. Такую боль называют кластерной. Одновременно наблюдается слезотечение и слюнотечение, выделения из носа. Приступы продолжаются несколько минут, затем затихают.

При поражении глазной ветви нерва начинается резь в глазах. Боль концентрируется в районе лба и надбровных дуг. При касании к лицу ощущения усиливаются. Ребенку надо дать обезболивающее средство - Парацетамол (согласно инструкции по применению) - и пойти на прием к невропатологу.

Травмы головы

Одна из причин головных болей у детей – травмы головы. Ребенок постоянно в движении, часто он не соразмеряет свои силы и прочность вещей с истинным положением дел. Коленки в зеленке – обычное дело для школьника младших классов, за каждым шагом которого мама уже не следит.


При возникновении травмы головы ребенку необходимо провести медицинское обследование на предмет сотрясения мозга

При падениях и ударах иногда страдает голова. Если малыш жалуется на боль в лобной, височной или затылочной части, у него кружится голова и тошнит, нарушена координация, следует немедленно обращаться к врачу. Ребенку нужно обеспечить покой - сотрясение мозга приводит к серьезным последствиям.

Проблемы с сосудами

Если у ребенка имеется хронические заболевание почек, печени или сердца, это провоцирует неправильное функционирование сосудов головного мозга. Необходимо при первых симптомах сосудистых нарушений идти в поликлинику, поскольку незалеченная дистония имеет шанс повлиять отрицательно на сердечный ритм школьника и артериальное давление. Признаками сосудистых проблем являются:

  • болезненные ощущения в голове;
  • одышка с нехваткой воздуха;
  • боли в области сердца (см. также: );
  • колебания артериального давления;
  • беспричинная смена настроения;
  • незначительное повышение температуры тела;
  • слабость;
  • нарушение концентрации внимания.

При наличии нескольких симптомов из этого списка нужно идти к невропатологу. Такие признаки наблюдаются и по другим причинам. До посещения врача можно уложить больного в постель в проветренной комнате.


Для снижения болевых ощущений допускается принятие Парацетамола в дозе, соответствующей возрасту и весу. Более направленное лечение состоит в избавлении от основного заболевания по схеме, назначенной специалистом.

Опухоль в головном мозге

Наиболее опасной причиной головной боли является опухолевое образование. Опухоль может затронуть мозг или его оболочки. Злокачественное заболевание крови иногда дает метастазы в мозг. Симптомами данной патологии является боль, сопровождающаяся тошнотой и рвотой. Она возникает преимущественно в первой половине дня.

Такие же симптомы дают и болевые ощущения, связанные с другими патологиями. В любом случае, нужно срочно показаться невропатологу, который при необходимости даст направление к онкологу. Если опухоль обнаружена на ранней стадии, проводится терапия без хирургического вмешательства.

Комплекс диагностических мер

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Диагностика начинается с выслушивания жалоб пациента. Родителей и детей врач спрашивает, от чего и когда возникли боли, о тошноте, головокружении и прочих симптомах. Выявляется возможность травмы.

Школьника просят рассказать об атмосфере в школе и степени загруженности – проходили контрольные и зачеты, как долго он к ним готовился. Такие вопросы задают для выявления возможного перенапряжения. Невропатолог интересуется, имелись ли у малыша стрессы.

Затем врач проверяет симптомы заболевания – измеряет пациенту температуру и давление, осматривает голову, горло, шею. При необходимости врач назначает другие виды обследования:

  • рентген головы и шейного отдела позвоночника;
  • МРТ или КТ шеи и головы;
  • анализ крови;
  • анализ мочи;
  • анализ спинномозговой жидкости;
  • мазок из горла;
  • нейросонография;
  • электроэнцефлография;
  • консультация офтальмолога, ЛОРа, стоматолога, детского невролога, психолога.

МРТ головного мозга ребенку

Первая помощь ребенку в экстренных случаях

Больного необходимо уложить в постель в проветренной комнате. На голову желательно положить влажное полотенце. Как домашнее средство «для успокоения нервов» рекомендуется сделать отвар из трав – валерианы или пустырника. Если боли очень сильные, нужно дать больному обезболивающее – Парацетамол или Нурофен в дозе, предложенной в инструкции к лекарству.

Не будет лишним измерить ребенку температуру и давление. При пониженных показателях следует напоить больного чаем с лимоном. После этого необходимо вызвать врача или неотложную помощь на дому.

Профилактика

К профилактике относится соблюдение режима занятий и отдыха, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе. Воздух в квартире должен быть свежим. Взрослые не должны курить в помещении. Нужно обратить внимание на психологический комфорт в семье - выяснять отношения при малыше недопустимо.

Для профилактики инфекционных заболеваний необходимо закалять детей, принимать контрастный душ. Нужно следить, чтобы ребенок ежедневно делал утреннюю зарядку, не сидел в течении дня долго перед телевизором или компьютером. К профилактике травм относятся занятия спортом, которые развивают хорошую координацию движений.

Острая или хроническая головная боль знакома многим людям, в частности ею страдают дети. По характеру проявлений боль бывает разной: пульсирующей, острой, ноющей, стреляющей, локализует ту или иную часть головы. Почему болит у ребенка именно затылочная часть, и как избавиться от неприятных симптомов рассмотрим более подробно?


Причин может быть множество. Не столь страшно, если у ребенка болезненность появилась впервые вследствие перенапряжения мышц и мягких тканей шеи после долгого пребывания головы в одном положении. Но, затылочная часть напрямую связана с позвоночником (шейным отделом) и причины болезненности могут быть более неприятными. Итак, все по порядку.

Если ребенок жалуется на сдавливание головы, боль в области висков и лба, то причина может быть в повышенном внутричерепном давлении, происходящих изменениях в сосудах мозга, или вследствие недавно перенесенной ангины, гриппа.

Важно вовремя распознать характер боли в затылке у ребенка. При усилении ее при повороте головы в стороны, затяжном течении возможно развитие остеохондроза (спондилита).

Если мышцы шеи уплотнены, то это следствие искривления осанки или перенапряжения мышц после долго пребывания в неудобной позе. Ребенка может просто продуло на сквозняке и боль – симптом того, что не все в порядке шейным отделом позвоночника.

Частые причины болей в затылке – травмы мозга. Если ребенок терял сознание сразу после удара, то это явный признак повреждения головы. Часто симптомы быстро проходят. Малыш поплачет немного, успокоиться и о неприятности быстро забудет. Но может вновь начать капризничать по истечении некоторого времени, что должно непременно насторожить родителей, особенно если боли головы — сильные, темно перед глазами.

Последствия удара не прошли бесследно, когда у грудных детей припух родничок, участилось запрокидывание головы назад с выгибанием спины. Если уж малыш ударился головой, то нужно уложить его, изолировать от попадания яркого света в глаза и слегка ладонями потереть место ушиба, приложить холодный компресс. На время оградить ребенка от лишних шумов, подвижных игр. При появлении тошноты, рвоты, признаков кровоизлияний в мозг у детей, конечно, показаться врачу нужно в незамедлительном порядке.


  1. Мигрень. Усиление болезненности во время кашля, чихания может говорить о невралгических заболеваниях. Самая распространенная из них и даже в детском возрасте – мигрень
  2. Сердечно – сосудистые болезни в результате нарушения кровообращения в мозге. Происходит кислородное голодание, резкое сужение сосудов, скачет артериальное давление, развивается гипертония и, как основной ее симптом – боль в затылке. Спровоцировать гипертоническую болезнь может наследственный фактор, резкая смена погоды, расстройство сна. При гипертонии легкой формы симптомы у детей быстро проходят, достаточно лишь прогуляться на свежем воздухе, наладить режим питания и сон. Если случай тяжелый и боль в затылке стала постоянным явлением, то нужно показаться невропатологу, пройти назначенное лечение (в сосудах возможны патологические изменения).
  3. Невралгия, болит голова вследствие поражения тройничного нерва, ударяет как током, часто повторяется, но быстро проходит. При кашле чихании, резких поворотах головы усиливается, мышцы на лице могут дергаться (непроизвольно сокращаться). Невралгия возникает при неполадках в шейном отделе позвоночника, на фоне простуды, вспышки инфекционного заболевания. Для устранения неприятностей эффективны прогревания, УВЧ, прикладывания мешочка с нагретым песком и теплых компрессов или листьев капусты (подорожника), также марли смоченной соком редки к области затылочной. Хорошо поить детей настоем полыни тысячелистника. Многие проблемы с шейными позвонками становятся следствием неправильной осанки ребенка, следить за которой важно приучать детей с раннего детства. Шею хорошо поддерживает валик во время сна, который и нужно подкладывать вместо подушки, также кровать должна быть достаточно твердой.
  4. Мигрень, по мнению специалистов, это в большинстве случае наследственный недуг, обычно передающийся от матери. Вероятность мигрени у детей высока, если от нее страдает сама мама. Это заболевание связано с недостатком серотонина в мозге, что собственно и приводит к пульсирующим болям, тошноте и головокружениям. Вряд ли возможно полное излечение мигрени в случае ее перехода по наследству, но блокировать и снимать приступы сразу же при появлении можно: чаще проветривая помещение, пребывая на свежем воздухе. Детям можно давать свежевыжатый сок картофеля (по 2ст.л. 2-3 раза в день), калины, черной смородины (соки), делать массаж головы и затылочной части.
  5. Остеохондроз шейный, истирание позвонков шеи и межпозвоночных дисков. Причины развития – сидячий малоподвижный образ жизни, курение, избыточный все, генетическая предрасположенность, неправильное положение тела во время сна. Болит в области шеи и на затылке. Нужно лечить недуг, процессы дегенерации в шейном отделе позвоночника у ребенка могут в итоге привести к необратимым последствиям.
  6. Спондилез шейный, наблюдается деформация позвонков в части шеи, появление остеофитов – наростов, которые и причиняют боль при поворотах головы, мучают особенно по ночам, не проходят даже в состоянии покоя. От повышенного напряжения в шейной зоне кроме боли в затылке давит на глаза, уши. Чаще болезнь встречается у пожилых людей или ведущих малоподвижный образ жизни.
  7. Миозит шейный, проявление воспалительной реакции в мышцах скелета позвоночника, приводящее к поражению одной из групп костей. Это внутренняя патология, но при проявлениях на коже возможна регрессия дерматомиозита вследствие переохлаждения, ранних травм или растяжений мышц, перенесенных инфекционных заболеваний. Болит сначала в зоне шеи, затем начинает переходить на затылок. Только лечение на ранней стадии недуга дает положительные результаты. По результатам рентгенологического исследования назначаются антигельминтные, противоспалительные, антибактериальные средства. Показан массаж, физиопроцедуры.


Маленькие дети не могут выражать признаки беспокойства словами, просто начинают капризничать и плакать. На самом деле быть внимательными нужно родителям. Вызвать неприятные ощущения в затылке может недостаток воздуха в помещении, яркий звук, свет и даже долгое пребывание во время сна в одном положении, когда мышцы шеи затекают. Фактором раздражителем может стать телевизор, громкий звук или аромасвечи, поставленные перед кроваткой малыша. Ароматерапия оказывает мощное воздействие на организм и эффект должен быть расслабляющим, успокаивающим. Но все-же, если малыш капризничает от направленного в глаза света, и ему это не нравится, то лучше убрать и присмотреться может именно в тишине и в темноте он уснет быстрее.

Боль в шее у ребенка может появиться вследствие неправильного прикуса и затруднительного пережевывания пищи при неправильном расположении зубов. Это отражается на речи, деснах, также проявляется боль в затылке. Кроме того, головная боль бывает приступами у детей до 5лет, может быть спровоцирована приемом некоторых продуктов. Пища с высоким содержанием нитритов и консервантов приводит к сужению и спазмам сосудов, в итоге — к головной боли в области затылка. Вредные вещества имеются в пищевых добавках, например, тирамине, нитрит натрии, способных вызвать головную боль, понижение сахара в крови. Они плохо воздействуют на мозг и его функции, дают сбой. Если подобные явления наблюдались у мамы при беременности, то высока вероятность что ребенок будет мучиться болями головы с самого рождения.

При отравлении же некачественной пищей (кроме головной боли) у детей может появиться тошнота, рвота, понос вследствие расстройства желудка. Важно не допустить обезвоживания, чаще поить ребенка отварами, чаем с добавлением мяты, зверобоя, бузины. Если болит область шеи приступами, то можно приготовить настой из листьев березы, заварив 1ст.л. 1 стаканом кипятка, дать настояться 2-3 часа, прикладывать к месту поражения.

При предрасположенности ребенка к появлению болей в области головы и затылка приступами нужно исключить из рациона пищу, богатую углеводами, кормить ребенка чаще (до 5раз в день), но мелкими порциями.


Дети импульсивны, эмоциональны, не способны справляться с психологическими проблемами и стрессами. Отрицательные эмоции негативно воздействуют на мозг, вызывая головные боли, которые могут быть резкими, сильными, монотонными или продолжительными. Справиться с болью не всегда помогают анальгетики и успокоительные средства при сильном перевозбуждении.

Вряд ли возможно оградить своего ребенка от всех негативных факторов, воздействующих на мозг извне, но к выработке защитных реакций организма нужно приучать постоянно. Ребенок не должен держать в себе страхи, сомнения и переживания, а вовремя их выплескивать наружу по причине беспочвенности подобных видов тревоги. Это важно объяснить так, чтобы малыш поверил и быстро успокоился.

Головная боль (цефалгия) у детей наблюдается достаточно часто и может служить основным, а то и единственным симптомом более чем 50 различных заболеваний. Цефалгия — это любые неприятные ощущения, возникающие в области от бровей до затылка (термин является производным от греческих слов cephal — мозг и algos — боль).

Известно, что головной болью (ГБ) страдают 80% взрослых европейцев. Можно предположить, что среди детей распространенность цефалгий примерно аналогична. До 7-летнего возраста у 75% пациентов отмечается головная боль по типу мигрени; тем не менее наиболее распространенный тип цефалгии — это головная боль напряжения .

Классификацией Международного общества головной боли предусматриваются следующие цефалгии: мигрень; ГБ напряжения; кластерная (пучковая) ГБ и хроническая пароксизмальная гемикрания; ГБ, не связанная со структурным поражением мозга; ГБ вследствие травмы головы; ГБ вследствие сосудистых заболеваний; ГБ вследствие внутричерепных несосудистых заболеваний; ГБ вследствие приема некоторых веществ или их отмены; ГБ вследствие внемозговых инфекций; ГБ вследствие метаболических нарушений; головная или лицевая боль вследствие патологии черепа, шеи, глаз, ушей, носа, придаточных пазух, зубов, рта, а также других лицевых или черепных структур; краниальные невралгии, боли при патологии нервных стволов и деафферентационные боли; неклассифицируемая ГБ . Все эти виды цефалгии могут отмечаться и у детей, хотя на практике чаще встречаются мигрень, головная боль напряжения и кластерная (пучковая) головная боль.

В целом в этиопатогенезе цефалгии источниками боли могут служить участки твердой мозговой оболочки; артерии основания мозга и внутричерепные артерии; ткани, покрывающие череп; нервы (среди них черепные нервы — тройничный, языкоглоточный, блуждающий, а также первый и второй шейные спинномозговые корешки) . Морфо-функциональной основой периферического отдела системы, ответственной за болевую чувствительность, являются тройничный нерв и ядро его спинномозгового пути. Болевыми рецепторами обладают твердая мозговая оболочка и крупные кровеносные сосуды, а также чувствительные окончания волокон второго шейного корешка спинного мозга. Описанные системы формируют различные варианты головной боли .

Головная боль может вызываться интракраниальными поражениями, такими как субдуральные и внутримозговые гематомы, субарахноидальные кровоизлияния, тромбозы, артериовенозные мальформации, абсцесс мозга, менингит, энцефалит, васкулит, обструктивная гидроцефалия, состояние после люмбальной пункции, ишемическое нарушение мозгового кровообращения, растяжение или воспаление крупных внутричерепных сосудов, повреждения твердой оболочки основания мозга и чувствительных черепных нервов. Из экстракраниальных причин головная боль вызывается синуситами, повреждениями шейного отдела позвоночника, синдромом височно-нижнечелюстного сустава, гигантоклеточным артериитом, глаукомой, нейропатией зрительного нерва и заболеваниями зубов. Существуют также «общие» причины головной боли: лихорадка, вирусемия, гипоксия, гиперкапния, артериальная гипертония, аллергия, анемия, а также действие сосудорасширяющих веществ (нитритов, угарного газа и т. д.) .

Ниже рассматриваются патофизиологические особенности трех основных разновидностей головной боли у пациентов детского возраста, поскольку именно этими особенностями обусловлены различные подходы к лечению.

Мигрень. Для классической мигрени характерны две фазы приступа: в первой фазе возникает сосудистый спазм, вызывающий церебральную ишемию и различные очаговые симптомы, запускающие приступ; во второй фазе (транскраниальной и экстракраниальной вазодилатации) начинается пульсирующая ГБ, которая распределяется в области иннервации тройничного нерва и верхних цервикальных корешков . При мигрени с аурой в механизме развития ГБ задействована пароксизмальная деполяризация нейронов коры головного мозга. В первой фазе приступа в области затылочного полюса мозга наблюдается распространяющаяся со скоростью 2 мм в минуту корковая депрессия. В области распространения волны возникают глубокие изменения ионного распределения, приводящие к снижению уровня мозгового кровотока. Церебральная ишемия является результатом констрикции артериол. Наиболее характерный признак классической мигрени — общая гиповолемия в задней части мозга . ГБ вызывается воздействием распространяющейся депрессии на волокна тройничного нерва на мозговых оболочках, при этом высвобождаются вазоактивный кишечный пептид, вещество Р и некоторые другие пептиды . Факторы, запускающие механизм распространяющейся кортикальной депрессии, весьма многочисленны. Среди них любые нарушения гомеостаза калия, генетическая предрасположенность, стрессы, алиментарные факторы, а также высвобождение вазоактивных пептидов из тригемино-васкулярной системы.

При простой мигрени (без ауры) отсутствуют значимые изменения мозгового кровотока, а сами механизмы ее развития труднообъяснимы . Помимо сосудистых изменений (характерных для классической мигрени), при простой мигрени отмечаются нарушения метаболизма и концентрации нейротрансмиттеров (серотонина и его метаболитов).

Причиной развития мигрени могут служить простагландин Е1, тирамин или фенилэтиламин (два последних амина содержатся в шоколаде и сыре) .

Головная боль напряжения. Ранее считалось, что этот вид головной боли — прямое следствие повторных сокращений мышц шеи и висков, приводящих к локальной ишемии этих структур. В последние годы рассматривают ряд других звеньев патогенеза, включая задействованность «триггерных» точек некоторых мышц (трапециевидной, грудинно-ключично-сосцевидной, подзатылочной, височной и др.), сдавление сосудов спазмированной мышцей с венозным застоем, распространение боли на височную, околоушную и затылочную области вследствие дисфункции височно-нижнечелюстного сустава, нарушение смыкания зубов верхней и нижней челюстей и т. д.

Кластерная (пучковая) головная боль. Патогенез болезни пока мало изучен и не вполне ясен, хотя известно, что при этом типе ГБ в наружной яремной вене отмечается повышение содержания некоторых болевых пептидов (кальцитонин генсвязанного и интестинального пептида). Вследствие этого предполагается нейрогенное происхождение кластерной головной боли с активацией чувствительных волокон тройничного нерва. Определенную роль могут играть дефект хеморецепторов каротидных телец на стороне боли, а также нарушения секреции отдельных гуморальных факторов (мелатонин, кортизол, тестостерон, β-эндорфин, β-липопротеин, пролактин).

Симптоматика головной боли. В каждом конкретном случае симптомы головной боли определяются типом имеющейся цефалгии. Ниже приводятся особенности различных видов хронической и рецидивирующей головной боли по ряду показателей (характеру, локализации, длительности приступа, периодичности, сопутствующим симптомам). Простая мигрень: характер ГБ — пульсирующий; локализация — одно- или двусторонняя; длительность приступа — 6-48 часов; периодичность — спорадические приступы (до нескольких раз в месяц); сопутствующие симптомы — тошнота, рвота, недомогание, светобоязнь. Классическая мигрень: характер ГБ — пульсирующий; локализация — односторонняя; длительность приступа — 3-12 часов; периодичность — спорадические приступы (до нескольких раз в месяц); сопутствующие симптомы — зрительная аура, тошнота, рвота, недомогание, светобоязнь. Лицевая мигрень: характер ГБ — тупая или пульсирующая; локализация — односторонняя, в нижней половине лица; длительность приступа — 6-48 часов; периодичность — спорадические приступы; сопутствующие симптомы — тошнота, рвота. Кластерная головная боль (гистаминовая цефалгия Хортона): характер ГБ — острая, сверлящая; локализация — односторонняя (преимущественно в области глазницы); длительность приступа — 15-20 минут; периодичность — периоды ежедневных приступов чередуются с длительными ремиссиями; сопутствующие симптомы — на стороне боли могут отмечаться слезотечение, гиперемия лица, заложенность носа и симптом Горнера. Психогенная головная боль: характер ГБ — тупая, сжимающая; локализация — диффузная двусторонняя; длительность приступа — часто постоянная; периодичность — часто постоянная; сопутствующие симптомы — депрессия, тревожность. Невралгия тройничного нерва: характер боли — стреляющая; локализация — в зоне иннервации тройничного нерва; длительность приступа — кратковременная (15-60 секунд); периодичность — много раз в день; сопутствующие симптомы — выявляются триггерные зоны. Атипичная лицевая боль: характер ГБ — тупая, локализация — одно- или двусторонняя, длительность приступа — часто постоянная; периодичность — часто постоянная; сопутствующие симптомы — депрессия, иногда психоз. Головная боль при синуситах: характер ГБ — тупая или острая; локализация — одно- или двусторонняя, в области придаточной пазухи; длительность приступа — варьирует; периодичность — спорадическая или постоянная; сопутствующие симптомы — выделения из носа .

Диагностика. Конкретный диагноз у детей устанавливается преимущественно на основании клинических признаков и вышеупомянутых критериев цефалгических синдромов. Помощь в диагностике могут оказать так называемые дневники головной боли, некоторые лабораторные и инструментальные исследования (рентгенография черепа, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга, ЭЭГ, транскраниальное допплерографическое исследование сосудов головного мозга). Важным диагностическим мероприятием является консультация окулиста, а при подозрении на наличие у пациента депрессии требуется консультация детского психиатра.

Диагноз «мигрень» обычно устанавливают на основании собранного анамнеза, при этом каких-либо выраженных изменений при тщательном физикальном, неврологическом и офтальмологическом осмотрах выявить не удается. Диагностика большинства других цефалгических синдромов осуществляется с использованием аналогичного алгоритма.

Подходы к лечению головной боли

Далеко не все средства, используемые при лечении ГБ у взрослых, могут применяться в педиатрической практике вследствие возрастных ограничений. Классическим примером служит анальгин (метамизол натрия), который в мировой практике не назначается детям до 14-летнего возраста (в РФ — до 6 лет). Другим средством, применять которое у пациентов до 16-летнего возраста следует с осторожностью, является ненаркотический анальгетик напроксен (наликсан).

Ниже перечислим современные подходы к лечению трех основных цефалгических синдромов — мигрени, кластерной головной боли и головной боли напряжения.

Лечение мигрени. Профилактическое лечение проводят только при рецидивирующих цефалгиях, устойчивых к используемым средствам неотложной терапии . Мигренозные приступы подлежат лечению только тогда, когда речь идет о часто повторяющихся тяжелых приступах, мешающих активной жизни ребенка . В ряде случаев приходится рассчитывать лишь на частичный эффект, хотя назначение вазоконстрикторов типа эрготамина и/или кофеина при первых симптомах приступа может помочь его купировать (в РФ широко употребляется препарат кофетамин, сочетающий оба упомянутых компонента). Его назначают детям старше 10 лет двукратно, с интервалом 30 минут, по 1 таблетке на прием (в каждой таблетке 0,1 г кофеина и 0,001 г эрготамина тартрата). Назначение простых (ненаркотических) анальгетиков (парацетамола и др.) зачастую оказывается не менее эффективным.

При остром приступе мигрени режимные моменты должны сочетаться с приемом анальгетиков: отдых ребенка в постели (в темной комнате) и прием парацетамола или ацетилсалициловой кислоты. Последняя в педиатрии используется с осторожностью (у детей до 2 лет — только по жизненным показаниям) во избежание развития синдрома Рея . Именно парацетамол (в дозе 15 мг/кг/сутки) — наиболее эффективное и безопасное средство, назначаемое при мигренозных приступах умеренной и сильной выраженности. Ацетилсалициловая кислота эффективна лишь при легких приступах . Другие препараты для лечения сильных приступов — напроксен, ибупрофен, фенацетин или кофеин (отдельно или в сочетании с другими лекарственными средствами).

Для детей старше 10 лет препаратом выбора считается эрготамин. Его назначают перорально в самом начале приступа (доза зависит от используемой лекарственной формы, продолжительность курса лечения не должна превышать 7 дней). Препарат противопоказан детям, у которых в констрикторной фазе приступа отмечается гемианопсия или гемипарез.

Фенацетин, как и парацетамол, относится к ненаркотическим анальгетикам. Применяется 2-3 раза в день в сочетании с такими средствами, как анальгин (с учетом возраста), кофеин и др. Его использование ограничено из-за наличия побочных эффектов (аллергических реакций, «фенацетинового» нефрита, метгемоглобинемии, анемии и т. д.) . Фенацетин назначают из расчета (разовая доза) 0,15 г — для 3-4-летних пациентов, 0,2 г — для детей 5-6 лет, 0,25 г — для 7-9-летних и 0,25-0,3 г — для 10-14-летних детей (для пациентов до 1 года — по 0,025-0,05 г, до 2 лет — по 0,1 г на прием). В РФ фенацетин выпускается преимущественно в таблетках, содержащих по 0,25 г собственно фенацетина и ацетилсалициловой кислоты, 0,05 г кофеина). Фенацетин входит в состав комбинированных средств (асфена, кофицила, новомигрофена, пиркофена, седальгина, цитрамона и т. д.).

Ибупрофен (бруфен) — нестероидное противовоспалительное средство (НПВС). Детям назначается из расчета 20-40 мг/кг/cутки (3-4 раза в день, per os или ректально) .

Напроксен — еще одно НПВС, назначаемое детям в возрасте до 5 лет из расчета 2,5-5 мг/кг/сутки в 1-3 приема (продолжительность лечебного курса — до 14 дней), а пациентам старше 5-летнего возраста — в дозе 10 мг/кг/сутки .

Кофеин — психомоторный стимулятор, используется в комбинации с другими лекарственными веществами (анальгетиками и т. д.). Детям старше 2 лет (до этого возраста препарат не назначают) кофеин дозируют по 0,03-0,075 г на прием (2-3 раза в день). Кофеин входит в состав комбинированных таблеток (кофетамина, аскофена, новомигрофена, кофицила, пирамеина, цитрамона и др.).

Суматриптан (селективный агонист 5-НТ1-рецепторов) эффективен при лечении мигренозных приступов у взрослых. Однако при лечении детей с мигренью суматриптан не обладает какими-либо преимуществами по сравнению с ибупрофеном .

Профилактическое лечение. Пропранолол детям назначают внутрь в начальной дозе 0,5-1,0 мг/кг/сутки 2 раза в день, поддерживающая доза — 2-4 мг/кг/сутки. При наличии сердечной недостаточности или бронхоспазма препарат не применяется .

Флунаризин — блокатор кальциевых каналов. Детям с весом до 40 кг назначается в дозе 5 мг 1 раз в сутки. Остальным категориям детей флунаризин назначают так же, как взрослым (по 20 мг 1 раз в первые 2 недели профилактического лечения, затем по 5-10 мг/сутки в 1-2 приема) .

Антиконвульсанты класса фенобарбитала или вальпроевой кислоты в ряде случаев позволяют предотвратить приступ, но назначаются только при часто повторяющихся приступах. Дозировки для обоих антиконвульсантов подбирают индивидуально (под контролем врача).

Трициклические антидепрессанты (амитриптилин и др.) редко используются для профилактики мигрени (чаще эти препараты применяются при головной боли напряжения).

Симптоматические средства. При тошноте и рвоте применяется метоклопрамид (церукал, реглан) в дозе 0,5 мг/кг (внутривенно, внутримышечно или внутрь). В этом случае также используют хлорпромазин (нейролептик из группы фенотиазиновых производных) и прохлорперазин .

Хлорпромазин. Для достижения быстрого эффекта можно использовать до 3 возрастных доз препарата (внутривенно) через каждые 15 минут. При парентеральном введении у детей старше года разовая доза составляет 250-500 мкг/кг (максимальная доза у детей в возрасте до 5 лет или с массой тела до 23 кг достигает 49 мг/кг/сутки, а в возрасте 5-12 лет или с массой тела 23-46 кг — 75 мг/кг/сутки). При приеме внутрь пациентам в возрасте 1-5 лет препарат назначают в суточной дозе 500 мкг/кг (каждые 4-6 часов), детям старше 5 лет — от 1/3 до 1/2 дозы взрослого (разовая доза для взрослых составляет 10-100 мг, суточная — 25-600 мг). Максимальная доза для детей до 5 лет при приеме внутрь — 40 мг в сутки, для пациентов старше 5 лет — 75 мг в сутки .

Немедикаментозные методы лечения мигрени

Диетотерапия. Поскольку пищевая аллергия нередко играет роль пускового фактора мигрени и у детей, рекомендуется исключать из рациона ребенка, страдающего мигренью, ряд продуктов (молоко, сыр, яйца, шоколад, апельсины, изделия из пшеничной и ржаной муки, помидоры и т. д.) . Следует избегать продуктов с такими пищевыми добавками, как глутаминат натрия и нитриты .

Среди других немедикаментозных подходов к профилактическому лечению мигрени следует упомянуть занятия ушу, каратэ, йогой, тренинговую систему «биологической обратной связи», иглорефлексотерапию.

Лечение кластерной головной боли. В терапии острых приступов заболевания широко используется суматриптан. Менее эффективными средствами считаются НПВС и производные эрготамина. Вдыхание чистого кислорода также входит в число лечебных мероприятий при развитии приступов кластерной головной боли (ингаляции 100%-ного кислорода).

Профилактическое лечение пучковой головной боли предусматривает назначение β-адреноблокаторов (пропранолола и др.), карбамазепина, препаратов лития, а также преднизолона (курсом продолжительностью не более 5 дней) и блокаторов кальциевых каналов (верапамила) . Дозировка пропранолола приведена выше.

Карбамазепин (тегретол, финлепсин) — антиконвульсант (производное иминостильбена). Средняя суточная доза препарата (внутрь) составляет 20 мг/ кг/сутки (в среднем у детей до года — 0,1-0,2 г, 1-5 лет — 0,2-0,4 г, 5-10 лет — 0,4-0,6 г, 10-15 лет — 0,6-1,0 г/сутки) .

Из препаратов лития чаще используется лития карбонат (контемнол, седалит). Это нормотимическое средство принимают во время еды, запивая его водой или молоком. При этом контролируют содержание в крови лития, поддерживая его концентрацию 0,5-1,0 ммоль/л. При дозе лития карбоната, составляющей 1,0 г/сутки, нормализации концентрации лития следует ожидать через 10-14 дней. Курс профилактической монотерапии препаратами лития карбоната должен составлять не менее 6 месяцев .

Преднизолон. При необходимости в первые дни лечения этот кортикостероидный гормон назначают (per os) из расчета 1-1,5 мг/кг массы тела/сутки, затем дозу уменьшают и препарат отменяют .

Верапамил (изоптин, феноптин) — блокатор кальциевых канальцев. Принимается внутрь во время или сразу после еды (в 2-3 приема). Препарат запивают достаточным количеством жидкости. Для детей в возрасте 1-15 лет дозировка составляет 0,1-0,3 мкг/кг/сутки (разовая доза не более 2-5 мг) .

Лечение головной боли напряжения. При данном заболевании ведущая роль принадлежит лечению НПВС. Кроме того, может использоваться комбинация НПВС с диазепамом (седуксеном, реланиумом). Последний назначают (при приеме внутрь) в следующей разовой дозировке: 1-3 года — 0,001 г, 3-7 лет — 0,002 г, 7 лет и более — 0,003-0,005 г .

Тизанидин (сирдалуд) — миорелаксант центрального действия, широко используемый в терапии ГБ напряжения у взрослых. Опыт его применения у детей ограничен .

Трициклические антидепрессанты (амитриптилин, имипрамин). Независимо от возраста и пути введения (внутрь, внутримышечно, внутривенно) амитриптилин назначают с 0,05-0,075 г/сутки, постепенно увеличивая дозу на 0,025-0,05 г до достижения эффекта . Имипрамин (мелипрамин, имизин) детям назначают начиная с 0,01 г 1 раз в день, постепенно (в течение 10 дней) дозу увеличивают до 0,02 г детям 1-7 лет, до 0,02-0,05 г — детям 8-14-летнего возраста (пациентам старше 14 лет — до 0,05 г и более в день).

Литература
  1. Яхно Н. Н., Парфенов В. А., Алексеев В. В. Головная боль: Справочное руководство для врачей "Р-Врач". Серия "Нозологии". М., 2000. 150 с.
  2. Chu M. L., Shinnar S. Headaches in children younger than 7 years of age // Arch. Neurol. 1992. vol. 49. P. 79-82.
  3. Headache Classification Committee of the International Headache Society. Classification and diagnostic criteria for headache disorders, cranial neuralgias and facial pain // Cephalalgia. 1988. V. 8. Suppl. 7. 96 p.
  4. Goadsby J. P. Update of the anatomy and physiology of headache // Abstr. of 2-d Congress Eur. Fed. Chapt. of IASP. Barcelona. 1997. P. 79.
  5. Терапевтический справочник Вашингтонского ун-та/ Под ред. М. Вудли, А. Уэлан; пер. с англ. М.: Практика. 1995. 832 с.
  6. Dalessio D. J. Wolff"s headache and other head pain. Oxford University Press. New York. 1980.
  7. Oleson J., Edvindsson L. Migraine: a research field matured for the basic neurosciences // Trends Neurosci. 1991. Vol. 14. P. 3-5.
  8. Lauritzen M. Pathophysiology of the migraine aura. The spreading depression therapy //Brain. 1994. Vol. 117. P. 199-210.
  9. Ferrari M. D. Cerebral blood flow during migraine attacks without aura and effect of sumatriptan // Arch. Neurol. 1995. Vol. 52. P. 135-139.
  10. Congden P. J., Forsythe W. I. Migraine in childhood: a study of 300 children / /Dev. Med. Child Neurol. 1979. Vol. 21. P. 209-216.
  11. Неврология/Под ред. М. Самуэльс; Пер. с англ. М.: Практика. 1997. 640 с.
  12. Child Neurology (Menkes J. H., Sarnat H. B., eds.).-16th ed. Lippincott Williams and Wilkins. Philadelphia-Baltimore. 2000. 1280 p.
  13. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. 8-е изд., перераб. и дополн. М.: АстраФармСервис. 2002. 1488 с.
  14. Hamalainen M. L. Ibuprofen or acetaminophen for the acute treatment of migraine in children. A double-blind, randomized, placebo-controlled, crossover study // Neurology. 1997. Vol. 48. P. 103-107.
  15. Машковский М. Д. Лекарственные средства. В 2 ч. 12-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина. 1993.
  16. Регистр лекарственных средств России "Энциклопедия лекарств"/ Гл. ред. Г. Л. Вышковский. 9-е изд., перераб. и доп. М., РЛС-2002. 2002. 1504 с.
  17. Hamalainen M. L., Koppu K., Santavuori P. Sumatriptan for migraine attacks in children: a randomized, placebo-controlled study // Neurology. 1997. Vol. 48. P. 1100-1103.
  18. Egger J. Is migraine a food allergy? // Lancet. 1983. Vol. 2. P. 865-869.
  19. Уилкинсон М. Мигрени и головные боли / Пер. с англ. К.: "София". 1997. 112 с.
  20. Клинические рекомендации, основанные на доказательной медицине / Пер. с англ. под ред. И. Н. Денисова, В. И. Кулакова, Р. М. Хаитова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 1248 с.
Loading...Loading...